Open
Close

Как снять сглаз с ребенка. О другом подобном явлении Божественного света


«Значит, Вы православный? Как, говорите, Ваше святое имя?» Я из Северной Ирландии, пришел к Православию, будучи уже взрослым, и теперь по работе часто езжу в исконно православные страны, хожу там в храм. Жизнерадостные греки, скептики-сербы, жители других восточных земель расспрашивают о моем пути к Православию. Особенно их интересует тот святой, имя которого я ношу. Выслушав ответ, они, бывает, проникаются еще более скептическим отношением. Если есть смысл дальше продолжать разговор, я рассказываю о своем родном крае и узах, связывающих меня с ним, о христианском прошлом моего народа. Чаще всего собеседники проявляют искренний интерес, но, случается, взгляд их затуманивается, и они, фактически, перестают слушать. Но поскольку моя история - это история многих и многих православных христиан на Западе, хочу попытаться донести ее до единоверцев посредством печатного слова.

Семь с лишним лет назад в моей жизни произошло радостное событие - я стал членом Православной Церкви, крестившись с именем Колумба, в честь святого покровителя Ирландии и просветителя Шотландии. Выбор имени (священником и самим крещаемым) - процесс таинственный, но в данном случае решение принять это имя, искать покровительства и духовного руководства именно св. Колумбы, соответствовало, с одной стороны, моему происхождению, национальным и культурным корням, а с другой стороны, стремлению к иному Царству, где не имеют значения национальные и культурные различия.

Вырос я на севере Ирландии, в семье моряков, до самозабвения влюбленных в свое дело. Северное и северо-западное побережье Ирландии, западные острова Шотландии - вот места, где прошло мое детство. Отец и брат увлеченно занимались морским делом, для них снасти, морские карты, навигационные приборы, ветра, приливы - все, что связано с морем, - было исполнено совершенно особого очарования. Меня же всегда больше интересовали те места, куда мы плавали, и язык местных жителей. С момента пробуждения сознания, уже в самом раннем детстве, меня завораживали слова, произнесенные и написанные, и мне практически не важно было, на каком они языке. Однажды мы высадились на одном из небольших островов у побережья Шотландии, и я отчетливо помню, как пытался применить несколько самостоятельно выученных фраз на гэльском языке, обращаясь к продавцам и почтальонам, каждый раз весьма озадаченных моими лингвистическими опытами. Острова эти, лежащие между Шотландией и Ирландией, словно камни, по которым можно перейти с одного берега ручья на другой, - земля св. Колумбы, писателя и морехода, мастерски управлявшего судном и прекрасно владевшего устным и письменным словом, в том числе поэтическим, великолепного каллиграфа, знавшего, помимо своего родного языка, еще и латынь.

Его корабль не единожды заходил в здешние воды, но было одно путешествие, перевернувшее, по мнению исследователей, всю его жизнь: в 563 году он с десятком товарищей, покинув берега родной Ирландии, отправился к крошечному острову Айона с намерением основать там монастырь. Тридцать четыре года он прожил на этом острове и в 597 году от Р.Х. отошел ко Господу в великой святости. К моменту его кончины основанный им монастырь уже был одним из крупнейших западноевропейских центров культуры и христианского подвижничества. Духовные чада св. Колумбы после него еще долго обучали наукам монархов, создавали прекрасные рукописи и, главное, поклонялись и служили Господу. Лишь спустя двести лет общину разорили и уничтожили викинги.

Эти сведения о жизни св. Колумбы сохранились в моей памяти благодаря знаменательному событию в истории нашей семьи: в 1963 году, когда мне было всего четыре года, отец участвовал в особом проекте Англиканской Церкви - морском путешествии, повторившем путь св. Колумбы из Ирландии в Шотландию на небольшом деревянном парусно-гребном судне, которое ради такого случая постарались сделать максимально похожим на тот корабль, что был у св. Колумбы. На таких судах, обшитых кожей и холстом и промазанных смолой, рыбаки выходили в море еще и в XX веке.

Отец вел этот корабль, был на нем шкипером. Это яркое, смелое, увлекательное путешествие стало настоящим приключением. Однако на более глубоком уровне оно оказалось для всех участников серьезным событием духовной жизни. Слушая воспоминания отца и его товарищей, я воспринимал то плавание не просто как морской поход, а и как паломничество.

Таким образом, я почел за великую честь возможность носить имя св. Колумбы, участвовать в таинствах под этим именем, призывать св. Колумбу в молитвах и каждый день просить его о небесном заступничестве.

В дальнейшем, когда пыл, обычный для новообращенных, немного поостыл, я обнаружил, что в церковной жизни постоянно сталкиваюсь с одним затруднением. Вернее, даже с двумя трудностями, взаимосвязанными и взаимообусловленными. Во-первых, оказалось, что в исконно православных странах - России, Грузии, на Балканах, - при первом знакомстве люди встречают меня скептически. Между нами сразу встает стена недоверия, и связано это с их сомнением в возможности давать крещаемым в Православие имена западных святых, даже живших до разделения Церквей. Я часто слышал в свой адрес: «Тут, должно быть, какая-то ошибка. Вас, наверное, неправильно крестили». В ответ я каждый раз повторял известный (и верный!) довод: Колумба и другие великие святые Запада времен раннего христианства принадлежат неразделенной Церкви и потому по праву являются достоянием православного мира. Но законные наследники Православия по понятным причинам не желали, чтобы новообращенные - без году неделя - чужестранцы учили их новым штукам, и потому не раз и не два меня довольно резко ставили на место. С другой стороны, возникли проблемы и в общении с западными христианами: «Мы знаем, что ранней кельтской Церковью интересуются католики, и не только они, но и шотландцы и англикане. Но что общего может быть у гэльских святых, таких как Колумба, с восточным христианством?»

Ища ответ и для тех, и для других христиан - и восточных, и западных, - я спрашивал себя: «Где место моего покровителя, святого Колумбы?» Для меня жизненно важно было ответить на этот вопрос, и я судорожно цеплялся за любую попадавшуюся на пути соломинку, с благодарностью принимая все, что могло прояснить ситуацию. С какой радостью и воодушевлением я прочел в 1997 г. в журнале «Альфа и Омега», выходящем четыре раза в год в России по благословению Патриарха Московского и всея Руси, статью о св. Колумбе, автор которой оказался весьма сведущим. Еще больше меня порадовала небольшая, но прекрасно написанная книга Танасиса Папафанасиу о св. Колумбе и кельтских святых (на греческом языке). А узнав, что есть несколько священников и по меньшей мере одна монахиня с именем Колумба, я вообще воспрял духом.

Потом обнаружились связующие нити между европейским христианством и раннехристианским Востоком. Это было для меня очень важно. Например, мне попало в руки прекрасное гэльское песнопение - хвала св. Колумбе, - составленное сразу после его кончины. Автор называет св. Колумбу великим последователем свв. Василия Великого и Иоанна Кассиана. Последний, насколько я помню, принес монашескую традицию Египта и Палестины христианскому Западу. Вполне понятно, почему св. Колумба был его духовным сыном, пусть и не напрямую. Мне указывали на невероятное сходство между каменной резьбой и искусством орнамента у кельтов и искусством христианского Египта и Армении. Слышал я и о ссылках на «лозу, перенесенную из Египта», и о «семи египетских монахах» в дошедших до нас фрагментах литургических текстов раннехристианского периода в Ирландии. Кроме того, известно, что составитель жития св. Колумбы (его имя - Адомнан) был авторитетным знатоком священной географии христианского Востока. С помощью одного странствующего священника, побывавшего на Айоне, Адомнан записал замечательный отчет о жизни христианского Иерусалима в первые годы после завоевания его арабами. Адомнан - великолепный лингвист, латынь его приправлена словечками греческого происхождения. Учитывая все вышесказанное, мне показалось, что православный христианин может на вполне законных основаниях попытаться пройти, пусть и неумело, по следам такого исполина духа, как св. Колумба.

Однако, встал вопрос: является ли Православие лишь одним из многих претендентов на наследие св. Колумбы, может ли оно рассчитывать лишь на кусочек этого пышного пирога? Знакомясь с историей Церкви Британских островов XIX века, поражаешься, как представители разных христианских конфессий и деноминаций один за другим стараются заявить о своих исключительных правах на святого просветителя Шотландии. Впечатление от этого почти комическое. Католики спешат выставить Колумбу верным слугой папы, нонконформисты, наоборот, подчеркивают различия в религиозной практике между Римом и ранней Кельтской Церковью, превращая св. Колумбу в одного из первых героев-антипапистов. В XX веке пресвитерианский клирик Джордж Маклеод - личность харизматическая - основал на родном острове св. Колумбы общину, устроенную удивительно практично, что было так характерно для самого св. Колумбы. Община эта, по замыслу ее создателя, должна была умело сочетать религиозную практику с участием в разрешении проблем, терзающих современный мир, причем самых тяжелых и страшных. За прошедшие с тех пор годы община превратилась в межконфессиональную и, с точки зрения православных, скорее политическую, чем духовную организацию. Кроме того, на острове уже довольно долго работает англиканский приют, а недавно появился и католический. Так что же, получается, что православные, начав устраивать паломнические поездки на Айону лишь в 1997 года, явились к шапочному разбору и могут теперь просто водрузить свой флаг на острове св. Колумбы рядом с другими флагами? И каково место православных в поединке между многими и различными образованиями (среди которых далеко не все религиозные), претендующими на часть наследия этого святого? Экологи называют его одним из первых зеленых, шотландские националисты - первым патриотом, феминистки видят в нем и в Кельтской церкви первопроходцев борьбы за равенство полов. Имеет ли смысл и православным христианам вопрошать: «Где тут наш кусочек св. Колумбы?»

На этот вопрос, в конечном итоге, может ответить только сам св. Колумба. В его житии - ярком, сильном, не оставляющем читателя равнодушным повествовании, записанном спустя примерно сто лет после его кончины, многое кажется странным, а многое - удивительно знакомым православному христианину. Мир, в котором он жил, был как нельзя более далек от того, в котором живем сегодня мы. Кельтские земли никогда не принадлежали Римской империи. Кельты не знали дорог, городов, денег, каменных зданий, памятников. У них вечно шла война - стычки между вождями мелких племен, - и каждый человек мог в любой момент умереть насильственной смертью. Выходя в море, любое судно могло запросто потерпеть крушение. Случайная встреча человека с себе подобным вызывала не легкое любопытство, как в наше время, а страх за собственную жизнь.

Мы видим, что внешние обстоятельства и условия жизни св. Колумбы бесконечно далеки от наших (даже если мы живем в одном из самых удаленных и диких уголков планеты), и вряд ли мы можем даже представить себе эти условия более или менее достоверно. Но прочтите заново его житие, и вы увидите, что там есть моменты, столь близкие нынешней православной традиции, - кажется, будто они произошли и записаны вчера, или в любой из периодов истории последних 2000 лет. Св. Колумба прежде всего обладал даром сострадания и вместе с тем духовного различения, в одно мгновение пронзающим толщу времени и пространства, преодолевающим барьеры жизни и смерти, и в этом он похож на современных греческих старцев, например, о. Порфирия и о. Иакова. Находясь у себя в келье на Айоне, св. Колумба видел и знал, что в сотне миль оттуда терпят бедствие на море его собратья-монахи. Знал, что в эти минуты страдает родовыми муками беременная женщина в далекой Ирландии. Видел, что именно происходит на поле духовной битвы за души новопреставленных. И это были не ясновидческие трюки и приемы, а дар, естественным образом проистекавший из его собственной духовной борьбы, результат его стараний освободить душу от грехов гордости и эгоцентризма и разделить беды и испытания других людей, близких и далеких. Св. Колумба был наделен прозорливостью, т. е. остро развитым чувством понимания духовного предназначения окружавших его людей - видел, каковы их отношения с Богом и что им нужно делать, чтобы эти отношения исправить. Плодом его духовных усилий были и всякого рода физические знаки, показавшиеся бы странными и невозможными западному христианину, но хорошо известные христианскому Востоку: божественный сияющий свет, окутывавший его тело, благоухание, связанное с его присутствием (люди порой чувствовали это благоухание даже когда физически он был совсем в другом месте). И, прежде всего, конечно же, ощутимая реальность его общения с ангелами, и при жизни его, и после смерти.

Вот что испытал один святой человек, ирландец, находившийся за сотни миль от Айоны, в ту ночь, когда св. Колумба отошел ко Господу: «В ночь его блаженной кончины я видел остров, купающийся в ярком свете, исходившем от ангелов. Весь воздух и небо над ним даже до божественного эфира был наполнен сиянием бесчисленных ангелов, посланных с неба унести домой его душу. Я слышал сладчайшие песнопения сонмов ангелов, певших в вышине в то самое мгновение, когда его душа вышла из тела и ее понесли ангелы». От этого рассказа замирает дух, и в то же время он понятен всякому, кто знаком с духовной литературой христианского Востока - житиями святых и текстами о духовной борьбе.

Что же, вот вам и ответ? Говоря просто, да, так и есть. Зеленые чествуют Колумбу защитника природы, пресвитериане называют его сторонником папы, а православные предъявляют права на Колумбу-святого, потому что в конечном итоге мы ничего не сможем по-настоящему понять в его жизни, кроме его святости. Святость Колумбы начинается с действия, продиктованного смирением - он отказывается от земной власти, не желает быть местным вождем в своей родной Ирландии, стремясь всего себя безоговорочно отдать во власть Христа. И мы, будучи православными, вероятно менее, чем кто-либо другой, имеем оправдание, если не видим этого. Наша традиция прозревает самые глубины природы святости, поэтому и спрос с нас больше. Будь мы истинно достойны носить имя св. Колумбы, вряд ли бы нам пришлось спорить с кем-либо по поводу его наследия и значения его личности. За нас говорило бы само наше свидетельство.

Так я отвечаю друзьям из Сербии, Грузии или Ливана, когда они высказывают сомнения относительно моего святого покровителя.
Перевод с английского Инны Беловой специально для Православие.Ru
Колумба Брюс Кларк
Журнал «Road to Emmaus», №17 (весна 2004 г.)

Так, нынешние невесты воспринимают подвенечный наряд как возможность выгодно продемонстрировать свою женскую привлекательность и открыть на обозрение

Как снять порчу и как защититься от порчи

Заклинаю тя Богом, показавшим древо живота, и с чином высшим херувима, и пламенное оружие обращающееся стрещи то, запрещен буди. После выноса


Обереги от сглаза и порчи Соколиный глаз

Не рекомендуется искать пропавший оберег. В Турции ленту с глазом вешают новорожденному ребенку на руку. Подростки и взрослые носят амулет на

Оберег от сглаза и порчи

Порча на вещь (предметы)

Молитва Матроне на исполнение желания тому свидет. Куклу оставляют на кресте на задуманный срок. Если желают человеку скорой смерти, жгут куклу на

Выкатка яйцом Форум

Что происходит после снятия порчи. Но чтото не внушает доверия. Мне лет. Я не живу, а проживаю время. У меня есть муж, он очень хороший человек, сын

О порче на одиночество. Как она действует и можно ли

Я встретила свою половинку там, где совершенно не ожидала. Существует много различных вариантов обрядов на одиночество, но все они относятся к черной

Как самостоятельно сделать порчу на человека по фото.

Колдуны говорят, что ритуалы на формирование порчи должны быть известны каждому, чтобы он умел их распознавать и эффективно бороться с подобными

Как определить наличие сглаза или порчи (непознанное)

Смело звонит мне, говорит гадости. Наталия, мне тоже ничего не ответил. Видать мы такие классные и так сильно светимся, что аж глаза заслепили

Порча Приворот и магическая помощь Страница 2

Залепите отверстие белым воском, закопайте и возвращайтесь, не оглядываясь. Когда яйцо начнёт гнить, испорченный начнёт желтеть и умрёт в течение

Снять проклятие бедности Заговоры и Привороты

Они могут выполняться даже детьми. Причем чем ярче работает ваше воображение, тем быстрее исполняется ваше желание. Эффект наступает после двухтрех

Как снять порчу яйцом - 7 эффективных способов

Мама у меня всем эзотерическим увлекается. Сегодня я раскрою вам тайну, как это сделать. Все движения делать строго по часовой стрелке. Отрывать яйцо

Мантра От Негатива скачать музыку бесплатно и слушать

человека на земле. И, к сожалению, это влияние часто носит негативный характер. В этот день надо чистить астрал. Вы сами должны оценить свою

Как вернуть порчу тому, кто ее навел, Обряд возврата

На чужие деньги негоже устраивать праздники, довольствуйтесь минимальной суммой на хлеб, молоко. Полезно посидеть несколько дней на строгой диете,

Как снять сглаз с ребенка

Свят, Свят, Свят. Святый Боже, Святый прав. Пособи дитю моему, поправь.Чтобы чадо не болело, чтоб дитятко не синело. чтобы криком не кричало, а

Молитвы, помогающие против сглаза и порчи

Джинны являются одним из божественных творений Аллаха. Они, как и люди, имеют физическую форму, интеллект и чувства, но скрыты от человеческого

Как поменять паспорт при негодности?

Порядок оформления гаража в собственность в большей степени зависит от того, кооперативным или индивидуальным является строение. Такую нить принято

Снятие порчи как снять порчу, с человека,

Также следует обратить внимание на поведение животных в доме. Особенно чувствительны к плохой энергетике кошки. Они будут сторониться человека, не

Сеансы Алана Чумака. Сеанс по снижению и устранению.

Но вскоре всётаки купила его. Голунова просто мега ведьма. аж страшно было. когда она испытания проходила. Моя работа непосредственно связана с

Будьте здоровы и счастливы. Но это не значит, что быстрые, решительные и грамотные действия не могут прервать ее пагубное воздействие. Алла, ответила

Как найти подклад в доме избавляемся от порчи

Дыня засушенная к неудачной беременности. На таком уникальном свойстве и основана луковая защита. Добрый день,Азал. Мне нужен Ваш совет. Сегодня я

Тату от сглаза и порчи значение, фото

Василиса Володина очень приятная женщина. Смотрю давай поженимся. В нашей статье мы представили фото и видео тату от сглаза и порчи, по которым вы

Уголовная ответственность не будет определена, даже если поддельная бумага будет нотариально заверена или же зарегистрирована другим доверенным

Заговор от сглаза сильные ритуалы на все случаи

действительно окажет вам помощь, в крайнем случае, не навредит, так как Девятым днем индивидуального ритма будет тогда й лунный день парных энергий.

Порча на смерть последствия для заказчика

Я верю в силу слова и силу амулетов. АСТРОЛОГИЯ.ЭКСТРАСЕНСОРИКА. Зеркальная магия и зеркальный коридор в СанктПетербурге. В процессе свершения

Как самостоятельно избавиться от сглаза и порчи в

Бог нам Прибежище и Сила, Помощник в скорбех, обретших ны зело. Сего ради не убоимся, внегда смущается земля и прелагаются горы в сердца морская. И

Как действует на человека церковная порча. маг

Отвар лаврового листа с добавлением меда пьют от язв легких. После учебы девочку направили работать медсестрой в детский приют. Это маленький мешочек

Татарские молитвы от сглаза МАГ РИНАТ

Если Вы поймете, что Для вас охото попросить еще чтото, побеседовать с Господом и без помощи других попросить его о здравии собственного чада, то

Защита от порчи и сглаза самостоятельно поставить и

Между прочим, мы часто страдаем от собственного сглаза. И не только увидеть, но и осознать его в полной мере и принять в свою жизнь как ее

6 лучших дуа от сглаза

Удача во всех начинаниях, в работе и в личных отношениях. Дом полная чаша станет для вас не просто крылатым выражением, а правдой. Вашей личной

Порча и сглаз на свадьбе особенности защиты

Так, нынешние невесты воспринимают подвенечный наряд как возможность выгодно продемонстрировать свою женскую привлекательность и открыть на обозрение

Рунические формулы для нанесения вреда и порчи Форум

В современном мире эта руна используется для раскрытия всевозможных тайн. Этот рунескрипт применили против человека, который хотел заключить сделку с

Как сделать порчу на того, кто обидел на врага

Ни для кого не секрет, что вода обладает уникальными свойствами. Человека с пробитым защитным полем начнет мучить депрессия, преследовать тяжелые

Как рунами снять порчу Privorot-2018.ru

А наших сил было явно недостаточно, то Алории пришлось, благодаря ее магическим умениям, прибегнуть к помощи наших умерших родственников. Сроки

Как защититься от сглаза на работе AstroGuide.ru

Мы забываем старые хорошие традиции, например, раньше в каждой квартире, как правило, в комнатах была побелка на стенах. Старики не зря именно белым

Сколько осталось или Снимается ли порча на смерть

Избежать этой негативной программы поможет защита от порчи на смерть. Я помогу вам. Жду ваш вопрос. Этот вид порчи может навести только очень сильный

Сильная молитва Матроне Московской от порчи, 2

Магия и эзотерика. Профессиональные услуги. Обучение магии. Если в местности, где вы живете, нет храма, где можно помолиться Матроне Московской,

Самостоятельное снятие приворота на месячную кровь

С нитью на руке я хожу уже больше лет. Первый раз она развязалась, когда я попала в аварию. Мой автомобиль сильно пострадал. Медики ещё удивились,

Порча на неудачу Статьи на Вздраво.ру

Какойлибо достаток просто исчез как факт. Твоего Сына с нимже благословен еси, и со пресвятым и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и

Сглаз и порча заговоры чтобы не сглазили

Божьего ни крови, ни тела, ни костей, ни мозгов от довека и ныне, и до гробной доски в день и в ночь, по час всякий. Окуривание ладаном устраняет

Мысли о порче, как правило, начинают одолевать людей после возникновения в их жизни ряда неудач проблем на работе, конфликтов в семье, пошатнувшегося

Оберег от сглаза и порчи

Впервые я надела нить несколько месяцев назад. Знаете, я очень часто страдала от зависти недоброжелателей. Неудачные браки тому подтверждение. Я так

Порча на вещь (предметы)

Молитва Матроне на исполнение желания тому свидет. Куклу оставляют на кресте на задуманный срок. Если желают человеку скорой смерти, жгут куклу на

Ирландия

Святой Колумба происходил из королевского рода Уи Нейллов . Его мать Этне была из королевской семьи Лейнстера . В детстве он воспитывался у пресвитера по имени Круйтнехан, потом обучался у старца Геммана. Затем он поступил в монастырь святого Финтана , где, по легенде, жили и учились многие известные святые Ирландии. Ещё живя в Ирландии, святой основал несколько монастырей, в том числе Дайре Калгах (Дерри), и, возможно, Келлс.

Битва при Куль Древне

Иона

Колумба основал монастырь на острове Иона в г. По различным данным, остров был подарен ему королём Дал Риады Коналлом или же пиктским королём Бруде. Древнеирландское название острова - Í, впоследствии он стал известен, как Í Choluim Chille или Ikolmkill (остров Колумбы). Там Колумба с двенадцатью монахами основал монастырь , ставший центром его деятельности по христианизации Шотландии. Оттуда Колумба со своими сподвижниками отправлялся в разные стороны проповедовать евангелие , строил церкви и основывал монашеские общины, становившиеся новыми центрами христианской проповеди. В Шотландии он провёл тридцать три года, основал несколько монастырей и миссий и обратил в христианство большинство северных и южных пиктов .

Христианизация и распространение веры протекали в Британии - по утверждениям историков - очень разумно, прямо-таки ловко, вполне приемлемым и легким для приятия варварами-кельтами методами. Миссионерам мало мешали старые боги, они даже считали полезным, когда слушатель, внимая словам Евангелия, стоял, прислонившись к кромлеху. Языческих верований не преследовали и не отвергали скопом. Яснее всего это видно на примере тонкой и тактичной деятельности святого Колумбы с острова Иона, обращавшего пиктов в 563-590 годах. Видя, что пикты одаряют божескими почестями источники и ключи, святой муж не вопиял, не плевался, не проклинал и не пытался пикетировать источники. Он втихую кропил их святой водой и изгонял дьявола. Таким манером он, как утверждают его агиографы, окрестил триста различных источников. Пикты продолжали почитать источники, не подозревая, что те уже давным-давно не языческие, а освященные! Анджей Сапковский Мир короля Артура

Ссылки

  • Житие святого Колумбы в издании У. Ривза (1874 год) - латинский текст, английский перевод, примечания, дополнительные материалы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Святой Колумба" в других словарях:

    Св. Колумба на витраже в Обане Колумба (собственно Кримтан (Crimthann), прозванный современниками Колумба, Колум Килле, Кольм Килле, что означает «Голубь Церкви», 521 9 июня 597) ирландский святой монах, проповедник христианства в Шотландии.… … Википедия

    Не следует путать с Колумб. Не следует путать с Колумбан. Св. Колумба на витраже в Обане … Википедия

    - (святой) ирландский монах Кримфан, прозванный современниками К. (521 597), шотландский апостол. Один из предводителей скоттов, родственник К., подарил ему (563) остров Иону (теперешний Ikolmkill или остров Отшельника К.); там построил он с 12… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Брендан Клонфертский Имя в миру: Киаррайгт Луахр … Википедия

    На витраже в Обане Колумба (собственно Кримтан (Crimthann), прозванный современниками Колумба, Колум Килле, Кольм Килле, что означает «Голубь Церкви», 521 9 июня 597) ирландский святой монах, проповедник христианства в Шотландии. Святой Колумба … Википедия

    Мура (умер в 645 году) игумен ирландский. День памяти 12 марта. Святой Мура Мак Фередах (Mura McFeredach), иначе Муран (Muran, Muranus), Мурам (Murames), или Муру (Muru) родился в Донегале, Ирландия. Святой Колумба поставил его первым настоятелем … Википедия

    Католическое движение Римско Католической Церкви, христианское братство, объединяющее практикующих мужчин католиков и основанное для благотворительной, социальной деятельности. Целью католического движения «Рыцари Колумба» является… … Википедия

    Координаты: 44°24′43.03″ с. ш. 8°50′30.75″ в. д. / 44.411953° с. ш. 8.841875° в. д … Википедия

    Содержание 1 Святые Ирландии 2 Ирландские святые 3 Библиография 4 Примечания // … Википедия

    - (англ. St Margaret s Chapel) часовня на территории Эдинбургского замка. Часовня является старейшим из сохранившихся зданий города и од … Википедия

Книги

  • Освоение Америки Русью - Ордой. Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветхозаветный Иерусалим- Москва XVI века. Храм Соломона-храм Святой Софии в Стамбуле , Носовский Г., Фоменко А.. В книге обсуждается завоевание Америки в XV веке войсками Руси-Орды и Османии=Атамании. Не описано ли в Библии плавание Христофора Колумба 1492 года в виде ветхозаветной легенды о патриархе…

) - ирландский святой , монах , проповедник христианства в Шотландии . Святой Колумба считается одним из «двенадцати апостолов Ирландии». В 563 году святой Колумба основал первый монастырь на территории нынешней Шотландии и был там настоятелем .

Его проповедь сыграла особую роль «в распространении христианства среди британских пиктов и скоттов , а затем и англосаксов » .

Ещё живя в Ирландии, святой основал несколько монастырей, в том числе Дайре Калгах (Дерри), и, возможно, Келлское аббатство .

Святой Колумба и святой Патрик [ | ]

Святой Колумба был праправнуком Ниалла (Нейла) Девяти Заложников , предводителя ирландских разбойников, похитивших в начале V века бритского юношу, которому предстояло стать святым Патриком . Так удивительным образом переплелись судьбы двух величайших британских проповедников .

Битва при Кул Древне [ | ]

Согласно же преданиям, сохранившимся в житиях святых, поводом для конфликта стал спор между Колумбой и другим святым, о том, кому должна была принадлежать книга псалмов - частично сохранившийся до наших дней «Катах » («Боец») .

По преданию, Финниан в качестве аббата монастыря Клонарда владел копией Псалтыря, переведённого Иеронимом Стридонтским на латынь. Святой Колумба тайно от хозяина книги скопировал её текст. Когда Финниан узнал об этом, он потребовал от Колумбы отдать ему копию, однако тот отказался, считая, что текст книги принадлежит «всем глазам, которые его читают». В итоге, владелец оригинала обратился к королю Диармайту мак Кербайллу, который объявил, что «как телёнок принадлежит хозяину коровы, так и копия - хозяину книги» , встав таким образом на сторону Финниана. Это решение Диармайта рассматривается современными исследователями как один из наиболее ранних случаев законодательной защиты авторских прав в Средние века . В свою очередь, Колумба попросил защиты у своих родственников из числа Северных Уи Нейллов. В результате возникла направленная против Диармайта коалиция, в которую вошли двоюродные братья Колумбы Айнмере мак Сетнай и Ниннид мак Дуах из септа Кенел Конайлл, совместно правившие Айлехом братья Форггус мак Муйрхертайг и Домналл Илхелгах из, а также король Коннахта Аэд мак Эхах Тирмхарна. Возможно, для правителей Северных Уи Нейллов обращение Колумбы за помощью было лишь предлогом к началу мятежа против верховного короля. Истинными же их намерениями, вероятно, было устранение Диармайта с последующим возведением кого-либо из участников мятежа в верховные короли Ирландии .

В 562 или 563 году ирландские клирики собрали синод, на котором действия Колумбы были подвергнуты формальному осуждению (правда, биограф святого Адомнан сообщает, что впоследствии он был реабилитирован). Святой решил покинуть Ирландию и отправиться в добровольное изгнание.

Монастырь на острове Айона [ | ]

Учеником святого Колумба был святой Кормак Уа Лиатан , которого Колумба поставил настоятелем в Дарроу .

Примечания [ | ]

  1. Великобритания // Православная энциклопедия, т. 7, с. 471-507.
  2. Denis Larionov & Alexander Zhulin. Acts of Archbishop Colton in his metropolitan visitation in the diocese of Derry, A.D. MCCCXCVII (неопр.) . Ebooksread.com. Проверено 12 мая 2014.

Библиотека “Халкидон”

___________________

К 1400-летию преставления
святого Колумбы Ирландского,
называемого также Колум Килле

Т. А. Михайлова

Святой Колумба Ирландский

Зародившись и оформившись как новое вероучение на развалинах многонациональной Римской Империи, христианство по самой своей сути не имело специфических национальных корней. В этом, возможно, состояла его сила: комплекс этических законов христианства был направлен в первую очередь на человека как на духовную личность, и это способствовало его быстрому распространению в Европе раннего средневековья, столь многоликой и пестрой. Но, попадая в новую этническую среду, христианство каждый раз неизменно окрашивалось, если можно так выразиться, в специфические “национальные цвета”, что дало нам все разнообразие существующих и в наши дни форм местной святости.

Одну из наиболее интересных и сложных форм конкретного воплощения христианского учения представляет собой кельтская Церковь, особенно - в период раннего средневековья, когда она была еще относительно свободна от влияния Рима . Наиболее яркое свое воплощение кельтская Церковь нашла, безусловно, в Ирландии, христианизированной уже в V в. (миссия святого Патрика традиционно датируется 432 г.) и оставившей в своей истории множество имен местных святых, зачастую официально так и не признанных Римом. Но кто именно объявлялся святым в Ирландии в период раннего христианства? Ответ на этот вопрос, как мы полагаем, необычайно важен, так как облик святого может служить своего рода индикатором того, как именно понималась идея святости данной этнической культурой.

Как известно, святым покровителем Ирландии считается , принесший на остров это новое вероучение и основавший первый в Ирландии монастырь (Армаг). Непосредственно рядом с ним принято ставить фигуру , святой девственницы, также основательницы монастыря (Килдар). Ориентация на монастырь и монастырскую культуру отличала ирландское христианство с самых первых десятилетий его существования.

Однако ни святой Патрик, бритт по происхождению, попавший в Ирландию во время одного из пиратских рейдов, ни Бригита, дочь рабыни, не могут быть названы в полной мере воплощениями ирландской Церкви или символами ирландской святости во всей сложности этого понятия. Самым “ирландским” из ирландских святых по праву считается третий “столп” ирландской ранней церкви - Колумба (или Колум Килле), сыгравший очень большую роль не только в распространении христианства в стране, но и в ее культурной и политической жизни в целом.

Святой Колумба родился в 521 г. в Гартане, на севере Ирландии, и принадлежал к роду так называемых Уи Нейллов, потомков знаменитого мифического короля по имени Ниалл-девять-заложников, что уже по рождению давало ему право претендовать на верховную власть в стране. Как известно, святой Колумба избрал для себя иной путь и еще в ранней молодости добровольно отказался от политической карьеры, однако знатность его происхождения во многом обусловила тот авторитет, которым он обладал на протяжении всей жизни, и то влияние, которое он мог оказывать на местных правителей.

При рождении святой Колумба получил другое имя, но во время обучения в латинской школе святого Финниана в Мовилле был прозван товарищами за его преданность христианской вере Колумом Килле, буквально - “Голубем Церкви”. Однако приверженность христианскому вероучению сочеталась в нем с интересом к национальной древней духовной культуре: он прошел курс обучения в школе поэтического мастерства у филида Геммана и на протяжении всей жизни сохранил не только любовь к поэзии (он сам писал латинские и ирландские духовные гимны и ему приписывается также множество стихов светского содержания), но и особое уважение к филидам как сословию. Совершенно не склонный видеть в их поэзии лишь реликты языческой доктрины, он считал их в первую очередь носителями культуры, причем - не только культуры прошлого.

Его миссионерская деятельность началась очень рано, причем, как и у его предшественников, осуществлялась она в первую очередь в основании монастырей. Свой первый монастырь святой Колумба основал в 546 г. на севере Ирландии возле живописной дубовой рощи, по которой монастырь и получил свое имя - Дерри (ирл. Doire), букв. “дубовый”. Кроме этого, им было основано еще несколько монастырей, среди которых в первую очередь следует назвать монастыри Дурроу и Келлс, прославившиеся потом своими скрипториями (так наз. “Книга из Келлса” - богато орнаментированное Евангелие - считается одним из шедевров средневековой книжной миниатюры). Но, пожалуй, именно Дерри осталось для Колумбы самым любимым местом во всей Ирландии, именно о нем тосковал он более всего, находясь в изгнании и именно эта тема, тема “разлуки с милым Дерри”, где все “дышит покоем, уединением и свежей прохладой”, постоянно звучит в приписываемых ему стихах.

В свое знаменитое добровольное изгнание на остров Иону у западного побережья Шотландии святой Колумба отправился в возрасте сорока двух лет, то есть - в 563 г. Причины его отъезда полностью не ясны и до сих пор. Среди многочисленных легенд, которыми со временем обросла эта фигура, существует красивый рассказ о том, что якобы святой Колумба побудил своих знатных родичей вступиться за него после “неправого приговора” верховного короля: тот повелел отнять у святого тайно переписанную им копию Вульгаты, принадлежавшую святому Финниану, и расценил сам факт тайного переписывания рукописи как кражу. В результате между сторонниками святого Колумбы и сторонниками короля вспыхнула битва при Кул Древне, в ходе которой погибло много людей. Потрясенный этим кровавым побоищем, Колумба решил покинуть пределы Ирландии и искупить свой грех, обратив в лоно Церкви столько человек, сколько погибло по его вине. Неправый приговор короля “Каждой корове должен принадлежать ее теленок” вошел в список “исторических фраз” Ирландии, однако сама легенда о “битве из-за книги” скорее всего не имеет под собой никаких оснований и вряд ли могла возникнуть раньше XII в. Королем, который, видимо, имелся при этом в виду, был Диармайд мак Кербалл из так называемых “южных” Уи Нейллов, которые постоянно враждовали с “северной” ветвью за призрачную “верховную” власть, сводившуюся по сути лишь к контролю за северными и, отчасти, северо-западными районами страны. Битва при Кул Древне, в которой Диармайд был разбит объединенными войсками северных Уи Нейллов и Коннахта, действительно имела место, но произошла она в 561 г. и была одним из многочисленных междоусобных столкновений. Связь святого Колумбы с этим событием не поддерживается никакими историческими источниками, толчком же к возникновению данной романтической легенды, как полагает один из современных исследователей, мог послужить тот факт, что битва при Кул Древне упоминается в первом Житии святого, написанном около 685 г. девятым аббатом Ионы святым Адамнаном (Vita Columbae), который пишет, что Колумба отправился на Иону “через два года после того сражения”.

Ответить на вопрос, почему святой Колумба покинул Ирландию и удалился в добровольное изгнание на Иону, довольно трудно. Несомненно, какие-то конфликты со светской властью действительно могли в данном случае сыграть свою роль, однако противником святого Колумбы при этом, скорее всего, был не король Диармайд, а кто-либо из северных же Уи Нейллов; скорее всего им был Айнмире, сын Сетны, с которым, в отличие от Диармайда, у Колумбы всегда были сложные отношения (как и потом с его сыном Аодом).

Однако возможный конфликт такого рода, видимо, мог бы стать скорее поводом, толчком к его отъезду, истинная причина которого была гораздо глубже. Еще более прозаическим поводом могла бы быть названа волна чумных эпидемий, захлестнувших остров как раз в середине VI в., однако, как мы понимаем, вряд ли простое желание спасти жизнь могло заставить святого, видящего свою основную задачу в распространении Божиего слова и новой веры, покинуть навеки собственную родину. С другой стороны, видеть в его отъезде на Иону одни лишь миссионерские задачи - он стремился обратить в христианство местное пиктское население - тоже было бы известным упрощением проблемы. Следует помнить и о том, что Иона с древних времен была культовым друидическим островом.

Миссионерская деятельность для святого Колумбы всегда была действительно очень важна, но тут, как мы думаем, не она сыграла решающую роль. Более глубокой причиной его отъезда из Ирландии скорее всего послужил некий внутренний конфликт, возможно - отмеченные им в самом себе проявления гордыни, поскольку популярность его в Ирландии к сорока годам неимоверно возросла, и он постепенно превратился не только в духовного лидера страны, но и в крупную фигуру на политической арене, несмотря на то, что никогда не имел епископского сана, а предпочитал оставаться обычным аввой.

Отъезд за море всегда осмыслялся в ирландской, еще дохристианской культуре как посещение иного мира или как смерть. И очень часто это именно так и было. Интересно, что в раннесредневековой Ирландии существовало особое наказание, которое официально смертной казнью не считалось, но по сути, конечно, ею и было: осужденного завозили на маленькой лодочке далеко в море и оставляли там одного без весел и паруса и почти без запасов съестного. Параллельно с этим в повествовательной традиции бытовали чудесные рассказы о плаваниях в далекие земли, о прекрасных островах, лежащих за морем. Этот жанр был единственным, который переняла и христианская традиция (ср. “Плавание святого Брендана”), равно как переняла она и идею плавания за море как своего рода очищения. Таким образом, отъезд на Иону был для Колумбы и его спутников своего рода актом самоуничижения и одновременно - обретения земного рая.

Судя по данным устной традиции, просуществовавшей почти до середины XVI в., при жизни святого Колумбы основанная им обитель не напоминала суровый монастырь: там не соблюдались посты, допускалось пиво, рядом с членами общины жили их жены. Но неизменным при этом было для всех и, конечно, в первую очередь для самого святого исполнение высшего урока: молитвы и созерцания.

Несмотря на данный им зарок не видеть “мужей и жен” Ирландии, святой Колумба все же вынужден был в 590 г. приехать на собор в Друим Кете. О его поездке в Ирландию подробно рассказывается в тексте “Приложения” к основному его Житию, составленному уже в XVI в., причем не клириком, а поэтом Манасом О’Данналом, который стремился увидеть в святом в первую очередь личность.

Среди многочисленных легенд о святом Колумбе, наверное, наибольшей популярностью пользуется рассказ о том, как он встал на защиту поэтов-филидов, которых король Аод хотел вовсе изгнать из Ирландии. Согласно легенде, в благодарность за это поэт Даллан Форгалл обещал написать ему хвалебную песнь. Песнь эта, “Чудо святого Колума Килле” дошла до нас и, более того, действительно датируется концом VI в. Так что, как мы видим, эта часть рассказов о святом истинна.

О святом Колумбе, одном из самых любимых в Ирландии святых, существует очень много легенд, в которых реальность так тесно сплетается с вымыслом, что отделить одно от другого становится уже почти невозможно. Святой Колумба - это символ ирландской Церкви, почерпнувшей в дохристианской культуре установку на Слово. Он был поэтом, он был миссионером и проповедовал Слово Господне, он проводил ночи в молитве. И пусть рассказ о “битве из-за книги” и оказывается поздним вымыслом, - его любовь к рукописи, к Книге вполне исторична; недаром среди реликвий ирландской Церкви хранится Псалтирь, написанная, как считается, его собственной рукой.

Он был, по многочисленным свидетельствам, худым и высоким и отличался необычайно ясным и светлым лицом, от которого исходило удивительное сияние. И действительно - святой Колумба Ирландский может быть назван одной из самых светлых фигур в истории этой страны.

Преставился святой Колумба в ночь на 9 июня 597 года на острове Иона; там, согласно его завету, он и похоронен. Его слова Пусть тут настанет час моего воскресения тоже входят в число “исторических фраз” Ирландии.

Примечания:

См. об ирландской Церкви: Святитель Патрик Ирландский . Исповедь // Альфа и Омега. 1995. № 4(7); Милкова Е . // Там же.

© Т. А. Михайлова, 1997

Филиды - древнеирландские поэты, занимавшие в обществе особо почетное место. Творчеству филидов приписывалась особая магическая сила; считалось, что их песни могут приносить как добро, так и зло. - Ред .