Open
Close

350 летия обретения мощей нила столобенского. Кафедральный собор

Царственные страстотерпцы: мученик Николай II и иже с ним убиенные

Царственные страстотерпцы — это последний российский император Николай II и его семья. Они приняли мученическую смерть — в 1918 году их расстреляли по приказу большевиков. В 2000 году Русская Православная Церковь причислила их к лику святых. Мы расскажем о подвиге и дне памяти Царственных мучеников, который отмечается 17 июля.

Кто такие Царственные мученики

Царственные страстотерпцы, Царственные мученики, Царская семья — так после причисления к лику святых Русская Православная Церковь называет последнего российского императора Николая II и его семью: императрицу Александру Федоровну, царевича Алексея, великих княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию. Они были канонизированы за подвиг мученичества — в ночь с16 на 17 июля 1918 года по приказу большевиков их вместе с придворным врачом и слугами расстреляли в доме Ипатьева в Екатеринбурге.

Что значит слово «страстотерпец»

«Страстотерпец» — это один из чинов святости. Это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божиих Заповедей, и чаще всего — от рук единоверцев. Важная часть подвига страстотерпца — то, что мученик не держит зла на мучителей и не сопротивляется.

Это лик святых, пострадавших не за свои поступки или не за проповедь Христа, а за то, кем они были. Верность страстотерпцев Христу выражается в их верности своему призванию и предназначению.

Именно в лике страстотерпцев были канонизированы император Николай II и его семья.

Когда празднуется память Царственных страстотерпцев

Память святых Страстотерпцев императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии совершается в день их убийства — 17 июля по новому стилю (4 июля по старому).

Убийство семьи Романовых

Последний российский император Николай II Романов отрекся от престола 2 марта 1917 года. После отречения его вместе с семьей, врачом и слугами заключили под домашний арест во дворце в Царском селе. Потом, летом 1917-го, Временное правительство отправило узников в ссылку в Тобольск. И наконец весной 1918 года большевики сослали их в Екатеринбург. Именно там в ночь с 16 на 17 июля Царскую семью расстреляли — по постановлению исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Некоторые историки считают, что приказ на расстрел был получен напрямую от Ленина и Свердлова. Вопрос, так ли это, — спорный, возможно, исторической науке еще предстоит узнать правду.

О екатеринбургском периоде ссылки Царской семьи известно очень мало. До нас дошло несколько записей в дневнике императора; есть показания свидетелей по делу об убийстве Царской семьи. В доме инженера Ипатьева Николая II с семьей охраняли 12 солдат. По сути, это была тюрьма. Заключенные спали на полу; надзиратели часто были жестоки с ними; узникам разрешалось гулять в саду всего один раз в день.

Царственные страстотерпцы мужественно принимали свою участь. До наш дошло письмо княжны Ольги, где она пишет: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».

Арестованным разрешали присутствовать на богослужениях. Молитва была для них великим утешением. Последнюю службу в Ипатьевском доме протоиерей Иоанн Сторожев совершил всего за несколько дней до расстрела Царской семьи — 14 июля 1918 года.

В ночь с 16 на 17 июля чекист и руководитель расстрела Яков Юровский разбудил императора, его супругу и детей. Им велели собраться под предлогом, что в городе начались волнения и нужно срочно перейти в безопасное место. Узников сопроводили в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном, где Юровский сообщил Государю: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». Чекист несколько раз выстрелил в Николая II, другие участники расстрела — в остальных приговоренных. Тех, кто упал, но был еще жив, добивали выстрелами и кололи штыками. Тела вынесли на двор, погрузили в грузовик и вывезли в Ганину Яму — заброшенный Исетский. Там скинули в шахту, потом сожгли и закопали.

Вместе с Царской семьей были расстреляны придворный врач Евгений Боткин и несколько слуг: горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов и камердинер Алексей Трупп

21 июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве Патриарх Тихон сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович... Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».

Долгие десятилетия никто не знал, где палачи закопали тела расстрелянных Царственных страстотерпцев. И только в июле 1991 года предположительные останки пяти членов императорской семьи и слуг обнаружили недалеко от Екатеринбурга, под насыпью Старой Коптяковской дороги. Генеральная прокуратура России открыла уголовное дело и в ходе следствия подтвердила, что это действительно узники Ипатьевского дома.

После нескольких лет исследований и общественных споров, 17 июля 1998 года, мучеников захоронили в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. А в июле 2007-го были найдены останки сына царевича Алексея и великой княжны Марии.

Канонизация Царской семьи

Об упокоении Царской семьи в русском зарубежье молились уже с 1920-х годов. В 1981 году Русская Православная Церковь Зарубежом канонизировала Николая II и его семью.

Русская Православная Церковь канонизировала Царственных мучеников спустя почти двадцать лет — в 2000 году: «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских царскую семью: императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию».

За что мы почитаем Царственных страстотерпцев

«Царскую семью мы почитаем за преданность Богу; за мученичество; за то, что они дали нам пример настоящих руководителей страны, которые относились к ней как к своей родной семье. После революции у императора Николая II было много возможностей покинуть Россию, но он ими не воспользовался. Потому что хотел разделить участь со своей страной, какой бы горькой ни была эта участь.

Мы видим не только личный подвиг Царственных страстотерпцев, но подвиг всей той Руси, которую когда-то назвали уходящей, но которая на самом деле является пребывающей. Как в 1918 году в Ипатьевском доме, где были расстреляны мученики, так и здесь, сейчас. Это скромная, но одновременно величественная Русь, соприкасаясь с которой ты понимаешь, что ценно, а что второстепенно в твоей жизни.

Царская семья — не образец правильных политических решений, Церковь прославила Царственных страстотерпцев вовсе не за это. Для нас они — образец христианского отношения правителя к народу, стремление служить ему даже ценой своей жизни ».

Как отличить почитание Царственных мучеников от греха царебожия?

Протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

«Царская семья стоит в ряду тех святых, которых мы любим и прославляем. Но Царские страстотерпцы не «спасают нас», потому что спасение человека — дело одного лишь Христа. Царская семья, как и любые другие христианские святые, ведет, сопровождает нас на пути к спасению, к Царствию Небесному».

Икона Царственных мучеников

Традиционно иконописцы изображают Царственных страстотерпцев без врача и слуг, которые были расстреляны вместе с ними в доме Ипатьева в Екатеринбурге. Мы видим на иконе императора Николая II, императрицу Александру Федоровну и их пятерых детей — княжен Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и наследника Алексея Николаевича.

На иконе Царственные страстотерпцы держат в руках кресты. Это символ мученичества, известный с первых веков христианства, когда последователей Христа распинали на крестах, так же, как их Учителя. В верхней части иконы изображены два ангела, они несут образ иконы Божией Матери «Державная».

Храм во имя Царственных страстотерпцев

Храм-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, построен в Екатеринбурге на месте дома инженера Ипатьева, в котором в 1918 году расстреляли Царскую семью.

Само здание Ипатьевского дома снесли в 1977 году. В 1990 году здесь поставили деревянный крест, а вскоре — временный храм без стен, с куполом на опорах. Первую Литургию в нем отслужили в 1994-ом.

Каменный храм-памятник начали строить в 2000 году. Святейший Патриарх Алексий заложил в основание церкви капсулу с памятной грамотой об освящении места строительства. Через три года на месте расстрела Царственных страстотерпцев вырос большой белокаменный храм, состоящий из нижнего и верхнего храмов. Перед входом в него установлен памятник Царской семье.

Внутри церкви, рядом с алтарем, находится главная святыня екатеринбургской церкви — крипта (гробница). Ее установили на месте той самой комнаты, где были убиты одиннадцать мучеников — последний российский император, его семья, придворный врач и слуги. Крипту оформили кирпичами и остатками фундамента исторического дома Ипатьева.

Через три дня после мученической кончины царской семьи в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля года, святой патриарх Всероссийский Тихон в заупокойной молитве и слове на панихиде об убиенном императоре положил начало церковному почитанию венценосных страстотерпцев. 21 июля, во время богослужения в Казанском соборе в Москве , он сказал:

"На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович... Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе ".

Патриарх благословил архипастырей и пастырей совершать панихиды об убиенном царе. Почитание царской семьи продолжалось и на протяжении десятилетий советского периода истории России. Многие священнослужители и миряне втайне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев. Тем временем их почитание крепло и в среде русской эмиграции, где стали известны случаи благодатной помощи по их молитвам. Одним из первых засвидетельствованных чудес было избавление во время гражданской войны сотни казаков, окруженных в непроходимых болотах красными войсками. По призыву священника отца Илии в единодушии казаки обратились с молитвой к государю Российскому - и невероятным образом вышли из окружения. В Сербии в году был описан случай, когда одной пожилой женщине, у которой двое сыновей погибли на войне, а третий пропал без вести, было видение во сне императора Николая, который сообщил, что третий сын жив и находится в России - через несколько месяцев сын вернулся домой. Царственные мученики стали почитаться как святые в Сербской Православной Церкви .

Обстоятельства убийства и последующего уничтожения останков царской семьи стали известны благодаря расследованию Соколова. Отдельные останки, найденные Соколовым, были переданы в храм праведного Иова Многострадального Русской Православной Церкви Заграницей, заложенный в Брюсселе 2 февраля года и освященный 1 октября года в память Николая II, его семьи и всех новомучеников Российских. В этом храме хранятся найденные иконы, кольца царской семьи и Библия, подаренная Александрой Феодоровной цесаревичу Алексию.

По решению светский властей России перезахоронение останков было произведено 17 июля года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга , отпевание возглавил настоятель собора.

Синодальная Комиссия по канонизации святых Московского Патриархата под председательством митрополита Крутицкого Ювеналия нашла "возможным поставить вопрос о причислении [царской семьи ] к лику святых страстотерпцев " в году . Постановлением Священного Синода от 10 октября того года и определением Архиерейского Собора 18-22 февраля года данная позиция была одобрена.

Вопрос этот получил большой резонанс в русском обществе за пределами церковной ограды. Канонизации предшествовала длительная дискуссия в Церкви и обществе. В частности, в числе противников канонизации царской семьи был профессор МДА А.И. Осипов , известный публицист и апологет.

Канонизация царственных страстотерпцев в Соборе новомучеников Российских состоялась на Архиерейском Соборе года, согласно решению от 14 августа. Одним из главных оснований для их общецерковного прославления в лике святых было заявлено широкое народное почитание. В прениях перед этим выступило около 60 архиереев-соборян, которые говорили о необходимости прославить царя-мученика и его семью. Сомнение в выразил только Брюссельский архиеп. Симон (Ишунин) , который сказал, что вопрос о прославлении имп. Николая II не объединяет, но разделяет его паству . Голосовали вставанием, решение было принято единогласно.

Единственным из церковных иерархов, не подписавшим акт о канонизации царской семьи, стал митрополит Нижегородский Николай (Кутепов) :

«Но видите ли, я не стал предпринимать никаких шагов, потому что если уж составлена икона, где, так сказать, царь-батюшка сидит, что же выступать? Значит, вопрос решен. Он без меня решен, без вас решен. Если царь-батюшка включен в общий список, то я не могу голосовать против Кирилла Казанского, Агафангела (Преображенского) и других. Но, когда все архиереи подписывали канонизационный акт, я пометил около своей росписи, что подписываю все, кроме третьего пункта. В третьем пункте шел царь-батюшка, и я под его канонизацией не подписывался. ... он государственный изменник. ... он, можно сказать, санкционировал развал страны. И в противном меня никто не убедит. Что он должен был делать? Он должен был применить силу, вплоть до лишения жизни, потому что ему было все вручено» .

Деяние Собора выразило понятие о подвиге царственных страстотерпцев в следующих словах:

"В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия . В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры ".

По единодушному мнению обозревателей, прославление Царственных страстотерпцев стало ключевым событием Собора - именно этой теме в последующие несколько дней были посвящены главные сюжеты теленовостей и первые полосы газет и журналов России.

На месте бывшего дома Ипатьева построен храм-памятник "на крови" во имя Всех святых, в земле Российской просиявших - 23 сентября года патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил молебен на месте строящегося храма и поместил в его основание закладную грамоту. На иконе Собора новомучеников и исповедников , написанной по случаю прославления, Царственные страстотерпцы были изображены в центре переднего плана средника, а также в восьмом клейме (в нижней части правого поля) соотносящемся по горизонтали с изображением святого патриарха Тихона , а по вертикали - с изображениями преподобномученицы Елисаветы и города Тобольска . Клеймо изображает убиение Царственной семьи и отличается симметрией композиции - Царственные мученики изображены в центре, на лестнице-пьедестале, обрамленные подвальным сводом-триумфальной аркой; их неуклюже стоящие убийцы в грязно-зеленых формах также симметрично обрамляют сплочённую семью жертв-победителей в облачениях ярких и чистых цветов.

В последующие годы во имя Царственных страстотерпцев были освящены многочисленные храмы и часовни, им было написано множество икон и молитвословий. Многие христиане стали обращаться к царственным страстотерпцам с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия - ведь во время гонений Императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную чрез все скорби и страдания.

Стоит отметить, что с 1990-х годов получили некоторое распространение искажённые формы почитания святого венценосного семейства и в особенности царя Николая, получившие общее название "ереси царебожия ".

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Дне́сь, благове́рнии лю́дие, све́тло почти́м/ седмери́цу честну́ю ца́рственных страстоте́рпец,/ Христо́ву еди́ну дома́шнюю Це́рковь:/ Никола́я и Алекса́ндру,/ Алекси́я, О́льгу, Татиа́ну, Мари́ю и Анастаси́ю./ Ти́и бо, уз и страда́ний многоразли́чных не убоя́вшеся,/ от богобо́рных смерть и поруга́ние теле́с прия́ша/ и дерзнове́ние ко Го́споду в моли́тве улучи́ша./ Сего́ ра́ди к ним с любо́вию возопии́м:/ о святи́и страстоте́рпцы,/ гла́су покая́ния и стена́нию наро́да на́шего вонми́те,/ зе́млю Росси́йскую в любви́ к Правосла́вию утверди́те,/ от междоусо́бныя бра́ни сохрани́те,/ мир ми́рови у Бо́га испроси́те// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

В Тверской области полным ходом идет подготовка к празднованию 350-летия обретения мощей преподобного Нила Столобенского .

В настоящий момент оборудуется лагерь для паломников, который будет работать с 8 по 12 июня 2017 года , сообщает пресс-служба Правительства Тверской области.

Материал по теме

Нило-Столобенская пустынь - это мужской монастырь на острове Столобный на острове Селигер, неподалеку от Осташкова. Обитель эта возникла на месте подвига преподобного Нила, Столобенского чудотворца, память которого Русская Православная Церковь совершает 20 декабря. Ровно 500 лет назад, в 1515 году, ушел он из Крыпецкого монастыря и отшельничал сначала в ржевских лесах, а затем вырыл пещеру на маленьком острове.

– Мы перешли на еженедельный режим координации нашей работы. На повестке дня вопросы, связанные с организацией паломнического лагеря, обеспечение общественной безопасности, медицинское и транспортное обслуживание участников мероприятий, – сказал на специальной пресс-конференции губернатор области Игорь Руденя .

В палаточном городке уже установлено более 120 палаток для паломников, а также палатки для проживания волонтеров. Сам городок будет разделен на улицы, каждой палатке присвоят номер, установят информационные указатели.

В лагере также оборудуют отдельную зону с запирающимися ячейками и видеонаблюдением, а также зону питания, где будут работать 12 полевых кухонь. Проживание и питание в лагере – бесплатное.

Торжества в честь 350-летия обретения мощей преподобного Нила Столобенского пройдут в монастыре Нило-Столобенская пустынь в Осташковском районе с 8 по 12 июня. Возглавит торжества Святейший Патриарх Кирилл , который 9 июня совершит Литургию, крестный ход и молебен на Соборной площади обители.

В программе праздника также просветительский форум, посвященный 350-летию обретения мощей Нила Столобенского, фестиваль хоров, в ходе которого запланировано выступление сводного хора из 500 человек.

Подробнее о торжествах можно узнать в паломническом центре Тверской епархии по телефону «горячей линии» 8-800-350-28-90 (звонок бесплатный) с 8.00 до 20.00 ежедневно .

Всем, кто планирует проживание в лагере, необходимо заполнить анкету на сайте Тверской епархии:

Масштабы паломнического движения в России еще предстоит оценить, однако уже сейчас понятно, что это явление может стать одним из двигателей не только духовной и общественной жизни, но и региональной экономики.

Десятки тысяч россиян в эти дни приезжают в столицу, чтобы поклониться мощам Николая Чудотворца. Ждет гостей и Тверская область: 8–12 июня в монастыре Нилова пустынь на озере Селигер состоятся торжества, посвященные 350-летию обретения мощей преподобного Нила Столобенского. Праздник возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Кстати, до революции Нилова пустынь была второй по посещаемости после Гроба Господня в Иерусалиме. Есть свидетельства, что на монастырской Соборной площади одномоментно собиралось до 30 тыс. человек. Это было в XIX веке, в период расцвета обители и, наверное, в целом российского паломничества.

А сейчас мы ожидаем, что в праздничные дни Нилову пустынь посетят не менее 10 тыс. человек. Мы с радостью готовы всех принять. Будет образован паломнический лагерь - палаточный городок из нескольких улиц с бесплатным проживанием и питанием. На сайте Тверской епархии открыта регистрация. Ежедневно работает бесплатный телефон «горячей линии».

Готовясь к празднику, мы открыли новый мост, связывающий берег Селигера с островом Столобный, где расположена пустынь. Отремонтировали главный храм монастыря - Богоявленский собор. Выполнен ремонт колокольни, гостиниц. Проведены работы в келейном корпусе, на фасадах монастырских зданий и в музее. К началу торжеств будут приведены в порядок дороги, ведущие к Ниловой пустыни и расположенному неподалеку истоку Волги.

В эти дни на берегу Селигера пройдут просветительский форум, фестиваль хоров и состоится выступление сводного хора из 500 человек. К празднику присоединятся участники XIX Волжского крестного хода, который в этом году также посвящен 350-летию обретения мощей преподобного Нила Столобенского.

Мы воодушевлены тем, что сегодня вновь растет интерес россиян к духовной стороне жизни. Но, конечно, сейчас не так много людей найдет время и возможности для долгого путешествия по святым местам. Мир динамичен, люди привыкли к комфорту. И эти потребности должны стать основой для развития отдельного направления в сфере туриндустрии.

Многие регионы сегодня это поняли. Тверская область - не исключение. У нас расположены поистине уникальные древние храмы и монастыри. С Тверской землей связаны имена патриархов Иова и Тихона, около 40 канонизированных святых и более 200 прославленных в лике святых новомучеников и исповедников. Для нас важно показать духовную историю Тверской области и связанные с ней достопримечательности.

Для регионов средней полосы, которые отличаются неустойчивым климатом, развитие паломнического туризма позволит преодолеть фактор сезонности и таким образом равномерно распределить туристический поток в течение года, обеспечив стабильную работу отрасли.

А для этого необходимо самое главное - инфраструктура гостеприимства. Прежде всего речь идет о состоянии дорог. Тверской регион по их протяженности - самый большой в Центральном федеральном округе. И мы знаем, что для многих автопутешественников наши трассы долгие годы считались испытанием на выносливость. Безусловно, это один из главных факторов, сдерживающих динамику туристического потока. Мы уже начали масштабную кампанию по ремонту и реконструкции дорожной сети. В приоритете - трассы, ведущие к туристическим объектам, в том числе паломническим.

Другой существенной проблемой в развитии туристской инфраструктуры является уровень сервиса. В тверском регионе уже появились гостиницы премиум-класса, а вот вариантов комфортного отдыха для путешественников со средним и невысоким уровнем доходов пока немного. Ускорить решение этого вопроса помогает сотрудничество областного правительства с крупнейшими российскими компаниями, которые приступили к строительству современных комплексов придорожного сервиса.

В 2016 году в Тверской области создано министерство туризма. Перед ведомством поставлена задача: превратить туристский потенциал региона в эффективно развивающийся сектор экономики, направленный на обеспечение доходной части областного бюджета, создание рабочих мест, привлечение инвестиций, развитие малого и среднего бизнеса. И, конечно, на создание комфортных условий для приема гостей.

На днях под Осташковым, на берегу одного из красивейших озёр России завершились мероприятия празднования 350-летия обретения мощей святого преподобного Нила Столбенского.

Множество людей приложили массу усилий и средств для того, чтобы празднование прошло как можно более интереснее, удобнее и, что немаловажно, спокойнее.

Первые работы по организации празднования начались задолго до мероприятия. Уже в середине мая у Ниловой Пустыни началось заметное движение - намечали границы лагеря, проводили замеры, началась работа по поиску волонтёров и поставщиков оборудования и продуктов питания. Из Твери шли звонки во все регионы России - питание и оборудование для лагеря паломников должно быть отличного качества.
Кроме питания нужно было обеспечить гостей электричеством, связью, организовать снабжение чистой питьевой водой и обучить огромную массу волонтёров, которые помогут паломникам разместиться и подскажут где, что и как найти.

Уже в конце мая в лагере было установлено больше сотни палаток для проживания будущих гостей и персонала, были размечены улицы.

Порядка 60 палаток нашлось в Тверском управлении МЧС. Остальные везли из Тулы, Рязани, Ярославля. Практически с самого начала на территории будущего лагеря для паломников трудились оперативные службы, работники правительства региона, огромную помощь оказала и армия. Работники стойко перенесли все капризы погоды - и майский холод и июньские дожди.

Всего на территорию лагеря со всего ЦФО было свезено более 200 армейских палаток, в которых и размещались гости праздника.

На всём протяжении праздника безопасность обеспечивали сотрудники полиции, спасатели, пожарные. На воде дежурили катера ГИМС. Более того - сотрудники МЧС стояли и у котелков, обеспечивая гостей и персонал мероприятия вкусной и здоровой пищей. В меню - гречневая каша, чай, уже упомянутая тушёнка и многое другое. Всего на территории лагеря работало более 12 полевых кухонь.

Для всех гостей мероприятия были предусмотрены бесплатные обеды и ужины. Те же, кому этого показалось мало, могли удовлетворить свои потребности в развёрнутых на территории лагеря торговых павильонах, с довольно, надо сказать, демократичными ценниками. Помимо продовольственных торговцы предлагали гостям праздника различные сувениры: магниты с видами Селигера, резные изделия, матрешки, украшения, иконы.

На пяти улицах палаточного городка расположилась 191 палатка для паломников.

В остальных жили волонтёры и обслуживающий персонал. В одной палатке проживало до 14 человек. Заселяющимся в «номер» паломникам предоставляли кровать, матрас, подушку и плед. Палатки разделялись на «мужские» и «женские», однако, семейные пары и организованные группы паломников могли заселиться вместе.

Кроме жилых палаток были предусмотрены и технические - «зарядная станция» для телефонов и прочих гаджетов, медпункт, аптека, столовая. Кроме того, в лагере были предусмотрены биотуалеты и умывальники.

Капризная и не совсем обычная, для начала лета в нашем регионе, погода была не сильно благосклонна к участникам празднования. Проливные дожди обрушились на Тверскую область практически с самого начала праздника. Однако, это ничуть не отпугнуло огромную массу желающих принять участие в торжествах.

Только в первый день волонтёры насчитали около 5500 человек, прибывших в лагерь. Поток автобусов и машин практически не иссякал, новые люди прибывали каждый день.

Благодаря грамотной работе организаторов и волонтёров, на входе в лагерь никто не толпился и не стоял в диких очередях - те, кто зарегистрировался заранее, проходили на территорию через отдельную проходную, а тех, кто только что приехал, регистрировали с помощью планшетов прямо на входе и направляли в палатки

Всего же, по подсчётам организаторов, за четыре дня мероприятие посетило более 10 тысяч человек.

Прибывали паломники по отремонтированной дороге. Ранее славящаяся в народе дурной славой дорога Торжок-Осташков была приведена в порядок, из Твери пустили автобусы большой и малой вместимости. Из Осташкова ходили пригородные автобусы и шаттлы.

Святейший провёл службу в Богоявленском соборе Ниловой Пустыни среди простых людей, съехавшихся со всех концов страны и вышел на площадь перед собором, чтобы поприветствовать тех, кто не смог попасть внутрь - собор не смог вместить всех желающих принять участие в литургии.

Большую роль в организации мероприятия сыграли волонтёры. На плечи ребят легли обязанности по регистрации прибывающих в лагерь паломников, помощи в размещении.

Кроме приехавших из Твери волонтёров, добровольцы нашлись из числа местного населения - многие жители Осташкова с радостью согласились помочь в организации лагеря. Кто-то работал за прилавком, кто-то помогал на кухне.

Четыре дня провела на берегу Селигера Нина Ивановна, паломник из Белгородской области. Она добиралась до Осташкова на «перекладных» двое суток, но, считает женщина, это того стоило:

«Организация празднования удалась на все 100%! Все, с кем общалась - рады, довольны. Конечно, всегда найдётся тот, кто будет бурчать и ругаться на погоду, большое количество народа, на то, что в храм не попал. Но не могут же туда попасть вообще все, столько людей туда просто не влезет! Доходило и до абсурда. Одна женщина жаловалась, что сидения в автобусе жёсткие, ну, это же смешно!» - рассказывает Нина Ивановна.

Торжества на берегах Селигера завершились 11 июня. Паломники разъехались, высокие чины отправились на службу, но уже не на церковную, а на государственную. На территории остались сотрудники МЧС, и техперсонал - разбирать лагерь.

Через четыре дня лагерь был свёрнут. Все, кто принял участие в торжествах - организаторы, сотрудники экстренных служб, работники регионального правительства и, конечно, те, для кого всё организовывалось - паломники со всех концов России, разъехались с чистым сердцем и душой.












Справка:

Пре­по­доб­ный Нил Сто­ло­бен­ский ро­дил­ся в се­мье кре­стья­ни­на в не­боль­шом се­ле­нии Нов­го­род­ской епар­хии. В 1505 го­ду он при­нял по­стриг в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Сав­вы Кры­пец­ко­го близ Пско­ва. По­сле 10 лет по­движ­ни­че­ской жиз­ни в ки­но­вии уда­лил­ся на ре­ку Се­рем­лю, в сто­ро­ну го­ро­да Осташ­ко­ва, где 13 лет вел стро­гую ас­ке­ти­че­скую жизнь в не­пре­рыв­ной бра­ни с коз­ня­ми диа­во­ла, ко­то­рые вы­ра­жа­лись в яв­ле­ни­ях при­зра­ков – га­дов и ди­ких зве­рей. Мно­гие жи­те­ли из окрест­ных мест ста­ли при­хо­дить к пре­по­доб­но­му за на­став­ле­ни­я­ми, но он стал этим тя­го­тить­ся и мо­лить Бо­га ука­зать ему ме­сто для по­дви­га без­мол­вия.

Од­на­жды по­сле дол­гой мо­лит­вы он услы­шал го­лос: «Нил! Иди на озе­ро Се­ли­гер. Там на ост­ро­ве Сто­ло­бен­ском ты мо­жешь спа­стись!» От при­хо­див­ших к не­му лю­дей пре­по­доб­ный Нил узнал, где на­хо­дит­ся озе­ро и, при­дя ту­да, был по­ра­жен его кра­со­той.

По преданию, в один из дней к преподобному Нилу пришли разбойники, решившие его убить. Однако он, сотворив молитву, вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы. Разбойникам привиделось, что преподобный окружён множеством вооружённых людей. В ужасе они упали к его ногам, раскаялись и стали просить прощения.

Преставился Нил в 1555 году и был погребён на острове Столобном. А в 1594 г. с разрешения патриарха Иова была открыта монашеская обитель. Так и началась история мужского монастыря Нило-Столобенской Пустыни. Основателем монастыря был иеромонах

По кончине преподобного Нила близ его могилы на острове стали селиться отшельники-молитвенники, ими и был основан монастырь. До революции 1917 года Нило-Столобенский монастырь был в числе самых почитаемых в России, ежегодно сюда приезжали тысячи людей. В 1828 году обитель посетил император Александр I. В 1858 году вокруг острова соорудили гранитную набережную.