Open
Close

Господи воззвах к тебе услыши мя. Вечерня господи, воззвах к тебе, услыши мя, услыши мя, господи

«Принадлежит не себе, не семье, а Богу»: многие считают, что матушка - это дополнение к мужу в юбке в пол, с полным отсутствием косметики на лице и десятком детей-погодок. Сегодняшние попадьи признаются: все правда - просто не в их случае. Мы пообщались с тремя женами священников и узнали, как они пришли к вере и браку, что прихожане пишут вконтакте об их платьях и рыжих волосах, а также правда ли, что союзы священников крепче мирских, и не жалеют ли героини о том, что вышли замуж за будущего батюшку.

Ольга Вечканова

Муж: отец Андрей Вечканов, протоиерей, настоятель храма Спаса Нерукотворного в селе Рамено, клирик храма Георгия Победоносца в Сызрани

Моя мама - фотограф, абсолютно творческая личность, папа - радиолюбитель и заместитель директор завода «Кузнецов» по испытательной части. Они никогда не были верующими и осознанно пришли к вере только после того, как к Богу пришла я. Молитвам меня учила бабушка-старообрядка. Именно она рассказывала мне о религии, а за несколько дней до смерти сказала: «Не забывай Бога, иди в церковь». Мне было четырнадцать лет, но я хорошо запомнила этот момент и попросила маму отвести меня в храм.

До поступления в семинарию я два раза жила в Иверском монастыре на послушании и даже думала принять монашество - и это в мои 17 лет!

Мы поехали в Царевщину, и это было мое первое осознанное посещение храма. К тому моменту я уже два года была солисткой вокально-инструментальной группы в школе, и тут, во время литургии, запел хор. Это теперь я знаю, что в нем не было ничего особенного, а тогда у меня побежали мурашки - я никогда такого не слышала. Я заявила маме, что хочу петь с ними, а она как бойкий человек тут же подошла к батюшке и напрямую сказала: моя дочь - солистка в школе и хочет петь у вас. Так я попала в воскресную школу, и так началась моя любовь к хоровому пению. Там же я познакомилась с девчонками, которые уже собирались поступать в семинарию, и встала перед выбором: поступать на вокальное отделение в музыкальное училище или в духовную семинарию. Понятно, что я выбрала последнее.

Еще до поступления туда я два раза жила в Иверском монастыре на послушании и даже думала принять монашество - и это в мои 17 лет! Родители опасались такого решения, но давали мне свободу и право выбора. Уже после они приезжали в семинарию, видели, что это заведение с полным пансионом, строгой дисциплиной и трехразовым питанием, и, мне кажется, стали легче воспринимать ситуацию: дочь пристроена, накормлена, за ней приглядывают. Когда они узнали, что мне нравится молодой человек из семинарии, тоже отнеслись спокойно. Все к этому шло - они понимали, что, раз я там учусь, меня ждет именно такая судьба.

Андрей учился на пастырском отделении, я - на регентском. Наша первая встреча произошла в трапезной, где мы чистили картошку. Мне сразу понравился этот человек: он был молчаливый, загадочный. Позже мы в компании пошли смотреть кино, но до кинотеатра не дошли: долго гуляли вдвоем по набережной, и в какой-то момент я поняла, что, скорее всего, этот человек будет моим мужем.

Это был его третий и мой второй курс. Андрей - человек достаточно серьезный, в то время он был нацелен на учебу, и отношения с девушкой не входили в его планы. Он много советовался со своим духовником, и тот ему четко обозначил: расставляй приоритеты, сейчас самое главное - семинария. Я послушно ждала. Каждый вечер после ужина шла в храм, читала акафист Николаю Чудотворцу, просила Бога устроить мою судьбу. Так прошло несколько месяцев.

Я себе свою жизнь представляла так: мы поедем в какую-нибудь деревню, я разведу там курочек и уточек, нарожаю кучу детишек, и сама, как клушечка, буду за ними бегать

Учебный год близился к завершению, и я поняла, что у меня больше нет моральных сил любить безответно: я знала, что человек ко мне неравнодушен, но он никак не проявлял свою симпатию. Я только подумала, что мое терпение иссякло и мне больше не стоит думать о нем, шла с ужина с этими мыслями, - и тут навстречу идет мой Андрей и невзначай спрашивает: «Оль, а что ты сегодня вечером делаешь?». Он пригласил меня гулять, мы начали встречаться, а через три месяца поженились.

Мне было девятнадцать лет и, думаю, я не осознавала всей ответственности такого брака. Конечно, мы в семинарии много об этом слышали, знали, что матушка - это помощница своему батюшке по жизни и что ей нужно забыть обо всем на свете. Я себе свою жизнь представляла так: мы поедем в какую-нибудь деревню, я разведу там курочек и уточек, нарожаю кучу детишек, и сама, как клушечка, буду за ними бегать. Но идеальные картинки остались в юности, а в реальности все пошло совершенно по другому сценарию - и получилось куда интереснее.

По благословению мы также организовали первый фестиваль хоровой музыки «Пасха над Волгой»

В ближайшие месяцы после свадьбы Андрея рукоположили сначала в дьяконы, а потом в священники. Владыка на тот момент отправлял служить и в деревни, но нас оставили в Самаре, хотя определенного места у мужа не было. Так продолжалось около года, а потом в парке Победы началось строительство храма в честь князей Бориса и Глеба. Андрея сделали его настоятелем и поставили заканчивать стройку. Так началось наша тринадцатилетнее служение там. Я создала при храме прекрасный хор «Верея»: мы записывали альбомы, вели концертную деятельность, участвовали в фестивалях, занимали первые места на конкурсах. Отец Андрей создал молодежный клуб.

В какой то момент мы начали делать пристрой к храму и оказались в ситуации, когда финансов не хватает, спонсоров нет, а строить надо - сроки жесткие. Владыка понял, что мы не справляемся, и снял моего мужа с настоятельства. Он стал благочинным храма, вел клуб, да и я осталась на своем месте, но подтягивать хозяйственную часть начал другой батюшка. Стройка снова закипела, а я в тот момент поняла, что хочу реализовать себя где-то еще - и решила выучиться на флориста. В итоге вместе с компаньоном открыла мастерскую свадебного декора, где мы отработали два удачных сезона.

Параллельно я вела активную организаторскую деятельность. Владыка предложил мне продумать проекты, которые могли бы быть интересны самарской епархии. Так мы организовали студенческую фотовыставку, которая переезжала из вуза в вуз. Потом были святочные концерты: два года подряд во время рождественских праздников мы организовывали выступления в разных храмах города, куда приглашали клиросные хоры. Потом по благословению мы также организовали первый фестиваль хоровой музыки «Пасха над Волгой», который я до сих пор не могу оставить.

Наконец, владыке Фоме вверили Сызранскую епархию, и он пригласил нас с собой. Естественно, мы поехали за другом: знали, что сможем применить там все наши таланты. Владыка дал нам служебное жилье, работу и поле для реализации. На данный момент у меня есть небольшой ансамбль Avem (пер. лат. - «птица»). Это не просто музыканты, а - за редкими исключениями - матушки и батюшки. Мы уже сделали несколько записей, и их можно послушать в сети.

Я также являюсь руководителем отдела культуры Сызранской Епархии: на моих плечах лежат все концерты и мероприятия. Есть и светская деятельность: я работаю в западном управлении министерства образования и науки Самарской области, в научно-методическом отделе. То есть, являюсь мостиком между епархией и образованием: все конкурсы духовной направленности, которые реализуются в школах, техникумах и колледжах, проходят через меня.

Конечно, я думала, что после переезда в Сызрань я продолжу заниматься флористикой, но сегодня у меня совершенно нет на это времени. Иногда я украшаю цветами храм, составляю букеты для друзей - и прихожу от этого в восторг.

Мой муж - помимо того, что он служит в двух храмах - руководит детским епархиальным центром в Сызрани. Это, опять же, симбиоз минобра и епархии.

Пока у нас четверо детей - три мальчика и одна девочка. Старшему сыну - 16 лет, дочке - 12, еще один сын - первоклассник, самому младшему - 3 года. И нам хотелось бы больше! При этом не знаю, кто из нас двоих реже бывает дома, - ни маму, ни папу они не видят. Нас очень выручает дочка: летом к нашему приходу она всегда моет посуду, наводит порядок, любит готовить супы, а если малыши не идут в сад, то с утра до вечера остаются с ней. В общем, при острой нехватке времени она у нас и нянькой, и домработницей - бедный ребенок. Также нам помогают наши родители. На данный момент у нас живет папа моего мужа: он на пенсии и сможет следить за детьми, развозить их по кружкам, делать с ними уроки.

Старший сын хочет быть МЧС-ником или военным, грезит армией и контрактом. Меня, конечно, это пугает, но его желание мы принимаем как должное. К своим 16 годам он уже воцерковленный христианин, который без принуждения ходит в храм, исповедуется, причащается. Мы никогда не настаивали на этом, но в какой-то момент его перещелкнуло, и для нас стало неожиданностью, что у сына есть духовник, у которого он просит совета. Мы иной раз спрашиваем: «Алеш, может быть, семинария? Пойдешь по стопам отца?». Раньше слышали в ответ категорическое нет, а теперь он говорит: «Не знаю, буду целый год молиться Богу, чтобы он меня направил». Мы не давим. Это его выбор, и мы можем только поддерживать его на данном этапе.

Да, я пользуюсь косметикой, одеваюсь совершенно по-разному, люблю украшения. Иногда наращиваю ногти, когда хочется - ресницы

У дочки пока в голове мальчики и косметика, но она уже помогает мне петь на клиросе. У нее хороший голос, слух, и надеюсь, она будет любить хоровую музыку так же, как я.

Мы пытаемся держать детей в строгости, но получается не всегда. Мы так мало времени проводим вместе, что, скорее, хотим «залюбить» их, хотя, бывает, и ругаем за непослушание. Мы очень стараемся держать баланс: не баловать и в то же время не передавить.

На данный момент «неформатных» матушек становится все больше. Когда я закончила духовную семинарию и уже начала делать самостоятельные шаги как жена священника, мне часто приходилось слышать «Ты матушка?». Да и до сих пор приходится. Люди постоянно говорят: «Если бы мы не знали, что ты жена священника, наверное, никогда бы об этом не подумали». Да, я пользуюсь косметикой, одеваюсь совершенно по-разному, люблю украшения. Иногда наращиваю ногти, когда хочется - ресницы. Если я организую мероприятие или иду в театр на концерт, всегда надеваю красивое вечернее платье и делаю прическу у стилиста. Я - лицо своего мужа и человек, который представляет целый отдел в Епархии.

Пока хочется жить, почему не жить-то?

Помню, когда мы только пришли в храм Бориса и Глеба, одна женщина подошла и сказала: «Матушка, ну что же вы так ярко краситесь». На что я - может, и резко - ответила, что пока я молодая, я буду и краситься, и наряжаться. Пока хочется жить, почему не жить-то? Ведь Господь создал нас не для того, чтобы мы страдали.

Естественно, всегда живо клише о том, что матушка - серенькое, безликое существо, которое поглощено семьей, бытом, хозяйством, что это верная помощница мужу. Но нужно оговориться: помощь мужу - это не только «сидеть дома и жарить блинчики». Можно же помогать иначе - зарабатывать, содержать семью.

Это было бы неискренне с моей стороны: внутри «вау», а снаружи - платок и серое платье

Во время учебы в семинарии мы выкатывались на улицу в длинных черных юбках, мальчишки - в кителях, а мимо нашего заведения проходили обыватели и спрашивали «У вас здесь что, монастырь?». Мы хохотали, но так и выглядят стереотипы. И у меня получается их рушить. Даже от священников или регентов я очень часто слышу «Ты такая яркая и классная». Я понимаю, что я - «неформат», и мне это нравится.

Я всегда выбивалась из общих представлений и уже привыкла к повышенному вниманию. Я уверенно веду себя в своем амплуа, и не хочу вести себя по-другому - это было бы неискренне с моей стороны: внутри «вау», а снаружи - платок и серое платье. Наверное, такой образ пришелся бы по вкусу многим прихожанам, но это был бы обман. Люди должны принимать нас не за внешность, а за поступки и отношение.

Однажды я покрасилась в ядрено-рыжий цвет. Конечно, в приходе все «выпали», но тактично промолчали и смотрели с улыбкой. А в какой-то момент я захотела сделать зизи-косички - это тоже поиск себя.

После семинарии я получила еще одно образование - отучилась на экономиста в Поволжском институте бизнеса. В планах была и магистратура, но свой диплом я защищала с младенцем на руках и пока решила притормозить. Хотя на данный момент я допускаю, что буду получать второе высшее - возможно, вообще в другой области.

Моя младшая сестра замужем за заводчанином. Самая обычная российская семья: родили ребеночка, платят коммуналку, перебиваются от зарплаты до зарплаты. И я не могу сказать, что ее жизнь проще, чем моя. У всех свои проблемы.

Семья священника - это семья, которая на виду. Прихожане должны иметь к нему круглосуточный доступ: неважно, день или ночь, звонки раздаются всегда. Люди идут и с болезнями, и со страстями, и просто за советом. Тяжело, когда твоя семья настолько публична, но с годами к этому привыкаешь и принимаешь как должное. Ты понимаешь, что у твоего мужа особое служение, что это не просто заводчанин, который оттарабанил на работе, пришел домой и полностью растворился в семье. Для священника семья вторична - в этом, наверное, основная наша тяжесть. Муж как бы твой, но он принадлежит людям, а ты просто учишься с этим жить, смиряться и довольствоваться тем временем, которое он может уделить. Кончено, это никогда не становится предметом упреков. Даже в 19 лет я понимала, на что шла. Нас готовили к этому в семинарии, рассказывали, что в семьях священников все именно так.

Со страхом думаю, что моя жизнь могла бы сложиться иначе

В 19 лет я получала удовольствие от того, что меня называют матушкой, а сейчас мне это не очень нравится. Да, я жена священника, мама своим детям и матушка в своем приходе, но такое обращение меня смущает: я не ощущаю себя достаточно статусной, мудрой. Поэтому я предпочитаю быть «Ольгой Сергеевной», как это принято на госслужбе, - хотя поначалу и это было для меня непривычно: так называют только зрелых женщин, а ко мне можно просто «Оля».

Главное, я никогда не жалела, что я матушка. Скорее наоборот: со страхом думаю, что моя жизнь могла бы сложиться иначе. Если бы рядом со мной был другой человек, я не стала бы тем, кем стала. Муж дал мне свободу для самореализации, и я благодарна ему за это. Другой бы сказал: «Угомонись, сиди детьми занимайся, щи вари». Но я реализовалась и как мать, и как творческий человек, и как организатор, который помогает встать на ноги молодой епархии. Я стараюсь платить своему мужу тем же, не ограничиваю его свободу в выборе деятельности, проявлении себя. Я счастлива, что проживаю именно такую жизнь, и другой мне не надо.

Светлана Соколова

Муж: отец Максим Соколов, иерей, клирик собора во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

До знакомства с Максимом я ходила в храм, только чтобы поставить свечку перед экзаменами - таких обычно называют «захожане». Меня крестили в 13 лет, но по-настоящему я поверила в Бога только после того, как прочитала книгу о разоблачении церковных чудес, которую нашла дома. Это была советская агитка, где было написано, как вскрывали мощи Серафима Саровского. Она была написано настолько бездарно, что даже в подростковом возрасте я поняла, что все не так просто, как там описывают. В общем, эффект получился прямо противоположным.

С Максимом мы познакомились на встрече общества толкинистов. Он тогда был студентом медицинского института. После окончания работал в психиатрической больнице, потом психофизиологом на железной дороге и только около 9 лет назад ушел в служение - сначала стал дьяконом, а потом священником.

Наверное, на его решение во многом повлияла смерть матери от рака. Он задумывался и раньше, пока она болела, но тогда еще колебался - понимал, что его могут послать служить в деревню. К тому же все вокруг думали, что он еще не совсем готов к такой жизни. Позже случилось так, что в храме Кирилла и Мефодия, где муж уже был алтарником, освободилось место дьякона, которое ему и предложили. Он поступил в семинарию и закончил ее экстерном. Мне кажется, он думал о таком пути всю жизнь, и я тоже всегда считала, что это - «его», поэтому всячески поддерживала. В общем, мы все были готовы к изменением в нашей семье, и нельзя сказать, что что-то свалилось на нас с неба.

Наверное, мы все стали строже к себе относиться, потому что с мирянина один спрос, а со священника - совсем другой. В остальном все по-старому: мы в этот храм как ходили, так и ходим. Возможно, если бы нас перекинули в какую-нибудь деревню, изменения были бы заметнее, а так мы просто стали семьей священника, а до этого были семьей человека, который ходит в храм.

Да, теперь я понимаю, что муж не принадлежит мне. Но так было и раньше: человек в первую очередь принадлежит Богу, а уже потом семье. Даже если ты не верующий, ты все равно не владеешь своим супругом - у нас же нет рабства. Конечно, для Максима на первом месте - служение. Здесь нельзя сказать: «Отпросись завтра с работы, надо сделать что-то по дому».

У мужа много других интересов: он очень общительный человек, достаточно либеральный, любит музыку. Плюс, мы уже много лет занимаемся реконструкцией XIII века Руси, в которую переросла наша любовь к Толкиену. Максим руководить центром «Кириллица», где есть клуб «Легенда» - вместе с ним мы каждый год организуем фестиваль «Ратное дело»: собираем таких же любителей и тратим много времени на популяризацию истории. Надо как-то донести людям, что они находятся в плену заблуждений, что популярные сегодня веды и неоязычество не имеют никакого отношения к реальному прошлому нашей страны. Нужно показать, как было на самом деле, и мы посильно этим занимаемся.

Статус «матушки» связан с повышенным вниманием окружающих. Я слышала такое выражение - «стеклянный дом»: все рассматривают, что ты покупаешь, носишь, как одеты твои дети. Кроме того, мы живем рядом с храмом, как и наши прихожане, - естественно, они смотрят, к примеру, какая у нас машина. Или, допустим, я иду по улице, и совершенно незнакомые люди окликают меня и говорят: «Матушка, нам так понравилось ваше последнее платье, которое вы выложили вконтакте». Сначала меня это очень сильно напрягало, а сейчас я совершенно спокойно отношусь: если на все реагировать, с ума сойдешь.

Что касается стереотипов о матушках, я даже не в курсе, каковы они. Наш круг общения - либо православные, знающие всю эту кухню, любо люди, которые нас давно знают и глупостей не говорят. Я не читаю никаких сайтов, где чернят священство, - стараюсь не вникать, чтобы не расстраиваться. При этом я знаю множество жен священников, и все они разные: кто-то работает, кто-то нет, у одних много детей, у других мало, кто-то руководит хором, а кто-то работает врачом.

Сама я уже 15 лет работаю секретарем в военной части. Однажды одна сотрудница, не зная, что я жена священника, сказала: «Купила себе юбку, но она слишком длинная, надо обрезать - не буду же я ходить, как попадья, мести пол подолом». Да, для большинства матушка - это что-то такое в платочке, смиренное, не имеющее права голоса. У нее много детей, она не работает и всю жизнь занимается только домом. Возможно, у нас было бы так же, дай нам Бог больше детей. Но какой смысл сидеть дома, когда можно реализовываться?

В момент рукоположения про риски и финансы никто не думает. Да, моего мужа могут завтра послать служить в деревню на три бабушки, где надо восстанавливать храм, - и тогда я не знаю, откуда мы будем брать деньги. Наверное, как-то выплывем. Слава Богу, у нас есть квартира, и нам не нужно платить ипотеку. Возможно, если бы надо мной каждый месяц нависало 25 тысяч кредита, я бы смотрела на ситуацию по-другому, но сейчас у нас все стабильно. Я всю жизнь работаю, и в принципе мы могли бы прожить на одну мою зарплату.

Главное здесь - поддержка. Я знаю случаи, когда жены уходили от мужей священников, потому что у них не было денег, - мы же тоже люди. Правда, такие ситуации можно пересчитать по пальцам одной руки, в то время как все знакомые миряне женаты едва ли не по третьему разу. Естественно, тот факт, что вместе с венчанием в нашу семью входит Бог и священник не сможет жениться второй раз, укрепляет семью: люди до последнего борются, потому что у них нет такой свободы, как у остальных. Если верующие стремятся сохранить семью даже в тех случаях, когда уже ничего не поможет, то священство старается еще больше.

При этом мы такая же семья, как и любая другая: у нас те же самые проблемы, а особенности в быту такие же, как у всех православных. Среда и пятница - постные дни, а в Великий пост мы не ходим в гости - даже на дни рождения друзей. Конечно, со стороны это выглядит как дополнительные сложности, но в моральном плане такой образ жизни объединяет, а не разобщает.

У нас, к сожалению, всего двое детей - сын и дочь. Когда София была школьницей, я просила ее не надевать брюки - хотела, чтобы она всегда ходила в платье, в романтическом стиле. Сейчас она отбросила это все, носит кепку и черную майку. Она сама может выбирать, но главное, мы всегда старались, чтобы дети выглядели прилично - никаких фиолетовых волос.

Я знаю, что у Софии в школе были проблемы, но она из тех людей, кто предпочитает решать вопросы сам. Мы как-то обсуждали детскую травлю с одной матушкой, дочерью священника из многодетной семьи, и она рассказывала, что ее саму одноклассники из советской школы хотели прибить к забору, как Христа, и бегали за ней с молотком и гвоздями. Конечно, они бы вряд ли такое сделали, но подобные угрозы в любом случае большая травма для ребенка. Моя дочь, услышав это, заверила, что с ней такого не было - просто подколки, ничего серьезного.

Сыну и вовсе повезло с одноклассниками, да и характер у него другой. На его свадьбе парень, с которым они дружат с первого класса, сказал, что Арсений - самый добрый и прощающий человек на земле. Мы, конечно, посмеялись, но на самом деле он и правда очень мягкий - не от мира сего, витающий в облаках. Я даже знаю, что в школе он вел «пропаганду»: в начальных классах ездил лагерь и там рассказывал о Библии.

У моих детей был период отхода от храма, в подростковом возрасте это нормально: дети должны перестать жить верой своих родителей и поверить сами. Но это нормально, когда ты говоришь, что в воскресенье им нужно идти в храм. Арсения подстегивало то, что он уже помогал там алтарником.

Православие, в принципе, тяжелая вещь. К примеру, недавно мы с католиками обсуждали, как проходит Великий пост у них и у нас. Когда рассказываешь, что нам нельзя молочные, мясные продукты, растительное масло, они закатывают глаза. Но если ты живешь в таком ритме всю жизнь, это не сложно. Труднее отстаивать свои права и веровать в современном мире, где люди скептически относятся ко всему. Многие же считают, что верующие - это платки, платья в пол, никакого образования, немытые волосы и полный отказ от своей индивидуальности, - и они не правы. Я знаю массу образованных людей в православии и женщин, которые реализуют себя в разных сферах.

В зависимости от круга общения меня называют по-разному: в клубе - по имени, молодежь, которая только присоединяется к нему, - по имени и отчеству, в храме зовут матушкой. И с одной стороны, это странно - особенно, когда ко мне так обращаются пожилые люди, но с другой, это всего лишь вежливая форма, которая принята в этой среде. К тому же, людям удобно - можно не запоминать, как меня зовут. Подходишь, говоришь «матушка» - и нормально.

Моменты сомнения есть у всех. В книжечке для исповеди даже есть специальный пункт «Сомнения в вере»: ты же человек - ты думаешь, анализируешь, а значит, сомневаешься. Но в итоге ты все равно приходишь к тому, что все в этой жизни было правильно.

Ксения Кокарева

Муж: Максим Кокарев, служитель храма преподобных Кирилла и Марии Радонежских при Самарской духовной семинарии, пресс-секретарь Самарской епархии, руководитель магистратуры и заведующий Церковно-практической кафедрой Самарской духовной семинарии

Мы с мужем однокурсники - встретились на историческом факультете государственного университета. Максим еще параллельно учился на историка в семинарии, но об этом я узнала не сразу - и не помню, как именно.

Мне кажется, замуж выходить всегда страшно, всегда тяжело идти в чужую семью, но поначалу я, конечно, вообще не знала, на что соглашаюсь. Время на то, чтобы вникнуть, у меня, конечно, было - мы встречались почти три года - и все равно на первом этапе я знала о будущей жизни и служении лишь в общих чертах.

Мы поженились летом, на предпоследнем курсе, тем же летом Максима рукоположили. Мои родители сразу прониклись серьезностью момента, поняли, что отдают меня в надежные руки, и никогда не спрашивали «Почему?».

У нас же вся страна «верующая», мои родители такие же - верующие, но не воцерковленные. Это Максим привел меня в храм, когда я еще была невестой, рассказал все и показал. До этого я знала все на стандартном уровне: поставлю свечку, постою, посмотрю, как все красиво, и пойду, ничего при этом особо не понимая.

Если в воскресенье у него температура 40, но он должен служить, он просто идет и служит

Становиться «матушкой» было странно. Я всю жизнь бегала, задрав хвост: провела детство в компании старшего брата и мальчишек, лазила по гаражам, да и в студенчестве не отличалась сдержанностью - а тут вдруг «матушка». Для такого «звания» мне просто не хватало опыта: когда мне задавали насущные вопросы, я даже не всегда знала, что ответить, - поэтому старалась сильно не выделяться и голову высоко не поднимать.

Первое время мы жили с родителями Максима, а потом нас переселили «на воспитание» к его бабушке: она была вдовой священника, очень строгой матушкой. Мы довольно долго прожили в одной квартире и смогли найти общий язык. Я училась у нее готовить, а, главное, постепенно поняла, какая на мне лежит ответственность. Осознала, что нужно не просто во всем помогать мужу, но и зачастую отодвигать себя на задний план. К примеру, он только на третий раз сам отвез меня в роддом. Я стала понимать, насколько то, что чем он занимается, важно для людей. К примеру, если в воскресенье у него температура 40, но он должен служить, он просто идет и служит. Мне хотелось приковать его к постели и пичкать лекарствами, но я, скрепя сердце, отпускала его.

Матушки бывают разные: кто-то сидит дома и воспитывает детей, а кому-то хочется заняться чем-то еще - все-таки тяжело замыкаться на одних домашних делах. Думаю, когда будущий священник женится, он выбирает невесту не только по любви, но и исходя из взглядов на жизнь. Мне повезло, муж всегда говорил: «Делай, что хочешь». Он со своей стороны старается не притеснять меня, давать свободу выбора.

Я долго была в декретных отпусках, переходя из одного в другой - у нас трое детей. Много лет работала в Художественном музее. На одной из выставок мы представляли картину неизвестного художника «Портрет священника с женой» из собственного собрания. Это поясной портрет: он в рясе, она в платье и с серьгами в ушах - все-таки картину пишут, надо соответствовать. Моя коллега как-то высказала сомнения, что женщина на картине действительно матушка: «Посмотрите, на ней украшения, да еще и такой нарядный платок». О картине, конечно, известно немного, так что можно делать разные предположения, но я тогда про себя подумала: «Ничего себе, что ж теперь, и серьги не носить?». Конечно, надевать короткие юбки и ярко краситься не в правилах любой верующей женщины, но в разумных пределах и косметика, и наряды - это нормально в современном обществе. Тем более, если ты ходишь на работу и тебе нужно общаться с людьми.

Сегодня я работаю в медицинском центре. Конечно, мало кто из клиентов знает, что я матушка, но если заходит разговор об их детях, проблемах, я всегда предлагаю помощь. Если спрашивают, рассказываю, в чем состоит роль матушки и как наша жизнь выглядит на самом деле: если человек думает, что все церковные люди ездят на «Мерседесах» и джипах, приходится развенчивать мифы - мол, многие все-таки ходят пешком.

Меня часто спрашивают, как мы с мужем познакомились. Бывает, сталкиваюсь с людьми, которые вообще не знают, что православный священник может быть женат, или путают в своих представлениях образ матушки с образом монахини.

Если ребенок во время службы отвлекается или хулиганит, показываешь: вон папа в алтаре стоит

Я понимаю, что неосторожным словом или каким-то действием можно навредить не только своему «имиджу», но и представлению о матушках и духовенстве в целом. У меня была знакомая женщина, которая оказалась в протестантской церкви, потому что ее кто-то обидел в православном храме. Именно поэтому я чувствую ответственность за то, как живу, в чем хожу.

Может быть, я знаю не так много других семей священников, но я видела только заботливых матушек - тех, кто понимает, что нужно мужу, и принимает его служение. Это не просто работа, на которой получают зарплату и где можно сказать: «Сегодня не ходи, у меня роды». Но если разобраться, так происходит не только у нас: любые мужья, которые много работают, вынуждены мало видеть родных. Мы все в семье понимаем, что у отца Максима такая должность: он занимается связями с общественностью, он же лектор, в передачах снимается. Дел очень много, и, к сожалению, дети видят его редко - в основном, вечерами и то поздно.

У нас пока трое детей: старшей, Лизе, 15 лет, Тихону - 12, Савве - 9. Они уже подросли, а раньше на службе всегда кричали «папа» - приходилось успокаивать. Или наоборот: если ребенок во время службы отвлекается или хулиганит, показываешь: вон папа в алтаре стоит.

Особенно хорошие отношения у Максима с дочкой: у нее сейчас «сложный возраст», девятый класс, а он старается поддерживать с ней общие интересы, обсуждать фильмы. Я выговариваю: не то надела или что-то не сделала, а он заступается - «Что ты к ней привязалась?».

Впрочем, я и сама всю юность проходила в джинсах и осознаю, что дочь знает, как одеваться соответствующе ситуации. Не помню, чтобы во время жизни с бабушкой Максима я носила джинсы, но потом поняла, что не это главное - в юбке все время ходить. Во-первых, в ней просто холодно зимой.

О работе мужа я всегда знала: так надо

Наши дети с рождения в храме, ходили в воскресную школу. Сложнее всего было с младшим. У него сложный характер, и на занятиях он никогда ничего не писал - просто сидел в уголке и лепил. А потом оказалось, что он все слушал и мотал на ус. Он учится в 54 школе, где есть «основы нравственности» и храм при школе, и для меня было открытием, что он так много знает и отвечает на уроках.

Как правило, по воскресеньям наши дети всегда бывают на службе, но мы никогда их не принуждали. Именно поэтому они относятся к храму, как к дому. У нас остается не так много свободного времени, но летом, когда не было лекций в семинарии, мы могли пойти погулять в парк, поехать на дачу или сходить в гости.

О работе мужа я всегда знала: так надо. Да, ему нужно быть в это время в другом месте, ничего не поделаешь. Видимо, я уже привыкла, что мы - я и дети - на вторых ролях. Но меня никогда не бросали в воду со словами «плыви»: на свете много добрых людей - у нас есть друзья, которые могли отвезти меня на те же роды.

Наверняка все матушки жалуются на то, что им уделяют мало внимания и времени, но такая уж у нас судьба. Конечно, и кризисы бывают, и нервы сдают - особенно когда все наслаивается: школа, работа, везде надо успевать. По молодости, когда дети еще были маленькими, казалось, что это очень тяжело, но сейчас я ко всему отношусь спокойнее. Кризисы случаются, но Господь дает понять, что кому-то все же тяжелее, а у нас на самом деле все хорошо: все живы, здоровы, и слава Богу.

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи.

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку́ моею, жертва вечерняя. Услыши мя, Господи.

Господи! к Тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе. Да направится молитва моя, как фимиам, пред Лице Твое; воздеяние рук моих - как жертва вечерняя .

По чину поются стихи псалмов. В приходских храмах они обычно читаются до стиха, помеченного: "на 10" или "на 8", "на 6", "на 4" в зависимости от числа положенных стихир.

  1. Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих.
  2. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех.
  3. С человеки делающими беззаконие, и не сочтуся со избранными их.
  4. Накажет мя праведник милостию и обличит мя: елей же грешнаго да не намастит главы моея.
  5. Яко еще и молитва моя во благоволениих их, пожерты быша при камени судии их.
  6. Услышатся глаголи мои, яко возмогоша: яко толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде.
  7. Яко к Тебе, Господи, очи мои, на Тя уповах, не отъими душу мою.
  8. Сохрани мя от сети, юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконие.
  9. Падут во мрежу свою грешницы: един есмь аз, дондеже прейду.

Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих. Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных. Вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их. Пусть наказывает меня праведник: это - милость; пусть обличает меня: не повредит голове моей. Но мольбы мои - против злодейств их. Вожди их рассыпались по утесам... Услышат слова мои как могущественные, истинные; как твердый грунт земли (разрываемый плугом), раздробляется и рассыпается на разные части земли, так и кости их (беззаконников) рассыпаются в гробе. Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей! Сохрани меня от сетей, поставленных для меня, от соблазнов беззаконников. Падут нечестивые в сети свои, а я (по милости Твоей) прейду. (Псалом 140-й) .

  1. Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся.
  2. Пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу.
  3. Внегда исчезати от мене духу моему, и Ты познал еси стези моя.
  4. На пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне.
  5. Смотрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене.
  6. Погибе бегство от мене, и несть взыскаяй душу мою.
  7. Воззвах к Тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых.
  8. Вонми молению моему, яко смирихся зело: избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене.

Голосом моим ко Господу воззвал я, голосом моим ко Господу помолился. Излил пред Ним моление мое; печаль мою открыл Ему. Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня. Смотрю на правую сторону и вижу, что никто не признаёт меня. Не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей. Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты - прибежище мое и часть моя на земле живых. Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог: избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня. (Псалом 141-й.)

Пение Октоиха, последовательно с 1 по 8 глас, начинается с Недели, то есть с воскресенья, которое следует за Неделей Всех святых, и продолжается по 5-ю Неделю Великого поста. Исключение составляют двунадесятые Господние праздники как в седмичные дни, так и в Неделю (воскресенье), когда вся служба идет по Минее, а также в двунадесятые Богородичные праздники и в предпразднства всех двунадесятых праздников, совпадающих с седмичными, но не с воскресными днями (Неделей).

Во время пения "Господи, воззвах" и стихир диакон совершает каждение алтаря, всего храма и молящихся. Приняв кадило, диакон влагает в него ладан при благословении священника "Кадило Тебе приносим..." и совершает крестообразное каждение престола, затем горнего места, жертвенника и икон по сторонам южной, северной и западной, также кадит братию в алтаре на южной и северной сторонах. Далее выходит на солею северной дверью и кадит местные иконы, клиросы, молящихся и весь храм, начиная с икон на южной стороне солеи. Диакон заканчивает каждение пред царскими вратами и местными иконами, входит в алтарь южной дверью, снова кадит престол, предстоятеля и, помолившись на горнее место, отдает кадило пономарю.

Каждение всего храма напоминает верующим о вечерних ветхозаветных жертвах и воскурениях фимиама, совершавшихся с верой и надеждой на пришествие обетованного Спасителя.

Пение вечерних стихов: "Господи, воззвах к Тебе, услыши мя..." (псалмов 140, 141, 129 и 116-го) выражает скорбь и душевные страдания, вызванные содеянными грехами, и вместе с тем твердое упование на милосердие и человеколюбие Божие, на Его всепрощение.

Эфиопский) в качестве обязательного псалма на вечерне и/или как входящий вместе с псалмами 141, 129, 116 в группу «Господи, воззвах». В Православной церкви отдельные стихи Пс.140 с рефреном «Да исправится молитва моя» (стих 2) используются на в качестве самостоятельного песнопения.

Авторство и содержание псалма [ | ]

Как указывает надписание, автором псалма является царь Давид . По общему мнению толкователей Давид написал его, когда скрывался от царя Саула (1Цар. ). Псалом представляет собой молитву находящегося в опасности человека, в которой он просит с одной стороны об избавлении от этой опасности, с другой - о том, чтобы опасная ситуация не спровоцировала его на совершение греха. В тексте псалма содержится важная мысль, что молитва не менее ценна Богу, чем ветхозаветные вечерние жертвоприношения и каждение (см. Чис. и Исх. ).

«Господи, воззвах» [ | ]

История использования в Православной церкви [ | ]

В связи с тем, что в тексте молитва сравнивается именно с вечерним жертвоприношением, псалом 140 уже в IV веке занимает место в чине вечерни . В Апостольских постановлениях (380 год) он упоминается как вечерний псалом, Иоанн Златоуст в своих комментариях называет этот псалом поющимся ежедневно. До введения в чин вечерни предначинательного 103 псалма псалом 140 открывал вечерню.

В современном богослужении Православной церкви [ | ]

В современном богослужении «Господи, воззвах» представляет собой блок псалмов 140, и со стихирами . В приходской практике обычно поются только первые два стиха 140 псалма («Господи! к Тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе. Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое; воздеяние рук моих - как жертва вечерняя ») с припевом «Услыши мя, Господи», а затем отдельные стихи из псалмов со стихирами. Количество стихир переменно (4, 6, 8, 10), зависит от дня недели, праздника, времени года и т. д. и определяется Типиконом . Максимальное число стихир на «Господи, воззвах» - 10, полагается только на воскресных великих вечернях (то есть в субботу вечером), вечером первых пять воскресений Великого поста (эти вечерни вседневные, но на них поётся великий прокимен), накануне Вознесения Господня . На вечернях других (кроме Вознесения) двунадесятых праздников полагается 8 стихир и т. д. Типиконом же определяется сочетание стихир в случае, когда с воскресеньем совпадают праздники в честь почитаемых святых. От количества стихир на «Господи, воззвах» происходит название служб в честь этих святых («на шесть», «на восемь»).

Особое внимание уделяется последней в ряду стихире, поющейся после слов «и ныне…» и посвящённой Богородице (отсюда название «Богородичен»). Богородичны на воскресных вечернях содержат поэтическое изложение догмата Халкидонского собора о двух природах во Христе , в связи с чем называются догматиками .

Во время пения «Господи, воззвах» диакон (или священник , если служит без диакона) совершает полное каждение храма, иллюстрирующее слова псалма и напоминающее, что в древности псалом 140 находился в начале богослужения. Если на вечерне полагается вечерний вход, то он начинается во время пения богородична (или догматика): первыми идут свещеносцы с зажжёнными свечами , диакон с кадилом (и Евангелием , если оно будет читаться на вечерне) и священник. Вечерний вход напоминает о древнем обряде внесения светильника в собрание, вокруг которого собственно и образовалась вечерня.

В богослужении Католической церкви [ | ]

В дореформенном чине вечерни римского обряда для каждого дня недели полагался свой набор псалмов, но стихом и респонсорием для большинства дней был стих Пс. [ ] . Предполагается [кем? ] , что этот стих может быть остатком пения всего псалма 140, сопровождавшего каждение . В амвросианском обряде псалом 140 пелся на вечернях в пятницы Великого поста , тем самым соединялся обряд возжжения света с последующим каждением.

«Да исправится молитва моя» [ | ]

На литургии преждеосвященных даров , совершаемой в определённые дни Великого поста , псалом 140 поётся дважды: первый раз - в составе «Господи, воззвах» (как на обычной вечерне , см. выше), второй раз - после чтения паремий . Это второе пение по своим начальным словам называется «Да исправится молитва моя», сопровождается коленопреклонением народа (а на последнем стихе - и священника) и является одной из ярких особенностей литургии преждеосвященных даров.

Предполагается, что это песнопение имеет



«ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ»

«ГОСПОДИ, ВОЗЗВАХ» [греч. Κύριε, ἐκέκραξα; слав. - Господи, я воззвал [к Тебе]], в православном богослужении группа псалмов 140, 141, 129 и 116, составляющая (вместе с добавляемыми к ним стихирами на ) одну из основных частей вечерни.

История

К IV-V вв. Пс 140, исполняемый в той или иной форме, вошел в состав вечернего богослужения в большинстве христ. традиций Востока и Запада и нередко связывался с обрядами принесения вечернего света и каждения (Taft. Liturgy of the Hours). В частности, в памятниках антиохийского богослужения он упоминается как вечерний псалом, напр. в Апостольских постановлениях (II 59) (ок. 380). Свт. Иоанн Златоуст после небольшого вступления начинает свой комментарий на Пс 140, составленный, вероятно, в конце антиохийского периода служения, с того, что называет этот псалом «поющимся ежедневно» (PG. 55. Col. 427). Из приведенных свидетельств неясно, исполнялся ли псалом самостоятельно или в составе группы из неск. псалмов; в кафедральном богослужении Иерусалима и К-поля - 2 центров, оказавших в дальнейшем наибольшее влияние на богослужение правосл. Церкви в целом,- можно встретить примеры обеих практик.

Иерусалимские кафедральная и монастырская традиции

«Паломничество» Эгерии (кон. IV в.) - один из древнейших памятников, где описано ,- не содержит упоминаний о Пс 140, но указывает предшествовавшее вечернему входу епископа псалмопение в течение долгого (diutius) времени; вероятно, речь идет не об одном, а именно о неск. псалмах (Frøyshov. 2003. P. 433). В «Правиле повседневного псалмопения св. Саввы», сохранившемся в груз. рукописи Часослова X в. (Sin. Iber. 34), но датируемом более ранним временем, на вечерне в будние дни положено петь псалмы 140 и 141 и есть указания на пение вслед за ними псалмов 129 и 116 (ხევსურიანი. 1978. С. 112-115). Иерусалимский Часослов в той же рукописи, груз. перевод греч. оригинала до 700 г., не уточняет числа псалмов, исполняемых на «Г., в.», но предписывает читать молитву в момент возжжения светильников, что имело место в начале пения «Г., в.» (Frøyshov. P. 17). Эта молитва частично совпадает с молитвой на возжжение светильников в иерусалимском Евхологии (Sin. Iber. 12), но там нет указаний, что она читается во время вечерни.

В груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем литургическую практику Св. града V-VII вв., упоминаются и песнопения, исполняемые на «Г., в.» в праздничные и особые дни (Tarchnischvili. Grande Lectionnaire). Описание всенощного бдения (VII-VIII вв.), совершенного аввой Нилом на Синае, определенно говорит о «Г., в.» как о составной части вечерни, в городских храмах исполнявшейся с прибавлением гимнографических произведений (Il testo integrale. 1965/1966. P. 251-252).

Т. о., в ранний период в кафедральном богослужении Иерусалима, а также в палестинской монастырской традиции «Г., в.» как обязательная часть вечерни представляла собой группу псалмов, исполнявшихся с фиксированными припевами. «Правило повседневного псалмопения св. Саввы» указывает следующие припевы: для понедельника, вторника и четверга - ; для среды и пятницы - короткие тропари (напр., «Воззвах к Тебе, спаси мя. Спасе мира, помилуй нас»), к-рые на вечерне под воскресные (Renoux. 2000) и праздничные дни могли дополняться гимнографическими текстами (созданный на основе древних циклов этих текстов, к VII-VIII вв. получил широкое распространение жанр стихир на «Г., в.»). Именно в такой форме «Г., в.» содержится в палестинском Часослове (древнейшая сохранившаяся греч. ркп.- Sinait. gr. 863, IX в.; см.: Mateos. 1964), к-рый лег в основу круга суточных служб по Студийскому и Иерусалимскому уставам, в послеиконоборческую эпоху постепенно принятым повсюду в правосл. мире.

Однако древняя иерусалимская богослужебная традиция знала употребление Пс 140 вне группы из неск. псалмов: согласно арм. и груз. переводам древнего иерусалимского Лекционария, этот псалом использовался в качестве прокимна воскресной вечерни, а согласно «Правилу повседневного псалмопения св. Саввы», стихи из Пс 140. 1-2 пелись в качестве прокимна на литургии Преждеосвященных Даров в пятницу.

Своеобразно использованы псалмы 140, 141, 129 и 116 в одной из эфиоп. версий Часослова, имеющей греч. (вероятно, палестинский) прототип. Здесь присутствуют стихи из всех 4 псалмов, но строки из псалмов 129 и 116, с одной стороны, и из псалмов 140 и 141 - с другой, образуют 2 независимые группы, исполняемые вместе с гимнографическими произведениями, причем 1-я из них расположена в начальной части вечерни, а 2-я (т. е. собственно «Г., в.») - в заключительной (Часослов Эфиопской Церкви. С. 73-79).

Константинопольская кафедральная традиция

Типикон Великой ц., отражающий практику к-польского кафедрального богослужения IX-XI вв. (Mateos. Typicon), использует Пс 140 вне группы из неск. псалмов как последний из начальных антифонов вечерни, предшествующих основной ее части, совершаемой в храме. В отличие от др. начальных антифонов антифон из Пс 140 (как и антифон из Пс 85, открывавший собой начальное псалмопение) был неизменяемым и исполнялся ежедневно - установление такого порядка псалмопения к-польская традиция возводила к К-польскому патриарху Анфиму I (535-536; † после 560) (Скабалланович. С. 113). Пс 140 имел значение входного антифона - во время пения псалма духовенство и вслед за ним народ совершали вход в храм в преднесении свечей и кадила (Арранц. 1979. С. 42); после входа в алтарь совершалось каждение храма. Псалом сопровождался короткими припевами-кекрагариями (от греч. ἐκέκραξα - воззвах), часто основанными на тексте самого псалма, напр.: «Да исправится молитва моя пред Тобою, Спасе мира»; в начале пения псалма предстоятель читал молитву ῾Εσπέρας καὶ πρωῒ καὶ μεσημβρίας̇ (), в к-рой, в т. ч., цитируются слова из Пс 140. 2, 4. Впосл. влияние Студийского устава привело к значительному развитию кекрагариев к Пс 140, а потом и к присоединению стихир к дополнительным стихам псалма (Lingas. 1997. P. 431-433).

Еще одно возможное свидетельство о древнем к-польском исполнении Пс 140 отдельно от др. псалмов сохранилось в чинопоследовании литургии Преждеосвященных Даров - это песнопение , к-рое следует после паремий. По форме оно является прокимном: рефреном (т. е. собственно прокимном) здесь служит Пс 140. 2, а стихами - Пс 140. 1, 3-4а.

После 1204 г. к-польская кафедральная традиция еще нек-рое время сохранялась в богослужении соборного храма в Фессалонике, пока окончательно не вышла из практики; тем не менее нек-рые элементы этой традиции остались в рамках Студийского и Иерусалимского уставов.

Константинопольская послеиконоборческая монастырская традиция

Приняв палестинский монашеский Часослов, студийская традиция IX-XII вв. естественным образом включила «Г., в.» как группу псалмов с припевами и стихирами, но в отличие от древней иерусалимской традиции стихиры здесь в силу значительного увеличения объема гимнографических текстов (вошедших в состав Триоди, Октоиха и Минеи) стали исполняться ежедневно, что постепенно привело к сокращению роли фиксированных припевов. Впосл. в рамках Иерусалимского устава, основанного на Студийском и восходящего к XI-XII вв. (Пентковский. 2001), единственный припев - Εἰσάκουσόν μου, Κύριε () - остался лишь у первых 3 стихов из «Г., в.» (Пс 140. 1а, 1, 2) (в дониконовской рус. традиции, сохранявшей в данном случае студийскую практику, в праздничные дни «Г., в.» исполнялось с 4 припевами: , , , , к-рые пелись на каждые 6 стихов «Г., в.», причем псалмы пропевались до конца, а затем уже со стихирами вновь повторялись неск. последних стихов псалмов; см.: Устав. М., 1610. Л. 7; Скабалланович. С. 114; Успенский. 2004. С. 303-304). Взяв образ исполнения «Г., в.» (как и чин вечерни в целом) из палестинской практики, студийская традиция переняла из к-польской молитву вечернего входа ῾Εσπέρας καὶ πρωῒ καὶ μεσημβρίας̇ () (молитву стали читать не в начале Пс 140, а в конце пения стихир, непосредственно перед входом), а также песнопение «Да исправится молитва моя» в чине литургии Преждеосвященных Даров (в к-ром, т. о., слова из Пс 140 звучат дважды - в составе и «Г., в.», и «Да исправится молитва моя» - см.: Janeras. 1964).

Современная практика

Иерусалимский устав, на к-рый правосл. Церковь перешла повсеместно в течение XII-XV вв., сохраняет тот же порядок исполнения «Г., в.», что существовал в студийской традиции; по сравнению с различными редакциями Студийского устава Иерусалимский часто указывает большее число стихир на «Г., в.». «Г., в.» поется антифонно 2 хорами; первые 3 стиха исполняются с припевом Εἰσάκουσόν μου, Κύριε (), остальные до начала пения стихир - без припева (в приходской практике эти стихи могут опускаться). Последние стихи «Г., в.» поются попеременно со стихирами (по одной стихире после каждого стиха). Во время пения «Г., в.» диакон совершает полное каждение храма.

В конце «Г., в.» к стихам псалмов всегда присоединяются стихи и ; на , если есть, поется славник, на - (в двунадесятые и особые праздники и их пред- и попразднства богородичен может заменяться самогласном праздника). Если вечерня имеет вход, при возглашении канонархом отверзаются св. врата, и во время богородична священники, перед к-рыми идут свещеносцы со свечами и диакон с кадилом, исходят из алтаря сев. дверями для совершения входа (в те дни, когда на вечерне бывает чтение Евангелия, совершается вход с Евангелием - в этом случае кадило несет 2-й диакон, если есть).

Стихиры

на «Г., в.» могут исполняться на 10 (от стиха из Пс 141. 7: ), на 8 (от стиха из Пс 129. 1: ), на 6 (от стиха из Пс. 129. 3: ) и на 4 (от стиха из Пс 129. 6: ). Стихиры на 10 поются на вечерне под все воскресные дни и под праздник Вознесения Господня, а также на вечернях вечером в воскресенья Великого поста (с 1-го по 5-е и в Неделю сыропустную) и на вечернях в составе литургии Преждеосвященных Даров. Стихиры на 8 поются на вечернях накануне великих и средних праздников; на 6 - в остальные дни; стихиры на 4 поются только на малой вечерне. Существуют 2 особых случая: на вечерне в день Благовещения, если оно приходится на постный день, стихиры на «Г., в.» поются на 11; на вечерне в среду 5-й седмицы Великого поста стихиры на «Г., в.» поются на 30 (здесь к обычным стихирам прибавлены стихиры Великого канона прп. Андрея Критского; псаломские стихи к стихирам здесь берутся начиная с Пс 140. 10, причем к ним прибавлены 2 припева будничных стихир на стиховне (Пс 122) и еще 7 припевов ).

Распределение стихир зависит от количества соединяемых последований (при пении стихир на 6 и на 8 - не более 2, на 10 - не более 3 последований) и их взаимной значимости (при соединении последований Октоиха и Минеи поется тем больше стихир Минеи, чем больше знак минейной памяти, указанный в этот день (см. ); в период пения Триоди действуют особые правила соединения стихир). Обычно одно последование имеет не менее 3 стихир. Устав пения стихир на «Г., в.» в воскресные дни вне пред- и попразднств в зависимости от знака памяти святого, приходящейся на этот день, изложен во 2-5-й главах Типикона (см. ст. ); в будние дни при малых святых или службе с «Аллилуия» - в 9-й гл.; в субботу - в 12, 13 и 15-й главах; в период пения Триоди Постной и Цветной (см. ) - в 49-50-й главах; устав пения стихир в непереходящие средние и великие праздники (см. ), а также в их пред- и попразднства - в 48-й гл.; в престольные праздники - в храмовых главах Типикона.

Пс 140 уже в глубокой древности стал широко употребляться для христ. вечернего принесения молитвы - в первую очередь благодаря словам: (Пс 140. 2 : «Да возносится молитва моя, как фимиам, пред Лице Твое, [а] поднятие рук моих - да будет [вместо] вечерней жертвы»), в к-рых явно присутствует появляющаяся в книгах Премудрости и у пророков идея о том, что молитва может заменить собой жертву (в данном случае - вечернее жертвоприношение в иерусалимском храме). Пс 141 продолжает тему моления с просьбой о защите от опасности (в особенности ст. 5: ; традиц. заглавие этого псалма (Учение Давида. Молитва его, когда он был в пещере) соответствует такому толкованию). Пс 129 также обращается к взысканию Божественного спасения и прощения и упоминает ночь как одно из времен молитвы. Заключительный псалом группы - краткий хвалебный Пс 116, выбранный, возможно, в качестве ветхозаветного славословия, предваряющего христ. . Классические святоотеческие толкования Пс 140 даны в упомянутом комментарии свт. Иоанна Златоуста, а также в толкованиях на Псалтирь свт. Афанасия Великого и блж. Феодорита Кирского (CPG, № 2140, 6202). В стихирах на «Г., в.» содержание псалмов в большинстве случаев не отражено.

Пс 140 в других христианских традициях

В большей части сохранившихся традиций вост. христианства Пс 140 является частью группы вечерних псалмов. В арм. богослужении на вечерне поется группа псалмов 139, 140 и 141 (псалмы 139 и 141 могут быть поздним добавлением к арм. традиции, где также известно повторение стиха из Пс 140. 2 в определенные дни - см.: Janeras. 1964. P. 219-220). В различных традициях сир. христианства (яковиты, марониты, несториане) вечерние псалмы включают группу из псалмов 140, 141, 118. 105-112 и 116 (в стихе из Пс 118. 105 говорится о «светильнике», что, возможно, и стало причиной выбора этого отрывка), к к-рой может прибавляться поэтический материал (в Церкви Востока до или после этой группы псалмов, в практике др. сир. Церквей - только после нее) (см.: MacLean. 1894; Griffiths. 2005; Woolfenden. 2004). В эфиоп. традиции Пс 140 включен в праздничную вечерню (wazema) как последний из 3 псалмов, составляющих основную часть этой службы (Habtemichael-Kidane. 1998). В копт. традиции, напротив, единственная связь Пс 140 с вечерним богослужением - это использование 1-2 стихов с припевом «Аллилуия» в вечерней службе каждения (Burmester. 1967. P. 42-43).

Насколько важной была роль Пс 140 в традиц. вечерней службе зап. Церквей - менее понятно. Все богослужебные традиции кафедрального типа в Риме были поглощены монашеским обрядом, к-рый со мн. изменениями был зафиксирован в рим. Бревиарии, использовавшемся до 1914 г. Вечерня в этом обряде имеет разные наборы псалмов для каждого дня недели, за ними следуют гимн (добавленный в службу позднее), короткое библейское чтение, стих и респонсорий перед песнью Богородицы ( ; см. также ст. Magnificat). Стих и респонсорий для большинства дней недели - Пс 140. 2. Предполагается, что это может быть остатком пения всего псалма, т. к. ритуал каждения лежал в основе вечерни по рим. и бенедиктинскому обрядам (Winkler. 1974. S. 97-99). В амвросианском обряде Пс 140 первоначально употреблялся по пятницам в период Великого поста как 1-й элемент службы lucernarium, соединяя т. о. ритуал возжжения света с принесением каждения; последовательное использование Пс 140 в испано-мосарабском и галликанском обрядах не прослеживается (см.: Woolfenden. 2004).

Лит.: MacLean A. J. East Syrian Daily Offices. L., 1894. Piscataway (N. J.), 2003r; Часослов Эфиопской Церкви / Изд. и пер.: Б. А. Тураев. СПб., 1897; Griffiths B. The Book of Common Prayer of the Syrian Church. Kerala, 1972. Piscataway (N. J.), 2005r; Скабалланович. Типикон. Вып. 2; Janeras V. La partie vespérale de la Liturgie Byzantine des Présanctifiés // OCP. 1964. Vol. 30. P. 216-218; Mateos J. Un horologion inédit de St.-Sabas: Le Codex sinaïtique grec 863 (IXe siècle) // ST. 1964. Vol. 233. P. 47-77; Il testo integrale d. «Narrazione degli abbati Giovanni e Sofronio» attraverso le «῾Ερμηνεῖαι» di Nicone / Ed. A. Longo // RSBN. N. S. 1965/1966. Vol. 2/3. P. 223-267; Burmester O. H. E. The Egyptian or Coptic Church: A Detailed Description of her Liturgical Services. Le Caire, 1967; Winkler G. Über die Kathedralvesper in der verschiedenen Riten des Ostens und Westens // AfLW. 1974. Bd. 16. S. 53-102; ხევსურიანი ლ. შინ. 34-ის შედგენილობის საკითხისათვის [=Хевсуриани Л. М. Проблема состава Sin. 34] // Мравалтави. 1978. № 6. С. 88-123; Арранц М. Как молились Богу древние византийцы. Л., 1979; Lingas A. Festal Cathedral Vespers in Late Byzantium // OCP. 1997. Vol. 63. P. 421-448; Habtemichael-Kidane. L"ufficio divino d. Chiesa etiopica. R., 1998. (OCA; 257); Renoux Ch., ed. Les hymnes de la Résurrection: I. Hymnographie liturgique géorgienne: Textes du Sinaï 18. P., 2000; Пентковский А. М. Студийский устав и уставы студийской традиции // ЖМП. 2001. № 5. С. 69-80; Frøyshov S. R. L"Horologe «géorgien» du Sinaiticus Ibericus 34: Diss. P., 2003. P. 433; Успенский Н. Д. [Соч.] М., 2004. Т. 1; Woolfenden G. W. Daily Liturgical Prayer. Aldershot, 2004.

Иером. Григорий (Вульфенден), С. Р. Фрёйсхов

Певческая практика

Начало 1-го стиха («Господи, возвахо к Тебе») и одного припева («Услыши ны, Господи») в 8 гласах нотируются в древнерус. списках с посл. четв. XV в. (напр., ГИМ. Епарх. № 181. Л. 95 об.- 98); большее количество стихов с разными припевами встречается в списках XVI в. (напр., Пс 140. 1a, b; Пс 141. 1; Пс 129. 1b с 3 припевами в ркп. сер. XVI в.- ГИМ. Чуд. № 60. Л. 112 об.- 113 об.). В певч. Обиходах XVII в. нотированы часть 1-го стиха с припевом на 8 гласов знаменного распева, по образцу к-рых распеваются окончания последующих избранных стихов с соответствующими припевами (в Пс 141: «Возвах к Тебе, спаси мя», в Пс 149: «Христе Спасе, помилуй нас»); обычно в 1-м гласе нотируются также и окончания всех избранных стихов (ГИМ. Ед. 38. Л. 6 об.- 7); иногда фиксируются только начало и конец 1-го стиха с одним припевом (ГИМ. Епарх. № 175. Л. 234-236, 70-е гг. XVII в.). После них обычно следуют напевы самогласнов 8 гласов (ТСЛ. [ПИ-82. Инв. № 117621]. XVII в. Л. 246-250 об.; ГИМ. Син. № 819. Л. 3 об.- 4). В старообрядческой практике, как в поповском согласии, так и в беспоповском, сохранена подобная традиция исполнения (см. также указания в Уставе еп. Арсения Уральского (Уральск, 1908. Л. 11 об.- 16 об.) и в Выговском уставе (Саратов, 1911. Л. 7), нотированные строки из псалмов в Обиходах (напр., М.: [изд. Л. Калашникова], 1909. Л. 7 об.- 9 (здесь самогласны опущены, поскольку они зафиксированы в Октае (К., 1908)), в Поморском обиходе (М., 1911)).

В совр. греч. практике псалмы из «Г., в.» и стихиры на «Г., в.» поются на глас недели, но употребляются различные варианты распева в зависимости от значимости праздника: все стихи поются на ирмологический глас (᾿Αναστασιματάριον τοῦ ᾿Ιωάννου Πρωτοψάλτου. ᾿Αθῆναι, 2002. Σ. 401-482); первые 2 стиха - на краткий стихирарический глас, последующие - на ирмологический (Ibid. Σ. 9-400; Νέον ᾿Αναστασιματάριον τοῦ Πέτρου τοῦ Εφεσίου. ᾿Αθῆναι, 1999). Иногда первые 2 стиха могут исполняться на пространный стихирарический глас (см.: Ταμεῖον ἀνθολογίας. Τ. Α´ ᾿Ακολουθία τοῦ σπερινοῦ. Θεσσαλονίκη, 1980. Σ. 109-177). Исключение представляет напев свящ. Баласиса на глас βαρύς пападического стиля (Ταμεῖον ἀνθολογίας. Τ. Β´ ᾿Ακολουθία τοῦ σπερινοῦ. Θεσσαλονίκη, 1980. Σ. 251). В святогорских мон-рях иногда используется т. н. напев τρίσιμος (стилистическая разновидность гласа). Стихиры поются обычно на глас ирмологического распева (однако стихиры Триоди чаще всего исполняют на стихирарический глас).

В совр. практике РПЦ псалмы из «Г., в.» (как правило, только первые 2 стиха) и последующие стихиры поются на глас сокращенного киевского распева (см.: Октоих. М., 1981 и др.), в нек-рых гласах для напевов стихир употребляются подобны.

И. В. Старикова


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» . 2014 .