Open
Close

Праздник минской иконы божией матери. Где находится икона

Правящая планета В есов: Венера.

Талисманы В есов: сердце, чашка чаю, книга.

Характер Весов: Благородный, вежливый, честный, интуитивный, гармоничный, очаровательный.

Весы имеют хорошее чувство эстетических ценностей и аналитический ум. Любит порядок и справедливость, объективно нуждается в уравновешенности и гармонии. При поражении часто находится в разладе с окружающей действительностью, не находя в ней гармонии, может стать сумасбродным, бросив вызов всем вокруг.

Стремление Весов к гармонии и согласию ведет прямо к соглашательству и даже потере своей индивидуальности. При низком развитии Весы - эгоист, лжец, ненадежный партнер в делах. Рассматриваемый знак зодиака управляет областью любви и идеализма. Весы очень нуждаются в уравновешенности и гармонии, но когда осознают, что это невозможно, они предпочтут скорее ретироваться, чем прилагать какие-либо усилия, чтобы изменить положение вещей.

Человек-Весы постоянно вынужден учитывать интересы других людей, часто жертвуя собственными. Весы достигают успеха в партнерском бизнесе, им необходимо иметь компаньона. Хорошо работают в команде. Стать начальником может очень ненавязчиво, демонстрируя отсутствие особого рвения и индифферентность к власти. В жизни Весов огромную роль играет красота - под этим созвездием родились многие артисты и художники.

Они не жалеют идей и усилий, если получают шанс реализовать проект, о котором давно мечтали. Получают деньги легко, но действительно большие суммы зарабатывают только в сотрудничестве с другими людьми. Найдя свое призвание, Весы учатся подчас всю жизнь: постоянно совершенствуют свой профессиональный уровень, постоянно ездят на конференции, семинары, курсы, в том числе и за границу.

Часто они имеют дипломы по разным, никак не связанным областям знаний и умудряются использовать в своей работе все полученные ими знания. Весы люди творческие, увлекающиеся, поэтому нередко выбирают профессию свободного художника. Весы часто находятся в разладе с окружающей действительностью, так как они совершенно отождествляют себя с элегантностью и изяществом; они пойдут на все, чтобы избежать контакта с людьми, которые оскорбляют законы этики и хорошего вкуса.

Когда Весы уравновешены, они совершенно неотразимы. Также Весы любят затевать частую перестановку и заниматься косметическим ремонтом, который занимает очень мало времени и не приносит много грязи. Относительно расходования семейных денег, то они планируют его так, чтобы им тоже осталось денег на удовлетворение собственных потребностей, а если вещь сильно дорогая, то будут заниматься откладыванием денег.

О Всепетая и Всеблагая Дево Богородице, небесная наша заступнице! К Тебе по Бозе, яко премилосердней Госпоже, соборне прибегаем и вопием: приими сие малое хвалебное пение, сохрани богоспасаемый град сей, емуже чудотворная икона Твоя во отраду и утешение дадеся. Молим Тя, Владычице Всемилостивая: избави нас от враг видимых и невидимых, от нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, от злаго обстония и скорби, от искушений, бед и болезней. Спаси и помилуй рабы Твоя: великаго господина и отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московскаго и всея Руси, преосвященныя митрополиты, архиепископы, епископы, весь священнический и монашеский чин и весь причет церковный. Приими под кров Твой власти и воинство богохранимыя страны нашея, вразуми и настави их право правити, заповеди Божия соблюдающе, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. О Пресвятая Владычице! Не забуди нас во вся дни жизни нашея и да пребывает с нами неотступно образ Твой честный. Во время же исхода нашего пролей теплую молитву ко Праведному Судии, да презрев безчисленная согрешения наша, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. Аминь.

Тропарь, глас 6

На водах Свислочи явилась еси, Пренепорочная Отроковице, от Царьграда и Киева богоспасаемому граду Минску милость показа, просвети нас грешных сиянием Своим, яви, яко присно, силу Твою, спаси нас предстательством Своим и избави от навет вражиих, Тя бо необориму стену и едину надежду имамы.

Кондак, глас 8

Благодарственная приносяще Ти раби Твои, Богородительнице, о всех, имиже благодеяла еси граду нашему, из глубины души взываем Тебе: не престани, Владычице, Матерними к Сыну Твоему молитвами подавати вся благая и спасительная всем с верою и любовию вопиющим Тебе: радуйся, Дево, христиан похвало.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

_________________________________________________

АКАФИСТ МИНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ Матери

Тропарь, глас 6:

На водах Свислочи | явилася еси, Пренепорочная Отроковице, | от Царьграда и Киева | Богоспасаемому граду Минску милость показа, | просвети нас грешных сиянием Своим, | яви яко присно силу Твою, | спаси нас предстательством Своим | и избави от навет вражиих, | Тя бо необориму стену | и едину надежду имамы.
Кондак, глас 8:

Благодарственная приносяще Ти раби Твои Богородительнице, | о всех, имиже благодеяла еси граду нашему, | из глубины души взываем Тебе: | не престани, Владычице, матерними к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами | подавати вся благая и спасительная | всем с верою и любовию вопиющим Ти: | радуйся, Дево, христиан похвало

Избранная от всех родов. Владычице Дево Богородице, ныне, припадающе к чудотворному образу Твоему, хвалебное пение и благодарение приносим Ти:

Ангельские силы, прилежно молящиися и благоговейно служащии Ти, Пресвятая Дево, от лет древних на гербе Богоспасаемаго града Минска изображени быша во свидетельство чуднаго Твоего о нас попечения. Мы же земнороднии, дерзая подражати песни ангельстей, благодарственно Тебе поем:
Радуйся, о зачатии Сына от Духа Святаго Архангелом предвозвещенная; радуйся, благовестия Архангелова восприемнице смиренная.
Радуйся, Херувимов и Серафимов честнейшая; радуйся. Архангелов и Ангелов славнейшая.
Радуйся, превыше сил небесных вознесенная; радуйся, от горних воинств почитаемая.
Радуйся, лики ангельскими песнословимая; радуйся, от всех родов присно ублажаемая.
Радуйся, прибежище наше и заступление; радуйся, в скорбех и напастех вспоможение.
Радуйся, за христиан усердная молитвеннице; радуйся, за ны пред Богом милостивая предстательнице.
Радуйся, Пренепорочная Отроковице, града нашего небеснаяЗаступнице.
Кондак 2

Видевши святый образ Твой, Пречистая, святым Лукою первописанный, рекла еси: “С сим образом благодать Моя и сила да пребудет”. И во Минстем образе зряще сбытие словес Твоих, о Тебе прославим Господа, поюще Ему: Аллилуиа.

Разумети не можно дивнаго Промысла Божия, како чудная икона Твоя, Богородице, насадителю веры православныя, благоверному князю Владимиру, на помощь дадеся во апостольстве его от Царьграда и Корсуни даже до Киева. Мы же, преискренне умиляющеся Твоему о роде нашем предстательству, верно вопием:

Радуйся, истиннаго благочестия наставнице; радуйся, языческаго нечестия искоренительнице.
Радуйся, чудотворною иконою аки драгоценным даром князя Владимира обогатившая; радуйся, в равноапостольных трудех его укрепившая.
Радуйся, власть демонскую сокрушившая; радуйся, веру православную в земли нашей утвердившая.
Радуйся, Тобою от прелести диаволи свобождаемся; радуйся. Тобою же познания Творца сподобляемся.
Радуйся, козней вражиих посечение; радуйся, верных чад Отцу Небесному усыновление.
Радуйся, зловерия идольскаго попрание; радуйся, учения Христова насаждение.
Радуйся, Пренепорбчная Отроковице, града нашего небесная Заступнице.
Кондак 3

Силу благодати, явленныя в честней иконе Твоей, Владычице, виде святый равноапостольный князь Владимир и со благоговением велиим постави ю в Десятинней церкви града Киева, вопиюще Богу: Аллилуиа.

Имущи попечение матернее о просвещенных людех земли Русския, соделала еси ю Домом Своим, и токи чудес от иконы Твоея преизобильно источила еси. Богородице, сего ради взываем Ти сице:
Радуйся, притекающих к иконе Твоей лучами чудес озаряющая; радуйся, обращающимся к ней безчисленныя милости подающая.
Радуйся, всём просящим море щедрот изливающая; радуйся, духовную радость нам соделавающая.
Радуйся, о людех православных присное попечение; радуйся, образ Твой даровавшая нам яко залог спасения.
Радуйся, источник благодати неистощимый; радуйся, кладезю сокровищ многоценный.
Радуйся, крепосте твердая веры православныя; радуйся, всем чтущим Сына Твоего помоще преславная.
Радуйся, путь истины указующая заблуждшим; радуйся, скоро поспешствующая на помощь Тя призывающим.
Радуйся, Пренепорочная Отроковице, града нашего небесная Заступнице.
Кондак 4

Бури бед и напастей за грехи наша многажды на Русь воздвизаеми бышта, такожде и град Киев огню и мечу предаваем бе от нечестивых агарян, не ведущих пети истинному Богу: Аллилуиа.

Икос 4
Улышав о богатстве Киева, хан агарянский во едино лето устремися расхитити е, и град той пожже. Воин же некий злочестивый, взяв ризу многоценную. Всеблагая Мати, икону же Твою вверже в Днепр, обаче сия неврежденна в водах сохранися, подвизающи нас восхвалити Тя сице:
Радуйся, образ Твой, яко купину неопальну явившая; радуйся, икону Твою от пламене сохранившая.
Радуйся, по водам аки посуху от Киева даже до Минска икону Твою пренесшая; радуйся, воды Немиги и Свислочи явлением Своим освятившая.
Радуйся, Царице небесе и земли, Ейже вся стихии покоряются; радуйся, Тобою же на спасительныя стези люди наставляются.
Радуйся, потопа греховнаго усмирение; радуйся, свирепых страстей укрощение.
Радуйся, моря житейскаго благонадежное прохождение; радуйся, от земли на небо верных возведение.
Радуйся, дивное благодати знамение; радуйся, силы чудотворныя явление.
Радуйся, Пренепорочная Отроковице, града нашего небесная Заступнице.
Кондак 5

Боготечней звезде уподобилася еси пречестная икона Твоя, Богородительнице, лучи чудными осиявшая насельники града Минска. Они же, зряще таинственное явление ея на водах Свислочи, со умилением воспеша Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.

Видевше чудную икону сию, о Всемилостивая, и приемлюще яко дар Божий, люди христианстии взяша ю от воды и поставиша в церкви замковой в честь Преславнаго Рождества Твоего, и абие благодарно воззваша:
Радуйся, от иконы Твоея дары многоразличнии источающая; радуйся, яко Самой Ти сущей во иконе Твоей благодать нам изливающая.
Радуйся, грешников не отметающая; радуйся, кающихся тепле приемлющая.
Радуйся, града нашего неусыпная хранительнице; радуйся, за нас пред Богом любвеобильная ходатаице.
Радуйся, веры и благочестия исправление; радуйся, в молитвах ко Господу всемощное дерзновение.
Радуйся, болящих и немощствующих исцеление; радуйся, заблуждших на путь правый наставление.
Радуйся, благодати обильное дарование; радуйся, людей христоименитых непостыдное упование.
Радуйся, Пренепорочная Отроковице, града нашего небесная Заступнице.
Кондак 6

Проповёдниками чудес велиих, от иконы Минския истекающих, явишася мнози людие, ихже Ты, Премилосердная Владычице, поклонятися святыне сей научила еси, да неложно воспоют Богу: Аллилуиа.

Возсия и возвеличися вера наша по мнозех летех пленения лестнаго и неправаго, и паки возвратися икона Минская людем православным, иже с радостию воспеша Богородице:
Радуйся, Православия щите и ограждение; радуйся, отеческих уставов незыблемое утверждение.
Радуйся, маловерных вразумление;радуйся, в сомнении сущим снисхождение.
Радуйся, верных чад Церкве Православныя духовное услаждение; радуйся, отступников правыя веры посрамление.
Радуйся, православных немолчное похвало; радуйся, гонимым за веру несокрушимое забрало.
Радуйся, утесняемым скорое вспоможение; радуйся, мучеников и исповедников неизглаголанная отрадо.
Радуйся, искушаемым помоще; радуйся, обуреваемым пристанище.
Радуйся, Пренепорочная Отроковице, града нашего небесная Заступнице.
Кондак 7

Хотя Владыка наш и Судия Праведнейший вразумити землю Русскую за беззакония тмочисленная, попусти мучителем гнати Церковь Православную, да вси, в покаяние пришедше, возопиим Ему: Аллилуиа.

Новое наста испытание от Господа, егда соборный храм во граде Минске разрушен бысть от неистовых гонителей. Икона же Твоя, о Богомати, отъята и сокрыта бе от верных. Людие же православнии в сокрушении сердец возопиша к Богородице:
Радуйся, во дни правосуднаго Божия посещения гнев Его отводящая; радуйся, в тяжких злостраданиях нас не оставляющая.
Радуйся, лютыя крамолы обличающая; радуйся, душегубительная учения низлагающая.
Радуйся, благосердная наша вразумительнице; радуйся, непамятозлобная наша наставительнице.
Радуйся, в злых обстояниях неистощимое терпение; радуйся, с правосудием Божиим смирённое примирение.
Радуйся, малодушных и падших возстание; радуйся, духа уныния и боязни отгнание.
Радуйся, грехов наших отпущение; радуйся, Божие к нам благоволение.
Радуйся, Пренепорочная Отроковице, града нашего небесная Заступнице.
Кондак 8

Странное и ужасное нашествие иноплеменных постиже нас. Милосердием же Божиим одолев враги, людие, предстательством БогоМатери, отверзоша храмы православнии и воздаша благодарение Господеви, воспевая Ему: Аллилуиа.

Вся исполнися радости неизреченныя, егда раба Божия Варвара обрете чудный образ Твой, Мати Дево, сокрытый посреде праха и тления. Мы же, дивящеся таковому нечаемому обретению, восхваляем Тя:
Радуйся, веру Христову от поругания защищающая; радуйся, праведный гнев Божий на милость претворяющая.
Радуйся, отступников веры постыжающая; радуйся, нечестие грешников обличающая.
Радуйся, броне неуязвимая; радуйся, воеводо непобедимая.
Радуйся, от нашествия иноплеменных избавление; радуйся, от работы вражия свобождение.
Радуйся, видимых и невидимых супостат одоление; радуйся, враждующих скорое вразумление.
Радуйся, упокоение за други своя души положивших; радуйся, прославление за Веру и Отечество на поле брани убиенных.
Радуйся, Пренепорочная Отроковице, града нашего небесная Заступнице.
Кондак 9

Всякое разумение человеческое не возможет исчести страдания, кои претерпели граждане Отечества нашего в годину войн, лихолетий и в последнее время от беды чернобыльския. Взирая же на икону Твою, Богомати, яко на цельбоносное утешение, непрестанно поем: Аллилуиа.

Ветия суемудренныя соблазняются о древности иконы Минския и недоумеют постигнути таинственный Промысл Божий, сохранивший ю в огне и водах, от рук иноплеменных и злоумышлении супротивных. Мы же, прославляюще Богородицу пред чудотворным образом Ея, вопием таковая:
Радуйся, почитания святых икон увенчание; радуйся, иконоборнаго злочестия обличение.
Радуйся, душеполезных знаний преизобильное излияние; радуйся, душевреднаго мрака светлое озарение.
Радуйся, неверных смыслов милостивое просвещение; радуйся, неправо мудрствующих внезапное низвержение.
Радуйся, верных незыблемое уверение; радуйся, отъёмлющая духовное помрачение.
Радуйся, Промысла Божия прославление; радуйся, прегордых хулителей устрашение.
Радуйся, суемудренных премудро смиряющая; радуйся, заблуждших кротко вразумляющая.
Радуйся, Пренепорочная Отроковице, града нашего небесная Заступнице.
Кондак 10

Спасительное пристанище от житейских треволнений имамы во храме Духа Святаго Богоспасаемаго града нашего, идеже светозарная икона Твоя, Владычице, неотступно доныне пребывает, всех нас путеводя к жизни вечней. Сего ради о Тебе возглашаем Богу: Аллилуиа.

Стена и наступление не токмо граду нашему, но и всем с верою притекающим к Тебе, Преблагословенная, дадеся святая икона Твоя, еюже многажды благодеяла еси нам и отцем нашим, да вознесем Ти пение таковое:
Радуйся, ищущим спасения правый путь указующая; радуйся, снисшедших даже до дна адова молитвами Своими спасающая.
Радуйся, супротив нашествия иноплеменных нас воздвизающая; радуйся, от врагов Отечество наше избавляющая.
Радуйся, отчаянных скорое услышание; радуйся, недугов душевных и телесных безмездное врачевание.
Радуйся, печалей житейских утоление; радуйся, греховных язв очищение.
Радуйся, во обстояниях сущим всегдашняя помощнице; радуйся, людем благоверным усердная споспешнице.
Радуйся, нечаянная Радосте; радуйся, непостыдная Надежде.
Радуйся, Пренепорочная Отроковице, града нашего небесная Заступнице.
Кондак 11

Пение и моление о Богохранимей стране нашей, властех, воинстве и народе ея, приими пред чудотворным образом Твоим, Владычице, и спаси нас, яко держащая скипетр в руце Своей. Богомладенец же Иисус, имеяй в деснице державу, да дарует нам тихое и безмолвное житие, слышаще от нас: Аллилуиа.

Светлый праздник явления иконы Твоея, Приснодево, во граде Минске, исполняет ликованием сердца наша. Сего ради с верою припадающе и с любовию лобызающе чудный образ Твой, вопием Ти:
Радуйся, Богоспасаемому граду нашему милость показавшая; радуйся, нас грешных сиянием Своим просветившая.
Радуйся, присно силу Свою являющая; радуйся, предстательством Своим нас спасающая.
Радуйся, молитвы наша приемлющая; радуйся, хваления наша неотвергающая.
Радуйся, небожителями присно прославляемая; радуйся, собором белорусских святых и новомучеников сугубо воспеваемая.
Радуйся, людьми благочестивыми в позлащенную ризу облеченная; радуйся, многими бисерами и адамантами преукрашенная.
Радуйся, сердец наших тихое умиление; радуйся, жития нашего доброе устроение.
Радуйся, Пренепорочная Отроковице, града нашего небесная Заступнице.

Благодати Своея, о Всемилостивая Мати, не лиши нас грешных, претерпеваем бо днесь новые скорби и нестроения, никакоже имуще надежды оправдитися, но помози нам возстати от погибельных смут, да, о Тебе радующеся, воспоем Богу: Аллилуиа.

Поюще Небесную Заступницу нашу, веруем и исповедуем, яко и в последняя времена явиши благодатную помощь, и имиже веси судьбами сохраниши нас от соблазнов мира сего, да благодарно восхвалим Тя:
Радуйся, избавление наше от навет вражиих; радуйся, спасение от коварств лукаваго.
Радуйся, от сна греховнаго пробуждение; радуйся, беззаконий наших прощение.
Радуйся, пред Всевышним благоговейное предстояние; радуйся, полчищ сатанинских благомощное разсеяние.
Радуйся, погибших взыскание; радуйся, прельщенных вразумление.
Радуйся, напрасную смерть от нас отводящая; радуйся, о кончине христианстей нам ходатайствующая.
Радуйся, врата небесная нам отверзающая; радуйся, к жизни вечней нас приводящая.
Радуйся, Пренепорочная Отроковице, града нашего небесная Заступнице.
Кондак 13

О Всепетая Мати, Заступнице небесная града нашего, приими сию малую молитву и умоли Сына Твоего, Судию Праведнаго, да сподобит деснаго стояния нас, вопиющих Ему: Аллилуиа.

Сей кондак чтется трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак.

_____________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы - Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы - О чудесных явлениях БогоМатери.

Иконы Божьей Матери - Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице - Описание некоторых суеверий.

__________________________________________________

http://pravkurs.ru/ - Православный интернет курс дистанционного обучения . Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!

Богородица - одна из самых почитаемых фигур в православии и величайшая из всех христианских святых в мире. Она заступница и покровительница каждой заблудшей души. Именно поэтому иконы с ликом Божьей Матери имеют неземную любовь среди православного народа.

История Минской иконы

Минская икона Божией Матери вышла из-под руки святого апостола Луки , авторству которого принадлежит одна книга Евангелие и небольшое количество уникальных икон.

Привезенный образ на земли русские в 10 веке служил верой и правдой около пятиста лет, одаряя жителей Киева своей благодатной помощью. Но в 1482 году Киев подвергся нападению Крымского Хана. Город сожгли дотла, все храмы разграбили, а православных людей пленили. Очевидцы событий утверждали, что и лик Пречистой Девы враги не обошли стороной. Содрав с него золотую резу, надругавшись, иноверцы выбросили его в реку.

Спустя 18 лет в Минске икона явила себя неземным светом, указывающем на ее местонахождение. В реке Свислочь жители города выловили пропавшую икону, узнав ее и торжественно сопроводив святыню в замковую крепость. Святой лик отчасти пострадал, что потребовало некоего обновления и реставрации, однако чудодейственной силы не утратил. В след за повторным обретением иконы, которое датируется 13 августа 1500 года, произошло множество чудес и исцелений . За что образ Богородицы и получил свое гласное название.

Где находится икона

Святыне выпал тернистый путь скитания. У православных людей святой образ пробыл недолго и уже в 1616 году был отдан униатам, приверженцам католических устоев и порядков, в Свято-Духов монастырь. До 18 века икона Богоматери являлась достоянием католической веры, пока монастырь не был превращен в Кафедральный православный собор.

В 19 веке богатые особы городов Минска и Санкт-Петербурга решают отреставрировать и обновить лик Божией Матери, безвозмездно выделив для этого немалые средства. Но уже в 1936 году большевики изъяли чудотворный лик , разместив ее в запасниках краеведческого музея.

В период Великой Отечественной Войны Минская икона попала к немцам. И лишь смелая и добропорядочная жительница Минска отважилась выпросить православное достояние, для возвращения его на родину. В 1945 году Икона Богородицы возвращается в Свято-Духов кафедральный собор, где покоится и по сей день.

Описание Минской иконы Божией Матери

Изображение иконы не раз дописывалась, дойдя до современности уже в живописном варианте. Хотя изначально это был канонический вид, отводящийся к византийской манере написания икон. Анализ показывает нам, что лик Пречистой Девы во многом напоминает работы византийских мастеров.

На протяжение всего времени Минская икона Богоматери не раз обновлялась, на сегодняшний день она полностью записана маслом и добавлена такими элементами как: скипетром в руках Богородицы и державой в руке Богомладенца.

Богородичным образам свойственна мягкость и оттенок грусти, которые зритель может наблюдать вглядываясь в облик Богоматери. На ее лица едва заметно проступает грусть и скорбь, набирающие выразительность на фоне величественного образа Творца и Спасителя нашего Христа. Лаконичные контуры Божественного семейства украшены узорчатым узором, что придает им величества и значительности.

В разных местах России и Белоруссии данный образ интерпретировался по своему, постоянно дополняясь разными элементами: ангелами, голубями и коронами. Фигуры на списках иконы могут быть изображены в полный рост и обладать отличительными деталями, расходящиеся с оригиналом. Однако основной чертой данного изображения Богоматери является сохранность психологической выразительности.

В чем помогает икона

Минская икона Божией Матери имеет значительные размеры, что выделяет ее среди остальных мощной силой заступничества и покровительства. У такой иконы молились всем миром и получали множество спасений и исцелений.

Подле иконы Божией Матери «Минская» люди молят о разном. Но сила образа таит в себе помощь при избавлении от нашествий и гнета иноплеменных. Богоматерь помогает и в минуты скорби, печали, уныния и тоски . Молитвы подле святого лика избавят просящих от соблазнов и пристрастий пагубных. Как и любой Богородичный образ исцеляет от болезней, так и лик Пречистой Девы на Минской иконе пособит вам в борьбе за лично здоровье.

Молитва перед иконой Богородицы «Минская»

«Величественная и Воспетая Божия Матерь, Покровительница наша! К образу Твоему прибегаем в минуты тяжб и уныния. Ты являешь собой заступничество и покровительство. Прими молитву нашу и защити мир и покой на Земле для всех христиан. Взываем к Тебе, Владычица Мира, спаси нас от плена вражеского, он нашествия скверных, от войн и междоусобиц, от злости и вражды, от горестей и мук, от соблазнов дьявольских и пристрастий. Прими под покров Своей власти души наши и вразуми каждую молящуюся душу на путь истинный. Научи нас недостойных рабов Божьих жить с соблюдением заповедений и указа Господа. О, Пречистая Дева, не забудь о нас и день из дня пребывай с нами. Мы же склоним головы наши пред ликом святым и неустанно станем повторять молитвы, воспевая и славя Тебя. Передай молельни наши к Праведному Судье Господу нашему. Да помилуй нас и спаси своим ходатайством. Аминь.»

День памяти Минской иконы Божией Матери отмечается единожды и выпадает на 13 августа. В этот день особенной силой наделяются молитвы Богородицы и молитвенные просьбы об исцелении от болезней . Мы желаем вам крепкой веры. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

Чудотворная икона Божьей Матери "Минская" - одна из самых почитаемых святынь Беларуси.

Предание говорит, что Минская икона Божией Матери написана св. евангелистом Лукой. В конце X века она была перенесена великим князем Владимиром Равноапостольным вместе с другими св. иконами из греческого города Корсуня или Херсонеса в стольный град Киев.
Согласно церковному преданию, писал ее святой апостол и евангелист Лука по настоянию собратьев-апостолов и христиан, и находилась она в греческом городе Корсуне (Херсон). Увидев выполненную работу, Дева Мария якобы благословила свою первую икону и напутствовала ее как зримый знак своего постоянного благодатного присутствия среди людей, сказав, что благодать Божия будет с этой иконой беспрестанно.
В Киеве Минская икона Богоматери была поставлена во вновь построенной церкви во имя Рождества Богородицы, которая чаще всего называлась просто Десятинной. В ней образ Богоматери хранился более пятисот лет и за все это время неоднократно прославлялся чудесами.
Около 1500 года возникла война Шахмат-Гирея, хана заволжских татар, с Махмет-Гиреем, перекопским ханом. В это время на Киев напали татары и разграбили его. Подверглась разграблению и Десятинная церковь: один татарин сорвал с хранившегося в ней чудотворного образа Богоматери все драгоценные украшения, а саму икону бросил в волны реки Днепра. Казалось, что святыня Десятинной церкви навсегда уничтожена рукой святотатца-татарина.
Однако образ Владычицы Небесной через некоторое время чудесным образом приплыл по воде в Минск и остановился на реке Свислочи, против древнего замка минских удельных князей, где и был обретен жителями города. Последние заметили св. икону Богоматери потому, что от того места, где она остановилась, исходило необыкновенное сияние. Св. икона тотчас же была извлечена из реки Свислочи и торжественно при большом стечении местных городских и окрестных жителей перенесена в замковую Богородице-Рождественскую церковь.
Так как это обретение чудотворного образа Божией Матери произошло 13 августа, то и празднование ему было установлено в этот же день.
В замковой Богородице-Рождественской церкви икона Богоматери находилась около 116 лет. В 1616 г. 18 октября униатский митрополит Иосиф Вильямин Рутский распорядился перенести ее из православной замковой церкви в тогдашний униатский Свято-Духов монастырь. Его распоряжение было приведено в исполнение. Только после воссоединения униатов в 1839 г. эта святыня опять была возвращена православным.
Когда в городе Минске открылась православная архиерейская кафедра, тогда церковь Свято-Духова монастыря, где хранилась св. икона, была переименована в Петропавловский кафедральный собор.
В этом кафедральном соборе Минская икона Богоматери находится и до настоящего времени. Она помещается в средине храма, в киоте с левой стороны, при первом столпе от главного иконостаса. Высота ее — 2 аршина, а ширина — 1 аршин и 5 1/2 вершков. На ней изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем на левой руке. Икона писана яичными красками на деревянной доске и покрыта серебряной вызолоченной ризой, украшенной драгоценными |камнями. На этой серебряной ризе внизу вычеканена следующая краткая надпись исторического характера: «Сия икона Божией Матери с Младенцем Иисусом, поставленная великим князем земли Русския св. Владимиром в Киеве, в Десятинной церкви, а по разорении Киева татарами явившаяся 13 августа 1500 года в г. Минске, на реке Свислоче, и помещенная в замковой церкви, впоследствии же перенесенная в кафедральный собор, 1852 г. усердием православных облечена в новую серебряную ризу».
Перед Минской иконой Богоматери каждую субботу читается акафист «Всех скорбящих Радости». От нее и до сих пор продолжают совершаться различные чудесные знамения. Когда причт кафедрального собора вскрывает кружку, установленную для сбора пожертвований на украшение этой иконы, то он вместе с пожертвованиями в ней нередко находит и письма лиц, получивших исцеления.

Евгений Поселянин "Сказания о чудотворных иконах Богоматери". (1919г.)

С конца XVIII века Минская икона Божьей Матери находилась в Петро-Павловском соборе (ранее церковь Святого Духа).

Многое видел город за эти годы. Нет теперь в Минске церкви Рождества Богородицы, в 1937 году был разрушен кафедральный Петро-Павловский собор. Множество церковной утвари и образов безвозвратно погибли при этом, но снова Господь сохранил чудодейственную икону. До самой Великой Отечественной войны икона находилась в деревянном складе неподалеку от окружного Дома офицеров, хранясь в неподходящих для этого условиях, могла легко прийти в негодность, учитывая ее возраст. Однако и на этот раз промысел Божий не допустил гибели святыни. Во время войны набожная православная жительница Минска Варвара Васильевна Слобко обратилась к немецким оккупационным властям с ходатайством о передаче церкви собственности, которая находилась в данном складе. Разрешение было получено. И вот под слоем пыли женщина увидела дивный лик Найсвятейшей Богородицы. Так снова была найдена икона. Потребовалась кропотливая реставрация ее художником и иконописцем Г. Виером, которая целиком подтвердила древнее происхождение образа. Затем икона была передана в только что открытую Свято-Екатерининскую (в то время Петро-Павловскую) церковь, где находилась до 1944 года, то есть до закрытия этой церкви. В 1945 году она была перенесена в кафедральный собор Святого Духа, где и находится до сегодняшнего дня.

Какая глубоко поучительная для нас история этой чудодейственной святыни! Сколько раз Минская икона Божьей Матери могла погибнуть, но каждый раз оказывалась недосягаемой для огня, врагов и всепоглощающего времени. Каждый раз промысел Божий таинственно сберегал святой образ для нашего спасения и научения. Так Матерь Божья, заступница Минска (недаром же она размещена в окружении Ангелов на старинном гербе Минска), через свою икону принимала и принимает молитвы и надежны многих поколений минчан. И в наше нелегкое время безостановочно идут и идут к ней люди, молятся, ставят свечки, просят помощи и заступничества за всех нас с твердой верой в ее спасительную мощь.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Минская»

О Всепетая и Всеблагая Дево Богородице, небесная наша заступнице! К Тебе по Бозе, яко премилосердней Госпоже, соборне прибегаем и вопием: приими сие малое хвалебное пение, сохрани богоспасаемый град сей, емуже чудотворная икона Твоя во отраду и утешение дадеся. Молим Тя, Владычице Всемилостивая: избави нас от враг видимых и невидимых, от нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, от злаго обстония и скорби, от искушений, бед и болезней. Спаси и помилуй рабы Твоя: великаго господина и отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московскаго и всея Руси, преосвященныя митрополиты, архиепископы, епископы, весь священнический и монашеский чин и весь причет церковный. Приими под кров Твой власти и воинство богохранимыя страны нашея, вразуми и настави их право правити, заповеди Божия соблюдающе, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. О Пресвятая Владычице! Не забуди нас во вся дни жизни нашея и да пребывает с нами неотступно образ Твой честный. Во время же исхода нашего пролей теплую молитву ко Праведному Судии, да презрев безчисленная согрешения наша, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. Аминь.

Тропарь иконе Божией Матери Минская

На древе крестнем явйлася еси. Пренепорбчная Отроковице, от Царьграда и Киева " Богоспасаемому граду Минску милость показавши. / Просвети нас, грешных, сиянием Своим, / яви, яко присно, силу Свою, / спаси нас предстательством Своим / и избавляй от навет вражиих, / Тя бо Необоримую Стену и едину Надежду имамы.

Тропарь, глас 6
Кондак, глас 8
Благодарственная приносяще Ти раби Твои, Богородительнице, о всех, имиже благодеяла еси граду нашему, из глубины души взываем Тебе: не престани, Владычице, Матерними к Сыну Твоему молитвами подавати вся благая и спасительная всем с верою и любовию вопиющим Тебе: радуйся, Дево, христиан похвало.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

АКАФИСТ МИНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Тропарь, глас 6:

На водах Свислочи | явилася еси, Пренепорочная Отроковице, | от Царьграда и Киева | Богоспасаемому граду Минску милость показа, | просвети нас грешных сиянием Своим, | яви яко присно силу Твою, | спаси нас предстательством Своим | и избави от навет вражиих, | Тя бо необориму стену | и едину надежду имамы.

Кондак, глас 8:

Благодарственная приносяще Ти раби Твои Богородительнице, | о всех, имиже благодеяла еси граду нашему, | из глубины души взываем Тебе: | не престани, Владычице, матерними к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами | подавати вся благая и спасительная | всем с верою и любовию вопиющим Ти: | радуйся, Дево, христиан похвало

Кондак 1

Избранная от всех родов. Владычице Дево Богородице, ныне, припадающе к чудотворному образу Твоему, хвалебное пение и благодарение приносим Ти: радуйся, Пренепорочная Отроковице, града нашего небесная Заступнице.

Икос 1

Ангельские силы, прилежно молящиися и благоговейно служащии Ти, Пресвятая Дево, от лет древних на гербе Богоспасаемаго града Минска изображени быша во свидетельство чуднаго Твоего о нас попечения. Мы же земнороднии, дерзая подражати песни ангельстей, благодарственно Тебе поем:
Радуйся, о зачатии Сына от Духа Святаго Архангелом предвозвещенная; радуйся, благовестия Архангелова восприемнице смиренная.
Радуйся, Херувимов и Серафимов честнейшая; радуйся. Архангелов и Ангелов славнейшая.
Радуйся, превыше сил небесных вознесенная; радуйся, от горних воинств почитаемая.
Радуйся, лики ангельскими песнословимая; радуйся, от всех родов присно ублажаемая.
Радуйся, прибежище наше и заступление; радуйся, в скорбех и напастех вспоможение.
Радуйся, за христиан усердная молитвеннице; радуйся, за ны пред Богом милостивая предстательнице.
Радуйся, Пренепорочная Отроковице, града нашего небеснаяЗаступнице.

Кондак 2

Видевши святый образ Твой, Пречистая, святым Лукою первописанный, рекла еси: “С сим образом благодать Моя и сила да пребудет”. И во Минстем образе зряще сбытие словес Твоих, о Тебе прославим Господа, поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разумети не можно дивнаго Промысла Божия, како чудная икона Твоя, Богородице, насадителю веры православныя, благоверному князю Владимиру, на помощь дадеся во апостольстве его от Царьграда и Корсуни даже до Киева. Мы же, преискренне умиляющеся Твоему о роде нашем предстательству, верно вопием:

Радуйся, истиннаго благочестия наставнице; радуйся, языческаго нечестия искоренительнице.
Радуйся, чудотворною иконою аки драгоценным даром князя Владимира обогатившая; радуйся, в равноапостольных трудех его укрепившая.
Радуйся, власть демонскую сокрушившая; радуйся, веру православную в земли нашей утвердившая.
Радуйся, Тобою от прелести диаволи свобождаемся; радуйся. Тобою же познания Творца сподобляемся.
Радуйся, козней вражиих посечение; радуйся, верных чад Отцу Небесному усыновление.
Радуйся, зловерия идольскаго попрание; радуйся, учения Христова насаждение.
Радуйся, Пренепорбчная Отроковице, града нашего небесная Заступнице.

Кондак 3

Силу благодати, явленныя в честней иконе Твоей, Владычице, виде святый равноапостольный князь Владимир и со благоговением велиим постави ю в Десятинней церкви града Киева, вопиюще Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи попечение матернее о просвещенных людех земли Русския, соделала еси ю Домом Своим, и токи чудес от иконы Твоея преизобильно источила еси. Богородице, сего ради взываем Ти сице:
Радуйся, притекающих к иконе Твоей лучами чудес озаряющая; радуйся, обращающимся к ней безчисленныя милости подающая.
Радуйся, всём просящим море щедрот изливающая; радуйся, духовную радость нам соделавающая.
Радуйся, о людех православных присное попечение; радуйся, образ Твой даровавшая нам яко залог спасения.
Радуйся, источник благодати неистощимый; радуйся, кладезю сокровищ многоценный.
Радуйся, крепосте твердая веры православныя; радуйся, всем чтущим Сына Твоего помоще преславная.
Радуйся, путь истины указующая заблуждшим; радуйся, скоро поспешствующая на помощь Тя призывающим.

Кондак 4

Бури бед и напастей за грехи наша многажды на Русь воздвизаеми бышта, такожде и град Киев огню и мечу предаваем бе от нечестивых агарян, не ведущих пети истинному Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Улышав о богатстве Киева, хан агарянский во едино лето устремися расхитити е, и град той пожже. Воин же некий злочестивый, взяв ризу многоценную. Всеблагая Мати, икону же Твою вверже в Днепр, обаче сия неврежденна в водах сохранися, подвизающи нас восхвалити Тя сице:
Радуйся, образ Твой, яко купину неопальну явившая; радуйся, икону Твою от пламене сохранившая.
Радуйся, по водам аки посуху от Киева даже до Минска икону Твою пренесшая; радуйся, воды Немиги и Свислочи явлением Своим освятившая.
Радуйся, Царице небесе и земли, Ейже вся стихии покоряются; радуйся, Тобою же на спасительныя стези люди наставляются.
Радуйся, потопа греховнаго усмирение; радуйся, свирепых страстей укрощение.
Радуйся, моря житейскаго благонадежное прохождение; радуйся, от земли на небо верных возведение.
Радуйся, дивное благодати знамение; радуйся, силы чудотворныя явление.
Радуйся, Пренепорочная Отроковице, града нашего небесная Заступнице.

Кондак 5

Боготечней звезде уподобилася еси пречестная икона Твоя, Богородительнице, лучи чудными осиявшая насельники града Минска. Они же, зряще таинственное явление ея на водах Свислочи, со умилением воспеша Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше чудную икону сию, о Всемилостивая, и приемлюще яко дар Божий, люди христианстии взяша ю от воды и поставиша в церкви замковой в честь Преславнаго Рождества Твоего, и абие благодарно воззваша:
Радуйся, от иконы Твоея дары многоразличнии источающая; радуйся, яко Самой Ти сущей во иконе Твоей благодать нам изливающая.
Радуйся, грешников не отметающая; радуйся, кающихся тепле приемлющая.
Радуйся, града нашего неусыпная хранительнице; радуйся, за нас пред Богом любвеобильная ходатаице.
Радуйся, веры и благочестия исправление; радуйся, в молитвах ко Господу всемощное дерзновение.
Радуйся, болящих и немощствующих исцеление; радуйся, заблуждших на путь правый наставление.
Радуйся, благодати обильное дарование; радуйся, людей христоименитых непостыдное упование.
Радуйся, Пренепорочная Отроковице, града нашего небесная Заступнице.

Кондак 6

Проповёдниками чудес велиих, от иконы Минския истекающих, явишася мнози людие, ихже Ты, Премилосердная Владычице, поклонятися святыне сей научила еси, да неложно воспоют Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия и возвеличися вера наша по мнозех летех пленения лестнаго и неправаго, и паки возвратися икона Минская людем православным, иже с радостию воспеша Богородице:
Радуйся, Православия щите и ограждение; радуйся, отеческих уставов незыблемое утверждение.
Радуйся, маловерных вразумление;радуйся, в сомнении сущим снисхождение.
Радуйся, верных чад Церкве Православныя духовное услаждение; радуйся, отступников правыя веры посрамление.
Радуйся, православных немолчное похвало; радуйся, гонимым за веру несокрушимое забрало.
Радуйся, утесняемым скорое вспоможение; радуйся, мучеников и исповедников неизглаголанная отрадо.
Радуйся, искушаемым помоще; радуйся, обуреваемым пристанище.
Радуйся, Пренепорочная Отроковице, града нашего небесная Заступнице.

Кондак 7

Хотя Владыка наш и Судия Праведнейший вразумити землю Русскую за беззакония тмочисленная, попусти мучителем гнати Церковь Православную, да вси, в покаяние пришедше, возопиим Ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новое наста испытание от Господа, егда соборный храм во граде Минске разрушен бысть от неистовых гонителей. Икона же Твоя, о Богомати, отъята и сокрыта бе от верных. Людие же православнии в сокрушении сердец возопиша к Богородице:
Радуйся, во дни правосуднаго Божия посещения гнев Его отводящая; радуйся, в тяжких злостраданиях нас не оставляющая.
Радуйся, лютыя крамолы обличающая; радуйся, душегубительная учения низлагающая.
Радуйся, благосердная наша вразумительнице; радуйся, непамятозлобная наша наставительнице.
Радуйся, в злых обстояниях неистощимое терпение; радуйся, с правосудием Божиим смирённое примирение.
Радуйся, малодушных и падших возстание; радуйся, духа уныния и боязни отгнание.
Радуйся, грехов наших отпущение; радуйся, Божие к нам благоволение.
Радуйся, Пренепорочная Отроковице, града нашего небесная Заступнице.

Кондак 8

Странное и ужасное нашествие иноплеменных постиже нас. Милосердием же Божиим одолев враги, людие, предстательством Богоматери, отверзоша храмы православнии и воздаша благодарение Господеви, воспевая Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Вся исполнися радости неизреченныя, егда раба Божия Варвара обрете чудный образ Твой, Мати Дево, сокрытый посреде праха и тления. Мы же, дивящеся таковому нечаемому обретению, восхваляем Тя:
Радуйся, веру Христову от поругания защищающая; радуйся, праведный гнев Божий на милость претворяющая.
Радуйся, отступников веры постыжающая; радуйся, нечестие грешников обличающая.
Радуйся, броне неуязвимая; радуйся, воеводо непобедимая.
Радуйся, от нашествия иноплеменных избавление; радуйся, от работы вражия свобождение.
Радуйся, видимых и невидимых супостат одоление; радуйся, враждующих скорое вразумление.
Радуйся, упокоение за други своя души положивших; радуйся, прославление за Веру и Отечество на поле брани убиенных.
Радуйся, Пренепорочная Отроковице, града нашего небесная Заступнице.

Кондак 9

Всякое разумение человеческое не возможет исчести страдания, кои претерпели граждане Отечества нашего в годину войн, лихолетий и в последнее время от беды чернобыльския. Взирая же на икону Твою, Богомати, яко на цельбоносное утешение, непрестанно поем: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия суемудренныя соблазняются о древности иконы Минския и недоумеют постигнути таинственный Промысл Божий, сохранивший ю в огне и водах, от рук иноплеменных и злоумышлении супротивных. Мы же, прославляюще Богородицу пред чудотворным образом Ея, вопием таковая:
Радуйся, почитания святых икон увенчание; радуйся, иконоборнаго злочестия обличение.
Радуйся, душеполезных знаний преизобильное излияние; радуйся, душевреднаго мрака светлое озарение.
Радуйся, неверных смыслов милостивое просвещение; радуйся, неправо мудрствующих внезапное низвержение.
Радуйся, верных незыблемое уверение; радуйся, отъёмлющая духовное помрачение.
Радуйся, Промысла Божия прославление; радуйся, прегордых хулителей устрашение.
Радуйся, суемудренных премудро смиряющая; радуйся, заблуждших кротко вразумляющая.
Радуйся, Пренепорочная Отроковице, града нашего небесная Заступнице.
Кондак 10

Спасительное пристанище от житейских треволнений имамы во храме Духа Святаго Богоспасаемаго града нашего, идеже светозарная икона Твоя, Владычице, неотступно доныне пребывает, всех нас путеводя к жизни вечней. Сего ради о Тебе возглашаем Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и наступление не токмо граду нашему, но и всем с верою притекающим к Тебе, Преблагословенная, дадеся святая икона Твоя, еюже многажды благодеяла еси нам и отцем нашим, да вознесем Ти пение таковое:
Радуйся, ищущим спасения правый путь указующая; радуйся, снисшедших даже до дна адова молитвами Своими спасающая.
Радуйся, супротив нашествия иноплеменных нас воздвизающая; радуйся, от врагов Отечество наше избавляющая.
Радуйся, отчаянных скорое услышание; радуйся, недугов душевных и телесных безмездное врачевание.
Радуйся, печалей житейских утоление; радуйся, греховных язв очищение.
Радуйся, во обстояниях сущим всегдашняя помощнице; радуйся, людем благоверным усердная споспешнице.
Радуйся, нечаянная Радосте; радуйся, непостыдная Надежде.
Радуйся, Пренепорочная Отроковице, града нашего небесная Заступнице.

Кондак 11

Пение и моление о Богохранимей стране нашей, властех, воинстве и народе ея, приими пред чудотворным образом Твоим, Владычице, и спаси нас, яко держащая скипетр в руце Своей. Богомладенец же Иисус, имеяй в деснице державу, да дарует нам тихое и безмолвное житие, слышаще от нас: Аллилуиа.

Икос 11

Светлый праздник явления иконы Твоея, Приснодево, во граде Минске, исполняет ликованием сердца наша. Сего ради с верою припадающе и с любовию лобызающе чудный образ Твой, вопием Ти:
Радуйся, Богоспасаемому граду нашему милость показавшая; радуйся, нас грешных сиянием Своим просветившая.
Радуйся, присно силу Свою являющая; радуйся, предстательством Своим нас спасающая.
Радуйся, молитвы наша приемлющая; радуйся, хваления наша неотвергающая.
Радуйся, небожителями присно прославляемая; радуйся, собором белорусских святых и новомучеников сугубо воспеваемая.
Радуйся, людьми благочестивыми в позлащенную ризу облеченная; радуйся, многими бисерами и адамантами преукрашенная.
Радуйся, сердец наших тихое умиление; радуйся, жития нашего доброе устроение.
Радуйся, Пренепорочная Отроковице, града нашего небесная Заступнице.

Кондак 12

Благодати Своея, о Всемилостивая Мати, не лиши нас грешных, претерпеваем бо днесь новые скорби и нестроения, никакоже имуще надежды оправдитися, но помози нам возстати от погибельных смут, да, о Тебе радующеся, воспоем Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Небесную Заступницу нашу, веруем и исповедуем, яко и в последняя времена явиши благодатную помощь, и имиже веси судьбами сохраниши нас от соблазнов мира сего, да благодарно восхвалим Тя:
Радуйся, избавление наше от навет вражиих; радуйся, спасение от коварств лукаваго.
Радуйся, от сна греховнаго пробуждение; радуйся, беззаконий наших прощение.
Радуйся, пред Всевышним благоговейное предстояние; радуйся, полчищ сатанинских благомощное разсеяние.
Радуйся, погибших взыскание; радуйся, прельщенных вразумление.
Радуйся, напрасную смерть от нас отводящая; радуйся, о кончине христианстей нам ходатайствующая.
Радуйся, врата небесная нам отверзающая; радуйся, к жизни вечней нас приводящая.
Радуйся, Пренепорочная Отроковице, града нашего небесная Заступнице.

Кондак 13

О Всепетая Мати, Заступнице небесная града нашего, приими сию малую молитву и умоли Сына Твоего, Судию Праведнаго, да сподобит деснаго стояния нас, вопиющих Ему: Аллилуиа.

Сей кондак чтется трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак.

Более пятиста лет тому назад в Минске произошло событие, на долгие века вошедшее в историю города: 13 августа (по ст. ст.) 1500 года его жители обрели на водах Свислочи чудесно явленную икону Божией Матери, которая с тех пор именуется Минской и свято почитается православными христианами.


В явлении этой чудотворной иконы нельзя не видеть Промысла Божиего о нашем граде, за последние пять столетий много пострадавшем, пережившем несколько вражеских вторжений, не раз горевшем в огне пожаров и, тем не менее, уцелевшем, сохранившемся, несмотря на все пережитое; вновь восставшем из пепла и руин после окончания Второй мировой войны. Нельзя не обратить внимания на то, что все это время икона Минской Божией Матери неотлучно пребывала в городе: поначалу в Нижнем Замке, затем — в Верхнем Месте и никогда не износилась из него. Кто знает, может быть, поэтому Минск уцелел, не погиб в водовороте исторических потрясений и бурь?..

Ходатайством Пресвятой Богородицы жив каждый христианин, Ее же Предстательством у Престола Всевышнего во многом предопределяется течение истории. Еще в 1591 году городу Минску был дан герб, изображающий на голубом небе Матерь Божию в окружении ангелов. И разве не является чудом, особым знаком Милости Божией то, что и сегодня, несмотря на трагические потрясения, происшедшие в XX веке, этот герб, после некоторого перерыва, снова служит символом Минска, зримо напоминая всем о том событии, которое чудесным образом свершилось на водах Свислочи пятьсот лет назад!

О явлении в Минске в 1500 году чудотворной иконы рассказывает предание, которое находим в одной из книг историка Игнатия Стебельского, вышедшей в свет в Вильно в 1781 году. Он, в свою очередь, пользовался рукописью униатского иеромонаха Яна Ольшевского, жившего на рубеже XVII - XVIII веков. Одно время этот иеромонах-базилианин проходил послушание в Минске, занимался переписыванием церковных книг, в частности, житий святых. По сведениям ректора Минской Духовной Семинарии архимандрита Николая (Трусковского), глубоко интересовавшегося историческим прошлым Белой Руси, Ольшевский составил описание чудес, некогда происшедших от Минской иконы Божией Матери. В XVIII столетии это описание сохранялось в Минском Свято-Духовом базилианском монастыре. К сожалению, в последующем рукопись Ольшевского исчезла, и до сих пор неизвестно, уцелела ли она, и если да, то — где? Не исключено, что и до Ольшевского в том же монастыре сберегалось рукописное повествование, рассказывающее об иконе, но, возможно, предание о ней передавалось и устно. Как бы там ни было, о чудесном явлении Минской иконы мы узнаем от иеромонаха Яна Ольшевского в передаче Игнатия Стебельского. Последний пользовался также книгой некоего X. Гумпенберга под названием «Atlante Mariano» («Атлас Марии», на латинском языке), но обнаружить ее нам не удалось.

Кроме предания, дошедшего до нас в изложении Стебельского, какие-либо иные сведения о древнейшем периоде истории Минской иконы Божией Матери (до 1500 года) не приводятся больше никем. Все, кто упоминал об этой иконе позднее Стебельского, основывались на изложенном у него материале. Ни единым словом об иконе не обмолвился известный краевед XIX века Владислав Сырокомля, перу которого принадлежит достаточно подробный очерк «Минск», содержащий описание святынь города. Абсолютно никаких сведений о Минской иконе Божией Матери нет в недавно вышедшем фундаментальном сборнике статей; различных авторов «Чудотворная икона в Византии и Древней Руси» (Москва. 1996 год).

Все это, конечно, сильно ограничивает возможность coставления более-менее целостного представления об историческом прошлом святыни, но, отталкиваясь от того, что известно, можно попробовать хотя бы фрагментарно обрисовать пройденный ею путь.

Предание сообщает, что икона была писана Святым Апостолом и Евангелистом Лукою. В течение многих столетий она находилась в Византии. Ее появление на Руси оказалось связано с принятием нашими предками веры православной. Протоиерей Павел Афонский, написавший небольшую статью о Минской иконе, посвященную 400-летию ее чудесного обретения, высказывал предположение, что она была привезена Святым Равноапостольным Князем Владимиром из Корсуни (Херсонеса), города, находившегося на Крымском полуострове.

Предание говорит, что икона пятьсот лет хранилась в Десятинной церкви Киева, возведенной в конце X столетия. Однако в этом храме святой образ мог находиться только до 1240 года, пока во время нашествия татаро-монгол Киев не был разрушен, а вместе с ним на несколько столетий (до 1635 года) не прекратила свое существование и Десятинная церковь.

В тяжелую годину татарского погрома икона уцелела. Скорее всего благочестивые жители Киева ее где-то спрятали. В дальнейшем она могла украсить собою киевский собор Святой Софии Премудрости Божией...

В 1482 году Киев подвергся очередному опустошительному набегу татар. Крымский хан Менгли-Гирей, захватив город, «ограбил его и выжег, взяв множество пленных». Татары разорили Великую церковь Печерского монастыря, а также Софийский собор.

Вероятно, тогда один из татар содрал с древней иконы Божией Матери богато украшенную ризу, а саму икону бросил святотатственной рукою в воды Днепра...

Как говорят в народе: «Бог поругаем не бывает», и в 1500 году икона явилась жителям Минска. Предание сообщает об этом так: святой образ «то ли по воде, то ли против воды, чудесным способом, или через Ангелов перенесенный до Минска, на реке Свислочи под замком встал, а светом необычным с себя исходившим выданный, от обывателей места с воды добытый, и до церкви Замковой года 1500 дня 13 августа был сопровожденный».

Более столетия икона Божией Матери сберегалась в Нижнем Замке Минска, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которая в XVI веке считалась соборной. Наверняка, прослышав о чудесном явлении иконы, к ней на поклонение притекали паломники из различных областей Западной Руси, широко разнося известия об иконе. И поэтому не случайно Игнатий Стебельский упоминал икону Минской Богоматери в числе наиболее чтимых чудотворных икон нашего края, таких как Виленская, Эфесская, Смоленская.

Минули годы... В XVII столетии в Великом Княжестве Литовском и Русском широкое распространение получила так называемая уния. Многие храмы и монастыри насильственно отбирались у православных верующих и передавались униатам. Гонения обрушились и на жителей Минска.

Около 1616 года в Верхнем городе на месте захваченной у православных деревянной Свято-Духовой церкви униатский архимандрит Афанасий (Пакоста) начал строительство каменного базилианского храма, также названного в честь Святого Духа. Чтобы привлечь горожан к унии, в этот храм по распоряжению униатского митрополита Иосифа Рутского была перенесена чудотворная икона Минской Божией Матери. Предание указывает, что перенесение иконы совершилось в день памяти Святого Апостола и Евангелиста Луки. Значит, уже тогда считалось, что икона писана самим Апостолом Лукою.

В 1626 году сгорела соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Спустя некоторое время ее отстроили заново. В 1635 году минский бурмистр Лукаш Богушевич ходатайствовал перед униатским митрополитом Иосифом Рутским о возвращении чудотворной иконы в эту церковь, но получил отказ. В своем отказе бурмистру Иосиф Рутской писал: «Церковь будовати позволили... образу еднак Пречистой Девы Марыи преносит... неповелеваем, вечными часы оного пры церкви Стого Духа зоставившы, для того же болшая учтивост од законников емуся деет, и брацтво пры том образе в церкви Стого Духа заложено ест...».

Так Минская икона Богоматери оказалась в новом базилианском храме. При нем действовали два монастыря: мужской и женский. Сохранились интересные сведения о том, как почиталась икона монахами-базилианами.

В 1733 году униатский архимандрит Августин (Любенецкий) пожертвовал для ее особо торжественного почитания 1000 талеров. На эти деньги при Свято-Духовом храме содержалась капелла, которая пела во время богослужений перед иконою. Кроме того, ежедневно утром и вечером в храме игрались гимны, прославляющие Деву Марию и Ее икону: «Salve Reginas» («Радуйся Царице») и «О gloriosa Domina» («О славная Госпожа»).

Все это время жители Минска не забывали о том, где первоначально находилась икона Божией Матери. В визите (инвентарной описи) за 1779 год, содержащем описание замковой церкви Успения, которая раньше называлась Рождества-Богородичной, находим такую запись: «3 давней ведомости: образ цудовны Найсвятей Марыи Панны, кторы Базилианами... забраны... з замку до церкви Базилианов...». Эта запись определенно указывает на то, где изначально хранилась икона.

В конце XVIII столетия Минск вошел в состав Российской империи. Свято-Духов храм был передан православным и превращен в кафедральный собор. Таким образом, на том месте, где с незапамятных времен действовала православная церковь, она и возродилась!

В 1795 году кафедральный собор был освящен во имя Святых Апостолов Петра и Павла. В 1835 году он сильно пострадал от пожара, охватившего большую часть города, но икону удалось спасти.

В 1852 году Е.П. Шкларевич, супруга минского губернатора Ф.П. Шкларевича, при содействии нескольких благотворительных особ из Минска и Санкт-Петербурга, пожертвовала иконе Божией Матери новую, украшенную различными драгоценностями, серебряную вызолоченную ризу. Накануне празднования Рождества Христова эта риза была освящена епископом Минским и Бобруйским Михаилом (Голубовичем).

Свидетельством глубокого почитания чудотворной иконы в XIX веке является то, что каждый раз после окончания Божественной Литургии перед иконою с коленопреклонением пелся тропарь: «Под Твою Милость прибегаем Богородице Дево». В честь иконы был освящен правый придел собора Святых Апостолов Петра и Павла. Перед нею постоянно служились молебны.

В «Описаниях церквей и приходов Минской епархии» (1878 г. изд.) икона характеризовалась следующим образом: «Высотою два аршина, шириною аршин и 5 с 1/2 вершков, древнего византийского письма, писана на деревянной доске, покрыта вычеканенною из серебра 84 пробы полированною ризою; над ликами находятся серебряные же, вызолоченные венцы или короны; в короне Божией Матери находится шесть, а в короне Предвечного Младенца четыре небольших бриллианта; вся риза и короны в разных местах украшены разноцветными стразами».

Посещавший летом 1888 года Минск известный церковный историк и археолог, профессор Киевской Духовной Академии Н.И. Петров, побывав в Свято-Петро-Павловском соборе и поклонившись иконе, сделал такое примечание о ней: «несомненно, что это — одна из древнейших и наилучше сохранившихся икон во всем Северо-Западном крае».

Как и в древности, икона привлекала к себе многих богомольцев. Протоиерей Павел Афонский оставил нам заслуживающее внимание описание того, как поклонялись иконе Минской Богоматери до революции. «...Можно с достоверностью полагать, — писал он, — что даже и при настоящему оскудении веры в сердцах христиан, совершаются благодатные исцеления различных недугов и болезней по молитвам к Богоматери пред Минскою иконою Ея, о чем свидетельствуют приносимые иногда, по западно-русскому обычаю, пожертвования для украшения сей святой иконы в виде сделанных из различных металлов изображений разных частей тела (например, деланные из серебра изображения рук, ног или сердца), смотря по тому, в какой части тела болящий почувствовал облегчение после горячей молитвы пред Минскою иконою Богоматери; кроме того некоторые лица, получившие исцеления, вместе с пожертвованиями на украшение сей иконы, опускаемыми в кружку, прилагают иногда и краткие записи об исцелении от болезней, хотя не сообщают подробностей и имен своих».

В августе 1900 года православные жители Минска торжественно отметили 400-летний юбилей со дня обретения чудотворной иконы. Епископом Минским и Туровским Михаилом (Темнорусовым) была отслужена Литургия. К ее окончанию к Свято-Петро-Павловскому кафедральному собору прибыли крестные ходы из Екатерининского собора, Казанской церкви, Свято-Духова и Спасо-Преображенского монастырей города. На площади перед кафедральным собором в присутствии многих тысяч верующих был совершен праздничный молебен. С особой любовью и вниманием относился к иконе Минской Божией Матери епископ Митрофан (Краснопольский), занимавший местную кафедру с 1912 по 1916 год (в 1919 г. принявший мученическую смерть от гонителей Церкви Христовой). По его благословению в день чудесного обретения иконы ее стали выносить раз в год из кафедрального собора, ставить на специально устроенный аналой и служить молебны. На эти молебны к собору стекались крестные ходы из других храмов Минска. Этот благочестивый обычай существовал до начала революции.

Примечательное событие в жизни Минска произошло 22 октября 1914 года, когда наш город посетил светлой памяти Государь Император Николай II. «В соборе Его Величество был встречен Преосвященнейшим Митрофаном, епископом Минским и Туровским... с сонмом духовенства. При входе Его Величества в храм епископ Митрофан имел счастье приветствовать Государя Императора... Его Величество, выслушав приветствие, приложился ко Святому Кресту. После краткого молебствия, с провозглашением многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому... Его Величество поклонился особо чтимой Святыне — иконе Минской Божией Матери, копия которой епископом Митрофаном поднесена была Его Величеству при отбытии из храма».

Тяжелые времена настали в Минске после большевистского переворота. Весной 1922 года, во время кампании по изъятию церковных ценностей, с чудотворной иконы была снята ее риза. Прихожане кафедрального собора пытались сохранить ризу и выплатили за нее равную по стоимости сумму золотом и драгоценностями, но власти, охотно приняв этот сбор, через несколько дней «...содрали и саму ризу с иконы Божией Матери».

До 1935 года икона пребывала в Свято-Петро-Павлов-ском соборе. К тому времени храм захватили обновленцы, ратовавшие за отмену важнейших канонических правил жизни Церкви. Верующий народ мало посещал обновленческие храмы, в том числе и бывший кафедральный собор.

Темной ночью лета 1936 года Свято-Петро-Павловский собор был... взорван. Минск лишился одного из красивейших храмов, являвшегося подлинным украшением его исторического центра. Икону Божией Матери власти забрали в краеведческий музей. В запасниках этого музея, располагавшихся недалеко от Дома Офицеров, чудотворная икона пролежала до начала Великой Отечественной войны.

В 1941 году, после отступления Красной Армии, благочестивая православная жительница Минска Варвара Васильевна Слабко выпросила у немецких оккупационных властей чудотворный образ. Художник и иконописец Г. Виер отреставрировал икону и передал ее в церковь на Немиге. После закрытия этой церкви, в 1945 году икона Божией Матери была перенесена в Свято-Духов кафедральный собор, до революции служивший храмом мужского монастыря. В нем чудотворная икона свято сберегается доныне.

Святой Образ Минской Богоматери пережил много лихолетий. Ему поклонялись люди разных поколений. Матерь Божия помнит их всех, прибегавших к Ее заступничеству в своих нуждах и скорбях. Господь сохранил Ее чудную икону, «на водах Свислочи явившуюся еси», и для нас, грешных. Помолимся же, братья и сестры, Пресвятой Владычице нашей Богородице, да укрепит Она нас Своим молитвенным Предстательством у Престола Всевышнего в виду грядущих испытаний!