Open
Close

Сколько в мире суннитов и шиитов. Русская служба Би-би-си – Информационные услуги

Хотя шииты и сунниты боролись между собой более тысячи лет, в основном, они довольно мирно сосуществовали до недавнего времени. Как же получилось, что на сегодняшний день многие из их стран оказались участниками открытой войны?
Не секрет, что современная геополитика во многом направляется углеводородами, то есть нефтью и газом. Справедливо ли это для войны между шиитами и суннитами? Да, справедливо. США и их союзники поддерживают суннитов против шиитов в рамках войны за нефть. Дело в том, что львиная доля ближневосточной нефти находится в шиитских странах… или на тех участках стран с суннитским большинством, где проживают шиитские меньшинства.

В частности, вот что на этой неделе отметил Джон Шварц на страницах издания Intercept:

Большую часть конфликтов можно объяснить с помощью интереснейшей карты, созданной М.Р. Изади, картографом и адъюнкт-профессором Школы специальных операций ВВС США.

Как показывает карта, из-за своеобразного соотношения между религиозной историей и анаэробным разложением планктона почти все ископаемые виды топлива Персидского залива оказались во власти шиитов. Это верно даже для суннитской Саудовской Аравии, основные нефтяные месторождения которой расположены в Восточной провинции, где большинство населения является шиитами.

Вследствие этого самый глубокий страх королевской семьи Саудовской Аравии состоит в том, что в один прекрасный день саудовские шииты отделятся вместе со всей своей нефтью и вступят в союз с шиитским Ираном. Эти опасения только усилились после вторжения США в Ирак в 2003 году, когда был свергнут суннитский режим Саддама Хусейна, в результате чего укрепились позиции проиранского шиитского большинства. Так, ещё в 2009 году влиятельный религиозный деятель местной шиитской общины Нимр ан-Нимр заявил, что саудовские шииты выступят за отделение, если саудовское правительство не станет лучше к ним относиться.
На карте показаны расселение религиозных групп на Ближнем Востоке и расположение достоверных разработанных запасов нефти и газа. Темно-зелёные участки обозначают преобладание шиитов; светло-зеленые – суннитов; фиолетовые – ваххабитов/салафитов (ответвление суннитов). Чёрным и красным выделены области соответственно нефтяных и газовых месторождений.

Карта Изади наглядно демонстрирует, что практически все нефтяные богатства Саудовской Аравии расположены в пределах небольшого участка её территории, где преобладают шииты (Нимр, например, жил в Авамии, в самом сердце нефтяного региона). Если эта область на востоке Саудовской Аравии отсоединится, члены саудовской королевской семьи окажутся просто разорёнными 80-летними стариками.

Возможно, казнь Нимра (состоявшаяся 2 января 2016 года; прим. mixednews) отчасти объясняется тем, что саудовцы отчаялись искоренить независимое мышление среди проживающих в стране шиитов.

Эта же напряжённость является причиной того, что в 2011 году Саудовская Аравия помогла раздавить подобие «арабской весны» в Бахрейне (богатой нефтью стране, где при большинстве шиитов правит суннитская династия).

Аналогичные расчёты стоят также за решением Джорджа Буша остаться в стороне, когда в 1991 году Саддам Хусейн использовал химическое оружие для подавления восстания иракских шиитов в конце войны в Персидском заливе. Как пояснил тогда колумнист New York Times Томас Фридман, Саддам «удержал Ирак от распада, к большому удовлетворению союзных США Турции и Саудовской Аравии».

Таким образом, суннитские династии стран Персидского залива (Саудовской Аравии, Бахрейна, Омана, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара и Кувейта) целенаправленно преследуют Иран и шиитский мир, делая всё возможное для начала войны с шиитами по всей территории Ближнего Востока и Северной Африки, с тем чтобы «оправдать» захват ресурсов. И всё потому, что шииты владеют всеми нефтяными и газовыми месторождениями.

Краткое перечисление различий между суннитами и шиитами

Сначало посмотрим на СУННИТОВ

Единодушно считают его истинным и защищённым от любых добавлений и изъятий. Они понимают его в соответствии с основами арабского языка, верят в каждую его букву, и верят в то, что он - слово Всевышнего Аллаха, не появившееся и не созданное, и что к нему не может подобраться ложь ни спереди, ни сзади. Это первый источник для всех убеждений и взаимоотношений мусульман.

Это второй шариатский источник, разъясняющий Коран, и нельзя противоречить нормам, содержащимся в любом хадисе, переданном от Пророка (саллалллаху алейхи ва саллям) достоверным путём. Проверку достоверности хадисов производят в соответствии с основами, относительно которых согласны факыхи мусульманской общины в науке о терминологии хадисов, а именно: посредством исследования иснада, вне зависимости от пола передатчиков - эти различия учитываются только в том, что касается свидетельств надёжных людей. У каждого передатчика - своя история и определённые, известные хадисы, как достоверные, так и те, достоверность которых поставлена под сомнение. Мусульмане добились этого посредством самого кропотливого труда, который только знала история. Не принимаются хадисы, передаваемые лжецами, неизвестными. Родственные связи или фамильная принадлежность любого рода также не могут служить основанием для принятия хадисов, потому что это величайшая ответственность, которая выше любых подобных факторов.

Сподвижники

Единодушно уважают сподвижников и при упоминании о них говорят: «Да будет доволен ими Аллах». Разногласия, имевшие место между сподвижниками, они относят к иджтихадам, которые они сделали, будучи искренними, и всё это в прошлом и мы не имеем права растить на основании этих событий злобу, передаваемую из поколения в поколение. Сподвижники - это те, о ком Аллах отозвался лучше, чем о какой бы то ни было общине. Он похвалил их во многих местах Своей Книги и особо оправдал некоторых из них, так что никто не имеет права обвинять их после этого оправдания, и никакого блага никому эти обвинения принести не могут.

Единобожие

Они верят, что Аллах - Единственный, Одолевающий, и у Него нет сотоварищей и нет равных и подобных Ему, и нет посредников между Ним и Его рабами. И они верят в аяты, в которых упоминаются Качества Аллаха в таком виде, в каком они были ниспосланы, не истолковывая их, не отрицая, и не уподобляя Качества Аллаха качествам творений: «Нет ничего подобного Ему…». И они верят, что Он направил посланников и поручил им донести Его послание, и они донесли его, не утаив ничего. И они верят, что сокровенное известно только Аллаху, и что заступаться пред Аллахом можно будет только при соблюдении определённых условий: «Кто станет заступаться перед Ним, кроме как с Его позволения». И они верят, что мольба, обет, жертвоприношение и устремление могут быть посвящены только Ему, Всевышнему и не могут посвящаться никому другому. И только Он владеет добро и злом, и никто не может обладать властью или распоряжаться вопреки Его воле, будь то живой или мёртвый. Все без исключения нуждаются в Его милости. И познание Аллаха, как они верят, должно осуществляться посредством Шариата и аятов Аллаха прежде разума, потому что разум может и не прийти самостоятельно к правильным выводам, а уже потом человек должен размышлять, применяя свой разум и обретая покой.

Можно ли увидеть Аллаха?

Аллаха можно увидеть только в мире вечном, поскольку Сам Всевышний сказал: «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа».

Сокровенное

Сокровенное знает только Всевышний Аллах, и Он открыл нечто из сокровенного Своим пророкам, в том числе и Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) с определёнными целями: «Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает».

Согласно наиболее правильному мнению, это все его последователи исповедующие исламскую религию. Говорят также, что это богобоязненные члены его общины. Говорят также, что это его верующие родственники из числа бану Хашим и бану ‘Абду-ль-Мутталиб.

Шариат и истина

Они считают, что Шариат - это и есть истина, и что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не утаил от своей общины ничего из знания, и нет такого блага, на которое он не указал им, и нет такого зла, от которого бы он не предостерёг их. И Всевышний Аллах сказал: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию». Источниками религии являются Коран и Сунна, и они не нуждаются в каких-либо дополнениях, поскольку то, как нужно действовать, поклоняться и поддерживать связь с Аллахом, вполне ясно и понятно без всяких посредников. И только Аллах знает правду о Своих рабах и нельзя никого обелять наперекор Аллаху. И из слов всех людей что-то принимается, а что-то отвергается, кроме непогрешимого Пророка (саллалллаху алейхи ва саллям).

Ахлю-с-Сунна в точности придерживаются норм, установленных Кораном. Эти нормы разъясняются словами и действиями Посланника, зафиксированными в пречистой Сунне. Они опираются также на слова сподвижников и их надёжных последователей, потому что их эпоха была ближайшей к эпохе Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям) и они были наиболее искренними по отношению к нему. И никто не имеет права устанавливать новые законы в религии после того как Аллах завершил её. Однако в новых, возникающих вопросах и обстоятельствах и в том, о чём Шариат не говорит подробно, следует обращаться к надёжным мусульманским учёным, которые выносят решения исключительно в рамках Корана и Сунны.

Лояльность

Подразумевается абсолютная покорность. Они считают, что такая покорность может быть только по отношению к Посланнику Аллаха (саллалллаху алейхи ва саллям), потому что Всевышний Аллах сказал: «Кто покорен Посланнику, тот покорен Аллаху». Что же касается всех остальных людей, то лояльность по отношению к ним ограничивается рамками Шариата, поскольку не может быть покорности творению в том, что является ослушанием Творца.

Подразумевается сокрытие истинных убеждений и демонстрация иных во избежание зла. Они считают, что мусульманину не разрешается обманывать мусульман словами или внешним видом, поскольку Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не относится к нам тот, кто обманывает нас». Сокрытие истинных убеждений и демонстрация иных разрешается только по отношению к неверующим врагам религии и только во время войны, поскольку война есть хитрость. Мусульманин должен быть правдивым и смелым, когда дело касается истины, и не делать ничего напоказ, не лгать и не поступать вероломно, а давать благие советы, побуждать к одобряемому исламом и удерживать от порицаемого им.

Государством должен управлять халиф, который избирается из числа мусульман. Основным требованием к халифу является соответствие занимаемой должности, то есть он должен быть разумным, благоразумным, обладать знаниями, быть известным своей праведностью и честностью и способностью нести подобную ответственность. Его выбирают самые достойные и благоразумные представители мусульманской общины. И они же смещают его, если он перестаёт отвечать необходимым условиям или идёт против постановлений Корана и Сунны. Все мусульмане обязаны подчиняться ему. Они считают правление тяжким бременем и ответственностью, а не почётом и трофеем.

А теперь на ШИИТОВ

Некоторые ставят под сомнение его истинность. Находя в нём противоречия их убеждениям, они дают этим аятам странные толкования, дабы они согласовывались с их мазхабом. Поэтому их назвали мутааввилитами или «толкователями». Любят указывать на разногласия, возникшие в начале письменной фиксации, и приводить слова своих имамов, взятые из признанных у них шариатских источников.

Опираются только на сообщения, возводимые к Ахлю-ль-бейт, и некоторые сообщения тех, кто участвовал в политических сражениях Али на его стороне, и отвергают всё остальное. Не уделяют внимание иснаду сообщения и научным методам, и часто говорят например: «От Мухаммада ибн Исмаиля от одного из наших товарищей от другого человека, что он сказал…». Их книги наполнены десятками тысяч сообщений, проверить достоверность которых невозможно, и на этих сообщения они основывают свою религию. При этом они отвергли больше трёх четвертей Сунны Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). И это одно из важнейших различий между ними и мусульманами.

Сподвижники

Шииты считают, что сподвижники стали неверующими после кончины Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), за исключением нескольких (их можно пересчитать по пальцам двух рук). Али же они отводят особое место. Некоторые из них считают его преемником Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), другие считают его пророком, третьи - Богом. И о мусульманах они судят по их отношению к Али. Тех, кто был избран правителем до Али, они считают притеснителями или неверующими. И каждый, кто противоречит его мнению - притеснитель, неверующий или нечестивец. Так же дело обстоит и с теми, кто противоречил его потомкам. Таким образом, они создали в истории огромную подлость и наполнили её враждебностью и клеветой, и шиизм превратился в историческую школу, пронёсшую это вредоносное учение через многие поколения.

Единобожие

Верят во Всевышнего Аллаха и Его Единственность, однако к этим убеждениям, примешивают действия, которые являются ширком. Они обращаются с мольбами не только к Аллаху, но и к Его рабам и говорят: «О ‘Али!», «О Хусайн!», «О Зейнаб!» и дают обеты и совершают жертвоприношения не Аллаху и обращаются к умершим с просьбами. У них много мольб и стихов, которые могут служить подтверждением этого. Они используют их в своём поклонении и считают своих имамов непогрешимыми и приписывают им знание сокровенного и способность распоряжаться во Вселенной. Именно шииты придумали суфизм для утверждения этих искажённых понятий. Они считают, что праведники (авлийа), «святые» и Ахлю-ль-бейт обладают особой силой. Они вкладывают в своих последователей понятие классовости внутри религии и передачи положения по наследству. Всё это не имеет никакого обоснования в религии. Познание Аллаха у них должно осуществляться с помощью разума, а не Шариата, а упомянутое в Коране - всего лишь подтверждение заключений, которые делает разум, а не что-то принципиально новое.

Можно ли увидеть Аллаха?

Аллаха невозможно увидеть ни в этом мире, ни в мире вечном.

Сокровенное

Они утверждают, что знание сокровенное - исключительное право их имамов, и даже Пророк (саллалллаху алейхи ва саллям) не имеет права сообщать о чём-то из сокровенного. Поэтому некоторые обожествляют этих имамов.

Семья Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям)

Это только его зять ‘Али и некоторые из сыновей ‘Али, а также их дети и внуки.

Шариат и истина

Они считают что Шариат - это нормы, принесённые Пророком (саллалллаху алейхи ва саллям) и касающиеся исключительно простых людей и тех, кто имеет лишь поверхностные знания о религии. А истина (или особое знание об Аллахе) дарована исключительно имамам Ахлю-ль-бейт (то есть только некоторым членам семьи Пророка (саллалллаху алейхи ва саллям)), и они получают знание по наследству - оно передаётся из поколения в поколение и они держат его в секрете. И имамы непогрешимы и все их действия - божественный закон. И все их действия являются дозволенными, и связь с Аллахом можно поддерживать только через посредников, коими являются имамы. Поэтому они придумывают себе названия и титулы, свидетельствующие о чрезмерном превознесении самих себя, например: «валиййуЛлах» (приближённый Аллаха), «бабуЛлах» (врата Аллаха), «ма‘сум» (непогрешимый), «худжатуЛлах» (довод Аллаха) и так далее.

Они опираются на особые источники, которые приписывают своим имамам (нескольким конкретным), а также на толкования, которые они дали аятам Аллаха. При этом они намеренно противоречат большинству представителей мусульманской общины. Они считают также, что их непогрешимые имамы-муджтахиды имеют право устанавливать новые нормы, что и произошло в действительности. Так, были установлены новые нормы, касающиеся:

Азана, времён совершения молитвы, и способа её совершения.

Времени начала поста и разговения.

Действий хаджа и других паломничеств (зийара).

Некоторых вопросов закята и тех, кому отдаётся закят.

Лояльность

Они считают лояльность одним из столпов веры. У них это вера в имамов (в том числе и в того, который обитает в подвале). И тот, кто не лоялен по отношению к Ахлю-ль-бейт, у них не называется верующим, под его руководством нельзя совершать молитву, ему нельзя отдавать ничего из обязательного закята, однако можно подавать обычную милостыню как неверующему.

Несмотря на различия между шиитскими группами, все они считают такыйю обязанностью, без которой мазхаб не может существовать. Они обучаются основам её втайне и открыто и применяют её на практике, особенно когда попадают в трудные обстоятельства - они начинают чрезмерно восхвалять тех, кого в действительности считают неверующими, заслуживающими убийства и уничтожения. Неверующим же они считают каждого, кто не следует их мазхабу. Они применяют принцип «Цель оправдывает средство». Такыйя разрешает шиитам любые формы лжи, козней и лицемерия.

Имамат или управление государством

Власть у них передаётся по наследству от ‘Али и сыновей Фатымы (существуют разногласия между шиитскими группами в отношении конкретных личностей). По этой причине они никогда не бывают искренне преданными правителям, не относящимся к вышеупомянутой категории. А поскольку их теория не осуществилась в истории так, как они ожидали, то они добавили теорию о возвращении в этот мир (радж‘а), которая состоит в утверждении о том, что в конце времён появится их последний имам, именуемый Предстоятелем (аль-Каим) и, выйдя из своего подвала, уничтожит всех своих политических противников и вернёт шиитам их права, узурпированные другими группами на протяжении многих веков.

Исламский мир насчитывает множество религиозных течений. У каждой группировки есть свои взгляды на правильность веры. Из-за этого мусульмане, имеющие различные понимания сущности их религии, вступают в конфликты. Порой они набирают большой силы и заканчиваются кровопролитием.

Внутренних разногласий среди разных представителей мусульманского мира даже больше, чем с людьми другой религии. Чтобы понять различия взглядов в исламе, необходимо изучить, кто такие салафиты, сунниты, ваххабиты, шииты и алавиты. Их характерные особенности понимания веры становятся причиной братоубийственных войн, вносящих резонанс в мировое сообщество.

Чтобы разобраться, кто такие салафиты, шииты, сунниты, алавиты, ваххабиты и другие представители мусульманской идеологии, следует вникнуть в начало их конфликта.

В 632 году н. э. умер пророк Мухаммед. Его последователи стали решать, кто будет преемником их лидера. Изначально салафитов, алавитов и прочих направлений еще не существовало. Сначала появились сунниты и шииты. Первые считали преемником пророка личность, избранную в халифате. И таких людей было большинство. В гораздо меньшем количестве в те времена были представители другого взгляда. Шииты стали выбирать преемника Мухаммеда среди его родственников. Имамом для них стал двоюродный брат пророка по имени Али. В те времена приверженцы этих взглядов назывались Шиит Али.

Конфликт обострился в 680 году, когда сын имама Али, которого звали Хусейн, был убит суннитами. Это привело к тому, что даже сегодня подобные разногласия влияют на общество, систему законодательства, семьи и т. д. Правящие элиты подвергают притеснениям представителей противоположных взглядов. Поэтому исламский мир неспокоен и по сей день.

Современные разделения взглядов

Являясь второй по величине религией мира, ислам со временем породил множество сект, направлений и взглядов на суть религии. Салафиты и сунниты, разница между которыми будет рассмотрена далее, возникли в разный промежуток времени. Сунниты изначально были фундаментальным направлением, а салафиты появились гораздо позже. Последние сегодня считаются более экстремистским течением. Многие религиоведы утверждают, что салафитов и ваххабитов можно назвать мусульманами лишь с большой натяжкой. Появление таких религиозных сообществ происходит именно из сектантского ислама.

В реалиях современной политической ситуации именно экстремистские организации мусульман становятся причиной кровавых конфликтов на Востоке. Они обладают значительными финансовыми ресурсами и могут осуществлять революции, устанавливая свое господство на исламских землях.

Разница между суннитами и салафитами довольно большая, но это на первый взгляд. При более глубоком изучении их принципов вырисовывается совершенно другая картина. Чтобы ее понять, следует рассмотреть характерные черты каждого из направлений.

Сунниты и их убеждения

Самой многочисленной (около 90% всех мусульман) в исламе является группа суннитов. Они следуют по пути Пророка и признают его великую миссию.

Второй после Корана основополагающей книгой для этого направления религии выступает Сунна. Изначально ее содержание передавалось устно, а затем было оформлено в виде хадисов. Приверженцы такого направления очень трепетно относятся к этим двум источникам их веры. Если в Коране и Сунне нет ответа на какой-либо вопрос, людям разрешается принимать решение по своему рассуждению.

Сунниты отличаются от шиитов, салафитов и других течений подходом к трактовке хадисов. В некоторых странах следование предписаниям, основанным на жизненном примере Пророка, доходило до буквального понимания сущности праведности. Случалось, что даже длина бороды мужчин, детали одежды должны были в точности соответствовать указаниям Сунны. Это их главное отличие.

Сунниты, шииты, салафиты и прочие направления по-разному смотрят на связь с Аллахом. Большинство мусульман склоняются к тому, что для восприятия слова Бога им не нужен посредник, поэтому власть передается выборным путем.

Шииты и их идеология

В отличие от суннитов, шииты считают, что божественная сила передается наследникам Пророка. Поэтому они признают возможность толкования его предписаний. Это могут делать только те люди, которые имеют на это особое право.

Численность шиитов в мире уступает суннитскому направлению. Салафиты же в исламе кардинально противоположны во взглядах на трактовку источников веры сравнимо с шиитами. У последних признано право наследников Пророка, являющихся лидерами их группы, быть посредниками между Аллахом и людьми. Их называют имамами.

Салафиты и сунниты считают, что шииты позволили себе недозволенные новшества в понимании Сунны. Поэтому их взгляды так противоположны. Существует огромное количество сект и течений, взявших основой шиитское понимание религии. К ним относятся алавиты, исмаилиты, зейдиты, друзы, шейхиты и множество других.

Это мусульманское направление отличает драматизм. В день Ашуры шииты в разных странах проводят траурные действа. Это тяжелая, эмоциональная процессия, во время которой участники бьют себя до крови цепями и мечами.

Представители как суннитского, так и шиитского направлений имеют в своем составе множество групп, которые даже можно отнести к отдельной религии. Во все нюансы трудно вникнуть даже при близком изучении взглядов каждого мусульманского течения.

Алавиты

Салафиты и алавиты считаются более новыми религиозными течениями. С одной стороны, они имеют множество принципов, подобных ортодоксальным направлениям. Алавитов многие теологи относят к последователям шиитских учений. Однако в силу своих особых принципов их можно выделить как отдельную религию. Схожесть алавитов с шиитским мусульманским направлением проявляется в вольности взглядов на предписания Корана и Сунны.

Эта религиозная группа обладает отличительной чертой, которая называется «такыйя». Она заключается в возможности алавита исполнять обряды других верований, при этом сохраняя свои взгляды в душе. Это закрытая группа, в которой встречается множество направлений и представлений.

Сунниты, шииты, салафиты, алавиты противостоят друг другу. Это проявляется в большей или меньшей степени. Алавиты, названные многобожниками, по мнению представителей радикальных направлений, несут больший вред мусульманской общине, чем «неверные».

Это действительно отдельная вера внутри религии. Алавиты объединяют в своей системе элементы ислама и христианства. Они верят в Али, Мухаммеда и Сальмана аль-Фарси, при этом отмечая Пасху, Рождество, почитая Ису (Иисуса) и апостолов. На богослужении алавиты могут читать Евангелие. Сунниты могут мирно уживаться с алавитами. Конфликты затевают агрессивно настроенные общины, например, ваххабиты.

Салафиты

Сунниты породили множество направлений внутри своей религиозной группы, к которой принадлежат самые разные мусульмане. Салафиты являются одной из таких организаций.

Они сформировали свои основные взгляды в 9-14-м вв. Их основным принципом идеологии считается следование образу жизни предков, которые вели праведное существование.

Во всем мире, в том числе и в России, насчитывается около 50 миллионов салафитов. Они не приемлют никаких нововведений относительно трактовки веры. Это направление еще называют фундаментальным. Салафиты верят в единого Бога, критикуют другие мусульманские течения, позволяющие себе совершать трактовку Корана и Сунны. По их мнению, если какие-то места в этих святынях непонятны человеку, они должны приниматься в том виде, в каком представлен текст.

В нашей стране мусульман этого направления насчитывается около 20 миллионов человек. Безусловно, салафиты в России также проживают небольшими общинами. Большее неприятие у них вызывают не христиане, а «неверные» шииты и производные от них течения.

Ваххабиты

Одним из новых радикальных направлений в исламской религии выступают ваххабиты. Они на первый взгляд похожи на салафитов. Ваххабиты отрицают нововведения в вере, борются за концепцию единобожия. Они не приемлют всего, чего не было в первоначальном исламе. Однако отличительной чертой ваххабитов является их агрессивный настрой и свое понимание основных устоев мусульманской веры.

Такое течение возникло в 18-м веке. Это поборническое движение берет свое начало от проповедника Наджада Мухаммада Абдель Ваххаба. Он хотел «очистить» ислам от нововведений. Под этим лозунгом им было организовано восстание, в результате которого были захвачены соседние земли оазиса Аль-Катиф.

В 19-м веке ваххабитское движение было разгромлено Османской империей. Спустя 150 лет идеологию смог возродить Аль Саудов Абдельазииз. Он разбил своих противников в Центральной Аравии. В 1932 году им было создано государство Саудовская Аравия. При разработке нефтяных месторождений американская валюта потекла рекой в ваххабитский клан.

В 70-х годах прошлого столетия, во времена войны в Афганистане, были созданы салафитские школы. Они носили радикальный тип ваххабитской идеологии. Бойцов, которых готовили эти центры, назвали моджахедами. Это движение часто ассоциируется с терроризмом.

Отличие ваххабизма-салафитизма от суннитских принципов

Чтобы уяснить, кто такие салафиты и ваххабиты, следует рассмотреть их основные идеологические принципы. Исследователи утверждают, что эти две религиозные общины по смыслу идентичны. Однако следует отличать салафитское направление от такфиритского.

Сегодня реальность такова, что салафиты не приемлют новых трактовок древних религиозных принципов. Приобретая радикальную направленность развития, они теряют свои фундаментальные концепции. Даже назвать их мусульманами можно с большой натяжкой. Их связывает с исламом лишь признание Корана главным источником слова Аллаха. В остальном же ваххабиты полностью отличны от салафитов-суннитов. Все зависит только от того, кого подразумевают под общим названием. Истинные салафиты являются представителями большой группы мусульман-суннитов. Не следует путать их с радикальными сектами. Салафиты и ваххабиты, отличие которых кардинально, имеют разные взгляды на религию.

Сейчас эти две противоположные по своей сути группы ошибочно синонимизируют. Ваххабиты-салафиты самовольно приняли фундаментальными принципами своей веры совершенно чуждые исламу особенности. Они отвергают весь объем знаний (накль), передаваемых мусульманами с самых древних времен. Салафиты и сунниты, разница которых существует только в некоторых взглядах на религию, противоположны ваххабитам. От последних они отличаются взглядами на юриспруденцию.

По сути, ваххабиты заменили все древние исламские принципы новыми, создавая свой шарихад (подвластную религии территорию). Они не уважают памятники, древние могилы, а Пророка считают просто посредником между Аллахом и людьми, не испытывая перед ним присущего всем мусульманам благоговения. По исламским принципам, джихад не может объявляться самовольно.

Ваххабизм же разрешает вести неправедную жизнь, но после принятия «праведной смерти» (взрывания себя для уничтожения «неверных») человеку гарантируется место в раю. Ислам же считает самоубийство страшным грехом, который нельзя простить.

Сущность радикальных взглядов

Салафитов ошибочно соотносят с ваххабитами. Хотя их идеология все же соответствует суннитам. Но в реалиях современного мира под салафитами принято подразумевать ваххабитов-такфиритов. Если принимать такие группировки в искалеченном значении, можно выделить ряд отличий.

Салафиты, отказавшиеся от своей истиной сути, разделяющие радикальные взгляды, считают всех других людей отступниками, заслуживающими наказания. Салафиты-сунниты же, наоборот, даже христиан и иудеев называют «людьми Писания», которые исповедуют раннее верование. Они могут мирно сосуществовать с представителями других взглядов.

Чтобы понять, кто такие салафиты в исламе, следует обратить внимание на одну истину, отличающую настоящих фундаменталистов от самопровозглашенных сект (которыми, по сути, являются ваххабиты).

Сунниты-салафиты не приемлют новых трактовок древних источников воли Аллаха. А новые радикальные группировки их отвергают, заменив истинную идеологию выгодными для себя принципами. Это просто средство управления людьми в своих корыстных целях для достижения еще большей власти.

Это не ислам вовсе. Ведь все его главные принципы, ценности и реликвии были отметены, растоптаны и признаны ложными. Вместо них в умы людей искусственно были заложены выгодные властвующей элите понятия и модели поведения. Это разрушительная сила, признающая благим делом убийство женщин, детей и стариков.

Преодоление вражды

Углубившись в изучение вопроса, кто такие салафиты, можно прийти к выводу, что использование идеологии религиозных течений в корыстных целях правящей элиты разжигает войны и кровавые конфликты. В это время происходит смена власти. Однако вера людей не должна становиться причиной братоубийственной вражды.

Как показывает опыт множества государств Востока, сосуществовать мирно могут представители обоих ортодоксальных направлений в исламе. Это возможно при соответствующей позиции властей по отношению к религиозной идеологии каждой общины. Любой человек должен иметь возможность исповедовать ту веру, которую он считает правильной, не утверждая, что инакомыслящие — это враги.

Примером мирного сосуществования приверженцев разных верований в мусульманском сообществе выступает семья президента Сирии Башада Асада. Он исповедует алавитское направление, а его жена является сунниткой. Он празднует как мусульманский суннитский Ид аль-Адх, так и христианскую Пасху.

Углубляясь в мусульманскую религиозную идеологию, можно разобраться в общих чертах, кто такие салафиты. Хотя их и принято отождествлять с ваххабитами, истинная суть этой веры далека от подобных взглядов на ислам. Грубая замена основных принципов религии Востока выгодными правящей элите принципами ведет к обострению конфликтов между представителями различных религиозных общин и кровопролитию.

Почему произошло разделение на суннитов и шиитов? May 26th, 2015

Больно читать новости, где который уже раз сообщается о том, что боевики «Исламского государства» (ИГ) захватывают и разрушают древнейшие памятники культуры и истории, которые пережили тысячелетия. Помните еще давнюю историю про разрушение . Потом из наиболее значимых было разрушение памятников древнего Мосула . И вот недавно они захватили сирийский город Пальмира, в котором находятся уникальные античные развалины. А ведь это красивейшая ! А виной всему религиозные войны.

Разделение мусульман на шиитов и суннитов восходит к ранней истории ислама. Сразу после смерти пророка Мухаммада в VII веке возник спор о том, кто должен возглавить мусульманскую общину в Арабском халифате. Часть верующих выступала за выборных халифов, а другие - за права любимого зятя Мухаммеда Али ибн Абу Талиба.

Так впервые разделился ислам. Вот что было потом …

Было и прямое завещание пророка, согласно которому его преемником должен был стать Али, но, как это нередко бывает, авторитет Мухаммада, непоколебимый при жизни, после смерти не сыграл решающую роль. Сторонники его завещания полагали, что руководить уммой (общиной) должны «назначенные Богом» имамы - Али и его потомки от Фатимы, и считали, что власть Али и его наследников - от Бога. Сторонники Али стали именоваться шиитами, что дословно и означает «сторонники, приверженцы».

Их оппоненты возражали, что ни в Коране, ни во второй по важности Сунне (дополняющем Коран своде правил и устоев, основанных на примерах из жизни Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы его сподвижниками) ничего не сказано об имамах и о божественных правах на власть рода Али. Ничего не говорил об этом и сам пророк. Шииты отвечали, что предписания пророка подлежат толкованию - но только теми, кто имеет на это особое право. Оппоненты считали подобные воззрения ересью и говорили, что следует воспринимать Сунну в том виде, в каком ее составили сподвижники пророка, без каких-либо изменений и толкований. Это направление сторонников строгого следования Сунне получило название «суннизм».

Для суннитов шиитское понимание функции имама как посредника между Богом и человеком - ересь, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников. Имам - с их точки зрения, обычный религиозный деятель, заслуживший авторитет богословскими познаниями, руководитель мечети, а институт духовенства у них лишен мистического ореола. Сунниты почитают первых четырех «праведных халифов» и не признают династию Али. Шииты признают только Али. Шииты почитают высказывания имамов наряду с Кораном и Сунной.

Различия сохраняются и в интерпретации суннитами и шиитами шариата (исламского закона). Например, шииты не придерживаются суннитского правила считать развод состоявшимся с момента провозглашения его со стороны мужа. В свою очередь, сунниты не принимают шиитскую практику временного супружества.

В современном мире сунниты составляют большую часть мусульман, шииты - чуть более десяти процентов. Шииты распространены в Иране, Азербайджане, некоторых районах Афганистана, Индии, Пакистана, Таджикистана и в арабских странах (за исключением Северной Африки). Главным шиитским государством и духовным центром этого направления ислама является Иран.

Конфликты между шиитами и суннитами случаются до сих пор, но в наше время они чаще носят политический характер. За редким исключением (Иран, Азербайджан, Сирия) в странах, населенных шиитами, вся политическая и экономическая власть принадлежит суннитам. Шииты чувствуют себя обиженными, их недовольством пользуются радикальные исламские группировки, Иран и западные страны, давно освоившие науку стравливания мусульман и поддержки радикального ислама ради «победы демократии». Шииты активно боролись за власть в Ливане, а в прошлом году восстали в Бахрейне, протестуя против узурпации суннитским меньшинством политической власти и нефтяных доходов.

В Ираке после вооруженной интервенции США шииты пришли к власти, в стране началась гражданская война между ними и прежними хозяевами - суннитами, а светский режим сменился мракобесием. В Сирии противоположная ситуация - там власть принадлежит алавитам, одному из направлений шиизма. Под предлогом борьбы с засильем шиитов в конце 70-х годов террористическая группировка «Братья-мусульмане» развязала войну против правящего режима, в 1982 году мятежники захватили город Хама. Мятеж был подавлен, погибли тысячи людей. Сейчас война возобновилась - но только теперь, как и в Ливии, бандитов именуют повстанцами, их открыто поддерживает все прогрессивное западное человечество во главе с США.

В бывшем СССР шииты живут в основном в Азербайджане. В России их представляют те же азербайджанцы, а также небольшое число татов и лезгин в Дагестане.

Серьезных конфликтов на постсоветском пространстве пока не наблюдается. Большинство мусульман весьма смутно представляют себе разницу между шиитами и суннитами, а азербайджанцы, живущие в России, за неимением шиитских мечетей нередко посещают суннитские.

В 2010 году случился конфликт между председателем президиума Духовного управления мусульман европейской части России, председателем Совета муфтиев России, суннитом Равилем Гайнутдином и главой Управления мусульман Кавказа, шиитом Аллахшукюром Пашазаде. Последнего обвинили в том, что он шиит, а большинство мусульман России и СНГ - сунниты, следовательно, шиит не должен управлять суннитами. Совет муфтиев России пугал суннитов «шиитским реваншем» и обвинял Пашазаде в работе против России, поддержке чеченских боевиков, излишне тесных отношениях с Русской православной церковью и притеснении суннитов в Азербайджане. В ответ Управление мусульман Кавказа обвинило Совет муфтиев в попытке срыва Межрелигиозного саммита в Баку и в разжигании розни между суннитами и шиитами.

Эксперты полагают, что корни конфликта - в состоявшемся в 2009 году учредительном съезде Консультативного совета мусульман СНГ в Москве, на котором Аллахшукюр Пашазаде был избран главой нового альянса традиционных мусульман. Инициатива получила высокую оценку президента России, а демонстративно бойкотировавший ее Совет муфтиев оказался в проигрыше. В разжигании конфликта подозревают и западные спецслужбы.

Давайте еще вспомним, как произошел , а так же . Вот вам еще история про и что такое и Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Не разжигаю.



Распространение ислама в мире. Красным цветом отмечены шииты, зелёным — сунниты

Шииты и сунниты.


синим - шииты, красным - сунниты, зеленым - ваххабиты, а сиреневым - ибадиты (в Омане)




Карта этнокультурного разделения цивилизаций согласно концепции Хантингтона:
1. западная культура (тёмно-синий цвет)
2. латиноамериканская (фиолетовый цвет)
3. японская (ярко-красный цвет)
4. тайско-конфуцианская (тёмно-красный цвет)
5. индуистская (оранжевый цвет)
6. исламская (зелёный цвет)
7. славяно-православная (бирюзовый цвет)
8. буддийская (жёлтый цвет)
9. Африканская (коричневый цвет)

Разделение мусульман на шиитов и суннитов восходит к ранней истории ислама. Сразу после смерти пророка Мухаммада в VII веке возник спор о том, кто должен возглавить мусульманскую общину в Арабском халифате. Часть верующих выступала за выборных халифов, а другие — за права любимого зятя Мухаммеда Али ибн Абу Талиба.

Так впервые разделился ислам. Вот что было потом …

Было и прямое завещание пророка, согласно которому его преемником должен был стать Али, но, как это нередко бывает, авторитет Мухаммада, непоколебимый при жизни, после смерти не сыграл решающую роль. Сторонники его завещания полагали, что руководить уммой (общиной) должны «назначенные Богом» имамы — Али и его потомки от Фатимы, и считали, что власть Али и его наследников — от Бога. Сторонники Али стали именоваться шиитами, что дословно и означает «сторонники, приверженцы».

Их оппоненты возражали, что ни в Коране, ни во второй по важности Сунне (дополняющем Коран своде правил и устоев, основанных на примерах из жизни Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы его сподвижниками) ничего не сказано об имамах и о божественных правах на власть рода Али. Ничего не говорил об этом и сам пророк. Шииты отвечали, что предписания пророка подлежат толкованию — но только теми, кто имеет на это особое право. Оппоненты считали подобные воззрения ересью и говорили, что следует воспринимать Сунну в том виде, в каком ее составили сподвижники пророка, без каких-либо изменений и толкований. Это направление сторонников строгого следования Сунне получило название «суннизм».

Для суннитов шиитское понимание функции имама как посредника между Богом и человеком — ересь, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников. Имам — с их точки зрения, обычный религиозный деятель, заслуживший авторитет богословскими познаниями, руководитель мечети, а институт духовенства у них лишен мистического ореола. Сунниты почитают первых четырех «праведных халифов» и не признают династию Али. Шииты признают только Али. Шииты почитают высказывания имамов наряду с Кораном и Сунной.

Различия сохраняются и в интерпретации суннитами и шиитами шариата (исламского закона). Например, шииты не придерживаются суннитского правила считать развод состоявшимся с момента провозглашения его со стороны мужа. В свою очередь, сунниты не принимают шиитскую практику временного супружества.

В современном мире сунниты составляют большую часть мусульман, шииты — чуть более десяти процентов. Шииты распространены в Иране, Азербайджане, некоторых районах Афганистана, Индии, Пакистана, Таджикистана и в арабских странах (за исключением Северной Африки). Главным шиитским государством и духовным центром этого направления ислама является Иран.

Конфликты между шиитами и суннитами случаются до сих пор, но в наше время они чаще носят политический характер. За редким исключением (Иран, Азербайджан, Сирия) в странах, населенных шиитами, вся политическая и экономическая власть принадлежит суннитам. Шииты чувствуют себя обиженными, их недовольством пользуются радикальные исламские группировки, Иран и западные страны, давно освоившие науку стравливания мусульман и поддержки радикального ислама ради «победы демократии». Шииты активно боролись за власть в Ливане, а в прошлом году восстали в Бахрейне, протестуя против узурпации суннитским меньшинством политической власти и нефтяных доходов.

В Ираке после вооруженной интервенции США шииты пришли к власти, в стране началась гражданская война между ними и прежними хозяевами — суннитами, а светский режим сменился мракобесием. В Сирии противоположная ситуация — там власть принадлежит алавитам, одному из направлений шиизма. Под предлогом борьбы с засильем шиитов в конце 70-х годов террористическая группировка «Братья-мусульмане» развязала войну против правящего режима, в 1982 году мятежники захватили город Хама. Мятеж был подавлен, погибли тысячи людей. Сейчас война возобновилась — но только теперь, как и в Ливии, бандитов именуют повстанцами, их открыто поддерживает все прогрессивное западное человечество во главе с США.

В бывшем СССР шииты живут в основном в Азербайджане. В России их представляют те же азербайджанцы, а также небольшое число татов и лезгин в Дагестане.

Серьезных конфликтов на постсоветском пространстве пока не наблюдается. Большинство мусульман весьма смутно представляют себе разницу между шиитами и суннитами, а азербайджанцы, живущие в России, за неимением шиитских мечетей нередко посещают суннитские.


Противостояние между шиитами и суннитами


В исламе существует множество течений, крупнейшие из которых - сунниты и шииты. По приблизительным подсчётам, численность шиитов среди мусульман составляет 15% (216 млн из 1,4 млрд мусульман по данным 2005 г.). Иран - единственная страна в мире, где государственной религией является ислам шиитского толка.

Также шииты преобладают среди населения иранского Азербайджана, Бахрейна и Ливана, составляют почти половину населения Ирака. В Саудовской Аравии, Пакистане, Индии, Турции, Афганистане, Йемене, Кувейте, Гане и в странах Южной Африки проживает от 10 до 40% шиитов. Только в Иране им принадлежит государственная власть. В Бахрейне, несмотря на то, что большинство населения шииты, правит суннитская династия. Ираком также управляли сунниты, и только в последние годы впервые был избран президент-шиит.

Несмотря на постоянные разногласия, официальная мусульманская наука избегает открытого обсуждения. Отчасти это связано с тем, что в исламе запрещено оскорблять всё, что связано с верой, плохо отзываться о мусульманской религии. И сунниты, и шииты верят в Аллаха и его пророка Мухаммеда, соблюдают одни и те же религиозные предписания - пост, ежедневная молитва и т.д., ежегодно совершают паломничество в Мекку, хотя и считают друг друга «кяфирами» - «неверными».

Первые разногласия между шиитами и суннитами вспыхнули после смерти пророка Мухаммеда в 632 г. Его последователи разделились во мнениях, кто должен наследовать власть и стать следующим халифом. У Мухаммеда не было сыновей, следовательно, не было прямых наследников. Одни мусульмане считали, что по традиции племени нового халифа должны выбрать на совете старейшин. Совет назначил халифом тестя Мухаммеда, Абу Бакра. Однако часть мусульман не согласилась с этим выбором. Они считали, что верховная власть над мусульманами должна передаваться по наследству. По их мнению, халифом должен был стать Али ибн Абу-Талиб - двоюродный брат и зять Мухаммеда, муж его дочери Фатимы. Его сторонники получили название shia’t ‘Ali - «партия Али», а впоследствии стали называться просто «шииты». В свою очередь, название «сунниты» произошло от слово «сунна», - свода правил и устоев, основанных на словах и поступках пророка Мухаммеда.

Али признал власть Абу Бакра, который стал первым праведным халифом. После смерти Абу Бакра сменили Омар и Осман, правление которых также было коротким. После убийства халифа Османа Али стал четвёртым праведным халифом. Али и его потомки назывались имамами. Они не только руководили шиитской общиной, но и считались потомками Мухаммеда. Тем не менее, в борьбу за власть вступил суннитский клан Омейядов. Организовав убийство Али в 661 г. с помощью хариджитов, они захватили власть, что привело к гражданской войне суннитов и шиитов. Таким образом, с самого возникновения эти две ветви ислама относились враждебно друг к другу.

Али ибн Абу Талиба похоронили в Неджефе, который с тех пор стал местом паломничества для шиитов. В 680 г. сын Али и внук Мухаммеда, имам Хусейн, отказался принести клятву верности Омейядам. Тогда в 10-й день Мухаррама, первого месяца по мусульманскому календарю (обычно приходится на ноябрь), произошло сражение при Кербеле между армией Омейядов и отрядом имама Хусейна в 72 человека. Сунниты уничтожили весь отряд вместе с Хусейном и другими родственниками Мухаммеда, на пожалев даже полугодовалого младенца - правнука Али ибн Абу Талиба. Головы убитых отправили омейядскому халифу в Дамаск, что сделало имама Хусейна мучеником в глазах шиитов. Это сражение считается отправной точкой раскола между суннитами и шиитами.

Кербела, которая находится в сотне километров к юго-западу от Багдада, стала для шиитов таким же священным городом, как Мекка, Медина и Иерусалим. Ежегодно шииты поминают имама Хусейна в день смерти. В этот день соблюдается пост, мужчины и женщины в чёрном организуют траурные процессии не только в Кербеле, но и во всём мусульманском мире. Некоторые религиозные фанатики устраивают ритуальное самобичевание, режут себя ножами до крови, изображая мученическую смерть имама Хусейна.

После поражения шиитов большинство мусульман стали исповедовать суннизм. Сунниты считали, что власть должна принадлежать дяде Мухаммеда Абуль Аббасу, который происходил из другого рода семьи Мухаммеда. Аббас разгромил Омейядов в 750 г. и положил начало правлению Аббасидов. Своей столицей они сделали Багдад. Именно при Аббасидах, в X-XII вв., окончательно оформились понятия «суннизм» и «шиизм». Последней шиитской династией в арабском мире были Фатимиды. Они правили в Египте с 910 по 1171 гг. После них и до настоящего времени главные государственные посты в арабских странах принадлежат суннитам.

Шиитами управляли имамы. После смерти имама Хусейна власть передавалась по наследству. Двенадцатый имам, Мухаммед аль-Махди, таинственно исчез. Так как произошло это в Самарре, этот город также стал священным для шиитов. Они считают, что двенадцатый имам - это вознесённый пророк, Мессия, и ждут его возвращения, как христиане ждут Иисуса Христа. Они верят, что с приходом Махди на земле установится справедливость. Доктрина имамата - ключевая особенность шиизма.

В дальнейшем суннитско-шиитский раскол привёл к противостоянию двух крупнейших империй средневекового Востока - Османской и Персидской. Шиитов, находящихся у власти в Персии, остальной мусульманский мир считал еретиками. В Османской империи шиизм не признавался как отдельное направление ислама, и шииты были обязаны соблюдать все законы и ритуалы суннитов.

Первую попытку к объединению верующих предпринял персидский правитель Надир-шах Афшар. Осадив Басру в 1743 г., он потребовал от османского султана подписания мирного договора с признанием шиитской школы ислама. Хотя султан отказался, через некоторое время в Неджефе был организовано собрание шиитских и суннитских богословов. К существенным результатам это не привело, но прецедент был создан.

Следующий шаг к примирению суннитов и шиитов сделали уже османы в конце XIX-го в. Этому послужили следующие факторы: внешние угрозы, ослаблявшие империю, и распространение шиизма в Ираке. Османский султан Абдуль Хамид II начал следовать политике панисламизма, чтобы упрочить свою позицию лидера мусульман, объединить суннитов и шиитов и сохранить союз с Персией. Панисламизм поддержали младотурки, и таким образом сумели мобилизовать шиитов на войну с Великобританией.

У панисламизма появились свои лидеры, идеи которых были довольно просты и понятны. Так, Джамаль ад-Дин аль-Афгани аль-Асабади говорил, что раскол среди мусульман ускорил падение Османской и Персидской империи и способствовал вторжению европейских держав в регион. Единственный способ дать отпор захватчикам - объединиться.

В 1931 г. в Иерусалиме состоялся Мусульманский Конгресс, где присутствовали и шииты, и сунниты. С мечети Аль-Акса к верующим был обращён призыв объединиться, чтобы противостоять угрозам Запада и защитить Палестину, которая находилась под контролем Англии. Подобные призывы звучали в 1930-40-х гг., в то время как шиитские богословы продолжали договариваться с ректорами Аль-Азхара, крупнейшего мусульманского университета. В 1948 г. иранский клерик Мохаммед Таги Кумми совместно с учёными богословами Аль-Азхара и египетскими политиками основал в Каире организацию за примирение исламских течений (Джама’ат ат-такриб бейне аль-мазахиб аль-Исламийа) Движение достигло апогея в 1959 г., когда Махмуд Шальтут, ректор Аль-Азхара объявил фетву (решение) о признании шиизма джафаритского толка пятой школой ислама, наравне с четырьмя суннитскими школами. После разрыва отношений между Египтом и Ираном вследствие признания Тегераном государства Израиль в 1960 г. деятельность организации постепенно сошла на нет, полностью прекратившись в конце 1970-х гг. Тем не менее, она сыграла свою роль в истории примирения суннитов и шиитов.

Неудача объединяющих движений заключалась в одной ошибке. Примирение рождало следующую альтернативу: или каждая школа ислама принимает единую доктрину, или одна школа поглощается другой - меньшинство большинством. Первый путь маловероятен, так как сунниты и шииты в некоторых религиозных постулатах имеют принципиально разные точки зрения. Как правило, начиная с ХХ-го в. все дебаты между ними заканчиваются взаимными обвинениями в «неверности».

В 1947 г. в Дамаске, Сирия, была образована партия Баас. Через несколько лет она объединилась с Арабской социалистической партией и получила название Арабская социалистическая партия Баас. Партия пропагандировала арабский национализм, отделение религии от государства и социализм. В 1950-х гг. отделение баасистов появилось и в Ираке. В это время Ирак по Багдадскому договору являлся союзником США в борьбе с «экспансией СССР». В 1958 г. партия Баас свергла монархию и в Сирии, и в Ираке. Той же осенью в Кербеле была основана радикальная шиитская партия Дава, одним из её лидеров был Сейид Мухаммед Бакир ас-Садр. В 1968 г. в Ираке баасисты пришли к власти и попытались уничтожить партию Дава. В результате переворота президентом Ирака стал лидер Баас генерал Ахмед Хасан аль-Бакр, а его главным помощником с 1966 г. являлся Саддам Хусейн.

Портреты аятоллы Хомейни и других шиитских лидеров.
«Шииты - не мусульмане! Шииты не исповедуют ислам. Шииты - враги ислама и всех мусульман. Пусть накажет их Аллах».

Свержение проамериканского шахского режима в Иране в 1979 г. кардинально изменило ситуацию в регионе. В результате революции была провозглашена Исламская республика Иран, лидером которой стал аятолла Хомейни. Он намеревался распространить революцию по всему мусульманскому миру, объединив под флагом ислама и суннитов, и шиитов. В то же время, летом 1979 г., Саддам Хусейн становится президентом Ирака. Хусейн рассматривал себя в роли лидера, борющегося с сионистами в Израиле. Также он часто любил сравнивать себя с вавилонским правителем Навуходоносором и лидером курдов Салах ад-Дином, который отбил атаку крестоносцев на Иерусалим в 1187 г. Таким образом, Хусейн позиционировал себя как предводитель в борьбе с современными «крестоносцами» (США), как лидер курдов и арабов.

Саддам боялся, что исламизм под руководством персов, не арабов, вытеснит арабский национализм. Кроме того, к шиитам Ирана могли примкнуть иракские шииты, составлявшие значительную часть населения. Но речь шла не столько о религиозном конфликте, сколько о лидерстве в регионе. В той же партии Баас в Ираке состояли как сунниты, так и шииты, причем последние занимали довольно высокие посты.

Зачёркнутый портрет Хомейни. «Хомейни - враг Аллаха».

Политическую окраску шиито-суннитский конфликт приобрёл благодаря стараниям западных держав. В течение 1970-х гг., пока Ираном правил шах как главный союзник американцев, США не обращали внимания на Ирак. Теперь же они решили поддержать Хусейна, чтобы остановить распространение радикального ислама и ослабить Иран. Аятолла презирал партию Баас за светскую и националистическую направленность. Долгое время Хомейни находился в ссылке в Неджефе, но в 1978 г. по просьбе шаха Саддам Хусейн выгнал его из страны. Придя к власти, аятолла Хомейни начал подстрекать шиитов Ирака к свержению режима баасистов. В ответ весной 1980 г. власти Ирака арестовали и убили одного из главных представителей шиитского духовенства - аятоллу Мухаммеда Бакира ас-Садра.

Также ещё со времён британского правления в начале ХХ-го в. между Ираком и Ираном существовал спор о границе. По договору 1975 г. она проходила посередине реки Шатт эль-Араб, которая протекала к югу от Басры в месте слияния Тигра и Евфрата. После революции Хусейн разорвал договор, объявив всю реку Шатт эль-Араб иракской территорией. Началась ирано-иракская война.

В 1920-х годах ваххабитами были захвачены Джебель-Шаммар, Хиджаз, Асир, удалось подавить ряд восстаний в крупных бедуинских племенах. Феодально-племенная раздробленность была преодолена. Саудовская Аравия объявлена королевством.

Традиционные мусульмане считают ваххабитов лже-мусульманами и отступниками, саудиты же сделали это течение государственной идеологией. К шиитскому населению страны в Саудовской Аравии относились как к людям второго сорта.

В течение всей войны Хусейн получал поддержку от Саудовской Аравии. В 1970-х гг. это прозападное государство стало соперником Ирана. Администрация Рейгана не хотела, чтобы антиамериканский режим в Иране победил. В 1982 г. правительство США убрало Ирак из списка стран, оказывающих поддержку террористам, что позволило Саддаму Хусейну получать от американцев помощь напрямую. Также американцы предоставляли ему данные спутниковой разведки о передвижениях иранских войск. Хусейн запретил шиитам в Ираке отмечать свои праздники, убивал их духовных лидеров. Наконец, в 1988 г. аятолла Хомейни был вынужден согласиться на перемирие. Со смертью аятоллы в 1989 г. революционное движение в Иране пошло на спад.

В 1990 г. Саддам Хусейн вторгся в Кувейт, на который Ирак претендовал с 1930-х гг. Однако Кувейт выступал союзником и важным поставщиком нефти для США, и администрация Дж. Буша снова поменяла политику в отношении Ирака, чтобы ослабить режим Хусейна. Буш призвал иракский народ восстать против Саддама. На призыв откликнулись курды и шииты. Несмотря на их просьбы о помощи в борьбе с режимом Баас США остались в стороне, так как побоялись усиления Ирана. Восстание быстро подавили.

После атаки террористов на Мировой торговый центр в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., Буш начал планировать войну против Ирака. Ссылаясь на слухи о том, что у иракского правительства есть ядерное оружие массового поражения, в 2003 г. США вторглись в Ирак. За три недели они захватили Багдад, свергли режим Хусейна и установили своё коалиционное правительство. Многие баасисты бежали в Иорданию. В хаосе безвластия возникло шиитское движение в городе Садр. Его сторонники начали мстить за преступления Саддама против шиитов, убивая всех бывших членов партии Баас.

Колода игральных карт с изображениями Саддама Хусейна и членов Иракского правительства и партии Баас. Распространялись командованием США среди американских военных во время вторжения в Ирак в 2003 г.

Саддам Хусейн был поймандекабре 2003 г., и казнён по приговору суда 30 декабря 2006 г. После падения его режима в регионе вновь усилилось влияние Ирана и шиитов. Политические лидеры-шииты Насрулла и Ахмадинежад становились всё популярнее, как вожди в борьбе с Израилем и США. Конфликт между суннитами и шиитами разгорался с новой силой. Население Багдада составляло 60% шиитов и 40% суннитов. В 2006 г. шиитская армия Махди из Садра разбила суннитов, и американцы испугались, что потеряют контроль над регионом.

Карикатура, показывающая искусственность конфликта между шиитами и суннитами. «Гражданская война в Ираке… «Мы слишком разные, чтобы жить вместе!» Сунниты и шииты.

В 2007 г. Буш отправил в Ирак дополнительные войска на Ближний Восток для борьбы с шиитской армией Махди и Аль-Каедой. Однако армия США терпела поражения, и в 2011 г. американцам пришлось окончательно вывести войска. Мира так и не удалось достигнуть. В 2014 г. появилась группа радикальных суннитов, известная как Исламское государство Ирака и Сирии (ISIS) (оно же The Islamic State of Iraq and the Levant - ISIL, оно же Исламское государство Ирака и Леванта, ИГИЛ) под командованием Абу Бакра аль-Багдади. Их первоначальной целью было свержение про-иранского режима президента Башара Асада в Сирии.

Возникновение радикальных шиитских и суннитских группировок не способствует какому-либо мирному решению религиозного конфликта. Наоборот, спонсируя радикалистов, США ещё больше разжигает конфликт на границах Ирана. Втягивая пограничные страны в затяжную войну, Запад добивается ослабления и полной изоляции Ирана. Иранская ядерная угроза, шиитский фанатизм, кровавость режима Башара Асада в Сирии придуманы в целях пропаганды. Самые активные борцы с шиизмом - Саудовская Аравия и Катар.

До Иранской революции, несмотря на правление шаха-шиита, открытых столкновений между шиитами и суннитами не было. Наоборот, они искали пути примирения. Аятолла Хомейни говорил: «Вражда между суннитами и шиитами - это заговор Запада. Раздор между нами выгоден только врагам ислама. Тот, кто не понимает этого - тот не суннит и не шиит…»

«Давайте найдём взаимопонимание». Шиитско-суннитский диалог.