Open
Close

На какой день хоронят умершего. В чём принято хоронить пожилых женщин

Траурная церемония требует огромной ответственности и организаторского таланта от родственников и близких умершей женщины, следует учесть все мелочи, чтобы достойно проводить её в последний путь. Несмотря боль и горечь утраты, нужно уделить должное внимание погребению, в том числе и внешнему виду покойной. Правильная одежда, использование туалетных принадлежностей и специальный грим станут лучшим выражением вашей любви и уважения к умершему человеку.

В чем принято хоронить женщин: общие сведения

Одежда для погребальной церемонии должна отличаться скромностью и сдержанностью Сразу стоит забыть о прозрачных кружевах, сложных фасонах, глубоких вырезах и декольте, пайетках и принтах, а также вызывающих надписях и неоновых цветах. Конечно, существуют яркие и необычные похоронные церемонии, больше напоминающие карнавал, чем проводы человека в последний путь, но большинство людей эксцентрические выходки не по душе.

Что будет оптимальным в плане фасона:

  • Белый длинный сарафан, дополненный блузкой или длинными рукавами;
  • Строгое платье светлых или приглушённых тёмных оттенков;
  • Блуза - однотонная или с неярким абстрактным рисунком;
  • Деловой костюм, состоящий из жакета и юбки;

Также обязательно нижнее бельё, платок на голову или головной убор, специальное покрывало для финального покрытия тела, обувь. Женщину провожают в последний путь, нарядив в новую чистую одежду, обработав необходимыми гигиеническими и туалетными принадлежностями, сделав причёску и макияж или грим.

Существует традиция одевать покойницу в белые или светлые одежды – согласно христианскому преданию, они символизируют чистоту и благородство души усопшей. Но постепенно приходят и европейские традиции похорон в строгих костюмах и платьях.

Похороны пожилой женщины: что надеть на покойную?

В похоронный комплект должна входить одежда светлых оттенков – костюм, платье или юбка с блузой/кофтой/свитером. Юбка не должна быть короткой, а блуза – вызывающей: облик должен быть благообразным. В комплект также входят туфли или тапочки с твёрдой подошвой, головной убор или платок. Можно надеть любимое украшение – бусы или серьги.

Наиболее предпочтительные оттенки и узоры тканей:

  • Белый;
  • Бежевый;
  • Голубой;
  • Пепельно-розовый;
  • Светло-золотистый;
  • Мятный;
  • Сиреневый;
  • Узор в мелкую неяркую клетку типа «виши»;
  • Тонкая редкая полоска;
  • Неконтрастный «горох»;
  • Цветочный рисунок.

Допустимы кружева в качестве элементов одежды, но непрозрачные и скромные.

В чём хоронить религиозную женщину?

Многие люди при жизни придерживаются того или иного религиозного учения. Для похоронной церемонии их нужно одеть в одежду, соответствующую традициям данной религии – на мусульманок надевают длинное закрытое платье и хиджаб, иудеек – в специальный саван или просто скромную современную одежду, то же самое относится к христианкам – достаточно длинного платья или юбочного костюма и платка. На шею обязательно надевают нательный крестик, который женщина носила при жизни.


Рано или поздно все подходят к концу жизни. Души людей идут на суд Божий, проходят мытарства и затем, по определению всеведущего Бога, получают то, что заслужили.
Телесная смерть, которая стала законом для всех людей после падения прародителей Адама и Евы, страшит своей неизвестностью. Люди умирают по-разному — одни в беспечности и нерадении, не думая о том, что ожидает их за гробом, другие — сознательно, с чувством величия приближающегося момента, используют те средства, которые Православная Церковь предлагает умирающему: она напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения, а в минуты разлучения души с телом совершает канон на исход души (отходная молитва).

В момент смерти человек испытывает чувство томления. При выходе из тела душа встречает Ангела-Хранителя, данного ей в Крещении, и злобных духов — бесов. Облик бесов так ужасен, что при их виде душа мятется и трепещет.

Тело человека по воззрению Церкви — храм души, освященный благодатью Таинств. Образ погребения усопших, данный в Евангелии, сохранился с ветхозаветных времен в Православном обряде и выражается в омовении тела, облачении его, положения во гроб.

Омовение тела водой прообразует будущее воскресение и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности.

Тело христианина одевают в новые чистые одежды светлых оттенков. На усопшем непременно должен быть нательный крест. Омытое и облаченное тело полагают на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены крестообразно (правая рука поверх левой) в знак веры в Распятого Христа. В руки влагают икону Спасителя или Распятие.


Лоб умершего украшается венчиком, который символизирует венец Царствия Небесного. Тело покрывают простыней или особой погребальной пеленой с изображением Распятия — во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христа.

Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед иконами. Вокруг него зажигают свечи. Если есть возможность, то ставят четыре подсвечника: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба.

Класть в гроб какие-либо предметы, деньги, продукты нельзя, так как подобные обычаи есть пережитки язычества.

Соблюсти перечисленные правила можно только в том случае, если тело не было отдано в морг. По существующим российским нормам, не отдав покойного для вскрытия, невозможно получить свидетельства о смерти. С этим православным людям приходится мириться, но следует приложить все усилия, чтобы успеть подготовить тело надлежащим образом уже после выдачи его из морга.

Весьма хорошо все дни, предшествующие погребению, заказывать за усопшего панихиды в одном или нескольких храмах. В то время, когда тело лежит бездыханно и мертво, душа проходит страшные испытания — мытарства, и поэтому имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихиды облегчают переход в другую жизнь.

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Несут тело умершего его родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процессии, несли зажженные свечи.
Тело умершего поставляют посреди храма с лицом открытым и обращенным к востоку, а около гроба ставят светильники.
После чтения Евангелия священник вслух зачитывает разрешительную молитву, испрашивая разрешения грехов, которые покойный забыл исповедать по слабости памяти. Однако этой молитвой не отпускаются грехи, сокрытые сознательно.

Для более наглядного удостоверения близких умершему в прощении его и примирении с Церковью, священник свиток с разрешительной молитвой влагает в его правую руку. (Здесь нужно опровергнуть распространенное в народе суеверие о том, что эта молитва, называемая «подорожной», служит почившему непреложным пропуском в Царство Небесное. Участь каждого человека — в руках Божиих, и ничто материальное не оказывает на Бога воздействия).


Возвращение с погребения Христа (Николай Ге, 1859)

После разрешительной молитвы начинается последнее целование умершего как знак нашего единения в любви к нему, не престающей за гробом. Оно совершается при пении трогательных песней:
«Видя меня лежащего безгласным и бездыханным, восплачьте обо мне, все братия, и сродники, и знакомые. Вчерашний день беседовал с вами, и внезапно настиг меня страшный час смерти; но приидите все любящие меня, и целуйте последним целованием. Я уже более не поживу с вами или о чем-либо собеседую; к Судии отхожу, где нет лицеприятия; там раб и владыка вместе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве; каждый от своих дел прославится или постыдится. Но прошу и умоляю всех: непрестанно о мне молитесь ко Христу Богу, да не буду возведен по грехам моим в место мучений, но да вселюся в жизненный свет.»

При прощании с покойным нужно целовать икону, лежащую во гробе и венчик на челе. При этом надо мысленно или вслух испросить у лежащего во гробе прощения за все те неправды, которые были допущены к нему при жизни, и простить за то, в чем был виновен он сам.

Над гробом возглашается «Вечная память». Священник крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней».

Обряд предания земле может совершаться и в храме и на кладбище. После этого гроб закрывается крышкой и открывать его вновь ни под каким предлогом не дозволяется.

Лишаются церковного отпевания лица, сознательно лишившие себя жизни. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности, которые не признаются самоубийцами.
В Православной Церкви принято относить к самоубийцам лиц, погибших при разбое и умерших от полученных ран и увечий.
Кремирование, то есть сжигание тел усопших православных христиан, никогда не было традицией. Теперь, однако, кремация православных стала делом привычным, но нежелательным.

Некоторые священники поступают так. Все панихиды и отпевание совершаются так же, кроме предания земле и молитвы с венчиком. Последние не вкладываются во гроб, но остаются у родных. Священник совершает символическое предание земле, посыпая землю на чистый лист бумаги. В эту же бумагу земля заворачивается и вместе с молитвой и венчиком хранится у родных. При кремации нельзя оставлять в гробу никаких святынь.


Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа
(Иванов А. А. 1850-е гг.)

Когда прах захоранивают в могилу, то завернутую в бумагу землю, молитву и венчик в одном пакете кладут туда же, чтобы все было предано тлению вместе с прахом. Оставлять прах вне земли противоречит всем традициям Православной Церкви и смыслу погребения.

Похоронный обряд является отражением не только бытовой стороны его носителей, но и архаического миросозерцания. Похоронный обряд, некогда, вероятно, не менее сложный по структуре, чем свадебный, теперь предстает теперь в сильно редуцированном виде. Об этом говорят и беседы с информаторами, записанные в конце восьмидесятых годов (например, с Федоровой М. Н. уроженки деревни Дорожново Окуловского района, на время записи проживавшей в поселке Кулотино этого же района, или с Власовой А. Я. уроженки деревни Гари Старорусского района, проживавшей на время записи в деревне Дубки названного района).

В голове у умирающего ставили стакан с водой, чтобы душа вымылась и пошла.

Раньше родственники приходили прощаться сразу, как человек умрет, или еще к умирающему.

Сразу, как человек умрёт, открывают двери, все выходят на крылечко провожать душу - покойник лежит в доме, а душа уходит, на улице ее провожают. Когда душу провожают, старшая в доме женщина причитает (“воет голосом”). Причитать начинали еще до обмывания.

Причитали сразу, как человек умрёт, еще до того как вымоют - выходили на улицу, вставали лицом в ту сторону, куда повезут хоронить, и причитали: “Прощай-ко, ступай с Богом”.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Заказать в монастыре в Иерусалиме


Погребение Христа (на заднем фоне видна приближающаяся стража)
Лоренцо Лотто, 1516 год

Изучение причети показало, что русская деревня советской эпохи сохранила импровизационную культуру исполнения, когда фольклорный текст каждый раз как бы создается заново на основе сложившейся традиции. Жанр причитаний — центральный для обряда, несмотря на произошедшие с ним разрушительные изменения, по-прежнему выполняет свою бытовую функцию. Причет продолжает сохранять культурную память, но в нем значительно блекнут художественные достоинства, исчезает ряд обязательных моментов (например, подробного комментирования происходящего на похоронах). Жанр становится все более клишированным. Это связано, в первую очередь, с утратой непосредственного отношения к смысловой стороне языческой символики. Не удалось выявить весь цикл причитаний похоронного обряда, которые (как, например, в свадьбе) сопровождали бы весь обряд, тематически отграничивая определенные его этапы. По всей видимости, мы имеем дело с явным угасанием фольклорной памяти. Трудно сказать, на каком этапе исторического развития началось подобное редуцирование. Но несомненно, что здесь сильно сказалась культурная политика государства, с одной стороны, и интенсивное превращение России из аграрной страны в промышленную и, следовательно, городскую. Тем не менее, архаические стороны сознания деревенского человека в похоронном обряде сохранились достаточно хорошо. Так, например, известно, что смерть в русской фольклорной традиции всегда воспринималась как враг. Это сохранилось и в текстах, записанных на рубеже 70-х — середины 80-х годов. В плачах смерть называется «злодейкой», «душегубицей», которая не делает уступок, не внимает мольбам и просьбам. В материалах архива хранятся записи, в которых говорится о разного рода приметах, связанных с приходом смерти в дом или семью. Например, предвещали смерть кукушка, севшая на хозяйственную постройку; птица, стучащая в окно; собака, воющая книзу («собачий вой — на вечный покой»); лошадь, идущая навстречу людям, которые провожают умершего, и так далее. Чтобы удостовериться в смерти человека, ему подносили к губам зеркало, если оно не запотевало, значит, человек умер. Чтобы не бояться умершего, который мог каким-либо образом напоминать о себе (например, часто сниться или даже приходить в дом; являться в каком-то ином облике, например, в зооморфном, чаще всего — птицы), надо было подержаться за печку, посмотреть в нее или в подвал, а на сороковой день повесить конскую узду на стену.

Мертвый спит, оставаясь человеком (покойник — спокойный человек), однако если у умершего были открыты глаза, то их закрывали и клали поверх век медные пятаки. Вполне возможно, что это было связано со своеобразным откупом от смерти, ибо считалось, что покойник высматривает кого-то из оставшихся в доме живых людей или даже животных, желая забрать их с собой. В таких случаях обычно говорили: «Смотрит — кого-нибудь насмотрит». Монеты (пятаки) оставляли потом в гробу. Интересно, что выкуп в данном обряде проявлялся и иначе, так например, если долго не могли найти тело утонувшего человека, то существовал обычай бросать в воду серебряные деньги, чтобы выкупить его у воды.


Тело покойного клали на скамейку, ему связывали руки и ноги, так как считали, что «нечистая сила» может их скручивать, принося умершему человеку боль. Через два часа тело мыли (два часа умерший «отдыхал»). Мыть покойника мог любой человек, но предпочтение отдавалось постороннему. К прошлому веку относится представление, сохранившееся в памяти информаторов о том, что совершать этот ритуал должны были старые девы. В Окуловском районе записана частушка:

Не ходи, подруга, замуж
За таких разбойников,
Лучше купим по ушату,
Будем мыть покойников.
(Записано от М. Н. Федоровой в 1988 году)

Сохранился обычай оплачивать обмывание чем-нибудь из вещей покойного. Мыли покойного из горшка, теплой водой с мылом, затем горшок после выбрасывали в реку вместе с водой, обычай, в котором, несомненно, просматривается языческое мироощущение. Был и иной вариант, когда оставшуюся после процедуры воду выливали в то место, где никто не ходит, и ничего не сажают, так как эта вода «мертвая» — она могла погубить, умертвить землю. В Старорусском районе считали, что за обмывание покойного отпускаются грехи: » Сорок человек обмоешь — сорок грехов снимешь». Одевал покойника тот же человек, который мыл. Одевали во все новое, чтобы «там» он «выглядел хорошо» (со слов Власовой А. Я.), ведь умерший отправлялся на житье «вековечное». Смертная одежда не только завещалась, но и готовилась заранее, таким образом, выполнялось последнее желание человека. Шитье одежды — тоже ритуал: когда ее шили, то узлы не делали и не отрывали их, как и нитки. Шили в один шов, иголкой вперед, швы не выворачивали, пуговицы не нашивали. Н.В.Андреева из Окуловского района отметила, что раньше чаще всего шили кофту и юбку. С большой степенью уверенности можно сказать, что это позднейший обычай, может быть, относящийся уже к советскому времени, так как по исследованиям этнографов известно, что распространенной «смертной» одеждой была рубаха, как для мужчин, так и для женщин. В гроб клали и те предметы, с которыми покойный не расставался при жизни. Гроб делали из еловых или сосновых досок. Нельзя, например, было делать «домовину» из осины, так как считалось, что осина проклятое дерево, ибо, по легенде, на ней повесился Иуда, и от этого она дрожит. Стружку, оставшуюся от изготовления, клали на дно гроба или в некоторых случаях в подушку, на которой находилась голова умершего. Сжигать щепу и стружку было нельзя, ибо, как считали в Окуловском районе, умершему от этого будет жарко. Гроб — домовину всегда делали в соответствии с ростом умершего. Считалось, что покойник кого-нибудь заберет, если гроб будет больше (Окуловский район, Федорова М. Н.). Домовину с телом ставили так, чтобы умерший был обращен лицом к иконе, то есть к красному углу (Окуловский район), но в Старорусском районе отмечается как наиболее распространенный вариант, когда умерший лежит головой в красный угол, а ногами — к двери.

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

Заказать в монастыре в Иерусалиме

За окно комнаты, в которой находился покойник, вывешивали льняное полотенце или кусок белой ткани. На лоб умершему клали «венчики» или «прощеные грамоты», в которых содержалась молитва отпущения грехов. В правую руку давали подорожную, а в левую — носовой платок. В Старорусском районе считали, что он нужен для того, чтобы стирать пот во время Страшного Суда, а также для того, чтобы вытирать слезы, если человек, перешедший в мир предков, всплакнет при встрече с близкими на «том свете». Встречи эти происходили, по мнению опрашиваемых, в течение сорока дней. Интересно интерпретировали информаторы Окуловского района функцию нательного крестика, которым снабжался усопший. Так, М. Н. Федорова говорила о том, что он служит «пропуском» и что, прежде чем войти в ворота иного мира, необходимо было показать крестик, при этом крестик умершему надо было покупать обязательно новый. Этот обычай отличался от принятого в Старорусском районе, где хоронили умершего с тем же крестом, который человек носил при жизни. Похороны происходили на третий день. От дома до дороги разбрасывались еловые ветки, по которым двигалась процессия, чтобы уходящий в мир иной «шел» по «чистой дороге», так как ель считалась в данных местах чистым деревом. Когда возвращались с кладбища, ветки убирали, а затем их сжигали, вероятно, уничтожая таким образом следы умершего, чтобы он не вернулся и не забрал кого-либо из оставшихся в живых родственников.


Перенос тела Христа к гробнице
(Антонио Чизери, 1883 г.) - исторический реализм XIX в.

Сохранилось довольно много разного рода примет, связанных с отправлением похоронного обряда. Часто эти приметы носили характер оберега. Так, например, копали могилу в день похорон рано утром, и место выбирали получше, так как считали, что если умершему место не понравится, то он в течение сорока дней заберет еще кого-нибудь из родственников. А если еще будет покойник, то «нужно ожидать и третьего» (по словам М. Н. Федоровой из Окуловского района). Обвал могильных стен тоже указывал на то, что придется вскоре копать новую яму. В целом сохранился обычай во всем угождать покойнику. Сохранялся в обследуемых районах и обычай не подметать полы до тех пор, пока умерший находился в доме, ибо по примете можно было «вымести» кого-нибудь из живущих родственников. Кроме того, в доме завешивали темной тканью зеркала, чтобы нечистая сила не испортила покойника. Гроб с телом несли до кладбища на полотенцах, нести считалось «уважительнее», чем везти. Прощались с умершим окончательно на кладбище, при этом целовали в лоб или в иконку, которая лежала у него на груди. Слезы прощающегося не должны были попадать на покойника, так как он тогда будет лежать мокрым и обижаться. В таких случаях обычно говорили: «Отойди, отойди, не роняй слезы туда». А все присутствующие желали, чтобы земля была покойному пухом. Прежде, чем опустят гроб в могилу, родственники бросали туда копейку (по всей видимости, серебряную), это означало, что они покупали себе место рядом с усопшим, а все остальные бросали медь, при этом говорили: «Вот тебе доля — не проси боле». Считалось, что деньги нужны были умершему для того, чтобы заплатить за перевоз через реку или озеро на том свете. Известно, что образ реки и переправы — традиционный образ не только для русской, но и для мировой культуры.

Предметы, связанные с похоронами, и вещи умершего тоже имели свою судьбу. После сорокового дня родственники могли раздавать личные вещи покойного любым людям, не обязательно близким родственникам. А те предметы и вещи, которые были задействованы в похоронном обряде (например, полотенца, на которых несли гроб), либо опускали в могилу и засыпали землей, либо сжигали, чтобы избежать дурного влияния умершего на живых людей. Все делалось так, чтобы ничто не обеспокоило душу покойного и каким-либо образом удержало бы ее в мире живых людей. Многое делалось для того, чтобы усопший не вернулся бы за кем-нибудь, не «насмотрел бы кого-нибудь». Как уже было сказано выше, считалось, что открытые глаза покойника, являются знаком того, что они высматривают новую жертву.

По традиции, пока проходил обряд на кладбище, в доме умершего готовились к поминкам. Дома обычно оставался кто-нибудь из родственников и готовил поминальную трапезу, мыл пол. Поминки проходили не только сразу после похорон, но и на девятый и сороковой день, затем через год. Умершие родственники поминались и в Родительские субботы — дни, установленные христианской традицией. В поминальные дни люди обязательно посещали могилы родственников, принося с собой еду, вино, чтобы пригласить усопшего на ритуальную трапезу. Таким образом, сохранялся обычай, оставшийся от древнего похоронного обряда, который предусматривал как задабривание душ умерших, так и демонстрацию силы жизни. В современном похоронном обряде просматриваются контуры старого, еще языческого обряда, однако заметно и то, что магическое содержание обрядового действа во многом стерлось.

Заказ треб на Святой Земле

православные похороны, отпевание, лития, панихида, обряды при захоронении православных, погребение:Символ Веры — Православные новости со Святой Земли

В мой адрес постоянно приходят письма и поступают звонки с вопросами, затрагивающими тему похорон. У меня регулярно просят дать пояснения к тем или иным похоронным правилам.

В частности, я писал, что одежду покойного нельзя носить его родственникам, её нужно раздать или выбросить. Но когда это следует сделать? Отвечаю: одежда покойного выносится из дома не ранее, чем через 40 дней после его смерти.

Другой вопрос: нужно ли оставлять на пальце покойного обручальное кольцо? В обручальном кольце нельзя хоронить человека ни в коем случае! Попутно поясню, какие, вообще, имеются требования к одежде, в которую одевают покойного. В день похорон покойного одевают в новую или совершенно чистую (выстиранную) одежду. Бывает, что человек ещё при жизни заготовил себе похоронную одежду. В этом случае нужно убедиться, что эта одежда чистая и не была использована ранее. Хоронить человека принято в одежде, соответствующей сезону и погоде. Обувь должна быть с задником, мягкой и презентабельной.

А вот один из тех вопросов, который мне задавали уже не однократно: "Моя родная тётя умерла от рака. На похоронах я поцеловала её в лоб через венчик. Это было большой ошибкой?" Напоминаю суть одного из похоронных правил: если человек умер от раковой опухоли, кровным родственникам нельзя его целовать, иначе онкологический недуг может "перескочить". В этом случае онкологические проблемы проявляются в течение первого же года после похорон, а значит человеку, допустившему ошибку, необходима срочная профессиональная помощь. Но расположенный на лбу покойного венчик служит своего рода барьером, который должен уберечь родственников от беды. Так что, надеюсь, ничего страшного автору вопроса не угрожает.

У меня недавно спрашивали: "Правда ли, что если человек напивается на поминках допьяна, это - плохая примета? Чем это грозит человеку?" Верно, если кто-то здорово напивается на поминках, в его роду наверняка будут запойные пьяницы.

Далее вопрос из письма: "Когда умирала моя свекровь, она подержала мою маму за руку и что-то при этом шептала. После этого события наши с мамой отношения совершенно разладились. Я постоянно чувствовала какой-то холод, исходящий от неё. Мама умерла спустя десять лет. А у меня и тогда, и теперь совершенно опускаются руки, когда нужно работать..." Здесь, скорее всего, речь не идёт о передаче магического дара, переходящего к человеку, который держит за руку умирающую ведьму. Существует и такое колдовское явление, как предсмертное проклятие. Производится это проклятие как раз таким образом, как это было описано выше. Это довольно сильный вид колдовского негатива, который может быть ликвидирован лишь силами опытного и квалифицированного специалиста.

Я неоднократно предостерегал своих читателей насчёт того, что беременной женщине нельзя бывать на кладбищах и посещать похороны. Но всё же можно ли ей что-то предпринять, если она никак не может не пойти на похороны? В таком случае живот беременной женщины перевязывают красной лентой.
Вот, кстати, вопрос на родственную тему: "Когда я была беременна, умер отец моего мужа. Я сопровождала мужа на похоронах, но на кладбище не ходила, осталась в машине. Не могло ли это событие повредить моему ребёнку?" Поскольку вы не заходили на кладбище, вам нечего опасаться.

Очередное обращение: "Я уже проходила у Вас лечение пару лет назад и Вы мне тогда очень помогли. Но недавно я похоронила брата, и с тех пор у меня внутри стало всё болеть. Многие болячки покойного брата будто стали моими болячками. Отчего это может быть?" Здесь имеются две версии. Возможно, вы допустили на похоронах какие-то ошибки, которые привели вас к нынешнему состоянию. Но не исключено, что ваши проблемы имеют психологическое происхождение, то есть являются результатом перенесенного стресса. Если вы пытались представить, что чувствовал ваш брат во время болезни и "примеряли" его недуги на себя, вы могли невольно запрограммировать свой организм на такие же негативные процессы. В любом случае рекомендую вам посетить меня лично.

"К сожалению, лишь теперь я узнала о многих, допущенных нами на похоронах, ошибках. Получилось так, что мой муж, его брат и сестра покойного свёкра сидели в машине на стульях, на которые ставился гроб. Эти стулья мы не переворачивали на землю и не протирали свяченой водой. И дома мы, конечно же, все на них сидели. Что теперь делать?"
Те стулья нужно вынести на улицу, перевернуть сиденьями вниз и оставить в таком положении на несколько часов. Затем протрите их свяченой водой. Все, кто успел посидеть на этих стульях, должны пройти отчитку специальными знахарскими заговорами. В противном случае неизбежны заболевания ног и мочеполовой системы.

"Если на умершем человеке завязали галстук и застегнули пуговицы на рубашке и пиджаке, чем это может быть чревато для родственников?"
Душа покойного испытывает определённые неудобства, что чревато для его родственников ночными кошмарами, расстройствами здоровья и нервной системы.

"Могу ли я взять немного чернозёма со своего двора для рассадки цветов на могиле?"
Конечно, можете. Важно понять общую логику знахарских предписаний относительно кладбищ. Для ухода за могилой и прилегающей территорией вы можете использовать любые вещи и орудия, взятые со своего дома: лопаты, краски, кисточки, цветочную рассаду, землю и прочее. Эти вещи можно затем вернуть обратно, только не забудьте струсить могильную землю и помыть в проточной воде все использовавшиеся орудия. Лишь не следует использовать на кладбище в качестве тряпок вещи, которые ранее были предметами одежды. А вот с кладбища запрещается брать домой элементы оградки, памятников и прочие предметы, а также цветы и ягоды, пропитанные мёртвой кладбищенской энергетикой.

"Можно ли с кладбища забрать железный памятник, так как мы будем ставить новый - гранитный? Может быть, есть какие-то определённые обряды, которые нужно выполнить, прежде чем забирать старый памятник домой (мы живём в частном доме)?"
Мои рекомендации для данной ситуации изложены в ответе к предыдущему письму. Убедительно не советую забирать старый памятник с кладбища домой. Оставьте его где-либо на территории кладбища или неподалёку. Не такая уж ценная вещь для хозяйства!

"Некоторое время назад мой родственник покончил жизнь самоубийством. До этого он неоднократно угрожал суицидом, поэтому в роковой день мы не восприняли его слова всерьёз. Чувствуя вину перед ним, я написала ему записку с извинениями и положила в его гроб. Не причинила ли я себе какого-либо вреда этим поступком? Недавно мне приснился этот человек. Будто я его обнимаю и прошу вернуться, но он меня отталкивает..."
Не думаю, что вы сделали что-либо чреватое негативными последствиями, оставив в гробу записку с извинениями. Очень дурные последствия ждут тех людей, которые отдают для покойного свою одежду или, что ещё хуже, оставляют в гробу свои фотографии "на память". Жёны умерших мужей делают себе верную порчу на одиночество, когда оставляют покойному своё обручальное кольцо и клянутся ему в том, что никогда больше не выйдут замуж. А то, что покойный во сне вас оттолкнул, это - хорошо. Хуже было бы, если бы он вас повёл за собой.

Следующая ситуация является довольно распространённой: "Мы покупали для похорон платки и полотенца, но эти вещи так и не понадобились. Можно ли теперь ими пользоваться?" Ни в коем случае! Всё, что было специально приобретено или отложено для похорон, может быть использовано исключительно для похорон. Если вещи так и не понадобились, их необходимо сжечь.

Прокомментирую и такое письмо: "Когда я хоронила свою мать, мне посоветовали встать на полотенце, чтобы у меня ноги не болели. Так я и сделала. Но с тех пор меня всё время беспокоят ноги..." С целью избавления от заболеваний ног действительно становятся на похоронное полотенце, но при этом нужно обязательно сказать специальный заговор. Если этого не сделать, вы не только не избавитесь от заболеваний ног, а наоборот, приобретёте их. Теперь обращайтесь за профессиональной помощью.

"Вы писали, что при похоронах родственники не должны выходить из машины перед гробом. Имеет ли значение факт, что на кладбище мы вышли через одну дверь, а гроб вынесли через другие двери? Мы вышли раньше, чем вынесли гроб. А монеты, находившиеся на глазах покойной, мы оставили в гробу по совету священника. Правильно ли мы поступили?"
Похоронное правило, о котором идёт речь в вопросе, следует понимать совершенно однозначно: родственники покойного не должны выходить из машины на кладбище перед гробом. Если люди вышли через одни двери, а гроб вынесли через другие, в таком случае последовательность действий не имеет значения.
Монеты, которые находились на глазах покойного, действительно можно оставить в гробу. К слову, такие монеты имеют большой спектр применения в практической магии (например, при наведении порчи на глазные болезни и даже для укрощения ревности). Но не бросайте в гроб или в могилу монеты, взятые непосредственно из своего кармана или кошелька.

У меня нередко интересуются, что делать с золотыми украшениями, которые были на умершем в момент его смерти? И может ли вдова носить обручальное кольцо своего покойного мужа? Любые золотые украшения (включая обручальные кольца), которые были на умершем человеке во время его смерти, необходимо на сутки оставить в сосуде со свяченой водой, что обеспечивает, так сказать, "энергетическое обнуление". Затем ими можно пользоваться. Принадлежавшие покойному украшения, которые не были на нём в момент смерти, в подобных манипуляциях не нуждаются.

"В Вашей книге написано: "Человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, может умереть". Ситуация, когда гроб находится на улице, а человек возвращается в дом проверить, все ли взяли с собой на кладбище, - это тот самый случай? Возможны ли самостоятельные меры для нейтрализации последствий ошибки, если она имела место?"
Да, это довольно распространённая ситуация, вследствие которой у человека, возвратившегося в дом после выноса из него гроба до процедуры похорон, случаются серьёзные проблемы со здоровьем. Самостоятельные меры в таких случаях не имеют никакого смысла, необходима "заговорная отчитка", выполненная профессиональным специалистом.

Как-то у меня спросили: допустимо ли справлять поминки немного раньше сорокового дня? Настоятельно не рекомендую так делать. Традиция справлять поминки именно на сороковой день после смерти зародилась не на пустом месте. До сорокового дня душа покойного находится ещё достаточно близко к своим родным людям и знакомым ей местам. А на сороковой день происходит своего рода прощание со своими земными родственниками, и душа поднимается в более высокие сферы. В силу указанных обстоятельств преждевременное прощание с душой покойного будет воспринято ею весьма негативно.

Ещё вопрос на похоронную тему: "Вы писали, что после выноса из дома покойника необходимо помыть пол. А что делать, если полы в квартире застелены ковролином, который не снимается?"
На этот раз я не стану ограничиваться коротким ответом, а постараюсь дать подробное и обстоятельное объяснение данной ситуации, чтобы читателям была ясна логика упомянутого правила с мытьем полов в доме после выноса тела покойного. Надеюсь, что такой подход снимет многие попутные и дополнительные вопросы.
Итак, магическое правило требует, чтобы в доме, где находится гроб с телом покойного, не проводилась никакая уборка. В противном случае есть риск того, что из этого дома могут "вымести" или "вымыть" ещё одного жильца. Поскольку в данное время в этот дом или квартиру приходят знакомые и родственники для прощания с покойным и выражения соболезнований членам его семьи, ковры с полов обычно убираются. После выноса тела из помещения полы в нём тут же моет кто-то из относительно посторонних людей (например, соседка). Это делается с тем, чтобы "вымыть мёртвый дух из жилища".
Но дело не в том, что полы нужно непременно вымыть водою (хотя рекомендуется именно такая процедура). Если полы застелены ковролином, который не снимался, его просто метут или обрабатывают пылесосом. В любом случае, уборка производится от дальних углов по направлению к входной двери. Использовавшуюся для уборки воду позволительно вылить в унитаз (в отличие от воды, которой обмывали покойного - она выливается на улицу под любое дерево за пределами двора). Затем человек, делавший уборку, закрывает за собою входную дверь и уходит.

Рассмотрим следующую ситуацию: "Обращаюсь я к Вам за советом. Когда-то я писал Вам по поводу болезни моей сестры, Вы пригласили нас к себе на приём. Спасибо за приглашение, но мы опоздали с визитом, сестра умерла. Диагноз так и не смогли установить. Теперь о главном. После её смерти никому нет покоя, она всё время присутствует в доме и зовёт всех к себе. Нет, это не самовнушение! Вдруг неожиданно начинают качаться люстры (живём на 9-м этаже, транспорт влиять не может), а потом её голос начинает звать её дочь. Или появляется какое-то облако на миг и тут же делается холодно, хотя в комнате жара. Иногда мебель начинает двигаться сама по себе. После смерти сестры мы сделали ремонт в её комнате, теперь обои отвалились, углы все мокрые, а по ночам грохот, скрип, шаги. Дочь покойной уже лежала в больнице с нервным срывом, с мужем у неё ссоры и наша мама всё время в слезах. Спрашиваем маму, в чём дело, отвечает, что слёзы душат и дочь её зовёт к себе. Владимир Петрович, что делать? Уж и в церковь ходили, свечки ставили, просили батюшку помолиться, объяснили ему ситуацию, но ничего не помогает. Надежда только на Вас!"
Если указанные здесь явления происходят в сорокадневный срок с момента смерти покойной, нужно просто подождать, поскольку после сорокового дня подобные явления чаще всего исчезают сами по себе. Но если сорок дней уже прошло, а проявления активности со стороны души покойного человека продолжаются, тут уж необходимо предпринимать особые меры. Прежде всего вынесите из дома все личные вещи покойной, раздайте посторонним людям или выбросите. Специфический метод решения указанной проблемы состоит в следующем: подожгите любую шапку, принадлежащую ранее покойной и пройдитесь с горящей шапкой по квартире, окурите жилище дымом, затем выйдите с горящей шапкой из дома и пусть головной убор догорит уже на улице. Описанный метод неплохо работает. В квартиру пригласите священника или специалиста в области колдовских манипуляций для проведения очистительных ритуалов. Поскольку меня тоже нередко приглашают для проведения работ, связанных с устранением негативной энергетики в жилище, предупреждаю, что такие услуги я предоставляю только в пределах Донецкой и соседних с нею областей. Я обратил внимание, что в письме упомянут факт проведения ремонта в комнате покойной. Большую ошибку сделали хозяева квартиры! В течение первых сорока дней после смерти человека в его жилище не следует даже мебель передвигать, формируя иной интерьер. А ремонт допустимо делать не ранее, чем через год после смерти человека. Если вы затеяли ремонт раньше, тем более в комнате покойной, это и могло вызвать неприятную активность со стороны души умершего человека в вашей квартире.

Что мы делаем неправильно во время похорон

Похороны — это место, где присутствует дух умершего, где живой и загробный мир соприкасают-ся. На похоронах следует быть крайне осмотрительным и осторожными. Не зря говорят, что беремен-ным женщинам нельзя ходить на похороны. Не родившуюся душу легко перетянуть в загробный мир.

Похороны.
По христианским правилам усопшего следует хоронить в гробу. В нем он будет покоиться (храниться) до будущего воскресения. Могила усопшего должна соблюдаться в чистоте, уважении и порядке. Ведь даже Богородицу положили во гроб, а гроб оставили в могиле до того дня, когда Господь призвал Свою Мать к Себе.

Одежду, в которой умер человек, не следует отдавать ни своим, ни чужим. В основном ее сжигают. Если же родные против этого и хотят постирать одежду и положить, то это их право. Но следует помнить, что 40 дней эту одежду ни в коем случае не надевают.

ОСТОРОЖНО: ПОХОРОНЫ...

Кладбище - одно из опасных мест, в этом месте нередко наводят порчу.

И часто это происходит неосознанно.
Маги рекомендуют держать в памяти несколько практических советов и предупреждений, тогда вы будете надёжно защищены

  • К одной знахарке пришла женщина и рассказала, что после того, как по совету соседки выбросила постель покойницы (сестры), в её семье начались серьёзные проблемы. Ей не следовало так поступать.

  • Если вы увидели покойного в гробу, машинально не касайтесь своего тела - могут появиться опухоли, которые трудно будет вылечить.

  • Если на похоронах встречаете знакомого, то здоровайтесь кивком головы, а не прикосновением или рукопожатием.

  • Пока в доме покойник, не следует мыть полы и подметать их, можно таким образом накликать беду на всю семью.

  • Некоторые рекомендуют для сохранения тела покойного положить ему на губы иголки крест-накрест. Это не поможет сохранить тело. А вот иголки эти могут попасть в нехорошие руки и будут использованы для наведения порчи. Лучше положить в гроб пучок травы шалфея.

  • Для свечей нужно использовать любые новые подсвечники. Особенно не рекомендуется для свечей на похоронах использовать посуду, из которой едите, даже использованные пустые банки из-под консерваций. Лучше купите новые, а использовав, избавьтесь от них.

  • Никогда не кладите в гроб фотографии. Если послушаетесь совета, «чтобы он сам не был» и похороните вместе с покойником фото всей семьи, то вскоре все запечатлённые родственники рискуют пойти следом за усопшим.

и сточник

ПОХОРОННЫЕ ПРИМЕТЫ И РИТУАЛЫ.

Со смертью и последующим захоронением усопших связано множество поверий и ритуалов. Некоторые из них дожили до наших дней. Но подозреваем ли мы об их истинном значении?
Согласно христианскому обычаю, мертвец должен лежать в могиле головой на запад и ногами на восток. Так, по преданию, было захоронено тело Христа.
Еще в относительно недавние времена существовало понятие о «христианской» кончине. Она подразумевала обязательное покаяние перед смертью. К тому же, кладбища устраивались при церковных приходах. То есть на таком погосте могли быть похоронены только члены этого прихода.

Если же человек умирал «без покаяния» - скажем, сводил счеты с жизнью, становился жертвой убийства или несчастного случая, или просто не принадлежал к конкретному приходу, то для таких усопших нередко устанавливался особый порядок захоронения. К примеру, в больших городах их захоранивали два раза в год, к празднику Покрова Богородицы и в седьмой четверг после Пасхи.Под хранение таких останков отводились особые места, именовавшиеся Убогими Домами, жальниками, буйвищами, гноищами или скудельницами . Там ставили сарай и устраивали в нем огромную общую могилу. Сюда и свозили тела тех, кто умирал внезапной или насильственной смертью - разумеется, при условии, что не было никого, кто мог бы позаботиться об их погребении. А в ту пору, когда не существовало телефона, телеграфа и других средств сообщения, смерть человека в дороге могла означать то, что близкие никогда о нем больше не услышат. Что же касается странников, нищих, казненных, то они автоматически попадали в разряд «клиентов» Убогих Домов. Сюда же отправляли самоубийц и разбойников.
В царствование Петра I в скудельницы стали свозить и анатомированные трупы из больниц. Кстати, там же хоронили и незаконнорождённых и сирот из приютов, содержавшихся при Убогих Домах - такая тогда была практика… Охранял мертвецов сторож, называвшийся «божедомом» .
В Москве имелось несколько подобных «трупохранилищ»: например, при церкви Иоанна Воина, на улице, которая так и звалась Божедомкой , при церкви Успения Божией матери на Могильцах и при Покровском монастыре на Убогих домах. В назначенные дни здесь устраивались крестный ход с панихидой. Погребение «погибших без покаяния» производилось на пожертвования богомольцев.
Подобная кошмарная практика была прекращена лишь в конце XVIII столетия, после того как Москва подверглась чумной эпидемии и возникла опасность распространения заразы через незахороненные трупы… В городах появились кладбища, а порядок захоронения при церковных приходах был упразднен.Существовало также немало обычаев, примет и ритуалов, касающихся проводов усопшего в последний путь. У русских крестьян преставившегося клали на лавку, головой в «красный угол» , где висели иконы, накрывали белым холстом (саваном), складывали руки на груди, при этом мертвец должен был «держать» в правой руке белый платочек. Все это делалось для того, чтобы он мог предстать перед Богом в подобающем виде. Считалось, что если у покойника глаза остаются открытыми, то якобы это к скорой кончине еще кого-то из его близких. Поэтому мертвецам всегда старались закрывать глаза - в старину для этого клали на них медные пятаки.
Пока тело находилось в доме, в кадку с водой бросали нож - это якобы не давало духу покойного проникнуть в помещение. До самых похорон никому и ничего не давали в долг - даже соли. Держали плотно закрытыми окна и двери. Пока в доме находился покойник, беременным женщинам нельзя было переступать его порога - это могло плохо сказаться на ребенке… Зеркала в доме принято было закрывать, чтобы в них не отразился покойник…
В гроб положено было класть исподнее, пояс, шапку, лапти и мелкие монетки. Считалось, что вещи могут пригодиться покойнику на том свете, а деньги послужат платой за перевоз в царство мертвых… Правда, в начале XIX в. этот обычай принял иной смысл. Если во время похорон случайно выкапывали гроб с ранее захороненными останками, то полагалось кинуть в могилу денежки - «взнос» за нового «соседа». Если же умирал ребенок, на него всегда надевали поясок, чтобы он мог собирать за пазуху плоды в райском саду…
Когда гроб выносили, полагалось трижды коснуться им порога избы и сеней, чтобы получить благословение от усопшего. При этом какая-нибудь старуха осыпала гроб и сопровождающих зернами. Если умирал глава семьи - хозяин или хозяйка, то все ворота и двери в доме обвязывали красной нитью - чтобы хозяйство не ушло вслед за хозяином.

Хоронили на третий день, когда душа уже должна была окончательно отлететь от тела. Этот обычай сохранился и сейчас, как и тот, что предписывает всем присутствующим бросить по горсти земли на опущенный в могилу гроб. Земля - символ очищения, в древности считалось, что она принимает всю скверну, которую человек накопил за свою жизнь. Кроме того, у язычников этот обряд восстанавливал связь новопреставленного со всем родом.
На Руси издавна считается, что, если во время похорон пойдет дождь, то душа усопшего благополучно отлетит на небо. Мол, если дождь плачет по покойнику, значит, тот был хорошим человеком…
Современные поминки когда-то называли тризной. Это был особый ритуал, призванный облегчить переход в мир иной. Для тризны готовились специальные поминальные кушанья.кутья, представляющая собой круто сваренный рис с изюмом. Кутьей полагается угощаться на кладбище сразу после погребения. Русские поминки также не обходятся без блинов - языческих символов Солнца.
И в наши дни во время поминок ставят на стол рюмку водки, накрытую корочкой хлеба - для усопшего. Есть еще поверье: если на поминках со стола упала какая-нибудь еда, то ее нельзя подбирать - это грех.
На сороковины перед иконами ставили мед и воду - чтобы у покойного на том свете жизнь была слаще. Иногда пекли из пшеничной муки лестницу длиной с аршин - чтобы помочь усопшему взойти на небо… Увы, сейчас этот обычай уже не соблюдается.


Меняется мир, меняемся и мы. Многие за утешением и надеждой возвращаются к христианской вере. Стало привычным отмечать христианские праздники.
Рождество, Крещение, Святая Троица, Родительские дни... Однако то ли по незнанию, то ли по иным причинам зачастую старые традиции подменяются новыми.

К сожалению, нет сегодня вопросов, более окутанных всяческого рода домыслами, предрассудками, чем вопросы, связанные с погребением усопших и их поминовением.
Чего только не наговорят всезнающие старушки!

А ведь есть соответствующая православная литература, приобрести которую не составляет труда. К примеру, во всех православных приходах нашего города продается
брошюра "Православное поминовение усопших", в которой можно найти ответы на многие вопросы.
Главное же, что ДОЛЖНЫ мы уяснить: усопшие близкие люди прежде всего нуждаются
в молитвах за них. Слава Богу, в наше время есть, где помолиться. В каждом районе го-
рода открылись православные приходы, строятся новые храмы.

Вот что говорится о поминальной трапезе в брошюре «Православное поминовение
усопших:

В православной традиции вкушение пищи - продолжение богослужения. С первохристианских времен родственники и знакомые усопшего в специальные дни поминовения собирались вместе для того, чтобы в совместной молитве испросить у Господа лучшей участи душе умершего в загробной жизни.

После посещения церкви и кладбища родственники покойного устраивали поминальную трапезу, на которую приглашались не только близкие, но главным образом нуждающиеся: бедные и неимущие.
Т. е. поминки — это, своего рода, милостыня для собравшихся.

Первым блюдом отведывают кутью — сваренные зерна пшеницы с медом или отваренный рис с изюмом, которые освящаются на панихиде в храме

На поминальном столе не должно быть спиртного. Обычай употреблять спиртное— отголосок языческих тризн.
Во-первых, православные поминки — это не только (и не главное) еда, но и молитва, а молитва и нетрезвый ум — вещи несовместимые.
Во-вторых, в дни поминовения мы ходатайствуем перед Господом об улучшении загробной участи почившего, о прощении ему земных грехов. Но прислушается ли Верховный Судья к словам нетрезвых ходатаев?
В-третьих, «питие - есть веселие души». И после выпитой рюмки ум наш рассеивается, переключается на другие темы, скорбь о почившем уходит из нашего сердца, и довольно часто случается так, что к концу поминок многие забывают, для чего они собрались,— поминки заканчиваются обычным застольем с обсуждением бытовых проблем и политических новостей, а иногда мирскими песнями.

А в это время томящаяся душа усопшего напрасно ждет молитвенной поддержки от своих близких, И за этот грех немилосердия по отношению к усопшему взыщет с них Господь на Своем суде. Что, по сравнению с этим, осуждение от соседей за отсутствие спиртного на поминальном столе?

Вместо расхожей атеистической фразы «Пусть земля будет ему пухом» помолитесь кратко:
«Упокой, Господи душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему все согрешения его вольные и невольные, и даруй ему Царствие небесное».
Молитву эту нужно совершать перед тем, как приступить к очередному блюду.

Не нужно убирать со стола вилки— в этом нет никакого смысла.

Не нужно и ставить в честь усопшего столовый прибор или того хуже — перед портретом ставить водку в стакане с куском хлеба. Все это грех язычества.

Особенно много пересудов вызывает занавешивание зеркал, якобы для того, чтобы избежать отражения в них гроба с покойным и тем самым уберечься от появления в доме еще одного покойного. Абсурдность данного мнения в том, что гроб может отразиться в любом блестящем предмете, а все в доме не зачехлишь.

Но главное — наша жизнь и смерть не зависит от каких-то примет, а находится в руках Божиих.

Если поминки совершаются в постные дни, то и пища должна быть постной.

Если поминки пришлись на время Великого поста, то в будние дни поминки не совершаются. Они переносятся на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье...
Если поминальные дни пришлись на 1-ю, 4-ю и 7-ю недели Великого поста (самые строгие недели), то на поминки приглашаются самые близкие родственники.

Поминальные дни, пришедшиеся на Светлую седмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы, переносятся на Радоницу — вторник второй недели после Пасхи (Родительский день).

Поминки 3-го, 9-го и 40-го дней устраиваются для родственников, близких, друзей и знакомых умершего. На такие поминки, чтобы почтить усопшего, можно приходить и без приглашения. В другие же дни поминовения собираются лишь самые близкие родственники.
Полезно в эти дни раздавать милостыню нищим и нуждающимся.