Open
Close

Когда рядом нет христа. Советский философ Ильенков Эвальд Васильевич: биография, творчество и интересные факты

Алексеева Ludmila Alexeeva Карьера: Деятель
Рождение: Россия
Правозащитник, председатель Московской Хельсинкской группы, один из ее основателей. Один из организаторов конференции "Другая Россия" (заявила о выходе в июле 2007 года), бывший сопредседатель "Всероссийского гражданского конгресса". Член Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при президенте России. Автор более чем ста брошюр и статей о правах человека.

Родилась в 1927 году в Евпатории. В годы Великой Отечественной войны окончила курсы медсестер, решила сходить добровольцем на фронт, но не была взята по возрасту. В 1950 году закончила исторический факультет МГУ и начала преподавать историю в одном из ремесленных училищ в Москве, а ещё стала внештатным лектором обкома ВЛКСМ. В 1952 году вступила в КПСС.

В 1956 году Алексеева окончила аспирантуру Московского экономико-статистического института. С этого же года квартирка Алексеевой стала местом хранения и распространения "самиздата"; там ещё устраивались встречи интеллигенции. В 1966 году она начала участвовать в выступлениях правозащитников супротив ареста и осуждения писателей Андрея Синявского и Юрия Даниэля, публиковавших свои книги за рубежом в обход советской цензуры. Тогда же Алексеева стала одним из инициаторов оказания материальной помощи политическим заключенным и их семьям.

В 1967 году Алексеева включилась в кампанию, развернутую правозащитниками в связи с политическим процессом над Александром Гинзбургом и Юрием Галансковым. В апреле 1968 года за участие в правозащитном движении была исключена из рядов КПСС и уволена с работы. В том же году Алексеева начала перепечатывать начальный в СССР правозащитный бюллетень "Хроника текущих событий".

В 1970 году Алексеева стала сотрудником Института научной информации по общественным наукам Академии Наук СССР. В мае 1976 года вошла в новую правозащитную организацию - Московскую Хельсинкскую группу и стала редактором и хранителем документов организации. В 1974 году указом Президиума Верховного Совета СССР Алексеевой было объявлено предостережение - за "систематическое изготовление и распространение антисоветских произведений".

В конце февраля 1977 года Алексеева вынуждена была эмигрировать из СССР. Она поселилась в США, печаталась в русскоязычной эмигрантской, а кроме того в английской и американской прессе. В 1980 году составила справочник о течениях в советском инакомыслии. Затем переработала его в монографию "История инакомыслия в СССР. Новейший период". Эта книжка стала первым фундаментальным историческим исследованием на данную тему, не утратившим своего значения и в дальнейшем.

Летом 1989 года Алексеева стала заочным член восстановленной Московской Хельсинкской группы. Правозащитница вернулась в Россию в 1993 году. В мае 1996 года была избрана председателем Московской Хельсинкской Группы. В ноябре 1998 года возглавила Международную Хельсинкскую Федерацию (занимала тот самый пост до ноября 2004 года).

19 октября 2002 года Алексеева была включена в состав Комиссии по правам человека при президенте России, позже преобразованную в Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. В конце декабря 2004 года вошла в состав Комиссии по правам человека при главе администрации города Москвы. В том же месяце она была избрана сопредседателем Оргкомитета (позже комитет получил наименование Наблюдательного совета) Всероссийского гражданского конгресса "Россия за демократию, супротив диктатуры" - вкупе с руководителем фонда "ИНДЕМ" Георгием Сатаровым.

В январе 2005 года Алексеева была удостоена премии Улофа Пальме. В июне 2006 года Алексеева приняла участие в организации конференции "Другая Россия". Эту конференцию представители оппозиции провели в противовес проходившему в это время в Петербурге саммиту G8.

Однако посредством год, июле 2007 года, вследствие соперничества в руководстве "Другой России" (конфликта между лидером Объединенного гражданского фронта Гарри Каспаровым и лидером Народно-демократического союза Михаилом Касьяновым) основатели "Другой России" - Сатаров, Людмила Алексеева и Александр Аузан покинули ее ряды.

В декабре 2007 года Сатаров, Алексеева и Каспаров были переизбраны сопредседателями Всероссийского гражданского конгресса. Однако уже в январе 2008 года Алексеева и Сатаров объявили, что покидают посты сопредседателей, потому что "в работу гражданской организации вносится самое негативное из присущего современной российской политической практике".

Дети:

Сергей, Михаил

Награды и премии: Сайт:

lm-alexeeva

Людми́ла Миха́йловна Алексе́ева (род. 20 июля , Евпатория , Крым) - российский общественный деятель, участница правозащитного движения в СССР и постсоветской России, одна из основателей (в 1976 году) , с 1996 года председатель МХГ .

Деятельность

В 2002-2012 годах - член Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации (впоследствии преобразован в Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека). Являлась одним из организаторов (ноябрь-декабрь 2004 года) и до 2008 года одним из трёх сопредседателей Всероссийского гражданского конгресса .

Биография

Детство и юность

Людмила Алексеева (в девичестве Славинская) родилась 20 июля 1927 года в Евпатории в семье Михаила Львовича Славинского и Валентины Афанасьевны Ефименко. В интервью новостному порталу Эстонского телевидения Алексеева рассказала о том, что эстонская бабушка воспитывала её в протестантском духе. С раннего детства Людмилы её семья обосновалась в Москве, вначале жили в бараке в Останкино, а в 1937 году переехали в центр Москвы в коммунальную квартиру, которая освободилась после ареста одного из ответственных работников Центросоюза - ведомства, в котором работал Михаил Славинский.

Родители Людмилы Михайловны были выходцами из бедных семей, которым революция дала возможность получить высшее образование - отец учился на экономиста, мать изучала математику. Впоследствии мать Людмилы Алексеевой работала в , преподавала в МВТУ , написала ряд учебников по высшей математике для студентов ВУЗов. Воспитанием маленькой Люды занималась бабушка, которая искренне была благодарна власти Советов - в 1913 году её бабушка осталась вдовой с двумя детьми, не имея ни профессии, ни надежды дать своим детям образование. «Если бы не революция, кто бы выучил моих детей?» - не раз повторяла она. Людмила росла в уверенности, что живёт в самой свободной и справедливой стране.

Работа в СССР

Работала преподавателем истории в ремесленном училище в Москве, одновременно была внештатным лектором обкома ВЛКСМ . В вступила в КПСС . В - работала научным редактором редакции археологии и этнографии в издательстве «Наука». В - - сотрудник .

Годы эмиграции

Издала в США свои мемуары The Thaw Generation (Поколение оттепели). С лета 1989 года и до возвращения в Россию - заочный член восстановленной МХГ.

Правозащитная деятельность в России

В 1990-е годы выступила за то, чтобы правозащитники занимались защитой не только политических, но и социальных прав граждан:

В настоящее время, наряду с Сатаровым, Алексеева является организатором Всероссийской гражданской сети (ВГС), создающейся на базе «правозащитной части» ВГК.

Алексеева признаёт, что Московская Хельсинкская группа «почти полностью работает на гранты от американских фондов» . В декабре 2012 года, в ответ на критику Л. Алексеевой рассматриваемых Госдумой инициатив в ответ на принятие США закона Магнитского , депутат от «Единой России» И. Яровая обвинила правозащитницу в служении интересам США: «Гражданка США г-жа Алексеева принесла присягу на верность Соединенным Штатам, полностью отреклась от России и обязалась даже с оружием в руках сражаться только на стороне США» .

Стратегия-31

Через 10-15 лет Россия станет демократической страной и правовым государством. Кто бы ни сидел в Кремле, люди не позволят обращаться с собой как с быдлом. В странах с развитой демократией в правительствах тоже сидят не ангелы, но они просто не смеют так себя вести - им этого не позволяют.

Я верю, что мы тоже сумеем обуздать нашу бюрократию. Не знаю, доживу ли я до этого, но я желаю вам: в 2017 году - легко запомнить! - вспомните о предсказании бабушки Люды. В 2017 году мы уже будем демократическим и правовым государством.

В 2008-2009 годах в ходе капитального ремонта станции «Курская» московского метро была восстановлена круглая внутренняя беседка с цитатой из второго куплета гимна СССР варианта 1944 года («Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,/ И Ленин великий нам путь озарил./ Нас вырастил Сталин - на верность народу,/ На труд и на подвиги нас вдохновил»). В октябре 2009 года Людмила Алексеева заявила :

Я возмущена. Это насилие над всеми, кто заслуженно ненавидит Сталина и сталинизм. Почему в Германии памятников Гитлеру не восстанавливают, борясь за историческую справедливость? Этот людоед убил миллионы наших сограждан. И Ленин в этом смысле тоже не ангел. Как лично я буду этому противостоять? Как бы ни лежали мои пути, на станцию метро «Курская» я больше не пойду - буду её бойкотировать.

Награды и премии

Кавалер орденов:

Лауреат премий:

Библиография

Книги

  • Алексеева Л. М. ISBN 5-89942-250-3
    (Первое издание вышло в 1984 году в США на англ. языке)
  • Alexeyeva L., Goldberg P. The Thaw Generation: Coming of Age in the Post-Stalin Era. - Boston: Little Brown & Co, 1990. - ISBN 978-0316031462
  • Алексеева Л. М. ISBN 5-8159-0603-4

Статьи и интервью

  • Алексеева Л. М. // Газета «Панорама» № 10 (22), сентябрь 1990
  • Алексеева Л. М. История и мировоззрение правозащитного движения в СССР и России . // лекция
  • Алексеева Л. М. Российское гражданское общество - что это такое? // . - М .: Фонд «Либеральная миссия», 2005. - С. 19-25.
  • Алексеева Л. М. Дебаты о российском гражданском обществе // Гражданское общество и государство . - М .: Фонд «Либеральная миссия», 2005. - С. 33-47.

Примечания

  1. В День Конституции в Москве пройдёт конгресс «Россия за демократию, против диктатуры» . // NEWSru.com , 10 декабря 2004 (Проверено 9 марта 2011)
  2. Объединённая оппозиция призвала россиян выступить в защиту демократии . // Lenta.ru , 16 ноября 2004 (Проверено 9 марта 2011)
  3. Людмила Алексеева: Принципы демократии едины для всех // Novosti ERR, 11.03.2010
  4. Алексеева Л. М. Поколение оттепели. - М .: Захаров, 2006. - ISBN 5-8159-0603-4
  5. Биография Людмилы Алексеевой . // Сайт Московской Хельсинкской группы
  6. Как преследовали правозащитницу Людмилу Алексееву . // Газета «Коммерсантъ » № 11 (3342) от 24 января 2006
  7. Этапы истории инакомыслия. / «История диссидентов в СССР» . // НИПЦ «Мемориал»
  8. Алексеева Л. М. Как писалась «История инакомыслия в СССР» // Газета «Панорама» № 10 (22), сентябрь 1990
  9. Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР: Новейший период . - Вильнюс - М .: «Весть», 1992. - ISBN 5-89942-250-3
  10. Алексеева отвергла намеки госТВ на её связь со шпионами // Би-би-си, 23.01.2012
  11. Письмо «Мемориала» и Московской Хельсинкской группы к послу США , 2 апреля 2003
  12. Письмо «Мемориала» и Московской Хельсинкской группы к послу Великобритании , 2 апреля 2003
  13. Правозащитное общество «Мемориал» и Московская Хельсинкская группа требуют прекратить войну в Ираке . // «Кавказский узел », 4 апреля 2003
  14. . // Независимая газета , 15 октября 2007 (Проверено 4 ноября 2010)
  15. Гарри Каспаров переиграл демократов // Журнал «Власть», № 2 (756) от 21.01.2008.

Мысли шло довольно сложным путем. Ученые должны были работать только над той проблематикой, которая не выходила бы за коммунистические рамки. Любое инакомыслие подвергалось гонениям и преследованиям, а потому редкие смельчаки решались посвятить свою жизнь тем идеалам, которые не совпадали с мнением советской верхушки. Личность философа Эвальда Ильенкова в середине прошлого века вызывала у научного сообщества подозрение и недоумение. Его идеи, которые с восторгом принимали на Западе, в родном институте старались всеми возможными способами не выпустить за его пределы. Книги Эвальда Ильенкова сегодня можно приобрести в любом реальном или интернет-магазине, но в свое время работы философа печатались неохотно, а многие из них так и не увидели свет при жизни автора. Все это вызывает огромный интерес у наших современников к ученому и его научным идеям. Из нашей статьи вы узнаете биографию Эвальда Васильевича Ильенкова, а также мы кратко опишем его основные научные теории.

Биографическая справка: детство и юность

Биография Эвальда Ильенкова до определенного момента вполне типична для советского человека. Родился будущий ученый в интеллигентной семье. Его мать трудилась учительницей, а отец был писателем. Его книги даже снискали признание в высших кругах, за что Василий Ильенков был выдвинут на Сталинскую премию.

В двадцать четвертом году, когда на свет появился Эвальд, семья проживала в Смоленске. Однако в четыре года в жизни будущего ученого произошли большие изменения - он вместе с родителями переехал в советскую столицу. Еще через несколько лет семья переселилась в новый район Москвы в дом, где проживала только писательская элита.

Год окончания Эвальдом Ильенковым школы совпал с началом Отечественной войны. Но юношу сразу после учебного заведения на фронт не взяли, поэтому он поступил на философский факультет московского университета. Однако буквально через несколько месяцев всех студентов и преподавательский состав эвакуировали в Ашхабад, еще через год институт был переведен в Свердловск. С ним переезжал с места на место и юный Э. В. Ильенков.

Военные годы

По достижении восемнадцатилетия Эвальда Ильенкова призвали в армию. Он был направлен на обучение в Сухой Лог. Там в военные годы базировалось Одесское артиллерийское училище. В его стенах юноша провел практически целый год.

Сдав итоговые экзамены в училище, будущий ученый получил звание младшего лейтенанта и был переброшен в зону военных действий. Стоит отметить, что Ильенков прошел всю войну до самого конца. Он воевал на Западном фронте, затем командовал взводом на Белорусском фронте, в составе которого и дошел до Берлина. Там он находился еще три с половиной месяца после окончания войны.

Однако и после этого служба Ильенкова в рядах армии не закончилась. Практически целый год молодой человек работал в столице в качества литературного сотрудника. Высшее командование направило его в редакцию газеты «Красная звезда». Именно здесь в полной мере раскрылся его литературный талант. Чуть позже этот опыт помог ученому написать свои произведения. Книги автора Эвальда Ильенкова, по мнению наших современников, и сегодня не потеряли свою актуальность. Его тексты изложены простым языком, что высоко оценили специалисты из Германии, Англии, Норвегии и других стран, где они опубликованы.

Учеба в университете и начало преподавательской деятельности

За годы войны университет, в котором учился Эвальд Васильевич, стал частью МГУ. Поэтому после службы молодой человек продолжил обучение уже в его стенах. За четыре годы учебы юноша не только штудировал книги и учебники, но и приобрел свой собственный взгляд на философскую науку. Многие даже в те годы считали, что в изложении Эвальда Васильевича Ильенкова философия предстает в виде особого творчества, которое должно быть далеко от других научных дисциплин. Его основной задачей является, по мнению ученого, изучение сути и механизма человеческого мышления. Он считал, что главное для человека - это думать.

Философские идеи Ильенкова рождались под влиянием таких советских ученых, как Б. С. Ченышев, П. В. Копнин, Б. М. Кедров и А. Н. Леонтьев. В середине прошлого века талантливый философ закончил обучение и получил диплом с отличием. По результатам дипломной работы он был рекомендован в аспирантуру. Его основным направлением стала история зарубежной философии.

Через три года учебы в аспирантуре Ильенков защитил диссертацию и был принят на должность младшего научного сотрудника. Его местом работы стал институт философии, где он и проработал всю свою жизнь. Примечательно, что несмотря на обилие у Эвальда Ильенкова научных работ, его должность оставалась неизменной. Это свидетельствует о том, что к идеям философа власти относились с большим предубеждением и подозрением.

Особо в годы учебы ученый относился к «Капиталу» Карла Маркса. Он изучал данный труд и положил его в основу некоторых философских теорий ученого. Поэтому он стал преподавать спецсеминар в своем родном учебном заведении.

Идеи и теории ученого в контексте его профессиональной деятельности

В МГУ Эвальд Ильенков проработал недолго. Через год в стенах университета разразился настоящий скандал, приведший к увольнению ученого. Темой преткновения стал один из его трудов, написанный в соавторстве с В.И. Коровиковым (фото данной книги мы привели выше). Но именно эта спорная работа получила отклик в среде итальянских коммунистов. Она была практически сразу переведена на итальянский и через год опубликована в этой стране.

Шестидесятые годы прошлого века можно назвать самым продуктивным периодом в жизни философа. Он активно писал статьи, был соавтором «Философской энциклопедии» и выпустил несколько книг. Однако большая часть из них подвергалась существенным правкам. Некоторые труды даже сокращались в процессе редактирования практически на тридцать процентов.

К семидесятым годам советский философ Ильенков Эвальд Васильевич стал широко известен зарубежным ученым. Он принимал участие в конгрессах и конференциях в Праге и Берлине, а за цикл работ по диалектике даже получил Государственную премию.

Однако несмотря на известность и популярность за границей, в Советском Союзе ученый нередко подвергался травле. При этом его работами по разным направлениям активно пользовались в научных трудах. Интересно, что особое внимание в своей деятельности Ильенков уделял педагогике. В ряде его трудов данная дисциплина выставлялась в далеком от привычного свете. Его теории были новы и свежи, а потому являлись отличной альтернативой бытующим представлениям о философии и педагогике. Многие книги Эвальда Васильевича можно было использовать в качестве учебного материала в высших учебных заведениях.

Последние годы жизни ученого

До конца семидесятых годов философ работал над темой познания в искусстве. Его живо интересовали вопросы преображения творческой фантазии в нечто осязаемое. Ученого интересовал сам процесс трансформации воображения в конечный продукт.

Однако научное сообщество отвергало данные идеи, считая их недостойными советского ученого в целом. В итоге Ильенков подвергся травле. Его работы не печатали, многие из коллег отвернулись, а в институте его занятость постепенно сводилась к минимальной. Все это привело к тому, что философ впал в депрессию. Она имела затяжной характер, и выйти из нее самостоятельно без помощи препаратов он уже не мог. В один из мартовских дней семьдесят девятого года прошлого столетия Эвальд Ильенков покончил жизнь самоубийством. Довольно странно, но в те годы о подобном исходе говорили немногие. Не все коллеги и друзья ученого знали о том, что он перерезал себе сонную артерию. Это породило ряд слухов о насильственной смерти философа.

Сегодня многие считают, что философия Эвальда Васильевича Ильенкова опередила свое время. И в наши дни этот талантливый человек мог бы сделать себе головокружительную карьеру.

Идеи и теории философа: разговоры о космологии

Многие современники Ильенкова утверждали, что он был очень разносторонним человеком. Его интересовала не только философия, но и искусство, музыка и литература. Его вдохновителями были Гегель, Вагнер и Спиноза. Под влиянием трудов этих известных деятелей у юного на тот момент ученого рождались новые теории, базирующиеся на уже известных догмах, идеях и цитатах. Эвальд Ильенков особо был увлечен Спинозой. Его раскрытие сути, механизма и смысла мышления как такового были для советского ученого настоящим открытием. В дальнейшем он использовал эти теории в своих научных трудах.

Первую серьезную работу философ опубликовал приблизительно в середине прошлого века. Она называлась «Космология духа» и самим автором воспринималась в качестве творческого эксперимента. В своей работе ученый попытался определить смысл наличия и существования разума во Вселенной. Он рассуждал о таких понятиях, как «мыслящий дух», «зарождение новых миров» и «возрождение Вселенной». По мнению Эвальда Васильевича, только мыслящее и разумное существо способно жертвовать собой ради того, чтобы на пепелище старого мира возник новый. Причем тот же самый мыслящий дух останется его частью и самой главной составляющей.

В дальнейшем он еще раз обратится к данной теме, но возьмет за основу учение Спинозы. В нем мыслительные процессы рассматриваются как одно из свойств природы. При этом оно является незаменимой ее частью.

Диалектическая логика в работах философа

Вся биография и книги Эвальда Ильенкова так или иначе обращаются к теме диалектической логики. Она представлялась ученому своеобразным ключом к пониманию сути научного познания. Данная тема волновала многих философов, но никому из них не удалось создать теорию и доказать ее жизнеспособность. Единственным, кто использовал схожую методологию, был Карл Маркс. В процессе написания своего главного труда - «Капитал» - он работает над переходом от абстрактного к конкретному. Однако Маркс дает некие обобщенные понятия, в его книге теория не доведена до совершенства. Она является всего лишь одним из методов для познания. Однако Ильенков довел ее практически до идеала, тем самым перевернув все традиционные представления по данному вопросу.

В своем труде советский философ использовал не только теории Карла Маркса, но и некоторые идеи столь уважаемого им Гегеля. В итоге ему удалось обобщить и систематизировать их, что позволило сформировать абсолютно новый и не применяемый ранее метод познания. Да и само отношение к мышлению в целом в нем представлялось чуть ли не ведущей деятельностью.

Теория диалектики абстрактного к конкретному оказалась революционной для умов советских ученых. До Ильенкова этой проблематикой никто не занимался. Даже западный научный мир счел ее настолько новой, что только спустя несколько десятилетий, ею стали заниматься ведущие иностранные ученые.

Именно работа философа на тему диалектики и лишила его работы в МГУ. Несмотря на то что в печать она попала в сокращенном варианте, этот труд был не принят научным советским сообществом. Однако в семидесятые годы прошлого века он был переведен на несколько языков мира и переиздан.

Проблема идеального глазами ученого

Во все времена философия обращалась к данной теме. Причем многие считали ее даже ключевой проблемой науки. Свои размышления на эту тему философ изложил в нескольких трудах:

  • «Проблема идеала в философии».
  • «Проблема идеального».
  • «Диалектика идеального».

Последняя книга Эвальда Васильевича Ильенкова так и не увидела свет при жизни автора. За некоторое время до самоубийства ученого его заключительный труд на тему идеального был переведен на английский язык. При этом текст значительно сократили и только в таком виде выпустили в печать.

Работа над данной проблематикой очень увлекла Ильенкова. Он вел ее на протяжении многих лет, с каждым разом все более углубляясь в понятия идеального. Ему удалось доказать, что Гегель и Платон, придававшие большое значение идеализму, не ошибались в своих теориях.

Педагогические идеи

В своих педагогических теориях автор обращался в первую очередь к личности. Философ считал, что школа должна заботиться о всестороннем развитии индивида. Однако он поддерживает идею о некой универсальности воспитательного процесса. Согласно работам Ильенкова, личность проявляет себя на все сто процентов только в тех ситуациях, когда она поставлена в условия принятия решений в коллективе. С одной стороны, личность даже может высказывать мысли и идеи отличные от большинства. При этом для коллектива открывается новый путь, отметающий уже устаревшие догмы. Всего этого возможно добиться только при гармоничном воспитании. Причем философ не представлял личность без таких понятий как «свобода» «творчество» и «талант».

Талантливый ученый считал, что при разных начальных составляющих при должном воспитании и умственном развитии индивиды могут достичь одинакового уровня развития. Ильенков много лет работал со слепыми и глухими детьми. При этом его подопечные показывали очень высокие результаты, а один из них даже закончил

М. Лифшиц, «Диалог с Эвальдом Ильенковым»

Данная книга стоит особняком, так как была написана соратником и другом Михаилом Лифшицем. К сожалению, свой труд он не успел закончить до смерти и в печать он вышел в недоработанном варианте. Однако и в таком виде книга произвела фурор в определенных кругах.

Специалисты связывают это с актуальной проблематикой и необычной подачей своих идей. Лифшиц, как и Ильенков, много внимания уделял идеальному и имел массу наработок по этому вопросу. Поэтому в своей книге он рассматривал реальность идеального. Для полной проработке вопроса он прибегал к теории тождеств и другим методикам.

Для того чтобы материал был изложен свежо и интересно, Лившиц построил его в виде диалога. В книге он вступает в разговор с Ильенковым и многими другими представителями современной философской мысли.

Основной мыслью в данной работе является возвращение к переосмыслению традиционных основ философии. Обработка их на новом уровне, но не отвергая, а встраивая в современную реальность, вот то, что, по мнению Лившица, доступно свободной личности. Только она может взойти на новую ступень развития благодаря своим мыслительным способностям.

Несколько слов в заключение

В советские времена большая часть работ Эвальда Ильенкова была недоступна общей массе заинтересованных. Сегодня их может прочитать абсолютно любой человек. Студенты философских факультетов считают труды этого ученого максимально простыми для понимания. Поэтому постигают науку посредством его книг.

Более того, многие ученые считают, что только сейчас общество подошло к пониманию тех проблем, которые в свое время поднял Ильенков. Возможно, наши современники посмотрят на него немного иным взглядом, и он займет достойное место в плеяде талантливых и признанных ученых советского периода.