Open
Close

Звездные старцы. Звездные старцы фэн-шуй — мудрые защитники и помощники

Китайские божества - старцы

В пантеоне китайских богов очень много представителей. Каждый отвечает за что-то свое. Человек евро склада разума вряд ли знаком с большинством из их. Но имеются некоторые божества, которые известны в самых отдаленных уголках нашей планеты. К ним по праву относятся три звездных старца - более популярные китайские божества, которых уважают, и которым поклоняются в мире.

Звёздные старцы - китайские боги, которые могут одарить богатством, долголетием и здоровьем. Эти фигуры употребляются, как по отдельности, так и все вместе. Символизируют они три принципных удачи семьи: здоровье и долголетие ее членов, семейную власть, также авторитет и вещественное благоденствие.

Зовут старцев — Лу-Син, Фу-Син, Шоу-Син. Каждый обладает своими свойствами.

Лу-Син - отвечает за богатство и богатство, являет собой символ праведных наследников, также покровительствует продолжению рода. Можно часто узреть изображения бога с ребенком на руках, также рядом с ним. Может окружаться детьми. Божество символизирует авторитет семьи. Изображают старца со скипетром в руках, также свитком - знаки власти и силы.

Фу-Син - покровительствует счастье и удаче, которую привлекает в дом. Также может приносить средства, вещественный достаток и процветание. Не считая того, обычно изображается окруженный множеством монет. Они символизируют богатство и богатство. Среди старцев он самый высокий, поэтому правильно располагать его по центру трио.

Шоу-Син - бог здоровья и долголетия. Фактически во всех случаях его можно узреть изображенным с персиком и оленем - знаками долголетия. Бывает, что композицию дополняет сосна, очередной символ, отвечающий за долголетие, но это только если фигура выполнена в суровом согласовании с классическими китайскими представлениями. Рука божества держит посох, который бывает у путников. Но он не обыденный, а сделан из корня жень-шеня, что тоже являет собой долголетие.

Где помещать фигуры

Три звездных старца - куда поставить

В Китае уважают китайские божества, и их значение, бывает, трактуют по-разному. Ведь каждое божество может обладать множеством цветов смыслов, и просто знать их недостаточно. Необходимо правильно поместить талисман так, чтобы он отдавал все свои свойства и приносил в дом только блага. И в случае с 3-мя звездными старцами также действует данное правило.

Размещаются старцы в центре дома. Непосредственно они дают центральной части наибольшую энергию. Согласно учению о 5 стихиях, центр квартиры или дома объединяет другие зоны, окружающие его. И старцы помогают связать воедино все эти аспекты, придать им необычную силу и энергетику.

Бывает, что центр дома находится не в самом лучшем и комфортабельном месте, что делает размещение старцев невозможным. В этом случае их место в гостиной или той комнате, где почти всегда собирается вся семья. Если следовать китайским традициям, то в их домах скульптурам и изображениям этих старцев отводится отдельные комнаты (если дом достаточно богатый). Согласно поверью, считается, что старцев нельзя беспокоить, предоставив им возможность «медитировать», а это просит уединения. Если нет возможности отвести под их целую комнату, то лучше всего организовать место вокруг статуэток, которое и будет необходимым подходящим фактором для из «медитаций». Для этого фигуры помещаются на самом высоком столе в гостиной. Также им можно отвести нишу в столовой, если она у вас отдельная.

Отлично будет добавить антураж комнаты художественным панно, где старцы будут изображены. Лучше расположить его в северо-западном секторе жилья, где у нас находится зона Помощников. Не считая того, самих старцев можно также помещать в секторах: Карьеры, 7 и Богатства. Они собственного рода универсальны и в хоть какой из перечисленных зон будут благоприятно воздействовать на членов семьи. Естественно, что качество этого воздействия будет иметь свои нюансы зависимо от местоположения фигурок.


Три звездных старца - главные божества

Если сравнить по силе деяния фигуры и художественные изображения старцев, то мастера молвят, что главные божества китайской мифологии лучше иметь в виде фигурок, статуэток. Но, как понятно, фэн-шуй это наука символов. Поэтому хоть какое изображение того или другого божества будет нести энергетический посыл, связанный с той или другой личностью. Непринципиально какая уменьшенная копия объекта, которые имеет достаточно сильное излучение, может делать своеобразную роль преемника этой энергии. Если нет возможности устроить домашний водопадик в юго-восточном секторе, что мы туда помещаем? Правильно - его изображение. Символизм начинает работать и приносить благо!

Можно выбрать 1-го или 2-ух звездных старцев. Не обязательно использовать их всех вместе. Главное, чтобы выбор вам нравился и соответствовал тем целям, которые вы на него ложите. Надеждам, которые питаете. Если необходимо богатство, тогда один старец, если долголетие, другой. Так можно подобрать необходимое сочетание, расположить талисманы в собственных комнатах, сделать гармонический баланс энергий в квартире и жить расслабленно.

Разумеется, это далеко не все китайские божества, которые встречаются в пантеоне, но старцы являются одними из самых почитаемых и известных. Поэтому мы их и описали. Применяйте их силу в благих целях, и да сопутствует вам удача!

Три звёздных старца - это самый популярный и действенный талисман в фен-шуй для привлечения денег, удачи и процветания. Лучше всего использовать все фигурки одновременно, но можно применять их и по отдельности.

Звездные старцы представляют собой седовласых старых мужчин, которые являются символическими божествами. Они ассоциируются с тремя звездами, занимающими центральные места в астрологии. Звездные старцы носят имена Лу-син, Фу-син и Шоу-син.

Фук, Лук и Сао подарят всё, что вам необходимо. Они защитят ваш дом от неприятностей, нежданных гостей. Принесут здоровье, долголетие, процветание, исполнение желаний.

Также Три звёздных старца - это отличная защита от «Трёх убийц».

Один из звездных старцев – Фу-син. Он является символом богатства и успеха. С его помощью можно обрести независимый источник денег и достичь карьерного роста. Фусина чаще располагают между другими звездными старцами. Часто его окружают . Таким образом подчеркивается его значимость для обретения достатка.

С ребенком в руках – это старец Лу-син. Иногда в его руках бывает скипетр. Этот старец помогает появлению на свет добропорядочных наследников, укрепляет семью и повышает авторитет рода.

Третий старец – Шоу-син. Он символизирует здоровье и долголетие. Шоусин держит в руках посох из женьшеня и персик. Этот старец олицетворяет собой добродетельность и искренность.

Если вы изготавливаете талисман самостоятельно, мысленно проговаривайте программу, на выполнение которой нацелен этот амулет. Прежде чем браться за изготовление, продумайте все детали талисмана, возможность нанесения на него тех или иных символов.

Вместе фигурки старцев объединяют свою магическую силу и оказываются более эффективными. Этот талисман ведет к процветанию.

Где разместить звездных старцев?

Звездные старцы в любом месте будут привлекать в дом удачу, здоровье и процветание. Лучшим местом для звездных старцев станет сектор помощников.

Можно их поставить в центре дома или в том месте, где любят собираться члены семьи. Прекрасно будут они работать в зонах богатства, семьи, здоровья, карьеры. А вот в спальне, кухне, ванной комнате и в туалете ставить талисманы не рекомендуется.

Если требуется за короткое время притянуть удачу, то старцев размещают в центре квартиры, в гостиной или спальне.

Для того, кто занимается благотворительностью, статуэтки рекомендуется поставить в зону помощников.

При желании прожить долгую, счастливую и здоровую жизнь, их следует поставить в столовой.

Если необходимо продвинуться по карьерной лестнице и получить достойную оплату за свой труд, то старцев следует разместить в рабочем кабинете.

Идеальным местом для старцев в офисе станет размещение за спиной владельца кабинета, что обеспечит жизненной поддержкой и привлечет благосостояние.

Состоятельные китайцы помещают старцев в отдельные комнаты, чтобы они могли заниматься медитацией.

Размещать звездных старцев следует на возвышении, -чтобы они были выше людей, находящихся в комнате.

Иногда случается так, что фигурка старца разбивается или теряется. В этом случае не стоит расстраиваться, а следует вместо нее приобрести новую статуэтку.

Если новую статуэтку не получилось приобрести, то две оставшиеся рекомендуется поставить в разных местах.

Испортившуюся фигурку запрещается выбрасывать в мусор. Ее следует закопать или выбросить в речку.

На самом деле совсем не являются богами, это скорее олицетворение трех очень важных звезд в китайской астрологии, поэтому их фигурки никогда не ставятся на алтарь, они с самого начала использовались исключительно как талисманы.

Самый высокий ранг среди всех звездных старцев имеет Фу - он символ богатства и удачи. Фу часто изображается со скипетром, что символизирует успехи во всех начинаниях, и со слитком золота, что привлекает в дом богатство. Этот мудрец принесет удачу тем, кто печется о своей карьере, стремиться добиться успеха во всех своих делах, иметь стабильный финансовый рост.

Второй по рангу за Фу идет Лу . Он символизирует любовь, верные и долгие отношения, семейное счастье и счастье детей и внуков. Обычно он изображается со свитком в руках и иногда с ребенком. Еще одна роль положенная на этого мудреца - это высокое место по службе, поскольку старец Лу еще и воплощение чиновника, занимающего большой пост.

Третий старец - Шоу часто символизируется с самой яркой Южной звездой. Он изображается как седой высоколобый старец, символизируя этим приобретенную мудрость за долгие годы жизни. Шоу - это символ крепкого здоровья и долголетия. Он часто изображается с тыквой горлянкой в руках или персиком, которые тоже является талисманом здоровья. Третий старец еще и символ добродетели, он снисходителен и благосклонен к людям искренним, щедрым, не склонным к лицемерию и жадности, алчности и высокомерию.

Обычно звездные старцы расположены в таком порядке - посредине Фу, Лу стоит по правую руку от него, а Шоу по левую. Но такой порядок совершенно не принципиален, то есть если Вы расположите звездный старцев в любом другом порядке по своему вкусу, их сила от этого не уменьшиться.

Важно, какое место в Вашем доме занимают звездные старцы. Они должны находиться на высоте не менее одного метра над полом, и стоять на твердой дощечке.

Фу Лу Шоу можно поставить практически в каждой комнате Вашего дома, дабы они приумножали Ваше состояние, дарили удачу и крепкое здоровье.

Поставьте их в гостиной, спальне, если Вы желаете пригласить удачу в свой дом.

Если Вы стремитесь к росту по карьерной лестнице и высокой оплате своего труда - поставьте трех звездных старцев в своем рабочем кабинете или офисе.

Так же можно поставить этот талисман в столовой для благословления счастливой, долгой и здоровой жизни в семье.

Директорам можно разместить Фу Лу Шоу позади себя, для привлечения успеха в бизнесе.

Как и многие другие талисманы, трех звездных старцев нежелательно ставить в ванной, туалете или на кухне.

Три звездных старца станут отличным подарком для любого. Кроме того, это один из самых подходящих талисманов для восьмого периода, в котором мы все сейчас живем. Фу Лу Шоу это чудесных подарок для родителей и дедушек с бабушками, три мудреца будут охранять их здоровье, и дарить еще долгие года счастливой жизни.

Звездных старцев можно подарить молодой семье, что бы их дети были здоровыми, а семейная жизнь гладкой и счастливой.

И, несомненно, это замечательны подарок для начальника или директора. Три мудреца помогут ему в развитии своего дела, сделают все начинания прибыльными и успешными.

Толстой Лев Николаевич

Три старца

Л.Н.Толстой

ТРИ СТАРЦА

А молясь, не говорите лишнего, как язычники: ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им: ибо знает отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у него.

(Матф. VI, 7, 8)

Плыл на корабле архиерей из Архангельска-города в Соловецкие. На том же корабле плыли богомольцы к угодникам. Ветер был попутный, погода ясная, не качало. Богомольцы - которые лежали, которые закусывали, которые сидели кучками - беседовали друг с дружкой. Вышел и архиерей на палубу, стал ходить взад и вперед по мосту. Подошел архиерей к носу, видит, собралась кучка народа. Мужичок показывает что-то рукой в море и говорит, а народ слушает. Остановился архиерей, посмотрел, куда показывал мужичок: ничего не видно, только море на солнце блестит. Подошел поближе архиерей, стал прислушиваться. Увидал архиерея мужичок, снял шапку и замолчал. Увидал и народ архиерея, тоже сняли шапки, почтенье сделали.

Не стесняйтесь, братцы, - сказал архиерей. - Я тоже послушать подошел, что ты, добрый человек, рассказываешь.

Да вот про старцев нам рыбачок рассказывал, - сказал один купец посмелее.

Что про старцев? - спросил архиерей, подошел к борту и присел на ящик. Расскажи и мне, я послушаю. Что ты показывал?

Да вот островок маячит, - сказал мужичок и показал вперед в правую сторону. - На этом самом островке и старцы живут, спасаются.

Где же островок? - спросил архиерей.

Вот по руке-то моей извольте смотреть. Вон облачко, так полевее его вниз, как полоска, виднеется.

Смотрел, смотрел архиерей, рябит вода на солнце, и не видать ему ничего без привычки.

Не вижу, - говорит. - Так какие же тут старцы на острове живут?

Божьи люди, - ответил крестьянин. - Давно уж я слыхал про них, да не доводилось видеть, а вот запрошлым летом сам видел.

И стал опять рассказывать рыбак, как ездил он за рыбой, и как прибило его к острову к этому, и сам не знал, где он. Поутру пошел ходить и набрел на земляночку и увидал у земляночки одного старца, а потом вышли и еще два; покормили и обсушили его и помогли лодку починить.

Какие же они из себя? - спросил архиерей.

Один махонький, сгорбленный, совсем древний, в ряске старенькой, должно, годов больше ста, седина в бороде уж зеленеть стала, а сам все улыбается и светлый, как ангел небесный. Другой ростом повыше, тоже стар, в кафтане рваном, борода широкая, седая с желтизной, а человек сильный: лодку мою перевернул, как ушат, не успел я и подсобить ему, - тоже радостный. А третий высокий, борода длинная до колен и белая как лунь, а сам сумрачный, брови на глаза висят, и нагой весь, только рогожкой опоясан.

Что ж они говорили с тобой? - спросил архиерей.

Все больше молча делали, и друг с дружкой мало говорят. А взглянет один, а другой уж понимает. Стал я высокого спрашивать, давно ли они живут тут. Нахмурился он, что-то заговорил, рассердился точно, да древний маленький сейчас его за руку взял, улыбнулся, - и ватих большой. Только сказал древний "помилуй нас" и улыбнулся.

Пока говорил крестьянин, корабль еще ближе подошел к островам.

Вот теперь вовсе видно стало, - сказал купец. - Вот извольте посмотреть, ваше преосвященство, - сказал он, показывая.

Архиерей стал смотреть. И точно, увидал черную полоску - островок. Посмотрел, посмотрел архиерей и пошел прочь от носу к корме, подошел к кормчему.

Какой это островок, - говорит, - тут виднеется?

А так, безыменный. Их много тут.

Что, правда, - говорят, - тут старцы спасаются?

Говорят, ваше преосвященство, да не знаю, правда ли. Рыбаки, - говорят, - видали. Да тоже, бывает, и зря болтают.

Я желаю пристать к острову - повидать старцев, - сказал архиерей. - Как это сделать?

Кораблем подойти нельзя, - сказал кормчий. - На лодке можно, да надо старшого спросить. Вызвали старшого.

Хотелось бы мне посмотреть этих старцев, - сказал архиерей. - Нельзя ли свезти меня?

Стал старшой отговаривать. - Можно-то можно, да много времени проведем, и, осмелюсь доложить вашему преосвященству, не стоит смотреть на них. Слыхал я от людей, что совсем глупые старики эти живут, ничего не понимают и ничего и говорить не могут, как рыбы какие морские.

Я желаю, - сказал архиерей. - Я заплачу за труды, свезите меня.

Нечего делать, распорядились корабельщики, переладили паруса. Повернул кормчий корабль, поплыли к острову. Вынесли архиерею стул на нос. Сел он и смотрит. И народ весь собрался к носу, все на островок глядят. И у кого глаза повострее, уж видят камни на острове и землянку показывают. А один уж и трех старцев разглядел. Вынес старшой трубу, посмотрел в нее, подал архиерею. "Точно, - говорит, - вот на берегу, поправей камня большого, три человека стоят".

Посмотрел архиерей в трубу, навел куда надо; точно, стоят трое: один высокий, другой пониже, а третий вовсе маленький; стоят на берегу, за руки держатся.

Подошел старшой к архиерею. - Здесь, ваше преосвященство, остановиться кораблю надо. Если уж угодно, так отсюда на лодке вы извольте съездить, а мы тут на якорях постоим.

Сейчас распустили тросо, кинули якорь, спустили парус - дернуло, зашаталось судно. Спустили лодку, соскочили гребцы, и стал спускаться архиерей по лесенке. Спустился архиерей, сел на лавочку в лодке, ударили гребцы в весла, поплыли к острову. Подплыли как камень кинуть; видят - стоят три старца: высокий - нагой, рогожкой опоясан, пониже - в кафтане рваном, и древненький сгорбленный - в ряске старенькой; стоят все трое, за руки держатся.

Причалили гребцы к берегу, зацепились багром. Вышел архиерей.

Поклонились ему старцы, благословил он их, поклонились они ему еще ниже. И начал им говорить архиерей.

Слышал я, - говорит, - что вы здесь, старцы божий, спасаетесь, за людей Христу-богу молитесь, а я здесь, по милости божьей, недостойный раб Христов, его паству пасти призван; так хотел и вас, рабов божиих, повидать и вам, если могу, поучение подать.

Молчат старцы, улыбаются, друг на дружку поглядывают.

Скажите мне, как вы спасаетесь и как богу служите, - сказал архиерей.

Воздохнул средний старец и посмотрел на старшего, на древнего; нахмурился высокий старец и посмотрел на старшего, на древнего. И улыбнулся старший, древний старец и сказал: "Не умеем мы, раб божий, служить богу, только себе служим, себя кормим".

Как же вы богу молитесь? - спросил архиерей.

И древний старец сказал: "Молимся мы так: трое вас, трое нас, помилуй нас".

И как только сказал это древний старец, подняли все три старца глаза к небу и все трое сказали: "Трое вас, трое нас, помилуй нас!"

Усмехнулся архиерей и сказал:

Это вы про святую троицу слышали, да не так вы молитесь. Полюбил я вас, старцы божии, вижу, что хотите вы угодить богу, да не знаете, как служить ему. Не так надо молиться, а слушайте меня, я научу. Не от себя буду учить вас, а из божьего писания научу тому, как бог повелел всем людям молиться ему.

Сюжет сказания о трех старцах принадлежит к числу бродячих. Оно известно в различных видоизменениях: вариируется число старцев, их молитвы, место действия и проч. Повесть эта известна и в устных пересказах, каков, например, рассказ сказочника Ерофея, записанный (М. И. Семевским) и в письменных памятниках. В последнем случае сказание связывается с западной переводной повестью о явлениях Августину, еп. иппонийскому (354-430 гг.), которая в России была известна с XVI в. князю А. М. Курбскому, слышавшему ее от Максима Грека, но не знавшему, была ли она прежде него переведена на русский язык. В повести Августина вместо трех старцев Толстого изображен один старец, которого Августин увидел, возвращаясь с Карфагенского собора, на одном острове Средиземного моря «пустом и ненаселеном человеки», куда занесло его корабль. Пустынник был «наг» и «многолетен»; он был рожден в «Африкийской земле», «от языка же италийска». Из его ответов на вопросы Августина оказалось, что он знает молитвы «отнюд неискустно и несогласно», «горняя долу поставляя», т. е. перепутывая порядок слов. Августин удивлялся его преданности богу и в то же время его «неискуству», и стал учить его молитвам. Он покрыл его наготу своей одеждой и поплыл дальше, когда ветер стал попутным. На второй день «корабленицы» сверху увидели на море человека, который гнался за кораблем, как «птица скоропарящая или стрела, стреленная от лука», при приближении просящего подождать его: «ждите, рече, господа ради, ждите мене грешного». Епископ, вышедший наверх, увидел старца, плывущего по морю, половину одежды разослав по воде и половину держа вместо паруса. И достигнув корабля, старец взошел на верх с мольбой к распростертому перед ним Августину: «Восстани, о епископе, молю ти ся, забых молитвы оны, тобою изученные, и молю ти ся ныне, паки изучи ми их, яко же лепо». И вытвердив снова молитвы, он сошел с корабля, сел опять на свою одежду и вернулся в пустыню так же точно, проплыв по морю «со скорейшим стремлением по первому обычаю».

Мы видим, как близка основа рассказа Толстого к сказанию Августина, но конечно, не им воспользовался Толстой; несомненно он познакомился с этой легендой по передаче устной, народной, русской. По словам П. И. Бирюкова Толстой слышал сказание от олонецкого сказителя В. П. Щеголёнка (см. о нем выше в комментарии к рассказу «Чем люди живы»); нужно впрочем отметить, что в тетради с записями Толстого сказаний и легенд, слышанных им от Щеголёнка, этого сказания не сохранилось. Нельзя не подчеркнуть, что в своем рассказе о трех старцах Толстой, чтобы придать жизненность повествованию, отодвинул от него чудесность, которая является необходимой во всех сказаниях о трех старцах, и представил догоню их по воде видением епископа.

Работа Толстого над рассказом «Три старца» (три рукописи и корректура) может быть подразделена на две редакции и стилистическую переработку текста, которая была названа переписчиком третьей редакцией. Главное различие двух редакций в изображении видения или сна архиерея: Первый рассказ о сне ближе передает старое сказание, так как здесь нечто таинственное видят все присутствующие (наприм. «корабленицы» в сказании Августина). Толстой в первом очерке рассказа изобразил, что народ первый заметил бегущих по воде старцев и архиерей, услышав общий говор, подошел к собравшимся (сон его виден только из слов: «затихло всё и задумался архиерей… поднял голову»). Во второй редакции Толстой отступил от обычного сказания: видит архиерей первый (изображается его сон: «рябит у него в глазах, то тут, то там свет по волнам заиграет. Вдруг видит»…): он поднимается, показывает кормчему прося разглядеть, что видно на море; кормчий в ужасе кричит, поднялся народ…. Отметим любопытную мелочь: в первой редакции старцы идут по воде, не держась друг зa друга; во второй - держатся рука с рукой, как при первой встрече на острове; архиерею вспоминается во сне ярче всего то первое впечатление, которое у него было от вида старцев в действительности.

Писание рассказа «Три старца», вероятно, относится к июню 1885 г. В одном письме к В. Г. Черткову (Ч) 18 июня 1885 г. Толстой говорит о написании нового рассказа для «Посредника»: «я написал еще рассказ для вас, и, кажется, лучше прежних». Составительница объяснительных примечаний к этим письмам, А. К. Черткова высказывает мысль, что этот рассказ именно «Три старца» - «легенда очень любимая» Толстым. Л. Я. Гуревич предполагает, что Толстой говорил здесь о другом рассказе - о «Свечке».

«Три старца» напечатаны в первый раз в «Ниве» 1886, 13, столб. 330-334 (цензурное дозволение 26 марта 1886 г.). К заглавию рассказа «Три старца» в «Собрании сочинений Л. Н. Толстого» (изд. 10 и след.) прибавлен подзаголовок «Из народных сказок на Волге», которого нет во всех рукописях рассказа и в первых в 1886 г. изданиях «Собрания сочинений». Нет в рукописях и того подзаголовка, который помещен в первом издании рассказа в журнале «Нива»: «Три старца, народное сказание». Из этого можно видеть, что эти прибавленные подзаголовки, не только распространенный, но и короткий, принадлежат не Толстому. Что не волжское предание послужило основой рассказа, а скорее северное, видно из названий местных, северных. Интересно, что рассказ Толстого послужил со своей стороны основой новой сказки о Трех старцах, которые знают только одну молитву, «Трое вас, трое нас, помилуй нас», и которые заучивают при помощи архиерея «Отчую» и потом, забыв эту молитву, вслед за кораблем «чешут по воде». Этот рассказ записан в Енисейской губернии в 1900-м году А. А. Макаренком. Из сказанного видно насколько велика степень живучести этого сюжета.

ОПИСАНИЕ РУКОПИСЕЙ.

Рассказ сохранен в трех рукописях и корректурном оттиске. Рукописи принадлежат Архиву В. Г. Черткова, переданному в ГТМ, и хранятся в папке 8 под №№ 27, 28 и 29. Корректура - в БЛ под шифр. V, 9, 5 лл.

1) № 27. Автограф, F° и 4°, 4 листа. Писано, видимо, зa один присест, с небольшими помарками. На об. листа 1-го - отрывок из «Смерти Ивана Ильича» (не первой редакции, чужою рукою). Заглавие: «Три старца» и ссылка на Евангелие от Матфея. VI. 7-8. Начало: «Плылъ на корабл? Архіерей изъ Архангельска города въ Соловецкіе»… На обложке рукой A. Л. Толстой: «Три старца (черновой)».

2) Рукопись № 28. Копия рукой В. Г. Черткова, с многочисленными поправками и дополнениями Толстого. 4°, 14 лл. На обложке синим карандашом: «Вторая редакция». Заглавие: «Три старца». Начало (после эпиграфа из ев. Матф. VI. 7-8): «Плылъ на корабл? архіерей изъ Архангельска города въ Соловки»… Изменения и исправления значительны: Напр. в 1-й редакции, старцев, бегущих по морю, сначала увидел не архиерей, а другие путники, которые стали смотреть и рассуждать; архиерей подходит, спрашивает и потом вглядывается и видит старцев. Во второй редакции старцев видит сначала архиерей, остальные спят. Архиерей подходит к кормчему и просит посмотреть, чт? виднеется; тот видит старцев, ужасается и кричит; народ вскакивает, и все видят старцев, подошедших к кораблю.

3) Рукопись № 29. Копия рукою В. Г. Черткова с предыдущей. 4°, 13 листов линованной тетрадной бумаги, с поправками и дополнениями рукою Толстого и другою рукой. Заглавие: «Три старца». Начало (после эпиграфа из ев. Матф. VI. 7-8): «Плылъ на корабл? Архіерей изъ Архангельска города въ Соловки»… Листы с признаками пребывания в типографии. Видимо, с этой рукописи набирали для изд. 1886 г. Поправки рукой не Толстого внесены из корректуры. На обложке синим карандашом: «Третья редакция».

4) Корректура для изд. 1886 г. (Соч. гр. Л. Н. Толстого, ч. 12. М. 1886), с поправками и дополнениями самого Толстого и С. А. Толстой и подписью С. А. Толстой к печати.

В основу издания положен текст «Сочинений гр. Л. Н. Толстого. Часть 12. Произведения последних годов. М. 1886», стр. 154-162.

«Отечественные записки» 1864, т. 152.

Г. 3. Кунцевич, «Три старца» Л. Н. Толстого и «Сказание о явлениях Августину» (Историко-литературный сборник, посвящ. Вс. И. Срезневскому), Л. 1924, стр. 201-296.

Бирюков, П. И. Л. Н. Толстой. Биография. Изд. 3, т. 2, стр. 122.

В. И. Срезневский «Язык и легенда в записях Л. Н. Толстого» (Ф. С. Ольденбург, к пятидесятилетию научно-общественной деятельности 1882-1932, Сборник статей, стр 476).

Толстовский ежегодник 1913 года. П. 1914. II. 25, 2 пр. т. 85, стр. 229.

См. «Русские сказки и песни в Сибири и др. материалы». Красноярск, 1902, под редакцией Потанина.