Open
Close

Николай савченко. Савченко, николай николаевич

Иерей Николай Савченко, один из тех считанных лиц, кто прошел все этапы истории приходов Русской Зарубежной Церкви открыто существовавших в России с 1990 по 2007 г. Немногие из российских чад РПЦЗ смогли перешагнуть через свою личную историю и убеждения и вместе со своей Церковью восстановить церковное единство. В 2006 г. о. Николай выступил на соборе в Сан-Франциско с докладом Восстановление евхаристического общения и преодоление разделений в церковной истории .

С 2008 по 2010 год о. Николай служил в Успенском соборе РПЦЗ в Лондоне. Приходы РПЦЗ в России прекратили свое существование в 2012 г. и о. Николай теперь служит в Санкт-Петербургской митрополии Московского Патриархата.

Предлагаемое вниманию читателей интервью показывает, что священнослужитель РПЦ продолжает традицию РПЦЗ, печалуясь о том, что представляет опасность для его родины.

О. Николай, то, что сейчас происходит на востоке Украины, для многих наших прихожан, и именно людей из Русской Зарубежной Церкви, очень созвучно с тем, что говорилось в прошлом, – тем идеалам, которые Белое движение перед собой ставило. И именно такое чувство, что вот – восстанавливается империя, при том, что в отличие, скажем, от послевоенного периода, империя именно православная. Что можно на это сказать? Как можно это прокомментировать? И Вы как именно священник Зарубежной церкви – сейчас в Московском патриархате, но человек, знающий нашу традицию, – занимаете тут несколько иную позицию, у Вас иной подход. Поясните его, пожалуйста, и прокомментрируйте то, что я сказал выше.

Конечно же, для христианина главной ценностью должна быть не империя, не военная мощь, не способность внушать страх и ужас перед соседями, а совсем другие ценности, и все мы понимаем, какие. Я бы даже сказал больше: вот этот вопрос важный, вот это искушение: внешняя сила – или доброделание, он уже не впервые встает перед христианами. Первый такой вопрос встал во время земной проповеди Спасителя, когда Он пришел принести Завет новый, а не быть мессией, с огнем и мечом покоряющим другие народы. И ведь мы знаем, какая опасность страшная была у народа иудейского в тот момент. Они воспринимали мессию как такого своего рода нового Сталина – или старого Сталина? – в общем, образ именно такой: то есть мощь, сила всесокрушающая, «нас боятся». И вот иудеи приняли веру в такого мессию, а веру во Христа отвергли, образ Христа отвергли, понимаете? И при этом, я хочу сказать, что ведь у иудеев того времени было даже больше оправданий местами чем у нас. Рим тогда оккупировал Иудею. Тогда Рим насаждал свои языческие идеалы. Мы сейчас в России слышим с экранов, как нам все время проповедуют вражду против Запада. А тогда Христос почему не проповедовал вражду против древнего Рима? Древний Рим был еще дальше от нравственного идеала, чем нынешний Запад… Нынешний Запад все-таки отчасти христианский, хотя бы отчасти. Древний Рим был совсем языческий. Иудея была полностью колонией. Мы никакие не колонии. Мы огромная мощная страна с тысячами ядерных боезарядов, с сотнями единиц доставки этих ядерных боезарядов. Кто нас может поразить, или пойти на нас войной? Ну, только безумцы. Поэтому мне кажется, что даже иудеи ветхозаветные имели больше оснований человеческих для того, чтобы враждовать против Рима, против Запада. Мы имеем нашу экономику, наш рубль твердый – а иудеи что имели? Только сикли – эти свои монеты, которые остались в ветхозаветном Храме, больше ничего. Все остальное – это валюта Запада. Поэтому вот я считаю, что мы встали теперь как раз перед таким же искушением: Христос – или лжемессия. Православие – или образ нового Сталина, огнем и мечом покоряющего и внушающего ужас. И я считаю, что многие из нас не смогли воспринять, правильно разрешить это искушение, что они заглотили эту наживку. И вот это очень опасно. И мне кажется, что нужно сейчас нам это осознать, понять и прекратить вот такую вражду против Запада. Она сильнейшая . И соответственно и вот эту братоубийственную войну. Ведь украинцы для нас гораздо ближе, чем для жителя Иерусалима были были галилеяне или тем более самаряне. Вот что важно. И удивительно, что сейчас вот это искушение в равной степени охватило как коммунистов, социалистов, так и, так сказать, белогвардейцев, которые тоже видят величие, мощь империи. Тем самым выясняется, что эта сеть искушения – она разом опутала всех, и в этом такое лукавство, в этом такой соблазн великий. Вот эту-то сеть и надо сбросить. Надо покончить с этой братоубийственной войной.

Спасибо, отче.

Даже знаете, я скажу так. Если мы посмотрим в одиннадцатой главе Евангелия от Иоанна слова первосвященника Каиафы, там сказано, он объясняет, что Человек сей – говоря о Христе, – много знамений творит. Если оставим Его тако, все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют народом сим… Я по памяти цитирую, простите. Получается, что Каиафа какую-то даже антизападную мотивацию внес в вопрос распятия Спасителя. То есть как бы во имя того, чтобы родина не была порабощена, прости Господи, он решил, что нужно распять Спасителя. Вот она, опасность, понимаете? И сейчас что-то подобное стоит перед нами. Вот в чем трагическая духовная суть вот этого явления – этой братоубийственной войны.

Спасибо, о. Николай.

Source: Беседовал диакон Андрей Псарёв

Священник Николай Савченко за призывы к миру на Украине регулярно получает угрозы от членов Санкт-Петербургской ячейки движения «Народный собор». 8 февраля несколько человек во главе с лидером движения Анатолием Артюхом пришли к нему на службу в Троице-Сергиеву Пустынь под Петербургом и начали угрожать. В интернете за подписью Артюха распространяются угрозы написать доносы на отца Николая на имя Святейшего Патриарха и в силовые ведомства и вынудить его уйти за штат и уехать из России. Отец Николай был клириком Русской Православной Церкви Заграницей, после объединения перешёл в клир Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Известен своими монархическими взглядами. 22 февраля он отслужил литию в память о войнах Добровольческой армии, погибших в Ледяном походе, годовщина начала которого отмечается в эти дни. Отец Николай разъяснил свою позицию в интервью «Правмиру».

- Почему вы решили выступить против войны?
- Война в Донбассе нарушает, наверное, все без исключения Заповеди Божьи, противоречит всей истории нашего государства и народа последних столетий, отбрасывает нас в темные годы княжеских междоусобиц Древней Руси.

Церковь первые 500 лет старалась по мере сил умиротворять междоусобицы на Руси, но сейчас все вернулось назад на 500 лет.

Эта война разжигает самые низменные человеческие страсти, надолго ссорит народы, семьи. Война отталкивает нас от других православных народов, ведь греки, православные арабы, румыны, болгары, молдаване и грузины сейчас находятся в сильнейшей степени недоумения при виде военных действий.

Война перечеркивает намерения нашей страны взращивать в своей жизни христианские нравственные принципы, ведь настоящая христианская нравственность не имеет ничего общего с ненавистью, насилием, гонением или войной. Кстати говоря, в этом году исполняется ровно тысяча лет первой русской междоусобице и убийству князей Бориса и Глеба.

- Это как-то связано с тем, что у вас украинские корни есть, к примеру, или родственники?
- Нет. Это никак не связано с тем, что у меня есть украинские корни. Хотя мои предки по отцу из Николаевской области Украины, а предки по матери из Белгородской области из ареала совместного проживания великороссов и малороссов. Однако национальные факторы здесь не действуют никак. Здесь влияют исключительно христианские и миротворческие убеждения.

- Почему вы вышли на «Марш мира»?
- До моего участия в «Марше мира» на Невском проспекте я приходил на сход на Исаакиевской площади в марте, однако в Петербурге все подобные мероприятия до «Марша мира» не были разрешены властью.

По правилам священнику следует воздерживаться от участия в политических мероприятиях, однако надо понимать, что миротворчество не есть политика сама по себе. Это чрезвычайно важно знать всем. Миротворческие действия не есть действия политические. Иначе пришлось бы признать слова Христа «блаженны миротворцы» политическим выступлением. Конечно же, это не так.

Ввиду того, что майский «Марш мира» в Петербурге был частью демонстрации разнородных политических сил и мог быть представлен как политический, мы, несколько православных верующих, вышли на Невский проспект отдельно от всех, сфотографировались с флажками Украины и прошли несколько сотен метров по тротуару Невского проспекта отдельно от всех остальных колонн.

Я был в рясе с крестом, и со мной было несколько православных христиан. Мы не знали, как иначе можно высказать свое неприятие той общественной ярости, что пылала вокруг с телеэкранов.

- Какова была реакция ваших прихожан?
- Большинство прихожан очень переживают происходящее, однако находятся в недоумении относительно того, как же надо поступать и где, на самом деле, правда. Многие понимают, что христианские нравственные принципы входят в явное противоречие с потоком военной пропаганды.

Надо сказать, что православное сообщество настроено менее воинственно, чем обычные среднестатистические нецерковные люди. И сразу после начала потока военной риторики количество прихожан и количество причастников во многих храмах Петербурга несколько снизилось. Это заметили многие священники.

Впервые за много лет устойчивый рост количества прихожан в храмах остановился и даже несколько обратился вспять. Многие верующие оказались в состоянии тяжелой скорби, уныния или, наоборот, гнева, и это повлияло на количество прихожан на службах. Я не могу говорить обо всей России, но для многих храмов Петербурга это, к сожалению, так.

Некоторые прихожане, хотя их меньшинство, целиком поддерживали и поддерживают войну в Донбассе. Любой разговор о мире на Украине сразу вызывал раздраженный ответ: «Какой может быть мир с фашистами и бандеровцами?»

И лишь недавно слова о необходимости примирения стали находить хоть какой-то отклик. С другой стороны, некоторые понимают тяжкий грех войны и ненависти и ждут народного прозрения.

- Какова была реакция правящего архиерея?
- Лично с архиереем у меня не было встречи и мне не передавали его мнение. Однако надо понимать, что отношение Русской Православной Церкви к войне на Украине неоднократно высказывалось Святейшим Патриархом и Священным Синодом.

Патриарх уже не раз говорил, что это война междоусобная по своему характеру, что она подобна братоубийственным войнам в Древней Руси, что Церковь не может и не должна принимать ни одну сторону, а должна, дословно, «быть над схваткой».

- Считаете ли вы высказывание своего мнения открыто политической деятельностью? И если нет/да, то почему?
- Миротворчество не есть политика. Так же, как проповедь любви к ближнему или мира с ближним не есть политическая пропаганда. И ведь проповедь Христа была отвергнута многими Его согражданами именно потому, что Он нес слово мира и любви.

А противники стремились к политической борьбе, к войне против Рима, этого своего рода Запада того времени. Они ждали мессию, который станет железной рукой покорять окружающие народы, своего рода Сталина. Христос же сказал, что царство Его не от мира сего.

И именно поэтому слово евангельское в сердцах людей оказывается сильнее всех политических устремлений. Оно универсально для всех времен и народов. И миротворчество - его неотъемлемая часть. Любая политика должна быть вторичной по отношению к миротворчеству, любви к ближним. Вначале жизнь по заповедям блаженств, среди которых «блаженны миротворцы», и лишь потом уже - политические дискуссии.

Мы должны нести мир между соседними народами и странами, между Россией и Западом, между националистами и либералами. Когда мне говорят, что национализм прекрасен, а либерализм - всегда зло, я предлагаю вспомнить, что Христа распяли как раз националисты. Христа распяли, прикрываясь политическими целями. Можно даже сказать, что Его распяли, объясняя это геополитикой.

В Евангелии говорится, что собрание, постановившее искать Иисуса, чтобы распять Его, объясняло это словами: «Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом… лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб».

Из этих слов евангельских видно, что Христа повели на смерть настоящие политтехнологи без любви и мира в душе. Конечно же, у них в душах были очевидные страсти: гордыня и властолюбие, но прикрывались они национализмом и антизападными взглядами. Для них борьба против Рима-Запада была важнее Господа Бога. Распять Христа ради того, чтобы Рим не поработил народ их…

- Считаете ли вы своё мнение - мнением пастыря или мнением гражданина?
- Я бы не разделял положение гражданина и пастыря в данном случае. Надо помнить, что слова Священного Писания «несть власть аще не от Бога» (Рим. 13,1) не говорят о том, что всякое распоряжение властителя якобы от Бога. Это не так.

От Бога само первоначальное устроение власти, сам замысел власти, но не любая власть и не любые решения власти. Не от Бога власть главаря разбойников, власть коменданта концлагеря, не от Бога власть Каина над Авелем и власть преступника над жертвой. Также не от Бога и распоряжения о войне властителей разного уровня. Бывают справедливые войны. Но не эта.

- Каких политических взглядов вы придерживаетесь?
- Неприятие войны у христианина не зависит от его политических взглядов. Разжигать войну против братского народа - это грех при любых политических симпатиях. Священное Писание терпимо относится к разным типам государственного устроения. В первой Маккавейской книге положительно и похвально говорится о древнеримском республиканском устроении государственной власти.

Я имею свои предпочтения уже очень давно и не навязываю их никому. Не желая никоим образом на этом настаивать, я хотел бы упомянуть, что я считаю важным и полезным в будущем для России повысить роль Российского Императорского Дома и его главы Великой Княгини Марии Владимировны, законной наследницы Дома Романовых.

Кстати говоря, для боящихся этого в среде демократов, я хотел бы упомянуть, что это привнесло бы прекрасный синтез русской и православной традиции с европейским выбором нашей страны.

- Верите ли вы в стабилизацию ситуации на Украине?
- Несомненно. Однако это не будет делом быстрым. Уже нанесены глубокие раны. Но русский и украинский народы умеют прощать и залечивать раны. И мы, конечно, их залечим.

- Помогаете вы как-то беженцам с Донбасса? Или, например, Украинской армии?
- Священнику из России не следует так откровенно вставать на одну сторону противоборства, помогая армии Украины. Мы не должны давать повод подумать, что острым мечом может быть получена полная победа над войной и грехом. Священнику надо нести примирение. Что касается помощи беженцам из Донбасса, то это благое дело должны делать все по мере своих сил.

«МЫ ВОСПРИНИМАЕМ ЭТУ ИКОНУ КАК ПРООБРАЗ РУССКОЙ ЦЕРКВИ»

Отец Николай, вы сопровождали в России Курскую-Коренную икону Божией Матери - святыню Русского Зарубежья. Что в эти дни произвело на вас самое сильное впечатление?
- Наверное, самое сильное впечатление - это огромное количество народа, которое собиралось, чтобы почтить икону. В городе Курске на молебне, проходившем на площади перед кафедральным собором, было больше 50 тысяч человек. А когда икона находилась в Москве, то каждый день к ней приходило порядка 15 тысяч человек, в отдельные дни - около 20 тысяч. Больше людей пропустить было просто невозможно. Они шли, начиная с семи часов утра и до позднего вечера, в отдельные дни храм закрывался очень поздно - около полуночи. Рано утром обычно приходили работающие, днем - больше пенсионеры и паломники из других городов, а вечером - родители с детьми и много молодежи. Поразило такое обилие народа, который терпеливо переносил все трудности, связанные с необходимостью дождаться своей очереди, чтобы приложиться к святыне. Как правило, стоять в ней приходилось около трех часов, и люди переносили все это без ропота, без раздражения, подходили к иконе со слезами на глазах. Видно было, как они почитают Матерь Божию, насколько готовы трудиться и претерпевать лишения ради того, чтобы почтить Ее. Знаменательно, что к иконе приходило большое количество молодежи. Это свидетельство того, что Церковь в России уже давно состоит не только из бабушек, но она все больше прирастает молодым поколением, и этот процесс уже, вероятно, не остановить, что очень отрадно. Это мои самые сильные впечатления.

Курская-Коренная икона местом своего постоянного пребывания имеет здание Синода РПЦЗ в Нью-Йорке. Совершаются ли паломничества к этой святыне паствой Русской Зарубежной Церкви?
- Скорее справедливее сказать, что икона прибывает к нам. Начиная с 60-х годов XX века она покидала Нью-Йорк много-много раз. Вряд ли существует хотя бы один приход в Русском Зарубежье, куда бы еще не доставляли Курскую-Коренную икону, за исключением, может быть, только совсем новых, образованных за последние год-два. Ее возили и по Европе, и по Америке, и в Австралию, и на Святую Землю. Несколько лет назад она находилась некоторое время и в нашем лондонском приходе.

К сожалению, мы в Зарубежье в некотором роде даже привыкли к этой святыне. Тем более отрадно видеть, как люди в России с трепетом и благоговением ее встречают. В последний день пребывания иконы здесь, когда совершалось патриаршее богослужение в Курской Коренной пустыни, вокруг обители стояли многотысячные толпы людей, которых не пропускали в монастырь, так как было уже просто невозможно вместить всех. Они терпеливо стояли, молились и слушали доносившиеся из динамиков звуки службы. Это, конечно, нас сильно вразумляет. Мы видим, что народ русский готов претерпеть ради Христа, и это вселяет надежду на то, что Россия и дальше будет шествовать путем духовного возрождения.

Местом пребывания иконы изначально была именно обитель в Курске. Сейчас Курская-Коренная, как историческая святыня Русского Зарубежья, остается за рубежом. Будет ли передан в Россию список чудотворной иконы, с тем чтобы она хотя бы таким образом вернулась к нам?
- Да, сейчас этот вопрос обсуждается. В первый же день пребывания святыни в Курске Святейший Патриарх Кирилл подарил архиепископу Курскому и Рыльскому Герману икону Божией Матери "Знамение" в окладе, с тем чтобы верующие молились перед ней в то время, когда сама святыня покинет Россию. Мы, конечно, понимаем, что здесь, в России, икону чтит огромное количество верующих людей, гораздо большее, чем у нас, но, к сожалению, так оказалось, что Курская-Коренная икона - последняя святыня Русского Зарубежья. В России много святынь, а у нас их, в общем-то, почти нет. Зарубежье волей-неволей наследует эту проблему западного мира, когда мало святости и слишком много разнообразных соблазнов. Мы, в данном случае, вдобавок испытываем удаленность от Родины и порой даже отсутствие возможности услышать родной язык. Вокруг чуждая культура, которая становится все менее христианской, а духовная атмосфера все более душной и спертой. В ней все больше греха и безразличия к вечным вопросам бытия. Из-за этого повсеместного духовного оскудения мы не готовы расстаться с нашей последней святыней. Конечно, очень жаль, что в Россию так и не смогли доставить мироточивую Иверскую (Монреальскую) икону Божией Матери. Так попущено было, чтобы хранителя ее убили, и она была похищена. Это было тягчайшей трагедией для нас, но так судил Господь. Видимо, мы слишком привыкли к святыне.

- Каково, на ваш взгляд, значение события принесения в Россию Курской-Коренной иконы?
- Мы воспринимаем эту икону как прообраз Русской Церкви. Курская-Коренная икона была татарами рассечена на две части, так и Церковь была разделена надвое большевиками. Как икона соединилась, обрела целостность, так объединилась и наша Церковь. На доске иконы остался след от былого раскола для того, чтобы люди видели, что за злодеяние было совершено и какое затем произошло чудо. При объединении двух частей Русской Церкви тоже какой-то зримый след от былого разделения остается, и он служит напоминанием о милости Божией, даровавшей нам в России и Русском Зарубежье чудо обретения духовного единства. Было бы хорошо, если бы Курская-Коренная икона почаще привозилась в Россию и в Курск, в частности. Хотелось бы, чтобы и святыни из России привозились в страны Запада, что объединяло бы не только нас, но и укрепляло единство с верующими других Поместных Православных Церквей.

Пребывание Курской-Коренной иконы в России, все те отрадные события, свидетелями которых мы были в эти дни, говорят о духовном возрастании народа нашего земного Отечества. Сейчас это начинают осознавать все больше и больше людей на Западе, особенно консервативные христиане. Некоторые принимают Православие, и мы ожидаем увеличение количества таких обращений. К сожалению, в настоящее время христианские Церкви Запада - Англиканская, Епископальная, Лютеранская - переживают тяжелейший духовный кризис, в первую очередь связанный с вопросами нравственности. Они все больше провозглашают грех нормой. Католическая Церковь также испытывает последствия реформ, ведущих в сторону значительного упрощения, так что у католиков уже мало что остается от нашего общего исторического наследия. Возможно, именно поэтому наиболее мыслящие и нравственно чуткие люди на Западе с надеждой смотрят на Православие и на Россию.

Иерей Николай САВЧЕНКО: статьи

Иерей Николай САВЧЕНКО (род. 1972) - священник Русской Православной церкви: | | | .

СТАЛИН И СОЮЗ ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ

Последнее время в статьях многих православных авторов стали появляться неточные оценки взаимоотношений Сталина и Союза воинствующих безбожников (СВБ). Иногда мы можем увидеть слова о том, что СВБ был якобы организован троцкистами, а Сталин как будто не имел никакого отношения к деятельности Союза, а затем даже вообще упразднил его. Иногда можно встретить сказки о том, что после закрытия СВБ в СССР при Сталине прекратилась антирелигиозная пропаганда, и наступил расцвет церковной жизни. Здесь мы хотели бы с Божьей помощью внести уточнения в этот важный исторический вопрос, поскольку он достаточно сильно характеризует Сталина и его отношение к Церкви и религии вообще.

Первое и самое важное, что мы должны знать о деятельности Союза воинствующих безбожников - это то, что председатель Союза Емельян Ярославский был личным историком и редактором Сталина. Ярославский был составителем нескольких сталинских трудов. Так например, самый известный сталинский труд «Краткий курс истории ВКП(б)» редактировался Ярославским. Во время подготовки к публикации этой работы и различных других статей Сталин и Ярославский обменивались комментариями. Сохранилась переписка между ними, где советский вождь указывает Ярославскому на некоторые акценты готовящихся статей или на необходимость правок. В недавно вышедшей из печати книги «И.В.Сталин Историческая идеология в СССР в 1920-1950 годы» приведено большое количество писем и отзывов, Сталина и Ярославского. Ярославский присутствует в десятках документов Сталина, причем в некоторых документах Сталина прямо утверждается, что «Историю ВКП(б)» писал Ярославский. Он же давал отзыв и на последнюю версию текста, когда она была дополнена другими идеологами партии. Из переписки видно насколько близок был глава Союза воинствующих безбожников к советскому лидеру. Сталин и Ярославский были настолько близки, что существует троцкистская карикатура, где Сталин изображен царским жандармом, а Емельян Михайлович - верным псом у него на привязи. Глава СВБ был яростным антитроцкистом. В 1939 году Ярославский издал книгу «О товарище Сталине». До издания книга много раз обсуждалась партийными идеологами и обозначалась в переписке членов Политбюро, как официальная биография советского вождя. Право писать биографию Сталина в те годы надо было заработать, и Ярославский заработал это.

В исторических публикациях обычно не говорится, что Ярославский был далеко не только председателем Союза воинствующих безбожников. У него были должности и повыше, и поближе к Сталину. Первоначально Ярославский был назначен руководителем Антирелигиозной комиссии ЦК. Тогда Емельян Михайлович еще не входил в ЦК, но лишь был председателем комиссии. Решение о назначении Ярославского руководить комиссией ЦК, было принято на Политбюро с участием Сталина. Тогда это была главная должность Емельяна Михайловича, а Союз безбожников был общественной организацией или инструментом Антирелигиозной комиссии ЦК. Как глава комиссии ЦК Емельян Михайлович должен был отчитываться перед ЦК и Политбюро о ходе антирелигиозной работы. Он отчитывался перед Политбюро и лично перед Сталиным многократно. Партийные документы тех лет свидетельствуют о многократных письменных и устных докладах Ярославского о практике антирелигиозной борьбы. Сталин даже называл темы борьбы против религии «вопросами Ярославского».

И.В.СталинСталин настолько доверял Емельяну Михайловичу, что вначале в 1934 году тот был назначен на работу в Комиссию Партийного Контроля при ЦК ВКП(б), где отвечал за партийную дисциплину. Интересно, что руководителем Ярославского по Комиссии Партийного Контроля был глава НКВД Ежов, совмещавший сразу две должности. Когда в 1938 году Ежов был снят с должностей, а потом расстрелян, то его заместитель Ярославский не пострадал. Если бы Сталин не доверял Емельяну Михайловичу, то лучшей возможности снять главу Союза воинствующих безбожников трудно представить. Однако Ярославский не последовал за Ежовым, а наоборот был введен Сталиным в состав ЦК ВКП(б). С 1939 года до самой смерти глава Союза воинствующих безбожников был членом ЦК. Кроме этой высокой должности Ярославский также был членом редколлегии «Правды». В 1939 году он стал Академиком Академии Наук СССР по специализации истории и заведующим кафедрой в Высшей Партийной Школе. В 1938 году Ярославский был награжден Орденом Ленина, а в 1943 году - Сталинской премией. Мы имеем все основания предположить, что награждение Ярославского Сталинской премией означает доверие ему со стороны лично Сталина даже в 1943 году.

После перечисления всех заслуг Ярославского перед Сталиным мы вправе задать вопрос: «Неужели не очевидно, что деятельность Ярославского в Союзе воинствующих безбожников была под контролем Сталина? Неужели Сталин не знал, что он назначает в ЦК главу Союза воинствующих безбожников и что именно глава этого Союза пишет главные партийные документы? Неужели Сталин не знал главу Антирелигиозной комиссии ЦК по его многочисленным докладам? Неужели он не был в курсе искоренения религии?»

Роль Сталина в Союзе воинствующих безбожников видна на любом членском билете этой организации. История донесла до нашего времени много таких билетов. На каждом членском билете СВБ мы можем увидеть напечатанные антирелигиозные изречения Сталина. Каждый из 10 млн. членов Союза видел на своем членском билете следующие цитаты советского вождя.

1.И.В.талин «Вопросы Ленинизма»: «Партия не может быть нейтральной в отношении религиозных предрассудков, и она будет вести пропаганду против этих религиозных предрассудков, потому что это есть одно из верных средств подорвать влияние реакционного духовенства, поддерживающего эксплоататорские классы и проповедующего повиновение этим классам».

2.И.В. Сталин «Беседа с первой американской рабочей организацией»: «Партия не может быть нейтральна в отношении религии и она ведет антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религиозных предрассудков, потому что она стоит за науку, а религиозные предрассудки идут против науки, ибо всякая религия есть нечто противоположное науке».

Кроме цитат Сталина на членском билете были также напечатаны две цитаты Ленина, 13-я глава Программы Партии о борьбе против религии и 124-я статья Конституции СССР, разрешавшая как свободу отправления культов, так и свободу антирелигиозной пропаганды. Разумеется, что свобода проповеди в ответ на свободу атеистической пропаганды даже не декларировалась. Мы лишь напомним, что формулировку статьи 124 Конституции обсуждал сам Сталин на 8-м съезде Советов.

Еще одно заблуждение о Союзе воинствующих безбожников заключается в том, что этот союз считается упраздненным после начала войны. На самом деле это ошибка. Союз продолжал свою деятельность до 1947 года, когда его задачи были переданы Всесоюзному Обществу «Знание». В июле 1941 года был временно прекращен выпуск журнала «Безбожник» и деятельность Союза была свернута лишь потому, что работники организации были привлечены к пропагандистской работе на фронте и в тылу. Однако после окончания войны деятельность Союза воинствующих безбожников получила новое дыхание.

29 апреля 1947 года, когда окончательно прекратились открытия церквей на территории СССР, Советом Министров СССР было учреждено «Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний». Позже оно было переименовано во Всесоюзное общество «Знание». Подписал постановление лично Председатель Совета Министров СССР И.В.Сталин.

Особо важен последний пункт постановления Совмина, под которым стоит подпись самого Сталина. Этот пункт гласит:

«10. В связи с тем, что функции Союза воинствующих безбожников по распространению научных и материалистических знаний передаются Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний, прекратить дальнейшее существование Союза воинствующих безбожников, Передать все материальные средства Центрального Совета Союза воинствующих безбожников Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний».

Сразу под 10-м пунктом постановления Совмина стоит собственноручная подпись Сталина. Здесь мы опять видим, что Сталин ясно высказал свое отношение к пропаганде атеизма, лично постановив передать функции Союза воинствующих безбожников новоучрежденному обществу. Мы не видим никаких указаний на изменение функций и задач Союза воинствующих безбожников. Все осталось прежним. Антирелигиозная борьба со дня этого постановления Сталина просто приняла более респектабельное и научное обличье. В наше время это общество состоит из достойных людей с достойными целями, но как мы видим, в те годы оно стало рупором антирелигиозной борьбы.

Со дня основания общества в нем стал работать Евгений Александрович Тучков. Тучков известен был большинству иерархов Церкви в 20-е годы, как один из основных ее гонителей. Однако с 1939 года по 1947 год Тучков был ответственным секретарем Центрального Союза воинствующих безбожников и в соответствии с постановлением Сталина был переведен во Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. До работы в Союзе воинствующих безбожников Тучков работал в центральном аппарате НКВД.

С переводом Евгения Александровича Тучкова из НКВД в Союз воинствующих безбожников связана еще одна очень важная страница сталинской политики по отношению к Церкви. Мы можем увидеть это с помощью подробного биографического справочника «Кто руководил НКВД: 1934 - 1941 гг.» (авторы-составители Н.В.Петров и К.В.Скоркин) и справочника «Лубянка: ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ, 1917-1960» (составители А.И.Кокурин, Н.В.Петров). Авторы-составители справочников досконально изучили всю организационную структуру органов безопасности и биографии должностных лиц тех лет. Эти данные дают нам интересные дополнительные сведения о политике Сталина по отношению к Церкви.

Долгие годы центральный аппарат госбезопасности имел в своем ведомстве отдел или управление, ответственное за борьбу с антисоветскими организациями. Это был Секретно-политический отдел или СПО. Секретно-политический отдел был в числе самых главных отделов наряду с контрразведывательным, особым и иностранным. Большая часть дел по различным антисоветским организациям, действительным или мнимым, фабриковалась именно в этом Секретно-политическом отделе. Занимался он и так называемыми церковными антисоветскими группами. Когда мы читаем жития святых Новомучеников, то весьма часто мы можем узнать, как тот или иной архиерей или священнослужитель был обвинен в принадлежности к антисоветской церковной организации и осужден. Когда иерарх или священник обвинялся в принадлежности к антисоветской организации, он был в сфере ответственности Секретно-политического отдела. В отделе имелось 3-е отделение. Во главе 3-го отделения Секретно-политического отдела стоял Евгений Александрович Тучков. Это отделение специализировалось на борьбе против Церкви. К концу 30-х годов большая часть церквей уже была закрыта, а священники - репрессированы. И тогда, в 1939 году, Тучков был переведен на работу в Союз воинствующих безбожников. Кто же вскоре после Тучкова стал руководителем церковного отделения Секретно-политического отдела? Ответ на этот вопрос неожиданный, но очень важный для понимания сталинской политики в отношении Церкви. Преемником Тучкова стал Карпов, будущий председатель Совета по делам РПЦ. В биографии Карпова мы можем прочесть, что он в 1939-1941 годах занимал пост начальника отделения 2-го отдела ГУГБ НКВД СССР, а затем в феврале-июне 1941 года заместителя начальника 3-го отдела 3-го Управления НКГБ СССР. Справочник Кокурина и Петрова однозначно сообщает нам, что и 2-й отдел ГУГБ НКВД СССР в 1939-1941 годах, и 3-е управление НКГБ СССР в феврале-июне 1941 года - это Секретно-политическая линия. Справочник приводит таблицу переименования отделов и управлений в ведомствах госбезопасности и переименования отделов и управлений Секретно-политической линии совпадают с биографией Карпова. Таким образом, Карпов оказывается заместителем начальника отделения и даже начальником отделения там, где до того начальником был Тучков. Вспоминаются слова митрополита Сергия (Страгородского), сказанные Сталину на встрече 4 сентября 1943 года. Тогда митрополит, недоуменно глядя на Карпова, произнес: «Он же из гонителей наших». На это Сталин цинично ответил: «Правильно, партия приказывала товарищу Карпову быть гонителем, он исполнял волю партии. А теперь мы ему поручим стать вашим охранителем». Мы видим, что слова митрополита значат очень многое. О многом говорит и сталинское назначение. Карпов не просто из гонителей Церкви. Он наследник Тучкова и он из организаторов гонений на Церковь. Или еще точнее, он начальник того отделения госбезопасности, что занималось уничтожением Церкви. Он главный палач Церкви.

Сталин мог бы назначить на должность председателя Комитета по делам РПЦ кого угодно, но он назначил именно профессионального наследника Тучкова. Это говорит о многом, но только не о мягкости Сталина по отношению к Церкви.

После назначения председателем комитета по делам РПЦ Карпов остался на работе в госбезопасности. Биография полковника Карпова сообщает нам, что он был начальником 5-го отдела 2-го Управления НКГБ-МГБ СССР (май 1943-май 1946) и начальником отдела «О» МГБ СССР (май 1946 - август 1947), а в 1945 году получил звание генерал-майора госбезопасности. Справочник Кокурина и Петрова говорит нам: «с 14 апреля 1943 г. - функции бывшего 3 управления НКВД СССР были переданы во 2 управление НКГБ СССР». И мы видим, что по биографии Карпов остался начальником 5-го отдела того самого Секретно-политического 2-го управления. Он продолжал оставаться главным борцом против антисоветских организаций в Церкви.

Карпов занимал в эти годы очень важное положение в госбезопасности. Стоит только перечислить его непосредственных начальников, чтобы понять, как высоко находился председатель комитета по делам РПЦ в органах безопасности. Во главе Секретно-политического отдела в те годы стояли попеременно Кобулов (29.09.38-29.07.39), будущий замминистра Внутренних дел, затем Серов И.А. (29.07.39-02.09.39), будущий замнаркома Внутренних дел с 31.07.1941, а впоследствии председатель КГБ в 1954-1958 годах и Федотов (04.09.39-26.02.41), в 1946-1947 годах замминистра госбезопасности. Таким образом, Карпов подчинялся как непосредственным начальникам лицам, занявшим в дальнейшем пост не меньше, чем замминистра. Это говорит о важности работы Карпова и о его значении в то время.

Совмещая должности председателя Комитета по делам РПЦ и начальника отделения в Секретно-политическом отделе КГБ, Карпов продолжал борьбу против Церкви. Карпов докладывал лично Сталину о ходе закрытия церквей. Имеется несколько его докладов о закрытии храмов. Так, например, доклад от 24 ноября 1949 года, где председатель комитета отчитывается о выполнении постановлений Совета Народных Комиссаров от 1 декабря 1944 года о закрытии церквей, открытых ранее на оккупированных территориях.

Примечательна еще одна особенность биографии Карпова. Перед тем, как быть назначенным на место уходящего Тучкова в центральный аппарат НКВД, Карпов был в 1938-1939 годах начальником Псковского райотдела НКВД Ленинградской области. В те годы еще не существовало Псковской области, и Псковская земля входила в Ленинградскую область, как отдельный район. И во главе НКВД в будущей области был ни кто иной, как лично Карпов. Это было в 1938-39 годах. Это был пик репрессий, и Карпов тогда был главным палачом Псковской земли.

Многие знают о Псковской миссии на оккупированных территориях. Существуют уже не только глубокие исторические исследования, посвященные ей, но даже художественный фильм. Перед нашими глазами мы видим духовенство, направляющееся из Латвии в Псковскую область для служения на оккупированной территории в разоренных богоборцами храмах. Но не задавались ли вы вопросами, почему именно в Псковскую область? Почему не в Белоруссию? Почему не в Смоленскую область, где в 1941 году 24 уцелевших священника пытались найти архиерея, чтобы наладить церковную жизнь и восполнить нехватку духовенства? К сожалению, ответ на этот вопрос несложен. Псковская земля была больше других областей и районов СССР разорена антирелигиозной политикой. Именно поэтому на Псковской земле к лету 1941 не осталось духовенства, и именно поэтому появилась Псковская миссия. Если в других областях еще оставались отдельные открытые храмы или очень небольшое количество духовенства нелегального или престарелого, то на земле Псковской была пустыня. И теперь мы знаем кто виновник этого. Мы знаем, кто уничтожил Церковь на Псковщине. Это будущий сталинский доверенный человек, будущий председатель комитета по делам РПЦ Карпов. Труднее найти более циничное и издевательское назначение, чем нашел Сталин.

Биография Карпова свидетельствует, что еще раньше, в 1936-38 годах, он был начальником Секретно-политического отдела НКВД Ленинградской области. Это было время самых массовых репрессий, и Секретно-политический отдел вел великое множество дел различных мнимых антисоветских организаций. Их придумывали и фабриковали в большом количестве, и во главе разработки всех антисоветских организаций Ленинграда и области стоял именно Карпов. Он ликвидировал далеко не только троцкистов. Огромное число обычных невинных людей дополнялось служителями церквей. IX том Книги памяти жертв политических репрессий «Ленинградский мартиролог» приводит данные о погибших 2 тыс. священников только за период 1937-38 годов в Ленинградской области. Значительная часть уничтоженного духовенства по Ленинграду и области шли через отдел Карпова. Слова митрополита Сергия (Страгородского) о Карпове «он же из гонителей наших» - это недоумение человека, знавшего правду.

За все время существования Комитета по делам религии при Сталине Церковь ни разу не получила разрешения напечатать Новый Завет. Первый советский тираж Нового Завета в 50 тыс. пошел в печать лишь в 1956 году. Совет по делам религий разрешил лишь печать ограниченным тиражом календаря и Журнала Московской Патриархии. При этом тиражи антирелигиозной литературы только увеличивались. Согласно отчетам «Общества распространения политических и научных знаний» (впоследствии Общество «Знание») тиражи антирелигиозной литературы достигли в 1948 году 18,9 млн., а в 1949 году 26,7 млн. экземпляров. Это цифры совершенно несравнимые с несколькими тысячами экземпляров календарей и единственного церковного журнала. Организация-правопреемник Союза воинствующих безбожников наращивала свою работу.

Общее количество антирелигиозных брошюр было таково, что если все атеистические издания, выпущенные только в одном 1949 году, сложить в одну стопку, то получится пачка высотой примерно в 27 км. Именно такими величинами можно оценить роль Сталина в антирелигиозной политике.

Коротко о себе: Мне 64 года. Пенсионер-оптимист.Сельский житель.Образование-высшее.
На сайте с февраля 2012 года.
Писать стихи начал очень поздно, так что могу считать себя "молодым", начинающим поэтом. Сайт пока нравится.Стараюсь знакомиться с произведениями тех авторов, которые посещают мою страничку. Понравившиеся произведения стараюсь всегда отметить рецензиями.
На рецензии к своим произведениям реагирую спокойно, творчески. Положительные отклики радуют.
Хотя это и любительский сайт мне очень важна оценка коллег по творчеству. Всецело поддержал-бы идею своеобразного кодекса общения, хорошие предложения для которого есть у некоторых авторов. Например у Анатолия Лесенчука ,
и особенно у Ариссы Росс
С уважением ко всем авторам и читателям сайта Николай Савченко.

Читатель!!!
Я с тобой не одинок
И коль забрёл ко мне на огонёк
Ты расскажи немного о себе,
и если нравятся мои стихи
Оставь свой след.А если нет,
Ну что-ж друг мой.
Иди ты, молча к себе домой.

По ссылке http://music.lib.ru/n/nekrasow_w_k/alb9.shtml#rossija вы можете послушать песню "Россия" на мои стихи в исполнении Виктора Некрасова.
Номинирован на соискание премии "Поэт года 2015". Номинирован на соискание премии "Поэт года 2016".

PS.Перепечатка материалов в интернет - изданиях
разрешена только с сохранением неизменного вида
материала, с указанием автора и гиперссылкой на
источник.Прошу читателей помнить о необходимости уважения к Законодательству РФ и нормам Авторского Права. Любое использование материалов,как в коммерческих так и в некоммерческих целях, допустимо только с согласия автора. При цитировании ссылки на источник обязательны.

Когда иерей Николай Савченко заканчивал службу, известный "православный активист" Анатолий Артюх явился в храм с "группой поддержки" из пяти человек и в грубом форме потребовал прекратить проповедь мира на Украине, объяснив, что ополченцы сражаются с фашистами и бандеровцами, и называть это, как делает отец Николай, братоубийственной войной – значит выступать с антиправительственных позиций, чуждых русской идее. Петербургская "Новая газета" подробно описала инцидент, включая угрозы Артюха сделать все, чтобы Николая Савченко лишили сана, если он в двухнедельный срок не прекратит свои миротворческие речи с амвона и в интернете, а также ответ священника, который состоял в том, что "оценка войны как братоубийственной не является политическим заявлением" и что "миротворчество выше любой политики" .

Православный священник Николай Савченко около года назад был отправлен служить без зарплаты в Сергиеву пустынь в Стрельне за проповедь мира. Тогда его можно было видеть с украинским флажком в руках на Исаакиевской площади, а потом на большой демонстрации на Невском проспекте. Вокруг раздавались обличения "фашистов и бандеровцев", а он держал украинский флаг – как знак единения с братским христианским народом.

Яростная пропаганда противоречит принципам любви

– Я считаю, что это просто часть христианского исповедания. Поднятие украинского флажка в тот момент – это был знак, что необходимо прекратить вражду против братского, родственного нам украинского государства. Хотя фамилия у меня украинская – мой дед 100 лет назад переехал с Украины в Петербург, но я делал это не из родственных или политических соображений, а исключительно из христианских: из принципов мира, братских, христианских отношений между народами. Конечно, для меня стала неприемлема та ненависть, которая выплескивалась с телеканалов, из радиопрограмм, все это началось в конце февраля прошлого года и было настолько шокирующим, настолько противоречащим всем христианским принципам, что иначе и поступить было невозможно. Я, конечно, знаю, что очень многие христиане и представители духовенства понимали и сейчас понимают, что происходит что-то не то. Такое ожесточение, такая яростная пропаганда слишком уж противоречит принципам любви, бесстрастия, всепрощения, которые мы должны проповедовать. Особенно запомнилось, что все началось год назад в день Прощеного воскресенья. И вскоре после этого был первый миротворческий сход, на котором я увидел некоторых представителей духовенства и влиятельных мирян, другое дело, что они не были так заметны – я один был в рясе и с крестом.

Сейчас каждый должен иметь силу и смелость выступать от себя

– Как вы к этому пришли?

– Я родился в Петербурге, долгие годы был чтецом, иподьяконом, потом дьяконом и, наконец, священником – но в представительстве Русской Зарубежной церкви , в Петербурге было ее подворье. Я был рукоположен в дьяконы и в священники преосвященным Михаилом, епископом Женевским и Западноевропейским. Но в нынешних условиях я стараюсь не ссылаться на мнение зарубежных владык, сейчас это несвоевременно, сейчас каждый должен иметь силу и смелость выступать от себя и не ставить под удар никого другого. И мое мнение как христианина, как священника – что эта война братоубийственная и что ее необходимо прекратить. Кстати, прекратить необходимо и пропаганду вражды против Запада – ведь ею в значительной мере подпитывается эта война, и это меня тоже сильно печалит.

В Зарубежной церкви привыкли, что государство никак не влияет на жизнь церкви

– То, что вы начинали свой путь в Зарубежной церкви, много объясняет, она ведь долгие годы была более свободной. Как случилось, что вы находились именно в ее подчинении?

– По решению собора Русской Зарубежной церкви я в 2003 году был введен в состав комиссии по диалогу с Московским патриархатом, потом было торжественное объединение 17 мая 2007 года, но я еще некоторое время оставался в прежнем подчинении, а два года по благословению священноначалия служил в Лондоне, в храме Успения Пресвятой Богородицы, прямо на дороге из аэропорта Хитроу в центр Лондона. Потом я вместе с семьей вернулся в Россию и служил, пока не было принято решение о закрытии прихода Русской Зарубежной церкви. Все имущество передали храму военной части в Ленинградской области, а меня перевели на служение в Петербургскую митрополию. Если говорить о свободе – да, в Зарубежной церкви привыкли, что государство никак не влияет на жизнь церкви, держится на почтительном отдалении, дает церкви полную свободу и не предоставляет никакой помощи. У такого положения есть свои плюсы и минусы. Конечно, я с радостью наблюдаю, как в последнее время государство помогает церкви строить храмы и содержать церковные школы, передает храмы, все это прекрасно, и за границей все этому очень радуются. Поэтому вдвойне, втройне обидно, когда при таком росте церкви, распространении христианских заповедей мы вдруг спотыкается на ровном месте, на благоустроенной дороге, ведущей куда надо, – и делаем страшные ошибки. Еще год назад я был уверен, что такое невозможно – война на Украине, и теперь я убедился, что все первые миротворческие выступления были правильными – они предупреждали о тех опасностях, с которыми мы сейчас столкнулись. То есть мы даже не представляли всю глубину зла, греха, кровопролития, всего того, что сейчас происходит на Украине. И мы должны сделать все, чтобы это остановить.

Церковь должна себя явить некой силой, независимой от общественного помутнения

– Вы сказали о правильной дороге, на которой мы вдруг споткнулись, – но, честно говоря, многие сокрушались, что еще в 90-е годы Русская православная церковь упустила шанс по-настоящему привлечь к себе сердца: когда закончились гонения, она сразу потребовала денег, зданий – вместо назревшего разговора о том, на что приходилось идти священникам в советские времена, чтобы хоть как-то сохранить служение в оставшихся храмах.

– В 90-е годы со стороны Русской Зарубежной церкви было много критики в адрес Московского патриархата, я считаю, во многом справедливой. А потом мы увидели, что Церковь растет, что русский народ приходит в Церковь с искренним сердцем, и это было настоящее движение, настоящий порыв исстрадавшейся души, и это тогда считали самым главным, а остальные вопросы – второстепенными. Конечно, Церковь унаследовала многие сложности с советских времен, но в какой-то момент Русской Зарубежной церкви стало понятно, что главные вероучительные вопросы разрешены, а все остальное может быть прояснено в дальнейшем диалоге. И я считаю, что сейчас этот диалог как раз и идет. И что примиряющий голос церкви должен звучать, что именно сейчас она должна себя явить некой силой, независимой от общественного помутнения.

Патриарх не присутствовал при выступлении Путина по поводу присоединения Крыма

– Но как же быть с тем знанием, которое у нас есть о священниках, сотрудничавших с НКВД, с КГБ, –​ ведь от него так просто не отделаешься, а разговора об этом не было и нет.

– В Русской Зарубежной церкви об этом говорили очень много, но нам на это всегда отвечали, что такие разговоры мешают приходу людей к вере, к Богу. Это по-своему убедительно. Нужно знать меру, время и место для таких разговоров. Я помню, как праведной жизни владыка Лавр, много усилий приложивший к тому, чтобы две части Русской церкви объединились, он всегда обращал внимание только на принципиальные вопросы, а вопросы, которые касались вещей вынужденных, обусловленных советским временем, он считал второстепенными. В советское время была ситуация простая: безбожники и гонимая Церковь. Сейчас ситуация гораздо более искусительная: правительство, президент – православные, они на этом настаивают, говорят о необходимости следовать христианским заповедям. И вместе с этим – война двух православных народов! Что же это за христианские заповеди, как о них можно говорить! И что это за противостояние с Западом? Ведь это само по себе – не христианское учение.

Я считаю, что в этих искусительных условиях Церковь повела себя хоть и слишком тихо, но все же принципиально. Мы не можем упрекнуть священноначалие, что оно пошло на поводу у неправильных, с нашей точки зрения, действий общества, власти. Все-таки святейший патриарх говорит, что это война междоусобная, что Церковь должна быть над схваткой, что мы не должны принимать ни одну из сторон, – это очень важно. Он сравнивает эту войну с междоусобными войнами древности, причем говорит это не просто так, а президенту России Путину. Патриарх не присутствовал при выступлении Путина по поводу присоединения Крыма. Это знак того, что Церковь, пусть и тихим голосом, но все же пытается предложить свои христианские принципы. Другое дело, что средства массовой информации никак этого не повторяют, не хотят этого видеть, патриарх перестал появляться на экранах, вместо этого мы видим разгул национализма.

Флаг соседнего родственного государства – это не политика

– И видим священников, которые снимаются в военной форме, оскорбляют украинцев, сейчас двое петербургских священнослужителей предстанут за это перед церковным судом.

– Совершенно верно, дух времени действует на людей.

– Вы столкнулись с гонениями после ваших миротворческих выступлений?

– Да, и тут меня многие спрашивали, почему я взял именно украинский флажок, а не флажок "Донецкой народной республики", на что я отвечал, что в кабинете патриарха флажок Украины стоит рядом с флажком России, а флага "Донецкой народной республики", никем не признанной, там нет. Так что я имел право взять флаг Украины, и вообще, держать флаг соседнего государства не является политическим действием. Священник участвует в политическом мероприятии тогда, когда он поддерживает политические лозунги, но флаг соседнего родственного государства – это не политика. На Украине сосредоточено две пятых приходов нашей Русской православной церкви, это наше братское государство.

Раньше священники пахали землю вместе с крестьянами

– Как вы теперь существуете, когда вы лишены зарплаты и служите только по выходным?

– Я на самом деле к этому привык, в Русской Зарубежной церкви это принято. В будни у меня обычная мирская работа – я работаю в обычной компании менеджером по корпоративным клиентам, продаю товары строительного назначения, это не противоречит ни христианским заповедям, ни обычаям церкви. Раньше священники пахали землю вместе с крестьянами, и святые отцы "Добротолюбия" плели корзины на продажу.

– И апостол Павел жил трудами своих рук.

– Он шил палатки, обсуждал с учениками и другими христианами детали своего ремесла, все это разрешено, позволено. Так что я работаю по будням, служу на выходных, а по большим церковным праздникам беру выходные в счет отпуска и тоже служу, и уже долгое-долгое время получается так, что я работаю без выходных и без отпусков. Так что лишение меня зарплаты было не столь болезненно – ведь основной мой заработок все равно был на мирской работе. И это хорошо. Я считаю это очень важным – когда ты не видишь в церкви источника своего заработка. И митрополит Лавр, и другие архиереи Русской Зарубежной церкви очень одобряли такой стиль служения, хотя и относились к нему как вынужденному.

Милосердие – очень хорошее качество, и нам его надо развивать

– В принципе, это обеспечение своей независимости. Кстати, вот вы служили в Лондоне, а ведь на Западе, насколько я знаю, христиане несут гораздо большую ответственность за свои храмы и приходы, выделяют на их содержание ощутимую часть дохода.

– Да, вы правы, если бы не Октябрьская революция, то же самое было бы и в России. Запад сейчас принято критиковать за отступление от христианских принципов, но там осталось много человеческого сострадания, и суммы, которые там жертвуются верующими – и неверующими, – они огромны. Они несравнимы с российскими пожертвованиями, у нас нет этого воспитания, в советское время милостыня считалась делом антисоветским – знаком того, что государство не может решить проблему само, за это давали срок. На самом деле милосердие – это очень хорошее качество, и нам его надо развивать. И вообще, на Западе есть много такого, чему мы должны поучиться, взять для себя.

Сначала думали отдать "Ягуар" настоятелю, но решили, что это будет соблазн

– Мне кажется, у многих верующих – потребительское отношение к церкви, но есть и оборотная сторона – дорогие иномарки, на которых ездят пастыри.

– Таких пастырей не больше одного процента, другое дело что они очень заметны. Действительно, часто бывает, что какой-нибудь богач хочет купить себе новую дорогую машину, а старую – тоже роскошную – отдает батюшке. Часто священники ездят на чужих машинах, данных на время, но все равно это выглядит вызывающе. Когда я уезжал из Лондона, произошел тот самый случай: приехал прихожанин на "Ягуаре" и сказал, что хочет пожертвовать его церкви, что он купил себе новый. Собрался церковный совет и стал думать, что же делать с этим "Ягуаром". Сначала думали отдать его настоятелю, но решили, что это будет соблазн. Потом решили оставить на некоторое время, чтобы встречать архиерея, но решили, что это тоже будет соблазн. И тогда решили его продать. Конечно, мы не должны проповедовать терпимость к дорогим вещам. Я слышал такое мнение, что дорогие вещи духовенства – это знак величия Божья. Но ведь это не составляет сути христианского учения, это всего лишь оправдание, умелое или неумелое, а суть – в противоположном. Это отступление, за которое мы платим – тут же появляется духовное противодействие, бич Божий, который вразумляет нас, что так делать не стоит.

– Отец Николай, вы смотрели фильм "Левиафан"? Если да, то увидели ли вы там оскорбление церкви?

Для меня этот фильм – религиозно-философский, все остальные смыслы второстепенны. Режиссер – я не знаю его лично, но он понимает суть христианства. И старается донести ее, он сострадает нашей родине в ее болезнях, в ее тяжелом наследии. Этот фильм – такое горькое откровение, горькая пилюля, которую нужно проглотить, чтобы исцелиться.

Церковь – это живой организм

– Болезнь церкви там правильно обозначена?

– Многие говорят, что в церкви не может быть болезней, потому что это тело Христово. Но если мы откроем деяния Вселенских соборов , там в официальных документах найдем очень много выражений о терниях и болезнях в церкви. Церковь – это живой организм, она не только небесная, но и земная. В фильме болезнь и ее опасность нарисована правильно. Ведь там нет издевательства, насмешки, жесткой критики свысока, я воспринимаю эту картину как скальпель, который режет наш гнойник. И народ показан, выросший в атеизме, без церковного учения – все это плоды советского режима.

В поздней юности я совсем отдалился от церкви, но в 19 лет вернулся

– Вы росли в советское время – как вы пришли к Богу? Или вы из церковной семьи?

– Мои родители – обычные советские инженеры, они совсем не были религиозными. Но моя бабушка – глубоко верующая христианка, она меня воспитывала, крестила, водила в церковь. Она ни одного дня не ходила в школу, читать научилась сама, по Евангелию, это у была ее единственная книга, при этом она была мудрым и рассудительным человеком, добрым, совестливым, и, конечно, я брал с нее пример. Так что церковное воспитание я получил – но не богословское. Мое церковное служение началось очень постепенно, в поздней юности я совсем отдалился от церкви, но в 19 лет вернулся, хотя и продолжал учиться в Политехе, потом работал, но по выходным и по праздникам я стал сначала чтецом, а потом дьяконом. В детстве и юности я очень много читал, занимался самообразованием и лишь недавно начал сдавать экзамены в духовной школе, сейчас заканчиваю диплом.

– Как случилось, что вы пришли именно в Зарубежную православную церковь?

– В 90-е годы различия между двумя Церквями были еще велики, я очень много читал и пришел именно туда. Это было не отторжение от Русского патриархата, а стремление к тому, к чему тогда призывала Русская Зарубежная церковь. А потом произошло чудо – ведь по сути маленькая и не очень влиятельная Зарубежная церковь, которая настойчиво указывала, критиковала, – в конце концов, она получила просимое.

Опасениями за их будущее и вызвано стремление рассказать, что нынешняя война – братоубийственная

– Вы упомянули о своей большой семье – расскажите о ней.

– У меня пятеро детей, двое в детском саду и трое в школе, поэтому я вечерами много времени провожу с ними, помогаю с уроками, играю с младшими детьми, но, конечно, у меня не так много времени, чтобы съездить с ними куда-то в музей или за город – в выходные я тоже занят. Летом они с мамой выезжают на дачу, и тут я могу иногда приехать к ним на полдня – когда получается. Но я ни о чем не жалею, это нормальный для меня режим работы, он приносит успокоение и радость, ты чувствуешь, что твоя жизнь – насыщенная.

– Пятеро детей – вам не страшно за их будущее?

– Отчасти опасениями за их будущее и вызвано это мое стремление рассказать о том, что нынешняя война – братоубийственная, что ее необходимо прекратить. Наше общество не должно быть обществом войны, обществом противостояния с другими странами.

Мы недостаточно христиане, иначе бы не проглотили эту наживку

– Почему люди оказались так беззащитны перед натиском пропаганды?

– Я задаюсь этим вопросом. Мне кажется, мы недостаточно христиане, иначе мы бы не проглотили эту наживку, такую дешевую и такую соблазнительную. Кроме того, я заметил, что еще задолго до войны в обществе стали насаждаться идеи о хорошем и якобы великом Сталине, о военной мощи как о главной ценности, о том, что нас должны все бояться, что Запад всегда хотел нас уничтожить и поработить. Я очень много разговаривал об этом с православными людьми, рассказывал им об истории, о том, почему мы не должны враждовать с Западом. Разве святые отцы XIX – начала ХХ века проповедовали против Запада – кто, где? Святой Игнатий Брянчанинов ? Святитель Феофан Затворник ? Он говорил только об опасности пришедшего с Запада коммунистического учения.

Каяться придется

– Каким вы видите будущее России?

– В будущем нам будет стыдно за то, что происходит сейчас. Конечно, мы это осознаем, но важно, чтобы переосмысление произошло как можно скорее, чтобы поменьше успели натворить грехов. Чтобы нам в меньших злодеяниях и ошибках пришлось каяться. Но каяться придется. Конечно, обновление произойдет – а если нет, то нас ждут еще более тяжелые испытания. Я надеюсь, что придет понимание того, что христианский путь нашего государства не может идти вместе с этой братоубийственной войной.

Священник Николай Савченко за призывы к миру на Украине регулярно получает угрозы от членов Санкт-Петербургской ячейки движения «Народный собор». 8 февраля несколько человек во главе с лидером движения Анатолием Артюхом пришли к нему на службу в Троице-Сергиеву Пустынь под Петербургом и начали угрожать. В интернете за подписью Артюха распространяются угрозы написать доносы на отца Николая на имя Святейшего Патриарха и в силовые ведомства и вынудить его уйти за штат и уехать из России. Отец Николай был клириком Русской Православной Церкви Заграницей, после объединения перешёл в клир Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Известен своими монархическими взглядами. 22 февраля он отслужил литию в память о войнах Добровольческой армии, погибших в Ледяном походе, годовщина начала которого отмечается в эти дни. Отец Николай разъяснил свою позицию в интервью «Правмиру».

Почему вы решили выступить против войны?

– Война в Донбассе нарушает, наверное, все без исключения Заповеди Божьи, противоречит всей истории нашего государства и народа последних столетий, отбрасывает нас в темные годы княжеских междоусобиц Древней Руси.

Церковь первые 500 лет старалась по мере сил умиротворять междоусобицы на Руси, но сейчас все вернулось назад на 500 лет.

Эта война разжигает самые низменные человеческие страсти, надолго ссорит народы, семьи. Война отталкивает нас от других православных народов, ведь греки, православные арабы, румыны, болгары, молдаване и грузины сейчас находятся в сильнейшей степени недоумения при виде военных действий.

Война перечеркивает намерения нашей страны взращивать в своей жизни христианские нравственные принципы, ведь настоящая христианская нравственность не имеет ничего общего с ненавистью, насилием, гонением или войной. Кстати говоря, в этом году исполняется ровно тысяча лет первой русской междоусобице и убийству князей Бориса и Глеба.

Это как-то связано с тем, что у вас украинские корни есть, к примеру, или родственники?

– Нет. Это никак не связано с тем, что у меня есть украинские корни. Хотя мои предки по отцу из Николаевской области Украины, а предки по матери из Белгородской области из ареала совместного проживания великороссов и малороссов. Однако национальные факторы здесь не действуют никак. Здесь влияют исключительно христианские и миротворческие убеждения.

Почему вы вышли на «Марш мира»?

– До моего участия в «Марше мира» на Невском проспекте я приходил на сход на Исаакиевской площади в марте, однако в Петербурге все подобные мероприятия до «Марша мира» не были разрешены властью.

По правилам священнику следует воздерживаться от участия в политических мероприятиях, однако надо понимать, что миротворчество не есть политика сама по себе. Это чрезвычайно важно знать всем. Миротворческие действия не есть действия политические. Иначе пришлось бы признать слова Христа «блаженны миротворцы» политическим выступлением. Конечно же, это не так.

Ввиду того, что майский «Марш мира» в Петербурге был частью демонстрации разнородных политических сил и мог быть представлен как политический, мы, несколько православных верующих, вышли на Невский проспект отдельно от всех, сфотографировались с флажками Украины и прошли несколько сотен метров по тротуару Невского проспекта отдельно от всех остальных колонн.

Я был в рясе с крестом, и со мной было несколько православных христиан. Мы не знали, как иначе можно высказать свое неприятие той общественной ярости, что пылала вокруг с телеэкранов.

Какова была реакция ваших прихожан?

– Большинство прихожан очень переживают происходящее, однако находятся в недоумении относительно того, как же надо поступать и где, на самом деле, правда. Многие понимают, что христианские нравственные принципы входят в явное противоречие с потоком военной пропаганды.

Надо сказать, что православное сообщество настроено менее воинственно, чем обычные среднестатистические нецерковные люди. И сразу после начала потока военной риторики количество прихожан и количество причастников во многих храмах Петербурга несколько снизилось. Это заметили многие священники.

Впервые за много лет устойчивый рост количества прихожан в храмах остановился и даже несколько обратился вспять. Многие верующие оказались в состоянии тяжелой скорби, уныния или, наоборот, гнева, и это повлияло на количество прихожан на службах. Я не могу говорить обо всей России, но для многих храмов Петербурга это, к сожалению, так.

Некоторые прихожане, хотя их меньшинство, целиком поддерживали и поддерживают войну в Донбассе. Любой разговор о мире на Украине сразу вызывал раздраженный ответ: «Какой может быть мир с фашистами и бандеровцами?»

И лишь недавно слова о необходимости примирения стали находить хоть какой-то отклик. С другой стороны, некоторые понимают тяжкий грех войны и ненависти и ждут народного прозрения.

Какова была реакция правящего архиерея?

– Лично с архиереем у меня не было встречи и мне не передавали его мнение. Однако надо понимать, что отношение Русской Православной Церкви к войне на Украине неоднократно высказывалось Святейшим Патриархом и Священным Синодом.

Патриарх уже не раз говорил, что это война междоусобная по своему характеру, что она подобна братоубийственным войнам в Древней Руси, что Церковь не может и не должна принимать ни одну сторону, а должна, дословно, «быть над схваткой».

Считаете ли вы высказывание своего мнения открыто политической деятельностью? И если нет/да, то почему?

– Миротворчество не есть политика. Так же, как проповедь любви к ближнему или мира с ближним не есть политическая пропаганда. И ведь проповедь Христа была отвергнута многими Его согражданами именно потому, что Он нес слово мира и любви.

А противники стремились к политической борьбе, к войне против Рима, этого своего рода Запада того времени. Они ждали мессию, который станет железной рукой покорять окружающие народы, своего рода Сталина. Христос же сказал, что царство Его не от мира сего.

И именно поэтому слово евангельское в сердцах людей оказывается сильнее всех политических устремлений. Оно универсально для всех времен и народов. И миротворчество – его неотъемлемая часть. Любая политика должна быть вторичной по отношению к миротворчеству, любви к ближним. Вначале жизнь по заповедям блаженств, среди которых «блаженны миротворцы», и лишь потом уже – политические дискуссии.

Мы должны нести мир между соседними народами и странами, между Россией и Западом, между националистами и либералами. Когда мне говорят, что национализм прекрасен, а либерализм – всегда зло, я предлагаю вспомнить, что Христа распяли как раз националисты. Христа распяли, прикрываясь политическими целями. Можно даже сказать, что Его распяли, объясняя это геополитикой.

В Евангелии говорится, что собрание, постановившее искать Иисуса, чтобы распять Его, объясняло это словами: «Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом… лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб ».

Из этих слов евангельских видно, что Христа повели на смерть настоящие политтехнологи без любви и мира в душе. Конечно же, у них в душах были очевидные страсти: гордыня и властолюбие, но прикрывались они национализмом и антизападными взглядами. Для них борьба против Рима-Запада была важнее Господа Бога. Распять Христа ради того, чтобы Рим не поработил народ их…

Считаете ли вы своё мнение – мнением пастыря или мнением гражданина?

– Я бы не разделял положение гражданина и пастыря в данном случае. Надо помнить, что слова Священного Писания «несть власть аще не от Бога» (Рим. 13,1) не говорят о том, что всякое распоряжение властителя якобы от Бога. Это не так.

От Бога само первоначальное устроение власти, сам замысел власти, но не любая власть и не любые решения власти. Не от Бога власть главаря разбойников, власть коменданта концлагеря, не от Бога власть Каина над Авелем и власть преступника над жертвой. Также не от Бога и распоряжения о войне властителей разного уровня. Бывают справедливые войны. Но не эта.

Каких политических взглядов вы придерживаетесь?

– Неприятие войны у христианина не зависит от его политических взглядов. Разжигать войну против братского народа – это грех при любых политических симпатиях. Священное Писание терпимо относится к разным типам государственного устроения. В первой Маккавейской книге положительно и похвально говорится о древнеримском республиканском устроении государственной власти.

Я имею свои предпочтения уже очень давно и не навязываю их никому. Не желая никоим образом на этом настаивать, я хотел бы упомянуть, что я считаю важным и полезным в будущем для России повысить роль Российского Императорского Дома и его главы Великой Княгини Марии Владимировны, законной наследницы Дома Романовых.

Кстати говоря, для боящихся этого в среде демократов, я хотел бы упомянуть, что это привнесло бы прекрасный синтез русской и православной традиции с европейским выбором нашей страны.

Верите ли вы в стабилизацию ситуации на Украине?

– Несомненно. Однако это не будет делом быстрым. Уже нанесены глубокие раны. Но русский и украинский народы умеют прощать и залечивать раны. И мы, конечно, их залечим.

Помогаете вы как-то беженцам с Донбасса? Или, например, Украинской армии?

– Священнику из России не следует так откровенно вставать на одну сторону противоборства, помогая армии Украины. Мы не должны давать повод подумать, что острым мечом может быть получена полная победа над войной и грехом. Священнику надо нести примирение. Что касается помощи беженцам из Донбасса, то это благое дело должны делать все по мере своих сил.