Open
Close

Можно ли мирянину молиться иисусовой молитвой. Молитва Иисусова: необыкновенная сила

РОДИТЕЛЬСКИЙ ДЕНЬ (РАДОНИЦА) В 2016 ГОДУ

Существует большое количество праздников и дат, почитаемых православными христианами. Важно помнить календарь великого поста, знать, какого числа антипасха, чтобы заранее подготовиться и встретить дни со смирением или радостью. Но не все даты отмечаются с весельем, некоторые из них обозначены скорбью, покаянием, поминанием и смирением.

Помня, какого числа чистый четверг, вы не ошибетесь в высчитывании какого числа радоница в 2016. На второй неделе после Пасхи отмечается этот день поминовения усопших. Воистину верующий человек никогда не забывает своих предков, поэтому всегда знает, какого числа родительский день в 2016 году и готовиться посетить кладбища, чтобы помянуть ушедших из жизни родных и любимых людей.

Когда и какого числа радоница в 2016? Поминальная дата приходится на девятые сутки после праздника Светлой Пасхи, а значит, легко можно вычислить: радоница в 2016 году какого числа отмечается. Это 10 мая. Согласно древним традициям, усопшая радоница – день, когда на место упокоения родных нужно принести куличи, крашенные яйца, домашнюю выпечку. Все должно напоминать о Пасхе, то есть о Воскрешении Христа. И не нужно полагать, что день радоницы – траурный и скорбный праздник. Совсем наоборот, почтение, поминание усопших, молитвы о них должны вселять благоговение в сердце христианина. Именно поэтому, зная, какого числа радоница в 2016, постарайтесь настроить себя на светлый и благостный лад.

РАДОНИЦА

По христианской вере, смерть означает лишь переход в новую, чистую жизнь. Придя на кладбище в день радоницы, нужно пообедать возле места упокоения. И стоит позаботиться о тех, кто сегодня страдает, люди неимущие тоже почитают праздник, поэтому свято помнят, когда отмечается радоница в 2016 году, какого числа им будут особо щедро подавать милостыню. Отказывать в прошении строго запрещено, проявите милосердие. Важно, что в родительский день православный нельзя употреблять спиртные напитки, вести себя вызывающе и ссориться, наносить людям обиды.

Помолиться утром, зажечь перед иконами поминальную свечу, чисто одеться и пойти на место, где упокоены родные, близкие – вот так встречается родительский день. В 2016 году какого числа он будет, вы уже знаете – 10 мая. Пусть душа ваша возрадуется за тех, кто перенесен из мира земного в более чистый и светлый мир и наполнится благодарением и покоем.

Родительский день православный – дата, когда истинные христиане приносят благую весть о Воскресении Христовом тем, кто упокоился телом. Поэтому так важно помнить какого числа и дня родительский день в 2016 году. Кстати, 10 мая выпадает на вторник. Хотите узнать, какого числа благовещение, мы напомним – православный праздник приходится на 7 апреля.
Что за праздник Родительский день?

Теперь вам абсолютно точно известно, какого дня и числа родительский день в 2016 году. А вот почему называется он радоница (радуница)? Историки предлагают несколько версий возникновения названия:

1. Традиции церкви понимают эту дату как радость о Воскрешении Христа, поэтому радоница (от слова радоваться). Мы торжествуем победу вечной жизни над смертью и переход наших предков в мир чистоты и святости. Именно поэтому усопшая радоница – праздник не скорби, а улыбок и благости.

2. Второе определение дня происходит от слова «род». Поминовение предков всегда было святой обязанностью на Руси. Еще до появления христианства, на погостах водились хороводы и пелись печальные песни, проводились трапезы и другие обряды. Человека, забывшего свой род, принимали как сироту и жалели, при этом чураясь его скорбной недолгой памяти.

РОДИТЕЛЬСКИЙ ДЕНЬ

Конечно, неважно, откуда повелось название, главное, что мы помним какого числа родительский день в 2016 году и чтим память своих любимых родных людей. Радоница – преходящий праздник, отмечаемый всегда во вторник. Именно поэтому мы ищем, родительский день в 2016 году какого числа, отсчитывая дни от Светлой Пасхи.

Теперь, когда понятно, радоница 2016 православная, что это за праздник, давайте поговорим о том, что принято делать в этот день.

После утренней молитвы дома или в храме, принято причащаться. А затем отправиться к месту упокоения своих любимых родных людей. Очень часто в этот день на могилах присутствует священник. Его можно попросить освятить места погребения, а затем помянуть усопших трапезой. Хорошо, если из дома принесли пасхальные куличи и яйца. Но даже если все съедено подчистую, на Красную горку можно еще приготовить и освятить таких же продуктов.

Постараться взять как можно больше еды – обязанность любого христианина. Милостыня и подачки – неотъемлемая часть радоницы. Пусть этот родительский день православный станет для вас началом добрых дел. Не отказывайте ни одному просящему, даже если его вид вас приводит в сомнения. Попросите помолиться за ваших усопших, подайте еду, и отпустите с миром. Частенько именно молитва благодарного человека, встреченного первый и, может быть, последний раз в жизни, вселяет в душу покой. А на кладбище не нужно плакать и грустить, расскажите родным о том, как прошла Светлая Пасха, как вы к ней готовились и встретили.

Делитесь с предками радостью, не берите на душу греха и не скорбите отчаянно. Даже если страшное горе постигло недавно, наберитесь силы и укрепите дух усопшего. Христос Воскрес, а это великое чудо и благодеяние. Пусть усопшие почувствуют ваше настроение в той, вечной жизни. А теперь, когда мы рассказали, почему так называется радоница 2016 православная, что это за праздник, позвольте еще раз напомнить: родительский день в 2016 году какого числа. Это 10 мая. Будьте здоровы и счастья вам и вашим семьям!



из интернета

«Без Иисусовой Молитвы не будет спасения, потому что страсти в сердце нельзя ничем убить, кроме нее. На Имени Иисуса Христа держится вся Вера Православная и все благочестие…

Как правильно стать на эту дорогу? Нужно запомнить главный, коренной закон, правило для молитвы: никого никогда ничем не оскорбить, не смотря на то, что перед тобой может быть самый последний грешник».

Иеромонах Анатолий (Киевский)


Иисусова молитва — Проповедь об Иисусовой молитве — О молитве

Иеромонах Анатолий (Киевский) (1957–2002):

Иисусова молитва

Об Иисусовой молитве Батюшка говорил: «Будьте очень осторожны, вы приступаете к огню. Сейчас этот огонь почти погас. Вы думаете, почему нам так трудно. Как только заметят где огонек, сразу все силы бросают, чтобы его потушить».

«Батюшка, я правильно Иисусову молитву читаю?» И я на одном дыхании без остановок быстро ее прочитал. «Читай не спеша, смиренно и с сокрушением обращаясь к Господу, Он ведь радом и все слышит ».

«Батюшка, не могу читать Иисусову молитву, сильно враг мешает. Можно читать Богородице? – «Пресвятая Богородице, помилуй мя грешного»». – «Можно, — ответил Батюшка, — но так – «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного»».

«Сначала враг искушает грубо: мы грешим явно, но не имеем силы не грешить. Потом, когда Господь посылает Благодать, мы не грешим делами, даже словами. Но еще остаются помыслы. И враг начинает изощренную работу. Он ведет брань в помыслах . Человек сделал доброе дело, а враг сразу же помысл: «Это я сделал, это я такой хороший». Все дела приписывает в помыслах только себе, а не Богу. Человек думает, что совершает благое, а пожинает плод усиливающихся с каждым днем страстей. И Господу это противно. А бороться с этим нужно с помощью Иисусовой Молитвы покаянной. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя осуждающую, гордую, своевольную, завистлив ую» и т.д. Все грехи пропускать через Иисусову Молитву. А еще память бывших грехов сокрушает сердце и врага, который в нем сидит. Вспоминайте, с каких стогн вы пришли к Богу, с какими чемоданами грехов – и вам никогда не захочется возноситься».

Батюшка засмеялся: «Перед смертью получится. Ничего, ничего. «Царствие Небесное нудится и нужницы восхищают е» . Делай и повторяй про себя слова Молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». Плаксиво проси у Господа, умоляюще, не спеша. Как будто у тебя судьба сейчас решается, и все зависит от того, как ты упросишь Господа. А сердце у тебя болит? Колет? – Болит и колет. – На Милость Божью. Только не думай, что ты что-то значительное делаешь. Поняла?».

«Мудрость – в Молчании и в Хранении уст. Мудрый знает, когда нужно сказать, а когда – промолчать. Но и то, и то – во Славу Божью и с рассуждением.

Мудрость – в Трезвении ума и Бодрствовании; Мудрость дает Иисусова Молитва.


Путь к Богу – Молитва, весь мир стоит Молитвой. Без Молитвы человек чужд Богу
, он тогда – черная головешка, а не монах. А Молитва – это большая работа над собой внутри, в клети грудной, в нашей сокровищнице – в сердце. Мы думаем, что мы молимся. А на самом деле мы не знаем, что такое Молитвословие, не говоря уже о Молитве. Соль Молитвы – это постоянный Покаянный плач в сердце о потерянном рае; это болезнование сердца о потерянном. Это – глубокое сердечное сокрушение. Когда есть Покаяние и сокрушение, тогда можно творить Иисусову Молитву. Без нее не спастись никому, потому что в чистоту сердечную («Царствие Небесное внутри вас есть» ) идут только через Иисусову Молитву. Но вначале – Покаяние и сокрушение, без этого Иисусовой Молитвы не будет. Сейчас никто не занимается этим, потому внешность в моде, а внутренность, глубина – что монашества, что христианства – выхолостилась. На делателей Иисусовой Молитвы восстает весь мир видимый и невидимый, а еще свои страсти лезут постоянно. Тяжелый труд: Молиться – значит, кровь проливать. «Царствие Небесное нудится и нуждницы восхищают Е» — все время себя подвигать на Молитву, никогда не оставлять, понуждать себя. Так идут в безстрастие (чистоту сердечную). Это – цель жизни христианина на этой земле. Молитва Иисусова – в тайне, сакраментальная, чтобы не расточили через тщеславие. Делание Иисусовой Молитвы – это Умное Делание: «очищение помыслов, непрестанная молитва и терпение скорбей». Это Умное Делание составляет Покаяние. А процесс – Трезвение. Через Иисусову Молитву стяжать Дух Святый – цель христианской жизни…».


Проповедь об Иисусовой молитве

«Господь перед Своим Вознесением сказал ученикам: «Шедше в мир весь проповедите Евангелие всей твари». А Проповедь Евангельская – это не слова как раз, это непрестанная Иисусова Молитва в чистых сердцах. Господь с Креста сказал семь слов: «Се Мати твоя», «Се Сын Твой», «Совершишася». И в Молитве Иисусовой тоже семь слов. Это Евангелие в миниатюре, все Евангельское учение укладывается в эти семь слов. Весь закон, пророки, все Евангелие укладывается в две заповеди о Любви: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем помышлением твоим, и ближнего, яко сам себе». Любовь Божья – это Крест Господень, на котором Он страдал, терпел, взял наши грехи на Свои рамена и пригвоздил их на древе. Все сейчас говорят о Любви. А как к ней идти? Только с помощью Иисусовой Молитвы, потому что она – царица всех добродетелей, корень и основа всего христианского благочестия. В этой Молитве Сам Господь присутствует в Своем Имени . Умом не сильтесь это понять, потому что когда воспринимаешь умом, то кроме «Жестоко Слово сие» — вы ничего не скажете. Для этого нужна чистота сердечная, безстрастие. Только чистым сердцем можно постигнуть эту Тайну Божественную. На последние часы «кто призовет имя Господне, тот спасен будет ». Здесь как раз и говорится о том, что без Иисусовой Молитвы не будет спасения, потому что страсти в сердце нельзя ничем убить, кроме нее . На Имени Иисуса Христа держится вся Вера Православная и все благочестие. Кто хочет истинно научиться любить Господа, тот обязательно должен упражняться в Иисусовой Молитве .

Есть разные виды Иисусовой Молитвы, но, в основном, она делится на три вида, так как и естество наше тройственное: телесная, душевная и духовная .

Духовная – это непрестанная сердечная молитва. Она дается Господом одному из тысячи по своей великой Милости . Все Святые, все подвижники Христовы стяжали именно эту Молитву, потому что только через нее можно стяжать Благодать Духа Святаго. А это есть цель христианской жизни. А нам, грешным, нужно начать с устной (телесной) молитвы. И если мы в ней пребудем всю жизнь, то все равно будем в большом приобретении, потому что это занятие – честное и досточтимое. Как правильно стать на эту дорогу? Нужно запомнить главный, коренной закон, правило для молитвы: никого никогда ничем не оскорбить, не смотря на то, что перед тобой может быть самый последний грешник . Последние все равно будут первыми. Так учит Евангелие.

Иисусова Молитва стоит на четырех столпах:
истинное Смирение,
— нелицемерная Любовь,
— Целомудрие,
— глубокое сокрушение о своей греховности, о своем падении, о несостоянии делать добро.

Нужно с самого начала настроиться на плач, на страдания, на боль, потому что по другому Истина не постигается. Нужно постоянное покаянное состояние души, внутренний плач, разбитое сердце памятью о грехах . Вот это правильная дорога. Но всю надежду в Молитве возлагать на Божью помощь, на Божье милосердие к нам, грешным, а не на свой труд. Господь по разному дает Молитву: одному – через год, другому – в конце жизни, а иному – за гробом . Не нужно спешить к плодам. Господь Сам устанавливает сроки. Нам главное правильно идти, а там – все на Милость Божью.

В последние времена, перед приходом антихриста, будут столпы Православия, которые будут находиться под воздействием сердечной Иисусовой Молитвы . Это те скаредные грешники, работники 11-го часа, ради которых Господь сократит дни скорбные. Они выстоят и не прельстятся, потому что Господь их покроет.

Рано, или поздно, нам нужно становиться в дорогу, чтобы найти Молитву. Потому что без Молитвы монах – черная головешка. Господи, помоги нам выйти и дойти».

О молитве

«Утреннее и вечернее правило — обязательно».

«Рассеянная молитва – это есть многословие, исповедовать надо».

«Для умной молитвы должно быть уничиженное состояние. Хорошо на Кавказе – там горы. У нас смиреннословие, а нужно сердцем».

«Человек отличается тем, что может рассуждать. Когда не молится – отнимается способность выражать мысли словами (формировать). Остаются «я пошел», «я увидел»… Долдонит. Понять его трудно».

Батюшка говорил, что молитву надо читать плаксиво, просить, сознавая свое ничтожество. Одно дело читать молитву, другое — творить, а третье — заниматься. Читать может любой. Творить — не многие, как Творец творит. А заниматься — это значит жить по Евангелию, взращивать совокупность добродетелей: смирение и кротость, и любовь, и милосердие и т.д. Наш путь — через трудовую, «потихоньку».

«Плач должен стать неотъемлемой частью нашей Молитвы, ее душой. Кто соединяет Молитву и плач, тот подвизается законно. Кто выбросил из Молитвы плач, тот пожнет тернии и волчицы самомнения, самообольщения.

Чистота Молитвы достигается именно посредством плача. Тогда человек помнит и видит только Бога и свою греховность, своим сердцем постоянно предстоит перед Судьей Нелицемерным. Суд Страшный и смерть для такого человека кажутся уже наступившими. Он плачет в этой жизни, чтобы потом не рыдать на Страшном Суде. «Блаженни плачущие, яко тии утешатся ». Сеяли слезами, а радостью пожнут. Господь Сам вытрет их слезы Своею Десницею, Он Сам успокоит и утешит».

«По-разному бывает на Молитвах. Состояние меняется. Бывает, что действительно нет никаких сил. Господь видит твою немощь и не взыщет, если ты на них заснешь. Господь тогда на Руки берет. Если три раза подряд – может войти в привычку. Хорошо понемножку. Нужно заставлять и понуждать себя. Чтобы не вознерадеть.

Всякое бывает, когда молишься. Это – тяжелый труд. Молишься, чувствуешь запах гари. А на плите – вода греется. Все больше и больше. Прибегаешь, а она там только закипает. Так враг действует. Или у тебя поезд ровно в 10. Молишься, видишь, что опаздываешь где-то минут на 20. Махнула рукой: «Все равно уж опаздываю». И дочитала Молитвы. А оказалось потом, что именно на 20 минут поезд опоздал. Успела, потому что дочитала. Если бы не дочитала, не успела бы…».

По книге: «Милостивые да помилованы будут». Иеромонах Анатолий 1957 – (03.09/16.10) 2002. Киев, 2007г.

Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, молитв ради пречистой Твоей Матери, помилуй мя, грешнаго

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.

Господи, помилуй.

Иисусова молитва на церковнославянском:

Возбранный Воеводо и Господи, ада победителю,

яко избавлься от вечныя смерти, похвальная восписую Ти,

создание и раб Твой;

но, яко имеяй милосердие неизреченное,

от всяких мя бед свободи, зовуща:

Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

О молитве Иисусовой пишут много и по-разному, немудрено запутаться. Некоторые предлагают чудодейственные слова, как панацею, без которой спастись невозможно. Другие строго предупреждают – это камень преткновения: о него можно разбиться, а вместо пользы получить вред. Нужна ли такая молитва? Опасаться ее или наоборот, срочно взять на вооружение?

Мы из одного теста, а вкус разный

Все мы устроены одинаково, и в то же время очень отличаемся: по интеллекту, по уровню христианизации, пониманию православного учения, глубине веры, способностям, темпераменту, присущим страстям, наконец, по степени решимости следовать за Христом. Что одному хорошо, то другому – смерть. Практикуя молитву, будете иметь представление о ее воздействии на:

  • события;
  • собственное преображение;
  • окружающих людей;
  • изменения в жизни.

Приступать к ней надо обдуманно. Слушать советы, но выбирать свой путь, опираясь на опыт святых. Следовать их примеру, но не копировать. Перенимать знания, но осознавать, что их уровень очищения души и наш отличается, как небо от земли. Мы сделаны из одного теста, но обладаем индивидуальностью. Как она проявится не узнаете, пока не испытаете чудо-молитвы на собственной шкуре.

Тайна Иисусовой молитвы

Секрет 1. Истинная вера. Святые апостолы говорили: Мы проповедуем Христа распятого, что Он – Сын Божий и воскрес. По сути – это краткое содержание Евангелия. Таким же качеством обладает молитва Иисусова. Она заключает в себе православное учение, отделяя бытующую ересь (ложь). Истинные христиане верят, что Иисус не только человек, Он:

  1. Господь, то есть, Бог.
  2. Христос – Мессия, о котором свидетельствовали пророки.
  3. Сын Божий, существовавший всегда (до создания вселенной).

Секрет 2. Покаяние. К Именам Господним добавлено прошение о помиловании. Человек верит: Обещавший спасение –исполнит Свое слово. В конце признаем себя грешными – это проявление смирения, без которого молитва не будет эффективной. Главная цель труда – приобрести:

  • всецелое доверие Богу;
  • истинное покаяние (грехи Святой Дух открывает постепенно);
  • стремление к смирению, вместо гордыни и тщеславия;
  • Благодать, очищение от страстей.

Примечание: В определенной степени подобные цели подходят почти ко всем молитвам. Почему Иисусова считается сильнейшей? Далее рассмотрим главные причины, за которые ее так возносят.

Секрет 3. Имя. Тайна заключена в Имени Господа. Вернувшись с проповеди, апостолы в восхищении рассказывали Христу: О Имени Твоем и бесы повинуются нам! Его Именем исцеляли, умерщвляли (утаивших цену имения), воскрешали. Сам Господь обещал: все, просимое во Имя Мое, даст Отец Небесный.


Секрет 4. Непрестанность.
Бесы – хитрые и лживые создания, ненавидящие человека. Они ежесекундно ведут против нас войну, чтобы погубить, ввергнуть души в ад. Силы их превосходят человеческие, но не Божие. Есть оружие против них – соединение с Господом посредством молитвы. Только «забыли» о Боге – тут же стали беззащитными перед нечистью.


Чтобы враг не успел овладеть нами, не внушил свои пакости, Иисусова молитва читается непрестанно. Она становится щитом, ограждающим от нападок бесовских. Так как, Имени Христа они не выносят и бегут, то человек очищается и избавляется от грехов. Страсти, присущие душе, подчиняет себе, не давая «оккупантам» распоряжаться собственным сердцем.

Примечание: Секретов у молитвы Иисусовой гораздо больше, но для начинающих достаточно знать этого минимума, чтобы понимать с какой целью ее читать. Зачем она нужна, и готов ли к этому христианин.

Как бесы воздействуют на человека?

Чтобы растлить, поработить волю, нечистые духи влагают помыслы. Прежде чем совершить какой-либо грех, в человеке зарождается мысль. Он ее принимает, начинает обдумывать. Даже поняв, что это вредная для души вещь, пробует противостоять, но побеждается дьявольской хитростью. Немного посмаковал преступление в уме, а потом взял, да и совершил его:

  • понимаю, что обжираться вредно, но не могу отказаться;
  • знаю: сребролюбие – зло, но хочу, хочу, хочу…, и как заведенный механизм, человек тратит жизнь на приобретение все новых и новых «игрушек», льстящих собственному самолюбию, сверх всякой меры;
  • ведаю, что наркотики – смерть, но удержаться невозможно;
  • чувствую, что живу неправильно, надо измениться – да куда там, лень даже думать о своем спасении и т. д., и т. п.

Так страсти и грехи проникают в сердце человека, становясь его сущностью, полностью подчиняя его волю себе. Душа, порабощенная дьяволом, лишается свободы, делая не то, что хочет, а что диктуют бесы.

Господь принес нам свободу

Многие даже не знают, что такое настоящая свобода. А это интереснейшая (бесценная) вещь. После избавления от рабства греху (возможно только с помощью Христа), приобретается это благо. Господь сказал: Веруйте в Истину (содержание Иисусовой молитвы), и Она сделает вас свободными. Что это значит?

Скажете горе ввергнуться в море – и двинется с оснований своих, хотите перейти реку, как посуху – идите и не бойтесь. Дождь нужен? Просите во Имя Господне, и небо будет повиноваться вам. Мертвого воскресить – пожалуйста!Скажете фантастика? Нет, дорогие мои, это чистая правда. И такие святые были на земле.

Примечание: Да, не всякому это дано. Веры в нас мало, ее практически нет, иначе стали бы святыми. Надо хотя бы осознавать свою немощь.

Молитва Иисусова – древний рецепт спасения

В 136 псалме есть слова: Блажен (имеющий общение с Богом) кто разобьет головы твоих (дочь вавилона) младенцев о камень. Человека, не знающего толкования, текст может смутить: какая жестокость! На самом деле, все просто. Это рецепт спасения от козней дьявола:

  1. Младенцы – помыслы, которые он вкладывают в наши умы.
  2. Камень – Христос.

С помыслами не ведут бесед, споров, их не смакуют, не ждут, когда те вырастут и ввергнут в грех. Не давая обосноваться в уме, пока они младенцы, их надо бить молитвой Иисусовой, Его Именем. Так как, мысли в голове роятся постоянно, то и молятся непрестанно.

Нужна ли молитва мирянам?

Все святые рекомендовали читать молитву Иисусову мирянам. Люди могут, хотя бы частично испробовать ее действие на себе. Другое дело: получится или нет. Все зависит от самого человека. Существует несколько ступеней овладения ею, которые проходит молящийся:

  1. Словесная – читается в уединении вслух, чтобы слышать себя, тренировать внимание, избавиться от рассеянности.
  2. Умная – если не одни, но есть возможность, молитесь про себя (можно практиковать одновременно с первой). Смотря по ситуации.
  3. Деятельная – делаете все то же самое, но усиливая внимание, концентрацию, вдумчивость в смысл, подключаете покаянный и смиренный дух, выделяете на молитву больше времени. Этому надо учиться. Наберитесь терпения, пока не придет навык.

Перескакивать ступени нельзя. Сначала осваивают первую, вторую, третью, закрепляя и проверяя, правильно ли это делается. На этих этапах ничего опасного для мирянина нет, а вот последующие этапы практикуют только под наблюдением наставника:

  • умно-сердечная;
  • самодвижная и далее.

Примечание: Ввиду занятости, читать молитву непрерывно не получится. При желании можно найти хоть немного времени, чтобы проверить свои силы. Кто знает, может вы будущий святой, и все получится (разумеется, с помощью Господа).

Может ли молитва навредить?

Нечего на зеркало пенять, коль рожа крива. Предупреждения об опасности (уныние, наваждения, прелесть, скорби) касаются не молитвы, а человека. Как только он увидит пользу и плоды, дьявол цепляет на крючок гордыни. Молящийся уже не в смирении, он мнит о своем высоком положении, приписывая заслуги себе, а не Богу. Господь отступает, а дьявол начинает мстить. К смиренным он не может прикоснуться.

Условия для освоения Иисусовой молитвы

Во время молитвы нельзя никого представлять, рисовать образы, даже добрые впечатления и мысли надо оставить за бортом сознания. Необходима умственная тишина. На первом этапе постоянно будет что-то отвлекать, мешать, препятствовать, нападать зевота, но вы учитесь держать в себе Дух покаяния и смирения, не рассеиваясь умом по-всякому поводу. Не сразу, но навык придет. Что для этого нужно:

  • Понимать смысл каждого слова.
  • Верно определить цель, для чего обращаетесь ко Господу.
  • Возможность уединения как физического (особенно когда решите уделять молитве определенное количество времени), так и внутреннего (молиться даже тогда, когда вокруг шумят).
  • Постепенно стремиться к системности.
  • Соблюдать умеренность – устали, оставьте, отвлекитесь на другие дела.

Слова молитвы станут палочкой-выручалочкой всегда и везде: перед кабинетом начальника, экзаменами, возникшими проблемами, даже если летите навстречу автомобилю, за две секунды до столкновения успеете прокричать (вслух или в уме): Господи, помилуй! Это тоже молитва Иисусова, сокращенный вариант.

Заключение: Краткость и простота Иисусовой молитвы делают ее доступной всем людям. Сила ее против страстей и бесов проверена столетиями. Сначала вы ей учитесь – потом она сама будет вас учить, вернее Святой Дух, пребывающий в вас. Показатель, что молитесь правильно – радость, возрастающая любовь к ближним, к людям, к Богу.

Д елание молитвы Иисусовой просто: стать вниманием в сердце пред лицем Господа и взы вать к нему: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!

С ила не в словах молитвы Иисусовой, а в духовном настроении, страхе Божием, и преданности Богу, и во всегдашнем внимании к Богу, и Ему пред стоянии умном.

С овершая сию молитву, ко Господу Спасителю обращенную, не надо выпускать из внимания, что Он есть един от Пресвятой Троицы, нераздельный со Отцем и Святым Духом.

М олитве Иисусовой навыкать постарайтесь так, чтобы она сама собою говорилась... и на ходу, и при работе...Соединять молитву Иисусову с дыханием, как вы делаете, можно. Это сказал кто-то из древних. Дыхание вместо четок.

Д ыхания не надо вам стеснять и на сердце натиска не делать, а свободною мыслию творить молитву. Знайте, что молитва, истинно духовная, прививается благодатию.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).

Ч итая молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», останови все мечтания и помыслы; ни о чем постороннем не думай, а только пусть ум твой держится на словах этой молитвы, т.е. говори и понимай каждое слово молитвы: что такое «Господи», что — «Иисусе Христе», что — «Сыне Божий», что — «помилуй мя, грешнаго». Когда же ты ум соединишь с сердцем, то последует уже переживание читаемого, т,е ты не просто холодно будешь понимать: «Господи», а станешь исполняться чувств веры, любви, надежды, благоговения, страха Божия. Говоря: "Иисусе Христе», будешь чувствовать Иисуса Христа как Сладчайшего нашего Искупителя, Милосердного и Всеблагого, и это возбудит в твоем сердце умиление и благодарение к Господу. «Сыне Божий»... опять вызовет соответствующие переживания. Говоря: «помилуй мя, грешнаго», восчувствуешь всю свою духовную нищету, всю свою греховность и возымеешь единственную надежду на спасение в Господе Иисусе Христе.

И мя Господа Иисуса должно возбуждать в нас умиление, тихую радость, отраду. В самом деле, ведь это имя нашего Искупителя, нашего Спасителя. Мы не можем безразлично относиться к лицам, которые нас любят, благодетельствуют и покровительствуют нам. Напоминание и даже самое имя их нас уже радует, утешает. В бесконечно большем виде это нужно представить относительно сладчайшего имени Господа нашего Иисуса Христа.

Священномученик Арсений (Жадановский),еп.Серпуховской (1874-1937).

У пражняйся в молитве так: в уме не надо представлять Бога и Богородицу или святых, ум заключай в слова молитвы и внимание держи в верхней части груди, ибо внимание — душа молитвы. На сердце не надо нажимать вниманием, если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать. К умилению и слезам не надо стремиться, а когда это само по себе придет и теплота сердечная, то остановись на этом, пока это не кончится; думать не надо, что что-то великое получила. Это бывает от сосредоточения, но это не прелесть.

Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).

Г лавное — тут нужно смирение, с чувством мытаря...

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).

М олитва Иисусова, по научению Святых Отцов, прилична, когда человек идет, или сидит, или лежит, пьет, ест, беседует, или занимается каким рукоделием. Кто может при всем этом произносить молитву Иисусову со смирением, тот не должен оставлять ее, за оставление же укорять себя и каяться со смирением, но не смущаться, потому что смущение, какое бы оно ни было, есть признак тайной гордости и доказывает неопытность и неискусство человека в прохождении своего дела.

Т акая молитва требует наставления, безгневия, молчания и смиренного самоукорения во всяком неприятном случае.

О тцы Святые советуют во время молитвы смотреть внутрь сердца, а не сверху и не сбоку, и особенно, если внимание ума нисходит ниже сердца, тогда возбуждается плотская страсть.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

П роизносить молитву Иисусову должно не громким голосом, но тихо, вслух себе одному.

Преподобный Исаак Сирин (VII в.).

П ервая ступень — молитва устная; когда ум часто отбегает и человеку надо употреблять большое усилие, чтобы собрать свои рассеянные мысли. Это молитва трудовая, но она дает человеку покаянное настроение.

В торая ступень — молитва умно-сердечная, когда ум и сердце, разум и чувства заодно; тогда молитва совершается беспрерывно, чем бы человек ни занимался: ел, пил, отдыхал — молитва все совершается...

Я долго... не мог понять, что такое соединение ума с сердцем. В сущности говоря, это значит соединение всех сил души воедино для устремления их всех к Богу, что невозможно при разъединенности их.

Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913).

О снованием для упражнения молитвою Иисусовою служит поведение благоразумное и осторожное. Во-первых, должно устранить от себя изнеженность и наслаждения плотские во всех видах. Должно довольствоваться пищею и сном постоянно умеренными, соразмерными с силами и здоровьем, чтобы пища и сон доставляли телу должное подкрепление, не производя непристойных движений, которые являются от излишества, не производя изнеможения, которое является от недостатка. Одежда, жилище и все вообще вещественные принадлежности должны быть скромные, в подражание Христу, в подражание апостолам Его, в последование духу их, в общение с духом их. Святые апостолы и истинные ученики их не приносили никаких жертв тщеславию и сует ности по обычаям мира, не входили ни в чем в общение с духом мира. Правильное, благодатное действие молитвы Иисусовой может прозябнуть только из Духа Христова, прозябает и произрастает оно исключительно на одной этой почве. Зрение, слух и прочие чувства должны быть строго хранимы, чтобы через них, как через врата, не ворвались в душу супостаты. Уста и язык должны быть обузданы, как бы окованы молчанием; празднословие, многословие, особенно насмешки, пересуды и злоречие суть злейшие враги молитвы.

Н ужны и время и постепенность в подвиге, чтобы подвижник созрел для молитвы во всех отношениях. Как цвет и плод произрастают на стебле или древе, которые сами прежде должны быть посеяны и вырасти, так и молитва произрастает на других добродетелях, иначе не может явиться, как на них. Не скоро инок справится с умом своим, он не скоро приучит ум свой пребывать в словах молитвы, как бы в заключении и затворе.

Н ачинают с средины те новоначальные, которые, прочитав в отеческих писаниях наставление для упражнения в молитве Иисусовой, данное Отцами безмолвникам, то есть монахам, уже весьма преуспевшим в монашеском подвиге, необдуманно принимают это наставление в руководство своей деятельности. Начинают с средины те, которые без всякого предварительного приготовления усиливаются взойти умом в сердечный храм и оттуда воссылать молитву. С конца начинают те, которые ищут немедленно раскрыть в себе благодатную сладость молитвы и прочие благодатные действия ее. Должно начинать с начала, то есть совершать молитву со вниманием и благоговением, с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтобы эти три качества постоянно соприсутствовали молитве.

П равильное упражнение молитвою Иисусовою вытекает само собой из правильных понятий о Боге, о всесвятом имени Господа Иисуса и об отношении человека к Богу.

Святитель Игнатий (Брянчаиинов) (1807-1867).

О чень ты меня утешила, что желаешь учиться молитве Иисусовой. Начинай с устной. А прежде всего, вместо фундамента, положи терпеть скорби. Тогда она скоро привьется.

М олитву умственную держать можно и по болезни, и по немощам, и по случаю народа, и в службе. Только от этого иногда голова болит, но что же делать? Зато слюбится. Тысячу раз слюбится.

Г лавное — во время молитвы окаивай себя как недостойную произносить имя, непрестанно славословимое на небе и на земле Ангелами и человеками.

М олитва прекращается — это обыкновенно от празднословия, обжорства, осуждения и, главное,— от гордости.

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894).

Е сли увидишь, что возникают помыслы, не внимай им, хотя бы они были простые и добрые... Заключая ум в сердце и призывая Господа Иисуса часто и терпеливо, ты скоро сокрушишь такие помыслы и истребишь их, поражая невидимо Божественным именем.

Преподобный Григорий Синаит (XIV в.).

П равильное делание этой молитвы будет тогда, когда она сочетается неразрывно с покаянием, будет выражением сердечного сокрушения о своем недостоинстве, греховности, сознания постоянного нарушения заповедей Евангелия.

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).

Некоторые ошибочно думают, что только для монахов. Однако Оптинские старцы наставляли и мирян заниматься Иисусовой молитвой. Преподобный Варсонофий (Плиханков) учил:

«Чтобы всегда иметь память о Боге, для этого и молитва Иисусова».

Преподобный писал о разных ступенях молитвы:

«Молитва Иисусова разделяется на три, даже на четыре ступени. Первая ступень - молитва устная; когда ум часто отбегает и человеку надо употреблять большое усилие, чтобы собрать свои рассеянные мысли. Это молитва трудовая, но она дает человеку покаянное настроение.

Вторая ступень - молитва умно-сердечная, когда ум и сердце, разум и чувства заодно; тогда молитва совершается беспрерывно, чем бы человек ни занимался: ел, пил, отдыхал - молитва всё совершается.

Третья ступень - это уже молитва творческая, которая способна передвигать горы одним словом. Тогда такую молитву имел, например, преподобный пустынник Марк Фраческий.

Наконец, четвертая ступень - это такая высокая молитва, которую имеют только ангелы и которая дается разве одному человеку на всё человечество».

Для лучшего понимания того, какие дары посылает Господь молитвенникам и какая молитва соответствует уровню духовного возрастания молящегося, преподобный Варсонофий пояснял подробно:

«Первый от Господа дар в молитве - внимание, то есть когда ум может держаться в словах молитвы, не развлекаясь помыслами. Но при такой внимательной, неразвлекательной молитве сердце еще молчит. В этом-то и дело, что у нас чувства и мысли разъединены, нет согласия в них. Таким образом, первая молитва, первый дар есть молитва неразвлекаемая.

Вторая молитва, второй дар - это внутренняя молитва, то есть когда чувства и мысли в согласии направлены к Богу. До сих пор всякая схватка со страстию оканчивалась победой страсти над человеком, а с этих пор, когда молятся ум и сердце вместе, то есть чувства и мысли в Боге, страсти уже побеждены. Побеждены, но не уничтожены, они могут ожить при нерадении, здесь страсти подобны покойникам, лежащим в гробах, и молитвенник, чуть страсть зашевелится, бьет и побеждает.

Третий дар есть молитва духовная. Про эту молитву я ничего не могу сказать. Здесь в человеке нет уже ничего земного. Правда, человек еще живет на земле, по земле ходит, сидит, пьет, ест, а умом, мыслями он весь в Боге, на небесах. Некоторым даже открывались служения ангельских чинов. Эта молитва - молитва видения. Достигшие этой молитвы видят духовные предметы, например состояние души человека, так, как мы видим чувственные предметы, - как будто на картине. Они смотрят уже очами духа, у них смотрит уже дух».

Как правильно творить Иисусову молитву

Учил молиться в простоте сердца, ожидая милосердия Божия: только один Господь знает, что на пользу для каждого конкретного человека:

«Молитву Иисусову проходи, как творишь, и приидет время, когда самое дело и милосердие Божие просветит и вразумит вашу душу, как и кого вопросить, и послётся, что ищешь и желаешь».

Старцы советовали произносить Иисусову молитву как можно чаще, но не искать при этом каких-то особых приятных чувств, духовных утешений и наслаждений.

Преподобный Амвросий объяснял:

«Устную молитву как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую. А умную и сердечную молитву проходящие неправильно нередко впадают в прелесть вражескую. И потому, прежде всего, должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной, со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходить к сердечной, по указанию святых отцев, опытом прошедших всё это».

На вопрос, как достигнуть сердечной молитвы и что означает «опускать ум в сердце», отвечал, предостерегая:

«Сердечного места отыскивать не до лжно: когда возрастет молитва, она сама отыщет оное. Наше старание - заключать ум в слова: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную”».

Во время Иисусовой молитвы часто находит буря помыслов, которые всевает враг.

Преподобный Иларион учил не противоречить вражьим помыслам, так как это под силу только опытным молитвенникам, а просто продолжать молиться в простоте сердечной, уповая на милость Божию:

«А если когда против желания ум пленится, тогда продолжать молитву, а не противоречить - противоречить не твоей еще меры».

Оптинские старцы предупреждали о необходимости смирения при молитве. Как-то духовное чадо отца Амвросия пожаловалась ему на то, что при произнесении Иисусовой молитвы она запинается на словах «Помилуй мя, грешную». Старец отвечал:

«Пишешь ты, что в молитве Иисусовой есть у тебя какое-то запинание на словах “Помилуй мя, грешную”; это показывает, что прежде эта молитва совершалась тобою без должного смирения, без которого неприятна Богу и молитва наша. Поэтому принудь себя ударять на слово “грешную” с должным понятием».

Напоминал о том, что идущий путем Иисусовой молитвы может претерпевать скорби, которые, однако, нужно принимать без ропота:

«Путь молитвы Иисусовой есть путь кратчайший, самый удобный. Но не ропщи, ибо всякий идущий этим путем испытывает скорби».

Об опасности «выпрашивания» духовных даров и молитвы высокой степени

Оптинские старцы предостерегали от самовольного стремления добиваться более высокого уровня молитвы или домогаться духовных даров, будь то слезы на молитве или чистота и бесстрастие.

Преподобный Лев писал, что, не очистив сердца, не победивши страстей, нельзя сохранить духовное богатство без вреда для себя:

«Вы, вкусивши по милосердию Божию сладость и утешение от молитвы, теперь не обретая сего в себе, смущаетесь, унываете, считаете себя виновницей сей потери, и ваше нерадение - это истинная правда. Но я нахожу здесь и Промысл Божий, отъявший от вас сие утешение. Не победивши страстей и не очистивши сердца своего, можно ли сохранить это богатство без вреда! И не дастся вам оно к пользе вашей, дабы не впали в прелесть».

Преподобный Варсонофий также предостерегал об опасности «выпрашивания» даров и молитвы высокой степени:

«Молиться о даровании молитвы внимательной можно, но молиться о даровании высоких молитвенных состояний, я полагаю, погрешительно. Это надо всецело предоставить Богу. Некоторые выпрашивают себе молитву высокой степени; Господь давал им по безграничному Своему милосердию, но им самим она не была впрок…»

Написал статью «Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву», где он предупреждал, что Иисусову молитву нужно читать просто и главным должно быть чувство покаяния, а не искание высоких духовных даров.

Преподобный Макарий учил:

«Помните: дар молитвы, а не собственность твоя; надобно сей дар заслуживать не одною молитвою, но и прочими благими делами: смиренномудрием, простотою, терпением, простодушием, а без сих добродетелей хотя, мнится, кто якобы стяжал молитву, но прельщается: не молитва это, но маска молитвы».