Open
Close

Печаль мирская и печаль ради бога. Большая христианская библиотека

Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда.
2 Коринфянам 7: 9-10
Павел пишет это церкви, а не миру. Покаяние необходимо не только миру, но также и Церкви. В вышеуказанном стихе употребляется слово "покаяние", которое происходит от греческого слова metanoia, что означает "изменение разума". Бог хочет, чтобы мы не просто раскаялись в совершенном грехе, а чтобы наше сердце и разум изменились настолько, чтобы мы уже даже в мыслях не мирились с таким образом жизни. Он хочет, чтобы мы покаялись в характере, порождающем грех.
Покаяние - это больше, чем просто попросить прощение за то, что мы сделали. Павел сказал о том, что есть печаль, которая приводит не к покаянию, а скорее к смерти! Не вся печаль ради Бога. Не все слезы вызваны искренним раскаянием. Можно много плакать без искреннего раскаяния.
Из вышеупомянутого стиха мы видим, что существует печаль (мирская), которая ведет к смерти, и другая печаль (ради Бога) — которая ведет к жизни. В чем же различие между "печалью ради Бога и мирской печалью"? Ответ очень простой: мирская печаль побуждает вас смотреть на себя, в то время как печаль ради Бога — на Иисуса. Мирская печаль беспокоится о последствиях в результате греха, а не о том, что грех отделяет человека от сердца Бога. Когда человек больше обеспокоен тем, как совершенный им грех повлияет на его положение в обществе и на работе, благосостояние или репутацию — это не печаль ради Бога. Такая печаль эгоистична. Она еще больше ожесточает сердце человека! Это в конечном счете ведет к смерти!
Чтобы проиллюстрировать это различие, исследуем жизнь и мотивы царей Саула и Давида. В 1 Царств 15 говорится о том, что Бог приказал царю Саулу атаковать Амалика и полностью разрушить все, что у них было. Он должен был убить мужчин, женщин, детей и новорожденных младенцев, их волов, овец, верблюдов и ослов. Саул пошел на войну; однако он оставил в живых царя и пощадил самых лучших овец, волов, ягнят и все хорошее, не желая полностью истребить их. Тогда было слово Господа к пророку Самуилу о том, как Саул не послушался Его воли. Самуил пришел, чтобы обличить Саула во грехе, потому что в сердце Саула не было раскаяния. Саул защищался, настаивая на том, что он выполнил все, что Бог сказал ему. Тогда Самуил конкретно указал на те вещи, которые Саул не исполнил, и когда Саул увидел, что Самуил прав, он оправдал себя и обвинил во всем людей. Но Самуил объявил Саулу о том, что именно он не послушался слова Господнего. Когда Саул понял, что больше винить некого, он сказал: "Я согрешил; но почти меня ныне пред старейшинами народа моего и пред Израилем, и воротись со мною, и я поклоняюсь Господу, Богу твоему" (1 Царств 15:30). Он признал свой грех, как многие, когда их прижимают к стенке. Однако это была мирская печаль, потому что он беспокоился о разоблачении перед старейшинами и людьми, а не о том, что он согрешил против Бога. Он беспокоился о сохранности своей репутации и царства. Его мотив: эгоистичные амбиции. В конце концов царство, которое он так сильно старался защитить своими собственными силами, было отторгнуто от него. Он боялся мнения людей больше, чем Бога! Это происходит с теми, кто ищет выгоды для себя!
Теперь посмотрим на царя Давида. Давид совершил прелюбодеяние с Вирсавией, женой Урии Хеттеянина, верного слуги Давида. Когда Давид узнал, что в результате этой связи она забеременела, а ее муж не хочет идти домой, чтобы быть с нею в то время, как его люди находятся на поле боя, Давид посылает Урию на передовую и приказывает Иоаву отступить от него, чтобы враги смогли его убить. Давид совершил прелюбодеяние и предумышленное убийство, чтобы скрыть свой грех. Позже к нему приходит пророк Нафан и обличает его в грехе. Когда его грех был открыт, Давид сказал Нафану:
"Согрешил я пред Господом" (2 Царств 12:13). Оба и Саул, и Давид исповедали, что они согрешили, но Давид понял, против кого он согрешил, и пал ниц в раскаянии. Давид не заботился о том, что могут подумать его старейшины или народ Израильский; его волновало только то, что думает Бог. Он знал, что ранил сердце Бога. Он возопил: "Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал..." (Псалом 50:6). Давид был мужем по сердцу Бога, в то время как Саула больше беспокоило его царство. Давида поддержала его любовь к Богу, а Саул был разрушен своей любовью к себе.
Будучи еще подростком, я попал в зависимость от греха сексуальной похоти. Большинство американских мужчин также связаны похотью. Я не освободился от этого, когда я принял Иисуса Христа. Это продолжало мучить меня. Вновь и вновь я приходил к Богу, умоляя Его простить меня. Я думал, что когда женюсь, это все пройдет само по себе, но, к сожалению, это не произошло. Я очень любил свою жену, но эта зависимость препятствовала нормальным сексуальным взаимоотношениям между нами. Я был мучим этим грехом. Я был связан!
В 1984 году я пришел к одному известному служителю и исповедал этот грех пред ним. Он был известен как один из самых сильных служителей в Америке. Я думал, что он поможет мне обрести свободу. Он посмотрел на меня и сказал: "Если бы ты только знал, сколько мужчин в Церкви и среди служителей связаны тем же грехом". Он говорил со мной несколько минут, затем я сказал:
"Пожалуйста, помолитесь за меня, чтобы я освободился". Он помолился, но ничего не произошло. Я понимал, что проблема была не в нем, но я не мог сообразить, почему я не получил свободу.
Через год, 2 мая 1985 года, я вступил в четырехдневный пост. Я был сыт по горло этим грехом. Я знал, что это ранит Бога, и что Иисус уже заплатил цену за мою свободу. На четвертый день этого поста Бог привел меня к освобождающей молитве, и дух похоти покинул меня! Я был освобожден! И я свободен сегодня!
Когда я спросил Господа, почему Он не освободил меня годом раньше, когда за меня молился служитель, Он показал, что моя изначальная печаль носила мирской характер. Я хотел освободиться, так как думал, что если я не избавлюсь от этого греха, Бог не выведет меня из служения вспоможения в служение проповедника. Меня больше волновали последствия этого греха, как это отразится на моем служении, чем тот факт, что я согрешаю против Бога. Тем не менее, год спустя мотивом моей печали уже была не боязнь последствий греха в моем служении, но я любил Бога и хотел, чтобы ничто не стояло между нами. Печаль ради Бога произвела неизменное покаяние, которое привело к освобождению: "Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть" (2 Кор. 7:10). "Спасение" в этом стихе происходит от греческого слова soro, которое в греческом словаре Стронга означает "исцеление, сохранение, целостность, прочность, освобождение". Поэтому печаль ради Бога произвела покаяние, которое дарует освобождение!

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Нет ни одного человека на земле, кто бы не имел скорби или печали. Но печаль печали рознь. Есть печаль по Боге, а есть печаль от диавола.

По словам апостола Павла «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2Кор. 7, 10). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что тяжелее печали? Но когда эта печаль по Боге, она гораздо лучше мирской радости. Эта радость обращается в ничто, а печаль ведет ко спасительному покаянию».

Чаще всего мы бываем печальны из-за каких-то житейских проблем. Но если мы решимся жить по воле Божией, то нас ничто не должно огорчать, кроме греха. Если что Господь попустит в нашей жизни - значит это нам на пользу.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет: « Нам предстоит подвиг - потупить жало едкой печали. Если она при каждом нападении в несчастных случаях будет обладать нашей душой, то всякий раз будет лишать нас способности к Божественному созерцанию. Низринув дух из состояния чистоты, она совершенно расслабляет и угнетает, не позволяет ни совершать молитвы с обычной ревностью сердца, ни с пользой заняться священным чтением, не позволяет быть спокойным и кротким с братьями. Во всех обязанностях или в богослужении она делает нетерпеливым и неспособным, погубив всякий спасительный совет и возмутив постоянство сердца, делает безумным, опьяняя чувство, сокрушает и подавляет мучительным отчаянием. Кроме печали, которая происходит от спасительного покаяния, или от ревности к совершенству, или от желания будущих благ, всякая печаль, как мирская и причиняющая смерть, должна быть отвергаема, изгоняема из наших сердец, подобно духу блуда, или сребролюбия или гнева… От печали рождается недовольство, малодушие, раздражительность, отчаяние».

Преподобный Никодим Святогорец рассуждая на эту тему, говорит следующее: «Грешат те, которые считают добродетелью чрезмерную печаль после греха, не понимая, что это происходит у них от гордости и самомнения, от того, что они слишком много надеются на самих себя и на свои силы. Ибо, думая о себе, что они нечто не малое, они взяли на себя многое, надеясь справиться со всем. Видя же теперь из опыта своего падения, что в них нет никакой силы, они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, приходят в смятение и малодушие, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан - себя самих, на который возлагали все свои ожидания и надежды. Но этого не бывает со смиренным, который на одного Бога уповает, решительно ничего доброго не ожидая от себя самого (при обилии трудов). Поэтому он, когда впадает в какое бы ни было прегрешение, хотя чувствует тяжесть его и печалится, однако не впадает в смятение и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него - не неожиданная новость».

Примеры покаяния изложены в Древнем Патерике. Однажды два монаха, будучи побеждены блудной страстью, согрешили с женщинами. После же стали говорить друг другу: что пользы для нас в том, что мы, оставив ангельский чин, впали в нечистоту, и должны будем идти в огонь и мучение? Пойдем опять в пустыню. Так и сделали. Пришли в неё и стали просить отцов, чтобы они назначали им покаяние, предварительно исповедав им свои греховные поступки. Старцы решили оставить их в затворе на один год, и обоим поровну давали хлеб и воду. Когда они исполнили оба эту епитимью и вышли из затвора, отцы увидели одного из них совершенно печальным и бледным, а другого - с веселым и светлым лицом, и подивились этому. Они спросили того монаха, у которого была печаль на лице: «Какими мыслями ты был занят в келии своей?» - «Я думал, - отвечал он, - о том зле, которое я сделал, и о муке, в которую я должен идти, и от страха «кости мои прильпнули к плоти моей» (Пс.101,6). Спросили они и другого: о чем он размышлял и он ответил: «Я благодарен Богу, что Он исторг меня от нечистоты мира сего и от будущего мучения и возвратил меня к этому ангельскому житию и я радовался». Тогда старцы сделали вывод: покаяние того и другого равно перед Богом.

В своих творениях о печали по Боге много пишет святитель Тихон Задонский. Он учит: «Печаль по Боге должны иметь все те, кто согрешил перед Господом, но обратился и кается. Печалиться должны, что Бога, Который есть вечная Любовь и Благость, оскорбляли злыми делами. Должны были Его почитать, но бесчестили беззаконной жизнью. Должны были Его более всего любить, но не любили, должны были слушать, но не слушали. Такова истинная печаль по Боге, которую верная душа имеет не из страха мук, следующих за грехи, но из-за того, что она оскорбила Бога. И эта-то печаль есть печаль по Боге, которая «производит неизменное покаяние ко спасению» (2Кор.7,10). За эту печаль апостол хвалит коринфян и радуется о ней: «Теперь я радуюсь не потому3, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию, ибо опечалились ради Бога» (92 Кор.7,9). Так опечалился апостол Петр, когда отрекся от Христа «и выйдя вон, плакал горько» (Мф. 26,75).

«Петр, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - когда отвергся Христа, не страха муки плакал, но потому, что отрекся от Любимого, что было ему горше всякой муки».

По словам святителя Тихона Задонского «полезна печаль и из-за страха геены, чтобы не впасть в неё. Затем и в Святом Писании, как о Вечной Жизни, так и геене сказано нам человеколюбивым Богом, чтобы мы избегали геены, а Вечную Жизнь получили. Имеют истинные христиане, и святые страх Суда божия и геены, но этот страх побеждают верой и молитвой, ибо Христос пришел, чтобы смертью «лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2,14). Но печалятся и сожалеют особенно потому, что из-за немощи плоти не могут угодить воле Божией так, как требует слово Божие. Потому вздыхают и молятся Отцу: «Остави нам долги наша».

«Истинная христианская печаль, - продолжает святитель Тихон, - печаль о том, что христиане имеют высокое и небесное призвание, но не могут жить достойно этого призвания по немощи плоти; что называют Бога Отцом, но не могут так совершенно, как требует долг, любить Его и угодить Ему; получают от Него неизреченное благодеяние и надеются в будущем веке получить их ещё больше, но достойно отблагодарить Его не могут. «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? (Пс 115,3). Эта печаль им полезна и приятна Богу, ибо «Жертва Богу - дух сокрушенный; сердце сокрушенного и смиренного ты не презришь, Боже» (Пс. 50,19). Такая печаль нужна всякому христианину, ибо такой печалью избавляется и обновляется растленное естество».

У верующих и неверующих часто бывает разная печаль. Верующие печалятся о горнем, а неверующие, поскольку не помнят о небесном, печалятся о земном. Неверующие печалятся, когда у них что-то неблагополучно в семьях, на работе, когда у них не хватает денег, когда их обходят вниманием или славой, когда их забывают чествовать. Мы же, верующие люди, не должны печалиться что нас кто-то не любит или не почитает, этого нам не нужно, нужно, чтобы мы сами всех любили и всех почитали. У нас одна должна быть направленность - это небо, это Бог. Мы должны думать только о Нем, и к нему стремиться день и ночь. Жажда Бога и искание Его всегда похвальны.

«Великая милость для человека, - по словам преподобного Ефрема Сирина, - что он познаёт Бога и Бог приближается ко всякому, по мере человеческих сил. А между тем известно, что по немощи нашей мы не в состоянии приблизиться знанием своим к святилищу Божества. Благословен Он и за то, что грешники смеют приближаться к Нему и восхвалять Его».

Если мы, дорогие братья и сестры, будем иметь печаль по Боге, то никогда не впадем в отчаяние, будем всегда прибегать к Нему, зная, что Он благ и милосерден. Он прекрасно знает наши немощи и старается всем нам помочь в борьбе со страстями, с ветхой нашей природой, и облечься в новую одежду нетления. Но есть одно замечание у преподобного Нила Сорского. Он говорит: «Бог терпит все немощи человека, всегда же ропщущего не потерпит, даже и накажет его». Нам нужно иметь скорбь полезную, скорбь о грехах наших, с доброю надеждою на милосердие Божие через покаяние, зная, что нет греха, который бы победил человеколюбия Божие, что оно всё прощает кающимся и молящимся. Эта-то скорбь для человека растворена радостью, делает его усердным ко всякому добру и терпеливым во всех злоключениях.

Противоположную сей печали скорбь, приносимую нам диаволом, нужно со всем тщанием изгонять из сердца и упразднять, как и прочие злые страсти, молитвою, чтением, общением и душеполезными беседами с благочестивыми людьми. Ибо скорбь, которая не «по Боге, причина всего зла; и если продолжится в нас, обратится в отчаяние, сделает душу пустой и унылой, слабой, нерадивой и ленивой к молитве и чтению».

Будем, дорогие братья и сестры, достойно переносить все испытания, благодарить Бога за все, что с нами случается и верить в Него, как в нашего Благодетеля и Спасителя. Аминь.

МАКАРЬЕВСКИЙ ЛИСТОК №63

О ПЕЧАЛИ ПО БОГЕ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Нет ни одного человека на земле, кто бы не имел скорби или печали. Но печаль печали рознь. Есть печаль по Боге, а есть печаль от диавола.

По словам апостола Павла «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2Кор. 7, 10). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что тяжелее печали? Но когда эта печаль по Боге, она гораздо лучше мирской радости. Эта радость обращается в ничто, а печаль ведет ко спасительному покаянию».

Чаще всего мы бываем печальны из-за каких-то житейских проблем. Но если мы решимся жить по воле Божией, то нас ничто не должно огорчать, кроме греха. Если что Господь попустит в нашей жизни – значит это нам на пользу.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет: « Нам предстоит подвиг – потупить жало едкой печали. Если она при каждом нападении в несчастных случаях будет обладать нашей душой, то всякий раз будет лишать нас способности к Божественному созерцанию. Низринув дух из состояния чистоты, она совершенно расслабляет и угнетает, не позволяет ни совершать молитвы с обычной ревностью сердца, ни с пользой заняться священным чтением, не позволяет быть спокойным и кротким с братьями. Во всех обязанностях или в богослужении она делает нетерпеливым и неспособным, погубив всякий спасительный совет и возмутив постоянство сердца, делает безумным, опьяняя чувство, сокрушает и подавляет мучительным отчаянием. Кроме печали, которая происходит от спасительного покаяния, или от ревности к совершенству, или от желания будущих благ, всякая печаль, как мирская и причиняющая смерть, должна быть отвергаема, изгоняема из наших сердец, подобно духу блуда, или сребролюбия или гнева… От печали рождается недовольство, малодушие, раздражительность, отчаяние».

Преподобный Никодим Святогорец рассуждая на эту тему, говорит следующее: «Грешат те, которые считают добродетелью чрезмерную печаль после греха, не понимая, что это происходит у них от гордости и самомнения, от того, что они слишком много надеются на самих себя и на свои силы. Ибо, думая о себе, что они нечто не малое, они взяли на себя многое, надеясь справиться со всем. Видя же теперь из опыта своего падения, что в них нет никакой силы, они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, приходят в смятение и малодушие, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан – себя самих, на который возлагали все свои ожидания и надежды. Но этого не бывает со смиренным, который на одного Бога уповает, решительно ничего доброго не ожидая от себя самого (при обилии трудов). Поэтому он, когда впадает в какое бы ни было прегрешение, хотя чувствует тяжесть его и печалится, однако не впадает в смятение и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него – не неожиданная новость».

Примеры покаяния изложены в Древнем Патерике. Однажды два монаха, будучи побеждены блудной страстью, согрешили с женщинами. После же стали говорить друг другу: что пользы для нас в том, что мы, оставив ангельский чин, впали в нечистоту, и должны будем идти в огонь и мучение? Пойдем опять в пустыню. Так и сделали. Пришли в неё и стали просить отцов, чтобы они назначали им покаяние, предварительно исповедав им свои греховные поступки. Старцы решили оставить их в затворе на один год, и обоим поровну давали хлеб и воду. Когда они исполнили оба эту епитимью и вышли из затвора, отцы увидели одного из них совершенно печальным и бледным, а другого – с веселым и светлым лицом, и подивились этому. Они спросили того монаха, у которого была печаль на лице: «Какими мыслями ты был занят в келии своей?» - «Я думал, - отвечал он, - о том зле, которое я сделал, и о муке, в которую я должен идти, и от страха «кости мои прильпнули к плоти моей» (Пс.101,6). Спросили они и другого: о чем он размышлял и он ответил: «Я благодарен Богу, что Он исторг меня от нечистоты мира сего и от будущего мучения и возвратил меня к этому ангельскому житию и я радовался». Тогда старцы сделали вывод: покаяние того и другого равно перед Богом.

В своих творениях о печали по Боге много пишет святитель Тихон Задонский. Он учит: «Печаль по Боге должны иметь все те, кто согрешил перед Господом, но обратился и кается. Печалиться должны, что Бога, Который есть вечная Любовь и Благость, оскорбляли злыми делами. Должны были Его почитать, но бесчестили беззаконной жизнью. Должны были Его более всего любить, но не любили, должны были слушать, но не слушали. Такова истинная печаль по Боге, которую верная душа имеет не из страха мук, следующих за грехи, но из-за того, что она оскорбила Бога. И эта-то печаль есть печаль по Боге, которая «производит неизменное покаяние ко спасению» (2Кор.7,10). За эту печаль апостол хвалит коринфян и радуется о ней: «Теперь я радуюсь не потому3, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию, ибо опечалились ради Бога» (92 Кор.7,9). Так опечалился апостол Петр, когда отрекся от Христа «и выйдя вон, плакал горько» (Мф. 26,75).

«Петр, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - когда отвергся Христа, не страха муки плакал, но потому, что отрекся от Любимого, что было ему горше всякой муки».

По словам святителя Тихона Задонского «полезна печаль и из-за страха геены, чтобы не впасть в неё. Затем и в Святом Писании, как о Вечной Жизни, так и геене сказано нам человеколюбивым Богом, чтобы мы избегали геены, а Вечную Жизнь получили. Имеют истинные христиане, и святые страх Суда божия и геены, но этот страх побеждают верой и молитвой, ибо Христос пришел, чтобы смертью «лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2,14). Но печалятся и сожалеют особенно потому, что из-за немощи плоти не могут угодить воле Божией так, как требует слово Божие. Потому вздыхают и молятся Отцу: «Остави нам долги наша».

«Истинная христианская печаль, - продолжает святитель Тихон, - печаль о том, что христиане имеют высокое и небесное призвание, но не могут жить достойно этого призвания по немощи плоти; что называют Бога Отцом, но не могут так совершенно, как требует долг, любить Его и угодить Ему; получают от Него неизреченное благодеяние и надеются в будущем веке получить их ещё больше, но достойно отблагодарить Его не могут. «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? (Пс 115,3). Эта печаль им полезна и приятна Богу, ибо «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердце сокрушенного и смиренного ты не презришь, Боже» (Пс. 50,19). Такая печаль нужна всякому христианину, ибо такой печалью избавляется и обновляется растленное естество».

У верующих и неверующих часто бывает разная печаль. Верующие печалятся о горнем, а неверующие, поскольку не помнят о небесном, печалятся о земном. Неверующие печалятся, когда у них что-то неблагополучно в семьях, на работе, когда у них не хватает денег, когда их обходят вниманием или славой, когда их забывают чествовать. Мы же, верующие люди, не должны печалиться что нас кто-то не любит или не почитает, этого нам не нужно, нужно, чтобы мы сами всех любили и всех почитали. У нас одна должна быть направленность – это небо, это Бог. Мы должны думать только о Нем, и к нему стремиться день и ночь. Жажда Бога и искание Его всегда похвальны.

«Великая милость для человека, - по словам преподобного Ефрема Сирина, - что он познаёт Бога и Бог приближается ко всякому, по мере человеческих сил. А между тем известно, что по немощи нашей мы не в состоянии приблизиться знанием своим к святилищу Божества. Благословен Он и за то, что грешники смеют приближаться к Нему и восхвалять Его».

Если мы, дорогие братья и сестры, будем иметь печаль по Боге, то никогда не впадем в отчаяние, будем всегда прибегать к Нему, зная, что Он благ и милосерден. Он прекрасно знает наши немощи и старается всем нам помочь в борьбе со страстями, с ветхой нашей природой, и облечься в новую одежду нетления. Но есть одно замечание у преподобного Нила Сорского. Он говорит: «Бог терпит все немощи человека, всегда же ропщущего не потерпит, даже и накажет его». Нам нужно иметь скорбь полезную, скорбь о грехах наших, с доброю надеждою на милосердие Божие через покаяние, зная, что нет греха, который бы победил человеколюбия Божие, что оно всё прощает кающимся и молящимся. Эта-то скорбь для человека растворена радостью, делает его усердным ко всякому добру и терпеливым во всех злоключениях.

Противоположную сей печали скорбь, приносимую нам диаволом, нужно со всем тщанием изгонять из сердца и упразднять, как и прочие злые страсти, молитвою, чтением, общением и душеполезными беседами с благочестивыми людьми. Ибо скорбь, которая не «по Боге, причина всего зла; и если продолжится в нас, обратится в отчаяние, сделает душу пустой и унылой, слабой, нерадивой и ленивой к молитве и чтению».

Будем, дорогие братья и сестры, достойно переносить все испытания, благодарить Бога за все, что с нами случается и верить в Него, как в нашего Благодетеля и Спасителя. Аминь.

«Удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего» (Ек. 11:10).

«Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир» (Пр. 15:15).

«Благословение Господне — оно обогащает, и печали с собою не приносит» (Пр. 10:22).

«Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22).

«Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10).

Печаль — это чувство грусти и скорби, душевной горечи; забота и беспокойство.

Печальный — испытывающий чувство печали, грустный; исполненный печали; вызывающий и навевающий печаль

Печалиться — скорбеть, горевать, жалеть, тужить, огорчаться, грустить, сохнуть, плакать, болеть, скучать (В. Даль).

В противоположность радости, знаменующей спасение и присутствие Божие, печаль есть горький плод греха, отделение нас от Бога. Ее видимые причины бывают различны: испытание, означающее, что Бог скрывает свое лицо; жена, приводящая в уныние своей сварливостью; плохо воспитанный сын; друг, ставший врагом; собственное безрассудство, лукавство сердца и злословие окружающих. Печаль есть следствие греха, радость — плод спасения (Словарь библ. богословия, с. 778).

Печаль подавляет сердце, угнетает дух, иссушает кости даже больше, чем болезнь. Отсюда советы мудрых: «Не предавайся печали душою твоею» (Сир. 30:22), «удаляй от себя печаль, убившую многих» (Сир. 30:24), а также и «заботу, которая прежде времени приводит старость» (Сир. 30:24) (Словарь библ. богословия, с. 779).

Печаль Иисуса Христа

Тот, Кто берет на Себя грех мира должен был нести на Себе необъятность людской печали и не быть ею раздавленным. Подобно пророкам, Он скорбел об ожесточении фарисеев (Мк. 3:5), Он плакал над нечувствием Иерусалима, не узнавшего часа своего посещения (Лк. 19:41). Иисус печалился не только о судьбе избранного народа; евангелист Иоанн рассказывает, как Он прослезился, когда смерть постигла Его друга Лазаря (Ин. 11:35) (Словарь библ. богословия, с. 780).

Печаль, грусть и тоска укорачивают жизнь (турецкая народная мудрость).

Не предавайся печали душою твоею и не мучь себя своею мнительностью.

Не давай печали сердцу своему, ибо «печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10) (Ефрем Сирин).

Печаль снедает сердце человека (Ефрем Сирин).

Сатана злоумышленно старается опечалить многих, чтобы отчаянием ввергнуть их в геенну (Ефрем Сирин).

Всякая печаль, которая по видимости не заключает в себе ничего запрещенного, однако не способствует и благочестию, есть житейская, а значит гибельная (Василий Великий).

Бодрствуй против духа печали, ибо он простирает многие сети, чтобы уловить тебя.

Душа, объятая печалью, не может ничего здравого ни говорить, ни слушать (Иоанн Златоуст).

Почему «печаль мирская производит смерть»? Потому что чрезмерная печаль обыкновенно доходит или до сомнения, или до пагубного богохульства (Иоанн Златоуст).

От печали рождаются недовольство, малодушие, раздражительность, отчаяние (Иоанн Кассиан Римлянин).

Люби душу твою, утешай сердце твое и удаляй от себя печаль; она многих убила, а пользы от нее нет.

Как правило, источник наших печалей — наши заблуждения (Ж. Массийон).

Есть род печали, которой непременно суждено обратиться в радость. Такой печалью является печаль о Господе (Ин. 16:20).

Корни деревьев горьки, а плоды их весьма приятны. Так и печаль по Боге приносит нам великую радость. Кто часто молился со скорбью и слезами, те знают, какую получали они радость, как очищали совесть, как восставали с благою надеждой (Иоанн Златоуст).

Что тяжелее печали? Но когда эта печаль по Боге, она гораздо лучше мирской радости. Эта радость обращается в ничто, а печаль ведет к спасительному покаянию (Иоанн Златоуст).

Где печаль ради Бога, там будет и вечная радость (Нил Синайский).

Печаль по Боге не ввергает человека в отчаяние, напротив, утешает его, внушая ему: «Не бойся, снова прибегни к Богу: Он благ и милосерд, Он знает, что человек немощен, и помогает ему».

Печаль по Боге должны иметь все те, кто согрешил пред Господом, но обратился и кается. Печалиться, повторяю, должны, что Бога, Который есть вечная Любовь и Благость, оскорбляли злыми делами. Должны были Его почитать, но бесчестили беззаконной жизнью. Должны были Его более всего любить, но не любили; должны были слушать, но не слушали. Такова истинная печаль по Боге, которую верная душа имеет не из страха мук, следующих за грехи, но из-за того, что она оскорбляла Бога. И эта-то печаль есть печаль по Боге; которая «производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7:10). За эту печаль апостол хвалит коринфян и радуется о ней: «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога» (2 Кор. 7:9). Так опечалился апостол Петр, когда отрекся от Христа «и вышед вон, плакал горько» (Мф. 26:75). «Петр, — говорит Златоуст, — когда отвергся Христа, не от страха муки плакал, но потому, что отрекся от Любимого, что было ему горше всякой муки» (Тихон Задонский).

Истинная христианская печаль — печаль в том, что христиане имеют высокое и небесное призвание, но не могут жить достойно этого призвания по немощи плоти; что называют Бога Отцом, но не могут так совершенно, как требует долг, любить Его и угодить Ему; получают от Него неизреченные благодеяния и надеются в будущем веке получить их еще больше, но достойно отблагодарить Его не могут. «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» (Пс. 115:3). Эта печаль им полезна и приятна Богу, ибо «жертва Богу-дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19). Такая печаль нужна всякому христианину, ибо такой печалью исправляется и обновляется растленное естество (Тихон Задонский).

И радость, и печаль христианские должны быть иными, нежели у сынов этого века. Они не должны печалиться о том, что не имеют в этом мире благополучия, не имеют богатства, славы, чести, что мир их ненавидит, гонит и озлобляет. Этой печали они должны противиться, изгонять ее и не давать ей места в сердце своем Даже должны радоваться этому, ибо так и познается, что они не чада мира

сего, но чада Божий, как говорит Христос: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:19). Ибо кто печалится о том, что не имеет любви и почитания в этом мире, тот показывает, что любит мир, о земном мудрствует, к земному прилепляется, что противно вере христианской (Тихон Задонский).

Когда лишишься богатства, чести, славы, печалью их не можешь возвратить. Когда разлучился с женой или отцом, с матерью, братом или другом и об этом печалишься, этого тоже не возвратишь печалью. Видишь, что печаль мира сего бесполезна. Одна только печаль по Боге полезна, ибо душеспасительна, ибо очищает душу от грехов (Тихон Задонский).

Кто с чистым намерением ищет Бога, тот страшится, чтобы не прогневать Его.

Тому, чей разум развлекается многим, невозможно преуспеть в познании Бога и в любви к Нему (Григорий Нисский).

Невозможно искать Бога и вместе славы, чести и богатства (Тихон Задонский).

Сердце человеческое не может быть раздвоено, оно прилепляется к Создателю или созданию (Тихон Задонский).

Наша излишняя печаль — это привязанность к земному. Без печали мы не знали бы радости утешения в Господе.

Печаль роняет в душу семена радости, которые потом вырастают в плод утешения.

03.03.2010

Джон Пайпер

Благой исход печали ради Бога

2 Коринфянам 7:5-13

«Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне - нападения, внутри - страхи. Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался. Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем, на время. Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть».

Последнее воскресенье 1984 года. Вспоминая прошедший год, каждый из нас искренне может признаться, что ему есть о чем сожалеть. Несмотря на то, что мы можем перечислить множество полученных благословений, список наших просчетов также будет довольно обширным. Обещания нарушены, плохие привычки не оставлены, гнев не побежден, отрывки Писания не выучены, письма не написаны, возможности не использованы. Чем выше наши цели ичувствительней совесть, тем больше мы печалимся. Это время года может быть очень гнетущим печальным для многих людей.

Поэтому, этим утром я бы хотел поговорить о печали. Текст из 2 Коринфянам 7:8-10 и доктрина, которую я хотел бы раскрыть, говорит о следующем: благим исходом печали ради Бога является спасение . Прежде чем мы попытаемся объяснить это утверждение, давайте вначале проясним ситуацию.

Ситуация в Коринфе

Павел написал письмо церкви, находящейся в Коринфе. Письмо являлось откликом на ситуацию, связанную с оппонентом Павла, который способствовал тому, что церковь утратила преданность апостолу. Обратите внимание на 11 и 12 стихи: «Смотрите, какое произвело в вас усердие , какие извинения, какое негодование [на виновного], какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! …Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного (возможно, самого Павла ), но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом». Другими словами, некто несправедливо поступил с другим человеком (возможно, Павлом) и каким-то образом ослабил усердие коринфян ради Павла. Возможно, его авторитет или репутация были опорочены, а церковь поверила в эту клевету и утратила свою любовь, усердие и уважение к Павлу. В своем письме Павел строго указывает им на ошибку и снова побуждает церковь к оказанию поддержки.

Возможно, Павел через Тита посылает это посланиеоткуда-то из Асии . И после этого Павел переживает сильное беспокойство, опасаясь, что содержание послания может повлечь за собой охлаждение в их взаимоотношениях и полный крах его служения для коринфян. В соответствии с 2:13, Павел надеялся в Троаде увидеться с Титом и узнать о реакции коринфян. Но Тита там не было. Затем стих 7:5 говорит о том, что на протяжении всего пути в Македонию Павел переживал «отвне - нападения, внутри – страхи».

В конце концов, в 6 и 7 стихах мы читаем о том, что Тит приносит новости из Коринфа. Послание подействовало. Усердие и ревность церкви по отношению к Павлу были восстановлены. После этого Павел пишет следующие многозначительные слова, над которыми мы будем рассуждать сегодня (ст. 8-10):

«Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем, на время. Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть».

Благой исход печали ради Бога

Итак, учение, которое я хотел бы раскрыть сегодня, заключается в следующем: благим исходом печали ради Бога является спасение. Чтобы раскрыть эту истину, я проясню три факта:

Определение «печали ради Бога»

Прежде чем мы рассмотрим эти три факта, необходимо дать определение фразы «печаль ради Бога». Она используется дважды – в 9 и 10 стихах. «Ибо опечалились ради Бога , так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть». Печаль, о которой мы говорим, – это их печальиз-за того, что они приняли сторону оппонента Павлаи плохоотносились к апостолу. Это печаль сожаления о прошлом грехе. Она названа «печалью ради Бога» или буквально «согласно с Богом». Обратите внимание, что противоположностью печали ради Бога является не отсутствие печали вообще, а «печаль мирская».

Два отличия между печалью ради Бога и мирской печалью

Важно заметить, что противоположностью печали ради Бога не всегда является отсутствие печали. Силы тьмы в этом мире более тонко подходят к этому вопросу. Есть «мирская» печаль, сожаление, угрызение совести, что не «согласно с Богом». Вы можете сожалеть о чем-либопо-мирскому , что ведет к смерти. Поэтому нам нужно научиться отличать печаль ради Бога от мирской печали.

Я предлагаю два способа отличия.

  1. Мирская печаль возникает тогда, когда человек сожалеет о каком-либо проступке, потому что он привел к обратным результатам и повлек за собой унижение или наказание. Это реакция гордого или напуганного эго. Гордость всегда сожалеет, когда попадает в глупое положение. А страх всегда сожалеет о поступках, которые нарушают покой и безопасность. Таким образом, сожаление о проступках не является признаком добродетели. Но печаль ради Бога является реакцией совести на причинение боли Божьему , а не своему эго. Печаль ради Бога сожалеет о том, что Божье имя было опорочено. В центре печали ради Бога – Бог .
  2. Вторым способом отличия мирской печали от печали ради Бога является тот факт, что печаль ради Бога возникает тогда, когда Божье Слово указывает на грех в нашей жизни. Мирская печаль возникает не от Слова Божьего, а от отношения людей, чьей похвалы мы не желаем терять. Мы можем чрезвычайно сожалеть о поступке, если обнаруживаем, что окружающие нас люди считают этот поступок крайне неразумным или глупым, или достойным порицания. Критерием вины становится человеческое слово, а не Божье .

Подводя итог, можно сказать, что печаль ради Бога- это беспокоящее чувство вины, когда Слово Божье указывает на то, что наш поступок является грехом и, следовательно, бесчестит имя Божье. (Естественно, если наш грех нанес вред другим людям, печаль ради Бога возместит ущерб и, таким образом, снимет поношение с имени Бога.) Печаль ради Бога – это печаль сердца, наполненного Богом, а не этим миром.

Три факта относительно печали ради Бога

Вернемся к основной доктрине рассматриваемого текста: Благим исходом печали ради Бога является спасение. Три кратких факта относительно данного утверждения:

  1. Печаль ради Бога всегда во благо

В конце 7 и начале 9 стиха Павел говорит о своей радости по поводу того, что испытали коринфяне. Их переживание было им во благо. Но это равносильно тому, если бы я сказал, что испытывать боль - хорошо. Мы знаем, что боль сама по себе не является чем-то благим , но в мире, где можно умереть от потери крови, полезно почувствовать боль от пореза. Человеку только во благо почувствовать боль, прежде чем опухоль станетнеоперабельной. Лучше почувствовать боль до того, как инфекция приведет к гангрене.

Ложное чувство вины существует

Печаль ради Бога по отношению к греху является тем же, что боль – по отношению к болезни. Чувствительная совесть – это дар Божий, она как нервные окончания, которые мгновенно реагируют на горячую воду. Но, в то же время, поразительно, как много людей сегодняучат и убеждают других в том, что чувство вины нездраво и вредно. Естественно, есть нездоровое чувство вины, напоминающее психосоматическую боль, котораяне указывает на реальную болезнь. Существует такая вещь, как ложное чувство вины. По сути, я думаю, что Павел переживал его в 8 стихе: «Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было ». Павел неделями мучился от чувства вины за то, что ему, возможно, не следовало бы отправлять послание, а напрасно,ведь его послание было от Бога. Его печаль была безосновательной и бесполезной. Болезни не было. Была только ложная тревога. Мы должны научиться превозмогать подобное ложное чувство вины.

Истинное чувство вины является хорошим симптомом

Сегодня есть люди, чье неприятие чувства вины находится намного глубже. Оно ведет к отвержению греха и его ужасного влияния на взаимоотношения с Богом. Истинное чувство вины, чувство сожаления, является благом, и им не следует пренебрегать. Фронтовые врачи давали выпить водки раненым, чтобы притупить их болевые ощущения во время ампутации. Этообъяснимо. Проблема возникает тогда, когда люди употребляют водку или другие искусственные средства, чтобы подавить душевную боль от сожаления и страха. Физическая боль и душевная печаль всегда указывают на нерешенные проблемы. Боль и печаль являются только симптомами, иони хороши для этой цели. Вместо того, чтобы убегать от них, мы должны смело смотреть им в лицо, признать наличие болезни и искать полного исцеления во Христе.

Это приводит нас к следующему факту:

  1. Печаль ради Бога производит покаяние

Девятый стих говорит о том, что радость Павла возникла не просто из-за вины, которую ощущали коринфяне, а по причине покаяния, которое она произвела. «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию». Затем 10 стих утверждает основную истину: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ». Первое, на что необходимо обратить внимание, это то, что покаяние не идентично печали или сожалению о грехе. Оно является результатом этих переживаний. Испытывать сожаление, печаль, чувство вины или огорчение из-за совершенного греха не является покаянием. Покаяние – это изменение отношения или поведения в результате сожаления о грехе. Я думаю, было бы разумно заметить, что печаль ради Бога является первым шагом покаяния. Покаяние следует за печалью и завершает изменение сердца.

Испытание печали ради Бога

Итак, испытанием печали ради Бога является покаяние. Происходящие перемены указывают на то, исходит ли наша печаль от Бога или от мира. Покаяться значит отвернуться или отказаться от одного и принять противоположное .В 7 и 11 стихах Павел описывает изменение, которое произошло в жизни коринфян. Их равнодушие к его присутствию изменилось на ревностное желание снова видеть апостола. Отвержение его авторитета изменилось на усердие. Их легковерность изменилась на негодование по отношению к оппоненту. Другими словами, печаль ради Бога является очень плодотворным чувством. Она не парализует во время глубокой печали. Она временна и эффективна. Обратите внимание на последнюю фразу 8 стиха: «Вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время ». Если чувство печали и вины неделями держит вас в своих руках даже после того, как грех ужеоставлен и вы отвратились от него, значит это печаль не ради Бога, а мирская. Это нападки сатаны. Если лукавый не может удержать вас от сожаления о содеянном грехе, он сделает все возможное, чтобы удержать от радости прощения. Если ему не удастся удержать вас отсожаления о грехе, он сделает все возможное, чтобы обратить вашу печаль в нескончаемое рабство мнимого чувства вины. И если есть какаяложь сатаны, ради уничтожения которой умер Сын Божий, то это именно похищение у детей Божьих радости прощения. . Печаль ради Бога повергает нас к подножию креста. Умирающий Христос убивает дракона вины и освобождает нас, чтобы мы могли смело противостать греху, осудить пораженного сатану и радостно идти с Богом по узкому пути праведности, ведущему к жизни.

Это приводит нас к последнему факту:

  1. Печаль ради Бога ведет к спасению

Стих 10: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть». Этот стих помогает понять глубину переживаний апостола Павла, о которых сказано в 5 стихе: «отвне - нападения, внутри – страхи». Чего он боялся? Он боялся, что его труд окажется напрасным и некоторые верующие в Коринфе, будучи ожесточены лживостью греха,станут на путь, ведущий к смерти, а не к спасению.

Павел пишет в 11:2-3: «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею ; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе». Поэтому в конце послания (13:5) он призывает их испытать себя: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте . Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть».

Испытание истинной веры

В чем заключается испытание? Что является доказательством того, что их вера истинна? Ответом на 7:10 будет следующее: есть путь, ведущий к спасению, и путь, ведущий к смерти. Испытание веры заключается в испытании пути, на котором вы находитесь. Путь, ведущий к спасению, не является путем безгрешного совершенства. Это путь печали ради Бога и искреннего покаяния. «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению». Сожалеем ли мы о своем грехе печалью ради Бога и отвращаемся ли мы от него – именно в этом заключается испытание нашей веры и доказательство присутствия Христа в нас.

  1. Печаль ради Бога всегда во благо.
  2. Печаль ради Бога производит покаяние.
  3. Печаль ради Бога ведет к спасению.

Два практических применения

В заключение я предложу два очевидных практических применения этой истины:

  1. Имейте желание побуждать к печали ради Бога.
  2. Имейте желание принимать печаль ради Бога.

1.Имейте желание побуждать вызывать к печали ради Бога

Когда я говорю «побуждать к печали ради Бога», я не имею в виду побуждать вашего брата или сестру ко греху. Я говорю о необходимости помочь им признать свой грех, если это необходимо. Это всегда тяжело. Нас может ободрить мысль о том, что Павлу также было нелегко это делать. Написав свое послание, Павел сильно переживал, пока не узнал, что коринфяне его хорошо восприняли. Мы рискуем быть отвергнутыми и порицаемыми, когда отваживаемся указать кому-либо на грех в его жизни. Но мы должны следовать примеру Павла и все равно поступать подобным образом. Возможно, под угрозой находится их спасение, и вы являетесь инструментом в руках Божьих, возвращая грешника на путь покаяния, который ведет к жизни.

2.Имейте желание принимать печаль ради Бога

Нам следует иметь желание принимать печаль ради Бога. Станьте на место коринфян. Вы получаете обличающее письмо. В немнаходите осуждение, призыв к покаянию и выражение любви. Какой будет ваша реакция? Вы разозлитесь, защищая себя, и начнете указывать на недостатки другого человека, чтобы скрыть свои собственные? Или, подобно коринфянам, будучи побуждаемыми печалью ради Бога, покаетесь?

Давайте будем подобны Павлу и коринфянам в применении этих двух истин. Давайте, если это необходимо, с желанием побуждать других к печали ради Бога,как это делал Павел, и иметь желание принимать ее, как коринфяне. Потому что истина остается неизменной: благим исходом печали ради Бога является спасение.