Open
Close

Сколько длятся поминальные дни после пасхи. Светлая неделя после пасхи имеет особое значение

От светлого Христова Воскресения, дня Пасхи 2018 и до начала Фоминой недели длится Пасхальная (или Светлая) неделя. Это время празднования победы жизни над смертью – всеобщего и непрерывного ликования. Радоница в 2018 году выпадает на 17 апреля.

Поминальная неделя после Пасхи что нужно знать: главный поминальный день приходится на девятый день после Пасхи

Завершилась Светлая Пасхальная Седмица – неделя, когда православные радовались, празднуя торжество жизни над смертью. В это время в храмах не ведутся заупокойные службы и панихиды, не ходят на кладбище. Ушедших поминают на следующей неделе, которая называется поминальной или Фоминой.

Первое воскресенье после Пасхи имеет очень много названий. Проводы, Гробки, а по-церковному – Радоница – это специально отведенные в православном календаре дни, чтобы побывать в месте, где покоятся уже ушедшие родные и близкие люди, чтобы разделить с ними радость Светлого Христова Воскресенья. Главным поминальным днем у православных считается Радоница. В разных районах России он отмечается в разное время. Согласно церковным канонам главный родительский поминальный день приходится на девятый день после Пасхи, а именно на вторник, передает сайт. В 2018 году это будет 17.04.18.

Надо отметить, что этот день по-разному называется в разных регионах России. Где-то его называют Могилки, где-то Пасха мертвых, а где-то Радовница. Однако, суть этого праздника неизменна. Это специальный день для поминовения усопших родителей и самых близких людей. Считается, что название «Радоница» появилось от глагола «радоваться», так как в этот день мы не только вспоминаем умерших близких, но и поздравляем их с Пасхой, веря в то, что наступит Царствие Небесной и все мертвые воскреснут.

Поминальная неделя после Пасхи что нужно знать: поверья на Радоницу

Во время поминальной недели усопших не принято называть покойниками, так как в эти дни "они все слышат". Лучше их называть родственниками, близкими и знакомыми. За неделю до Проводов люди идут на кладбище упорядочивать могилы, сеять цветы, сажать калину и другие деревья.В Поминальное воскресенье нельзя копать огород. Все посеянное и посаженное в Пасхальную неделю плохо будет всходить и родить.

Бедняки, которые собирают пасхальные яйца, пасхи и конфеты на могилах, должны прочитать молитву за покойника, иначе он будет приходить к ним в снах. Около могилы надо прочитать "Отче наш", можно трижды поцеловать крест или памятник. Когда уходите с кладбища, обратитесь к покойникам мысленно: "Нам пусть здоровится, а вам легко лежится", "Вам Царства Божьего, а нам — к вам не спешить".

В поминальное воскресенье на кладбище встречается энергия живых и мертвых. В поминальное воскресенье покойники при входе на кладбище встречают своих родственников. Чтобы уберечься от неприятностей, надо входить на кладбище через ворота. На входе трижды перекреститесь. Выходя сделайте то же, повернувшись лицом к могилам. Знак креста — это уважение к мертвым и в то же время оберег от нечистого. Дома свяченой водой трижды омойте руки и лицо. В свяченой воде также споласкивают полотенце, которое стелили на могиле под пасху.

Если найдете на пороге или дворе венок или цветы с кладбища, рассыпанную землю, соль или крупу, выметите со двора до ближайшего перекрестка. Порчи вернутся к человеку, который хотел их на вас навести. Беременным и детям до годика на кладбище лучше не ходить, так как у них слишком нежная и чувствительная аура, к тому же маленькие дети часто видят то, что не дано видеть взрослым. Лучше сходить в церковь.

В этот день готовят поминальный стол, приводят в порядок дом. Многие посещают церковь и кладбище. Очень полезно в поминальные дни раздать милостыню нуждающимся. По традиции, тот, кто отдает, получает в десятки раз больше. Отдать деньги или еду нужно с чистым сердцем, пожелать человеку блага.

По приметам, сформировавшихся на протяжении целых веков, нельзя подбирать мелочь по дороге с кладбища и крупные купюры, золотые цепочки и другие украшения. Некоторые люди оставляют на перекрестке или в людном месте для того, чтобы отдать свое горе или невезение, болезнь или неудачи. Нельзя наступать на найденные предметы, а если такое случилось и вы нашли их у себя во дворе – окропите святой водой и сожгите. Так злая энергия вернется к тому, кто ее послал.

Первая неделя после Пасхи называет Светлая седмица или Светлая неделя. В это время принято отдыхать, ходить в гости, радоваться жизни, находить повод для веселья и поздравлять друг друга, говоря: "Христос Воскрес - Воистину Воскрес!".
Понедельник
Начиная с понедельника можно ходить в гости. Первым к родственникам в дом заходит мужчина. На праздничный стол гость приносит куличи, крашанки и символические подарки. Если у мужчины есть семья, его жена и, если есть дочь остаются в этот день дома.
Вторник
Во вторник, который называют Светлый вторник, уже женщины начинают ходить в гости, а их мужчины в этот день не посещают родных. Но эти традиции сейчас отходят и их практически не соблюдают. Все чаще в гости приходят семьямии. Раньше в некоторых местах со вторника, а чаще со среды девушки начинали водить хороводы, поэтому среда называлась "хороводница". Хороводы продолжались с этого дня по вечерам до Троицы.
Среда
По средам "Великодних святок" многие селяне устраивили танцы и веселье. И взрослые, и дети собирались "на музыку", чтобы проводить святки. Эти три дня Великоденских праздников были счастливым временем гостеваний, молодежных игр и забав. Взрослые искали в эти дни цветы ряста (хохлатка), а найдя - топтали их приговаривая: "Чтобы и на тот год дождаться рясту топтать".
Четверг
В первый четверг после Пасхи девушки зазывали весну, исполняя на пригорках трогательные песни. Начиная с четверга можно было устраивать смотрины и молодые люди присматривали себе невесту. Когда-то на четвертый день пасхальной недели "водили кобылу". На палке делали голову, привязывали хвост, накрывали веретьем. Сверху на эту лошадь садились желающие покататься. Мужчина наряжался цыганом и водил эту кобылу по улице. Когда кобыла падала, тогда цыган "грыз" ей ухо и она вставала. Празднование к четвергу уже заканчивается, но на столах еще могут стоять куличи, крашанки и звучать: "Христос воскрес-Воистину воскрес!" Так позволялось отмечать в течение 40 дней - до самого Вознесения.
Пятница
В пятницу был Прощеный день, который особо пышно и торжественно отмечался молодоженами, к которых приходили близкие родственники. В этот день по традиции девушки умывались ледяной водой, которая, считается, помогает весь год оставаться здоровой.
Суббота
Хороводница отмечалась в субботу. Днем начинался разгар молодежных игр и гуляний. К примеру, было популярно играть в катание яиц. Все желающие складывают полукругом свои крашеные яйца около невысокой горки, после чего один из них скатывает свое яйцо сверху, стараясь сбить как можно больше чужих. Все сбитые яйца игрок забирает себе, но если ничего не вышло, то своего он лишается. Участники должны были красиво и оригинально расписать свои яйца, чтобы их легко было отличить от чужих. Кстати, эта традиция пришла еще из языческих времен, где она была призвана пробудить силы земли и обеспечить хороший урожай.
Воскресенье
Молодые люди или девушки, одетые в яркие наряды, собирались в группы и окликали своих товарищей, женившихся в прошлом году. Они обходили свою деревню и ближайшие соседние. Для молодоженов день имел большое значение, поскольку до него муж не мог оставлять жену одну, но уже после мог надолго уехать работать, переложив на плечи супруги весь груз хозяйственных забот. В этот день провожали Пасху, проводили обряды встречи весны, массовые гуляния.
Что можно и нельзя
Поскольку праздник Пасхи - торжество жизни над смертью, поэтому всю Пасхальную неделю нужно радоваться, а не скорбеть за умершими. Также в эти дни не проводят панихиды. Зато крестить детей можно. Также считается, что рожденный во время пасхальной недели младенец, будет наделен богатырским здоровьем, удачей и многого добьется в жизни. На Светлой неделе не принято проводить обряд венчания. Зато можно устраивать смотрины невест, ходить на танцы, веселиться и радоваться жизни.

Слово "пасха" ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова "пасах" ("проходит мимо") — в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными. Другое древнее толкование праздника связывает его с созвучным греческому слову "страдаю".

В христианской церкви наименование "пасха" получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к вечной жизни со Христом — от земли к небу.

Этот древнейший праздник христианской церкви был установлен и праздновался еще в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания — о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа — и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования — Пасха страданий, или Пасха Крестная, и Пасха Воскресения.

Воскресение Иисуса Христа свидетельствует, что он "воскрес, яко Бог". Оно открыло славу Его Божества, сокровенную до того под покровом уничижения, позорной для того времени смерти на кресте, подобно преступникам и разбойникам, которые были казнены вместе с ним.

Воскреснув из мертвых, Иисус Христос освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые также, по христианскому вероучению, восстанут из мертвых во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.

В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях ее отмечали в 14-й день нисана (март — апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. Первый Вселенский собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Православные поместные церкви определяют дату празднования Пасхи по так называемой Александрийской пасхалии: в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля (по старому стилю).

С апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью . Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане бодрствуют в священную и предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением положения во гроб тела Иисуса Христа) и относят в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня.

Священнослужители надевают праздничные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон — благовест — возвещает о приближении Воскресения Христова. Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах иконостаса храма священнослужители тихо поют стихиру: "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". После этого отодвигается завеса (занавес, находящийся за Царскими вратами и закрывающий их со стороны алтаря) и священнослужители снова поют эту же стихиру, но уже громким голосом. Открываются Царские Врата, и стихира, еще более высоким голосом, поется духовенством в третий раз до середины, а хор храма поет окончание. Священники выходят из алтаря и вместе с народом, подобно женщинам-мироносицам, пришедшим ко гробу Иисуса Христа, обходят вокруг храма крестным ходом с пением той же стихиры. Крестный ход означает шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями храма, как бы у входа ко Гробу Господню. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот (жизнь) даровав!". Затем настоятель произносит стихи древнего пророчества святого Царя Давида: "Да воскреснет Бог и расточатся врази (враги) Его…", а хор и народ в ответ на каждый стих поют: "Христос воскресе из мертвых…". Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят все светильники и лампады, и поют: "Христос воскресе из мертвых!".

Даже тот, кто не верит в приметы и традиции других праздников, с уважением относится к поминальным дням. У каждого из нас есть дорогие люди, которых мы потеряли, наши предки, о которых рассказывали родители. Светлая неделя, или первое воскресенье после Пасхи 2017 – это поминальные дни. По украинской традиции, их три: в этом году 22, 23, 24 апреля. Суббота, воскресенье и понедельник.

В нашей стране даже в советские времена, когда нельзя было красить яйца и носить их на кладбище, все равно отмечали Гробки. Эту традицию поминовения не удалось искоренить еще с языческих времен. Родительскую субботу, а за ней Воскресенье и Понедельник, реже – Вторник, называют еще Проводы.

Церковный календарь хранит более редкое название – Радоница. Это дни, когда вся семья собирается за общим столом, поминает усопших, желает им «земли пухом», накрывает столы, украшает могилки венками.

В разных регионах на кладбище приходят в разные дни. Когда-то это был строго 9-й день после Пасхи – вторник. Но сейчас из-за всеобщей занятости традиции немного изменились, на кладбище ходят в тот день, в какой принято в том или ином селе, городе. Обязательно посещают церковь и молятся за упокой.

Что нельзя делать в поминальные дни

Люди приходят на кладбища уже несколько веков. Сначала эти захоронения были языческими. Потом, во времена христианства, людей долго пытались отучить от того, что нельзя устраивать «языческие пиры», но по-прежнему помянуть усопших самой лучшей едой считается по-христиански. Поэтому на поминальный стол «на гробки» щедро тратят деньги даже те, у кого их тотально нет.

В этот день нельзя называть покойниками тех, кто почил в боге. Мы общаемся с Господом, называя умерших людей по именам, поскольку, согласно Матфею, 22. 32, он «не есть Бог мертвых, но живых». Все наши близкие для нас по-прежнему живы в душе.


Говорят, что каждое слово, проговоренное на кладбище в эти дни, слышат почившие предки. Слова имеют здесь особую силу, поэтому нужно быть осторожным с каждой фразой. Нельзя на кладбище обижаться, осуждать, выяснять отношения и тем более ругаться.

Любой священник скажет, что на кладбище нельзя пить водку, поминая. Этот запрет часто нарушают, и все же из алкоголя лучше предпочесть красное церковное вино.

Напиваться категорически нельзя – это строго осуждается церковью. Можно слегка пригубить вина за упокой. По славянским поверьям, в эти дни ни в коем случае не чокаются рюмками ни на кладбище, ни за семейным поминальным столом.

Многие семьи в этот день не используют за столом острых предметов – вилок, ножей. Все блюда едят ложками.

По одному из самых сильных поверий, дошедших до наших дней, нельзя входить на кладбище через другой вход (обычно их несколько). Только через главные ворота. Нужно три раза перекреститься на входе и прочитать «Отче наш». При выходе сделать то же самое, находясь к могилам не спиной, а лицом. Считается, что это сильный оберег от нечистой силы и проявление уважения к Царству небесному.


Придя с кладбища домой, следует вымыть руки, окропить одежду свяченой водой. Если этого не сделать, часть мира почивших и чужую энергетику домой принесешь.

В Поминальное воскресенье, конечно же, нельзя копать огород. Все посеянное и посаженное в Пасхальную неделю будет плохо всходить и родить.

Можно ли беременным ходить на кладбище в поминальные дни

Поминальные дни, или неделя после Пасхи 2017, напитаны очень мощной энергетикой. Она усиливается, когда в одном месте собирается много людей, и каждый из них искренне за что-то просит. Это «что-то» не всегда хорошее. Поэтому деток до годика на кладбище лучше не приносить. Беременным тоже лучше сходить в церковь, а не на могилы усопших.

Нужно помолиться за всех своих близких: живым пожелать здоровья, а почивших помянуть.

Беременным и маленьким детям на кладбище на Гробки лучше не ходить и по той простой причине, что в эти дни очень холодно, а нынешнем году – невообразимо холодно. Высокий риск простудиться и заболеть.

К ак вести себя на кладбище в поминальные дни

За неделю, а особо старательные хозяйки – за две недели – приходят на кладбище и приводят в порядок могилки. Для многих людей это священный долг перед родными и близкими. В Украине не уважают тех, кто перестал ухаживать за могилами и привел их в запустение. Перед походом на кладбище посещают церковь, исповедуются.


  • Если не очень холодно, на могилках сеют цветы. Железные оградки, все деревянные и металлические части постаментов, площадок подкрашивают, поправляют памятники.
  • Считается, что на кладбище нужно обязательно помолиться за тех, кто недавно умер, особенно если не прошло еще 9 или 40 дней, когда душа мается и остается на земле. Иначе покойный родич будет часто являться во сне.
  • Если приснился умерший и что-то попросил (поесть, попить), следует отнести это в церковь и отдать «за упокой».

На могилках оставляют конфеты и печенье, чтобы их ели и поминали ваших близких, которые уже не здесь. Никогда нельзя прогонять людей, собирающих сладости с могилок – это большой грех.

Молитвы в поминальные дни

По словам Господа, с людьми следует поступать так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами. Будьте искренними, простите всех своих обидчиков, помолитесь за них. Обязательно прочтите в церкви и на кладбище молитву «Отче наш» и «Да воскреснет Бог».


Если по недомоганию нет возможности посетить их, помолитесь дома. Обязательно поблагодарите своими словами тех людей, которые сделали вам добро в этой жизни. Поблагодарите и тех, кто принес зло: это наши учителя.

Традиции и обычаи в поминальные дни

Многие спрашивают, можно ли работать в Родительскую субботу. Церковь этого не запрещает, но неписанные законы диктуют другое. В субботу готовят поминальный стол, приводят в порядок дом. Многие посещают церковь и кладбище.


Очень полезно в поминальные дни раздать милостыню нуждающимся. По традиции, тот, кто отдает, получает в десятки раз больше. Отдать деньги или еду нужно с чистым сердцем, пожелать человеку блага.

По приметам, сформировавшихся на протяжении целых веков, нельзя подбирать мелочь по дороге с кладбища и крупные купюры, золотые цепочки и другие украшения. Некоторые люди оставляют на перекрестке или в людном месте для того, чтобы отдать свое горе или невезение, болезнь или неудачи.

Нельзя наступать на найденные предметы, а если такое случилось и вы нашли их у себя во дворе – окропите святой водой и сожгите. Так злая энергия вернется к тому, кто ее послал.

Что приготовить в поминальные дни

По традиции, на столе обязательно должен быть кулич (паска), крашеные яйца (крашенки), а главное блюдо – это кутья. Ее готовят из риса, меда и изюма, на воде. Это постное блюдо, но некоторые люди привносят в него свои изменения и добавляют для вкуса сливочное масло.


На столе, за которым собирается вся семья, обязательно стоит свяченая вода. Не возбраняется вино. Одна рюмка, по старым славянским традициям, наливается для усопших, ее накрывают хлебом, рядом кладут ложку.

Наверняка большинству известно, что отмечая Пасху, мы славим Воскресение Христово и, соответственно, победу жизни над смертью. Это большой и светлый праздник для православных верующих во всем мире, поэтому даже дни, когда после Пасхи, названы Радоницей. Считается, что подобное название восходит к слову “радость” и как бы говорит людям о том, что они не должны слишком углубляться в тоску и печаль по умершим, а, наоборот, могут возрадоваться их переходу в Небесное Царство, где их ждет другая – новая и вечная – жизнь.

Когда после Пасхи стоит поминать умерших?

По традиции Радоница наступает во вторник спустя 9 дней после Пасхи, именно в этот день принято посещать кладбища, поминать родных и близких, завершивших свое земное существование. Также по окончании вечерней службы и литургии верующие совершают полную панихиду, которая обязательно включает в себя и традиционные пасхальные песнопения. До наступления этого дня явное и гласное поминовение усопших не совершается.

Исходя из этого, недавно появившаяся тенденция приходить на кладбище непосредственно в день Пасхи противоречит древним канонам православной церкви. Праздник Воскресения Христова – это день исключительно светлый и радостный, в который принято отрешаться от скорби, печали и уныния. Если человек умирает на Пасху, его хоронят и отпевают по особенному пасхальному чину.

Однако Радоница – это тоже не повод для стенаний, горести, слез по родным и близким, ушедшим в иную жизнь. Прежде всего, это возможность снова “встретиться” и пообщаться с дорогими сердцу людьми, выразить упования, надежды, мечты, разделить свои мысли с теми, кто прожил с нами бок о бок свою жизнь.

В современном обществе поход на кладбище после Пасхи воспринимается как некий переход от великого религиозного события к отмечанию майских праздников. Многие собирают у могил всех близких и дальних родственников, друзей, знакомых и устраивают некое грандиозное застолье. Наверное, мы стали забывать, что смысл пасхального поминовения заключается прежде всего в молитве за тех, кто был рядом с нами, за тех кого мы любим и ценим всем сердцем, и отнюдь не в пьянстве и насыщении разнообразными кулинарными изысками и лакомствами. Если речь и идет о трапезе, то основной ее посыл состоит в милостыне, в том, чтобы разделить пищу с бедными и страждущими, дать им возможность тоже помолиться и помянуть тех, кого более нет в живых.

В Радоницу рядом с могилами умерших нельзя:

Очень важно, чтобы дни, когда поминают усопших после Пасхи, не превращались в период праздных увеселений, пьянок и напрасных превозношений к могилам, ведь все, что происходит на Радоницу, должно исходить от чистого сердца и выражать искреннюю христианскую любовь к живым и умершим.