Open
Close

Как называется паломничество мусульман. Хадж - это что такое? История хаджа

Сохранившихся до нашего времени задокументированных хроник недостаточно для получения четкого представления о событиях, быте, культуре прошлого. Археолог – это ученый-историк, призванный заполнить существующие пробелы с помощью проведения раскопок. Для работы по этому направлению рекомендуется обладать крепким здоровьем, обширными знаниями в ряде обязательных дисциплин, специфическими личными качествами. На практике археология не так проста и романтична, как кажется многим. Но это нужная, полезная, интересная профессия, которая позволяет получать массу важной информации о прошлом человечества.

Люди, выбравшие профессию археолога, занимаются поиском, изучением, восстановлением и документированием артефактов. Это собирательное название вещественных источников исторических знаний, созданных или обработанных человеком. В этот внушительный перечень входят предметы быта, постройки, оружие, инструменты, деньги и даже кости. В отдельную группу относят письменные источники – изделия с надписями на поверхности.

Виды археологии, их особенности:

  • полевая – раскопка остатков человеческих поселений и исследование следов их пребывания на суше;
  • подводная – изучение останков кораблей, ушедших под воду городов, подъем затонувших артефактов;
  • экспериментальная – восстановление разрушенных или очень старых вещей, важных для истории, путем реконструирования с использованием инновационных технических приемов.

Редко можно найти археолога общего профиля. Обычно представители профессии имеют узкую специализацию с упором на конкретный временной отрезок, регион, исторический период или даже определенную страну, народность.

Какими личностными качествами должен обладать археолог

Эффективная работа с артефактами требует наличия у соискателя должности ряда базовых, профильных, узконаправленных знаний. Также профессия археолога нередко подразумевает определенные сложности, справиться с которыми способны не все.

Качества, которыми должен обладать археолог:

  • готовность к работе в не самых комфортных условиях – зачастую раскопки ведутся вдали от цивилизации, где даже с элементарными удобствами возникают проблемы;
  • терпение и способность в течение долгого времени выполнять монотонную работу – день многих историков «в полях» состоит из махания лопатой, кисточкой или щеткой;
  • коммуникабельность, способность хорошо ладить с окружающими – нередко на раскопки уходят месяцы, во время которых приходится общаться с узким кругом людей;
  • нацеленность на выполнение не только интеллектуальных заданий, но и тяжелых физических упражнений – у многих археологов рабочий день состоит из ношения тяжестей, нахождения в неудобном положении;
  • увлеченность своим делом, готовность постоянно учиться – если этих качеств нет, то сложности, связанные с направлением, быстро перекроют все его положительные стороны;
  • умение замечать мелочи, анализировать их, делать выводы из не самых очевидных признаков;
  • способность сопоставлять массу различных данных, оперировать большими объемами информации, быстро принимать решения;
  • аккуратность, педантичность – большинство артефактов находится в уязвимом перед человеком положении. Любое неосторожное движение способно уничтожить историческое наследие;
  • отсутствие фантазии или способность ее сдерживать – археологи работают только с очевидными вещами. Они должны уметь абстрагироваться от теории, делая заключения только по доказанным фактам.

Полевому или подводному археологу необходима хорошая физическая подготовка и выносливость. Представителям профессии нередко приходится работать в неблагоприятных условиях, при критических показателях температуры и влажности, отсутствии элементарных удобств. Врачи выделяют ряд медицинских противопоказаний для соискателей специальности: болезни сердца, перепады АД, судороги, проблемы со слухом или речью, сахарный диабет, нарушение состава крови, дерматиты, хронические инфекции. Необходимо также отсутствие аллергических реакций на различные раздражители – от пыли или укусов насекомых до химических реагентов.

Где учиться на археолога

Вопреки распространенному мнению, для начала работы по специальности недостаточно попасть на раскопки в качестве ассистента или рабочего. Чтобы стать археологом нужно получить академическое образование по профилю. В большинстве крупных городов есть ВУЗы с историческими факультетами. Лучше изначально выбрать кафедру археологии, тогда во время обязательных практических выездов у студента появится шанс оценить специфику выбранного направления.

Каждый ВУЗ сам определяет, какие экзамены ЕГЭ учитываются при поступлении. Чаще всего это русский язык, обществознание, история. Иногда нужно сдавать дополнительные дисциплины на усмотрение факультета и в соответствии с его спецификой. Это могут быть черчение, информатика, биология, физика или химия. Такие требования возникают из необходимости наличия у археолога ряда навыков, которые в будущем ему понадобятся для работы.

Хороший археолог должен уметь:

  • чертить, рисовать, составлять планы и схемы, делать наброски;
  • управляться с фото-аппаратурой;
  • владеть навыками консервации, предварительной обработки, реставрации артефактов, исходя из их материала;
  • обращаться со снаряжением скалолаза или дайвера при необходимости.

Для успешной работы в археологии познаний в истории недостаточно. Искатель артефактов должен разбираться в геологии, геодезии, антропологии, этнографии, палеографии и ряде смежных дисциплин. Необходимы знания по физике, химии, текстологии, нумизматике, геральдике и других областях.

Настоящие профессионалы своего дела никогда не прекращают учиться на археолога. После окончания ВУЗа они занимаются изучением трудов своих коллег, посещают семинары и конференции, расширяют спектр своих теоретических знаний и практических навыков.

Где и как работают археологи

Раскопки – далеко не единственное место работы искателя артефактов. Активные практические действия в зоне возможного присутствия реликвий считаются скорее редкостью, чем системой.

Функции археолога не ограничиваются расчисткой участка земли, в котором возможно наличие важных для истории предметов. Все начинается с поиска подходящей области по историческим источникам, что подразумевает длительную кропотливую работу с бумагами.

После установления зоны поиска артефактов на место выезжает группа, оснащенная всем необходимым. В ее состав помимо археологов входят рабочие, лаборанты, ассистенты, технологи, другие специалисты. Обычно их трудовой день начинается с восходом солнца, продолжается весь световой день, во время которого делаются короткие перерывы на отдых. На некоторых участках действовать приходится очень осторожно, из-за чего некоторые профессионалы часами занимаются практически ювелирным удалением слоев земли с найденных предметов.

Большую часть своей трудовой жизни археологи работают в кабинетах, лабораториях, библиотеках. Они собирают информацию, анализируют ее, сопоставляют факты. В случае необходимости специалисты занимаются восстановлением разрушенных предметов, их исследованием с помощью современных технических подходов. Не меньше времени у них уходит на обмен информацией с коллегами, документирование полученных данных.

Зарплата археолога в России

Доходы ученых зависят от места их работы, наличия ученой степени, вида деятельности, степени активности. В среднем оклад кандидата наук составляет 30-40 тыс. рублей. Обладатель ученой степени может рассчитывать на 50-60 тыс. рублей. Зарплата археолога может существенно прибавиться, если он имеет вес в научном обществе, занимается написанием статей или выпуском книг. Профессионалов с известным именем в своей области нередко приглашают читать лекции, выполнять функции консультанта на съемках фильмов, выступать цензором учебной или научно-популярной литературы. За границей археолог нередко получает на порядок больше, но в других странах хватает своих специалистов, поэтому найти где-либо место удается единицам.

Преимущества профессии археолога

Археология – интересная наука, которая привлекает сотни тысяч людей одним только шансом поучаствовать в раскрытии тайн истории. Ее почитатели видят еще немало плюсов в профессии археолога, но все они субъективны. У ученых есть шанс найти что-то значимое, сделать открытие, самим войти в историю. С каждым годом интерес к направлению все больше растет, появляются интересные государственные программы финансирования поездок. У профессионала с обширным багажом знаний есть немало способов хорошо заработать на археологии – статьи, семинары, лекции, книги, телевизионные программы.

Все чаще в проведении исследований становятся заинтересованы негосударственные структуры. У подкованных и амбициозных искателей артефактов появляется шанс заняться частными раскопками в различных климатических условиях. Археология требует от ученого постоянного развития, не дает расслабиться, побуждает к получению свежих знаний, овладению новыми навыками.

Недостатки профессии археолога

Сегодня археология России не находится в упадническом состоянии, как полвека назад, но все еще не считается передовой областью в науке. Исторические факультеты выпускают тысячи молодых специалистов, которые часто испытывают сложности с трудоустройством. Зарплата неопытных кадров изначально может быть настолько мала, что не удовлетворяет базовых потребностей. Чтобы проявить себя в направлении начинающим археологам приходится тратить массу времени – после 4 лет бакалавриата, 2 лет магистратуры и 3 лет аспирантуры требуется набрать минимум 5-летний стаж. Только после этого целесообразно приступать к написанию статей или книг, пытаться устроиться в международную группу.

Некоторые археологи указывают на сложности сочетания профессии с личной жизнью. Это особенно актуально для женщин, мечтающих завести детей. Правда, есть варианты работы без частых командировок. Не каждый раз раскопки становятся удачными, что способно подорвать моральный настрой. Условия в поездках часто не слишком комфортные, справиться с которыми многим современным людям не удается. Сделать яркую карьеру в археологии с вытекающим из этого финансовым благополучием удается лишь единицам.

Профессия археолога – это не 100-процентный шанс заработать денег и добиться славы. Представители направления считают его призванием для тех, кто влюблен в науку, жаждет романтики, не боится тяжелого труда и возможных разочарований.

Археология — это наука, которая знакомит нас с жизнью людей, обитавших на Земле в прошлом. Она занимается изучением всего, что осталось от древних двуногих обитателей нашей планеты.

Работа археологов делится на две составные части. Чтобы заниматься любой из них требуется специальная подготовка. Первая часть — это проведение раскопок на месте древних поселений. Эта работа должна выполняться медленно и очень аккуратно, чтобы не повредить откопанные предметы, часто бывающие весьма хрупкими. Записи о ходе раскопок заносятся в специальный дневник.

Вторая стадия — это тщательное изучение найденных предметов и составление их подробного описания, необходимого для того, чтобы информация стала доступной каждому, кто интересуется историей. После того, как эта работа будет завершена, археолог делает выводы. Выводы эти никогда не бывают полными, поскольку основываются на исследовании сохранившихся вещей. Главным образом это предметы, когда-то окружавшие людей в их каждодневной жизни. Большую часть находок составляют развалины древних жилищ, инструменты, украшения и драгоценности, кухонная утварь, детские игрушки. Часто археологи находят и кости животных, мясо которых служило пищей для людей.

Однако исследователям редко удается обнаружить недолговечные изделия из кожи, ткани, шерсти, дерева или соломы. По той же причине зачастую бывает невозможно отыскать сохранившиеся произведения древнего искусства, за исключением, разумеется, тех, которые были выполнены из металла, камня или керамики.

Археология возникла в то время, когда люди впервые стали интересоваться историей развития человечества. В V веке до н.э. греческий историк Геродот посетил Египет, интересуясь древними памятниками. Однако после заката древнегреческой цивилизации интерес к истории, казалось, угас.

Он вновь возродился лишь в XVI веке, когда средневековые ученые, посещавшие Италию и Грецию, стали обращать внимание на сохранившиеся образцы античной культуры. Жители Италии начали копаться в руинах, отыскивая древние монеты, вазы и другие предметы. Вскоре все больше людей стали заниматься «раскопками в прошлом», и таким образом было положено начало науки археологии.

Как археологи узнают, что они находят?

Археолог откапывает вещи, захороненные древними людьми. Вопрос в том, как он может представить города, людей и предметы такими, какими они были, воссоздать прошлую жизнь из того, что он нашел?

Дело в том, что он не всегда может это сделать, поскольку он не всегда находит именно те вещи, которые ему нужны, чтобы создать полную картину жизни людей в прошлом. В конце концов, все, что он находит,— это только то, что оставили предки, обычно это предметы, которые использовались каждый день. Это могут быть остатки домов, инструментов, украшений, посуды, игрушек, а также кости съеденных животных.

Но многие из тех вещей, которые были важны для жизни первобытных людей, обнаружить невозможно. Предметы из кожи, дерева, хлопка, шерсти и соломы обычно быстро разрушаются и не оставляют следов. Другой загадкой для археологов является одежда древних людей. Археолог может сказать, использовали ли они материю или шкуры животных, но если они не оставили своих изображений, он мало что может сказать об их одежде.

У археолога также нет ответа и на вопрос, обладали ли древние люди художественным вкусом, и он практически ничего не знает об их мыслях и идеях. Поэтому его картина жизни первых людей может быть весьма неполной.

Но несмотря на это, археолог может рассказать нам о многом. Сначала он определяет тот порядок, по которому строились города — один на руинах другого. Затем он должен знать тот город, где был найден предмет. На каждый предмет прикрепляется бирка, он фотографируется, измеряется и т.д. Если место археологических раскопок относится к историческим временам, он должен знать древнюю письменность этого района.

Многие эксперты помогают археологам: геологи, ботаники, зоологи и другие, то есть все те, кто помогают ему идентифицировать и анализировать найденный материал. Иногда археологу требуются годы работы и научных изысканий, прежде чем он сможет опубликовать работу о своих находках. Но если ему это удается, перед нами может развернуться восхитительная картина прошлого — картина жизни древних народов.

По шафиитскому мазхабу:

  1. Ихрам.
  2. Стояние на Арафате.
  3. Обход вокруг Каабы (таваф аль-Ифада).
  4. Ритуальный бег между склонами Сафа и Марва.
  5. Сбривание или подстригание волос на голове.

Виды Хаджа

Существует три вида обрядов, связанных с выполнением священной обязанности Хаджа:

  1. Аль-Ифрад, совершение только Хаджа, без Умры.
  2. Ат-Таматту, совершение сначала умры, а потом и Хаджа, по отдельности.
  3. Аль-Кыран, совершение Умры и Хаджа в совмещенном виде.

Наиболее предпочтительный вид - Ат-Таматту. Этот способ совершения хаджа рекомендовал своим сподвижникам Пророк Мухаммад, (салляллаху алейхи ва саллям). Хадж ат-Таматту подразумевает совершение в течение обозначенных месяцев Хаджа сначала обрядов Умры (малого паломничества), а затем Хаджа (основного). Паломнику, совершающему Хадж Ат-Таматту, надлежит принести в жертву животное. Тот, кто не в состоянии совершить жертвоприношение, соблюдает пост в течении трех дней во время Хаджа и семи дней по его окончании.

Как совершить хадж Таматту

Ихрам . Мужчина должен снять всю одежду и надеть два куска белой материи, которую называют ихрам. Также ему следует надеть тапочки. Для женщин ихрамом является обычная одежда соответствующая Шариату. Ихрам следует надевать в состоянии омовения.

Намерение . Паломники, следующие в Мекку наземным транспортом, одеваются в ихрам и делают намерение на месте в микате. (О нахождении миката должен сообщить руководитель группы).

Паломники, следующие в Мекку воздушным транспортом, делают намерение для хаджа над микатом. За 15 минут до нахождения над микатом и во время пересечения точки микат пилот объявляет об этом паломникам, и при необходимости, его объявление переводят на русский язык руководители групп. Намерение достаточно сделать в сердце, но лучше выразить и словами:

اللهم لبيك عمرة

«Аллахумма ляббейка умратан»

После намерения совершить умру на протяжении всего паломничества мужчинам громко, а женщинам про себя рекомендуется повторять тальбийю:

لَبَّيْكَ اللّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنّ الحَمْدَ وَ النِّعْمَةَ لَكَ وَ الملكَ، لا شَرِيكَ لَكَ

Ляббайка-Ллахумма, ляббайк. Ляббайка ля шарика ляка, ляббайк! Инна-ль-хамда ван-ни ’амата ляка ва-ль-мульк, ля шарика ляк!

(Вот я перед Тобой, о, Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой! Нет у Тебя сотоварища! Хвала Тебе, милость и власть принадлежат Тебе! Нет у Тебя сотоварища!)

После прибытия в Мекку размещения и кратковременного отдыха, паломнику следует отправиться в мечеть аль-Харам к Каабе для совершения Умры. Вначале совершают таваф (семикратный обход вокруг Каабы).

Таваф начинают и заканчивают в месте, отмеченном черной линией и светящимся зелёным знаком на стене мечети. В начале каждого круга паломник приветствует Черный Камень правой рукой и поворотом головы со словами:

بسم الله الله أكبر

«Бисмиллях, Аллаху Акбар!»

Желательно, чтобы во время тавафа правое плечо было открыто, а левое закрыто ихрамом:

Во время тавафа следует обращаться к Всевышнему с просьбами и дуа, можно читать Коран. В конце каждого круга между Йеменским Углом и Черным Камнем паломник говорит:

رَبَّنَا ءَاتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَ فِي الأَخِرَةِ حَسَنَةً وَ قِنَا عَذَابَ النَّارِ

Раббана! Ати-на фи-д-дунья хасанатан ва Фи-ль-ахирати хасанатан, ва кына ’азаба-н-нар!

(Господь наш! Дай нам хорошее в этой и потусторонней жизни и убереги нас от мучений Ада!)

Если паломник сомневается, сколько кругов он совершил, например, сделал ли он три или четыре круга, то продолжает, считая с трех, то есть с того числа, в котором он уверен.

После окончания тавафа паломник совершает намаз в два раката по возможности в месте «Макам Ибрахим», но если это будет препятствовать совершению тавафа другими паломниками, можно совершить этот намаз в любом месте мечети. Оба плеча во время этого намаза желательно закрыть ихрамом. Согласно сунне, в первом ракате читают суру «аль-Кафирун», во втором – «аль-Ихляс».

Затем паломник отправляется в сторону холма ас-Сафа, попив по дороге воду Замзам.

إِنَّ الصَّفَا وَ الْمَرْوَةَ مِنْ شَعَائِرِ اللهِ فَمَنْ حَجَّ الْبَيْتَ أَوِ اعْتَمَرَ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْهِ أَن يَطَّوَّفَ بِهِمَا

(Поистине, ас-Сафа и аль-Марва - из числа знаков Аллаха. Тому, кто совершает Хадж к Дому или Умру, дозволено обойти их. И кто изберет добро по собственному почину, [пусть знает], что Аллах - Воздающий по заслугам и Знающий). (Сура «Алъ-Бакара». аят 158).

لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ، لَهُ الْمُلْكُ وَ لَهُ الْحَمْدُ وَ هُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ، لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله وَحْدَهُ، أَنْجَزَ وَعْدَهُ، وَ نَصَرَ عَبْدَهُ، وَ هَزَمَ الأَحْزَابَ وَحْدَهُ.

Ля иляха илля-Ллаху вахдаху ля шарика ляху, ляху-ль-мульку, ва ляху-ль-хамду ва хуа ’аля кулли шайин кадир! Ля иляха илля-Ллаху вахдаху, анджаза ва ’даху, ва насара ’абдаху ва хазама-ль-ахзаба вахдах!

(Нет бога, кроме Аллаха, у которого нет сотоварища, Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он Всемогущ! Нет бога кроме Аллаха, который выполнил Свое обещание, помог Своему рабу и один разбил (вражеские) племена!)

Потом паломник начинает Са’й - движение от холма ас-Сафа в сторону холма аль-Марва и обратно. Между отрезками пути, отмеченными зелёным светом, мужчинам следует ускорять шаг. Дойдя до аль-Марвы паломник обращается в сторону Каабы, и повторяет аят и дуа, прочитанные на ас-Сафе (см. выше). Затем паломник снова возвращается к ас-Сафе и читает упомянутые аят и дуа. Так повторяется семь раз. Путь от от ас-Сафы до аль-Марвы считается одним отрезком, а обратно – другим. Таким образом получается, что паломник заканчивает Са’й в аль-Марве, дойдя до неё в четвёртый раз. На протяжении всего обряда желательно читать дуа, священные аяты и зикры. Дойдя до аль-Марвы в последний, седьмой раз, паломник, уже не читая вышеприведённые аят и дуа, может покинуть ас-Сафу и аль-Марву. Са’й считается завершённым, и паломнику можно совершить обряд укорачивания волос. Мужчины стригут волосы или бреют голову, женщинам достаточно состричь прядь волос длиной с палец.

На этом Умра считается совершенной, и паломник может снять ихрам и носить обычную одежду до 8-го дня месяца Зуль-Хиджа (дня тарвия).

8-го дня месяца Зуль-Хиджа начинается следующий этап Хаджа. В месте проживания в Мекке паломник одевает ихрам (выполняя те же действия, что и в первый раз: полное омовение, стрижка ногтей и т.д.) и отправляется в Мину. Там он размещается в одной из палаток для паломников. В Мине намазы аз-Зухр, аль-Аср и аль-Иша совершают в сокращенном виде в два раката, но во времени не соединяют.

9-ый день Зуль-Хиджы, в день Арафа, после утреннего намаза паломник отправляется из Мины в долину Арафа. Пребывание в долине Арафа 9-го числа месяца Зуль-Хиджа считается обязательным и главным условием Хаджа. В этот день намазы Аз-Зухр и аль-Аср сокращают и соединяют, совершая их во время аз-Зухр. В день Арафа до захода солнца паломнику следует оставить мирские дела и посвятить всё это время поклонениям, чтению Корана, дуа, зикров. Также следует помнить, что в этот день в долине Арафа одновременно находится почти четыре миллиона паломников. Поэтому важно проявлять максимальную организованность и следовать указаниям руководителей, чтобы не потеряться и не отстать от своей группы.

После захода солнца паломников доставляют в долину Муздалифа. Следует особо отметить, что ожидать подачи транспорта лучше в палатках, и выходить на посадку только по приглашению руководителей. Паломникам следует соблюдать спокойствие и достоинство, пропускать пожилых и женщин вперед, помогать им при посадке в транспорт.

В Муздалифе паломники совершают намаз совмещая аль-магриб и аль-иша во время аль-иша, при этом намаз аль-иша сокращают до двух ракатов. Намаз аль-магриб и аль- иша в Муздалифе желательно совершить сразу по прибытию, не откладывая. Если паломник по дороге в Муздалифу задержится, то ему разрешается совершить эти намазы в пути. В Муздалифе следует собрать камешки для обряда бросания камней (49-70 шт). Размер камешков указан на рисунке.

После полуночи (рассвета) паломники возвращаются в Мину. После утреннего намаза начинается первый день аййяму-ташрик (дни бросания камней). Время бросания камней продолжается 24 часа: от утреннего намаза до утреннего намаза следующего дня. В первый день бросания камней паломник отправляется к месту аль-Джамарат. В этот день он бросает 7 камешков только в Джамра аль-кубра. Бросая каждый камешек, паломник произносит: «Бисмиллях, Аллаху Акбар!» После возвращения в Мину паломник режет (поручает резать) жертвенное животное, стрижет волосы и снимает ихрам. Его состояние называется малый тахаллюль, ему разрешается всё, что можно вне Хаджа, кроме супружеской близости. После этого паломник отправляется в Мекку, чтобы совершить Таваф Аль-Ифада и са`й между Сафой и Марвой. Разрешается отложить Таваф Аль-Ифада до приезда в Мекку и совершить его после всех обрядов в Мине. Далее паломнику можно остаться в Мине до 12 числа месяца Зуль-Хиджа, но он должен будет покинуть Мину до времени намаза аль-магриб (или паломнику следует остаться до 13 Зуль-Хиджы). Каждый день пребывания в Мине в дни аййяму-ташрик (кроме первого) паломник должен совершать обряд бросания камешков, бросая в каждую Джамра по семь камешков, начиная с малой Джамра.

После завершения обряда бросания камешков Хадж считается завершённым, но перед тем как покинуть Мекку, паломнику следует совершить таваф аль-вада` (прощальный таваф). Таваф аль-вада (как и любой таваф) состоит из семикратного обхода Каабы. После его завершения паломник должен покинуть Мекку. При этом желательно не задерживаться в Мекке без причины, и не совершать покупки (это можно сделать до тавафа аль-вада).

Примечания

  • Несовершеннолетний может совершить Хадж, но это не освобождает его от обязанности совершить Хадж в дальнейшем, когда он достигнет совершеннолетия.
  • Обряды, которые ребёнку выполнить не под силу, (например, бросание камней) за него делают родители или сопровождающие взрослые.
  • Женщины в период месячных выполняют все обряды кроме тавафа, который можно совершить после окончания этого периода.
  • Женщинам, пожилым и немощным разрешается поручить бросать камни другим паломникам. Паломник, которому поручено бросать камни за других, должен бросить сначала камни за себя, потом (сразу) за поручившего.
  • Пожилые и больные не имеющие надежды на выздоровление имеют право поручить совершить Хадж за себя другому, при условии, что тот уже совершил Хадж за себя.
  • Так же тому, кто ранее уже совершил Хадж, разрешается совершить Хадж за умершего.

Что запрещается в ихраме

  1. Стричь волосы и ногти.
  2. Наносить духи на тело или ихрам.
  3. Мужчинам одевать головной убор.
  4. Жениться или быть сватом.
  5. Супружеская близость и ласки.
  6. Мужчинам надевать сшитую одежду.
  7. Охотиться.

Считается простительным, если тот, кто нарушил один из этих запретов, сделал это по незнанию, забывчивости или принуждению. Тот, кто сделал это преднамеренно, должен обратиться к имам или алимам за разъяснениями о том, что ему следует делать в качестве искупления.

Наиболее распространённые ошибки и нарушения

  • Участвовать в неоправданном и чрезмерном скоплении людей, например для того, чтобы прикоснуться к Чёрному Камню, или поскорее закончить обряд кидания камней.
  • Бросать и оставлять за собой мусор.
  • Женщинам пользоваться косметикой и находиться среди мужчин без необходимости. (Во время тавафа и бросание камней женщинам следует стараться не сталкиваться с мужчинами).

Пусть Всевышний Аллах примет ваш хадж, и простит всем нам грехи и ошибки!

и Медину теми мусульманами, которые достигли совершеннолетия и имеют физическую и материальную возможности. Слово «хадж» в переводе с арабского означает сильное желание, намерение и посещение того, кого возвеличили. А в нашей религии это означает намерение и посещение высокочтимой Каабы, с целью совершения специальных богослужений связанных с определенными условиями и правилами.

Человек, отрицающий обязательность совершения Хаджа , отходит от Ислама и впадает в неверие. Нельзя откладывать совершение хаджа тому, кто обладает этой возможностью, ведь может случиться так, что подобная возможность ему больше не представится. Кто умрет, не успев совершить Хадж , хотя имел такую возможность, в Судный день предстанет перед Аллахом ослушником, ибо не выполнил свой долг перед Ним.

При наличии шести условий совершение хаджа становится обязательным

1. Достижение совершеннолетия.

2. Исповедание религии Ислам.

3. Здравость рассудка.

4. Быть свободным.

5. Безопасность пути.

6. Материальная и физическая возможность.

Шесть составных частей (арканов) хаджа

1. Намерение вместе с одеванием ихрама (специальной, несшитой одежды, состоящей из двух кусков материи).

2. Пребывание в местности Арафа.

5. Сбривание волос (минимум три волоса).

6. Соблюдение последовательности этих столпов.

Значимость хаджа

Паломничество – наиважнейший ритуал, без которого вера теряет свою полноту. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится, что тот, кто совершит хадж ради Аллаха, не сквернословя и не греша при этом, вернется таким же чистым от грехов, как в день своего рождения. Пророк (мир ему и благословение) также отмечал, что шайтан никогда не бывает столь унижен, призираем, опозорен и разгневан, как в день пребывания паломников в местности Арафа, ибо видит тот, как нисходит на людей Милость Аллаха, и прощаются им великие грехи. Сказано, что среди грехов есть такие, которые можно искупить только пребыванием на местности Арафа.

Однажды иблис, проклятый Аллахом, явился к Пророку (мир ему и благословение) в виде странника, стоящего на Арафа, худого, желтого, плаксивого и сгорбленного. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил его:

Отчего ты льёшь слезы, отчего исхудал, отчего изменился лицом, почему сгорбился?

На что иблис ответил:

Из-за множества людей, спешащих сюда, боюсь, что надежды их сбудутся и оттого у меня тоска. От ржания коней на пути к Аллаху, ведь если бы всадники спешили ко мне, было бы лучше. От согласия людей быть послушными Аллаху, если бы покорились они мне, было бы лучше. От слов раба Аллаха, который просил для себя смерть праведника. Горе мне! Он действительно из числа знающих, если способен на такое удивительное действо.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано, что если кто-то покинул свой очаг с целью совершения хаджа или умры и умер в пути, то ему записывается вознаграждение, равное воздаянию за совершение хаджей до наступления Судного дня. Тот же, кто умер в одном из двух Святых городов – Мекке или Медине, в Судный день не будет допрошен, и его введут в Рай.

Совершение благословенного хаджа дороже жизни на этом свете, и для совершающих благословенный хадж только одна награда – Рай.

Ислам выделяет несколько видов богослужения, среди которых есть явные и скрытые. Скрытое богослужение – это поклонение сердца, например, любовь к Аллаху, искренность, покаяние, упование, страх и надежда на Его Милость. Явное богослужение бывает двух видов: телом и имуществом. Так вот хадж – это универсальное богослужение, ибо он совершается как имуществом, так и телом, а кроме того, у него есть и скрытые стороны, к примеру, чистота намерения.

Хадж отличается от других столпов Ислама тем, что совершается только в определённом месте Земли – Мекке, тогда как исполнять такие столпы Ислама, как намаз, пост, закят можно в любом уголке земного шара.

Всевышний установил правила и законы для Своих рабов таким образом, что человек, совершающий их, получал пользу, как в этой, так и будущей жизни. Священный Коран , рассказывая о хадже, упоминает о пользе и мудрости, заключённых в этом столпе Ислама.

Мудрости хаджа

Теперь мы вкратце упомянем о некоторых моментах паломничества (хаджа), имеющих глубокую и скрытую мудрость.

1. Объединение мусульман. Ислам придаёт особое значение теплоте отношений и дружбе между мусульманами. Аллах создал столпы Ислама способствующими к сплочению и единению мусульман. Например, жители одного квартала имеют возможность встречаться пять раз в день в близлежащей мечети, совершая коллективный намаз. Кроме того, все жители населенного пункта имеют возможность раз в неделю встречаться в мечети на пятничной молитве. А все мусульмане планеты имеют возможность раз в год встречаться на хадже , поэтому хадж является самой большой регулярной конференцией мусульман мира.

2. Оживление настоящего мусульманского братства. Все мусульмане, независимо от расы, национальности, совершают одни и те же обряды и ритуалы, просят у Единого для всех Господа, смотрят в одну и ту же сторону, т.е. Кибла.

3. Притяжение всех мусульман, как бы далеко они не находились, к центру исламского мира – Благословенной Мекке, из которой по всему миру распространился свет Единобожия.

4. Проявление равенства между мусульманами. При соблюдении обрядов хаджа исключаются какие-либо привилегии, все находятся на одном уровне. Воистину это то место, которое напоминает о начале рождения человека, когда у него нет преимущества перед кем-либо. Также хадж – это напоминание о Судном дне, когда все станут перед Господом, в страхе перед допросом, где не поможет ни благородство рода, ни имущество, ни положение в обществе.

5. Хадж – это напоминание мусульманам об их благочестивых предках, пророках и посланниках, чтобы верующие смогли проникнуться глубоким вдохновением, и чтобы вера укрепилась в их сердцах. Каждое место, где выполняется обряд хаджа, связано с каким-либо историческим событием. К примеру, перед Каабой паломник представляет образ посланников Аллаха Ибрахима и Исмаила (мир им), которые строили Каабу. Также верующие представляют нашего Пророка (мир ему и благословение), который целовал священный камень «Хаджар уль-Асвад». Холмы Сафа и Марва напоминают паломнику о Хаджар, которая искала воду для своего сына Исмаила (мир ему), а Мина, где кидают камешки, напоминает пророка Исмаила (мир ему), который в этом месте отогнал от себя сатану, кидая в него камни. На Арафе верующий представляет образ Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который, совершая прощальный хадж, завещал верующим: «О люди, ваш Господь Один, и все вы потомство Адама (мир ему), Адам создан из земли и нет преимущества у араба перед неарабом, кроме как в богобоязненности. И после меня не превращайтесь в неверных, которые враждуют друг с другом».

6. Хадж – это воспитание паломника, когда он, находясь в пути и сталкиваясь с трудностями и неудобствами, должен проявить терпение (сабр). На хадже в одном месте встречается большое количество мусульман, и необходимо проявлять скромность, тактичность, уступчивость. Хадж также воспитывает в человеке щедрость, когда он закалывает жертвенное животное на Курбан или когда раздает милостыню неимущим.

Пусть тот, кто желает начать жизнь с чистого листа, приступает к паломничеству с искренним стремлением, а признаком принятия Всевышним хаджа является изменение характера человека в лучшую сторону.

Пусть Всевышний одарит нас Своей Милостью и сделает нас рабами, уходящими из этой жизни с верой! Амин.