Open
Close

Кто сказал нельзя войти в воду дважды. Почему дважды не войти в одну реку? Смотреть что такое "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку" в других словарях

Сбербанк - крупнейший российский универсальный коммерческий банк.

Бизнес-задача

«Сбербанк» поставил задачу спроектировать офис в принципиально новом, гибком формате agile, отвечающем инновационной модели управления. Ее цель – наиболее эффективно организовать работу отельных департаментов и увеличить скорость реакции банка на изменения рынка, спроса и формирование предложения. В дальнейшем весь новый офис будет соответствовать духу и формату agile.

Организация пространства

Эксперимент по созданию современного гибкого офиса формата agile Сбербанка осуществил в новом собственном здании «Президент Плаза» на Кутузовском проспекте. Началась работа по трансформации с трех этажей (все три экспериментальных офиса от трех разных архитектурных бюро принимают участие в премии Best Office Awards 2016 – прим.ред.). Дизайн-проектом 14-го этажа занималась Aurora Group.

Офисное пространство нового типа подразумевает предельную гибкость: удобство в формировании команд, возможность самоорганизации и постоянное двухуровневое взаимодействие. Первый уровень – так называемые скводы (англ. squad) – это самоорганизующиеся рабочие группы, состоящие из 10-15 специалистов разного профиля, своего рода маленькие стартапы. Второй уровень – трайбы (англ. tribe), в которые объединяются скводы. Для четырех трайбов на этаже выделены зоны совместной работы, каждая из которых вмещает порядка 200 человек.


Изначально здание было спроектировано под апартаменты, поэтому этаж был разделен на противопожарные отсеки, которые не предполагали свободное перемещение по нему людских потоков. С помощью инженерных и технических решений удалось выдержать все пожарные нормы и требования и учесть нужды типового трайба: для его успешного функционирования нужны порядка восьми переговорных, один coffe point и два вендинговых автомата.



Эргономичное планировочное решение позволило сделать офис просторным и обеспечить комфортные условия для работы: удобные рабочие места по фронту остекления, зоны отдыха и неформального общения, зоны коворкинга и кофе-поинты, библиотеки и блоки с переговорным с маркерными досками на стенах и встроенными системами хранения – все в ядре офиса. На 14-ом этаже размещено наибольшее количество рабочих мест - около 750, что отвечало требованию технического задания.




Максимально использовано местоположение «Президент Плаза»: практически из любой точки офиса открываются панорамные виды на Москва-сити, Кутузовский проспект и Поклонную гору.


Дизайн-идея

Правила agile-подхода гласят, что на протяжении всего проекта разработчики и представители бизнеса должны работать ежедневно вместе; непосредственное общение является наиболее практичным и эффективным способом обмена информацией как с самой командой, так и внутри команды; крайне необходима простота. На этих базовых принципах строился дизайн-проект.

Акцент был сделан на «зеленые» материалы, удобную рабочую мебель, «мягкие» зоны для комфортных переговоров на несколько человек c диванами и пуфами. Особое внимание уделили освещению, современному оборудованию в кофе поинтах, хорошей вентиляции и акустическому комфорту. Потолок с коммуникациями оставили открытым и разместили на нем в правильной геометрическом порядке акустические панели «Экофон».



24 000 метра (3 этажа) были спроектированы и построены за 4 месяца.
Бюджет был в два раза ниже, чем на офисных проектах такого уровня. Поэтому поставка всей встроенной мебели, перегородок и осветительного оборудования осуществлялась отечественными компаниями в кратчайшие сроки и с минимальным бюджетом.

Колонка руководителя проектного офиса компании Phobos

В закладки

Руководитель проектного офиса компании Phobos Алексей Прокопенко написал для сайт колонку о том, почему он перестал руководить ИТ-проектами в «Сбербанк-технологиях» и ушел работать по Agile на аутсорсе. Автор также рассказал, почему система Agile не приживется в крупных банках.

Герман Греф съездил на экскурсию в Калифорнию и привез картошку Agile в Россию. Стоит заметить, что Россия идет с большим отставанием в вопросе разработки, внедрения и эксплуатации технологий. Причины очевидны - климат для бизнеса и инноваций в стране отсутствует. Но одна из главных причин - это непонимание скорости развития технологий.

Мы знаем много случаев создания революционных продуктов небольшой группой людей. Например, команда , создавшая первую версию OS Android, состояла из пяти человек. Dropbox и вовсе придуман одним Дрью Хьюстоном в автобусе. Для появления инноваций на западе есть развитая инфраструктура - хакатоны, акселераторы, инкубаторы, бизнес-ангелы, венчурные инвесторы, фонды, крупные компании и прочее, которые удовлетворяют спрос на технологии мира.

Сейчас технологии развиваются с фантастической скоростью. Количество научных статей за месяц только по data science превосходит человеческие возможности по их изучению. Это приводит к тому, что действительно прорывные технологические компании находятся в состоянии самой жесткой в мире конкуренции. Чтобы поддерживать свое лидерство, они должны быть быстрыми и мобильными. В современном мире невозможно стимулировать рост технологий, увеличивая количество людей и затрачиваемого капитала.

Мы строили, строили…

Я руководил ИТ-проектами в составе «Сбербанк-технологии». При его создании руководство «Сбербанка» имело четкую цель - централизовать ИТ-команду в отдельном подразделении. Банку нужно было делать разработку продуктов быстрой, а систему гибкой. Но работая в «Сбертехе», мы подчинялись самому «Сбербанку» и вынуждены были согласовывать каждый свой шаг.

Бесконечные заполнения документов, отправка их на согласование и ожидание ответа - все это замедляло процесс создания проекта и не давало стимула работать. Даже самого сильного специалиста с крутой идеей погубит осознание того, что эту идею не донести. Бюрократический ад не позволяет создавать продукт быстро. Государственный банк - большая неповоротливая монополия, которой трудно «перевернуться».

Простой пример. Мы разрабатывали важный для банка стратегический проект. Ребята работали до истощения, зная, что задача поручена непосредственно руководством банка. Подготавливается пакет проектной документации с календарным планом, бюджетом, бизнес-требованиями, описанием архитектуры - все эти нужные документы должны пройти через комитет технологий, состоящий из членов правления и руководства блоков банка.

В итоге мы все подготавливаем, а показать не можем. Документы ждут одобрения неделю, две - так проходят три месяца. Сроки, бюджеты, планы теряют актуальность. Их требуется переделывать, пересогласовывать. А создание проекта так и не сдвинулось с мертвой точки.

Но и в крупных коммерческих банках не идеальная картина, хотя и намного . До «Сбертеха» я работал в ИТ-департаменте «Альфа-банка», где создавал большой проект . В ходе процесса разработки появлялись идеи, новые решения. Команда разработчиков устраивала брейн-штормы и, как тогда казалось, двигала процесс. Но коммерческий банк с собственным ИТ-подразделением страдал все теми же проблемами, что и государственный.

Срок создания проекта был рассчитан на месяцы, но внутренние процессы в самом «Альфа-банке» растянули его на годы. В течение такого большого промежутка времени с разработкой может произойти все что угодно. Мы делали одну систему, описывая стостраничные документы, а через месяц руководство понимает, что нужна совершенно другая. Проект теряет актуальность уже во время разработки, потому что бизнес-процесс меняется быстрее, чем его могут реализовать. Руководство начинало понимать, что если их банк хочет стать передовым, то нужно создавать проекты быстро. Вот только пошли они не тем путем.

На примере «Сбербанк-технологий» «Альфа-банк» создал свое подразделение - «Альфа-лабораторию», где отделили разработчиков приложений, мобильного банка, онлайн-сервисов и остальных. Но, как говорил и сам менеджер проектов «Альфа-лаба» Вячеслав Акулов: «Альфа-лаборатория» - это часть «Альфа-банка», сильно интегрированная с ним. Основной наш фокус - это фронт и обслуживание клиентов, однако есть огромная часть бэк-офиса банка. Безопасность, юристы, ИТ-системы и прочее - без них банк существовать не может". Поэтому, несмотря на появление отдельного подразделения, создание того или иного ИТ-проекта вынуждено проходить через всю систему банка, описанную выше.

Большие проекты и маленькие команды

Для меня очевидно, что каждое отделение компании должно быть обособлено. Если банк решил создать свое ИТ-подразделение, то его нужно сделать гибким. Оно не должно быть единой кирпичной стеной. Необходимо сделать так, чтобы после извлечения одного кирпича стена не разрушилась, а стала еще лучше.

Тот Agile, который хочет ввести Греф в «Сбербанк-технологии» (Sbergile) по щелчку пальца, не может быть гибким из-за самой структуры банка. Руководство государственного банка никак не может понять того, что для быстрого создания продукта нужна не только методология, но и разработка небольшими компаниями. Agile - это методология, которую нельзя надеть на всю структуру банка, как шапку на голову.

Хороший пример: для создания проекта «Сбербанк-онлайн» на Android компания наняла отдельную команду дизайнеров. Специалисты работали обособленно от остальных и смогли сделать действительно хороший продукт. Им просто никто не мешал. Команде не мешали внутренние согласования, подписание бумаг, ожидание комиссии. Дизайнерам не нужно было лезть во всю структуру банка. Благодаря этому они смогли создать проект быстро и качественно.

Мир уже давно начал поворот от количества в сторону качества - это естественный процесс развитых стран, которым требуется технологический фактор для роста их экономик. Лучшие решение для крупных компаний - это выделить spin-off или купить отдельную группу разработчиков, изолировать их от своей внутренней системы и дать быстро и направленно сделать продукт. Это станет возможным, только если компания сможет сделать всю систему гибкой.

Поработав в крупных компаниях, я увидел большую разницу в том, какой подход применялся для реализации той или иной поставленной цели. Я понял, что создание реальных проектов быстро возможно лишь при помощи гибкой Agile-системы, и ушел в Phobos. Это agile-outsource компания, которая специализируется на подборе проектной команды для реализации конкретной задачи. Команды, у которой есть опыт в реализации продуктов, а не написания документаций и согласования процессов.

Гибкая методология разработки позволяет таким командам в высоком темпе делать продукт и вносить в него изменения. Команда мотивирована тем, что может повлиять на процесс создания внутри - никакой лишней документации, никаких лишних переговоров. В итоге результат работы заказчик получает в срок, и продукт не устаревает еще на стадии разработки.

Каким будет аутсорс завтра

В «Альфа-банке» мы создавали проект по каскадной модели разработки: сначала пишется документация, затем она проходит согласование, далее идет процесс создания. Изначально при оценке проекта была допущена ошибка в сроках. В итоге за три месяца до дедлайна оказывается, что половина бумаг не согласована, а разработка вообще не начата. Половина сотрудников, удобно просидев на мягком кресле, начала бежать в появившиеся тогда «Сбербанк-технологии».

В итоге нет ничего: ни плана, ни команды, ни проекта. Срок создания был большой, и руководство не было в курсе, на какой он стадии. Так как команда разработчиков тоже была большая, то таким сотрудникам было легко спрятаться за спинами своих коллег. Ведь никто не узнает, кто в итоге был виноват.

В маленьких аутсорс-компаниях все иначе. Не за кого прятаться. Если ты что-то не сделал, то будет понятно, кто подвел команду. Кроме того, если это Agile-аутсорс, то на согласование не затрачиваются месяцы, а разработчики могут показать результат работы очень быстро. Если в проекте будут неточности, например, со сроками - их легко изменить.

Мне очень нравится Agile таким, каким он был создан. Это очень простая методология, подробное описание которой умещается в шесть строк. К сожалению, тот Agile, о котором мы сейчас часто читаем - это очень сложное и непонятное порождение маркетологов и консультантов, которое не имеет ничего общего с методологией, созданной когда-то группой практикующих разработчиков ПО.

Зачем Сбербанку Agile? Это действительно важно или просто следование моде? Владимир Стасевич, руководитель сервисов «Сбербанк Онлайн», рассказывает в колонке для FutureBanking, чего удалось добиться департаменту с помощью этого подхода.

Agile для нас, «Банка XXI», - жизненно важная необходимость. Мы не можем работать по-другому. Кроме нас за внимание пользователей цифровых устройств борются ведущие интернет-гиганты. При этом они работают не так, как банки. Прежде всего, скорость вывода продуктов на рынок у них гораздо выше. Для нас это вызов, мы должны ответить ему, иначе потеряем клиентов.

Что нам мешает быстрее выводить продукты на рынок? Мой ответ - недоверие и барьеры в командах. Откуда берется бюрократия? Зачем она нужна? В случае, когда члены команды не доверяют друг другу, бюрократия - это способ быстро понять и «показать пальцем», кто был неправ. Так строится взаимодействие между IT и бизнесом, внутри команды IT, между разработкой и поддержкой и т.д. Если бы существовало доверие, то в идеале все, что нам нужно было бы, - это просто сидящие рядом люди, делающие продукт, запускающие их для клиента и собирающие обратную связь.

Почему в IT-компаниях вроде Google нет барьеров такого рода? В банке, в отличие от интернет-компаний, существуют ярко выраженные барьеры между IT и бизнесом - это разные департаменты. В технологических компаниях такого разделения нет, там это одна продуктовая команда, поэтому там нет соответствующих преград.

В 2013 году мы в «Банке XXI»начали переходить на Agile. Для нас это было критически важно, потому что существующее тогда положение дел не устраивало нас, не устраивало клиента - рынок уже продвинулся дальше, чем мы.

Изначально, когда мы пытались менять подходы, нас воспринимали как детей в песочнице, которые, вместо того чтобы делать свою работу, продумывать максимально детальное ТЗ, придумывают способы обойти процедуру.

Agile нам нужен совершенно по другой причине. Мобильный банкинг стремительно развивается. Но пока мы не покажем массовому клиенту продукт, мы не узнаем, правильно ли мы сделали или нет. Ответ появляется в конце процесса, а не в начале. Нельзя делать процесс слишком долгим. Работая по «водопаду», выход продукта происходит слишком редко, чтобы отслеживать реакцию пользователей и оперативно вносить изменения.

В 2013 году мы начали внедрять гибкие практики, и в середине 2014 года завершили процесс. У нас появились Jira, Scrum, все артефакты и процедуры, которые нам были нужны. Сейчас процесс полностью запущен, и мы проводим регулярные ретроспективы, вносим изменения, чтобы его регулярно совершенствовать.

Как мы решили вопрос с недоверием? В самом начале мы договорились между бизнесом и IT, что у нас больше нет бизнеса и IT. Теперь есть единая продуктовая команда, которая либо добивается результатов вместе, либо совершает ошибки, но тоже вместе. Если один этап не был отработан (например, есть баги или было сделано что-то лишнее), вся команда принимает это как свою ответственность. Для внешнего мира команда добивается успеха или совершает ошибки как единое целое.

Так мы создали доверие, горизонтальную команду равных партнеров. Это важно, потому что помогает уйти от контрактов, бюрократии, согласования через бумажки.

Очень важный этап: изначально мобильный «Сбербанк Онлайн» разрабатывался вендором. Мы поняли, что это нас существенно ограничивает. В Сбербанке это особенно сложная история, потому что это закупка, выбор и утверждение вендора - сложная процедура. На стороне вендора ситуация часто непрозрачная, мы не можем влиять на его команду.

В итоге было принято решение перейти на собственную разработку, задействовав «Сбербанк Технологии». Так у нас появилась возможность управлять людьми, построить нужную нам структуру, убрать барьеры и лишние сложности, которые появляются в случае закупочной процедуры. Минусы при этом подходе - есть множество вертикалей управления, действующих по своим процедурам, и свести разрозненных представителей этих вертикалей в единую команду становится сложнее.

Как один из инструментов мы создали культуру - взаимопомощь, ответственность, доверие. И это оказалось самым важным. Это то, что помогает добиться успеха, потому что как только люди перестают доверять друг другу в команде, мы начинаем двигаться к жесткому «водопаду» с трехсотстраничными ТЗ, и тогда о скорости вывода на рынок можно забыть.

Но при этом мы всегда объясняем, что Agile - это не безответственность. Внутри команды все равно есть человек, который отвечает за определенный участок, и если совершена ошибка, мы всегда разбираемся, кто ее совершил - но только внутри команды. Так же и достижения - в команде мы всегда видим, кто сделал большой прорыв.

И принципиально важно - никакого принуждения, никаких силовых воздействий. В нашем продукте (Сбербанк Онлайн) очень важно, что получает клиент, - какие новые функции, какой дизайн, насколько это удобно. Мы проверили на собственном опыте: невозможно поставить людям задачу «сделайте мне креатив, сделайте лучший дизайн на свете». Это не работает, бесполезно, мы пробовали. Работает культура. Надо создать правильную атмосферу в команде, не давить, не отдавать приказы - тогда люди самостоятельно решат задачи и создадут то, что понравится пользователям.

Мы выделили отдельную практику дизайна - наравне с продуктологами и инженерами - как один из углов треугольника, который обязательно должен быть. Мы считаем, что у нас хороший дизайн, и это подтверждают отзывы и рейтинги. Как мы его сделали? Это, опять же, история про доверие. Очень часто нет взаимопонимания между разработчиками и дизайнерами. Разработчики показывают пальцами на дизайнеров и говорят: «Вы нарисовали космос». Дизайнер отвечает: «Я сделал красоту, они ее запрограммировали не так». Мы преодолели эту проблему, создав доверие, сделали так, что люди, которые занимаются дизайном и программированием, совместно разрабатывали дизайн-гайдлайны для «Сбербанк Онлайн». На выходе мы получили доверие между дизайнерами и разработчиками и продукты нового уровня.

У продукта есть несколько срезов. Первый срез - это функциональность, то есть полный набор функций, необходимых клиентам. Второй - удобство, эргономика, юзабилити. Мы выявили, что есть и третий срез. Он характеризуется такими словами, как «приятный в использовании», «эмоциональный». Людям, особенно в кризис, очень не хватает положительных эмоций. Казалось бы, какое банк имеет отношение к этому? Мы начали добавлять эмоциональные элементы и получили положительную обратную связь. Людям это нравится. Хочешь на море? Загружаешь к цели фото моря, надписи автоматически окрашиваются в его цвет. В зависимости от времени суток приложение при входе показывает «Добрый день», «Добрый вечер» и т.д. А ночью у некоторых иногда падает звезда.

А в итоге это работает: люди сами делятся с другими положительными эмоциями. Недавно мы реализовали возможность поставить либо свое собственное обращение, либо картинку на экран загрузки. Еще больше персонализации, а значит, еще больше положительных эмоций.

Как в принципе можно решить подобную задачу? На нее невозможно написать ТЗ. Это работает благодаря тому, что мы собираем команду талантливых людей, даем им автономию, даем им поддержку, не критикуем без конструктива, создаем правильную среду. Тогда начинает рождаться что-то новое. Без Agile это невозможно. В «водопаде» все жестко и нет места свободным предложениям, не предусмотренным ТЗ.

Чего нам получилось добиться, в чем нам помогли гибкие практики и преодоленные барьеры доверия? Мы стали работать быстрее. У нас теперь четыре крупных релиза в год (раньше был один-два). Аудитория активных пользователей выросла до 12 млн для мобильных приложений. Рейтинг в App Store у нас сейчас 4,5 звезд из 5. В Android нас сейчас 600 тысяч оценок. Люди честно дают нам фидбэк. Удовлетворенность команды выросла, согласно опросу, с 4 до 9 баллов из 10. Agile помог нам стать лучше, делать качественный продукт и убрать лишнее из процесса.

Но пока все, что мы сделали, - подошли к переднему краю. Стали работать так, как работают лидеры. А задача стоит шире - как запрыгнуть за переднюю границу, делать то, на что будут равняться другие. У нас в Сбербанке именно такие цели. Мы очень много работаем над этой задачей, пытаемся нащупать будущее, которого пока не существует, придумать его с помощью креатива нашей команды.

В феврале пришла корпоративная рассылка - Банк покидает Барт Шлатман - старший вице-президент по внедрению Agile в Сбербанке. Это и не удивительно, чтобы тотально трансформировать процессы, особенности разработки продуктов, а главное мышление, одного г-на Шлатмана недостаточно. Отличное целеполагание Президента Банка, понятные задачи, прогрессивное отношение к, на первый взгляд, рутинным задачам вдохновляют и настраивают на полную самоотдачу в работе. Сбербанк, наш Сбербанк, действительно меняется. Сформированное Германом Оскаровичем целеполагание каскадируется ниже в блоки. И тут - на уровне их кураторов мощнейший импульс позитива, соучастия и разделения ценностей (готовность разбираться в деталях процессов, полная поддержка сотрудников, готовность сесть "на весла" вместе с ними).

Казалось бы, вот она идеальная модель управления и организации, если бы ни одно "но". Вся мотивация, заряд позитива от ТОП-менеджмента Банка разбивается об амбиции линейного руководителя, неадекватность которого без соответствующего аудио ряда описать сложно.

Есть в Банке подразделение мониторинга (для простоты понимания - занимается мониторингом финансового состояния клиентов, его залогами, выполнением условий кредитной документации). Подразделение молодое и только стало развиваться, обрело проектное наполнение, закрепилось. И тут появляется новая фигура - г-н М.Ю.Ш.
За первые два месяца 2018 г. не сделано ни одного шага вперед по сутевым вещам. Резко возросло количество совещаний, где один спикер, мотивирующий через унижение самооценки сотрудников, постоянно повторяющий: "... я взял на себя обязательства, я подписался, это не мне надо... меня попросили, но я сюда не вызывался...", два часа соло одного актера.

Совещания подпитываются "10+" итерациями по согласованию с ним одной бумажки, не готовность г-на Ш. принимать решения по ним вообще поражает. Все решения голосованием. Народ в кулуарах смеется и рыдает. Для совместного сотрудничества предлагается подписать "коммитмент" (контракт). Всем явно говорят - скажите спасибо за то, что с вами вообще будут работать. Царь! Свой секретариат из особо приближенных - штаб!!!, новые люди, которые вообще к предметной области никакого отношения не имеют.

За 2 месяца из подающего надежды подразделения сотрудники превратились в серую измотанную бюрократией массу, без мотивации и прозрачности своего будущего. Сарафанное радио уже работает, очные встречи проведены г-ном Ш. с руководителями территориальных Банков, там тоже народ недоумевает. И это только часть той ситуации, которую никак иначе как "показухой" и имитацией рабочей деятельности не назовешь. Наблюдая за всем этим, возникает чувство глубокого разочарования и бессилия перед глупостью одного "лидера" в огромной системе.

Нельзя дважды войти в одну и ту же реку
см. Всё течет, всё меняется .

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


  • Неладно что-то в датском государстве
  • Нельзя ли для прогулок / Подальше выбрать закоулок

Смотреть что такое "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку" в других словарях:

    КРАТИЛ - из Афин (2 япол. 5 в. нач. 4 в. до н. э.), др. греч. философ. По преданию, последователь Гераклита и учитель Платона; гл. персонаж платоновского диалога «Кратил» (осн. источника о его жизни наряду с «Метафизикой» Аристотеля). Согласно… … Философская энциклопедия

    Всё течет, всё меняется - С древнегреческого: Panta rhei. Буквально: Всё движется. Первоисточник слова древнегреческого философа Гераклита (Гераклит из Эфеса, ок. 554 483 до н. э.), которые для истории сохранил философ Платон: «Гераклит говорит, что всё движется и ничего… … Словарь крылатых слов и выражений

    Становление - Становление ♦ Devenir Изменение, рассматриваемое как глобальное явление. Следовательно, это само бытие, поскольку оно пребывает в постоянной изменчивости. «Panta rhei» («Все течет»), – сказал Гераклит. Действительно, все течет, все… … Философский словарь Спонвиля

    ГЕРАКЛИТ Эфесский - (лат. Heraclitus, греч. Ираклитос) (около 550 до н. э., Эфес, Малая Азия около 480 до н. э.), древнегреческий философ, один из крупнейших представителей ионийской школы (см. ИОНИЙСКИЕ ФИЛОСОФЫ) философии. Первоначалом сущего считал огонь.… … Энциклопедический словарь

    Кратил - (Kratýlos) древнегреческий философ конца 5 в. до н. э., ученик Гераклита, сделавший из его учения о всеобщей текучести вещей крайние релятивистские выводы. В частности, К. отрицал наличие у явлений какой либо качественной определённости,… … Большая советская энциклопедия

    психология творчества - область психологических исследований творческой деятельности (см. творчество) людей в науке (см. психология науки), литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве (см … Большая психологическая энциклопедия

    Кратил - Эта статья о философе Кратиле. См. также Кратил (Платон) Кратил (др. греч. Κρατύλος; 2 я половина V века начало IV века до н. э.) древнегреческий философ досократик, последователь Гераклита (гераклитовец), афинянин. Кратил был… … Википедия

    Кратил - (Kratylos) (4 в. до н. э.), греч. философ, первый представитель релятивизма, учитель Платона. К. предельно заострил мысль Гераклита о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку (поскольку другой станет и вода, и наше собств. тело),… … Словарь античности

    Неразличимости принцип - Неразличимости принцип ♦ Indiscernables, Principe des Выдвинут Лейбницем. Утверждает, что всякое реальное существо внутренне отлично от прочих существ, иначе говоря, не существует абсолютно идентичных или неотличимых друг от друга существ (т … Философский словарь Спонвиля

    КРАТИЛ - КРАТИЛ (Κρατύλος) из Афин (кон. 5 в. до н. э.), др. греч. философ, последователь Гераклита. Известен как один из учителей, которых слушал в молодости Платон: согласно Аристотелю до встречи с Сократом, согласно позднейшей традиции (Апулей,… … Античная философия

Книги

  • Рубикон. Дважды в одну реку Купить за 185 руб
  • Рубикон. Дважды в одну реку. Роман , Калбазов К.. Однажды ты уже перешел свой Рубикон, изменив судьбу. Ты смирился с потерей всей прошлой жизни и принял выпавший жребий. Теперь ты один из членов доисторического племени. Ты учишь тому, что…