Open
Close

Антиохийская церковь в 19 веке. Переезд в Дамаск и османское иго

АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ церковь (АПЦ; Антиохийский патриархат), одна из старейших автокефальных православных церквей.

История АПЦ. Основана в Антиохии - третьем по величине и значению городе Римской империи 1-2 веков. Упоминание Антиохии в Новом Завете связано с рассказом о выборах первых 7 диаконов Церкви (Деяние 6:3-6). В Антиохии христиане из числа уроженцев Кипра и Киренаики проповедовали как среди иудеев, так и среди эллинов (Деяние 11:20). Церковь Антиохии возникла в 40-е годы 1 века нашей эры, её основателями традиционно считаются апостолы Павел и Пётр. Именно в Антиохии последователи Христа «в первый раз стали называться христианами» (Деяние 11:26).

На 1-м Вселенском (Никейском) соборе (325 год) была подтверждена древняя традиция, в соответствии с которой епископ Антиохийский, как и епископы Александрийский и Римский, провозглашался епископом своего округа, включавшего Сирию, Финикию, Палестину, Аравию, Киликию, Исаврию, Кипр и Месопотамию. После 3-го Вселенского (Эфесского) собора (431 год), на котором был анафематствован Несторий, от АПЦ отделились христианские общины персидской Месопотамии. На 4-м Вселенском (Халкидонском) соборе (451 год) предстоятель АПЦ занял четвёртое по чести место (после патриархов Римского, Константинопольского и Александрийского, перед Иерусалимским). По решению этого же собора 58 епископий АПЦ были переданы Иерусалимской православной церкви. Осуждение монофизитства на 4-м Вселенском соборе привело к тому, что в середине 6 века Антиохийская церковь фактически разделилась на 2 церкви: православную (мелькитскую, от сирийского слова «мельк» - царь, то есть поддерживаемую византийским императором) и монофизитскую (яковитскую, по имени епископа Эдесского Якова Барадея). В период арабского владычества (634-969 годы) АПЦ сумела сохранить свой статус (при том, что арабы поддерживали яковитов). В конце 7-начале 8 веков часть сирийских христиан, не принявших осуждение на 6-м Вселенском соборе (680 год) учения об одной воле во Христе (монофелитства), образовали отдельный маронитский патриархат Антиохии (смотри Марониты). После того, как Византия отвоевала Антиохию, единственной законной церковью в Сирии была признана АПЦ. Во время походов крестоносцев в Антиохии был создан католический патриархат (начало 12 века). В 12-13 веках православные патриархи, как правило, проживали в изгнании. В ходе мамлюкского завоевания Антиохия была разрушена (1268 год), и с 1366 года патриарший престол был перенесён в Дамаск. В 18 веке произошёл раскол, в результате которого из АПЦ выделилась униатская Мелькитская церковь, подчинённая папе Римскому, но сохраняющая традиционные обряды.

Современное положение АПЦ. Высшей властью в вопросах вероисповедания, законодательства и управления является Священный Синод в составе 20 митрополитов. В нём председательствует патриарх, который осуществляет высшую исполнительную власть (с 1979 года - Игнатий IV). Резиденция патриарха находится в Дамаске.

Численность верующих АПЦ составляет около 800 тысяч человек (2004 год). По этнической принадлежности - преимущественно арабы, главным образом в Сирии и Ливане. Богослужение ведётся на арабском и греческом языках. Патриархат состоит из 23 архидиоцезов (епархий), из которых 6 находятся в Сирии, 6 - в Ливане, 3 - в Турции, 1 - на территории Ирака и Аравийского полуострова, 5 - в Северной, Центральной и Южной Америке, 1 - в Австралии и Новой Зеландии и 1 - в Западной Европе. На 2004 год в Антиохийском патриархате, по официальных данным, около 780 церквей и часовен (из них 560 - за пределами Азиатского континента), в которых служат около 860 священников и диаконов. В Сирии и Ливане насчитывается около 30 монастырей АПЦ, есть монастыри в Западной Европе и Америке.

АПЦ является членом Всемирного совета церквей и Совета церквей Ближнего Востока.

В Москве имеется представительство АПЦ - Антиохийское подворье.

Лит.: Лебедев А. П. История греко-восточной Церкви под властью турок: От падения Константинополя (1453) до настоящего времени. Сергиев Посад, 1896-1901. Т. 1-2; История христианской Церкви в XIX в.: Православный Восток. СПб., 1908. С. 238-261; Соколов И. И. Церковь Антиохии. СПб., 1914; Atiya А. А history of Eastern Christianity. L., 1968; Skaff Е.В. The place of Antioch in church history. Camb. (Mass.), 1993; Dick I. Les Mclkites: Grecs-Orthodoxes et Grecs-Catholiques des Patriarcats d’Antioche, d’Alexandrie et de Jerusalem. Turnhout, 1994; Christian communities in the Arab Middle East. Oxf., 1998; Антиохийская Православная Церковь// Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2.

В настоящее время мировое православие включает в себя пятнадцать автокефальных (независимых) церквей. Среди них, согласно принятому в Русской Православной Церкви диптиху - порядку поминания за литургией их предстоятелей, третье место занимает Антиохийская церковь, являющаяся одной из древнейших в мире. Её история и проблемы современной жизни будут предметом нашего разговора.

Наследие святых апостолов

Согласно преданию, она была основана в 37 году святыми апостолами Петром и Павлом, посетившими город Антиохию, находившийся на территории Древней Сирии. Сегодня он называется Антакьей и входит в состав современной Турции. Следует отметить, что именно в этом городе последователи Иисуса Христа были впервые названы христианами. Об этом свидетельствуют строки 11-й главы новозаветной книги

Как и все христиане первых веков, члены Антиохийской церкви сразу же после её основания подверглись жестоким гонениям со стороны язычников. Конец этому положили лишь соправители Римской империи - императоры Константин Великий и Лициний, в 313 году особым эдиктом узаконившие свободу вероисповедания на всех подвластных им территориях, в число которых входила и Антиохия.

Первые монахи-подвижники и начало патриаршества

Известно, что после того, как Антиохийская церковь вышла из подполья, в ней получило широкое распространение монашество, являвшееся по тем временам еще религиозным новшеством и существовавшее до той поры лишь в Египте. Но, в отличие монахов долины Нила, их сирийские собратья вели менее замкнутый и оторванный от внешнего мира образ жизни. В круг их обычных занятий входили миссионерство и благотворительность.

Эта картина существенно изменилась в следующем столетии, когда появилась целая плеяда вошедших в историю церкви отшельников, практиковавших такой вид аскетического подвига, как столпничество. Иноки, прославившиеся подобным образом, в течение длительного времени творили непрерывную молитву, избрав её местом открытую вершину башни, столпа или просто высокого камня. Основателем этого движения считается сирийский монах, канонизированный в лике преподобных, - Симеон Столпник.

Антиохийская является одним из древнейших Патриархатов, то есть независимых возглавляемых собственным патриархом. Первым её предстоятелем стал восшедший в 451 году на патриарший престол епископ Максим, остававшийся у власти в течение пяти лет.

Богословские разногласия, послужившие причиной раскола

На протяжении V и VII веков Антиохийская церковь переживала период острого противостояния между представителями двух враждующих между собой богословских направлений. Одну группу составляли последователи учения о двойственной природе Иисуса Христа, его Божественной и человеческой сущности, воплощённых в Нём не слитно и не раздельно. Они получили название диофизитов.

Их противники - миафизиты - придерживались иной точки зрения. По их мнению, природа Иисуса Христа была единой, но воплотившей в себе и Бога, и человека. Эта концепция была отвергнута и признана еретической на состоявшемся в 451 году Халкидонском соборе. Несмотря на то что её поддержал правивший в те годы император Юстин I, сторонники миафизитской доктрины со временем сумели объединиться и привлечь на свою сторону большинство жителей Сирии. В результате был образован параллельный патриархат, ставший впоследствии Сирийской православной церковью. Она и до настоящего времени остаётся миафизитской, а её прежние оппоненты вошли в состав греческой церкви.

Под властью арабских завоевателей

В мае 637 года Сирия была захвачена арабами, что стало настоящим бедствием для проживающих в ней греко-православных общин. Их положение ухудшалось тем, что завоеватели видели в них не только неверных, но ещё и потенциальных союзников своего главного врага - Византии.

В результате Антиохийские патриархи, начиная с Македония, покинувшего страну в 638 году, вынуждены были перенести свою кафедру в Константинополь, но после смерти Георгия в 702 году патриаршество и вовсе пресеклось. Антиохийская церковь вновь обрела своего предстоятеля лишь через сорок лет, когда правивший в те годы халиф Хишам дал разрешение на избрание нового патриарха, однако при этом установил жёсткий контроль над его лояльностью.

Нашествие турок-сельджуков и вторжение крестоносцев

В XI веке Антиохия подверглась новому нашествию завоевателей. На этот раз ими оказались турки-сельджуки - одна из ветвей западных тюрков, получившая название по имени своего предводителя Селджука. Однако им не суждено было долго удерживать свои завоевания, поскольку уже через десяток лет они были выбиты появившимися в этих краях крестоносцами. И вновь Антиохийская церковь вынуждена была переживать крайне тяжёлые для неё времена, так как оказалась под властью католиков, везде пытавшихся установить господство своей конфессии.

С этой целью ими был изгнан правивший в те годы Патриарх Иоанн, а на его место поставлен римский прелат Бернард. Очень скоро и все православные епископы на территориях, оказавшихся под властью крестоносцев, были заменены католическими иерархами. В связи с этим Антиохийская православная кафедра вновь сместилась в Константинополь, где и находилась до 1261 года, когда положение европейских завоевателей сильно ослабло.

Переезд в Дамаск и османское иго

В конце XIII века крестоносцы были вынуждены покинуть свои последние владения на Востоке, но к этому времени православные, ещё двести лет назад составлявшие половину были почти полностью истреблены и составляли лишь небольшие разрозненные группы. В 1342 году патриаршая кафедра Антиохийской церкви была перенесена в Дамаск. Там она размещается и в наши дни. Это, кстати, ответ на часто задаваемый вопрос по поводу того, где находится Антиохийская церковь сегодня.

В 1517 году Сирия была захвачена Османской империей, и вследствие этого Антиохийский патриарх оказался в подчинении у своего константинопольского собрата. Причина заключалась в том, что Византия уже давно находилась под турецким владычеством, и пользовался определённой протекцией властей. Несмотря на то что православная церковь была обложена значительными налогами, в положении её рядовых членов существенных ухудшений не произошло. Не отмечены также и попытки их насильственной исламизации.

Недалёкое прошлое и сегодняшний день

В период новейшей истории Антиохийская церковь пользовалась покровительством российского правительства. Именно при его поддержке в 1899 году патриарший престол занял православный араб Мелетий (Думани). Традиция выбора на эту должность арабов сохраняется и по сей день. В дальнейшем Николай I неоднократно снабжал церковь денежными субсидиями.

Сегодня Антиохийская православная церковь, возглавляемая сто шестьдесят седьмым по счёту патриархом Иоанном X (Язиджи), включает в себя двадцать две епархии, а численность прихожан, по разным оценкам, колеблется в пределах двух миллионов человек. Как было сказано выше, патриаршая резиденция находится в Дамаске.

Церковный конфликт на Ближнем Востоке

В 2013 году возник конфликт между двумя древнейшими церквями мира. Поводом для него послужили взаимные разногласия по поводу прав на конфессиональное присутствие в Катаре. Антиохийский Патриарх Иоанн X выразил недовольство своему Иерусалимскому коллеге по поводу его притязаний на епархии, находящиеся в этом ближневосточном эмирате. Ответ он получил в форме, не терпящей возражений. С тех пор конфликт Иерусалимской и Антиохийской церкви принял столь непримиримый характер, что между ними даже было прервано евхаристическое (богослужебное) общение.

Подобная ситуация, безусловно, наносит урон целостности и единству всего мирового православия. В связи с этим руководство Московского Патриархата не раз выражало надежду, что Антиохийская и сумеют преодолеть разногласия и найдут приемлемое решение.

Отказ от участия во Вселенском соборе

В этом году с 18 по 26 июня на Крите проходил Всеправославный (Вселенский) собор. Однако он состоялся без четырёх по разным причинам отклонившим приглашение в участии. Среди них была и Антиохийская церковь. готовился в обстановке острых дискуссий по многим вопросам, вызвавшим разногласия у его потенциальных участников.

Но в результате долгой и многоплановой работы, проведённой представителями церквей, так и не удалось достичь договорённости по большинству наиболее важных вопросов. В этом, в частности, заключается и причина отказа Антиохийской церкви от собора. Она была разъяснена в заявлении представителя их Синодального отдела, прозвучавшего в мае текущего года. Подобное решение было принято и руководством Болгарской, Грузинской и Русской православных церквей.

С - Патриархат.

Из Антиохийской Церкви вышли святые подвижники и поборники православия: свт. Иоанн Златоуст , родившийся в Антиохии и бывший там пресвитером до призвания на Константинопольскую кафедру ; прп. Иоанн Дамаскин (ск. в ); прп. Иларион Великий (ск. в ; память - 21 октября) - основатель монашества в Палестине и многие другие.

Антиохийская Церковь в I-нч. VII вв.

Основателями Антиохийской Церкви традиционно считаются Петр и Павел , о чём свидетельствуют многие церковные писатели (Евсевий Кесарийский , св. Иоанн Златоуст , блаж. Иероним, св. Лев I Великий). Вскоре после этого Церковь вступает в эпоху гонения на христиан, которое длилось вплоть до года, когда император Константин Великий , открыто покровительствовавший христианству, разгромил правившего на Востоке императора Лициния , объединив под своей властью всю империю . К этому же времени относится и начало распространения ереси арианства . Это вызвало раскол, длившийся до .

Антиохийская Церковь в VII-XVI веках.

Адрес :

Greek Orthodox Patriarchate of Antioch B.P. 0009, Damascus, Syria

Телефон:

963 11 43 14 00

Факс:

963 11 43 62 11

Современное устройство в Северной Америке

Первым православным епископом, хиротонисанным в Северной Америке, был Рафаил (в миру - Rafla Hawaweeny; 1860-1915) Бруклинский, рукоположенный в епископом Тихоном (будущим Московским патриархом) для окормления Сиро-арабской миссии. Епископ Рафаил прославлен в лике святых Синодом Американской Православной Церкви в марте ; в торжестве прославления в мае того же года принимали участие епископы Антиохийской Митрополии.

Со смертью епископа Рафаила 27 февраля и революцией в России , вызвавшей церковную смуту в Северной Америке, сиро-арабские члены православной Церкви в Северной Америке частью вошли в русскую Североамериканскую Митрополию, частью - в прямую юрисдикцию Антиохийского Патриархата.

Резиденция Митрополита - в штате Нью-Джерси:

Antiochian Orthodox Christian Archdiocese 358 Mountain Road PO Box 5238 Englewood, NJ 07631-5238

Phone: 201-871-1355 Fax: 201-871-7954

Примечания

Ссылки

  • Антиохийская Архиепархия Австралии, Новой Зеландии и всей Океании


Автокефальные и автономные православные церкви

Антиохийский патриархат.

Этот патриархат не имел блестящей истории с IV-го века, не забывая, впрочем, о таких талантливых, ярких личностях, как Евстодий, Милетий и Иоанн, современник и противник Кирилла Александрийского. Профессор Болотов остроумно замечает: «Антиохии как бы на роду было написано - не расти, а малиться». Остров Кипр, принадлежавший Антиохии ранее, оторвался от нее на III-ем Вселенском Соборе. Влиянию её на Иерусалимский престол также был положен конец. В 638 г. Антиохия подпала под власть мусульман-арабов.

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора

Антиохийский Христос Вот фрагмент из современного учебника по истории:«Антиохийский патриарх Христофор, урожденный Иса был убит в Антиохии, в обстановке антивизантийского угара 22 мая 967 г.» (, c.196). Как и Христос, он был проколот копьем, что подчеркивается в хрониках.

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

2. Антиохийский Христос Вот фрагмент из современного учебника по истории: «Антиохийский патриарх Христофор, урожденный Иса был убит в Антиохии, в обстановке антивизантийского угара 22 мая 967 г.» , с. 196. Как и Христос, он был проколот копьем. Напомним, что во время Первого

Из книги Период Македонской династии (867 - 1057 гг.) автора Успенский Федор Иванович

Глава XXIX ПАТРИАРХАТ И ПАПСТВО. РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ Весьма продолжительный и богатый как внешними фактами, так и разнообразными успехами внутреннего развития Македонский период может иметь в глазах историка и то еще значение, что к концу его частию осуществляются в

Из книги Великий обман. Выдуманная история Европы автора Топпер Уве

Игнатий Антиохийский Святой мученик Игнатий Антиохийский, епископ сирийской церкви, в 110 году (по другим источникам – в 116) в кандалах и под стражей был доставлен в Рим, где принял смерть за веру. По пути ему было позволено встречаться со многими христианскими пастырями, а

Из книги Чаша и клинок автора Айслер Риан

«Если это не патриархат, значит, - матриархат» Применяя этот принцип к накапливающимся свидетельствам того, что на протяжении тысячелетия человеческой истории высшее божество было женского рода, многие ученые XIX и XX веков пришли к, казалось бы, потрясающему заключению.

автора

Из книги Вселенские Соборы автора Карташев Антон Владимирович

Антиохийский собор 341 г. ? 340 г. в государственной области произошла значительная перемена. Западные Августы – Констант и Константин II – вошли между собой в военный конфликт. Фронты столкнулись около Аквилеи (север Адриатики). Константин II был разбит и убит. Весь «Запад»,

Из книги Вселенские Соборы автора Карташев Антон Владимирович

Антиохийский Павлинианский раскол Еще при Константине Великом в 330 г. началось в Антиохии в низах народных сопротивление грубому государственному вторжению в жизнь церкви. Константин поддался внушениям придворного Евсевия Никомидийского, поверил провокации и удалил в

Из книги Вселенские Соборы автора Карташев Антон Владимирович

Помеха делу – Антиохийский раскол Евагрий еще в прежнее время, с момента поставления Павлина в епископы Лукифером, встал на сторону Павлина. Антиохия к этому времени уже была разорвана на три юрисдикции. Теперь появилась и четвертая. У восточных церквей нет гарантий

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

автора Поснов Михаил Эммануилович

Александрийский патриархат. Собственно повод для составления VI-го Константинопольского Вселенского Собора подал архиепископ Александрийский, права которого нарушал Милетий Ликопольский. В начале изучаемого периода Александрийская кафедра достигла апогея своего

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Антиохийский патриархат. Этот патриархат не имел блестящей истории с IV-го века, не забывая, впрочем, о таких талантливых, ярких личностях, как Евстодий, Милетий и Иоанн, современник и противник Кирилла Александрийского. Профессор Болотов остроумно замечает: «Антиохии как

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Иерусалимский патриархат. Возвышением своим на Никейском Соборе (канон 7-ой) иерусалимский епископ был обязан чисто церковным преданиям. Епископ «апостольского Иерусалимского Престола» разделял с Кесарийским митрополитом честь председательствования на Соборах.

Из книги Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях автора Базили Константин Михайлович

1) Престол Антиохийский Антиохийский патриарх, третий в православной иерархии по отпадении Римского Папы, носит титло Блаженнейшего патриарха Божьего града Антиохии и всего Востока, при котором надписывает в официальных бумагах, подобно другим верховным пастырям на

В статьях «Поместные и Автономные Православные Церкви и их Предстоятели».

Антиохийская православная Церковь (официальное название в документах на арабском в переводе на русский язык - Греческий Православный Патриархат Антиохии и всего Востока) - автокефальная поместная православная Церковь, имеющая третье место в диптихе автокефальных поместных Церквей. Один из 4-х древних Восточных патриархатов Вселенской Церкви. По преданию, основана около 37 года в Антиохии апостолом Петром и апостолом Павлом. С 451 года - Патриархат. Из Антиохийской церкви вышли святые подвижники и поборники православия: свт. Иоанн Златоуст , родившийся в Антиохии и бывший там пресвитером до призвания на Константинопольскую кафедру; прп. Иоанн Дамаскин (ск. в 780 году); прп. Иларион Великий (ск. в 371 году; память - 21 октября) - основатель монашества в Палестине и многие другие.

Юрисдикция: Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт; также ряд епархий в Европе, Северной и Южной Америках, Австралии.

Полный исторический титул предстоятеля Антиохийской церкви: Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии, Сирии, Киликии, Месопотамии и всего Востока.

История

I век - начало VII века

Основателями Антиохийской церкви традиционно считаются Петр и Павел, о чём свидетельствуют многие церковные писатели (Евсевий Кесарийский, св. Иоанн Златоуст, Блаженный Иероним, св. Лев I Великий). Вскоре после этого Церковь вступает в эпоху гонения на христиан, которое длилось вплоть до 324 года, когда император Константин Великий, открыто покровительствовавший христианству, разгромил правившего на Востоке императора Лициния, объединив под своей властью всю империю. К этому же времени относится и начало распространения ереси арианства. Это вызвало раскол, длившийся до 381 года.

В IV веке в Сирии появляется монашество. В отличие от египетского, сирийское монашество на первых этапах было менее замкнутым: монахи вели миссионерскую проповедь среди язычников, активно занимались благотворительностью. В V веке возникает столпничество - уединение отшельника на горном утесе или на столпе.

В конце V - начале VI века Антиохийская церковь была ослаблена несторианской и монофизитской смутами: в епархиях Междуречья и Персии возникает несторианский католикосат; в Армении - монофизитский Армянский; в Сирии, параллельно с православными, монофизиты также создают свою церковную структуру - так называемую Сиро-яковитскую церковь.

VII-XVI века

С 637 года Сирия попала под власть арабов. Положение православных сильно осложнилось: с одной стороны, арабы в них видели «неверных» и союзников Византии, с другой стороны в самой Византии в VII веке возникла ересь монофелитства. Антиохийские патриархи вынуждены были жить в изгнании в Константинополе, а после кончины Георгия II (ок. 702 года) прервалась и эта линия. Лишь в 742 году халиф Хишам разрешил избрать на Антиохийскую кафедру сирийского монаха Стефана с условием его полной лояльности. Сотрудничество с мусульманскими властями порой превышало всякие пределы. Так, например, патриарх Иов сопровождал арабскую армию в походе на Аморий (838 год) и уговаривал сдаваться византийские крепости властям. Византийский император Никифор II Фока (963-969), одержав ряд побед над арабами освободил Антиохию и ряд других территорий Однако военные неудачи мусульман усилили межконфессиональную напряженность: каждый триумф Никифора провоцировал погромы христиан в Палестине и Сирии.

Одной из жертв этих гонений стал Антиохийский патриарх Христофор, убитый в 967 году.

Византийский период, продолжавшийся до 1084 года, стал эпохой возрождения Патриархата.

Но в декабре 1084 года, в ходе внезапного удара, турки-сельджуки овладели Антиохией. Само по себе установление сельджукского владычества на Ближнем Востоке в конце XI века не повлекло за собой заметного ухудшения социального статуса местных христиан. В большей степени они страдали, как и остальное население, от политической нестабильности в Сирии, бесконечных войн небольших эмиратов, насильственных разделов и переделов территорий. В 1097 году в Восточном Средиземноморье появились крестоносцы. Патриарх Иоанн Оксита в 1100 году был изгнан из Антиохии, а на его место поставлен латинский прелат Бернард из Валенсии. Латинские патриархи вскоре начали замещать православных епископов католиками на завоёванных территориях.

Антиохийская кафедра вынуждена была находиться в эмиграции в Константинополе. Из эмиграции Патриарх возвратился в 1269 году. К 1291 году крестоносцы утратили свои последние владения на Востоке. Однако христиане, составлявшие в XI веке едва ли не половину населения Сирии и Палестины, через 200 лет были почти полностью уничтожены, превратившись в небольшие группы местного населения.

В 1342 году, кафедра была перенесена в Дамаск, где пребывает по сие время.

XVI-XIX века

В 1517 году Дамаск был захвачен Османской империей и Антиохийский Патриарх оказался под административным началом Константинопольского Патриарха. В Сирии Церковь была обложена специальным налогом для немусульман, для скорейшего уплаты которого турки иной раз подвергали тюремному заключению даже митрополитов или Патриархов. В то же время православная община не подвергалась целенаправленным религиозным гонениям, в арабских провинциях Османской империи не отмечено случаев массовой или насильственной исламизации.

Единственный период преследования православных на Ближнем Востоке связан с Греческим восстанием 1820-х годов, когда Антиохийскому Патриарху Серафиму едва удалось избежать казни.

По разным оценкам, численность православных в Антиохийском Патриархате в середине XIX века достигала 60-110 тыс. (около 8-9 % от всего населения Сирии).

В 1860 году сирийских христиан постигла трагедия, когда в Дамаске в ходе резни и погрома была уничтожена значительная часть христианской общины города и разрушены все церкви.

В 1898 году российская дипломатия, при активном участии Императорского Православного Палестинского общества, сумела добиться избрания араба-сирийца на патрийрший престол, с последующим вытеснением греков из иерархии. В апреле 1899 года был избран первый патриарх-араб Мелетий Думани. Практика избирания Антиохийского патриарха из православных арабов с тех пор сохраняется.

Новейшая история

По Лозаннскому договору 1923 года часть территории Антиохийской православной церкви - Киликия, Шанлыурфа и Мардин - оказалась в составе Турецкой республики; по соглашению с Грецией об обмене населением все православные были депортированы из этих районов, несмотря на их протесты и заявления, что они арабы, а не греки. Накануне начала Второй мировой войны французские власти передали Турции район Александретты, в котором находится Антиохия. Эта акция (до сих пор официально не признанная Сирией) ухудшила положение местного христианского населения.

В 1972 году был принят ныне действующий Устав Антиохийской православной церкви.

Современное состояние

До сих пор - одна из беднейших Церквей, хотя ныне имеет 22 епархии и около 400 храмов, в том числе в Америке. Богослужение совершается на греческом и арабском языках.

Предстоятель с 1979 года - Блаженнейший Игнатий IV (в миру - Хазим); резиденция - в Дамаске.

Современное устройство в Северной Америке

Первым православным епископом, хиротонисанным в Северной Америке, был Рафаил (в миру - Rafla Hawaweeny; 1860-1915) Бруклинский, рукоположенный в 1904 году епископом Тихоном (Белавиным) для окормления Сиро-арабской миссии. Епископ Рафаил прославлен в лике святых Синодом Американской Православной Церкви в марте 2000 года; в торжестве прославления в мае того же года принимали участие епископы Антиохийской Митрополии.

Со смертью епископа Рафаила 27 февраля 1915 года и революцией в России, вызвавшей церковную смуту в Северной Америке, сиро-арабские члены православной Церкви в Северной Америке частью вошли в русскую Североамериканскую Митрополию, частью - в прямую юрисдикцию Антиохийского Патриархата.

24 июня 1975 года митрополит Филипп (Салиба) антиохийской архиепархии Нью-Йорка и м-т Михаил (Шахин) антиохийской архиепархии Толедо (Огайо) подписали Статьи о воссоединении - документ, восстановивший административное единство среди антиохийских православных в США и Канаде; 19 августа 1975 года Статьи были утверждены Синодом Антиохийского Патриархата.

Митрополии Антиохийского Патриархата в Северной Америке в октябре 2003 года Синодом Антиохийской Церкви была даровано самоуправление (не автономия); викарные епископы митрополии были возведены на степень епархиальных.

В настоящее время имеет 7 архиереев и более чем 400 священнослужителей в 238 храмах в США и Канаде.

В начале XXI века наблюдается тенденция перехода целых протестантских общин в состав викариата западного обряда Антиохийской церкви. В настоящее время насчитывается несколько десятков храмов, перешедших от англиканства, харизматов и др.

Антиохийская митрополия в США - член Постоянной Конференции канонических православных епископов в Америках (The Standing Conference of the Canonical Orthodox Bishops in the Americas).