Open
Close

Православные татуировки на спине. Какую смысловую нагрузку несут религиозные татуировки? Можно ли с татуировками участвовать в таинствах Церкви

В середине первого века нашей эры произошло завоевание Египта арабскими армиями. Это нашествие не совсем правильно называть «завоеванием», ибо оккупанты не встретили никакого сопротивления со стороны египтян.

Однако неприязнь к новым порядкам, которые принесли с собой захватчики, начала проявляться позже. Словом копты арабы называли представителей местного населения Египта, которые к тому моменту были в подавляющем большинстве христиане. Коптское христианство — это одна из самых древних ветвей христианства, в основном, это религиозное ответвление принадлежит к православной церкви.

В самом сердце старого Иерусалима, христианин палестинского происхождения по имени Wassim Razzouk , в своей собственной тату-студии делает татуировки всем желающим. На вывеске его тату-студии написано Since 1300 — это значит, что он является потомственным татуировщиком, поддерживающим традицию христианской татуировки, история которой насчитывает уже более семи веков.

Традиция делать татуировки паломникам имеет глубокие исторические корни

«Мои предки — египетские копты. Многие века коптские христиане поддерживают традицию делать себе татуировки. Считается, что первые христианские татуировки появились в XII веке от рождества христова, когда в Египте начало распространяться мусульманство. А в то время Египет был преимущественно христианским. Арабские завоеватели насильно пытались обращать христиан в свою религию. Для этого они придумали очень интересную вещь — облагать дополнительным налогом тех, кто не хотел обращаться в мусульманство» — рассказывает Wassim.

Татуировка свидетельствовала, что ее обладатель принадлежал к коптской церкви

«Одной из форм сопротивления этому было то, что христиане-копты делали себе татуировки на внутренней стороне запястья — изображение креста. Со временем такой жест непримиримости трансформировался в традицию. Весьма долгое время принадлежность к коптской церкви можно было доказать единственным способом — предъявив татуировку креста на внутренней стороне запястья правой руки» .

Раньше паломничество было делом всей жизни

«Мой прапрадедушка приехал в Иерусалим в начале XVIII века и его ремеслом были татуировки на коже паломников, которые прибывали в Иерусалим со всего света. Сегодня всё намного проще — вы покупаете в интернете билет на самолёт и на следующий день уже в Иерусалиме! Но сотню лет назад всё было иначе. К паломничеству готовились долгие годы — это становилось главным событием всей жизни! И татуировка была доказательством того, что ее обладатель был в святых местах, а также гордым символом того, что её носит христианин» .

Wassim говорит, что в наши дни практика паломнических татуировок набрала небывалую популярность — «Иногда ко мне выстраиваются очереди по 50 человек! Люди готовы ждать часами, чтобы увезти на себе символ Иерусалима. А встречаются даже такие, кто приезжает в Иерусалим каждый год, и каждый раз они делают себе новую татуировку» .

От дедушки остались вырезанные из оливкового дерева штампы

Далеко не все паломники приветствуют практику татуировок, однако они никак не хотят отставать от более смелых собратьев по вере. Для подобных случаев в арсенале татуировщика есть вырезанные из оливкового дерева штампы с изображением христианских мотивов. Они достались ему от дедушки, который был не только татуировщиком, но и плотником, а также мастером резьбы по дереву.

Wassim Razzouk не считает себя участником современного тату-движения

Wassim Razzouk весьма известная фигура в мире израильской татуировки. Он принимает участие во множестве выставок, сотрудничает с ведущими музеями, однако он не считает себя участником современного тату-движения: «Это не мой мир» — коротко объясняет он. «Я не являюсь татуировщиком в современном понимании этого слова. Мои клиенты — это паломники, монахи, священники, пожилые люди» .

«Меня очень удивляет, когда кто-то начинает говорить, что та или иная религия запрещает нанесение татуировок. Независимо от того, что говорят эти люди, спрос на паломнические татуировки в святой земле Иерусалима растёт из года в год!»

"Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии"

(1Кор. 6, 20).

Разрешено ли христианам иметь на теле изображения? Чтобы разобраться в этом обратимся к Библии и святоотеческим писаниям, догматам вселенских соборов, а также к литературе для подготовки к исповеди, потому что в ней обычно очень подробно перечисляются всевозможные грехи. Для протестанта существует лишь авторитет Библии. Католику стоит прислушаться к постановлениям римского папы и соборов.

В догматах Православной Церкви и трудах отцов Церкви об этом ничего не сказано. Обратимся тогда к Библии, в ней есть только 1 стих, ясно говорящий о наколотых изображениях. Вот он:

"Ради умершего не делайте надрезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь"
(Левит 19, 28).

При этом строкой выше сказано:

"Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей" (Левит 19, 27) .

В этих ветхозаветных цитатах говорится о недопустимости перенимать языческие обряды, то есть совершать эти действия ради умершего и для прославления языческих богов. Если считать, что здесь однозначно запрещается татуировка, то нужно признать и запрет стричь бороду. Более того, Евангелие отменило очень многие старые нормы, например обряды с кровью животных.

В Новом Завете об Антихристе написано:

"И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их" (Откр. 13, 16) .

Но написано также:

"И сказано было ей [саранче], чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих" (Откр. 9, 4).

"И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах" (Откр. 14, 1).

Имеют ли начертание или печать на челах отношение к татуировке? Ясно сказать нельзя. Итак, похоже, что Писание ничего напрямую не предписывает современным христианам в плане татуирования.

Вместе с тем, надо помнить, что христиане живут для славы Божией, всей душой стремятся к спасению себя и других. Следуя словам Апостола Павла, скажу, не все что позволительно полезно, и не все назидает. Понятия и нравы нашего времени уже далеки от заветов Иисуса Христа. Люди делают нательные рисунки чтобы нравиться, подчеркнуть свою красоту, сохранить память о мирских вещах. Даже имя любимого человека наносить не стоит, потому что, во-первых, на первом месте Бог, во-вторых, романтика пришла отнюдь не из христианства, а из средневековой военной среды, и, наконец, в-третьих, настоящие христиане любят всех сестер и братьев одинаково, не делают разницы между родными и неродными. Любовь романтическая и любовь христианская не одно и то же.

Также нельзя татуировать восточные символы, то есть драконов, японские и китайские иероглифы, и им подобное. Они выражают совсем другое видение мира, далеко отстоящее от христианства. Итак, нехристианская татуировка для верующих в Иисуса недопустима. Если спасение - самое главное, то зачем просто так обращать внимание на мирские вещи?

В книгах для подготовки к исповеди нет греха татуировки, хотя приводятся такие нарушения Божьего закона как танцы и переход дороги на красный цвет. В одной из них, однако, есть фраза: «Согрешил(а) следуя безбожным обычаям мира сего, а также желая нравиться и прельщать, стриглась и красилась (этим попиралась заповедь Божья о внешнем виде женщины)». То есть любые действия, с неправедными целями осуждаются, да и христианскую косметику вообразить себе трудно.

По Православному вероучению священные изображения нужны во-первых, длянапоминания о Боге, о священных событиях, поучительной жизни Господней и угодников Божиих, во-вторых, для изложения учения Божия, в-третьих, для возбуждения религиозного чувства в нас, в-четвертых, для прославления Божия искусством , как прославляют даже людей всякими памятниками, как прославляют Бога искусством - пением и музыкой. (По Н.Ю. Варжанскому «Оружие правды»)

Библия признает возможность правильных священных изображений:

"Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой [шерсти], и херувимов сделай на них искусною работою" (Исх. 26, 1) .

"Cделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме - лицо львиное; так сделано во всем храме кругом" (Иез. 41, 18-20) .

Кроме того:

"Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших , которые суть Божии" (1Кор. 6, 19-20) .

Храм же имеет правильные изображения.

"Покажи им вид храма и расположение его... и все образы его" (Иез. 43, 11) .

Некоторые утверждают, что накалывание запрещено, потому что его использовали язычники. Если так понимать, то надо запретить и священные изображения вообще, потому что еще до повеления Бога сделать изображения херувимов в скинии, языческие народы изображали своих богов.

В христианском мире широко применяет татуировку Коптская Православная церковь (Египет), после крещения на правом запястье делается крест. Законы Египта требуют при устройстве на работу показывать руку, потому что коптам запрещены руководящие должности. Поэтому, например, мужчины становятся грузчиками, а женщины - уборщицами.

В любом случае, вопрос спасения зависит от души человека, изображения и предметы, формальное исполнение правил сами по себе не в силах этого сделать. При выборе татуировки, не стоит всецело доверять каталогам в тату-салонах, потому что кто их создавал неизвестно, а любое изображение отражает внутренний мир художника. Лучше выбрать самим, и принести мастеру готовый эскиз. Мастер, выполняя своей рукой процедуру, неосознанно вносит частицу своего «Я». Ведь и храмы расписывают лишь христиане, а не мирские художники. Найти в салонах действительно верующего татуировщика не так-то просто. На сегодняшний день обладателя нательной живописи большинство воспринимает как любителя острых ощущений, живущего ради наслаждений и удовольствий, и вместе с тем человека достаточно твердого, чтобы придерживаться своих правил. На образы, наносимые навсегда, смотрят как на нечто мирское, но сейчас это почти современный молодежный язык. Чтобы привести ко Христу других людей, надо донести до них высокие христианские истины Православия доступным образом.

Христианские татуировки прежде всего означают православную веру человека в Бога. Исторически они являются сильными оберегами, которые помогают в жизни. Сейчас христианская нательная живопись невероятно популярна из-за своего недвусмысленного значения, которое просто расшифровывается и многое говорит о человеке.

Христианские татуировки и их виды

Такие тату ценятся не только за своё значение, но также и за внешний вид – современное исполнение нательных рисунков, стильное и вариативное, позволяет увековечить на своём теле единственное в своём роде изображение, которые будет притягивать взгляды и выделять обладателя тату из толпы.

Существует множество различных видов православных татуировок для мужчин и женщин, и каждый из них отличается своим сакральным значением и неповторимым обликом.

Лики святых в христианской татуировке

Самые популярные образы – это Архангел Михаил и Иисус Христос. Лик последнего на теле характеризует человека как раскаявшегося в прошлой греховной жизни. Однако более популярный и значимый для носителей тату смысл – обличение желания помогать ближнему. Такой рисунок даст понять, что его носитель – добрый и отзывчивый человек, а также отличается неповторимым вкусом и стилем: лики святых можно набить в современном исполнении, отчего они станут выглядеть эффектно, будут притягивать к себе все взгляды.

Ангелы и архангелы

Христианские татуировки для мужчин отличаются богатым выбором, и один из самых популярных рисунков – изображение ангелов и архангелов. Такие тату выполняются в чёрно-серых тонах и символизируют внутреннюю силу, чистоту помыслов. Архангел является защитником и вершителем судеб. Такой рисунок покажет, насколько сильна вера его носителя. Современное исполнение позволяет набить тату на всю спину, дополнив его узорами и орнаментами – такое изображение будет смотреться оригинально, не теряя при этом своего облика и значения.

Православная татуировка и кресты

Христианский крест – один из самых распространённых символов в татуировке, который порой может даже не иметь никакого отношения к религии. С православной точки зрения крест символизирует желание приблизиться к Богу, символизирует распятие Иисуса Христа и отстранение от греха. Очень вариативны места для набивки такой тату – встречаются такие православные татуировки для мужчин на руке, на груди, на спине и на других частях тела. Православные тату на руке, изображающие крест, являются наиболее популярными – такие рисунки всегда заметны, они выделяют своего носителя из толпы и многое о нём говорят.

Про татуировки и Православие. В Библии есть однозначный запрет на это:

«Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем, и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Левит, 19:28); «Вы сыны Господа, Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем, и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем; ибо ты народ святый у Господа» (Второзаконие 14: 1-2).

Бог повторил эту заповедь для священства: «

И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им:… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем»(Левит 21: 1,5). Очень важно, что запрет сопровождается отсылкой к тому, что их Бог есть Господь. То есть – к первой заповеди Закона:

«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исход 20: 2-3).

атуировка на протяжении человеческой истории играла разную роль. В античном мире, где один человек мог стать собственностью другого, татуировка, например, выполняла функцию клейма. Татуировка низводила человека до уровня животного: скот носит тавро владельца, а раб татуировку с именем своего хозяина.

Однако в языческом мире основу основ смысла татуировки составляло обращение к духам (то есть, как мы, христиане, знаем, к демонам). Через изображение на теле (сакральные знаки) человек призывает духа, которому он поклоняется, в свою жизнь.

Татуировка отвергается Церковью именно в силу её мистической значимости. Через татуировку человек связывается с нечистыми и лукавыми духами, но – не с Богом. Природа татуировки неизбежно культовая, магическая.

Конечно, сегодня татуировки делают не то, что бы в качестве какого-то мистического ритуала, скорее ради моды или традиции. Но само это действо — нанесение татуировки — глубоко языческое… Поэтому нет ничего странного, что наколки негативно влияют на жизнь человека.

Рассказы про татуировки и православие

Так, журналист Светлана КУЗИНА в своей статье «Роковые татуировки», побеседовав со специалистом по удалению татуировок Константином Авраменко, привела немало примеров этого: Алексей Воронин из Одинцова написал нам в газету: «Моя любимая девушка была тихим, добрым ангелом. Жили с ней душа в душу два года, даже жениться собирались. И вот однажды она в салоне сделала на ягодице татуировку — чертика с кинжалом. И ее характер вдруг резко изменился. Она начала по пустякам скандалить, ревновать и стала злой на язык. Как будто этот чертенок колол ее ножиком в зад. В итоге мы разошлись. Неужели тату может изменить человека?»

— Может, — уверяет Константин Авраменко, — Тату изменяют жизнь людей — тех, кто по недомыслию сделал наколку сомнительного содержания. Я убедился на собственном опыте.
Константин Авраменко, физик-оптик по образованию, уже несколько лет занимается тем, что выводит наколки с кожи своих клиентов. Он рассказал, что татуировки порой изменяют характер людей и буквально притягивают неприятности. Но мода на эти «украшения», к сожалению, не проходит. Обычно пациенты рассказывают Константину, почему они решили избавиться от тату.

ДЕМОН.

— Пришла ко мне девушка с китайским иероглифом. Тоже на попе, — рассказывает Авраменко.
— Она плакала и умоляла немедленно стереть татуировку. По ее словам, на нее сразу после нанесения рисунка посыпались несчастья. За год она потеряла работу, родила мертвого ребенка и от нее ушел муж. А последней каплей, чуть ни приведшей ее к самоубийству, стало групповое изнасилование пьяными малолетками. Чуть-чуть оклемалась и прибежала сводить свою тату, которая, как я выяснил, означала слово «демон». Сейчас у нее все в жизни устроилось.

ДЕСАНТНИК И ПАУК.

— Был у меня бывший десантник со сложной татуировкой: самолетики, крылья, парашют и смерть с косой. Он меня упрашивал за любые деньги стереть рисунок смерти. Я, говорит, реалист и никогда не верил в магию. Но когда я начал ходить с этой татухой, удача как будто ко мне спиной повернулась.

ОХРАННИК И ЦИФРА «13» .

— Двадцать лет назад 40-летний охранник в банке на Арбате набил татушку на мизинце — число «13». И все эти годы, по его словам, его преследовала «невезуха». Сначала мать заболела тяжело, и, чтобы оплатить лечение, пришлось продать дачу. Потом попал в автокатастрофу, за которую пришлось расплачиваться квартирой. Дочь стала наркоманкой. Семья развалилась.
Когда же я стер тату, то в его жизни все изменилось… Встретил любимую женщину, а от умершего деда в наследство ему досталась шикарная дача. Сейчас цифра «13» все-таки немного проглядывает. Недавно он звонил мне, просил: приди — добей, может, жизнь еще круче переменится?

ДЕВОЧКА И БАБОЧКА.

— 16-летняя девушка сделала себе наколку на спине — красивую цветную бабочку. С тех пор главным делом ее жизни было каждый вечер знакомиться с новым мальчиком. После школы она не стала поступать в институт, а бегала по ночным клубам. Молодые люди относились к ней без уважения. И она не вылезала из чужих постелей.
Ее парень наговорил ей гадостей и стал встречаться с ее подругой. Кто-то надоумил ее избавиться от татушки, направив ко мне. Я объяснил ей, что по старым поверьям, бабочка — это знак проститутки. После выведения тату ее парень к ней вернулся, и месяц назад они поженились. Сейчас она ждет ребенка.

МАЛЬЧИК И СМЕРТЬ.

— Недавно меня попросили приехать в 1-ю Градскую больницу удалить тату у 15-летнего паренька, лежащего в коме, — вспоминает Константин. — Я очень удивился: неужели нельзя подождать, пока он не придет в себя? Оказалось, что на моем приезде настояли его родители, которые только в больнице увидели у сына страшную надпись на правом плече: «Live quickly die young» (по-русски «Живи быстро, умри молодым»).
Оказывается, родители отправили мальчика отдыхать на Кипр. Там ему и сделали наколку. После чего он как с цепи сорвался. За два месяца успел забросить школу, несколько раз попасть в милицию за хулиганство и подцепить венерическую болезнь. А потом взял отцовскую машину и на скорости 120 км в час врезался в столб. Подушка безопасности спасла. Но он сломал таз и бедро.

— Стирать всю надпись я побоялся, — продолжает Авраменко, — вдруг возникнут осложнения? Решил вывести только слово «DIE» (умри), что изменяет смысл. И тут произошло нечто странное. Парень лежал без сознания. А я сделал еще и местную анестезию. Начал стирать наколку, и паренек в коме (!) вдруг стал отодвигать свое плечо, а другой рукой пытался отпихивать прибор.
Пульс поднялся до 138 ударов. Я удвоил дозу — мальчик все равно все чувствовал. Присутствовавшие при этом три медсестры и заведующий реанимационным отделением так же, как и я, были в шоке. Впечатление такое, будто сам сатана в него вселился и не давал избавиться от роковых слов. Когда же я удалил тату, то пульс упал до нормы, и мальчик очень быстро пошел на поправку.

Татуировки и Православие Продолжение

— Я считаю, что не следует накалывать татуировки, — подытоживает Авраменко. — Не зря в Евангелии есть запрет: «Не украшайте тела свои рисунками и письменами».
— Сделать наколку легко, — говорит Константин. — Куда труднее от нее избавиться. К сожалению, люди не представляют, с чем им придется столкнуться. Какие мучения пережить… Тут необходимо хирургическое вмешательство. Самый древний способ — срезать кусок кожи ножом или скальпелем.

У пластических хирургов на удаление тату большой площади уходит несколько лет. Время можно сократить, пересадив на место вырезанного участка кожу, например, со спины или ягодиц. Но тогда появятся раны в двух местах. Пробуют стирать тату и лазером. Он прожигает ткани на значительную глубину. Они отмирают. На этом месте появляются рубцы. К чему я все это рассказываю? А для того, чтобы вы десять раз подумали, прежде чем делать тату.

На сайте Культуролог.ру в статье о татуировках дан анализ этого явления.

Например, очевидно, что обладатель татуировки провоцирует окружающих на внимание к ней. Это даёт ощущение собственной значимости. Привлекает внимание любая татуировка, но надо конкретизировать – внимание к чему? В первую очередь – к телу… Татуировка по своей природе есть исповедание телесности. Человек, сделавший татуировку, можно сказать, исповедует культ своего тела… Безусловно, такое бегство во внешнее, есть признак духовной слабости.

Мистическая составляющая. Татуировки и православие

Татуировка способна изменить жизнь человека. Чтобы это понять, необязательно обращаться к мистике. Совершив сознательный акт по нанесению татуировки на своё тело, приняв в качестве определяющего себя какой-либо знак, а зачастую, бросив этим вызов окружающим тебя людям, человек уже никак не может остаться прежним. И это изменение не несёт человеку ни покоя, ни мира в душе. Татуировка работает как якорь, говоря психоаналитическим языком. Она постоянно напоминает своему носителю о том, какой он выбор он сделал, подстёгивая соответствующие эмоции. Нельзя выколоть себе волка и не приобрести при этом немного волчьего. Естественно, повадки реального волка тут ни при чём, речь идёт об образе зверя, как мы его себе представляем.

Вообще, человек – существо символическое, и мир, который мы воспринимаем и осознаём, в меньшей степени мир физический.

За каждым физическим объектом, за каждой вещью стоит традиция осмысления, символы и знаки, которые мы даже не всегда замечаем. Многие знаки влияют на нас через подсознание.
Иной раз мы недооцениваем силу знака, но татуировка – отнюдь не такой случай. Не надо только поддаваться коммерческой рекламе татуировочных салонов, спешащих представить тату своего рода модным украшением. Татуировщикам невыгодно говорить серьёзные вещи. Но те, кто подходят к татуировке серьёзно, знают её символическую силу.

Вот почему не стоит накалывать и невинные, на первый взгляд, рисунки. Даже наколотое на тело изображение бабочки, как показал пример выше, может привести к негативным последствиям в жизни.

Татуировки и Православие. Продолжение.
Также среди знаков, используемых в татуировках, много , в том числе и таких, магическая природа которых неочевидна. Но она есть; таковы, например, иероглифы или руны. Магические знаки издревле использовали для разных языческих ритуалов, в которых обычно были необходимы кровь и жертва. Татуировка делается не без крови; человек, на теле которого она делается, выступает в качестве жертвы.

Знак, жертва и кровь – всё на месте, что превращает нанесение татуировки в языческий ритуал.

Татуировки и Православие. Заключение.
Современное сознание считает подобные ритуалы беззубой архаикой, однако психология человека не очень-то изменилась. В прошлом с помощью подобных ритуалов устанавливалась власть одного человека над другим. Есть основания считать, что и сегодня татуировка может использоваться в качестве одной из техник зомбирования, то есть подчинения человека чужой воле. Осталось лишь сказать, что воля может быть не только человеческой, но и демонической. Поэтому религиозное сознание однозначно определяет татуировку как обращение к демонам… Невозможно обратиться к Богу, не порвав с демонами…

Ответ священника:

В качестве ответа предлагаю статью:

Мода на татуировки: печать прогресса или символ первобытной дикости?

Сегодня трудно найти человека, который не видел татуировки. Но о том, что означает это слово, как оно появилось в нашем обиходе и какой несло и несёт в себе смысл знают немногие. Попытаемся и мы разобраться в этих вопросах. Итак, слово «tatoo» является производным от таитянского слова «tatau» и маркезанского «ta-tu» что в переводе означает «знак», «рана», «отметка». По одной и самых распространённых версий татуировки появились случайно. Заметив, что если под повреждённую кожу (раны, порезы) попадало красящее вещество, например сажа, то на её поверхности образовывались причудливые, несмываемые рисунки, люди стали наносить повреждения намеренно.

Первые образцы татуировок были найдены при раскопках египетских пирамид. На обнаруженных там мумиях, которым насчитывается по оценкам экспертов не менее 4 тысяч лет, отчётливо видны татуировки.

Считается, что, нательные знаки у древних людей выполняли больше информативную (указывали знак племени, рода, социальный статус обладателя), охранительную (против болезней, бед, несчастий) и магическую функции, чем декоративную. Место расположения, узор, и размеры татуировки определялись обычаями и традициями племени. Татуировки наносили и также древние славяне, греки, галлы и германцы – но только для того чтобы совершать магические ритуалы древнего культа. На страницах Ветхого Завета татуировки однозначно соотносятся с языческими культами, их нанесение на тело осуждается, считается грехом. Об этом, в частности, ясно говорят библейские тексты: «Не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен» (Левит19:28), «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими» (Второзаконие 14:1).

Тема «начертаний на теле» было продолжена и в Новом Завете. Так, в Откровении Иоанна Богослова говорится: «Не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Библия, Откровение 14:11). Очевидно, неприятие татуировок в христианской культуре было связано не только с их «языческим» генезисом, но и концепция человека как «образа и подобия Божия», который оскверняется нанесением на тело каких-либо знаков.

«Украшение» осужденных на галеры

После того, в Европе утвердилась христианская религия, татуировки практически исчезли – если не считать традиции клеймить преступников. К примеру, шулерам ставили на тело знак в виде шестигранника, осуждённым на галеры делали надпись «GAL», порочным женщинам накалывали лилию на плечо. Последний эпизод, к примеру, стал одним из элементов интриги романа Алексадра Дюма «Три Мушкетера», где подобный знак доставлял множество проблем главной антигероине – леди Винтер.

О декоративных татуировках в Европе вновь вспомнили много веков спустя, когда мореплаватель Джеймс Кук открыл неизвестные прежде жителям Старого Света острова в Полинезии и Меланезии. Побывав в 1773 году на Таити, он с удивлением обнаружил, что жители острова используют татуировки, чтобы украсить свой внешний вид.

Однако никто не мог предположить, что когда-нибудь они станут элементом молодежной моды. В XIX веке известнейший итальянский врач и один из основателей криминалистической науки Чезаре Ламброзо рассматривал нанесение татуировки как проявление атавизма и как признак нравственной неполноценности их носителей. Ламброзо считал, что татуировки чаще всего встречаются у прирождённых преступников проституток.

Тема татуировок была затронута и в знаменитом романе Жюля Верна «Дети капитана Гранта», когда герои, путешествуя по Новой Зеландии, услышали о воинственных маори, растатуированными с ног до головы. Напомним, что маори постоянно вели между собой войны. Победители отрезали побежденным головы и складывали черепа на полку в свои жилищах, а также практиковали каннибализм. Считалось, что, человек, съевший сердце поверженного врага, унаследует часть его жизненной силой.

Демонстрация превосходства или комплекс неполноценности?

Реальность, казалось, подтверждала его слова: татуировка длительное время была важнейшим атрибутом криминальной субкультуры. И в наше время на юридических факультетах и в школах милиции студенты и курсанты могут изучить целые атласы, посвященные значению того или иного рисунка у представителей преступного мира. Так, например, татуировка «Парусник» говорит о том, что ее владелец гастролирующий вор, а нанесённые на груди «череп», «деньги» или «ветка розы» означают, что человек длительное время занимался кражами, грабежами, разбоями, неоднократно судим, или является «вором в законе».

С начала 1960-х годов татуировка вошла в обиход молодежных группировок, действующих на грани закона, а часто ее и переходящих. Широкое распространение она получила среди байкеров, в среде которых в США часто имели хождение неонацистские идеи. В Россию мода на татуировки пришла лишь в середине 1990-х годов. Этот период стал временем романтизации и героизации всего, что когда-то называли антиобщественным поведением. Именно тогда сам процесс нанесения татуировки приобрёл особую значимость, как показатель приобщения человека к групповым ценностям нетрадиционной культуры. Решающим фактором, побуждающим к нанесению татуировки, стало воздействие социальной среды. В новых условиях татуировка стала играть декоративную и демонстративную функцию. Их носители считали и считают, что демонстрируют своё превосходство, силу, незаурядность, уникальность. Однако психологи считают, что татуировка часто скрывает присущий человеку комплекс неполноценности или агрессии.

Чем опасны татуировки: вред для здоровья и духовные риски

Сегодня стимулом к нанесению татуировки у законопослушных граждан может служить дань моде, либо же это результат давления, традиции, подражания, психического заражения или же следствие необдуманного поступка. Впрочем, есть закрытые статистические исследования, согласно которым доля татуированной молодёжи из неблагополучных семей выше, чем из благополучных.

Неудивительно, что, накалывая татуировку, они даже не задумываются над тем, что это может быть просто опасно. Как в физическом, так и в духовном смысле.

Начнем с рисков для физического здоровья. Многие не знают, что в результате многочисленных исследований было установлено, что некоторые краски для татуировок содержат краситель, являющийся очень сильным аллергеном. Его попадание в организм человека провоцирует развитие пожизненной аллергии на солнцезащитные кремы, болеутоляющие таблетки, a также на одежду и тени для век, в составе которых имеется данное вещество. Этот краситель может привести к развитию ряда дерматологических заболеваний. Опасность таят в себе и биотатуировки, выполняемые хной. Химический ингредиент парафенилендиамин, который нередко используют при нанесении узоров для получения на коже более темных рисунков, может спровоцировать кожные заболевания (дерматиты).

Теперь о рисках духовного плана. Многие люди, особенно молодые, будучи незнакомы со значением того или иного символа, наносят его на кожу просто потому, что он понравился. При этом большинство любителей татуировок не подозревает, что символы имеют духовный смысл. Так, например, существуют так называемые рунические татуировки, которыми современные неоязычники приписывают магические силы. Можно не верить в магию, но человеку, знакомому с историей, сразу становится понятно: тот, кто наносит такие символы на свое тело, «посвящает» его темным стихиям древности, соотносит себя с далеко не безобидными кровавыми ритуалами, которыми сопровождалось отправление языческих культов. Весьма двусмысленный характер имеют и татуировки-иероглифы, смысловая нагрузка которых также далеко не всегда бывает безобидна.

Любопытно, что у некоторых африканских племен, придерживающихся языческих верований, до настоящего времени отсутствие татуировки является признаком неполноценности. Считается, что мужчина без нательного знака не станет удачливым охотником, а женщина не сможет создать семью. Наши предки расстались с подобными мировоззренческими установками больше тысячи лет назад, с тех пор, как была крещена Русь. Стоит ли нам теперь возвращаться в мир агрессивной языческой архаики, превращая свое тело в разукрашенный амулет?