Open
Close

Пещерные храмы и монастыри древней индии. Пещерные города и храмы из разных уголков света

индиец/иностранец 10/250 рупий;
видеосъемка 25 рупий;
09.00-17.30 вт-вс;
Лицензированные гиды проведут для вас экскурсию за 600 рупий

Ревностно охраняя целую сокровищницу бесценных художественных артефактов из прошлого тысячелетия, буддийские пещеры Аджанта находятся в 105 км от Аурангабада. Их запросто можно назвать Лувром древней Индии. Это место гораздо старше, чем Эллора, и тоже занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пещерные храмы Аджанты были созданы во II в. до н. э., во времена династий местных правителей. Пещеры оставались нетронутыми в течение тысячи лет, пока в 1819 г. их случайно не обнаружили британские солдаты, охотившиеся на тигров. Пещеры в Аджанте сохранились лучше, чем в Эллоре, где они постоянно использовались в качестве жилищ.

Первые пещеры имели форму продолговатых помещений, в конце которых находились монолитные ступы. Помещения назывались чайтъи и служили кельями для буддийских монахов школы хинаяна («малая колесница») . Однако к IV в. н. э. на их место пришли монахи школы махаяна большая колесница») . Эти монахи были более склонны к роскоши, и, поселившись в пещерах, вырубили в скалах храмы (вихары) , щедро их украсив. Монахи и жили, и молились в этих огромных залах, расписывая их стены образами Будды и сценами из связанных с ним мифов, в то время как их предшественники были склонны к абстрактным символам.

Это одни из самых первых религиозных сооружений в стране. По иронии судьбы, расцвет Эллоры принес упадок Аджанте, а историки считают, что место было покинуто потому, что внимание переключилось на новые пещеры Эллоры. После того, как их покинули люди, пещерами завладела дикая природа. О них забыли до 1819 г., когда британские охотники под руководством Джона Смита случайно наткнулись на них.

Из этих 29 буддийских пещер Аджанты, пять - храмы, а остальные - монашеские кельи. Они выдолблены в утесе подковообразной формы, расположенном на 75 м выше ущелья, по которому бежит небольшая речка.

Первоначально у каждого храма была своя лестница, спускающаяся к воде. Пещеры пронумерованы от 1 до 29, с запада на восток. Осмотрев всего девять из них, вы получите представление о храмовом комплексе в целом. Начните с середины, с самой старой пещеры, затем идите на восток, а потом возвращайтесь к пещерам более позднего периода, куда можно попасть с западного входа.

Пещерные храмы Аджанты стоит посетить, в первую очередь, чтобы увидеть отреставрированные «фрески» - живопись темперой, украшающую многие интерьеры пещер. Хотя несколько других примеров древнего мастерства не уступают этим картинам в художественной ценности и красоте исполнения, эти картины, безусловно, ценятся как культурное наследие. Считается, что натуральные пигменты краски смешивали с клейкими веществами животного и растительного происхождения, чтобы приклеить их к сухой поверхности. Во многих пещерах есть небольшие дыры в полу, похожие на кратеры, которые во время рисования служили палитрой.

Несмотря на свой возраст, рисунки в большинстве пещер неплохо сохранились. Многие считают, что они сохранились благодаря тому, что пещеры находились в относительной изоляции человеческого влияния в течение нескольких веков. Но, как бы там ни было, нельзя сказать, что рисунки ни капельки не сгнили. Указатели на входе в комплекс содержат целый набор запретов и разрешений, созданных для того, чтобы уменьшить влияние человека на уязвимые места. Пожалуйста, придерживайтесь их.

Пещеры Аджанты

Тридцать пещер Аджанты устроились на отвесной скале подковообразного ущелья, внизу которого протекает река Вагхора. Все пещеры последовательно пронумерованы, за исключением пещер 29 и 30. Нумерация не имеет ничего общего с хронологией пещер; самые древние пещеры находятся в середине, они окружены более новыми с обеих сторон.

Пещеры 3, 5, 8, 22 и с 28 по 30 либо закрыты, либо в них нельзя попасть. Другие пещеры могут быть иногда закрыты на реставрацию. Например, во время нашего посещения пещера 10 снаружи была полностью облеплена строительными лесами. В высокий сезон посетителям можно находиться в пещерах по 15 минут. Во многих пещерах приходится разуваться (можно ходить в носках) . Пять пещер - это чайтьи, остальные 25 -вихары. Пещеры 8, 9, 10, 12, 13 и часть пещеры 15 - это древние буддийские пещеры, все другие датируются примернс V в. (периодом Махаяны) . В ранней, более строгой и более простой школе буддизме Будду никогда не изображали прямо - его присутствие обозначали символом, например, отпечатком ноги или «колес) закона».

Пещера 1 махаянская вихара, была найдена одной из последних во время раскопок и украшена красивее прочих. Здесь вы найдете версию Боттхисатвы Падмапани (Bodhisattva Padmapani) - самое известное и иконическое произведение искусства в Аджанте. Веранда в передней части пещеры ведет в большой зал для собраний, где находятся многие скульптуры и настенная роспись, знаменитые благодаря роскошной перспективе и впечатляющей детализации одежды, предметов обихода и выражений лиц. Все цвета на картине, за исключением ярко-синего (который получили из лазурита, добытого в Центральной Азии) , появились благодаря местным минералам. Обратите внимание на потолок, где изображены четыре оленя с одной на всех головой.

Пещера 2 - тоже махаянская вихара с украшенными колоннами и капителями и с несколькими рисунками. На потолке - геометрический и растительный орнамент. На фресках изображены сцены из сказок Джатаки (Jataka) , в том числе сон матери Будды: слон с шестью бивнями, который ознаменовал просветление ее сына.

Пещера 4 - самая большая вихара в Аджанте, ее потолок поддерживают 28 колонн. Хотя пещера так и не была завершена, здесь находится много впечатляющих скульптур, в том числе люди, убегающие от «восьми великих зол» под защиту Авалокитешвары.

Пещера 6 - единственная двухэтажная вихара в Аджанте, но нижний этаж частично обвалился. Внутри есть статуя сидящего Будды, а дверь в храм украшена сложным узором. Наверху зал окружен кельями с рисунками на дверных проходах.

Пещера 7 отличается необычным дизайном с крыльцом перед верандой, которая ведет к четырем кельям и красиво украшенному храму со скульптурами.

Пещера 9 - одна из самых древних чайтья в Аджанте. Хотя она датируется периодом раннего буддизма, две фигуры возле входа, вероятно, установили позднее, уже в эпоху Махаяны. По обеим сторонам пещеры и вокруг трехметровой дагобы стоят колонны. Сводчатая крыша хранит следы деревянных балок.

Пещера 10 считается самой старой (200 г. до н.э.) . Именно ее первой обнаружили британские охотники. По оформлению она похожа на пещеру 9; это самая большая чайтья. Фасад сильно ослабел, и многие рисунки пострадали, в некоторых местах - от надписей, оставленных после открытия пещер. На одной из колонн вырезано имя Смита, которое он оставил для потомков.

Пещера 16 - это вихара с лучшими рисунками в Аджанте. Пещера служила входом для всего комплекса. Самый известный рисунок - «умирающая принцесса» - изображает Сундари, жену сводного брата Будды, Нанды. По легенде, Сундари умерла, когда узнала, что ее муж отрекся от земной жизни (а значит, и от нее) , чтобы стать монахом. Резные фигуры поддерживают потолок, чьи архитектурные детали имитируют дерево. Здесь есть скульптура учителя Будды на троне со львом, который учит благородному восьмеричному пути.

Пещера 17 с гномами, окружающими колонны, содержит лучше всего сохранившиеся и самые разнообразные рисунки в Аджанте. Среди других знаменитых изображений есть принцесса, которая наносит макияж, принц, который пытается соблазнить свою возлюбленную, спаивая ее вином; Будда, который приходит домой после просветления, чтобы извиниться перед женой и изумленным сыном. Детальная картина повествует об экспедиции принца Симхалы (Simhala) в Шри-Ланку: он с 500 товарищами потерпел кораблекрушение возле острова, где живут людоедки, которые превращаются в прекрасных девушек, чтобы поймать и съесть своих жертв. Симхала спасается на летающем коне, а после этого возвращается, чтобы завоевать остров.

Пещера 19 - потрясающая чайтья с очень детальной резьбой на фасаде; главная особенность пещеры - окно в форме подковы. Две прекрасные статуи Будды находятся по обе стороны входа. Внутри расположена тройная дагоба, впереди нее находится изображение Будды. Снаружи пещеры - потрясающее изображение царя Нага (Naga king) , обращенное на запад. Его шею обвивают семь змей. Его жена, у которой на шее красуется только одна кобра, сидит рядом.

Пещера 24, если бы она была закончена, стала бы самой большой вихарой в Аджанте. Зато можно увидеть, как строили эти пещеры: в скале вырезали огромные галереи, а затем обрушивали скалу между ними.

Пещера 26, огромная, разрушенная чайтья, теперь отлично освещается. В ней несколько скульптур, которые нельзя пропустить. На левой стене находится огромная скульптура «отклоненного назад Будды», который готовится отправиться в нирвану. Среди других изображений есть искушение Будды злым божеством Майя.

Пещера 27 - фактически вихара, которая соединена с пещерой 26 - чайтьей.

Информация

Камера хранения рядом с туалетами возле главной кассы - надежное место, где можно оставить технику на хранение за один предмет на четыре часа) в том случае, если вы приехали в Аджанту по пути из Аурангабада в Джалгаон или наоборот. Пещеры находятся в конце крутого короткого подъема,который начинается возле кассы; люди старшего поколения могут заказать четырех носильщиков, которые поднимут их наверх на кресле (400 рупий) .

По трудно объяснимым причинам на момент написания книги власти затеяли строительство нового комплекса возле Т-образного перекрестка. По слухам, они собираются воспроизвести основные пещеры под современными куполами с климат-контролем!

Дорога в пещеры Аджанты и обратно

Автобусы из Аурангабада или Джалгаона останавливаются на Т-образном перекрестке (где трасса пересекается с дорогой к пещерам) , в 4 км от пещер. Отсюда, заплатив символические 7 рупий, поспешите к месту отправления экологически чистых автобусов, которые можно узнать по зеленому цвету (с конд./ без конд. 12/7 рупий) . Они довезут вас до самых пещер. Автобусы регулярно возвращаются к Т-образному перекрестку (каждые полчаса, последний автобус в 18.15) .

Все автобусы MSRTC, которые идут через Фардапур, останавливаются на Т-образном перекрестке. После закрытия пещер вы можете сесть в автобус до Аурангабад или Джалгаон рядом с MTDC Holiday Resort в Фардапуре, в одном км от главной дороги на Джалгаон. В Фардапуре есть такси; за 900 рупий вас довезут до Джалгаона.

Если вы хотите лучше узнать историю правящих династий и религиозных культов Индии, сделать это вам помогут сохранившиеся памятники архитектуры, наглядно рассказывающие о величии древних империй. Безусловно, одним из важнейших памятников древней истории являются пещерные храмы Индии, служившие убежищем и основным центром обучения для последователей буддизма индуизма и джайнизма с начала нашей эры.

Самые знаменитые и хорошо сохранившиеся пещерные храмы расположены в штате Махараштра рядом с г. Аурангабад - древней столицей могольской империи. Задолго до прихода моголов, этот регион был центром развития торговли и религии. Древние торговые пути проходили через равнины Декана а паломники находили себе убежище в пещерах, которые перестраивались под духовные обители.

Я хочу рассказать о пещерных храмах Аджанта и Эллора - истинных бриллиантах древнеиндийского искусства и архитектуры. Еще в начале нашей эры существовали торговые пути по территории плато Декан (современный штат Махараштра), вместе с торговцами шли первые буддийские подвижники, неся свою веру на территорию южной Индии. Чтобы спасаться от сезонных дождей и палящего солнца путешественникам были необходимы укрытия. Строительство монастырей и храмов – дело долгое и затратное, поэтому первые пилигримы выбирали своим убежищем пещеры в скалистых горах, которые давали прохладу в зной и оставались сухими в сезон дождей.

Первые буддийские пещеры вырезались во 2 веке до н.э., тогда это были простые и незамысловатые убежища. Позже на рубеже 4-6 веков пещерные храмовые комплексы разрослись в огромные монастырские города, где жили сотни монахов, а пещеры превратились в трехэтажные монастыри, искусно украшенные скульптурами и настенной живописью.

В пещерных городах Аджанта и Эллора последовательно исповедовались три религии – индуизм, джайнизм и буддизм. Сейчас на территории комплексов можно увидеть древние статуи и настенную живопись этих трех религий. Так, первыми жителями пещерных городов были буддисты, затем пришли индуисты, и последними по времени вырезались джайнистские храмы, хотя не исключено, что последователи всех религий уживались здесь одновременно, создавая толерантное религиозное общество в середине первого тысячелетия.

Аджанта


Пещерный храмовый комплекс Аджанта находится в 100 км от г. Аурангабад, он расположен в русле реки Вагхур и вырубался со 2 века до н.э. по середину 7 века н.э. На протяжении столетий древние скульпторы методично вынимали грунт из базальтовой породы а интерьер пещер украшался изящными скульптурами и фресками.

В конце 5 века пала династия Харишена, которая являлось основным спонсором строительства пещер, и постепенно комплекс был заброшен. Монахи покинули их уединенную обитель, а местные жители постепенно забыли о существовании пещерных храмов. Джунгли поглотили пещеры, замуровав входы толстым слоем растительности. В пещерах образовался искусственный микроклимат, который сохранил до наших времен фрески начала первого тысячелетия, аналогов которым нет не только в Индии, но и во всем мире. Таким образом, пещеры донесли до наших дней красоту древних мастеров.

Комплекс был обнаружен офицером британской армии Джоном Смитом в 1819 г. во время охоты на тигра. С противоположенного берега р. Вагхар он увидел арку входа в пещеру №10.

"Граффити" офицера Джона Смита, которое он оставил в 1819 году.

Позднее было обнаружено 30 пещер, комплекс был расчищен и частично отреставрирован, а в 1983 г. комплекс пещерных храмов Аджанта был включен в мировое наследие Юнеско.

Сейчас это одна из самых известных достопримечательностей центральной Индии. На данный момент в комплексе можно посетить 28 пещер, относящихся к буддийской традиции. В пещерах 1,2,9,11,16,17 сохранились древние фрески а в пещерах 9,10,19,26 вы увидите изящную буддийскую скульптуру.

Некоторые пещеры служили местом исполнения ритуалов и групповых молитв, они называются «чатьи» или залы для собраний, другие служили местом обитания монахов, они называются «вихары» или монастыри. Пещеры имеют разную планировку и степень декорации.

Некоторые пещеры находятся на стадии разработки, по этим примерах наглядно видно как происходила постройка комплекса.
С противоположенного берега реки Вагхар открывается прекрасный вид на весь комплекс, масштаб комплекса действительно впечатляет.

Ранее у каждой пещеры был свой персональный спуск к реке для забора питьевой воды, была разработана система накопления дождевой воды, и водотока в период муссонов. Стены большинства пещер были расписаны детальными фресками, секрет нанесения которых до сих пор не разгадан, отдельные хорошо сохранившиеся участки убеждают нас в высоком уровне мастерства древних живописцев, а перед глазами встает забытая история и обычаи тех веков.

"Визитная карточка" Аджанты - изображение бодхисатвы Падмапани!

Безусловно, посещение пещерных храмов Аджанты создаст одно из самых интересных впечатлений от Индии, но оно будет не полным без посещения комплекса Эллора, который находится неподалеку. Не смотря на то, что оба комплекса схожи по идее, они абсолютно разные по исполнению.

Эллора


Пещерных храмовый комплекс Эллора, находится в 30 км от Аурангабада, вырубался комплекс в период 5-11 века, и насчитывает 34 пещеры, 12 из которых буддийские(1-12) 17 индуистские (13-29)и 5 джайнистские(30-34), вырубавшиеся в хронологическом соответствии.

Если комплекс Аджанта знаменит своими фресками, то в Эллоре - это безусловно скульптура. Истинный рассвет Эллора приобрела с увяданием Аджанты, видимо большинство монахов и мастеров перебралось сюда начиная с 6 в н.э. В Эллоре зрителя потрясает масштабность построек, так например некоторые пещеры представляют собой трехэтажные «вихары» - монастыри где могло проживать до нескольких сот монахов монахов. Безусловно такой размах потрясает, особенно если учесть что даты строительства относятся к 5-7 векам н.э.

Но истиной жемчужиной комплекса является храм Кайласанатх (владыка Кайласа) или пещера №16.

Этот 30 метровый храм высекался на протяжении 100 лет в течении 8 века. Для его строительства было извлечено 400 000 тонн горной базальтовой породы, при этом не одна деталь не заносилась в храм снаружи, все вырезалось в горной базальтовой породе сверху вниз как на современном 3Д принтере. Безусловно, ничего подобного я не встречал нигде в Индии. Этот шедевр древнего зодчества встает на один уровень с храмами «Ангор Ват» в Камбодже и «Баган» в Бирме, вот только даты постройки практически на тысячелетие раньше!

Храм является аллегорией священной горы Кайлас в Тибете, на которой по легенде пребывал в медитации господь Шива. Раньше весь храм был покрыт белой штукатуркой, дабы походить на заснеженую вершину Кайласа, все скульптуры были искусно расписаны красками, детали которой можно разглядеть и сейчас, множество галерей храма украшены детальной резьбой по камню. Чтобы понять величие храма Кайласанатх, его надо увидеть своими глазами. Фотографии с трудом могут передать его величие и красоту!

Аурангабад

Храмы Аджанты и Эллоры притягивают множество туристов из Индии и со всего мира, в праздники здесь может быть достаточно многолюдно, а чтобы лучше понять историю в камне рекомендуется совершать осмотр в сопровождении гида.

Базой для осмотра храмов лучше выбирать город Аурангабад, здесь множество отелей на любой вкус и кошелек, добраться сюда можно на поезде, самолете или автобусе из Мумбаи и Гоа. Отдыхающие в Гоа могут совместить посещение пещерных храмов с пляжным отдыхом.

Помимо пещерных храмов сам город хранит множество памятников истории, правда намного более позднего периода. В 17 веке здесь правил великий могольский султан Аурангазеб. Самый впечатляющий памятник того времени-это мавзолей «Бибика Макбара», который часто называют маленький Тадж. Этот прекрасный мавзолей из белого мрамора возвел император Аурангзеб в память о своей жене Рабиа Уд Даурани, он имеет большое сходство с Тадж-Махалом в Агре, где похоронена мать Аурангзеба.

Посещение пещерных храмов Аджанта и Эллора безусловно одно из самых ярких и запоминающихся впечатлений от Индии.

Поездку в Аурангабад легко совершить за 2 дня, осмотр пещерных храмов будет прекрасным дополнением к отдыху на пляжах Гоа. Присоединяйтесь к нашим турам и откройте древние сокровища Индии.

Те, кому довелось увидеть буддийских монахов, считают, что эти люди способны лишь к созерцанию и медитациям, а жизнь их течет неторопливо и спокойно. Однако же так было не всегда, ведь на заре нашей эры монахи своими руками создавали уникальные произведения искусства, посвящая трудам всю свою жизнь.

Этими произведениями стали пещерные храмы, которые выдалбливались в скалах с помощью элементарных инструментов и которые при этом красотой и величием превосходят многие современные творения.

Знаменитые пещеры Индии

Начиная с I века нашей эры последователи буддийской религии стали использовать для создания храмов не только равнинные территории, но и скалы. Выдалбливая в камне пещеры или преображая природные расщелины в горах, они создавали святилища, скрытые от дневного света, но от этого не менее прекрасные.

Размеры храмов поражают воображение — на сотнях квадратных метров располагаются скульптуры, фрески, картины, ввысь уходят гигантские статуи и изящные колонны, выполненные с помощью простой стамески.

Среди множества пещерных храмов Индии , можно выделить несколько огромных комплексов, в которых Будде и Шиве посвящены десятки святилищ, алтарей и статуй, ставших настоящими «городами» религии.

Пещеры Элефанта

Неподалеку от Мумбаи , в самом сердце острова Гхарапури, расположен огромный «храмовый город» — пещеры Элефанта, или Слоновьи пещеры, посвященные Шиве. Экскурсию сюда предлагает каждое уважающее себя туристическое агентство, специализирующееся на Индии, а если организованные туры вас не прельщают, можете арендовать у местных рыбаков лодку и добраться на остров за 10 $.

Свое название остров и храмовый комплекс получили от португальских моряков, которые, оказавшись здесь в XVI веке, увидели одну из огромных окружающих храм скульптур, выполненную в форме слона. Попытка вывезти диковину завершилась неудачей — слишком велика была статуя, однако географическое название сохранилось.

Четыре храма Шивы были высечены здесь в V-VII веках в семи пещерах, объединенных в величественный ансамбль. Центром его служит шестиметровая фигура трехголового Шивы, символизирующая все его ипостаси (Создатель, Разрушитель, Спаситель). А стены храма покрывают многочисленные барельефы, изображающие повседневную жизнь богов.

Пещеры Аджанта

В штате Махараштра расположены 29 буддийских храмов, высеченных в утесе у реки во II веке до нашей эры трудолюбивыми монахами. Пещеры, представляющие собой и монастыри, и залы для молитв, активно посещались почти тысячу лет, а затем были заброшены. Лишь в начале XIX века храмовый комплекс Аджанты вновь открылся для путешественников и поклонников религии.

29 пещер соединены между собой галереей, а в некоторые из них сохранились отдельные входы с улицы. Все они изображают жизнь Будды, его деяния и образы, в которые он перевоплощался. Самыми красивыми считаются первые две пещеры, которые сохранились лучше всего. От пола до потолка они покрыты резными миниатюрными фигурками, росписями и фресками.

Некоторые тайны этих пещер не раскрыты до сих пор, например, историки не смогли объяснить, как художники рисовали во мраке, не используя факелы. Не знают ученые, и на основе чего изготовлены светящиеся краски, которыми выполнены некоторые рисунки.

Пещеры Эллора

С VI по IX века неподалеку от города Аурангабад были вырезаны в базальтовых скалах еще 34 пещеры, разделившиеся на три части: буддистскую, индуистскую и джайнскую.

Эти роскошные храмы не зря стали объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО — удивительная тонкость отделки, сложность архитектуры и величие природы, сочетаясь, превращают их в настоящее сокровище Индии. Многочисленные цветы лотоса, львы, изображения богов и людей покрывают стены храмов.

Удивительно то, что некоторые из них вырезаны в скалах не снизу или сбоку, а сверху. То есть древние мастера еще до начала работы очень точно представляли себе все, что планируют создать, и гениально умели работать с камнем.

Десятки пещерных храмов, разбросанных по просторам Индии, недаром интересны туристам. Побывайте в одном из них при первой же возможности и поразитесь их величию и мастерству древних зодчих.

В 30 километрах от Аурангабада расположены всемирно известные пещерные храмы Эллора, благодаря хорошей сохранности и поразительным размерам пещеры привлекают туристов со всего мира. Именно пещерные храмы Эллоры и Аджанты наполняют отели города Аурангабад под завязку.

Пещеры в Эллоре могут соперничать с такими признанными чудесами света как Египетские пирамиды, Камбоджийский Ангкор Ват и т.д.. Весь пещерный комплекс, состоящий из 34 пещер внесен в список ЮНЕСКО и ревностно охраняется этой уважаемой организацией.

Все пещерные храмы в Эллоре можно разделить на несколько групп, буддистские, индуистские, джайнские и отдельно от всех храм Кайласа (Kailasa Temple пещера 16). Для удобства туристов, все пещеры пронумерованы и имеют информационные таблички (на английском), так что проблем с поиском необходимых пещер быть не должно.

История пещер Эллоры

По вопросу происхождения и целесообразности постройки пещерных храмов постоянно ведутся научные дискуссии и на сегодняшний день имеется несколько теорий о том, для чего же обычные смертные выгрызли из скалы такие красоты.

Считается что пещерные храмы Эллоры были построены на пути крупного торгового пути, и в непосредственной близости к сегодняшнему Даулатабаду , в окрестностях которого тоже имеются буддистские пещеры. Успешные купцы жертвовали часть своей прибыли на постройку храмов, что могло лишь способствовать процветанию их торговли.

Удивляет факт толерантности, ведь три верования прекрасно уживались бок о бок и прекрасно вели хозяйственную деятельность, так некоторые пещеры изначально предполагались под одну религиозную ветвь с легкостью могли быть перестроены под нужды другой религии и никто не воевал.

Всего в Эллоре 34 пещеры, 12 буддистских, построенных в период с 600 по 800 года н.э., 17 индуистских, построенных в период с 600 по 900 года н.э. и всего 5 джайнских, построенных в период с 800 по 1000 года н.э.

Если посмотреть вглубь истории, то Эллора отчетливо демонстрирует период возрождения индуизма во времена династий Чалукья и Раштракута, за которым следует упадок буддизма на территории Индии. Что характерно, так это джайнские храмы в Эллоре, их всего 5, но могло быть значительно больше, ведь власть активно поддерживала это религиозное направление.

Все пещеры на территории комплекса пронумерованы, нумерация начинается с южной стороны (буддистские пещеры), первые номера пещер расположены по правой стороне от храма Кайлас, который сразу напротив входа.

Самой грандиозной постройкой в Эллоре является храм Кайласа - это имитация горы Кайлас в Гималаях, на которой по легенде живет бог Шива. Фотографии уникального храма Кайлас можно найти в любом туристическом путеводителе по Индии, но вживую храм поражает еще сильнее.

12 буддистских пещер расположены южнее от храма Кайласа и многие из них выглядят очень просто и не вызывают восхищения, но особняком стоит пещера номер 10, она считается самой красивой буддистской пещерой во всей Индии. Обязательно посетите пещеру номер 10.

Индуистские пещеры настолько эмоциональны (к примеру тот же храм Кайласа), что вы их сразу отличите от всех остальных. Еще одна отличительная черта индуистских пещер - наличие фаллических лингамов, характерных особенностей присутствия бога Шивы. Большинство индуистских пещер в Эллоре вырезали сверху вниз, так что никаких строительных лесов древние строители не использовали.

Мало кого удивишь современными многоэтажными зданиями, творениями из стекла и стали, которые возвышаются до небес. Да, их строительство требует немало капиталовложений, да, нужно большое мастерство архитекторов, а затем и строителей. Мы гордимся достижениями промышленности, выпускающей все более совершенное оборудование. Ежегодно появляются сведения о новых разработках в области технологий. А теперь представьте, что вам нужно построить здание без помощи чудо-инструментов.

И все-таки, это возможно. Если вы приедете в Индию, не откажите себе в удовольствии осмотреть храмы Индии . Удивительно, но они вырезаны прямо в горных породах, руками буддистских монахов. Сердца этих людей были наполнены любовью к Будде и принципам, которые он исповедовал. Религиозные чувства людей нашли свое отражение в великолепных монастырях. Храмы Индии производят впечатление не только внешним обликом, но и внутренним убранством помещений: скульптурами, узорами на стенах, фресками.

Предлагаем вашему вниманию десятку самых известных творений индийских монахов. Некоторые из них труднодоступны, но насколько интересны! Давайте же познакомимся с ними поближе.

Пещерные храмы Индии:

Храмы Индии. Пещеры Эллоры

Таково название храма, созданного примерно полторы тысячи лет назад из пещер склонов Чаранандри. Верующие выдолбили в холмах тридцать пещер, чтобы у монахов было пристанище, когда они захотят уединения и духовной гармонии. Вызывают восхищение своды пещер, украшенные затейливыми письменами. Храм принимал последователей трех самых известных религиозных течений – , буддизм и его ответвления, джайнизм.

Храмы Индии. Пещеры Аджанта

Этот храм также состоит из пещер, целых 34 штуки, с любовью украшенные древними индийцами. Ему более двух тысяч лет, построен он был примерно в первом веке до нашей эры. Как и большинство буддистских храмов, Аджанта испещрена понятными лишь искусствоведам знаками, которые могут рассказать немало о культуре и обычаях того времени. Но есть, на что обратить внимание и любознательным туристам: невозможно остаться безучастным при виде великолепных фресок, которыми расписан каждый квадратный сантиметр пещер.

Храмы Индии. Пещеры Вараха

В седьмом веке н.э. южная Индия оказалась под властью династии Паллава. Правители почитали традиции индуизма, а чтобы прославить верховного бога Вишну, создали в горных пустотах четыре пещерных храма. Также они посвящены богине Бхуми, которая является земной покровительницей. Так что потрясающие своей архитектурой храмы посвящены, в какой-то мере, единению различных божеств.

Храмы Индии. Ундавалли

Семь пещер были вырезаны поклонниками индуизма в песчаной породе. Их создание датируется примерно 400 г нашей эры. Храмы Ундавалли восхваляют каждого из главных богов индуизма – Вишну, Шиву и Брахму. Обычно верующие выбирали для поклонения одно из божеств, однако данное творение в равной степени касается каждого из священной тройки, подчеркивая их единство.

Пещеры Элефанта

Другое их название – Слоновьи пещеры. Следует помнить, что слон всегда занимал особое место в индийской мифологии, да и в обычной жизни эти животные немало помогали людям. Семерка Слоновьих пещер находится на одном из островов Аравийского моря. Их создание относится к 5 веку нашей эры, и до того, как в 16 веке ко власти пришли португальцы, пещеры были священным местом. Часть пещер посвящена богу Шиве, а часть восхваляет полностью все буддистское учение. Что касается слонов, то пещеры получили свое название благодаря статуям, которыми окружен комплекс.

Амарнатх

Этот храм относится к третьему веку до нашей эры. Интересно его строение: Амарнатх полностью аутентичен, поскольку происходит из натуральных пород. Внутри пещера заполнена белым сталагмитом. Он продолжает расти, подпитываясь известняком, и напоминает по форме лунные очертания в различных фазах. Поклонялись в храме индуистскому божеству Шива.

Храмы Индии. Удаягири

Так называется святилище из четырнадцати храмов, построенное в пятом веке н.э. Его можно найти над одним из индийских каньонов. Вы сразу заметите храмы благодаря необычной форме входов и установленным там статуям, изображающим морду борова. Храм предназначен для последователей буддизма.

Храмы Индии. Канхери

Они были созданы в первом веке до нашей эры. Этот комплекс характерен несколькими необычными для индуистских храмов особенностями. Во-первых, он расположен не среди скал, а в глубокой чаще джунглей, куда непросто добраться. Во-вторых, он представляет собой аж 109 пещер, вырезанных в мрачной черной скале, и окруженных большими колоннами. Через комплекс проходят водные русла.

Пещеры Бхимбетка

Пожалуй, не так уж много осталось столь древних строений, как храмы Бхимбетка, которым более ста тысяч лет. Этот комплекс включает в себя семь сотен пещер, стены которых украшены наскальной живописью. Индийцы изобразили сцены из повседневной жизни: охоту, уход за животными, примитивную торговлю.

Храмы Индии. Бадами

Архитектура храмов прекрасна и удивительна, поскольку соединяет в себе культуру различных частей Индии. Создание пятерки храмов датируется шестым веком. Только представьте, сколько сил было потрачено, чтобы руками вырезать в песчаных породах пещеры. Они находятся в красивейшем уголке природы, среди зелени в горах. В храм приходили как почитатели Шивы и Вишну, так и приверженцы джайнизма.

Глядя на величественную и в то же время изящную архитектуру храмов, невольно задумываешься о том времени и о тех людях, чьими усилиями были созданы столь долговечные творения. Множество знаний о культуре, философских и религиозных воззрениях древних индийцев можно подчерпнуть, изучая наскальные фрески. Изображения, покрывающие стены храмов, расскажут о жизни индийцев и о жизни их богов, какой ее представляли древние люди. И, конечно же, не могло не отразиться в них единение национальных особенностей народов, которые ассимилировались в Индии.