Open
Close

Кирш жизнь моисея. Пророк Моисей — история библейской легенды

Одним из центральных событий Ветхого Завета является история Моисея, спасение еврейского народа от власти египетского фараона. Многие скептики ищут исторические доказательства происходивших событий, так как в библейском изложении было немало чудес, совершенных на пути к Земле Обетованной. Однако, как бы там ни было, но эта история довольно занимательна и повествует о невероятном освобождении и переселении целого народа.

Рождение будущего пророка изначально было окутано тайной. Практически единственным источником сведений о Моисее являлись библейские писания, так как прямых исторических доказательств не существует, есть только косвенные. В год рождения пророка правящий фараон Рамзес II приказал всех новорожденных детей топить в Ниле, так как, несмотря на тяжкий труд и притеснения евреев, они продолжали плодиться и множиться. Фараон боялся, что когда-то они могут стать на сторону его врагов.

Именно поэтому мать Моисея первые три месяца прятала его от всех. Когда это стало уже невозможно, она просмолила корзинку и положила туда свое дитя. Вместе со старшей дочерью отнесла к реке и оставила Мариам проследить за тем, что случится дальше.

Богу было угодно, чтобы встретились Моисей и Рамзес. История, как было сказано выше, о подробностях умалчивает. Корзинку подобрала дочь фараона и принесла во дворец. По еще одной версии (которой придерживаются некоторые историки) Моисей принадлежал царскому роду и был сыном той самой дочери фараона.

Как бы там ни было, но будущий пророк оказался во дворце. Мариам, которая проследила за тем, кто поднял корзину, предложила в качестве кормилицы собственную мать Моисея. Так сын вернулся в лоно семьи на некоторое время.

Жизнь пророка во дворце

После того как Моисей немного подрос и перестал нуждаться в кормилице, его мать отвела будущего пророка во дворец. Там он прожил довольно долго, а также был усыновлен дочерью фараона. Моисей знал, какого он рода, знал, что он еврей. И хотя обучался наравне с остальными детьми царской семьи, но не впитал в себя жестокости.

История Моисея из Библии свидетельствует о том, что он не стал поклоняться многочисленным богам Египта, а остался верен верованиям своих предков.

Моисей любил свой народ и каждый раз страдал, когда видел его мучения, когда видел, как нещадно эксплуатировали каждого израильтянина. Однажды случилось то, что заставило будущего пророка бежать из Египта. Моисей стал свидетелем жестокого избиения одного из народа его. В порыве ярости будущий пророк вырвал плеть из рук надсмотрщика и убил его. Так как никто не видел, что он сделал (как думал Моисей), то тело было просто закопано.

Через некоторое время Моисей понял, что многим уже известно о том, что он сделал. Фараон приказывает арестовать и убить сына своей дочери. Как относились друг к другу Моисей и Рамзес, история умалчивает. Почему за убийство надсмотрщика его решили судить? Можно учитывать разные версии происходящего, однако, скорей всего, решающим было то, что Моисей был не египтянином. В результате всего этого будущий пророк решает бежать из Египта.

Бегство от фараона и дальнейшая жизнь Моисея

По библейским данным будущий пророк направился в землю Мадиамскую. Дальнейшая история Моисея повествует о его семейной жизни. Он женился на дочери священника Иофора Сепфоре. Живя этой жизнью, он сделался пастухом, научился жить в пустыне. У него также появилось два сына.

Некоторые источники утверждают, что, прежде чем жениться, Моисей некоторое время жил с сарацинами, имел там видную должность. Однако следует все же учесть, что единственным источником повествования о его жизни является Библия, которая, как и всякое древнее писание, со временем обросла неким иносказательным налетом.

Божественное откровение и явление Господа пророку

Как бы то ни было, но библейская история о Моисее повествует, что именно в Мадиамской земле, когда он пас стада, ему было откровение Господа. Будущему пророку на этот момент исполнилось восемьдесят лет. Именно в этом возрасте на его пути встретился куст терновника, которых полыхал пламенем, но не сгорал.

На этом месте Моисей получил наставление о том, что он должен спасти народ Израиля от египетской власти. Господь повелел вернуться в Египет и отвести свой народ в землю обетованную, освободив его от длительного рабства. Однако Всемогущий Отец предупредил Моисея о трудностях на его пути. Чтобы у него была возможность их преодолеть, ему было даровано умение творить чудеса. Из-за того что Моисей был косноязычен, ему в помощь Бог повелел взять брата Аарона.

Возвращение Моисея в Египет. Десять казней

История пророка Моисея, как провозвестника Божьей воли, началась в тот день, когда он предстал пред фараоном, который правил в то время в Египте. Это был другой правитель, не тот, от которого в свое время убежал Моисей. Конечно, на требование отпустить израильский народ фараон ответил отказом, да еще и увеличил трудовую повинность для своих рабов.

Моисей и Рамзес, история которых более туманна, чем хотелось бы исследователям, схватились в противостоянии. Пророк не смирился с первым поражением, он приходил к правителю еще несколько раз и в конечном итоге сказал, что падет на землю египетскую кара Божья. И так случилось. По воле Бога случились десять казней, которые пали на Египет и его жителей. После каждой из них правитель призывал своих чародеев, однако они нашли волшебство Моисея более искусным. После каждого несчастья фараон соглашался отпустить народ Израиля, но каждый раз передумывал. Лишь после десятой еврейские рабы стали свободными.

Конечно, на этом история Моисея не закончилась. Пророку еще предстояли годы путешествий, а также столкновение с неверием соплеменников, пока все они не добрались до Земли Обетованной.

Установление Пасхи и исход из Египта

Перед последней казнью, которая обрушилась на народ египетский, Моисей предупредил людей Израиля о ней. Это было умерщвление первенцев в каждой семье. Однако предупрежденные израильтяне помазали свою дверь кровью ягненка не старше одного года, и кара их минула.

В эту же ночь произошло празднование первой Пасхи. История Моисея из Библии рассказывает о ритуалах, которые ей предшествовали. Заколотого ягненка необходимо было запечь целым. Затем кушать стоя, собравшись всей семьей. После этого события народ Израиля покинул землю египетскую. Фараон в страхе даже просил это сделать скорее, видя то, что случилось ночью.

С первой зарей вышли беглецы. Знаком воли божьей был столп, который ночью был огненный, а днем облачным. Считается, что именно эта Пасха со временем преобразовалась в ту, которую мы знаем сейчас. Освобождение еврейского народа от рабства символизировало именно это.

Еще одним чудом, которое случилось практически сразу после выхода из Египта, был переход через Красное море. По велению Господа расступились воды, и образовалась суша, по которой израильтяне и перешли на другой берег. Фараон, который погнался за ними, также решил последовать по дну моря. Однако Моисей со своим народом уже были на другой стороне, и воды моря опять сомкнулись. Так погиб фараон.

Заветы, которые получил Моисей на горе Синай

Следующим пунктом остановки еврейского народа стала гора Моисея. История из Библии рассказывает, что на этом пути беглецы видели немало чудес (манна небесная, появляющиеся источники родниковой воды) и укреплялись в своей вере. В конечном итоге, после трехмесячного путешествия израильтяне пришли к горе Синайской.

Оставив народ у ее подножия, сам Моисей поднялся на вершину за наставлениями Господа. Там состоялся диалог между Отцом Всего Сущего и его пророком. В результате всего этого были получены десять заповедей, которые стали основными для народа Израиля, которые стали основой законодательства. Также были получены заповеди, которые охватывали гражданскую и религиозную жизнь. Все это было записано в Книгу Завета.

Сорокалетнее путешествие по пустыне израильского народа

Возле горы Синай еврейский народ простоял около года. Затем был дан знак Господом, что нужно идти дальше. История Моисея как пророка продолжалась. Он и дальше нес бремя посредника между своим народом и Господом. Сорок лет они странствовали по пустыне, иногда подолгу жили в местах, где условия были более благоприятны. Израильтяне постепенно становились ревностными исполнителями тех заветов, которые дал им Господь.

Конечно, были и возмущения. Не всех устраивали такие длительные странствия. Однако, как свидетельствует история Моисея из Библии, народ израильский все же добрался до Земли обетованной. Однако сам пророк так и не дошел до нее. Моисею было откровение, что дальше их поведет другой вождь. Он почил на 120 году жизни, однако никто так и не узнал, где это случилось, так как кончина его была тайной.

Исторические факты, подтверждающие библейские события

Моисей, история жизни которого нам известна только из библейских рассказов, является значительной фигурой. Однако есть ли официальные данные, которые подтверждают его существование как исторической фигуры? Некоторые считают все это лишь красивой легендой, которая была придумана.

Однако некоторые историки все же склоняются к тому, что Моисей — фигура историческая. Об этом свидетельствуют некоторые сведения, которые содержатся в библейском рассказе (рабы в Египте, рождение Моисея). Таким образом, можно сказать, что это далеко не вымышленная история, и все эти чудеса случились на самом деле в те далекие времена.

Следует отметить, что на сегодняшний день это событие отображено не единожды в кинематографе, а также созданы мультфильмы. В них рассказано о таких героях, как Моисей и Рамзес, история которых в Библии мало описана. Особое внимание в кинематографе уделяется чудесам, которые случались во время их путешествия. Как бы там ни было, но все эти фильмы и мультфильмы воспитывают в подрастающем поколении нравственность и прививают мораль. Также они полезны и для взрослых, особенно тех, которые потеряли веру в чудеса.

Младенец в плавучей корзине

Когда фараон заметил, что израильского народа становится все больше, он забеспокоился и велел повитухам, помогавшим еврейским женщинам при родах, убивать всех мальчиков. Повитухи знали, что это дурно, и не слушали фараона, а Бог благословлял их. Тогда фараон приказал египтянам забрать всех израильских мальчиков и бросить в Нил.

У мужа и жены из Левиева племени родился третий ребенок. Они полюбили сына и прятали в надежде, что египтяне его не найдут, но месяцам к трем он слишком подрос, чтобы его скрывать. Тогда мать сплела корзинку и просмолила ее, чтобы не проникала вода. Она положила туда младенца и спрятала в нильских камышах. Сестра его Мариам сторожила поблизости, не случилось ли что с братом.

Неожиданная находка

Как-то дочь фараона пошла искупаться и увидела с берега, что в камышах плывет корзинка. Она послала за ней одну из своих рабынь. Заглянув в корзинку, она с удивлением увидела, что там лежит красивый младенец. Он заплакал. Она пожалела его и решила спасти, взять к себе. Тогда Мариам вышла из укрытия и спросила:

Можно я приведу израильтянку, чтобы кормить его?

Да, конечно, - отвечала царевна, и Мариам сбегала за матерью.

Возьми его, - сказала царевна, - и вскорми для меня. Я буду тебе платить.

Так и вышло, что ребенка нянчила собственная мать, пока он не подрос и его не перевели к царевне. Та назвала его Моисеем.

Бегство

Моисей жил во дворце, но не забывал, что он израильтянин. Однажды он увидел, что египтянин ударил его родича. Думая, что поблизости никого нет, он убил обидчика и закопал в песок. На другой день он увидел, как дерутся два израильтянина, и спросил:

Зачем ты бьешь своего?

Не твое дело, - отвечал израильтянин. – Не тебе меня судить. Может, хочешь убить меня, как того египтянина?

Моисей понял, что кто-то все видел и ему грозит казнь. Он бежал к мидянам, в Мадиамскую землю. Там он помог двум сестрам, которым мешали напоить скот. Благодарный отец, Рахил, взял его в пастухи и отдал за него одну из сестер, Софору.

Неопалимая купина

Пока Моисей жил у мидян, израильтяне страдали в Египте. Они взывали к Богу, и Он услышал. Пришла пора их спасать. Однажды Моисей пас овец своего тестя и вдруг увидел нечто странное: куст перед ним горел, но не сгорал. Подойдя поближе, он услышал:

Моисей, Я – Бог. Не приближайся и сними обувь, ибо это место – святое.

Страшась посмотреть на Бога, Моисей прикрыл лицо.

Я слышал, - продолжал Бог, - как народ Мой молит о помощи. Чтобы помочь им, Я избрал тебя. Иди к фараону и скажи, чтобы он отпустил их, а потом поведи в страну Обетованную.

Я не сумею, - сказал Моисей.

Сумеешь, - ответил Бог, - ведь Я с тобою.

Тогда Моисей спросил:

Если я скажу народу, что Ты послал меня, они спросят Твое Имя. Что им ответить?

И Бог сказал:

Имя Мое – Сущий.

Моисей творит чудеса

Бог обещал Свою помощь, но Моисей еще боялся. Он думал, люди не поверят, что с ним беседовал Бог, и фараон не отпустит их из Египта. Бог явил Моисею Свою силу. Он велел бросить жезл, и тот превратился в змею. Моисей отскочил, а Бог сказал:

Возьми ее за хвост.

Моисей осторожно взял змею, и она снова стала жезлом.

Когда ты сотворишь это чудо, - сказал Бог, - люди поверят тебе. А теперь сунь руку за пазуху.

Моисей сунул руку, вынул и увидел, что она – в проказе.

А теперь – еще раз, - сказал Бог.

Он вынул руку, и проказы не было.

Если первому чуду не поверят, - сказал Бог, - поверят второму и будут слушать тебя.

Сорок лет подходили к концу. Прежде, чем впустить народ в Обетованную землю, Бог должен был убедиться, что старшего поколения уже нет, и послал Моисея пересчитать народ. Из старших в Ханаан могли войти только Халев и Иисус Навин, верный единому Богу.

Мадианитяне совратили многих израильтян в идолопоклонство, и Бог велел сразиться с этим племенем. Израильтяне перебили их, сожгли их города, а скот взяли себе. Народ Божий был рад, что ни один израильтянин не погиб. Из благодарности он предложил Моисею и Елеазару завоеванные драгоценности. Те взяли их и поместили в скинию, как дар Богу.

Наконец Израиль стоял на берегу Иордана. Все смотрели на Обетованную землю и благодарили Бога, что вот-вот войдут в нее.

Народ израильский разделяется по оба берега реки Иордан

Колена Рувима и Газа и половина колена Манассии остались за Иорданом. Они попросили Моисея поселить их там, а не за рекой, с другими коленами. Моисей рассердился.

В чем дело? – спросил он. – Вы что, так боитесь хананеян? Хотите, чтобы другие сражались вместо вас?

Нет, что ты! – отвечали они. – Просто земля здесь хороша для наших стад, есть чем кормиться. Мы оставим семьи и скот, а сами пойдем со всеми за реку и будем сражаться, пока не изничтожим хананеян. Потом мы вернемся сюда. Моисей подумал и расспросил тех, кто расположился у реки. Все согласились и прибавили, что сперва надо изгнать хананеян.

Для чего были нужны города убежища?

Моисей прикидывал, как будет жить без него народ в Ханаане. Он сказал, что некоторые города надо отдать левитам за их особую службу. Вокруг каждого города должно быть много пастбищ. Надо выделить и города убежища, куда каждый может бежать, если случайно убьет кого-нибудь. Быть может, родич погибшего попытается отомстить, но если убивший укрылся в таком городе и рассказал все тамошним судьям, никто не вправе тронуть его. Он должен жить там, пока не умрет первосвященник. Тогда он волен идти домой, его никто не накажет.

Города эти укрывают не убийц, а тех, кто отнял жизнь нечаянно.

Моисей не шел в Ханаан и сказал длинную речь, напоминая все, что случилось после Египта. Вдруг они забыли за сорок лет, как много было милосердия от Бога? Он видел, как легко народ забывает Божьи веления и просто не слушается их. Теперь он напомнил все заповеди, говорившие, как они должны жить. «Помните, - сказал он, - нельзя чтить других богов. Не творите кумиров и не поклоняйтесь им. Не произносите напрасно Имени Божьего и всегда блюдите субботу. Чтите отца и мать. Не убивайте, не крадите, не лгите, не прелюбодействуйте. И не желайте ничего чужого».

Потом он напомнил им еще 613 правил и повторил все, что надо знать об юбилеях и праздниках, установленных в память милостей Божьих. Наконец он сказал, что их поведет Иисус Навин. После этого он взошел на гору Нево и посмотрел за реку. Было ему сто двадцать лет.

Иисус Навин - вождь израильского народа

Когда Моисей умер, вождем Израиля стал Иисус Навин. Раньше он помогал Моисею и был одним из двух соглядатаев, которые принесли из Ханаана добрую весть, побудив людей довериться Богу. Господь сказал Ему:

Приготовь их к переходу через реку. Я дам им землю, по которой вы пойдете. Не бойтесь хананеев. Я буду с вами и охраню вас. Только повинуйтесь Мне и храните смелость. Иисус Навин сказал народу, что пора переходить реку. Коленам Рувима и Газа и половине колена Манассии он напомнил, что их семьи могут остаться на восточном берегу, а сами они смогут вернуться к семьям и пасти скот на плодоносных землях.

Все обещали слушаться Иисуса Навина, ибо Бог избрал его вождем. Так после Иисуса Мухаммед стал вождем и пророком от Бога не только для израильтян и арабов, но и для народов всего мира до конца Света.

"Народ сынов Израиля многочисленнее и сильнее нас". Много воды утекло в Ниле с тех пор, как Израиль переселился в Египет. Давно умерли и и Иосиф, и все его братья, а их потомки, которых стали называть евреями или Израилем, продолжали жить в Египте.

Со временем евреев стало так много, что это стало внушать страх фараону. Он сказал своему народу: “Вот, народ Сынов Израиля многочисленнее и сильнее нас. Давайте перехитрим его, чтобы он не размножился и не было, что, когда случится война, то и он присоединится к нашим врагам и будет воевать с нами, и поднимется из страны”. Чтобы евреев умирало побольше, фараон распорядился посылать их на самые тяжелые работы. Когда это не помогло, он приказал убивать всех новорожденных мальчиков-евреев.

Моисей - "спасенный из воды". Как-то в семье потомков Левия (одного из братьев Иосифа) родился мальчик. Мать прятала его три месяца, а когда он подрос и скрывать младенца стало уже невозможно, положила ребенка в просмоленную корзину и поставила ее в тростник на берегу реки. А сестра младенца стояла поодаль, словно надеялась на какое-то чудо.

Вскоре на реку пришла купаться дочь фараона. Она заметила корзину и послала рабыню взять ее. Увидев маленького мальчика, царевна сразу догадалась, откуда он, и сказала: “Это из еврейских детей”. Ей стало жалко малыша, и она решила взять его себе. Девочка, сестра младенца, подошла к дочери фараона и спросила, не позвать ли кормилицу для ребенка. Царевна согласилась, и девочка привела родную мать малыша, которой дочь фараона и поручила вскормить его.

Вот так получилось, что обреченный на гибель мальчик был спасен, и вскормила его настоящая мать, так что он никогда не забывал, к какому народу принадлежит. Когда он немного подрос, мать отвела его к дочери фараона, и та воспитала его, как своего приемного сына. Назван он был Моисеем [“спасенный из воды”. В действительности это имя, скорее всего, египетского происхождения и означает оно просто “сын”, “дитя”] , воспитывался в царской роскоши, научился всей египетской мудрости и показал себя отважным воином.

Моисей бежит в пустыню. Но однажды Моисей решил посмотреть, как живет его собственный народ, и увидел, что египетский надсмотрщик жестоко избивает еврея. Не выдержал Моисей и убил египтянина. Очень скоро об этом узнал фараон, повелел казнить убийцу, но тот успел бежать из Египта.

По караванной тропе Моисей пересек пустыню и оказался на землях племени мадианитян. Там он понравился местному жрецу, и тот выдал за него свою дочь. Так Моисей остался жить в пустыне.

Спустя долгое время старый фараон, приказавший казнить Моисея, умер. Новый же принялся еще больше угнетать евреев. Громко стонали и жаловались они на непосильную работу. Наконец, Бог услышал их и решил спасти от египетского рабства.

Бог сказал, что избрал Моисея для спасения еврейского народа от рабства в Египте. Моисей должен был пойти к фараону и потребовать, чтобы тот отпустил евреев. Услыхав такое, Моисей спросил: “Вот я приду к сынам Израилевым и скажу им: “Бог отцов ваших послал меня к вам”. А они скажут мне: “Как Ему имя? Что сказать мне им?” И тогда Бог впервые открыл свое имя, сказав, что его зовут Яхве [“Сущий”, “Тот, Который Есть”] . Бог сказал также, что для убеждения неверующих Он дает Моисею способность творить чудеса. Тут же, по Его приказу, Моисей бросил свой жезл (пастушью палку) на землю — и вдруг этот жезл превратился в змея. Моисей поймал змея за хвост — и снова в руке его оказалась палка.

Моисею стало жутко — уж очень тяжела была порученная ему задача,— и он попытался отказаться, сказав, что не умеет хорошо говорить и поэтому не сможет убедить ни евреев, ни фараона. Бог ответил, что сам научит его, что надо сказать. Но Моисей продолжал отпираться: “Господи! Пошли другого, кого можешь послать”. Бог раcсердился, но сдержался и сказал, что у Моисея в Египте есть брат Аарон, который при необходимости будет говорить вместо него, а сам Бог будет учить обоих, что им делать.

Вернулся Моисей домой, сказал родственникам, что решил навестить братьев в Египте, и отправился в дорогу.

"Бог отцов ваших послал меня к вам." По пути он встретил своего брата Аарона, которому Бог приказал выйти в пустыню навстречу Моисею, и они вместе пришли в Египет. Моисею было уже 80 лет, его никто не помнил. Давно умерла и дочь прежнего фараона, приемная мать Моисея.

Первым делом Моисей и Аарон пришли к народу Израилеву. Аарон заявил соплеменникам, что Бог выведет евреев из рабства и отдаст им страну, текущую молоком и медом. Моисей сотворил несколько чудес, и израильский народ поверил в него и в то, что настал час освобождения от рабства.

После этого Моисей и Аарон направились к фараону и обратились к нему с такими словами: “Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне”. Фараон удивился, но поначалу он был настроен довольно благодушно и ответил сдержанно: “Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу”. Тогда Моисей и Аарон стали ему угрожать, фараон рассердился и прекратил разговор: “Для чего вы, Моисей и Аарон, отвлекаете народ от дел его? Ступайте на свою работу”.

Затем фараон приказал своим слугам дать евреям как можно больше работы (они делали кирпичи для строительства новых городов в Египте), “чтобы они работали и не занимались пустыми речами”. Так что после обращения к фараону евреям стало жить намного хуже прежнего, они изнемогали на тяжелой работе, их били египетские надсмотрщики.

"Десять казней египетских". Тогда Бог решил показать свое могущество египтянам. Моисей предупредил, что Бог Евреев может наслать на Египет самые страшные бедствия, если фараон не отпустит евреев помолиться Богу в пустыне. Фараон отказал. Не напугали египетского владыку и чудеса, которые сотворил перед ним Моисей, потому что египетские волхвы [волшебники] умели делать примерно то же самое.

Переход евреев через море. Моисей рассекает
море посохом. Средневековая книжная миниатюра

Моисею пришлось исполнить свои угрозы, и на Египет обрушились одно за другим десять бедствий, “десять казней египетских”: нашествие жаб, появление огромного количества мошкары и ядовитых мух, гибель скота, болезни людей и животных, уничтоживший посевы град, саранча. Фараон начал колебаться и даже несколько раз обещал отпустить евреев на их праздник, но каждый раз отказывался от своего слова, хотя уже и сами египтяне взмолились: “Отпусти этих людей, пусть они совершат служение Господу, Богу своему: неужели ты еще не видишь, что Египет гибнет?”

Когда саранча уничтожила всю зелень в Египте, а Моисей на три дня навел на всю страну густую тьму, фараон предложил, чтобы евреи вышли на короткое время в пустыню, но весь свой скот оставили дома. Моисей не согласился, и раздосадованный фараон пригрозил ему смертью, если он посмеет еще раз появиться во дворце.

В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской. Но Моисей не дрогнул, пришел к фараону в последний раз и предупредил: “Так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта. И умрет всякий первенец в земле Египетской, от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах [мелет зерно] , и все первородное из скота. У всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пес языком своим, чтобы вы знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами”. Сказав так, разгневанный Моисей вышел от фараона, и тот не посмел тронуть его.


Затем Моисей предупредил евреев, чтобы они в каждой семье зарезали годовалого ягненка и кровью его помазали косяки и перекладину двери: по этой крови Бог отличит жилища евреев и не тронет их. Мясо ягненка следовало испечь на огне и есть с пресным хлебом и горькими травами. Евреи же должны быть готовы немедленно тронуться в путь [в память об этом событии Бог установил ежегодный праздник Пасхи] .

Ночью Египет постигло страшное бедствие: “В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. И встал фараон ночью сам и все рабы его, и весь Египет; и сделался великий вопль в земле Египетской; ибо не было дома, где не было мертвеца”.

Потрясенный фараон немедленно вызвал к себе Моисея и Аарона и приказал им вместе со всем их народом идти в пустыню и совершить богослужение, чтобы Бог сжалился над египтянами.

Бегство и спасение от фараона. Той же ночью весь израильский народ навсегда покинул Египет. Ушли евреи не с пустыми руками: перед бегством Моисей велел им просить у соседей-египтян золотые и серебряные вещи, а также богатые одежды. Везли они с собой и мумию Иосифа, которую в течение трех дней разыскивал Моисей, пока его соплеменники собирали имущество у египтян. Бог сам вел их, находясь днем в облачном столпе, а ночью — в столпе огненном, так что беглецы шли днем и ночью, пока не вышли к берегу моря.


Преследователи евреев - египтяне - тонут в
волнах моря. Средневековая гравюра

Тем временем фараон понял, что евреи его обманули, и бросился за ними в погоню. Шестьсот боевых колесниц и отборная египетская конница быстро настигали беглецов. Спасения, казалось, не было. Евреи — мужчины, женщины, дети, старики — толпились на берегу моря, готовясь к неизбежной смерти. Только Моисей был спокоен. По повелению Яхве он протянул руку к морю, ударил по воде своим жезлом, и море расступилось, освободив дорогу. Израильтяне пошли по морскому дну, а воды моря стеной стояли справа и слева от них.

Увидев это, египтяне погнались за евреями по дну моря. Колесницы фараона были уже на середине моря, когда дно неожиданно стало настолько вязким, что они едва двигались. Тем временем израильтяне выбрались на противоположный берег. Египетские воины поняли, что дело худо, и решили повернуть назад, но было поздно: Моисей вновь протянул руку к морю, и оно сомкнулось над войском фараона...

Загадка Моисея.

Дно Красного моря.

Фараон Исхода.

"Я услышал ропот сынов Израилевых". Евреи отпраздновали свое чудесное спасение и двинулись в глубь пустыни. Шли они долго, захваченная из Египта еда кончилась, и народ начал роптать, говоря Моисею и Аарону: “О, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! Ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы уморить голодом”.

Бог услышал жалобы израильтян, обидно ему стало, что мясо и хлеб для них дороже свободы, но он все же пожалел их и сказал Моисею: “Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом и узнаете, что я Господь, Бог ваш”.

Вечером на поле около шатров села огромная стая птиц-перепелок, которые обессилели в пути. Наловив их, евреи вволю наелись мяса и заготовили его впрок. А утром, проснувшись, они увидели, что вся пустыня покрыта чем-то белым, будто инеем. Начали разглядывать: белый налет оказался мелкими крупинками, похожими на град или семена трав. В ответ на удивленные возгласы Моисей сказал: “Это хлеб, который Господь дал вам в пищу”. На вкус крупа, которую назвали манной, напоминала лепешку с медом. Взрослые и дети бросились сгребать манну и печь хлеб. С тех пор каждое утро находили они манну небесную и питались ею.

Получив от Бога мясо и хлеб, евреи вновь двинулись в путь. Когда они очередной раз остановились, оказалось, что в том месте нет воды. Народ вновь рассердился на Моисея: “Зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших, и стада наши?” Увидев, что толпа готова побить виновника своих бедствий камнями, Моисей по совету Бога ударил жезлом по скале, и из камня вырвалась и забила мощная струя воды...

Чудеса Моисея.

Израильский народ встречается с Богом. Наконец, израильтяне пришли к горе Синай, на которой им должен был явиться сам Бог. Сначала на гору взошел Моисей, и Бог предупредил его, что появится перед народом на третий день.

И вот пришел этот день. С утра гору покрыло густое облако, над ней сверкали молнии и гремел гром. Моисей вывел народ к подножию горы и шагнул за черту, переступать которую под страхом смерти не мог, кроме него, никто. Тем временем “гора Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему”.


"Гора Бога".

Десять заповедей. На вершине горы Бог дал Моисею десять заповедей, которые должны были соблюдать евреи. Вот эти заповеди:

  1. Я — Яхве, Бог твой, который вывел тебя из земли Мицраим [так евреи называли Египет] , из Дома рабства. Ты не должен иметь других богов пред Лицом Моим.
  2. Ты не должен делать себе никакого изображения божества.
  3. Ты не должен употреблять понапрасну имя Яхве, Бога твоего.
  4. Помни день субботы, чтобы святить его.
  5. Ты должен почитать отца твоего и мать твою.
  6. Ты не должен убивать.
  7. Ты не должен распутничать.
  8. Ты не должен красть.
  9. Ты не должен давать ложного свидетельства на ближнего своего.
  10. Не желай дома ближнего твоего, ни жены его, ничего, что у ближнего твоего.


Гюстав Доре. Пророк Моисей
сходит с горы Синай.
1864-1866 гг.

Смысл заповедей Божьих.

Кроме десяти заповедей, Бог продиктовал Моисею законы, в которых говорилось о том, как должен жить народ Израиля.

Моисей записал все слова Яхве и пересказал их народу. Затем была принесена жертва Богу. Моисей обрызгал жертвенной кровью алтарь и весь народ, сказав при этом: “Вот кровь завета, который Господь заключил с вами...” И поклялся народ свято соблюдать союз с Богом.

"Вот бог твой, Израиль". Моисей вновь взошел на гору и оставался там сорок дней и ночей, беседуя с Богом. Тем временем людям надоело долгое ожидание, они пришли к Аарону и потребовали: “Встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами; ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось”.

Аарон сказал, чтобы все принесли ему свои золотые серьги, и отлил из них изображение золотого тельца [т.е. быка. В виде могучего быка представляли себе божество многие народы древности] . Народ, увидев хорошо знакомую фигуру египетского божества, радостно воскликнул: “Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!”

А Моисей получил от Бога скрижали [каменные плиты] , на которых Яхве собственной рукой записал свои слова. Бог велел Моисею поскорее отправляться в лагерь, где творится неладное.

Гнев Моисея. Спустившись с горы, Моисей в сопровождении своего помощника, юного Иисуса Навина, направился к лагерю и вскоре услышал громкий шум, доносившийся оттуда. Иисус, прирожденный боец, сказал: “Военный крик в стане”. Но Моисей возразил: “Это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих”.

Войдя в лагерь и увидев толпу, которая плясала и пела вокруг золотого тельца, Моисей (даром что по характеру был “кротчайшим из всех”) пришел в страшный гнев. Он швырнул наземь скрижали, которые разлетелись на куски, бросил золотого тельца в огонь, его обугленные остатки растер в порошок, высыпал в воду и потребовал, чтобы все израильтяне выпили ее. Не удовольствовавшись этим, Моисей приказал левитам, которые одни из всех израильтян отказались поклоняться золотому тельцу: “Возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего”. Левиты выполнили страшный приказ и убили около трех тысяч человек.

Бог был разгневан предательством избранного им народа еще больше, чем Моисей, и решил было истребить всех израильтян и произвести новый народ от одного Моисея. Моисей с трудом отговорил его от этого намерения и упросил на этот раз простить евреев.

Израиль получает свою святыню. Бог приказал Моисею сделать две каменные скрижали вместо разбитых и продиктовал те слова, которые Моисей должен был на них записать. Кроме того, Яхве пожелал иметь свой шатер среди израильтян, но предупредил, что сам не поведет их в землю обетованную [клятвенно обещанную] , так как в гневе может, сам того не желая, уничтожить народ, уже однажды предавший Бога, несмотря на только что заключенный завет.

По указаниям Моисея, полученным от самого Бога, израильтяне сделали скинию — большой, богато украшенный шатер. Внутри скинии стоял ковчег завета — деревянный, обитый золотом сундук с изображениями херувимов наверху. В ковчеге лежали принесенные Моисеем скрижали со словами Бога. Из золота были сделаны и другие необходимые для богослужения предметы, из которых выделялся семисвечник — светильник в форме растения со стеблем и шестью ветвями, на которых должны были гореть семь лампад.

Приносить жертвы Богу и вообще служить ему должны были священники, одетые в богатые одежды, расшитые золотом и драгоценными камнями. Первыми священниками Яхве стали Аарон и его сыновья.

Поначалу Бог часто являлся в скинию и Моисей ходил туда беседовать с ним. Если днем скинию окутывало облако, а ночью шатер светился изнутри, это было знаком присутствия Яхве.

Скиния была сделана разборной, а ковчег переносным. Если облако вокруг скинии исчезало, то пора было двигаться в путь. Люди разбирали и укладывали полотнища скинии, вставляли длинные шесты в золотые кольца, прикрепленные к углам ковчега завета, и несли его на плечах.

На пороге земли обетованной. От священной горы Синай еврейский народ двинулся к Ханаану — земле обетованной, которую Бог обещал отдать евреям, изгнав оттуда другие народы.

Эта страна очень изменилась со времен Авраама, Исаака и Иакова. Вместо прежних пастбищ с выжженной солнцем травой повсюду зеленели поля, сады и виноградники. Жило в Ханаане земледельческое население, по своему языку родственное евреям, но было оно богаче и культурнее скитавшихся по пустыне беглецов из Египта. Поклонялись хананеяне многочисленным богам и богиням, которых они называли ваалами

Яхве был ревнивым божеством и требовал, чтобы евреи поклонялись только Ему, как создателю. Бог опасался, что израильтяне, оказавшись в Ханаане, забудут его и начнут молиться местным ваалам. Поэтому он потребовал, чтобы в будущей священной войне за “землю обетованную” израильтяне убивали всех местных жителей, не щадя даже маленьких детей. Только при этом условии он обещал своему народу успех и победу.

Страхи израильтян и гнев Бога. Когда растянувшаяся по пустыне колонна подошла к Ханаану, Моисей отобрал двенадцать человек, по одному от каждого колена Израилева, то есть от каждого из израильских племен. Послал он их осмотреть землю, узнать, хороша ли она, силен ли на ней народ и какие там города, в шатрах ли живет народ или в укреплениях.

Через сорок дней вернулись посланцы Моисея и сообщили, что земля богата и плодородна. В доказательство своих слов они принесли необыкновенно крупные смоквы [инжир] , плоды граната и настолько большую кисть винограда, что два человека с трудом держали ее на шесте. А еще сообщили, что народ там весьма силен и города велики и укреплены. Боялись они воевать с народом ханаанским и распустили слух, что на подступах к этой земле высятся могучие крепости, в которых живут великаны. Обычные люди не могут с ними справиться.

Только двое из двенадцати послов, Иисус Навин и Халев, утверждали, что с помощью Яхве покорить страну все-таки можно.


Усомнившийся народ не верил ни им, ни Моисею, и решил идти назад в Египет. Моисею с трудом удалось успокоить людей, но Бог решил сурово наказать израильтян за страх и неверие в Его обещание. Моисей передал народу его слова: ни один из евреев старше двадцати лет, кроме Иисуса Навина и Халева, не попадет в Ханаан. Евреи были обречены скитаться по пустыне еще сорок лет, прежде чем их дети вновь увидят землю обетованную.

Новые скитания. Часть евреев, несмотря на запрет Бога, все-таки попыталась ворваться в Ханаан, но была разбита местными племенами и бежала в пустыню. Оказавшись в безводной местности, народ вновь возмутился против Моисея и Аарона. Тогда они вывели людей к скале, Моисей дважды ударил по ней своим жезлом, и из камня потекла вода. Израильтяне напились сами и напоили свой скот.

Но Бог разгневался на Моисея за слабую веру — ведь тот дважды ударил жезлом о камень, а достаточно было одного раза — и объявил, что ни он, ни его брат Аарон не войдут в землю обетованную.

Спустя некоторое время Аарон умер. Новым первосвященником стал его сын Елеазар. Тридцать дней оплакивали израильтяне Аарона, а затем вновь двинулись в путь. Обходя большие города, воюя с мелкими племенами, евреи вышли на равнины Моава, к югу от Ханаана. Моавитяне были потомками Лота, племянника Авраама, и, следовательно, родственным израильтянам народом. Но они испугались, увидев многочисленных и воинственных пришельцев, и Валак, царь моавитян, решил погубить евреев.

Валаам и его ослица. В те времена в одном городе на Евфрате жил знаменитый пророк по имени Валаам. К нему и прислал своих людей Валак с просьбой приехать и проклясть израильтян. Сначала Валаам отказался, но царь моавитян прислал богатые дары и в конце концов уговорил его. Валаам сел на ослицу и отправился в дорогу.

Но Бог разгневался на него и послал ангела с обнаженным мечом. Ангел стал на дороге, Валаам не заметил его, зато ослица свернула с дороги в поле. Валаам стал ее колотить, чтобы заставить вернуться. Трижды ангел вставал перед ослицей, и трижды Валаам бил ее. И вдруг животное заговорило человеческим голосом: “Что я сделала тебе, что ты бьешь меня вот уже третий раз?” Валаам был так разозлен, что даже не удивился. Он ответил ослице: “За то, что ты издеваешься надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя”. Разговор продолжался в том же духе, как вдруг Валаам заметил ангела. Ангел осудил его за истязание неповинного животного и разрешил продолжать путь лишь при условии, что у моавитян Валаам будет говорить лишь то, что подскажет ему Бог.

Валак с почетом встретил пророка, но как же он был разочарован, когда после жертвоприношения Валаам вместо того, чтобы проклясть израильтян, вдруг благословил их! Еще дважды пытался Валак заставить Валаама произнести проклятие, и вновь вместо этого Валаам произносил слова благословения. Тогда царь понял, что пытается спорить с самим Богом, и отпустил Валаама.

"Я дал тебе ее увидеть". Истекал сороковой год странствий евреев по пустыне. Умерли все, кто помнил египетское рабство, выросло новое поколение гордых, свободолюбивых, воинственных людей, закаленных суровым климатом и постоянными войнами. С таким народом можно было идти на завоевание Ханаана.

Но Моисею не суждено было ступить на землю обетованную. Настал час, и Бог сказал, что пришло ему время умереть. Моисей благословил свой народ, завещал ему хранить союз с Яхве, поставил над израильтянами вместо себя Иисуса Навина и взошел на гору Нево в земле моавитян. С вершины горы увидел он быстрые воды Иордана, тусклую гладь Мертвого моря, зеленые долины Ханаана, а далеко-далеко, на самом горизонте, узкую лазурную полосу Средиземного моря. Бог сказал ему: “Вот земля, о которой я клялся Аврааму, Исааку и Иакову... Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь”.

Так умер Моисей в возрасте ста двадцати лет и был похоронен в земле моавитян. Могила его вскоре затерялась, но из поколения в поколение израильтяне передавали сказания о своем великом вожде.

Загадочная смерть Моисея.

«Я услышал вопль их. И выведу их из Египта

в землю, где течет молоко и мед».

Моисей – библейский пророк, освободивший от рабства еврейский народ.

Мусульмане, христиане, иудеи – считают Моисея основоположником монотеизма (веры в одного Бога).

Наиболее подробно о жизнеописании Моисея рассказывает Библия

Согласно священному писанию, Моисей был рожден в Египте в семье евреев, во времена, когда еврейский народ подвергался гонениям со стороны египетского фараона (около 13 в. до н.э.).

Фараон, увидев угрозу своей власти в еврейском племени, численность которого стремительно росла, сделал евреев рабами, заставляя трудиться, копать землю, строить дворцы, надеясь, что непосильный труд ослабит их и уменьшит их численность.

Когда фараон понял, что этих мер недостаточно, он приказал топить всех новорожденных еврейских мальчиков в водах Нила.

Мать Моисея спасла жизнь сына, спрятав его в камышах у реки. Там он был найден дочерью фараона, пришедшей к Нилу для купания. Сжалившись, египетская принцесса забрала его во дворец и, впоследствии, воспитывала как своего сына.

Однако Моисей никогда не забывал о своих соплеменниках. Однажды, будучи уже взрослым, он стал свидетелем того как египтянин избивал еврея. Моисей заступился за несчастного и случайно убил обидчика, после чего вынужден был бежать из Египта в пустыню.

Он прожил на Синайском полуострове 40 лет, когда Господь явился к нему и сказал, что Моисей избран Им для великой цели – избавление еврейского народа от рабства.

Господь велел Моисею и его брату Аарону вернуться в Египет и увести израильтян с египетской земли в Палестину. Моисей сомневался в своей способности убедить фараона отпустить рабов.

Не уверен он был и в том, что евреи пойдут за ним. Тогда Господь, для убеждения неверующих, даровал Моисею способность творить чудеса.

По возвращению в Египет, Моисей и Аарон пытались убедить фараона отпустить евреев в пустыню на несколько дней, чтобы принести жертву новому Богу, явившемуся Моисею. Однако фараон не поверил в нового Бога и отказался отпустить рабов.

Тогда Господь наслал бедствия на египетский народ. Египтяне пережили нашествие насекомых и жаб, Бог превращал воды Нила в кровь, насылал болезни на людей и животных – но это только сильнее озлобляло фараона.

Последним и самым страшным божественным наказанием, обрушившимся на египетский народ, стала смерть всех новорожденных.

После этой ужасной трагедии, от которой пострадал и наследник фараона, фараон велел евреям во главе с Моисеем идти в пустыню и молиться о помиловании египтян, но позже, поняв, что рабы не собираются возвращаться, Фараон послал им вслед войско.

Когда Моисей привел людей к берегам Красного моря, войско было уже близко. Моисей ударил по земле посохом и, по воле Бога, море расступилось, освободив израильтянам путь на другой берег. Египетская армия попыталась следовать за ними, но море вновь соединилось, погубив ее.

На горе Синай Бог обратился к евреям через Моисея, призвав их слушать Божественный глас и соблюдать Его завет. «Вы будете у Меня царством священников и народом святым», – сказал

Господь, и тогда Моисею были ниспосланы десять заповедей, которые, вместе с предписаниями и запретами для святого народа, были записаны Моисеем на каменных скрижалях.

Еврейский народ был не приучен служить Богу, поэтому совершал ошибки. Так, однажды, евреи ослушались одной из заповедей, начав поклоняться золотому тельцу. Разозлившись, Моисей разбил две скрижали, и оскорбленный народ восстал против пророка.

Не раз поднимали евреи восстание против Пророка, но Моисею удавалось успокоить недовольных, заручившись поддержкой своих помощников и последователей.

Несмотря на его подвиг, Моисею не была дарована жизнь на земле обетованной, он умер в возрасте 120 лет. По одной из версий, Бог узрел в душе Моисея сомнение в Божественных силах.

Нас всех друг к другу посылает Бог!
И, слава Богу, - нас у Бога много...
Борис Пастернак

Ветхий мир

Ветхозаветная история, помимо буквального прочтения, предполагает и особое понимание и истолкование, ибо она буквально наполнена символами, прообразами и предсказаниями.

Когда родился Моисей, израильтяне жили в Египте - они переселились туда ещё при жизни самого Иакова-Израиля, спасаясь от голода.

Тем не менее израильтяне оставались чужеземцами среди египтян. И по прошествии некоторого времени, после смены династии фараонов, местные правители стали подозревать в присутствии израильтян на территории страны скрытую опасность. Тем более что народ израильский возрос не только количественно, но и его удельный вес в жизни Египта постоянно возрастал. И вот наступил момент, когда опасения и страхи египтян в отношении пришельцев переросли в cоответствующие такому пониманию действия.

Фараоны стали угнетать израильский народ, обрекая его на каторжный труд в каменоломнях, на строительстве пирамид и городов. Один из египетских властителей издал жесточайший указ: умерщвлять всех младенцев мужского пола, рождающихся в еврейских семьях, дабы извести племя Авраамово.

Богу принадлежит весь этот сотворённый мир. Но после грехопадения человек стал жить своим умом, своими чувствами, всё более отдаляясь от Бога, подменяя Его различными идолами. Но Бог избирает из всех народов земли один, чтобы на его примере показать, как развиваются отношения Бога и человека Ведь именно израильтяне должны были хранить веру в единого Бога и подготовить себя и мир к пришествию Спасителя.

Спасенный из воды

Однажды в еврейской семье потомков Левия (одного из братьев Иосифа) родился мальчик, и мать долгое время скрывала его, опасаясь, что младенец будет умерщвлен. Но когда далее скрывать его уже стало невозможно, она сплела корзинку из тростника, осмолила ее, положила туда своего младенца и пустила корзинку по водам Нила.

Невдалеке от того места купалась дочь фараона. Увидев корзину, она приказала выловить ее из воды и, открыв, обнаружила в ней младенца. Дочь фараона взяла этого младенца к себе и стала его воспитывать, дав ему имя Моисей, что в переводе означает «взятый из воды» (Исх. 2. 10) .

Люди часто спрашивают: почему Бог допускает столько зла в этом мире? Богословы обычно отвечают: Он слишком уважает человеческую свободу, чтобы не давать человеку творить зло. Мог бы Он сделать еврейских младенцев непотопляемыми? Мог. Но тогда фараон приказал бы казнить их другим способом... Нет, Бог действует тоньше и лучше: он даже зло может обратить во благо. Не отправься Моисей в своё плавание, он так и оставался бы безвестным рабом. Но он вырос при дворе, приобрёл умения и знания, которые пригодятся ему позднее, когда он освободит и возглавит свой народ, избавив от рабства многие тысячи ещё не родившихся младенцев.

Моисей воспитывался при дворе фараона как египетский аристократ, но питала его молоком собственная мать, которая была приглашена в дом дочери фараона в качестве кормилицы, ибо сестра Моисея, увидев, что его в корзине извлекла из воды египетская принцесса, предложила принцессе для ухода за ребёнком услуги своей матери.

Моисей подрастал в доме фараона, но знал, что принадлежит к израильскому народу. Однажды, когда он уже был взрослым и сильным, произошло событие, имевшее весьма значимые последствия.

Увидев, как надсмотрщик избивает одного из его соплеменников, Моисей вступился за беззащитного и, в результате, убил египтянина. И тем самым поставил себя вне общества и вне закона. Единственной возможностью спастись оказался побег. И Моисей уходит из Египта. Он поселяется в Синайской пустыне, и там, на горе Хорив, происходит его встреча с Богом.

Глас из тернового куста

Бог сказал, что избрал Моисея для спасения еврейского народа от рабства в Египте. Моисей должен был пойти к фараону и потребовать, чтобы тот отпустил евреев. Из горящего и несгорающего куста, неопалимой купины до Моисея доносится повеление вернуться в Египет и вывести народ израильский из плена. Услыхав такое, Моисей спросил: «Вот я приду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам» А они скажут мне: «Как Ему имя? Что сказать мне им?».

И, тогда Бог впервые, открыл свое имя, сказав, что его зовут Яхве («Сущий», «Тот, Который Есть»). Бог сказал также, что для убеждения неверующих Он дает Моисею способность творить чудеса. Тут же, по Его приказу, Моисей бросил свой жезл (пастушью палку) на землю - и вдруг этот жезл превратился в змею. Моисей поймал змею за хвост - и снова в руке его оказалась палка.

Моисей возвращается в Египет и предстает пред фараоном, прося его отпустить народ. Но фараон не соглашается, ибо не хочет лишиться многочисленных своих рабов. И тогда Бог наводит казни на Египет. Страна то погружается во тьму солнечного затмения, то ее поражает страшная эпидемия, то она становится добычей насекомых, которые в Библии именуются «песьими мухами» (Исх. 8. 21)

Но ни одно из этих испытаний не в силах было устрашить фараона.

И тогда Бог особым образом наказывает фараона и египтян. Он карает каждого перворожденного младенца в египетских семьях. Но, чтобы не погибли младенцы израильские, которым надлежало покинуть Египет, Бог повелел, чтобы в каждой еврейской семье был заколот агнец и кровью его отмечены косяки и перекладины дверей в домах.

Библия повествует о том, как ангел Божий, воздающий отмщение, прошел по городам и весям Египта, неся смерть первенцам в жилищах, стены которых не были окроплены кровью агнцев. Эта египетская казнь так потрясла фараона, что он отпустил народ израильский.

Событие это стало именоваться еврейским словом «Песах», что в переводе означает «прохождение», ибо гнев Божий обошел стороной отмеченные дома. Еврейская Песах, или Пасха, - праздник избавления Израиля из египетского плена.

Завет Бога с Моисеем

Исторический опыт народов показал, что одного внутреннего закона недостаточно для совершенствования нравственности человека.

И в Израиле голос внутреннего закона человеческого заглушался воплем человеческих страстей, поэтому Господь исправляет народ и к закону внутреннему добавляет закон внешний, который мы называем положительным, или откровенным.

У подножия Синая Моисей открыл народу, что Бог для того освободил Израиль и вывел его из земли Египетской, чтобы заключить с ним вечный союз, или Завет. Однако на этот раз Завет заключается не с одним человеком, или с маленькой группой верующих людей, а с целым народом.

«Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым». (Исх. 19,5-6)

Так происходит рождение народа Божия.

Из семени Авраамова выходят первые ростки Ветхозаветной церкви, которая является прародительницей церкви Вселенской. Отныне история религии уже не будет только историей тоски, томления, поиска, но она становится историей Завета, т.е. союза между Творцом и человеком

Бог не открывает, в чем будет состоять призвание народа, через которое, как Он обещал Аврааму, Исааку и Иакову, благословятся все народы земли, но требует от народа веры, верности и правды.

Страшными явлениями сопровождалось явление на Синае: облако, дым, молния, гром, пламя, землетрясение, трубный глас. Это общение продолжалось сорок дней, и Бог передал Моисею две скрижали - каменные таблицы, на которых был записан Закон.

«И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог (к вам) пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили». (Исх. 19, 22)
«И изрек Бог (к Моисею) все слова сии, говоря:
  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его) ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его) ничего, что у ближнего твоего.» (Исх.20, 1-17).

Закон, который был дан древнему Израилю Богом, имел несколько целей. Во-первых , он утверждал общественный порядок и справедливость. Во-вторых , он выделял еврейский народ как особую религиозную общину, исповедующую единобожие. В-третьих , он должен был произвести внутреннее изменение в человеке, нравственно усовершенствовать человека, приблизить человека к Богу через привитие человеку любви к Богу. Наконец , закон Ветхого Завета подготавливал человечество к принятию в будущем христианской веры.

Участь Моисея

Несмотря на большие трудности пророка Моисея, Он до конца жизни остался верным служителем Господа Бога (Яхве). Он вёл, учил и наставлял свой народ. Он устроил их будущее, однако в Землю Обетованную не вошёл. Аарон, брат пророка Моисея тоже не вошёл на эти земли, из-за совершённых им грехов. По природе своей Моисей был нетерпелив и склонен к гневу, но путем Божественного воспитания стал настолько смиренным, что стал «кротчайшим из всех людей на земле» (Чис. 12: 3).

Во всех его делах и помышлениях им руководила вера во Всевышнего. В каком-то смысле судьба Моисея подобна судьбе самого Ветхого Завета, который сквозь пустыню язычества довёл народ Израиля до Нового Завета и замер на его пороге. Моисей умер в конце сорокалетних странствий на вершине горы Нево, с которой он мог увидеть обещанную землю, Палестину.

И сказал ему Господь Моисею:

«Вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку, и Иакову, говоря: „Семени твоему дам ее“; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь». И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню«. (Втор. 34: 1–5). Зрение 120-ти летнего Моисея «не притупилось, и крепость в нем не истощилась» (Втор. 34:7). Тело Моисея навсегда сокрыто от людей, «никто не знает места погребения его даже до сего дня», говорится в Священном Писании(Втор.34:6).

Александр А.Соколовский