Error: не определено #11234. Беседа с григорием григорьевым. Дорога любви Open
Close

Беседа с григорием григорьевым. Дорога любви

Доктор медицинских наук, профессор Г. И. Григорьев вот уже около 20 лет возглавляет Международный институт резервных возможностей человека (МИРВЧ). При духовном наставничестве архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви Григорий Игоревич руководит Обществом трезвости и милосердия святого благоверного великого князя Александра Невского, которое действует при нашем храме.

Об учителях

- Григорий Игоревич, как смыкаются в вашей работе медицина, психиатрия, целительство и церковное служение?

Всю свою сознательную жизнь я учился работе с наркозависимыми людьми, в том числе и у доктора А. Р. Довженко. Я действительно был одним из его ближайших учеников, которым он завещал продолжить свое дело. И хотя Александр Романович не имел возможности приводить людей в церковь, сам он был глубоко верующим православным человеком, и его лечебные сеансы были построены по аналогии, внешне напоминающей церковную литургическую службу. Однако атеистическое время, в которое он жил, было неблагоприятным для раскрытия его духовного дара, поэтому содержание и оформление сеансов А. Р. Довженко было адаптировано к бытовому и медицинскому уровню понимания современников.

Накапливая положительный опыт лечения по методу А. Р. Довженко, свидетельствующий о снятии болезненной тяги у значительного числа больных патологическими зависимостями, я видел, однако, как после, казалось бы, успешного лечения болезнь вновь возвращалась, человек срывался. Поэтому появилась необходимость дальнейшего совершенствования и принципиального преобразования методики. Так постепенно сформировался метод эмоционально-эстетической стрессовой психотерапии (ЭЭСПТ), где внушение пациенту страха смерти было снято и заменено доходчивым, построенным на научно-клинической основе, обстоятельным, но легко воспринимаемым образным разъяснением причин и механизмов развития синдрома патологической зависимости. Следующим значимым этапом в деятельности МИРВЧ оказалось становление метода духовно ориентированной психотерапии патологических зависимостей в форме целебного зарока на православной основе (ДОП ЦЗ). Имея своим предшественником метод ЭЭСПТ, метод ДОП ЦЗ перерос его, став самостоятельным методом лечения больных алкогольно-нарко-токсикоманического плана в Международном институте резервных возможностей человека.

- Связываете ли вы причины развития алкоголизма и других зависимостей с духовным состоянием человека?

Да. С некоторых пор я стал во многом увязывать корни этих причин с духовным состоянием человека, а саму зависимость трактовать не только с психофизиологических позиций, но и с позиций греховной страсти и проистекающих из нее губительных для тела и души последствий. При этом резко актуализировалась роль самого пациента в преодолении болезненного влечения и вместо страха появилось лишь дружеское предостережение не искушать судьбу, не совершать греха как деяния, неизбежно несущего духовное, душевное и физическое разрушение. Я и мои сотрудники начали частично использовать святоотеческий опыт противостояния грехам еще с 1988 года, когда был создан наш институт. Уже тогда перед психотерапевтическим сеансом православный священник (и мой духовный отец), приснопамятный протоиерей Василий Лесняк, имевший 44-летний опыт пастырского служения и почитаемый прихожанами как старец, произносил краткую проповедь и служил молебен дореволюционного Александро-Невского братства трезвости и милосердия. Следует отметить, что о. Василий Лесняк, равно как и все сотрудничавшие впоследствии с институтом духовники, имел благословение на совместную работу с нашими врачами Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и своего правящего архиерея приснопа мятного владыки Иоанна (Снычева) - в ту пору митрополита Ленинградского и Ладожского. В настоящее время институт работает по благословению Владыки Владимира - митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского.

О вере и о родителях

- А как вы сами пришли к Богу, Григорий Игоревич?

Это было еще на флоте, когда я служил врачом на подводной лодке на Дальнем Востоке. Во время дальних походов я трижды был непосредственным участником ликвидации аварийных ситуаций на подводных лодках. И вот когда мы чудом спаслись в третьей аварии и всплыли на поверхность в Индийском океане, я отчетливо помню, каким совершенным и удивительным показался мне мир: ночь, звездное небо над головой и такой порядок во Вселенной, аж дух захватывает. И мне вдруг стало как-то по-особому ясно, что такой порядок не мог возникнуть сам по себе, без плана и Творца. И прошел этот леденящий страх после аварии, когда хотелось броситься в воду и плыть от этой подводной лодки куда подальше. И такая тишина на душе, такой покой. Благодать, одним словом. После этого я крестился.

- Расскажите о ваших родителях, о ваших предках. Они верующие люди?

Да, верующие. И к тому же героические люди. Дед мой - Николай Григорьевич - был крестьянским поэтом и полным Георгиевским кавалером, любимцем генерала Брусилова. Он начал участие в первой мировой войне в чине унтер-офицера, а закончил командиром полка саперов.

Моего отца - Героя Советского Союза, партизана-разведчика - к сожалению, уже нет с нами, хотя его присутствие, поддержку и помощь я ощущаю постоянно. Он был достаточно известным поэтом, лауреатом двух государственных премий. На задней обложке одного из его поэтических сборников «Крутая дорога» его почерком написа но: «Человек я верующий, русский, деревенский, счастливый, на все, что не против Совести, готовый! Чего еще?» И подпись - Игорь Григорьев. Еще в 1984 году я в своем письме отцу, напечатанном в том же сборнике, писал, что чем дольше живу, тем больше понимаю его стихи. Я их часто перечитываю, многие из них для меня как молитва. В них истинная боль и крик вещей русской души. В его стихах сплав времен, их неразрывное единство... Теперь я знаю: отец прежде других, в одиночку, начал бой за наше будущее, о котором мы узнали только сейчас. Мама моя - Дарья Васильевна - тоже совершенно удивительная и уникальная женщина. Уже много лет она возглавляет «Пушкинский лицей», где дети с детского сада и до получения среднего образования занимаются по программам времен Пушкина и Дельвига. Основную ставку в этом лицее делают на духовное просвещение и нравственное воспитание, не исключая, конечно, добротного базового образования для дальнейшего успешного поступления в ВУЗы.

О чудесах Божиих

- Случались ли в вашей жизни реальные чудеса?

Главное чудо моей жизни произошло со мной ровно 25 лет назад, все на том же Дальнем Востоке, где я служил старшим психоневрологом Тихоокеанского флота. В конце июля 1982 года во время чтения утренних молитв ко мне в голову пришел некий текст, четкий, как телеграмма: «Через две недели ты женишься». Для меня это сообщение было равносильно заявлению, что завтра ты станешь президентом. У меня не было ни невесты, ни кого-либо, кто мог хотя бы потенциально стать моей женой, да и вообще женитьба совершенно не входила в мои планы. Но раз пришло такое сообщение, я стал ждать, сам не зная чего и кого. Неделя прошла - ничего не случилось, и когда вторая уже подходила к концу, я начал склоняться к мысли, что мне все просто показалось.

И вот за 15 минут до окончания последнего из отпущенных двух недель рабочего дня, когда я уже начал собираться домой, заходит в мой кабинет один знакомый и говорит: «Ты же боли снимаешь?! Может, возьмешься помочь одной моей знакомой с травмой позвоночника, врачи ей плохо помогли». И я отправился навстречу своей судьбе. В первый же день я успешно снял Елене боли, а на второй - сделал ей предложение. Сейчас у нас трое детей, двое внуков, прекрасный дом, совместная работа и очень дружная большая семья. 15 октября мы отмечали всем семейством нашу серебряную свадьбу. За все эти годы мы не сказали друг другу ни одного плохого слова. Второе явное чудо случилось со мной, когда я вместе с моим духовным отцом Василием Лесняком в 1994 году попал в пер-вый раз на Пасху в Иерусалим. Мне сказали, что если во время схождения Благодатного Огня в храме Гроба Господня попросить обо всем сокровенном Бога, то все желания сбудутся. Я написал большой список пожеланий, и мы провели 30 часов в храме без еды и без воды, изнемогая от жары днем и от холода - ночью. Когда приближалось время схождения Огня, сознание уже уплывало, но то чувство Божьей благодати, которое охватило меня в этот момент, подсказало мне, что не нужно ничего просить у Бога, Он и так все знает. И я мысленно крикнул почему-то: «Господи, только одного прошу: если буду жив и если будет воля Твоя - хочу приезжать сюда каждый год, видеть Благодатный Огонь...» И вот уже 14 лет Господь благоволит моим поездкам. Поскольку за эти годы у меня там появились друзья, они нам помогают попасть на Пасху в храм.

О работе МИРВЧ

- Вам кто-то помогает в вашей работе по избавлению людей от патологических зависимостей?

Конечно, в работу нашего института вовлечен широкий круг специалистов из разных отраслей медицины и смежных дисциплин. При институте создан ученый совет, организовано издание рецензируемого научно-практического журнала «Вестник психотерапии» федерального значения. За 18 лет деятельности МИРВЧ в нем трудились и временно сотрудничали около 300 врачей и ученых в ранге академиков и членов-корреспондентов, профессоров, докторов и кандидатов наук. Я являюсь профессором кафедры медицинской психологии в Санкт-Петербургской Медицинской Академии постдипломного образования (МАПО) и провожу обучение психологов и врачей, повышающих квалификацию, по проблемам психотерапии патологических зависимостей.

- А как проходят ваши сеансы?

Все начинается с информации, с изменения представления людей о проблеме. Информация - и научно-медицинская, и духовно-религиозная, дается в огласительной беседе врача в ясной, доступной форме. Особое значение придается разъяснению понятия покаяния: в чем его смысл и каково его место в системе духовных ценностей. Нельзя заставить человека покаяться. Но объяснить, призвать его к покаянию просто необходимо для его же пользы. При этом вера пациентам ни в коем разе не навязывается, им щедро передаются драгоценные знания того, что заключено в опыте православия.

Покаяние во всем, что идет вразрез с заповедями Божьими, должно быть не формальным и показным, а искренним, глубоким, исходящим из души, с сокрушением сердца и уповани ем на Господа, с твердым намерением впредь никогда не совершать раскаянного греха. Бог смотрит не на лицо, а на сердце человека: что в нем - или бушуют страсти и желание ублажать их, или же подлинная боль о своих недостойных делах и твердое намерение исправиться. Покаяние - пробуждение совести, великое и знаковое событие в жизни человека. Искренне, от сердца покаявшись, человек очищается, обновляется, можно сказать - преображается. Он отвращается от греховных губительных страстей и обращается к истинным жизненным ценностям: любовь к ближнему, работа, здоровье, личное достоинство... А может быть, и задумается о приобщении к церковной жизни. Глубоко покаявшийся в пьянстве человек не будет сожалеть, что бросил пить, и завидовать пьющим приятелям, а будет ценить трезвую жизнь и радоваться ей. Без покаяния такой результат сомнителен.

О результатах

А есть ли у вас статистика, подтверждающая, что с помощью церковного покаяния человек легче избавляется от своих греховных зависимостей, дольше сохраняет трезвенные убеждения, реже срывается?

Да, с самого начала деятельности института мы ведем строгую статистику всех наших клиентов. С 1 января 1988 года по 1 января 2007 года от алкоголизма, табакокурения и наркомании пролечено около 125 тысяч человек. Согласно этой статистике, примерно 92 процента из них исповедуют православную веру. Однако около пяти процентов наших пациентов называют себя атеистами, остальные выражают причастность к другим религиозным конфессиям. Поэтому медицинская и духовная части метода ДОП ЦЗ, по благословению Церкви, разделены.

Огласительная беседа проводится врачом в традициях рациональной психотерапии. Впрочем, скорее это беседа-проповедь, освещающая и медицинскую, и духовную сторону проблемы. После такой беседы резко возрастает число пациентов, желающих прийти после медицинского лечения в православный храм для дачи обета трезвости на Кресте и Евангелии. За годы нашей практики количество подобных больных составило 45 677 человек, или 36,8% от всех пришедших на лечение.

И если большинство наших пациентов называли себя верующими людьми, но не посещающими регулярно церковь, то после нашего лечения 4431 человек стали посещать православные храмы для совершения церковных Таинств не реже одного раза в месяц. То есть количество воцерковившихся после лечения людей составило 10% от числа всех пришедших в храм для дачи церковного зарока. Но даже некрещеные люди порой меняют после наших сеансов свое отношение к вере и к Богу.

Согласно статистике, на лечение к нам пришло за все время 13 220 больных, не крещеных в православной церкви, что составило 10,7% от числа всех обратившихся к врачу. После медицинского лечения и огласительной беседы врача добровольно приняли Таинство крещения 4786 человек, т. е. больше 36%.

Результаты наблюдения за больными показали, что после медицинского лечения не принимают спиртные напитки в течение трех лет наблюдения 25% больных. А среди пациентов, которые, помимо медицинского лечения, пожелали прийти в церковь для принесения обета трезвости (церковного зарока) на Кресте и Евангелии, не принимают спиртные напитки в течение трех лет уже 52% больных. Такое соотношение ярко свидетельствует о необходимости совместной работы врачей и священнослужителей в деле исцеления людей от алкоголизма и наркомании.

Что еще входит в программу лечения, помимо огласительной беседы врача и совершения церковных Таинств для желающих?


- Последний этап медицинской части лечения - это индивидуальный прием лечащим врачом, во время которого клиническая принадлежность зарока и его срок конкретизируются, зарок индивидуально и психотерапевтически закрепляется.

В результате физическая и психическая зависимости снимаются или существенно уменьшаются (в последнем случае назначается повторный прием лечащим врачом для беседы и закрепления зарока). Духовная зависимость также снимается или, по крайней мере, смягчается, если пациенты участвуют в Божественной Литургии, каются в грехе своей алкогольно-наркотической или другой зависимости, при свидетельстве и разрешающей молитве священника. После исповеди пациенты допускаются к Причастию Святых Христовых Таинств. В заключение служится специальный молебен Александро-Невского общества трезвости .

Это не значит, что такие пациенты никогда не нарушают целебный зарок. Характерно, однако, то, что при срыве они не получают прежнего эффекта от приема спиртосодержащих жидкостей. Более того, они испытывают духовный дискомфорт и угрызения совести, что заставляет их после нарушения зарока обращаться в Институт за помощью. Хочу подчеркнуть, что главным фактором успеха является добровольное желание стать трезвым, свободным от наркотиков человеком, поэтому мы против всякого насилия над личностью. Не случайно в нашем методе медицинская и духовная части разделены организационно и по сути, хотя в определенной мере между ними перекидывается «мостик» благодаря целевой духовной направленности медицинской части метода.

О причинах наших бед

- Доктор, а в чем заключается научная и практическая новизна вашего метода?

Впервые в научной и практической медицине в качестве важнейшего патогенетического фактора формирования болезней наркологического профиля выделен и введен духовный фактор, дающий основания трактовать эти зависимости как заболевания духовно-нравственной природы. Единение, союз (но не смешение функций!) медицины и Церкви естествен, более того, необходим, в особенности когда речь идет об алкоголизме, наркомании и других греховных страстях. Ибо только такое содружество может обеспечить полноту лечения-исцеления, избавить не только от психической и физической зависимостей, но и от зависимости духовной. Благодаря такому единению медицинского и духовного подходов к лечению от зависимостей, лечебно-медицинское воздействие распространяется не только на психофизиологический статус человека, но и на его духовно-нравственное состояние, на восстановление целостного и гармоничного единства в человеке - его физической, психической и духовной сущностей. Построенный на прочном фундаменте евангельских истин, на принципах православ ной психотерапии, метод ДОП ЦЗ открывает путь к воцерковлению, к духовному становлению человека.

- Григорий Игоревич, почему, на ваш взгляд, сами люди, подчас весьма образованные, пьют, не ощущая долгое время опасности происходящего, почему не срабатывает в них инстинкт самосохранения, не включается здравый смысл?

За годы моей врачебной практики мне открылось, почему внешне разумный человек, постоянно пьянствуя, не видит, куда он идет, да и самой болезни не осознает, не разумеет, что с ним происходит и чем все это может закончиться. Имея немало примеров, когда у других, таких же, как он, жизненным исходом стала катастрофа, он все же считает, что с ним лично ничего подобного не случится, что у него «все под контролем». Типичное заблуждение!

Кто же затмевает разум человека? Если обратиться к медицинской науке, то она ответа на этот вопрос не дает, да и в принципе дать не может. Ибо, повторяю, действует здесь не только материальный и психологический фактор, но и фактор духовный. Лукавый дух, невидимая сила зла затмевает разум человека, лишая его самокритики и понимания реально грозящей опасности, чтобы погубить не только его физическое, телесное естество, но и душу. Поэтому я убежден, что все патологические заболевания - это, в первую очередь, заболевания духовно-нравственной природы, согласно православному учению. Человек добровольно отдает свою волю на произвол духам злобы поднебесной и оказывается в западне темных сил.

О последствиях такого чрезвычайно распространенного затмения рассудка и утраты человеком собственной воли убедительно и просто говорил Апостол Павел: «Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). И еще: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Затмив разум человека и захватив власть над ним, темная лукавая сила притупляет его совесть, которая есть Глас Божий. И человек не осознает, что, предаваясь порочной страсти, тем самым творит зло и грех против себя, своего здоровья, а также и против здоровья и жизни близких людей, ввергая их в житейскую неустроенность, в душевное смятение, депрессию и отчаяние.

Тот же лукавый дух взращивает в своей жертве эгоизм, самоуверенность, склонность к самооправданию, все более отдаляя человека от понимания происходящего с ним. «Пью? Да. А кому какое дело, все пьют», - дерзко заявляет больной. Однако лукавый-то лукавым, но с человека ответственность за содеянное зло не снимается. Ведь он сам добровольно впустил лукавого в свое сердце.

О лукавом духе

Чем можно объяснить то, что на человека, уже ведущего после лечения трезвую жизнь, внезапно с нарастающей назойливостью наваливаются мысли о выпивке, и он порою запивает?

Будучи психиатром более чем с 30-летним стажем и имея в практике такие примеры, скажу, что симптомом психического автоматизма Кандинского - Клерамбо здесь и не пахнет. Что же это тогда? Не есть ли действие того же самого лукавого духа? По-моему, ничем иным такую ситуацию не объяснить. «Бесы сначала покушаются помрачить наш ум, а потом уже внушают, что хотят», - говорит святой Иоанн Лествичник. По существу, духовная зависимость является главенствующей, удерживающей и провоцирующей психическую и физическую зависимости. И пока человек не осознал, что творит злое греховное дело, не уразумел, что болен, он и не пойдет лечиться, а будет продолжать пить, курить, колоться, предаваться игорной страсти. Многолетняя клиническая практика свидетельствует и о том, что, попадая в духовную зависимость, человек меняется в своих качествах, его положительные личностные черты сменяются на противоположные, он становится как бы антиподом самому себе. Происходит это исподволь, незаметно для самого человека, но неуклонно и неотвратимо...

- Итак, от духовной зависимости, наряду с прочими, необходимо непременно освобождаться. Каким образом?

Ответ прост и, как говорится, однозначен. Путь - единственный и абсолютно надежный: это покаяние с обращением ко Господу за помощью. От духовного повреждения возможно избавиться только духовными средствами, исцеляющей силой Божией благодати. Человеку надлежит делать все, что в его силах, дабы освободиться от зависимости, но возможно достичь этого лишь с Божией помощью. А чтобы получить ее, нужно пожелать переменить свой ум и образ жизни.

- Как в дальнейшем поддерживается связь пациентов и специалистов вашего института?

Пациенты, прошедшие лечение, находятся под наблюдением наших врачей и могут в любой момент по всем вопросам, связанным со здоровьем, обращаться к нам за помощью. При необходимости мы осуществляем реабилитацию пациентов - либо в соответствующем центре института, либо в православном монастыре по благословению священника.

- Какие требования предъявляются к врачам вашего института?

К врачу-специалисту, проводящему лечение на основе православной психотерапии, предъявляются, кроме высоких профессиональных знаний и опыта, особые требования: прежде всего он должен любить людей, быть верующим и воцерковленным человеком, накапливать духовный опыт, иметь благословение на лечение священника-духовника, обладать чувством сострадания, сопереживания страждущему человеку, быть терпеливым, внимательным и отзывчивым. И, разумеется, вести абсолютно трезвую жизнь.

- Григорий Игоревич, считаете ли вы себя счастливым человеком?

Да, безусловно. У меня прекрасная семья, любимая работа, возможность служить и помогать множеству людей. Я люблю и умею отдыхать, радоваться жизни во всех ее проявлениях и благодарить Бога за все. Я способен ощущать на себе бесконечную Божию благодать. И с Божьей помощью мне уже не нужно никаких техник и приемов, чтобы снимать с себя негативную энергетику после общения с тяжелыми пациентами, не нужно мучиться проблемой выбора при принятии решений. Я просто с благодарностью предоставляю себя и свою жизнь Богу и знаю, что Он все управит и выведет меня на путь спасения.

Беседу вела Светлана ТРОИЦКАЯ

Иерей Григорий Григорьев

Мнение врача-нарколога — православного священника Григория Григорьева. Священник Григорий Григорьев - преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, член коллегии Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, заслуженный врач РФ, д.м.н., профессор, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках Санкт-Петербургской митрополии, сопредседатель Александро-Невского общества трезвости, директор Международного института резервных возможностей человека.

— Какие методы вы применяете и есть ли методы, которые считаете недопустимыми?

— Методы, которые приводят человека к отрезвлению и воцерковлению, нельзя считать недопустимыми. Это мое глубокое убеждение. Не нужно анализировать, православны ли методики, доказавшие свою эффективность. Бессмысленно искать в секулярном обществе православные методы. Нет православной медицины, она, научная медицина, изначально физиологична и методологически атеистична. Но то, что приводит человека в Церковь, не может быть не от Бога. Неважно, какой дорогой приходит человек в храм, если в итоге приходит. Нужно воцерковлять программу «12 шагов» и другие эффективные методики. Главное, чтобы личность врача не заслоняла собой Бога. Суть у этих методик одна. Они все основаны на доверительной беседе, на контакте. Основная задача врача – объяснить человеку, что с ним происходит, что такое зависимость, что есть зависимость физическая, есть психическая, а есть духовная. Исцеление всегда начинается с понимания человеком, что он болен, а, стало быть, только своей волей без помощи врача и Бога зависимость преодолеть не может. Беда в том, что большинство зависимых больными себя не считают.

— Разве кодирование на беседе основано? Многие православные люди считают, что это бесовщина.

— Чушь собачья. Нет такой власти у бесов. На самом деле и кодирования в природе нет. Сегодня многие наркологи называют так любую врачебную манипуляцию. Это просто термин страха, на котором основаны многие современные методы лечения: химзащита, подшивка препарата «эспераль», вливание «торпедо», акупунктурное программирование и ряд других. Если бы была в природе сила, которая связывала волю человека и при этом вела к стопроцентному исцелению, открывший ее получил бы Нобелевскую премию. Если бы кто-то закодировал героинового наркомана, чтобы тот бросил принимать героин, ему бы памятник при жизни поставили. Но это невозможно. Кодирование – просто термин, за которым ничего не стоит. И неправда, что все закодированные не пьют – некоторые пьют. Стопроцентной эффективности нет ни в одной методике, и кодирование – не исключение. Но кому-то помогает протрезветь, и поэтому ничего богопротивного я в кодировании не вижу. А вот борьба с термином «кодирование» путает, смущает, разделяет людей, лишает их надежды на трезвость и уводит от Бога. Когда люди отрезвеют, кто-то придет в храм. А если не отрезвеют, никто не придет.

— И главный нарколог России Евгений Брюн говорит, что кодирование держит человека на страхе. Разве это допустимо?

— А вы вспомните, что сказал Господь, когда показывал Адаму райский сад: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт., 2, 16-17). Бессмертного и безгрешного человека пугал, говорил ему о смерти и грехе! Нам же, грешным, тем более необходимы и страх, и любовь. Страх исцелить не может, но может на время остановить. Разве это мало для человека, который из-за возлияний катится на дно, рискует потерять (или уже потерял) семью и работу? Вот когда он остановится, у него появится шанс исцелиться. А исцеляет только любовь.

— Но есть же и оккультные методы?

— Я не слышал, чтобы они применялись в официальной наркологии или чтобы кто-то бросил пить у оккультистов или колдунов. Не изгонит сатана сатану. Не могут темные силы восстанавливать тело – храм духа. Они способны только разрушать. Повторяю, среди методов, которые доказали свою эффективность, широко применяются и помогают какому-то проценту людей отрезветь, я не знаю ни одного, принципиально противоречащего христианству, отрицающего Христа как Бога.

Жил с родителями в Ленинграде, между церковью Воскресения Христова у Варшавского вокзала и Измайловским собором. Вместе с мамой мы часто рисовали эти и другие храмы. В пять лет родители отвезли меня к дедушке с бабушкой в Витебскую область, где я и окончил среднюю школу. Детство мое прошло в «храме природы» — белорусских рек, озер и лесов. В 1973 году я поступил на военно-морской факультет Военно-медицинской академии в Ленинграде. Образование наше было атеистическое, но сами стены древних зданий были напитаны верой великих русских врачей. После окончания академии я был направлен врачом подводной лодки на Тихоокеанский флот. В 1980 году за два календарных месяца у меня было три выхода в море, на трех разных кораблях, которые неизменно попадали в тяжелые аварии, но мы чудом спасались. В то время я был некрещеным, но со мной всегда была икона Николая Чудотворца и бабушкино Евангелие, которое я читал понемногу практически каждый день. Тут поневоле задумаешься о Боге.

Медицинская работа изначально сочеталась у меня со служением: занимаясь лечением патологических зависимостей, мы всегда стремились привести людей в храм. Врач помогает преодолеть психическую и физическую зависимость (исцеление тела и души), но зависимость духовную (исцеление духа) можно преодолеть только с помощью церковных Таинств. Так что священство для меня — естественное продолжение дела, которым я занимался всю жизнь.

Разговоры о моем рукоположении велись еще в 1990‑е. Но в этом вопросе я всегда полагался на Божий промысл, благословение духовника и решение священноначалия.

В 2004 году в деревне Юкки Всеволожского района было принято решение о строительстве церкви. По благословению митрополита Владимира, под духовным окормлением я начинал строить как председатель Приходского совета. Во время строительства и возникла необходимость в моей хиротонии — меня рукоположили во диакона 8 августа 2010 года, два с половиной года назад. Сейчас, когда меня рукоположили во пресвитера, я стал настоятелем. В штате храма есть еще один священник, пока мы вдвоем.

Среди наших прихожан много мужчин, и довольно молодых: в соседнем поселке Осиновая Роща была воинская часть. Служим мы минимум три-четыре раза в неделю, так что вскоре придется расширять штат священников: вдвоем мы уже не справимся.

Как профессор психиатрии и медицинской психологии могу сказать, что многие великие врачи — Пирогов, Сеченов, Павлов, Боткин, Бехтерев, не говоря уже о святителе Луке (Войно-Ясенецком), — были глубоко верующими людьми. Современный атеизм связан в первую очередь с невнимательностью — если бы люди хоть немного наблюдали за собой, то заметили бы, что с ними регулярно происходят события, которые невозможно объяснить только с помощью человеческой логики и здравого смысла.

Все зависимости — это неудачная человеческая попытка обрести внутреннее равновесие без помощи Бога, своего рода попытка обрести Царствие Небесное в царствии подземном. Преподобный Серафим Саровский говорил, что есть три вида капитала — денежный, чиновный и духовный, и если для человека главным является духовный капитал, то он не попадет в зависимость ни от денег, ни от чинов, ни от наркотиков, ни от алкоголя. «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6, 33).

Подготовила Татьяна Кириллина

Опыт священника Алексия Мороза


Священник Алексий Мороз - кандидат педагогических наук, гранд. доктор психологии, профессор богословия, член правления Союза Писателей России, практикующий православный психолог с 30-и летним стажем работы, духовник Православной школы психологии и медицины, а также духовник Международной ассоциации православных психологов.
О. Алексий является автором книг: «Основы православной психологии», «Люди и демоны», «Исповедую грех батюшка», «Преодоление патологических зависимостей», «Образ жизни православный» и многих других работ по психологии и педагогики.
Психосоматические проблемы (заболевания, связанные с психическими проблемами, ложными духовными и психическими установками)
На сегодняшний день около 80% заболеваний носит психосоматический характер. Прежде всего, поражение происходит в духовной, затем психоэмоциональной сфере, а затем уже проявляется в виде различных соматических (телесных) заболеваний.
Если лечить только симптомы болезней, их телесные проявления, то болезни никогда не пройдут. Например, можно сколько угодно фармакологическим (лекарственным) образом подлечивать болезни печени, но если человек гневлив и раздражителен, то болезнь так и останется с человеком. Значит, прежде всего, нужно искоренять страсть гнева и ее психоэмоциональные проявления и только после этого расстаться с приобретенной болезнью.
В своей докторской диссертации, я как раз и исследовал связь греховных страстей, их психоэмоциональных проявлений и соматических болезней. Мною был разработан и проверен на практике (в стационарных и амбулаторных условиях антинаркотического центра, Православной школы психологии и медицины) методика лечения, основанная на подходе к человеку как микрокосмосу (духу, души и телу) с учетом воздействия на него светлых и демонических сил, а также окружающей его среды. В начале нашего курса, мы ищем духовные причины заболевания, затем рассматриваем его психофизические проявления, и затем телесную составляющую. Поэтому и рекомендации носят духовный характер, параллельно используется современные эффективные (но безвредные для человеческой личности) психотехники, а также даются необходимые телесные рекомендации.

Опыт священника Григория Григорьева


Священник Григорий Григорьев - профессор, доктор медицинских наук, доктор богословия, заслуженный врач Российской Федерации, эксперт Госнаркоконтроля, директор Международного института резервных возможностей человека, сопредседатель экспертного совета при Координационном центре по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Русской Православной Церкви, председатель Всероссийского Александро-Невского общества трезвости (занимается лечением уже три с половиной десятилетия, за это время через его программы были пролечены свыше 100 тысяч человек).
Григорий Григорьев родился в 1956 году. В 1979 году окончил Военно-медицинскую академию, служил на Тихоокеанском флоте. Участник дальних походов на подводных лодках и ликвидации трех аварийных ситуаций. Майор медицинской службы.
В 1984 году демобилизовался. Работал в Ленинграде в Клинической больнице Управления Делами Академии наук СССР. В 1988 году организовал Всероссийское Александро-Невское общество трезвости.
В 1993 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Лечение алкоголизма методом массовой эмоционально-эстетической психотерапии (разработка метода и оценка его эффективности)». В 2004 защитил докторскую по теме «Кризисно-реабилитационная помощь при наркоманиях на основе стрессовой (духовно-ориентированной на православной основе психотерапии)».
В 2006 году ему было присвоено ученое звание профессора по кафедре медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования.

Защита докторской диссертации иерея Григория Игоревича Григорьева.


8 сентября 2015 года в Общецерковном докторском диссертационном совете состоялась защита диссертации на соискание ученой степени доктора богословия «Грех как аддиктивное поведение: богословские основания и медико-психологический опыт исследования» иерея Григория Игоревича Григорьева.
Научные консультанты:
Рыбников Виктор Юрьевич, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, доктор психологических наук, профессор
Шмонин Дмитрий Викторович, доктор философских наук, профессор СПбПДА, проректор РХГА, зав. каф. педагогики и теологии образования ОЦАД

Опоненты:
Протоиерей Олег Скоморох, доктор богословия, председатель отдела по тюремному служению Санкт-Петербургской митрополии, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии
Брюн Евгений Алексеевич, профессор, доктор медицинских наук, главный психиатр-нарколог Минздрава России, директор Московского научно-практического центра наркологии Минздрава России
Петрова Елена Алексеевна, профессор, доктор психологических наук, декан факультета психологии Российского государственного социального университета
Онлайн-трансляция

Алкоголизм, курение и наркомания - очень связанные между собой понятия. Стоит заметить, что алкоголизм - это наркотическая зависимость, характеризующаяся болезненным пристрастием к употреблению алкогольных напитков (психическая и физическая зависимость) и алкогольным поражением внутренних органов. Алкоголик- это тот же наркоман.
Современное лечение алкоголизма давно уже отличается от терапии этого заболевания несколько десятилетий назад. Основу верного лечения алкоголизма составляет общая диагностика состояния человека, обратившегося за помощью. Очень важно понять стадию алкоголизма и верно остановиться на типе лечения, поэтому перед лечением алкоголизма диагностика необходима.
На вечный вопрос - является ли определенный объем употребления спиртного признаком алкоголизма, сложно ответить абстрактно. Легче определить конкретные стадии развития заболевания.
Первая стадия алкоголизма - встречается чаще всего. Это психологическая зависимость от алкоголя. Обнаруживается просто - в предвкушении выпивки улучшается настроение, но в процессе выпивки приятно общение, а не возможность много выпить. На этой стадии необходимая для опьянения доза алкоголя начинает расти, но похмелья и запоев еще нет.
Вторая стадия алкоголизма - теряется контроль над количеством выпитого алкоголя - выпив немного, человек уже не может остановиться. Формируется физическая зависимость. Человек «знакомится» с похмельем. Плохое самочувствие во время похмелья снимается небольшим количеством алкоголя. На этой стадии алкоголизма появляются запои.
Третья стадия алкоголизма. Организм слабеет и разрушается. Снижается устойчивость к алкоголю - для опьянения уже достаточно около 50 грамм. Становится явной деградация личности.
Безусловно, чем раньше человек осознает проблему с алкоголем, тем легче с ней справиться. При этом надо понимать, что любой метод лечения алкоголизма основан на полном отказе от спиртного.
Сейчас в сфере медицинских услуг по излечению алкоголизма можно найти более 500 различных препаратов, которые помогут на начальных стадиях алкоголизма.
Обратите внимание, что обязательным условием положительного результата в лечении алкоголизма является наличие у больного доверия к лечащему врачу. Необходимо, чтобы лечащий врач-нарколог обладал большим опытом в лечении алкоголизма, и на профессиональном уровне владел методами психотерапии.
Широко известна профилактика алкоголизма. Под профилактикой алкоголизма подразумевают психологические способы, направленные на формирование отрицательного отношения к алкоголю. Задача методов состоит в формировании образа жизни человека без возникновения у него тяги к алкоголю. Выделяют три основных этапа профилактики алкоголизма.Первичная профилактика алкоголизма включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение причин возникновения алкоголизма. Оптимальным периодом с точки зрения формирования антиалкогольных установок является возраст ниже среднего. Пояснительная работа должна быть направлена на отрицание потребления алкоголя как символа престижа. Необходимо рассказать о пагубных свойствах алкоголя и возможных последствиях его употребления, сформировать в сознании альтернативу стилю жизни, который включает потребление алкоголя.
Доказано, что самым действенным способом профилактики является метод, направленный на формирование такой смысловой ориентации личности, для которой алкоголь не может являться ценностью в жизни.
В данный момент, ведущее место в лечение алкоголизма занимает психотерапевтический метод. Психотерапевтический метод направлен на работу с личностью больного. Существует множество разных психотерапевтических подходов и методов для лечения алкоголизма. Широко применяются гипносуггестивные, когнитивно- поведенческие и психодинамические методики. Психотерапия алкоголизма проводится как индивидуально, так и в группе, особое внимание отводят семейной психотерапии.
Гипносуггестивная психотерапия:
При гипносуггестивной терапии используется внушение, направленное на запрет употребления алкоголя, с закреплением страха перед возможными неприятными и даже тяжкими для пациента последствиями при нарушении этого запрета.
Когнитивно-поведенческая психотерапия:
Терапия направлена на помощь больному алкоголизмом в изменении образа жизни, формировании более адекватных представлений о себе и окружающей действительности. В процессе лечения пациента обучают рациональному мышлению. Результаты терапии чаще всего зависят от решимости больного бросить пить. Обращает на себя внимание то, что наибольшая часть выздоровлений наблюдается у тех, кто признает свою болезнь.
Групповая психотерапия:
Большинство методов психотерапии больных алкоголизмом применяется в группах, что, как считается, способствует повышению эффективности лечебного воздействия. Существует мнение, что групповые занятия имеют преимущества перед индивидуальными, так как группа гораздо лучше, чем один терапевт противостоит попыткам одного из членов группы оправдать пьянство. Примеры тех, кто смог преодолеть тягу к спиртному и ведет трезвый образ жизни, вселяет надежду в собственное выздоровление.
Семейная психотерапия:
На современном этапе большое внимание в лечении алкоголизма отводят семейной психотерапии (психотерапия супружеских пар, в группах жен, мужья которых страдают алкоголизмом, и др.) При этом задачами психотерапии является выявление основных конфликтов супругов, реконструкция семейных отношений, адаптация семьи к режиму трезвости, укрепление установок больного на трезвость. Существуют организации родственников больных алкоголизмом (например, «Дети алкоголиков»). Члены этих организаций признают, что родственники больного бессильны перед его влечением и только упование на Бога может спасти от этого пагубного пристрастия. Что же касается самих родственников, то их задача — добиться независимости от больного (что, конечно не означает ни равнодушия, ни враждебности).
Умелое применение докторами клиники МИРВЧ того или иного психотерапевтического метода, а если необходимо, то и сочетания различных методик, в зависимости от клинической картины болезни, личности больного и его социальной ситуации, позволяет добиться максимальной эффективности терапии алкогольной зависимости. Более чем за 20 лет работы в МИРВЧ под руководством Заслуженного врача РФ, доктора медицинских наук, профессора Григорьева Григория Игоревича было создано свое, принципиально новое направление духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока, ставящее своей задачей полное исцеление человека: его тела, души и духа.
Лечение алкоголизма включает в себя тщательный анализ тех ситуаций, в которых возможен срыв или рецидив алкоголизма. Вы можете оказать помощь при алкоголизме больному, сформировав иммунитет к ситуациям риска, обучив его самостоятельно снимать тягу к алкоголю, эмоциональную напряженность, чувство дискомфорта. Лечение алкоголизма требует не только индивидуальной, но и групповой, и что особенно важно семейной помощи. Семья должна понимать как правильно вести себя с больным алкоголизмом.
В настоящее время стало абсолютно ясно, что лечение алкоголизма невозможно за одну, две и даже три встречи с врачом. Лечение должно проходить в клинике по борьбе с алкоголизмом, а не в кустарных условиях, ведь вылечить алкоголизм не так просто.
Биохимические исследования последних лет показали, что бесконтрольное пьянство часто может быть следствием нарушения обмена веществ, которое можно лечить, используя диетическую терапию.

Некоторые ученые утверждают, что ни один из тех, кто придерживается правил рационального питания, никогда ещё не стал алкоголиком. Опыт многочисленных клубов здоровья, оздоровительного бега, ритмической гимнастики и моржевания, где “сухой закон” обязателен и практически все питаются здоровой пищей, подтверждает это. Врачам, конечно, известно, что алкоголики часто страдают от неправильного питания, но неправильное питание клеток мозга до сих пор просто не рассматривалось как одна из существенных причин, вызывающих алкоголизм
Духовно ориентированная психотерапия патологических зависимостей / Под ред. проф. Г.И. Григорьева. — СПб.: ИИЦ ВМА, 2008. — 504 с.
В учебном пособии прослеживаются истоки и излагаются концептуальные основы метода духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока (ДОП ЦЗ) на православной основе, разработанного в Международном институте резервных возможностей человека и Свято-Александро-Невском братстве трезвости. Данный метод применяется сегодня для медико-психологической помощи больным патологическими зависимостями в России, Белоруссии и Литве. Описаны концептуальные основы практической работы Школы трезвения в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре. Пособие предназначено для врачей-психотерапевтов, психиатров, психиатров-наркологов и медицинских психологов, а также для клириков и мирян Санкт-Петербургской епархии, ведущих работу по отрезвлению людей в своих приходах.

31 декабря 2015 г. в 20.00 на телеканале "Союз" будет показана передача из цикла "Беседы с батюшкой" с участием настоятеля нашего Храма протоиерея Григория Григорьева. Тема передачи: "Праздники Божии и человеческие".

Написание книги «Исповедь по вдохновению» благословил батюшка Василий Лесняк еще в Пасху 1994 года во время нашего с ним пребывания на Святой Земле. Но лишь 26 декабря 1995 года, уже после кончины батюшки, я смог приступить к работе; причем до лета 1996 года мне удалось отработать только семь дней.

Господь сподобил меня восстать под тяжким крестом невыполненного долга лишь в октябре 1999 года. Но основная брань развернулась в Рождественский пост...

Прежде чем мне удавалось сесть за рабочий стол, приходилось долго молитвенно настраивать душу, читать Евангелие и Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского с житиями святых настоящего дня, порой по нескольку часов. Но когда, с Божией помощью, я преодолевал собственную лень и немощь и врабатывался в живую ткань повествования, мне неизменно не хватало суток. В таких вот попытках стяжания Святаго Духа на тернистом пути писательства я отработал за своей пишущей машинкой более двухсот часов, сокрушаясь от несовершенства своего физического тела, коему, особенно ночью, необходим был отдых.

Все эти дни я старался не выходить из дома и избегать соприкосновения с окружающим материальным миром, суетность которого была несовместима с необходимостью творческого покоя. И если мой далеко не полный и не законченный пока труд найдет сочувствие в вашем сердце, буду считать, что с Божией помощью не зря преодолевал яростное сопротивление духов злобы поднебесной при написании сей книги. В столь сжатые сроки эта работа могла быть проделана только по благословению и беспрестанным молитвам отца Анатолия Трохина, коего я искренне благодарю за неуклонную поддержку в преодолении моей немощи. И сегодня прошу ваших святых молитв за меня, грешного, раба Божия Григория.

Богоявление, Крещение Господне,

дер. Юкки

I. Знакомство с о. Василием

В начале 1988 года, в разгар моей врачебной популярности, знакомый врач Государственного института физической культуры имени П.Ф. Лесгафта – Александр Владимирович Унжаков – предложил познакомить меня с отцом Василием Лесняком из Спасо-Парголовского храма города Ленинграда. По словам доктора Унжакова, отец Василий много лет исцелял своими молитвами пьяниц, наркоманов и даже онкологических больных, окормлял многих врачей и дружил с митрополитом Антонием Сурожским – архипастырем и президентом ассоциации психиатров Англии.

– Молится он за больных, и слава Богу, – отвечал я. – Зачем нам встречаться?

– Вы могли бы объединиться и работать вместе, – говорил Александр. – Батюшка поможет тебе и твоим больным. Ты станешь в его церкви исповедоваться в грехах и причащаться. Это даст тебе много новых сил.

– Но мне не в чем каяться, – возражал я, – и сил на работу пока хватает.

– У тебя их будет еще больше, – настаивал Унжаков, – если ты станешь регулярно совершать церковные таинства.

– Я и так каждое утро причащаюсь в проруби, – отшучивался я.

– Но это совсем другое, – не соглашался Александр, – хотя бы раз сходи в храм, и сам все поймешь.

Подобные разговоры мы вели много месяцев, и, наконец, я уступил настойчивости своего друга. После знакомства с отцом Василием православие стало для меня образом жизни. Вот как это было.

Летом 1989 года мы встретились с батюшкой у него дома. Мне было непонятно, для чего нужно каяться в церкви, если живешь по совести, имеешь Бога в душе и никому не делаешь зла. Об этом я и спросил отца Василия.

Взгляд у батюшки загорелся, и, пристально глядя на меня, он сам обратился ко мне с вопросом:

– А ты исповедуешь Христу все свои помышления?! Или у тебя мыслей греховных не бывает?

– Мысли бывают всякие, но неужели в них надо каяться? – удивился я.

– А как ты думал?! – покачал головой отец Василий. – Сам первоверховный апостол Петр об этом предупреждает: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» .

Батюшка внимательно посмотрел на меня и продолжал:

– Древних христиан сатана искушал страданиями, а нынешних – помыслами. Понимаешь ли ты, что значит «как рыкающий лев», который невидимо всегда рядом ходит, «ища кого поглотить»? И евангелист Марк о том же пишет: «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» .

– Пытаюсь понять, – растерялся я, – только как же с ним бороться, если он невидимо волей завладеть может?

– К счастью для нас, такой власти у него нет, а иначе он был бы непобедим: человеколюбивый Господь во многом ограничивает власть своего падшего ангела. Вот, к примеру, колдун Киприан, будущий святитель и священномученик, пытался приворожить святую Иустину, в то время молодую девушку; так вот она крестом и молитвой разрушила все его дьявольские козни. Так что волей человека никто завладеть не сможет, если сам человек свою волю добровольно сатане не отдаст, да и то лишь тогда, когда Господь сие во вразумление человека попустит. Когда Спаситель изгонял легион бесов из бесноватого в стране Гадаринской, «просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них» . Вот видишь: даже чтобы в животное войти, бесы спрашивают разрешение у Бога, не говоря уж о человеке: «У вас же и волосы на голове все сочтены» .

– Значит, главное оружие сатаны есть искушение для добровольного соблазнения воли? – поинтересовался я.

– Вот именно, – кивнул головой батюшка, – дьявол – лжец и обманщик и отец всякого зла: мысли на нас свои насылает, искушениями слабые места нащупывает и глядит в оба: не соблазнится ли человек, не дрогнет ли его воля, а уж если душа соблазнится и воля дрогнет, поддастся искушению, лукавый тут как тут: «как рыкающий лев». А потому: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» .

– А как же Ангел-хранитель? – спросил я.

– Ангел-хранитель тоже всегда рядом, – вразумлял отец Василий, – но только если мы его от себя не отгоняем дымом своих грехов, а, напротив, бодрствуем и трезвимся: «Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» . И тогда «ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его» .

– Батюшка, – пожаловался я, – но ведь в церкви есть священники, присланные по заданию госбезопасности? Они же атеисты и в Бога не верят! Как перед ними исповедоваться?

Много лет прошло с того дня, но мне не забыть, как сурово и строго посмотрел на меня отец Василий, прежде чем ответил:

– Это тебя не касается, это дело Церкви, и она в этом разберется. А ты ходи на исповедь к тем батюшкам, которых знаешь; и не перед ними, а перед Господом исповедуйся. И помни: нету неверующих священников! Любой человек, кто бы и откуда его ни прислал, послужит в алтаре у святого Престола годик-другой, почитает Евангелие и, если Богу будет угодно, – покается и изменится.

Через несколько дней после этой беседы я впервые пришел на службу в Спасо-Парголовский храм.

Физически подготовиться к Таинству причастия мне было нетрудно: мяса я не ел годами, голодать мог неделями, умел расслабляться и молиться в ледяной проруби; но духовно совсем не понимал, что такое покаяние. Воистину перед Богом и людьми я выглядел «праведным фарисеем», а себе казался добрым, отзывчивым и почти безгрешным человеком. «Фарисей став молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18. 11).

После общей исповеди, подойдя к аналою, я молчал, не зная, в чем каяться. Батюшка с любовью посмотрел на меня, глубоко вздохнул и, не сказав ни слова, покрыл мою гордую голову старой епитрахилью. После разрешительной молитвы со мной произошло явное чудо: открылось бесчисленное множество невидимых ранее грехов, так что душа содрогнулась от тяжести увиденного. И тогда словно Небесный Огонь прошел по всему телу: я физически ощутил, как некая темная и тяжелая, окамененная скорлупа раскололась и упала с меня, так что легче стало дышать. Словно заново рожденный, я впервые увидел яркий свет окружающего мира. Это всемилостивый Господь Иисус Христос, по человеколюбивой молитве своего доброго пастыря, разрешил на мне бесчисленные оковы многих ведомых и неведомых, тайных и явных грехов, вернув в свое стадо заблудшую овцу, принял блудного сына в Отеческие объятия.

После исповеди я впервые причастился святых животворящих Таин – Тела и Крови Христовой. С этого дня отец Василий Лесняк стал моим духовником.

II. Мой духовник

С Божией помощью я постепенно воцерковлялся, вначале причащаясь ежемесячно, а вскоре еженедельно. Батюшка полагал, что, так как я постоянно работаю с больными людьми, мне необходимо причащаться как можно чаще. С первого моего прихода в храм он ввел меня в алтарь и благословил молиться рядом с собой. Все, кто во время Божественной литургии находились рядом с отцом Василием, помнят, как преображался батюшка во время службы, особенно при возгласе: «Иже Херувимы...». Это производило неизгладимое впечатление на окружающих и укрепляло нашу веру. В храмовый праздник Спаса Нерукотворенного в августе 1990 года по батюшкиному благословению я облачился в стихарь и принял участие в крестном ходе вокруг храма с хоругвью Пресвятой Богородицы в руках. А 19 сентября того же года отец Василий обвенчал нас с моей женой Еленой на восьмом году благополучной супружеской жизни.

Однажды во время беседы перед лечением алкоголизма пациенты задали мне много вопросов по поводу того, что в церкви причащают кагором, а значит, после лечения у нарколога нельзя причащаться в храме. Как и положено православному человеку, я решительно опроверг подобные сатанинские измышления, назвав их искушением и твердо заявил, что во время Божественной литургии вино становится Истинною Кровью Христа, а хлеб – Его Телом. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6. 53-56). Успокоенные пациенты после лечения пошли в храм. Но сам я, допустив логические размышления о сути страшных и животворящих таинств, неосознанно вторгся немощным человеческим разумом в область Божественного Промысла и за свои искания был искусно уловлен на крючок сатаной. Но Человеколюбец Господь вскоре вразумил меня страшным, чудесным и непостижимым образом.

В очередной раз, причастившись в храме, я почувствовал во рту вкус липкой соленой крови. От подобного вразумления неописуемый ужас, смятение и сокрушение охватили мою душу. Я немедленно покаялся в своих сомнениях перед Господом, без утайки и самооправдания все рассказав духовному отцу. Батюшка с любовью посмотрел на меня, покачал головой и сказал:

В этот день он подарил мне свою книгу о Таинстве Святого Причастия.

Под руководством опытнейшего пастыря стада Христова смирялся не только я сам, но духовно преображались и окружающие меня люди: наши больные, родственники, знакомые и сотрудники Международного института резервных возможностей человека. Впоследствии мне не раз пришлось слышать, что название «резервные возможности» – неправославное. Мы же в то время под резервными возможностями понимали, в первую очередь, их материальную, физиологическую сторону как потенциальную возможность организма преодолевать болезнь, восстанавливая функциональный образ здоровья, заложенный в человеке Творцом, и лишь с годами осознали их духовную составляющую как резервную возможность человека для восстановления в нем образа Божия.

Не буду утверждать, что путь нашего воцерковления всегда был простым и гладким, а проводимое мною психотерапевтическое лечение алкоголизма и наркоманий изначально строилось на строго православной основе. Здесь надо отметить, что, начиная с 1917 года, в современной отечественной медицине вообще не существовало методов лечения, опирающихся на Церковь как лечебницу. Хотя прародителем идеи сотрудничества медицины и Церкви на Руси, создавшим первую лечебницу в Киево-Печерской лавре, по праву можно считать монаха Агапита, врача безмездного, жившего в XI веке; многие последующие за ним поколения отечественных медиков, особенно XVIII – XIX веков, в своей практиче-ской и научной деятельности основывались также на незыблемом фундаменте православия. Сегодня эти традиционные в прошлом дороги предстояло открывать заново современным врачам, в значительной степени увидевшим недостатки атеистической медицины, где человека лечат по частям узкие специалисты по болезням физического тела, не учитывая единство духа, души и плоти.

III. «Священник атеистического времени»

Дорогой читатель! Чтобы ты понял дальнейшее и проникся им, я должен рассказать тебе о другом моем друге и учителе – о докторе Александре Романовиче Довженко, о его методе лечения алкоголиков, о методе, который Господь судил продолжить и развить нам с батюшкой.

Александр Романович Довженко родился 25 марта 1918 года. Он жил, трудился и умер в Феодосии 4 февраля 1995 года. Доктор Довженко всегда верил в Бога и веру эту передал нам, своим ученикам. В годы насаждения атеизма Александр Романович тайно причащался в православном храме и не выходил на лечение без нательного креста и ладанки с мощами святых Киево-Печерской лавры. Обращаясь к ученикам, он говорил:

– Духовный слой, в котором проявляются человеческие возможности, крайне тонок, трудно не выйти за его пределы. Не думайте, что вы лечите больных: лечить может только Господь Бог, мы же, врачи, своим греховным существом не должны Ему в этом препятствовать.

В начале своей врачебной деятельности доктор Довженко много времени уделял лечению травами и гомеопатией. Будучи врачом-психиатром поликлиники Феодосийского торгового порта, он занимался и лечением алкоголизма. Эффективных методов лечения наркологических заболеваний в то время в официальной медицине не было. Александр Романович Довженко разработал свой собственный, наиболее результативный метод лечения алкоголизма, наркоманий и табакокурения, базирующийся на традициях отечественной научной медицины и практической деятельности дореволюционного Александро-Невского братства трезвости под руководством священника Александра Рождественского. Книгу о деятельности братства трезвости в свое время подарил Александру Романовичу митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, с которым он был хорошо знаком много лет.

Чтобы иметь возможность лечить людей с учетом церковного опыта и православных традиций в советские времена, доктор Довженко вынужден был скрывать свою веру в Бога и по существу являлся тайным христианином. Он видоизменил и переименовал метод отца Александра Рождественского, адаптировав его в атеистическом ключе к материалистическому сознанию своих больных. Он заменил проповедь – врачебной беседой, службу – общим сеансом, исповедь – индивидуальным приемом и беседой с врачом, торжественное принесение обета трезвости (зарока) на Евангелии и Кресте – добровольным обещанием больного перед лечащим врачом не принимать никаких спиртных напитков (на самостоятельно выбранный срок). Метод этот стал широко известен в народе как метод «кодирования», хотя, по своей сути, он должен был бы называться «раскодированием», ведь, по отзывам прошедших лечение больных, Довженко Александр Романович – ДАР, как с любовью называли его люди, – помог им «раскодироваться» и освободиться от оков пьянства и наркоманий.

Сегодня понятие «кодирование», по мнению многих, стало синонимом «зомбирования» и «прямым» признаком служения сатане. Это связано еще и с тем, что «кодировщиков» нынче развелось великое множество, так что теперь «кодируют» в любой подворотне и под «кодированием» понимают любую манипуляцию врача. Нынче любой врач или «целитель», практикующий лечение алкоголизма, использует в своей деятельности с целью коммерческой выгоды это популярное в пьющей среде слово.

Но для доктора Довженко это был всего лишь термин атеистического времени, родившийся из научной генетики, точнее, из того положения, что алкоголь повреждает «генетический код» родителей и передается по наследству.

Настоящее преследование термина «кодирование» (а по сути своей, «раскодирование») без попытки вникнуть в суть его содержания вы-глядит как массовое искушение людей, которых сегодня «подталкивают» осуждать врачей, а завтра борцы за права человека и ревнители духовных свобод с таким же рвением натравят массовую аудиторию на кого угодно: ну хоть на работников автоматических телефонных станций и узлов связи, якобы «закодировавших» целые страны и города.

И поныне мне приходится слышать:

– Так вы «кодируете» или нет?

Как человек, находящийся в самом эпицентре этой проблемы, я знаю, что «кодирование» в том магическом смысле, который ему приписывают, просто не существует. Те люди, которые думают, что кого-то можно «закодировать», или чувствуют себя «закодированными», поклоняются новому «положительному» для них кумиру; те же, кто боятся «кодирования» и борются с ним, – сотворяют себе кумира отрицательного. Мы же с отцом Василием всегда почитали этот термин за ничто. И сегодня я убежден: все человеческие мудрствования по этому вопросу не стоят одного пьяницы, пришедшего в храм на покаяние.

Многие сегодня обвиняют врачей в «ухудшении самочувствия» больных после «кодирования», утверждая, что после лечения у нарколога у пациентов «сдвигается крыша». Обвинения эти голословны и непрофессиональны, так как «оппоненты» лечения оценивают поведение и самочувствие больных алкоголизмом и наркоманией, сравнивая их со здоровыми людьми. А ведь болезнь у наркозависимых проявляется именно в период ремиссии (воздержания) от наркотиков и алкоголя; и наркологический системокомплекс сродни тяжелой контузии и закрытой травме головного мозга. Конечно, под наркотическим воздействием болезнь эта проявляется в измененном, ослабленном виде, зато расцветает пышным цветом на этапе трезвости, когда порой самые близкие люди, не выдержав нервно-психического напряжения, говорят «контуженному» трезвеннику: уж лучше б ты пил... По сути своей, все жалобы больного человека на ухудшение психического и физического самочувствия после лечения у врача-психотерапевта, психиатра-нарколога являют собой синдром отмены наркотика на восстановительно-реабилитационном этапе, а не последствия самого лечения. Все болезненные синдромы наркомании и алкоголизма проявятся сами собой, без какого бы то ни было лечения, если человек сам резко бросит пить или принимать наркотики, и называется последнее абстиненцией, в просторечии - «ломкой» и «отходняком». Так что не следует обвинять врачей в том, в чем виновата алкогольная и наркотическая болезнь. При соблюдении режима длительной трезвости организм человека восстанавливается постепенно - столько лет, сколько человек пил, курил, принимал наркотики. И милосердная задача врача - помочь больному, облегчить его страдания, мобилизовать все резервные силы организма на выздоровление и, с Божьей помощью, ускорить выход из болезни, исцелить человека.

Метод эмоционально-стрессовой психотерапии по Довженко сыграл выдающуюся положительную роль в развитии отечественной наркологической науки, он поставил вопрос о необходимости сотрудничества врачей и священников в деле преодоления в обществе пьянства и наркоманий. Эта необходимость была услышана! 12 марта 1996 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и министром здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации А.Д. Царегородцевым было подписано «Соглашение о сотрудничестве», в том числе по организации и обеспечению деятельности церковных обществ и братств трезвости (см.: Вопросы наркологии, № 2, 1996, с. 24-25).

В основе метода доктора Довженко не было никакого «зомбирования», магии, оккультизма и экстрасенсорики, в чем наметилась тенденция его обвинять, а лежала целенаправленная врачебная беседа-проповедь: яркая и запоминающаяся на всю жизнь, образная и эмоционально-значимая, убеждающая и устрашающая, напоминающая о неизбежной мучительной смерти алкоголика, помогающая осознать всю тяжесть своего заболевания и глубину грехопадения в адскую бездну. Я непосредственный свидетель тому как его ученик. И это условие проповеди врача не несет в себе ничего антицерковного. Так, игумен Антоний пишет: «Когда не было греха в мире, не было и смерти; не было, казалось, и нужды думать о смерти. Однако же Сам Бог заповедал невинному первенцу помышлять о смерти. Лишь только Он ввел его в рай сладости, как сказал: «плодов древа познания добра и зла не ешь; ибо в день, в который ты вкусишь их, смертию умрешь». Итак, почему и самому невинному, бессмертному нужно было напоминание о смерти? Почему и тот, кто еще не имел в душе своей ни одного греховного помысла, должен был иметь в виду угрозу тления? Это, конечно, потому, что человек как тварь может и должен иметь нужду в страхе; потому что страх смерти может иметь свое доброе действие там, где не успевает любовь» (в кн.: Вечные загробные тайны. Изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. М., 1908. С. 7-8; Минск, 1992).

Александр Романович Довженко считал алкоголизм болезнью воли, а лечением алкоголизма называл по сути своей укрепление воли и ее переориентацию с помощью врача от служения сатане – к покаянию перед Спасителем. Вот что писал о путях укрепления воли игумен Филарет, впоследствии митрополит Филарет – Перовоиерарх Русской Православной Церкви За границей в 1964-1985 годах:

«Говоря об укреплении воли, необходимо еще упомянуть о тех случаях, когда человек чувствует свою волю бессильной для того, чтобы устоять против какого-либо соблазна или укоренившейся греховной привычки. Здесь он должен помнить то, что первое и основное средство в таких случаях – молитва, смиренная молитва веры и упования. Даже такой могучий духовно человек, как апостол Павел, говорил о бессилии бороться с грехом и творить добро: «Не еже хощу доброе – сие творю, а еже не хощу – злое сие содеваю» (доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю). Тем более так бывает постоянно с нами, немощными и слабыми. А молитва может нам помочь, т. к. она на помощь нашему бессилию привлекает Божию всемогущую силу.

Помимо молитвы большое значение для укрепления воли в борьбе с грехом имеют еще так называемые обеты и зароки. Обетом называется обещание человека сделать доброе, богоугодное дело, например: помочь бедняку, построить храм или богадельню, взять на воспитание сироту или, как часто делали наши благочестивые предки, сходить куда-либо в святые места на богомолье и т. д. Применительно к нашим условиям такие обеты могут состоять в следующем: если человек замечает за собой неисправность в каком-либо отношении (мало помогает другим, ленив трудиться, мало заботится о семье и т.д.), он должен выбрать себе в той области определенное постоянное доброе дело и исполнять его неуклонно как свою обязанность.

Зароки – это те же обеты, только запрещающего характера. В зароках человек дает обещание не совершать греха, бороться самым решительным образом с той или иной греховной привычкой: например, с привычкой пить, курить, сквернословить и т. д. Эти зароки становятся эффективнее, если они даются торжественно перед Святым Крестом и Евангелием.

Конечно, самый лучший вид зарока бывает тогда, когда человек дает его на всю жизнь. Однако в нашей практике допускаются и часто бывают случаи, когда зарок дается на 1-2-3 года. Само собой разумеется, что обеты или зароки человек должен давать, взвесив свои силы, с решимостью во что бы то ни стало выполнить их с помощью Божией. От неосторожных, необдуманных и непосильных обетов Спаситель предостерегает нас притчею о неразумном строителе башни, над которым смеялись окружающие, говоря: «Этот человек начал строить и не мог кончить»... Соответственно этому русская пословица говорит: «Руби дерево себе по плечу», а другая добавляет: «Не спросясь броду, не суйся в воду»... Но зато, если обет уже дан, то исполняй его непременно, призвавши помощь Божию. «Не давши слова – крепись, а давши – держись»...» (в кн.: Конспект по Закону Божию (По кн. прот. Н. Вознесенского «Христианская Жизнь»). Харбин, 1936; М., 1990. С. 52-55). Естественно, нарушая данный Богу обет трезвости, гордый и своевольный человек добровольно отказывается от защиты любящего Отца Небесного и попадает под дьявольский огонь «вражеских батарей» повелителя державы смерти.

Самой первой целью лечения по методу Довженко являлось приведение пациента к решительному осознанию себя больным. Именно это восстановление внутренней критики через видение своей болезни приводило самого больного к большому искреннему желанию лечиться. От подобного внутреннего потрясения и покаяния люди после лечения у Довженко преображались: у них полностью снималась тяга к алкоголю и наркотикам. Сам того не подозревая, для десятков тысяч своих современников доктор Довженко стал «священником атеистического времени» (термин принадлежит бывшему главному психотерапевту СССР профессору В. Е. Рожнову).

Однако со святоотеческих позиций метод «кодирования» нуждался в серьезном теоретическом переосмыслении и творческом видоизменении. Под духовным окормлением отца Василия, который имел немалый личный опыт помощи одолеваемым недугом пьянства и постоянно присутствовал на многих наших лечебных сеансах, его святыми молитвами метод эмоционально-стрессовой психотерапии по Довженко постепенно освобождался от искусственных материалистических положений и к концу 1992 года окончательно преобразовался в метод целебного зарока, на традиционной основе православия. По Божиему произволению, в храм потянулись многие наши больные.

IV. Наставления митрополита Иоанна

Помню нашу первую встречу с владыкой Иоанном (Снычевым), в ту пору – митрополитом Ленинградским и Ладожским. Аудиенция проходила 30 октября 1990 года в епархии, в его кабинете на территории Духовной Академии. Наша беседа длилась более двух с половиной часов. Я был с отцом Василием. Владыка Иоанн – сокурсник и друг отца Василия по Академии. Он хорошо знал батюшку, очень его ценил, уважал и доверял ему, но расспрашивал обо всем очень подробно.

– Отец Василий! Так в чем же все-таки смысл этого лечения?

– Пьяницу надо напугать, владыка!..

– Это я понимаю: в святоотеческих толкованиях о страхе смерти так и говорится – страх действует там, где не успевает любовь. Это мне понятно, но при чем здесь «кодирование»?

– Просто слово неудачное, термин атеистического времени, владыка! – разъяснял отец Василий. – «Кодирование» – по сути тот же обет или зарок. Многие нынешние алкоголики доверяют именно слову «кодирование», ориентируясь на своих родственников и знакомых, которые перестали пить после лечения у врачей по этому методу.

Владыка Иоанн внимательно выслушал отца Василия и сказал:

– Я понимаю, что сам по себе термин «кодирование» ничего не значит, как и еда «скверная или нечистая». И все же считаю, чтобы «не соблазнять малых сих», от слова «кодирование» следует воздерживаться, как апостол советовал воздерживаться от идоложертвенного. И «не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» .

Тут митрополит Иоанн на минуту задумался:

– Пациенты постепенно пусть отвыкают от слова «кодирование»: ведь атеистические времена уходят безвозвратно, – и, обращаясь ко мне, спросил: – Ты креститься-то умеешь? Ну-ка, перекрестись... Вот как надо креститься: тремя пальцами, а не двумя, и полным крестом!

Он поправил меня и продолжал:

– Конечно, лечение это не каноническое, но ведь и Пантелеимон-целитель не по канонам лечил, да и вообще нету канонического медицинского лечения. И батюшка Иоанн Кронштадтский некоторых врачей благословлял. На Руси всегда были православные целители. И я тебя благословляю. – Он пристально посмотрел на меня, перекрестил и поцеловал.

V. Дивное Благословение

5 февраля 1991 года моя жена Елена предложила посетить вместе с детьми Троицкий собор Александро-Невской лавры – поклониться святым мощам преподобного Серафима Саровского. Назавтра рака с мощами отправлялась поездом в Москву и дальше с крестным ходом в Дивеево. Поначалу я не хотел ехать, полагая, что в последний день в храме будет много народа и нам не удастся приложиться к святыне. Но супруга меня уговорила.

Народу в церкви, действительно, было битком, так что мы с трудом протиснулись внутрь собора и остановились у входа. Не надеясь вместе с детьми продвинуться вперед, мы стали молиться прямо здесь. Людское море в храме мерно колыхалось и незаметно вынесло нас к самому ограждению, за которым покоилась рака с мощами. Подле святыни стояли и молились четыре схимника. Людей за ограждение не пускали, но стоило нам поравняться с ракой, один из монахов, не говоря ни слова и даже не взглянув на нас, открыл пред нами дверцу в ограждении. Более получаса молились мы вместе со схимниками у святых мощей. И в слезах благодарили батюшку Серафима Саровского за дивное благословение.

Мы ушли из Троицкого собора в Благодати Духа Святаго и весь тот день провели в нечаянной радости. Впоследствии Александро-Невскому братству трезвости довелось внести свою лепту в строительство церкви Серафима Саровского при колонии строгого режима в Форносове. А в деле лечения алкоголизма и наркоманий – постоянно сотрудничать со старостой этой тюремной церкви Валентиной Осиповой, послушницей в миру Дивеевского монастыря.

VI. Восхождение на Голгофу

В субботу Светлой Пасхальной седмицы, 27 апреля 1991 года, отец Василий, по благословению митрополита Иоанна, взошел на свою Голгофу с проповедью перед собравшимися на лечение людьми. «Распятие» батюшки продолжалось до самой смерти и особенно после того, когда 25 декабря 1993 года владыка Иоанн благословил нас разделить медицинское лечение и церковное: не стала еще Русь Православной...

Увидев священника, демонстративно ушли из зала около ста алкоголиков, но все же пятьсот шестнадцать человек остались: они слушали отца Василия с особым, напряженным вниманием, аки «алчущие и жаждущие правды» (Мф. 5.6).

– Христос воскресе!.. – обратился к ним батюшка.

– Воистину воскресе!.. – ответили робкие недружные голоса.

А отец Василий между тем продолжал:

– Когда Спасителю во время Его земной жизни один отец привел для исцеления своего отрока, бесноватого от рождения, «Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» . Отрок исцелился. Вот и я обращаюсь к вам, пришедшим на лечение, – батюшка обвел всех пристальным взглядом. – Веруете ли вы в Господа нашего Иисуса Христа?!.

– Веруем, батюшка, – раздалось из зала.

– По вере вашей да будет вам! – словами Спасителя благословил болящих отец Василий и осенил всех крестным знамением.

С появлением на лечении отца Василия количество пациентов у нас несколько уменьшилось, но работать с ними стало легче. Через две недели после первой проповеди, 11 мая, батюшка впервые провел перед лечением общую исповедь и отслужил молебен, который служился при лечении алкоголиков в Петербургском Александро-Невском братстве трезвости до революции. Он был составлен его первым председателем отцом Александром Рождественским и одобрен Священным Синодом. Этот молебен, по рассказу отца Василия, вместе с книгой об Александро-Невском братстве трезвости одна старая монахиня подарила ему более тридцати пяти лет назад со словами:

– Это Вам понадобится, отец Василий.

Батюшка хорошо знал этот молебен, ибо нередко, по просьбе прихожан, служил его, помогая тем, у кого не хватало воли бросить пьянство. Теперь с этим молебном отец Василий пришел, чтобы помочь и нам, православным врачам, объявившим в России войну зеленому змию.

По его благословению мы обратились к изучению деятельности Александра Рождественского – священника, который в начале XX века в Петербурге успешно боролся с пьянством.

VII. Братство трезвости

В июне 1991 года мы работали в библиотеке Духовной Академии, изучая материалы, посвященные Александро-Невскому братству трезвости. Видя нашу заинтересованность в судьбе отца Александра Рождественского, сотрудники библиотеки вызвались проводить нас к его могиле, благо Никольское кладбище рядом.

Каменный памятник в виде колокола на могиле основателя братства трезвости прекрасно сохранился, но сильно просел и накренился. Годы брали свое: ведь он не реставрировался с 1905 года и мог упасть в любое время. Когда отец Василий отслужил панихиду на могиле отца Александра, к нам подошли работающие на кладбище реставраторы и предложили выполнить работы по спасению памятника. Батюшка нас благословил их профинансировать. И вскоре покосившийся колокол на могиле основателя Всероссийского Александро-Невского братства трезвости был поднят и установлен заново.

Через несколько дней после этого промыслительного события, 18 июня 1991 года, ученый совет Международного института резервных возможностей человека принял решение о возобновлении деятельности Общества трезвости и милосердия на базе МИРВЧ. Владыка Иоанн благословил наш устав 10 июля 1991 года, а через два дня, 12 июля, в праздник Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, прибывший в Ленинград накануне для освящения храма в честь Двенадцати Апостолов Иоанновского монастыря, благословил отца Василия возглавить возрожденное братство трезвости. Приняв вечером батюшку в своей резиденции на Карповке и ознакомившись с уставом Общества, Патриарх сказал:

– Беритесь за это дело, отец Василий. Знаю Вас как опытнейшего и преданнейшего пастыря стада Христова. Если святая Православная Церковь не поддержит врачей, что же будет с больными? Кто им поможет?.. – и письменно скрепил устав братства подписью и патриаршей печатью.

Сразу же после этого вместе с отцом Василием мы пошли на прием к владыке Иоанну, и он дал согласие стать Почетным Председателем братства трезвости.