Open
Close

Главная черта философии эпохи возрождения. Характерные черты философии эпохи возрождения

Значительным периодом в истории Западной Европы является эпоха Возрожде­ния (XV-XVI вв.).

В этот период закладываются основы капиталистического производства, создаются города-республики, развивается мореплавание и торговля, откры­ваются новые научные направления, изобретается книгопечатание и т.д.

Своё название эпоха получила из-за возрождения принципов духовной культуры античности. Эпоха была ориентирована на искусство и культ художника. Художник подражает Богу в его творчестве и сам начинает искать основания в самом себе, в душе и теле.

Эпоха Возрождения представлена такими выдающимися мыслителями, как Петрарка, Боккаччо, Николай Коперник, Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно, Макиавелли, Томмазо Кампанелла, Томас Мор, Николай Кузанский, Галилео Галилей, Мишель Монтень.

Характерные черты картины мира Возрождения:

А) антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией и ее принципы изучались в большинстве университетов)

А: Социально – экономические изменения к. XV - н. XVI вв. привели к возникновению многочисленного слоя буржуазной интеллигенции. В данный период возникла новая культура, получившая название гуманизма, который означал светскую, а не богословско – схолостическую образованность. Гуманисты противопоставляли светские науки церковной учености.

Особенность ранней буржуазной культуры заключалось в широком использовании античного культурного наследия. Античная культура была ближе и понятнее нарождающейся буржуазии, чем культура феодального общества. Её значение было столь велико, что вся эпоха получила название эпохи Возрождения (Ренессанса), т.е. произошло восстановление многих сторон богатой античной культуры после более чем тысячелетнего забвения.

В) вопросы, связанные с устройством природы, ее структурой, с закономерностями ее развития; о космосе (натурфилософия); главный принцип мировоззрения – пантеизм.

В :Для развития материалистического мировоззрения еще большее значение имело появлениенатурфилософии - учения о природе, свободного от подчинения теологии. Натурфилософия чаще носила пантеистический характер, т.е. она отождествляла Бога с природой, не отрицая его существования. Следствием пантеизма являются гилозоизм (идея всеобщей оживленности природы) и панпсихизм (идея всеобщей одушев­ленности природы).

Гилозоизм - философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы. Гилозоизм снимал принципиальное различие между неорганической и живой природой.

Гилозоизм был присущ воззрениям Платона и Аристотеля. В эпоху Возрождения гилозоизм под влиянием концепций античных мыслителей используется в качестве аргумента при обосновании единства человека с его сознанием и природой. Появление концепций Гилозоизма в философии Нового времени связано с поисками ответа на вопрос об основаниях и предпосылках становления чувствительности у живых существ и сознания у человека.

Огромное значение для развития новых материалистических взглядов и идей этого периода имели естественнонаучные труды пантеиста Н. Кузанского, математика и астронома Н. Коперника, Дж. Бруно, Л. Да Винчи, Г. Галилея и др.

Николай Кузанский (1401 - 1464), видный церковный деятель, мистик и богослов. Кузанский сближает Бога и природу, творца и творение, приписывая природе божественные атрибуты.

Николай Кузанский представлял процесс познания как достижение бесконечно совершенного. Он высказал идеи применительно к пониманию природы, единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе. Н. Кузанский обосновал понятие научного метода, проблему творчества.

Николай Коперник (1473 - 1543 ) - великий польский астроном, труды которого произвели переворот в развитии научного знания. Была предложена принципиально новая модель мироздания. Гелиоцентризм Коперника вел к коренному пересмотру всей физической картины мира. Рушилась иерархическая структура мироздания.

Джордано Бруно (1548-1600), его заслуга состоит в развитии философского аспекта теории Коперника. Он отказывается от позиции своего предшественника, согласно которой Солнце представляет собой абсолютный центр Вселенной. Такого центра, по мнению Бруно, вообще нет. Любая планета может быть истолкована как центр Вселенной. Солнце лишь относительный центр,т. е. центр нашей планетной системы. Вселенная не имеет никаких границ, число миров в ней бесконечно. Земля обладает собственным движением, подобным движению небесных тел. Джордано объявляет Вселенную равной Богу. Бог заключен у него в самом материальном мире. Он его деятельное и внутреннее начало. Таким образом, Бруно предстает перед нами как пантеист , восставший против Бога как сверхприродной силы.

Галилео Галилей (1564 - 1642), профессор математики. Его труды имели огромное значение для развития философии эпохи Возрождения. Он считал, что к истине могут вести только научные методы. Научная методология Галилея, опираясь на математику и механику, определила его мировоззрение как механистический материализм. Значение творчества Галилея проявилось еще и в том, что он разработал метод научного исследования. Галилей в XVII в. считается основоположником научного естествознания.

С) тема человекаи его строения, его общих качеств и места в мире - Антропоцентризм.

С: Характерной чертой эпохи является антропоцентризм. Человек становится главным предметом философии, которая вырабатывает новый идеал личности.

Гуманисты эпохи утверждают единство человека и космоса, провозглашается безграничная свобода личности, которая способна преобразовы­вать мир. Гуманизм связан с творческими возможностями человека, он выступает хозяином своей судьбы.

Дезидерий Эразм Роттердамский (1469 - 1536 ) - выдающийся мыслитель, ученый-филолог, философ и богослов. В своей работе «Похвала глупости» Эразм осмеивает понятийный аппарат и логическую структуру схоластических умозрений. Эразм Роттердамский противопоставил свою «философию Христа» с базирующейся на ней системой нравственности . Онтологию и теологию у него сменяет этика.

Единомышленником Эразма был французский мыслитель, гуманист Мишель Монтень.

Мишель Монтень (1533 - 1592). Он не принял условие христианского богословия о греховности сомнения и сделал его одним из принципов своей концепции.

Человек есть существо сомневающееся, ибо ему дано такое свойство как сознание. Монтень – критик аскетической морали. Основной двигатель человеческих поступков он усматривал в стремлении к счастью и удовольствию, хотя без страдания жизнь невозможна. Философ был уверен, что бессмертия души не существует.

В сфере эстетической мысли того времени нет законченных систем. Общая тенденция намечалась в пользу секуляризации искусства и освобождения художника от опеки церкви. Искусство уже не рассматривалось как аллегорическая форма истины. Возродилась античная теория подражания. Объективность искусства сближается с наукой. Примером может служить творчество Леонардо да Винчи.

Д) проблемы идеального государственного устройства общества.

Д: В эпоху Возрождения появились и первые социалистические утопии . В большей и меньшей мере они отражали стихийный протест крестьянских масс и городской бедноты, поднимавшихся на восстания, порой перераставшие в крестьянские войны.

Николоди Бернардо Макиавелли (1469 - 1527 ) Объектом изучения для него стала политическая история: причины возвышения и гибели государств, мотивы человеческих поступков, влияние личности на ход тех или иных событий.

Главными философскими произведениями являются: «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь».

Исследуя государство и природу законов, Макиавелли выводит их из разума и опыта, отбрасывая идею Бога. Он полагал, что политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем приходят в упадок, разлагаются и гибнут. Возникновение общества, государства и морали он объясняет естественным ходом событий. В этих обстоятельствах действует и человек. Поэтому успех его деятельности зависит от того, как он приспособился к условиям общественной среды.

Томас Мор (1478 - 1535) в своей «Утопии» развивает идею платоновского «Государства», будучи убежденным, что от «правителя, как из какого-нибудь источника, распространяется на весь народ все доброе и злое».

Главнейшей опорой государства является справедливость. Жизнь утопийцев организована на принципах республиканской демократии, выборности начальства, отсутствии религиозного преследования.

Томмазо Кампанелла (1568 - 1639 ) считал главной причиной всех бедствий в обществе неравенство людей. Он полагал, что упразднение частной собственности искоренит различие между интересами личности и интересами государства, которым должны управлять философы. Все граждане должны одинаково трудиться и одинаково получать по потребностям продукты труда. Они отвергают войны, но если же нападают на них, они все встают для защиты Отечества, включая и женщин.

Кампанелла разработал систему воспитания и подготовки новых поколений, в которой учитывается природная предрасположенность каждого индивида. Основным моментом в его программе было формирование всемирного единения, союза государств и народов, что должно было обеспечить прекращение братоубийственных войн между народами.

II. Основные черты философия Нового времени (17 – 18 века)

Идеи мыслителей Возрождения были развиты философами Нового времени.

Прогресс науки требовал замены схоластического метода мышления новыми способами познания, обращенными к реальному миру. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики.

Этот период характеризуется бурным развитием естественных наук (мате­матика, физика, механика, химия, физиология), что определялось потребностя­ми становления капиталистического общества и охватывало практически весь XVII век. Эта эпоха представлена именами выдающихся философов Франции, Германии, Англии и Голландии: Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Локк, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц, Д.Беркли, Д.Юм.

Основные проблемы, которые пытались разрешить философы:

Учение о бытии и учение о познании: субстанция мира и ее свойства;

Соотношение материальной (атомы) и духовной (монады) единиц бытия;

Методы познания, уровни познания;

Причины заблуждений.

Развитие естествознания диктует основную проблему философской рефлексии - проблему построения универсального метода и универсальной науки. Гносеология становится центром философствования. Наука становиться важнейшей деятельностью человека, а научный метод - универсальным, гарантирующим получение истины.

Вокруг вопросов об универсальном методе сложились две конфлик­тующие позиции: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм.

Эмпиризм (сенсуализм) Нового времени: основатель - Ф. Бэкон,последователи - Джон Локк, Томас Гоббс.

Сенсуалисты в качестве единственного источника познания признают опыт, а познавательную способность считают сенситивную.

В качестве научного метода Ф. Бэкон предлагаетиндукцию.

Рационализм: основатель - Р. Декарт, последователи - Б. Спиноза, Готфрид Лейбниц.

Рационалисты утверждают, что всеобщее и необходимое знание невозможно получить из опыта. Достоверное знание выводимо только из разума, который является познавательной способностью человека . Универсальным методом рационалисты считали дедукцию. По Декарту, истинным может быть только рассуждение, мысль

Эмпиризм столкнулся с проблемой достоверности опытного знания, а ра­ционализм - с познавательными ошибками.

В Новое время сформировалась позиция субъективного идеализма (Д.Беркли, Д. Юм). Опыт - это чувственные впечатления, человек не зна­ет ничего, кроме данных своего сознания, поэтому познают не объектив­ные вещи, а их субъективные образы.

Философия эпохи Просвещения

XVIII век принято называть веком Просвещения , поскольку мыслители этого времени полагали, что путем образования, просвещения, воспитания можно суще­ственно улучшить нравы и образ жизни людей, само общественное устройство.

Эта философия духовно подготовила общество к Великой французской рево­люции 1789 г., которая разрушила феодально-аристократические устои общества и создала условия для развития новых буржуазных отношений.

Эпоха Просвещения известна такими философами, как Т. Гоббс,Дж. Локк, Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеции, Ламетри, Монтескье.

Гоббс в трактате «Левиафан» разработал теорию общественного договора, согласно которой государство возникает из договора людей между собой об ограничении некоторых своих свобод в обмен на права. Без общественного договора люди не способны к мирному сосуществованию из-за естественной вражды друг к другу. Левиафан – морское чудовище – абсолютистская организация, которая обладает силой, ограничивая свободы граждан, делая это как бы в их интересах.

Круг вопросов, которые находили отражение в сочинениях перечисленных философов, в основном представлен проблемами человека и общественного устройства или гносеологической и антропологической проблемами.

В философских размышлениях о природе просветители проводят принципы де­терминизма и механического материализма . Природа понимается как часовой меха­низм. Механистически понимается и человек. Характерным в этом смысле является труд Ж. Ламетри «Человек - машина» и высказывание Д. Дидро, что мозг вырабатыва­ет мысль так же, как печень желчь.

Культурным проектом эпохи стала «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» Д. Дидро, где предполагалось собрать все достижения и знания человечества. Все философы- просветители приняли в этом участие.

Литература:

1. Спиркин А.Г. Философия: учебник – 3-е изд. перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. Стр 97-123

С 14 по 17 век в Европе возникали и развивались новые философские направления. Постепенно они объединились в отдельное течение – философию эпохи Возрождения. Ее основные идеи были взяты из античности: апологеты направления отрицали авторитет Церкви и рассматривали человека как отдельную личность, наделенную безграничными возможностями. Философия эпохи Возрождения – уникальный исторический этап, давший старт развитию современных социологических наук.

Как зарождалась философия эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения (ее второе название – Ренессанс) возникла, как естественный ответ на актуальные потребности человека. В средневековье, авторитет Церкви был непоколебим. Простолюдины были вынуждены платить огромные налоги на содержание духовенства, а монархи не имели права принимать никаких значимых решений без одобрения Папы. Сложившаяся ситуация не устраивала ни первых, ни вторых.

Благодаря активному развитию науки в 14-15 веках, люди получили возможность путешествовать, изучать явления природы, знакомится с другими культурами. Появлялись и укреплялись новые торговые связи. Развивалось общество: появились первые парламенты и независимые от церковного влияния общества. Уровень образованности городского населения вырос в несколько раз. В совокупности, это привело к формированию нового общества, которое переросло насильственное насаждение догматической религии.

Основные предпосылки к развитию новой культурной эпохи:

  • политический кризис – массовые протесты против феодализма возникали во всех европейских странах, и в основном – в Италии, колыбели христианской философии;
  • технический прорыв – изобретение и совершенствование орудий труда, появление огнестрельного оружия, нового медицинского оборудования и методов лечения;
  • усиление отдельных городов – развитие инфраструктуры превращало их в независимые торгово-промышленные, военные и культурные центры.

Вера в христианские постулаты стала резко угасать. Церковные (схоластические) идеалы подвергались все большему скептицизму. Технические достижения и торжество науки над религиозными мифами положили начало новому восприятию человека. Во главе всего была индивидуальная личность – значимая и неповторимая. Философы не отрицали существование Бога, но отвергали идею о его безграничном влиянии на человека.

Суть философии: основные идеи и особенности

Специфика нового философского направления – отказ от раболепного поклонения Богу, как высшему Творцу, и возврат к идеалам Древнего Рима. Он характеризовался гуманизмом – течением, исповедующим принципы личностной свободы, индивидуализма и равенства. Человек – новый предмет изучения в 14 веке, и он же – основной источник знаний.

Основы философии эпохи Возрождения:

  1. Антропоцентризм, созданный на постулатах античного гуманизма. Человек – основа мироздания. Согласно представлениям гуманистов, Бог наделил первого человека Адама свободой воли, возможностью самостоятельно определять свою судьбу.
  2. Приоритетное внимание развитию науки. Познание – способ понимания мира, его устройства и скрытых свойств. Особое внимание уделялось географии, физике, математике и литературе.
  3. Натурфилософия, как единственное восприятие мира. Согласно ей, природа – цельный организм, ни один предмет не может существовать сам по себе. Познать все природные процессы и явления можно только через сравнение и противопоставление. Знаменитый натурфилософ Парацельс рассматривал природу сквозь призму алхимии – оккультного направления, призванного управлять силами природы с помощью тайных знаний.
  4. Пантеизм – религиозное учение, согласно которому Бог равен природе, сливается с ней в единое целое. Оно было призвано объединить науку и церковь, отвергавшую любые попытки поставить под сомнение христианские догмы. Благодаря пантеизму, стало возможным прогрессивное развитие физики, химии, медицины.

Основоположниками философии Ренессанса стали не признанные философы того времени, а представители богемы: поэты, реторы, педагоги, ученые. Новая культура зарождалась в коммунах, домах патрициев и на уличных собраниях. Она распространялась быстро и охотно принималась представителями разных слоев населения, несмотря на активное противодействие Церкви.

Периоды и их ключевые достижения

Эпоху Возрождения разделяют на 3 периода. Каждый из этих периодов философии имеет своих знаменитых последователей:

  1. Гуманистический этап. Начался в середине 14 века и продлился до середины 15 века. Ранний век развития философии Возрождения акцентирует внимание на человеке, как творце. Он достоин счастливой жизни и должен к ней стремиться. Высшая задача человека – уподобиться Богу.
  2. Неоплатонический этап. Продлился с середины 15 века до середины 16 века. Философы стремились объединить в общественном сознании образ Бога и человека. Вопреки церковным представлениям о ценности загробной жизни, они выдвигали идею о смертности души. Высказывались революционные призывы свержения правящего режима и установления социального равенства.
    Натурфилософский этап. Начался ближе к концу 16 века и закончился к
  3. Натурфилософский этап. Начался ближе к концу 16 века и закончился к середине 17 века. В этот период, активно развивались естественные науки. Впервые была выдвинута теория о бесконечности Вселенной.

К концу 17 века, окончательно сформировалось восприятие Бога и Вселенной, как единого целого. Попытки Церкви запретить распространение нового восприятия не увенчались успехом. Основные идеи философии Возрождения распространялись, несмотря на появление инквизиции, постоянные гонения и казни.

Характерные черты Ренессанса

Среди общих черт, характеризующих периоды эпохи Возрождения, можно выделить следующие особенности:

  1. Богоборчество. Философы пытались найти компромисс между своими представлениями о мире и устоявшимся взглядами, диктуемыми христианством. Они не оспаривали существование Бога, но старались отойти от концепта божественного превосходства.
  2. Естественнонаучный способ познания мира. В основу развития науки лег принцип – познания методом опыта. Сначала выдвигалась гипотеза, после проводились опыты, и полученный результат либо подтверждал, либо опровергал первоначальную версию.
  3. Быстрое распространение новых культурных тенденций. Основы философской идеи, зародившиеся в Италии, проникли во все европейские страны.
  4. Благотворительность. Основанное на ценностях гуманизма, постепенно сформировалось резко негативное отношение к финансовому неравенству. Благотворительность, как идея разделения богатства поровну, нашла живой отклик у многих общественных деятелей.
  5. Толерантность. Терпимость к иному – прямое следствие принятия уникальности человеческой личности.
  6. Отрицание демагогии. Любые споры, основанные на теоретических знаниях, считались пустой тратой времени и попыткой отвлечь разум человека от его истинного предназначения – активного изучения мира.
  7. Индивидуализм. Поощрялось саморазвитие, удовлетворение своих личных потребностей, которые могли не соответствовать общественным ожиданиям.

Отдельные черты эпохи Возрождения поддерживали одну общую мысль – счастливым может быть только свободный человек.

Идеологии и их последователи

В основу идеологий легли древнегреческие представления о мире и человеке. Среди многочисленных течений, зародившихся в начале 15 века, можно выделить 4 основных направления.

Идеологии эпохи Возрождения:

  1. Гуманизм. Этическая позиция, предполагавшая наличие у человека права на самоопределение.
  2. Секуляризм. Социально-политическое движение, предполагавшее разделение церкви и правительства.
  3. Гелиоцентризм. Согласно этому учению, Солнце – центр системы мира. Земля вращается вокруг него и подчиняется его влиянию. Гелиоцентризм зародился во времена античности, а в эпоху Возрождения был переосмыслен и получил широкое распространение.
  4. Неоплатонизм. Направление философии, основанное на учении Платона, древнегреческого философа. Оно базируется на идеях космической иерархии и восхождении души к уровню первоистока – Бога.

Последователи

Среди знаменитых философов эпохи Возрождения, присутствуют следующие:

  1. Н. Макиавелли. Он стал первым философом, критиковавшим и отвергшим идею теократии – непосредственного влияния Церкви на правящую монархию. Согласно идеям Макиавелли, государство должно базироваться на светском принципе управления. По его мнению, человек алчен по своей сути и стремится к эгоистичному удовлетворению своих желаний. Только государство, построенное на ненасильственных методах управления, отсутствие коррупции и развитая юриспруденция позволят управлять человеческой сущностью и совершенствовать ее.
  2. Д. Алигьери. Поэт, автор «Божественной комедии». В своем творчестве он описывает модель мира, похожую на средневековую. Согласно ей, центром мироздания является Земля, а единственным творцом – Бог. Но основным предназначением человека было не служение божьей воле, а достижение совершенства в рамках своей земной жизни. Данте верил в величие человека и его безграничные возможности.
  3. Ф. Петрарка. Его называют «первым гуманистом». Петрарка прославился как лирический писатель, автор сонетов, пьес и мадригалов. Также он писал философские трактаты, в которых пропагандировал гуманистические ценности. Отказавшись от учебы в престижном схоластическом университете, Петрарка предпочел самообразование и стал одним из самых почитаемых мыслителей своего времени.
  4. Н. Кузанский. Согласно его учению, Бог – недостижимое для человека начало. Человек способен постигать тайны природы и узнавать истинную суть предметов и явлений. Разум – нить, связывающая человека и с Богом и с природой. Свои идеи Казанский изложил в сочинениях «Об ученом незнании» и «О предположениях».
  5. Э. Роттердамский. Известен как автор учения «Философия Христа». Он утверждал, что любому человеку под силу следовать заповедям Иисуса и стать христианином в истинном понимании этого слова. Он порицал феодальный строй, самодовольство и войны. В своем сочинении «О свободе воли», он отстаивал право человека на самоопределение. Его близкий друг и соратник Т. Мор издал сочинения «Утопия» с похожими идеями. В нем, Мор рассматривал общественное устройство, основанное на принципах общественной собственности.
  6. М. Монтень. Он исследовал вопросы человеческого . Свои идеи Монтень изложил в сочинении «Опыты» – монументальной работе, затрагивающей многие аспекты общества. Его взгляды остаются актуальными, приемлемыми и в 21 веке.
  7. Д. Бруно. Написал несколько философских трактатов, в которых утверждал о единстве и бесконечности Вселенной. Является автором гипотезы о неразрывности пространства, времени и материи. По мнению Бруно, конечная цель человеческого познания – созерцание божества. Оно доступно только энтузиастам – активным, целеустремленным людям, не приемлющим ханжества и аскетизма. Придерживался идей пантеизма и гелиоцентризма. За свои воззрения был осужден и казнен, как еретик.
  8. Г. Галилей. Ученый, опирающийся на принципы методологии. Изучал географию, физику, химию. В его представлении, философия и наука неразрывно связаны и должны развиваться параллельно. Написал несколько научных трудов, на которые опирались ученые 18-19 веков.

Эпоха Возрождения – период расцвета научной мысли. Благодаря ему зародилось восприятие человеческой жизни, как высшей ценности, отказ от средневекового аскетического мировоззрения, стремление к созданию равноправного общества. Достижения современной науки стали возможны благодаря открытиям, совершенным с 14 по 17 век, а имена их авторов известны и почитаемы по сей день.

Литература к теме

Монтень, М. Опыты [Текст] : в 3 кн. / М. Монтень. – М. : Рипол классик, 1997. – Кн. 1–2. – 928 с. Кн. 3. – 672 с.

Мотрошилова, Н. В. Рождение и развитие философских идей: историко-философские очерки и портреты [Текст] / Н. В. Мотрошилова. – М. : Политиздат, 1991. – С. 251–301.

Соколов, В. В. Европейская философия XV–XVII веков [Текст] : учеб. для вузов / В. В. Соколов. – М. : Высш. шк., 2003. – 428 с.

С л о в а р ь

Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Гуманизм (humanus – человечный) – мировоззрение, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей; принцип философского осмысления проблем антропологии, в основу которого ставится соотнесение общественного развития с целями и задачами развития человека; подчеркивает активность и ответственность человека перед миром и другими людьми.

Титан выдающийся человек, деятель исключительного масштаба, таланта, ума и т.п. К титанам Возрождения относят Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти.

Пантеизм (pan – всё и theos – бог) – учение о том, что все есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу. Таким образом, природа не противопоставляется Богу как низшая сфера бытия, а обожествляется.

Возрожденческий пантеизм существовал в двух разновидностях – мистической и натуралистической. В мистической версии (Парацельс, Я. Бёме) природа растворяется в Боге. В натуралистической версии (Дж. Бруно) Бог растворяется в природе и мыслится как активная, духовная, движущая ее сила, заключенная в самих природных вещах.

Геоцентризм – мировоззрение, согласно которому Земля есть центр мира.

Гелиоцентризм – мировоззрение, согласно которому центром мира является Солнце.

Утопия (от греч. ou – нет и tópos – место) – «место, которого нет». Идеальный общественный строй, лишенный научного обоснования. Слово и понятие «утопия» введены Томасом Мором .

Утопист – человек, который имеет склонность, проповедует и стремится к осуществлению невыполнимых планов улучшения общества (к утопиям).

П р а к т и ч е с к и й к о н с п е к т

1). Хронологически эпоха Возрождения охватывает XIV–XVI вв. Характерные черты эпохи Возрождения:

а) формирование национальных государств, абсолютных монархий; усиление светской власти;

б) кризис феодализма; зарождение капиталистических общественных отношений; совершенствование орудий труда и производственных отношений;

в) глубоких социальных конфликтов – Крестьянская война в Германии, религиозные войны во Франции, революция в Нидерландах;

г) усиление городов-республик, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимых от феодалов и Церкви;

д ) развитие ремесла и торговли, время великих географических открытий;

е) успехи естественных наук; научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии). Повышение образованности в Европе.

Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения

Основные направления:

Гуманистическое (XIV–XV вв.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество. Представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла и др.

Неоплатоническое (сер. XV–XVI вв.) развивало учение Платона, пыталось познать природу, космос и человека с точки зрения идеализма. Представители: Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др.

Натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.) пыталось развенчать некоторые положения учения Церкви о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия, заложило основу первой естественнонаучной картины мира. Представители: Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др.

Реформационное (XVI–XVII вв.) стремилось коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью. Представители: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский и др.

Политическое (XV–XVI вв.) изучало проблемы управления государством, поведение правителей. Представитель: Николо Макиавелли.

Утопическо-социалистическое (XV–XVII вв.) искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем равенстве. Представители: Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.

Характерные черты:

Антропоцентризм – основной принцип философии Возрождения. Человек оказывается как объектом непосредственного философского внимания, так и центральным звеном всего космического бытия. Возрождение рассматривает человека исходя не из его отношений с Богом, а с точки зрения его земного предназначения.

Понятие «творчество», бывшее прежде прерогативой Бога, применимо теперь и к человеку, к человеческой деятельности. Человек олицетворяет собой творческое начало в искусстве, в политике, в ремесле и технических изобретениях. Фигура художника приобретает символическое значение, в ней наиболее полно выражена самая глубокая идея Ренессанса – идея человека-творца, вставшего на место Бога. Человек начинает искать точку опоры в себе самом – в своей душе, теле, телесности.

Характерной чертой мировоззрения этой эпохи является ориентация на искусство, и в связи с этим на художественно-эстетическое мышление. Прекрасное выдвигается на первый план. Культ человека-творца дополняет культ красоты. Но уже не в небесном, абстрактном ее понимании, а в земном, чисто человеческом. Восхищение вызывает прекрасное обнаженное тело (и в жизни, и на полотне художника), равно как и тело, одетое в костюм, великолепный сам по себе и подчеркивающий стройность фигуры. Символ искусства Возрождения - Мадонна, в которой земное, телесное начало порой затмевает начало духовное. В образе Мадонны возвышается образ женщины, матери, а вместе с этим и земная человеческая любовь.

Гуманизм – своеобразная философия эпохи Возрождения. Гуманизм обусловлен развитием гражданской жизни, стремлением к политической свободе. Если индивид эпохи средневековья представлял ту или иную корпорацию (крестьянство, цех ремесленников, гильдия купцов, дворянство), то в эпоху Возрождения он представляет самого себя, формируется новое самосознание человека: его гордость и самоутверждение, осознание собственной силы и таланта. Гуманизм рассматривается как идейное движение, сформировавшееся в период Ренессанса, противостоящее схоластике и духовному господству церкви.

Гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающее благо человека критерием оценки социальных институтов.

В узком смысле гуманизмом называется культурное движение в Европе XIV–XV вв., целью которого было изучение и популяризация античных языков, литературы и искусства, а также философии. Все это было направлено на воспитание и образование человека, на формирование человеческого в человеке. Родина гуманизма – Италия, идейный центр – Флоренция.

Для гуманизма характерно:

Ø Человек приобретает атрибуты божества;

Ø Героический идеал обожествленного человека, его символ Прометей, а не Адам;

Ø Гуманисты более литераторы и поэты, чем философы;

Ø Бог как творческое начало, проявляется в красоте и гармонии;

Ø Мир не юдоль в печали, а область человеческой деятельности.

Социальная ориентация гуманизма:

q Торгово-промышленные слои города (ремесленные цехи, купечество);

q Светская интеллигенция.

Ведущие идеи гуманизма:

v Свобода мысли, суждений;

v Смелый критический дух;

v Вера в безграничные возможности человека.

Таблица 1. Сравнительная характеристика схоластов и гуманистов

Схоласты Гуманисты
Образование Схоласты-теологи с университетским образованием занимали кафедры университетов «Необразованные» гуманисты были учеными без степеней и званий вне университетов
Род деятельности Преподаватели в университетах Публицисты, поэты, филологи, риторы
Литературная форма Литературная форма – догматический текст в комментаторской манере Литературно-риторический текст, излюбленный жанр – диалог, представляющий различные точки зрения
Миропонимание Схоластическое иерархическое представление о мироздании Представление о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и божественного начал
Стиль мышления Строгая система логических дефиниций (краткое определение понятий, истолкование) Образное, пластическое, художественное мышление. Риторика, поэзия, мифология – наиболее адекватный язык выражения истины
Логика Логическая дедукция Интуитивное постижение гармонии мира

Достоинство человека главнейшая проблема гуманизма. Достоинство заключается в признанной за человеком возможности возвыситься от дикого варварского состояния до истинно человеческого. Это человеческое состояние есть результат осуществления заложенных в человеке возможностей к совершенствованию. Заложенные Богом, они требуют для своего осуществления собственных усилий человека, культурной, творческой деятельности. Истинный человек не варвар, но цивилизованный.

1 Общая характеристика эпохи Возрождения

2 Основные черты философии Возрождения

2.1 Гуманизм - возвышение человека

2.2 Антропоцентризм - человек, а не Бог в центре исследования

2.3 Секуляризация - освобождение от церковного влияния

2.4 Пантеизм - становление опытных наук и формирование научно-материалистического понимания, свободного от теологии

2.5 Высокий интерес к социальным проблемам, обществу и государству и развитие идей социального равенства

Итоги развития философской мысли эпохи Возрождения

Список использованной литературы

1 Общая характеристика эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения, или Ренессанса, явилась важным этапом развития философской мысли и охватывает период с XIV по начало XVII вв., когда происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Вот как Ф. Энгельс характеризует эти изменения: «Королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и создала крупные, в сущности основанные на национальности, монархии, в которых начали развиваться современные европейские нации и современное буржуазное общество… только теперь, собственно, была открыта земля и были заложены основы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, которая, в свою очередь, послужила исходным пунктом для современной крупной промышленности» .

В итоге эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, то есть развитием материального производства.

В политической области эпоха Возрождения - это эпоха зарождения капиталистических отношений, формирования национальных государств, эпоха борьбы с феодальной реакцией, глубоких социальных конфликтов.

В естествознании это время великих открытий и изобретений, в частности:

великие географические открытия, такие как открытие Америки;

расширение познаний о космосе (установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника);

развитие знаний об окружающей среде и о живом мире (начало систематизации растений, возникновение научной анатомии, положившей начало современной медицине) .

Данные революционные изменения в политическом строе, промышленности и естествознании требовали освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и ведущие деятели и мыслители данного времени стремились возродить ценности и идеалы классической древности и античной философии. Отсюда и само название эпохи - Возрождение, когда вызванные к жизни творчеством гуманистов открытия философов Древней Греции и Рима дали мощнейший толчок развитию философской мысли.

Однако в этом значении термин «Возрождение» следует трактовать весьма условно. Возрождение на деле означало поиск нового, а не реставрацию старого. В истории невозможно повернуть назад, возвратиться в какую-либо прошлую эпоху. Пережитое, накопленный опыт и культурный потенциал, не выбросишь и не преодолеешь. Он все равно будет оказывать свое воздействие, поскольку именно этот капитал является той экономической и культурной средой, в которой приходится действовать людям, ориентированным на его преодоление.

Таким капиталом, наследием для мыслителей и деятелей Возрождения было средневековье. Хотя, Возрождение и противопоставляет себя христианству, но оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе отпечаток многих ее черт. Объективно эпоху Возрождения следовало бы характеризовать как эпоху перехода, потому, что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются основы буржуазных общественных отношений, прежде всего, в сфере экономики, именно в этот период получают развитие науки, меняются отношения церкви и государства, формируется идеология гуманизма .

2 Основные черты философии Возрождения

2.1 Гуманизм - возвышение человека

Если в средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, а средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации и он утверждал себя через максимально деятельное включение с социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок. То в эпоху Возрождения, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, но самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и новая его общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека.

Другими словами, средневековый человек считал себя всецело обязанным традициям, даже если вносил существенный вклад в них, а индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги себе. При этом стремлению стать выдающимся мастером - художником, поэтом, ученым и т.д. - содействует общая атмосфера, окружающая одаренных людей буквально религиозным поклонением: их чтут теперь так, как в античности героев, а в средние века - святых. Идеалом возрожденческого человека стал разносторонне развитый индивид .

Именно с этим и связано понятие «гуманизм», ведь еще известный римский оратор Цицерон говорил, что гуманизм - это воспитание и образование человека, способствующие его возвышению. Поэтому в совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studiahumanitatis» (гуманитарные дисциплины) .

Рассматривая «гуманизм», нужно отметить, что именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.

Главным центром гуманистического движения во всех его аспектах стала Флоренция, которую можно назвать столицей итальянского Ренессанса. Здесь родился и провел многие годы своей политически весьма активной жизни великий поэт и мыслитель Данте Алигьери (1265-1321). первоисточник важнейших идей гуманистического мировоззрения - «Божественная комедия» - исходным документом гуманистической мысли ее делает интерес Данте к человеку, ибо «из всех проявлений божественной мудрости человек - величайшее чудо». Причем этот интерес глубоко социален, ибо судьба «благородного человека» отнюдь не предопределена условностью рождения в том или ином сословном звании и должна складываться не на основе его «животной доли», а на основе неустанного стремления «к доблести и знанию» .

Однако у Данте тленному миру земли противостоит вечный мир небес. И в этом противостоянии роль среднего звена выполняет человек, ибо он причастен к обоим мирам. Смертная и бессмертная природа человека обуславливает и его двоякое предназначение: внеземное существование и осуществимое на земле человеческое блаженство. Земное предназначение реализуется в гражданском обществе, а к жизни вечной человека ведет церковь. Таким образом, человек реализует себя в земном предназначении и в вечной жизни. Разделение земной и загробной жизни ставит проблему отказа церкви от притязаний на светскую жизнь.

Если Данте - вдохновитель множества гуманистов, то общепризнанный родоначальник гуманистического движения - Франческо Петрарка (1304-1374), которому удалось преодолеть теоцентризм средневековья. Обращаясь к проблемам человечского бытия, Ф. Петрарка заявляет: «Небожители должны обсуждать небесное, мы же - человеческое». Земные заботы составляют первейший долг человека и ни в коем случае не должны приноситься в жертву загробному миру. Старый стереотип презрения к земному уступает место идеалу человека в его достойном земном существовании. В результате предметом философии становится земная жизнь человека, его деятельность. Задачей философии является не противопоставление духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства. Формируется и новая этика, основанная на единстве души и тела, равноправия духовного и телесного. Заботиться об одной душе нелепо, ибо она следует природе тела и не может действовать без него. «В самой природе заложена красота, и человек должен стремиться к наслаждению и преодолевать страдания», - отмечает Казимо Раймонди. Земное блаженство, как достойное человека существование, должно стать предпосылкой небесного блаженства. Преодолевая дикость и варварство, человек прощается со своим ничтожеством и обретает истинно человеческое состояние .

Еще одним представителем эпохи гуманизма является Лоренцо Валла (1407-1457), чье творчество можно считать подлинным гимном индивидуализму. В главном своем философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. «Я не могу в достаточной степени понять, почему кто-то хочет умереть за родину… Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она». Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная .

В качестве резюме можно сказать, что философия гуманизма «реабилитировала» мир и человека, поставила, но не решила проблему соотношения божественного и природного, бесконечного и конечного.

2.2 Антропоцентризм - человек, а не Бог в центре исследования

Другой важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека. Если в центре внимания философии античности была природно-космическая жизнь, а в средние века - религиозная жизнь - проблема «спасения», то в эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни. Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Центральная фигура не Бог а человек Бог - начало всех вещей, а человек - центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему все по плечу, он может все .

Чем же возрожденческое понимание человека отличается от античного и средневекового?

PAGE_BREAK--

Один из гуманистов XV века в его знаменитой «Речи о достоинстве человека» писал: «Ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным создан ты, человек! Ибо ты сам должен, согласно твоей воле и твоей чести, быть своим собственным художником и зодчим и создать себя из свойственного тебе материала. Ты свободен спуститься на самую низкую ступень животности. Но ты можешь и подняться к высшим сферам божественного. Ты можешь быть тем, чем хочешь».

Таким образом, человек здесь - не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Он господин над всей природой. Этот библейский мотив теперь существенно преобразован: в эпоху Возрождения постепенно ослабевает характерное для средневековья убеждение в греховности человека и испорченности человеческой природы, а в результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

Поскольку человеку не нужна теперь милость бога, он сам теперь - творец, а потому фигура художника-творца становится как бы символом Ренессанса. Отныне художник подражает не просто созданиям бога, но самому божественному творчеству. Поэтому в эпоху Возрождения возник культ красоты, и живопись, изображающая прежде всего прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, становится в эту эпоху главенствующим видом искусства. У великих художников - Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля мировосприятие Ренессанса получает свое наивысшее выражение .

Таким образом, теперь не Бог, а человек поставлен в центре внимания.

2.3 Секуляризация - освобождение от церковного влияния

Процесс секуляризации - освобождение от религии и церковных институтов - проходил во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретают не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия. Правда, этот процесс совершается вначале очень медленно и по-разному протекает в разных странах Европы.

Такому процессу способствовал крупнейший кризис римско-католической церкви. Так апогеем ее нравственного упадка и, предметом особого возмущения стала продажа индульгенций - грамот, свидетельствующих об отпущении грехов. Торговля ими открывала возможность искупить преступление без всякого раскаяния, а также купить право на будущий проступок. Это вызвало бурное негодование во многих слоях населения .

2.4 Пантеизм - становление опытных наук и формирование научно-материалистического понимания, свободного от теологии

В решении онтологических проблем философия Возрождения ориентировалась в основном на сочинения Платона.

Оживлению платонизма в Италии способствовала деятельность Георгия Плифона (1360-1452), который в своем труде «Законы» делает попытку преодолеть разрыв божественного и природного, ищет обоснование идеи вечности и несотворенности мира, сохраняя Бога, как первопричину. То есть мир - это не результат отчуждения Бога, а открытый познанию сам образ Бога, т.е. мир - это и есть Бог .

Идею мира как Бога активно прорабатывает и Николай Кузанский (1401-1464), пытаясь решить проблему соотношения мира и Бога не в теологическом прочтении, а в философском исследовании.

Можно отметить следующие его выводы:

Учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира. Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм, важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальную приближенность к природе. Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом, не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости мира от Бога и является его безграничность: мир имеет «повсюду центр и нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде». Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут».

В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли. В трактате «Об ученом незнании» он прямо говорит:
«… Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого и не замечаем».

Было бы неверно видеть в космологических построениях Кузанского прямое предвосхищение гелиоцентризма Коперника. Отвергая центральное положение и неподвижность Земли, он не отдавал предпочтения какой-либо определенной схеме движения небесных тел. Но расшатывая традиционные представления о Мире, он открывал путь к освобождению космологии от религиозного толкования .

Тесным образом с пантеистической онтологией и космологией связано у Кузанского и его учение о человеке. Соотношение «свернутого» в Боге максимума и «развернутой» в космосе бесконечности отражается в «малом мире» человеческой природы (космос отражается в микрокосмосе). Как космос в свернутом виде содержится в Боге, так и абсолютная природа Христа есть свернутое состояние человеческой природы.

Уподобление человека Богу осуществляется на путях познания мира. Причем возможность познания человеком мира не ограничивается трактовкой и толкованием Священного Писания. Эта возможность заложена в самой природе человеческого ума, в его практической деятельности. Так же, как Бог развертывает из себя мир, так и человек развертывает из себя предметы рассудка. Ум человека основывается на ощущениях, соединенных с воображением. Начало процесса познания невозможно без чувственного возбуждения. Этим Кузакский по сути закладывает основы философской гносеологии - теории познания, в которой высшим формам познавательной деятельности предшествуют ощущения и восприятия .

Затрагивает Кузанский и проблему средневековья о соотношении веры и разума. Не уточняя приоритеты, мыслитель отмечает, что вера есть путь постижения Бога в его «свернутом» состоянии, познание «развернутого» мира (Бога) - есть дело разума. И эту деятельность разума нельзя заменить, верой. Путь разума не следует смешивать с путем веры, и наоборот .

Если Н. Кузанский через призму платонизма в основном рассматривает проблемы онтологии и гносеологии, то Марсилио Фичино (1433-1499) больше внимания уделяет социально-этической проблематике, в центре которой стоит человек. Усилиями Фичино была создана Флорентийская платоновская академия - гуманистическийкружок Труды, созданные единомышленниками, стали чем-то вроде официальной философии, или государственной политики города, или даже религии. Название кружка заимствовано у реально существовавшей в Древней Греции философской школы под руководством Платона, в которой разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и др. Собрания проходили в роще, в которой, по преданию, был похоронен мифический герой Академ, поэтому роща, а впоследствии и школа, получили название «Академия».

Это было вольное содружество единомышленников, влюбленных в Платона и собиравшихся для ученых бесед о нем - платоническая семья, как называли ее сами члены академии. Сюда входили представители самых различных профессий и сословий: медик и священнослужитель Марсилио Фичино, граф и философ Пико делла Мирандола, поэт Луиджи Пульчи, профессор латинского и греческого красноречия Анджело Полициано, оратор и ученый-дантовед Кристофоро Ландино, государственные мужи Лоренцо и Джулиано Медичи и многие другие.

В Платоновской академии как нигде процветал Дух Возрождения: это было сообщество безнадежных мечтателей и романтиков, влюбленных в философию и друг в друга, веривших в высокие идеалы и не забывавших о земных радостях. Все они хотели сделать этот мир лучше. «Они узнают друг друга по тем трем ясным знакам - возвышенная душа, религия и духовное красноречие, - которые отличают истинного платоника; и они считают себя божественными, потому что они знают недостатки мира сего и потому что им дано воображать иной, лучший мир».

Однако члены академии не создали сколько-нибудь законченной философской системы и даже не стремились ее создать. Воззрения их различны, но все они направлены на прославление Человека и на утверждение его высокой роли в мире. Именно поэтому учения флорентийских неоплатоников часто называют «возрожденческим гуманизмом» .

Пантеизм и гуманистический антропоцентризм обеспечили устойчивую веру человека в способность познать мир и самого себя в этом мире, что и осуществляли естествознатели. Имя пионера современного естествознателя по праву заслужил Леонародо да Винчи (1452-1519). Своей многогранной творческой деятельностью он проложил дорогу науке будущего. Его многочисленные заметки, сделанные особым зеркальным почерком, не предназначались для печати. Они не стали достоянием современников - он работал для будущих поколений.

Откровению Священного писания, астрологии и алхимии, сновидениям и мистике Леонардо противопоставил опыт. Обращение к опыту, как источнику познания, явилось следствием повседневной практики естествоиспытателя. Он полагает, что неапробированная мысль может породить обман, не приблизить, а увести от истины. Только знание, опирающееся на опыт, может претендовать на достоверность, а последняя является отличительным признаком подлинной науки.

Следовательно, так как теология не имеет опоры в опыте, она не может быть наукой, не может претендовать на обладание истиной - не может быть науки и там, где опыт подменяют спор и крики, где бал правят эмоции.

Другую помеху на пути к истине Леонардо усматривает в излишнем преклонении перед авторитетами - не подражать нужно, а работать, искать .

Однако мы не найдем у Леонардо какой-то разработанной методики экспериментирования. Он скорее ориентировался на стихийное экспериментирование, осуществлявшееся во многих итальянских художественных мастерских, которое, совершенствуя, практиковал сам. Но методологическая проницательность ученого привела к четкому уяснению того, что такого рода экспериментирование само по себе еще далеко недостаточный путь достижения достоверной истинности, ибо «природа полна бесчисленных причин, которые никогда не были в опыте». Отсюда необходимость теории для его осмысления, резюмируемая в широко известных его словах: «Наука - полководец, и практика - солдаты».

В результате таких экспериментов трудно обозреть круг изобретений и проектов Леонардо да Винчи - в области военного дела (идея танка), ткацкого производства (проект автоматической самопрялки), воздухоплавания (включая идею парашюта), гидротехники (идея шлюзов). Почти все они далеко обгоняли технические возможности и потребности своей эпохи и по достоинству оценены только в прошлом и настоящем столетиях .

Продолжение
--PAGE_BREAK--

Нужно отметить также, что интересные суждения высказывает Леонардо да Винчи и по проблемам космологии. Его мысль, что не Земля, а, скорее, Солнце выступает центром нашей вселенной, предвосхищала гелиоцентризм и подрывала теоцентризм схоластики с его геоцентрической концепцией. Солнце Леонардо - это возведенная в символ физическая реальность, источник тепла и жизни природы, тела и души; условие и основание гармонии мира. Душа неразрывно связана с телом - она формирует тело, выступает творческим, деятельным началом. И все находится в состоянии гармонии. Но мысль о гармонии мира вовсе не безоблачная, - она несет на себе печать мрачности и даже трагизма мыслейо ничтожестве человеческих помыслов и поступков, когда «некоторые люди должны называться не иначе, как проходами для пищи..., потому что ничего хорошего ими не совершается, а потому ничего от них и не останется, кроме полных нужников!» .

В результате возвышения опыта эпоху Возрождения именуют эпохой «великих открытий»:

Решающую роль в пересмотре представлений о мире сыграла опубликованная в 1543 году работа Н.Коперника (1473-1543) «Об обращении небесных сфер». Главная идея этого великого произведения, положенная в основу гелиоцентрической системы мира, состоит в положениях о том, что Земля, во-первых, отнюдь не составляет неподвижного центра видимого мира, а вращается вокруг своей оси, и, во-вторых, обращается, вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Вращением Земли вокруг своей оси Коперник объяснял смену дня и ночи, а также видимое вращение звездного неба. Обращением же Земли вокруг Солнца он объяснял видимое перемещение его относительно звезд. При этом Коперник воспринимал свою астрономическую доктрину как философскую. Надо полагать, прежде всего потому, что первоначальную, наиболее общую инспирацию к своему открытию он получил, прямо познакомившись с идеями древнегреческих пифагорейцев .

Разработке концепции гелиоцентризма Коперник посвятил всю свою жизнь. Но он не спешил сделать ее достоянием гласности, ибо опасался преследований со стороны церкви. Ведь новая космология требовала пересмотра не только Птолемеевой астрономии, но и ортодоксального толкования католической теологии. Под сомнение ставилось деление мира на «тленную» земную субстанцию и вечную небесную субстанцию. Упразднялось теологическое противопоставление земли и неба - земля не центр и не претендует на противостояние, а она образует с другими планетами единую Вселенную, пребывающую в постоянном самодвижении. Опасение Коперника оправдалось - в 1616 г. его учение было запрещено как «глупое, философски ложное, решительно противоречащее Святому писанию и прямо еретическое».

Учение Коперника развивает Иоганн Кеплер (1571-1630), чьи научные идеи стали непосредственной предпосылкой развития науки и философии Нового времени. Предвосхищая открытие закона всемирного тяготения, Кеплер обосновал положение о том, что планеты движутся вокруг Солнца не по идеальным круговым, а по эллиптическим орбитам; что движение планет вокруг Солнца неравномерно и что время обращения планет зависит от их расстояния до Солнца. Кеплер создал научную астрономию, на которую ориентировались в своем развитии естествознание и философия, с которой пришлось считаться и религии. Его открытия создали предпосылку для реабилитации учения Коперника.

Еще один шаг в становлении науки как самостоятельной формы сознания общества, как специфического вида освоения мира сделал Галилео Галилей (1564-1642). Занимаясь вопросами математики и механики, он сконструировал телескоп с увеличением в 30 раз. Благодаря телескопу небо предстало совершенно в новом виде .

Новые воззрения в своих сочинениях развивал и Д.ж.Бруно (1548-1600), с чьим именем с чьим именем связан решающий поворот в утверждении новой космологии. Центральная идея космологической доктрины Бруно - тезис о бесконечности Вселенной. «Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична...». Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем». В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение.

Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т.е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи: «Бесконечные миры… все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа… и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель».

Положение о бесконечности Вселенной позволило Дж.Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров. И у каждого мира-системы есть свой центр - его звезда.

Разорвав границы мира и утвердив бесконечность Вселенной, Бруно оказывается перед необходимостью выработать новое представление о Боге и его отношении к миру. - у Бруно Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне материального мира .

Таким образом, познание мира опирается на опыт и разум, а не на интуицию. А в результате видения в природе не только божественного творения, но и прежде всего совокупности присущих ей закономерностей, свободных от непосредственного вмешательства, натурфилософия эпохи открывала путь дальнейшему развитию экспериментального естествознания, возникновению классической механики Ньютона, созданию философских концепций XVII - XVIII вв.

2.5 Высокий интерес к социальным проблемам, обществу и государству и развитие идей социального равенства

Гуманистическая мысль эпохи Возрождения многогранна.

Вопросам нравственности и политики посвящены сочинения Эразма Роттердамского (1469-1536) «Наставление христианского воина», «Воспоминания христианского государя». А «Похвальное слово Глупости» стало книгой века. Эразм видит в христианстве прежде всего человеческие ценности, требования человеческой нравственности, определяемые не догмами церкви, а заповедями Христа. Человек должен проникнуться любовью к Богу и людям и выполнить по отношению к ним свой долг любви и милосердия. Быть философом и христианином, исповедовать христианство и проповедовать философию Христа - это значит строго следовать естественным правилам нравственности.

Оптимизм и гражданский пафос Эразма получили свое дальнейшее развитие только во взглядах автора знаменитой «Утопии» Томаса Мора (1478-1535), который противопоставляет этический идеал всеобщности эгоистическому себялюбию, связанному с существованием частной собственности и господством частного интереса. Этический идеал всеобщности Т. Мор обосновывал ссылками на Священное писание: «Господь провидел многое, когда постановил, чтобы все было общим». В своей «Утопии» Т. Мор выводит не только социально-политический, но и нравственный идеал. Люди живут для счастья. А «счастье - в получении удовольствий, честных и благородных, в сохранении хорошего здоровья, в отсутствии страха». Однако мечта о всеобщем единстве народов в очищенном от злоупотреблений христианстве, о наступлении «золотого века» рухнула с наступлением эпохи социальных конфликтов.

В недрах феодального общества рождались буржуазные общественные отношения, которые требовали создания сильной централизованной государственной власти, свободной от церкви. Одним из идеологов зарождающейся буржуазии был Никколо Макиавелли (1469-1527). Идеалом Макиавелли является монархия в форме пожизненной, единоличной и неограниченной диктатуры.

Обоснованию власти единоличной диктатуры посвящается его работа «Государь», где он прописывает портрет «идеального властелина». Основу государства Макиавелли видит только в силе, не связанной ни традициями, ни моральными нормами. Эффективность власти обеспечивается хорошими законами и хорошим войском. Как это ни кажется парадоксальным, но чрезмерная щедрость государя пагубна. Она порождает у подданных презрение к своему правителю.

Макиавелли освобождал политику от морали, но ведь по тем временам мораль была религиозной, т.е. он освобождал политику от религии. Этические начала христианства, «христианский гуманизм» неосуществимы в политике. Люди отошли от заповедей Христа, потеряли религию и развратились. Христианский гуманизм выродился в утопию. Предпочитая смиренных, а не деятельных людей, христианство развязывает руки мерзавцам. И в этом смысле оно не работает на укрепление государства. Макиавелли ориентируется на государя - реформатора, законодателя, выразителя общенациональных интересов, а не на государя - тирана, узурпатора .

Макиавелли сформулировал идеи, которые выглядят как политически значимые постулаты.

1 человеческая природа и качества личности представляют собой фундамент для всего политического поведения;

2 при рассмотрении политических феноменов следует освободиться от теологических ограничений - отсюда вопрос о морали в политике приобретает у флорентийца совершенно другое звучание;

3 происходит признание того, что в политической практике существует колоссальный разрыв между декларируемыми целями и действительной волей к их peaлизации;

4 проблема политических ценностей предстает не как абстрактная категория, а как основание для рассмотрения взаимодействия общества и государства, власти и народа. Таким образом, личность политического лидера рассматривается как субъект политического реформирования, движения к высоким общественным идеалам и целям. Именно поэтому «государь» обязан в совершенстве владеть искусством политической интриги, т.е. стратегией и тактикой выживания в политической борьбе .

Кроме того социально-политическая мысль эпохи Возрождения нашла свое развитие и в творчестве Жана Бодена (1530-1596). В работе «О государстве» он отстаивает идеал абсолютной монархии. Не народ, а монарх является «источником права и закона». Но сам правитель должен следовать естественным и божественным законам, должен уважать свободу и собственность граждан; должен обеспечивать порядок в стране и гарантировать безопасность граждан.

Еще одним философом был Мишель Монтень (1533-1592), автор знаменитых «Опытов» - книги о человеке своей эпохи. Хотя в «Опытах» речь идет о природе и Боге, о мире и человеке, о политике и этике, но предмет этой книги один - обостренный интерес к собственному «Я». Если другие создают Человека, то Монтень исследует подлинного человека в жизни повседневной и простой. «Опыты» воссоздают картину самоанализа. Это пристальное внимание к себе, по мнению Монтеня, вполне оправданно, ибо позволяет «прослеживать извилистые тропы нашего духа, проникать в темные глубины его...». Монтень пытается найти пути совершенствования обыденного сознания.

Согласно данному мыслителю жизнь человека самоценна, имеет свой смысл и оправдание. И в выработке достойного смысла человек должен прежде всего опираться на самого себя, в себе самом находить опору подлинного нравственного поведения. То есть индивидуализм Монтеня противостоит не обществу, а общественному лицемерию, ибо обществу полезной может быть не всякая личность, а только суверенная личность. Индивидуалистический характер этики М. Монтеня был ответом на общественную потребность зарождающихся буржуазных отношений. Вероятно, этим объясняется тот факт, что в течение 50 лет после смерти Монтеня «Опыты» переиздавались во Франции 20 раз .

3 Итоги развития философской мысли эпохи Возрождения

Продолжение
--PAGE_BREAK--

Подводя итоги развития философии эпохи Возрождения, нужно отметить, что безусловно, философия этого периода является новым этапом развития философии, хотя она и осуществляла свои новации, опираясь во многом на античность и вбирала в себя все лучшее, что дало наследие средневековья.

Основные характерные черты философии Возрождения составляют:

гуманизм - возвышение человека;

антропоцентризм - человек, а не Бог в центре исследования;

секуляризация - освобождение от церковного влияния;

пантеизм - становление опытных наук и формирование научно-материалистического понимания, свободного от теологии;

высокий интерес к социальным проблемам, обществу и государству и развитие идей социального равенства.

Философия эпохи возрождения дала миру множество великих философских и культурных деятелей, среди которых нужно отметить Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374), Лоренцо Валла (1407-1457), Георгия Плифона (1360-1452), Николая Кузанского (1401-1464), Марсилио Фичино (1433-1499), Леонародо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630), Галилео Галилея (1564-1642), Д.ж.Бруно (1548-1600), Эразма Роттердамского (1469-1536), Томаса Мора (1478-1535), Никколо Макиавелли (1469-1527), Жана Бодена (1530-1596), Мишель Монтеня (1533-1592) и других великих людей.

Таким образом, культура эпохи Возрождения подготовила интенсивное развитие философских достижений Нового времени. И самое главное - произошло изменение направления развития мысли от схоластики к реальности, обращение философской мысли к человеку и природе, философии и науке была придана практическая направленность - с этого времени не Бог, а человек привлекает все большее внимание философии и культуры.

Список использованной литературы

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 1998. - 568 с.

Васильева Л.Н Новый Макиавелли: теория политического реформирования // Социально-гуманитарные знания. - 2009.- №4.- С.64-79.

Введение в философию. Под ред. А.Л. Субботина. М.: Центр, 2001. - 365 с.

Введение в философию. Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1989. - 367 с.

Грядовой Д.И. Философия: структурированный учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 383 с.

Иванова А. Флорентийская академия // Исторический журнал. - 2007. - №2. - С.85-91.

История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая: Философия ХV-XIX вв.). М.: ГЛК, 1996. - 557 с.

Кальной И.И., Сандулов Ю.А. Философия для аспирантов. Спб.: Лань, 2003. - 512 с.

Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 448 с.

Курбатов В.И. История философии. Конспект. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 448 с.

Мареева Е.В. Пьетро Помпонацци: у истоков культурно-исторической методологии // Вопросы философии. - 2006. - С. 146-159.

Основы философии. Под ред. Е.В. Попова. М.: ВЛАДОС, 1997.-320 с.

Радугин А.А. Философия. М.: Центр, 1997. - 272 с.

Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2003. - 736 с.

Философия. Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М.: Академический Проект, 2003. - 656 с.

Философия. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М.: ЮНИТИ, 1998. - 584 с.

Философия. Под ред. О.А. Митрошенкова. М.: Гардарики, 2002.-655 с.

Философия Возрождения- направление в европейской философии XV-XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

§ антропоцентризм и гуманизм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

§ оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики);

§ перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

§ принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

§ большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

§ торжество индивидуализма;

§ широкое распространение идеи социального равенства.

Антропоцентризм (от греч. άνθροπος - человек и лат. centrum - центр) - философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм предписывает ставить феномен человека во главу всей прочей жизни. Ценность человеческой жизни может уравновесить только ценность другой человеческой жизни. Антропоцентризм ставится также в оппозицию мировоззрению монотеистических религий (теоцентризму), где центром всего является бог, а также античной философии (космоцентризму), где в центре всего находится космос.

Слово «антропоцентризм» встречается сегодня в разных значениях - от антропоцентрического принципа в лингвистике до антропоцентризма в экологии. Наиболее распространённое значение - экологическое: человек - хозяин природы, и имеет право получать из окружающего мира нужные ему ресурсы, даже путем ущемления других биологических видов. Такое наполнение термина получило широкое распространение в XX веке. В то же время, история слова гораздо древнее. Известное выражение Протагора «Человек есть мера всех вещей» называют ключевой фразой антропоцентризма греческой философии. В Средние века был очень распространён антропоцентризм христианского толка, под которым подразумевали, что человек - вершина творения, венец его, и, соответственно, обязательства его - наибольшие. В этом смысле христианство - антропоцентрическая религия, так как строится вокруг человека. Сегодняшнее наполнение термина - светское, такой антропоцентризм называют также секуляризованным антропоцентризмом.

Гуманизм (от лат. humanitas - человечность) - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма - общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Философия эпохи Возрождения, ее характерные черты и направления. Антропоцентризм и гуманизм как основные принципы культуры и философии эпохи Возрождения.:

  1. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения.