Open
Close

Крестный ход что он дает. Для чего нужен крестный ход и его смысл? Георгиевский крестный ход

У людей, выросших в безбожное время, крестный ход вполне может вызвать ассоциации с демонстрациями в дни советских праздников, а у современной молодежи - с флэшмобами, призванными привлечь общественное внимание к той или иной проблеме или событию. Однако участники молитвенных шествий, за которыми в веках закрепилось название крестных ходов, ничего никому демонстрировать не собираются: Те, ради кого они отправились в этот путь - Господь, святые и Силы Небесные - и так видят сердце каждого из них насквозь. Что, конечно же, не исключает и миссионерской пользы от крестных ходов, сотни которых проходят каждый год в населённых христианами городах и весях по всему миру.

Почему именно ход? Почему не сидение, не лежание, не танец, наконец - ведь любое из этих действий при необходимости можно наполнить религиозным смыслом? Дело в том, что еще с древних времен нашей цивилизации известен образ жизни как пути, который, по-возможности, нужно достойно пройти до конца. А что такое жить достойно в христианском понимании? Прежде всего - жить, помня о Боге, которому ведомы слова, дела и намерения человека в каждый миг его жизни. Именно такое прохождение жизненного пути и символизирует у христиан крестный ход.

Крестный ход вокруг храма

А поводы совершить его могут быть самыми разными. Как свидетельствует история Церкви, с первых веков христианства верующие с зажженными свечами в руках обходили храм в праздник светлого Христова Воскресения, как бы следуя женам-мироносицам. Эта традиция сохранилась и поныне - такие крестные ходы принято называть регулярными, то есть приуроченными к годовому кругу богослужений и церковному календарю. Совершаются они либо вокруг храма «противусолонь», то есть против часовой стрелки, либо от храма до определенной точки - например, к купели в праздник Крещения.

Традиция крестных ходов получила широкое распространение на рубеже Древнего мира и Средневековья. Предание связывает авторство первого чина крестного хода с именем святителя Иоанна Златоуста. Распространившаяся в ту эпоху ересь арианства ввела в обиход увеселительные собрания по воскресным дням; чтобы напомнить людям, как истинно подобает христианам славить Бога, и был составлен чин этого, если можно так выразиться, динамического богослужения.

Но это по форме - по содержанию же он считается литией, то есть сугубой, усиленной молитвой. Во время крестного хода звучат слова Евангелия, возносятся молитвенные прошения - ектении, поются церковные песнопения. Цель всех этих действий - ввести находящихся в движении верующих в особое молитвенное состояние, в особый духовный ритм. Именно поэтому во время крестного хода исключаются разговоры (кроме самых коротких фраз в случае необходимости), и уж тем более - курение, ссоры, праздное разглядывание людей и окружающих пейзажей. В 1882 году митрополит Московский Филарет написал для верующих России специальное наставление «Как вести себя во время крестного хода». В нем, в числе прочих, есть и такие слова: «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу… Слыша церковное пение в крестных ходах, соединяй с ним свою молитву, а если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа Бога и святых Его, известных тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими, а начинающему разговор отвечай безмолвным поклоном или кратким, только необходимым словом».

Детский крестный ход в Санкт-Петербурге

Великорецкий крестный ход

Если же проникать в толщу веков глубже, в Священном Писании и Предании можно отыскать немало событий, каждое из которых может считаться своего рода прообразом крестного хода. У евреев существовала традиция в праздник Кущей семикратно обходить с пальмовыми ветвями в руках особое место в синагоге - алмемар. В торжественном принесении Ковчега в Иерусалим царём и пророком Давидом участвовали все его жители. Наконец, Сам Спаситель в окружении апостолов въезжал в Святой Город на молодом осленке, а народ израильский постилал шествующим под ноги ветви с радостными восклицаниями и трубными звуками. Есть и примеры не столь мирных, но всё же искренне благочестивых шествий. Римский император Константин Великий, поверив небесному знамению креста и слов «Сим победиши», повелел своим воинам изобразить кресты на щитах - и одержал победу в последовавшей затем битве. Можно вспомнить и семидневный обход Иерихона войском Иисуса Навина, впереди которого следовал Ковчег Завета: на седьмой день, когда израильтяне стали трубить в трубы и восклицать единогласно, городская стена обрушилась, и Иерихон сдался.

Но почему крестный ход называется именно крестным? Потому, что впереди такого шествия всегда несут главный символ христианства - крест. Хотя, если быть совсем точным, сперва идет пономарь с зажженным фонарем, символизирующим истину Божью, расторгающую мрак греховности. И уже за ним несут запрестольный крест и образ Богородицы, а далее - хоругви, особые церковные знамена. Потом следуют певчие, пономари со свечами, дьяконы с кадильницами и после них, попарно, - священники. В последней их паре идущий справа несет Евангелие, а идущий слева - икону. Шествующие за духовенством миряне следуют с молитвенным пением, довольно плотно, чтобы никто из посторонних не пересекал пути участников крестного хода. До начала безбожной эпохи такого, конечно, и в голову никому бы не пришло, но сегодня иногда требуется особо просить прохожих дать всему крестному ходу пройти.

Крестный лёт над затопленным Приамурьем

Крестный сплав За благополучие земли Кузнецкой

Кроме регулярных крестных ходов, приуроченных к праздникам и памятным дням, проводятся также чрезвычайные. Они могут быть связаны с войнами, эпидемиями, гражданскими нестроениями. Времена, когда святитель Иоанн Златоуст создавал богослужебный чин крестного хода, по свидетельствам хронистов, были отмечены многими природными и рукотворными бедствиями: землетрясениями, пожарами, наводнениями, бунтами… В те времена люди отчетливо понимали, что многие из подобных вещей связаны с искаженным человеческим мировоззрением, от которого проистекают греховные поступки, опрометчивые слова, страстные чувства и неверные намерения - и, как следствие, реакция мира Божьего на все это. Поэтому, составляя последование крестного хода, святитель предусматривал в нём и возможность совершения шествия покаянного, просительного, умоляющего Создателя исправить пути людей и утишить гнев стихий.

Совершаются такие крестные ходы и сегодня. И все чаще к известным веками поводам для их проведения добавляются новые: бедствия наркомании и повального пьянства, эпидемии разводов и оставления на произвол судьбы детей, неистовство одержимых духом противления политиков, способных своими словами и деяниями спровоцировать братоубийство в национальном и даже планетарном масштабе… Чтобы такого не случилось, а тревожные тенденции в обществе пошли на спад, и выходят на улицы городов участники молитвенных шествий с крестом впереди. Иногда эти шествия состоят только из детей и подростков, что придает таким крестным ходам особое настроение. Ведь дети, как известно, в большей степени сохранили ощущения мира Божьего, как чуда - тогда как мы, взрослые, в повседневной суете редко даже задумываемся о подобных вещах.

По своей продолжительности крестный ход может занимать от нескольких минут, если он следует вокруг храма, до нескольких дней и даже недель. В последнем случае его совершенно справедливо будет также назвать паломническим путешествием, во время которого человек неизбежно меняется - в большей или меньшей степени, иногда незаметно для окружающих, но совершенно очевидно для себя: к нему приходит понимание сути существующих в его жизни проблем, ответы на давно мучившие его вопросы, да и сама ситуация вокруг него после прохождения такого пути начинает заметно меняться…

Пожалуй, самый известный из существующих в современной России многодневных крестных ходов - Великорецкий, традиция проведения которого уходит корнями в события далекого от нас четырнадцатого века. А говоря точнее, в 1383 год, когда была обретена чудотворная икона святителя Николая Угодника. Ее, окруженную сиянием, подобным свету многих свечей, обнаружил у источника вод, возвращаясь ночью домой, благочестивый человек по имени Семён Агалаков. Вскоре в его деревне начали происходить чудесные исцеления болящих. Слава о чудотворном образе быстро разнеслась по всей Руси. К иконе, перенесённой в Хлынов, началось паломничество. Ежегодно ко дню обретения иконы верующие торжественно несли святой образ (весьма большой размером и весом) крестным ходом к месту его обретения - а после возвращали в хлыновский храм. Места, по которым пролегал маршрут, были настолько дикими, что часть пути в первые годы крестоходцам приходилось преодолевать по воде, а другую часть - продираясь сквозь лесную чащу.

Великорецкая икона упоминается во многих русских летописях. В XVI веке ее торжественно встречал в Москве царь Иван IV, прозванный Грозным. Даже в безбожные времена традиция крестного хода из Хлынова к месту обретения чтимого образа не прерывалась - правда, те шествия были весьма малочисленными, а их участников нередко задерживала милиция…

Крестный ход байкеров, Ижевск

После заката советской эпохи традиция Великорецкого крестного хода вошла в былую силу. Сегодня в ежегодном молитвенном шествии принимают участие тысячи человек, съезжающихся со всей России и даже из-за её пределов. Для того, чтобы преодолеть пешком стопятидесятикилометровый маршрут, требуются немалые силы, причем не только физические, но и духовные. Тем не менее людей на Великорецком крестном ходу в наши дни год от года становится только больше. Жители сел, мимо которых пролегает маршрут паломнического шествия, становятся на колени и осеняют себя крестным знамением, когда крестных ход проходит мимо. А в конечной точке пути - на месте обретения чудотворного образа святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских - не так давно была построена небольшая часовня.

В наше время бурного технического прогресса и всяческих инноваций люди отправляются в крестные ходы не только пешими посуху. Они плывут в лодках и катерах по озерам и рекам, иногда сходя на берег для общей молитвы - причем длина такого маршрута может составлять сотни километров. Недавно традиция такого «крестного сплава» после долгих десятилетий забвения была возрождена на земле Кузбасса. В Ярославле байкеры в сопровождении священнослужителей объезжают все въезды в город - у установленных там поклонных крестов служатся молебны, за которыми верующие просят, чтобы как можно меньше соотечественников погибало и увечилось в дорожно-транспортных происшествиях. Во многих городах России, Украины. Беларуси и некоторых других стран архиереи, священники и представители местной власти вместе совершают «крестный лёт», поднимаясь ввысь на вертолётах, описывающих затем в небе круг, и призывая благословение Божие на землю сию, град сей, и всех, в нём живущих…

Так что формы у этого явления церковной жизни могут быть самыми разными, но суть его остается неизменной: она - в общем усилии людей, приподнимающем из над своей природой, в единой воле многих, побуждающей человека сделать шаг навстречу своему Творцу.

В. Сергиенко

Упоминание о первых крестных ходах встречается в Ветхом Завете. Среди них – путешествие сынов Израилевых из Египта в обетованную землю, шествие вокруг ковчега Божия, обхождение вокруг Иерихонских стен, перенесение ковчега Божия Давидом и Соломоном.

Крестные ходы бывают регулярные (или календарные) и чрезвычайные. Регулярные шествия совершаются в определенные дни. Они проходят несколько раз в году в честь святынь и великих церковных событий, например, Великорецкий крестный ход, который ежегодно совершается в начале июня, и т.д.

Календарные процессии проходят также в день Крещения Господня, на Пасху, в праздник второго Спаса для водоосвящения. Во время крестного хода звучит колокольный звон, который называется благовест. Священнослужители обязательно облачены в богослужебные одеяния.

Чрезвычайные процессии собираются в бедственных случаях, например, во время войны, голода, эпидемий, природных катаклизмов. Подобные крестные ходы сопровождаются усиленными молитвами о спасении.

Шествие может продолжаться как несколько минут, так и несколько дней и даже недель или месяцев. В этом случае люди запасаются едой, чтобы перекусить во время остановок, а также берут с собой подстилки для ночлега, непромокаемые плащи, надежную обувь и необходимые медикаменты, которые могут понадобиться в пути.

Процессии могут проходить как на суше, так и в воздухе. Священнослужители берут с собой на борт самолета все необходимые атрибуты и, читая молитву, во время полета окропляют город святой водой. Кроме того, существуют морские крестные ходы, когда священнослужители совершают молебны или панихиды на борту корабля или иного судна.

Принять участие в крестном ходе - означает принять духовное очищение и напомнить другим людям о силе православной веры, так как данное шествие символизирует несение своего креста и следование слову Спасителя.

Источники:

  • сайт Саянского храма Благовещения

В православном христианстве сущестует множество традиций. Одной из таковых являются крестные ходы, совершаемые по особым торжественным праздничным дням.

Практика крестных ходов имеет очень древнюю историю. Еще со времен установления христианства как основной религии Римской Империи (IV век) крестные ходы плотно вошли в церковную богослужебную жизнь.


Крестный ход - это шествие верующих людей с иконами, выносными распятиями и хоругвями по улицам населенного пункта. Крестные ходы являются видимым символом свидетельства православной веры перед людьми. Такие шествия могут осуществляться не только по улицам города или села, но и просто вокруг храма. При этом, духовенство и хор поют определенные молитвы, читаются отрывки из Священного Писания.


По богуслужебному Уставу православной Церкви крестные ходы совершаются во время престольных храмовых праздников. Также ход может осуществляться и по иным памятным церковным датам. Совершение крестного хода может быть определено настоятелем конкретного храма.


Крестные ходы могут проходить и в дни, когда в город прибывают различные святыни. Например, чудотворные иконы Божией Матери. В таком случае духовенство и народ могут шествовать с чудотворной иконой из одного храма города в другой. Крестные шествия могут также совершаться и на святые источники. Когда верующие приходят на святой источник, совершается водоосвятный молебен.


Основной составляющей крестного хода является молитва верующих людей. Каждый участник такого шествия должен про себя молиться о своих нуждах, а также потребностях своих ближних. Кроме этого, во время крестных ходов осуществляется молитва за все население города ли села.

Через некоторое время начнется Крестный ход, в ходе которого предстоит пройти около 20 км. Как правильно себя вести во время этого события? Об этом нам рассказал ответственный за организацию и проведение II регионального Тихвинского крестного хода – исполнительный директор РОО «Русская община Калининградской области» Максим Юрьевич Макаров.

К участию в крестном ходе допускаются все желающие, внешний вид и поведение которых соответствуют смыслу события и православным традициям.

Участники крестного хода используют православные канонические иконы. Использование икон с изображением не канонизированных Церковью людей или событий не допускается.

Крестный ход - это не самочинное шествие, а вид церковного богослужения, поэтому, участвуя в нем, нужно не забывать о нескольких важных правилах:

  • если вы не можете пройти весь маршрут и хотите присоединиться к крестному ходу позднее, когда он уже начался, то не стоит обгонять идущих или идти отдельно. Дождитесь, когда пройдут хоругвеносцы и священнослужители, а затем присоединяйтесь к колонне;
  • крестный ход – это молитвенное шествие. Желательно для крестоходца участвовать в общем молитвенном пении, или хотя бы не мешать молящимся посторонними разговорами;
  • будьте внимательны к идущим рядом. Если вам или вашим сомолитвенникам станет плохо, обратитесь за помощью к участникам крестного хода, которые позовут врачей из сопровождающей крестный ход машины скорой помощи или предложат пострадавшему пересесть в сопровождающий крестный ход автобус;
  • маршрут крестного хода достаточно продолжительный – 20 км. Время в пути - около 4-5 часов. Заранее продумайте, какую часть маршрута вы сможете преодолеть без ущерба здоровью. Помните, что главное – это духовная польза от совместной молитвы, а не количество пройденных километров;
  • подумайте, какую удобную, по возможности непромокаемую обувь надеть, чтобы ноги не устали. Если прогноз погоды будет неблагоприятным, лучше взять с собой дождевик, а не зонт;
  • не забудьте взять с собой необходимые вам лекарства.

Дети до 18 лет идут в крестный ход только с родителями или попечителями. Запрещается участие в крестном ходе лиц находящихся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Любые публичные действия во время крестного хода, противоречащие духу и смыслу праздника, не допускаются. При совершении правонарушений во время крестного хода нарушители будут задержаны сопровождающими крестный ход сотрудниками полиции (ГИБДД) и к ним будут применены меры ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Во время крестного хода не проводится публичная политическая агитация, не используется символика политических партий. Не допускаются любые лозунги, флаги, флайеры, агитационные предметы, содержащие призывы к национальной или религиозной розни.

«

Старец Иона Одесский

К сожалению, многие из современных христиан, и даже некоторые из батюшек, не знают благодатной силы Православного Крестного хода, не понимают его смысла и значения, как для каждого конкретного человека, так и для мира, в общем. Причем, слово «мир» здесь можно читать и как «для мира — против войны», так и в понимании «всего мира», как всей земли, страны, города, местности, в которой он проводится.

Давно замечено, — и наши благочестивые предки этим пользовались, — что после Крестного хода с молебном, были хорошие урожаи, прекращались неблагоприятные погодные условия: Господь подавал дождь после засухи, или, наоборот, выходило солнце и прекращались непрерывные дожди, грозящие наводнением. Мало того, происходили чудесные исцеления, и участников, и
тех, за кого они молились, прекращались эпидемии, вспышки чумы. Во время военных нашествий наши предки тоже прибегали к помощи Крестного хода, — соборной, покаянной молитвой испрашивали себе прощение грехов и заступления от Божьих Сил Небесных.

Там, где прошел Крестный ход, освящается местность. Если бы у нас было открыто духовное зрение, можно было бы увидеть, как пространство буквально разрезается Крестным ходом, исчезает все греховное и злое, а вся местность буквально наполняется Божьей Благодатью.

Современные старцы говорят, что «пока идут Крестные хода, войны Господь не попустит ». И недавно почивший в Боге старец Иона Одесский (+2014) , незадолго до своей смерти, говорил, что «Украина будет спасаться Крестными ходами» . Вот вам и тема для размышлений – нужны ли Крестные хода, как к ним относиться, участвовать ли в них, — хотя бы немножко, как говорится, от каждого по силам, — или может соучаствовать – встретить приветливо (ведь Сам Спаситель, Богородица, Святые на иконах, хоругвях, и незримо предстоят), покормить, разместить, если надо, на ночлег и т.д. И если местные, однодневные Крестные хода имеют такую силу и благодатное значение, то какая же польза тогда от многодневных, таких, как «Каменец-Подольский – Почаев», «Бравилово – Почаев», «Топлово – Феодоссия» и др.? Ведь здесь уже христианин вступает в своего рода подвиг, — терпит непогоду, бытовые неудобства, свои несовершенства, которые обязательно проявят себя, учится видеть ближнего, а не только себя, обучается смирению, молитве, и упованию на помощь Божию.

Владыка Каменец-Подольский и Городоцкий Феодор в 2007 году перед началом Почаевского Крестного хода произнес следующие слова: «Крестный ход – это духовный подвиг , подвиг, предполагающий веру, а значит и раскрывающий перед верующим возможности и тот мир, который открывается через этот подвиг». И еще он говорил, напутствуя крестоходцев: «Совместная молитва, которую вы будете совершать во время паломнического путешествия, это, пожалуй, самое главное, что будет совершаться во время вашего шестидневного пути до Почаевской Лавры. Паломническое путешествие – это не туризм, это внутренний духовный подвиг , незрим для остальных, но понятен для тех, кто его совершает. В этом незримом духовном подвиге главным является и остается молитва».

Владыка Почаевский Владимир говорил: «В Крестном ходу смотришь, и понимаешь, что жива наша Вера . Этим благословенным, нелегким трудом они прославляют Бога, и нужно сказать, что их всегда покрывала и покрывает Своим покровом Царица Небесная … Путь к Царству Небесному тернистый, мы немощные, падаем, встаем, снова падаем, снова встаем… Крестный ход изображает путь христианина к Царству Небесному, своим личным трудом, добрыми делами люди протаптывают себе тропинку к Царству Небесному. Молебны в дороге служатся для укрепления нашего; молитва – это разговор с Богом. Господь говорит, что будете просить в молитве, то и получите. Потому они и высказывают свои желания, просьбы, и Господь их слышит. Нужно сказать, что молитва в Крестном ходу имеет особенную силу . Раньше с Крестным ходом выходили на поля, просили урожая, дождя, и Господь давал им по соборной молитве. Не успевали с иконами и хоругвями вернуться домой, как уже шел дождь.

Так и во время этого Крестного хода можно наблюдать, что некоторые чего просят, то и получают, — больные исцеляются, немощные подкрепляются, те, кто имеет какие-то слабости, они их покидают, они с ними прощаются. Мы видим, что происходят большие чудеса ».

Действительно, в Крестном ходу главное – молитва. Молитвой испрашивается помощь, без нее никак, очень уж мы сами по себе немощные. И еще крестоходцы знают, что во время Крестного хода Небеса буквально открыты, Бог внемлет их молитвам, — совершаются исцеления, приходит чудесная помощь в борьбе со страстями, в бытовых каких-то нуждах, и помощь домашним, за кого молятся.

Поэтому, если будет молитва, будет и терпение, и помощь благодатная, и приподнятое, радостное состояние духа. Да, это, своего рода, подвиг, и несение своего креста вслед за Крестом Христовым, и Господь дает потерпеть и мозоли, и жару, и холод. Но, давая крест, Господь дает и силы его нести. С Его помощью все устраивается и преодолевается, и остается лишь чувство удовлетворения и счастья, и одно желание — опять все повторить.

Для того, чтобы понять, что такое Крестный ход, нужно им пройти. И тот, кто пройдет хотя бы один раз с Крестным ходом, будет стремиться пройти еще, и еще …

И это касается не только многодневных, но и однодневных Крестных ходов, — и молитва, и терпение, и благодать, и помощь, и исцеления.

Для примера можно рассказать о чуде исцеления, которое произошло после участия в четырехдневном Крестном ходу, который проводился в Днепропетровске перед праздником Введения во Храм Пресвятой Богородицы в 2015 году. Последний, четвертый день, — ухудшение погодных условий, под ногами где снег, где лед, — скользко, холодно, ветер, а впереди – более двадцати километров пути, — с Победы, через Южный мост, через Приднепровск, Ксеньевку на Одинковку. И, именно в этот день, приехала с близлежащего села для участия в нашем покаянном ходе бабушка Ева. Как оказалось потом, с больными, опухшими ногами, и с хронически больной поясницей, так как, в свое время, долгое время работала дояркой… И вот звонят от нее с благодарностью – ноги перестали болеть, сошла отечность, и самое удивительное, – перестала болеть, сколько лет мучающая, спина, ушла боль из поясницы! Говорит, — хожу и сама удивляюсь, — ничего не болит, Божья благодать исцелила чудесным образом! И еще призналась, что три последующие дня, до праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы, она, да и окружающие ее близкие люди, слышали, явно исходившее от нее, благоухание.

Хочется от себя еще добавить, что даже если бы не было этого исцеления, терпение и сила воли этой старенькой бабушки, — когда ей предлагали сойти раньше с маршрута, чтобы не было через силу, ведь как трудно, да еще сапоги скользкие, не соглашалась, твердила, дойду до конца, — запомнились всем участникам этого хода. Но вот и Господь не оставил ее без Своего внимания! Знаете, как сказал однажды прп. Амфилохий Почаевский (+1970) , когда у него спросили, почему одни люди благодатные, а другие нет. – Все зависит от терпения, чем больше человек терпит, тем большую получает благодать! Так и в нашем случае, Господь подтвердил истинность слов Своего угодника, показал нам, что Он близко, рядом, и всегда готов, по вере нашей, прийти к нам на помощь.

Л. Очай

01.01.2017

«Угощать домашних питомцев с пасхального стола не следует»

В воскресенье, 8 апреля, православные отмечают праздник Светлого Христова Воскресенья. Пасху в ночь с субботы на воскресенье встречают по-разному: кто-то идет в церковь, а кто-то просто накрывает праздничный стол дома. Даже дети знают, что в этот день надо поздравить близких словами «Христос Воскресе!» Однако за внешней атрибутикой многие забывают истинный смысл праздника. Протоиерей Всеволод Чаплин рассказал, как правильно встретить Пасху.

– После окончания советской эпохи Пасха многими воспринимается как светский праздник: крашеные яйца считают такими же символами, как мандарины на Новый год. Но если человек не соблюдал Великий Пост, можно ли ему вообще отмечать Христово Воскресенье?

Ему нужно постараться понять смысл праздника. Даже если кто-то не постился, он может на Пасху торжествовать, но главное в торжестве - участие в богослужении, встреча со Христом. Этот праздник напоминает: войти в Царствие Божье можно, только если веруешь во Христа. Остальные пути из ада не выводят; человек в вечности обречён, если не является христианином - как бы хорошим человеком он ни был.

В этом суть: Пасха совершенно не толерантна, не политкорректна и не инклюзивна - ведь Христос воскрес для того, чтобы дать людям единственный путь в вечную жизнь. Это главное, а не столы и не походы в гости, уж тем более не пьянство и не развлечения. Если нет сил прийти ночью на службу, можно прийти утром, но без богослужения праздник теряет смысл.

Для большинства людей Пасха заканчивается с ужином в ночь с субботы на воскресенье или с воскресным завтраком - кулич съели, яичко разбили, можно возвращаться к обычной жизни. Как провести пасхальный день рекомендует церковь?

В этот день после службы люди либо отдыхают, либо ходят в гости. Многие приходят в храм и вечером первого пасхального дня, когда совершается торжественная вечерня. Этот день хорошо подходит для того, чтобы попросить прощения у тех, кого обидел, или у тех, кто обидел тебя. Хорошо бы возобновить отношения с людьми, с которыми они были бессмысленно утеряны. Можно посетить больных, одиноких людей, например, в доме престарелых или детей-сирот. Для добрых дел хорошо подходят все 40 дней, в течение которых празднуется Пасха.

Нужно найти согласие вокруг Христа - муж неверующий должен освящаться женой верующей, она ведёт его за собой и стремится привести всё своё семейство ко Христу.

– После Пасхальной литургии снимаются все ограничения Великого поста? Интимные отношения между супругами вновь разрешены?

Да, после возвращения из храма можно есть мясное, молочное. Это касается всех норм - пост закончен, значит, можно возвращаться к супружеским отношениям.

– Актуальный для русского человека вопрос о вине: мы знаем, что кагор должен быть на пасхальной трапезе. Нужно ли его освящать?

Часто люди освящают вино, это разрешено, но не обязательно. Его можно употреблять - во славу Божию. Но важно не переусердствовать, отмечая окончание Великого Поста: крайняя степень опьянения никогда, в том числе на Пасху, не красит человека.

– Иногда владельцы домашних животных спрашивают: можно ли угостить кошку пасхальным яйцом, а собаку - кусочком окорока? В этом не будет крамолы?

Делать этого не следует. Освященные пасхальные яйца - это святыня; даже скорлупу от них благочестивые люди не выбрасывают в мусор, а сохраняют, чтобы потом сжечь, а пепел ссыпают, например, под дерево. Поэтому животным давать пасхальную пищу не следует.

Как идут церковные службы на Пасху

Утром в Великую субботу, которая в этом году выпадает на 7 апреля, в храмах начинается богослужение. После нее с полудня-часа дня и до шести-восьми часов вечера (раписание можно уточнить в конкретном храме) верующие приносят освящать куличи, пасхи, крашеные яйца и другую пищу для пасхального стола.

В половину двенадцатого вечера начинается Пасхальная полунощница - священники относят Плащаницу (полотно, на котором изображено положение во гроб тела Христа) в алтарь, кладут на престол. Там она будет оставаться 40 дней - до Вознесения Господня.

Перед полуночью торжественно звонят колокола, а в полночь открываются царские врата и начинается Крестный ход. По его окончании священники поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых!»

За этим следует Пасхальная утреня, после которой все христосуются - трижды целуются, дарят друг другу крашеные яйца и произносят: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» Начиная с трех ночи воскресенья можно также освятить пасхальную еду, освящение будет продолжаться и днем - с 11-12 до пяти-шести часов вечера, а также в понедельник и вторник.

Когда же можно начинать разговляться? После окончания Божественной литургии, которая заканчивается около трех ночи - четырех часов утра.

Народные обычаи

Несмотря на то, что Пасха - праздник религиозный, а церковь не одобряет суеверия, многие православные продолжают верить в секреты предков. Например:

Если девушка хочет выйти замуж в этом году, во время службы в церкви она должна проговорить про себя «Воскресение христово! Пошли мне жениха холостого!».

Рожденному в Пасху младенцу прочат известность и большое будущее.

Человек, умерший в Пасху, считается отмеченным Богом - он сразу попадает в рай. Хоронят его с красной крашенкой в правой руке.

Кусочек кулича можно покрошить птицам - те принесут в дом удачу и богатство.

Много звёзд на небе в пасхальную ночь - к заморозкам.

Скорлупу от крашеных яиц можно сложить в ладанку и носить вместе с крестом - как оберег.