Open
Close

Что такое человеческое общество. Человеческое общество: понятие, признаки, виды

Муниципальное право

Муниципальное право - отрасль российского права, регулирующая правовые отношения, складывающиеся в области местного самоуправления. Понятие муниципальное право используется в трех основных значениях: как относительно самостоятельная правовая отрасль в системе права РФ, как научная дисциплина, изучающая нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения и как учебная дисциплина.

Основу муниципального права составляют традиционно нормы конституционного права, а также административного права. Эти отрасли по-прежнему играют ведущую роль в правовом закреплении основных принципов функционирования местной власти - местного самоуправления. Кроме того, в его содержание входят отдельные нормы бюджетного, финансового, экологического, земельного и других отраслей права, которые также определяют полномочия местного самоуправления в различных сферах местной жизни. Важную роль в регулировании муниципальных отношений играют акты международного права, напр. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.).

Предмет, методы, источники муниципального права

Предметом муниципального права являются общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования местного самоуправления.
Предмет муниципального права юридически разнороден. Такая разнородность предмета характерна для комплексных отраслей российского права, каковой является и муниципальное. Как и другие комплексные отрасли, муниципальное право не имеет своего специфического метода правового регулирования, а заимствует методы из других отраслей российского права.

На этой основе можно сформулировать и его понятие .

Муниципальное право - это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления.

Источники муниципального права:

  1. Конституция РФ;
  2. Международные договоры РФ;
  3. Федеральный закон РФ (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г);
  4. Указы Президента РФ (федеральный уровень);
  5. Постановления Правительства (По вопросам местного самоуправления, требующим единой регламентации в границах всей РФ);
  6. Муниципальные правовые акты;
  7. Судебные источники (правовые позиции Конституционного Суда РФ);
  8. Договорные источники.
  9. Решения, принятые на сходе /собрании граждан

Остановимся чуть подробнее на договорных источниках. В 90-е годы XX в. активно заключались договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, предметом которых были и вопросы местного самоуправления. Так, п. 1 ст. 2 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия) от 29 июня 1995 г. определялась необходимость разграничения полномочий исполнительных органов власти РФ и Республики Саха (Якутия) в сфере разработки и реализации общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Однако в настоящее время практика заключения таких договоров и соглашений в связи с негативным отношением к ним федерального центра пошла на убыль. Наблюдается процесс расторжения ранее заключенных договоров. В деле разграничения предметов ведения и полномочий федеральный центр делает ныне акцент не на договорном, а на законодательном механизме.

Правовые институты муниципального права:

  1. территориальные основы местного самоуправления;
  2. муниципальные органы и должностные лица;
  3. вопросы местного значения и полномочия муниципальной власти;
  4. муниципальные выборы и местные референдумы;
  5. муниципальная служба и т.д.

Основные теории местного самоуправления

Существуют следующие теории местного самоуправления :

  • Теория свободной общины;
  • «Общественная» (хозяйственная) теория;
  • Государственная теория;
  • Теория дуализма муниципального управления;
  • Теория социального обслуживания.

Теория свободной общины

  1. Опирается на идеи естественного права. Основной идеей теории свободной общины было обоснование ограничения вмешательства государства в деятельность общины.
  2. Самостоятельность и независимость общины от государства связаны с самой природой общины, которая исторически предшествовала государству.
  3. Государство не создает общину, а лишь признает её.
  4. Признается существование не только трех традиционных ветвей власти - исполнительной, законодательной и судебной, но и четвёртой - муниципальной власти.
Теория свободной общины получила свое отражение в ряде законодательных актов 30 - 40-х годов XIX века. Конституция Бельгии 1831 г. даже имела специальную статью об общинном управлении. Именно в этой Конституции наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями закреплялась и «общинная» (муниципальная) власть.

«Общественная» (хозяйственная) теория самоуправления

Основывалась на идее противопоставления государственной власти и местных сообществ. Согласно общественной теории самоуправление - это, в первую очередь, заведование местными хозяйственными делами. Собственные дела общины - это дела общинного хозяйства, и, следовательно, самоуправление есть управление делами местного хозяйства.

«Общественная» теория видит сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои собственные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами. «Общественная» теория исходит, следовательно, из противоположения местного общества государству, общественных интересов политическим, требуя, чтобы общество и государство ведали только своими собственными интересами" . Дела хозяйственного характера должны выполняться общиной без вмешательства государства. В разделении государственных дел и дел местного значения виделось основание для самостоятельности местного самоуправления. Однако такие взгляды на местное самоуправление существовали недолго, поскольку на практике оказалось практически невозможно так разделить дела государственного управления и дела местного значения, чтобы выделить из них «в чистом виде» местные хозяйственные дела.

«Государственная» теория самоуправления

Данная теория сменила "общественную" (хозяйственную) теорию. Основы данной теории местного самоуправления были разработаны немецкими учеными Лоренцем Штейном и Рудольфом Гнейстом в XIX в.

Государственная концепция местного самоуправления базировалась на том положении, что учреждения самоуправления обязательно должны действовать и в общественных, и в государственных интересах. Согласно этой концепции местное самоуправление имеет своим источником государственную власть. Организация самоуправления на местах строится на основании закона. Выбор предметов деятельности не зависит от самоуправленческих органов, а определяется государством, формулируя вывод о соотношении государства и местного самоуправления.

В России положения государственной теории были значительно развиты дореволюционными юристами (В.П. Безобразов, А.И. Васильчиков, А.Д. Градовский, Н.И. Лазаревский) в 70-х годах XIX в.

Муниципальные системы зарубежных стран

В зарубежных государствах функционируют различные модели местного самоуправления. Эти модели отличаются по порядку формирования органов местного самоуправления, предметам ведения местного самоуправления, характеру и особенностям взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти.

Англосаксонская муниципальная система

Существует в Великобритании, США, Канаде, Австралии и ряде других стран. В научной литературе именно её традиционно называют первой муниципальной системой.
Основные признаки англосаксонской муниципальной системы:

  1. органы местного самоуправления имеют право предпринимать только те действия, которые прямо разрешены им законом. В случае нарушения этого правила акты органов местной власти будут признаны судом не имеющими силы, поскольку изданы с превышением полномочий;
  2. органы местного самоуправления напрямую не подчинены органам государственной власти;
  3. основная единица местного самоуправления - приход;

В компетенцию органов местного самоуправления входят:

  • управление полицией и социальными службами;
  • пожарная охрана;
  • местные дороги;
  • строительство и эксплуатация жилья;
  • спортивные сооружения;
  • общественный транспорт и др.

Французская (континентальная) муниципальная система.

Главное отличие французской системы местного самоуправления от англосаксонской заключается в характере взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственной власти. Такая система используется в государствах с традициями централизации власти, значительным контролем органов государственной власти за местными органами власти. Окончательные контуры этой системы определились во Франции после принятия в 1982 г. Закона "О правах и свободах местных коллективов", согласно которому:

  • основной единицей местного самоуправления является коммуна;
  • население которой избирает муниципальный совет сроком на 6 лет;
  • избирательное право имеют граждане Франции, достигшие 18 лет;
  • в компетенцию муниципального совета входит решение всех вопросов местного значения, за исключением тех, которые представляют непосредственно полномочия мэра;
  • решения совета, принятые в пределах его компетенции, приобретают обязательную силу при условии, что они переданы представителю государства в департаменте и опубликованы;
  • муниципальный совет на своей первой сессии избирает мэра, который является председателем коммуны;
  • готовит сессии муниципального совета и исполняет его решения;
  • управляет имуществом коммуны и имеет право совершения гражданско-правовых сделок;
  • представляет интересы коммуны в судебных органах; назначает служащих и принимает решения об административных поощрениях и взысканиях;
  • председательствует в административных комиссиях и другие.

Мэр уполномочен обеспечивать правопорядок и безопасность, принимать в связи с этим необходимые решения, включая санкции на арест, а также может выполнять иные полномочия, в том числе и те, которые ему может делегировать муниципальный совет.

Сходные системы регионального самоуправления во Франции существуют также на уровне департаментов и регионов. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляют государственные должностные лица - префекты департаментов и супрефекты коммун. Эти государственные должностные лица являются представителями центрального правительства Франции. Государственному контролю подлежат все без исключения решения органов местного самоуправления. Если представитель государства считает решение незаконным, он вправе предложить принявшему его органу отозвать или изменить его, а в случае непринятия мер - передать дело в административный суд. Обращение представителя государства в суд возможно и без предварительного обращения к издавшему решение органу. Контролю подлежит исключительно законность решений, предлагать органам местного самоуправления изменить свое решение по мотивам иного понимания целесообразности представители государства не вправе. Принципиальным отличием данной системы от существовавшей до 1982 г. является перевод государственного контроля в режим исключительно a posteriori. До 1982 г. решения органов местного самоуправления вступали в силу после одобрения их представителем государства.

Иные муниципальные системы

Наряду с указанными муниципальными системами в зарубежных странах встречаются и иные системы(к примеру,иберийская) - как разновидности двух основных систем, так называемые смешанные системы, так и отдельные модели местного самоуправления. В качестве последней многими авторами называется местное (коммунальное) управление ФРГ.

В Основном законе ФРГ (п. 2 ст. 28) гарантируется местное самоуправление и закреплено, что общинам должно быть предоставлено право самостоятельного решения всех проблем общины в рамках закона и под собственную ответственность. Объединения общин в рамках действия своих функций, которые вытекают из законов, также обладают правом самоуправления. В праве субъектов ФРГ - земель деятельность органов местного управления регулируется конституциями, положениями о местном управлении и отдельными законами. В этих нормативных актах прослеживается, как правило, идея "сквозного управления", при котором федеральное государство, земли, органы самоуправления представляют собой единую вертикаль, в рамках которой осуществляется управленческая деятельность.

К предметам ведения местного самоуправления ФРГ относятся:

  • местные дороги,
  • планирование и обустройство территории,
  • социальная помощь и поддержка молодежи,
  • строительство и содержание школ,
  • обеспечение безопасности и др.;

История местного самоуправления в России

Глава муниципального образования

Глава муниципального образования - является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с № 131-ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. полномочиями.

Согласно данному закону территорией муниципального образования может быть город, поселок, станица, район (уезд), сельский округ (волость, сельсовет) и др.

Порядок избрания

устанавливаются уставом муниципального образования, в соответствии с федеральным законом.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает несколько возможных вариантов порядка избрания и полномочий главы муниципального образования:

1. Глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и является главой местной администрации

Данная структура позволяет:

  • усилить взаимосвязь избирателей с местным самоуправлением.
  • сосредоточить в руках главы муниципального образования наибольший объём полномочий и реальные рычаги власти.

Используется в большинстве муниципальных образований в России.

2. Глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и является председателем представительного органа муниципального образования, а глава местной администрации назначается по конкурсу. Данная структура не очень распространена, позволяет выборному главе муниципального образования «царствовать, но не править».

3. Глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава, а глава местной администрации назначается представительным органом по конкурсу.

Данная структура получила распространение в последнее время. При такой структуре глава муниципального образования является лишь номинальной фигурой, а реальная власть сосредоточена у главы местной администрации, на которого примерно равное влияние могут оказывать представительный орган муниципального образования и администрация региона, от которых в различной степени зависит его назначение и смещение.

4. Глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации, хотя может возглавлять представительный орган и является главой местной администрации, когда такая структура допускается только в сельских поселениях, потому что там управленческий аппарат невелик и нет необходимости разграничения полномочий главы местной администрации и председателя представительного органа.

Полномочия главы муниципального образования

  1. представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
  2. подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
  3. издает в пределах своих полномочий правовые акты;
  4. вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;
  5. обеспечивает осуществление органами муниципального самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам муниципального самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ.

Литература

Нормативно-правовые акты

  • Конституция РФ от 12 декабря 1993.
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  • Европейская хартия местного самоуправления.

Учебная литература

  • Н. А. Игнатюк, А. А. Замотаев, А. В. Павлушкин Муниципальное право. Учебник для вузов. Издание второе. М.: ЗАО Юстицинформ, 2007
  • Кокотов А.Н, Саломаткин А. С. Муниципальное право России. М.: Юристъ, 2005. - 384 с.

Примечания

Субъекты муниципально-правовых отношений.

Субъектами являются:

1. Гражданин постоянно или временно живущий на территории муниципального образования (например, участие в выборах в органах МСУ)

2. Население или часть населения муниципального образования (например, публичные слушания, собрания и т.д.)

3. Органы и должностные лица МСУ

4. Органы гос. власти РФ и субъектов РФ и их должностные лица в процессе взаимодействия с органами МСУ

5. Коммерческие и некоммерческие организации (когда заключается договор для использования муниципального ресурса, аукционы, конкурсы и т.п.)

Муниципальное право как отрасль права.

Под муниципальным правом понимается комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные, отношения, возникающие на местном уровне жизни общества, т.е. на уровне местного самоуправления. Поэтому справедлива точка зрения о том, что муниципальное право – это право местного самоуправления.

Кроме того, можно говорить о том, что российское муниципальное право – это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих:

местное самоуправление, как самостоятельный институт гражданского общества, важнейшую форму народовластия;

правовые, территориальные, экономические, финансовые основы местного самоуправления;

организацию и формы осуществления местного самоуправления;

предметы ведения и полномочия местного самоуправления, гарантии его осуществления, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Особенности предмета правового регулирований связаны с комплексным характером муниципального права, которое не относится к основным отраслям российского права, а вторично, производно от других отраслей. Его комплексный характер проявляется в том, что многие общественные отношения, возникающие на местном уровне, регулируются нормами других отраслей права, а именно: конституционного, административного, гражданского, финансового, земельного. В этом особенность муниципально-правовых норм, поскольку они одновременно являются и нормами основных отраслей права, и нормами муниципального права.

5. Источники муниципального права.

В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и в формальном юридическом смыслах.

В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые определяют сущностное содержание права. К ним принято относите прежде всего. материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.

В юридическом смысле в качестве источника нрава рассматриваются формы, в которых объективируются правовые нормы, получают общеобязательность и общеизвестность. Формами, выполняющими такую функцию, выступают в РФ соответствующие нормативные правовые акты.


Таким образом, источниками муниципального права, в юридическом смысле, являются действующие в настоящее время в РФ правовые акты, содержащие нормы муниципального права.

Виды источников МП

Во-первых, Европейская Хартия местного самоуправления и другие международно-правовые акты, касающиеся местного (муниципального) самоуправления.

Внутрироссийская система источников муниципального права включает в себя три иерархически взаимосвязанных уровня нормативно-правовых актов.

К первому уровню относятся нормативно-правовые акты федерального уровня, содержащие нормы муниципального права.

Среди них важнейшее значение принадлежит действующей Конституции РФ. В ней содержится около двадцати статей, касающихся в той или иной степени местного самоуправления.

Однако, особое значение имеют положения статей 12. 130-133. Для муниципального права Конституция РФ является базовым источником права, но не ее главным источником’.

Следующую группу источников муниципального права федерального уровня составляют федеральные законы и федеральные конституционные законы, содержащие нормы муниципального права.

Среди этих законов первостепенное значение имеет Федеральный Закон от 12.08.95 № 154 <Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ>, подписанный Президентом РФ 28 августа 1995 года и вступивший в силу с 1 сентября 1995 года, с последующими изменениями и дополнениями, внесенными в данный ФЗ. Можно с полным основанием сказать, что ФЗ № 154 является главным источником муниципального права РФ.

По своей форме и содержанию данный закон носит рамочный характер. Этим законом федеральный законодатель определил основы местного самоуправления в РФ. закрепил общие принципы организации и деятельности муниципальных образований в нашей стране.

Наряду с ФЗ № 154 к источникам муниципального права относятся также другие федеральные законы, содержащие отдельные муниципальные нормы. Среди них:

<Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ>, <О милиции>. <Об основах налоговой системы РФ> <Об охране природной среды>, <О недрах>, <О закрытом административно-территориальном образовании> и другие.

К источникам муниципального права федерального уровня относятся также:

1) Указы Президента РФ. содержащие нормы ‘ муниципального права и действующие в настоящее время (например. <Об основных направлениях реформы местного самоуправления в РФ>

2) нормативные постановления палат Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления (например, постановление ГД РФ <Об обеспечении конституционных прав населения на местное самоуправление в нормативных актах субъектов РФ> и др.):

3) постановления Правительства РФ, содержащие нормы муниципального права (например, <Об утверждении Федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления в РФ>);

4) постановления и другие акты Конституционного Суда РФ, касающиеся местного самоуправления.

Ко второму уровню источников муниципального права относятся нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы муниципального права. Это: конституции и уставы субъектов РФ, законы субъектов РФ о местном самоуправлении, о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, о муниципальной службе и другие. Главное требование к этой группе нормативно-правовых актов состоит в том, чтобы они не противоречили КОНСТИТУЦИИ РФ (т федеральным законам в части. касающейся общих принципов организации и деятельности местного самоуправления в РФ.

Наконец, к третьему уровню источников муниципального права относятся локальные (местные) нормативные правовые акты, содержащие нормы муниципального права. Речь идет о нормативных установлениях, прямо регулирующих общественные отношения на локальном уровне в сфере местного самоуправления и исходящие, прежде всего, от самих муниципальных образований (путем местного референдума).

Муниципальное право – отрасль права, регулирующая муниципальные отношения, то есть отношения, складывающиеся в системе местного самоуправления. Основные особенности муниципального права проистекают из того факта, что оно регулирует, прежде всего, отношения, связанные с формированием и деятельностью органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти; их деятельность подчинена интересам населения, осуществляющего самостоятельное решение вопросов местного значения.

Муниципальное право – во-первых, выступает в виде совокупной связи юридических норм, в которых выражена воля государства и местного населения; во-вторых, эти нормы, создаются как и на федеральном, региональном и местном уровне; в-третьих, система его норм состоит как из обычных (предписываемых государством) норм различных отраслей права, так и норм, являющихся результатом прямого волеизъявления местного населения, правотворчества органов местного самоуправления. Этим и объясняется то, что муниципальное право является комплексной отраслью права; в-четвертых, в случае нарушения этих норм принуждение в муниципальном праве основывается на государственном принуждении.

Муниципальное право, как и любая отрасль права, имеет свой предмет.

Под предметом муниципального права понимается совокупность общественных отношений, лежащих в основе организации и деятельности местного самоуправления.

Эти общественные отношения можно классифицировать следующим образом:

1) отношения, возникающие в процессе формирования, преобразования муниципальных образований и формирования органов местного самоуправления;

2) отношения, связанные с решением населением и органами местного самоуправления вопросов местного значения;

3) отношения, возникающие в процессе государственной поддержки местного самоуправления;

4) отношения, конкретизирующие деятельность органов местного самоуправления в результате наделения их отдельными государственными полномочиями органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

5) отношения, связанные с судебной защитой прав органов местного самоуправления и гарантиями местного самоуправления;

6) отношения, обусловленные ответственностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.

Субъектами муниципального права являются:

– местное население, выражающее свою волю путем референдума, выборов органов местного самоуправления и других форм прямого волеизъявления;

– органы местного самоуправления;

– органы государственной власти Российской Федерации;

– органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Главенствующее место населения и образуемых им органов местного самоуправления среди других субъектов муниципального права определяется и тем, что они решают такие важнейшие вопросы местного значения, как владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, установление местных налогов и сборов, формирование и исполнение местного бюджета и др.

Субъектом муниципального права является и отдельный гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на соответствующей территории муниципального образования. Он является таковым, прежде всего, в качестве лица, участвующего в выборах органов и должностных лиц местного самоуправления и обладающего правом быть избранным в них.

Гражданину, проживающему на территории соответствующего муниципального образования, гарантируются все права на участие в местном самоуправлении.

Субъектом муниципального права являются и органы местного самоуправления. Наделенные широкими властными полномочиями, они реализуют в своей деятельности интересы местного населения.

В качестве субъектов муниципального права могут выступать органы государственной власти, предприятия, организации и учреждения, общественные объединения.

Метод правового регулирования муниципальных отношений – это правовые приемы, способы воздействия на общественные отношения. В муниципальном праве используется сочетание различных методов правового регулирования: императивный и диспозитивный и др. Деятельность органов местного самоуправления преимущественно регулируется императивными методами.

Правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления принято называть муниципально-правовыми нормами , которые в своей совокупности и образуют муниципальное право как отрасль российского права.

Особенность норм муниципального права определяется тем, что оно является комплексной отраслью права, поэтому муниципально-правовые нормы содержат нормы гражданского, административного, финансового, земельного и других отраслей права.

Муниципально-правовые нормы – составная часть источников муниципального права.

Муниципально-правовые нормы классифицируются по следующим видам: по объекту правового регулирования они делятся на нормы, закрепляющие местное самоуправление как форму народовластия, основы местного самоуправления, вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления; его гарантии и ответственность; по характеру предписаний – на нормы управомочивающие, обязывающие, запрещающие, отсылочные; по степени предписаний – на императивные и диспозитивные; по источникам, в которых они содержатся; по времени и территории действия – на материальные и процессуальные нормы.

Совокупность близких по характеру регулируемых общественных отношений муниципально-правовых норм представляет собой институт муниципального права. К институтам муниципального права относятся: конституционно-правовые основы местного самоуправления; территориальные основы; финансовые и экономические основы; формы осуществления местного самоуправления; органы и должностные лица местного самоуправления.

Источниками муниципального права являются правовые акты, в которых содержатся муниципально-правовые нормы. Выделяются три основных уровня источников: федеральный, региональный, местный.

К первой группе относятся федеральные нормативные правовые акты. Это – Конституция Российской Федерации – как основной источник муниципального права. Федеральные конституционные законы и федеральные законы. К этой группе относятся указы и распоряжения Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

Основным источником муниципального права является Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, который определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, государственные гарантии его осуществления.

В течение переходного периода (до 2009 года) действуют отдельные положения Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Важное место в системе источников муниципального права занимает Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, которые устанавливают основные принципы организации местных финансов, налоговые и не налоговые источники формирования и использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с субъектами межбюджетных отношений и финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.

Нормы муниципального права содержатся в других федеральных законах. Среди них следует назвать Федеральный закон “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы мест­ного самоуправления” от 26.11.1996 г. № 138-ФЗ и Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ.

К основным источникам муниципального права относятся также некоторые отраслевые федеральные законы: Земельный, Градостроительный, Жилищный кодексы.

Источниками муниципального права являются указы Президента Российской Федерации, в которых содержатся нормы муниципального права.

В постановлениях Правительства РФ также содержатся нормы муниципального права. Нормы муниципального права содержатся и в нормативных актах иных федеральных органов исполнительной власти.

К источникам федерального уровня относятся также решения Конституционного Суда Российской Федерации. Важнейшими из них являются:

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 1996 года № 13-П по делу “О проверке конституционности пункта 1 статьи 58 и пункта 2 статьи 59 Федерального закона от 28 августа 1995 года “Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации”;

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 года № 1-П по делу “О проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года “О системе ор­ганов государственной власти в Удмуртской Республике”;

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 года № 15-П по делу “О проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области”;

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 16-П от 11 ноября 2003 года по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 81 Закона Челябинской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Челябинской области».

Региональный уровень источников составляют конституции, уставы, законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В связи с принятием новой редакции Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации предстоит существенная корректировка законодательной базы местного самоуправления в соответствии с принципами разграничения полномочий органов публичной власти в сфере нормативного правового регулирования вопросов организации местного самоуправления, установленными Федеральными законами:

Федеральным законом от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”;

Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»”;

Федеральным законом от 06.11.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Можно выделить следующие особенности нормативного правового регулирования сферы местного самоуправления и основных полномочий органов государственной власти в новой редакции Федерального закона от 06.11.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

1. Правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления субъектами Российской Федерации осуществляется в случаях и порядке, установленных новой редакцией Федерального закона (ст. 6, ч. 1, абз. второй).

2. Новой редакцией Федерального закона в значительно большем объеме по сравнению с Федеральным законом в редакции 1995 года вводятся нормы прямого действия.

3. Расширены полномочия органов местного самоуправления по правовому регулированию решения вопросов местного значения по сравнению с Федеральным законом в редакции 1995 года.

4. Существенно расширены полномочия Правительства Российской Федерации в области местного самоуправления. (ч. 1 ст. 4)

5. Допускается осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления. (ч. 2 ст. 6).

В группу источников муниципального права входят также акты глав субъектов Российской Федерации, постановления законодательных (представительных) органов государственной власти, акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в которых содержатся муниципальные правовые нормы.

На местном уровне в систему источников муниципального права входят, прежде всего, уставы муниципальных образований , которые принимаются представительным органом местного самоуправления, а также другие правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления.

К источникам муниципального права относятся общепризнанные принципы и нормы международного права. В их числе следует назвать Европейскую хартию местного самоуправления, Декларацию о принципах местного самоуправления в государствах СНГ.

Муниципальное право (как и любая отрасль российского права) имеет свою систему , под которой понимается объединение норм муниципального права в муниципальные институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их роли и значения в регулировании общественных отношений.

Выделяют несколько элементов системы муниципального права. В их числе:

1. Нормы, закрепляющие место местного самоуправления в системе народовластия. К этой же группе относятся нормы, определяющие основные понятия и термины, используемые в законодательстве о местном самоуправлении. Понятийный аппарат муниципального права включает в себя такие основополагающие понятия, как “муниципальное образование”, “вопросы местного значения”, “местный референдум”, “представительный орган местного самоуправления”, “должностное лицо местного самоуправления”, “выборное должностное лицо местного самоуправления”, “муниципальная собственность”, “муниципальная служба”.

2. Нормы, закрепляющие основы деятельности местного самоуправления, территориальные, компетенционные, организационные, финансово-экономические. Эти нормы определяют порядок преобразования муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований. Они закрепляют принципы организации местного самоуправления, основы взаимоотношений выборных и других органов местного самоуправления, условия и порядок прохождения муниципальной службы, статус муниципального служащего. Нормы муниципального права закрепляют финансово-экономические основы деятельности органов местного самоуправле­ния, порядок формирования муниципальной собственности, ее состав, а также устанавливают основы финансовой самостоятельности местного самоуправления.

3. Нормы, закрепляющие вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления. Данные нормы устанавливают собственные полномочия органов местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Нормы этой группы регулируют принципы определения компетенции органов местного самоуправления, отношения, которые возникают в процессе реализации полномочий органами местного самоуправления при решении вопросов местного значения.

4. Нормы, устанавливающие гарантии местного самоуправления, в которых закрепляются система гарантий, обеспечивающих организационную и финансовую самостоятельность местного самоуправления, а также судебную и другие правовые формы защиты местного самоуправления.

5. Нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Эти нормы определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, а также физическими и юридическими лицами.

Таким образом, система муниципального права включает следующие структурные части:

1) Местное самоуправление в системе народовластия.

2) Основы местного самоуправления: территориальные, организационные и финансово-экономические.

3) Компетенционные основы. Вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления.

4) Гарантии местного самоуправления.

5) Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Контроль за их деятельностью.

Муниципальное право, будучи комплексной отраслью российского права, тесно связано и взаимодействует со многими отраслями права, в которых в той или иной мере затрагиваются вопросы муниципальной деятельности.

Это – конституционное право, определяющее основные начала, принципы организации местного самоуправления, гарантии и формы его осуществления, место в системе народовластия.

Муниципальное право тесно связано с гражданским, финансовым, земельным и другими отраслями российского права.

Муниципальное право как наука и учебная дисциплина . Изучая муниципальное право, следует иметь в виду то, что это не только отрасль права, но и наука, проблемы которой всегда вызывали интерес известных зарубежных и российских ученых.

Глубокие социально-политические изменения в обществе в конце XX – начале XXI века привели к необходимости воссоздания института местного самоуправления в современной России и обусловили актуальность научной разработки его проблем.

Заметным явлением в муниципальном праве России стали работы С.А. Авакьяна, Г.В. Барабашева, М.А. Краснова, Л.Е. Лаптевой, Ю.А. Тихомирова, В.И. Фадеева, Е.С. Шугриной и др.

К предмету научной дисциплины “муниципальное право” относятся:

1) изучение отрасли муниципального права;

2) изучение практики правового регулирования организации и деятельности местной власти;

3) изучение российского и зарубежного опыта местного самоуправления, развития муници­пального права и его институтов.

Научную дисциплину “муниципальное право” можно определить как совокупность знаний, теорий о местном самоуправлении, формах и практике его осуществления и правового регулирова­ния.

В систему научной дисциплины входят следующие разделы (части):

– введение в муниципальное право, в котором изучаются понятия муниципального права, его предмет и источники, вопросы истории муниципального права России, опыт муниципального развития в зарубежных странах;

– местное самоуправление как форма народовластия, где изучаются: понятие, система, принципы местного самоуправления, соотношение непосредственной и представительной форм демократии;

– основы местного самоуправления, в которых рассматриваются территориальная, правовая, организационная, экономическая, финансовая основы местного самоуправления;

– полномочия местного самоуправления – в этом разделе рассматриваются понятие и правовое регулирование вопросов местного значения, компетенция органов местного самоуправления;

– гарантии местного самоуправления;

– ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

К источникам научной дисциплины муниципального права относятся: правовые акты, в которых закрепляются и регулируются организация и деятельность местного самоуправления; научные труды российских и зарубежных ученых; практика муниципальной деятельности в России; зарубежный муниципальный опыт.

Перспективы развития любой научной отрасли всегда связывают с наличием своей школы. Осознание этого приводит, как правило, к формированию новых учебных дисциплин, разработке учебно-методической базы для их преподавания.

В настоящее время учебная дисциплина “муниципальное право России” изучается практически во всех юридических вузах страны, в наиболее крупных из них существуют соответствующие кафедры.

Муниципальное право, как и любая иная его отрасль, является совокупностью связанных между собой норм права, которые регулируют и закрепляют конкретный круг общественных отношений. В основе лежит конституционное и административное право. Принципы функционирования любого местного самоуправления (то есть местной власти) основываются именно на них. Также можно наблюдать много заимствований из прочих отраслей. Муниципальное право является относительно самостоятельной научной дисциплиной. Входит в программу всех юридических курсов. Изучение ее для студентов-юристов является обязательным.

Понятие и предмет муниципального права.

Главным условием развития и формирования муниципального права считается предметная определенность. Муниципальное право, конечно же, имеет собственный предмет. Речь об общественных отношениях, формирующихся в сфере местного управления. Существуют определенные обстоятельства, которые необходимо учесть при определении предмета. В первую очередь, к таким обстоятельствам стоит отнести то, что эта отрасль права имеет комплексный характер, связь с прочими отраслями очевидна. Например, конституционное и муниципальное право имеют непосредственную связь, которая заключается в подчинении второго положениям, прописанным в первом.

Предмет муниципального права, так или иначе, включает в себя те отношения, которые в большинстве случаев регулируются комплексно - то есть, сразу же несколькими отраслями. В связи с этим часть норм всевозможных отраслей является нормами муниципального права. Вообще же им регулируются системы отношений частноправового и, конечно, публично правового характера. В первом случае все связано с предпринимательской деятельностью различного рода отношениями юридических и физических лиц с органами местного самоуправления.

Публично-правовые отношения связаны - это взаимодействие муниципальных и государственных органов управления. Муниципальное право принято рассматривать как совокупность различного рода правовых институтов, имеющих комплексный характер, то есть, регулируют самые разные Также под муниципальным правом понимают совокупность норм и институтов, которые возникли в муниципальных образований, РФ и ее субъектов. Муниципальное право наиболее полно отражает интересы, формирующиеся и регулирующиеся на всевозможных уровнях контролируют взаимодействие этих уровней, проверяют соотношение интересов.

В целом же эта отрасль права регулирует общественные отношения, которые можно поделить на несколько групп:

Возникшие тогда, когда органы выступали в качестве института народовластия;

Возникшие тогда, когда отдельные граждане или местное самоуправление занималось ;

Возникшие по причине действий каких-то органов местного самоуправления;

Возникшие, в результате действий лиц, имеющих должностные полномочия, предоставленные органами местного самоуправления.

Также стоит учесть отношения, возникающие тогда, когда местное самоуправление взаимодействует с органами государственной власти, либо в процессе межмуниципальных сотрудничеств.

Муниципальное право и его источники

Конечно же, первой в списке идет Конституция РФ. На втором месте - международные договоры РФ, далее следуют многочисленные Федеральные законы, постановления Правительства нашей страны, указы Президента. Также к источникам относят муниципальные правовые акты, решения, принятые на собраниях. Еще известны судебные и договорные источники данного права.

Муниципальное право как комплексная отрасль права.

Темы семинара:

    Понятие предмет и метод муниципального права

    Муниципально-правовые нормы

    Муниципально-правовые отношения и их субъекты

    Система муниципального права

    Источники муниципального права

    Место муниципального права в системе Российского права

    Муниципальное право как наука и учебная дисциплина

    Муниципальное право – это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих и закрепляющих общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования местного самоуправления.

Муниципальное право как комплексная отрасль права имеет свой предмет и метод правового регулирования. Предметом Муниципального права является совокупность общественных отношений, возникающих при реализации, организации, функционирования местного самоуправления.

К отношениям, составляющим предмет муниципального права, можно отнести:

    Отношения, возникающие в процессе реализации населением форм непосредственной демократии (самоуправления)

    Отношения, возникающие в процессе формирования органов местного самоуправления.

    Отношения, возникающие в процессе обеспечения органами местного самоуправления жизнедеятельности населения муниципального образования.

    Отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти.

    Отношения, связанные с реализацией гарантии на местное самоуправление (судебные гарантии и т.д.)

    Отношения, вытекающие из ответственности органов местного самоуправления.

К методам муниципального права относятся:

    Императивный

    Диспозитивный

    Метод гарантии

2) Муниципально-правовые нормы – это правовые нормы, регулирующие общественные отношения, установленные государством и обеспечиваемые его принудительной силой. Особенность муниципально-правовых норм заключается в том, что они регулируют исключительно муниципально-правовые отношения. То есть отношения, которые реализуются на территории муниципального образования. Спецификой муниципально-правовых норм заключается в том, что это нормы являются составной частью других отраслей права. В этом и заключается комплексность муниципального права.

Муниципальная норма права имеет свою структуру (гипотеза, диспозиция, санкция).

3) Муниципально-правовые отношения и их субъекты .

Муниципально-правовые отношения – это общественные отношения, регулируемые муниципально-правовыми нормами.

К субъектам муниципально-правовых отношений можно отнести:

    Муниципальные образования

    Органы местного самоуправления

    Население муниципального образования

    Государственные органы власти

4) Система муниципального права.

Как и любая отрасль права, муниципальное право имеет свою систему. Составными элементами являются:

    Институты

    Субинституты

5) Источники муниципального права .

В теории муниципального права источники делятся на международные и внутригосударственные национальные. Такое деление следует из пункта 4 ст.15 конституции РФ.

Среди международных соглашений, которые являются важнейшими источниками муниципального права можно отнести Европейскую Хартию о местном самоуправлении, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г., ратифицированный Парламентом РФ в 1998 г.

6) Место муниципального права в системе Российского права.

Муниципальное право это комплексная отрасль права, которая тесно взаимодействует с различными отраслями права: Конституционным, Административным, Налоговым, Земельным, Жилищным и тд.

7) Муниципальное право как наука и учебная дисциплина.

Если отрасль права – это совокупность правовых норм, то наука муниципального права – это совокупность идей, взглядов, теорий о развитии и функционировании самоуправленческих отношений.

Теоретическими источниками муниципального права являются научные труды таких известных Российских дореволюционных государствоведов, как В.П. Безобразов, А.И, Васильчиков, А.Д. Градовский, Н.И. Лазоревский, М.И. Коркунов, М.И. Свешников, Б.Н. Чичерин.

Из современных ученых государствоведов, изучающих муниципальное право, можно отнести: С.А. Авакян, Г.В. Барабашев, В.И. Васильев, В.В. Еремян, Ю.А. Тихомиров и т.д.

Учебная дисциплина Муниципальное право изучается в высшей школе и состоит из Общей и Особенной части.