Open
Close

Уникальный памятник георгий победоносец выскакивает из скалы. Статуя георгия победоносца в северной осетии

«Культурная столица Европы» как почетное звание присуждается одному или нескольким городам Европы на период в один год на основании предварительной заявки и конкурсного отбора. Отобранный город представляется на протяжении года центром культурной жизни европейского континентам с целью привлечения внимания к его культурному развитию. Собственно «Культурная столица Европы» суть самая известная и результативная культурная инициатива Евросоюза. История программы «Культурная столица Европы» сравнительно небольшая. Сей почетный статус присуждался городам по инициативе Европейского Союза с 1985 года. Первоначально проект имел название «Культурные города Европы» (с 1999 года города стали именовать культурными столицами Европы) и появился на свет посредством активных действий и инициатив греческого министра культуры М. Меркури (Melina Mercouri). Первые пять лет были репрезентированы историческими европейскими культурными центрами - Афины, Флоренция, Амстердам, Берлин, Париж. Проект имел большой успех, поэтому было решено расширить его масштабы, обратив внимание на провинциальные города.

Далее направление в процессе отбора культурных столиц изменилось - представителем «Культурной столицы Европы» начинают избирать среднестатистический город, как по географическим (размеры, население), культурно-историческим характеристикам, так и по уровню экономического развития. Таким образом, потенциально мощный промышленный город, привлекая государственные бюджеты и сторонние инвестиции к собственному развитию, оптимизировал городскую культурную среду и развивал соответствующую инфраструктуру. Напомним, что культурную столицу Европы выбирает совет из независимых экспертов, предполагая возможное развитие культурной инфраструктуры и улучшение инвестиционной ситуации в городе. Процесс приготовления к решающему отбору следующий: города начинают конкурировать за присвоение статуса, далее подают заявку на участие и начинают сильнейшую «public relation»-раскрутку разнообразных арт-проектов, причем за несколько лет до воплощения самих культурных событий. Статус культурной столицы Европы означает, что течение всего года в городе будут происходить оптимальные по качеству культурные события: «Каждая культурная столица на протяжении 25 лет старалась удивить зрителей». Почетный титул «Культурная столица Европы» дал возможность более 40 городам познакомиться миллионам людей с национально культурной спецификой и своеобразием местных традиций. В 2000 году, в честь миллениума, сразу девять городов стали культурными столицами Европы. В глобальный проект Евросоюза «Культура-2000» была интегрирована сама программа «Культурная столица Европы». С 2005 года в проекте нововведение - статусом культурной столицы Европы обладают сразу два города. На сегодняшний день сформирована программа культурных столиц вплоть до того самого 2016 года, а страны-заявители формируют очередь даже до 2025 года. Причем в списке городов-претендентов уже далеко не столичные города.

Почётный статус «Культурной столицы Европы» предоставляет городу шансы перейти на качественно новый уровень культурной жизни: осуществить новаторские культурные идеи, сцементировать существующие связи между странами и организациями, наконец, привлечь к креативным процессам в частности и культурной жизни в целом максимально большое количество людей. Важную роль играет сотрудничество между целевыми группами, регионами, а также на уровне идей. (К примеру, Таллинн как «Культурная столица Европы 2011» концептуальной интегрирующей идеей культурных мероприятий программы представляет т. наз. «Прибрежные истории». Данное наименование, отражающее географическое размещение Таллинна, постулирует особенности территории как локуса пересечения разнообразных культур, центра диалога культур.) Так города, участвующие в проекте «Культурная столица Европы», не ограничиваясь устроением единственного мероприятия, но концентрируясь на целом комплексе культурных мероприятий, содействуют возникновению контактов (взаимовыгодному обмену) между странами, организациями, людьми.

Каков статус «культурной столицы Европы»? В основании программы «Культурная столица Европы» заложена концепция культурного продвижения европейских городов с помощью развития инфраструктуры культурного туризма. Говоря о культурном измерении в развитии европейских городов, стоит учитывать значительность социоэкономического фактора, следует обратить внимание на динамику экономических изменений муниципальных структур. Сама программа «Культурная столица Европы» оказала громаднейшее воздействие на участвующие города, о чем свидетельствуют многие системные документы (к примеру, финансовый отчёт, выпущенный властями Ливерпуля - «культурной столицы Европы 2008»), зафиксировавшие буквально «воскрешение» муниципальной культурной среды. Вообще всесторонняя аналитика процессов, происходивших при осуществлении программы «Культурная столица Европы», позволит реально оценить перспективы некоторых российских городов (к примеру, Перми).

Главным наполнением программы «Культурная столица Европы» являются различного рода события и культурные мероприятия. Если обращаться к статистическим данным, то в различных городах, которым присвоено звание «Культурная столица Европы», в течение года проводится более пятисот культурных мероприятий. При этом экспертами отмечается характерная тенденция: общее число культурных мероприятий, связанных с программой, сокращается, но сами мероприятия усложняются, превращаясь из классических выставок или концертов в комплексные проекты, затрагивающие многие сегменты культуры. Соответственно бюджеты культурных событий существенно увеличиваются, а их культурологический статус варьируется. Каждая культурная столица должна принимать самостоятельные решения по вопросам, связанным с составлением и подготовкой программы. Следует упомянуть о существовании особых рекомендациях Европейского Союза к характеру культурных мероприятий в программе «Культурная столица Европы»; они должны соответствовать двух системным качествам - отражать общеевропейские черты и опираться на локальные культурные традиции, используя местные территориальные ресурсы. Цель двойственна: продемонстрировать «общеевропейскость» на основании национальных культурных достижений. Такое назначение способствует укреплению институции ЕС при сохранении территориальных и этнических особенностей.

276 мероприятий культурного характера было заявлено в программе «Ливерпуль 2008», - здесь преобладают исключительно значимые культурные мероприятия; к примеру, 15 «ливерпульских» событий названы как мероприятия общемирового масштаба. Это повышение культурной жизни города зафиксировано в общественном мнении: по социологическим опросам британских служб, 60% горожан подтвердили тот факт, что в городе в 2008 году количество культурных событий значительно увеличилось. В действительности по подсчетам специалистов в городе Ливерпуль происходило около 800 разнообразных мероприятий, родственных культурной области, но в основном носящих образовательный характер (мастер-классы, семинары). Такое значительно число говорит об интенсификации культурными мероприятиями; получается, что в городе происходило в среднем пара мероприятий ежедневно. Такая перенасыщенность способствуют «public relation» потенциалу города через постоянное упоминание в СМИ, индексацию в интернете, что, в конце концов, повышает имидж города, делая его медийным объектом, так сказать культурологическим «ньюсмейкером». Медийная открытость повышает осведомленность о городе массы потенциальных потребителей (инвесторы, туристы, вероятные горожане).

Статус «Культурная столица Европы» чрезвычайно высок, что способствует гарантированному повышению туристического потенциала затронутой в программе территории. В принципе, само возникновение проекта «Культурная столица Европы» предполагало увеличение туристического потока, делало одной из ведущих целей программы развитие внутриевропейского туризма. Интересно, что в целом отмечается рост туристического потока - на 10 - 12%, например, увеличивается загрузка гостиниц, хотя случаются исключения. Итак, программа демонстрирует в медиа-пространстве устойчивую информационную характеристику городу-участнику, способствующую туристическому потенциалу и инвестиционной привлекательности.

Известно, что принимают участие в программе «Культурная столица Европы» города, находящиеся на территории стран, входящих в Совет Европы, комитет, по культуре которого ежегодно выделяет на их проведение грант в размере порядка 280 млн. долларов США. Если фестиваль проводится в стране, входящей в состав Европейского экономического сообщества, то фестивальная дирекция получает дополнительные субсидии и от этой международной политической и экономической организации. Нас же здесь интересует сторонний процесс финансирования проекта.

К сожалению, экономическая закономерность эффекта инвестиционных вливаний в экономику региона в силу статуса европейской столицы не четко себя проявляет. Экономисты не видят прямой зависимости повышения инвестиционного потенциала города по причине участия в программе «Культурных столиц Европы». Но британские ученые на основании примера «Ливерпуль 2008» свидетельствуют, что в силу частых и эффективных упоминаний города в СМИ, мнение о городе у представителей бизнеса изменилось - город стал выглядеть более безопасным. Если в 2001 году 40% опрошенных инвесторов считали Ливерпуль не подходящим местом для бизнеса, то в 2009 году эта цифра составила всего 15%. Более 8% из них высказали мнение, что именно присвоение городу статуса культурной столицы позволяет им судить о городе как о подходящем месте для ведения бизнеса.

Кроме того, в течение 4 лет, предшествующих «столичному» году, в Ливерпуле было создано более полутора тысяч компаний, работающих в той или иной мере в сфере культуры, с общей численностью занятых в 11 000 человек. Данные по австрийскому Линцу также отражают положительную динамику развития культурной отрасли - за 5 лет в компаниях, связанных с отраслью культуры дополнительно было создано более 4,5 тысяч рабочих мест. Дополнительные рабочие места, квалифицированный персонал - это, безусловно, большое преимущество для развития города.

Таким образом, ключевым вопросом является финансирование проекта; к примеру, «Ливерпуль-2008» вошел в историю культурных столиц благодаря самому большому бюджету. Если условно перевести сумму финансирования в рубли, то всего было привлечено и истрачено в течение 5 лет около 6,5 млрд. рублей. Можно также видеть, как в течение пяти лет распределялся бюджет. Все расходы разделены на три группы - расходы на мероприятия и их организацию, маркетинг и продвижение проекта и административно-управленческие расходы.

Так субсидии на проведение столь крупных культурных акций общеевропейского значения как «Культурная столица Европы» выделяют Совет Европы и Европейское экономическое сообщество. Без таких субсидий деятельность программы осуществлялась бы в значительно более скромных масштабах, так как на условиях самоокупаемости она практически не представляется возможной. Тем не менее, финансовая сторона не ограничивается субсидиями, но предполагает широкую материальную поддержку, как со стороны принимающего государства или города, так и частных инвестиций.

Российский город Пермь планирует подать заявку на звание культурной столицы Европы в 2016 году, несмотря на то, что на этот статус могут претендовать лишь города стран-участниц Евросоюза. По мнению экспертов, Пермь - один из наиболее развитых в культурном плане городов России. В сотрудничестве с культурными столицами Европы-2010 началась реализация международного сетевого проекта «Европейские акценты в Перми». Но существует определенные трудности, даже не учитывая того, что формально российский город не имеет никаких прав на участие в программе «Культурная столица Европы». Это, прежде всего, финансовые требования, предполагающие большие финансовые вливания в регион. Сопоставляя расходы Ливерпуля с уровнем бюджетных расходов Пермского края, можно увидеть, что при плановой цифре на год в 1 - 1,5 млрд. рублей, в течение 5 лет мы получим примерно сопоставимую сумму. Но важно учитывать, что на данный момент запланировано бюджетное финансирование уже имеющихся программ и инфраструктуры, соответственно потребуется привлечение дополнительных средств в объемах, равных пятилетнему бюджету на культуру в Пермском крае.

Одним из важнейших ресурсов подобных проектов являются люди, обладающие уникальным набором компетенций. Команда проекта в Ливерпуле состояла всего из 15 человек. К 2008 году состав организаторов увеличился до сотни, но часть из них составляли сотрудники органов власти, работая «по совместительству» в комитете по организации мероприятий «Культурной столицы Европы». Очевидно, для подобно мероприятия необходим серьезный уровень менеджмента и специалисты, обладающие данной квалификацией. Наличие в Перми вузов, в образовательных программах которых есть специальности, связанные с менеджментов в сфере культуры, в данном случае, безусловное ресурсное преимущество.

На современном этапе развития Евросоюза политика в сфере культуры в полной мере еще не сформировалась, несмотря на всю результативность и успешность проекта «Культурная столица Европы». Разобщенность и несогласованность действий между странами-членами Евросоюза в осуществлении общей культурной политики затрудняет европейский интеграционный процесс, одним из катализаторов которого является и культура. К тому же усложняется процесс культурного взаимообогащения между странами ЕС и европейскими представителями (Россия), не входящими в Евросоюз. Оценивая отдельные результаты программы «Культурная столица Европы», осуществленной за два с половиной десятилетия в различных городах Европы, можно прийти к заключению о высокой результативности данной программы, ее позитивных эффектов в сегменте малого бизнеса, в областях образования и культуры. Многие российские города в будущем (к примеру, Пермь), обладая весомым культурным и кадровым потенциалом, имеют большие шансы поучаствовать в подобной программе.

Каждый год два города становятся центрами культурной жизни для всей Европы. Их называют «культурными столицами» и выбирают по результатам конкурса. К 2017 году 56 европейских городов уже побывали в этой роли, а с 2021 года культурных столиц каждый год будет не две, а целых три. Мы разобрались, как эта инициатива Евросоюза изменяет облик городов и влияет на туристический бизнес.

Идея назначения культурных столиц состоит в укреплении культурных связей между европейскими нациями и поддержке локальных креативных индустрий. Культурные столицы привлекают огромное количество туристов, в течение всего года там организуются фестивали, выставки, концерты, ярмарки. Культура в городе просто кипит, а местные жители и туристы во всем этом варятся.

Кроме того, подготовка к роли культурной столицы Европы означает для города улучшение внешнего вида и инфраструктуры: происходят ремонты, строительство, благоустройство городского пространства и транспорта. Быть избранным в качестве культурной столицы - хороший шанс для муниципальных властей повысить качество жизни горожан.

Несколько интересных фактов про культурные столицы Европы в разные годы:

Каждый евро, инвестированный в 2015 году в город Монс (Бельгия) принес € 6 в местный бюджет.

Рекордное количество туристов в качестве культурной столицы Европы привлек город Марсель (Франция) в 2013 году - 11 миллионов визитеров.

Вроцлав (Польша) привлек самый большой объем инвестиций для подготовки в качестве культурной столицы Европы в 2016 году - 615 миллионов евро.

Когда Ставангер (Норвегия) был культурной столицей Европы в 2008 году, город сотрудничал с 50 другими странами в рамках культурного обмена.

В 2000-м году в Брюсселе, культурной столице Европы в том году, прошел первый Zinneke Parade , который впоследствии стал традицией и проходит на брюссельских улицах каждые два года.

А в 2015 в чешском Пльзене открылся первый креативный и культурный инкубатор «DEPO2015» - прямо в старом автобусном и трамвайном депо.

Как становятся культурной столицей Европы?

Города подают свои заявки на конкурс за 6 лет до года предполагаемого избрания. Известно, что города-победители готовили свои заявки в течение 2-3 лет.

Кандидаты должны соответствовать нескольким условиям. Во-первых, у города должна быть утвержденная местными властями стратегия культурного развития, которая вписывается в общую стратегию развития города и экономического роста. Во-вторых, чтобы город мог стать культурной столицей Европы, в этом должны быть заинтересованы все: от городских властей до обычных граждан. Многие кандидаты в своих заявках заручаются поддержкой школ, университетов, молодежных клубов, неправительственных организаций, частных предпринимателей, малого и среднего бизнеса.

Нет обязательного требования для кандидатов проводить как можно больше мероприятий. Более того, главный акцент в программе должен быть сделан даже не на привлечении туристов (это скорее неотъемлемый побочный эффект), но на развитии культурной жизни города и сохранении его наследия для горожан.

Каждый кандидат выбирает себе тему, которая подчеркивает его уникальность. Например, в 2015 в Монсе, где успешно развиваются IT, темой стала «Where culture meets technology ». В 2017 году Орхус принял роль культурной столицы Европы под девизом «Re - think » с идеей показать, как через искусство можно пересмотреть и изменить городское пространство.

В течение года происходит отбор кандидатов в два этапа. После предварительного отбора кандидаты, прошедшие в шорт-лист, дорабатывают свои заявки. Оценку проводит специальная панель Европейской комиссии, которая выдает решение в виде рекомендации кандидатов. Для завершения формальной процедуры правительство страны, в которой находится город-кандидат, назначает город культурной столицей Европы и объявляет об этом за 4 года.

Чувство ответственности и вовлеченности

Одной из целей проекта является привлечение местных жителей к организации городского пространства так, как удобно и по душе им самим. В городе Пльзень в Чехии, который был культурной столицей в 2015 году, горожане запустили инициативу «Foster the City» и обозначили публичные места, которые нуждались в благоустройстве. Затем они разработали для каждого из них план действий, каждый(-ая) выбрал(-а), в каком проекте ему/ей хотелось бы поучаствовать, и сделали все необходимое при экспертной поддержке проектной команды культурной столицы.

В 2008 году в Ливерпуле для проведения мероприятий в рамках «Культурной столицы Европы» зарегистрировалось около 10 тысяч волонтеров. Каждый ученик школы или студент поучаствовал как минимум в одном мероприятии в течение года.

В 2009 году в австрийском Линце прошли десятки мероприятий под названием «Культурные соседи» («Cultural neiboorhoods»). Местные жители организовывали ивэнты прямо во дворах, в магазинах, на автобусных остановках.


Как все начиналось и что будет дальше

Инициатива проекта принадлежит греческому министру культуры Мелине Меркури и министру культуры Франции Жаку Лану. В 1985 году на заседании Совета министров Европейского союза они решили, что европейским гражданам нужно больше знать о своей культуре и делится этим с соседями. Первым городом, получившим почетный титул, были Афины (Греция).

С тех пор проект сильно эволюционировал, денег на проведение мероприятий выделяется намного больше. Города научились привлекать сторонние инвестиции, более широким стало бизнес-сотрудничество в рамках культурного обмена. Развитие технологий также способствует увеличению масштабов праздника.

В 2017 году культурными столицами Европы станут Пафос (Кипр) и Орхус (Дания).

В 2018 году - Леуварден (Нидерланды) и Валетта (Мальта).

В 2019 году - Пловдив (Болгария) и Метера (Италия).

В 2020-м - Риека (Хорватия) и Голуэй (Ирландия).

В 2021-м - Тимишоара (Румыния), Элефсина (Греция) и Нови Сад (Сербия).

Каждый год Еврокомиссия публикует отчет о результатах инициативы за прошедший год. С 2019 года города будут делать это сами и отправлять в Еврокомиссию для комментариев.


Фото palasatka , dlabss.harvard.edu, europeanbestdestinations.com

Почитаемый как колыбель Афродиты, внесенный в Список мирового наследия ЮНЕСКО, Пафос стал культурной столицей Европы 2017. На протяжении всего года этот город будет являться центром культурных событий ЕС. В нем будет проведено множество самых разноплановых мероприятий, которые позволят посетителям познакомиться с историей и культурой не только Кипра, но и других европейских стран.

ИСТОРИЯ ПРОЕКТА

Инициатива Евросоюза, состоящая в ежегодном избрании того или иного европейского города центром культурной жизни континента, родилась в 1985 году. Тогда же первой культурной столицей Европы Совет Европейского союза избрал Афины.

С тех пор эту почетную роль успешно сыграли Амстердам, Париж, Дублин, Флоренция, Мадрид, Лиссабон и десятки других прекрасных европейских городов. В 2015 году, во время проходящей в Брюсселе церемонии в Совете Европейского союза, впервые город Республики Кипр - Пафос - был провозглашен культурной столицей Европы 2017. Согласно традиции, одновременно с Пафосом роль культурной столицы Европы будет играть и великолепный датский город Орхус.

Этот, ставший ныне таким знаменитым, проект - избрание культурной столицы Европы, был задуман с целью сближения граждан многоликого Евросоюза. Подготовка к выбору культурной столицы года начинается за несколько лет. Ответственность за выбор лежит на членах жюри, в коллегию которого входят представители Еврокомиссии, Европарламента, Совета ЕС, а также соответствующих комитетов регионов и стран Евросоюза.

За несколько лет существования проект прошел через многие преобразования, прочно завоевав популярность среди европейцев. И теперь само название оказывает как культурное, так и социально-экономическое влияние на те страны, которым присуждается этот почетный титул.

Любопытно, что в конце 1990-х по аналогии с европейским были запущены проекты Арабская столица культуры и Культурная столица Америки, а в 2010 году подобный проект появился в странах тюркского мира.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ OPEN AIR FACTORY?

Воплощение в жизнь программы «Пафос - Культурная столица Европы 2017» было задумано в рамках проекта Open Air Factory of Culture, что можно перевести как «Фабрика культуры под открытым небом». Эта центральная концепция программы «Пафос 2017» была разработана на основе традиции, уходящей корнями в далекое прошлое, когда большая часть жизни, в том числе и культурной, проходила на открытом воздухе, под солнцем или звездным небом.

Согласно проекту множество уголков города - парки, улицы, школьные дворы, жилые кварталы, пляжи и даже археологические раскопки - превратятся в культурные площадки под открытым небом. Не только пространство от знаменитой набережной Пафоса и его археологического парка, но и вся территория до заповедного полуострова Акамас, включая, прежде всего, селения и деревушки, примут участие в организации и проведении разноплановых мероприятий по случаю торжества европейской культуры под куполом ярко-синего кипрского небосвода.

А в прохладные и ветреные зимние месяцы гостей города ждут красочные события в закрытых помещениях, таких как Пафосский археологический музей, старый кинотеатр «Отелло», театр «Маркидио», городской культурный центр и Муниципальная галерея.

На целый год Пафос превратится в свободную творческую зону для общения и совместной работы: в течение двенадцати месяцев в городе и его окрестностях буду работать мастерские и выставки, проходить лекции, концерты и показательные выступления мастеров самого различного жанра.

Такой принципиально новый подход к организации этого грандиозного мероприятия гарантирует широчайший охват жителей как пафосского региона, так и Кипра в целом. Десятки творческих людей имеют возможность принять участие в самых разноплановых культурных мероприятиях.

У проекта Open Air Factory есть и другой, более символический смысл: признание необходимости нового взгляда на современный мир, поддержка открытого образа мышления, толерантности, способности приятия интеграции различных культур, идей и верований... Ведь все эти качества крайне необходимы для жизни в современном мире.

ЧТО ПРИНЕСЕТ ПРОЕКТ ПАФОСУ И ВСЕМУ КИПРУ?

Расположенный на пересекающихся путях Восточного Средиземноморья, пропитанный ветрами всех континентов, Пафос всегда находился на перекрестке слияния культур различных народов.

С момента избрания Пафоса культурной столицей в городе начались грандиозные работы по его преобразованию. Первоочердная цель мероприятия - предоставить гостям острова в наиболее комфортных условиях познакомиться с всемирно известными достопримечательностями древнего города, а также насладиться его природными богатствами - живописными средиземноморскими пляжами. За время подготовки к грандиозному событию город стремительно хорошел на глазах!

Кроме того, исполнение функций культурной столицы Европы привлечет дополнительное финансирование со стороны различных европейских организаций, что позволит прекрасному древнему городу значительно обновить состояние исторических памятников и учреждений культуры. Только Департамент образования Кипра выделил на спонсирование этих событий около пяти миллионов евро!

Избрание Пафоса культурной столицей Европы возлагает обязательства не только на предместья самого Пафоса, но и на всю Республику Кипр в целом. Тысячи гостей - как участников концертов и выставок, так и их посетителей - предстоит встретить Кипру в течение 2017 года. В итоге имидж всей страны зависит от результатов выполнения этой почетной миссии. Сотни жителей Кипра имеют шанс внести свой личный вклад в это грандиозное мероприятие.

ЧТО ОЖИДАЕТ ГОСТЕЙ КУЛЬТУРНОЙ СТОЛИЦЫ?

Статус культурной столицы Евросоюза 2017 обязывает ко многому, поэтому программа мероприятий разрабатывалась невероятно тщательно. Ознакомиться с ее утвержденной версией вы можете на сайте проекта www.pafos2017.eu .

Официальная церемония открытия состоится 28 и 29 января 2017 года на центральной площади Пафоса, перед зданием муниципалитета. В ней примут участие местные и зарубежные исполнители и актеры. Ведущим сюжетом церемонии открытия станет известный греческий миф о Пигмалионе и Галатее, действие которого разворачивалось именно здесь, на острове Кипр.

Это празднование послужит началом вступления города Пафос в свою почетную и ответственную должность. С этого дня в городе начнут проходить бесчисленные выставки, музыкальные и танцевальные представления, световые и звуковые шоу, мастер-классы, фестивали и многие другие мероприятия.

Цель культурных мероприятий года, организуемых Пафосом - Европейской культурной столицей 2017, - познакомить гостей города со своим богатейшим прошлым, насчитывающим не одно тысячелетие, а также продемонстрировать свой вклад в современную европейскую культуру, свое стремление к новизне, созиданию и развитию.

Следите за программой мероприятий - европейская культурная столица 2017 приготовила нам немало приятных сюрпризов и множество красочных событий!

Елена НИКОЛАЕВА
Журналист

Георгий Победоносец - почитаемый святой в христианстве. Его изображения встречаются на монетах и печатях начиная с IV века, на Руси уже в XI веке стали появляться храмы и монастыри, освященные в честь него. Он изображен на и Российской Федерации. На территории России установлено огромное количество памятников Георгию Победоносцу. О них и пойдет речь в статье.

История жизни Святого Георгия

Георгий Победоносец - особо почитаемый святой в христианской религии. Самое известное сказание о нем - «Чудо о змие». Существует много версий и вариантов его жития, но самые распространенные - греческий и латинский.

Согласно греческому сказанию, родился он в III веке, в достаточно обеспеченной семье. В юном возрасте поступил на военную службу. Вскоре благодаря своему уму, мужеству и физической подготовке он стал военным начальником и любимцем императора. После смерти матери получил огромное наследство. Но когда начались гонения на христиан, он раздал все свое имущество беднякам и перед императором провозгласил себя верующим христианином. Его арестовали и пытали. Он мужественно перенес все мучения и не отрекся от своей веры. Разгневанный император приказал казнить Георгия. Позже он был причислен к лику святых.

Святой стал очень популярным еще во времена раннего христианства. Так, в Римской империи уже с IV века стали появляться храмы, названные в честь него. Он считается покровителем доблестных воинов и земледельцев. На Руси праздновали день Святого Георгия (Юрьев день) - 23 апреля и 26 ноября, в Новгороде и Киеве в XI веке были основаны монастыри. Изображения Святого стали изображать на монетах и печатях.

Со времен Дмитрия Донского он становится покровителем Москвы. С именем святого связано имя основателя столицы - Долгорукого Юрия. Юрий, Егорий, Гурий, Рюрик - все это варианты имени Георгий. В настоящее время Георгий Победоносец изображен на гербе и гербе Российской Федерации.

В России восстановлены Георгиевский крест и Орден Святого Георгия. Символом Дня Победы уже много лет является Георгиевская лента.

Георгию Победоносцу установлено огромное количество памятников на территории России.

Описание памятников Георгию Победоносцу в Москве

Святой великомученик Георгий Победоносец является покровителем столицы и изображен на гербе Москвы. В городе ему установлено 5 памятников:

  • установлен в самом центре столицы - на Манежной площади. В 1997 году закончилось строительство Торгового комплекса «Охотный ряд», на поверхности купола которого был установлен памятник Георгию Победоносцу. Вокруг сооружен фонтанный комплекс. Скульптура является творением Церетели Зураба. Изображает она Георгия Победоносца, который поражает змея.
  • Второй памятник установлен на Поклонной горе у Обелиска Победы. Открытие его было приурочено к 50-летию годовщины Великой Победы. Автор скульптуры - Церетели Зураб. Скульптурная композиция изображает фигуру святого, который своим копьем пытается разрезать змея. Памятник символизирует борьбу добра и зла.

  • Третий памятник Георгию Победоносцу в Москве установлен во дворе Студии военных художников имени Грекова. Автор - Таратынов Александр. Скульптурная композиция изображает фигуру совсем юного Георгия Победоносца, который, сидя на коне, поражает копьем злого змия.
  • Четвертый памятник установлен на Комсомольской площади в 2012 году, между Ярославским и Ленинградским вокзалами. Это, по сути своей, памятник-фонтан, который представляет собой бассейн из гранита, в центре которого скульптура святого. Автор работы - Щербаков Сергей. Скульптуру Георгия с четырех сторон украшают фонтаны, которые бьют вертикально вверх. Плиты с названиями всех московских вокзалов и городов-пунктов прибытия выложены вокруг фонтана.
  • Пятый памятник Георгию Победоносцу в Москве, самый малоизвестный, расположен в Кремле. Установлен он на Малом куполе Монумент с очень интересной историей и судьбой.

В 1995 году скульпторами была воссоздана ранее утраченная скульптура святого, который поражает дракона. Вес ее - около 2 тонн, отлита она из бронзы. Это копия древнего творения скульптора Казакова, чье произведение было утрачено для России навсегда. Вот эта трагическая история.

В 1787 году Екатерина Великая праздновала свое 25-летие царствования. Было завершено к этой торжественной дате строительство здания Сената в Москве. Купол его венчала статуя Георгия Победоносца. Весил монумент около 6 тонн, был отлит из цинка и покрыт золотом. Ежегодно 6 мая, в день памяти святого, на его голову возлагали лавровый венок.

Во время захвата войсками Наполеона Москвы в 1812 году статую сняли, распилили и отправили во Францию. Так первоначальная скульптура была утрачена для государства навсегда.

Во Владикавказе есть уникальный памятник, расположенный на высоте более 20 метров и прикрепленный к скале частью плаща святого. Вес монумента - около 28 тонн, высота его - 6 метров. Памятник называется «Георгий Победоносец, который выскакивает из скалы». Визуально он как будто парит в воздухе. Автор скульптуры - Ходов Николай.

Святой Георгий изображен гордо смотрящим вдаль, он не сомневается, что одержит победу. Скульптура изображена в динамике, плащ развивается на ветру. Монумент выполнен из бронзы и покрыт серебристой краской.

У местных жителей сложилось поверье, что если загадать желание, находясь под памятником, оно обязательно сбудется.

Георгий Победоносец - почитаемый святой в Северной Осетии. Он считается покровителем мужчин, воинов, путников. В Осетии его называют Уастырджи.

У местных жителей в эпосе есть герой, который является победителем и покровителем воинов, во время христианизации территории его имя стали ассоциировать с именем Георгия Победоносца, и эта ассоциация прижилась.

Памятник в Георгиевске

Интересным памятником Георгию Победоносцу является монумент, установленный в центре Георгиевска. Автор скульптуры - Алиев Камиль. Монумент создан из цемента и покрыт бронзовой краской. Вес его - около 15 тонн. Всадник на коне поражает копьем змея. Высота всадника - 4 метра, установлен монумент на постаменте высотой 1 метр.

Памятники в России и в мире

Памятники Георгию Победоносцу установлены во многих городах России: Иваново, Краснодар, Нижний Новгород, Рязань, Севастополь, Якутск и многие другие города.

Георгия Победоносца почитают в Грузии, Турции, Греции, Германии, Франции.

На изображен щит с Георгием Победоносцем, который поражает змея. Георгиевский крест (красный прямой крест на белом фоне) представлен на флагах Грузии, Великобритании и гербе Милана.

За рубежом памятник Святому Георгию установлен в Мельбурне (Австралия), в Софии (Болгария), в Бобруйске (Беларусь), в Берлине (Германия), в Тбилиси (Грузия), в Нью-Йорке (США), в Донецке и Львове (Украина), в Загребе (Хорватия), в Стокгольме (Швеция).

Вместо заключения

Во многих городах России и зарубежных стран мира увековечен Святой Георгий Победоносец в виде памятников, памятных знаков и барельефов. Самый распространённый его образ, всадник, который поражает копьем змия - это символ победы добра над злом. Именно этот символ очень близок России, которой приходилось не раз в своей истории сталкиваться со злом и побеждать его.

Это статуя называется «Георгий Победоносец выскакивает из скалы». Уникальный памятник, расположенный в городе Владикавказ. Его особенность заключается в том, что он расположен на высоте около 22 метров и прикреплен к скале только внешней частью плаща наездника. Визуально создается ощущение, что монумент парит в воздухе.

Его соорудили на средства городских властей и пожертвования местных жителей. Георгий Победоносец изображен гордо смотрящим вдаль, на его голове - шлем, на теле - доспехи,он уверен в себе и ни капли не сомневается в том, что одержит очередную победу. Его конь, как и хозяин, бесстрашный и храбрый, его передние ноги согнуты, голова - опущена и прижата к телу. Скульптура «Георгий Победоносец выскакивает из скалы» изображена в динамике - ветер развивает плащ героя и гриву коня. Он выполнен из тонкой бронзы и окрашен в серебристый оттенок. Ежегодно этот памятник привлекает внимание многих туристов, каждый так и норовит сфотографироваться с ним. А вот у местных жителей имеется особенный обряд - загадать желание под скульптурой,которое должно сбыться в течении года.


Следует заметить, что Северная Осетия-Алания - единственная республика Северного Кавказа,большинство населения которой исповедуют Православие. И покровитель Осетии - Святой Георгий Победоносец, В республите огромное количество святилищ, часовен, церквей посвященных этому святому, мест, где он совершал свои деяния. Как говорят, осетины ни одно дело не начинают без молитвы Святому Георгию.


Святой Георгий - «Уастырджи» От города Алагира Военно-Осетинская дорога ведет по широкой пойме левого берега реки Ардона, среди гор Лесистого хребта. Приблизительно на 8-м километре от окраины Алагира, справа по ходу движения, внимание привлекает необычайная скульптурная композиция. Это Ныхас Уастырджи, как называют его в Северной Осетии. Это место является дзуаром - святым местом. Скульптура крепится к скале и весит 28 тонн! Уастырджи является покровителем мужчин, путников и воинов. Божество, которое было схоже по своим функциям со Святым Георгием, который так же почитается в христианстве покровителем воинов, путников и мужчин.


В нартском эпосе Уастырджи описывается как небожитель, изображается в виде грозного воина на белом коне, в белой бурке. Считается, что Уастырджи постоянно носит с собой оружие. Спускаясь на землю, он проверяет людей, чтобы узнать помогают ли они друг другу в нужде и горе. Среди людей ОН появляется в облике нищего. Женщины боялись произносить имя Уастырджи и говорили о нём иносказательно «лагты дзуар» - «бог мужчин». Они не имели права даже участвовать в празднествах, устраивавшихся в честь Уастырджи. Он считается врагом воров, мошенников, клятвопреступников, убийц; ОН является покровителем честных, благородных людей.