Open
Close

Можно крестить ребенка незамужней девушке. Можно ли незамужней девушке крестить первую девочку? Что делать, если в силу объективных причин не видишь своего крестника годами

12.07.2016

Обряд крещения всегда на Руси был одним из самых волнительных и таинственных, поэтому нет ничего удивительного в том, что наши предки в свое время связали это торжественное событие с различного рода поверьями. Одним из таких суеверий, дошедших до наших дней, является утверждение, что первую девочку нельзя крестить незамужней девушке.

Первая версия появления этого поверья звучит вполне реалистично и разумно. Дело в том, что крестная мать - это духовный наставник ребенка, который должен объяснить малышу очень многое о духовной составляющей нашей жизни. Считается, что у совсем молодой незамужней особы не достаточно жизненного опыта для того, чтобы обеспечить ребенка должной защитой.

Но нужно учитывать и тот факт, что в наше время некоторые молодые девушки уже являются самостоятельными зрелыми личностями, способными заботиться о других и, в особенности о своих крестниках. А некоторые представительницы прекрасного пола, имея богатый опыт семейной жизни за плечами, являются детьми даже для своих домочадцев.

Вывод очевиден: в наше время все зависит от человека. Нужно считаться и с тем фактом, что раньше на Руси у девушек не было такого количества вариантов для личностного развития вне брака, поэтому вполне вероятно, что роль крестной матери подходила лишь тем, кто уже успел выйти замуж.

Вторая версия появления данного суеверия уже не настолько реальна и не имеет каких-либо доказательств. Однако наши предки были уверены, что если молодая незамужняя девушка возьмет на себя роль крестной матери маленькой девочки, то в дальнейшем ее будут ждать несчастья в личной жизни, и она уже никогда не сможет родить.

Многие люди до сих пор уверены в правомерности этого утверждения, и, если честно, спорить с ними бесполезно. В их числе находятся даже такие, кто способен привести примеры из собственного жизненного опыта. Правда, эти «случаи из жизни», как правило, оказываются лишь выдумкой повествователя.

Работники церквей, отвечая на вопрос, можно ли крестить маленькую девочку незамужней девушке придерживаются мнения, что принимать такое решение следует, основываясь на собственной готовности принять на себя такую ответственность.

Единственное условие, которое церковь обязывает соблюдать: крестный отец и крестная мать никогда не должны в дальнейшем связывать свою жизнь узами брака. Дело в том, что после крестин эти люди уже становятся родственниками. Однако это правило касается в основном обряда венчания и тоже в какой-то степени относится к области суеверий.

Для родителей ребенка, решивших совершить таинство крещения малыша, пожалуй, главной задачей становится выбор поверенной мамы и папы. До самого дня проведения обряда -девочки часто встает вопрос, должна ли ее быть замужней женщиной или нет.

Традиционно считают, что крестная должна быть выбрана из одиночек. Существует поверье: если крестная не замужем, то после совершения обряда она встретит свою долгожданную любовь. А вот если девушка, к сожалению, долгое время не может забеременеть и неожиданно приобретает статус крестной матери, то в скором времени и она сама обязательно сможет насладиться материнством.

Если крестный отец руководит мирской жизнью ребенка, то крестная мать призвана руководить его духовным путем: именно она ввела младенца в храм, она же воспитывает его в вере и чистоте.

Непростой выбор

Чтобы выбрать девушку на роль крестной, можно обратиться к поставленному в сан или попросту опытному священнику. Чаще всего за неделю до батюшки рассказывают о самом таинстве, о том, какие вещи необходимо приобрести, и о той важной роли и миссии, которую несут выбранные новые родители. В конце концов, самым главным при выборе крестной становится вовсе не вопрос ее статуса в обществе, а тема вероисповедания. Важно, чтобы крестная была верующей и крещенной.

Крестная обязана купить икону святой с именем девочки и особую ткань, которую крыжмой. Лучшей крыжмой будет совершенно новая ткань, символизирующая чистоту маленькой девочки. Считается, что данную ткань в дальнейшем мама малыша будет бережно хранить и никому не показывать.

Ребенка можно крестить спустя 8 дней от рождения, но важно учитывать, что родившая женщина не может войти в храм на протяжении 40 дней от родов.

Поверья

Но все же в народе немало страшных легенд о том, что если крестная не успела до обряда выйти замуж, она отдаст свое семейное счастье , а сама так и не станет счастливой женой. Якобы именно поэтому надо приглашать замужнюю женщину, у которой уже прекрасно сложилась судьба и есть собственная семья. Так или иначе все это лишь суеверия, и выбирать, кто будет крестной, все же родителям, главное - подходить серьезно к решению вопроса. Важно, чтобы намеченный на роль человек был добрым, верил в Господа, со всей вверенной ему ответственностью относился к новой роли. Крестная - вторая мать ребенка, которая на протяжении всей будущей жизни будет помогать ему и поддерживать во всех делах и начинаниях.

Можно ли крестить незамужним девушкам девочек? Да. Чтобы стать крёстной матерью, нужно иметь твёрдую веру в Бога, исповедовать Православие, любить будущую крестницу, как свою дочь, и доверять её родителям, как себе. Возраст, семейное положение будущей крёстной матери значения не имеют. Ограничение для верующей девушки может быть лишь одно: нельзя крестить ребёнка вместе с будущим мужем. То есть нельзя становиться крёстными для одного и того же ребёнка паре, которая встречается и планирует создать семью.

Суеверия

Часто, выбирая будущих крёстных родителей, мама и папа задаются вопросом: можно ли незамужней девушке крестить первую девочку? Это связано с народными приметами и суевериями, никакого отношения к православному учению не имеющими. Почему-то принято считать, будто незамужняя крёстная мама отдаёт своё счастье крестнице. Это, по-русски говоря, "бабкины сказки". "По вере вашей да будет вам", — вот верное отношение ко всем приметам и суевериям. " А ты не верь и не сбудется", — говорил святой преподобный Серафим Саровский о дурных приметах. Если девушка поверит всей душой, что она и её крестница обретают общее счастье во время Таинства, то именно так и будет. Можно на зло примете сказать себе: " Я таким образом призываю к себе Божье благословение на собственное счастливое замужество и материнство". И, поверьте, именно это и сбудется, если поверить по-настоящему. Итак, можно ли крестить незамужним девушкам девочек? И можно, и нужно, если ответственно подойти к своему будущему званию.

Если вместе крестили ребёнка - нельзя вступать в брак

Незамужней девушке? Девочку крестит крёстная мать, мальчика — крёстный отец. Но при этом часто приглашают для девочки и отца, для мальчика - и мать. Здесь возникает важное условие, которое может стать препятствием для выбора того или иного человека на роль крёстной или крёстного. Очень мило, кажется, когда будущая пара скрепляет свои чувства совместным крещением младенца. Так часто поступают люди, несведущие в церковных канонах. Дело в том, что восприемники при совершении Таинства вступают в духовное родство. Это и является препятствием. Если пара впоследствии пожелает венчаться, то получит отказ. Запрещено совершать Таинство Венчания над людьми, находящимися в таком родстве, то есть являющимися духовными родителями одного и того же младенца.

В наше время случаются и такие истории: мама и папа разводятся, затем папа желает вступить в брак с кумой. Такие браки тоже не благословляются. Ответ на вопрос: "можно ли крестить незамужним девушкам девочек?" следующий: можно, если девушка собирается стать монахиней, просто приняла обет безбрачия, а также если крёстный отец не принимает участия в крещении или не является её вероятным женихом.

Что значит быть крёстной

"Нельзя крестить первую девочку незамужней девушке!" — категорически заявляет народная примета. Ответ: неважно какого пола ребёнок, первый он или десятый. Важно ответственно отнестись к предстоящему Таинству. У малышки нет ещё и не может быть своей веры, младенца крестят по вере его или её восприемника (восприемницы). Девушка даёт Богу слово, что приведёт эту кроху к Нему. Духовная мать становится хранительницей веры и благочестия для крестницы. На Страшном Суде крёстные родители дадут ответ за грехи своих крестников, за то, что они провели жизнь вне Церкви, вне Христовой веры. То есть если девушка сама не очень то верит или знает, что родители будущей крестницы не будут воспитывать её в православной вере, лучше отказаться от предложенной роли. Можно крестить дочь неверующих родителей при условии, что крёстная мать будет иметь возможность принимать самое активное участие в воспитании, например, гувернантка или очень близкая родственница. Наглядный пример: верующая девушка крестит малышку из дома ребёнка, в котором работает, твёрдо зная, что воспитание крестницы ляжет на её плечи хотя бы на ближайшие несколько лет. Но ни в коем случае нельзя крестить детей людям, являющимся атеистами, иноверцами (мусульмане, буддисты и т.п.) или невоцерковлённым (тем, кто не посещает церковные службы чаще, чем раз в несколько месяцев, и не причащается хотя бы раз в год).

Как приготовиться

О том, как правильно подготовиться к будущей крёстной маме, лучше всего спросить у священника, который будет это Таинство совершать. В большинстве храмов проводятся специальные беседы о том, как подготовиться самим и подготовить ребёнка для родителей и будущих восприемников. Если в храме, где будет происходить Крещение, нет такой возможности, а священник по каким-либо причинам не смог уделить времени будущим крёстным, то можно приобрести соответствующую литературу. Во всяком случае крёстной маме желательно в день совершения Таинства или накануне причаститься, проведя перед этим необходимую подготовку. Хорошо, если удастся в течение недели до крещения найти время для чтения Евангелия. Обязательно всю неделю до и вовремя совершения самого Таинства нужно от всего сердца молиться Богу и Богородице о благословении для себя и крестницы, просить помощи в том, чтобы выполнить возлагаемые на себя обязательства. Можно ли крестить незамужним девушкам девочек? Крестить девочку может любая девушка или женщина, которая серьёзно, ответственно, с благоговением подойдёт к своей роли в Таинстве и всей будущей жизни ребёнка.

Любые церковные таинства в народном сознании связаны с надуманными и пустыми древними размышлениями, суевериями и предрассудками, не имеющими связи. Слово «суеверие» образовано двумя частями: «суе » - «напрасно » и «вера », что означает «напрасное верование », «суетная вера », т.е. пустая. Крайне неразумно жить одними суевериями и придавать им важное значение, особенно при свершении церковных таинств. Одним из них является крещение – начало пути бессмертной души к вечной жизни, к Богу.

Почему нельзя крестить первую девочку?

До нас дошли различные суеверия, которые касаются выбора крестной (божатки). Например, считается, что нельзя крестить ребенка беременным женщинам, иначе их ребенок может умереть, не родившись, или долго не проживет после рождения.

Многие слышали такое суеверие, что для девочки не звали в крестные незамужних девушек и женщин. незамужним? В народе существует несколько ответов на этот вопрос:

  1. Незамужние женщины могут «отдать» крестнице свое счастье.
  2. Чтобы «венец безбрачия» не достался крестнице, в крестные выбирали только замужних.

Кроме этого, из-за того, что крестница «перенимает» судьбу своей крестной, в восприемницы брали только счастливых в браке и довольных судьбой женщин.

Мнение церкви

Цивилизованные, а тем более, верующие люди не должны верить в предрассудки. Для ребенка не важно, какое социальное положение занимает его крестная. Важно, чтобы восприемница жила по божьим законам и передавала свои духовные знания.

Английское суеверие

Подобные суеверия относительно крещения существуют не только в нашей стране. Англичане, проживающие на севере и западе страны, стараются не крестить девочку впереди мальчика. Почему нельзя крестить первую девочку в Англии?

Согласно средневековому поверю, ведьмы, летающие вокруг девочки, могут забрать растительность с лица мальчика: отсутствие у мужчины растительности на лице – усов и бороды, является сатанинским признаком, а сам человек - подручным сатаны.

Обряд крещения

Ритуал крещения существовал задолго до появления христианства, которое заимствовало его из древнеязыческих верований. Крещение в глубокой древности «вводило» новорожденного в общину, которая защищала своего нового члена от врагов, злых сил и нечисти. В основном крещение проходило сразу после рождения: повитуха «продавала» ребенка будущим крестным, которые несли его в церковь, чтобы «создать человека». По мнению ученых, обряд крещения в язычестве имеет ритуальное значение. Согласно ему, повитуха представляет собой языческое начало, природу, которая «лепит» тело, создает форму, а крестные – христианское, они дают имя новорожденному и приобщают его к духовной сфере. Совместными усилиями крестных и повитухи новый человек через обряд крещения входит в общину, социум.

Именно поэтому крещение считается главным обрядом начала жизни, в результате которого ребенок получает еще одних, духовных, родителей (восприемников) – крестную и крестного (для биологических – кумовья), которые отвечают за духовное воспитание и благочестие крестника перед Богом. Кроме этого, в повседневной жизни крестные выступают защитниками и мудрыми советчиками.

Смысл таинства

В результате крещения с ребенка смывается его первородный грех, и он предстает перед Богом чистым. Кроме этого, крещение позволяет человеку в будущем стать восприемником другому ребенку, венчаться, принимать участие в других церковных таинствах, а другим – молиться за него.

Кумовья

Можно сказать, что выбор восприемников – ответственный момент при подготовке к крестинам. Выбор крестных для крещения основывался на хороших взаимоотношениях между кумовьями и родителями. В крестные стремились выбирать людей крещенных, добрых, неглазливых, с легкой рукой, у которых все ладиться в жизни. Принять ребенка из купели на легкую руку, считалось подарить ему долгую и счастливую жизнь. Важным моментом в выборе крестных является отсутствие между ними брака, как во время крестин, так и после них.

Для крещения достаточно пригласить кого-то одного из крестных: мальчику - крестного, девочке – крестную. Католики так и делают, однако в православии по русской традиции для ребенка приглашают обоих.

Что дарят крестные?

На крестины крестный дарит крестик, а крестная – крестильную рубашку, платок и крыжму, на которую принимает ребенка из святой купели.

Согласно первым древним обрядам кум оплачивал крестины, одаривал повитуху деньгами («выкупал» младенца) и дарил матери ребенка платок из ситца.

Делая выбор – быть крестной или нет, не руководствуйтесь приметами и суевериями. Не задумывайтесь над вопросом «Почему нельзя крестить первую девочку ?». Стать крестной – это священная, почетная и ответственная роль. Церковь не признает и не подтверждает ни одно существующее суеверие и прочно стоит на их пути. Согласно церковным канонам, крестная не только ничего не может потерять, а наоборот, она приобретает положительную энергетику, участвуя в благом деле. Особенно важна роль крестницы для незамужней женщины. Ведь только став крестной матерью, можно понять свою ответственность за чистоту души крестницы перед Богом. Хорошая крестная будет принимать участие в воспитании своих крестников, станет советчиком и опорой в жизни.

Принимая решение стать крестной у девочки, помните, что крещение является благим делом, а роль восприемницы – почетной, и Божья благодать снизойдет на вашу жизнь.

Что такое Крещение? Почему оно называется Таинством? На все эти вопросы Вы найдёте исчерпывающие ответы в данной статье, подготовленной редакцией Правмира.

Таинство Крещения: ответы на вопросы читателей

Сегодня хотел бы рассказать читателю о таинстве Крещения и о крестных.

Для удобства восприятия предложу читателю статью в виде вопросов, наиболее часто задаваемых людьми по поводу Крещения и ответов на них. Итак, первый вопрос:

Что такое Крещение? Почему оно называется Таинством?

Крещение – это одно из семи таинств Православной Церкви, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни греховной, и возрождается Духом Святым для Жизни Вечной. Конечно, этому действию есть основание в Священном Писании: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Христос говорит в Евангелии: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).

Итак, крещение необходимо человеку для спасения. Крещение – это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. А таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия – благодать. Как и другие таинства, крещение богоустановлено. Сам Господь Иисус Христос, отправляя апостолов на евангельскую проповедь, научил их крестить людей: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и отныне может приступать к остальным церковным таинствам.

Теперь, когда читатель познакомился с православным понятием о крещении, уместно рассмотреть один из наиболее часто задаваемых вопросов, относящихся к крещению детей. Итак:

Крещение младенцев: можно ли крестить младенцев, ведь они не имеют самостоятельной веры?

Совершенно верно, маленькие дети не имеют самостоятельной, осознанной веры. Но разве не имеют ее родители, принесшие свое чадо на крещение в храм Божий? Разве не будут они прививать своему ребенку веру в Бога с детства? Очевидно, что родители имеют такую веру, и, скорее всего, будут прививать ее ребенку. Помимо того, у ребенка будут и крестные родители – восприемники от купели крещения, которые ручаются за него и обязуются воспитывать свое крестное чадо в православной вере. Таким образом, младенцев крестят не по их собственной вере, а по вере их родителей и крестных, принесших ребенка на крещение.

Прообразом новозаветного крещения явилось ветхозаветное обрезание. В Ветхом Завете младенцев на восьмой день приносили в храм для обрезания. Этим родители ребенка показывали свою и его веру и принадлежность к богоизбранному народу. Христиане могут то же сказать и о крещении словами Иоанна Златоуста: «Крещение составляет очевиднейшее различие и разделение верных от неверных». Тем более что этому есть основание в Священном Писании: «Обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении» (Кол. 2, 11-12). То есть, крещение – это умирание и погребение для греха и воскресение для совершенной жизни со Христом.

Этих обоснований вполне достаточно, чтобы читатель осознал всю важность крещения младенцев. Вполне закономерным после этого будет вопрос:

Когда положено крестить детей?

Определенных правил в этом вопросе не существует. Но обычно детей крестят на 40-й день после рождения, хотя это можно сделать раньше или позже. Главное – не откладывать крещение на долгое время без крайней необходимости. Было бы неправильным лишать ребенка столь великого таинства в угоду сложившимся обстоятельствам.

У любознательного читателя может возникнуть вопросы относительно дней крещения. К примеру, в преддверии многодневных постов наиболее часто приходится слышать вопрос:

Можно ли крестить детей в дни поста?

Конечно, можно! Но технически не всегда получается. В некоторых храмах в дни Великого поста крестят только в субботние и воскресные дни. Эта практика, скорее всего, основана на том, что будние великопостные богослужения весьма продолжительны, а промежутки между утренними и вечерними службами могут быть небольшими. В субботние же и воскресные дни богослужения несколько короче по времени, и священники могут уделить больше времени требам. Поэтому, планируя день крещения, лучше заранее узнать о правилах, соблюдаемых в том храме, где будут крестить ребенка. Ну а если вообще говорить о днях, в которые можно крестить, то никаких ограничений в этом вопросе нет. Можно крестить детей в любой день, когда к этому нет технических препятствий.

Я уже упомянул, что у каждого человека, по возможности, должны быть крестные родители – восприемники от купели крещения. Тем более, они должны быть у детей, которых крестят по вере родителей и восприемников. Возникает вопрос:

Сколько крестных должно быть у ребенка?

Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника того же пола, что и сам крещаемый. То есть, для мальчика – мужчина, а для девочки – женщина. В традиции же обычно выбирают для ребенка обоих крестных: отца и мать. Это никак не противоречит канонам. Также не будет противоречием, если в случае необходимости у ребенка будет восприемник иного пола, чем сам крещаемый. Главное, чтобы это был действительно верующий человек, который впоследствии добросовестно исполнял бы свои обязанности по воспитанию ребенка в православной вере. Таким образом, у крещаемого может быть один или, максимум – два восприемника.

Разобравшись с количеством крестных, читатель, скорее всего, захочет узнать:

Какие требования предъявляются к крестным родителям?

Первое и главное требование – несомненная православная вера восприемников. Крестные должны быть людьми воцерковленными, живущими церковной жизнью. Ведь им придется учить своего крестника или крестницу основам православной веры, давать духовные наставления. Если же они сами будут несведущи в этих вопросах, то чему они смогут научить ребенка? На крестных возлагается огромная ответственность духовного воспитания своих крестников, ибо они вместе с родителями отвечают за него пред Богом. Эта ответственность начинается с отречения от “сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его”. Тем самым восприемники, отвечая за своего крестника, дают обещание, что их крестное дитя будет христианином.

Если крестник уже взрослый и сам произносит слова отречения, то присутствующие при этом крестные становятся поручителями перед Церковью в верности его слов. Крестные обязаны научить своих крестников прибегать к спасительным Таинствам Церкви, главным образом – исповеди и причащения, должны дать им знание о смысле богослужения, особенностях церковного календаря, о благодатной силе чудотворных икон и других святынь. Крестные должны приучать воспринятых ими от купели посещать церковные службы, поститься, молиться и соблюдать другие положения церковного устава. Но главное - крестные должны всегда молиться о своем крестнике. Очевидно, что крестными не могут быть чужие люди, к примеру, какая-нибудь сердобольная бабушка из храма, которую родители уговорили «подержать» младенца на крещении.

Но также не стоит брать в крестные просто близких людей или родственников, не отвечающих тем духовным требованиям, которые были изложены выше.

Крестные не должны становиться предметом личной выгоды для родителей крещаемого. Желание породниться с выгодным человеком, например, с начальником, зачастую руководит родителями при выборе крестных для ребенка. Забывая при этом об истинной цели крещения, родители могут лишить ребенка настоящего крестного, а навязать ему того, который впоследствии совершенно не будет заботиться о духовном воспитании чада, за что сам тоже ответит перед Богом. Крестными не могут стать нераскаянные грешники и люди, ведущие безнравственный образ жизни.

К некоторым подробностям крещения можно отнести и следующий вопрос:

Можно ли женщине становиться крестной в дни месячного очищения? Что делать, если это все-таки произошло?

В такие дни женщинам следует воздерживаться от участия церковных таинствах, к числу которых относится и крещение. Но если это все-таки случилось, то в этом необходимо покаяться на исповеди.

Возможно, кто-то из читающих эту статью сам в скором будущем станет крестным. Осознавая всю важность принимаемого решения, им будет интересно:

Как будущим крестным подготовиться к крещению?

Каких-то особых правил подготовки восприемников к крещению не существует. При некоторых храмах проводят специальные беседы, целью которых обычно ставится объяснить человеку все положения православной веры относительно крещения и восприемничества. Если есть возможность посетить такие беседы, то необходимо это сделать, т.к. это очень полезно для будущих крестных. Если будущие крестные достаточно воцерковлены, постоянно исповедуются и причащаются, то посещение таких бесед будет для них вполне достаточной мерой подготовки.

Если же потенциальные восприемники сами еще не достаточно воцерковлены, то хорошей подготовкой для них будет не только приобретение необходимых знаний о церковной жизни, но и изучение Священного Писания, основных правил христианского благочестия, а также трехдневный пост, исповедь и причастие перед таинством крещения. Существует еще несколько традиций, касающихся восприемников. Обычно крестный отец берет на себя оплату (если таковая есть) самого крещения и приобретение нательного крестика для своего крестника. Крестная мать покупает крещальный крестик для девочки, а также приносит необходимые для крещения вещи. Обычно в крещальный комплект входят крестильная рубашка, простынка и полотенце.

Но эти традиции не являются обязательными для исполнения. Зачастую в разных регионах и даже отдельных храмах существуют свои традиции, за исполнением которых строго следят прихожане и даже священники, хотя они не имеют никаких догматических и канонических оснований. Поэтому лучше подробнее узнать о них в храме, в котором будет проходить крещение.

Иногда приходится слышать чисто технический вопрос, связанный с крещением:

Что крестные должны дарить на крещение (крестнику, родителям крестника, священнику)?

Этот вопрос не лежит в духовной области, регулируемой каноническими правилами и традициями. Но, думается, что подарок должен быть полезным и напоминать о дне крещения. Полезными подарками в день крещения могли бы быть иконы, Евангелие, духовная литература, молитвословы и т.п. Вообще, в церковных лавках сейчас можно найти множество интересного и душеполезного, поэтому приобретение достойного подарка не должно стать большим затруднением.

Довольно частым вопросом, задаваемым невоцерковленными родителями, бывает вопрос:

Могут ли стать крестными инославные христиане или иноверцы?

Совершенно очевидно, что нет, ибо они никак не смогут научить своего крестника истинам православной веры. Не являясь членами Православной Церкви, они вообще не могут принимать участия в церковных таинствах.

К сожалению, многие родители не спрашивают об этом заранее и без всяких угрызений совести приглашают в крестные своим детям инославных и иноверцев. На крещении, само собой, об этом никто не говорит. Зато потом, узнав о недопустимости содеянного, родители прибегают в храм, спрашивая:

Что делать, если по ошибке это все же произошло? Считается ли в этом случае крещение действительным? Нужно ли перекрестить ребенка?

В первую очередь, такие ситуации показывают крайнюю безответственность родителей при выборе крестных для своего ребенка. Тем не менее, подобные случаи – не редкость, и встречаются они среди людей невоцерковленных, не живущих церковной жизнью. Однозначного ответа на вопрос «что делать в этом случае?» дать невозможно, т.к. в церковных канонах нет ничего подобного. Это не удивительно, т.к. каноны и правила написаны для членов Православной Церкви, чего нельзя сказать о инославных и иноверцах. Тем не менее, как состоявшийся факт, крещение имело место, и назвать его недействительным нельзя. Оно законно и действительно, а крещенный стал полноправным православным христианином, т.к. был крещен православным священником во имя Святой Троицы. Никакого перекрещевания не требуется, такого понятия вообще нет в Православной Церкви. Человек один раз рождается физически, вновь повторить это он никак не может. Так же – только один раз человек может родиться для жизни духовной, поэтому крещение может быть только одно.

Позволю себе небольшое отступление и расскажу читателю, как однажды мне пришлось стать свидетелем одной не очень приятной сцены. Молодая супружеская пара принесла своего новорожденного сына на крещение в храм. Супруги работали в иностранной компании и пригласили стать крестным одного из своих сослуживцев, иностранца, по вероисповеданию лютеранина. Правда, крестной должна была стать девушка православного вероисповедания. Ни родители, ни будущие крестные не отличались особыми знаниями в области православного вероучения. Известие о невозможности иметь лютеранина в крестных своего сына родители ребенка восприняли в штыки. Им было предложено подыскать другого крестного или крестить ребенка с одной крестной. Но это предложение еще более разозлило отца и мать. Упорное желание видеть восприемником именно этого человека возобладало над здравым смыслом родителей и священнику пришлось отказать в крещении ребенка. Так неграмотность родителей стала препятствием для крещения их ребенка.

Слава Богу, что таких ситуаций больше не встречалось в моей священнической практике. Любопытный читатель вполне может предположить, что могут существовать некие препятствия для принятия таинства крещения. И будет совершенно прав. Итак:

В каком случае священник может отказать человеку в крещении?

Православные верят в Бога Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Основоположником христианской веры был Сын – Господь Иисус Христос. Поэтому человек, не принимающий Божественность Христа и не верящий в Святую Троицу, не может быть православным христианином. Также не может стать православным христианином человек, отрицающий истины православной веры. Священник имеет право отказать человеку в крещении, если тот собирается принять таинство как некий магический обряд или имеет какое-то языческое верование относительно самого крещения. Но это отдельный вопрос и его я коснусь позже.

Очень распространенным вопросом о восприемниках бывает вопрос:

Могут ли стать крестными супруги или собирающиеся вступить в брак?

Да, могут. Вопреки расхожему мнению, не существует канонического запрета супругам или собирающимся вступить в брак, быть крестными у одного ребенка. Существует лишь каноническое правило, которое запрещает крестному отцу вступать в брак с родной матерью ребенка. Духовное родство, устанавливаемое между ними через таинство крещения, выше, чем какой-либо другой союз, даже брачный. Но это правило никак не влияет на возможность вступления в брак крестных родителей или на возможность супругам стать крестными.

Иногда невоцерковленные родители детишек, желая подобрать крестных для своих чад, задают и такой вопрос:

Могут ли стать восприемниками люди, живущие в гражданском браке?

На первый взгляд, это достаточно сложный вопрос, но с церковной точки зрения он решается однозначно. Полноценной такую семью назвать нельзя. Да и вообще нельзя назвать семьей блудное сожительство. Ведь, по сути, люди, живущие в так называемом гражданском браке, живут в блуде. Это большая беда современного общества. Люди, крещенные в Православной Церкви, как минимум, осознающие себя христианами, в силу каких-то непонятных причин отказываются узаконить свой союз не только пред Богом (что, несомненно, важнее), но и перед государством. Отговорок приходится слышать несметное множество. Но, к великому сожалению, эти люди просто не хотят понимать, что любые отговорки они ищут для себя самих.

Для Бога желание «поближе узнать друг друга» или «нежелание пачкать паспорт ненужными печатями» не может быть оправданием для блуда. На самом деле, люди, живущие в «гражданском» браке, попирают все христианские понятия о браке, семье. Христианский брак предполагает наличие ответственности супругов друг за друга. Во время браковенчания они становятся единым целым, а не двумя разными людьми, давшими обещание отныне проживать под одной крышей. Брак можно сравнить с двумя ногами одного тела. Если споткнется или сломается одна нога, разве вторая не будет нести всю тяжесть тела на себе? А в «гражданском» браке люди даже не хотят взять на себя ответственность поставить печать в паспорт.

Что же тогда можно говорить о таких безответственных людях, при этом хотящих быть крестными? Чему доброму они смогут научить ребенка? Разве, имея весьма шаткие моральные устои, смогут они дать добрый пример своему крестнику? Никак нет. Также согласно церковным канонам, люди, ведущие безнравственную жизнь («гражданский» брак должно расценивать именно так), не могут быть восприемниками от купели крещения. А если эти люди решатся, наконец, узаконить свои отношения перед Богом и государством, то они, тем более, не смогут быть крестными у одного ребенка. Несмотря на кажущуюся сложность вопроса, ответ на него может быть только один – однозначно: нет.

Тема взаимоотношения полов всегда очень остро стоит во всех областях жизни человека. Само собой, что это выливается в различные вопросы, имеющие непосредственное отношение к крещению. Вот один из них:

Может ли молодой человек (или девушка) стать крестным для своей невесты (жениха)?

В этом случае им придется расторгнуть свои отношения и ограничиться лишь духовной связью, т.к. в таинстве крещения один из них станет восприемником – крестным родителем другого. Может ли сын жениться на собственной матери? Или дочь выйти замуж за собственного отца? Совершенно очевидно, что нет. Конечно, и церковные каноны не могут позволить совершиться такому.

Гораздо чаще других встречаются вопросы о возможном восприемничестве близких родственников. Итак:

Могут ли родственники стать крестными?

Дедушки, бабушки, дяди и тети вполне могут стать крестными у своих маленьких родственников. Этому нет никаких противоречий в церковных канонах.

Может ли приемный отец (мать) стать крестным приемному ребенку?

Согласно 53 правилу VI Вселенского собора, это недопустимо.

Исходя из того, что между крестными и родителями устанавливается духовное родство, то любознательный читатель может задаться следующим вопросом:

Могут ли родители ребенка стать восприемниками у детей своих кумовей (крестных своих детей)?

Да, это вполне допустимо. Подобное действие никак не нарушает духовного родства, установившегося между родителями и восприемниками, а только укрепляет его. Один из родителей, к примеру, мать ребенка может стать крестной у дочери одного из кумовей. А отец вполне может быть крестным у сына другого кума или кумы. Возможны и другие варианты, но, в любом случае, супруги не могут стать восприемниками у одного ребенка.

Иногда люди задают и такой вопрос:

Может ли священник быть крестным (в том числе и тот, который совершает таинство крещения)?

Да, может. Вообще, этот вопрос очень насущный. Периодически мне приходится слышать просьбу стать крестным у совершенно незнакомых мне людей. Приносят родители свое чадо на крещение. По какой-то причине не нашлось крестного отца для ребенка. Начинают просить стать крестным ребенку, мотивируя эту просьбу тем, что от кого-то слышали, что в случае отсутствия крестного отца священник должен выполнить эту роль. Приходится отказывать и крестить с одной крестной. Священник – такой же человек, как и все остальные, и он вполне может отказать незнакомым людям быть крестным у их чада. Ведь ему придется нести ответственность за воспитание своего крестного чада. А как же ему это сделать, если он этого ребенка впервые видит и совершенно не знаком с его родителями? И, скорее всего, больше никогда не увидит. Очевидно, что это невозможно. Но священник (даже в том случае, если он сам будет совершать таинство крещения) или, к примеру, дьякон (и тот, который будет сослужить священнику за таинством крещения) вполне могут стать восприемниками у детей своих друзей, знакомых или прихожан. Этому нет никаких канонических препятствий.

Продолжая тему восприемничества, нельзя не вспомнить о таком явлении, как желание родителей в силу каких-то, иногда совершенно непонятных, причин «взять крестного заочно».

Можно ли взять крестного «заочно»?

Сам смысл восприемничества предполагает принятие крестным своего крестника от самой купели. Своим присутствием крестный дает согласие быть восприемником у крещеаемого и обязуется воспитывать его в православной вере. Заочно этого никак нельзя сделать. В конце концов, человек, которого пытаются «записать заочно» в крестные, может быть совсем не согласным на это действие и, в итоге, крещаемый может остаться совсем без крестного.

Иногда от прихожан приходится слышать вопросы и о таком:

Сколько раз человек может становиться крестным?

В Православной Церкви нет четкого канонического определения относительно того, сколько раз в течение жизни человек может становиться крестным. Главное, что должен помнить человек, соглашающийся стать восприемником – это большая ответственность, за которую придется отвечать перед Богом. Мерой этой ответственности и определяется то, сколько раз человек сможет взять на себя восприемничество. Для каждого человека эта мера своя и, рано или поздно, человеку, возможно, придется отказаться от нового восприемничества.

Можно ли отказаться стать крестным? Не будет ли это грехом?

Если человек чувствует внутреннюю неготовность или имеет основательные опасения, что не сможет добросовестно исполнять обязанности крестного родителя, то он вполне может отказать родителям ребенка (или самому крещаемому, если это взрослый человек) стать крестным у их чада. В этом нет греха. Это будет более честно по отношению к ребенку, его родителям и самому себе, чем, взяв на себя ответственность в духовном воспитании ребенка, не исполнять своих непосредственных обязанностей.

Продолжая эту тему, приведу еще несколько вопросов, обычно задаваемых людьми относительно количества возможных крестников.

Можно стать крестным второму ребенку в семье, если уже был им у первого?

Да, можно. Этому нет никаких канонических препятствий.

Можно ли одному человеку во время крещения быть восприемником у нескольких человек (например, у близнецов)?

Канонических запрещений этому нет. Но технически это может быть довольно сложно, если будут крестить младенцев. Восприемнику придется держать и принимать от купели обоих младенцев одновременно. Лучше будет, если у каждого крестника будут свои крестные. Ведь каждый из крещаемых по отдельности – это разные люди, имеющие право на своего крестного.

Наверно, многим будет интересен и такой вопрос:

С какого возраста можно стать восприемником?

Крестными не могут становиться несовершеннолетние дети. Но, если даже человек еще не достиг совершеннолетия, то возраст его должен быть таковым, когда он сможет осознавать всю тяжесть взятой на себя ответственности, и будет добросовестно исполнять свои обязанности крестного. Думается, что таковым может быть возраст, близкий к совершеннолетию.

Отношения между родителями ребенка и крестными также имеют немаловажную роль в воспитании детей. Хорошо, когда родители и крестные имеют духовное единение и все свои усилия направляют на должное духовное воспитание своего чада. Но человеческие отношения не всегда безоблачны, и иногда приходится слышать такой вопрос:

Что делать, если поссорился с родителями крестника и по этой причине не можешь видеться с ним?

Ответ напрашивается сам собой: помириться с родителями крестника. Ибо чему могут научить ребенка люди, имеющие духовное родство и при этом находящиеся во вражде друг с другом? Стоит задуматься не о личных амбициях, а о воспитании ребенка и, набравшись терпения и смирения, попытаться наладить отношения с родителями крестника. То же можно посоветовать и родителям ребенка.

Но не всегда ссора бывает причиной тому, что крестный не может долгое время видеться с крестником.

Что делать, если в силу объективных причин не видишь своего крестника годами?

Думаю, что объективные причины – это физическое отдаление крестного от крестника. Такое возможно, если родители вместе с ребенком переехали в другой город, страну. В этом случае остается только молиться за крестника и, по возможности, общаться с ним при помощи всех доступных средств связи.

К сожалению, некоторые крестные, окрестив младенца, совершенно забывают о своих непосредственных обязанностях. Иногда причиной этому бывает не только элементарное незнание восприемника о своих обязанностях, но впадение его в тяжкие грехи, делающие весьма затруднительными их собственную духовную жизнь. Тогда у родителей ребенка невольно возникает вполне правомочный вопрос:

Можно ли отказаться от крестных, не выполняющих своих обязанностей, впавших в тяжкие грехи или ведущих безнравственный образ жизни?

Чина отказа от крестных Православная Церковь не знает. Но родители могут подыскать взрослого человека, который, не являясь фактическим восприемником от купели, помогал бы в духовном воспитании ребенка. При этом нельзя считать его крестным.

Но иметь такого помощника лучше, чем вообще лишить ребенка общения с духовным наставником и другом. Ведь может настать такой момент, когда ребенок начнет искать духовный авторитет не только в семье, но и за ее пределами. И в этот момент такой помощник был бы очень кстати. А ребенка по мере взросления можно научить молиться за крестного. Ведь духовная связь ребенка с человеком, который принял его от купели, не будет разорвана, если он примет на себя ответственность за человека, который сам с этой ответственностью не справился. Бывает, что дети превосходят своих родителей и наставников в молитве и благочестии.

Молитва за согрешающего или заблудшего будет проявлением любви к этому человеку. Ведь недаром говорит апостол Иаков в своем послании к христианам: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться, много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Но все эти действия необходимо обязательно согласовать со своим духовником и получить на них благословение.

А вот еще один интересный вопрос, периодически задаваемый людьми:

Когда нет необходимости в крестных?

Необходимость в крестных всегда есть. Особенно для детей. Но и не каждый взрослый крещаемый может похвастаться хорошим знанием Священного Писания и церковных канонов. В случае необходимости взрослый человек может креститься и без крестных, т.к. он имеет сознательную веру в Бога и вполне может самостоятельно произнести слова отречения от сатаны, сочетаться Христу и прочитать Символ веры. Он вполне отдает отчет своим действиям. Чего нельзя сказать о младенцах и маленьких детях. За них все это делают крестные. Но, в случае крайней нужды, можно крестить ребенка без восприемников. Такой нуждой, несомненно, может стать полное отсутствие достойных крестных.

Безбожное время наложило отпечаток на судьбах многих людей. Итогом этого явилось то, что некоторые люди, после долгих лет неверия, наконец, обретали веру в Бога, но приходя в храм, не знали, были ли они крещены в детстве верующими родственниками. Возникает логичный вопрос:

Нужно ли крестить человека, который точно не знает, крещен был ли он в детстве?

Согласно 84 правилу VI Вселенского собора, таких людей необходимо крестить в том, случае, если нет свидетелей, которые могли бы подтвердить или опровергнуть факт их крещения. В этом случае человека крестят, произнося формулу: «Аще не крещен, крещается раб (раба) Божий …».

Что-то я все о детях да о детях. Среди читателей, возможно, есть и такие люди, которые еще не сподобились спасительного таинства крещения, но всей душой стремятся к нему. Итак:

Что необходимо знать человеку, который сам готовится стать православным христианином? Как ему подготовиться к таинству крещения?

Познания человека о вере начинаются с чтения Священного Писания. Поэтому человеку, который хочет креститься, в первую очередь, нужно прочесть Евангелие. После прочтения Евангелия у человека может возникнуть некоторое количество вопросов, требующих грамотного ответа. Такие ответы можно получить на так называемых огласительных беседах, которые проводятся во многих храмах. На таких беседах желающему принять крещение разъясняются основы православной веры. Если при храме, в котором человек собирается креститься, не ведется таких бесед, то можно задать все интересующие вопросы священнику в храме. Также полезно будет прочитать некоторые книги, разъясняющие христианские догматы, например, Закон Божий. Хорошо будет, если до принятия таинства крещения человек выучит наизусть Символ веры, в котором кратким образом изложено православное вероучение о Боге и Церкви. Эта молитва будет читаться на крещении, и было бы прекрасно, если бы крещаемый сам исповедовал свою веру. Непосредственная подготовка начинается за несколько дней до крещения. Эти дни – особые, поэтому не следует рассеивать внимание на другие, пусть даже очень важные, проблемы. Стоит посвятить это время духовно-нравственным размышлениям, избегать суеты, пустых разговоров, участия в различных увеселениях. Нужно помнить, что крещение, как и другие таинства, велико и свято. К нему нужно подходить с величайшим трепетом и благоговением. Желательно в течение 2-3 дней соблюдать пост, живущим в браке накануне ночью воздержаться от супружеских отношений. Являться ко крещению нужно предельно чистыми и опрятными. Можно одеть новую нарядную одежду. Женщинам не должно пользоваться косметикой, как впрочем, и всегда, во время посещения храма.

С таинством крещения связано множество суеверий, которых я тоже хотел бы коснуться в этой статье. Одно из самых распространенных суеверий – это:

Может ли девушка первой крестить девочку? Говорят, что если первую крестить девочку, а не мальчика, то крестная отдаст ей свое счастье…

Это утверждение также является суеверием, не имеющим основания ни в Священном Писании, ни в церковных канонах и традициях. А счастье, если оно будет заслужено перед Богом, от человека никуда не денется.

Другое странное размышление, которое мне неоднократно приходилось слышать:

Можно ли беременной женщине стать крестной? Не повлияет ли это каким-то образом на ее собственного ребенка или крестника?

Конечно, можно. Подобное заблуждение никак не связано с церковными канонами и традициями и также является суеверием. Участие в церковных таинствах может быть только на пользу будущей матери. Мне приходилось также крестить беременных женщин. Малыши рождались крепкими и здоровыми.

Очень много суеверий связано с так называемым перекрещиванием. Причем, причины для столь безумного действия порой указываются весьма причудливые и даже смешные. Но большая часть из этих обоснований имеют языческое и оккультное происхождение. Вот, к примеру, одно из самых распространенных суеверий, имеющих оккультное происхождение:

Правда, ли что для снятия порчи, наведенной на человека, необходимо заново перекреститься, а новое имя сохранить в тайне, чтобы новые попытки колдовства не действовали, т.к. колдуют именно на имя?

Честно говоря, слыша подобные заявления, мне хочется от души посмеяться. Но, к сожалению, тут не до смеха. До какой же языческой дремучести надо дойти православному человеку, чтобы решить, что крещение – это некий магический ритуал, своеобразное противоядие от порчи. Противоядие от некой неопределенной субстанции, определения которой никто даже и не знает. Что представляет собой эта призрачная порча? Вряд ли кто-то из тех, кто ее так боится, сможет четко ответить на этот вопрос. Это и не удивительно. Вместо того чтобы искать в жизни Бога и исполнять Его заповеди, «церковный» народ с завидным усердием ищет во всем мать всех зол – порчу. И откуда же она берется?

Позволю себе небольшое лирическое отступление. Идет человек по улице, споткнулся. Все – сглазили! Срочно надо бежать в храм поставить свечку, чтобы все было хорошо и сглаз прошел. Пока идет до храма, споткнулся еще раз. Видать, не только сглазили, но еще и порчу навели! Ух, нехристи! Ну, ничего, сейчас приду в храм, помолюсь, свечек накуплю, утыкаю все подсвечники, буду во всю с порчей бороться. Добежал человек до храма, на паперти опять споткнулся и упал. Все – ложись и помирай! Порча на смерть, родовое проклятие, ну и еще там какая-то гадость, название забыл, но тоже что-то очень страшное. Коктейль «три в одном»! Против этого свечки и молитва не помогут, тут дело серьезное, заклинание древних вуду! Выход один – заново креститься, причем только с новым именем, чтобы, когда эти самые вуду свои наговоры на старое имя шептали и иголки в куклы втыкали, все их заклинания мимо пролетали. Они же нового имени знать не будут. А все колдовство именно на имя делается, вы разве не знали? Вот потеха будет, когда они там шептать и колдовать усиленно будут, а все мимо лететь будет! Бац, бац и – мимо! Эх, хорошо, когда есть крещение – лекарство от всех болезней!

Вот примерно так и появляются суеверия, связанные с перекрещиванием. Но гораздо чаще источниками этих суеверий являются деятели оккультных наук, т.е. гадалки, экстрасенсы, целители и прочие «одаренные Богом» личности. Эти неутомимые «генераторы» новомодной оккультной терминологии ради соблазнения человека идут на всяческие уловки. В ход идут и родовые проклятья, и венцы безбрачия, и кармические узлы судеб, переклады, привороты с отворотами и прочая оккультная чушь. И всего-то, что надо сделать, чтобы избавиться от всего этого – перекреститься. И порчи как не бывало. И смех и грех! Но многие клюют на эти околоцерковные уловки «матушек Глафир» и «отцов Тихонов», и бегут в храм на повторное крещение. Хорошо, если скажут о том, откуда у них такое горячее желание перекреститься, и им откажут в этом кощунстве, предварительно объяснив, чем чреваты походы к оккультистам. А некоторые и не говорят, что уже крещены и крестятся повторно. Есть и такие, которые крестятся по несколько раз, т.к. предыдущие крещения «не помогли». И не помогут! Большего кощунства над таинством и представить трудно. Ведь Господь ведает сердце человека, знает обо всех его помышлениях.

Стоит сказать пару слов и об имени, которое так советуют поменять «добрые люди». Имя человеку нарекается на восьмой день от рождения, но так как многие не знают об этом, то в основном молитва на наречение имени читается священником непосредственно перед крещением. Наверняка все знают, что имя нарекается человеку в честь какого-либо из святых угодников. И именно этот святой и является нашим покровителем и ходатаем за нас перед Богом. И, конечно же, думается, что каждый христианин должен как можно чаще призывать своего святого и просить его молитвы перед престолом Вседержителя. А что же получается на самом деле? Мало того, что человек пренебрегает своим именем, но еще пренебрегает и своим святым, в честь которого он назван. И вместо того, чтобы в момент беды или опасности призывать на помощь своего небесного покровителя – своего святого, занимается посещением гадалок и экстрасенсов. «Награда» за это последует соответствующая.

Есть еще одно суеверие, связанное непосредственно с самим таинством крещения. Почти сразу за крещением следует обряд пострижения волос. При этом восприемнику дается кусок воска, в который положено закатать отстриженные волосы. Это воск восприемник должен бросить в воду. Тут то и начинается самое интересное. Не весть, откуда возникает вопрос:

Правда ли, что если на крещении воск с остриженными волосами потонет, то жизнь крещаемого будет недолгой?

Нет, это суеверие. Согласно законам физики, воск вообще не может утонуть в воде. Но если его бросить с высоты с достаточной силой, то в первый момент он действительно уйдет под воду. Благо, если суеверный восприемник не увидит этого момента и «гадание на крещальном воске» даст положительный результат. Но, стоит крестному заметить момент погружения воска в воду – тут же начинаются причитания, и новоиспеченного христианина чуть ли не хоронят заживо. После этого порой бывает трудно вывести из состояния жуткой депрессии родителей ребенка, которым передают о «знаке Божием», увиденном на крещении. Конечно, это суеверие не имеет никакой основы в церковных канонах и традициях.

Подводя итог, хотел бы отметить, что крещение – это великое таинство, и подход к нему должен быть благоговейным и обдуманным. Прискорбно бывает видеть людей, принявших таинство крещения и продолжающих жить прежней греховной жизнью. Крестившись, человек должен помнить, что теперь он – православный христианин, воин Христов, член Церкви. Это обязывает ко многому. В первую очередь, к любви. Любви к Богу и ближним. Так пусть каждый из нас, независимо от того, когда он был крещен, исполняет эти заповеди. Тогда мы сможем надеяться на то, что Господь введет нас в Царство Небесное. То Царство, путь в которое открывает нам таинство Крещения.