Open
Close

Почему иконы плачут научное объяснение. Мироточение икон: научное объяснение чуда

Мироточение икон. Почему плачут иконы?

Каждое мгновение в мире происходит что-то необычное. Кто-то выигрывает в лотерею, кому-то отвечает взаимностью любимый человек, или безнадежно больной неожиданно выздоравливает. Но все это – чудеса мимолетные, а в поисках вечных люди часто обращаются к Богу. Споры о существовании Бога ведутся столько же, сколько существует религия. А что сказать о мироточении? В действительности ли это очередное чудо Господнее, данное людям, чтобы вернуть и укрепить их в вере или попросту чья-то мастерская шутка?

«Классическое», если можно так сказать, миро – это деревянное масло с красным вином и благовониями, которое употребляется в христианских обрядах. Говорят, что обряд мироварения установлен еще 12 апостолами, которые последовали за Христом. Главные компоненты его – масло и вино – варит лично патриарх, на медленном огне в котлах раз в несколько лет на специальном богослужении, а когда смесь густеет, туда добавляются благовония. Полученная субстанция разливается по освященным сосудам, запечатывается и рассылается по епархиям. Миро хранится в алтарях на престолах и используется церковью при совершении таинств миропомазания после крещения, при коронации, а также при освящении престолов храмов.

Если следовать логике, то мироточение – это истечение из икон той самой субстанции, которая описана выше. Но… названо оно было только по аналогии с церковным миро – за маслянистость (да и то не всегда) и очень сильный аромат роз или сирени. Больше между двух миро нет абсолютно ничего общего.

Первый случай, описанный на Руси мироточения произошел в конце XIII столетия в Великом Устюге. В те времена в городе жил юродивый Прокопий, обладавший даром «прозорливости» – ясновидения. 1290 год — он начал взывать к горожанам: «Покайтесь и исправьтесь, или погибните от огненного града», – но люди лишь посмеивались. Но, как и предсказывал юродивый, спустя несколько дней, в воскресный полдень, над городом появилась черная «каменно-огненная» туча.

Устюг погрузился во тьму, прорываемую только раскатами грома. Горожане кинулись в храмы с молитвой и раскаяньем. Больше всего народа собралось в соборе, где перед иконой Благовещения истово молился Прокопий. И тут от иконы начало источаться так много мира, что им смогли наполнить церковные сосуды. Тогда же, практически сразу, тучи отошли от города, гроза разразилась в 20-ти верстах и уничтожила целый лес. А миром, истекшим от иконы, мазались жители города, и многие «получали исцеление от всяких болезней».

Более известной в наше время является, пожалуй, Иверская Монреальская икона Божьей Матери, мироточившая в течении 15-ти лет начиная с 1982 г. Православные считают мироточение этой иконы одним из величайших чудес прошлого века. История ее считается чудесной. Хранитель иконы, Иосиф Муньос Кортес, который преподавал в Монреальском университете историю искусств, в том году отправился в Грецию, на Афон, земную обитель Пресвятой Богородицы.

Там, в Даниловом скиту на Афоне он увидал Иверскую икону Богородицы – список со знаменитой Иверской Вратарницы. Иосиф попросил монахов продать ему этот список, почувствовав, что икона должна быть с ним, на Западе, но ему было отказано. Однако на другой день, когда Кортес собрался уже уходить, его догнал игумен и благословил иконой Божьей матери, сказав, что Царица Небесная сама ему эту икону благословляет.

1982 год, 24 ноября — Иосиф проснулся от того, что в его комнате раздавалось необычное благоухание – по иконе Богородицы текли ароматные струйки мира. Кортес отнес икону в храм, и с того времени она мироточила ровно 15 лет, оставаясь сухой лишь одну неделю – в Страстную седмицу Великого поста, перед Пасхой. И все эти годы Иосиф летал с чудотворной мироточивой иконой по всему миру: от Австралии и Аргентины до Болгарии.

Исцеления миром, вес которого за все годы в несколько раз превысил вес самой иконы, были зафиксированы в огромном количестве, в том числе и от неизлечимых болезней. Но в 1997 г. хранителя убили в Греции, а следы иконы, о которой по сей день ходят легенды, затерялись, и ее никак не могут найти… Правда, ходят слухи, что мироточить она перестала, после гибели ее хранителя.


Существуют и более таинственные случаи мироточения. Так, ежегодно на 24 часа засохшая кровь на дне пиалы, хранящейся в неапольском соборе, вдруг обращается в красную жидкость, которую католики считают кровью святого Януария, епископа Беневито, обезглавленного римлянами в 305 г. Превращение из твердого в жидкое созерцали и подтвердили много врачей и ученых, равно как и приверженцы католицизма. И объяснения этому феномену нет.

1953 год, 29 августа — беременная женщина по имени Антониетта Янузо, проживавшая в Сиракузах (Сицилия), обнаружила, что гипсовая статуэтка Девы с Младенцем… плачет. Местные церковные власти захотели сами убедиться в ее истинности, и когда образцы текущей из глаз Мадонны жидкости проанализировали, то выяснилось, что их не отличить от настоящих человеческих слез. Церковь тут же признала чудо и воздвигла раку, где пилигримы почитают статуэтку и в наши дни.

Во всем мире известна и чудотворная икона «Возложение тернового венца на голову Спасителя», находящаяся в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Сюжет иконы повествует о последних днях Христа, когда римские воины, насмехаясь над Иисусом, возложили на его голову терновый венец. С начала христианской эры эта икона кровоточила только три раза.

Впервые икона в храме Гроба Господня замироточила в 1572 г. На месте нынешнего образа в те времена находилась древняя фреска на тот же религиозный сюжет. И вот накануне Пасхи паломники ужаснулись: фреска «ожила», по ней начали течь струйки жидкости, похожие на кровь. А спустя несколько дней, 24 августа 1572 г, во время печально известной была уничтожена практически треть населения.

Свидетелями второго кровотечения «Возложения…» накануне Пасхи в 1939 г. были несколько монахов при Иерусалимском монастыре, доложившие о чуде Патриарху Иерусалимскому, а тот передал сообщение о знамении Папе Римскому. Известно, что в сентябре этого года началась Вторая мировая война… 2001 год, апрель — свидетелями мироточения стали не только руководитель Русской духовной миссии в Иерусалиме иеромонах Феофан и Патриарх Иерусалимский Ириней, но и тысячи паломников со всего мира.

В ночь со Страстной пятницы на Великую субботу, когда Ириней благословлял верующих, на плаще Христа появилась жидкость, стекавшая алой струйкой на ноги. Мироточение не прекращалось целый день и перестало перед самой Пасхой…11 сентября в результате теракта обрушились нью-йоркские башни-«близнецы», унеся сотни жизней…

Перечислять случаи мироточений можно бесконечно долго, и каждое из них отмечается своей собственной неповторимой историей. Но, продолжая тему иконы «Возложение тернового венца на голову Спасителя», хочется отметить еще два грозных знамения, которые известны, пожалуй, каждому жителю СНГ.

Так, начало кровопролитной войны в Чечне ознаменовалось тем, что в станице Зеленчукской заплакали в храме иконы «Скоропослушника» и «Иверская». Накануне начала учебного 2004 года также зарыдала икона – 1 сентября произошел захват заложников в осетинской школе. В действительности, прослеживается ничем не объяснимая связь между мироточениями и трагическими событиями, и сразу вспоминаются слова стариков: если икона начала плакать слезами или кровью – быть большой беде…

Мироточат, «плачут» иконы во всем мире, но «рекордсменкой» в этой «области» чуда все-же признана Россия. Но есть и своеобразная общемировая статистика: если до конца XIX столетия «плачущие» иконы встречались довольно редко и считались божественными знамениями, то в конце прошлого – нынешнем веке количество мироточивых икон стало просто невероятным!

Речь идет о тысячах и тысячах мироточивых ликах – в храмах, монастырях и даже квартирах простых верующих. При этом началось повальное мироточение не только старых образов (ведь ранее это считали привилегией только старинных, намоленных икон), но и молодых, написанных в XX столетии. И объяснить это резкое увеличение, как собственно и сам факт мироточения, полноценно не может ни церковь, ни, тем более, наука.

Любопытно отношение к мироточению религиозных и светских властей в России. До революции 1917 г. имел место строгий порядок проверки таких чудес. Мироточивую икону вначале осматривала комиссия местной епархии, после приезжали эксперты, назначенные патриархом. Если они также считали, что видят чудо, икону помещали под стекло и ставили охрану. Если и тогда икона продолжала мироточить, то о чуде объявлялось официально. Но всегда самыми первыми к «расследованию» приступали не церковники, а… сотрудники ближайшего полицейского участка, потому как спекуляций на вере прихожан всегда хватало.

Известен случай, как монахи в своих корыстных сиюминутных политических целях объявили о «плаче» икон от реформ . «Кровавые слезы» оказались всего лишь искусно подведенным через систему трубочек вишневым соком, и Петр издал тогда предписание: «Владыки святые! Приказываю, чтобы Богородицы отныне не плакали. А если Богородица еще хотя бы раз заплачет лампадным маслом, то зады у попов заплачут кровью»…

Сейчас по всему миру также имеются специальные комиссии по установлению чуда, в которые входят как богословы, так и ученые-химики и физики. В частности в России в 1999 г. при отделе катехизации Московской патриархии была создана Комиссия по описанию сведений о чудесных знамениях, происходящих в Русской православной церкви, которая исследует мироточение, слезоточение икон, обновление икон и повторение изображения икон на стекле киота. Предварительные выводы комиссии (именно предварительные, так как случаи церковных чудес стремительно нарастали) за первые 5 лет ее работы таковы: происходит нечто необъяснимое в истории России, а возможно, и во всей двухтысячелетней истории христианской церкви…

Выделены и две особо крупные волны мироточений. Первая приходится на начало 1920-х г. Петроградская, Псковская губернии, Украина, юг России, Дальний Восток, Приморье – там наблюдались десятки случаев обновления икон. Темные лики на образах просветлялись, становились яркими, сияющими. Это происходило и в храмах, и в домах простых верующих. А вторая волна – это наше время…

В целом же, мироточение – это одно из немногих земных (или все-же небесных?) чудес, которому наука никак не может найти хоть сколько-нибудь правдоподобного объяснения. Существуют лишь сухие факты и результаты анализов. Выглядят они так. Прежде всего следует отметить, что название это общее, и существует, собственно, само мироточение и его уже упоминавшиеся «подвиды», зависящие от того, какая влага выделяется из иконы. А вид, цвет и консистенция образующейся жидкости различны: от густой, тягучей смолы до прозрачной росы, потому говорят о «елеточении» или «росоточении». Пахнет она розой, сиренью или ладаном, и запах густой, устойчивый, способный заполнить собой целую площадь.

Также различаются мироточение и слезоточение, выделяются в отдельную нишу случаи, когда иконы плачут кровью. Форма и размер капель тоже весьма различны. Временами они покрывают все изображение, порой как бы струятся из определенных точек. Существуют случаи, когда миро текло снизу вверх, вопреки закону тяготения. Миро может на некоторое время исчезать, а потом появляться снова, именно оно приводит к обновлению образов, когда краски неожиданно приобретают первоначальные насыщенные цвета…

Мироточат и бумажные ксерокопии, литографии, фрески, фото икон и даже металлические иконы. Замечена связь мироточения с определенными событиями, но не только с катастрофами. Так, можно отметить случай, когда члены семьи Романовых были признаны мучениками, одновременно замироточили много образов, при этом от литографического изображения иконы Владимирской Божией Матери шел сильный запах любимых духов императрицы Александры Федоровны, позднее переименованных в «Красную Москву».

Зафиксировано и множество случаи исцеления при помощи миро, в частности таинственная жидкость, собираемая с полутораметрового деревянного распятия в маленьком храме города Маунт Причард (Австралия), почему-то лучше всего помогает от рака и астмы… А ее спектрографический анализ показал только, что по своему составу она схожа с оливковым маслом…

Состав миро – вообще тема для отдельного разговора. Так, Владимир Павлов, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник МИАН им. В.А.Стеклова говорит: «Мироточащая икона, на которой „из ничего“ образуется священное миро, нарушает научное представление о мироздании. Ведь что происходит при этом? „Из ничего“ образуется материя – миро, слезы, капли крови на иконах. Для ученого это потрясающее открытие! С позиции современной науки такое может происходить только путем превращения энергии в вещество – процесс, обратный тому, в ходе которого на атомной электростанции вещество превращается в энергию. Проще усомниться и посчитать себя обманутым…

Есть, конечно, корпускулярно-волновая теория, что единая материя может проявлять себя и как волна, и как материя, частица. Может быть, мироточение – одно из такого рода проявлений. Следует лишь помнить: не все знания в мире получены научным путем. Есть знания, про которые мы вообще не можем сказать, откуда они. Мы попросту знаем, что это так. Но есть в проявлениях чудес и такие аспекты, которые возможно изучать в рамках науки. К примеру, химический состав мира. В Клину на иконах выступает органическое масло, по составу близкое к подсолнечному. Но, конечно, знание его химического состава ничуть не приближает нас к разгадке самого феномена».

А Московский патриархат, также занимавшийся анализом миро, сообил, что «чаще всего это белковое вещество неизвестного происхождения». Лабораторные опыты показывают, что некоторые виды миро похожи по составу с известными маслами, другие представляют из себя самые настоящие человеческие слезы или плазму крови.

Одни из последних исследований были проведены в биологических лабораториях Киевского университета. Ученые делали анализ миро, источаемого мощами святых, покоящихся в Киево-Печерской лавре, и оно оказалось веществом с большим содержанием белка, однако…. Все биологи затрудняются с его классификацией и говорят только одно: такое вещество может источать только живой организм… И в дополнение ко всем тайнам мироточения прибавляется еще одна – неужели иконы живые?!

Экспертная рабочая группа занимается исключительно научным описанием чудес. Так, в многочисленных случаях, связанных с "плачущими иконами", специалистов интересует прежде всего вещество, выделяемое при мироточении. Впрочем, следует разобраться в терминах. Вообще-то миро - это особым образом приготовленный освященный состав из елея (масла) и более сорока благовонных трав и веществ. Составление и освящение мира происходит один раз в несколько лет в Успенском соборе Москвы, после чего оно отправляется в специальных сосудах по всем епархиям Русской православной церкви. Правомерно ли говорить о том, что "плачущие иконы" выделяют именно миро? Скорее да, утверждают эксперты. Само чудесное событие может развиваться по разным сценариям, но результат всегда один - на поверхности иконы возникают капли некой маслянистой жидкости органического происхождения. Их может быть мало - одна-две. А может быть так, что вся поверхность иконы окажется увлажненной. Капли могут быть бесцветными или окрашенными. Могут не иметь запаха, а могут благоухать. Например, те люди, которым выпала возможность лицезреть "слезы" чудотворной Иверской (Монреальской) иконы Божьей Матери, рассказывают о незабываемом благоухании. Павел Флоренский вспоминает такой случай: "В 90х годах музей Андрея Рублева передавал одной из московских церквей икону Пресвятой Богородицы. Приехали иереи, распалили кадило. Затем внесли саму икону - черную, лик на ней еле-еле "просвечивался". Священники прочитали акафист, и произошло удивительное событие - икона на глазах "ожила". Богородица четко "проявилась" на иконе. В какой-то момент я уловил необыкновенное благоухание, я бы назвал его запахом иного мира. Но это точно был не запах ладана или розового масла".

В то же время не совсем верно говорить о мироточении, считают эксперты. Скорее этому необыкновенному процессу подходит название "маслопоявление" или "маслоконденсация". Чтобы было более понятно, Павел Флоренский приводит в пример такой случай. Однажды экспертам стало известно, что под Брянском проживает женщина, у которой в квартире все иконы начинают выделять миро. Специалисты выехали на место, чтобы лично убедиться в необычности происходящего. Хозяйка встретила их радушно, аккуратно расстелила на столе скатерть, а на нее положила привезенные образа. После чего приглашенный батюшка попросил всех выйти из комнаты и отслужил молебен. Через пару часов иконы покрылись капельками золотистой маслянистой жидкости. Но, что странно, масло появилось и на лежавшей рядом шариковой ручке. Если процесс свят, тогда при чем тут ручка? На этот вопрос эксперты пока не знают ответа. Впрочем, они не ручаются и за чистоту эксперимента, так как им приходилось на время покидать помещение. И тем не менее. "Появление масла на иконе, когда из ничего образуется священное миро, нарушает абсолютно все законы природы. Это настоящее чудо, которое по определению противоречит науке", - считает Павел Флоренский.

Но в науке нет и не может быть понятия чуда. "Мир устроен таким образом, - говорит Александр Московский, - что законы природы в нем выполняются с неумолимостью, а всякое чудо воспринимается просто как очень редкое, почти невероятное, но тем не менее случившееся событие. Как-то накануне пасхального богослужения протоиерей Александр Трушин из подмосковного села Лямцино, подходя к храму, услышал, что в нем раздается чудное пение. Батюшка поначалу подумал, что опоздал к службе, но, взглянув на дверь, увидел замок. Это, конечно, можно было бы списать на богатое воображение, но в его храме такие случаи происходили еще по крайней мере дважды. Еще был случай в Поволжье. Люди шли крестным ходом из одного села в другое и услышали колокольный звон. Только вот колоколов-то поблизости нет. И таких примеров масса".

Ответственный секретарь экспертной рабочей группы кандидат технических наук Борис Соколов призывает сдержанно относиться к оценке явления "мироточение". Учение Православной церкви о чудесах и знамениях уже изложено, например, в работах святителя Игнатия (Брянчанинова). Однако зачастую и в публикациях, и в беседах встречаются факты неточного и путаного использования и трактовки понятий "чудо" и "знамение". Также стала очевидна необходимость свести воедино признаки истинных чудес и знамений, что и было проделано для удобства осознания, обсуждения и практического использования. "Истинное чудо не бывает анонимным, - говорит Борис Соколов, - его творец всегда достоверно известен. Чудо дается конкретным людям, и его смысл должен быть им совершенно понятен. Чудо совершается только в определенной духовной обстановке, то есть при наличии веры. Знамения давались не верующим, но неверующим, а для верующих же предназначены пророчества. Факты какого-либо чуда и обстоятельства, его сопровождающие, должны быть полностью достоверны".

А вот установить достоверность события порой не так уж просто. Ведь нужно проанализировать показания большого числа свидетелей и определить, насколько точны и непротиворечивы детали явления. К примеру, если мы возьмем мироточение икон, то, как правило, особенностью этих явлений является неясность смысла. Согласитесь, трудно представить себе, что если мироточит икона Богородицы, то это чудо творит Богородица, а если икона Спасителя или Царя-мученика, то это их знамения. А как тогда быть, если в одном и том же месте одновременно начинают выделять "миро" самые различные иконы? Возможно, нам кто-то что-то хочет возвестить.

Возможно, вот только непонятно, что именно и кому конкретно. А ведь мироточат как деревянные иконы, так и отпечатанные типографским способом. Даже были случаи, когда миро появлялось на фотографиях икон. Поэтому можно предположить, что все эти явления могут быть вовсе не знамениями, а иметь совсем другой смысл и цели. "Истинные чудеса происходят там, где есть вера, - говорит Борис Соколов. - В безверии или маловерии возможны только ложные чудеса, а потому массовое появление в православной среде загадочных мироточений не может нас не настораживать. Да, нам известны факты чудесного исцеления людей после помазания их выделившимся из иконы миро. Но можно привести и примеры, как мироточение отрицательно сказывалось на здоровье целых семей".

Как показывает статистика, чаще всего мироточат иконы не в старых храмах, а в восстановленных или заново построенных. Там, где только налаживается церковная жизнь. И все по-разному воспринимают это чудо. У одних к мироточению оккультно-потребительское отношение, направленное, например, на желание вылечить болезнь. Другие относятся к подобным чудесам с равнодушным безразличием. "Например, когда мы обращаемся к тому или иному священнику с просьбой зафиксировать мироточение, - говорит Павел Флоренский, - то часто слышим в ответ: "Ну что в этом особенного?" И то правда. Не надо забывать, что чудо - обычная форма существования православной церкви". Многие священники вообще считают мироточение некой разновидностью полтергейста. Был, например, случай, когда, придя в храм, прихожане увидели на стене выше икон надпись "Любовь". Кто и когда мог ее сделать, да еще так высоко и в закрытой церкви, остается загадкой. Через пару дней надпись постепенно расплылась, и над ней проявилось второе слово - "Бог". Еще через пару дней со всех икон в этой церкви начало обильно стекать миро. В этом случае можно усмотреть разновидность полтергейста без элементов устрашения, но с очевидной целью привлечь внимание.

Если коротко дать оценку всех чудесных явлений, - говорит Борис Соколов, - то нужно признать, что они не соответствуют сформулированным признакам истинных чудес и знамений. Поэтому представляется необходимым дальнейшее их изучение и осмысление. И, следовательно, основная работа у нас еще впереди.


МНЕНИЯ:

Своим мнением относительно природы церковных чудес поделились сторонники материалистической теории их происхождения:

Александр Никонов, председатель Атеистического общества Москвы:

Настоящие чудеса делаются в цирке, а нечестные - в церкви. С этим явлением - мироточением - боролся еще Петр I. Он обещал повыдергать бороды всем, у кого икона замироточит. И с тех пор мироточения на Руси прекратились. До тех пор, пока не пришла либерализация. Сейчас мир потихоньку сходит с ума, скатываясь в Средневековье. Это последствия демократизации знаний. Хорошо, что академические ученые пытаются разобраться в происхождении чудес. Но было бы еще лучше, если бы к ним добавился опытный иллюзионист или фокусник. Потому что обмануть ученого - что обмануть ребенка. Ученые исходят априори из честности эксперимента. Когда он нечестен, они разводят руками и не знают, что сказать.

Игорь Доброхотов, научный сотрудник Института медико-биологических проблем:

Возможны три версии появления мироточения: чудо, естественные причины, рукотворный способ. Обзор фактов позволяет заключить, что версия о чудесном происходжении - самая маловероятная. Даже в церковных источниках мы встречаем, что "...по составу вещество с поверхности иконы идентично ароматизированному подсолнечному маслу". В принципе, возможны и естественные причины. Например, при высыхании дерева выходит смола, и многие дачные домики тоже "мироточат" в сухую жаркую погоду. Недосмотр при сушке досок для иконы может поспособствовать такому мироизлиянию.

Рукотворный способ может быть самым простым. Например, нанесение на икону масла. Это масло будет долгое время растекаться и высыхать, создавая видимость длительного мироточения.

Рассказывать истории о разоблачениях мироточения можно долго, и я хотел бы напомнить слова митрополита Николая (Кутепова): "Есть у нас приход в Богородском районе (Нижегородская область). Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. Ребята, надо же какую-то совесть иметь! Быстро создали комиссию. Все иконы протерли. Храм закрыли и опечатали. За неделю хоть бы одна капелька появилась". Тем же, кто все-таки уверен, что мироточение - истинно чудесное явление, я советую обратиться в CSICOP - американский комитет научных исследований паранормальных явлений, где за каждое доказанное чудо обещают баснословные деньги. Туда уже обращались по поводу мироточения, но всплыла фальсификация.

Просматривая церковные и околоцерковные ресурсы, часто натыкаешься на сообщения о новоявленных мироточивых или «нерукотворных» иконах. Многие с огромным интересом откликаются на эту информацию. И правда, казалось бы, в православии чудо - в порядке вещей, но что можно считать чудом? Да и всякое ли чудо от Бога?


Мироточение, как известно, есть чудесное истечение некой обычно благоуханной маслянистой жидкости. Это явление издревле известно в Церкви, но если обратиться к церковной истории, мы увидим, что случаи мироточения икон крайне редки: два-три на столетие. Например, случаев мироточения от богородичных икон за почти 2000-летнюю историю Церкви, вплоть до XX века, наблюдалось не более 18 раз (!) (Поселянин Е. Е. «Сказания о чудотворных иконах Богоматери»).

И вдруг в наше время мы натыкаемся, например, на следующую заметку: «В 1998 году в одной из келий Свято-Введенского монастыря замироточили иконы. Тогда в этой чудесной келье паломники стали намеренно оставлять свои иконы, которые тоже становились мироточивыми. А в монастыре стали вести учет: до начала 1999 года количество замироточивших икон было не более 100; в апреле - 2500; к концу 2000 года количество мироточивых икон перевалило за 7000… Т.е., мироточивыми становились около 209 икон в день ».

И таких заметок очень и очень много.

Также стоит отметить, что особо почитаемые у нас издревле иконы, как правило, ни разу не мироточили. Ничего такого ни разу не было связано ни с Владимирской иконой Богородицы, или например с одной из икон письма прп. Андрея (Рублёва).

Казалось бы, если некое весьма редкое исключительное явление в жизни Церкви вдруг приобретает массовость, это могло бы стать поводом задуматься: что-то здесь не так. Это настолько бросается в глаза, что даже апологеты новых мироточивых икон не могут пройти мимо этого факта. Однако воспринимают его некритично, исходя из принципа, что мироточение - априори Божье чудо.

Объяснения же весьма разнообразны, но, по большему счету, сводятся к тому, что сейчас время «глобального неверия», и такими чудесами Бог нас вразумляет и приводит в Церковь множество людей.

С этим трудно согласиться. На мой взгляд, сейчас время как раз «глобального всеверия»

Но «всякое древо познаётся по плодам». Взять, к примеру, известный случай массового мироточения икон в военном городке Клин-2, о котором много и охотно писала пресса. Напомню, у пожилой женщины дома замироточили иконы, причём не одна, а практически все. Тут же в её квартиру начались многочисленные паломничества. Люди приносили свои иконы, которые тоже начинали мироточить. Закончилась эта эпопея так: хозяйка квартиры«перестала участвовать в приходской жизни, перестала исповедоваться и причащаться… предпочтя устраивать самостоятельные молебны у себя дома, перед иконами. К ней в «паломничество» стали приезжать какие-то священнослужители из других епархий, читать там акафисты, какие-то «старцы», к которым на «лечение» она стала водить знакомых женщин».

Нецерковный характер этого «чуда» может подчеркнуть то, что, как только иконы приносились в храм, истечение «маслянистой жидкости» тут же прекращалось.

Этот эпизод - самый характерный, но далеко не самый редкий. Если «чудо» не приводит людей в Церковь, но способствует некой «альтернативной» духовности, от Бога ли оно?

И вот здесь вопрос: если это не Божье чудо, то что?

Ответов может быть несколько. Это может быть банальное шарлатанство, о котором известно ещё «с петровских времен». И правда, случаи, когда икона в некой квартире обильно источает «миро», а после принесения в храм прекращает «течь», настораживают. Особенно, если с такими «святынями» совмещается «сбор пожертвований».

Это может быть явление, имеющее физическую природу, ложно принятое за чудо. Есть ведь и так называемое кровоточение, когда икона как бы истекает кровью. И очень часто это всего лишь действие шелака, который из-за горячего влажного воздуха пробивается сквозь верхние красочные слои.

Но бывает так, что явление материально объяснить нельзя. Например, общеизвестна картонная икона Спасителя (обычная полиграфическая репродукция), которая однажды стала кровоточить. Здесь, на мой взгляд, нужно очень осторожно подходить к вопросу, согласно трезвой заповеди «не принимай, но и не хули». Лично у меня к упомянутому кровоточению есть одна, но конкретная претензия: «кровь» так залила лик, что он более не различим. Вместо светлого лика Спасителя, мы видим страшное чёрное пятно. Но если образ перестает нести на себе подобие Первообраза, то это уже не икона.

Вновь и вновь не устаю напоминать: икона есть изображение Господа Иисуса Христа (или Богородицы, или святых), если нет изображения – нет и образа. И это вызывает конкретное сомнение в божественном источнике данного чуда.

Впрочем, это мое частное мнение. Но важно знать, что мы можем принять за чудо бесовское искушение.

Здесь стоит вспомнить, что мироточение само по себе не есть исключительно христианский феномен

Известны аналогичные случаи, когда некая жидкость источалась и языческими изображениями. И сейчас «текут» не только иконы Христа, Богородицы и святых, но и изображения совершенно сомнительных личностей, таких как Григорий Распутин или царь Иван Грозный.

То есть, «мироточение» может иметь инфернальное происхождение. Ведь из жизнеописаний святых нам известно множество случаев, когда бесы пытались прельстить людей, имитируя чудеса и примеряя на себя образ ангелов, а то и Богородицы и самого Христа. Впрочем, это не удивительно, ведь если человеком движет не стремление ко Христу, а поиск «чудес», «откровений», различных экстатических состояний и просто острых ощущений, то темным силам трудно было бы этим не воспользоваться.

К сожалению, в отличие от дореволюционной практики, духовенство на местах часто спешит объявить произошедшее явление чудом, не дожидаясь выводов соответствующей церковной комиссии.

Возможно, я повторюсь, но отцы Церкви учат нас осторожнее относиться ко всем потусторонним явлениям.

«Некоторым враг внушил мысль, что если они не сподобятся в сей жизни благодатных даров от Господа, то и не получат их в будущей жизни. Одному из таких враг показал лучи, исходящие от иконы , приказал ему открыть рот и глотать их как благодатные дары. Тот по неопытности сделал это и затем, повредившись, через неделю умер, не принимая пищи от страха. Другой усердно молился пред иконой. Лампадка закачалась . Он принял это за признак угодности его молитвы. Лишь только утвердился в этой мысли, тотчас упал в обморок, и затем обмороки эти стали с ним повторяться. Третьему явилась икона Богородицы , к которой он приложился, сделался бесноватым и скоро умер. Таковы последствия доверия своему мнению, мнимой своей святости и достоинству в собственных своих глазах» («Духовная брань. О кознях врага спасения и как противостоять им»).

В Евангелии прямо сказано: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса , чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24)

Профессор Московской духовной академии А.И.Осипов по этому поводу конкретно говорит: «Уже сейчас идет активная подготовка сознания народа, в том числе и вполне православных («избранных») людей к исканию чудес, погоне за ними. Посмотрите, сколько литературы посвящено им. И, увы, многие православные уже хорошо знают, в каких нуждах каким иконам молиться, к каким святым обращаться, и к каким мощам прикладываться. Мысль о спасении от страстей и греха, от зла, неприязни, зависти, блуда, воровства постепенно отходит на второй план».

По словам Осипова, «через искание земных благ, чудес, прозорливцев» люди придут к тому, что примут антихриста, который будет совершать поражающие воображения чудеса».

Клин-9: запах и трепет

В военном городке Клин-9 в 2001 году у пожилой женщины дома замироточили иконы. И не одна или две, а абсолютно все! Телевидение, пресса: пройти мимо такой «картинки» тогда мог только ленивый, неважно, верующий или неверующий. Корреспондент «НС» Наталья БЕССОНОВА, в то время юная неофитка, побывала в паломничестве у мироточивых икон.

У Валентины Жучковой я была в 2003 году. Мироточение икон в ее квартире тогда только началось, но о нем было уже широко известно и за пределами Московской области. Поехать мне посоветовал мой духовник — для укрепления веры. Он предложил взять с собой из дома икону. Как мне рассказали перед поездкой — у некоторых людей привезенные иконы начинают мироточить еще в руках, когда они только заходят в квартиру, но это редкий случай. Всем остальным Валентина сама их помазывает ваткой с миром.

Итак, я собралась ехать. Ко мне присоединилась скептически настроенная подруга и один иеромонах, насельник подмосковного монастыря. Батюшка уже бывал у Валентины, оставил у нее свою икону и теперь хотел ее забрать назад. По дороге в машине мы обсуждали мотивы нашей поездки. Что нами движет? Любопытство? Да. Желание обладать личным «домашним чудом» — мироточащей иконой? Да. Хорошо это? Нет. Так что же мы едем? «Чудо, как началось внезапно, так может и закончиться — а мы потом будем жалеть, что не видели все своими глазами, хотя могли — вот поэтому и едем», — оправдывались мы друг перед другом.

Сладкий цветочный запах мы почувствовали, когда еще только приблизились к блочной пятиэтажке, во втором подъезде которой и находилась необычная квартира. В подъезде и вовсе стоял такой аромат, что воздух казался густым. От запаха и трепета перед встречей с чудом кружилась голова. Валентина приветливо нас встретила, меня и подругу провела в гостиную комнату и включила посмотреть фильм «Клинское чудо», где она рассказывает, как все началось, а сама пошла с батюшкой искать его икону.

После того, как мы посмотрели «вступительный» фильм, Валентина провела нас в соседнюю комнату, бывшую спальню, до потолка заставленную иконами. Их было очень много: бумажные, металлические, деревянные; старые и новые. Мироточили все иконы. Разные образы пахли по-разному. Например, иконы блаженной Матроны пахли лилиями не зависимо от того, где стояли и из чего были сделаны. Под всеми иконами лежали аккуратные тряпочки-полотенца и вата, чтобы миро не капало на пол (вату эту Валентина раздавала всем, кто приходил).


Батюшка начал служить молебен, после которого Валентина подвела нас к пластиковой кювете, где в мире «плавала» Иверская икона Божией Матери. Она вылила все миро из кюветы в аптечные пузырьки и подарила их нам, а иконочку протерла, положила обратно и предложила присмотреться к ее поверхности. На полиграфическом изображении появились пузырики-фонтанчики и кювета снова начала наполняться благоухающим составом. Если бы мне кто-то рассказал, что кювета по объему большая, чем икона, может наполниться до краев, я бы не поверила. Но я видела это своими глазами и даже сфотографировала.

Валентина рассказывала, как обновляются старые иконы, как в комнате пахло сырой землей перед террактом 11 сентября, как приходил физик и говорил, что это конденсат в воздухе и смеялся над ней, но когда подержал Иверскую и миро потекло по его рукам — уверовал и крестился, как кричат бесноватые, как исцеляются болящие, и много-много еще историй, страшных близостью духовного мира. Бедная женщина. Я слушала все это и думала, что вот, не приведи Господь, случилось бы такое у меня — я же сошла бы с ума в считанные часы, если не от гордости, так от полной невозможности существовать рядом с постоянным чудом, а она вот держится, смиряется даже как-то.

Хотя вид у нее несколько блаженный. Но поскольку и ситуация, в которой она живет, не рядовая, то наверно ей простителен некоторый восторженный мистицизм… Говорит, что для нее великая тайна, почему именно в этой квартире все началось, и что она не знает, с какой целью Господь все это устроил. Но раз Ему так угодно, она готова принимать бесконечные толпы людей в своей квартире, которая теперь похожа вагон метро в час пик, раздавать всем пузырьки с миром, рассказывать снова и снова, как все началось, и как уверовал физик.

Где-то через час всех этих разговоров и размышлений, осязания и обоняния — мозг отключается в аварийном режиме. Блокируется та его часть, которая отвечает за распознование реальности и анализ происходящего. Начинаешь все воспринимать «как должное». Да, действительно, на вырезанной из календаря бумажной иконе проступила свежая кровь и пахнет она «естественно» кровью; да, а вот потекла капля мира и с моей иконы, привезенной из дома…

Обратно мы возвращались молча. Моя «скептически настроенная подруга» так и доехала до Москвы с открытым от удивления ртом — икона, которую она привезла с собой в Клин, замироточила у нее в руках. После этой поездки девушка стала регулярно ходить в храм, исповедоваться и причащаться. Миро на иконах, привезенных домой, застыло капельками и скоро засохло, но кружащий голову запах держался еще очень долго.

Если судить по плодам, как советует Священное Писание, то нас увиденное укрепило в вере и это плод положительный. Но желания поехать туда вновь нет, потому что страшно. Сверхъестесственность происходящего в Клину очевидна. Но вот от кого это все-таки происходит? От Бога или нет? Не ясно, а потому страшно. Разобраться в этом своим умом не представляется возможным. Страшно ошибиться, так как слишком масштабна будет эта ошибка.

Мироточение в Клину: почему плачут иконы?

Спустя семь лет бесконечный поток паломников и зевак в Клину-9 иссяк. Клинское «мироточение» оказалось почти забыто не только журналистами, но и церковными людьми. Почему? Выяснить это пытался наш корреспондент Дмитрий РЕБРОВ.

Хранительница икон

От Москвы более полутора часов на электричке, от станции автобусом в пригород — расположена квартира Валентины Жучковой, «хранительницы» клинского чуда, в военном гарнизоне на самой окраине города. Здесь, налево от проходных, в панельной пятиэтажке уже семь лет мироточат иконы. У входа в подъезд недавно выстроенная часовенка, безлюдно. «Вы на прием? Проходите», — Валентина сама открывает дверь. На вид ей не больше пятидесяти, невысокого роста, голова покрыта платком. — «Вот, это здесь!» — указывает она рукой на дверь комнаты. «Приезжают со всего СНГ, из Канады, из Бельгии, Вашингтона, Нью-Джерси», — объясняет Валентина охотно, но, узнав, что мы приехали не просто «в паломничество», а писать репортаж, становится неразговорчива. «Публикации мне не нужны, журналисты к моим словам постоянно прибавляют тысячи искажений. Мне не нужно рекламы. Я устала за семь лет принимать по пятьсот человек в день. Да и соседи обижаются, не устраивает их все это…». Но поскольку, сегодня кроме меня, других посетителей нет, Валентина Михайловна рассказывает, как семь лет назад у нее дома «заплакали» иконы.


«За много лет я убедилась, что миро появляется не из икон, а сходит как облако. Происходит это незаметно», — объясняет Валентина Жучкова. Практически на всех иконах крупные капли — «миро» повсюду: на ликах, на одежде. У некоторых икон, лежащих в деревянных киотах, капли только снаружи, на стеклянной дверце, но большинство лежат без окладов, и там капли равномерно распределены по всей поверхности. Пахнет чем-то вроде карамели, впрочем, не так сильно, как описывали СМИ семилетний давности. Главная святыня — Иверская икона в открытом киоте — практически полностью погружена в масло. «Эта икона по-прежнему мироточит сильнее всех», — говорит Валентина. «Смотрите. Видите как появляются капли?», — говорит она, доставая икону. (формат иконы не более 15-20 см по диагонали). «Миро» медленно стекает с иконы, и на ее блестящей и влажной поверхности становятся заметны по мере сползания масла вниз несколько вздутий, как бы капель. Чуть позже поверхность начинает покрываться мелкими пузырьками, как бы от воздуха. «Вы видите? А то некоторые смотрят на икону, и говорят: как она мироточит, покажите, я достаю им, мы оба смотрим, я вижу, а он нет! — беспокоится Валентина. — То есть они просто не верят своим глазам, видят и не верят!». Своим глазам я поверил.

«Не является ли это все это подлогом? Нет, не является», — объясняет нам через некоторое время уже в самом Клину протоиерей Алексей Тюков, клирик Скорбященского храма, участник специальной комиссии благочиния по изучению феномена мироточения. Кроме этой комиссии, в компетенцию которой входила богословская и пастырская экспертиза, с «клинским мироточением» работала и экспертная группа по описанию чудесных событий, происходящих в Русской Православной Церкви, при Синодальной богословской комиссии Московского Патриархата под председательством Павла Флоренского: «Научной экспертизой занималась синодальная группа, и они, как и мы, можем подтвердить, что истечение маслянистой жидкости действительно происходит. Говорить, что это подделка, у нас нет оснований».

Однако священнослужители, окормляющие приходы клинского благочиния, в разговоре о «чуде» аккуратно подбирают слова: «Мы называем это явление не мироточением, а истечением маслянистой жидкости, — отмечает отец Алексей, — ведь сам по себе факт «мироточения» еще не дает возможности говорить, что это явление от Бога». И такая осторожность не случайна. По Апокалипсису, нет такого чуда, которое не может подделать антихрист. Многое смущает священноначалие в «клинской истории».

«Здесь происходит множество чудес, обращения, исцеления, — продолжает рассказывать Валентина. — Как пример — моя собственная семья, ее жизнь ведь перевернулась коренным образом. То, о чем я и мечтать не могла, случилось: дочь, которая долго не могла родить ребенка, имеет сейчас четверых детей. Все мои дети были неверующие, а теперь пришли к вере, повенчались, и живут церковным браком».


В квартире с иконами сейчас никто не живет: дети перебрались в Клин, а сама Валентина — в Тверь, где о своем чуде старается не распространяться: «В тамошний храм хожу обычной прихожанкой», — признается она. Раза два в неделю Валентина приезжает в гарнизон, где принимает паломников: мирян, монахов, священнослужителей. На вопросы: «а почему чудо произошло именно у вас?», — скромно отвечает: «Не знаю, наверное, это связано с самим местом, потому что я обычный грешный человек, и не считаю себя достойной по каким-то заслугам этого чуда, я просто хранительница этих икон».

Чудо есть, послушания нет
«Если вы отправитесь к благочинному, он вам такого наговорит, я даже спорить со всем этим не хочу!», — вздыхает на вопрос об отношении местных священнослужителей к чуду «матушка Валентина», как ее на монашеский манер называют иногда паломники.

Семь лет назад между Валентиной Михайловной и пастырями Клинского благочиния возник конфликт. Началось все с того, что после нескольких вопросов священства «хранительница чуда» прогнала пришедшую к ней от благочиния комиссию. «Мы тогда пришли посмотреть, — хотелось все увидеть своими глазами, побеседовать, — рассказывает отец Алексий Тюков, — но вдруг увидели на полках «мироточащими», кроме икон, и весьма сомнительные изображения, такие как портрет Ивана Грозного, какие-то фотографии духовников Валентины. После нашего вопроса о неканоничности изображений Ивана Грозного Валентина Михайловна прервала разговор и попросила нас покинуть помещение. Мы пытались получить хоть какую-то информацию об исцелениях, которые, как она говорила, здесь происходят, но ничего конкретного узнать не смогли. Сама Валентина Михайловна объясняет отсутствие такой информации у нее тем, что ей это просто «не нужно», сперва «как-то записывала», а потом устала, «всего-то не перепишешь!»

С пастырского собрания, на которое ее пригласило местное священноначалие, Валентина ушла сама: «Она обрушилась тогда на нас с бурей критики: почему мы не признаем «ее» чудо, и почему мы не напечатали о нем в церковной газете, когда о других чудесах печатаем, — рассказывает благочинный Клинского округа протоиерей Борис Балашов. — Дело в том, что в поселке Нудоль Клинского района, в храме Преображения Господня тоже замироточила икона. Мы напечатали об этом небольшую заметку в церковном приложении к районной газете. Про Валентинины иконы мы писать не стали, потому что отнеслись к ним с осторожностью, выбрали выжидательную позицию. На собрание мы пригласили Валентину побеседовать, она же с порога стала возмущаться, упрекать нас, обвинять в «неверии».

Настоятель храма в честь преподобномученика Серафима Клинского, расположенного в гарнизоне, священник Игорь Ковалев, чьей прихожанкой до «мироточения» была Валентина, рассказывает, что первое время она приносила ему иконы показывать, однако в храме их «мироточение» каждый раз прекращалось. — «Поначалу в церковь отдавала, но да что их относить, если они там не мироточат?», — резонно замечает теперь Жучкова.

Священник Игорь Ковалев склонен расценивать характер «мироточений» в квартире Валентины как «абсолютно нецерковный». «Из всех людей, кто посетил Валентину в нашем микрорайоне, до этого в церковь вообще не заглядывая, после просмотра «мироточения» в храм пришел только один человек, — говорит он». Учитывая, что храм отца Игоря в военном городке единственный, а посетила квартиру Жучковой чуть ли не большая часть жителей гарнизона, «миссионерский улов» чуда действительно невелик. «Мы никогда никому не запрещали туда ходить, хотя и не благословляли, но сейчас ни один прихожанин в нашем храме не посещает квартиру Валентины, хоть поначалу к ней и стояли огромные очереди, — продолжает отец Игорь. — Сегодня ездить стали гораздо меньше, а многие из тех, кто приезжает, заходят по пути в наш храм, и, поговорив с прихожанами или со мною, обсудив это, часто и вовсе решают не идти в квартиру. И наоборот, те, кто уже возвращается из квартиры, — к нам в храм, как правило, не заходят».

По наблюдениям местного священства, вокруг Валентины и «мироточивых» икон очень быстро собралась экзальтированная публика. «В итоге все это выразилось в том, что Валентина Михайловна перестала участвовать в приходской жизни, перестала исповедоваться и причащаться в храмах нашего благочиния, предпочтя устраивать самостоятельные молебны у себя дома, перед иконами. Это, конечно, еще не раскол, но уже некая нездоровая самостийность, — считает благочинный округа протоиерей Борис Балашов. — К ней в «паломничество» стали приезжать какие-то священнослужители из других епархий, читать там акафисты, какие-то «старцы», к которым на «лечение» она стала водить знакомых женщин».


«Чудо ради чуда — бессмысленно. Бог не действует просто так, Он всегда имеет очень определенную цель в плане спасения человека. А, попадая под авторитет Валентины, люди, увлеченные ее харизмой, получают неверное представление о Боге, о духовной жизни, — говорит отец Алексий Тюков. — Например, одному нашему прихожанину Валентина сказала, что «к батюшке приходить не нужно, причащение тебе не поможет». Мы, конечно, не можем от каждой бабушки требовать высот аскетического трезвомыслия, и, действительно, сами не можем с уверенностью сказать что-либо о природе «клинского чуда», но если есть чудо, но нет послушания, а напротив — скандалы, разделения, нас, как пастырей, это настораживает и определяет наше отношение к этому «чуду» как в высшей степени осторожное. Плод духа — это мир, а не разделения. Поэтому мы не благословляем своих прихожан посещать эту квартиру. Не хули и не принимай, если не можешь со стопроцентной уверенностью определить, какого духа это чудо — это древний святоотеческий принцип по отношению к «чудесным» явлениям. Им мы и руководствуемся».

Валентина подтверждает, что не ходит в храм, где не верят в «ее» чудо. Ее нынешний духовник живет далеко, в Почаевской лавре, и, как она говорит, это он посоветовал ей не давать никаких интервью. Но пока мы прощаемся, уже в дверях, она, без каких-либо вопросов с моей стороны, вспоминает про «различные подходы в Церкви к одним и тем же вещам», а если конкретнее, то про наболевшее: «Я вот никаких паспортов с чипами, никаких карточек брать не собираюсь — заявляет она. — Я ведь и от пенсии отказалась, и ото всех льгот. Для меня так легче. Зачем я под номером буду ходить? Я под именем своим хочу! Сейчас про Диомида говорят, что мол, это раскольник, он мол такой-сякой… А он ведь здесь был, и был не один раз! И хотя бы один епископ был таким, как он, так бы мнение свое высказывал, это же мученик просто!»

«Вы думаете почему иконы плачут?» — спрашивает она в последний момент, и сама же отвечает на свой вопрос: «Может именно потому и плачут, что вокруг все «зачипированно», везде эти карточки… Просто Бог видит, как мы живем, вот и плачут они!» Возможно, сама того не заметив, Валентина Жучкова сказала «мы». Только вот кого она имела в виду под этим «мы»: себя ли, пастырей благочиния, еще кого-то или всех вместе, осталось загадкой.

Иногда в жизни случаются разные чудеса. Одним из таких проявлений является мироточение икон. Что же такое миро? И что значит, если мироточит ? Попробуем найти ответы на эти часто задаваемые вопросы.

Святое миро: известные факты

До 20-го века в литературе встречается очень мало фактов этого необычного явления. Есть лишь небольшая скудная информация о том, что мироточили мощи Николая Чудотворца, Иоанна Богослова, Иоанна Скилицы и Дмитрия Солунского. И лишь с наступлением 90-х годов прошлого столетия иконы начали «плакать» во многих местах: монастырях, храмах, маленьких церковках и в обычных квартирах.

«Плачут» или «мироточат» - это значит, что на иконах или частицах мощей выступает необычная маслянистая влага, иногда она выделяется небольшими каплями, а иногда стекает ручьями. При этом от нее исходит невероятный аромат. Каждая икона имеет свой запах: яблочный сладковатый или нежный одуванчиковый.

Самое массовое мироточение началось в 1991 году, когда сначала в Москве в Николо-Перервинском монастыре заплакала икона Пресвятой Богородицы. Затем сразу в нескольких монастырях и храмах России замироточили самые разные образа. Из настоятелей и специалистов была создана специальная комиссия, которая изучала это явление.

Версия священнослужителей

Церковь разъясняет факт мироточения так: Господь предупреждает нас о каких-то глобальных изменениях, которые должны произойти. Это, по сути, святое знамение какого-то события. Считается, что иконы плачут перед войной или природным бедствием.

Чтобы люди поверили в эти знаки, вещественным доказательством является миро. Эта жидкость имеет целебные свойства, она способна вылечить от тяжелого недуга и избавить от проблем.

Если замироточила икона в доме у обычного человека, ему следует обратиться к Богу, больше молиться и посещать храм. Также это говорит о том, что к владельцу иконы Бог очень благосклонен, и все желающие могут прийти и прикоснуться к этому чуду. Можно попросить немного святого миро и принести в свой дом.

Лабораторная версия

Помимо тех, кто верит в чудодейственное появление миро, есть и те, кто относится к этому скептически. Были даже проведены лабораторные исследования, которые так и не установили истинную причину появления влаги на образах.

Понятно только одно: состав миро полностью соответствует составу слезы человека. Ученые предполагали, что мироточение появляется от материала и срока иконы. Но как объяснить, что слезы выступают и на бумажных маленьких иконках, и на стеклянных больших образах, на древних, пролежавших уже не один десяток лет в подвалах, и новых, совсем только недавно вышедших из иконописных мастерских.

Консистенция миро также необычна и разнообразна. Иногда она очень густая и тягучая, а иногда легкая и прозрачная, как слезинка. Иногда, если икона подвергалась кощунству, на ней появлялась кровь. Это свидетельство того, что святыню нужно оберегать от воздействия внешних сил.

Когда иконам хотят придать статус святыни, некоторые люди совершают подлог и наносят любую маслянистую жидкость на образ. В других случаях происходит спонтанное, неумышленное нанесение масла на святыни:

  • нечаянное попадание масла лампад и воска свечей;
  • после обряда с применением святого елея прихожане прикладываются к иконам и оставляют на них маслянистые следы;
  • случайное попадание жидкости с рядом расположенных икон.

Но эти случаи бывают редко и их легко отличить от настоящего мироточения по аромату и постоянному выделению капель жидкости.

Миро или слезы?

Также следует различать мироточение и слезотечение. Миро - это добрый знак, милость Бога, а слезы - предупреждение о грядущей беде. Поэтому так важно приглядеться и понять, что источает икона, миро или слезы. Так предупреждает нас о беде и укрепляет в вере.

Если вдруг вы услышите о таком чуде, следует обязательно посетить это святое место и поразмыслить: «Что это значит, если мироточит икона?» А вдруг это предупреждение о предстоящей беде или, может быть, милость Господняя. В любом случае на это святое явление стоит обратить свой взгляд и поверить в чудо.