Open
Close

Шакти: вселенская бесконечная божественная энергия. Шакти как конечная цель бытия

Стремится быть яркой, запоминающейся, привлекая к себе тем самым восхищенные взгляды окружающих. Но, как показывает практика, не найдя в себе творческую силу Шакти, раскрыться полностью, почувствовать свое внутреннее могущество и гармонично взаимодействовать с миром не так просто. Как поймать эту волну женской мудрости и лучших качеств, что это даст и с чего начинать - обо всем этом вы узнаете далее из статьи.

Понятие Шакти

В религиоведческих энциклопедиях и толковых словарях термин «Шакти» очень многозначный. Им называют вселенскую Божественную которая является творящим могуществом океана Это богиня, мать, символизирующая мир, семейную благодать, животворящий поток человеческих возможностей.

Знаете ли вы? Индусы глубоко убеждены, что в человеческом теле воедино сливаются пять стихий: вода, огонь, воздух, земля, эфир. После смерти они должны снова попасть в природу. Исходя из таких убеждений в Индии принято кремировать тела усопших .

В некоторых источниках шакти трактуется как сама Природа, женское начало и принципы, которые заложены в космосе. Это мужское вдохновение. Именно разные его формы и проявляются в достижении устремленности к чему-то новому, . Этот мужской стимул во внутреннем мире слабого пола заключается в возможности наполнении себя самой и своей второй половинки. А внешняя сторона шактизма выражается в осознанном деторождении, воспитании нового поколения, создании домашнего уюта и тепла.

В узком понимании Шакти - это жена бога Шивы в индуизме. С течением времени это понятие трансформировалось и обобщило всю женскую энергию. Сегодня шакти - это еще и партнерша практикующего йогу мужчины.

Характерно, что каждое божество «вечной религии» в Индии имеют свою шакти, или, как ее еще называют, деви. Только вместе они олицетворяют Силу, Энергию.

Знаете ли вы? Религиоведы насчитали около восьми с половиной миллионов богов и богинь в индуизме. В какое божество верить, каждый выбирает сам.

Шакти и Шива - половинки одного целого

Шива, помимо Вишну и Брахмы, является одним из главенствующих богов индуистского пантеона. Он символизирует мужские космические начала и высшее человеческое . Это божество не может быть совершенным без своей Шакти. Вместе они находятся в бесконечном тесном слиянии, являя тем самым параллельные, но разные, аспекты единой реальности.

Эти два противоположных начала дополняют друг друга, служат наполнением и вдохновением. Ведь не зря же говорят, что Шакти пока на нее смотрит Шива.

Во многих источниках попадаются изображения одного божества, разделенного на две половины. Одна из них - это Шива, а другая - Шакти. Также встречаются картинки, где Шива сидит в а Шакти присела у его ног и познает от мужа секреты тантры. В Тарапите, что расположен в 200 километрах от Мунгера, можно увидеть изображение, где Шакти кормит грудью Шиву либо разъяренную Кали, под ногой которой лежит Шива.

Подобные взаимоотношения между этими двумя началами, по мнению культурологов, передают разные этапы в человеческой эволюции и пробуждении Сознания.

Знаете ли вы? Индуистская религия очень почитает животных. Так, все главенствующие боги этого верования всегда изображались с каким-то из своих покровителей: Шива - со змеей на шее, Вишну - верхом на льве, Ганеша - со слоновьим хоботом, а Хануман - в виде обезьяны.

Философы говорят о трех стадиях женского пробуждения, что подтверждается на приведенных выше рисунках. Сначала Шакти была ученицей, а Шива выступал в роли ее гуру. Но со временем эта взаимосвязь трансформировалась в равнозначную . В итоге два божества объединило одно тело, дух, идея. А на конечном этапе этих перевоплощений Шакти заняла главенствующую позицию, подчинив себе Шиву и все мужское начало.

Шакти как начальная сила мироздания

В восточном мире женщине как хранительнице домашнего очага отводится важнейшая роль. Ее значение над превозносит и . Это вовсе не является поводом трактовать подобную позицию в социальном значении. Речь идет о духовном развитии человека. Но в нынешней цивилизации современные культуры частично утратили истинную . И чтобы возобновить ее былое положение, понадобится в корне пересмотреть все мировоззрение людей.


В этом смысле Шакти предстает в образе богини любви и пробуждающей внутренний потенциал силы. Наверное, поэтому в сознании женщин эти процессы происходят намного быстрее и легче, чем у мужчин.

Важно! В отношениях между мужчинами и женщинами принципы взаимосвязи Шивы и Шакти отображаются в том, что слабый пол всегда выступает в роли инициатора, а сильный берет на себя лишь соучастие. Если мужчине все-таки удалось достичь вершин своего сознания, то без женской помощи он не сумеет донести это до окружающих.

Сильный пол неспособен вынести из своих глубин глубокие переживания. К тому же, как утверждают психологи, у женщины энергия шакти делает их ранимыми, восприимчивыми, а психическая суть предрасполагает к духовному сознанию. Внешне это выражается интересом к всему нежному и прекрасному, а также в сострадании к беззащитным индивидуумам.

Шиваиты в одинаковой мере поклоняются и Шакти. Ведь ее считают главным переносчиком энергии, а мужчина является всего лишь средой. Подобное убеждение вполне объясняет, почему в Индии существует 64 храма, которые посвящены отдельному аспекту женской энергии.

Она проявляется в разных формах, называемых индуистами раджараджешвари. Например:

Важно! На первых этапах самосовершенствования эффективными будут инструменты хатха-йоги. На этом пути следует двигаться начиная с шести очистительных действий (шаткармы). Только когда вы начнете очищать свое тело, начнется разгрузка сознания, в первую очередь это проявится снятием психоэмоциональных блокировок.

Приближаясь к повседневным реалиям, специалисты советуют перенести историю Шивы и Шакти на свое мировоззрение и через эту призму трансформировать свое сознание. На первый взгляд это кажется неподъемной глыбой. Да, трудно всегда там, где нужно много работать над собой.

Для того чтобы прочувствовать все полноту своей энергии, которая заложена изначальной силой мироздания, нужно избавиться от плохих воспоминаний, обид и даже ментальной «грязи». В результате на смену привычных шаблонов придут новые модели поведения и взаимодействия с окружающей средой.


Когда в женщине пробуждается ее Шакти, приходит понимание своего истинного назначения в жизни, себя, своих потребностей и желаний. Только такая представительница прекрасного пола сможет пройти все этапы эволюции сознания, и ее танец будет длиться, даже когда Шива перестанет смотреть. Это уже самодостаточная, независимая и сильная женщина, которая может как разрушать, так и творить. Не зря же говорят, что мужчина может покорить мир одной рукой, а женщина - одним своим взглядом.

Важно! Работать над собой помогут асаны и дыхательные практики. Таким образом вы научитесь понимать и взаимодействовать со своим телом, любить его таким, какое оно есть на данный момент. Также эти методы помогут излечиться от множества заболеваний .

Когда вы освоите все вышеуказанные инструменты и вам откроется женская мудрость и сила Шакти, жизнь станет расцветет и будет полна смысла. Ощущение высшей придет только через раскрытие женской природы.

Происхождение тантризма первоначально связано с кулом Шакти, Великой Богини-Матери, оно имеет корни в доарийской дравидской культуре.

Ранний тантризм складывался под влиянием ведической религии, более поздний - брахманизма и буддизма, однако черты древнего почитания Богини-Мери хорошо сохранились и поныне.

В «Нируттара-Тантре» * сказано:

...«Невозможно достичь освобождения без постижения Шакти».

В Гайатри-Тантре* говорится:

...«С помощью соединения с Пракрити* вся Вселенная обладает энергией, поэтому она называется «Шакти».

Тантристы стремятся поставить себя в идеальное отнение с Шакти, а через нее - и с Шивой.

Санскритское слово «шакти» происходит от глагола «шак» - «иметь силу, быть способным».

Божества традиционного индуистского пантеона в тарических изображениях оставались узнаваемыми, но принали гораздо более грозный облик, появляясь с атрибути орудий убийства, в огне, крови, истощенными, пожирими сырое мясо, пьющими вино и кровь, украшенными чепами и костями, бродящими среди горы трупов.

Милость таких богов можно было получить, принося кровавые жертвы, умерщвляя плоть, практикуя обычаи, яяющиеся для непосвященных ужасными и отвратитьными.

Изображения тантрических божеств часто напоминают персонажи из фильмов ужасов. Причем, нет никаких сомний, что эти кошмарные, на взгляд европейца, существа яяются объектами поклонения. Вот как описывает «Кали-Кавача» * Богиню Кали:

...«Я видел Ее Многообразную, Четырехрукую, Играющую языком, Облаченную в Стороны Света, Обнаженную, Прекрасную и Темную, как лепестки синего Лотоса.

Подобную полной Луне, Разбивающую полчища врагов, а также Череп, Меч, Лотос, Жест Блословения.

Бесстрашную, Кроваволикую, Оскалившую ужасный лик, Безудержно Хохочущую, Стоящую на Трупе и Украшенную Гирляндой из Черепов.

Так, созерцая Великую Кали, следует прочесть Кавачу («броня»)».

Однако Тантрические образы не следует понимать буально - здесь видны лишь персонифицированные те или иные состояния психики и символы. Например:

«четырехрукая» символизируют четыре состояния сознания:

Турийа - «четвертое», трансцендентное состояние;

Сушупти - бессознательное состояние;

Свапна - сон со сновидениями; и

Джаграт - бодрствование.

Четыре руки - символ четырех уровней речи, божесенного Логоса:

Паравак - высший, невыразимый, причинный урень речи;

Пшийапти - уровень, в котором появляется первичный образ идеи;

Вайккари - собственно речь, произносимая органами;

Чадхйама - средний, промежуточный уровень.

«играющая языком» - очень красноречивый эротеский жест, указывающий на биполярную природу Кали. С одной стороны, Она - Мать и Возлюбленная, постнно пребывающая в восторге нежности и любовного воуждения, с другой стороны, Она - «хищница», облизающаяся на очередную жертву, втретьих, Она демоница, своими чарами околдовывающая мир и дразнящая его.

«облаченная в стороны света», «обнаженная» (дигамбари), означает «истину без покровов», первоанную силу, заставляющую все замереть в ужасе, любви, желании, отвращении и нежности одновременно.

«безумно хохочущая» (аспект Кали-Трипура-Бхаави ) - символизирует сворачивание форм, ангиляцию, молниеносное просветление. Поклонение ей абсолютно беолезно ради достижения материальных благ, власти, батства и прочего.

Смех (хаса) означает одновременно и радость, и ужас, сержащийся в самой Кали. В ее мантре также звучит ее победный «сатанинский» смех: «ХАСАЙМ, ХАСАКА - РИМ, ХАСАЙМ».

«стоящая на трупе» - под трупом подразумеваея сам Шива, который кинулся под ноги Кали, дабы усмирить ее буйство, и она замерла в блаженном изуении. Так родился образ Дакшина-Кали - «Благой Кали». Шива в образе трупа - шавасана, символизирует сознание Абсолюта, а Кали - динамическую энергию. И еще: «Шива без Шакти - труп», таково тантрическое учение.

«украшенная гирляндой из черепов» - символирует пороки и различных демонов, побежденных Кали, а также пятьдесят букв санскритского алфита.

«человеческий череп» или голова, иногда чаша из чера (нарамунди ) - символизирует умерщвленное и отсечеое эго или малое «Я» непросветленного существа. Чаша из черепа - символ Единства Бытия и Сознания.

Пространство снаружи и внутри чаши едино, и только тонкая перегородка отделяет миропроявление от Абсолюта, частное от всеобщего, внутреннее от внеего, которые в действительности представляют собой едую полноту Бытия и Сознания.

«меч» (кадга) - символ преобразующей силы, отсекщей привязанности, рассекающей скорлупы, умерщвлщей сознание плотского человека. Меч имеет серповиую форму и это не случайно.

Эта форма соотносится с серпом луны, которая является унерсальным архетипом женского начала. Кроме того, кда концы этого серпа обращены вверх, то это является сиолом воды. Именно этот символ визуализируется в сваистане (см. дальше), соотносящейся с сексуальностью, водой и пр.

«лотос» (падма ) - символ чистоты, духовного роста, инициатического восхождения.

«жест благословения» - (варадамудра) - поднятая вверх рука, ладонью вперед, означает защиту, покровителтво, заверение в безопасности.

В иконографии для четырехруких форм божества хараерно то, что в двух руках Бог держит предметы, связанные с насилием и наказанием, а в двух других руках предметы защы и благословения.

Текст «Кали-Кавачи» прямо указывает на защиту:

...«Ом! Да уничтожит моих врагов Богиня Калика, Образ ужаса, исполняющая все желания, Благая Богиня, прославляемая всеми богами!

Освобождает от смерти и от рождения, да зитит нас везде Богиня Махакали*, воплощение биджи* Хум!

Ради уничтожения врагов почитаю ту Кали - Воюбленную Ша нкары, которой был убит великий демон Нишумбха* и великий Дайтья Шумбха*. Да пожрут моего ненавистника Брахми*, Шайви *, Варахи*, Нарасимха*, Кумари*, Айндри* и Чамунди *.

О, Калика! Ужасная, Скалящаяся! Любящая кровь! О, та, чьи уста полны крови, и кровью покрыты груди!

Моих врагов: Пожри! Пожри! Убей! Убей! Умертви! Умертви! Рассеки! Рассеки! Разорви! Разорви! Изгони! Изгони! Удали! Удали! Иссуши! Иссуши! Во благо предлагаю Кали моих врагов, во благо!».

«темная, как лепестки синего лотоса »: очень часто высшие божества индуистского пантеона изображтся с телами черного, синего или голубого цветов. Таков Кришна, Шива, Кали и некоторые другие. Темный или черный цвет символизирует метафизическую, апофатичеую тьму, символ непознаваемого и трансцендентно. Голубой или синий - цвет неба, цвет пространства сознания (чид акаша*).

О черном цвете богини Кали, воплощении Паати Рамакришна говорил:

...«Можно ли сказать, что Кали черная? Она кажется черной на расстоянии, но если истинно ее почувствовать - она совсем не черная.

Акаша (эфир), небо, воздух не имеет цвета, но если смотреть из глубокого колодца - кажется черным.

Вода океана кажется голубой, но зачерпните нного воды рукой и вы увидите, что она на сом деле не имеет никакого цвета.

Разве моя Божественная Мать черна?

О, ум, что говоришь ты?

Хотя и черная, Она своими развивающимися волосами, освещает лотос сердца».

Природа Шивы

Культ Шивы, высшего бога в тантризме, по всем признакам так же стар, как и сам человеческий род.

Уникальность Шивы выражается тем, что в индуиском пантеоне Шива сохраняет свой отчужденный хараер. Он обитает на севере, вдали от населенных мест, на ге Кайлас* в Гималаях, где пребывает как божествеый подвижник, погруженный в медитацию, отрешеый от всего Мира.

В образе Шивы, получает наиболее яркое воплощение единство аскетичного и эротичного начал.

На священных изображениях древних Тантр Шива был представлен с рыжими волосами и рыжей бородой. Его голову украшал медный шлем с козлиными рогами, руки и ноги вымазаны кровью, а тело покрыто пеплом. В оой руке он держал человеческий череп, в котором было налито вино, в другой - палицу, на которой остались остатки головы.

В Шиве видится суровое и страшное божество, Боаушитель. Он представляет собой разрушающую, униожающую силу природы. Ужасна его сила и вместе с многочисленными толпами своего окружения он угрожает своим врагам всякого рода бедствиями.

Образ Шивы уникален. Он обладает всеми разнообраыми аспектами и чертами, имеет множество форм и имен: Махешвара (Великий Господь), Махабхаава (Беспощадный, Владыка Смерти), Рудра (Ревущий, Тот-Кто-Заставляет-Плакать), Ишана (Ужасный), он карающий людей, творящий Высший Суд.

Он непоколебимый Судия и Владыка всех живых и мертвых, он четырехрукий Шива-Лила («Танцующий Шива», уничтожающий эту материальную Вселенную).

«Тантра, Постижение Высшей Реальности» так описывает его:

...«Я знаю его, древнего, свободного от немощи. Он - душа всего.

Он - всепроникающ и наполняет Собой все.

В связи с ним говорят о нерожденности.

О Нем говорят как о Вечном».

«Кайвалья-Упанишада» * говорит:

«Я меньше малого и подобен Великому.

Я - весь этот многообразный мир.

Я - древний.

Я - Пуруша*.

Я - Золотой Владыка, наделенный образом Шивы».

«Маханирвана-Тантра» * говорит так: «Медитируем на образ Бхайравы, который носит серьги в своих ушах и змею, как священный шнур, пояс из змей и змей в волоса х, чье тело - синее, как вечернее небо.

Он носит красную гирлянду из черепов, искусно украшающее его тело.

Он держит капалу* в своих руках.

Он держит в руках кинжал, и его глаза пылают огнем.

При любых жертвоприношениях Он - защитни к, устраняющий все препятствия, он дарует уех и победу.

Он обитает на кладбища х, поедая плоть трупов.

В своих руках Он держит череп, из которого пьет кровь и пьянящие напитки.

Он обнажен, но неодолим.

Он принимает облик скелета.

Он наставник духов и повелитель всех демониц.

Он - нищенствующий Прашупати*, которому слат бхуты* и якши*.

Третий глаз Его пылает огнем и как покровитель Трех Миров, имеет три головы.

Он тощий и глаза его желтого цвета.

Он обладает утешающим нравом, но может и разрушать.

Все его три глаза тогда наливаются кроваво-красным огнем.

Он Господь духов, как признанный учитель, их сущность.

Он знает все, что существует во Вселенной, будучи ее покровителем.

Как величайший воин,

Он дарует и владение и власть.

Он - Учитель Высшего Знани я, Уничтожитель времени и смерти.

Он - проявление Бога Шивы и живет во мраке.

Бесстрашный Супруг Богини Кали-Майи, Дурги-Бхайрави.

Он податель всех богатств.

Он упражняется в своем умении околдовывать людей, привязывая их ко всему бренному, отнимая у них жизнь,

ражая их бессознательностью и бездеятельностью и оставляя затем в гором разочаровании.

Он - защитник всего мира, вечный и обладающий властью творить любые виды иллюзий».

«Ниларудра-Упанишада» * говорит:

Я видел Его, спускающегося с неба вниз на землю.

Я видел сметающего злого Рудру с синей шеей и пучком волос на голове.

Страшный Он спустился с неба и твердо ступил на землю.

Люди! Смотрите на Него - с синей шеей, темнокрасного.

Он идет, не причиняя людям зла, Рудра с целительным лекарством.

Да уйдет от тебя глазная болезнь, что погубила твои глаза.

Да будет слава Твоему блеску!

Да будет слава Твоему духу!

Да будет слава Твоим рукам!

И также - слава твоей стреле.

Стрелу, которую Ты, о, Обитатель гор, держишь в Своей руке, чтобы метнуть ее.

Сделай ее благодетельной, о, Хранитель гор, не причиняй вреда моим людям. С благодетельной речью, о, Житель гор, мы обращаемся к Тебе, чтобы все живое у нас было здоровым и довольным.

Твоей благодетельнейшей стрелой, Твоим Луком, Твоим благодетельным выстрелом - всем милостиво дай нам жить!

Твой благодетельный образ, о, Рудра, не ужасен, не являет зла.

Воззри на нас этим несущим покой образом, о, Обитатель гор!

Toт, кто темный, красноваторичневый, а также - рыжеватый, темнокрасный, и те, что воуг со всех сторон тысячами примыкают к Рудре - поистине их гнев мы смягчаем мольбами».

Вот как описывает «Шримад-Бхагаватам» появление Шивы:

...«В начале Брахма* произвел на свет четырех мудрецов - Санаку*, Сананду*, Санатану* и Санат-Кумара*.

Ни один из них нисколько не испытывал ни малейшего желания заниматься материальной деятельностью - все они были необыкновенно возвышенными личностями, поскольку их семя двигалось вверх, и они отказались исполнить просьбу отца - производить потомство.

Ум Брахмы охватил великий гнев. Но как ни старался Брахма сдержать свой гнев, он не смог этого сделать, гнев вырвался у него из межбровья и принял форму ребенка с телом красносинего цвета.

Появившийся на свет ребенок закричал: «О, вершитель судеб и учитель Вселенной, назови мое имя и место!».

Всемогущий Брахма, родившийся в цветке Лотоса, успокоил ребенка ласковыми речами и, отвечая на его просьбу, сказал: «Не плачь. Я нременно исполню твое желание.

О, повелитель полубогов! За то, что ты так отчаянно кричал и плакал, люди станут называть тебя Рудрой.

Сын мой, я уже определил места твоего будущего пребывания, ими станут: сердце, чувства, жизненный воздух, небо, воздух, огонь, вода, земля, солнце, луна и аскезы.

Мой мальчик, у тебя будет также одиннадцать других имен: Манью, Ману (прародитель человечества), Махинаса, Махан, Шива, Ратидхваджа, Уграрета, Бхава, Кала (Всепожирающий, Время), Вамадева и Дхритаврата.

Кроме того, о, Рудра, у тебя будет одиннадцать Рудрани*: Дхи, Дхрити, Расала, Ума, Ниют, Сарпи, Ила, Амбика, Парвати, Свадха и Дикша.

Мальчик мой, прими своих жен и отпраяйся в отведенные места пребывания: поскольку теперь ты - один из повелителей живых существ, тебе надлежит значительно увеличить население Вселенной».

Безгранично могущественный Рудра, тело, которого было красносинего цвета, произвел на свет многочисленное потомство, и все его отпрыски были точьв - точь похожи на него - внешностью, силой и неистовым нравом.

Потомки Рудры, заполонившие все места, стали вести себя агрессивно.

Обращаясь к Рудре, Брахма сказал: «О, лучший среди полубогов, тебе не следует больше производить на свет подобных существ.

Извергая из глаз языки пламени, они стали опуошать все вокруг и даже осмелились напасть на меня.

Сын мой, будет лучше, если ты посвятишь себя аскезам.

Это принесет благо всем живым существам и сделает счастливым тебя самого.

, представляя с ним два неразделимых аспекта одной реальности . Шакти — это Богиня-мать . Шакти — это проявленный мир. Шакти называют Мать-Природу . Шакти называют Богиню , супругу бога Шивы .

Шакти — это внутренняя энергия человека . Шакти — это космический женский принцип . Шакти — это женское начало человека, его женская половина.

Шакти — это женщина-партнёр практикующего тантрическую йогу .

  • Сарасвати — богиня мудрости, знания; супруга Брахмы
  • Лакшми — богиня изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья; супруга Вишну
  • Парвати (или Дурга) — богиня времени, власти, духовной реализации; супруга Шивы »

Рассмотрим каждую «супругу » в отдельности :

Рис. 2. Лакшми , богиня красоты и удачи дэви , шакти богиня изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья, грации, красоты и обаяния. Мантра – молитва Лакшми : ॐ श्रीं ह्रीं क्लीं त्रिभुवन महालक्ष्म्यै अस्मांक दारिद्र्य नाशय प्रचुर धन देहि देहि क्लीं ह्रीं श्रीं ॐ । — Om Shring Hring Kling Tribhuvan Mahalakshmyai Asmaakam Daaridray Naashay Prachur Dhan Dehi Dehi Kling Hring Shring Om .

Относительно реки, послужившей прототипом для обожествления, индологи не могут прийти к единому мнению. После того, как древняя река пересохла или изменила русло, богиню Сарасвати перестали связывать с рекой, отныне она супруга Брахмы и покровительница искусств и наук. Ей приписывают изобретение санскрита и алфавита деванагари .

Иконография

Сарасвати изображают в виде красивой женщины, одетой в белое. Обычно она сидит на лотосовом пьедестале (падма-сана ) в прекрасной позе (лалитасана ): одна нога свисает вниз, в то время как другая находится под ней. Связана с белым цветом, символизирующим чистоту знания. Она не носит драгоценности и золото, одета строго — в знак того, что предпочитает духовные ценности материальным. Обычно её изображают с четырьмя руками . В её руках:

  • священная книга Вед — символ науки
  • чётки из белого жемчуга — символ духовности
  • чаша со священной водой — символ созидающей и очищающей силы
  • вина — музыкальный инструмент, символ искусства

На некоторых рельефах она не держит музыкальный инструмент и ее руки сложены в абхая-мудру (жест защиты) или в варада-мудру (жест благословения). Средством ее передвижения (ваханой) является лебедь, а ее эмблема — шестиконечная звезда или гексаграмма (шаткопа или садъянтра ). Иногда ее изображают стоящей».

Парвати переводится с санскрита как «Горная », так как она считается дочерью Химавана (англ.), владыки гор и персонификации Гималаев . Другие её имена, связанные с горами: Шайладжа Дочь гор »), Гирираджапутри Дочь царя гор »).

Происхождение

Согласно легенде, первая жена Шивы , Сати , совершила обряд самосожжения, и спустя некоторое время возродилась в образе Парвати (в других вариантах носила имя Ума ), дочери Химавата и апсары Менаки .

Рис. 5. Парвати и Шива .

Иконография

На картинах Парвати изображается в виде прекрасной женщины с обычным количеством рук и ног . Ей приписывается совершение лишь немногих чудес. Однако, когда эта богиня появляется в обличье Дурги , Кали и других, в ней просыпаются божественные способности, и обнаруживаются характеристики, отличные от тех, которыми обладает Парвати. Отсюда можно сделать вывод, что изначально это были отдельные божества, сегодня объединенные в одно целое».

У Господа Шивы есть еще и другие «супруги» — шакти :

Рис. 6. Сражение Дурги и демона Махиши — оружие , подаренное ей каждым из богов: трезубец Шивы, чакрам Вишну , лук Ваю , ваджру Индры и др.

Почитание Дурги первоначально было свойственно неарийским племенам, позднее, она была включена в индуистский пантеон в процессе адаптации индуизмом народных верований, в частности культа Великой богини-матери , олицетворения созидательных и разрушительных сил природы. В шиваизме и тантризме рассматривается как шакти Шивы — манифестация его творческой энергии.

В мифах Дурга выступает как богиня-воительница, сражающаяся с демонами , защитница богов и мирового порядка. Один из самых известных её подвигов, в состоянии гнева (которое почитается как отдельный образ Дурги богиня Чанди ) — уничтожение в поединке демона Махиши , низвергнувшего богов с небес на землю и который не мог быть побеждён ни мужем, ни животным.

По преданию Дурга живёт в горах Виндхья в окружении восьми помощниц-йогинь.

Рис. 7. Изображение Дурги в танце.

Каждый из богов даровал Дурге какое-либо оружие . Поэтому Дургу призывают как для защиты, так и для разрушения всего, что мешает дальнейшему развитию. Мантры, посвященные богине Дурге, не столько уничтожают отрицательные силы в прямом смысле, сколько преобразуют, трансформируют их. Дурга приносит победы над преградами, болями и страданиями.

Рис. 8. Статуя Махишасуры на холмах Чанмуди в Майсуре . Махишасу́ра — асура , персонаж индуистской мифологии , убитый богиней Дургой .

Её темно-синий цвет — цвет бесконечного космического , вечного времени, а также смерти. Эта символика обращает внимание на превосходство Кали над царством смертных. В «Маханирване-Тантре » сказано: «Черный цвет заключает в себе белый, желтый и все остальные цвета. Так же и Кали заключает в себе все остальные существа ». Черный цвет символизирует незамутненное состояние чистого сознания.

Гирлянда черепов, которой она украшена, означает череду человеческих воплощений. Черепов ровно 50 — по числу букв санскритского алфавита . Голова, которую несёт Кали, представляет собой эго, идею «я есть тело », анахате («сердечная чакра »). Она взаимодействует с физическим сердцем; в этой форме она называется Ракти-Кали (красная Кали), пульсация сердца. Но красота — не только очарование, это также ужас и даже смерть . Кали — недосягаемая красота, невознагражденная любовь. Красота непостижима, потому что не имеет формы.

Кали символизирует вечную жизнь. Вечная жизнь имеет цену . Только то, что является бессмертным , может быть бесконечным, поскольку ничто не может изменить его природы. Смертный и переходный процесс рано или поздно закончится . Чтобы извлечь пользу из вечности, которой является Кали, нужно принести в жертву нашу смертную природу. Поэтому Кали обычному глазу кажется пугающей и разрушительной .

Кали — многоликая Богиня, которая руководит жизнью с момента зачатия до смерти. Она символизирует Космическую силу вечного времени.

Рис. 9. Изображение богини Кали и Шивы .

На космическом уровне Кали связана с элементами воздуха или ветра, вайю, праны. Эта сила наполняет собой вселенную как энергия преобразования. Она действует быстро и не оставляет после себя никаких следов, вызывая радикальные перемены. Кали есть восприятие молнии правды, отрицающая все иллюзии. Она воплощает в себе творение, сохранение и уничтожение, вызывает одновременно любовь и ужас .

В человеческом теле Кали существует в форме дыхания или силы жизни (праны). Символом Кали считался полумесяц.

Бог Калима или Богиня Кали может сказать о себе: «для мужчин я богиня, но для женщин я есть бог».

Богиня Кали по своей природе может позволить достойному иметь жизнь вечную, а также и даровать ему смерть без особых страданий и мук, по его же прошению в форме письма или по устной молитве».

Богиня Ума (Шакти) - энергия вселенной, сила космического мира, включающего в себя все слои материального мира. Она считается созидательным аспектом Всевышнего. Имена, под которыми Ума известна и под которыми ей поклоняются, слишком многочисленны, чтобы все их перечислять. Если же некоторые из них, такие как Парвати, Хаймавати, Гириджа и Дакшаяни , указывают на её происхождение от Гималаев или от ее первого отца Дакши (одного из прародителей человечества), то другие, такие как Мридани, Рудрани и Сарвани, подчёркивают её аспект как супруги Господа Шивы. Подавляющее большинство богинь Ведического пантеона являются ее экспансиями (расширенными аспектами). Наиболее важнейшими из них являются Дурга, Кали, Налита, Гаури, Чанди и Аннапурна.
Так же как и её супруг Шива, Ума имеет два аспекта: мирный и устрашающий. Как Парвати или Ума, она представляет мирный аспект богини. В этом аспекте она обычно изображается с Шивой и имеет две руки, в правой она держит голубой лотос, а левая находится в свободном положении, опущена вниз. Если она изображается без Шивы, то обычно представляется четырехрукой - в двух руках она держит красный и голубой лотосы, а две другие изображают варада- и абхая-мудры.
В своих устрашающих аспектах она проявляет себя в основном как Дурга и Кали . Характеристики этих богинь настолько отличны от образа Умы, что поначалу трудно воспринимать их как одно божество. Ума - любящая, скромная и спокойная жена, подчиненная своему мужу. Дурга редко изображается вместе со своим супругом, она восседает на льве или тигре, у нее от восьми до шестнадцати рук, в каждой из них она держит оружие. В мифах Дурга выступает в роли воительницы. Один из главных ее подвигов - уничтожение демона-буйвола, который не мог быть побежден ни одним из полубогов. Её изображают грозной и жестокой, и с достаточными на то основаниями. Однако она всегда выступает в роли защитницы полубогов и людей от асуров (демонов).
Более противоречив образ Кали, который объясняют как персонификацию гнева Дурги. Ее воинственность направлена не только против демонов, но и против всего мира, включая людей. Ее изображают нагой, истощенной, с ожерельем из черепов, из широко разинутого рта свисает язык, окрашенный кровью жертв. Однако в мифах говорится, что ее ярость можно смягчить, воззвав к "чувству материнства". Почитание Кали, так же как и Дурги, в качестве богини-покровительницы особенно распространено в наши дни в Бенгалии. Хотя все женские божества именуются Шакти их супругов-полубогов, слова «Шакти» и «Дэви» более часто, если не исключительно, относятся к супруге Господа Шивы.
Гималаи символизируют акашу (первоэлемент «эфир»), то есть первый фундаментальный элемент мироздания. Поэтому дочь Гималаев Парвати символизирует сознательную субстанцию мира. Отсюда другое ее имя - Ума («Сияющая»).
Согласно Пуранам, после сотворения мира Ума вначале была рождена как Дакшаяни , дочь прародителя человечества Дакши и Прасути , а затем вопреки воле своего отца вышла замуж за Господа Шиву. Неспособный понять величие Шивы, Дакша неоднократно оскорблял его, говоря о том, что Он вечно скитается по разным грязным местам, носит только набедренную повязку, и его всегда сопровождают духи и привидения. Когда Дакша решил совершить большое жертвоприношение, единственным из высоких гостей, кто не был на него приглашён, оказался Господь Шива. Вопреки совету своего супруга не ходить на эту церемонию, Дакшаяни всё-таки пошла без приглашения на это жертвоприношение и после того, как ее отец стал публично поносить и оскорблять ее супруга, она покончила с собой, бросившись в жертвенный огонь. После этого она стала известна как Сатья («Целомудренная»). Шива, узнав об этом, пришел в столь сильную ярость, что немедленно сотворил гигантского монстра, который с другими ракшасами пришел на арену жертвоприношений и учинил там страшное кровопролитие. Дакше он отрубил голову и сжег в жертвенном огне. Правда позднее Шива простил Дакшу, оживив его тело, но вместо человеческой головы даровал ему голову козла.
Сатъя же воплотилась вновь как Парвати, дочь Химавата (владыки Гималаев) и Мены. После совершения суровой аскезы ей удалось умилостивить Шиву и заставить его вновь взять себя в жены. Во время сурового тапаса (духовного подвижничества), предпринятого ею, она в конце концов отказалась есть даже сухие листья, чтобы поддерживать своё существование. Её мать Мена, будучи не в силах выносить самоистязание дочери, пыталась уговорить её словами: «У-ма» (моя дорогая, не делай этого!), что и принесло ей ещё одно имя (Ума). Будучи дочерью Гималаев (обители снегов), она известна как Гаури («Белая»). Как Мать вселенной, она является Амбой или Амбикой , где оба слова означают «Мать».

Господь Шива сам признает, что без своей вечной спутницы Шакти Он не способен созидать или разрушать, и что один, без нее, Он неподвижен как труп.
От Умы исходят плодородие, способность к продолжению рода, жизнелюбие, инстинкт материнства. Ее энергия, накапливающаяся в свадхистхана-чакре, материализует различные желания и замыслы человека (мыслеформы). Без ее покровительства человек становится пустым мечтателем, не способным достигнуть ни одной из поставленных целей. Ума выражает особую милость тем семьям, в которых рождается много детей. Но при условии, что их родители в действительности могут дать им любовь, достойное образование и обеспечить их всем, в чем они будут нуждаться в детстве и юности. Те, кто просто зачинают детей, не думая об их последующей судьбе, уподобляются животным и теряют покровительство Умы. Конфликт с Матерью Парвати возникает у тех, кто без всяких ограничений растрачивают драгоценную энергию шакти в сексуальных наслаждениях и совершают аборты. В следующем воплощении богиня Ума лишает такого человека воли, плодовитости, сексуальной силы (вплоть до бесплодия), сильного и здорового тела.
Богиня Ума благоволит к тем, кто питаются «живой» пищей (содержащей много энергии праны, из которой образуется энергия шакти): фруктами, ягодами, злаками, бобовыми, орехами, овощами и молочными продуктами. Следует знать, что сухофрукты теряют до 50% праны, замороженные ягоды - до 30-45%, а овощи -100%. После термической обработки пища может удерживать прану от 4 до 8 часов. Молочные продукты, изготовленные из восстановленного (нормализованного) молока, не содержат ни одного процента праны. При употреблении мяса и птицы человек теряет оджас. А из грибов организм не может извлечь прану. Рыба, как только умирает, немедленно теряет всю прану.

Ума оказывает поддержку тем людям, которые возделывают землю, сажают деревья и разводят коров. Однако, если человек, занимающийся сельским хозяйством, будет эксплуатировать нещадно землю (не давая отдыха почве), отравлять ее химическими удобрениями (не питая коровьим навозом), убивать коров и быков, то это несомненно вызовет гнев Парвати, которая, приняв одну из своих разрушительных форм, может вызвать засуху, наводнения и другие стихийные бедствия, болезни животных и людей. На самом деле мы можем видеть, что именно эти явления и происходят в современном мире. Очевидно, что терпению Матери Парвати пришел конец. О том, что ждет человечество в будущем, если мы ничего не изменим, можно только догадываться.

Обычно к Уме обращаются с помощью специальной мантры.

АУМ ХРИМ ШРИЛ КЛИМ
ПАРАМЕШВАРИ СВАХА

Необходимо услышать мантру от человека, находящегося в Шива-сампрадайе или Шакти-сампрадайе . Эту мантру активизируют на заходе солнца, повторяя ее по 108 раз в течение 28 дней.
Богиня Ума проявляет свою энергию через все цветы, имеющие высокую устойчивость на повреждающие факторы внешней среды и долго сохраняющие жизнь после того, как их срезали. Например, гвоздики, гладиолусы, герберы.
С Умой связаны такие минералы, как агат, амазонит, жад, карнеол, кахолонг, малахит, оникс, турмалин и зеленый нефрит . А из металлов - медь.
В человеке - она вместе с Ямараджем (богом смерти) управляет свадхистхана-чакрой, творческой энергией шакти, репродуктивной системой. В аспекте Парвати она управляет пролактином и эстрогенами, в аспекте Дурги - прогестероном.

Мы надеемся, что эта небольшая статья поможет нашим читателям понять важность отношений с внутренней энергией Бога в ее аспектах -Лакшми, Сарасвати и Умы. И оттого насколько мы хорошо осознаем это, зависит будущее не только каждого из нас, но и процветание, гармония и благополучие всей планеты.

Традиция Натхов относится к шиваитским направлениям, но у нас почитается еще и Шакти - Богиня.

Шакти - это сила, которая позволяет Шиве проявиться как форме. Мы знаем много форм Шивы - Рудра, Бхайрава, Агхора, Садьоджата, Татпуруша, Садашива. Если обобщенно, то Шива является изначальной пустотой, он за пределами всех гун (ниргуна), за пределами всех качеств. Он является сверх-сознанием (парасамвит), является вездесущим сознанием, а Шакти является энергией, благодаря которой это сознание раскрывается.

Но есть разные формы энергии и разные формы сознания. Соответственно, мы не можем однозначно утверждать, что Шакти - только одна энергия. Шива и Шакти изначально нераздельны, поэтому Натхи говорят что у Шивы есть основная Шакти, Ниджа-Шакти. Ниджа - означает «своя», это энергия, которая на всех этапах самопроявления, самораскрытия, связана с Шивой и она всегда направлена на то, чтобы быть с Шивой. Даже если нам, обусловленным существам, кажется что она относительна и обусловливает нас и никак не связана с духовностью, однако она остается связанной с Шивой. И раз она ориентирована на реализацию связи с Шивой, она может быть ориентирована для нас (лично для нас) таким образом, чтобы осознать себя как Шиву, наше Бого-тождество, Бого-подобие. Этот принцип очень важен.

Шакти - это трансформация , изменение, время, которое бежит и постоянно меняется. А Шива - это пространство, стабильность, вечность. Пространство не меняется, а время, как сказал кто-то из великих: «Время - это материал из которого состоит жизнь», так и есть. То, что мы видим вокруг - материя, но на самом деле это колебания на уровне атомов, молекул, микро-частиц, которые постоянно обмениваются, и все эти разно-вибрационные движения порождают материю, вся эта материя является энергией, является Шакти.

И так как мы застреваем в каких-то определенных вибрациях, нам кажется, что вся материя плотная. Но эта плотность - относительная, она относительна по отношению к чему-то. И когда посредством взаимодействия с более мощным видом духовной энергии, мы расширяем свое сознание и, посредством Шакти, возвращаем его к тождеству с сознанием Шивы, - мы начинаем понимать, что вся плотность энергии является относительной, то есть для нас все ограничения в относительном пространстве и относительном времени начинают исчезать. И Шакти здесь играет очень большую роль.

Но мы не просто должны концентрироваться на «какой-то энергии», ведь мы обычно концентрируемся на том, что идеализируем, что нам искренне интересно. А что может более идеализировано, чем Божественное? Поэтому мы Шакти воспринимаем как Божество и через эту идеализацию мы способны проникнуть в реальность этой Божественной Шакти. Наше сознание очищается от блоков посредством динамической Шакти, и расширяется. И тогда оно может абстрагироваться от своей относительности, от захламленности вещами второстепенной важности.

Когда наше сознание захламлено, оно подвержено влиянию той Шакти, которая называется Майя. Майя - от слова «мейя», означает «мерность», обусловленность относительным пространством. С одной стороны - это форма и она может играть функцию расширения, если мы не цепляемся за нее, если мы очень мудро обращаемся с этой энергией. С другой стороны, мы можем зацепиться за форму, взять себе эту зацепку на ум, и жить в этом - вот это называется захламлением.

Поэтому Шакти двояка - с одной стороны, она является источником просветления нашего сознания, с другой стороны, - источником обуславливания. Поэтому с одной стороны, это Богиня-Мать, которая создала вселенную, обуславливающую нас, весь социум - это проявление Майи. Социум, с одной стороны, может и грешен, но все зависит от того, как мы с ним взаимодействуем. По большому счету, эта Шакти не может быть ни негативной, ни позитивной. С другой стороны, понятие греха необходимо нам, потому что когда мы считаем что безгрешны, то можем впадать в прелесть и считать себя уже реализованными йогами, отождествленными с Шивой (Шивохам). Но на самом деле - это форма самолюбования, поэтому, в какой-то мере, понятие греха необходимо, чтобы человека подстегивать, чтоб он не застревал в своих достижениях.

С одной стороны, мы должны помнить что есть грехи и несовершенства этого мира, с другой, мы должны понимать что по большому счету, концептуально, греха нет, все является Богом, все есть в Боге. Даже такие силы, как асуры, демонические преты, пишачи - они часть Шакти, их тоже создала Богиня-Мать, иногда она даже может принимать их формы, чтобы бороться с самими же демонами (Махадеви, Махасури - это можно прочитать в Деви-Махатмье), и это, конечно, надо очень адекватно воспринимать.

Вот таким образом мы воспринимаем Шакти, без нее не может существовать никаких методик и упай. Но нам нужна Шакти именно во всей своей полноте, чтобы все объекты этого мира, которые с нами соприкасаются, направить на свое развитие. Если мы будем думать что Шакти присутствует только в пранаямах и мантрах - это будет как-то работать, но это начальный этап. На более высоком этапе мы понимаем, что Шакти проявляется через все - через все все события, через наши чувственные состояния, через мыслительные процессы, через жизненные процессы в нашем теле.

Мы не изолируем практику от жизни именно посредством Шакти. Так как Шива, как мужское начало, более прямолинейный, стабильный, конкретный, но если эта стабильность вечна, это хорошо, а если стабильность есть в этом, материальном мире - это становится формой тупости, и тогда нам нужны женские качества чтобы быть более гибким. И Богиня-Мать Шиве, как ребенку, помогает адаптироваться. А что часто бывает с разными эзотериками, которые считают что они эксклюзивные, что у них форма джняни (начитанного человека), и что все остальное для него - бездуховно? Это бездуховное начинает его очень мощно рушить.

Вот почему мы изображаем Шакти в виде грозных форм - Кали, Дурги. Но на самом деле это не плохо и не хорошо, тут все просто: если вы хотите развиваться, она будет для вас позитивной, если не хотите - негативной. Поэтому Шактизм, направление где поклоняются Богине-Матери, природе и ее проявлениям, - это очень важная Традиция. И внутри нашей Традиции тоже есть понятие Шакти, но мы ее почитаем тогда, когда понимаем для чего она нужна - для того, чтобы достичь единства с Шивой. В конечном счете, мы понимаем что Шива и Шакти едины, Энергия и Сознание нераздельны, между Пустотой и Полнотой нет разницы, мы абстрагируемся от любой формы изолированности и обсуловленности. Шакти в этом играет важнейшую роль.

Видео Гуру Йоги Матсьендранатха Махараджа: Шива и Шакти
Теги: