Open
Close

Картина воскресение сошествие во ад. Икона "Сошествие Святого Духа на апостолов" и её религиозное значение

(6 голосов : 4.83 из 5 )

Севостьянова Юлия

10 класс, Аничков лицей

Русь, приняв крещение от Византии, унаследовала от нее представление о том, что задача живописи – воплотить в образы христианское вероучение. Церковное искусство православных государств, входящих в сферу культурного влияния Византии справилось с такой задачей. Система восточноправославной эстетики позволила полно и ясно изложить христианское вероучение в живописных образах.

Настоящая работа посвящена сюжету Сошествие Христа во ад, его изображению в русской иконописи. Этот сюжет евангелисты не описывают, а только сообщают о Воскресении Господа, которому не было свидетелей. В росписях римских катакомб Воскресение Христово изображалось через ветхозаветный прообраз исхождения Ионы из чрева кита (на основании слов Спасителя о знамении пророка Ионы). Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (; ).

В византийском литургическом понимании Воскресение Христа обозначалось изображением женщин, пришедших к гробу Иисуса Христа и ангела, сообщающего, что Иисус воскрес.

Во II веке новой эры стал известен апокриф, получивший впоследствии название Евангелие от Никодима (тайного ученика Иисуса Христа). Тексты апокрифа и повлияли на сложение иконографии “Сошествия во ад”, которая служит идее изображения Воскресения Христа как победы над смертью, вызволение праведников из ада, спасения уверовавших в него “от тлена в адской бездне”. С течением времени византийское искусство разработало приемы, позволяющие передать суть рассказа в едином живописном образе, в котором это событие представало таким, каким оно должно соответствовать византийскому богословию.

Иисус Христос на иконах обычно изображается как солнце спустившееся во ад. Все в нем исполнено стремительного движения. Он попирает сокрушенные врата ада, в левой руке держит крест, а правую руку протягивает Адаму. Спаситель с силой вырывает обессиленного Адама из гроба, за Адамом встает, протягивая к Спасителю руки, с надеждой вглядываясь в него, Ева. С правой стороны от Христа стоят, поднявшиеся в гробах, во главе с Иоанном Предтечей ветхозаветные цари и пророки. С левой стороны от Него расположен сонм праотцов. Горы, в верхней части, сужаясь и сходясь друг к другу, образуют вход в преисподнюю. Над ними два ангела, возносящие орудия страстей: Крест, трость с губкой, наполненной уксусом и желчью, и копье. Это лишь общее описание изображения данного сюжета.

Главные черты первых русских икон “Воскресения Христова”, имевших основным изображением Христа, сошедшего во Ад, оставались без изменений, но к ним добавлялись другие, почерпнутые из преданий детали. Тогда в каждой иконе сюжет изображался по-особенному.

Примером могут служить псковские иконы “Сошествия во ад”. Для них характерна симметричная схема расположения коленопреклоненных фигур Адама и Евы относительно Спасителя, которых он, держа за руки, выводит из “смертной сени”. Такая схема достаточно редка для византийской и древнерусской иконографии. Еще одной особенностью псковской иконографии является то, что Адам, Ева, все ветхозаветные цари и пророки изображены на них с нимбами. Среди византийских икон такие изображения встречаются, но редко. Знак святости – нимб свидетельствует об уже совершившемся искуплении греха первых людей, их воскрешении, но их коленопреклоненные позы отчетливо напоминают композиции “Страшного суда”, где прародители стоят в том же положении перед “Престолом Уготованным”.

Традиционная форма изображения Воскресения Христа как “Сошествия во ад” всегда сохранялась в древнерусском искусстве, но с XVII века на русских иконах получило распространение изображение шествия праведников в рай. В это время Евангелие Никодима было включено в состав сборника “Страсти Христовы”. В XVII веке была введена специальная вечерняя великопостная служба Страстям Христовым (Пассии). Под влиянием западной традиции, Воскресение Христово стали рисовать как выход Христа из гроба. Но этот новый способ изображения не удовлетворял русских иконописцев и они соединили его с привычным им образом “Сошествия во ад”. Такую композицию можно видеть на примере иконы “Воскресение. Сошествие во ад” из церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680 г.) В верхней части иконы, в центре, из гроба поднимается Иисус Христос. Перед гробом – отваленный камень. Внизу, окруженный мандорлой Иисус Христос спускается в ад, попирая его врата, и выводит из гроба Адама. Вслед за Адамом из адской бездны поднимается толпа праведников, идущих в рай. Иконописец, кроме этих двух сюжетов, изображал и события из жизни Иисуса Христа: в левом верхнем углу – Распятие, а вверху в центре – Вознесение Христово. Такие иконы получались очень подробными, и за мелкими подробностями утрачивали глубину образа, которая была присуща ранним спискам Воскресения Христа.

Икона “Сошествие во ад” с первохристианских времен сохраняет основное значение как изображение праздника Воскресения Христова, и в русских иконостасах она помещается в праздничном ряду. Если же храм освящен в память Воскресения Христа, икона помещается второй справа от Царских врат.

Литература:
Барская Н. А. 1993. Сюжеты и образны древнерусской живописи. Москва: Просвещение.
Григорий (Круг). 1998. Сошествие во ад //Православная икона. Канон и стиль. Москва.
Шиллина Н. Н. 1999. Псковские иконы “Сошествие во ад” //Православная икона. Канон и стиль. Москва.
Чугреева Н. Н. 1998. “Тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли” //Православная икона. Канон и стиль. Москва.

Икона из праздничного ряда повторяет один из вариантов иконографии, известный в византийском и древнерусском искусстве XIV-XV веков. Его характерные особенности – симметричное построение композиции с фигурами Адама и Евы, располагающимися по обе стороны от центральной фигуры Христа, который представлен в круглой славе, стоящим на сокрушенных адских вратах в трехчетвертном повороте к Адаму. Кроме того, икона имеет и редкие, очевидно, местные особенности. Прежде всего, это изображение ада со скованным сатаной, поза Адама, припадающего к деснице Христа

Икона из праздничного чина. В центре композиции фронтально представленный Христос обеими руками поднимает из гробниц коленопреклоненных Адама и Еву, изображенных симметрично, по обе стороны от Спасителя. В правой части расположены фигуры праведного Авеля и трех ветхозаветных пророков, беседующих между собой. В левой - пророки Давид и Соломон с Иоанном Предтечей.

В центре композиции изображен Христос в трехчетвертном повороте, попирающий сломанные врата ада, с большим крестом в левой руке. По обе стороны от Него расположены две группы персонажей на фоне симметричных горок: справа представлены ветхозаветные цари и пророки Давид и Соломон с Иоанном Предтечей, а слева – прародители человечества Адам и Ева с праведным Авелем.

Изображения на иконе представлены в три ряда, верхний и нижний разделены на три сегмента. В центральном сегменте верхнего ряда расположена сцена Воскресения Христа. Слева изображена Богоматерь с Младенцем. Справа – святитель Николай. В среднем ряду изображён архангел Гавриил с избранными святыми. В левом сегменте нижнего ряда расположена сцена Чуда Георгия о змие, в среднем и правом – также избранные святые.

В православной традиции Воскресение Христа изображается в виде Сошествия во ад. Это событие списывается в «Евангелии Никодима» и других апокрифических сочинениях. Композиция с развернутой сценой ада, включающей фигуры восстающих из гробов праведников. Спаситель стоит на разрушенных вратах ада, правой рукой он держит за руку Адама.

В центре композиции представлен Христос с крестом в левой руке в миндалевидной славе, стоящий на сокрушенных адских вратах. Справа от Него изображен Адам, за которым пророки Давид, Соломон, Даниил и Иоанн Предтеча, а слева – ветхозаветные пророки и припадающая к ногам Спасителя Ева в красном мафории.

В центре композиции представлен Христос со свитком в левой руке в миндалевидной славе, стоящий на сокрушенных адских вратах. Справа от Него изображен Адам, за которым пророки Давид, Соломон, Даниил и Иоанн Предтеча, а слева – ветхозаветные пророки и припадающая к ногам Спасителя Ева в красном мафории.

В центре композиции на фоне «сквозной» миндалевидной «славы» изображен Христос, облаченный в красные одежды. Спаситель, попирающий врата ада, выводит за руки Адама и Еву. В нижнем регистре композиции присутствует подробное изображение пленения сатаны и освобождения праведников.

На верхнем поле иконы введено изображение полуфигурного деисуса, в центре которого, на традиционном месте Христа, представлен святитель Николай Чудотворец, к которому обращены мученик Никита и преподобный Варлаам Хутынский, святые целители Косьма и Дамиан, мученицы Варвара и Ульяна, святители Власий и Нифон(?), архангел Михаил и мученица Параскева Пятница.

На фоне мандорлы изображен Христос, попирающий сломанные врата ада. Он выводит коленопреклоненных Адама и Еву. По сторонам от Христа две группы ветхозаветных пророков. В нижней части композиции - изображение ада со скованным ангелами сатаной.

Из Праздничного ряда. В центре композиции представлен Христос со свитком в левой руке в миндалевидной славе, стоящий на сокрушенных адских вратах. Справа от Него изображен Адам, за которым пророки Давид, Соломон, Даниил и Иоанн Предтеча, а слева – ветхозаветные пророки и припадающая к ногам Спасителя Ева в красном мафории.

В центре композиции представлен Христос в круглой славе, стоящий на сокрушенных адских вратах. Справа от Него изображен Адам, за которым стоят ветхозаветные цари и пророки во главе с Давидом и Соломоном, а слева – Иоанн Предтеча, праотцы, праматери и припадающая к ногам Спасителя Ева в красном мафории. Достаточно редкая деталь - изображение трех праматерей, окружающих фигуру Евы. В нижней части иконы изображены ангелы, сковывающие стану в адской пещере. По обе стороны от этой группы изображены праведники в белых одеждах, выходящие из гробов.

В центре композиции изображен Христос со свитком в руке, попирающий сломанные врата ада. В мандорле и над ней – небесные чины. По обе стороны от Него расположены Адам и Ева, ветхозаветные цари и пророки, среди которых цари Давид и Соломон, Иоанн Предтеча, пророки Даниил и Моисей, праматери, Авель, Захария. В разломе ада представлены дьяволы, поражаемые копьями ангелов.

В центре композиции изображен Христос со свитком в руке, попирающий сломанные врата ада. В мандорле и над ней – небесные чины. По обе стороны от Него расположены Адам и Ева, ветхозаветные цари пророки, среди которых Давид, Соломон, Иоанн Предтеча.
В нижнем регистре изображен ад в виде темной зияющей бездны Ангелы заковывают сатану, изображенного в виде чудовищного зверя. Души праведников, одетые в белое ожидают освобождения, простирая руки к Христу.

Икона из праздничного чина. В центре композиции изображен Христос в трехчетвертном повороте, попирающий сломанные врата ада. Он выводит за руки из гробницы коленопреклоненных Адама и Еву. По обе стороны от Него расположены две группы персонажей на фоне горок: справа представлены ветхозаветные цари и пророки.

Четырехчастная икона. В верхнем левом углу представлено Сошествие Христа во ад с шествием праведников в рай, выше расположена сцена беседы благоразумного разбойника с Илией и Енохом в раю. В верхнем правом углу – Богоматерь «Живоносный источник». Богородица с Младенцем Христом изображена в фиале в виде потира, по сторонам от них – фигуры ангелов на облаках. Вокруг бассейна в форме квадрифолия страждущие, пьющие воду из источника. В нижнем левом углу – Чудо Георгия о змии, включающее изображение Георгия на коне, поражающего змия, которого на привязи держит царевна Елисава, а также царя и придворных за стенами города. В нижнем правом углу – Единородный сыне. В центре изображены: Господь Саваоф в славе с духом святым в виде голубя на лоне; ниже – Спас Эммануил, восседающий на херувимах, в славе, поддерживаемой двумя ангелами. По сторонам от Господа Саваофа – небесные светила, в верхних углах иконы на фоне построек фигуры Богоматери и ангела.
В центре, между двух горок, расположена композиция "Не рыдай Мене Мати". В нижнем левом углу - фигура Христа на Кресте, который поставлен над фигурой поверженного, скованного архангелом Михаилом сатаны. Правее разворачивается шествие Смерти. Сидящая на белом апокалиптическом звере, с колчаном и стрелами за спиной, Смерть косит грешников, чьи тела безжалостно терзают звери и птицы. Выше изображен Огненный херувим с мечом.

Из Праздничного ряда. В центре композиции представлен Христос со свитком в левой руке в круглой славе, стоящий на сокрушенных адских вратах. Справа от Него изображен Адам, за которым пророки Давид, Соломон, Даниил и Иоанн Предтеча, а слева – ветхозаветные пророки и припадающая к ногам Спасителя Ева в красном мафории.

Все мы знаем и слышали о таком празднике как Святая Троица, Пятидесятница, или, как его еще называют, день Сошествия Духа Святого на апостолов. Но не многие из нас знают историю его возникновения, как надо себя вести в дни празднования, и почему он имеет именно такое названия. В статье мы постараемся разобраться о том, когда он возник, что означает, и какие традиции его сопровождают.

История возникновения праздника Святой Троицы

Согласно библейским заветам, считается, что в этот день должно было исполниться пророчество Христа, и Дух Святой должен спуститься на землю. Согласно Писанию, произойти это должно было на десятый день после того как душа Христа вознесется, и на пятидесятый после его воскрешения.

В этот день в ожидании чуда Матерь Божья и апостолы собрались в горнице в привычное время для молитвы. Неожиданно им послышался шум, и перед глазами их явился святой огонь, который горел, но не обжигал. Как раз в этот момент произошло схождение Духа Святого, что знаменовало о том, что они прошли крещение огнем и Святым Духом.

Со временем у дома собралась толпа. Люди пришли сюда из разных стран, чтобы увидеть чудо собственными глазами. К ним начали выходить апостолы и разговаривать с ними на их родном языке. Это не могло не удивлять, так как все знали, что ученики Христа были не учеными родом из Галилеи и не могли знать языки других народов.

Следующим чудом сего дня считается проповедь апостола Петра, который ранее никогда не проповедовал, а был лишь смиренным учеником своего Учителя. Но когда он заговорил, то всем окружающим стало понятно, что его устами говорит Сам Дух Святой. Проповедь была настолько проникновенной, что многие, кто слушал ее, уверовали в Христа и приняли Крещение в тот же день.

День Сошествия Святого Духа на апостолов считается днем рождения Церкви. Отныне все больше людей стало приходить к молебну апостолов и слушать их проповеди. А место Сошествия Святого Духа на апостолов со временем стало считаться священным, где каждый может помолиться.

Как крещение огнем изменило жизнь апостолов

После этого дня ученики Христа очень сильно изменились. До этого дня они впадали в отчаяние и предавались унынию, так как не могли пережить смерть Учителя своего. Не все верили в то, что Сын Божий воскреснет и придет на землю уже в другом обличии, хотя Он не раз говорил им об этом. Но сошествие Святого Духа на апостолов резко изменило их. Они стали проповедниками Слова Божия, которые больше не предавали свою веру.

Верили они, даже несмотря на то, что знали о всех мучениях, которые предстоит перенести. Как пророчил им Христос - жизнь их будет предана гонениям, их будут высмеивать и поливать грязью. Некоторых закрывали в тюрьмы, издевались, только чтобы «выбить» веру из их душ и прекратить нескончаемую цепь проповедей. Чтобы ноша апостолов не была столь тяжелой, Христос послал ученикам Своим Духа-Утешителя, который поддерживал в них веру и помогал переносить все тяготы, связанные с гонениями.

Отныне никто и ничто не могло заставить усомнится апостолов в вере своей. Даже во время казней, избиений, распятий на кресте дух учеников Христа все больше укреплялся.

Первые христиане жили праведно, соблюдая все заповеди, следовали учениям святым. Они молились каждый день, постоянно причащались, соблюдали все правила и обычаи. Старались поддерживать друг друга везде и во всем, как учил Христос.

Со дня Сошествия Святого Духа на апостолов верующих христиан начало становиться все больше и больше по всему миру.

Изначально свои проповеди апостолы читали только в Палестине. А потом ими было принято решение разойтись в разные стороны. Апостолы кинули жребий, дабы решить, кому в какую сторону идти. Андрею Первозванному выпал жребий идти в сторону русских земель.

«Троица», или «Пятидесятница»

В слово «Пятидесятница» заложено двойное название, что свидетельствует о его ветхозаветном происхождении. Понятие «Святая Троица» берет свое начало из Нового Завета. Но, несмотря на это, эти два понятия - названия одного и того же праздника.

Итак, внесем некую ясность. Изначально Пятидесятница никак не относилась к событию Сошествия Духа Святого на апостолов. Это был один из трех праздников, который относился к принятию законодательства во времена пророка Моисея. Тогда евреи у подножья горы Синай обещали Господу Богу быть верными Ему, а Он, в свою очередь, - оберегать их от гонений египетского фараона. Также Пятидесятница совпадала по времени со сбором урожая, что вызывало у людей двойную радость. Большое количество евреев, которые проживали в различных уголках Римской Империи, старались в этот день приехать в Иерусалим. Многие из них уже забыли родной язык, но обычаи народа чтили всегда. И хоть раз в жизни еще в те времена каждый еврей стремился совершить паломничество к родным местам.

А спустя более полутора тысяч лет новозаветная Пятидесятница обрела новый смысл. И в день, когда на пятидесятый день снизошел Дух Святой, начали сбываться все пророчества и исполняться обещания Сына Господнего, о том, что пошлет Он Духа-Утешителя от Отца Своего. И будет Дух истины свидетельствовать о Воскрешении Его. Тем самым Христос дал понять ученикам своим, что Святая Троица с ними до скончания дней их.

Таким образом, Пятидесятницу Сошествия Святого Духа на апостолов стали называть Святой Троицей.

Икона Сошествия Святого Духа на апостолов: описание

За основу в описании на иконе сюжета берется рассказ из писаний апостолов.

Именно из этого описания до наших времен дошла история об апостолах и Матери Божией, которые были освящены огнем. Но, несмотря на то что история едина, иконография Сошествия Святого Духа на апостолов имеет несколько вариантов. Это связано с тем, что традиции написания икон у каждого поколения были свои. Со временем образа несколько видоизменялись. И только в 8 веке были обговорены и зафиксированы правила написания икон.

Поэтому до нашего времени дошло несколько вариаций написания образа Сошествия Святого Духа на апостолов, которые делятся по двум направлениям. Исторический вариант написания - иконописец пытается максимально правдиво передать на холсте события, происходившие в то время. Литургический вариант - подразумевает раскрытие смысла события, которое произошло в тот вечер. Оба варианта имеют право на существование, но несколько отличаются между собой.

Распространенный вариант написания иконы

Чаще всего можно встретить икону Сошествия Святого духа на апостолов в центре с сидящим апостолом Павлом - литургический вариант написания. На ней изображено, как апостолы сидят полукругом с книгами и свитками в руках и ведут оживленную беседу. Сверху на них исходит свет, а снизу изображена тьма. Тьма символизирует мир, до снисхождения святого огня. Тут же помещены люди разных национальностей, которые ждут света Евангелия.

И что характерно в данном варианте написания, в центре сидят апостолы Петр и Павел. Хотя апостола Павла тогда не было на схождении. Но авторы многих книг не могут о нем забыть, так как он считается верховным апостолом. Поэтому иконографы помещают и его на икону Сошествие Святого Духа на апостолов. Фото (литургический вариант) располагается ниже, где апостолы написаны с нимбами над головами и языками пламени у рта. Это и является символом того, что они прошли просвещение Духом Святым.

На этом варианте под куполом одной из церквей Сошествия Святого Духа на апостолов изображено по кругу двенадцать учеников Христа. Посередине появляется царь. В руках у него двенадцать свитков. Над головой у этой фигуры вместо нимба надпись «Космос». Фигура в виде царя олицетворяет вселенную, наполненную разными народами. Апостолам предстоит пойти по миру и просветить всех их.

Исторический вариант написания иконы

В историческом изображении иконы, несмотря на то что по преданию святого евангелиста Луки, который описывал Сошествие Духа, событие было без присутствия Матери Иисуса Марии, ее лик является центральным. На иконе все апостолы сидят полукругом, но уже без нимба, в отличие от литургического изображения, и на них исходит благодатный огонь сверху. Нимб есть только над головой Девы Марии, что свидетельствует о том, что она первая получила благодать Святого Духа.

Этот образ очень напоминает икону Вознесения. Еще ее называют Малая Пятидесятница. Также на иконе часто изображают Святого Духа в виде голубя, но такое изображение считается не каноничным. Как мы знаем, из всей Святой Троицы образ имеет только Сын Божий. А что касается Отца Святого и Духа Его, то испокон веков они не имеют ипостасного воплощения.

Именно на Стоглавом Соборе, который проходил в середине 16 века в Москве, был поднят вопрос о том, что нельзя изображать Святого Духа в виде голубя, кроме как во время празднования Крещения. Согласно евангельскому писанию, только в день Крещения Святой Дух явился народу в виде голубя. А на иконе Пятидесятнице было постановлено изображать Святого Духа в виде огненного пламени, как он и являлся в тот вечер апостолам.

Не стоит также забывать про икону "Святой Троицы", которую часто отождествляют с иконой "Пятидесятницей". Хотя это совершенно разные изображения. Икона Андрея Рублёва еще на Стоглавом сборе была объявлена каноничной. На ней изображено три ангела, которые олицетворяют собой Лица Пресвятой Троицы.

Картина «Сошествие Святого Духа на апостолов». Врубель

Известный сюжет в исполнении художника Михаила Врубеля стал частью фрески в Кирилловской церкви города Киева. На картине изображено двенадцать апостолов, которые пришли после воскрешения Христа с Его Матерью и молились. Матерь Божья изображена в центре. Над ее головой исходит Священный огонь, в центре которого летает голубь. Его лучи расходятся над головами каждого апостола. У участников картины свитки в руках отсутствуют, а нимб есть над головами каждого из них.

Традиции и приметы на Пятидесятницу

Троицу, Сошествие Святого духа на апостолов принято праздновать три дня. Накануне праздника все хозяйки приводят в порядок свои жилища. Убирают и раскладывают по дому ветки ивы, березы или липы. Это является символом начала новой цветущей жизни.

День до праздника считается поминальным. В церковь несут дары, чтобы помянуть усопших родственников своих.

К празднованию хозяйки пекут пироги, готовят много вкусных блюд.

Первый день праздника называется Зеленое воскресенье. Считается, что в этот день вылезет вся нечисть, которая забирает невинные души, а зелень, разложенная по дому, является защитой от всяких мифических персонажей. С утра люди идут в церковь на богослужение. После уже ходят друг другу в гости. Зачастую организовываются массовые гулянья в виде ярмарок.

Сегодня Троица почему-то считается праздником незамужних девушек, которые плетут венки именно в этот день и отправляют плыть по реке. И смотрят, куда венок поплывет, с той стороны к ней жених явится. Также выпекается каравай и раздается девушкам. Кусочки каравая они засушивают, а потом во время свадьбы его сухари подмешивают в тесто каравая. Считается, что такая волшебная выпечка принесет в дом благополучие, достаток. Гулянье продолжается до вечера с пикником и ряжеными.

Клечальний понедельник - второй день празднования, когда священники после службы идут на поля и читают там молитвы, чтобы урожай был хороший.

Третий - Богодухов день. Парни сами выбирают себе невесту. Также в этот день по селам освящают воду в колодцах.

Считается, что если на Троицу пойдет дождь, значит, урожай будет хороший, а лето - теплым. По традиции каждое утро девушки умываются росой, которая выпадет в один из трех дней, чтобы сохранить как можно дольше свою красоту и молодость.

Также на празднование имеются и свои запреты. В эти дни запрещается работать на земле. Но наряду с тем, можно собирать лечебные травы. Опасным считается купание в реке. По старинному поверью, русалки выходят из воды и живут на полях и в лесах. А опасны они тем, что могут защекотать встретившегося им путника до смерти.

Особенности празднования Пятидесятницы в храмах

В храмах Сошествие Святого духа на апостолов отмечают с особым почтением. Это один из главных христианских праздников в году, который приравнивается по своей значимости к Пасхе и Рождеству Христову. В первую ночь с субботы на воскресенье проходит ночная служба. В первый день праздника отменяются обычные песнопения. Вместо них в храмах в этот день можно услышать особые праздничные песни.

Вся служба проходит не так, как обычно. После литургии начинается вечерняя служба, во время которой снисхождение благодати славится тремя специальными молитвами. Сами священники на этот праздник надевают красивые изумрудные одеяния. Церковь так же, как и дома, украшают различными зелеными веточками и цветами.

Стоит помнить, и о том, что после праздника целую неделю можно не соблюдать пост.

Значение Благодати в жизни каждого верующего

Праздник Сошествия Святого Духа на апостолов - не только народное гулянье. Это символ наполнения людских душ Господней Благодатью, которая ведет к их исцелению и освобождению. Согласно библейским истинам, в каждом человеке еще с рождения есть семя добра. Оно закладывается свыше. И если не питать его на протяжении всей жизни, то оно не сможет вырасти. Как обычное семя, которое мы садим в землю для того, чтобы оно выросло, нам приходится поливать его.

Также и человеческая душа может остаться бесплодной (пустой) если ее не орошать на протяжении всей жизни Божьей Благодатью. Каждый человек, который по-настоящему хочет достичь просветления, понимает, что без Божьих проповедей духовная жизнь для него будет закрыта.

Апостолы после того, как на них снизошел Святой Дух, пытались донести до людей, что Божья Благодать поможет очистить совесть, исцелит больную душу, наполнит ее светом, укрепит веру, просветит разум. Божья Благодать наполнит сердце добром к ближнему, обратит взор человеческий к небесному, поможет правильно жить по духовным законам.

По свидетельству тех, на кого снизошла Божья Благодать, она приносит просветление и радость душе, которые не могут принести мирские блага. Все физические радости кажутся ничтожными.

С того дня, как Святой Дух снизошел на апостолов, каждый удостаивается Благодати, кто следует законам Божьим. Считается, что снисхождение приравнивается к Крещению. И также осуществляется единожды за всю жизнь. А такие таинства, как исповедь, молитва, причащение, пост и даже дела благие, только помогают укрепить силу Веры.

Сила Благодати очень меняет людей. Это видно на примере учеников Христа. Как мы знаем, до того, как на них спустился Дух Святой, они были простыми неграмотными людьми. После Благословения их проповеди обрели силу. Апостолы могли своими речами достучаться до самых загрубевших сердец. К ним стали прислушиваться знатные люди того времени, философы. Своим словом, которое было окутано Благодатью и теплом, располагали уже отчаявшихся людей вернуться к жизни, грешников каяться.

При жизни Христа апостолы были робкими и боязливыми. После снисхождения Духа Святого они почувствовали силу, стали бесстрашными и мужественными. В результате их проповедей люди не только впускали в свое сердце Христа, но и начали строить общины. Церкви Сошествия Святого Духа на апостолов выстраивались не только на территории Римской Империи, а далеко за ее пределами.

Благодаря трудам апостолов и их последователей христианская вера стала распространяться по всему миру, что дало начало возрождения человеческого общества.

О том, как происходил процесс возрождения в первые десятилетия после Пятидесятницы, можно прочесть в книге «Деяния святых апостолов».

икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» (Новгород)

Событие сошествия на апостолов Святого Духа, которое празднуется в Пятидесятницу (двунадесятый праздник), рассказано во 2-й главе книги Деяний апостольских (Деян. 2: 1-13). Произошло это в Иерусалиме во время иудейского праздника Пятидесятницы. Во время Своей земной жизни Спаситель Наш Иисус Христос много раз предсказывал ученикам пришествие Утешителя, Духа истины, Который обличит мир в грехе, наставит апостолов на благодатный путь проповеди, истины и правды и прославит Христа (см.: Ин. 16: 7–14). Сошествие Святого Духа это исполнением ветхозаветных (Иоиль. 2: 28-32 и др.) и новозаветных пророчеств (Иоанн Креститель: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем», Мф. 3: 11; Мк. 1: 8; Лк. 3: 16) и означает начало действий Святого Духа и рождение вселенской Церкви Христовой. Празднуется этот праздник с IV века.

Иконография праздника

икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»(Псков)

Иконография праздника представляет сидящих полукругом апостолов, на которых нисходит Святой Дух в виде языков пламени, под ними в пещере — мужская фигура в короне, олицетворяющая просвещаемые народы. В центре композиции – апостолы Петр и Павел. Хотя исторически апостол Павел в сионской горнице не икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»(Псков)икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»(Псков) присутствовал, но литургически “забыть” о первоверховном апостоле Павле, авторе многих книг Нового Завета, и не написать его на иконе рождения Церкви никак нельзя. И хотя первая глава Деяний заканчивается на избрании Матфея вместо отпавшего Иуды, двенадцатым апостолом все же Церковь считает Павла. Книги и свитки в руках всех двенадцати апостолов – символы их церковного учительства. Внутри нимбов или выше часто вписаны язычки пламени: апостолы удостоены просвещения Святым Духом от самого Спасителя по Его обетованию. С XVII – XVIII веков в центре апостольского полукруга окончательно утверждается изображение Богоматери. Святой евангелист Лука, автор Деяний апостолов, не упоминая имени Матери Божией при описании сошествия Святого Духа, тем не менее, пишет, что после Вознесения Господа Иисуса Христа все апостолы единодушно пребывали в молитве, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса (Деян. 1: 14). В одно из таких молитвенных собраний и произошло сошествие Святого Духа. Самое раннее сохранившееся изображение Сошествия Святого Духа относится к VI веку: миниатюра рукописного Евангелия, созданного в 586 году сирийским монахом Рабулой.

Праздник Пятидесятницы в Русской Православной Церкви

икона «Троица» (Андрея Рублева)

В Русской Православной Церкви значение праздника постепенно изменилось, и его стали называть Святой Троицей.

В связи с этим протоиерей Николай Озолин утверждает: «Праздник Пятидесятницы, бывший на месте нынешнего Троичного дня, был праздником исторического, а не открыто онтологического значения. С XIV века на Руси он выявляет свою онтологическую суть… Почитание Духа Утешителя, Надежды Божественной как духовного начала женственности сплетается с циклом представлений Софийных и переносится на последующий за Троицею день – день Духа Святого… Праздник Троицы, нужно полагать, впервые появляется в качестве местного праздника Троицкого собора как чествование “Троицы” Андрея Рублева». Весьма вероятно, что первоначально Троицын день соотносился в православном праздновании Пятидесятницы со вторым днем праздника, именующимся днем Святого Духа, и понимался как Собор (Синаксис) Сошествия Святого Духа. И «так называемая “Ветхозаветная Троица” становится праздничной иконой этого “понедельника Святой Троицы” на Руси среди учеников преподобного Сергия»

То, что в Русской Православной Церкви произошло известное смещение этологического акцента и даже именования праздника, получило интересное отражение в иконографии. Праздничные ряды иконостаса с XVI века нередко включают икону Троицы на месте праздника Пятидесятницы. Иногда Троица помещена в конце ряда – перед Сошествием Святого Духа (налицо распределение данных икон по двум дням – собственно самого праздника и понедельника Святого Духа). Сравним также следующий факт: чиновник XVII столетия (из Новгородского Софийского собора) предписывает ставить на утрене сразу две иконы праздника на аналой: Святой Троицы и Сошествия Святого Духа. Подобная практика византийской и поствизантийской традициям совершенно неизвестна.

Эта икона заинтересовала меня после просмотра лекции Гейдара Джемаля на тему «Политическая постантропология» где на 29-й минуте Владимир Карпец задает вопрос докладчику об иконе «Царь-космос».

Икона Сошествие Святого Духа на апостолов, XV век. Место хранения: Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Поступила в музей в 1929 году. Реставрация: Реставрирована в 1930-е годы И.Я. Челноковым (пробная расчистка) и в 1964-1967 годах в Государственных центральных научно-реставрационных мастерских А.Н. Овчинниковым (полное раскрытие). Материал: Дерево, темпера. Персоналии: Богородица, апостолы, царь-космос.

Сюжет Сошествие Святого Духа на апостолов разрабатывается в христианском искусстве с VI века. Согласно «Деяниям апостолов» (I, 5-8; II, 1 - 13), сошествие Святого Духа произошло на пятидесятый день после Воскресения Христова, когда все апостолы собрались в Сионской горнице. Внезапно раздался шум с неба, который, подобно сильному ветру, наполнил весь дом, и явились языки пламени, разделившиеся и остановившиеся ("почившие") по одному над головой каждого из присутствовавших в горнице. Апостолы обрели способность говорить на разных языках и наречиях, чтобы проповедовать Евангелие во всем мире.

С XIV-XV веков на Руси известны иконы Пятидесятницы, на которых присутствует изображение старца в короне и в царских одеждах, стоящего в темной арке.

На иконах и фресках более раннего периода подобный персонаж неизвестен, хотя возможно, что они просто до нас не дошли. На одном из самых древних изображений из Евангелия Рабулы в центре композиции изображена Богоматерь, по сторонам от нее 12 апостолов в два ряда. Местонахождение их показано условно - полусфера над ними означает, что они находятся под сводами триклиния Сионской горницы.

Сошествие Святого Духа 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция, Италия Кодекс Рабулы , л. 14 об., миниатюра.

В XI-XII веках в византийском искусстве сформировалась иконография этого сюжета с апостолами, восседающими полукругом. В центре триклиния арка, пространство внутри которой почти всегда темное. Относительно того, что означает этот элемент, достоверной информации найти не удалось. Википедия без ссылки на источник сообщает , что это пустая гробница Иисуса, по другой версии - это мир, находящийся во тьме, еще не просвещенный проповедью Евангелия.

Сошествие Святого Духа. Византия; XII в. Источник: www.ruicon.ru

Сошествие Святого Духа; Византия; XII в. Источник: www.ruicon.ru.

На русских иконах XIV-XV вв в арке появляется бородатая фигура в царских одеяниях с убрусом и двенадцатью свитками на нем. Самое раннее подобное изображение на иконостасе Софийского собора в Новгороде (1341?), в XV веке такие иконы получают на Руси всеобщее распространение.

Иконостас Софийского собора в Новгороде

Икона пятидесятницы Благовещенского собора московского кремля. Начало XV в.

Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1425-1427 гг.

Трактовки этой фигуры разнообразны: пророк Иоиль, царь Давид, Христос, пребывающий со своими учениками до скончания века. Подробнее эти трактовки , и все они кажутся несостоятельными, так как во многих случаях фигура подписана как κόσμος. Отсюда и наименование образа Царь-Космос. Предполагается, что это аллегорическое изображение, заменившее толпы народа. Однако есть иконы, где эти фигура совмещена с толпами как на грузинском памятнике XVI века:

Пятидесятница. Фрагмент створки складня; Грузия; XVI в.; местонахождение: Тбилиси. Музей изобразительных искусств им. Шалва Амиранашвили. Здесь фигура в царских одеяниях совмещена с изображениями толп, призываемых народов, которых она, якобы, заменила.

Иногда этот образ встречается и на греческих иконах:

Сошествие Святого Духа на апостолов. Греция, между 1840-1870.

О том, что этот персонаж не привнесен в сюжет исключительно русскими иконописцами, свидетельствует Ерминия, или, Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом, 1701-1755 год . Из нее, кстати, мы узнаем, что темная арка представляет собой пещеру:

В храмине двенадцать апостолов сидят полукругом. Под ними видна небольшая пещера, и в ней маститый старец в венце держит пред собою на обеих руках развернутое полотенце, на котором лежат двенадцать свитых хартий. Над ним начертана надпись: мир. На верху храмины виден Св. Дух в виде голубя. Вокруг Его блистает великий свет и из него исходят двенадцать огненных языков и спускаются на каждого апостола.

Широко цитируется трактовка этого образа Е.Н Трубецким в работе «Умозрение в красках».

…внизу в подземелье, под сводом томится пленник — «царь космос» в короне; а в верхнем этаже иконы изображена Пятидесятница: огненные языки нисходят на апостолов, сидящих на престолах во храме. Из самого противоположения Пятидесятницы космосу царю видно, что храм, где восседают апостолы, понимается как новый мир и новое царство: это — тот космический идеал, который должен вывести из плена действительный космос; чтобы дать в себе место этому царственному узнику, которого надлежит освободить, храм должен совпасть со вселенной: он должен включить в себя не только новое небо, но и новую землю. И огненные языки над апостолами ясно показывают, как понимается та сила, которая должна произвести этот космический переворот.

Впрочем, это лишь частное мнение светского философа, а не церковного авторитета.

Еще одна оригинальная икона, где наш персонаж отделен от сидящих апостолов решеткой, находясь как бы в клетке.

Сошествие Святого Духа с евангельскими событиями Москва. 1560-1670-е гг.

Совершенно однозначно можно сказать, что Царь-космос это ни в коем случае не Логос, тем более, что в отличие от апостолов и Богородицы, он изображен без нимба и пребывает во тьме.

Лично у меня данный сюжет вызывает массу ассоциаций: это и платоновская пещера, и «коморку Творца» Маркиона, и косморкаторы апостола Павла, и получающий наставление великий архонт у Василида, который «узнал, что не является богом этого мира, но сам рожден, и что над ним хранится сокровище невыразимого и неименуемого несущего и сыновство».

Складывается впечатления, что Истина, пришедшая в мир в символах и образах, воспроизводит саму себя, независимо от желания людей, создающих их.

Последний пример уже из нового времени - фрески Кирилловской церкви в Киеве, авторства Михаила Врубеля. Чем не валентинианская Огдоада с пребывающей в ней Софией, отделенная Пределом от Гебдомады, где пребывает космический Демиург?

Сошествие Святого Духа на апостолов. Кирилловская церковь, Киев. М. Врубель.

Царь-Космос фрагмент.