Open
Close

Кто такой юпитер в древнем риме. Юпитер, верховный бог римлян, царь богов

Юпитер Юпитер

(Jupiter). Римское божество, соответствовавшее греческому Зевсу. Он царь неба, от которого зависят все небесные явления, властитель мира, управляющий судьбой народов и государств. Он считался главным покровителем римского государства; его святилище находилось в Капитолии, в его честь происходили игры. Женой его, по аналогии с греческим представлением о нем, считалась Юнона.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ЮПИТЕР

(Juppiter, Jovis Pater, от iuvare, «помогать», первоначально Diovis, «блестящий», Diespiter, Dispater, «отец дня», отсюда его жрец - flamen dialis), в римской мифологии бог неба, дневного света, грозы (его эпитеты: «молниеносный», «гремящий», «дождливый»), царь богов, отождествляющийся с греч. Зевсом. По теории Ж. Дюмезиля, Ю. - индоевропейский бог магической царской власти в древней триаде Ю., Марс, Квирин. По мнению Дж. Фрейзера, Ю. - дух дуба и вообще деревьев, откуда его эпитеты: фругифер («плодоносный»), фагутал («бук»), румин («смоковница»), вимин («тростник»). В песне салиев его эпитет Луцетий (от lux, «свет»), ему были посвящены дни полнолуний - иды (Macrob. Sat. I 15, 14). Почитался на возвышенностях и в виде камня (Ю. Лапис) (Serv. Verg. Aen. VIII 641). Функции Ю. были разнообразны, т. к. он совместил в себе черты местных италийских богов. Он покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда виналии (Ovid. Fast. IV 683), ему перед посевом устраивал трапезу (daps) земледелец, откуда Ю. Дапалис, и как таковой он мог быть покровителем отдельных имений, пагов. Он считался гарантом верности клятве (Dius Fidius; Aul. Gell. I 21, 4); как Ю. Термин - хранителем границ, как Ю. Либертас и Ю. Либер - защитником свободы. Как Феретрий, Статор, Непобедимый, Победитель, Мститель он был богом войны и победы, что связало с ним обычай триумфа, когда победоносный полководец в одежде и с инсигниями Ю. с выкрашенным в красный цвет лицом (как у статуи бога) на квадриге в сопровождении солдат и граждан отправлялся на Капитолий, чтобы в храме принести Ю. благодарственную жертву из взятой на войне добычи и сложить к его ногам свой лавровый венок. С триумфом и победами были связаны и посвященные ему Великие, позже Римские игры. Как царь богов Ю. имел при себе совет из богов, «сотрудничающих, помогающих» и решал все земные дела, посылая авгурам знаки своей воли. Культ Ю. был очень древен, о чем свидетельствуют многочисленные табу, наложенные на фламина Ю. Значение культа Ю. особенно возросло после открытия храма на Капитолии, посвященного Ю., Юноне и Минерве. Ю. с эпитетом «наилучший, величайший» (Optimus, Maximus) становится богом римского государства, его власти и мощи. Подчинённые Риму города приносили ему жертвы на Капитолии и воздвигали у себя храмы Капитолийской триаде. При империи Ю. стал покровителем императоров, что способствовало распространению его культа во всех провинциях и в войске. С ним отождествлялись туземные верховные небесные боги, а с распространением восточных культов боги Сирии, М. Азии и др. По мере усиления монотеистических тенденций Ю. рассматривался не только как верховный, но как единственный бог («все полно Ю.»), как душа или разум мира, эфир, всё порождающий и принимающий в себя.
Е. М. Штаерман.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Юпитер

Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле, - таков был верховный владыка богов Юпитер. Его обитель находилась на высоких горах, оттуда он обнимал взглядом весь мир, от него зависела судьба отдельных людей и народов. Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц (особенно появлением орла, ему посвященного); иногда он посылал вещие сны, в которых открывал грядущее. Жрецы грозного бога - понтифики совершали особо торжественные церемонии в тех местах, куда ударяла молния. Этот участок огораживался, чтобы никто не мог по нему пройти и, таким образом, осквернить священное место. Земля бережно собиралась и закапывалась вместе с куском кремня - символом молнии. Жрец воздвигал на этом месте жертвенник и приносил в жертву двухгодовалую овцу. Юпитеру - могущественному защитнику, дарующему победу и богатую военную добычу, на Капитолийском холме в Риме был воздвигнут грандиозный храм, куда полководцы, возвращаясь из победоносных походов, приносили доспехи побежденных вождей и самые ценные сокровища, отнятые у врагов. Юпитер одновременно покровительствовал людям и освящал их взаимоотношения. Он жестоко карал клятвопреступников и нарушителей обычаев гостеприимства. В честь этого высочайшего бога всего древнего Лациума несколько раз в году проводились общие празднества - при начале посева и окончании жатвы, при сборе винограда. В Риме устраивались ежегодно Капитолийские и Большие игры с конными состязаниями и соревнованиями атлетов. Величайшему и прозорливому Юпитеру, управляющему судьбами мира и людей, были посвящены самые важные дни года - иды(1) каждого месяца. Имя Юпитера упоминалось при всяком значительном деле - государственном или частном. Его именем клялись, и клятва считалась нерушимой, ибо скорый на расправу и раздражительный бог неумолимо карал нечестивца. Поскольку основные черты италийского Юпитера были очень сходны с образом верховного божества греков Зевса, то с усилением влияния греческой культуры в римскую религию влились элементы греческой мифологии. И многие сказания, связанные с Зевсом, были перенесены на Юпитера. Его отцом стали называть Сатурна, бога посевов, который первый дал людям пищу и правил ими во времена золотого века, подобно греческому Кроносу. Таким образом, и жена Сатурна, богиня богатой жатвы Опс, стала считаться матерью Юпитера, а поскольку при обращении к богине предписывалось касаться земли, то ее образ, естественно, слился с образом богини Реи, супруги Кроноса. Особенно яркими были празднества в честь Сатурна и его супруги - сатурналии, начинавшиеся 17 декабря после окончания жатвы и продолжавшиеся семь дней. Во время этих празднеств люди стремились воскресить память о золотом веке царствования Сатурна, когда, по словам римского поэта Овидия, "вечно стояла весна" и "урожай без распашки Земля приносила", "сладкий вкушали покой безопасно живущие люди"(2). И действительно в дни сатурналий люди проводили время в беззаботном веселье, играх, плясках, пирах. Они делали своим близким подарки и даже рабов, освободив от работ, сажали с собой за стол и угощали, считая, что отдают этим дань существовавшему некогда равенству между людьми. (1. Дни, приходящиеся на середину месяца (13 - 15-е числа).) (2. Публий Овидий Назон. Метаморфозы (Превращения).)

(Источник: «Легенды и сказания древнего Рима».)

юпитер

Кельты приняли римского бога Юпитера, включив его в свои пантеон. Он даже получил собственно кельтский эпитет - Юпитер Таранис. Таранис - кельтский бог-громовержец.

(Источник: «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. с англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.)

ЮПИТЕР

в римской мифологии царь неба, верховный бог, повелитель богов и людей. Одно из его прозвищ Люцетий (светодающий) - говорит о том, что он считался также богом света. Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц - орла или коршуна. Считалось, что это личное послание Юпитера людям, которое могло быть и предостережением и проявлением благожелательност бога. Понтифики - жрецы могучего покровителя небес - ограждали участок, куда попала молния, веточками дуба - священного дерева Юпитера - чтобы никто не мог по нему пройти и осквернить священное место. Подручные служителей бога бережно собирали на специальные бронзовые совочки землю, пораженную молнией. Затем закапывали ее вместе с куском кремня - символом молнии. на этом месте жрец ставил жертвенник, где закалывал в жертву Громовержцу черную или белую овцу. Цвет животного определялся в зависимости от предсказания главного понтифика. После удара молнии он вводил себя в транс и узнавал от Юпитера зачем была послана молния. Если как предупреждение что бог чем-то недоволен в жертву приносилась черная овца, если молния была символом расположения - белая. Юпитер строго следил за тем как люди исполняют законы и клятвы. Он жестоко карал клятвопреступников и нарушителей обычаев гостеприимства.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Мрамор.
I в. н. э.
Ленинград.
Эрмитаж.



Синонимы :

Смотреть что такое "Юпитер" в других словарях:

    - (лат. jupiter). 1) у римлян главный бог, сын Сатурна и Реи, соответствующий греческому Зевсу. 2) самая большая планета солнечной системы, с пятью спутниками. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЮПИТЕР… … Словарь иностранных слов русского языка

    Юпитер - Юпитер. Мрамор. 1 в. н.э. Эрмитаж. Юпитер. Мрамор. 1 в. н.э. Эрмитаж. Юпитер в мифах древних римлян бог неба, дневного света, грозы, царь богов. Отождествлялся с древнегреческим Зевсом. Юпитер покровительствовал земледелию, ему были посвящены… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    1. ЮПИТЕР, а; м. [с прописной буквы] 1. В древнеримской мифологии: верховный бог, владыка богов и людей (в греческой мифологии Зевс). 2. Пятая, самая большая планета Солнечной системы, орбита которой находится между Марсом и Сатурном. 2. ЮПИТЕР,… … Энциклопедический словарь

    - (астрологический знак V) планета, среднее расстояние от Солнца 5,2 а. е. (778,3 млн. км), сидерический период обращения 11,9 года, период вращения (облачного слоя близ экватора) ок. 10 ч, эквивалент диаметра ок. 142 800 км, масса 1,90.1027 кг.… … Большой Энциклопедический словарь

    В мифах древних римлян бог неба, дневного света, грозы, царь богов. Отождествлялся с древнегреческим Зевсом. Юпитер покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда (виналии), в честь него перед посевом устраивали… … Исторический словарь

    См … Словарь синонимов

    ЮПИТЕР, пятая по удаленности от Солнца планета и крупнейшая из так называемых больших планет. На небе видна, как одна из самых ярких звезд. В телескопе Юпитер предстает в виде желтоватого диска, точнее, эллипса, который пресекают коричневато… … Научно-технический энциклопедический словарь

Статуя Юпитера (в руках богиня победы Виктория). Эрмитаж, II в н.э.

Литература

  • Мифологический словарь. М., 1990.
  • Словарь античности. М., 1989.
  • Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.2. М., 1988.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Юпитер (бог)" в других словарях:

    - (Jupiter). Римское божество, соответствовавшее греческому Зевсу. Он царь неба, от которого зависят все небесные явления, властитель мира, управляющий судьбой народов и государств. Он считался главным покровителем римского государства; его… … Энциклопедия мифологии

    - «Юпитер и Фетида» («Jupiter et Thétis»), художник Жан Энгр, 1811 год, масло, 330×257 см. У этого термина существуют и другие значения, см … Википедия

    - «Юпитер и Фетида» («Jupiter et Thétis»), художник Жан Энгр, 1811 год, масло, 330×257 см. Юпитер (лат. Iuppiter) в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, царь богов, верховное божество римлян. Супруг богини Юноны. Соответствует… … Википедия

    - (лат. jupiter). 1) у римлян главный бог, сын Сатурна и Реи, соответствующий греческому Зевсу. 2) самая большая планета солнечной системы, с пятью спутниками. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЮПИТЕР… … Словарь иностранных слов русского языка

    Аллах, Иегова, Саваоф, Небо, Всевышний, Вседержитель, Господь, Предвечный, Создатель, Творец. (Зевес, Юпитер, Нептун, Аполлон, Меркурий и др.) (ж. р. богиня); божество, небожитель. См. идол, любимец.. в бозе почивший, воссылать молитву к богу,… … Словарь синонимов

    - (Juppiter, Jupiter) древне италийский Бог небесного светаили светлого неба, с его атмосферными явлениями дождем и грозою,податель плодородия, изобилия, победы, помощи, исцеления, высшийисточник и охранитель правопорядка, верности, чистоты и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    1. ЮПИТЕР, а; м. [с прописной буквы] 1. В древнеримской мифологии: верховный бог, владыка богов и людей (в греческой мифологии Зевс). 2. Пятая, самая большая планета Солнечной системы, орбита которой находится между Марсом и Сатурном. 2. ЮПИТЕР,… … Энциклопедический словарь

    См … Словарь синонимов

    Юпитер - Юпитер. Мрамор. 1 в. н.э. Эрмитаж. Юпитер. Мрамор. 1 в. н.э. Эрмитаж. Юпитер в мифах древних римлян бог неба, дневного света, грозы, царь богов. Отождествлялся с древнегреческим Зевсом. Юпитер покровительствовал земледелию, ему были посвящены… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    В мифах древних римлян бог неба, дневного света, грозы, царь богов. Отождествлялся с древнегреческим Зевсом. Юпитер покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда (виналии), в честь него перед посевом устраивали… … Исторический словарь

Бог Юпитер – был верховным Богом в пантеоне римской мифологии. Как и многие божества у римлян, Юпитер был присвоен греками и практически идентичен высшему Богу Зевсу в греческой мифологии.

Юпитер был известен как римский бог небес. Он считался покровителем божеств римского государства, отвечающего за законы и общественный порядок. Наряду с Юноной и Минервой, Юпитер был главным членом Капитолийской Триады, группы из трех ведущих божеств римской религии.

Рождение

Юпитер был сыном Опс - богини земли, и Сатурна - господствующего бога неба, который управлял остальной частью римского пантеона. Сатурн узурпировал своего гнетущего отца Целуса, чтобы взять на себя роль верховенства; однако он быстро стал тираном. Некогда ему было дано пророчество, утверждающее, что один из его сыновей свергнет его. Чтобы этого не произошло, Сатурн начал поедать всех своих детей, как только они рождались. Понимая, что ее следующий ребенок Юпитер не избежит подобной участи, богиня Опс спрятала младенца, а Сатурну в пеленки подложила камень, который он и проглотил. Вскоре, как только маленький Юпитер вырос и возмужал, он вернулся, чтобы свергнуть Сатурна и заставить его бежать в Италию, а самому занять его место.

Дети Юпитера

Учитывая его статус верховного бога в римском пантеоне, неудивительно, что Юпитер пользовался внимание у многочисленных богинь, и всякий раз оставлял от себя потомство: сын Майя - бог торговли, отец Меркурия; Диона - богиня дождя; он породил Венеру - богиню любви и Цереру Прозерпине - богиню весны. Лето родила Юпитеру близнецов Аполлона и Артемиду - бога солнца и богиню Луны. Он также считается отцом Минервы - богини мудрости.

Изображение

Изображали Юпитера иногда седовласым стариком с пышной бородой, а иногда молодым красивым юношей с темными кудрями на голове. Но в каждом описании он сидел на троне, находясь на большом парусе. Длинные одежды прикрывали ноги. Правая рука держит стрелы-молнии или жезл власти, в левой руке - гипсовая фигура Ники Самофракийской. Любимцем Юпитера был орел, который всегда находился рядом олицетворяя могущество и величие бога.

Функции и полномочия

Функции Юпитера варьировались вместе с его многочисленными эпитетами. Как Юпитер Фулгуратор («метатель молний») и Юпитер Тонанс («громовержец»), он был известен как Бог бурь. Как Юпитер Люциций («приносящий свет»), он был оценен как владыка вселенной. Более того, Юпитер также имел огромное политическое значение. Он назывался Юпитер Оптимус Максимус («величайший бог, спаситель Юпитер»), который не только имел превосходство над остальным божественным пантеоном, но также обладал статусом божества-покровителя римского государства, отвечающий за законы и общественный порядок. Имея связь с правосудием Юпитер особенно был заинтересован клятвами, договорами и лигами.

Например, римские граждане приносили присягу Юпитеру в судах перед каждым заседанием, произнося фразу «By Jove!» (Клянусь Юпитером), чтобы указать, что слова были правдивыми во имя Бога. Связь Юпитера с совестью, обязательством и надежностью никогда не терялась во всей римской истории. Также Юпитер защищал Рим от агрессивного вторжения иностранных гостей. Известный как Юпитер Терминалус, могущественный бог, как полагали римляне, защищал границы Рима. Как Юпитер Виктор, он приводил римские армии к победам, и как Юпитер Феретриус, он помогал забирать последующие военные трофеи.

Юпитер объединял в себе совершенно разносторонние функции. Например, ему поклонялись землевладельцы, крестьяне, пастухи и владельцы виноградников, в надежде собрать богатый урожай. В дни полной луны люди устраивали обряды жертвоприношения. Жертвенным животным выступал белый ягненок. Так как Юпитер был повелителем грозных бурь и проливных дождей, римляне верили, что недовольство он выражает раскатами грома.

Место, куда вонзалась молния, становилось для жителей священным. Люди боялись засушливых дней и поклонялись Юпитеру с просьбами напустить дождь для орошения земли. Римляне также устраивали великие массовые празднества, чтобы выразить богу благодарность. Эти праздники приходились на период после посевных работ и с наступлением жатвы. Собрав урожай люди радовали друг друга угощениями и подарками. Накрывались столы, за которые могли сесть бедные, или те, кто находился в рабстве. Подобное поведение указывало на то, что перед богом все равны.

Триумф

Одним из великих и значимых для римлян торжеств являлся праздник Триумф. Устраивался целый парад. В город въезжал главнокомандующий-победитель со своими солдатами, которые в своих песнях возносили славу богу Юпитеру за одержанную победу. Массовые гуляния могли продолжаться до 5 дней, в течение которых по всему Риму в огромных повозках везли собранную с войны добычу. Также, закованные в тяжелые цепи шли пленники.

Сам триумфатор завершал торжественное шествие, следуя за своим войском на колеснице, которую тянули белые лошади. Его одежды переливались в цвете пурпура, на которых изображались золотые листья, а рядом слуга поддерживал над его головой лавровый венок из золота. Величие руководителя в этот праздник было столь огромным, что люди опасались: а вдруг Юпитер начнет испытывать зависть к этому смертному и нашлет на него несчастье. И тогда солдаты шагавшие строем в триумфальном мероприятии, начинали петь смешные короткие песни о своем главнокомандующем, чтобы не забывал, что он по-прежнему смертный, а не истинный бог Юпитер.

Участники шествия направлялись к подножию великого холма Капитолия, где был возведен главный храм Римской империи в честь бога Юпитера. Командующий войском должен был сойти с колесницы и войти в храм. Туда он приносил все собранные на войне трофеи, как жертву великому богу. Затем он скидывал с себя праздничное одеяние и покидал храм как обычный смертный человек. Именно так представлялся триумф, и только в Риме полководец мог праздновать выигранное сражение. Своей победой он был обязан Юпитеру, и непозволительно было обделять бога праздничными торжествами. Римляне боялись гнева небес, и проводили данное мероприятие согласно всем условиям и традициям.

Юпитер считался вездесущим богом, знающим действия и помыслы каждого человека во вселенной. Жители Рима также верили в провидения от Юпитера, его пророчества о будущем и проводили различные обряды и гадания. Люди клялись ему в верности, а нарушение клятвы означало смертную казнь. Также его принято было считать богом любящих сердец, и на каждой свадьбе молодожёны клялись Юпитером быть верными друг другу. Хотя самому богу в личной жизни ничего не мешало заводить романы за спиной жены, которой являлась великая богиня Гера.

Юпитер

Юпитер, в римской мифологии всемогущий бог неба, царь богов. Юпитер почитался как верховное божество, повелитель грома и молний. Одно из его прозвищ - Люцетий ("светодающий") - говорит о том, что он считался также богом света.
Образ Юпитера объединил в себе черты многих древних италийских божеств. Ему приписывались покровительство земледелию, охрана границ; бог следил за соблюдением клятв и даровал полководцам победу в бою. Римские военачальники, возвращаясь с триумфом из походов, приносили Юпитеру благодарственные жертвы и несли в его храм лавровые венки.

В период Империи Юпитер считался покровителем императорской власти; иногда статуям, изображавшим божество, придавали облик римского правителя. Покоренные Римом народы отождествляли с Юпитером своих верховных божеств, например Амона, Ваала. Юпитер был аналогичен греческому громовержцу Зевсу, и все мифы о Зевсе были отнесены и к римскому богу.

Легенда о Юпитере

Юпитер (Зевс) – младший сын титанов Крона и Реи, брат Юноны, Нептуна, Цереры, Весты и Плутона, в мифах древнего Рима царь богов, высший правитель Вселенной, особое божество человечества, олицетворение неба и всех воздушных явлений, блюститель политического порядка и мира, был самым главным из олимпийских богов - все остальные должны были подчиняться его воле и трепетали от одного кивка его головы. Одни только богини судьбы парки осмеливались нарушать волю Юпитера и выносили свои беспощадные приговоры даже после того, как он сверг своего отца и начал править миром.

Спокойный и сильный золотистый видимый блеск придает планете ЮПИТЕР величественность и грандиозность, особенно при хороших условиях для наблюдения. Поэтому, видимо, она и получила имя Юпитер - так римляне называли древнегреческого бога Зевса - властелина Неба и Земли, богов и смертных. Своими молниями он уничтожал любого, кто нарушал установленный им порядок и законность в мире. Поэтому древние греки называли его еще громовержцем Зевсом

Юпитер женатый на Гере, но частенько заводил романы с другими богинями и даже со смертными девушками. Древние люди жили в моногамном браке, но полагали, что боги могут предаваться страстям безо всякого удержу. Как олицетворение воздушной стихии, Юпитер избирал своей спутницей то Юнону, то титаниду Фемиду (Справедливость) и так далее. Люди относились к этому с пониманием, поскольку эти браки, по их мнению, были чисто символическими.


Юпитер и Юнона (Джеймс Барри, 1790 год)

Как и все другие греческие и римские божества, бессмертный Юпитер любил предаваться удовольствиям, был подвержен боли, гневу и ярости и часто становился жертвой страстей, которые управляют сердцами и людей.

Он всегда председательствовал на советах, которые проводились на вершине многоглавого Олимпа, и вызывал к себе богов, когда хотел обсудить с ними какое- нибудь важное дело или устроить роскошный пир, на котором они вкушали небесную амброзию и пили благоуханный нектар.

Юпитер широко почитался древними, и главные его храмы - Капитолий в Риме и святилище Юпитера Аммона в Ливии - были известны по всему миру. Ему также был посвящен знаменитый храм в Додоне, где таинственные предсказания, которые, как верили греки, исходили от самого Юпитера, изрекал дуб. Это давно заброшенное святилище было обнаружено совсем недавно.

Грандиозный храм в Олимпии, на полуострове Пелопоннес, был также посвящен Зевсу, и здесь каждые пять лет обитатели Греции проводили знаменитые игры в честь великой его победы над титанами. Эти празднества известны под названием Олимпийских игр, и греки считали время по этим олимпиадам, или, лучше сказать, по промежуткам между ними.

Юпитера обычно изображали в виде величественной фигуры, с длинными курчавыми волосами и бородой, одетого в ниспадавшие складками одежды, с огненными стрелами или скипетром в одной руке и статуей Ники - в другой. Он попирает ногами мир, а рядом с ним сидит орел, символ силы и власти.

Эпоха телескопов в астрономии началась с той ясной и морозной ночи 7 января 1610 г., когда Галилео Галилей направил свою маленькую зрительную трубу на небесные тела. Возле планеты Юпитер он заметил четыре слабые "звездочки", которые спустя немного времени с уверенностью определил как спутники планеты.

В продолжение 282 лет были известны только четыре спутника Юпитера, открытые Галилеем. Пятый спутник Юпитера открыл американский астроном Эдуард Барнард в 1892 г. Чарльз Перрайн в 1904 и в 1905 гг. открыл шестой и седьмой спутники, Ф. Ж. Меллот в 1908 г.- восьмой спутник Юпитера. Следующие четыре спутника этой планеты были открыты С. Б. Никольсоном в 1914, в 1938 (два спутника) и в 1951 гг. В сентябре 1974 г. американский астроном Чарльз Коуэл открыл тринадцатый спутник, а примерно через год (в октябре 1975 г.) - четырнадцатый спутник Юпитера.

Около этой планеты вращаются четырнадцать спутников. Они нумеруются римскими цифрами по порядку их открытия. Только первые пять спутников имеют имена. Перрайн, Меллот и Никольсон, увеличившие число открытых спутников с 5 до 12, не воспользовались правом первооткрывателей и не дали своим находкам имен.

Согласно традиции, в астрономии имена планет, за немногими исключениями, выбираются из римской мифологии, а имена спутников - из греческой мифологии (также за немногими исключениями). В соответствии с этой традицией имена первых пяти спутников Юпитера (Ио, Европа, Ганимед, Каллисто и Амалтея) связаны с Зевсом (или Юпитером в римской мифологии).
Первый спутник Юпитера получил имя Ио - дочери речного бога Инаха, первого царя Арголиды. Вот как описываются в древнегреческом мифе ее трагическая жизнь и судьба.

Прекрасна была юная Ио. Ее красота могла сравниться только с красотой самой прекрасной богини. Однажды с высот Олимпа Зевс увидел Ио в саду отцовского дворца. Восхищенный ее божественной красотой и юной прелестью, он тотчас превратился в темное облако и спустился к девушке.

Но ревнивая супруга Зевса Гера узнала об этом. Ослепленная ревностью, она решила погубить соперницу. Чтобы спасти свою возлюбленную, Зевс превратил ее в белоснежную корову с большими красивыми глазами. Гера, скрывая свою злобу, попросила Зевса, чтобы он подарил ей эту корову, потому что она якобы ей очень понравилась. Не мог Зевс отказать Гере. Но как только Гера стала хозяйкой Ио, она тотчас подвергла ее страшным мучениям. Гера отдала корову под охрану стоокому Аргусу (олицетворение звездного неба) и приказала ему держать Ио на одном месте на вершине высокой горы. День и ночь она стояла без движения и страшно страдала, но не могла никому рассказать о своих мучениях, так как была лишена дара речи и только жалобно мычала.

Зевс видел страдания Ио. Однажды он позвал вестника богов Гермеса и приказал ему украсть Ио. Гермес немедленно помчался выполнять поручение и вскоре уже был на вершине той горы, где стоокий страж Аргус охранял Ио. Уселся Гермес рядом с Аргусом, стал рассказывать разные небылицы и усыпил ими Аргуса. Как только тот заснул и закрыл последний глаз, Гермес одним ударом своего огромного меча отрубил ему голову. Освобожденная Ио смогла, наконец, спуститься с горы.

Освободив Ио от вечно бдящего Аргуса, Зевс не мог спасти ее от злобы своей ревнивой супруги. Наоборот, ненависть Геры к Ио стала еще большей. Она наслала на Ио чудовищного овода, который своим длинным острым жалом кусал ее так, что она должна была бегать и не имела ни минуты покоя. Преследуемая оводом, доведенная до безумия невыносимыми муками, обливаясь потом и пеной, окровавленная, Ио металась из страны в страну.

Бешеный бег по равнинам и долинам, по высоким горам и густым лесам не спасал ее от овода, чье безжалостное жало гнало ее все дальше и дальше. Почти не осталось на Земле страны, через которую не промчалась бы в своем страшном беге несчастная Ио. Наконец, она достигла крайнего Севера и очутилась у скалы, к которой был прикован благодетель людей титан Прометей. Он предсказал Ио, что конец ее страданиям наступит после того, когда она дойдет до Египта. Он показал Ио дорогу, по которой ей следовало идти, чтобы достичь этой далекой страны. Выслушав слова Прометея, Ио устремилась на юг, но и овод не оставлял свою жертву...

Много еще стран пришлось пройти Ио, переплыть много морей, пока, наконец, она не достигла Египта. Там, на берегах благодатного Нила Зевс возвратил ей человеческий облик. Снова юная девушка засияла своей божественной красотой. От Зевса Ио родила сына Эпафа - первого царя Египта, родоначальника славного поколения героев, среди которых был и самый известный и прославленный герой - Геркулес, освободивший Прометея. Второй спутник Юпитера назван именем Европы - дочери царя Агенора, которая своей красотой соперничала с бессмертными богинями. Очарованный ею Зевс превратился в быка и похитил Европу, увезя ее на остров Крит,
Третий спутник Юпитера носит имя Ганимеда - сына троянского царя Лаомедонта. Прекрасным и стройным, как бог Аполлон, был юный Ганимед. Он пас стада своего отца на вечнозеленых склонах горных цепей Иды. Но Зевс послал своего орла, который похитил Ганимеда и принес его к богам на Олимп. Зевс наградил Ганимеда бессмертием и сделал его своим виночерпием. Во время пиршеств, которые боги часто устраивали по разным поводам, Ганимед вместе с вечно юной Гебой - дочерью богини Геры - подносили богам амброзию и нектар.
Царь Лаомедонт, узнав, что его сына по приказанию Зевса похитили и унесли на Олимп, сильно опечалился. Слезы рекой текли у него из глаз день и ночь. При виде страданий Лаомедонта Зевс сжалился над ним и подарил ему прекрасных коней. Запряг царь коней в свою колесницу и, как вихрь, промчался по своим владениям. Ему так понравились эти дивные кони, что ни за что на свете он не желал с ними расстаться. Именно из-за этой сильной привязанности к подаренным чудесным коням Лаомедонт и навлек на себя ненависть прославленного сына Зевса - Геркулеса.

По приказанию Зевса Посейдон и Аполлон должны были служить царю Лаомедонту. Он возложил на них задачу возведения стен вокруг Трои. Боги-строители выполнили поручение Лаомедонта и потребовали, чтобы тот им заплатил. А Лаомедонт выгнал их и еще припугнул, что отрежет им уши, если они будут настаивать на оплате. Так и ушли боги с пустыми руками.

Прошло немного времени, и Аполлон наслал мор на владения Лаомедонта, и обширные области превратились в безжизненные пустыни. А Посейдон послал из морских глубин ужасное чудовище, которое ежедневно опустошало окрестности Трои. Бедствие становилось все более невыносимым.

По предсказанию оракула, страна избавится от обрушившегося на нее несчастья, если Лаомедонт отдаст на съедение чудовищу единственную свою дочь Гесиону.

Несчастную девушку заковали в железные цепи и оставили на пустынном морском берегу. В тот момент, когда чудовище собиралось вылезти из моря на берег и направиться к утопающей в слезах Гесионе, в Трою прибыл Геркулес. Он предложил Лаомедонту спасти Гесиону, если тот отдаст ему своих красавцев-коней. Лаомедонт тут же согласился.

Геркулес победил чудовище и отвел спасенную девушку во дворец ее отца. Но когда герой потребовал коней, Лаомедонт выгнал его прочь из дворца и пригрозил, что жестоко накажет его, если он когда-нибудь появится в Трое. Герой ушел ни с чем, но в душе затаил жгучую ненависть к гордому Лаомедонту.

Четвертый спутник Юпитера назван Каллисто - именем дочери Ликаона, царя Аркадии. И эта девушка оспаривала пальму первенства у богинь и своей красотой очаровала громовержца Зевса

Пятый спутник Юпитера назван в честь козы Амалтеи. Молоком этой божественной козы был выкормлен на острове Крит Зевс

Зевс часто играл с козой Амалтеей на зеленом лугу. Однажды он так крепко схватил ее за один рог, что сломал его. Своей божественной силой Зевс тотчас унял боль Амалтеи и пообещал ей, что, когда вырастет и станет властелином мира, он наделит сломанный рог волшебными свойствами - из него, как река, потечет пшеница, вино, мед, молоко, богатство, слава и все остальные жизненные блага, какие только возможны на этом свете. И тот, кто будет обладать этим рогом изобилия, станет самым счастливым человеком в мире.

С тех пор люди мечтают найти этот сломанный рог козы Амалтеи. Если какой-нибудь человек имeет все блага, которых он желал, и его щедро освещают лучи счастья, о нем говорят, что он нашел рог Амалтеи.

Юпитер, лат., греч. Зевс - царь богов римского пантеона.

Основная информация о Юпитере содержится в статье « »; здесь же мы расскажем лишь о некоторых особенностях этого римского бога. Его имя встречается уже в древнейших римских источниках. По-видимому, Юпитер развился из древнего латинского бога, имя которого нам неизвестно, и из верховного этрусского бога Тина или Тинии. О родителях Юпитера становится известно только тогда, когда римляне отождествили его с Зевсом: его отцом становится Сатурн (греческий Кронос), матерью - Опс (греческая Рея).

У римлян Юпитер фактически занимает еще более высокое положение, чем Зевс у греков; даже если считать их равно всемогущими, Юпитер - бог более строгий. Юпитер играл намного более важную роль как покровитель войска и даритель победы. Разумеется, римляне были убеждены, что из всех городов и государств Юпитер больше всего любит именно Рим, защищает его и поддерживает в борьбе за мировое господство. Главной римской резиденцией Юпитера был великолепный храм на Капитолийском холме.

Поскольку Юпитер Капитолийский был не только верховным богом римской религии, но и самым могучим покровителем римского государства, римляне воздавали ему почести по случаю всех государственных и общественных событий. Вступая в должность, консулы (а впоследствии - императоры) приносили Юпитеру великолепные жертвы при участии сената и народа. Когда Рим объявлял войну, полководцы взывали к Юпитеру о победе. После победоносного окончания войны полководец возвращался во главе триумфальной процессии на Капитолий, приносил Юпитеру благодарственную жертву и украшал его статую своим лавровым венком победителя. Празднества в честь Юпитера проходили в середине сентября. Первоначально они продолжались один день, но во времена Империи растягивались более чем на две недели и состояли из приношения жертв, праздничных процессий и игр в цирке. Юпитеру были посвящены иды, т. е. дни полнолуний, из животных - орел, из деревьев - дуб. Культ Юпитера в Риме (так же как культ Зевса в Греции) имел не только официальный характер, он глубоко проник во все классы и группировки общества, поэтому в разных формах он продолжал существовать и после введения христианства.

Храм Юпитера на Капитолии, посвященный также Юноне и Минерве, превосходил все остальные римские храмы своими размерами, великолепием и древностью. Его площадь в плане равнялась 3300 квадратным метрам, фундамент храма, по преданию, был заложен царем Тарквинием Приском (Древним), а достроен он был при его преемнике Сервии Туллии; впоследствии храм неоднократно перестраивался. После победы христианства храм исчез с лица земли, сохранилась лишь часть его фундамента. Немногое осталось и от храма Юпитера под холмом Палатин (вблизи триумфальной арки Тита), который будто бы посвятил Юпитеру Статору (т. е. Останавливающему) еще Ромул в память о том, что Юпитер остановил бегство римлян во время сражения с сабинянами. И другие храмы Юпитера на всей территории римского государства были разрушены временем и новыми религиями. Зато сохранилось множество скульптурных и рельефных изображений Юпитера, которые хранятся в музеях всего мира (в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже - мраморная статуя Юпитера 1 в. н. э.).


Юпитер, Юнона, Ио

В рассказах римских авторов о религиях других народов тоже встречается имя Юпитер. Но обычно речь у них идет не о самом Юпитере, а о верховном боге той или иной религии, которого авторы обозначают этим латинским именем. Иногда же с Юпитером сливались многие боги восточных религий, например Сабазий (Сабасий) - бог-покровитель фригийского города Долихия, который у греков отождествлялся с , а впоследствии слился с римским Юпитером (Юпитер-Сабазий Долихийский). В первые века нашей эры римские легионы разносили подобные «гибридные культы» по всей Европе, следы их сохранились и на территории стран восточной Европы.

Имя Юпитер до сих пор встречается в названиях крейсеров, пылесосов, подъемных кранов и т. п., а в нвоое время - и в названиях космических ракет. По сравнению с этими творениями человеческих рук более внушительной и долговечной выглядит самая большая планета Солнечной системы, получившая имя Юпитер. Уже по аналогии с этой яркой планетой мощные дуговые лампы, применяемые в кино, фотографии, театре, стали называться юпитерами.