Open
Close

3 неделя поста крестопоклонная. Крестопоклонная - третье воскресение великого поста

Родился 14 июля 1951 года в Москве, в семье священника, и при Святом Крещении был назван Серафимом (в миру Серафим Владимирович Соколов). После окончания общеобразовательной и музыкальной школ, в 1970 году он с отличием окончил Московское музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова. После службы в армии с января 1973 года по апрель 1989 года служил иподиаконом в Богоявленском Патриаршем соборе.

10 мая 1977 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия I принял монашеский постриг с именем Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского, а 14 мая 1977 года рукоположен в иеродиакона. В 1980 году окончил МДА со степенью кандидата богословия. С 1981 года был преподавателем в Московской Духовной семинарии. 9 апреля 1989 года рукоположен в иеромонаха и возведен в сан игумена, а в 1990 году - в сан архимандрита.

До самой кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена был его келейником. С мая 1990 года архимандрит Сергий - инспектор и доцент кафедры Гомилетики МДА. В 1992 году по благословению Святейшего Патриарха он привез Благодатный огонь от Гроба Господня в Москву.

10 декабря 1995 года хиротонисан в епископа Новосибирского и Бердского. С самого начала своего служения на Новосибирской кафедре Владыка Сергий стал продолжателем дела предшественников - митрополита Гедеона (Докукина; †2003), епископа Новосибирского и Бердского Тихона (Емельянова). За неполные пять лет его правления, с 1995 по 2000 год, в епархии увеличилось число приходов, открыто пять новых монастырей, утвердился Новосибирский Свято-Макарьевский Православный Богословский институт, где Владыка регулярно читал лекции по Священному Писанию Ветхого Завета.

Под благодатным окормлением Владыки Сергия Новосибирская епархия в 1999 году торжественно отметила свое 75-летие. Епископ Сергий был участником I и II миссионерских съездов - в Белгороде (1996) и в Москве (1999), где делал доклады о миссионерской деятельности в Новосибирской епархии.

Много внимания архипастырь уделял церковно-издательской деятельности в епархии. По его благословению начал издаваться «Новосибирский Епархиальный Вестник».

Большая заслуга Владыки Сергия в том, что ему удалось поддержать взаимоотношения Церкви и властных структур в русле сотрудничества. Он принимал активное участие в общественной жизни Новосибирска и Новосибирской области. Духовным завещанием Владыки Сергия стала его книга «Правдой будет сказать...».

Епископ Сергий отошел ко Господу 20 октября 2000 года в день памяти мучеников Сергия и Вакха, в день тезоименитства преподобного Сергия Радонежского. Погребен, согласно завещанию, у алтаря храма в честь Преображения Господня в г. Бердске, рядом с могилой архимандрита Макария (Реморова; †1998).

За церковные заслуги награжден орденами Русской Православной Церкви: святого равноапостольного князя Владимира II и III степеней, преподобного Сергия Радонежского II и III степеней, тремя Патриаршими грамотами.

Литература:

75 лет Новосибирской епархии. Издано Вознесенским кафедральным собором г. Новосибирска

Новосибирская епархия: история и современность. Издательский дом "Новинвест плюс", Новосибирский филиал Российского фонда культуры, Новосибирск, 2006.

20 октября 2000 года преосвященный Сергий, епископ Новосибирский и Бердский, отошёл к Господу. 14 июля 2001 года Владыке исполнилось бы 50 лет. Молясь Спасителю об оставлении грехов и даровании Царствия Небесного усопшему, мы, конечно, помним, что Преосвященный был не только правящим архиереем далекой от нас Новосибирской епархии, но и нашим земляком.

В миру Его Преосвященство звали Соколовым Серафимом Владимировичем. Родился он в Гребневе, учился в Гребневской школе, посещал Фрязинскую музыкальную школу. Словом, всё обычно, всё как многие из нас. И многие из нас хорошо помнят его. Кто — как соученика, кто — как мальчика, прислуживающего по воскресеньям в нашем храме. А кому-то запомнился архимандрит Сергий каждый год на Смоленскую служащим всенощную и литургию в храме Гребневского образа Пречистой. И, кажется, совсем недавно шли мы крестным ходом вокруг нашего храма вместе с епископом Новосибирским и Бердским.

«Храм даёт людям радость, и каждый человек должен нести эту радость своим ближним, всем, с кем встретится», — говорил в одной из проповедей в Гребневе владыка Сергий. Да и сам он излучал радость. Радостными были и богослужения с ним.

Сима Соколов

Серафим или, как его звали родные, Сима был вторым ребёнком в семье диакона Владимира Петровича Соколова. Отец Симы, отслужив с апреля 1941 г. по октябрь 1946, пройдя всю Великую Отечественную войну, награждённый боевыми орденами и медалями, вернулся в родной храм после демобилизации. В тот самый храм, где долгие годы его отец, Петр Васильевич, служил диаконом. Из которого в 1939 г. отца арестовали богоборческие власти. Он погиб в лагере как нераскаявшийся служитель культа.

Дедушка Симы, отец Петр, сам был сыном священника. Была дочерью священника и бабушка Симы. А на одной из сестер отца Петра женился протоиерей Никологорский, бывший настоятелем собора во имя Иоанна Предтечи, что во Фрянове. Другими словами, старшее поколение родных Симы по отцу было из духовного сословия.

Брак между отцом Симы и его матерью состоялся по благословению духовника Марфо-Мариинской обители схиархимандрита Сергия (протоиерея Митрофана Сребрянского). Отец Митрофан известен многим верующим как великий подвижник православия времен былого богоборчества, праведник и провидец. Он был духовным отцом Пестовой Наталии Николаевны, дочери московского профессора Николая Евграфовича Пестова, сохранившего в миру верность Святой Православной Церкви.

В один из приездов Наташи к духовному отцу, в место его добровольной ссылки — глухую тверскую деревеньку, речь зашла о дальнейшей судьбе её, студентки Строгановского училища. «Не надо тебе в монахини, — сказал схиархимандрит Сергий, — твои дети ещё послужат Богу».

Венчание Владимира Петровича и Наталии Николаевны состоялось мясоедом 1948 года в Москве. Как потом выяснилось, схиархимандрит Сергий, в часы венчания там, в тверской деревеньке, надел полное иерейское облачение, митру и венчал свою духовную дочь с Владимиром Соколовым заочно. Позже он прислал в благословение молодоженам иконочку Черниговской Божией Матери. По сторонам Царицы Небесной были изображены святитель Николай и преподобный Сергий. «Так батюшка пророчески предсказал нам имена наших старших сыновей. Мы не поняли этого и второго сына назвали Серафимом. Однако он, приняв монашество, стал Сергием», — вспоминает матушка Наталия Николаевна Соколова.

14 февраля 1948 года, практически сразу же после свадьбы, В. П. Соколов был рукоположен в диаконы. Прослужил он диаконом в Гребневской церкви до 27 сентября 1953 года. Тогда, после рождения второго сына Серафима, рукоположили его в иереи, назначив священником в храм Адриана и Наталии, который находится недалеко от платформы «Лось» (тогда это ещё было Подмосковьем). Но еще долго всё семейство жило по-прежнему в Гребневе. Так что детство и отрочество Серафима Соколова прошли у нас.

В такой благочестивой семье, как семья Соколовых, воспитание детей не могло не быть православным. Как вспоминал сам Владыка: «Отец-священник ежедневно уезжал на богослужение в свой московский храм, и его предстояние перед Богом отождествлялось в нашем детском сознании как строжайшая дисциплина. Присутствуя за папиным служением, надо было набраться терпения и стоять в храме «как свечка». Бывать на этих службах нам со старшим братом Колей приходилось редко, но, участвуя в богослужении в нашем сельском гребневском храме, мы уже старались во всем подражать отцу, становились не по-детски строгими и не позволяли себе в храме никаких вольностей».

Мальчик, по признанию матушки Наталии Николаевны, и в школе учился прилежно, а поскольку наделён был прекрасным слухом, то ещё и посещал фрязинскую музыкальную школу. До сих пор её многие преподаватели помнят своего ученика. Сима выбрал контрабас, инструмент, скажем так, нетипичный для обучения на нем в музыкальной школе небольшого города. Возможно, на его выбор повлияло то, что класс контрабаса вёл очень известный и талантливый педагог, Владимир Аркадьевич Борисов. Позже, к восьмому классу общеобразовательной школы, В. А. Борисов перешел на работу в училище имени Ипполитова-Иванова. Сима Соколов стал ездить в Москву, а после окончания восьмого класса поступил в это училище.

Училище имени Ипполитова-Иванова Серафим Соколов закончил в 1970 г. одновременно со своим старшим братом Николаем. Диплом с отличием давал Серафиму права на льготное поступление в консерваторию. Такой путь выбрал старший брат, «а я после долгих раздумий решил расстаться с музыкой и посвятить жизнь служению Церкви», — писал Владыка. Кстати сказать, Николай Соколов после окончания консерватории закончил духовную семинарию и Московскую Духовную Академию. Ныне он протоиерей, настоятель храма при Третьяковской галерее.

Ещё студентами братья регулярно посещали всенощные бдения в патриаршем соборе, где тогда служил митрополит Крутицкий и Коломенский. Патриарху Алексию I было в те времена около 90 лет, а потому Патриаршие служения в соборе были редкостью. «Думаю, что митрополит заметил нас. А потому однажды в конце службы мы были приглашены в алтарь для беседы с ним. Она была недолгой и запомнилась мне прежде всего потому, что на приглашение митрополита участвовать в его службе в качестве иподьяконов мы с братом дружно отказались, что, впрочем, у самого владыки Пимена не вызвало никакой отрицательной реакции. Благословив «весьма загруженных студентов», как мы отрекомендовались, митрополит, добродушно улыбнувшись и попросив нас передать поклон отцу, сел в «ЗИМ» и уехал». Так писал владыка Сергий в своих воспоминаниях.

Осенью 1970 г. С. Соколов пошел служить в армию. Как музыканта его призвали в ансамбль песни и пляски Московского военного округа ПВО. В декабре 1972 г. С. Соколова демобилизовали, а уже с Рождества стал он прислуживать за патриаршим богослужением. (Вначале лета 1971 Патриархом Московским и Всея Руси был избран митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен). «Решающую роль в тот момент сыграл мой младший братишка Федор, посещавший постоянно патриаршие службы, и в канун нового 1973 г. сказавший мне, что меня уже на следующее богослужение будут ждать в соборе», — признавался епископ Новосибирский и Бердский.

Иподьякон Соколов понравился Патриарху и он стал его брать с собою на богослужения в других храмах. Постепенно Серафим стал по существу исполнять обязанности келейника.

Перед молодым человеком вставал вопрос выбора дальнейшего жизненного пути. Требовалось образование. Необходимо было поступать в семинарию. Для поступления надо было сдавать экзамены, а к ним следовало готовиться. Святейший же надолго взял его в поездку на юг, а там и в отпуск. Сима робко изложил своё желание учиться, Патриарх заметил: «успеется».

Когда приехали в Москву, Серафим подал заявление в духовную семинарию, но ему отказали. Как потом выяснилось, сверху (от КГБ) была установка: никого из Соколовых к семинарии не подпускать и близко. Сима посетовал на свои проблемы Святейшему. «Неси своё заявление, — сказал тот кратко, а потом взял и начертал резолюцию: «Принять без экзаменов. Патриарх Пимен». «А теперь иди и посещай занятия».

Так иподьякон Соколов стал посещать занятия в Московской Духовной Семинарии. Конечно, вскоре там поинтересовались основанием. С резолюцией Патриарха спорить никто не стал, но родилась идея — исключить за неуспеваемость. Дабы быть правильно понятыми, стали задавать огромнейшие богослужебные тексты наизусть. «Но он учил усердно, да и память у него хорошая», — вспоминает матушка Наталия Николаевна.

«Учиться мне было несложно. По праздникам и воскресеньям я ездил в Москву на патриаршие богослужения, одновременно навещая родителей и друзей. Но то, что духовная школа была мне необходима, я очень скоро убедился. Понял главное, что я должен был получить за годы обучения, состояло вовсе не в сумме богословских знаний, а в особом опыте духовной жизни, без которого немыслимо пасторское служение», — признавался позже Преосвященный, — «думаю, что каждый человек в выборе жизненного пути уникален и в успешности этого вряд ли возможно быть уверенным, как говорят, на все 100%. Вся жизнь, от рождения до смерти, дар Божий, и если это человек понимает, а скорее, если он в это верит, то, пожалуй, первый экзамен на духовную зрелость предстоит выдержать молодому человеку как раз в вопросе выбора профессии и образа жизни».

Инок Сергий

Иноческие обеты семинарист С. Соколов дал, обучаясь ещё во втором классе. И вот прошло 2 года. В этом, 1977 г., предстояло закончить семинарию, а это одновременно означает, что необходим выбор: либо женитьба и путь пастыря в миру, либо монашество, иночество. «Ты готов к постригу?» — спросил своего иподиакона Святейший на одной из служб. «Готов», — почти машинально, по собственному признанию, отвечает Серафим.

Постриг состоялся 9 мая. Святейший патриарх сам выбрал имя — Сергий. Более 17 лет инок Сергий был келейником Патриарха Пимена. У него на руках Святейший в 1990 г. отошел к Господу.

Святейший Пимен высоко ценил своего келейника, видя в нем не только исполнительного помощника, но и заботливого друга и доброго советчика. Служа Патриарху, Сергий продолжал образование, испытывал себя на поприще преподавания, но целых 10 лет Патриарх не рукополагал его во иеромонахи. «Не хочу, чтобы ты покидал меня. Ты пойдешь далеко, но только после того, как я умру».

В 1983 г. правительство передаёт Церкви Свято-Данилов монастырь, точнее то, что осталось за годы советской власти от монастыря — детский приёмник-распределитель.

«Те, кто видит сейчас Свято-Данилов монастырь во всем блеске и великолепии, наверное, никогда не смогут себе представить то кошмарное состояние, в котором он был передан Московской Патриархии… Помню, как после одного из посещений восстанавливаемой обители мне пришла мысль пожертвовать в неё комплект богослужебных миней, хранившихся у нас в Гребнево. Мой отец не только поддержал меня в этом, но и добавил ещё много разных книг, что в те годы было большой редкостью», — писал Владыка в своих воспоминаниях.

2 сентября 1984 г. двое восьмилетних мальчиков в надежде отыскать подземный ход проникают через решетку в гребневский храм Святителя Николая и устраивают там пожар. Пожар заметили, потушили, но сгорела одна треть старинного иконостаса, шкаф с книгами и ешё шкаф с иконами, которые клали по праздникам на аналой. Уцелевшие помещения и алтарь были покрыты черным нагаром. Храм необходимо нуждался в ремонте. Нужно было восстановить всё левое крыло иконостаса.

Семья Соколовых приняла самое активное участие в ремонте храма. Матушка Наталия Николаевна написала «праздники» к иконостасу, но требовались и большие иконы основного ряда. Как помнит читатель, в эти годы проходила реконструкция Свято-Данилова монастыря. Иконостас монастырского Свято-Троицкого собора расписывал известный иконописец архимандрит Зенон. Отец Сергий рассказал ему о несчастии в родном храме, и отец Зенон написал и подарил Гребневскому храму чудесную икону Владимирской Богоматери.

Шли годы. Святейший всё-таки решился. По его благословению Великим постом 1989 года иеродиакон Сергий был хиротонисан в иеромонаха с возведением в сан игумена Троицко-Сергиевой Лавры. Вскоре его назначают инспектором Московской Духовной Академии в должности архимандрита. В сан архимандрита о. Сергий был возведён незадолго до кончины Патриарха. Святейший преставился в мае 1990 года буквально на руках у архимандрита Сергия.

Работа инспектора МДА была не из простых, но о. Сергий с нею справлялся. Справлялся успешно, и ему стали давать и другие послушания, в частности, привлекли к работе комиссии по канонизации. Канонизаций в те годы было много.

Летом 1990 года Помесный Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых молитвенника за Россию, протоиерея, Иоанна Крондштадского. Это соборный акт всколыхнул веру русского народа, усугубил молитвы об Отчизне, вновь оказавшейся в сложном положении, и Господь услышал молитвы Церкви Своей и послал нам новое утешение. Церкви начали возвращать её святыни: святого благоверного Александра Невского, преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев Иосифа Белгородского, Преподобного Серафима Саровского. Указом Патриарха архимандрит Сергий был назначен старшим группы архимандритов, которым поручалось неотступно находится при святых останках Преподобного во время перенесения их из Москвы в Дивеево.

В том же 1990 г., когда преставился Святейший Патриарх Пимен, заболел протоиерей Владимир Соколов. Забота о престарелом отце духовном сменилась для Сергия заботой о больном отце по крови. Всю тяжесть хлопот о больном архимандрит Сергий взваливает на себя. Ему помогали и в Академии, и в монастыре. Я сам был свидетелем тому, как приезжал в Гребнево хирург из монастыря, как студенты из Академии катили кресло-каталку на службу в церковь и т. п.

Почётный настоятель храма святых мучеников Адриана и Наталии протоиерей Владимир Петрович Соколов окончил свой земной путь 27 июля 1995 г. Похоронен он в церковной ограде Гребневских храмов, рядом с могилой своей матери. В храме, а затем и у могилы почившего сыновья отца Владимира вместе с местным клиром и окрестным духовенством совершили панихиду и литию. Позже, по признанию матушки Наталии Николаевны, о. Сергий говорил ей: «А знаешь, мама, ведь это промысел Божий, что моя хиротония состоялась после кончины папы. Уехал бы я, а вы-то как без меня тут остались?»

Епископ Новосибирский и Бердский

Многие прихожане хорошо помнят тот морозный декабрьский день 1995 г., когда отец Иероним объявил нам с амвона, что 10 декабря в Елоховском патриаршем соборе архимандрит Сергий (Соколов) хиротонисан в епископы с определением занять Новосибирскую кафедру. По словам о. Иеронима, он — первый епископ родом из Гребнева. «Хорошо, что такие люди становятся у нас епископами и очень хорошо, что у нас есть такие епископы», — сказал в завершение о. Иероним.

Многие из нас, включая и автора этих строк, неплохо знали новопоставленного епископа, а потому и далёкая Новосибирская область стало как-то ближе. Придя из церкви домой, я открыл энциклопедию, дабы узнать о ставшей мне чуть ближе Новосибирской области поподробнее. Площадь Новосибирской области — 178,2 кв. км, что по размерам превышает территорию Бельгии, Голландии, Люксембурга и Португалии вместе взятых. И на этих просторах на тот момент, по признанию самого Владыки Сергия, было всего 35 приходов. Через них епископу предстояло окормлять 2770 тыс. человек. А окормлять, если придерживаться буквы церковного устава, означает отвечать перед Богом за души почти 3-х миллионов людей.

Преосвященный Сергий успешно справлялся с этим послушанием, свидельство тому статья, опубликованная три года спустя в областной газете с характерным названием «Советская Сибирь». В ней, в частности, сказано: «Уже несколько лет при содействии и поддержке администрации области активно претворяется в жизнь программа церковно-социальной работы в учебных заведениях, детских домах, в домах для престарелых и инвалидов, в воинских частях, в исправительно-трудовых колониях проводятся социально-духовные мероприятия и благотворительные акции».

Епископ Носибирский и Бердский по-прежнему на Смоленскую, в день празднования и Гребневской чудотворной иконы Пречистой, приезжал в Гребнево, служил всенощную 9 августа и литургию в день самого праздника.

Первый крестный ход вокруг родного храма в сане епископа

Я, как и десятки других прихожан, во время таких служб ежегодно брал благословение у Владыки, но попросить об интервью всё как-то не решался.

В августе 1997 г. благочинным церквей Щелковского округа, настоятелем Щелковского собора Святой Троицы, был назначен протоиерей Сергий Решетняк. В числе многих других важных дел по духовному возрождению нашего края отец Благочинный запланировал выпустить православную газету. К работе над газетой Его Высокопреподобие привлёк и меня. К Смоленской вышло уже несколько выпусков, правда, не как сейчас, отдельным изданием, а как приложения к газете «Время». Теперь, в 1998 году, у меня появилось достойное основание, чтобы попросить Владыку об интервью для православной газеты.

Вечером 9 августа 1998 года на всенощном бдении вместе с Владыкою служили 13 священников, храм утопал в цветах. Настроение было приподнятым, радость сияла на лицах. В большой проповеди, с которой Владыка обратился к прихожанам, он говорил о Богородице, о благодатном заступничестве Пречистой за Россию. Напомнил нам, что воскресение Христа пришло после крестных мук, что и нам следует преодолевать удары судьбы, как бы тяжелы они нам ни казались, с нами Бог, Он не даст погибнуть ни нам, ни России. Преодолеть всё, если мы хотим воскреснуть для вечной жизни, если хотим обрести себя в этой, земной жизни.

После всенощной я попросил Владыку благословить на интервью. «Простите, — ответил Преосвященный Сергий, как бы извиняясь, — давайте завтра, сегодня я очень устал». Я знал, что в этот его отпуск епископу Новосибирскому и Бердскому Святейшим благословлено возглавить группу паломников на Святую Землю. Известно мне было и то, что в короткий промежуток времени до поездки у него было много хлопот в Москве по делам епархии, да ещё и ремонт квартиры. После смерти отца мать епископа жила одна, и он решил отремонтировать квартиру, пока она находится здесь в Гребневе.

Архиерейскую службу отличает не только красочность и особая торжественность, в ней проникновение в сакральное, ощущение своей сопричастности к собранию у престола Господня, особое, захватывающее, соборное единение Веры. И когда после литургии крестным ходом вокруг храмов вместе с нами шли тогдашний глава города В. П. Савченко и глава администрации Гребневского сельского округа всех нас не оставляла уверенность в значимости момента. И пусть у нас, по словам владыки Сергия, «нет веры в то, что либерально-демократическое, то есть чуждое российской духовной традиции, правительство ведёт страну посредством либерально-демократических, то есть лишенных духовных оснований, реформ к процветанию», у нас была и остаётся вера в то, что Бог не оставит Россию. И отрадно, что власти, хоть и не уверовали в это вместе с нами, но вынуждены считаться с нашей верою.

Беседу с архиереем мы начали после того, как опустел церковный двор. Неспешно шли мы по дорожкам вокруг храмов. Открытое, очень русское и красивое лицо Преосвященного располагало к беседе, и я не столько задавал вопросы, сколько рассказывал. А он спокойно, без всякой рисовки, без всякой оглядки на собственную значимость, как-то особо радушно, где подправлял, а где и дополнял мои рассказы. Вспоминал о своём детстве, о школе, о Фрязинской музыкальной школе. Говорил, как много в его жизни значат эти два храма…

— Вы помните песню «С чего начинается Родина»? Может, для кого-то она и начинается с картинки в букваре, а для меня — вот с этих двух храмов. И потом на этой земле покоится мой отец, мой дедушка (речь идет о втором дедушке Владыки — Пестове Николае Евграфовиче, он, как и обе бабушки епископа, похоронены в Гребнево. — Прим. автора). Потом мы заговорили о празднике. Владыку радовали и торжественность, и многолюдье.

— Сколько молодых священников сослужило мне. А ведь среди них и мой племянник! Подрастает смена. А меня сегодня ещё и обрадовало то, что причастил свою учительницу. Раньше она не ходила в церковь. Значит, всё больше и больше людей у нас потянулось к Богу. Знаете, мы у себя в епархии на выделенном Новосибирской администрацией речном теплоходе каждое лето устраиваем плавучую церковь. (Так мы посещаем отдалённые селения). Так к нам выходят всей деревней. Крестятся, венчаются, просят крестики, иконы, книги. И каждое лето в тех местах с нетерпением ждут нашего приезда.

Незаметно наш разговор перешел на обсуждение дел в нашем приходе, в нашем благочинии. Я рассказал Владыке о восстановлении переданных епархии храмов, о большой работе по возрождению духовной жизни в районе, проводимой благочинным церквей округа. Преосвященный Сергий сказал, что он уже успел переговорить с новым Благочинным, что его обрадовала наша газета «Православное чтение».

Я не стал докучать Владыке дальнейшими расспросами, ему в этот день предстояла поездка к Святой Земле, только попросил архиерейского благословения. Преосвященный Сергий благословил по чину, а потом достал значок, и немного смутившись, вручил его. Я принял с благодарностью.

Мы расстались уже на шоссе. Владыка поспешил домой, а я достал значок и стал его разглядывать: через всё поле на нем было написано «За духовное возрождение России».

Прошло три года. Всего три года, или уже три года — это кому как нравится. А теперь вот я читаю в газете Новосибирского областного правительства (она по-прежнему называется «Советская Сибирь») в номере от 28 октября 2000 года некролог. Он подписан полномочным представителем Президента РФ в Сибирском федеральном округе, главой администрации Новосибирской области и председателем областного Совета депутатов. Цитирую: «В лице владыки Сергия мы потеряли не только уважаемого православного проповедника, но и настоящего патриота нашей Родины, несущего в массы идеи добра, любви к ближнему, уважительного отношения к властям».

Конечно, монах Сергий, как и сонм его предшественников по иночеству, жил, уповая на Царствие Небесное. Но, как он сам сказал в последнем интервью журналу «Русский Дом»: «Надеяться на обретение Отечества Небесного невозможно, не поработав на Отечество земное». Господь да упокоит душу раба Своего! Вечная ему память.

Николай Потапов

– Крестопоклонная. Она посвящена поклонению Кресту, которое было установлено в древности для поддержания в середине поста духовных сил верующих. Оно напоминает о том, что именно Крест является главным орудием нашего спасения, что он является символом не только искупительной смерти Христа, но также - и Его славного Воскресения, открывшего путь в рай всем, кто готов следовать за Христом. Также образ креста говорит еще о том, что вся наша жизнь - это несение собственного креста и что впереди Страстная седмица, к которой и ведет пост. Во время в субботу вечером на середину храма выносится украшенный цветами Крест, и люди поклоняются ему. Лейтмотив службы - Крест как древо спасения и как райское древо жизни. На Литургии вместо Трисвятого поется гимн «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…».

Протопресвитер Александр Шмеман

«Преполовение» (половина) Великого поста: крест

Третья неделя Великого Поста называется Крестопоклонной. За всенощной этого дня, после Великого Славословия, Крест торжественно выносится на середину церкви и остается там всю неделю; после каждой службы совершается особое поклонение Кресту. Надо обратить внимание на то, что о Кресте говорится во всех песнопениях этого воскресенья, но говорится не о страданиях на Кресте, а о победе и радости. Больше того, ирмосы второго воскресного Канона взяты из Пасхальной службы: «Воскресения день» и весь он является как бы парафразой пасхального Канона.

Смысл всего этого ясен. Мы достигли середины Великого Поста. С одной стороны, физический и духовный подвиг, если он серьезен и последователен, начинает сказываться, чувствуется усталость. Нам нужна помощь и ободрение. С другой стороны, претерпев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования, и сияние Пасхального света становится ярче. Великий Пост - это время нашего самораспинания, опыт, пускай и ограниченный, Христова призыва, который мы слышим в Евангельском чтении этого дня: «…Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной» (Мк 8:24). Но мы не можем принять свой крест и следовать за Христом, если не примем Его креста, взятого Им для нашего спасения. Спасает нас Его крест, а не наш. Только Его крест сообщает не только смысл, но и силу нашим крестам. Это и объяснено нам в Синаксарии Крестопоклонного Воскресенья:

«…В тот же день, в третью неделю Постов мы празднуем поклонение честному и животворящему Кресту, - вот по какой причине: во время сорокадневного поста мы как бы распинаем себя… и испытываем некоторую горечь, печаль и уныние, - нам предлагается Животворящий крест, освежающий и ободряющий нас; напоминая нам страдания Христа, он укрепляет и утешает нас… мы подобны тем, которые проходят долгим и трудным путем; утомленные, они видят прекрасное дерево и садятся отдохнуть в тени его листвы; немного отдохнувши, как будто обновленные, они продолжают свой путь; так и теперь, в постное время, среди прискорбного пути подвига, святые Отцы водрузили Живоносный Крест, подающий прохладу и освежающий нас, для того, чтобы мы могли мужественно и легко окончить остающийся путь… Или возьмем другой пример: когда приходит царь, то перед ним сперва появляются его знамена и скипетр, а затем и сам царь идет, радуясь и веселясь о победе, и с ним вместе веселятся и его подчиненные; так же и Господь наш Иисус Христос, который хочет показать свою победу над смертью и явиться во славе дня Воскресения, посылает впереди себя свой скипетр и царское знамя - Животворящий Крест, - наполняющий нас радостью и приготовляющий, насколько это нам возможно, встретить Самого Царя и восхвалить Его победу… Все это на неделе среди святой Четыредесятницы, т. к. святая Четыредесятница подобна горькому источнику проливаемых слез сокрушения, постного подвига и уныния… Но Христос утешает нас, как странствующих по пустыне, до тех пор, когда Он приведет нас к духовному Иерусалиму своим Воскресением… потому что Крест называется и есть Древо Жизни, которое было посажено посреди рая; поэтому и святые Отцы водрузили его среди святого Великого Поста, напоминая одновременно блаженство Адама и то как он его лишился, напоминая также, что вкушая от этого Древа мы больше не умираем, но оживляемся…» Итак, укрепленные и ободренные, мы вступаем во вторую половину Великого Поста.

Священник Константин Пархоменко о Кресте и распятии

С первых веков существования Церкви древние христиане особое значение придавали Кресту Господню. На нем пострадал наш Спаситель, на этом Кресте произошла искупительная смерть, которая соединила людей, даже самых распоследних грешников с Богом. По сути Крест Христов явился мостом переброшенным через бездну отделявшую нас от Бога

Протоиерей Алексей Уминский о значении креста в жизни христианина

Сейчас, мы будем стоять в храме перед Крестом и понимать, что наша горькая правда встречи с крестом такова, что это одновременно и страдания, и свет, и переживание отдаленности от Бога, и радость от того, что Он нас все же безмерно и бесконечно любит

О крестном знамении

Мы, когда крестимся, ИСПОВЕДУЕМ СВОЮ ВЕРУ. Крестное знамение - это самый краткий символ веры, бессловесный и абсолютно всем доступный. Вот мы складываем три первых пальца «щепотью», вместе, - это в знак того, что мы верим в Бога-Троицу: Отца, Сына и Святого Духа

“Толковый словарь” с Юрием Пущаевым

Крест как главный символ христианства столь же парадоксален и уникален, как и оно само. Придуманный римлянами (Ветхий завет не знает распятия), он был орудием страшной и позорной казни, которой подвергали самых отъявленных преступников. Человек умирал от жестоких страданий, поскольку смерть наступала от удушья, как результат длительного и крайне мучительного неестественного положения грудной клетки и всего тела. Однако в христианстве крест, напротив, становится знаком победы и вестником спасения, главным символом Церкви и христианской веры

За две тысячи лет слово «распятие» повторялось так часто, что смысл его в некоторой степени утратился, потускнел. Потускнела в сознании ныне живущих и громадность той жертвы, которую принес Иисус за всех людей, бывших и будущих.
Что же такое распятие? Цицерон эту казнь называл самой ужасной из всех казней, которые придумали люди

Аудио

Как выглядел Крест, на котором распяли Христа? Почему в наше время эта святыня раздроблена на множество мелких частей? Зачем нужен нательный крестик и что значит крест на груди у священника? В гостях у Аллы Митрофановой - кандидат богословия, и.о.заведующего кафедры библеистики Московской духовной академии священник Александр Тимофеев

Вопрос священнику

Православный крест вовсе не «такой сложный», просто он наиболее точно отражает форму того креста, на котором был распят Иисус Христос. К нижней перекладине (подножию) прибивались ноги приговоренных к казни, а так как воины не могли точно угадать, до какого места могут достать ноги Христовы, то и перекладину прикрепили уже после распятия непосредственно перед установлением креста в вертикальном положении. Верхняя перекладина с надписью (титлом), согласно евангельскому повествованию, была также прибита уже после распятия Христа по распоряжению Пилата - «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф 27, 37)

Как сложилась на Руси традиция ставить кресты вне храмов и кладбищ и как она развивалась.
Об этом рассказывает кандидат искусствоведения Светлана ГНУТОВА, автор-составитель книги «Крест в России» и научный редактор серии сборников, посвященных исследованиям истории креста в России

“Реплики” Александра Ткаченко

Видимо, по большому счету, мое христианство еще и не начиналось даже. Все эти годы Бог лишь готовит меня через обстоятельства моей жизни к чему-то иному, куда более серьезному и важному, к обстоятельствам, когда необходимо будет выбирать между комфортом и крестом. И дай мне тогда Боже сил, разумения и веры для правильного выбора

Видео

В XXI веке слово «крест» никого не удивляет и никого не пугает: кресты носят в проколотых ушах, выкалывают в виде тату, крест есть в конце концов и на машине скорой помощи. При этом для христиан он продолжает оставаться священным символом. Быть христианином значит идти за Христом и нести свой крест, а Христос нес свой крест на Голгофу.
Это значит Бог желает нам мучений и страшной смерти или нет?
На эти и другие вопросы в студии у Аллы Митрофановой отвечал настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне протоиерей Олег Корытко

Что символизируют сложенные пальцы? Смотрите в инфографике “Фомы”

В центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: “Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим”. Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.

Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.

Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются “крестопоклонными”. Начало традиции поклонения Кресту Господню было положено во времена первых христиан.

Песнопения: Хор Православного Братства во имя Архистратига Михаила.
Тропарь Кресту [
]

Хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и МДА: Радуйся Живоносный Kресте [ ].

Проповедь в неделю Крестопоклонную.
Митрополит Антоний Сурожский

Источник: Библиотека “Митрополит Сурожский
Антоний”

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Четыре раза в году празднуем мы, поклоняемся мы животворящему и страшному
Кресту Господню. Один раз – во время Страстной Седмицы, когда, читая Евангелия
Страстей, мы видим, как возвышается перед нами святое Распятие, Крест, на
котором умер Господь с тем, чтобы мы получили новую жизнь. Второй раз празднуем
мы день Воздвижения Креста Господня, когда мы вспоминаем о том, как Крест был
найден и как люди, впервые после свыше трех столетий, могли видеть тот Крест, на
котором умер Господь, прикоснуться ему, как святыне, облобызать его с трепетом и
любовью. Празднуем мы также и происхождение Честных Древ, когда этот же Крест,
вернее, небольшая его частица, обносимая в зараженном смертной заразой
Константинополе, вернула город к здравию, к жизни, к надежде, и обновила веру в
Крест, в милость и любовь Господню. И сегодня, в середине Поста, поклоняемся мы
живоносному Господню Кресту.

Каждый из этих праздников несет на себе печать того времени или того смысла,
с которым он совершается. Мы с ужасом предстоим перед Распятием в Великий
Четверг, мы с изумлением и благодарностью, ликующе совершаем Воздвижение и
Происхождение Честных Древ. С каким же чувством приступаем мы сегодня к
поклонению Кресту Господню?

Это поклонение совершается на полпути между началом Поста и Страстной
седмицей. О чем говорит нам этот Крест? Весь этот период времени говорит нам о
том, как Божественная благодать, Божественная любовь, Божественная сила может
претворить каждого из нас, освятить каждого из нас, каждому дать новую жизнь,
вечную жизнь, как это случилось с тысячами и тысячами, миллионами людей до нас,
святыми прославленными и святыми нам неизвестными. Крест говорит нам теперь о
безмерной, об изумительной любви Божией. Ведь Бог стал человеком и принял на
Себя смерть по любви к нам, чтобы Его смертью мы были спасены от отчаяния греха
и от отчаяния смерти. Он все человеческое взял на Себя, кроме греха, и все понес
на хрупких и могучих Своих человеческих плечах. Крест нам говорит о том, что мы
Богом так любимы, что Господь готов умереть, только бы мы жили, только бы мы
ожили от смерти греховной. Будучи так любимыми, разве мы не можем в эти дни
Поста, весны духовной, действительно радоваться и ликовать? Мы можем, и поэтому
вчера на каноне пелся – не с такою славою, как будет петься в пасхальную ночь,
но с тихой, ликующей надеждой – пасхальный канон о Воскресении Господнем. Это
жизнь, это не смерть. Крест нам явлен сейчас как надежда, как уверенность в
Божией любви и в Его победе, как уверенность в том, что мы так любимы, что все
возможно, что мы можем надеяться на все. Как это дивно: знать, что мы Богу так
дороги!

Но Крест нам говорит собой и евангельским чтением и о другом. Он говорит, что
для того, чтобы жить этой жизнью, этой жизнью новой, этой жизнью вечной, Божией
собственной жизнью, надо все пересмотреть. В Евангелии есть слова, обращенные
Христом к нам: “Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, да возьмет крест
свой, и да грядет по Мне”. Если кто хочет идти за Мной в вечность, в торжество
жизни, в царство любви, он должен последовать за Мной уже теперь, на земле. А
последовать за Христом, это значит вступить в новую жизнь, в жизнь, где Бог и
мой ближний мне дороже собственной жизни, дороже себя самого. Начинается это с
того, что, поняв драгоценность Бога и драгоценность моего ближнего, я
действительно от себя могу отвернуться, себя отвергнуть, отбросить, сказав себе:
сойди с моего пути, не о тебе моя забота, есть вещи более святые, более
прекрасные, чем я сам.

И сказав это, мы берем на себя постепенное умирание, постепенное отвержение
себя. Отречение от себя значит, в последнем итоге, научиться любить, а любить,
это значит себя забыть до конца, не существовать для себя. Это и значит умереть
для того, чтобы жить уже иной жизнью, которой границ нет, глубина которой
бездонна. А крест, который мы должны нести, это любовь, забота о ближнем,
тревога о нем, озабоченность о том, чтобы и в его жизни совершилась Божия воля,
т.е. чтобы к нему тоже пришла вечная жизнь, вечная радость, ликование и
торжество.

И еще об одном говорит нам Крест: о том, что все земные, обычные наши,
привычные оценки ложны. Во вчерашней службе читался отрывок, молитва, где
говорится о том, что Христос был распят между двумя разбойниками. Вы помните,
как один из разбойников Его поносил, а другой, глядя на Его умирание, зная, кто
умирает, т.е. невинный человек, как он Его тогда видел, обратился к Нему с
мольбой о спасении. Первый, видя, как человеческая неправда засудила на смерть
невинного, отверг всякий человеческий суд, всякую ложную человеческую
справедливость, и возмутился духом, взбунтовался до конца, и стал хулить и
Самого Бога, Который такую неправду может допустить. А другой, видя, что и
Невинный погибает, понял, что он осужден справедливо, что если и невинный может
погибнуть, то конечно, виновному достоит наказание и смерть. И он обратился к
этому Невинному, и молил его о милости и спасении; и это спасение, эту милость
Бог ему обещал – и даровал. Действительно, поистине, кающийся разбойник в тот же
день оказался со своим Спасителем в раю.

Вот о чем нам говорит Крест, вот почему мы можем сегодня поклоняться этому
Кресту на полпути к Пасхе не с израненной душой, не с ужасом, а с такой светлой
надеждой. Но, вместе с этим, почему мы должны последние недели Поста провести
вдумчиво, пересмотреть жизнь еще раз, новый суд произнести над всеми ценностями
нашими, над всеми наши оценками, и вступить в евангельский путь. Чтобы, когда мы
станем в Страстные дни перед ужасом крестных Страстей, мы могли вместе со
Христом пройти этот путь, а не быть только зрителями, охваченными ужасом, и
могли быть с Ним в ликовании победы и в ужасе поклонения такой непостижимой
Божественной любви. Аминь!

Число мирян, решившихся пройти путь воздержания в период Великого Поста , постоянно растет, однако множество людей настолько не уверены в своих силах, что боятся даже начинать. Возможно, кто-то, прочитав меню первых двух недель, поймет, что воздержание перед Пасхой при послаблении для мирян доступно каждому христианину.

Эта статья для мирян, которые уже начали воздержания и тех людей, кто только присоединился к постящимся.

Третья неделя - Крестопоклонная

Питание третьей недели Великого Поста ненамного отличается от меню второй недели, разнообразие приготовленной пищи зависит от фантазии хозяйки.

Ограничение в выборе продуктов носит скорее духовный, чем физический подтекст. Усмиряя свою плоть, человек вспоминает Страсти Христовы , подвиг Его любви, при этом наполняется верой и силой дальнейшего воздержания.

В третью седмицу Великого Поста святая Церковь особенно концентрирует внимание верующих на спасительном Кресте. В воскресенье третьей недели всенощное бдение сопровождается выносом Животворящего Креста, о котором вспоминают православные всю предшествующую Крестопоклонную седмицу.

Третья неделя знаменует собой середину пройденного пути. Уподобившись путнику, верующие отдыхают от трудной дороги в тени Креста, путь постящихся направлен в Небеса, в Новый Иерусалим.

Господний Крест заменяет знамена, выносимые перед царем при возвращении с победой со сражения. Животворящий Крест - символ Христовой победы.

Крест является щитом православных, крестное знамение на челе - главное отличие христиан от неверных.

Крест показывает путь к Воскресению, без Него не было бы Воскрешения Иисуса . Честный и Животворящий Крест является символом Христа. Поклоняясь Распятому Иисусу, тем самым мы преклоняем свою душу перед Творцом.

Как сбалансировать питание третьей седмицы согласно правилам Церкви

Согласно установленным требованиям к питанию Великого Поста, в третью неделю воздержания также под запретом употребления продуктов животного происхождения, растительные масла разрешены только по выходным. Не рекомендовано употребление рыбы.

Организм постящихся людей уже адаптировался к новому питанию. При сбалансированном меню воздержание проходит без приступов голода. В организме человека появляется легкость, теперь дольше звучат молитвы и прошения к Богу.

Питание третьей недели Великого Поста - сухоядение через день , начиная с понедельника, но в меню воскресенья появляется натуральное красное виноградное вино, разбавленное водой.

Для наполнения организма витаминами и минералами следует регулярно устраивать перекусы орехами и сухофруктами, которые параллельно будут снижать чувство голода.

Напоминаем, что держать пост могут только здоровые православные, для больного человека и людей преклонного возраста следует подобрать индивидуальное питание, которое должен утвердить духовный наставник и врач.

О питании в другие недели поста:

Понедельник

Переходить снова к сухоядению после «вкусного» воскресенья трудновато.

  • На завтрак первого дня третьей недели Великого Поста рекомендуем приготовить овсянку с быстро разваривающимися хлопьями, залитую яблочным или апельсиновым соком с добавлением свежих кусочков яблок, груш и орешков.
  • Суши из кабачков удивят самых стойких мясоедов.

Суши из кабачка

Ингредиенты для приготовления уникального блюда:

  • кабачок - 250 г;
  • нори - 1-2 листа;
  • миндалевый орех - 2- 3 шт.;
  • 1 перец болгарский;
  • 1 авокадо;
  • 1огурец;
  • 1 морковка;
  • зелень;
  • мед, сок лимона по 1+/2 ч.л., перец, соль по вкусу.

Процесс приготовления

Для того чтобы создать роллы правильно формы, можно использовать бамбуковый коврик, на который укладывается пищевая пленка или новый целлофановый пакет.

Натереть на крупной терке мякоть кабачка, отжать и измельчить до состояния риса. Добавить специи и морковь, порезанную корейской соломкой, далее измельчить смешать с кабачком.

Остальные овощи разрезать продольными кусками, удобными для завертывания в середину суши.

Кабачковую массу с морковкой разложить на листе нори, лежащем на пленке, по краю выложить овощи и завернуть все в роллы, которые следует протереть водой для лучшего склеивания краев. Заворачивая роллы, плотно утрамбовать смесь, чтобы при разрезании она не разваливалась.

Через 10 минут после приготовления роллы разрезать на кусочки шириной 3 - 4 см, выложить на тарелку, посыпать семенами кунжута и подать к обеду.

  • Ужин первого дня третьей недели - приготовить салат из соевого сыра тофу, помидора, огурца и перца, порезанные кусочками и приправить все специями и орешками.

Вторник

Перловка - очищенный ячмень, уникальная каша, содержащая массу полезных веществ и энергетического материала. Перловку открыли англичане и дали ей название - перлы, по-другому - жемчужины.

Предварительно замоченные зерна перловки быстрее сварятся.

Пока готовится каша, надо сделать подливку из лука, моркови, 1 зубчика чеснока и брокколи, которые слегка следует залить водой, добавить специи и ½ ст.л. муки и тушить на медленном огне 20-25 минут.

За это время перловка сварится. Выложить кашу на тарелку и залить подливой.

Перловка с овощами

  • В обед пища должна быть более сытная. Вареная фасоль, тушенная с красным перцем, луком с добавлением томата, прекрасно утолит голод. К этому блюду подаются бутерброды с огуречной массой, смешанной с чесноком.
  • Ужин: картофель, запеченный в мундире и салат из квашеной капусты с клюквой.

Среда

  • Завтрак второго дня сухоядения на этой недели легко начать с бутербродов с авокадо, помидорами и огурцами, которые немного приправить солью и посыпать орешками или семечками.

Бутерброд с авокадо

На обед готовится «рыбный» рулет, для приготовления которого понадобится:

  • 1 свекла;
  • 1 морковь;
  • 2 шт. лука;
  • 100г морской капусты;
  • 100г шампиньонов;
  • авокадо.

Свеклу, морковь натереть на крупной терке, 1 луковицу мелко порезать и замариновать в уксусе с сахаром.

«Рыбную» начинку приготовить в блендере, смешав морскую капусту, грибы, авокадо, лук, при необходимости добавить пару ложек воды. Посолить по вкусу.

Приготовление рулета выполняется по принципу суши, с использованием бамбукового коврика и пищевой пленки, на которую слоями выкладываются подготовленная смесь свеклы, моркови и лука. Четвертый слой «рыбный». Аккуратно заворачивается рулет, который в пленке отправляется на полчаса в холодильник.

Вкусный обед готов.

  • На ужин сухоядения прекрасно подойдет «живое» печенье, приготовленное заранее.

Пол-килограмма проросшей в течение двух суток пшеницы перемолоть с 100 г смеси из перемытого, просушенного изюма, кураги, инжира.

Сформировать печенье, которое обильно посыпается кунжутом и оставляется высыхать на листке бумаги вблизи теплого места.

Сок, настой и «живое» печенье - прекрасный витаминизированный ужин.

Проросшая пшеница - кладезь витаминов и минералов, необходимых для укрепления нервной системы. Во время стрессов и нервных нагрузок это блюдо - находка для организма.

О посте в православии:

Четверг

  • Завтрак - гречневая, рассыпчатая каша, к которой подается луковая подлива.

На медленном огне в небольшом количестве воды с добавлением специй тушится лук с добавлением чеснока и специй.

Салат из свежей капусты с морковкой разнообразит завтрак.

  • На обед четверга подойдет густой красный борщ, сваренный на грибном бульоне.

Маленький секрет. Свеклу натереть на мелкой терке и добавить в борщ, когда картофель, капуста и морковь полностью сварятся, посолить поперчить, приправить пол-чайной ложечкой лимонного сока.

Борщ на грибном бульоне

При подаче на стол добавить зелень, подать с бутербродами со свежими овощами.

  • Вареники с картошкой - лучшее блюдо на ужин.

Приготовленное на горячей воде заварное тесто будет эластичным, только не надо «забивать» его, мукой.

Пятница

Вся строгость Великого поста проявляется в пятницу, день, когда Иисус претерпел страшные страдания.

Каждый постящийся самостоятельно выбирает себе продукты на этот день, сводя до минимума прием пищи.

Салаты с хлебом, перекусы из орешков и сухофруктов помогут достойно пережить этот день.

Суббота

Только прожив неделю без растительного масла, начинаешь по-настоящему ценить его.

  • Завтрак

Оладьи на дрожжах с повидлом или вареньем. Чай.

Овощной суп на фасолевом бульоне.

Котлеты из овсянки с луком.

Котлеты из овсянки с луком

  • Ужин.

Кукурузная каша с грибной подливой.

Воскресенье

При желании в этот день разрешено принимать немного красного вина, разбавленного водой.

  • Завтрак

Пельмени с грибами.

Пельмени с грибами

Суп-пюре из цветной капусты с авокадо, сухарики.

Салат из огурцов с помидорами.

Картофельные зразы с начинкой из тушенной квашеной капусты.

Поклонение Кресту продолжается следующие семь дней.

Посмотрите видео третьей неделе Великого Поста