Open
Close

Предельный храм великомученика димитрия солунского. Церковь дмитрия солунского

Спустя двадцать лет в сельце возвели деревянную церковь во имя христианского великомученика IV века Дмитрия Солунского, и Гузеево стали именовать селом Дмитровским.

Святой Димитрия Солунский, живший в IV веке, назначен был указом римского императора Максимилиана проконсулом в Салониках (славянское название – Солунь), получив приказ защищать город и истреблять христиан. Однако Дмитрий, вопреки императорскому указу, принял святое крещение и стал открыто учить горожан христианской вере. Разгневанный император повелел бросить проконсула в темницу, где 26 октября 306 года его казнили копьями. Верный слуга святой Лупп собрал кровь казненного на полотенце, омочил его перстень в крови и ими исцелял недужных. Тело Дмитрия было тайно предано земле христианами, а затем уже при императоре Константине на этом месте возвели церковь. С той поры имя Дмитрий (Димитрий) сделалось широко распространенным на Руси, и многие храмы построены в память святого Дмитрия Солунского. День его памяти отмечается 26 октября (8 ноября).

Известные люди, родившиеся вблизи этой даты, носили имя Дмитрий. Можно назвать великого князя Московского Дмитрия Донского, героя Великой Отечественной войны генерала Дмитрия Михайловича Карбышева, русского поэта Александра Блока, которого также хотели назвать Дмитрием. Блок словно видит храм Дмитрия Солунского в селе Дмитровском, когда пишет вот эти строки:

Видно, дни золотые пришли,

Все деревья стоят, как в сиянье.

Ночью холодом веет с земли,

Утром – белая церковь вдали,

И близка, и ясна очертаньем.

Первое упоминание о Дмитровском приходится на начало XVI века. За выигранную Петром Михайловичем Плещеевым, владевшим на то время окрестными землями вокруг деревни Гузеевво, битву при реке Ведроше в 1500 году, близ Дорогобужа, вместе с главными начальниками войск, в знак благоволения, «спрошен был государем чрез посланца о здоровье». Вместе с Дмитровским, П. М. Плещеев владел вотчинами еще в пяти уездах. Но в 1534 году его сын продал свою богатую вотчину на Истре Троице-Сергиевому монастырю. Село Дмитровское было выгодно расположено на кратчайшей дороге из Звенигорода в Москву.

По этой причине село, сгоревшее в Смутное время в начале XVII столетия, было вскоре восстановлено, но потом вновь уничтожено в 1618 году шедшим на Москву польским королевичем Владиславом. В 20-х годах XVII столетия с окончанием Польско-Литовской интервенции в разоренном Гузеево возобновляется жизнь: были поселены новые крестьянские семьи, и в 1627 году построена новая деревянная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского. В 1630 году царь Михаил Романов изымает Дмитровское из пользования монастыря и дарит село своему отцу патриарху Филарету. С этого момента начинается новый этап истории села Дмитровское и церкви святого великомученика Димитрия Солунского - они становятся Патриаршими.

Дмитровское становится центром домового владения Святейших Патриархов в Звенигородском уезде, утрачивает первоначальное название село Гузеево.

В 1640-е годы хозяйственная жизнь села Дмитровское с деревнями оживляется. К этому времени относится устройство на домовом Патриаршем дворе конного и скотного дворов, а также появились пруды с саженой рыбой.

В 1644 году Святейший Патриарх Иосиф строит новую деревянную церковь на средства Патриаршего казенного Приказа.

Здесь часто бывал по пути в свой любимый Саввино-Сторожевский монастырь царь Алексей Михайлович. Предание рассказывает, что, посещая по дороге село Дмитровское, он «беседовал там иногда с патриархом Никоном, ласково разговаривал с крестьянами и любовался прелестнейшими видами местного положения».

He раз посещал Дмитровское и Святейший Патриарх Никон. После низложения Святейшего Патриарха Никона соборным постановлением 1666 года Дмитровская домовая вотчина была отписана в Царские Дворцовые земли села Степановское.

Царь-богомолец был еще и царем-охотником, а окрестности Дмитровского представляли собой прекрасные места для соколиной охоты.

В Дмитровском приезда царя ожидал скромный «государев двор, на дворе хоромы поземные, избушка с комнатою, а к ним сени дощатые с двух сторон. Да у ворот по обе стороны две избушки боярские, печи во всех. Кругом двора забора 18 прясел».

Следующий царь Федор Алексеевич в 1677 году пожалует село князю Юрию Алексеевичу Долгорукому.

Князь Ю. А. Долгорукий погиб вместе с сыном во время Стрелецкого бунта. А. С. Пушкин рассказывает об этом в своем труде «История Петра»: «Петр избран был 10 мая 1682 года, а 15 стрельцы, отпев в Знаменском монастыре молебен с водосвятием, берут чашу святой воды и образ Божией Матери, предшествуемые попами, при колокольном звоне и барабанном бое вторгаются в Кремль. Деда Петра Кирилла Полуехтовича принудили постричься. Убиты в сей день братья Натальи Кирилловны Иван и Афанасий, князья Михайло Алегукович Черкасский, Долгорукие Юрий Алексеевич и сын его Михайло…» После этих трагических событий 25 июня 1682 года молодой царь Петр Алексеевич отдал село Дмитровское на Истре с деревнями в вотчину Святейшему Патриарху Иоакиму на помин душ усопших родственников.

Получив от молодого царя село, Святейший Патриарх Иоаким задумывает построить вместо деревянного обветшалого - каменный храм.

Церковь святого Дмитрия Солунского была построена в 1683–1689 годах. Этот каменный одноглавый храм с небольшим южным Никольским приделом и с надстроенной шатровой колокольней воздвигнут на средства Патриарха Иоакима. 24 октября 1689 г. храм был торжественно освящен.

В 1690 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Иоаким скончался. После смерти святейшего Патриарха хозяйственная жизнь села пришла в упадок. Это отразилось и на состоянии церкви.

Во время Отечественной войны 1812 года село Дмитровское наполовину сгорело от войск Наполеона. Церковь тогда не пострадала, но в начале XIX века положение храма было настолько тяжелым, что стоял вопрос о его закрытии.

В 1836-1841 гг. были проведены значительные ремонтные работы старостой храма Николаем Егоровичем Зельиным - московским купцом I гильдии. В этот период была построена трехъярусная колокольня со стороны западного крыльца древнего храма.

В 1870 году была построена кирпичная ограда, разрушенная в 30-е годы XX века. В 1912 сделан мозаичный пол. В последующие годы лихолетья храм не получал подлежащего ухода и сильно обветшал.

После событий 1917 года храм закрыт не был. Во время Великой Отечественной войны в храме около двух лет не совершались Богослужения за неимением священников, но церковь неизменно оставалась доступна верующим.

Таким образом даже во время труднейшего для Церкви советского периода храм был открыт. В это время он был очагом духовной жизни во всей округе, лишенной пастырского окормления и церковного богослужения.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла №У-02/47 от 13 марта 2014 года настоятелем храма великомученика Димитрия Солунского - Патриаршего подворья в с. Дмитровское Красногорского района Московской области назначен наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы игумен Петр (Еремеев).

Святыни.

1.В храме имеется чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская», написанная в 1500(1550) году с первообраза Иерусалимской иконы, подаренной князю Владимиру при Крещении Руси. После написания сия икона пребывала в селе Бронниче(нынешний город Бронницы) в городской часовне.

В 1771 году, по преданию, в Москве одной больной девице, болезнь которой признана всеми врачами неизлечимой, в сновидении три раза являлась Пречистая Богородица, к Которой болящая обращалась с теплой молитвой об исцелении, и открыла ей, чтобы она, если хочет получить исцеление, отправилась в село Бронниче(город Бронницы) и там помолилась бы пред святой иконой «Иерусалимской» Божией Матери об исцелении. При сем эта девица увидела и самую икону, от которой она должна была получить исцеление. И действительно, болящая по приезде в город(тогда еще село), после молебна пред иконой Царицы Небесной, которая в это время находилась в городской часовни, получила исцеление. Бронницкие священнослужители и жители, увидев такое чудо, принесли святую икону в храм и на другой день, торжественно при молебне, обнесли кругом своих домов и, по молитвам Пречистой Богородицы, Господь избавил жителей от моровой язвы, которая в это время сильна была распространена в нашем отечестве и от которой умирали тысячи людей. В 1840 году был построен храм во имя иконы Божией Матери «Иерусалимская», где она и прибывала до самой революции. После революции и закрытия храма икона пропала.

После закрытия храма "Иерусалимской иконы Божией Матери" в г. Бронницы чудотворная икона была утеряна, а в 1943 году житель с. Малахова 13 летний мальчик Виктор Федосеев обнаружил эту икону, ей был закрыт выбитый оконный проем в складском помещении г. Бронницы, где хранилось зерно.

После возвращения в село Виктор рассказал прихожанам Димитриевского храма о том, чтго видел чудотворную икону, после чего прихожане в месте с Виктором отправились за иконой в г. Бронницы. Добравшись до места, прихожане стали уговаривать солдат, которые охраняли этот склад, чтобы они отдали икону. А вместо нее обещали поставить деревянный щит на место выбитого окна. После длительных переговоров солдаты согласились отдать икону, а взамен получили обещанный щит из теса, на который прихожанами были собраны не малые деньги, так как во время войны стройматериалов не хватало. С благоговением вынув икону, они положили ее на телегу и привезли на лошадке в с. Малахово и поставили ее в Димитриево-Солунском храме около правого клироса. В этом же году Священный Синод Р.П.Ц. благословил пребывание иконы в Димитрие-Солунском храме в селе Малохово.

День празднования: 10 воскресенье после Пасхи и 25 октября (н.с.).

2.Находящаяся в храме икона Божией Матери «Отрада и Утешение» имеет свое происхождение, написание и освящение на св. горе Афона и оттуда по морю и по суше доставленна в 1888 году к открытию пристроенного бокового придела в честь «Отрады и Утешения» Божией Матери при священнике Димитрие Ивановиче Малинине.

3.Кровоточивая икона св. Иоанна Крестителя.

На иконе отчётливо видны следы изтекания крови.

Икона кровоточила перед такими событиями как:

Моровая язва, Великая Отечественная Война, эпидемия чумы и т.д.


4.Икона Божией Матери «Солнечная».

5.Икона Свт. Льва Катанского, имеющюя благодатную силу от бесовских нападений.


6.Икона св. вмч. Димитрия Солунского с частицой святых мощей.

7.Икона прп. Иосифа Волоцкого с частицой святых мощей.


8.Икона свв. Оптинских старцев с частицами святых мощей всех старцев.(12 мощей)

9.Ковчег-мощевик с частицами святых мощей преподобных Киево-Печерских старцев и др.


1.прп. Моисей чудотворец, 2.прп. Вениамин затворник, 3.прп. Игнатий архм., 4.прп. Иларион схимник, 5.прп. Арсений трудолюбивый, 6.прп. Лонгин вратарь, 7.прп. Иоанн, 8.прп. Никтарий, 9.свт. Нифонт Новгородский, 10.прп. Илья Муромец, 11.прп. Сергий послушливый, 12.прп. Ануфрий молчаливый, 13.прп. Тит иеромонах. 14.прп. Мартирий диакон, 15. Евфимий схимник, 16.свмч. Владимир (Богоявленский) митр.Киевский, 17.прп. Феодор Острожский, 18.прп. Тит воин, 19.прп. Иоанн постник, 20.свмч. Кукша, 21.прп. Савва, 22.прп. Пимен постник, 23.свт. Ефрем Переяславский, 24.прп. Нестор летописец, 25.прп. Алипий иконописец, 26.прп. Нестор некнижный, 27.свт. Феофил Новгородский, 28.прп. Ахила диакон, 29.прп. Прохор чудотворец, 30.прп. Зинон постник, 31.прп. Паисий, 32.прмч. Феодор, 33.прп. Пимен многоболезненный, 34.прп. Анатолий затворник, 35.прп. Иоанн многострадальный, 36.прп. Онисифор исп., 37.прп. Силуан схимник, 38.прп. Григорий чудотворец, 39.прп. Меркурий постник, 40.св. Иулиания кн. Ольшанская, 41.прп. Ипатий целебник, 42.прп. Макарий диакон, 43.прп. Дамиан целебник, 44.прмч. Евстратий, 45.прп. Спиридон просфорник, 46.свт. Лаврентий Туровский, 47.прп. Марк гробокопатель, 48.прп. Никон иг.Печерский, 49.прп. Варлаам, 50.сщмч. Лукиан, 51.прп. Пимен постник, 52.прмч. Василий, 53.прп. Иосиф многоболезненный, 54.прп. Леонтий канонарх, 55.прп. Никодим просфорник, 56.прп. Моисей Угрин, 57.свт. Симеон Суздальский, 58.прп. Лука эконом, 59.мч. Григорий чудотворец, 60.прп. Макарий, 61.прп. Григорий иконописец, 62.прп. Павел послушливый, 63.прп. Геронтий канонарх, 64.прп. Поликарп Печерский, 65.прп. Сисой схимник, 66.прп. Захарий постник, 67.прп. Еразм, 68.прп. Никола святоша, 69.прп. Феофан постник, 70.прп. Феофил, 71.прп. Аврамий трудолюбивый, 72.мч. Иоанн младенец, 73.прп. Сильвестр чудотворец, 74.свт. Филарет (Дроздов), 75.прп. Феодор молчаливый, 76.прп. Агафон чудотворец, 77.прп. Агапит врач, 78.прп. Исаия чудотворец, 79.прмч. Анастасий диакон, 80.прп. Никон сухой, 81.прп. Лаврентий затворник.

10. Периодичски мироточивое древнее распятие .

11.Икона Божией Матери « На аспида наступиши яко льва и змия»

Храм, построенный в 1908-1911 на Благуше, был назван в честь святого великомученика Димитрия Солунского - покровителя православных воинов. Благуша — историческое название местности, располагавшейся на северо-востоке Москвы между Семеновской заставой и селом Измайлово. К концу 1910 года Храм обрел своего первого настоятеля. Им стал 42-летний священник Михаил Преферансов. 29 июня 1911 года владыка митрополит Московский Владимир совершил освящение новосооруженного Храма и совершил в нём первую Божественную литургию. Новый Храм просуществовал недолго. Ему предстоял тот же путь мученичества, которым прошел его небесный покровитель — Святой Великомученик Димитрий. Храм построен в духе эклектики, представляет собой сочетание греческих и русских приёмов храмоздания. Он вмещает до 3 000 прихожан. Главный престол освящён в честь святого великомученика Димитрия Солунского; приделы в честь святителя Петра, митрополита Московского, и Успения, в честь праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. В архитектурном плане Храм являет собой соединение трехнефной базилики и крестово-купольного Храма, то есть сочетание греческих и русских принципов храмоздания, символизируя единство духовного подвига великомученика Димитрия Солунского и святого благоверного князя Димитрия Донского.

В 1931 году приход был закрыт, а здание Храма передано в ведение НКВД, который приспособил его под завод вторичной переработки драгоценных металлов. Были снесены кресты, сняты купола, разобраны верхние ярусы колокольни. В алтаре установили плавильные печи. Под главным сводом поместили кислотный цех.

В полностью разоренном состоянии, отрезанное от всех городских коммуникаций, здание Храма было возвращено Русской Православной Церкви в 1991 году. С 17 ноября 1991 года, когда было совершено освящение крестов и установка их на Храме, приход ведет работу по возрождению Храма. На Епархиальном собрании 2000 года Патриарх Московский Алексий II назвал Храм Димитрия Солунского самым разрушенным Храмом Москвы.

Сейчас приход возглавляет иерей Петр Липатов. Храм строился очень быстро, возрождался, каждый день происходило что-то новое, и вот уже осенью 2001 года на престольный праздник служба стала совершаться на главном престоле. Восстановлена воскресная школа. Так же есть воскресная школа для взрослых.

8 ноября 2007 года, в день памяти великомученика Димитрия Солунского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Храме вмч. Димитрия на Благуше. Это было первое Патриаршее богослужение в восстанавливаемом Храме. Храм уже практически готов, осталось сделать правый и левый придел, расписать стены, но, к сожалению, это пока невозможно из-за грибка на стенах.

Текст с сайта храма с сокращениями.

Любой дом Божий, будь это маленькая деревенская церквушка или большой столичный храм - место, куда приходят люди, чтобы пообщаться с Господом, рассказать о своих нуждах, помолиться о близких, поблагодарить за милости Всевышнего. И не только Бога, но и святых мы чтим как своих личных помощников и заступников.

Святой защитник воинов

Москва богата местами веры. Недаром её часто называют городом «сорока церквей». Храм Дмитрия Солунского на Благуше относится к тем культовым сооружениям, построение которых было угодно Богу и с нетерпением ожидалось людьми. Название церкви дано было в честь святого Димитрия, называемого Мироточцем - покровителя воинов-христиан. Ещё одно наименование великомученика - Фессалоникийский. Поминание его подвига во имя веры христианской происходит 26 октября.

Жизнеописание святого

Храм Дмитрия Солунского на Благуше построен в честь исторической личности, жившей некогда в греческом городе Фессалоники. Он был сыном проконсула, человека не только богатого и знатного, но и занимавшего высокий пост в городском управлении. Однако родители Димитрия были тайными христианами, крестили и его, воспитывали в твёрдой вере, любви к Богу и смирении. После смерти отца Димитрий получил пост по наследству и, пользуясь своими полномочиями, стал открыто выражать религиозные взгляды, проповедовать. Многие сограждане, проникнувшись его и честным, добродетельным образом жизни, перешли в христианскую веру. Стоит отметить, что таким же оплотом доброты и искренних устремлений к Богу является храм Дмитрия Солунского на Благуше.

Мученическая гибель

Судьба первых христиан была, с одной стороны, ярчайшим примером высокой духовной работы, с другой же - показателем того, насколько тернист и сложен был путь христианской веры в борьбе с язычеством и другими верованиями. Храм Дмитрия Солунского на Благуше - один из памятников таким вот мученикам. Понимая, что жизнь его может оборваться в любой момент, ибо император Максимиан жестоко преследовал иноверцев, Димитрий раздал всё своё имущество горожанам, бедствующим и нищенствующим. А сам горячо, со слезами молился, смиренно предавая себя в руки Божьи. Во время молитвы его и убили в темнице стражники императора. А тело было брошено на съедение диким зверям.

Образец святости

Храм великомученика Дмитрия Солунского в Москве не зря славится чудесами исцеления и многими другими. Ведь и сам святой был отмечен особой милостивой печатью Святого Духа. Его тело не тронули хищники, а салунские братья-христиане тайно погребли. При этом при помощи его одежды, обагрённой кровью, последователи святого лечили страждущих и творили иные чудеса. А в 4 веке в Салониках была построена первая церковь в честь Димитрия, а мощи положены в специальный серебряный киворий. Они мироточили, что подтверждало святость великомученика. А благушенский храм святого Дмитрия Солунского построен был в 1908-1911 годах в русско-византийском стиле, что напоминало о ещё одном герое христианства - воине Дмитрии Донском.

Судьба храма

Церковь вмещала в себя около 3 тысяч человек. Службы проходили в ней до 1931 года - печальной даты для России. Не иначе как чудом можно считать то, что храм святого великомученика Дмитрия Солунского не был закрыт ранее, а служители его не были замучены подобно другим репрессированным священникам. Зато в начале 30-х годов здание практически развалили, перестроив под металлоперерабатывающий завод. Подобное надругательство продолжалось более 6 десятилетий. Лишь в начале 90-х, после торжественных празднеств в честь Крещения Руси, здание возвратилось Московской епархии. Из всех столичных храмов оно оказалось в самом разгромленном состоянии. Зато возрождение церкви происходило на редкость быстро, словно сам Господь помогал работающим. С 2001-го года тут постоянно проходят службы.

Второе дыхание

Ежедневно в храм приходит много верующих людей или пока только ищущих Бога. И это не может не радовать. Ведь душевная чистота каждого из нас делает душевнее и чище общество в целом. Действует при храме воскресная школа. Занятия проводятся с разными возрастными группами: дошкольниками, младшими учениками и молодёжью. Главная их цель - помочь детям научиться отличать добро от зла, сохранить в чистоте сознание и совесть, остаться «детьми Божьими», даже став взрослыми. Естественно, что даются детям и азы знаний православной веры и культуры. Проводятся занятия и с возрастными прихожанами. Много полезных миссионерских дел совершают служители храма, посещая различные социальные и медицинские учреждения (детские дома, интернаты, санатории, больницы, дома престарелых и т. д.). Священники прихода - частые гости и в тюрьмах: в слове Божьем грешные сердца нуждаются даже более, чем праведные. Утешение, поддержка, мудрые советы, очистительные молитвы - всем этим служители храма щедро делятся со всеми, кто в том нуждается.

Димитрия Солунского на Благуше не так давно – в 2011 г. – отметил свое 100-летие. Построен он был на восточной окраине Москвы, изобиловавшей кирпичными и текстильными фабриками и заводами. Здесь селились купцы-фабриканты, а также всякий рабочий люд. К 1906 г. население Благуши составляло 10 тысяч человек. И всем этим людям очень не хватало храма, поскольку тот, куда они приходили со своими нуждами – Воскресения Христова на Семеновском кладбище – имел не слишком большой причт (священнослужителей явно не хватало) и не мог оказать помощь всем нуждающимся в духовном руководстве. Тогда жители района обратились к Московскому митрополиту Владимиру с просьбой об увеличении клира Воскресенской церкви на Семеновском кладбище. Но митрополит был человеком дальновидным, а потому принял более удачное решение: строить на Благуше новый . И часть средств уже имелась – по завещанию некоего Почетного гражданина Ермакова Дмитрия Флоровича, который просил употребить 100 тыс. рублей на строительство храма в честь небесных покровителей его и супруги – святых Димитрия Солунского и праведной Анны (матери Пресвятой Богородицы).

Вот так и начинался этот храм. В 1906 г. Николай II выделил для строительства участок земли на перекрестке Михайловской и Мочальской улиц, и образованная Строительная комиссия занялась поисками архитектора для создания проекта. Им стал Н.И. Орлов. Выбор был несколько странным, поскольку до сих пор Орлов никогда не занимался храмовым зодчеством. Тем не менее он создал великолепный проект в духе эклектики – соединении византийской трехнефной базилики и русского крестовокупольного храма. Правда, в ходе строительства в него были внесены некоторые изменения.

Второе десятилетие
ХХ в.

В 1908 г. начались строительные работы. После обращения — во время торжественной закладки камня в основание церкви в августе 1909 г. Митрополита Владимира к присутствующим — рекой потекли пожертвования, которые позволили выстроить храм всего за 2 года. Так что, 29 июня 1911 г. состоялось Великое его освящение в честь Димитрия Солунского, покровителя православного воинства. Придел в память Успения св. праведной Анны освятили 16 января 1912 г.

Третий придел освятили в честь свт. Петра, митрополита Московского, по просьбе одного из членов Строительной Комиссии – крестьянина Петра Михайловича Сидорина, пожертвовавшего 4 тыс. рублей на строительство храма.

Начало 1990-х

Просуществовал всего 2 десятилетия, духовно окормляя (направляя) всех нуждающихся. 9 октября 1931 г. Московский облисполком велел закрыть храм и передать его здание в ведение НКВД. В нем разместили завод вторичной переработки драгоценных металлов. Приспосабливая помещения под производство, снесли купола, разобрали верхние ярусы колокольни (всего их было 4 высотой около 50 м). Плавильные печи и кислотный цех разрушали стены храма постепенно. Когда завод был выведен из здания церкви, оно было в ужасном состоянии. Семиметровый слой зараженный земли пришлось снять и вывезти.

В 1991 г. храм Димитрия Солунского вернули-таки Православной Церкви. 17 ноября на нем уже красовались кресты. Потихоньку храм начал оживать. Его даже оштукатурили и покрасили, тогда как до революции изначально выложенный из красного кирпича храм не был оштукатурен. 2001 г. ознаменовался Литургией в главном алтаре храма.

В Прощеное Воскресенье 26 февраля 2012 года Патриарх Кирилл освятил возрожденный храм Великим чином. Святейший подарил церкви старинный Феодоровский образ Божией Матери, почитаемый помощником в родах. Во время богослужения пел хор Димитриевского храма «Мелосъ» под управлением Григория Жежеля.

Возродилась Воскресная школа для детей и взрослых. При храме также создан Клуб исторической реконструкции, в котором проводятся занятия по фехтованию. Периодически клуб проводит театрализованные показы боев.