Open
Close

Конспект лекции по обществознанию гуманизм гражданственность патриотизм. Тест по духовной сфере: понятия мораль, патриотизм, гуманизм(на основе фипи)

(§7. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /(Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во "Просвещение")

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения его членов играет мораль.

Мораль (от лат. moralitas - относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; и лат. mores - нравы, обычаи, мода, поведение) - форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей. Однако содействие регуляции социального поведения людей не является единственной функцией морали. Мораль - это, прежде всего, жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция - утверждение человеческого в человеке. При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. Особую роль в моральной регуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способность выражается в таких понятиях, как совесть, честь, чувство собственного достоинства.

Достоинство - самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и общественного значения.

Гуманизм (от лат. humanitas - человечность, humanus - человечный, homo - человек) - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).

Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Патриотизм (греч. πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.



Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.

Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Прежде всего гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням.

Раздел 3:Экономика

3.1 Экономика, ее роль в жизни общества

Экономика:

· система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здравоохранение и т. д.), обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами. Она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления.

· наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.

Экономика как система хозяйствования (общественного производства):

Экономическая деятельность - совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами. Определение данного термина тесно связано с определением самой экономики. Деятельность становится экономической тогда, когда она ставит целью либо имеет следствием производство и обмен товарами или услугами, признаваемыми в качестве и полезных или редких.

Экономическая деятельность включает следующие основные элементы: производство, распределение и потребление.



· производство (процесс создания экономических благ и услуг);

· распределение (разделение продукта или дохода между участвующими в его производстве);

· обмен (процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой продукт);

· потребление (стадия использования (предметы длительного пользования) или уничтожения (продовольствие) продукта).

Производство:

· Материальное производство (производство материальных благ и материальных услуг (транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание))

· Нематериальное производство (производство нематериальных благ и нематериальных услуг (образование, здравоохранение и т. д.)

Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».

Товар - продукт труда, произведенный для продажи на рынке.

Признаки товара:

· должен быть предназначен для обмена (обладает стоимостью - овеществленным в товаре трудом);

· должен удовлетворять потребность человека (обладает потребительной стоимостью - полезностью для потребителя);

· должен обладать способностью обмениваться на другой товар (обладает меновой стоимостью)

Услуга - результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг.

Субъекты экономики

Субъектами экономики выступают:

· домашние хозяйства;

· государство.

Предприниматели и домохозяйства в своей повседневной экономической деятельности сталкиваются с тремя фундаментальными вопросами экономики.

Что производить и в каком количестве? (Какие именно товары и услуги должны быть предложены потребителям).

Для кого производить? (Кто сможет претендовать на получение произведенных товаров и услуг в свою собственность).

Как производить? (Какой из возможных способов изготовления товаров (услуг) следует применить).

Экономика как наука

Экономика - это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.

Экономика как наука:

· основные задачи (поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограничен­ности и безграничности потребностей);

· предмет исследования (экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг);

· особенность (основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях).

В современной экономической теории используются два уровня анализа: микроэкономический и макроэкономический.

· Микроэкономика - наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях. Рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, выбора, альтернативной стоимости, цены, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т.д. Основные субъекты: фирма и домохозяйство

· Макроэкономика - наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира. Рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, эко­номического роста, преодоления инфляции и т.д. Основные субъекты: фирма, домохозяйство и государство.

Функции:

Экономическая наука выполняет ряд функций:

· познавательная функция - проявляется в том, что экономика познаёт, исследует, объясняет сущность и последствия явлений, происходящих в экономической сфере жизни общества;

· методологическая функция - предполагает определение экономической наукой методов, средств, правил исследовательских работ в смежных науках. Например, по отношению к экономической социологии экономическая наука выполняет методологическую функцию в том смысле, что она разрабатывает инструментарий для социолога-исследователя в этом разделе дисциплины;

· практическая функция - проявляется во внедрении достижений экономической науки в практику управления экономическими отношениями, производством и т.п.;

· образовательная функция - проявляется в том, что экономика даёт возможность человеку получить знания по важнейшей сфере жизни общества - экономической;

· идеологическая функция - заключается в обосновании экономикой смысла глобальных экономических процессов, целей развития государства и общества.

Перечень этих функций не закрытый - возможно добавить и другие функции экономики как науки.

Экономика тесно связана с другими науками: социологией, культурологией, политологией, историей, правоведением

3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов

Товар - любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Предметы, произведённые для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются.

Все товары в зависимости от назначения делятся на две группы: средства производства (станки, рабочие здания, оборудование) и предметы потребления (продукты питания, одежда).

Особым видом продукта как результата деятельности является услуга.

Услуги - экономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом. Услуга в отличие от товара не обладает вещественной формой, но от этого не становится менее значимой. Может ли современный человек обойтись без поездок в автобусе и посещения библиотеки, без разговоров с друзьями по телефону и консультации врача?

Разница между товарами и услугами в одном: товар сначала производится, а затем потребляется, а услуга, как правило, потребляется непосредственно в момент ее производства. Сфера услуг, как и любое производство, построена по отраслевому принципу.

Потребности

Потребности - это то, без чего нельзя поддерживать не только жизнь человека, но и его развитие как личности и как члена общества.

Потребности человека - это состояние объективной нужды организма в чем-то, что составляет необходимое условие его нормального функционирования. Именно потребности являются основой активности человека.

Их можно разделить на несколько групп:

Биологические (или как их иногда называют - органические, или материальные) потребности - потребности в пище, одежде, жилище, санитарно-гигиеническом благополучии и другие, удовлетворяющие предметно-чувственную, практическую и материальную деятельность.

Социальные потребности - необходимость в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании; стремление завоевать уважение в коллективе сверстников, потребность в друге, которому можно довериться, в любимом человеке. Позже возникает стремление найти место в жизни, получить общественное признание и т.д.

Духовные (идеальные, или познавательные) потребности: в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и т.д.

Но многие потребности носят материальный характер и удовлетворяются в рамках экономической сферы. Человек в своей хозяйственной деятельности научился удовлетворять разнообразные потребности, производя товары и услуги, то есть экономические блага. Товары предметно осязаемы, их производство разделено во времени. А производство и потребление услуг невозможно разделить во времени.

Ресурсы (факторы производства)

Производитель, осуществляя создание экономических благ, привлекает ресурсы (факторы) производства.

К важнейшим ресурсам производства относят:

ü капитал,

ü предпринимательские способности

ü информацию

Ресурсы производства - это все источники производства, потенциально или реально участвующие в производстве. Например, неосвоенная земля тоже считается ресурсом производства.

Факторы производства - это ресурсы производства, вовлечённые реально в процесс создания экономических благ. Такая земля станет фактором производства тогда, когда её реально начнут использовать, выращивать на ней сельскохозяйственные культуры. Однако часто факторы и ресурсы производства считают один и тем же понятием.

Земля - все виды природных ресурсов, площадь, на которой осуществляется производство. Другими словами, под землёй понимаются "даровые" блага природы, всё естественное, что на земле выращено и находится в ней. Например, при выпекании пирожков используется земля - площадь, на которой осуществляется производство, а также мука, яблоки и т.п.

Капитал - средства производства; денежные средства, материальные ценности, участвующие в производстве, а также всё искусственное, что на них приобретено. К капиталу можно отнести здания, сооружения. станки и т.п. Капитал можно разделить на основной - здания, станки, оборудование, которые многократно используются, и оборотный - единожды используемые сырьё, материалы, электроэнергия. Капитал основной изнашивается постепенно. Производитель осуществляет периодическое обновление этого капитала (ремонт или замену станков, оборудования и т.п.). Для этого он осуществляет т.н.амортизационные отчисления - отчисления денег на специальный счёт для целей обновления основного капитала. Оборотный капитал расходуется за один производственный цикл. К примеру, при выпекании пирожков используется основной капитал - плита, и оборотный - фольга для формочек, газ или электрическая энергия.

Труд - физические и умственные способности человека. Труд как фактор производства очень трудно точно измерить. Эффективность его использования характеризуют два понятия:

· интенсивность - напряжённость труда, степень расхода труда (физических и душевных сил человека) за единицу времени;

· производительность - результативность труда; количество продукции, произведённой за единицу времени. В предыдущем примере производства пирожков трудом как фактором производства будет работа пекаря.

Предпринимательская способность (управление) - это умение человека организовать и управлять процессом производства. При производстве пирожков также требуется предпринимательская способность - умение рассчитать необходимый объём производства, продать продукт и т.п.

Многие учёные также выделяют пятый ресурс производства - информацию . К ней можно отнести технологии производства, коммерческую тайну и т.п.

Осуществляя производство, производитель соединяет особым образом обязательно все ресурсы производства. Другими словами, любое производство использует землю, капитал, труд, предпринимательскую способность. При отсутствии какого-либо фактора производства производитель может его приобрести. Например, предприниматель, имеющий капитал, землю, предпринимательские способности, желает организовать кооператив по пошиву женской одежды. Но он не умеет её шить. Труд как фактор производства, которого у него нет, можно купить - нанять рабочих, выплачивая им заработную плату.

Умело использовать факторы производства - выгодно. Они способны приносить доход. Соединённые все вместе - могут приносить прибыль предпринимателю, создавшему производство.

Доход от факторов производства (факторный доход) по отдельности называется:

· от земли - рента;

· от капитала - банковский процент, дивиденд;

· от труда - заработная плата;

· от предпринимательской способности - прибыль.

· от информации – прибыль

Эффективное использование факторов производства - основа благополучия и достатка человека. В каждом человеке важно воспитать умение грамотно использовать факторы производства, находящиеся в его распоряжении. К примеру, если у человека имеется труд (умение лечить людей), то он может работать врачом и получать факторный доход - зарплату. А если человек имеет другие ресурсы производства (земля, капитал, предпринимательская способность), либо недостающие факторы будет покупать, то он может организовать собственный бизнес - частную клинику.

Обязательно ли, к примеру, для организации предпринимательской деятельности по пошиву одежды уметь шить? Нет, поскольку недостающий фактор производства труд можно купить, выплачивая работникам зарплату.

Научно-технический прогресс пытается решить и проблемы ограниченности ресурсов, находя и осваивая новые виды энергии (атомная энергетика, солнечные батареи и т.д.), повышая эффективность использования имеющихся ресурсов. Однако в целом это не снимает проблемы, и объем произведенных товаров и услуг всегда ограничен. Вместе с тем потребности людей меняются качественно и количественно, и для их удовлетворения обществу необходимы экономические ресурсы в возрастающем объеме и высокого качества. То есть экономические ресурсы ограничены относительно потребностей людей, и научно-технический прогресс не в состоянии устранить эту ограниченность. Отсюда вытекает проблема экономического выбора - поиск и предпочтение наилучшего варианта использования ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при определенных затратах.

3.3 Экономические системы и собственность

В экономической науке принято разделять четыре типа экономических систем:

ü традиционную;

ü административно-командную;

ü рыночную;

ü систему смешанной экономики.

Традиционная экономика - это экономическая система с натуральной формой хозяйствования, где распределение и потребление экономических благ производится, основываясь на традициях и обычаях.

1. Признаки традиционной системы:

ü основа экономики - натуральное хозяйство (продукция производится не на продажу, а для собственного потребления);

ü прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении;

ü внеэкономическое принуждение к труду;

ü координация экономической деятельности осуществляется на основе традиций;

ü отсталые технологии и ручной труд;

ü основой является общинная (общественная) и частная (рабовладельческая, феодальная) собственность на средства производства;

ü распределение труда, в основном, по половозрастному принципу.

Такой тип экономики был характерен для периодов Древности и Средних веков. В настоящее время примеры подобной организации экономической жизни можно найти лишь в изолированных уголках Африки и Океании.

2. Плановая (административно-командная) экономика - это такая экономическая система, в которой экономическая деятельность всех субъектов жестко регулируется из единого экономического центра в соответствии с народно-хозяйственным планом.

Черты административно-командной системы:

ü государственная собственность на средства производства;

ü монополизация (в основном, крупные предприятия) и бюрократизация экономики;

ü централизованное управление;

ü контроль государства за производством и потреблением;

ü отсутствие материальной заинтересованности в результатах труда;

ü разветвленная система социальных гарантий;

ü высокий удельный вес военно-промышленного комплекса, который выступает основным потребителем ресурсов и квалифицированной рабочей силы;

ü централизованная затратная система цен, которая не позволяет реально оценивать экономическую эффективность.

Классическим примером такой организации хозяйственной жизни являлась экономика Советского Союза. В настоящее время плановая экономика частично сохранилась в Северной Корее и на Кубе.

3. Рыночная экономика - это экономическая система, в которой решения принимаются самостоятельными экономическими субъектами на основе свободы выбора. Механизмом, с помощью которого осуществляется хозяйственная деятельность, является рынок. Рыночная экономика основана на товарном производстве. Экономической основой его возникновения явилось общественное разделение труда и экономическое обособление частных производителей.

Черты рыночной системы:

ü преобладание частной собственности;

ü наличие свободной конкуренции;

ü свободное ценообразование - цена складывается в результате свободного взаимодействия спроса (покупателей) и предложения (продавцов и производителей) на рынке;

ü свобода предпринимательской деятельности.

Рыночная система существовала в чистом виде с периода Нового времени до Второй мировой войны. После войны рыночные отношения стали ограничиваться регулирующим воздействием государства. Поэтому современная экономическая система в промышленно развитых странах мира представляет собой смешанную экономику.

4. Смешанная экономика - это экономическая система, в которой механизм рынка дополняется активной ролью государства в организации хозяйственной жизни общества.

Черты смешанной экономики:

ü сочетание различных секторов экономики (государственного и частного);

ü разнообразие форм собственности;

ü государственное регулирование экономики;

ü широкие социальные гарантии.

По своей экономической эффективности смешанные экономики некоторых стран могут значительно различаться. Классическими странами со смешанной экономикой являются Швеция и Дания.

Собственность

Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики. В повседневной жизни под собственностью чаще всего понимают принадлежность того или иного имущества отдельному человеку. В экономической науке понятие «собственность» является сложным и многомерным. Собственность выступает определяющим признаком в общественных отношениях. Собственность в экономике - это присвоение благ в определенной форме.

Объект собственности - это то, что присваивается - средства и результаты производства.

Субъекты собственности - это те, кто владеет, распоряжается, присваивает объекты собственности - граждане, коллективы, государство, владеющие ресурсами или средствами производства.

Между субъектами и объектами собственности очевидны определенные отношения. Это отношения присвоения, владения, пользования и распоряжения.

Таким образом, собственность как экономическая категория - это отношения, которые складываются в обществе между субъектами по поводу производства, распределения, обмена и потребления объектов собственности.

В процессе хозяйственной деятельности собственность экономически реализуется, т.е. приносит доход. Так, человек, обладая собственностью в виде физических и умственных способностей, образования, вступая в отношения найма, присваивает зарплату и тем самым реализует экономическое отношение собственности. Предприниматель, обладая собственностью на капитал, присваивает прибыль. Земельный собственник, передавая землю в аренду, присваивает ренту. Кредитор, выдавая ссуду, присваивает процент на данную ссуду. Таким образом, каждый собственник, вступая в хозяйственные отношения с другими собственниками, реализует свою собственность в определенной экономической форме (в той или иной форме дохода).

Отношения собственности определяют стратегию и тактику развития производства. Управляет производством тот, кто является собственником средств производства.

Выделяют два вида собственности:

1. Частная собственность - это такая форма присвоения благ, которая характеризуется исключительным правом владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими индивиду благами.

На прошлом уроке мы говорили о морали и нравственности. Сегодня же мы поразмышляем о правилах морали, её нормах. Мы узнаем, что такое моральные принципы и какой их них самый главный, порассуждаем о добре и зле.

Тема: Сфера духовной культуры

В знаменитой мистерии «Каин и Авель» у лорда Байрона есть такие строки: «Что было бы добро, кабы не знать нам зла?» То есть получается, что добро - это контраст, мы видим плохое отношение, и тогда понимаем, что такое хорошо. Сложно сказать, так ли это в действительности. По крайней мере, мы чётко знаем, что добро - это когда происходит некое созидание, когда люди делают нечто, от чего жизнь становится лучше, светлей.

Если возводится мост через реку, то это хорошее действие, добро, потому что это несёт пользу.

Ели построен новый дом, то это добро, потому что там будут жить люди, у них появится свой угол.

Если кто-то кому-то помог - это добро. Если государство помогло тем, кто не справляется в силу тех или иных причин со своими проблемами - это добро. Всё то, что обратно этим явлениям, всё то, что касается разрушения, жестокости, насилия, ‒ это всё зло. И если мы, таким образом, градируем эти понятия, то всё становится ясно. Не может быть подмены добра злом.

Счастье одних людей не может быть основано на несчастье других. Мы всегда должны понимать: если кто-то находится в беде, ему, безусловно, необходимо помочь.

Рис. 4. Волонтёры раздают помощь пострадавшим при наводнении в Крымске ()

Это будет нормальным, гуманным отношением человека к себе подобным. Так жили люди испокон веков, именно так формировалась наша цивилизация. Нет примеров, когда бы государство, человеческое общество, основанное на зле и на насилии, выживало бы сколько-нибудь долго. Да, иногда злу (в силу его коварности и умении скрываться под маской добра) удавалось на определённый исторический период захватить власть в той или иной стране, руководить тем или иным обществом. Но, в конце концов, история всегда ставила таким обществам вполне конкретную оценку: они не выживали. Никакое общество не может выжить на основе насилия, на основе унижения одних другими. Так было всегда и можно надеяться, что так и будет.

Понятия морали и нравственности - это вполне конкретные и очень важные понятия для человеческого общества. Правила морали совершенно необходимы. Они гармонично сочетаются с законами. Но об этом мы с вами будем говорить позднее. А на следующем уроке мы поговорим о долге, о том, почему у каждого человека есть обязанности перед обществом и самим собой.

Зло действительно довольно коварно. Как говорят, «очень часто добрыми делами выстлана дорога в ад». Это очень справедливые слова. Человеку, к сожалению, не всегда удаётся правильно спланировать и понять, что он будет иметь в конце, когда он только начинает какой-то свой путь. Хороший пример есть у великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского - роман «Преступление и наказание».

Родион Раскольников убивает ужасную старуху, отвратительного человека, процентщицу, которая тиранит всех окружающих, даёт людям деньги и берёт с них варварские проценты. Убив эту старуху, Раскольников хочет завладеть её средствами, чтобы потом тысячью добрых дел искупить свою вину и стать приличным человеком, добиться положения в обществе. Он считает, что так будет правильно. В итоге оказывается, что это не так. К сожалению, цель никогда не оправдывает средств. Тому в истории множество примеров: любая революция, которая хочет улучшить жизнь людей, при этом считая, что нужно будет немного пролить человеческой крови тех, кого считает ненужными, плохими, сделав жизнь остальных хорошей и счастливой. Практика показывает, что эта кровь никогда не останавливается. Как только мы начинаем думать, что, как только мы убьём кого-то плохого, у нас будет хорошая жизнь, рождаются тирании, общества, где убийства себе подобных, насилие и хамство, ложь и обман становятся нормальным явлением. В истории множество этому примеров.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. - М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. - М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание 8. / под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. - М.: Просвещение.

Домашнее задание

1. В чём состоит принцип гуманизма? Поясните, используя конкретные примеры.

2. Как вы понимаете разницу между добром и злом?

3. *В чём заключается основная идея патриотизма? Считаете ли вы себя патриотом своей Родины? Изложите свои мысли в виде эссе.

1.Верны ли следующие суждения о морали? А. Исполнение человеком моральных норм в определённой мере зависит от отношения общества к этим нормам и их нарушению. Б. Моральные нормы отражают представления общества о прекрасном и безобразном.

2.Известен жизненный девиз выдающегося россиянина, «святого доктора» Ф.П. Гааза:

«Спешите делать добро». Эти слова выражают принцип

3. Верны ли следующие суждения о морали? А. Понятие «мораль» используется для характеристики социальных перемещений индивида. Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4.Установите соответствие между признаками и областями (формами) культуры: к каждому

элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ:

А) процесс приобщения к знаниям о мире Б) является способом регулирования поведения В) формирует научную картину мира Г) поддерживается силой общественного мнения Д) воздействует преимущественно на эмоции человека

1) образование 2) мораль

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

5.Верны ли следующие суждения о морали?

А.Государство регулирует исполнение гражданами норм морали с помощью аппарата принуждения. Б.Отношение окружающих может повлиять на соблюдение человеком моральных норм.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Признание абсолютной ценности человеческой личности, её права на свободу и счастье - это основной принцип

1) идеализма 2) патриотизма 3) гуманизма 4) порядочности

7. Верны ли следующие суждения о культуре? А. Культура развивается как за счёт новаторских достижений, так и за счёт сохранения традиций. Б.Культурные ценности всегда приносят практическую пользу.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

8. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

1) нравственность 2) образование 3) искусство 4) творчество

9. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Вторая половина XX века отмечена достижениями науки и техники.

(Б) Наиболее развитые страны мира увеличивают финансирование науки и образования, создания новых технологий. (В) Главное, чтобы расширение научно­технических возможностей человечества всегда использовалось во благо общества.

10.Верны ли следующие суждения о морали?

А. Исполнение норм морали обеспечивается поддержкой общественного мнения.

Б. Исполнение требований морали закреплённая в законе обязанность каждого гражданина государства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

11.Что из перечисленного отличает мораль от других форм (областей) духовной культуры?

1) опора на представления о добре и зле 2) определение образцов прекрасного

3) стремление к установлению научной истины 4) опора на принудительную силу государства

12.Как называют форму (область) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?

1) мораль 2) искусство 3) наука 4) идеология

13.Для обозначения особых духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, окружающей среде и самому себе с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости, используют термин

1) гуманизм 2) гражданственность 3) право 4) мораль

14.Верны ли следующие суждения о морали? А. Мораль помогает человеку строить гармоничные отношения с другими людьми. Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

15.Верны ли следующие суждения о культуре? А. В широком смысле культурой можно назвать всё, что создано и создаётся человечеством в процессе преобразования природы.

Б. В основе культуры творческая деятельность человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

16.Верны ли следующие суждения об особенностях духовной культуры? А. К духовной культуре относятся средства производства и предметы труда. Б. Духовная культура связана с формированием и распространением ценностей добра, красоты. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

17.Известный философ полагал, что «долг - это уважение к праву другого». Эти слова выражают принцип

1) искусства 2) морали 3) политики 4) экономики

18.«Не желай другому человеку зла», один из принципов

1) морали 2) науки 3) права 4) этикета

19.Совокупность норм поведения человека в обществе, основанных на представлениях о добре и зле, это

1) мораль 2) право 3) культ 4) религия

20.Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой . (А) Каждый ученик изучает сегодня в школе большое количество учебных предметов. (Б) Такое многообразие, несомненно, полезно, т.к. помогает решать сложные образовательные и воспитательные задачи, стоящие перед школой. (В) Однако, дальнейшее расширение круга изучаемых предметов может отрицательно сказаться на здоровье учащихся. Определите, какие положения текста

1) отражают факты 2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

21.Верны ли следующие суждения о патриотизме? А. Патриотизм проявляется в готовности подчинить свои интересы интересам Родины. Б. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям своего Отечества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

22.Верны ли следующие суждения о морали? А.А.Мораль регулирует деятельность человека и общества. Б.Главным внутренним «контролёром» человека в вопросах морали является его совесть.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

23.Верны ли следующие суждения о морали?

А.Нравственная оценка поступка связана с пониманием добра и зла. Б.Совесть главный «контролёр» человека в вопросах морали.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

24.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) 25­летним и 55­летним гражданам, участвующим в социологическом опросе, был задан вопрос: «Чем объясняется повышение значения науки в современном мире?». (Б) Большинство 25­летних опрошенных связывают повышение значения науки с тем, что научные открытия способствуют развитию техники и технологий, а большая часть 55­ летних ­ с тем, что научные открытия помогают побеждать болезни. (В) Примечательно, что люди старшего возраста связывают повышение значения науки с её социальными функциями. Определите, какие положения текста

1) отражают факты 2) выражают мнения

25.Как называют форму (область) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?

1) мораль 2) искусство 3) наука 4) мировоззрение

26.Науку как форму культуры отличает

1) стремление к получению объективных знаний 2) вера в сверхъестественные силы

3) отражение мира в художественных образах 4) ориентация на представления о добре и зле

27.И.С. Тургенев считал, что «добро по указу не добро». В этом высказывании выражается

1) научная истина 2) правовая норма 3) экономический закон 4) нравственный принцип

28.Верны ли следующие суждения о патриотизме? А. Патриотизм не исключает уважения к другим народам. Б. Патриотизм проявляется в готовности служить процветанию своего Отечества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

29.Верны ли следующие суждения о нравственных ценностях? А. Патриотизм проявляется в искренних переживаниях за судьбы Родины. Б. Гуманизм предполагает признание высшей ценности человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

30.Верны ли следующие суждения о морали? А. Мораль регулирует отношения людей с позиций добра и зла. Б. К моральным ценностям можно отнести гражданственность и патриотизм.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

31.Верны ли следующие суждения о патриотизме?

А. Патриотизм - чувство любви к Отечеству и преданности ему. Б. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям своего Отечества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

32.Верны ли следующие суждения о морали? А. Нормы морали выражают представления о добре и зле. Б. Общество заинтересовано в том, чтобы его члены выполняли требования морали.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

33.Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Наверное, мы не найдём ни одного, даже самого примитивного, человеческого общества, не создавшего свою культуру.

(Б) Человек в течение своей жизни преобразовывает самого себя и окружающий мир.

(В) Неслучайно по уровню развития культуры оценивают общественный прогресс.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты 2) выражают мнения

34. Верны ли следующие суждения о патриотизме?

А. Патриотизм - это любовь к Отечеству. Б. Патриотизм означает стремление граждан своими действиями служить интересам Отечества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

35.Верны ли следующие суждения о морали? А. Нормы морали фиксируются в законах и подзаконных актах государства. Б. Самоконтроль человека основа морального регулирования его поведения.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4. А-1, Б-2,В-1,Г-2, Д-2.

9. А-факт, Б-Факт, В-Мнение

20 А-факт, Б-факт, В-мнение

24. А-факт, Б-факт, В-мнение.

Простейшими и исторически первыми формами нравственного отражения были нормы и их совокупность, образующая нравственный кодекс.

Моральные нормы -- это. единичные частные предписания, например, "не лги", "уважай старших", "помогай другу", "будь вежлив" и др. Простота нравственных норм делает их понятными и доступными каждому, а их социальная ценность самоочевидны и не нуждаются в дополнительном обосновании. В то же время их простота не означает легкости исполнения и требует от человека моральной собранности и волевых усилий.

Моральные ценности и нормы выражаются в моральных принципах. К ним относятся, гуманизм, коллективизм, добросовестное исполнение общественного долга, трудолюбие, патриотизм и др.

Так, принцип гуманизма (человечности) требует от личности следовать нормам доброжелательности и уважения к любому человеку, готовность придти к нему на помощь, защитить его достоинство и права.

Коллективизм требует от человека умения соотносить свои интересы и потребности с общими интересами, уважать товарищей, строить отношения с ними на основе дружелюбия и взаимопомощи.

Мораль требует от человека развития в себе способностей к выполнению ее требований. В классической этике эти способности личности назывались несколько высокопарно, но весьма точно -- добродетели, т. е. способности к деланию добра. В понятиях добродетелей (моральных качеств личности) конкретизируются ценностные представления морального сознания о хорошем и плохом, праведном и грешном в характеристиках самого человека. И хотя в каждом человеке перемешано много и хорошего, и плохого, моральное сознание стремится выделить самые ценные нравственные характеристики человека и объединить их в обобщенном Идеальном образе нравственно совершенной личности.

Так в моральном сознании складывается понятие нравственного идеала личности, воплощение идеи морально безупречного человека, сочетающего в себе все мыслимые добродетели и выступающего образцом для подражания. По большей части свое воплощение идеал находит в мифологических, религиозных и художественных образах -- Ильи Муромца, Иисуса Христа, Дон-Кихота или князя Мышкина.

В то же время осознание зависимости нравственных характеристик человека от условий общественной жизни вызывает, в моральном сознании мечту о совершенном обществе, где будут созданы условия для воспитания нравственно совершенных людей. Поэтому вслед за личным нравственным идеалом в моральном сознаний создается понятие нравственного идеала общества. Таковы религиозные упования на грядущее "царство Божие", литературные и философские утопии ("Город Солнца" Т. Кампанеллы, "Золотая книга об острове Утопия" Т. Мора, теории социалистов-утопистов).

Социальное назначение морали заключается в чрезвычайно важной роли в процессе исторического развития общества, в том, что мораль служит средством его духовного сплочения и совершенствования посредством выработки норм и ценностей. Они позволяют человеку ориентироваться в жизни и сознательно служить обществу.

Добро и зло наиболее общие понятия морального сознания, служащие для разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, хорошего и плохого. Добро -- это все, положительно оцениваемое моральным сознанием при соотнесении с гуманистическими принципами и идеалами, способствующее развитию в человеке и обществе взаимопонимания, согласия и человечности.

Зло означает нарушение требования следовать добру, пренебрежение моральными ценностями и требованиями.

Первоначально представления о добре формировались вокруг идеи блага, полезности вообще, но с развитием морали и человека эти представления наполняются все более духовным содержанием. Подлинным добром моральное сознание считает то, что служит развитию в обществе и человеке гуманности, искреннему и добровольному единению и согласию между людьми, их духовной сплоченности. Это доброжелательство и милосердие, взаимопомощь и сотрудничество, следование долгу и совести, честность, великодушие, вежливость и тактичность. Все это именно те духовные ценности, которые в отдельных случаях могут казаться бесполезными и нецелесообразными, но в целом составлять единственно прочный духовный фундамент для осмысленной человеческой жизни.

Соответственно злом моральное сознание считает все, что препятствует единению и согласию людей и гармонии общественных отношений, направлено против требований долга и совести ради удовлетворения эгоистических побуждений. Это корыстолюбие и алчность, жадность и тщеславие, грубость и насилие, равнодушие и безразличие к интересам человека и общества.

Понятие нравственного долга выражает превращение нравственных требований и ценностей в личную задачу человека, осознание им своих обязанностей как нравственного существа.

Требования нравственного долга, выражающие ценности морали через внутренний настрой личности, зачастую расходятся с требованиями социальной группы, коллектива, класса, государства или даже просто с личными склонностями и желаниями. Что предпочтет в таком случае человек -- уважение человеческого достоинства и необходимость утверждения гуманности, составляющие содержание долга и добра, или расчетливую выгоду, стремление быть, как все, выполнять наиболее удобные требования, -- будет характеризовать его моральную развитость и зрелость.

Мораль как внутренний регулятор поведения человека предполагает, что личность сама осознает объективное общественное содержание своего нравственного долга, ориентируясь на более общие принципы морали. И никакие ссылки на обычные и распространенные формы поведения, массовые привычки и авторитетные примеры не могут снять ответственность с личности за неправильное понимание или пренебрежение требованиями морального долга.

Здесь на первый план выступает совесть -- способность человека формулировать моральные обязательства, требовать от себя их исполнения, контролировать и оценивать свое поведение с моральной точки зрения. Руководствуясь велениями совести, человек берет на себя ответственность за свое понимание добра и зла, долга, справедливости, смысла жизни. Он сам задает для себя критерии моральной оценки и выносит на их основании моральные суждения, прежде всего оценивая собственное поведение. И если внешние для морали опоры поведения -- общественное мнение или требования закона -- можно при случае обойти, то обмануть самого себя оказывается невозможно. Если это и удается, то исключительно ценой отказа от собственной совести и потери человеческого достоинства.

Жизнь, по совести, стремление к такой жизни повышают и укрепляют высокую положительную самооценку личности, ее чувство собственного достоинства.

Понятия человеческого достоинства и чести выражают в морали представление о ценности человека как нравственной личности, требуют уважительного и доброжелательного отношения к человеку, признание его прав и свобод. Наряду с совестью эти представления морали служат способом самоконтроля и самосознания личности, основой требовательного и ответственного отношения к самому себе. Они предполагают совершение человеком поступков, обеспечивающих ему общественное уважение и высокую личностную самооценку, переживание нравственного удовлетворения, которые в свою очередь не позволяют человеку поступать ниже своего достоинства.

При этом понятие чести в большей мере связывается с общественной оценкой поведения человека как представителя какой-то общности, коллектива, профессиональной группы или сословия и признаваемыми за ними заслугами. Поэтому честь ориентируется в большей мере на внешние критерии оценки, требует от человека поддерживать и оправдывать репутацию, которая распространяется на него как представителя общности. Например, честь солдата, честь ученого, честь дворянина, купца или банкира. Достоинство имеет более широкий нравственный смысл и основывается на признании равных прав каждого человека на уважение и ценность личности как морального субъекта вообще. Первоначально достоинство личности связывалось в родовитостью, знатностью, силой, сословной принадлежностью, позднее -- с властью, могуществом, богатством, т. е. основывалось на неморальных основаниях. Такое понимание достоинства может исказить его нравственное содержание до прямо противоположного, когда достоинство личности начинает, связываться с достатком человека, наличием у него "нужных людей" и "связей", с его "умением жить", а фактически умением унижаться и заискивать перед теми, от кого он зависит. Моральная ценность достоинства личности ориентируется не на материальное благополучие и преуспеяние, не на внешние знаки признания (это скорее можно определить как тщеславие и чванство), а на внутреннее уважение личности принципов истинной человечности, свободное добровольное следование им вопреки давлению обстоятельств и соблазнов.

Еще одним важнейшим ценностным ориентиром морального сознания является понятие справедливости. Оно выражает идею правильного, должного порядка вещей в человеческих взаимоотношениях, который соответствует представлениям о назначении человека, его правах и обязанностях. Издавна понятие справедливости связывалось с идеей равенства, однако понимание самого равенства не оставалось неизменным. От примитивно-уравнительного равенства и полного соответствия деяния и воздаяния по принципу "око за око, зуб за зуб", через принудительное уравнивание всех в зависимости и бесправии перед властью и государством к формальному равенству в правах и обязанностях перед законом и моралью в демократическом обществе -- таков путь исторического развития идеи равенства. Более точно содержание понятия справедливости можно определить как меру равенства, т. е. соответствия между правами и обязанностями людей, заслугами человека и их общественным признанием, между деянием и воздаянием, преступлением и наказанием. Несоответствие и нарушение этой меры оценивается моральным сознанием как неприемлемая для нравственного порядка вещей несправедливость.