Open
Close

Значение зосима (митрополит московский) в краткой биографической энциклопедии. Зосима (митрополит Московский) Митрополит зосима годы жизни

митрополит московский, возведен в этот сан в 1490 г., после смерти митроп. Геронтия, по воле великого князя, собором русских епископов. До этого времени З. был архимандритом Симоновского монастыря в Москве, находился в близких отношениях с Иоанном III, вращался среди таких людей, как дьяк Федор Курицын, поп Алексей, Дионисий (см. Жидовствующие), высказывался против казни еретиков, и потому заподозрен был в еретичестве. Иосиф Волоцкой сообщает в "Просветителе" слухи, обвинявшие З. в кощунстве, в издевательстве над крестами и иконами, в отрицании загробной жизни. На основании этих "слухов", записанных Иосифом Волоцким, врагом З., установилось мнение, что З. был еретиком и только притворялся православным в интересах жидовствующих, для более удобного распространения ереси. Список "богоотметных" книг, составленный З., а также написанное на основании соборного приговора "Смиренного З. поучение всему православному христианству", прямо направленное против еретиков, молчание летописей по этому вопросу, замечание самого Иосифа Волоцкого, не скрывшего, что не все говорили против Зосима - все это дало возможность профессору Павлову отвергнуть общепринятое мнение о еретичестве З. В 1492 г. З. составил пасхалию на восьмую тысячу лет. В 1494 г., "своея ради немощи", или, по свидетельству летописи, вследствие того, что "непомерно держался пития и не радел о церкви Божией", З. оставил митрополию и поселился сначала в Симоновском, а затем в Троице-Сергиевом монастыре, где в 1496 г., "причащался божественных таин на орлеце, во всем святительском чину". Это обстоятельство тоже говорит против еретичества и вероотступничества З.

Ср. "Русская Истор. Библ.", т. VI; Макарий, "История церкви", т. VI; "Современные Известия" (1884 г., № 266); Д. Иловайский, "Еще о ереси жидовствующих" (М. 1884).

"Зосима (митрополит московский)" в книгах

Платон (Левшин), митрополит Московский

Из книги автора

Платон (Левшин), митрополит Московский Особенной славой проповедника, ученого и духовно светлого архипастыря пользовался знаменитый митрополит Московский Платон (Левшин). Обладая очень выгодной наружностью и прекрасным голосом, он снискал себе славу «московского

Из книги Филарет, Митрополит Московский автора

Филарет, Митрополит Московский *

Московский митрополит

Из книги Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России автора Маркова Анна А.

Московский митрополит Как уже говорилось, после Февральской революции Московская кафедра оказалась вакантной – по инициативе обер-прокурора Львова Московский митрополит святитель Макарий (Парвицкий-Невский) был уволен на покой и помещен в Николо-Угрешский монастырь.

Даниил (московский митрополит)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДА) автора БСЭ

Святитель Филипп, митрополит Московский

Из книги Эмиграция (июль 2007) автора Русская жизнь журнал

Митрополит Пётр, московский (+1326)

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Митрополит Пётр, московский (+1326) Митрополит Пётр (Вторая половина XIII века – 1326) – митрополит Киевский и всея Руси, первый из митрополитов Киевских, имевших (с1325 г.) постоянное местопребывание в Москве.Канонизирован Русской церковью как святитель,Родился на Волыни во

Иоасаф, митрополит Московский

автора Автор неизвестен

Иоасаф, митрополит Московский Святитель Иоасаф происходил из дворянского рода Скрипицыных, принял пострижение в Сергиевой лавре и с 1529 года был там игуменом. Близкий к великому князю Василию Иоанновичу - любителю иноков и иночества, он в сане игумена лавры крестил у

Петр, митрополит Московский, святитель

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Петр, митрополит Московский, святитель Святитель Петр, митрополит Московский и всея России, скончался 21 декабря 1326 года (сведения о нем помещены под 21 декабря/3 января) и был погребен в приготовленной им самим гробнице в стене Успенского собора Московского Кремля, с левой

7. Святитель Филарет, митрополит Московский

Из книги Пути Русского Богословия. Часть I автора Флоровский Георгий Васильевич

7. Святитель Филарет, митрополит Московский «Восстание» в 1824-м году было поднято не против Библейского общества только, но против всего «нового порядка». Филарет Московский верно определил смысл этого «восстания» - «обратный ход ко временам схоластическим». И главным

ФИЛАРЕТ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ

Из книги Русские подвижники 19-ого века автора Поселянин Евгений

ФИЛАРЕТ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ Имя Филарета, митрополита Московского, занимает особое место в истории русской Церкви последнего века.Он был для русской Церкви этого времени тем же, чем были для молодой возраставшей Церкви первых веков те великие епископы, которым

Феодосий, митрополит Московский, святитель

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Феодосий, митрополит Московский, святитель Московский митрополит Феодосий в старинных святцах считается в числе святых неканонизированных; мощи его под спудом в Троице–Сергиевой лавре в Серапионовой палате. О жизни свт. Феодосия известно, что он носил фамилию

Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский

автора Автор неизвестен

Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской епархии в семье бедного причетника. Во святом крещении он был назван Иоанном. Апостол Америки и

Алексий, Митрополит Московский, святитель

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Алексий, Митрополит Московский, святитель Святитель Алексий происходил из боярского рода Черниговского княжества и назывался в мире Елевферием. Он родился в 1300 году (по другим данным - в 1292, 1293, 1304 году) и с малых лет отдан был учиться грамоте. «Бог прежде избра от юности

Геронтий, митрополит Московский, святитель

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Геронтий, митрополит Московский, святитель Святитель Геронтий, митрополит Московский, был возведен на первосвятительскую кафедру 29 июня 1471 года. Прежде он был настоятелем Симонова монастыря в Москве, до 1455 года возведен в сан епископа Коломенского.Время правления

Филипп II митрополит Московский, священномученик

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Филипп II митрополит Московский, священномученик (Текст

Зосима (митрополит Московский) - Зосима - митрополит Московский, возведен в этот сан в 1490 г., после смерти митрополита Геронтия, по воле великого князя, собором русских епископов.

До этого времени Зосима был архимандритом Симоновского монастыря в Москве, находился в близких отношениях с Иоанном III , вращался среди таких людей, как дьяк Федор Курицын, поп Алексей, Дионисий (см. Жидовствующие), высказывался против казни еретиков и потому заподозрен был в еретичестве.

Иосиф Волоцкой сообщает в "Просветителе" слухи, обвинявшие Зосиму в кощунстве, в издевательстве над крестами и иконами, в отрицании загробной жизни. На основании этих "слухов", записанных Иосифом Волоцким, врагом Зосимы, установилось мнение, что Зосима был еретиком и только притворялся православным, в интересах жидовствующих, для более удобного распространения ереси. Список "богоотметных" книг, составленный Зосимой, а также написанное на основании соборного приговора "Смиренного Зосимы поучение всему православному христианству", прямо направленное против еретиков, молчание летописей по этому вопросу, замечание самого Иосифа Волоцкого, не скрывшего, что не все говорили против Зосима - все это дало возможность профессору Павлову отвергнуть общепринятое мнение о еретичестве Зосимы.

В 1492 г. Зосима составил пасхалию на восьмую тысячу лет. В 1494 г., "своея ради немощи", или, по свидетельству летописи, вследствие того, что "непомерно держался пития и не радел о церкви Божией", Зосима оставил митрополию и поселился сначала в Симоновском, а затем в Троице-Сергиевом монастыре, где в 1496 г. "причащался божественных таин на орлеце, во всем святительском чину". Это обстоятельство тоже говорит против еретичества и вероотступничества Зосимы.

Ср. "Русская Историческая Библиотека", т. VI; Макарий "История церкви", т. VI; "Современные Известия" (1884, ¦ 266); Д. Иловайский "Еще о ереси жидовствующих" (М., 1884). В. Б. .

Биография Зосима (митрополит Московский) - Великие люди России

Зосима (митрополит Московский) упоминается в следующих биографиях: Не найдено упоминаний в биографиях.
Попробуйте воспользоваться

А также часто у нас смотрят биографии следующих великих людей России.

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

ЗОСИМА (сильный жизнью, живущий жить, греч.) - имя нескольких святых. Из них:

  1. Зосима преп. родился в финикийском селении Синде; был монахом в царствование Юстиниана Великого. Предсказал землетрясение в 526 г., разрушившее Антиохию. Память 8 июня .
  2. Зосима муч.-воин, пострадал в городе Аполлонии-Созопольском, при импер. Траяне. Пам. 19 июн .
  3. Зосима св. муч., пустынник кирикийский, был найден звероловами-язычниками и предан мукам. Когда он был стремглав с камнем на шее повешен, пришел лев из пустыни и поддерживал камень. После этого он был отпущен мучителями и скончался в пустынной горе. Пам. 19 сент. и 4 янв .
  4. Зосима св. муч. Пострадал при Диоклитиане в Малой Азии. Пам. 28 сент .
  5. Зосима преподобный старец, обретший препод. Марию Египетскую в пустыне Иорданской; умер, имея около ста лет от роду; жил в VI веке. Пам. 4 апр .
  6. Зосима святитель, епископ сиракузский. С семи лет был отдан своими благочестивыми родителями в монастырь св. Лукии в Сиракузах. Впоследствии был избран иноками сей обители в игумена и настоятельствовал в ней 40 лет. Потом был избран епископом в городе Сиракузах. Был епископом 13 лет· при императоре Константине II. Отличался милосердием к бедным. Умер 90 лет в 662 г. Многие при кончине его получили исцеление. Пам. 30 марта .
  7. Зосима святитель, киликиянин, епископ Вавилона Египетского. Сначала был иноком Синайской горы; посланный в Александрию по делам монастыря, был рукоположен во епископа гор. Вавилона. Скончался в глубокой старости, возвратившись на Синайскую гору; жил в VI веке. Пам. 4 июня .

ЗОСИМА Соловецкий, преподобный. До нас дошла третья редакция жития св. Зосимы и сподвижника его Савватия, но при ней сохранились известия о происхождении и судьбе первых двух. Старец Герман, сподвижник святых (между 1478-1484), разсказывал о жизни святых клирикам, а те записали его рассказы, «не украшая писания словесы». Но скоро инок из Белоозера взял эти записки почитать и не возвратил монастырю. Вторая редакция принадлежит перу ученика пр. 3осимы, инока Досифея. Досифей писал по поручению новгородскаго архиепископа Геннадия, ученика пр. Савватия. Но Досифею, показался его труд «грубым писанием» и он отдал его для отделки низверженному митрополиту Спиридону. Так произошла третья дошедшая до нас редакция жития. При управлении новгородской епархией Макарием, Соловецкий монастырь отправил инока Богдана к южным славянам с поручением найти искусного составителя житий для новой переработки жития своих основателей. Богдан привез два похвальные слова, составленные Львом Филологом, которые потом служили образцами для русской агио- биографии. Максим Грек составил предисловие к житию спиридоновской редакции. В 1548 г. к прежним чудесам был прибавлен ряд новых. Наконець, в 1679 г. труды Досифея, Максима Грека, сказания о позднейших чудесах и служба святым были соединены в один сборник, получивший название «Соловецкий патерик».

Зосима родился в новгородской области, в селе Толвуе, на берегу Онежского озера. Сначала он поселился на поморье, на устье реки Сумы. Здесь он встретился с иноком Германом, который прежде жил с преподобным Савватием на Соловецком острове. В 1436 г. 3осима и Герман переселились на Соловецкий остров и построили здесь себе келью. Вскоре к 3осиме стали стекаться ученики, которые построили храм и обитель и избрали 3осиму своим игуменом. В 1465 г. преподобный 3осима перенёс мощи преподобного Савватия с реки Волги в Соловецкую обитель. Соловецкий остров принадлежал тогда к новгородской области и 3осиме по делам обители приходилось ходатайствовать в Новгороде перед знаменитою Марфою Посадницею. Скончался Зосима в 1478 г. К лику святых он причтен на московском соборе 1547 г. 8 августа 1566 г. мощи его перенесены в придел соборного храма, посвященный преп. Зосиме и Савватию. Пам. его 17 апр.

Литература. Сергий, II, 99, 258; Тимо феев , «Русск. Ист. Библ.» III, 27, 28, 76; Филимонов , «Иконописный подлинник», 160, 161, 323, 324; Ключевский «Древнерусския жития св.», 198 - 200, 269 - 270, 327; Шляпкин , «Описание рукоп. Сузд. Сп.-Евф. мон.», стр. 45, 48; Барсуков , «Источники русской агиографии», 484-492.

ЗОСИМА Ворбозомский, † в 1550 г., ученик Корнилия Комельского, автор «Поучения и послания Изосимы святаго к Настасии дщери моей». Поучение издано Костомаровым в «Материалах». Память его 4 апр . Мощи почивают под спудом Благовещенской церкви упраздненнаго в 1764 г. Ворбозомского монастыря (в 20 верстах от Белозерска).

См. Филарет , «Обзор», ч. I, стр. 156, Сергий , «Месяцеслов», II, 86, Строев , «Списки иерархии», стр. 121; Барсуков , «Источники русской агиографии», стр. 205.

ЗОСИМА преподобный-волоколамский чудотворец, основавший вместе с Адрианом Волоколамским Сестринский монастырь, находящийся на р. Сестре в волоколамском уезде. Скончался в 1592 г.

ЗОСИМА иеродиакон, а потом иеромонах Троице-Сергиева монастыря, дважды путешествовал на Восток. Первый раз он в 1414 г. сопровождал дочь великого князя Василия Анну, помолвленную за сына Мануила Палеолога Иоанна и посетил Царьград. Весною 1419 г. он снова отправился на Восток, посетил Афон, о. Хиос, Патмос и 7 апреля 1420 г. прибыл в Иерусалим. Свои путешествия Зосима описал в сочинении: «Книга, глаголемая Ксенос, сиречь Странник, диакона Зосимы о пути иерусалимском до Царьграда и до Иерусалима» или «Хождение инока Зосимы». Издано оно у Сахарова в «Сказаниях русского народа», т. II, стр. 59, и в «Православном Палестинском Сборнике», т. VIII, вып. 3, Спб. 1889 (см. О. Греков , «Древнерусские паломники», I, 1891г., и «Журн. Мин. Нар. Пр.» 1889 г., ч. CCLXVI. декабрь, отд. II, стр. 563).

ЗОСИМА -митрополит всея России. По уверению Иосифа Волоцкого, архимандрит Симоновскаго монастыря Зосима, тайный приверженец ереси жидовствующих, был поставлен в митрополиты великим князем Иваном Васильевичем благодаря влиянию протопопа Алексея. По требованию Геннадия, арх. новгородскаго, и других епископов 17 октября 1490 года, спустя лишь 21 день после поставления Зосимы в митрополиты, был созван собор в Москве, на котором жидовствующие были осуждены и митрополит должен был согласиться с решением собора (см. под сл. Жидовствующие ). Но после собора митрополит вместе с другими еретиками предался со всею ревностью пропаганде ереси. У нас, как и в Греции, было распространено верование, что с окончанием семи тысяч лет настанет кончина мира. Поэтому богослужебная пасхалия доведена была у нас до семитысячнаго года и на нем останавливалась. Когда семитысячный год прошел (он оканчивался августом 1492 года), а кончины мира не последовало, нужно было продолжить пасхалию и на дальнейшее время. Это и сделал Зосима, расчислив пасхалию на 20 следующих лет. После проверки новой пасхалии Геннадием и другими епископами она была обнародована во всей митрополии около декабря 1492 года. Еретичество митрополита было узнано нескоро, а когда оно было узнано и поборники православия стали обличать его, он вступил с ними в ожесточенную борьбу. Но он сам помог православным свергнуть его с кафедры. Великий князь, не веривший обвинениям митрополита в еретичестве, был вынужден удалить его с кафедры за пьянство и другие пороки. Зосима был митрополитом с 26 сентября 1490 г. по 19 мая 1494 года. Низведенный с кафедры Зосима, по словам летописей, отошел в келью в Симоновом монастыре, а из Симонова монастыря в Троице-Сергиев монастырь. Недавно найдено краткое поучение Зосимы с собором 1490 года против жидовствующих (издано Павловым в «Памятниках» № 117). Поучение, как и согласие с соборными постановлениями против жидовствующих, было вынуждено, и нельзя видеть в нем доказательства православия Зосимы, хотя с несомненностью решить вопрос об еретичестве Зосимы пока нельзя.

Литература . «Правосл. собеседн.» 1860 г., ч. II; м. Макарий , «Ист. р. ц.», т. XVII; Голубинский , «Истории русской церкви », т. II, стр. 566-577, 608 - 610·, «Русская историческая библ. , т. VI; «Современные Известия» 1884 г. № 266; Д. Иловайский , «Еще о ереси жидовствующих», М. 1881.

ЗОСИМА (Ζώσιμος ) - историк, составил историю римских императоров ("Ιστορία νέα ) в 6 книгах, из которых первая содержит краткий очерк трех первых веков, а пять остальных подробно описывают время от Диоклетиана до 410 г. и составляют важный источник для истории этого периода. Зосима был язычник, живший в Константинополе и до того преданный культу богов, что в уничтожении его видел причину падения римского государства. К выдающимся христианским государям он относится с ненавистью. Время его жизни не установлено твердо. Мендельсон, новейший издатель его труда (Zosimi comitis et exadvocati fisci Historia nova, Lipsiae 1887) составление «Истории» относит ко времени между 450 и 501 годами, тогда как другие во 2 кн. XXXVIII гл. видят намек на уничтожение подати с ремесленников (χρυσάργορον ) в 501 году при императоре Анастасие и относят поэтому составление «Истории» к позднейшему времени (см. W. Christ . Gesch. d. griech. Litt, 3 Aufl., München 1898, 797). Сочинение это выгодно отличается от большинства других исторических компиляций как краткостью и чистотой языка, так знанием дела и меткостью суждения.

См. Я. Алфионов , «Император Юлиан и его отношение к христианству».

ЗОСИМА - папа, был по происхождению грек. 18 марта 417 года он вступил на папский престол после Иннокентия I и умер 26 декабря 418 года. Его правление замечательно тремя фактами. В письме к галльским епископам 22 марта 417 года Зосима повелел, чтобы ни один галльский пресвитер не приезжал в Рим или в другое место без отпускной грамоты (litterae formatae) Патрокла, епископа арлесскаго, и чтобы этот митрополит посвящал епископов Виенны и обеих нарбоннских провинций. Таким образом епископ арлеcский делался митрополитом трех провинций и приматом всей Галлии. Это распоряжение папы вызвало противодействие епископов Виенны, Нарбонна и Марселя. Дело кончилось только при папе Льве I, который отнял у преемника Патрокла права митрополита над Виенною и подчинил четырех епископов виеннскому митрополиту, а всех остальных арлесскому. Второе событие правления Зосимы - пелагианские споры. Сначала папа согласился с составленными в общих выражениях и поданными ему Целестием и Пелагием исповеданиями веры и высказался в их пользу, но, когда африканские епископы снова осудили пелагианство, папа в своем Epistola tractoria осудил Пелагия и Целестия (см. Пелагий ), Зосима принял сторону пресвитера Сикки Апиария, низложеннаго своим епископом, и настаивал на его восстановлении. Этим было положено начало продолжительным спорам о праве аппеляции. По смерти Зосимы в Риме при выборе преемника ему произошли смуты (см. Бонифаций и Евлампий ).

Литература . I. Langen , «Geschichte der Römischen Kirche bis zum Pontificate Leo"s I», Bonne 1881, 724 - 763; Duchesne , «Fastes épiscopaux de l"ancienne Gaule», I, Paris 1894, 93 -110; Фаррар , «Жизнь и труды св. отцов» перевод A. П. Лопухнна, изд. 2-е, т. II, стр. 399, прил. IV, стр. 533; Робертсон и Герцог , «История христианской церкви», т. I.

* Александр Магистрианович Кремлевский,
магистр богословия, законоучитель
Ярослав. Демид. лицея.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 763. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1904 г. Орфография современная.