Open
Close

"душа должна воскреснуть в земной жизни для жизни вечной". Священники и попы

Текущая страница: 4 (всего у книги 4 страниц)

Рассказывает Поярченкова В.П.: «Был праздник Святого Крещения, и батюшка, невзирая на запреты врачей, поехал совершать, как оказалось, свой последний Водосвятный молебен. Он был настолько слаб, что в храм его ввели под руки... То, что наш батюшка был любим всеми, кто посещал храм и кто не посещал, показали похороны. Проститься с отцом Василием, со своим любимым батюшкой, казалось, пришло все наше Пестово».

«Накануне Крещения, – пишет жительница Пестово Залипаева Т.А., – мне приснился странный сон. Будто сидим мы с батюшкой Василием возле храма на большом квадратном камне и о чем-то разговариваем. Он в странной одежде, словно собрался в дальний путь: на плечи накинут непромокаемый плащ, за спиной рюкзачок, в руке посох. Через некоторое время мы переносимся внутрь охонского храма. Там происходит нечто удивительное. Вроде, праздник Крещения, а все поют пасхальное «Христос воскресе!» Тогда, еще во сне, я подумала, что это странно.

Через несколько дней нашего дорогого батюшки не стало. Проститься с ним в храм Святой Троицы пришли сотни людей. И вот, когда понесли его гроб вокруг храма, все, словно в моем сне, запели «Христос воскресе!» Наше горе от утраты любимого батюшки сливалось в этом пасхальном песнопении с радостью. Отец Василий жив, он в вечности, и молится за всех нас, стоя у Престола Всевышнего».

Любовь Павлова, Санкт-Петербург : « Когда его не стало, мы все поняли, как сильно он молился за нас, оберегая от бед. И все наши проблемы по молитвам батюшки чудесным образом разрешались. И уже после его смерти на его могиле многие получали помощь, обретали радость и покой».

Забраева Зоя Николаевна из Пестово вспоминает ,чтов ночь, когда батюшка ушел из жизни, она спала, и ей приснилось, что кто-то стучит в дверь. Женщина встала, вышла, открыла дверь и увидела отца Василия в черном одеянии, стоящего у входной двери. Он что-то долго ей говорил. Проснувшись утром, Зоя Николаевна узнала, что батюшки утром не стало: «Во время панихиды, – пишет она, – на батюшкиной могиле было много людей со свечами в руках. Свечи горели, но из-за порывистого ветра быстро гасли. После панихиды люди разошлись, а мы вдвоем с сестрой батюшки Ольгой Евлампиевной остались стоять у могилки. И вдруг все свечи сами собой зажглись, несмотря на сильный ветер. Мы, пораженные этим чудом, стояли и плакали. Никогда мне не забыть об этом чудном, дивном человеке. Вспоминаю о нем с большой теплотой и благодарностью».

Румянцева Т. А., прихожанка храма Святой Троицы в селе Охона : « Вот уже девять лет нет на этом свете отца Василия. Его уход стал для меня утратой близкого человека. Но даже по прошествии стольких лет в памяти прихожан, в сердцах всех, кто знал этого удивительного человека, батюшка останется светлым образом, примером подлинного и преданного служения Богу. И по сей день, в моменты жизненных сомнений и трудностей, с верой и мольбой о помощи я мысленно обращаюсь к батюшке Василию».

«Когда батюшка почил о Господе, – пишет Евгений Поведайко , – на отпевание приехали духовные чада с разных городов и областей. Говорят, что об ушедших не плачут. Но здесь слезы текли сами собой. Кроме потери родного человека, чувствовалось, что от тебя оторвали часть твоей души, частицу тебя самого. Такого духовника, родного человека, источающего любовь, ласку, помогающего и словом, и молитвой, я больше не встречал нигде. Наверное, от его большой любви, которой хватало на всех, и не выдержало сердце дорогого батюшки.

В своих молитвах я обращаюсь к отцу Василию как к святому праведнику. Поэтому символично то, что в моем молитвенном уголке фотография батюшки висит возле иконы Всех святых. Наверное, волею Божией это когда-нибудь свершится. Батюшка, отче Василий, как нам не хватает вас!»

Грошева А.Ф., поселок Хвойная : «Со своей семьей я стараюсь приезжать на могилку к отцу Василию. Прошу его молитв за всех нас, особенно за детей, а их у меня трое. И всех крестил батюшка. Мы уверены, что он слышит наши просьбы, молится о нас, стоя в Горнем мире у престола Всевышнего».

Ирина, г. Весьегонск : « Батюшка ушел, и стало внутри так холодно и пусто,ᦐ荡춝䒅祘ꀑ졘喝弉卺陔ꆮ䝥檻赲ฝẗ⃰ђﯿ撐Ù켽䲛㉍썄晡྆派⾽Ή➓铁墡꩘핷ᔚ⒜人䍆ᑲ枻⑭ꉣ焉菀륀Ꭷ⍇ሃ璡⚄쭑牕ꔓ둂능⣒Ḟ菰䅅谱命輣㒥筎㙕ჇṄ醅哶姵杮଒ᒸフ碿鏱剽叐퉥濘❙☨ꎍ㍞뭜ꭴ⾀㱔⋑뼋Ȟ휅઄䩦牜猂勥ኆ᠀̝⤢ᨐऔ⼽쯊㋳녯ᶴ泷앆␯볗혼搔鈡服떢Ū룸ⵊОಉ⦨⦈匍煨ꉦꅺ휩앩깊䜴요﬛捼ꑿ淺헤Ⱚ뮫餼㌷喖쀫裊ა쌟鈧ଽᜓŞ䫾㡮怠豢蓌곟嫮䬀囚챴㈊썾ߪ轑鮊ꕕ∉믵겉ᒥꜾ躽Ґ᪍懿议䇹哙啭Ⲍ聬൥偅ઝ諭᱁⽰༤⨸殕ↅ踧팇떾郻흤̀㳮Ꮠ䍯䓰怀竉䋯밭쇏錚䆨░뗠승履듂褍軓塏퐓뽋Пᦐ荡춝䒅祘ꀑ졘喝弉卺陔ꆮ䝥檻赲ฝẗ⃰ђﯿ撐Ù켽䲛㉍썄晡྆派⾽Ή➓铁墡꩘핷ᔚ⒜人䍆ᑲ枻⑭ꉣ焉菀륀Ꭷ⍇ሃ璡⚄

牕ꔓ둂능⣒Ḟ菰䅅谱命輣㒥筎㙕ჇṄ醅哶姵杮଒ᒸフ碿鏱剽叐퉥濘❙☨ꎍ㍞뭜ꭴ⾀㱔⋑뼋Ȟ휅઄

牜猂勥ኆ᠀̝⤢ᨐऔ⼽쯊㋳녯ᶴ泷앆␯볗혼搔鈡服떢Ū룸ⵊОಉ⦨⦈匍煨ꉦꅺ휩앩깊䜴요﬛捼ꑿ淺헤Ⱚ뮫餼㌷喖쀫裊ა쌟鈧ଽᜓŞ䫾㡮怠豢蓌곟嫮䬀囚챴㈊썾ߪ轑鮊ꕕ∉믵겉ᒥꜾ躽Ґ᪍懿议䇹哙啭Ⲍ聬൥偅ઝ諭᱁⽰༤⨸殕ↅ踧팇떾郻흤̀㳮Ꮠ䍯䓰怀竉䋯밭쇏錚䆨░뗠승履듂褍軓塏퐓뽋Пыбрали духовный путь служения людям:

Митрофорный протоиерей Николай Денисенко (сын) – благочинный Лужского округа, почетный гражданин города Луги.

Иерей Николай Денисенко (внук) – настоятель храма Преображения Господня в Лигово.

Протоиерей Василий Морозов проходит служение в храме на Троицком Поле города Санкт-Петербурга.

Заслуженный протоиерей Валериан Дячина служит в лужских храмах.

Мстислав, епископ Лодейнопольский – викарий Санкт-Петербургской епархии (Дячина Михаил Валерианович).

Приложение

Автобиография

Я, гражданин Денисенко Василий Евлампиевич, родился 4 октября 1925 года в селе Орловка Куликовского района, Черниговской области в семье крестьянина-бедняка. Семья вся была глубоко верующая, и с детского возраста все время находился в церкви, а с восьми лет вместе с родителями совершал паломничество по другим храмам, особенно в Троице-Ильинский монастырь города Чернигова. Учился в Орловской семилетней школе, которую окончил в 1940 году.

В 1941 году Родина моя была оккупирована немецкими захватчиками, а 6 июня 1942 года я был угнан в рабство в Германию, в город Бремен, в «Геманшафто-лагерь», где работал на фирме «Фортман» по 1945 год. С 1 апреля 1945 года сбежал из лагеря и находился в лесах, а 10 апреля того же года был освобожден английскими войсками и отправлен на Родину, где после лечения был призван в Труд-Армию и работал в городе Березники, Пермской области на БТЭЦ №4.

В 1948 году по приезде в город Чернигов работал при войсковой части 23339 и Черниговской фабрике п/о шерсти по 1 марта 1956 года и в этот период одновременно состоял певцом при Свято-Ильинской церкви города Чернигова, и при ней же исполнял обязанности псаломщика. С 1 января 1952 года по 1 февраля 1956 года проходил пастырскую подготовку под руководством протоиерея Пантелеймона Марченко и архимандрита Спиридона. 6 марта 1956 года держал экзамены на священника в экзаменационной комиссии при Черниговском Епархиальном управлении. 8 марта 1956 года в Свято-Введенском храме Черниговского женского монастыря рукоположен в сан диакона, а 10 марта 1956 года в этом же храме – в сан пресвитера епископом Андреем Черниговским и Нежинским. С 14 марта 1956 года по 4 июня 1963 года до закрытия храма служил в Свято-Успенской церкви села Новые Боровичи. Черниговской епархии. После закрытия храма мне было разрешено уполномоченным исполнять требы вне храма до 1 января 1964 года. С 31 декабря 1963 года состоял псаломщиком Свято-Ефимиевского храма ст. Екатериноградской., Прохладненского района КАБАССР.

4 марта 1964 года назначен настоятелем Свято-Никольского храма деревни Мроткино Новгородской епархии, 15 декабря 1964 года переведен настоятелем Свято-Троицкой церкви села Охона.

Священник Денисенко В.Е

Послужной список протоиерея Василия Евлампиевича Денисенко

Настоятеля Свято-Троицкой церкви села Охона Пестовского района Новгородской области.

1950-1956 годы – состоял певцом в Ильинской церкви города Чернигова, исполнял обязанности псаломщика, одновременно проходя пастырскую подготовку.

8 марта 1956 года за Божественной Литургией в Свято-Введенском храме Черниговского женского монастыря рукоположен в сан диакона.

13 марта 1956 года указом епископа Черниговского и Нежинского Андрея вновь рукоположенный священник отец Василий Евлампиевич Денисенко назначается настоятелем Свято-Успенской церкви села Новые Боровичи Щорского района Черниговской области.

29 мая 1962 года за усердную службу ко дню Святой Пасхи епископом Черниговским и Нежинским Игнатием награждается камилавкой.

4 мая 1964 года Указом Высокопреосвященнейшего Сергия архиепископа Новгородского и Старорусского назначен настоятелем Никольской церкви села Мроткино Новгородской области.

Указом от 7 декабря 1964 года с 15 декабря настоятель Никольской церкви села Мроткино переводится в Троицкую церковь села Охона Пестовского района Новгородской области.

От 17 марта 1965 года письмо Владыке Сергию за то, что он прислал хорошего батюшку «ангела во плоти» от Румянцевой Евгении Дмитриевны (п. Пестово, ул., Победы, 55) Всего 7 подписей.

С 1965 года по 1970 год – обучение на Заочном секторе Московской Духовной семинарии.

8 августа 1967 года приказ о переводе настоятеля Св.Троицкой церкви села Охона вторым священником Спасо-Преображенской церкви села Бронницы. Для перемены регистрации необходимо явится к Уполномоченному по делам Религии по Новгородской области А.Н.Веткову.

С 11-19 августа 1967 года на имя Владыки от прихожан последовало десять писем с просьбами не переводить батюшку их Охоны в Бронницу.

22 августа – Указ Владыки Сергия, архиепископа Новгородского и Старорусского: «Ввиду категорического отказа священника Василия Денисенко настоятеля Св.Троицкой церкви села Охона перейти в приход Преображенской церкви поселка Бронницы по семейным обстоятельствам, я вынужден оставить его на прежнем месте. За отказ выношу выговор с занесением в личное дело».

8 апреля 1969 года – ко дню Святой Пасхи Указом Его Святейшества, святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия священник Василий Денисенко, настоятель Св.Троицкой церкви села Охона, награждается наперсным крестом.

9 апреля 1972 года – Его Святейшество святейший патриарх Московский и Всея Руси Пимен ко дню Святой Пасхи награждает священника Василия Денисенко, настоятеля Св.Троицкой церкви села Охона, саном протоиерея.

4 апреля 1977 года – Указом Его Святейшества, святейшего патриарха Московского и Всея Руси Пимена ко дню Святой Пасхи священник Василий Денисенко, настоятель Св.Троицкой церкви села Охона, награждается палицей.

2 апреля 1980 года Указом Его Святейшества, святейшего патриарха Московского и Всея Руси Пимена ко дню Святой Пасхи священник Василий Денисенко, настоятель Св.Троицкой церкви села Охона, награждается крестом с украшениями.

19 апреля 1987 года Указом Его Святейшества, святейшего патриарха Московского и Всея Руси Пимена во внимание к церковным заслугам протоиерею Василию Денисенко, настоятелю Св.Троицкой церкви села Охона, Новгородской епархии вручается орден во имя Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира III степени.

13 мая 1990 года к празднику Святой Пасхи за вечерней в церкви Св. апп.Филиппа города Новгорода священник Василий Денисенко, настоятель Св.Троицкой церкви села Охона, удостоен права ношения митры за усердное и ревностное служение Церкви Божией.

Охона.

Церковь во имя Святой Троицы

В десяти километрах западнее городка Пестово на берегу реки Меглинка в живописной местности стоит древнее село Охона. Погост Охона был центром Охонской волости Устюженского уезда в 59 верстах от Устюжны по Боровичскому почтовому тракту. В центре погоста возвышалась древняя церковь Живоначальной Троицы и три часовни, чуть в отдалении стояли церковноприходская школа, образцовое училище, волостное правление, ветеринарный и фельдшерский пункты. В селе также было две чайных, несколько мелких лавок и пекарня баранок.

На пятой неделе Великого поста, в «Троицын день», 24 июня и 27 сентября в селе Охона проводились ярмарки. С каруселями, с медовыми пряниками, сахарными бубликами, баранками и грудами карамельных леденцов.

Одна из древнейших святынь Пестовского района Новгородской епархии – храм Святой Троицы села Охона. Построенная в 1814 году на месте древнего храма 1674 года основания, каменная церковь Святой Живоначальной Троицы известна как один из самых ранних местных памятников каменного зодчества периода классицизма.

Храм отличается четкостью архитектурных линий. Массивные колонны поддерживают двухъярусную колокольню, которая возвышается над входным притвором. Храм и встроенная колокольня располагаются на одной линии. Построенная по типу «корабля» церковь венчается крупным центральным куполом, окруженным с четырех сторон маленькими главками.

Церковь освящена 7 июля 1816 года с тремя престолами: центральный придел Святой Троицы; правый придел святого Иоанна Крестителя; левый придел святителя Николая Чудотворца. Правый и левый пределы освящены в память о двух древних деревянных церквях, пришедших в упадок к концу XVII века.

В Российском Государственном Историческом Архиве в фонде хозяйственного управления Синода хранится страховая оценка Троицкой церкви в погосте Охона, Устюженского уезда, Новгородской епархии, составленная 29 мая 1914 года:

«Троицкая Охонская церковь построена в 1814 году каменная, крыта железом. Длина церкви, считая колокольню, составляет 18 саженей, ширина – 6, высота – 7,5 саженей. Посреди церкви – большая глава, с четырех сторон – маленькие главки.

При церкви построена колокольня в два яруса, высотою в 9,5 саженей. На расстоянии 25 саженей от церкви с западной стороны находятся принадлежащие ей строения:

1) церковный дом, бревенчатый с древесной крышей, 1861 года постройки;

2) церковный бревенчатый амбар с древесной крышей 1892 года.

На месте упраздненной бывшей приходской Троицкой церкви в Охонском погосте находится часовня Троицкая, деревянная 1902 года. На месте упраздненной бывшей приходской Никольской церкви в Охонском погосте находится Никольская часовня, деревянная с крышей 1898 года. Охонской Троицкой церкви принадлежали также:

три корпуса торговых бревенчатых лавок расстоянием от церкви в 70 сажен, устроены в 1908 году.

Часовня в д. Федово (Федотово – по архивной справке) – деревянная 1902 года с иконостасом.

Часовня д. Почугинское – деревянная 1898 года.

Часовня в д. Маклаково – деревянная 1879 года.

Церковно-приходская школа в д. Мелестовка, деревянная с древесною крышей 1902 года.

Церковно-приходская школа в д. Маклаковка, деревянная с древесною крышей 1903 года.

Церковь во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в пустоши Еросиха – деревянная, покрыта железом, построена в 1910 году.

К востоку от здания церкви устроены причтовые помещения, а с южной – церковная сторожка, 1910 года постройки.

На расстоянии 29 сажен помещается недостроенный дом священника, деревянный, с деревянной крышей, построен в 1910 году.

На расстоянии 5 аршин от сторожки устроен в 1910 году дровяной сарай.

Приписанная к Троицкой Охонской церкви Мелестовская церковь – деревянная, с деревянной крышей построена в 1900 году, с иконостасом».

В 1940-м году решением Советской власти церковь Святой Троицы в селе Охона закрывают, священники к тому времени уже были расстреляны. С августа 1941 года в здании располагались авиамоторные ремонтные мастерские 18-й авиабазы для обслуживания авиачастей. Вновь церковь была открыта после перелома в Великой Отечественной войне в марте 1944 года и с тех пор не закрывалась.

В церкви велись метрические книги с 1803 года, документы хранятся в Государственном Архиве Великого Новгорода и музее Новгородского Кремля. Храм является приходским для окружающих его. С 1964 года по 2003 год настоятелем храма Святой Троицы села Охона был протоирей Василий Евлампиевич Денисенко.

Предисловие……………………………………………………………….

Детство……………………………………………………………………..

«Никогда не думал, что придется зарывать собственную могилу!»……

«Господи, укрой! Господи помоги!»…………………………………….

Годы мытарств…………………………………………………………….

Охона………………………………………………………………………

«Он прикровенно указывал верный путь»……………………………....

Настоящее служение в милосердии……………………………………..

Молитвенное раздумье……………………………………………………

Сила молитвенного дара………………………………………………….

«Научи меня, Боже, любить!»……………………………………………

«Ни одно письмо не осталось без ответа»………………………………

Верная спутница………………………………………………………….

«Никому не давайте растоптать свою душу»……………………………

«Мой Алеша вместе с батюшкой Василием»……………………………

Последняя служба………………………………………………………….

Приложение ……………………………………………………………….

Автобиография…………………………………………………………….

Послужной список протоиерея Василия Евлампиевича Денисенко,

Настоятеля Свято-Троицкой церкви села Охона Пестовского района

Новгородской области……………………………………………………

Охона. Церковь во имя Святой Троицы………………………………….

Редактор: Любовь Журавлева

Корректор: Светлана Васильева

Рядом с нами долгое время жил удивительный батюшка. Мудрый, кроткий, бесконечно добрый и милосердный. Отец Василий Денисенко служил в Свято-Троицком храме древнего новгородского села Охона около сорока лет. И за это время благодаря ему многие и многие нашли свой путь к Богу. Краткие слова и простые наставления батюшки Василия одинаково трогали сердца и «мудрецов», и «простецов», и глубоко верующих людей, и сомневающихся скептиков.

Книга эта – не что иное, как попытка еще раз прикоснуться к личности отца Василия Денисенко. В ней описываются случаи его благодатной молитвенной помощи и многочисленные свидетельства его прозорливости. Возможно, многие, искренне ищущие спасения, почерпнут здесь нечто полезное для своей души.

Беседа Александра Щипкова с клириком Псковской епархии отцом Павлом Адельгеймом

– Отец Павел, ваше детство прошло в детдоме, а потом вы с мамой жили на спецпоселении в Казахстане. Кто вас привел к вере?

– “Никто не приходит к Отцу, как только через Меня” (Ин. 14, 6). “Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня” (Ин. 6, 44). По смыслу евангельских слов, приводит к Богу Он Сам. Можно говорить только об обстоятельствах и людях, через которых Бог касается человеческого сердца. У меня есть отрывочные воспоминания о храме из самого раннего детства. Сознательно я вошёл в церковную жизнь в Караганде. Когда отца арестовали, мать со мной на руках пошла в НКВД, добиваться правды. Её арестовали, а меня отправили в детский дом. Это был мой первый срок в детском доме. Когда мать освободили, мне было лет пять. Года через два ее опять посадили, а меня отправили в детский дом на второй срок. В детском доме я пошел в первый класс. Мать осудили и отправили по этапу в Казахстан. В казахстанской ссылке мы с ней прожили до смерти Сталина. Мать работала табельщицей огромного гаража в поселке Ак-тау Карагандинской обл. Я учился в школе. Однажды поехал в Караганду и “случайно” нашел православную общину отца Севастьяна в Большой Михаиловке. С тех пор я бывал там регулярно. После смерти Сталина мы переехали в Караганду, маму взяли в драмтеатр, в Михаиловку мы ездили вместе. Там был молитвенный дом, но служить в нем не разрешали власти. Поэтому приходилось служить по ночам в частных домах. Эти богослужения организовал о. Севастиан, келейник старца Нектария из Оптиной пустыни. Церковная община всегда имеет стержень, вокруг которого формируется её духовная жизнь. Таким стержнем в Б. Михаиловке был о. Севастьян.

Остались впечатления от ночных богослужений, чтения страстных Евангелий, общих трапез. Служили мы тайно в разных домах на переносном антиминсе. Богослужения продолжались всю ночь. В 21 час начинали Всенощную, потом Литургию. В пять часов утра все заканчивалось, и я шёл спать. Все расходились. Отец Севастьян пил чай, и шел в другой дом служить обедницу, а потом начинались требы. Их разрешали служить в молитвенном доме.

Приход был большой. Число прихожан совпадало с числом жителей. По составу это были раскулаченные переселенцы. По соседству располагались немецкие поселения со строгой планировкой улиц, чистотой, порядком, палисадниками возле каждого дома. Иногда вдвоём с батюшкой мы путешествовали на Мелькомбинат, где жили многие из прихожан. Мы выходили утром, пока было прохладно. Батюшка шел лёгкой походкой в сапогах и подряснике. Мелькомбинат находился километрах в трёх от Б. Михаиловки. Это был большой посёлок с крепкими крестьянскими хозяйствами. На бесплодном песчанике всё росло и цвело, как в Земле Обетованной. Крестьяне сами копали колодцы, придумывали технику. Семьи были многодетные, по восемь – десять человек. В семьях сохранялся патриархальный уклад.

Одной из первых серьёзных книг для меня было “Введение в философию” Челпанова. Мне понравился “Отечник”, и я перечитал все патерики. Однажды власти разрешили послужить в молитвенном доме Великую Пятницу, Субботу и Пасху к радости всего прихода. В книге об отце Севастьяне есть фотография, где я запечатлён на общем снимке с ним. Отец Севастьян был невысокого роста, худенький, седые и редкие, но длинные волосы и седая борода. Собор 1988 г. его прославил одним из первых среди новомучеников. Батюшка пробудил мой интерес к церковной жизни. Моё решение служить Церкви созрело в тринадцать лет. Это действительно был замечательный Пастырь, и общение с ним привело меня в храм навсегда. С тех пор моё сознание нашло точку опоры в Промысле Божием. Тайна Промысла открывалась мне в жизненных обстоятельствах. С тех пор Промысел Божий строит мою судьбу, а я только принимаю её с благодарностью Богу.

– Вы были послушником в Киево-Печерской Лавре, как Вы попали туда, если можно, расскажите о том, какова была жизнь и устройство обители в то время?

– Из Казахстана Бог привёл меня в Киев. В Киеве жил мой дед Павел Бернардович Адельгейм. Под Киевом он имел землю и заводы в Турбово и Глуховцах. В Киеве у него был дом. После революции его отняли. Семья осталась жить в двух комнатах. Потом всех разметали жизненные бури. Дедушку расстреляли в 1938, бабушка умерла в инвалидном доме. В Киеве оставались родственники. Приехал я к ним. В 1954 году я стал послушником Киево‑Печерской Лавры и поселился в монастыре. Приняли меня неофициально. Тогда я был ещё несовершеннолетним. Жил в келье строгого монаха игумена Феодосия (Сердюка), регента правого хора. Левым клиросом управлял епископ, настоятель монастыря. Епископ был большого роста, с хорошим басом. Его я видел только издали. Позднее всех монахов выписали, и монастырь закрыли, по-моему в 1961 году. Проповедником в Лавре был отей Пафнутий (Россоха). За всенощной он в мантии и епитрахили обычно читал шестопсалмие. Иеромонах Пафнутий дружил с отцом Феодосием. Мне повезло участвовать в их келейном правиле до – и после богослужений. Богослужения были очень торжественными и долгими. Мне дали послушание чтеца. Читать приходилось много, постоянно, это не было обременительно, напротив, я пристрастился к чтению и выполнял своё послушание с радостью. Хоры пели антифонно, а на догматик, на Великое славословие и т.д. сходились вместе на средине храма и звучало торжественное пение обоих хоров. Литургии служились многократно: в центральном храме и других храмах на Дальних и Ближних пещерах, служились в пещерных храмах.

Жизнь монастыря была размеренной, строгой и содержательной. Рано утром совершали “полунощницу” и Литургию, в 8 часов давали рабочим завтрак, пили чай и шли на работу.

Вторым послушанием была обычная физическая работа. На дальних пещерах копали и носили землю, в 13 часов был обед, до пяти часов работали. Потом бежал в храм читать Малое Повечерие и начиналось богослужение. Так изо дня в день, но как-то находилось время для общения и чтения книг. Я был постоянным чтецом за ранними и вечерними богослужениями. У меня была хорошая дикция и “луженая глотка”. Читал я неутомимо и с наслаждением. Мог читать по многу часов. Позднее, в Ташкентском Соборе на мне лежали все чтения. Я так втянулся, что чтение не было обременительным. С утра я прочитывал всю Утреню, Часы и Вечерню за Преждеосвященной Литургией. Третье послушание мне тоже нравилось: водить по пещерам паломников и туристов и проповедовать им Евангелие. В монастыре я прожил до 1956 года.

Атмосфера монастыря, чтение Патериков и Житий, общение с иноками воспитали во мне благоговейное отношение к монашеству, и я предполагал для себя монашеское будущее до самого конца учёбы в семинарии. Но Промысел Божий указал мне другой путь.

– В 1956 году вы поступили в Семинарию, откуда вас в 1959 году исключил по “политическим мотивам” Филарет Денисенко. В советское время под этим термином скрывались совершенно разные вещи, не могли бы Вы рассказать об этом эпизоде из своей жизни?

– Из Лавры я поступил в Киевскую семинарию, когда мне исполнилось 18 лет. Семинарская жизнь была следующим светлым и радостным периодом моей жизни.

У нас были замечательные педагоги. Ректор протоиерей Николай Концевич и инспектор протоиерей Константин Карчевский. Незабываемые люди. Мне нравилось учиться, учился я отлично.

Много времени проводил за чтением. Изобилие книг, о которых можно было только мечтать в те годы. Нам давались темы по всем дисциплинам, и нужно было написать несколько сочинений в течение года. За каждую пятёрку по сочинению платили пять руб. Это были деньги, дополнявшие стипендию, тоже пять руб.

Потом сменили Ректора и инспектора, на третий год снова поменяли, и пришёл игумен Филарет (Михаил Денисенко). Ему тогда было тридцать лет. Инспектором назначили священника В. Муратова (позднее он снял с себя сан и работал на каком-то заводе). У меня был круг близких друзей. Нас было пятеро, и Муратов называл нас “благочестивыми негодяями”. Было несколько эпизодов, которые приписывали мне, хотя я о них узнал спустя несколько лет после ухода из семинарии. Участвовал я в двух эпизодах.

Первый, с крестиками. Лёня Свистун предложил сделать всем семинаристам значки из бронзы, завинчивающиеся на чёрном семинарском френче. Ребятам понравились желтые полированные крестики на черном фоне. Нашли токаря, который вытачивал их по 5 руб., собрали деньги. Семинарское начальство с удивлением увидело значки на всех семинаристах и начало борьбу со значками, применяя физическую силу для их изъятия.

Второй эпизод связан с празднованием Первого мая. В 1959 году оно пришлось на Великую Пятницу, день сугубого поста. Филарет назначил торжественное собрание, во втором отделении хор с патриотическими песнями. Леня Свистун предложил мне пойти к ректору с протестом. Мы пошли, и Филарет произнёс воспитательную речь о любви к советской власти: “я сын шахтера, стал архимандритом и ректором. При какой другой власти это могло бы случиться? Под чьим небом вы живёте? Чей хлеб едите? По чьей земле ходите? Вы неблагодарные, вас советская власть учит…” и т.д. Это была последняя капля. Инициативу разговора, видимо, приписали мне. Леня был социально близким, сын рабочего, отец погиб на войне, а моего отца расстреляли как “врага народа”.

Конечно, я был на торжественном собрании 1 мая, слушал речь Филарета о солидарности трудящихся, пел с хором “Коммунистической партии хвала”, кстати, красивое музыкальное произведение и другие песни. Протест был последней каплей, и Филарет перед экзаменами заставил меня написать заявление об отчислении из Киевской семинарии “по собственному желанию”.

– В конце 70-х мне довелось служить в армии в Туркестанском военном округе, в Ташкенте и я ходил на службу в собор, построенный архиепископом Ермогеном (Голубевым), который вас рукополагал.

– Архиепископ Ермоген был незаурядным архиереем. Он любил Церковь и служил её интересам вопреки своим личным интересам вплоть до самопожертвования. Он действительно построил в Ташкенте собор. В 1958 году, когда хрущёвская власть запрещала в храмах даже косметические ремонты, архиепископ построил в Ташкенте великолепный кафедральный собор. Он выстроил Новый собор вокруг прежнего, оставив старый собор внутри, а затем его разобрали и вынесли. Внутри собор был отделан золотом и мрамором, рассчитан тысяч на 7 народа. Рядом был придел во имя вмч. Пантелеимона. Сейчас храмы строят десятками, их строительство никого не удивит в наши дни. То, что похвально сегодня, в то время считалось преступным и могло стоить не только свободы, но и жизни. Строительство Ташкентского собора было подвигом, за который Владыка заплатил своим положением. Последние 17 лет он провёл в Жировицком монастыре. Мне посчастливилось видеть епископов, которые не искали личного благополучия. Они отдавали жизнь за свою паству: “душу Мою полагаю за овцы”. Пройдя через все испытания советской репрессивной машины, архиепископ Ермоген (Голубев) до конца жизни сохранил верность интересам церкви.

Совет по делам религий при Совете Министров СССР завёл жёсткий порядок регистрации духовенства. Епископ должен был “согласовывать” кандидатуру священника прежде его рукоположения и назначения. Архиепископ Ермоген не подчинился этому порядку. Он сперва рукополагал и назначал священника, а затем с Указом на руках посылал за регистрацией к уполномоченному Совета. Такая практика вызывала раздражение уполномоченного.

Архиепископ организовал епархиальную гостиницу. Приезжая в Ташкент по вызову архиерея или по личной нужде, каждый клирик бесплатно получал уютную комнату, завтрак, обед и ужин. Гостиница не имела коммерческой цели. Владыка заботился о клириках.

Архиепископ распорядился приобрести причтовый дом для каждого храма Ташкентской епархии. Были выделены епархиальные средства и куплены дома. Каждый священник и диакон ташкентской епархии, приезжая на приход, получал благоустроенное жильё.

Своим Указом архиепископ запретил младшим клирикам делать подарки старшим по положению. Только старшие могли одаривать стоявших ниже на социальной лестнице. Такое положение исключало симонию и коррупцию.

Вскоре после назначения на кафедру епископ Ермоген написал Распоряжение:

“Ко мне обратился настоятель одного из приходов с приглашением совершить богослужение в день Престольного праздника. При этом он выразил озабоченность по поводу расходов, необходимых для приёма архиерея и сопровождающих клириков. Довожу до сведения всех настоятелей храмов, что архиерей будет посещать каждый храм своей епархии и совершать богослужение. Приходы не несут никаких расходов, связанных с посещением архиерея. Все расходы по приёму архиерея и сослужащих ему клириков возлагаются на Епархиальное Управление”.

Где нашёл епископ средства для столь щедрой благотворительности?

В пятидесятые годы духовенство РПЦ получало доходы от “кружки”. Деньги за требы и пожертвования клались в кружку, опечатанную приходской печатью. Раз в месяц “кружку” делили. Собирался весь причт, снимали печать, считали деньги. Две части оставляли на храм, одну часть отдавали причту. В то время духовенство облагалось по ст. 19 Налогового кодекса, исчислявшей процент налога по прогрессирующей шкале. Размер налога мог вырастать до 95 % от суммы годового заработка. В качестве налога духовенству приходилось отдавать суммы, превышавшие заработок. Причём, духовенство, как и осуждённые в СССР, было лишено социального страхования: пенсий, бюллетеней, оплаты инвалидности, обеспечения жилищем и транспортом, санаторно-курортного лечения и прочих социальных льгот.

Архиепископ Ермоген ввёл новую форму оплаты. Всё духовенство Ташкентской епархии перешло на твёрдые денежные оклады. Оклады были минимальными, в пределах 100-150 рублей. Все приходские средства епископ сосредоточил в своих руках, купил на них облигации 3 % золотого займа, который ходил в свободном обращении и начал выдавать премии всему епархиальному духовенству к каждому празднику по 1000-3000 рублей. Кроме двунадесятых и Престольных праздников он давал премии к Покрову, Рождеству и Усекновению Иоанна Предтечи, свят. Николая и другим праздникам великих святых. К рождению ребёнка, на свадьбы или похороны выделялись духовенству деньги в размерах 5000-10 000 руб.

Когда финансовые органы потребовали выплаты налогов от премиальных средств, архиепископ обратил их внимание на государственную гарантию, обеспечившую каждую купюру: “не подлежит обложению никакими налогами и сборами”. Ограничусь одним аспектом многосторонней деятельности архиепископа Ермогена, поскольку подробное освещение его деятельности не вместят рамки интервью.

– В 1964 году вы закончили Московскую духовную семинарию и стали священником, в 1969 году вас арестовали и осудили по 190 статье. В чем была причина Вашего ареста?

– Почему меня арестовали теперь можно только гадать. Первая причина, предположительно, строительство храма. Слишком я примелькался со строительством. Постоянно летал из Бухары в Ташкент, в Москву, добывал то стройматериалы, то иконостас взорванного в Москве Преображенского собора, то возил мрамор для внутренней отделки и т.д.

Вторая причина – донос бывшего друга и одноклассника Лени Свистуна, который я прочёл при ознакомлении с делом перед судом. Наш общий друг и одноклассник, отец Милий Руднев рассказал мне, что именно Филарет Денисенко заставил Лёню написать на меня донос в 1970 году. Этот донос был внесён в мой Приговор: “В духовной семинарии, где я учился вместе с Адельгеймом, он высказывался против исполнения гимна Советского Союза и хвалебных песен в адрес Советского государства. Лиц, которые исполняли гимн и хвалебные песни, Адельгейм называл хамелеонами, преклоняющимися перед властями” (Лист дела 178, т. 2).

Эту выдержку из доноса я цитирую по тексту Приговора, поскольку сам донос хранится в уголовном деле. Почерк и подпись исключают сомнения в авторстве. А смысл доноса я не мог себе объяснить, ведь в 1956 году на XX-ом съезде КПСС текст гимна был запрещён, и его никто нигде не пел. Это был клеветнический донос.

При обыске у меня изъяли много литературы и стихов. И обвиняли, что я сам написал поэму “Реквием” и ряд других “нехороших” произведений, а приписываю их Ахматовой, Волошину, Вячеславу Иванову и даже Евгению Евтушенко (“К 50-летию комсомола”).

– Вы освободились в 1972 году из лагеря в Кызыл-Тепе, там вы потеряли ногу. Потом (об этом вы пишете в своей книге) вы пришли к архиепископу Варфоломею, который встретил вас с большой любовью и наградил протоиерейским крестом. Не могли бы Вы рассказать об этом человеке?

– К сожалению, я мало что могу сказать о нём из опыта личного общения. Мы чаще общались по телефону, когда говорить можно не обо всём. При архиепископе Варфоломее я служил в епархии три года. Ему приходилось быть очень сдержанным в общении. О каждом его шаге постоянно доносили уполномоченному. Человек он был чрезвычайно кроткий. В Кафедральном соборе остались сперва два, а затем один священник. Владыка нес седмицу поочерёдно со священником. Сам служил молебен и панихиду, сам отпевал и исповедывал. Торжественных встреч перед богослужением не было. На буднях он служил в священническом облачении и малом омофоре. Сам облачался. При этом всегда был жизнерадостен и доброжелателен. Мне кажется евангельским такой образ жизни архиерея. К нему я всегда обращался, когда было трудно с уполномоченным и казалось, всё погибло. Он всегда умел найти слова поддержки, а иногда и вступиться перед сильными мира сего. Ему можно было довериться во всём. Такой вопрос даже не вставал. Разумеется, его не интересовали деньги, доходы. Он не был меркантилен, хотя государство отнюдь не поддерживало тогда церковь материально. Теперь я даже не могу вспомнить, какие мы платили взносы в епархию. Платили или нет? В Фонд мира мы платили, и много, а в епархию?

– В 70-е и 80-е годы в Пскове и вокруг Печерского монастыря бурлила ктивная религиозная жизнь. Достаточно вспомнить имена Иоанна Крестьянкина, Зинона Теодора, Сергия Желудкова, Рафаила Огородникова. Кого из них вы знали, кого можете вспомнить ещё? Что это был за мир – “православный Псков”?

– Разумеется, я знал их всех. О. Иоанна Крестьянкина окружал народ, и трудно было пробиться к нему. Он был очень любвеобилен и рассудителен. Мне он не раз помог правильно сориентироваться в трудной ситуации, где требовалось точно расставить акценты. Он никогда не разыгрывал прозорливого старца. Он обладал даром, которому отдавал предпочтение преп. Антоний Великий – даром рассуждения. Личным опытом и молитвой он умел помочь многим людям в их нуждах.

Отец Зинон был замечательным мастером иконописи. Как все талантливые люди, он был одарён не только живописным даром. Он хорошо говорит, умеет увлечь собеседника силой мысли и глубиной видения проблемы, изложенной сильным и красивым голосом. Начитан и эрудирован. Несколько раз он приходил в нашу школу, беседовал с учителями. Они были в восторге от этих встреч. Все его работы удивительно органичны и цельны. Он построил несколько храмов. В каждом из них архитектура органично сочетается с интерьером и живописью. Каждая деталь тщательно продумана и занимает принадлежащее ей место. О качестве икон я не буду говорить. Они совершенны. На память Пскову он оставил последний свой храм в Гверстоне Печёрского района, построенный в духе базилик Вероны. Храм из псковского известняка, с мозаиками и фресками, крытый медью, пол с подогревом – на удивление крошечной псковской деревне, в которой остался его недостроенный монастырь.

С отцом Рафаилом Огородниковым я встречался несколько раз. Знаю о нём больше с чужих слов. У него был “Запорожец”, выкрашенный в чёрный цвет. Он любил быструю езду на автомобиле и при этом устраивал аттракцион. Он мог на большой скорости снять рулевое колесо с рулевой колонки, пугая пассажира. Скорость его погубила, когда он пересел на “Мерседес”.

Рассказ обо всех не уложится в рамки интервью. В 2009 году исполняется 100 лет со дня рождения священника Сергия Желудкова и 25 лет со дня его смерти. Он ушёл из жизни неожиданно. Как в гости приходил. Посидит немного, выпьет единственную чашку чая и перевернёт её вверх дном. Побеседует о существенном и скажет: “мне пора”. О. Сергий запомнился мне в старом пальто, тяжёлом, как вериги и облезлой шапке. Не знаю, когда он их одел, но носил до самой смерти. Сокровищ на земле он не собрал. Был человеком сильного духа, увлечённым и увлекающим других.

Он был свидетелем бурного периода нашей истории. Содержанием его жизни были богословие, литературная и общественная деятельность. Определяющей чертой была христианская проповедь. В ней находят объяснение особенности его богословия. Он разрушал стену непонимания между христианством и современным сознанием. Он остро ощущал затаившуюся тоску человека по Боге. Были изданы и сохранились три его книги: “Почему и я христианин”; “Литургические заметки” и “Общая исповедь” (пособие для священников). О. Сергий был праведником. Он проповедовал Евангелие не только словом, но и жизнью. Мысль была для него делом, к которому он относился очень серьёзно. Он благоговейно относился к слову. У него была ещё одна добродетель: никого не осуждал. Как только зайдёт пустой разговор, уходил: “гнилое слово не исходило из уст его”. Чем старше становлюсь, тем больше понимаю его и соглашаюсь с тем, чего раньше не принимал.

– Можно ли объяснить современному человеку, на современном языке, что такое грех и что такое смерть?

– Смертью мы называем рассечение целостного человека на духовный и телесный состав. “Возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его” (Ек. 12, 7). Причиной смерти является грех. Мы называем злом грех и его последствия: болезнь и страдание, смерть и тление. Они вошли в мир через злоупотребление свободой. Это не качество бытия. Это повреждение замысла Божия, в котором не было греха и смерти. Грехопадение человека принесло в мироздание разрушительную стихию смерти: “Одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили” (Рим. 5, 12). Это разделение не может пребывать вечно, поскольку в замысле Божием о мире и человеке его не было. “Как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим” (Рим. 5, 21). В этом смысл искупления, совершённого Иисусом Христом.

Бог восстановит нас из праха воскресением из мертвых: “умрём, но не будем как вода, пролитая на землю, которую нельзя собрать” (2 Цар. 14, 14). Мы должны противостоять греху, но не можем противостоять смерти. Христос для нас победил смерть Своим воскресением. Он не отменил смерть, а преодолел её. Он воплотился, восприняв повреждённую грехом, природу ветхого Адама и соединил со своим Божеством, пронизав её благодатными энергиями и обожив. К этой природе мы приобщаемся в таинстве Крещения. Таинство становится той почкой, которую садовник прививает к дичку, чтобы из него выросла плодоносная яблоня. Дальше дело борьбы с грехом становится задачей духовной жизни. Если садовник не будет обсекать дикие побеги, которые появляются на яблоне, напоминая о её диком происхождении, побеги разрастутся и заглушат плодоносную почку. А если будет беречь эту почку и отсекать дикую поросль, почка окрепнет, из неё пойдёт побег, который претворит всю яблоню в плодоносное дерево. В этом заключается смысл духовного подвига воздержания, борьбы со страстями и похотями, преодоление искушений. С помощью Божией человек способен победить грех и наследовать “Царство, для него уготованное от создания мира” (Мф. 25, 34). Понятия о грехе и смерти обретают смысл только в благовестии о воскресении мертвых и жизни вечной. “Если Христос не воскрес, суетна наша вера и бессмысленна наша проповедь”, т.е. нам не о чем говорить. Мы верим в Воскресение Христово. В нём опора нашей надежды , её отличие от пустой мечты.

ОН РЫЛ СЕБЕ МОГИЛУ И МОЛИЛСЯ...

В старинном селе Охона Пестовского района жил и служил в храме Святой Троицы один из ста-рейших священников Боровичского благочиния — отец Василий Денисенко. Жизнь его — поучительный пример многолетнего бесстрашного служения Богу и Церкви.

Воспитанный в глубоко верующей семье, он не представлял себе жизни без Бога, без церкви, без икон, без молитвы. Атеизм, упорно насаждавшийся в школе, не касался его души; мальчик проходил через него, как сквозь пустое место, которое пройти нужно, но тратить силы на споры и доказательства необязательно. Вот эта цельность характера, эта убежденность не вызывала даже садистского желания предложить школьнику Васе Денисенко вступить в пионеры и комсомольцы. Стахановцем, однако, он стал в 15 лет. Потому что работал, как и его отец, по 20 часов в сутки. И лучше всех, и больше всех. За что через год и угодил к немцам - им рабы требовались неленивые.

Внезапная смерть ждала его в виде немца, заставившего рыть могилу самому себе. Когда дорыл - немец вытащил пистолет. Спасти могло только чудо. И оно явилось в образе другого немца, завязавшего какой-то спор с тем, кто хотел его убить. Немец с пистолетом куда-то убежал, а вернувшись, приказал закопать вырытую яму. Было это в 42-м году.

Уже в 43-м он почувствовал, что Господь оберегает его. Кто, к примеру, от бомбежки бежит из бомбоубежища? Он был единственным. И на его глазах прямо на бомбоубежище упала многотонная бомба. Благодаря какому провидению он убежал в сторону, противоположную той, куда бежали все, - он не мог на это ответить. Но он оставался жить - и это было лучшим доказательством Его заступничества.

Другой раз он видел смерть в апреле 45-го, когда союзнические самолеты черными тучами летали над Германией, превращая землю в пустыню - ни одного зеленого стебля. Тогда они втроем — он, графиня-немка и поляк — стояли на коленях в воронке, тесно прижавшись друг к другу и поляк шептал ему на уха «Молись, молись, Вашек, мы тебе хлеба дадим». Так и молились втроем истинной экуменистической молитвой. На том страшном поле они трое и уцелели: четыре бомбы, упавшие рядом с ними, не разорвались.

После возвращения домой мать сказала ему, что все время, пока он был в Германии, она ходила к черниговскому архипастырю Лаврентию, который говорил ей всегда одно и то же «Он жив». И молился за него.

Правда, вернулся домой в родное село он не сразу - после немецких лагерей были советские. Оттуда, с Урала, привез и свою будущую жену. Подкупило его то, что была она круглой сиротой, а обрадовало, когда увидел на ее шее крестик. Прожили они с матушкой Антониной долгую жизнь, до самой ее смерти, ни разу не повздорив.

После работы и в воскресенья он спешил в храм пять лет бок о бок со строгим священником Пантелеймоном Марченко, и только потом рукоположение и назначение на службу в первый свой храм Успения Божией Матери в село Новые Боровичи, что на Черниговщине.

Как пережил хрущевские погромы - отдельная песня. Главным для зачинщиков было — добиться от священнослужителей «добровольного, сознательного» отказа от служения, отречения от веры, признания, что храм как таковой вообще не нужен. Идеологи погрома требовали — под-пиши бумаги о закрытии своей церкви. Он долгое время не являлся по повесткам в райисполком, а когда, наконец благочинный все же направил его туда, он сказал твердо «Никогда моя рука этих бумаг не коснется», и смахнул их прямо через стол. Жест сей был признан возмутительным, и начались иные мытарства отца Василия: служить негде, назначения не дают, никого судьба твоя не волнует. Поехал на юг, был на Кавказе - в Иверской обители. Наконец, в Харькове увидел во сне Божию Матерь. Она явилась вся в голубом и сказала: «Езжай туда», - указав рукою на север. И добавила: «Служить будешь до старости ».

Он вернулся в Чернигов, и вскорости туда пришел запрос из Новгорода с просьбой прислать священника. 1 мая 1964 года приехал на станцию Батецкая. Была Великая Суббота. Прямо с поезда, разузнав дорогу, он отправился в Мроткино на службу. А Пасху встречал уже в Новгороде. Не застав никого в епархии, отправился в Филипповскую церковь, где встретился с епископом Сергием (Голубцовым). «Откуда?» - «Из Чернигова». -«Молитесь с нами».

Уполномоченный долго рассматривал его документы, а потом сказал, как отрезал: «Я вас принимаю!» И послал в Мроткино. На полгода. А потом - в Охону.

Наверняка в память о голубом видении Богородицы храм свой отец Василий красит в голубой цвет. На протяжении почти 30 лет Троицкая охонская церковь была единственной действующей на весь Пестовский район. И как ни старались власти показать, что никчемное это занятие Богослужение — и что после смерти последних старушек в церковь никто не придет, но в воскресные дни и на праздники, особенно в Троицу, село оживало, храм заполнялся народом, а бабушки все никак не вымирали...

Сейчас в старинной охонской церкви малолюдно - об этом отец Василий говорит «со смешанными чувствами печали и радости». Печали - потому что его приход стал меньше. И радости — потому что и в Пестове, и в Вятке, и в Кирве появились свои приходы, вновь восстанав-ливаются поруганные святыни.

У него остались те, кто идет не только в церковь, но и к «своему батюшке», кому по душе правила именно этой церкви. А правила эти просты и постоянны: ни одной литургии без всенощной. Полностью, без сокращений читаются часы. Главное в храме - служба, молитва. Все посторонние вопросы оставь за порогом церкви. Не можешь - тянет тебя не молиться, а с соседкой разговаривать — ступай в клуб.

Много ездит по требам, даже не в своем приходе - старые люди привыкли и приглашают его. Вот и сегодня приехал от 90-летней старушки, с которой каждое лето, вплоть до прошедшего, заготавливал дрова для церкви. А их на зиму надо - 200 кубометров. А ему и самому уже 72. - Батюшка, вы что же, вместо отпуска дрова заготовляли каждое лето?

Я и не знаю, что такое отпуск. Вот беру в лес две белые рубахм. одна взмокнет - надеваю другую, а мокрую на шест да на ветер просу шивать - вот тебе и отпуск...

Отец Василий, современные доктора сказали бы, что не умеете отдыхать, расслабляться, а это вредно в современной действительности.

Да вот пьянство еще вреднее, а ведь пьют. И от него лучшее лекарство - работа. "Трудиться в поте лица" нам заповедал Господь. Трудиться и молиться. Я на всю жизнь запомнил, как в моем родном селе Орловка сосед наш, когда отец, уже старенький, пришел к нему дров выписать, усадил отца на свой стул, собрал народ и сказал: «Вот, смотрите, это человек, который не давал мне спать!» Отец мой действительно спал самое большое четыре часа. Днем работал в поле, а ночью — у нас большой ткацкий станок в доме стоял, и всю ночь этот станок работал. А дожил отец до глубокой старости. И тоже про отпуск не слыхивал. Знал, что Господь человеку дал один день для отдыха - воскресенье. Деда своего тоже часто вспоминаю, мне о нем и односельчане не дадут забыть - милосердный был человек, долгую и светлую память о себе оставил. Был старостой в церкви, от архиерея серебряный пояс заслужил. А по материнской линии все певчие были, грудным ребенком я чаще на клиросе, чем в колыбели, лежал.

Память у отца Василия феноменальная. То, что происходило полвека и более назад помнит детально и говорит образно, красочно, подробно.

Люди, судьбы, события, даты, как вы все это помните -отец Василий?

Все помню. Но когда уезжаю куда-то, целый чемодан синодиков за собой вожу.

А как же! Чтобы не пропустить кого-либо по ошибке, чтобы всех помянуть, кого знал. Особенно - кого не успел причастить перед смертью. Помните, было время, когда запрещали приходить на дом причащать? Вот за тех особенно молюсь. Некоторых вот уже 40 лет как поминаю.

В 2003 году преставился ко Господу добрый пастырь стада Христова отец Василий. Могила его находится перед алтарем церкви, где он служил без малого 40 лет. Рядом покоится прах его верной спутницы Антонины. День и ночь горят лампады на их могилах. Люди помнят и чтут его память, часто заходя помолиться и побеседовать с ним, веря, что он по-прежнему чуток к их мольбам и просьбам.

Всей своей жизнью, непоколебимой верой и служением Церкви снискал Василий Евлампиевич Денисенко любовь и уважение пестовчан.

Журнал "СОФИЯ" (1997г.)

— Нет, мы постились очень строго, — говорит благочинный Лужского округа, настоятель собора Воскресения Христова в Луге отец Николай Денисенко . — Что вы! Даже и подумать не могли, чтобы съесть что-нибудь скоромное. И родители вовсе не боялись, что строгий пост плохо повлияет на детский организм. Наоборот: они верили, что чем усерднее исполнять церковные правила, тем нам же будет лучше. Даже в Страстную седмицу, в конце её, когда по всему дому стоит запах готовящихся пасхальных лакомств и дети порой плакать начинают, так им хочется чего-то вкусного, — нет, даже и тогда родители твёрдо стояли на своём. И ничего дурного из этого не получилось: мы с сестрой выросли не хуже прочих!

— Да как же нынешнему школьнику поститься: ему же в школьной столовой постного не предложат…

— А ведь сейчас считается, что детям поститься вредно, да и взрослым то и дело даётся поблажка… Может быть, сейчас времена другие — в этом всё дело?

— Времена действительно изменились. Мы росли в годы хрущёвских гонений, когда вся жизнь у детей священника была — ну, подвиг не подвиг… Во всяком случае она постоянно требовала твёрдости душевной. Не знаю, как у кого, а у нас детские годы были непростыми… Вот миновал строгий, суровый пост, за ним радостная — по-настоящему радостная! — Пасха… Даже простое яичко кажется невероятно вкусным после настоящего поста, а у нас на пасхальном столе были не только яйца: родители старались, чтобы разговление было богатым. Так вот, миновало весёлое пасхальное застолье, в понедельник — в школу, а там перед началом занятий — линейка: «Кто на Пасху был в церкви? Шаг вперёд!» Мы выходим… Горько об этом вспоминать. Могли хлеба в магазине не дать: в хрущёвские годы трудно бывало с хлебом; приходишь в магазин, а тебе: «Семье священника хлеба нет!» Однажды сестре поставили двойку за отлично написанное сочинение — просто так, в плане борьбы с религией. Отец не побоялся, взял сестрину тетрадку и поехал в Новгород к уполномоченному. А там в ту пору знаете какие были уполномоченные? Из бывших начальников тюрем — на них смотреть-то было страшно… Но отец настоял на своём: сочинение пересмотрели, оценку исправили.

— Я слышал, отец ваш был непростым человеком…

— Что значит «непростым»? Его Господь вёл всю жизнь. Сам он родом с Украины, во время войны ещё подростком увезли его в Германию. Как мать о нём убивалась! И, как женщина верующая, ходила к знаменитому в тех краях старцу Лаврентию — святой Лаврентий Черниговский — знаете, наверное? Старец сказал моей бабушке: «Ты за сына не тревожься — он жив, хоть и страдает сильно. Но домой вернётся обязательно, ты только жди!» И действительно, чего только отец в Германии не натерпелся! Но всякий раз, когда дело шло к его гибели, Господь вмешивался и чудесным образом отводил беду. Однажды немец решил его за что-то расстрелять. Вывел в поле, приказал копать могилу, приготовил винтовку… И вот уже и винтовка поднята — откуда ни возьмись является другой немец и тому, первому: «Ты что здесь делаешь! Иди скорее шнапс пить, а то без тебя всё выпьют!» Тот приказал отцу не отлучаться и побежал пьянствовать. Отец постоял-постоял, потом взял лопату, закопал могилу и ушёл. И больше его этот немец не трогал. В другой раз он пережидал в бомбоубежище авианалёт. Бомба попала прямо в убежище — все погибли, он один целым остался. Он работал на фабрике, в условиях сравнительно неплохих, но тут его решили перевести в лагерь, откуда живым никто не возвращался. Погрузили их партию в машину, — и тут мотор заглох. Пока чинили, пока искали новую, дело само собой замялось и отец остался на фабрике… Вернулся домой с твёрдым намерением: «Раз Господь так меня берёг, буду оставшуюся жизнь служить ему. Стану священником». Принял сан… Но этот путь у него тоже был очень нелёгким… О нём книгу можно писать: как ему Богородица являлась, как он служил в Новгородской епархии, в глухой деревеньке… И в эту глухомань к нему столько народу приезжало за молитвой, за советом — из Ленинграда, из Москвы, Вологды, Ростова… А как отец ездил по району, когда нужно было причастить больного: на машине, потом на моторной лодке по реке, потом на лошадях по лесу — и только так добирались до деревни. И обратно тем же порядком: одна церковь была на район. А как хоронили покойников в весеннее или осеннее бездорожье? — лошади вязнут в грязи… Делали особую волокушу: на сани клали еловые лапки, на них ставили гроб, батюшка рядом садился, и трактор тянет всё это сооружение на кладбище…

Всё это было у меня перед глазами, всё проходило через моё сердце, но, знаете, никакого страха во мне не было, и когда пришла пора, я не задумываясь выбрал путь священника…

— Вы ведь тоже начинали ещё в годы гонений?..

— Ну, в ту пору таких явных репрессий уже не было, но бед всевозможных хватало. Вот вы говорите — Пасха… А вы знаете, что здесь, в Луге, у меня несколько раз ночное пасхальное богослужение бывало сорвано? И это ещё совсем недавно — в начале 80-х… Представьте себе: Пасхальная ночь, только что закончился крестный ход, а рядом, в клубе, закончились танцы. Вся молодёжь, изрядно разогретая и танцами и вином, валит в храм. В храме стоит шум, гам, начинаются драки — мы зовём милицию, но та не спешит являться… Снаружи кто-то начинает бросать камни и бутылки в окна… Что тут делать? Несколько раз служба срывалась. В конце концов мы придумали: окна на Пасху стали закрывать металлической сеткой, а пьяных от храма отгоняли своими силами ещё на подходе. Причём, чтобы не устраивать скандал, делали так: говорили молодёжи: «Как только начнется богослужение, двери закроем до утра. Хотите провести всю ночь в храме? Будете с нами молиться?» Желающих не находилось — все мирно поворачивали обратно.

— Вам Господь не давал забыть, что христианская жизнь — это подвиг, что всякую Пасху надо выстрадать. А мы, похоже, начинаем это забывать… А в результате и Пасха проходит мимо нас: всё чаще слышишь от людей, что никакой пасхальной радости они на службе не испытывают, что праздники не задевают сердца…

— Своих трудностей и сейчас хватает, но ведь дело даже не в них… Беды и скорби у каждого есть — и у церковного человека, и у нецерковного. Но христианину должна сопутствовать радость от своего духовного подвига, от общения с Богом, от сознания величия Божия. Её надо взрастить у себя в душе, чтобы вместе с апостолом Фомой сказать: «Господь и Бог мой!» Эта будет Пасха не внешняя, не человеческая, а духовная, ангельская. Люди всё ещё по-язычески подходят к Богу: «Я столько молился, а мне не повезло. Я столько постился, а у меня такое искушение в семье!..» Это чисто языческое у нас: мы постимся и ждём, что Бог в ответ пришлёт нам благодарственную грамоту с печатью. Надо честнее относиться к своей жизни, к своей душе. Но сейчас много говорится о том, что пост — он не в воздержании от пищи, а в укрощении души… И всё-таки когда говоришь с верующими о посте, ни одного вопроса о духовном от них не слышишь… Людей интересует одно: что можно есть, а что нельзя… Значит, для них это по-прежнему важно. И, значит, важно напоминать снова и снова: «Благодать приходит через смирение, а смирение — через строгость и воздержание!» Без строгости мы никогда не почувствуем эту несказанную радость. Ведь взять прп. Серафима Саровского: он Пасху круглый год ощущал, а почему? От строгости своей жизни. Питался одной травой, а в душе и на устах непрестанно: «Христос Воскресе!» Для него Пасха продолжалась круглый год. Пасхальная радость не похожа на простую человеческую радость: это чувство небесное, его словами не объяснить.

Бед же хватает и сегодня. Вот наш Воскресенский собор: изу-мительное по красоте здание — второго такого в Луге нет. Но он до сих пор не восстановлен, и нет желающих помочь нам в его возрождении: ни администрация, ни предприниматели не спешат украсить родной город. И сердцем переживаешь, что люди не ценят труд своих предков. Но работа идёт — чудом Божиим, но идёт: к Пасхе надеемся завершить колокольню. Как-то по копеечке деньги появляются… Что же нам — плакать прикажете на Пасху, что храм до сих пор не восстановлен? Нет, мы лучше будем радоваться, что Господь даёт нам сил трудиться, что Он посылает нам какую-то помощь… Хоть капельку, да мы сделали — Бог позволил нам потрудиться, — и это достойная причина для радости. Так и всем советую: Бог дал нам возможность потрудиться Ему Великим постом, — будем радоваться этому. Бог позволил нам дойти до праздника Пасхи — это тоже радость. Радость рождается из подвига — понесём же то, что нам дано, и радость не минует нас.

Вопросы задавал Алексей Бакулин

-…Отец Николай, вы любите Лугу?

Как не любить? - тихо улыбается о. Николай Денисенко, благочинный Лужского округа. - Я ведь уже двадцать лет здесь служу, восстановил здесь храм во имя св. вмч. Екатерины, теперь пытаемся восстановить Воскресенский собор… А ведь Лужский округ считался не простым: батюшки тут каждый год менялись… С администрацией сложно было ладить, да и паства была не из легких. Последний батюшка жаловался мне: «На одной валерьянке живу!» Ну, а я… А я обрадовался, когда сюда попал. Судите сами: меня в иподиаконы посвятили на Казанскую, в священники рукоположили на Казанскую, и в Лугу приехал - а здесь в ту пору единственный был храм - во имя Казанской иконы Божией Матери. Меня это, конечно, очень подбодрило. Да ведь Луга мне и по воспоминаниям детства дорога! Мы часто ездили сюда с моим отцом-священником в гости к настоятелю Казанского храма протоирею Михаилу Соловьеву, будущему владыке Мелитону. Все, что связано с памятью отца, для меня очень дорого.

- Так вы, батюшка, потомственный священник?

- Да, второй в роду. Первым был мой отец - человек удивительной судьбы. О нем нужен особый разговор, так, на ходу, всего не расскажешь. Он дал обещание Богу стать священником в немецком лагере, а все потому, что не раз ощущал на себе особую защиту Божию. Его ведь и расстреливать хотели, и могилу он уже себе копал, но в последний миг был спасен. В советском лагере ему тоже пришлось посидеть - там на него упала большая вагонетка, а он опять жив остался… Выйдя из лагеря, отец начал служить - сначала на Украине, а потом в Новогородской области, в глухой деревеньке, но в деревню эту к нему ездили люди и из Новогорода и даже из Ленинграда. Знавшие его говорили, что такого удивительного безкорыстного, любящего свою паству священника, им редко приходилось встречать. И еще он был человеком если и не прозорливым, то, во всяком случае, очень проницательным и глубоко знающим души людские… За его мудрыми советами люди и стекались к нему со многих городов. А нас с сестрой он воспитывал очень строго, как это и должно делать.

Отец Николай, вы сказали, что в начале вашего лужского служения паства здесь была очень безпокойная… А что изменилось сейчас? Вообще, расскажите о вашей пастве: быть может, среди ваших прихожан есть интересные люди?.. Славный город - Луга. Что-то в нем сохранилось от стародавних екатерининских или пушкинских времен - не столько в застройке, сколько в духе… Милые, поросшие соснами горки, неширокая, спокойная река - и над всем этим построенный в начале ХХ века большой, отовсюду видный собор Воскресения Христова. Еще недавно он смотрелся совсем развалиной, и весь город напитывался от него духом запущенности, заброшенности, ненужности… Сейчас собор по-прежнему не восстановлен, но уже сияет крест на его высокой колокольне, и дыхание жизни веет над старым храмом…

Интересные и замечательные по-своему люди у нас, конечно, имеются, и вспомнить можно многих… Но я бы вспомнил об одной рабе Божией: несколько лет ее постоянно можно было увидеть шатающейся возле пивных киосков, - порою и спала там, в грязи, среди луж. А сейчас она пришла в себя, аккуратно ходит в храм и даже несет послушание уборщицы. Вот что замечательно! У нас существует Александро-Невское общество трезвости, созданное, кстати, по желанию самих прихожан: очень активные, всю душою преданные своему делу люди. И сами страждущие к ним тянутся - вот что радует! Ну, и не безплодными остаются их старания: не раз приходилось слышать слова благодарности от бросивших пить.

- А чем еще интересна духовная жизнь православной Луги?

- Когда-то владыка Вениамин, священномученик Санкт-Петербургский, устраивал на лужской земле много ежегодных крестных ходов, а мы сейчас стараемся понемногу возрождать их. В первую пятницу Петровского поста мы идем из Турова в Лугу. В Турове когда-то был чудесным образом обретен Печерский образ Успения Божией Матери. Некогда девочка-пастушка, спасаясь от насильника, спряталась в пещерке и нашла там эту икону, а злодей, увидев чудотворный образ, тут же ослеп. Через несколько лет, покаявшись, он вернулся на то место, промыл глаза из источника, текущего рядом, и тут же прозрел. Случилось это в конце XVIII века, но рассказ о чуде жители Турова передают из поколения в поколение до сих пор. Крестный ход собирается возле источника, люди купаются в нем, получают исцеления от своих немощей, потом мы с колокольным звоном, с хоругвями, идем в Лугу к храму вмц. Екатерины, где и хранится чудотворная Печерская икона Божией Матери. Сейчас возле источника в Турове мы построили временную часовню во имя Святителя Николая…

- Батюшка, а вам приходилось ощущать на себе помощь этого великого Чудотворца, вашего небесного покровителя?

- Я вам так скажу: главное даже не в том, чтобы наш святой помогал нам, а в том, чтобы мы, православные, подражали житию своего святого. Святитель Николай прославился многим: и чудотворениями, и подвижничеством… Но для меня самое дорогое свойство его святой души - то, что в тропаре названо «образом кротости». Вот чему особенно хотелось бы подражать! Помните, как сказал один старец: у нас много подвижников, много молитвенников, много постников, но очень мало смиренных людей. А что касается помощи, то, конечно, Святитель неоднократно подавал мне ее. Когда я служил в армии, наша часть располагалась в Азербайджане. Там было очень много змей, и как-то на учениях одна змея, подпрыгнув, впилась мне в палец. Ее поймали, оказалась, что этот вид змей очень ядовит. Командир, взглянув на нее, сказал мне попросту: «Через несколько минут тебя не станет!» Услышав такие слова, я постарался не выказывать страха, а внутренне весь ушел в молитву, обращаясь, главным образом, к Царице Небесной и Святителю Николаю. Меня отвезли в часть, но врач в медпункте, узнав, что за змея меня укусила, даже не стал тратить на меня сыворотку, сказав, что уже поздно. И все же я остался жив, и даже особенной дурноты не почувствовал. И это не единственный случай, когда заступлением Святителя я бывал спасен от смерти… Но, если уж речь зашла о чудесах, то хочу сказать, что недавно у нас случилось чудо - не чудо, но событие очень удивительное и радостное. На столетие нашего храма во имя св. вмц Екатерины к нам в церковь зашел глава лужской администрации, поздравил нас и долго коленопреклоненно молился. Чтобы это оценить, надо знать, как непросто складывались наши отношения с властями.

- Вы думаете, теперь все изменится?

- Я думаю, что если человеку пришло желание помолиться, значит, мы уже не зря общались с ним столько лет. Я понимаю, что сделать такой шаг непросто… Тут главное понять, что молитва нужна прежде всего самому молящемуся. Когда же эта мысль станет ясна, тогда, видимо, будет понятно и другое: Воскресенский собор, который мы с таким трудом восстанавливаем, нужен не только православным лужанам - он нужен всей Луге. Он необходим даже просто как деталь городского пейзажа: неужели кому-то нравится, что над городом возвышается руина? Восстановленный, он не только преобразится сам, - он преобразит всю Лугу, он даст городу центр, сердце, соберет воедино…

- Сколько же будет стоить полное восстановление собора?

- О полном мы пока и не мечтаем. Нам бы только закончить шатер колокольни - у нас и медь для этого есть… Нужно поменять все элементы центрального купола: они деревянные, сгнили уже совсем; потом нужно будет взяться за малые купола. Если хотя бы это будет сделано, то мы уже сможем служить в Воскресенском соборе. Стоить же это будет около двух миллионов рублей… Куда я только ни обращался за помощью: и в Петербургскую строительную компанию, и в ЦКБ «Рубин» - нет ответа… А ведь возродить Воскресенский храм - это значит дать новую жизнь Луге, старинному, очень красивому русскому городу. Целому городу, подумайте! И потом: один из приделов Воскресенского собора освящал сам прав. Иоанн Кронштадтский. Известно, что он никогда не забывает ни тех, кто служит в отмеченных им храмах, ни тех, кто помогает им. Я верю, что не оставит он и тех, кто поможет возродить нашу лужскую святыню.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

Адрес храма во имя св. вмц. Екатерины: 188 230, Ленинградская обл., г. Луга, пр. Кирова. Д. 54