Open
Close

Кто такой заратустра почему его так зовут. Кто такой заратустра

Заратустра, так же известный под именем Зордиаштр, Золдиаштр и Зороастр (tho:r dhi:ashtr) известен как первый пророк периода Ассиро-Вавилонского царствования, основатель и предтеча первой монотеистической религии мира известной ныне как зороастризм или огнепоклонничество.

Годы его жизни достоверно неизвестны (ориентировочно между VI –V вв. до нашей эры на территории нынешнего Ирана в предместьях Тегерана), однако известно, что он дожил до весьма преклонных лет, был трижды женат и совершенно не отрицал плотскую сторону жизни человека вообще и своей в частности. Считается, что Заратустре открылась истина которую в последствие записали в виде Авесты, еще при жизни Заратустры, но без его на то благословения. Поскольку он считал, что все необходимо подкреплять только хорошими делами. Так общеизвестная триада зороастризма выражалась следующим образом: «благая мысль – благое слово – благое дело». По разным версиям считается, что первым, кто принял его мировоззрение, был царь Виштаспа, после которого учение начало распространяться по всему Ирану и Турану, достигло территорий нынешнего Азербайджана (на всех перечисленных территориях до сих пор сохранились действующие или законсервированные храмы огнепоклонников).

Особенностью религии, которую провозглашал Заратустра, в отличие от культов, существовавших на территории Ассирии и Вавилона, была настолько большая абстрактность образов, что ее можно признать даже некоей философской концепцией, разделения и единства злых и добрых сил, которые функционируют и неизменно присутствуют во всем и всех. Необходимо культивировать в себе добрые силы и противится или даже игнорировать злые силы. Это было достаточно большим скачком в языческом сознание, поскольку жертвы приносились и злым духам и добрым в равном сочетание, не делая разделений между ними, а злым духам даже с большим усердием.

По легенде, при рождении Заратустры он не заплакал, а рассмеялся, и от этого смеха разбежались в разные стороны 2000 злых духов. В другой легенде, когда он проходил по рынку один торговец кричал и поносил самого Заратустру, под конец бросил в него гнилым персиком, крича, что если бы то, что ты говоришь, было бы правдой, то я бы ослеп. И он мгновенно ослеп. На что Заратустра, не оборачиваясь, сказал ему, что если бы ты немедленно не одумаешься, то так и останешься слепым, как и твоя душа. Говорят, что торговец, задумался над его словами и так же мгновенно прозрел. Такие легенды не характерны для языческого сознания, когда за проступком идет кара, не имеющая обратного хода. Злых духов можно задобрить жертвоприношениями или отпугивающими обрядами, но никак не смехом. К тому же пантеон богов был необычайно широк. Практически, ни одно действие в быту не могло пройти незамеченным от того или иного божества, и, соответственно, кары или воздаяния за определенное действие. Этим кстати определяется огромное количество суеверий, которые поджидали человека на каждом шагу. В настоящее время их стало меньше, однако, происхождение их именно такое.

На это Заратустра дал свой ответ, что есть один Бог Ахура Мазда и множество богов, которых, судя по их названиям (Целостность, Бессмертие, Добрая мысль, Лучшее царство и т.д.) идентифицировать и персонифицировать было гораздо сложнее. Злые же Боги, по сути, являются лишь проявлениями злых духов. И только Ахура Мазда (Мудрый господин) является одним и самым важным из них. По своей сути это равноценно переходу от язычества к монотеизму, несмотря на языческие корни и обрядовую сторону огнепоклонников.

Считается, что зороастризм оказал огромное влияние на становление таких мировых религий как Иудаизм, Ислам, раннее христианство в виде его ересей, таких как Манихейство и прочих. Более того, в Исламе большинство религиозных праздников напрямую не связанных с деятельностью пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и да приветствует) имеют те же названия что и в зороастризме. Например, Ураза Байрам – празднование нового года. В христианстве, обряды причащения практически полностью повторяют обряды очищения огнем у зороастрийцев.

Так что, хотя на сегодняшний день встречается не так уж много огнепоклонников, многое из того, что говорил Заратустра, живет и по нынешний день. Хочется нам того или нет.

исполнится тридцать лет, он явится с бесчисленной армией, вооруженной победоносным оружием, и со множеством знамен. И как только планета Юпитер займет свое высшее положение на небосводе, а Венера низойдет вниз, этот царевич станет властелином».

Так о каком же царевиче идет речь в пророчестве?

В одном из апокрифических евангелий, в «Евангелии Детства», есть такие строки:

«Когда Иисус, Господь наш, родился в Вифлееме, в Иудее, во времена царя Ирода, пришли с востока маги в Иерусалим, как это было предсказано Зардуштом».

Таким образом, рождение Иисуса было предсказано пророком почти за две тысячи лет до нашей эры.

Следует заметить, что волхвами, или магами, в то время называли персидских (зороастрийских) жрецов.

Считается, что, поднося новорожденному Иисусу золото, ладан и смирну, волхвы почитали его как царя, первосвященника и жертву. Но и те же самые дары символизируют три касты зороастрийского общества и три вида хварны (печати Божией, избранности, миссии). В зороастризме выделяется хварна правителя, хварна священника и хварна воина. Символом царской харизмы является золото, жреческой — ладан, воинской — смирна, поскольку воины жертвуют собой во имя мира.

Ссылаясь на древние источники, многие исследователи полагают, что Иисус проходил обучение в Персии и Индии. В евангелических текстах просто опускается этот период его жизни, повествуя о рождении, а затем сразу говорится о возвращении в родные пенаты в возрасте тридцати лет, как и говорил Заратустра.

Итак, в тридцать лет явился Иисус, чтобы проповедовать. Армия из предсказаний Заратустры — это бесчисленное множество последователей христианского учения, а победоносное оружие — Слово Божие, которое Спаситель донес до людей. Буквально дословно говорится в Авесте о грядущем учении Спасителя, об обещанном воскресении из мертвых:

Сильное Кавиев Хварно...

Которое пристало

Спасителю благому

И тем, кто с ним идет,

В жизнь превращая создание

Без умирания, без увядания

И без истления,

Вечноживущую, вечнорастущую

И самовластную.

Из мертвых восстанет

И явится вживе

Бессмертный спаситель

И мир претворит.

И именно земную родословную Иисуса Христа многие исследователи возводят к династии Кавиев.

Вообще-то разные авестийские тексты дают разные версии предсказаний грядущего, по-своему уточняют и дополняют сделанное когда-то изустно пророчество. Основные же вехи, общие для различных толкований, таковы.

С момента получения Заратустрой откровения от Ахура Мазды мир просуществует еще три тысячи лет. Они разбиты на три тысячелетние эпохи. Первая — Эпоха Заратустры, а две другие — Эпохи двух Спасителей, которые должны прийти в мир.

Первый Спаситель родится. Имя ему будет Хушедар — «Растящий Истину». Его встреча с Ахура Маздой (имеется в виду его душа-фраваши) продлится пятьдесят лет. Потом он пойдет в телесный мир, к людям. Он объяснит им сокровенный смысл ритуалов и обрядов, очистит веру их от манихейства. Через четыреста лет после прихода первого Спасителя на землю обрушатся несчастья. Хлынет проливной дождь, который будет длиться многие годы без конца.

Зороастрийцы предупредят людей, что следует подготовиться к бедствию и запастись едой впрок. Люди так и сделают, но дождь не польет. Не будет его и на следующий год, и еще через год. Три раза будут предрекать беду зороастрийцы, и трижды их показания не осуществятся. Люди объявят их лгунами и перестанут им верить.

Тогда-то и хлынет дождь. Он будет лить беспрерывно, прекратившись только трижды летом и трижды зимой в первый год, дважды летом и дважды зимой на втором году и один раз летом и один раз зимой — на третьем году. А на четвертом, в месяце Хордад, в день Дай при дне Мирх, повалит снег. Зима будет долгой и мучительной, и к ее концу люди и звери будут так истощены, что едва смогут держаться на ногах. И тогда святой Артвахишта повелит людям не трогать животных, не убивать их, а заботиться о них, как о собственных детях. Они послушаются приказа и отныне будут убивать и поедать животных лишь только тогда, когда смерть вплотную подступит к ним, чтобы не разрушил их тела дэв тления.

Когда же Эра Хушедара завершится, в мир придёт новый Спаситель, Хушедар-Маха — «Растящий Почитание». После его прихода солнце простоит в зените неподвижно двадцать дней и двадцать ночей. А сам Хушедар-Маха встретится с Ахура Маздой, и встреча продлится тридцать лет. Придя в мир, он принесет людям авестийские тексты, и люди станут поступать согласно законам веры.

Так многие века люди ждали пришествия второго Спасителя. Особенно сильно эти ожидания были на рубеже XVI— XVII веков, так как в одном из авестийских источников («Бах-ман-яшт») сказано, что Хушедар родится в 1600 году.

Так до сих пор и неизвестно, что же значит эта дата и по какому летоисчислению она приводится. Традиционному авестийскому она противоречит, а христианское еще не было принято в ту пору, когда писались эти яшты. Возможно, имелось в виду, что такое количество лет пройдет от пророчества Заратустры до рождения Спасителя.

Несмотря на то, что Авеста еще не была известна в Европе, весть о том, что в указанный срок должен прийти Мессия, распространилась очень быстро. Только дату почему-то начали отсчитывать от Рождества Христова, по общепринятому в Европе летоисчислению. Но в указанный срок Спаситель не явился, и вера во «второе пришествие» стала угасать. А вот, например, в другом источнике — «Ривайате» — есть указание на то, что Хушедар придет через тысячу пятьсот лет после Заратустры.

Общее же во всех источниках одно: указано, что первый Спаситель явится не менее чем через тысячу лет или более после Заратустры. Тысячелетняя эпоха его правления последует за Эрой Заратустры. А второй Спаситель грядет в последнее тысячелетие из отпущенных Ахура Маздой после прихода в мир Заратустры трех тысяч лет. Но нигде, кроме «Ривайата», нет указаний на точную дату. Да и там она привязана к Эпохе Заратустры. А ведь тысяча лет;— достаточно большой временной разброс.

Скорее всего, в прорицании Заратустры под первым Спасителем имеется в виду Иисус Христос. Именно его появление подходит хронологически под «древнейшую» версию времени жизни пророка.

В Авесте сказано еще и о третьем Спасителе, который явится в мир: «Когда Эра Заратустры, Эра Хушедара и тысячелетняя Эра Хушедар-Маха подойдут к концу, в священном озере Кансу, в котором Заратустра оставил свое семя, выкупается прекрасная, богоизбранная девушка. Ее имя будет Виспатаурвари. Именно ей суждено стать матерью третьего Спасителя — Саошьянта — «Воплотившего Истину» — который одновременно будет являться сыном пророка Заратустры».

И с его приходом в мир Ахура Мазда начнет свой Фраш-кард — последнюю, окончательную битву со Злом, в которой оно будет полностью истреблено. Ангро Майнью и его дэвы будут побеждены и уничтожены, а праведники воскреснут. Все благие творения Ахура Мазды обретут вечную жизнь.

Уже закончилось второе тысячелетие от Рождества Христова. Это Эпоха Хушедар-Маха, второго Мессии. Но он еще не являлся в мир...

Итак, наши предки были свидетелями исполнения пророчеств Заратустры. Но и нашим современникам выпало самим пережить то, что было предсказано пророком несколько тысяч лет тому назад.

Вот как описывал грядущее Ахура Мазда, давая откровения Заратустре: «После приспешников Айшмы явится новый дэв — дэв Шедаспих Килизиякх из страны, где некогда правил Сайрима, сын Траэтаоны.

Алое оружие у его приспешников будет, алые дэвовские знамена, алые шлемы. Перед их нашествием Солнце, Луна и небесные светила явят предостерегающие знаки. Луна окрасится в разные цвета, начнутся землетрясения, ветры сделаются яростными, как никогда...

Современные историки не сомневаются в существовании реального жреца и пророка Заратустры, или Заратуштры, а по-гречески Зороастра, несмотря на скудость информации об этой личности. Тут дело не только в упоминаниях о нем конкретных людей и реальных событиях, но и в той искренности, с которой написаны его обращения к Богу - сакральные стихи Авесты. Не важно, как на самом деле звали этого человека, но 17 гимнов, называемых "Гаты" ("Песнопения"), были созданы. Значит, их кто-то написал!

Вторая часть имени Заратуштра - уштра - означает "верблюд". Первая часть имени оказывается более многозначной: "желтый", "старый", "погоняющий". В таком случае Заратуштра можно перевести так - "обладающий старым верблюдом" или "тот, кто погоняет верблюдов". Нормальное крестьянское имя или?… В имени царя-покровителя Заратустры Виштаспа или отца пророка Пурушаспа содержится слово аспа - "лошадь". В Авесте перечислены имена, имеющие уничижительный оттенок: "Не-быстро-верблюдый", "Тоще-лошадный", "Тоще-быкий". По предположению некоторых ученых, такие "имена-обереги" давались детям намеренно, чтобы защитить их от злых духов.

Любителям всяческих изысков наверняка понравится гипотеза Анкетиля Дюперрона, который заменил слово "желтый" на "золотой", а во второй половине слова выделил не "верблюда - уштра", а корень - "Тиштрия". Так арийцы именовали звезду Сириус.

Согласно одной пехлевийской хронике, великий реформатор религии Древнего Ирана жил "за 258 лет до Искандара", то есть Александра Македонского, значит, время деятельности пророка зороастризма (маздеизма) падает на VII-VI века до нашей эры. Зороастрийцы вели летосчисление с момента передачи царской власти от персидского царя Дария III к Александру Великому, что произошло в 330 году до нашей эры. Простого действия арифметики достаточно, чтобы получить, казалось бы, более точную дату - 588 год до нашей эры. Не успокаивает даже тот факт, что время жизни Будды было вычислено таким же способом. Правда, исследователи отталкивались от событий, произошедших за какое-то количество лет до царствования Ашоки.

"Примем ли мы время жизни Заратуштры на основании свидетельства Аристотеля - за 6000 лет до Рождества Христова - или согласно более современному ученому Навроджи Фаридунджи (1817-1885 годы - индийский просветитель и реформатор) из Бомбея, который датирует его VI веком до Рождества Христова ("Tareekh-i-Zurtoshtee", или "Дискуссия об эпохе Зороастра"), - все являет тьму и противоречия, и каждое утверждение сталкивается с непреодолимыми фактами, - писала известная писательница и теософ Елена Блаватская. - Общество Рахнуман Маздайаснан Сабха, основанное в 1851 году с целью вернуть вере Зороастра ее первозданную чистоту, было не более удачливо в своих изысканиях".

Лингвистический анализ наиболее древней части Авесты - "Гаты", традиционно приписываемой Заратустре, относят время его проповеди к периоду между XII-X веками. Однако это тоже не приближает нас к решению вопроса его даты рождения. Все это предположения, и подтверждения этой гипотезе нет. Многие исследователи датируют сложение "Гат" первыми веками 1 тысячелетия до нашей эры. Французская энциклопедия Les maîtres spirituels ("Духовные учителя ") датами жизни реформатора называет - около 660-583 годов до нашей эры, а в качестве места рождения называют северо-восточный Иран. По другой версии (изложенной в "Гатах"), Заратустра происходил из восточноиранского небогатого рода Спитама. Однако в другом варианте говорится, что род Спитамы был очень богатый.

Локализация места создателя "Авесты", равно как и его происхождение, вызывает споры среди ученых. Считают его родиной и Россию, точнее сказать, территорию, которая нынче входит в состав Российской Федерации. И это не курьез - просто недоказуемый факт.

Возможно, будущий пророк родился в семье жреца. По одной легенде, Заратустра был сыном Пурушасты, четвертого человека, выжавшего священный сок растения и одновременно божества по имени Хаома, выполняющего также функцию мифологического древа жизни. Этот сок, будучи смешан с молоком, дарует бессмертие. Исследователи видят в этом легендарном соке коноплю, хвойник, или эфедру, и даже мухомор. Словом, любое растение, способное вызвать измененное состояние сознания. Мать Заратустры звалась Дугдова.

Сказочная версия появления на свет Заратустры гласит, что после сотворения мира Ахура-Мазда создал духовную сущность пророка, которую поместил в ствол дерева. После схватки добра со злом Заратустра воплотился в человека, озаренного светом истины, исходившим из ствола этого дерева.

Заратустра был третьим из пяти детей в семье. В 15 лет стал священнослужителем, приобретя к этому времени репутацию мудреца. В 20 лет покинул дом и отправился искать истину. В 30 лет на берегу реки Дайть, недалеко от дома, где он жил, Заратустра встретил Ахура-Мазду. В этом первом видении перед Заратустрой возникла фигура ростом "в девять раз выше человека". Это было главное божество верховной триады иранского пантеона богов - Вогу-Мано ("Благая Мысль").

Божество задало Заратустре несколько вопросов, повелев отделиться от своего и взойти к Ахура-Мазде. Когда пророк появился на небе, то не увидел своей тени "по причине яркого света ангелов", окружавших его. Затем он выдержал три страшных испытания, и ему открылась Истина. Ахура-Мазда призвал Зороастра стать его пророком.

Сначала единственным последователем Заратустры был его родной брат. Правитель, которому нравилось учение Заратустры, под давлением своих родственников не смог ему следовать. Заратустру не признавали как пророка, он подвергся преследованиям правителя и чародея Дурашвара, что вынудило его покинуть родину. Однако за Заратутстру вступился местный царь (кави) Виштаспа, который способствовал распространению зороастризма в Иране.

В 42 года Заратустра сделался царским советником. Виштаспа велел записывать его изречения на воловьих шкурах золотыми письменами, в результате чего образовалась целая библиотека, состоящая из 12 тысяч больших шкур. По преданию, это была полная запись "Авесты". При Александре Македонском вместе со стихами Заратустры, которых, согласно преданию, было два миллиона, библиотека была уничтожена. Считается, что три четверти "Авесты" утеряно.

Заратустра был дважды женат, один раз на вдове, другой - на девственнице. Не находите ли сходство с Мухамаддом? От первого брака у него было два ребенка, а от второго - четыре, в том числе один мальчик.

Заратустра прожил 77 лет и 40 дней. Зная, что он умрет насильственной смертью, последние 40 дней пророк провел в непрерывной молитве. По преданию, его убил жрец древней религии, которую низверг великий реформатор.

Заратустра родился в семье Спитама - это имя древнего священнического рода часто появляется в Гатах. Имя отца Заратустры Порушаспа, имя его матери Дугдова. Имя братьев его: старших - Ратуштар и Рангуштар, младших - Нотарига и Ниветиш. Имя жены Заратустры - Хвови. При рождении младенец Заратустра не заплакал, как все новорожденные, а засмеялся. Его смех убил более 2000 демонов. По обычаю, младенца омыли коровьей мочой и завернули в овечью шкуру. Когда Заратустра был ребёнком, совершалось много чудес, что вызывало зависть у темных сил. Много раз они посягали на жизнь Заратустры, но безуспешно. Заратустра был защищен Божественной силой.

Он был женат трижды. Один раз на вдове, два других раза на девственницах. Вдова родила Заратустре двух сыновей. Их звали Урватат-нара и Хвара-читра. Возмужав, они избрали для себя разные занятия: первый стал скотоводом и земледельцем, второй - воином. От других жен у Заратустры было четверо детей: сын Исад-вастра, который стал впоследствии верховным жрецом зороастрийской религии и три дочери: Френи, Трити и самая младшая, Поручиста.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Заратустра" в других словарях:

    - (греч. Зороастр) (между 10 и сер. 6 в. до Р. X.) – пророк и реформатор древнеиран. религии, получившей название зороастризм. В своей основе учение Заратустры близко монистическому религиозному верованию с единым верховным божеством Ахурамаздой… … Философская энциклопедия

    - (Заратуштра, греческое Зороастр) полулегендарный реформатор иранской религии. Подлинные источники иранской религии Авеста в ее древнейшей части (гаты) рисуют нам З. как историческую личность, наделенную всеми человеческими страстями. В этих… … Литературная энциклопедия

    Основатель древнейшей языческой религии огнепоклонников в Индии, теперь почти уже исчезнувшей; иначе Зороастр. Огнепоклонников осталось всего нисколько десятков тысяч. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 заратуштра (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Заратустра — пророк Света, которого считали черным магом.

Немецкий философ Фридрих Ницше, пробудивший интерес к верованиям арийцев, называл пророка Заратустрой, древние греки - Зороастром, иранцы - Зардуштом, но во всех случаях речь шла об одном и том же человеке: Арджаспе сыне Поурушаспы из рода Спитама, который жил между 1500 и 1200 годами до н.э. в благословенной земле Ариан Ваэджа, что на Южном Урале. За свои духовные подвиги он получил новое имя - Заратуштра. Возможно, это не имя, а титул, ведь на древнеиранском «заотар» означает - «полностью правомочный священнослужитель».

Греческие и римские авторы, считавшиеся «отцами церкви», распространили среди европейских народов слух, что Зороастр был сожжен в огне за свои занятия астрологией - наукой, с их точки зрения, запрещенной, а потому дьявольской. Вслед за античными теологами средневековые писатели считали его могущественным волшебником и черным магом.

В действительности же все было как раз наоборот: всю свою долгую, семидесятисемилетнюю жизнь Заратустра посвятил борьбе с силами зла и черными магами. Именно его устами Бог заповедал людям следовать дорогой света: «Рассказывай людям мира, чтобы они могли видеть тайное и явное. Пусть знают они, что все яркое и сияющее есть часть сияния славы моей… Из света создали мы ангелов и рай, и после этого ад появился из тьмы. Но где бы ты ни был в двух мирах, не найдется места, лишенного моего света».

Свою первую победу над силами зла он одержал еще до своего рождения, когда Дагде, его будущей матери, приснился пророческий сон. Она увидела, что, когда забеременеет, над ее домом соберется мрачная туча и посыпятся вниз страшные чудовища, чтобы вырвать из ее чрева нерожденное дитя и растерзать его на части. Во сне Дагда испугалась и решила было смириться с неизбежным, но услышала голос ребенка, идущий из живота, который уверял мать, что монстры не смогут повредить ни ему, ни ей. И, как только прозвучали эти слова, с небес спустилась сияющая гора, при виде которой большинство чудовищ, поджав хвосты и, скуля от страха, бросилось бежать прочь.

Утром женщина проснулась в холодном поту и поспешила к деревенскому толкователю снов, чтобы он пояснил это странное видение. Мудрый старец поначалу обрадовал Дагду, рассказав, что ее ребенок будет великим мужем, орудием Бога в борьбе с Мраком. «Но, - вздохнув, продолжал прорицатель, - много ему придется претерпеть бед от своих врагов».

Так все и произошло. Арджасп, едва появившись на свет, радостно рассмеялся, а его мозг пульсировал так мощно, что отталкивал ладонь каждого, кто хотел погладить его по голове. Не прошло и месяца, как младенец был украден дэвами - духами зла, которые отнесли его в пустыню, навалили сверху кучу хвороста и подожгли костер! Казалось бы, его ожидает неминуемая смерть. Но случилось неожиданное и невероятное: подул легкий ветерок и загасил синеватые язычки пламени. Когда, почти обезумевшая от горя, молодая мать бросилась по следам похитителей, то нашла своего мальчика спящим под покровом из веток, защищавших его нежную кожу от ожогов солнца. Заслышав причитания матери, малютка проснулся и, улыбаясь, протянул к ней ручонки.

Но силы зла не могли смириться с поражением: во имя спасения своих жалких жизней они должны были уничтожить будущего пророка света. Сам властелин ада, Ахриман гнал их вперед своим безжалостным бичом.

Они похитили Арджаспа вновь и на сей раз положили его на узкой тропе, по которой на водопой проходило стадо коров.

И вновь случилось чудо! Могучий бык, предводитель стада, остановился над младенцем и стоял, широко расставив ноги, пока не прошло все стадо коров и телят.

Еще много раз демоны пытались убить мальчика, но все их попытки заканчивались полным поражением. Потому они на время отступили и ринулись в бой лишь спустя семь лет, когда будущий Заратустра простудился и слег в постель. Черные маги передали деревенскому знахарю чашу со смертельной отравой, уверяя, что это лекарство, поднимающее больного в один миг. Мальчик оттолкнул чашу - она перевернулась, и яд пролился на землю. В воздух поднялось смрадное облачко, отдающее запахом серы. Как только оно рассеялось, больной выздоровел.

Прошло еще восемь лет - по законам его народа, Арджасп вступал в пору возмужания, когда мальчик становился юношей.

По этому случаю отец решил устроить большой пир и позвал высоких гостей - царя Дурансаруна и его придворного мага Бурантаруса. Юный сын священника Поурушаспы воспользовался этим случаем, чтобы открыто объявить войну черным магам. Дагда была возмущена поступком сына. Отец вместе с гостями посмеялся, решив, что Арджасп перебрал хмельного напитка. Не смеялся лишь маг Бурантарус: он понял, что предсказание начинает сбываться, и Заратустра понял свое предназначение. Впрочем, особенно беспокоиться не стоило: силы зал не смогли одолеть мальчика, но, возможно, и сам он еще не настолько силен, чтобы причинить им серьезные неприятности.

К сожалению, черный маг оказался в чем-то прав. Повседневные заботы зачастую заставляют забыть о главной цели: только спустя пятнадцать лет, Заратустра удостоился божественного откровения, обрел достаточно знаний и сил, чтобы не на словах, а на деле начать войну с силами Зла.

Одолев множество соблазнов: похотью, властью, богатством, избежав смертельные опасности, Заратустра добрался до дворца иранского царя Виштаспы и вступил в магическое соревнование с его многочисленными черными магами, сумел противостоять их чарам и ответить на все вопросы. Царь уже было склонялся к тому, чтобы принять зороастризм и расстаться со своими колдунами. Но там, где не помогло волшебство, сработала сила лжи. Когда Заратустры не было дома, ему подбросили предметы, которые обычно используются в ритуалах черной магии: отрубленные собачьи и кошачьи головы, черепа и прочее… Тут же вызвали царскую охрану - Заратустра был схвачен «с поличным». Маги обвинили Заратустру в том, что он очаровал Виштаспу, использовав для этого самое гнусное колдовство. Царь пришел в бешенство и велел заточить пророка в темницу пожизненно.

Возможно, так бы все и кончилось, если б внезапно не заболел любимый царский жеребец. Причем, болезнь была странная и ужасающая: все четыре ноги коня втянулись в туловище, как голова черепахи в панцирь. Виштаспа рыдал и готов был дать любые обещания тому, кто смог бы излечить его любимца. Черные маги пытались, но у них ничего не вышло. И тогда арестованный Заратустра взялся за дело, но поставил условия. Царь должен был поверить в его пророческую миссию и в божественность учения зороастризма. Виштаспа согласился, про себя решив, что потом сможет отказаться от данного обещания. Но тут глаза его округлились от изумления: прямо на глазах у зрителей одна из ног жеребца отросла вновь. Когда жена царя и двое его сыновей дали обещание признать Заратустру пророком и в дальнейшей жизни распространять веру в силу Света и божественного Огня, конь полностью выздоровел, став на четыре ноги.

После этого началось распространение зороастризма по всему Востоку. О самом же пророке ходили различные слухи. Одни говорили, что он дожил до 77 лет и был убит магом-язычником. Иные верили, что он погиб от рук турок, которые напали на храм Огня Валха и зарезали его жрецов. Великий поэт Ирана Фирдоуси в «Шахнамэ» писал:

И всех перед Огнем убили турки.

И смели с лица земли тот культ. Огонь, Зажженный Заратуштрой, погас от их крови»

Как было на самом деле, неизвестно, но существует пророчество о том, что Заратустра вновь вернется в месте своего первого появления на свет в Ариан Ваэджа, на Южном Урале.