Open
Close

Сказания комикс читать. Сказания о нартах

Не говорите так, дорогие гости. Гость - посланец Бога. Гость - готов, хозяин - не готов, - ответил Урызмаг .

Но сначала скажите: кто вы и какое дело привело вас в этот дом?

Мы, - ответили путники, - слышали о твоей мудрости. Весь мир говорит, что Урызмаг с первого взгляда узнает нрав человека. И мы хотим увидеть своими глазами, услышать своими ушами, понять своими сердцами - так ли это на самом деле или нет! Поэтому мы и прибыли сюда.

Хорошо, солнышки мои, хорошо, - сказал им Урызмаг. - Посидите пока, а я проведаю других моих гостей.

Ничего не возразили трое путников.

И снова Урызмаг то наружу выйдет, то в другую комнату войдет, а то снова обратно вернется.

Удивляются путники. Показалось им, что Урызмаг как будто сильнее прежнего беспокоится. И когда он снова вернулся к ним, они спросили его:

Что это за необычные гости, о которых ты так сильно беспокоишься?

Как же мне о них не беспокоиться, съесть бы мне ваши болезни! Это гости из дальней страны. Прибыли сюда немного раньше вас. А дома, кроме меня, никого нет! Вот в чем причина моего беспокойства.

Кто же они такие? - спросил мужчина с брюшком. - Наверное, они богаты?

Может, они выдают себя не за тех, что они есть на самом деле? Может, они обманывают тебя? Чего только не бывает! Мало ли шатается по дорогам плутов! - сказал второй.

Наверное, ты хочешь оказать честь мужам заслуженным - таким, кто большие дела решает, кого за это народ почитает и кто поэтому близок твоему сердцу? Наверное, это такие люди?

Не знаю, - сказал Урызмаг. - Я еще не побыл с ними, и мне нечего о них сказать.

Тогда будь благосклонен к нам и скажи, у кого из нас какой нрав. Ты, конечно, никогда не видел нас, но теперь мы уже познакомились.

Мне нечего вам сказать, мои гости. У меня нет других гостей, кроме вас. А каждый из вас сам уже сказал о себе все.

Удивились испытующие, встали, попрощались и отправились домой.

КАК ПОЯВИЛОСЬ ПИВО

Опустилась птичка на хмелевую лозу, сорвала она зеленую шишечку хмеля и три зернышка выклевала из нее. Весело вспорхнула, и полетела прямехонько в селение доблестных нартов, и опустилась там на хуртуан, где сушился на солнце сладкий солод. Клюнула она зернышко - одно только зернышко сладкого солода, - и свалилась пташка на землю. Хочет вспорхнуть, а крылья точно подрезаны. Хочет бежать, а лапки не держат ее. Увидел ее тут нарт Урызмаг, поднял с земли, принес в дом и показал жене своей - мудрой Шатане, славной нартской хозяйке.

Шатана бережно взяла птичку в руки и положила ее на кучу пшеничных зерен. И - чудо! - сколько сверху ни брали пшеницы, не становилось ее меньше. А птичка скоро очнулась, вспорхнула, защебетала и улетела прочь.

И задумалась вещая Шатана. Стала спрашивать она Урызмага, и рассказал Урызмаг Шатане все, что на глазах у него приключилось с птичкой. А об остальном мудрая Шатана сама догадалась. Смолола она солода, сварила его, процедила варево и положила в него крепкую закваску из хмеля. Зашипело, заискрилось варево и покрылось белой пеной. Пили нарты, и дивились нарты такому напитку.

Из чего варится пиво? Из солода ячменного, из солода пшеничного, а закваску возьми с хмеля, что вьется по орешнику.

Поднеси-ка нам, Шатана,

Черного пива!

Выше подыми чашу,

Нарт Урызмаг!

Пусть счастливые дни

Принесет нам черное пиво,

И радостные песни будем петь мы о нем!

ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД УРЫЗМАГА

Одряхлел нарт Урызмаг, надломились его силы, не ходил он больше в походы. Перестала нартская молодежь спрашивать у него совета, а нашлись и такие юноши, что смеялись над Урызмагом. С утра уходил нарт Урызмаг на нихас и проводил там целые дни, слушая новости, которые рассказывали люди. Глядел, как состязается в стрельбе из луков нартская молодежь, вспоминал свои молодые годы и грустил о том, что никогда они не вернутся.

Эх, если бы еще раз сходить мне в поход! - воскликнул раз Урызмаг и пошел на большой нартский нихас. Там сидела нартская молодежь. И сказал ей Урызмаг:

С детства и до самой старости все силы разума своего щедро отдавал я вам, а теперь старая голова моя стала для вас обузой, и нет от меня больше проку. Потому прошу я вас: сколотите большой и крепкий сундук, положите меня в него и бросьте в море. Нельзя меня хоронить на кладбище нартов .

Тут некоторые юноши сказали:

Как станем мы жить, если не будет с нами мудрого Урызмага, который наставлял нас на разум?

Совсем уже состарился он и ни на что теперь не годен.

Никто не решился исполнить волю Урызмага. И на следующий день, придя на нихас, Урызмаг опять стал просить, чтобы сделали сундук, положили его туда и бросили в море.

Видят молодые нарты, не уговоришь старика.

На третий день сколотили они сундук, положили туда Урызмага, дали ему на неделю еды, плотно закрыли крышку и бросили сундук в море.

Но не поглотила этот сундук морская бездна, бережно подняли его волны морские и понесли. Долго ли, коротко ли несли они его, но однажды ночью вынесли на берег в месте, куда пригоняли на водопой коней царя черноморского. Утром слуги алдара пригнали по обыкновению коней на водопой, но кони не подходят к водопою, фыркают они и рвутся прочь. Подошли слуги к воде, смотрят и видят на берегу большой сундук. Сорвали они с сундука крышку - лежит в сундуке старик в шубе.

Удивились слуги этому диву и спрашивают старика:

Кто ты такой и какой бог принес тебя сюда?

Я нарт Урызмаг. Старость моя пришла, надоела мне жизнь, и попросил я, чтобы бросили меня в море.

Побежал тут один из слуг к царю и сказал ему:

Пусть погибну я от немилости твоей, царь наш, кого ты всю жизнь свою мечтал взять живым в плен, нарт Урызмаг, находится теперь в твоих руках.

И приказал тут царь своим слугам:

Сейчас же приведите сюда нарта Урызмага.

И когда привели Урызмага, очень был рад царь черноморский, что наконец-то попал к нему в плен нарт Урызмаг.

Заковали руки и ноги Урызмага в тяжелые колодки, заточили его в башню. Крепко заперли башню и оставили только малую щель, в которую с трудом можно было просунуть еду для Урызмага, - столько еды, сколько нужно, чтоб он не умер с голоду.

Мало ли, много ли времени прошло, а Урызмаг все сидит в башне. Надоело ему это, стал он думать и вот что придумал.

Однажды, когда слуга по обыкновению принес ему убогую пищу, сказал ему Урызмаг:

А все-таки, как посмотрю я, глуп ваш повелитель. Ну какая корысть ему от того, что я умру в этой башне? А ведь мог бы он получить выкуп за меня, как за пленного.

Побежал скорее слуга к царю.

Пусть погибну я от немилости твоей, наш славный повелитель, - говорит он, - но удивительные слова сказал наш пленник. «Глуп, - сказал он, - ваш повелитель, как я посмотрю. Ну какая ему корысть от того, что умру я в этой башне? А ведь мог бы он получить выкуп за меня, как за пленного».

И приказал тут царь:

Сбейте колодки с пленного и приведите его ко мне.

Сбили слуги колодки с рук и ног Урызмага и привели его к царю.

Ну, нарт Урызмаг, какой выкуп хочешь ты предложить мне? Ведь у тебя ничего нет?

У меня здесь, конечно, ничего нет, - ответил Урызмаг. - Но если семья моя и мое селение узнают, что их старший попал в плен, то не пожалеют они за меня никаких богатств. Сам я богат, но в три раза больше, чем есть у меня, даст за меня селение нартов.

А все-таки сколько я получу? - спросил царь черноморский.

Хорошо, я скажу тебе. И если по сердцу придется тебе мой выкуп, то ты получишь его. Большое стадо пригонят к тебе. Будет в нем сто раз по сто однорогих быков, сто раз по сто двурогих, сто раз по сто трехрогих, сто раз по сто четверорогих и сто раз по сто пятирогих.

Сотворение мира и человека

Бог сотворил небо и землю. Земля сперва была не устроена, и Дух Божий носился над ней.

И вот в шесть дней Бог дал устройство земле. «Да будет свет!» – сказал Господь. И стало светло; и назвал Бог свет днем, а тьму – ночью.

Это был первый день.

Во второй день Он сотворил твердь и назвал твердь небом.

В третий день Бог отделил воду от суши. И образовались моря, озера, реки и источники. Земля же, по воле Божией, произвела растения.

В четвертый день Господь создал светила небесные; солнце стало светить на небе днем, а луна и звезды освещать мир ночью.

В пятый день Бог повелел, чтобы вода наполнилась рыбами и чтобы птицы летали в воздухе над землей.

В шестой день Он сотворил животных земных.

Наконец, сказал Бог: «Сотворим человека по образу и по подобию Нашему, и да обладает он рыбами морскими, птицами небесными, и скотом, и всеми тварями, живущими на земле».

И сотворил Бог первого человека – Адама. Он из земли создал тело и вдунул в него душу разумную и бессмертную. Этою душою Он отличил его от животных и уподобил Себе.

Но Адам был одинок, и Господь Бог создал для него жену – Еву, чтобы она была ему подругой и помощницей.

И увидел Господь Бог, что все, сотворенное Им в шесть дней, прекрасно.

В седьмой день Он почил от трудов Своих, то есть перестал творить, благословил этот день и назначил его быть днем покоя и радости для людей.

Сотворив мир, Бог стал заботиться о нем. Он постоянно хранит его, и все в нем совершается по Его святой воле.

Жизнь первых людей в раю

Бог устроил дивный сад – рай и поселил в нем Адама и Еву, чтобы они возделывали и хранили его.

В раю протекали реки и росли деревья, на которых зрели красивые и приятные для пищи плоды.

Среди рая росли два особенных дерева. Одно из них было дерево жизни, другое – дерево познания добра и зла.

Вкушая плоды дерева жизни, люди могли жить, не зная ни болезней, ни смерти; о втором же дереве Бог сказал первому человеку, чтобы он не ел плодов с этого дерева, потому что если он вкусит их, то умрет.

Первые люди блаженствовали в раю. Все животные ласкались к ним; не боялись они смерти, не знали болезней, горя, страданий, не знали лжи и обмана и всей душой любили Бога, который постоянно заботился о них и часто являлся им и беседовал с ними.

Первый грех. Обещание Спасителя. Изгнание из рая

Прежде творения мира и всего, что находится в нем, Бог сотворил ангелов, невидимых, как и Он Сам.

Сперва все ангелы были добрые, но потом один из них не захотел повиноваться Богу и научил других тому же.

Он стал называться дьяволом, то есть клеветником, соблазнителем. Господь лишил блаженства его и тех, кто его послушался. И вот дьявол позавидовал счастью Адама и Евы и захотел погубить их. Он вошел в змея и, когда Ева проходила мимо дерева познания добра и зла, спросил:

– Правда ли, что Бог запретил вам есть плоды райских деревьев?

Ева ответила:

– Господь позволил нам есть плоды со всех деревьев сада; только с дерева познания добра и зла Он не позволил вкушать плодов и сказал, что если мы это сделаем, то умрем.

– Нет, вы не умрете, – сказал дьявол. – Бог знает, что как только вы вкусите их, то сделаетесь сами как боги, – и будете знать добро и зло.

Ева посмотрела на дерево, запрещенные плоды особенно понравились ей теперь; она подошла, взяла плодов и ела, потом дала мужу, и он ел.

Как только они сделали это, им сразу стало страшно и стыдно. До тех пор невинные, как младенцы, они не замечали, что наги, и не стыдились этого, но, согрешив, прикрылись листьями и укрылись среди деревьев.

– Где ты, Адам? – воззвал Он.

Господь сказал:

– Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

Адам вместо того, чтобы сознаться в своей вине и просить прощения у Бога, ответил:

– Жена, которую ты сотворил мне, дала мне плодов этого дерева, и я ел.

Жена сказала:

– Господи, змей соблазнил меня.

Тогда Бог проклял змея, а Адаму и Еве сказал, что в наказание за ослушание они будут жить в горе, страданиях, тяжелых трудах и потом умрут. Но, по милосердию своему, в утешение людям, Господь обещал, что впоследствии явится Спаситель мира, Который примирит людей с Богом и победит дьявола.

Сказав это, Господь Бог изгнал Адама и Еву из рая и поставил ангела с пламенным мечом, чтобы охранял путь к дереву жизни.

Каин и Авель

У Адама и Евы было два сына: Каин и Авель.

Старший, Каин, обрабатывал землю; младший, Авель, пас овец. Авель отличался добротой и кротостью; Каин же был злой и завистливый. Однажды оба брата захотели принести Богу в жертву, то есть в дар, что было у них лучшего: Каин – от плодов земных, Авель – лучшую овцу из своего стада. Авель приносил свою жертву с чистым сердцем, с чувством горячей любви, и жертва его была угодна Богу; Каин же приносил свою жертву без благоговения, а потому даров его Господь не принял.

Каин позавидовал брату.

Бог внушал ему изгнать из своего сердца недоброе чувство, но Каин позвал Авеля с собою в поле и там убил его.

Тогда Господь спросил:

– Где брат твой – Авель?

Каин ответил:

– Не знаю. Разве я сторож брату моему?

– Что ты сделал, – сказал Господь, – как решился ты убить невинного брата своего?

И Бог проклял Каина и осудил его на изгнание и скитание по земле. Каин не смел показаться родителям, ушел от них далеко и до смерти своей боялся всего и нигде не находил себе покоя.

У него были дети, которые, как и отец, были злы, непочтительны и завистливы.

Адама и Еву пожалел милосердный Господь и дал им вместо Авеля другого сына – Сифа; он был добр и кроток, как Авель.

Потоп

Люди размножились на земле. Потомки Сифа стали брать себе в жены девушек из нечестивых потомков Каина, все забыли Бога, не молились ему и постоянно грешили.

Господь много раз вразумлял их, но они не слушались его.

Тогда Господь положил наказать людей за их греховную жизнь и упорство и истребить род человеческий потопом.

В то время жил один праведный человек, по имени Ной. Господь не забыл его.

Он велел Ною построить ковчег, то есть большой крытый корабль, войти в него со своим семейством и взять с собою всяких животных.

Когда это было исполнено, Бог затворил двери ковчега, и начался потоп.

Сорок дней и сорок ночей лил дождь; вся земля, самые высокие горы покрылись водою. Все, что жило на земле: и люди, и животные, – все погибло.

Только ковчег спокойно и безопасно плавал по воде.

Через сорок дней дождь перестал лить, и хотя вода не убывала, но тучи рассеялись, выглянуло солнце, и показались вершины гор. Ной отворил окно ковчега и выпустил ворона. Ворон отлетал и прилетал, но в ковчег не возвращался.

Через несколько дней Ной выпустил голубя; голубь полетал и вернулся – ему негде было отдохнуть.

Прошло еще несколько дней. Ной во второй раз выпустил голубя. На этот раз голубь возвратился вечером и в клюве принес зеленую ветвь, и Ной понял, что вода начала сходить с земли. Потом он в третий раз выпустил голубя, и голубь не возвратился. Ной понял, что земля очистилась от воды, по повелению Божию вышел из ковчега, вывел семью свою и всех животных и принес горячую молитву и благодарственную жертву Богу за спасение.

Бог благословил Ноя и обещал, что на земле потопа больше никогда не будет.

В память этого обещания Господь явил на небе радугу.

Дети Ноя

После потопа Ной стал обрабатывать землю и посадил виноградник. Когда виноград поспел, он выжал из него сок и, не зная, что сок этот опьяняет, выпил его слишком много. Потом он лег, не прикрывшись, в своем шатре и уснул.

Один из трех сыновей Ноя, Хам, увидев, что отец лежит раздетый, поспешил к своим двум братьям и, смеясь, рассказал им об этом. Но Сим и Иафет взяли одежду и, не глядя на отца, почтительно прикрыли его.

Когда Ной проснулся и узнал, что сделал Хам, как непочтительно он отнесся к нему, то в гневе проклял его и его потомство; Сима же и Иафета благословил, сказав, что потомство их размножится по всей земле и будет господствовать над потомством Хама.

Столпотворение

После потопа люди снова размножились по земле и скоро опять стали забывать Бога и наказание, посланное на землю за грехи людей.

Думая, что они могут все сделать без помощи Божией и Его благословения, они решили построить город и в нем башню до самого неба, чтобы прославиться. Но Господь наказал их за гордость. До сих пор люди все говорили на одном языке и вдруг, по воле Божией, начали говорить на разных наречиях, перестали понимать друг друга и вынуждены были прекратить постройку.

Авраам

Но среди этих людей жил один праведный потомок Сифа – Авраам. Господь избрал его, чтобы в его роде сохранять истинную веру до пришествия Спасителя. Для этого Бог повелел Аврааму покинуть родину, землю Халдейскую, и поселиться в той стране, которую он укажет ему.

Авраам покорно собрался в путь и взял с собой жену свою Сарру и племянника Лота, который воспитывался у него. Между ним и Лотом вышло дорогою несогласие из-за пастухов, которые гнали их стада, и Авраам сказал: «Не хорошо нам ссориться, лучше разойдемся в разные стороны. Если хочешь идти налево, я пойду направо; если хочешь идти направо, я пойду налево».

Лот выбрал себе долину Иорданскую, а Авраам, по повелению Божию, поселился в земле Ханаанской, которая стала называться землей Обетованной, то есть обещанной, потому что Господь сказал, что она будет принадлежать потомству Авраама.

Явление Бога Аврааму

Однажды Авраам сидел днем, в жаркую пору, при входе в свой шатер.

Он поднял глаза и увидел перед собой трех странников. Странники эти были Сам Господь в образе человека и Его два ангела, но Авраам не знал этого.

Он подошел, низко поклонился им и просил зайти отдохнуть, освежиться и поесть. И так как они согласились, он поспешил к жене своей Сарре, велел испечь хлеба, потом выбрал лучшего теленка, велел приготовить его и, когда он был готов, подал его вместе с маслом и молоком странникам, а сам стал около них под деревом.

Господь обратился к Аврааму и сказал:

– Через год Я опять буду у тебя, и у жены твоей Сарры родится сын.

Сарра в это время стояла около шатра и усмехнулась, потому что и она, и муж ее были очень стары и это показалось ей странным, но Господь продолжал:

– Почему усмехнулась Сарра? Есть ли что трудное для Бога? – и повторил Свое обещание.

После обеда странники встали, чтобы идти дальше, а Авраам пошел проводить их.

Оба ангела пошли к Содому, а Господь сказал Аврааму, что хочет истребить города Содом и Гоморру за греховную жизнь их жителей.

Авраам понял, что перед ним Сам Господь Бог и стал просить:

– Господи, если в этих городах найдется пятьдесят праведных людей, неужели не пощадишь Ты остальных ради них?

Господь ответил:

– Если найдется пятьдесят праведных, Я пощажу эти города.

Авраам продолжал:

– А если в них окажется сорок пять праведных или даже десять?

– И ради десяти не погублю остальных, – сказал Господь.

Но и десяти праведных не оказалось в этих двух городах.

Содом и Гоморра

Ангелы пришли в Содом вечером. Лот сидел у городских ворот и, увидев перед собой странников, подошел и просил их зайти к нему в дом переночевать.

Он угостил их ужином, но не успели они лечь, как вокруг дома собрались жители города и требовали, чтобы Лот выдал им своих гостей. Лот вышел, запер за собою двери и просил не делать вреда странникам. Но народ шумел и кричал все сильнее; некоторые бросились на Лота и хотели выломать двери.

Тогда ангелы ввели его в дом, заперли двери, а жителей города поразили слепотой, так что они не могли найти входа.

В ту же ночь ангелы сказали Лоту, что они посланы истребить города Содом и Гоморру, и велели ему и семье его уйти из города, не оглядываясь.

На заре Лот со своей семьей покинул Содом.

Тогда с неба упал огонь с серою и истребил города Содом и Гоморру.

Жена Лота не послушалась ангелов, оглянулась и превратилась в соляной столп.

Агарь и Измаил

Через год обещание Божие исполнилось: у Авраама родился сын Исаак, и он нежно полюбил его.

У Сарры была служанка Агарь; сын ее Измаил был несколькими годами старше Исаака и часто дразнил и обижал мальчика.

Сарра много страдала из-за своего ребенка и наконец сказала Аврааму:

– Выгони эту служанку и сына ее!

Авраам был огорчен словами Сарры, потому что очень любил Измаила, но Господь велел ему исполнить просьбу жены и обещал хранить Измаила. Авраам встал рано утром, взял хлеба, влил воды в мех, положил все это на плечи Агари и отпустил ее с сыном из своего дома.

Агарь пошла с маленьким Измаилом по пустыне и скоро потеряла дорогу. Воды у нее больше не было и негде было достать, а сын ее изнемогал от жажды.

Агари было так тяжело видеть страдание мальчика, что она положила его в тень около куста, а сама отошла и, горько плача, говорила:

– Я не могу видеть смерти сына моего.

Тогда ангел Господень явился ей и сказал:

– Не бойся, Агарь, встань, возьми сына твоего за руку и веди его с собою.

Агарь увидела вблизи источник со свежею водой, напоила сына и наполнила мех свой.

Бог хранил Измаила; он вырос, поселился в пустыне, был искусный стрелок и впоследствии женился на египтянке.

Принесение в жертву Исаака

Когда Исаак вырос, Господь, чтоб испытать веру Авраама, сказал:

– Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, пойди на гору, которую Я укажу тебе в земле Мориа, и принеси Мне его в жертву.

Авраам встал рано утром, оседлал своего осла, приготовил дров для жертвенника и, взяв с собою сына, отправился с ним на гору, в землю, указанную Господом.

Когда они пришли на вершину горы, Исаак сказал:

– Отец, и дрова, и огонь у нас есть, а где же ягненок для жертвы Богу?

Авраам ответил:

– Господь Сам укажет нам жертву.

Потом он связал сына своего и положил его на жертвенник. Но в ту минуту, когда он занес над ним руку, чтобы заколоть его, явился ангел Господень и сказал:

– Авраам, не поднимай руки твоей на отрока. Бог теперь знает, что ты не пожалел своего единственного сына для Него.

Авраам оглянулся и увидел в кустах барашка, который запутался рогами в ветвях.

Он взял его и принес Богу в жертву вместо своего сына. Господь благословил Авраама за его послушание и сказал, что из его потомства родится Спаситель мира.

Женитьба Исаака

Когда Авраам решил, что Исааку пришло время жениться, он призвал своего верного слугу Елизара и сказал ему:

– Поезжай на мою родину, к родным моим, и выбери там невесту для сына моего Исаака.

Елизар ответил:

– А если та девушка, которую я выберу для твоего сына, не захочет покинуть своей родины и не последует за мной?

Авраам сказал:

– Господь поможет тебе, и ты привезешь невесту сыну моему.

Елизар взял с собою много богатых подарков и с несколькими слугами отправился на верблюдах в дальний путь.

Он благополучно доехал до родины Авраама, остановился, не въезжая в город, около колодца и стал молиться так:

– Господи, будь милостив к господину моему Аврааму! Вот я стою у колодца, и городские девушки приходят сюда за водой. Девушка, которой я скажу: «Наклони кувшин твой, я напьюсь»– и которая ответит: «Пей, я и верблюдов твоих напою», пусть будет та, которую Ты назначил невестой рабу Твоему Исааку. По этим словам я узнаю ее.

И вот из города вышла к колодцу прекрасная девушка – Ревекка. Она несла на плече кувшин и, наполнив его, пошла обратно.

Елизар подошел к ней и сказал:

– Дай мне напиться из твоего кувшина!

А она ответила:

– Пей, господин мой, я и верблюдов твоих напою.

Тогда Елизар понял, что Господь услышал его молитву, и спросил Ревекку, может ли отец ее приютить его и других слуг на ночь. Она ответила, что места у них много, и побежала за своим братом Лаваном. Лаван пришел и пригласил Елизара. Когда они пришли в дом родителей Ревекки, Елизар сказал им, для чего он приехал, и просил отпустить с ним девушку.

Они ответили:

– Господь устроил это дело, и мы не будем мешать ему. Возьми Ревекку, пусть будет она женой Исаака.

Тогда Елизар поклонился Господу до земли, потом передал подарки родителям, родственникам и самой невесте и на другой день отправился с ней в обратный путь.

Исаак встретил Ревекку, привел ее к своему отцу и женился на ней.

Fables #1-150 (2002-2015)

Fables - последняя крупная сага издательства Vertigo, комикс о жизни героев сказок (преимущественно европейских), сбежавших в реальный мир и построивших в Нью-Йорке свой небольшой квартал под названием Фейблтаун. Сценарист, идеолог и создатель серии - Билл Уиллингем. Первый сюжет для него рисовал Лэн Медина, но основным художником потом стал Марк Бакингем (в некоторых выпусках есть дополнительные короткие сюжеты, нарисованные другими авторами).

В основной серии вышло 150 выпусков, но при этом выпуск №150, мягко говоря, увеличенного формата - он одновременно является двадцать вторым сборником в мягкой обложке. Итого получается: 149 выпусков, 22 TPB (матовая бумага, характерная для Vertigo) и 11 «делюксов». С делюксами все не очень просто, т.к. они пока охватывают 85 выпусков серии и выходят два раза в год, так что ждать полной коллекции придется долго. Это может быть важным моментом для тех, кого соблазнят увеличенный формат, глянцевая бумага и суперобложка. Если же решите коллекционировать трейды, имейте в виду, что первый был переиздан в новом оформлении в 2012 году с обложкой от Бакингема, но продолжения этой серии переизданий почему-то не последовало.

Перечислять сюжеты/трейды Fables отдельно не будем: комикс очень «сериальный», то есть его нет смысла читать не с начала. Вкратце можно сказать лишь, что за 150 выпусков меняется практически все: главными героями последних выпусков становятся дети главных героев первых, второстепенные персонажи становятся ключевыми, ключевые уходят навсегда, статус-кво меняется и так далее. Условно сагу Fables проще разделить на несколько смысловых частей.

Первая посвящена жизни сказочных персонажей в современном Нью-Йорке после поражения в войне с таинственным злодеем (его личность - один из главных сюжетных поворотов комикса, не проспойлите себе случайно до начала чтения). Нас знакомят с героями и закладывают фундамент для дальнейших историй. Вторая часть - подготовка к новой войне со зловещей Империей и непосредственно война. Третья часть посвящена новому антагонисту, чье появление стало прямым следствием этой войны. Этот антагонист плавно сменяется еще одним, масштабом поменьше, которому, тем не менее, удается расколоть жителей Фейблтауна на два враждующих лагеря - назревающему конфликту лагерей и посвящена финальная, четвертая часть саги, в ходе которой Уиллингем откровенно подводит итоги (и порой весьма жестоко).

Несмотря на немного детскую идею серии, Fables всегда предназначался для взрослой аудитории. В районе третьей смысловой части персонажи уже обладают таким багажом, что немного отделяются от своего «сказочного» прошлого в наших глазах, и Fables превращается в мощный фэнтези-эпик, не опирающийся на конкретное литературное наследие. Вы даже можете не знать, откуда взялись те или иные герои, важнее будут их заслуги на страницах комикса.

Валерия Давыдова, журналист сайта «Теории и практики»

Первый номер Fables я читала на гудящем стареньком ноутбуке почти четыре года назад. Я только что закончила Y: The Last Man, и у меня еле-еле отобрали лезвия, которыми я чуть не вскрылась под синдромом Стендаля. И вот я начинаю читать историю о том, что Белоснежка - это мэр-разведенка, Серый Волк больше похож на бомжеватого алкаша, а не на сказочного персонажа, а звери почему-то много и красочно матерятся. Билл Уиллингем казался мне тогда кем-то вроде летописца, которого сказочные персонажи выбрали среди смертных для того, чтобы записать свои тайны.

Каждую обложку я рассматривала так, как маленькие девочки рассматривают мамины украшения. Только потом я узнала, что 81-ую обложку нарисовал Джеймс Джин, которого даже в приличном обществе я путала с Джеймсом Дином. Обложка №59 подействовала на меня как шедевр живописи, я до сих пор лелею надежду распечатать ее и несколько других любимых обложек - номеров 50, 91, 108, 78 - и повесить как картины.

СПИН-ОФФЫ

Fables: The Last Castle (2004)

Выпуск увеличенного формата, который обязательно входит и в ТПБ, и в делюксы, и большинством читателей будет восприниматься как очередной номерной выпуск серии; пересказывает историю последней битвы с Империей перед изгнанием главных героев. Идет после 18 выпуска Fables.

1001 Nights of Snowfall (2006)

Обязательная для прочтения антология коротких историй из прошлого жителей Фейблтауна. По сути это приквел к основной серии, но читать его стоит не в первую очередь, а где-то в районе восьмого тома. Выпущен в мягкой и твердой обложке.


Jack of Fables №1-50 (
2006-2011)

В 35 номере Джек (читай, аналог вездесущего Ивана из русских сказок) объявляет читателю, что больше никогда не вернется на страницы Fables, и, в общем, держит обещание, удалившись в свою собственную серию. Jack of Fables сочинялась при прямом участии Уиллингема, но куда более отвязна, чем Fables, поэтому, конечно, может быть не близка фанатам первоисточника. Это в большей степени комедия, местами постмодернистская и абсурдистская. Единственное пересечение с основной серией - The Great Fables Crossover, отчасти пародийный, отчасти серьезный кроссовер. В принципе, его можно понять и не читая «Джека», так что следить за спин-оффом, чтобы понять сюжет Fables, необязательно. Но поскольку комикс довольно лихой и забавный, отказываться от него не стоит. Серия собрана в 9 ТПБ (сборник с кроссовером является 13-м ТПБ Fables).

The Literals 1-3 (2009)

Выделим в отдельный пункт для порядка, хотя эта мини-серия существовала только для придания весомости The Great Fables Crossover и полностью переиздана в соответствующем сборнике. Так что, если вы будете постигать серию сборниками, вы эти выпуски не пропустите. Читать их отдельно нет никакого смысла, и читать Fables без них просто не получится.

Cinderella: From Fabletown with Love 1-6 (2010)
Cinderella: Fables Are Forever 1-6 (2011)

По задумке Уиллингема, Золушка после изгнания стала секретным агентом; в основной серии ей уделялось не очень много внимания, и основные приключения разворачиваются на страницах двух мини-серий Криса Робертсона и Шона МакМануса. Несмотря на то, что Золушка по ходу сюжета путешествует в сказочные миры, которые Билл обделил вниманием, и то, что во второй серии фигурирует Ivan Durak, этот спин-офф можно абсолютно смело пропустить. Если не захотите пропускать, обе части переизданы в трейдах.


Fairest 1-33 (2012-2015)

Fairest in All the Land (2013)

Наиболее спорный спин-офф Fables. По задумке, каждый сюжет должен был быть посвящен кому-то из героинь основной серии и более полно раскрывать ее суть и приключения. Первый сюжет про Снежную Королеву был довольно вялым, но уже потом, в седьмом выпуске про Красавицу и Чудовище, начиналась подлинная феерия. Находясь за пределами Fables, авторы (среди которых и сам Билл) позволяли себе чрезвычайно многое: в отдельной книжке Fairest in All the Land, идущей между 20 и 21 выпуском спин-оффа вообще происходит такое, что сам Джордж Мартин бы позавидовал. Но читатели, которых отпугнуло начало серии, об этом не узнали, а зря: хотя Fairest наименее самостоятельный спин-офф Fables, это наиболее удачный подарок для самых преданных и внимательных фанатов. Пять TPB и одна книга в твердой обложке (All the Land).

Fables: Werewolves of the Heartland (2012)

Бигби Вульф, то есть, Серый Волк, благодаря видеоигре (см. ниже) воспринимается публикой как главный герой Fables, хотя это не так: в финальной части саги он вообще довольно надолго исчезает. Уиллингем явно не хотел, чтобы Бигби тянул одеяло на себя и становился похожим на местного Росомаху, поэтому не стал жертвовать хронометражем основной серии и выделил Волку отдельную книгу на сольный выход. После событий сюжета The Dark Ages Бигби отправляется искать новое место для Фейблтауна, захваченного злодеем, и натыкается в американской глубинке на городок, захваченный оборотнями. На сюжет основной серии комикс не влияет никак, но прочитать его определенно стоит. Он издан в твердой обложке, а также входит в делюкс с The Great Fables Crossover.

Идея Fables - герои сказок оказываются в нашем обычном мире - не то чтобы оригинальна, но в комиксе идеально сочетается сказочная и политическая составляющая. В лучшие моменты это политический триллер про принцев и принцесс, чудовищ и волшебных зверей. Оживление Пиноккио используется как технология для создания армии деревянных солдат, а сказочные животные устраивают революцию в стиле Оруэлла. Пришедшую из сказочного мира в общину сказок в Нью-Йорке Красную шапочку проверяют (не шпионка ли?) почище, чем в сериале «Родина». Прекрасный Принц становится популистским мэром. К сожалению, все эта политика начинает к номеру 80-му утомлять. Особенно когда какие-то сказочные штуки используют как оружие массового поражения - вроде тактического применения Спящей Красавицы, для обезвреживания целого полчища врагов или использования волшебных бобов для стратегического десанта в волшебное королевство. Так что лучшая история второй половины серии - это короткое приключение детей Бигби Вульфа в королевстве потерянных игрушек Cubs in Toyland (#114-121), грустная и пугающая история; сама по себе отличная сказка, а не просто препарирование жанра.

КРОССОВЕР


The Unwritten Fables (2013)

В 2009 году в линейке комиксов Vertigo появился побратим Fables - еще одна серия на тему вымысла и реальности, The Unwritten Майка Кэри. В некотором роде это Fables наоборот, поскольку здесь больше фокус на авторах, да и проводником читателя является (вроде бы) обычный человек по имени Томми Тейлор. Про Unwritten стоит разговаривать отдельно, тем более что на русском про эту серию почти никто не писал, но здесь стоит упомянуть, что у родственных комиксов случилось пересечение, и все тот же Бигби Вульф попал в мир Томми Тейлора. Это происходит в девятом томе Unwritten и абсолютно никак не сказывается на сюжете Fables. Если без спойлеров, то кроссовер является частью длинного путешествия Бигби по чужим мирам и вселенным, во время которого он отсутствует в основной серии. Так что читать стоит только как часть The Unwritten.

ДЛЯ ФАНАТОВ

Fables: Covers by James Jean (2015)

Одним из важнейших факторов, привлекающих внимание к Fables, изначально были выдающиеся обложки Джеймса Джина, который работал над серией до 81 выпуска, а потом, к огромному сожалению, покинул индустрию комиксов. Обложки Джина для ежемесячных комиксов и сборников издавались отдельной книгой в 2008 году, но именно в 2015-м вышло новое, (отличающееся от первого на 50 страниц). Стоит, правда, ради справедливости признать, что после ухода Джеймса обложки стали хоть и другими, но не менее эффектными и, пожалуй, заслуживают того, чтобы быть переизданными отдельно.

Fables Encyclopedia (2013)

Составленная фанатом под надзором Уиллингема энциклопедия, призванная напомнить подуставшим за столько лет читателям, кто есть кто. Ключевой особенностью книги является то, что там, хоть кратко, но даны справки не только по комиксной жизни персонажей Fables, но и о том, кем и когда они были придуманы изначально. Так что, уважаемый переводчик/составитель комментариев для российского издания «Сказок/Басен/Легенд/Фейблов», если ты собираешься делать свою работу без этой энциклопедии… Лучше ее не делай вообще.

Алексей Серебренников, заместитель главного редактора сайта kinopoisk.ru

Помимо всего прочего, комикс ценен тем, что открыл миру художника Джеймса Джина. С 2001 года, с самого окончания School of Visual Arts в Нью-Йорке, Джин работал на DС, рисуя иллюстрации к самым разным проектом издательства. И в какой-то момент подключился к только начавшейся серии Fables. Сегодня он занимается своей странной живописью, выпускает альбомы принтов, разрисованные шёлковые шарфы и собственные ювелирные украшения, проникнутые странными видениями. Но до 2006 года, когда к нему впервые пришёл бренд Prada с предложением расписать линию сумок, Джин был известен в основном как художник, регулярно получавший премию Айснера за новую обложку комикса про сказки.

Джин — перфекционист: его шелковые платки (по 400 долларов, кстати) выполнены девятислойной шелкографией. Девятислойной, Карл! И все слои положены на тончайшую ткань с геометрической точностью. Его путевые зарисовки и обыкновенные каракули в блокнотах можно сразу публиковать в формате А0, не заморачиваясь с цифровой постобработкой - настолько они идеально прорисованы.

Если взглянуть на сегодняшние работы Джина, легко заметить, что Fables то ли не до конца отпустили его, хотя собственно комиксами он перестал заниматься с 2008 года, то ли драматически повлияли (уж за все-то годы работы над серией!). Сновидческие сюжеты, сказочные персонажи, знаковые детали - любая из его нынешних картин прекрасно вписалась бы в каталог .

КНИГА

Peter and Max: A Fables Novel (2009)

Роман (не графический, а обычный), посвященный приключениям персонажей английских народных песенок. Как водится у Уиллингема, из персонажей песенок они быстро превращаются в глубоких, значительных героев. Большая часть романа посвящена воспоминаниям персонажей и таким образом является приквелом Fables; та часть, что «в настоящем времени», разворачивается до и после ответной атаки жителей Фейблтауна на Империю. То есть, лучше читать после War and Pieces. В предисловии Уиллингем утверждает, что книгу можно читать и отдельно от Fables, но маловероятно, что кто-то на это согласился. Как и большинство спин-оффов, книга не влияет на сюжет комикса; как и большинство спин-оффов, она нашла небольшое отражение в комиксе (персонажи книги начинают мелькать в Fables ближе к концу). Плюс ее прямо на обложке хвалит Джордж Мартин!

ИГРА

The Wolf Among Us (2013-2014)

Вне всякого сомнения, повысившая узнаваемость бренда Fables игра от студии Telltale, известной своими квестами по мотивам «Ходячих мертвецов» и «Игры престолов», является приквелом комикса. Поэтому в нее охотно играли люди, с миром комикса незнакомые, - возможно, у них создалось неверное впечатление об атмосфере Фейблтауна (TWAU более мрачная и менее масштабная, чем Fables), но желание ознакомиться с первоисточником наверняка появилось. Как и в других играх Telltale, игрока ставят перед моральным выбором и показывают его последствия, значение имеют даже выбранные интонации; как и в других играх, концовка неизменна, но добраться до нее можно разными путями (при этом некоторые персонажи комикса эксклюзивны для того или иного варианта прохождения). Telltale критикуют за то, что они делают «интерактивное кино», и игра действительно мало отличается от тех же «Ходячих мертвецов», но фанатам Fables ее надо пройти обязательно. Выбирать не из чего: The Wolf Among Us пока что единственный претендент на звание «экранизации» Fables. По мотивам игры по мотивам комикса вышел одноименный ей комикс, который пока что распространяется в цифре и является расширенным пересказом сюжета. О сиквеле не слышно ничего, но надежда на него (или на отзвук сюжета игры в финальном выпуске) остается: спойлер не спойлер, а последние минуты TWAU оставят больше вопросов, чем ответов.

МЕРЧАНДАЙЗ

Сувенирная продукция по авторским комиксам, подобным Fables, выпускается редко; с другой стороны, много ли комиксов, подобных Fables (в конце концов, в 2013 году у этого комикса была даже своя конвенция, проведенная совместно авторами и фанатами)? Так что по Fables выпускалось несколько продуктов, но, к сожалению, сейчас их достать тяжело: на официальном сайте DC сейчас в наличии не значится ничего. В продаже были футболки с логотипом серии, но не очень интересные, а вот на статуи стоило обратить внимание. Вот эти статуи: Белоснежка и Бигби, Розочка и Шерхан, бюст Белоснежки, бюст Бигби.

Но, пожалуй, главным лотом были книжные подставки . На сайте Vertigo недавно стартовал розыгрыш полной коллекции трейдов (с автографом Уиллингема) вместе с подставками, но это все, что есть - сведений о том, что подставки снова будут производить, к сожалению, пока нет. Подставки сейчас найти чуть проще, чем статуи, но тоже, пожалуй, не стоит откладывать покупку на потом: их партия изначально была ограничена.

Дик Иванов, научный сотрудник

О Fables я узнал из списка «100 рекомендуемых комиксов» на SpiderMedia: это было единственное произведение из первой десятки, которое я не читал. В результате прочтения 80 с лишним выпусков серия прочно заняла первое место в моем личном списке рекомендаций. Почему? Во-первых, потому, что изображение сказочных персонажей в Fables показалось мне не столько переосмыслением, сколько определенным реваншизмом. Герои фольклора у Уиллингема избавились от тех ограничений, которые накладывала адаптация сказок для детской аудитории, и обрели многомерность, моральную двусмысленность и жесткость, свойственную сырому фольклорному материалу. Во-вторых, потому, что автор проделал серьезную исследовательскую работу в области европейского фольклора, которая значительно расширила мою эрудицию. Лис Ренар, кузнец Вейланд, старый король Коул и пр. - было невероятно интересно читать все, что связано с этими персонажами за пределами комикса. Ну и, в конце концов, Fables - это еще и отличные истории с лихим экшеном, крутейшими детективными интригами, отличными реминесценцияим на популярную культуру и непошлым романтизмом. После раскрытия личности adversary, к примеру, я еще долго не мог прийти в себя, а арка с волками еще месяц вызывала у меня самопроизвольную улыбку при воспоминании.

ЭКРАНИЗАЦИЯ

В 2005 году права на экранизацию комикса о персонажах сказок, замаскированных под обычных людей и живущих в современном мире, купил телеканал NBC. Был написан пробный сценарий, но затем работа прекратилась. В 2011 году на NBC стартовал сериал Grimm, о персонажах сказок, замаскированных под обычных людей и живущих в современном мире. В 2008 году права на Fables перешли к телеканалу ABC, но сериал опять не случился, зато в том же 2011 году стартовал Once Upon a Time, о персонажах сказок, замаскированных под обычных людей и живущих в современном мире. е.

После того, как были сделаны поспешные очевидные выводы (на основе, например, странных интервью, в которых создатели сериала сначала говорили, что Билл гораздо талантливее их, а потом признавали, что почти не читали комикс), неожиданным защитником сериала выступил сам Уиллингем. Он дал CBR на эту тему, где объявил, что никаких претензий у него нет, что он не видит факта плагиата и что вообще общается с создателями сериала. В конце концов, Уиллингема даже позвали на съемочную площадку, и инцидент можно смело считать исчерпанным. В настоящий момент идет работа над киноверсией Fables; режиссером выбран датчанин Николай Арсель («Королевский роман»), сценарий пишет Джейн Голдман («Звездная пыль», «Люди Икс: Первый класс/Дни минувшего будущего», «Пипец», Kingsman), а продюсируют люди, делавшие «Гарри Поттера». В общем, можно осторожно предположить, что фильм в надежных руках.

a7aeed74714116f3b292a982238f83d2

Древние сказания

В разделе "Сказания" содержатся древние народные сказания: мифы, легенды, былины, эпосы. Все сказания дошли до наших дней с древних времен благодаря летописцам, которые пронесли их сквозь века. Древнеславянские сказания, Мифы Древней Греции, Древние Индийские Эпосы, древние русские былины - все это содержится в нашей детской онлайн библиотеке. Все сказания с красочными иллюстрациями и кратким содержанием, можно читать сказания бесплатно в режиме онлайн, либо распечатать и читать сказания в другое удобное время. В правом меню находится список сказаний, которые есть на сайте нашей библиотеки для детей, этот список регулярно дополняется и расширяется за счет новых поступлений материалов. Сказания представлены в виде алфавитного списка для более удобной навигации. Также можно воспользоваться поиском, чтобы найти нужные древние сказания.

Сказания о богах

К сказаниям о богах можно отнести Мифы Древней Греции, Индийские Эпосы, а также другие народные эпосы, в которых преобладают сказания о богах и божественных существах. В этих древних сказаниях показаны взгляды древних народов на устройство мира, свойственные древним народам и времени давно ушедших эпох. В этих сказаниях вы найдете сказания о древнегреческих, древнеримских, древнеиндийских богах, демонах, высших существах, их возможностях, обычаях и образе жизни.

Сказания о героях:

Большинство древнеславянских сказаний и былин посвящены героям-богатырям, описаны их богатырские сражения и подвиги во имя Великой Древней Руси. Все сказания и былины с красочными иллюстрациями и кратким содержанием, онлайн чтение сказаний и былин в нашей детской библиотеке принесет удовольствие и приятные впечатления. Многие сказания посвящены легендарным героям, которые не раз доказывали не словом, а делом свое Великое предназначение, прославляя свой древний народ и свою родную землю.

Сказания бесплатно

Все сказания, опубликованные в нашей детской онлайн библиотеке, взяты из открытых источников в сети. На нашем сайте можно читать сказания онлайн бесплатно и без регистрации. Понравившееся сказание можно напечатать при помощи кнопки в нижней части материала и читать в другое, более удобное время. Надеемся, Вам понравится онлайн чтение сказаний на нашем сайте и Вы станете нашим постоянным читателем.

Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Библейские сказания

Сотворение мира и человека

Бог сотворил небо и землю. Земля сперва была не устроена, и Дух Божий носился над ней.

И вот в шесть дней Бог дал устройство земле. «Да будет свет!» – сказал Господь. И стало светло; и назвал Бог свет днем, а тьму – ночью.

Это был первый день.

Во второй день Он сотворил твердь и назвал твердь небом.

В третий день Бог отделил воду от суши. И образовались моря, озера, реки и источники. Земля же, по воле Божией, произвела растения.

В четвертый день Господь создал светила небесные; солнце стало светить на небе днем, а луна и звезды освещать мир ночью.

В пятый день Бог повелел, чтобы вода наполнилась рыбами и чтобы птицы летали в воздухе над землей.

В шестой день Он сотворил животных земных.

Наконец, сказал Бог: «Сотворим человека по образу и по подобию Нашему, и да обладает он рыбами морскими, птицами небесными, и скотом, и всеми тварями, живущими на земле».

И сотворил Бог первого человека – Адама. Он из земли создал тело и вдунул в него душу разумную и бессмертную. Этою душою Он отличил его от животных и уподобил Себе.

Но Адам был одинок, и Господь Бог создал для него жену – Еву, чтобы она была ему подругой и помощницей.

И увидел Господь Бог, что все, сотворенное Им в шесть дней, прекрасно.

В седьмой день Он почил от трудов Своих, то есть перестал творить, благословил этот день и назначил его быть днем покоя и радости для людей.

Сотворив мир, Бог стал заботиться о нем. Он постоянно хранит его, и все в нем совершается по Его святой воле.

Жизнь первых людей в раю

Бог устроил дивный сад – рай и поселил в нем Адама и Еву, чтобы они возделывали и хранили его.

В раю протекали реки и росли деревья, на которых зрели красивые и приятные для пищи плоды.

Среди рая росли два особенных дерева. Одно из них было дерево жизни, другое – дерево познания добра и зла.

Вкушая плоды дерева жизни, люди могли жить, не зная ни болезней, ни смерти; о втором же дереве Бог сказал первому человеку, чтобы он не ел плодов с этого дерева, потому что если он вкусит их, то умрет.

Первые люди блаженствовали в раю. Все животные ласкались к ним; не боялись они смерти, не знали болезней, горя, страданий, не знали лжи и обмана и всей душой любили Бога, который постоянно заботился о них и часто являлся им и беседовал с ними.

Первый грех. Обещание Спасителя. Изгнание из рая

Прежде творения мира и всего, что находится в нем, Бог сотворил ангелов, невидимых, как и Он Сам.

Сперва все ангелы были добрые, но потом один из них не захотел повиноваться Богу и научил других тому же.

Он стал называться дьяволом, то есть клеветником, соблазнителем. Господь лишил блаженства его и тех, кто его послушался. И вот дьявол позавидовал счастью Адама и Евы и захотел погубить их. Он вошел в змея и, когда Ева проходила мимо дерева познания добра и зла, спросил:

– Правда ли, что Бог запретил вам есть плоды райских деревьев?

Ева ответила:

– Господь позволил нам есть плоды со всех деревьев сада; только с дерева познания добра и зла Он не позволил вкушать плодов и сказал, что если мы это сделаем, то умрем.

– Нет, вы не умрете, – сказал дьявол. – Бог знает, что как только вы вкусите их, то сделаетесь сами как боги, – и будете знать добро и зло.

Ева посмотрела на дерево, запрещенные плоды особенно понравились ей теперь; она подошла, взяла плодов и ела, потом дала мужу, и он ел.

Как только они сделали это, им сразу стало страшно и стыдно. До тех пор невинные, как младенцы, они не замечали, что наги, и не стыдились этого, но, согрешив, прикрылись листьями и укрылись среди деревьев.

– Где ты, Адам? – воззвал Он.

Господь сказал:

– Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

Адам вместо того, чтобы сознаться в своей вине и просить прощения у Бога, ответил:

– Жена, которую ты сотворил мне, дала мне плодов этого дерева, и я ел.

Жена сказала:

– Господи, змей соблазнил меня.

Тогда Бог проклял змея, а Адаму и Еве сказал, что в наказание за ослушание они будут жить в горе, страданиях, тяжелых трудах и потом умрут. Но, по милосердию своему, в утешение людям, Господь обещал, что впоследствии явится Спаситель мира, Который примирит людей с Богом и победит дьявола.

Сказав это, Господь Бог изгнал Адама и Еву из рая и поставил ангела с пламенным мечом, чтобы охранял путь к дереву жизни.

Каин и Авель

У Адама и Евы было два сына: Каин и Авель.

Старший, Каин, обрабатывал землю; младший, Авель, пас овец. Авель отличался добротой и кротостью; Каин же был злой и завистливый. Однажды оба брата захотели принести Богу в жертву, то есть в дар, что было у них лучшего: Каин – от плодов земных, Авель – лучшую овцу из своего стада. Авель приносил свою жертву с чистым сердцем, с чувством горячей любви, и жертва его была угодна Богу; Каин же приносил свою жертву без благоговения, а потому даров его Господь не принял.

Каин позавидовал брату.

Бог внушал ему изгнать из своего сердца недоброе чувство, но Каин позвал Авеля с собою в поле и там убил его.

Тогда Господь спросил:

– Где брат твой – Авель?

Каин ответил:

– Не знаю. Разве я сторож брату моему?

– Что ты сделал, – сказал Господь, – как решился ты убить невинного брата своего?

И Бог проклял Каина и осудил его на изгнание и скитание по земле. Каин не смел показаться родителям, ушел от них далеко и до смерти своей боялся всего и нигде не находил себе покоя.

У него были дети, которые, как и отец, были злы, непочтительны и завистливы.

Адама и Еву пожалел милосердный Господь и дал им вместо Авеля другого сына – Сифа; он был добр и кроток, как Авель.

Потоп

Люди размножились на земле. Потомки Сифа стали брать себе в жены девушек из нечестивых потомков Каина, все забыли Бога, не молились ему и постоянно грешили.

Господь много раз вразумлял их, но они не слушались его.

Тогда Господь положил наказать людей за их греховную жизнь и упорство и истребить род человеческий потопом.

В то время жил один праведный человек, по имени Ной. Господь не забыл его.

Он велел Ною построить ковчег, то есть большой крытый корабль, войти в него со своим семейством и взять с собою всяких животных.

Когда это было исполнено, Бог затворил двери ковчега, и начался потоп.

Сорок дней и сорок ночей лил дождь; вся земля, самые высокие горы покрылись водою. Все, что жило на земле: и люди, и животные, – все погибло.

Только ковчег спокойно и безопасно плавал по воде.

Через сорок дней дождь перестал лить, и хотя вода не убывала, но тучи рассеялись, выглянуло солнце, и показались вершины гор. Ной отворил окно ковчега и выпустил ворона. Ворон отлетал и прилетал, но в ковчег не возвращался.

Через несколько дней Ной выпустил голубя; голубь полетал и вернулся – ему негде было отдохнуть.

Прошло еще несколько дней. Ной во второй раз выпустил голубя. На этот раз голубь возвратился вечером и в клюве принес зеленую ветвь, и Ной понял, что вода начала сходить с земли. Потом он в третий раз выпустил голубя, и голубь не возвратился. Ной понял, что земля очистилась от воды, по повелению Божию вышел из ковчега, вывел семью свою и всех животных и принес горячую молитву и благодарственную жертву Богу за спасение.

Бог благословил Ноя и обещал, что на земле потопа больше никогда не будет.

В память этого обещания Господь явил на небе радугу.

Дети Ноя

После потопа Ной стал обрабатывать землю и посадил виноградник. Когда виноград поспел, он выжал из него сок и, не зная, что сок этот опьяняет, выпил его слишком много. Потом он лег, не прикрывшись, в своем шатре и уснул.

Один из трех сыновей Ноя, Хам, увидев, что отец лежит раздетый, поспешил к своим двум братьям и, смеясь, рассказал им об этом. Но Сим и Иафет взяли одежду и, не глядя на отца, почтительно прикрыли его.

Когда Ной проснулся и узнал, что сделал Хам, как непочтительно он отнесся к нему, то в гневе проклял его и его потомство; Сима же и Иафета благословил, сказав, что потомство их размножится по всей земле и будет господствовать над потомством Хама.

Столпотворение

После потопа люди снова размножились по земле и скоро опять стали забывать Бога и наказание, посланное на землю за грехи людей.

Думая, что они могут все сделать без помощи Божией и Его благословения, они решили построить город и в нем башню до самого неба, чтобы прославиться. Но Господь наказал их за гордость. До сих пор люди все говорили на одном языке и вдруг, по воле Божией, начали говорить на разных наречиях, перестали понимать друг друга и вынуждены были прекратить постройку.

Авраам

Но среди этих людей жил один праведный потомок Сифа – Авраам. Господь избрал его, чтобы в его роде сохранять истинную веру до пришествия Спасителя. Для этого Бог повелел Аврааму покинуть родину, землю Халдейскую, и поселиться в той стране, которую он укажет ему.

Авраам покорно собрался в путь и взял с собой жену свою Сарру и племянника Лота, который воспитывался у него. Между ним и Лотом вышло дорогою несогласие из-за пастухов, которые гнали их стада, и Авраам сказал: «Не хорошо нам ссориться, лучше разойдемся в разные стороны. Если хочешь идти налево, я пойду направо; если хочешь идти направо, я пойду налево».

Лот выбрал себе долину Иорданскую, а Авраам, по повелению Божию, поселился в земле Ханаанской, которая стала называться землей Обетованной, то есть обещанной, потому что Господь сказал, что она будет принадлежать потомству Авраама.

Явление Бога Аврааму

Однажды Авраам сидел днем, в жаркую пору, при входе в свой шатер.

Он поднял глаза и увидел перед собой трех странников. Странники эти были Сам Господь в образе человека и Его два ангела, но Авраам не знал этого.

Он подошел, низко поклонился им и просил зайти отдохнуть, освежиться и поесть. И так как они согласились, он поспешил к жене своей Сарре, велел испечь хлеба, потом выбрал лучшего теленка, велел приготовить его и, когда он был готов, подал его вместе с маслом и молоком странникам, а сам стал около них под деревом.

Господь обратился к Аврааму и сказал:

– Через год Я опять буду у тебя, и у жены твоей Сарры родится сын.

Сарра в это время стояла около шатра и усмехнулась, потому что и она, и муж ее были очень стары и это показалось ей странным, но Господь продолжал:

– Почему усмехнулась Сарра? Есть ли что трудное для Бога? – и повторил Свое обещание.

После обеда странники встали, чтобы идти дальше, а Авраам пошел проводить их.

Оба ангела пошли к Содому, а Господь сказал Аврааму, что хочет истребить города Содом и Гоморру за греховную жизнь их жителей.

Авраам понял, что перед ним Сам Господь Бог и стал просить:

– Господи, если в этих городах найдется пятьдесят праведных людей, неужели не пощадишь Ты остальных ради них?

Господь ответил:

– Если найдется пятьдесят праведных, Я пощажу эти города.

Авраам продолжал:

– А если в них окажется сорок пять праведных или даже десять?

– И ради десяти не погублю остальных, – сказал Господь.

Но и десяти праведных не оказалось в этих двух городах.

Содом и Гоморра

Ангелы пришли в Содом вечером. Лот сидел у городских ворот и, увидев перед собой странников, подошел и просил их зайти к нему в дом переночевать.

Он угостил их ужином, но не успели они лечь, как вокруг дома собрались жители города и требовали, чтобы Лот выдал им своих гостей. Лот вышел, запер за собою двери и просил не делать вреда странникам. Но народ шумел и кричал все сильнее; некоторые бросились на Лота и хотели выломать двери.

Тогда ангелы ввели его в дом, заперли двери, а жителей города поразили слепотой, так что они не могли найти входа.

В ту же ночь ангелы сказали Лоту, что они посланы истребить города Содом и Гоморру, и велели ему и семье его уйти из города, не оглядываясь.

На заре Лот со своей семьей покинул Содом.

Тогда с неба упал огонь с серою и истребил города Содом и Гоморру.

Жена Лота не послушалась ангелов, оглянулась и превратилась в соляной столп.

Агарь и Измаил

Через год обещание Божие исполнилось: у Авраама родился сын Исаак, и он нежно полюбил его.

У Сарры была служанка Агарь; сын ее Измаил был несколькими годами старше Исаака и часто дразнил и обижал мальчика.

Сарра много страдала из-за своего ребенка и наконец сказала Аврааму:

– Выгони эту служанку и сына ее!

Авраам был огорчен словами Сарры, потому что очень любил Измаила, но Господь велел ему исполнить просьбу жены и обещал хранить Измаила. Авраам встал рано утром, взял хлеба, влил воды в мех, положил все это на плечи Агари и отпустил ее с сыном из своего дома.

Агарь пошла с маленьким Измаилом по пустыне и скоро потеряла дорогу. Воды у нее больше не было и негде было достать, а сын ее изнемогал от жажды.

Агари было так тяжело видеть страдание мальчика, что она положила его в тень около куста, а сама отошла и, горько плача, говорила:

– Я не могу видеть смерти сына моего.

Тогда ангел Господень явился ей и сказал:

– Не бойся, Агарь, встань, возьми сына твоего за руку и веди его с собою.

Агарь увидела вблизи источник со свежею водой, напоила сына и наполнила мех свой.

Бог хранил Измаила; он вырос, поселился в пустыне, был искусный стрелок и впоследствии женился на египтянке.

Принесение в жертву Исаака

Когда Исаак вырос, Господь, чтоб испытать веру Авраама, сказал:

– Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, пойди на гору, которую Я укажу тебе в земле Мориа, и принеси Мне его в жертву.

Авраам встал рано утром, оседлал своего осла, приготовил дров для жертвенника и, взяв с собою сына, отправился с ним на гору, в землю, указанную Господом.

Когда они пришли на вершину горы, Исаак сказал:

– Отец, и дрова, и огонь у нас есть, а где же ягненок для жертвы Богу?

Авраам ответил:

– Господь Сам укажет нам жертву.

Потом он связал сына своего и положил его на жертвенник. Но в ту минуту, когда он занес над ним руку, чтобы заколоть его, явился ангел Господень и сказал:

– Авраам, не поднимай руки твоей на отрока. Бог теперь знает, что ты не пожалел своего единственного сына для Него.

Авраам оглянулся и увидел в кустах барашка, который запутался рогами в ветвях.

Он взял его и принес Богу в жертву вместо своего сына. Господь благословил Авраама за его послушание и сказал, что из его потомства родится Спаситель мира.

Женитьба Исаака

Когда Авраам решил, что Исааку пришло время жениться, он призвал своего верного слугу Елизара и сказал ему:

– Поезжай на мою родину, к родным моим, и выбери там невесту для сына моего Исаака.

Елизар ответил:

– А если та девушка, которую я выберу для твоего сына, не захочет покинуть своей родины и не последует за мной?

Авраам сказал:

– Господь поможет тебе, и ты привезешь невесту сыну моему.

Елизар взял с собою много богатых подарков и с несколькими слугами отправился на верблюдах в дальний путь.

Он благополучно доехал до родины Авраама, остановился, не въезжая в город, около колодца и стал молиться так:

– Господи, будь милостив к господину моему Аврааму! Вот я стою у колодца, и городские девушки приходят сюда за водой. Девушка, которой я скажу: «Наклони кувшин твой, я напьюсь»– и которая ответит: «Пей, я и верблюдов твоих напою», пусть будет та, которую Ты назначил невестой рабу Твоему Исааку. По этим словам я узнаю ее.

И вот из города вышла к колодцу прекрасная девушка – Ревекка. Она несла на плече кувшин и, наполнив его, пошла обратно.

Елизар подошел к ней и сказал:

– Дай мне напиться из твоего кувшина!

А она ответила:

– Пей, господин мой, я и верблюдов твоих напою.

Тогда Елизар понял, что Господь услышал его молитву, и спросил Ревекку, может ли отец ее приютить его и других слуг на ночь. Она ответила, что места у них много, и побежала за своим братом Лаваном. Лаван пришел и пригласил Елизара. Когда они пришли в дом родителей Ревекки, Елизар сказал им, для чего он приехал, и просил отпустить с ним девушку.

Они ответили:

– Господь устроил это дело, и мы не будем мешать ему. Возьми Ревекку, пусть будет она женой Исаака.

Тогда Елизар поклонился Господу до земли, потом передал подарки родителям, родственникам и самой невесте и на другой день отправился с ней в обратный путь.

Исаак встретил Ревекку, привел ее к своему отцу и женился на ней.

Дети Исаака. Сон Иакова. Примирение Иакова с Исавом

У Исаака было два сына: Исав и Иаков, прозванный потом Израилем. От Иакова произошел израильский, или еврейский, народ.

Исав был суров, нелюдим и больше всего любил охоту. Он почти все время проводил в поле.

Иаков был кроток, приветлив, занимался домашним хозяйством и пас стада отца.

Исав легкомысленно уступил Иакову свои права на первородство, так что обещание Божие, что из рода Авраама произойдет Спаситель мира, наследовал Иаков.

Но когда потом Исав понял, каких великих преимуществ он лишился, уступив первенство, то возненавидел брата и даже хотел его убить.

Иаков по желанию родителей отправился на родину своей матери, в Месопотамию, чтобы там укрыться от гнева Исава и выбрать себе невесту.

Дорогой ему пришлось ночевать в поле. Он лег, положил под голову камень и уснул.

Во сне он увидел, что на земле стоит лестница, а верх ее касается неба. Ангелы Божии поднимаются и спускаются по ней, а наверху стоит Сам Господь и говорит: «Я Бог Авраама и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и твоему потомству, которое будет многочисленно, как песок на берегу морском. В потомстве твоем родится Спаситель мира и чрез Него благословятся все народы».

Иаков проснулся и сказал:

– Господь присутствует здесь; это – дом Божий, это врата небесные.

Он встал, взял камень, на котором спал, поставил его памятником на том месте и принес Богу жертву, полив камень елеем (маслом).

Место это Иаков назвал Вефиль, что значит дом Божий.

Лестница, которую видел Иаков, предвестила Пресвятую Деву Марию, чрез Которую Сын Божий сошел на землю.

Иаков женился в Месопотамии, прожил там двадцать лет, сделался богатым и вернулся на родину, где примирился с братом.

Дети Иакова

У Иакова было двенадцать сыновей.

Он больше всех любил Иосифа за его кротость и доброту, отличал его перед другими и сшил ему нарядную одежду.

Братья были недовольны этим и двумя снами, которые Иосиф рассказал им и своему отцу.

В первый раз снилось ему, будто он с братьями вяжет в поле снопы; его сноп стоит прямо, а снопы братьев кланяются ему.

В другой раз он видел во сне, будто солнце, луна и 11 звезд ему кланяются.

Отец и братья сказали:

– Неужели ты думаешь, что мы все: отец, мать и братья – будем тебе кланяться!

Однажды, когда другие сыновья Иакова пасли стада далеко от дома, отец послал Иосифа проведать их.

Он надел свою нарядную одежду и отправился навестить братьев.

Увидев Иосифа издали, они решили убить его, но потом раздумали и продали его проезжавшим мимо купцам, а отцу сказали, что дикие звери растерзали его.

Иаков долго и безутешно плакал о любимом сыне. А Иосифа купил приближенный египетского царя, Пентефрий, полюбил его и скоро стал доверять ему во всем.

Но жена Пентефрия оклеветала Иосифа перед мужем, который, не разобрав дела, посадил его в темницу.

Так как Иосиф не сделал ничего дурного, то Господь не забыл его в темнице.

Начальник тюрьмы понял, что он страдает безвинно, снял с него оковы и поручил ему надзор над другими заключенными.

Возвышение Иосифа

Бог дал Иосифу способность разгадывать сны.

Однажды египетский царь, или фараон, как звали египетских царей, видел два сна, значение которых он никак не мог понять.

Царю сказали, что Иосиф может объяснить эти сны. Его привели во дворец, и фараон рассказал ему, что видел во сне, будто семь тощих коров съели семь коров полных и от этого сами не пополнели, и семь тонких колосьев съели семь колосьев полных и остались тонкими.

Иосиф ответил на это:

– Этими снами Бог предупреждает тебя, государь, что в твоей стране будет семь лет урожайных, а после этих семи лет совсем не будет хлеба. Прикажи в первые семь лет сделать запас на голодные годы.

Царь удивился мудрому объяснению Иосифа и назначил его начальником над всем Египтом.

Он приказал ему собрать хлеб на голодные годы, и Иосиф приготовил его так много, что хлеба хватило не только для всего Египта, но можно было продать его и в другие земли.