Open
Close

Спас нерукотворный святитель николай чудотворец крест нательный. Крест со спасом нерукотворным

Нательный крест, получаемый православным христианином при крещении, считается главным знаком причастности человека к божественным началам. Получив во время этого таинства второе рождение с церковной точки зрения, Божий сын обязуется носить крест всю жизнь и бережно относиться к нему. Каноны православной церкви не устанавливают четко, каким должен быть , из какого материала сделан, поэтому так велик ассортимент предлагаемых изделий. Любой христианин вправе выбрать тот крестик, который будет ему по нраву, будет приятен глазу и телу.

Одним из самых популярных видов является крест со Спасом Нерукотворным. Он имеет ту же силу, что и крест с распятием , так как содержит изображение Спасителя. При этом лицо Христа заключено в круг и помещено в центр изделия. Круговое обрамление выбрано не случайно, так как считается знаком вечности и гармонии. Климент Александрийский писал, что в круге сходятся все силы, потому он считается символом Бога и Неба. считаются символом всего мира, всех его концов, в соединении c кругом это означает объединение мира благодаря Спасителю, соединение Неба и всех людей на земле. Нательный крест символизирует защиту человека от злых сил, обязательство жить по Божьему закону, иметь в сердце своем образ Христа и поклоняться ему.

Спас Нерукотворный (или Спас на убрусе) является одной из самых почитаемых православных икон. Церковное предание гласит, что изображение лика Христа на полотенце появилось еще при земной жизни Спасителя. В то время, когда Иисус ходил по земле и исцелял больных, про его деяния узнал князь Авгарь, глава города Едессы, и решил излечить свой тяжелый недуг с помощью Иисуса Христа. Князь послал художника к Иисусу, чтобы тот запечатлел его лик на холсте и доставил изображение в Едессу. Однако сияние, исходившее от лица Христа, невозможно было передать красками. И тогда Иисус умылся, затем отерся полотенцем, и изумленные свидетели увидели, что образ Христа отпечатался на ткани. Полотенце было доставлено к Авгарю, и тот получил чудесное исцеление благодаря запечатленному образу.

На православных иконах со Спасом Нерукотворным полотенце с ликом сверху завязано узлами, лик Иисуса спокойный, глаза его открыты и полны света, голова имеет крестный золотистый нимб. Католики изображают Христа иначе: его лицо полно страдания, глаза могут быть закрыты, голову венчает терновый венок, видны капли крови. Этот образ списан с католических распятий, и не приветствуется православной веткой христианской церкви. Образ Спаса Нерукотворного на кресте, предназначенном для ношения на перснях, традиционно светлый, так как является оберегом и мощным защитником души и тела своего обладателя. Древние русичи верили, что изображение Спаса имеет особую силу, потому наносили его на плиты над входом в храм, на воинские доспехи и знамена.

Кусок льняной материи с ликом Христа стал первой в истории иконой, потому был приравнен к сокровищам и охранялся. После Эдессы образ попал в Константинополь, а потом был утерян после разграбления города в 1204 году. Описанное выше предание принято считать православной версией появления Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа. Существует другой вариант легенды, принятый на западе. Согласно ему лик Христа был запечатлен на платке еврейки Вероники, которая сопровождала Иисуса во время его следования на Голгофу и подала платок, чтобы Христос утер им лицо. Этим обусловлено появление венка и капель крови на западных изображениях Спаса. Реликвия получила название «Плат Вероники», и в настоящее время находится в соборе Святого Петра в Риме. На настоящий момент исследования данного изображения не установили, каким именно способом был нанесен лик на ткань, потому ученые намерены работать со святыней дальше.

Серебряные крестики от компании «Тверь-Ювелир»:


от 700 руб.

от 950 руб.

от 1 910 руб.

Другие православные изделия:

    Крестики:
    Кольца:
    Иконки:
    Пасхальные яйца (подвески на цепочку):

Другие серебряные изделия:

    Цепочки:
    Кольца:

Первый Спас.

Медовый Спас, Маковый Спас, Первый Спас - народный и православный праздник в первый день Успенского поста 1 (14) августа. На Руси совершалось малое водосвятие, начинали сбор мёда и его освящение.

Первый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде, Лакомка, Медовый праздник, Медолом, Пчелиный праздник, Проводы лета, Спасовка, «Макавей зельная» (белорус.), «Маковiя» (укр.), Маккавей. В этот день Русская православная церковь почитает: Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня; Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице; Семь мучеников Маккавейских: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара.

Изнесение Честнаго Креста.

Русская православная церковь в этот день отмечает Происхождение (изнесение) древ Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

Перед началом вечернего богослужения священник износит из ризницы Честный Крест, украшенный венком из живых цветов, полагает его на жертвенник и затем переносит на престол при свечах и каждении.

Если Изнесение Креста совпадает с воскресным днём, то полиелей служится в алтаре. Помазание елеем происходит после выноса Креста и поклонения Кресту на Великом Славословии.

Во время пения славословия священник совершает с диаконом троекратное каждение вокруг престола. По окончании Великого Славословия, при пении Трисвятого, поклонившись земно трижды, предстоятель взимает Крест на главу при пении заключительного: «Святый Боже» и исходит через горнее место северными дверьми до царских врат. Ему предшествуют алтарник со свечой и диакон с кадилом. По окончании Трисвятого священник произносит в царских вратах: «Премудрость, прости», творя крестное знамение в царских вратах и благословляя прихожан. Певцы поют трижды тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…». Священник в предшествии свещеносца и диакона идет на середину храма, где полагает Крест на заранее приготовленный аналой и совершает вокруг него троекратное каждение. Духовенство трижды поет: «Кресту Твоему…», каждый раз завершая пение земным поклоном, это же песнопение трижды повторяют певцы. Совершается поклонение Кресту, целование его при пении стихир «Приидите, вернии…» и др., совершается помазание елеем.

После Литургии совершается малое освящение воды и освящение мёда.

Об установлении праздника Происхождение честных древ Животворящего Креста сообщает греческий часослов 1897 года: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе из-за жары, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне 31 июля по старому стилю, износя его из царской сокровищницы, полагали на святом престоле Великой церкви в честь Софии-Премудрости Божьей. С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честнаго Креста». Вернее было бы вместо «происхождение» употреблять слово «вынесение», но такова уж традиция перевода с греческого.

Мокрый Спас — Крещение Руси.

14 августа была крещена вся Русь водой Днепра, Медовый Первый Спас также зовут еще Мокрым, Водным Спасом или Спасом на Воде. После крещения Древней Руси и обращения славян в православных христиан наши предки переняли византийский обычай вынесения Креста в Медовый Спас - после 988 г. во всех городах, селах и деревнях Руси было принято совершать крестный ход с Крестом с последующим купанием в реках. Считалось, что вода смывает не только грязь и болезни, но и очищает от грехов.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честнаго Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами. В 1164г. князь предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святаго Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению Церкви, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

На Руси, особенно в Москве, в этот день совершался крестный ход на воду и чин водоосвящения, в которых принимал участие сам царь. Накануне праздника, вечером 31 июля, он выезжал в Симонов монастырь, где слушал вечерню, а утром, в сам праздник, стоял заутреню. Напротив монастыря на Москве-реке устраивалась «Иордань». Возводилось над водою на четырех столбах строение, расписанное яркими красками, украшенное «златом-серебром», увенчанное золоченым крестом. По углам Иордани изображались святые евангелисты. Около Иордани устраивались два «места» - государево и патриаршее. Царское место покоилось на пяти точеных позолоченных столбцах, было расписано травами, украшено резьбой. Виднелись слюдяные окна и дверь. Изнутри окна и дверь задергивались тафтяной занавесью. Царское и патриаршее места огораживались раззолоченной решёткой, а помост вокруг них застилался алым сукном.

Царь и патриарх в окружении духовных и служивых приходили во главе крестного хода на Иордань; происходило торжественное освящение воды: в нее погружался крест. Все присутствующие получали из рук патриарха зажженные свечи. Перед погружением в Иордань царь возлагал на себя святые кресты с нетленными мощами. После выхода из Иордани он целовал крест и принимал благословение патриарха. Духовенство освященной «иорданскою» водой окропляло присутствующие войска, знамена, всем желающим разливалась святая вода. Две серебряные стопы, наполненные освященной водой, отправлялись в царский дворец.

Три Спаса.

Начинаются Спасовки или Спасы - народное название первой половины августа по старому стилю, когда отмечаются три Спаса и Обжинки (праздник жатвы). Названия даны в честь Иисуса Христа-Спасителя (Спаса). По традиции в этот день совершается освящение мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу - пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. В большинстве районов начинался сев озимой ржи.

Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье». Отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. По погоде этого дня судят о том, каков будет третий Спас.

Примечательно, что до Медового Спаса православные христиане не едят мёда нового урожая. А вот мёд прошлого года можно кушать и до Медового Спаса. То же самое и с яблоками, виноградом, грушами нового урожая - их нельзя было есть вплоть до Яблочного Спаса на Преображение 19 августа. Кроме тех яблок или груш, которые чудом сохранились в погребе с прошлого года. До Орехового Спаса 29 августа нельзя есть новые, свежие орехи, будь то грецкие орехи или лесные орехи, фундук, лещина, кедровые орешки, миндаль.

Св. муч. Маккавеи и народные традиции.

14 августа день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 г. до Рождества Христова. Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец - законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил св. Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья. После смерти всех детей св. Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно наложились на русские обычаи и обряды: день памяти Маккавеев слился с древним русским обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник «Макавей» - в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает. Слово «маккавей» произошло от арамейского «makkaba» - «молот» -как оружие на врагов, также связывается с еврейским «makkevet», имеющим то же значение. С русским «веять мак» это слово просто созвучно, но в народном сознании память мучеников Маккавеев прочно связалось с освящением мака и приготовлением блюд из него. Там, где ещё сохранились старинные обычаи, в этот день пекут маканцы, мачники - постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготовляли маковое молочко - маково-мёдовую массу, в которую обмакивали блины. Эта посуда в России называлась макальником, на Украине - макитрой, в Белоруссии - макатером. В Сибири этот день назывался еще и днем «Соломониды-бабушки».

Съедобный мак является распространённым и любимым продуктом, разнообразно применяемым в народной кухне, обрядовых блюдах восточных и западных славян. Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачок с мёдом - усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нём семьсот воевод».

В день Макавея молодёжь водила хороводы с песней «Ой, на горе мак», с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!».

«Спасом на воде» медовый Спас именован в честь малого водосвятия. Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоёмы и родники для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые. На первый Спас примечали особенности, изменения в погоде. «Пришел первый Спас, держи шубу про запас», «С первого Спаса - холодные росы», «Отцветают розы, падают холодные росы». Но и: «С первого Спаса роса хороша». Отмечали резкое снижение температуры воды, объясняя это тем, что «на первый Спас олень копыто обмочил» или «в первый Спас - на воде - олень обмакивает копыто, во второй Спас - на горе - обмакивает хвост».

Первый Спас называют Медовым, потому что соты в ульях к этому времени обычно наполнены до отказа, и пасечники приступают к сбору. Считалось, что если пчельник не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд именно с этого дня.

«На первый Спас и нищий медку попробует!». С утра пчеловоды старательно высматривали, осеняясь крестным знамением, ульи, выбирая среди них самый богатый по медовому запасу. Облюбовав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посудину, несли в церковь. После обедни священник благословлял «новую новину» от летних трудов пчелы, «Божьей работницы», и начинал святить принесённый в сотах мёд. Часть освящённого мёда передавалась тут же «нищей братии», поздравляющей пчеловодов с Медовым Спасом. А затем большая половина этого праздника происходила на пасеке. Вечером обступала каждый пчельник толпа ребят и подростков, с тряпочками или листом лопуха в руках. Они получали «ребячью долю», после чего пели песни. На первый Спас «защипывали» (пробовали) горох. К этому дню во многих местах поспевала малина

Начало Успенского Поста.

С этого дня начинается Успенский Пост - это единственный многодневный православный пост в честь Богородицы и её Успения. Поэтому он очень строгий. Как нам приучить себя к посту?

Для этого, прежде всего, требуется постепенность приучения.

Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают безмерно поститься. Таковых пост не прочен, не полезен, а скорее вреден: они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, – без толку злятся на всех и на все, или же пост скоро делается для них невыносимым, и они бросают его.

Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно – мало-помалу.

Каждый сам должен определить – сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, – неспособности к делу. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пьянством.

Во время поста Церковь предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качества постной пищи. Все строго рассчитано с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а – напротив – сделать ее легкой, крепкой и способной подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования.

Пост есть необходимое средство для успеха в жизни духовной и для получения спасения, ибо пост, отнимая у плоти излишнюю пищу и излишнее питие, ослабляет силу чувственных влечений. Отсюда видно, что и польза поста многоразлична:

а) пост скоро и ясно показывает человеку, что для его жизни нужно немногое, и здоровье его зависит не от изысканной, но от простой пищи и пития;

б) пост очень скоро обнаруживает господствующие в человеке страсти и пороки, к которым он прилепился сердцем, и что плоть его больше всего любит;

в) пост делает нас способными к молитве и размышлению о Боге и Божественном. «Кто постится, тот с добрым духом молится», – говорит св. Иоанн Златоуст.

Вообще пост есть сильное средство приготовления ко всем великим и спасительным делам. Это глубоко чувствовали все благоразумные и боголюбивые люди – всегда и везде. Все святые весьма строго постились сами и единодушно советовали поститься другим.

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи – ред.), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты.

В понедельник, среду и пятницу Успенского поста монастырский устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг – «сварением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.

В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», – заповедует Святая Церковь.

В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там – оставление пищи скоромной – более питательной и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям – в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.

Крест-мощевик "Спас в Силах"

Крест с изображением Господа Иисуса Христа на престоле, окруженного Небесными Силами, является творческой репликой древнего креста-мощевика XIV века, хранящегося в музее Троице-Сергиевой лавры. Образ, изображенный на кресте, - редкое пластическое переложение главной иконы русского высокого иконостаса «Спас в силах». Икону «Спас в силах» специалисты называют настоящим богословским трактатом, раскрывающим тему грядущего Страшного Суда.
Крест-мощевик квадрифолийной формы с килевидными окончаниями балок. Лицевая сторона: Спас в Силах, в оглавии — Спас Нерукотворный. Оборотная сторона: процветший Крест Господень, молитва Кресту. Раскрытый вид: верхняя створка — Святая Троица и тропарь праздника; нижняя створка — Богоматерь Знамение и хвалебная песнь Богородице на церковно-славянском языке.

В традиции Православия - изображать Спасителя именно как Воскресшего Крестоносителя, призывающего в Свои объятия все концы мира. Его руки имеют горизонтальное положение, открытые ладони пробиты гвоздями, голова наклонена вправо, вокруг головы крестчатый нимб. Крест стоит на горе камней, символизирующей Голгофу, в основании которой различается череп. Это голова Адама. По преданию, тело Адама было погребено Симом, сыном Ноя, на месте, где впоследствии возникла гора Голгофа. Рядом с крестом трость с губкой и копье. Когда Христос умирал на кресте, он попросил пить, и римский воин взял губку на трости, пропитанную уксусом, и смочил Ему губы. Копьем же один из воинов пробил ребра Христа, чтобы убедиться в Его смерти. Умерший человек не кровоточит, из раны же Спасителя полилась кровь и вода. С тех пор копие, и губка являются священными предметами и используются в литургии. По бокам слова «IC» (Иисус) «ХС» (Христос), сверху - «Царь Славы». Слово «НИКА» на кресте означает победу Христа над смертью.

Описание:

Самим наименованием образа "Спас в силах" выражена богословская концепция - явление Иисуса Христа в силе и славе в конце времен, во исполнение Божественного Промысла о мире: "Дабы все земное и небесное соединить под главой Христа".

В основе образа - тексты видения пророка Иезекииля (Иез. 1. 4-6, 10, 13-16, 18, 22-28). Явление Божьей славы передается в виде символических фигур - геометрических и изоморфных, они обозначают различные силы небесные, земные и небесные уровни.

Правой рукою Христос благословляет, левой придерживает раскрытую Книгу. Символика Книги в христианской культуре глубока и обширна - это и Книга Жизни с именами спасённых (Исх. 32.32; Откр. 3.5), и Книга Откровения, написанная внутри и извне, запечатанная семью печатями, открыть и прочесть которую не может никто, кроме Агнца (Откр. 5.1-7), это также и Книга Завета (Втор. 30.10) и Благая Весть. Наконец, Книга - символ Самого Господа Иисуса Христа, Который есть Слово Божье, пришедшее в мир. С ранних времен в христианском искусстве существовал аллегорический образ Христа в виде Книги, лежащей на престоле, на которую сходит голубь. Эта иконография получила название «Этимасия», в русском варианте — «Престол уготованный» (изображения в церкви Успения в Никее VII в. и в Успенском соборе Владимира ХV в.).

Белоусов Петр Дмитриевич, участник Великой Отечественной Войны:
В 1942 году, когда меня забирали на фронт, три старушки одели на меня крестик со словами: «Не расставайся с крестом, он тебя будет хранить». Этот крест я ношу и по сей день, а мне уже 86-ой год.


В бою было страшно. Бомбили, все было затянуто дымом, было непонятно где наши, где немцы. Я был разведчиком, воевал за Смоленск, Вязьму, Ржев, Беларусь, Литву, Латвию, Польшу. Попал в плен под Слуцком Гродненской области.
Где-то в 50-ых годах нас молодых ребят собрали со Смоленска, посадили в товарные вагоны и привезли в Хабаровск на Красную речку. И там нас три месяца обучали. Как нам говорили, после обучения мы все будем служить на кораблях, и лишь после я узнал, что нас готовили к военным действиям в Корее. До нас уже одну партию ребят туда уже отправили. Каждый раз после тренировок на артиллерийских пушках, нас проверял врач. Мы снимали гимнастерку, рубашку, все по пояс. Я всегда прятал крестик в карман брюк, а после осмотра — одевал. Но в последний день перед отправкой, я забыл его снять. И наш замполит увидел его: «ну-ка, ну-ка, иди-ка сюда. Это что на тебе?». Я стою, а у меня земля колышется под ногами. Я как будто проваливаюсь сквозь землю. Меня вывели, сказали одеться, а на следующий день, когда всех моих товарищей отправляли на корабле в Корею (но тогда мы этого еще не знали), меня не взяли, отправили в отпуск домой — в Смоленск.
Вернулся я домой, а меня и спрашивают матери тех солдат: «Петь, а где наши ребята? Мы же вас всех вместе провожали, а вернулся только ты один». Я сказал, что не знаю, ответил, что их всех в другую часть отправили, но пообещал позже все узнать. Когда я вернулся с отпуска, обратился к замполиту части. Вот тогда только я узнал, что нас готовили военным действиям в Корее. И наш корабли, на котором отправили моих товарищей, не дошел до берега две мили, его подорвала подводная лодка и все погибли. Вот теперь и скажите, меня крестик спас или нет? Почему я забыл его снять? три месяца снимал, а в последний день перед отправкой забыл. Это Господь Бог мне помог. Как память отобрал.
Я и по сей день с крестиком не расстаюсь. Когда настало мирное время, в Смоленск я не вернулся. Меня там никто и не ждал. Маму расстреляли немцы, а отец погиб на фронте. Сейчас Живу один, в Заветах Ильича, не пью, не курю. Со мной только Господь Бог. А еще мне помогают наши храмовые бабушки. В том числе и бабушка Валя (Гольштейн). Я хожу в храм. Раньше ходил и в Советскую Гавань — к отцу Михаилу, и Ванино — к отцу Александру. сейчас сюда хожу — к отцу Савватию
Так что слава Богу за все!

Нательный крест - это священный знак совершенного над человеком Таинства Крещения, символ его приобщения миру Божественного. В Крещении человек получает второе, духовное рождение. Он усыновляется Богу, становится членом Его Церкви, получая надежду на спасение и жизнь вечную. Ведь в Евангелии сказано, что «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).

Небольшой нательный крест с Образом Спаса Нерукотворного на лицевой стороне и иконой Ангела Хранителя на обороте создан в традициях Православной Церкви с использованием древнехристианской символики.

В художественном убранстве старинных церквей часто можно увидеть крест, составленный из кругов. Это символ Божественной полноты и гармонии мироздания. Круг - знак Вечности, Неба и Бога, Который, по слову св. Климента Александрийского, «есть бесконечный круг, в коем все силы сходятся». Равноконечный же крест, по определению святых отцов, - образ Христа и знамение Его победы. Каждый крест символизирует мир, раскинувшийся на четыре части света и простирающийся, как его перекладины, вширь и ввысь. Основная поперечная балка показывает земное, вертикальная - преисподнее и Небесное и возрастание земли к Небу. Поэтому в равноконечном кресте заключена совершенная гармония Божественного и тварного бытия. «Как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божественной держится высота и глубина, долгота и широта, то есть видимая и невидимая тварь», - говорит великий богослов и аскет прп. Иоанн Дамаскин (VII в.). Сочетание креста с кругом создает образ единения в Боге и причащения вечности всего мирозданья: Неба и всех концов земли. В данном кресте эту символику дополняет Образ Спаса Нерукотворного.

Древнейшим знаком Христа являются также круги с вписанными в них прямыми крестами, в виде которых здесь сделаны перекладины. На Руси еще до принятия христианства так изображали солнце. После крещения Руси известная форма наполнилась новым смыслом. Ведь в христианстве Господь прославляется как Свет Истины и Солнце Правды, все просвещающее Своими лучами. Здесь в каждом круге помещено по двенадцать горошин зерни вокруг креста и четыре покрупнее у центра. Это символическое изображение двенадцати апостолов и четырех евангелистов.

Крест, помогая стать ближе к Богу, охраняет человека от всякого зла, особенно от невидимых врагов. Одним из самых грозных для темных сил является изображение Нерукотворного Образа Спасителя.

Образ Спаса Нерукотворного, или Святой Убрус (полотенце) был величайшей святыней христианского мира. По Преданию, он чудесным образом отпечатлелся на куске холста, которым Господь отер лицо после омовения. В 944 году Святой Убрус был привезен в Константинополь и хранился в особом ковчеге в Фаросском храме. Исчез в 1204 году при разграблении Константинополя крестоносцами.

Списки этого образа известны на Руси с XI века. Его изображения помещали над входами в крепости и храмы, отливали в бронзе как охранные образки и в качестве навершия нательных крестов. Воины носили его на латах, шлемах и боевых стягах.

С XVII века на Руси на нательных крестах и в иконописи начинает широко изображаться также личный защитник каждого человека: его Ангел Хранитель.

Ангелы - существа тварные, хотя и более могущественные, чем человек. Поэтому их представляют по-разному: то прекрасными воинами, то почти бестелесными (например, на иконах Распятия), а иногда совсем по-детски (особенно в каменной резьбе и в мелкой пластике). На данном кресте использован образ, созданный древними мастерами города Юрьева-Польского.

Ангел Хранитель дается Богом каждому человеку, и он всю жизнь заботится о спасении его души. Он плачет, когда человек грешит, и радуется, когда тот очищается покаянием. При жизни Ангел Хранитель защищает человека от непрестанных нападений духов злобы, а после смерти становится его проводником в загробном мире. На нательный крест образ Ангела Хранителя помещается для того, чтобы человек всегда помнил о нем, молился ему и любил его.

Нательный крест не только крепкая защита человека, это и знак его обета Богу, данного в Крещении: уклоняться от всякого зла и жить по Христову закону любви к Богу и ближнему. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», -
говорит Господь (Мф. 16, 24).

Над созданием образа трудились художник Ирина Никитина и коллектив сотрудников компании «Акимов».