Open
Close

Значение слова рассудок. Рассудок - это что такое? Значение слова

Диссертация

Баканова, Анастасия Александровна

Ученая cтепень:

Кандидат психологических наук

Место защиты диссертации:

Санкт-Петербург

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Психология личности

Количество cтраниц:

Глава I. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИИ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ЖИЗНИ И СМЕРТИ

1.1. Проблемы жизни и смерти в философии.111.2. Понятия жизни и смерти в психологической науке и их историческое развитие.

1.2.1. Представление о жизни и смерти в психоаналитической концепции

1.2.2. Понимание жизни и смерти в экзистенциально-гуманистической парадигме.

1.3. Критическая ситуация как столкновение со смертью в отечественной и зарубежной психологии

1.3.1. Кризис в понимании зарубежных психологов .

1.3.1. Критические ситуации и их значение для становления личности в отечественной психологии.

1.4, Влияние на личность опыта столкновения со смертью.

Г л а в а П. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Этапы исследования.

2.2. Характеристика обследованной выборки.

2.3. Организация, методы и методики изучения отношения личности к жизни и смерти в критических ситуациях.

Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ И СМЕРТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАжизни свободы.

3.1.1. Понимание жизни и смерти заключенными.

3.1.2. Взаимосвязь концепций жизни и смерти у заключенных по результатам корреляционного анализа.

3.1.3. Влияние критической ситуации лишения свободы на отношение заключенных к жизни и смерти по результатам факторного анализа

3.2. Особенности отношения военноелужащих, принимавших участие в боевых действиях, к жизни и смерти.

3.2.1. Понимание жизни и смерти участниками боевых действий

3.2.2. Взаимосвязь представлений о жизни и смерти у военнослужащих, прошедших "горячие точки", по результатам корреляционного анализа

3.2.3. Особенности критической ситуации участия в боевых действиях по результатам факторного анализа.

3.3. Особенности отношения к жизни и смерти женщинами с онкологическим заболеванием.

3.3.1. Понимание жизни и смерти онкологическими больными женщинами

3.3.2. Взаимосвязь отношения к жизни и смерти по результатам корреляционного анализа.!.

3.3.3. Особенности переживания критической ситуации онкологическими больными женщинами по результатам факторного анализа.

3.4. Сравнительный анализ общих и специфических особенностей отношения к жизни и смерти в различных критических ситуациях .

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях"

Человеческая мысль всегда пыталась проникнуть во все неизвестное и таинственное, но, по-видимому, самым неизведанным была и остается для человека смерть, которая пугает неопределенностью опыта и одновременно точностью знания о своей неизбежности. По мнению некоторых ученых (Ф. Ариес, М. Вовель, О. Тибо, Л.-В. Тома, П. Шаню), смерть -один из коренных параметров коллективного сознания и отношение к смерти может служить даже индикатором уровня развития цивилизации. Поэтому" изучение установок в отношении смерти, которые заслуживают внимания и сами по себе, может пролить свет и на установки людей в отношении к своей жизни и к основным ее ценностям.

Отношение людей к смерти менялось вместе с мировоззрением на протяжении хода всей истории человечества, что можно увидеть, обратившись к работам великих философов разных эпох. Эти отношения строились от понимания смерти как естественного продолжения и завершения жизни до полного их разрыва в сознании человека, разведения их как двух различных сущностей, их взаимоотрицания.

Проблема смерти в настоящее время исследуется не только философами, но и медиками, биологами, этнографами, археологами, историками литературы и даже физиками. Исследование проблемы жизни и смерти приобретает новый виток в связи с изменением духовной ситуации не только у нас в стране, но и во всем мире.

В настоящее время растет осознание того, что духовное измерение человеческого опыта является полноправной сферой исследования и изучения в рамках психологической науки. Современная психология предполагает формирование представления о психическом и духовном развитии личности в контексте транскультурального и многоуровневого подхода к решению тех проблем, которые встают перед человечеством на рубеже

XX и XXI века.

В этой связи особое место в системе психологического знания занимает экзистенциально-гуманистическая парадигма, которая рассматривает развитие и становление личности как творческий поиск человеком своего предназначения, согласия с самим собой, актуализации своих возможностей. Жизненный путь личности связан с прохождением различньрс Критических ситуаций, которые, по словам Э. Иоманс "можно обозначить кйк этапы разрушения, когда происходит ломка, отмирание или "позитивная дезинтеграция" некоторых наших естественных способов видения мира, познания себя и отношения к окружающему" .

Самыми сильными критическими ситуациями личности являются те, которые связаны с осознанием собственной смертности (неизлечимая болезнь, участие в боевых действиях и т.д.) или столкновения со смертью другого (переживание потери близкого человека). Однако в экзистенциально - гуманистической парадигме любые критические ситуации можно рассматривать как своеобразное "столкновение со смертью". Причем, смерть в данном контексте понимается как трансформирующий процесс, отказ от старых, привычных способов бытия и подбор, совершенствование новых более адекватных изменившимся условиям.

Критическая ситуация переживается личностью по-разному. С одной стороны, она может оказать разрушительное действие, повышая тревогу и депрессию, чувство беспомощности и безнадежности, что может привести к жизненному кризису. А с другой, - придать жизни смысл, сделать ее более полной и содержательной. В любом случае столкновение с критической ситуацией болезненно переживается личностью и изменяет ее отношение к жизни, смерти, себе и ценностям, что формирует различные жизненные стратегии, помогающие человеку выйти из критической ситуации. Все отмеченное выше позволяет говорить о необходимости пси хологической помощи лицам, находящимся в критической жизненной ситуации.

Однако анализ литературы показывает, что на современном этапе развития психологии, несмотря на социальную востребованность и практическую направленность, теория кризисов развита недостаточно - не разработана собственная система категорий, не прояснена связь используемых понятий с академическими психологическими представлениями, не выявлены пути и механизмы преодоления критических ситуаций, не изучена психология личности в критических ситуациях. Все выше сказанное позволяет говорить об актуальности данного диссертационного исследования, которое призвано восполнить некоторые пробелы в теоретическом и эмпирическом изучении проблемы отношения к жизни и смерти личности в критических ситуациях.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в групповой и индивидуальной психологической помощи клиентам, находящимся в критической жизненной ситуации или переживающих посттравматический стресс. Психотерапевтическая работа в этих направлениях требует наличия знаний о том, как понимается смерть и, соответственно, собственная жизнь в подобных состояниях, а также какие личностные ресурсы и жизненные стратегии задействуются для совладания с критическими ситуациями.

Материалы диссертации используются в лекционных курсах при подготовке практических психологов по психологическому консультированию, психологической помощи и коррекции, в виде спецкурса для магистрантов по психологии личности и индивидуальности, а также в психологическом тренинге для студентов-психологов.

Цель нашего исследования - выяснить отношение личности к жизни и смерти и их взаимосвязь в различных критических ситуациях.

Гипотеза заключается в предположении о том, что отношение личности к жизни и смерти включает в себя рациональные и эмоциональные компоненты, по-разному взаимодействующие в различных критических ситуациях, что определяет жизненные стратегии совладания с ними.

Частные гипотезы:

1. Рациональные и эмоциональные компоненты отношения к жизни и смерти имеют различную степень выраженности в критических ситуациях.

2. Отношение к жизни и смерти в различных критических ситуациях имеет как общие, так и специфические особенности.

1. Провести теоретический анализ философской и психологической литературы по предмету исследования.

2. Подобрать и разработать диагностические методики, адекватные цели и гипотезе исследования.

3. Выявить эмоциональные и рациональные компоненты отношения к жизни и смерти в критических ситуациях.

4. Изучить взаимосвязи между отношением к жизни и смерти в различных критических ситуациях - заключении в места лишения свободы, участия в боевых действиях и при онкологическом заболевании.

5. Определить общие и специфичные особенности отношения к жизни и смерти.

Объект исследования: мужчины 20 - 45 лет, заключенные в места лишения свободы (35 человек); женщины 35 - 60 лет с онкологическим заболеванием (36 человек); мужчины 18 - 25 лет, принимавшие участие в боевых действиях в "горячих точках" и получившие ранения (35 человек). Всего в исследовании принимало участие 106 человек.

Предметом исследования являются эмоциональные и рациональные компоненты отношения к жизни и смерти, их взаимосвязь и влияние на жизненные стратегии совладания с критическими ситуациями.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в построении эмпирической типологии жизненных стратегий совладания с критическими ситуациями. Личность структурирует эти ситуации по таким эмоциональным и рациональным компонентам отношения к жизни и смерти, как: отношение к жизни - принятие жизни, жизнь как рост, жизнь как потребление, непринятие жизни; онтологическая защищенность, принятие себя, ответственность, стремление к росту; отношение к смерти - принятие смерти, смерть как переход в другое состояние, смерть как абсолютный конец; непринятие смерти, страх; видение смысла - наличие и отсутствие смысла в жизни и смерти.

Такая типология позволяет выявить систему отношений личности к сещ/ бе, другим, жизни и смерти, а также определяет комплекс психологических характеристик, присущих личности в различных критических ситуациях и помогающих ей совладеть с ними.

В качестве теоретико-методологической основы диссертационного исследования выступают; ведущие методологические принципы психологического детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, активности, системности, комплексности (К.А. Абульханова - Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова , Л.С. Выготский, В.Н. Панферов, С.Л. Рубинштейн ); представления о жизненном пути как индивидуальной системе решения таких экзистенциальных проблем, как жизнь - смерть, свобода - ответственность, одиночество - общение, смысл - бессмысленность жизни (Дж. Бьюдженталь , В. Франкл, Э. Фромм); личность как субъект жизненного пути и система субъектно-оценочных и избирательных отношений к действительности (К.А. Абульханова - Славская, Б.Г. Ананьев , Л.И. Анцыферова, Т.Б. Карцева, А.Ф. Лазурский , В.Н. Мясищев С.Л. Рубинштейн); совладание личности с критическими жизненными ситуациями; конструктивные и неконструктивные стратегии такого совладания (Л.И. Анцыферова , Р. Ассаджиоли, Б.С. Братусь, лоу, К. Роджерс, Н.В. Тарабрина , В. Франкл, Э. Фромм, Дж. Якобсон).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Отношение к жизни и смерти представляет собой систему, основными эмоциональными и рациональными компонентами которой являются: степень принятия жизни и смерти, онтологическая защищенность, принятие себя, видение смысла, ответственность, стремление к росту, представление о смерти как переходе в другое состояние или как абсолютном конце.

2. Взаимосвязь рациональных и эмоциональных компонентов отношения к жизни и смерти в критических ситуациях определяет 8 жизненных стратегий совладания с ними: "Стремление к росту", "Поиск смысла жизни", "Любовь к жизни", "Страх перед жизнью", "Захват жизни", "Страх изменений", "Самоуничижение" и "Гедонизм".

3. Критические ситуации изменяют отношение личности к жизни и смерти. Направление этих изменений будет зависеть от возможности личности интегрировать психотравмирующий опыт, связанный с критической ситуацией, а также от отношения к самой ситуации.

4. В совладании с критической ситуацией можно выделить два основных направления, связанных с отношением личности к этой ситуации -"Критическая ситуация как возможность роста" и "Критическая ситуация как страдание".

Диссертационное исследование выполнялось в течение 1995 - 2000 г.г. в следственном изоляторе № 6 Главного управления исполнения наказаний Минюста Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (пос. Горелово Ломоносовского района Ленинградской области), в Военно-Медицинской Академии им. С.М. Кирова и в организации социально - психологической поддержки онкологических больных Ассоциации "Надежда".

Апробация результатов исследования: основные теоретические положения докладывались на научно-методических семинарах аспирантов, заседаниях кафедры психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, в СНО Института биологии и психологии человека, а также через публикации и выступления на научно - практических, научно - методических и межвузовских конференциях (Царскосельские чтения - 1999; Ананьевские чтения - 1999, Психология и экология человека). Содержание диссертации использовалось в лекционных курсах по психологическому консультированию и в спецкурсе по психологии индивидуальности для студентов психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена. Результаты исследования были представлены на семинарах Международной школы консультирования, психотерапии и ведения групп при Институте психотерапии и консультирования "Гармония", на их основе была разработана программа психологического тренинга "В поисках себя: дар принимать изменения*, а также в индивидуальном психологическом консультировании. По теме исследования опубликовано 6 печатных работ.

Диссертация состоит из 3 глав, введения, заключение библиографии, приложений. В первой главе изложено философское и психологическое понимание проблем жизни и смерти, а также психологическая теория кризиса и критических ситуаций; вторая глава посвящена описанию методов и организации исследования; в третьей представлены результаты исследования и их анализ. Приложения содержат экспериментальные материалы, авторскую методик}" "Принятие" и Анкету на выявление отношения к жизни и смерти.

Заключение диссертации по теме "Психология личности", Баканова, Анастасия Александровна

Результаты исследования и сформулированные выше для каждой выборки стратегии позволили построить эмпирическую типологию жизненных стратегий совладания с критическими ситуациями (см. рис. 25).

Личность структурирует эти ситуации по таким эмоциональным и рациональным компонентам отношения к жизни и смерти, как: отношение к жизни - принятие жизни, жизнь как рост, жизнь как потребление, непринятие жизни; онтологическая защищенность, принятие себя, ответственность. стремление к росту; отношение к смерти - принятие смерти, смерть как переход в другое состояние, смерть как абсолютный конец; непринятие смерти, страх; видение смысла - наличие и отсутствие смысла в жизни и смерти.

Такая типология позволяет выявить систему отношений личности к себе, жизни и смерти, а также определяет комплекс психологических характеристик, присущих личности в различных критических ситуациях и помогающих ей совладеть с ними.

Жизненные стратегии совладания с критическими ситуациями

Смерть как перехода в другое состояние, принятие смерти

Наличие смысла

Смерть как конечность; непринятие смерти

Страх перед жизнью

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своем исследовании мы ставили цель выяснения психологической природы отношения личности к жизни и смерти в различных критических ситуациях. Это позволило бы определить жизненные стратегии совладания с ними, а также основные направления психологической помощи лицам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.

Исследование показало, что отношение личности к жизни и смерти представляет собой систему, основными эмоциональными и рациональными компонентами которой являются: степень принятия жизни и смерти, онтологическая защищенность, принятие себя, видение смысла, ответственность, стремление к росту, представление о смерти как переходе в другое состояние или как абсолютном конце.

Взаимосвязь рациональных и эмоциональных компонентов отношения к жизни и смерти в критических ситуациях определяет 8 жизненных стратегий совладания с ними (под стратегией мы понимаем систему отношений к жизни и смерти, выбранную личностью и направленную на преодоление критической ситуации): "Стремление к росту", "Поиск смысла жизни", "Любовь к жизни", "Страх перед жизнью", "Захват жизни". "Страх изменений", "Самоуничижение" и "Гедонизм". Стратегией, специфичной для заключенных, является "Гедонизм"; для онкологических больных - "Страх перед жизнью"; для военнослужащих - "Поиск смысла жизни" и "Захват жизни".

"Стремление к росту". Эта стратегия характеризуется пониманием жизни как постоянного роста, движения к целям и достижениям. Такое отношение к жизни связано с принятием ответственности за себя и близких людей: направленностью личности на заботу. Знание о собственной смертности способно усилить стремление личности к дальней

178 шему развитию, благодаря чему личность более склонна к принятию смерти и осознанному отношению к ней.

"Самоуничижение", В этой стратегии имеются такие особенности, как непринятие личностью себя и своей жизни, чувство онтологической незащищенности и отсутствие смысла в жизни. Смерть в данном случае воспринимается как своеобразное избавление от тягот земного существования, но при этом она вселяет чувство страха.

"Гедонизм". Этот вариант характеризуется потребительским отношением к жизни, при котором отрицается идея личностного роста и развития. Такой подход к жизни выражается в озабоченности собственным здоровьем, принятием болезней и страданий. Концепция смерти в этом случае может быть любой.

"Любовь к жизни". Для этой стратегии характерно воспринимать жизнь как высшую ценность, что связано с принятием себя, своего тела и жизненного пути. В результате этого значимость прошлого значительно повышается, а любые изменения воспринимаются как угроза стабильности, Смерть лишается смысла и понимается, скорее, как абсолютный конец.

"Захват жизни". Эта стратегия характеризуется чувством онтологической защищенности, а также сильной идентификацией с мужской ролью, что тесно связано с опытом непосредственного уничтожения противника. Такое мировоззрение влечет за собой отрицание смысла в смерти, а смысл жизни видится в эмоциональной насыщенности. Такая личность не видит смысла в росте и развитии.

"Поиск смысла жизни". Для этой стратегии характерным является неясные представления о собственной жизни, стремление найти ее глубинный смысл, Жизнь понимается здесь скорее как постоянный рост, а в смерти видится переход на другой уровень развития.

"Страх перед жизнью". Эта стратегия характеризуется наличием внутренних противоречий в структуре личности. Концепция смерти как перехода выступает в этом случае как психологическая защита.

"Страх изменений". В этой стратегии основными характеристиками являются забота о здоровье, высокий уровень контроля, непринятие настоящего, сосредоточение на стабильности жизни. Смерть понимается как абсолютный конец.

Исследование показало, что критические ситуации изменяют отношение личности к жизни и смерти. Направление этих изменений будет зависеть от возможности личности интегрировать психотравмирующий опыт, связанный с критической ситуацией, а также от отношения к самой ситуации. Нами выделены два таких отношения - "Критическая ситуация как возможность роста" и "Критическая ситуация как страдание".

В первом случае критическая ситуация воспринимается личностью как возможность более глубокого, аутентичного бытия и включает в себя такие компоненты; принятие судьбы, чувство онтологической защищенности, осмысленность жизни, ответственность, стремление к росту, принятие духовного и телесного аспекта своей личности, терпимость к изменчивости жизни, а также принятие чувств по отношению к смерти и веру в бессмертие души.

Во втором варианте критическая ситуация воспринимается как наказание или искупление и выражается в концентрации на своих страданиях - болезнях, старости, страхов, зла, беспомощности и одиночества. Такое отношение к жизни связано с представлениями о смерти как абсолютном конце и страхом по отношению к ней.

Критическая ситуация, таким образом, как ситуация столкновения с основными экзистенциальными категориями, предоставляет личности возможности как для роста, так и для "ухода в страдания", Выбор в этом

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Баканова, Анастасия Александровна, 2000 год

1. Абрамова Г.С., Юдич Ю.А. психология в медицине. М.: Кафедра М. -1998,

2. Абульханова Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль. - 1991.299 с,

3. Адаптация молодого воина к условиям воинской службы и профилактика дезадаптационных расстройств; Методическое руководство, М.; МО СССР . 1980.

4. Алферов ЮА, Козюля В.Г, Дезадаптация и стрессоустойчивость человека в преступной среде. Домодедово, 1996.

5. Ананьев Б.Г, Человек как предмет познания. Л.; Изд-во ЛГУ . 1968. -339 с.

6. Ананьев В.А, Введение в психологию здоровья. СПб,: Балтийская Педагогическая Академия. 1998.

7. Антология мировой философии, В 4-хт, Т.1 М,: Мысль, 1969,- 576 с

8. Антонов В.Ю. Метафизика страха и этика бессмертия. Саратов, 1994.

9. Анцыферова Л.И. Личность в тяжелых жизненных условиях: переосмысливание, преобразования ситуаций и психологическая защита /У

10. Психологический журнал. 1994. № 1.

11. Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологииличности /7 Вопросы психологии, 1978, № 1.11 .Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности/7Психологический журнал. 1981, №2,

12. Анцыферова Л.И. Человек перед лицом жизни и смерти // Российский менталитет, Вопросы психологической теории и практики, М., 1997,

13. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс, 1992. 526 с.180случае зависит только от самой личности, что подтверждает основные идеи экзистенциально-гуманистического направления.

14. Примечательным оказался тот факт, что в критической ситуации выбор стратегии ее преодоления связан с принятием или отвержениемсмысла в происходящих событиях, а также отношением к жизни и смерти.

15. Говоря о специфических особенностях отношения к жизни и смерти в различных критических ситуациях, можно отметить следующее.

16. Критические ситуации изменяют отношение личности к жизни и смерти. Направление этих изменений будет зависеть от возможности личности интегрировать психотравмирующий опыт, связанный с критической ситуацией, а также от отношения к самой ситуации.

17. Принятие смерти выступает вероятным элементом личностногороста в критической ситуации.

18. Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи исследования решены.185

19. М.Ассаджиоли Р. Динамическая психология и психосинтез // В кн.:

20. Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А.А. Бадхена, В JE. Кагана. М.: Смысл, 1997. 298 с. С,12 - 39,

21. Бабурин СВ., Баканова А.А, Психологическая помощь в острых кризисных ситуациях I Научно-методическая конференция, посвященная 190-летию СПГУВК / Тезисы докладов, СПб., 1999. - С, 262-264.

22. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И, Герцена, 1999, С, 207 - 209,

23. Бах Р. Чайка Джонатан Левингстон. Иллюзии. М.: София. 1999.224 с,

24. Бердяев Н.А, О назначении человека. М.: Республика, 1993, 382 с.186

25. Бердяев H.A. Смысл творчества: опыт оправдания человека. М.: Леман и Сахаров, 1916. 358 с,

26. Бородай Ю.М. Эротика, Смерть, Табу: трагедия человеческого сознания, М., 1996.

27. Браун Д. Психология Фрейда и постфрейдисты. М.: "Рэфл-бук".1997.

28. Бурлачук А.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М.:

29. Рос. Пед, Агентство. 1988,

30. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. М.1999,

31. Бьюдженталь Д. Наука быть живым. М.: Независимая фирма "Класс".-1998.

32. Василюк Ф.Е. Проблема критической ситуации. /У Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А,Е, Тарас, К.В. Сельче-нок. Мн.: Харвест, 1999. - 480 с.

33. Василюк Ф.Е, Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ , 1991. 200 с.31 .Водолазский Б.Ф, Психологические особенности личности осужденного. Омск. 1982.

34. Глоточкин АД, Пирожков В.Ф. Психические состояния человека, лишенного свободы. Лекция. М., 1968.

35. Гнездилов А,В, Некоторые аспекты психотерапевтической помощи вработе с умирающими больными // Юбилейный сборник научных р&* бот онкологического диспансера, СПб, 1996.

36. Гнездилов A.B. Путь на Голгофу: Очерки работы психотерапевта в онкологической клинике и хосписе, СПб.: Изд-во Петербург XXI век, 1995.- 136 с.

37. Головаха Е.И. Кроник А.А, Психологическое время личности. К.: Наукова думка, 1994. 207 с.187

38. Годфруа Ж. Что такое психология? М. 1992,

39. Гомер, Илиада. М.: Художественная литература, 1985. - 615 с,

40. Губин В.А., Ворохов А.Д. Армия и молодежь: социальнопсихологические и медицинские аспекты. Л, 1990.

41. Грейсон Б., Харрис Б. Советы переживающему предсмертное состояние /У В кн,: Духовный кризис, Статьи и исследования. М,: МТМ , 1995.-256 с, С. 208-219.

42. Гроф С. За пределами мозга. М,: Изд-во Трансперсонального института, 1993. 504 с.

43. Гроф С.5 Гроф К, Духовный кризис: понимание эволюционного кризиса. Н В кн.: Духовный кризис: Статьи и исследования. М.: МТМ,1995,-256 с,

44. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М., 1996.-246 с.

45. Гуревич П.С. Размышления о жизни и смерти // Психология смерти и умирания: Хрестоматия /Сост. К.В. Сельченок , Мн,: Харвест, 1998.656 с, С, 608 626,

46. Гуревич П.С. Уйти, чтобы вернуться.// Наука и религия.№ 5, 1990.

47. Гуревич П.Я, История формирования образа смерти в философии и психологии //Философия и жизнь. № 4, 1991. М.: Изд-во "Знание".1991,

48. Гуревич П.Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии.// Одиссей, Человек вистории. Исследования социальной истории и истории культуры. М.,1989,

49. Дворецкая Е.В. Проблема смерти в русской религиозной филосо-фии//Тема смерти в духовном опыте человечества: материалы международной конференции, Санкт-Петербург, 2-4 октября 1993 г.1. СПб.,1993,188

50. Деев В.Г. Изучение психологических особенностей осужденных, содержащихся в ИТУ , Рязань, 1975,

51. Дидро Д. Сочинения в 2-х томах. Т.1. М.: Мысль, 1986. 590 с.

52. Дроздов В.Н., Беридзе М.З., Разин П.С. Медицинские, социальнопсихологические, философские и религиозные аспекты смерти. Киров, 1992,51 .Дубровский Д.И. Смысл смерти и достоинство личности. // Философские науки, № 5, 1990.

53. Евграфов А.П., Романенко Н.М., Шмаров И.В. Изучение личности заключенного и организация индивидуальной работы с ним, М.,1964.

54. Египетская "Книга мертвых" // Наука и религия,№ 1-12, 1990,

55. Из книг мудрецов: Проза Древнего Китая. М.: Художественная литература, 1987, -351 с,

56. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб.:

57. Специатьна* Литература, 1996. 454 с,

58. Исаев С А, Теология смерти. Очерки протестантского модернизма.

59. М.; Прогресс, 1991.-217 с.

60. Исупов К.Г. Русская философия смерти.// Смерть как феномен культуры, Сыктывкар, 1994,189

61. Йоманс Т. Введение в психологию духовного измерения /У В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред,

62. A.A. Бадхена, В.Е. Кагана . М.: Смысл, 1997. 298 с. С. 154 -196.

63. Йоманс Э. Самопомощь в мрачные периоды. //В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии. /Под ред. A.A. Бадхена,

64. B.Е. Кагана. М,: Смысл. 1997, С. 108-136,

65. Калиновский П.П. Переход: Последняя болезнь, смерть и после. М.:1. Новости, 1991.-189 с.

66. Кардаш С. Измененные состояние сознания. Д.: Сталкер, 1998. -416 с.

67. Карцева Т.Б, Изменение образа "Я" в ситуациях жизненных перемен ¡1 Автореф. дис. . канд. психол . наук. М. 1989.

68. Кастанеда К, Учения дона Хуана: Сочинения, М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1999. - 704 с.

70. Кораблина Е.П, Становление личности женщины //Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. A.A. Крылова , JI.A.

71. Коростылевой , СПб,: Изд-во СПбГУ, 1997. - 240 с. С, 174-185.

72. Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова A.A., Родина А.М. Психологическая помощь и коррекция. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. 60 с.

73. Коротко» К.Г, Свет после Жизни. СПб., 1994, 236 с.

74. Коржова Е.Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения

75. Психологические проблемы самореализации личности /Под ред,

76. A.A. Крылова , JI.A. Коростылевой. СПб.: Изд-во СП6ГУ, 1997. - 240 с. С. 75 - 88.

77. Коупленд Н. Психология и солдат. М.: Воениздат, 1960. 135 с.190

78. Крук И.И. Метод цветовой символики в традиционной культуре белорусов, Ü Жизнь, Смерть, Бессмертие: материалы научной конференции. СПб. -1993.

79. Ксендзюк А, Тайна Карлоса Кастанеды, Анализ магического знаниядона Хуана: теория и практика. Одесса, Хаджибей, 1995. 480 с.

80. Кэсон Э., Томпсон В, Работа со стариками и умирающими // В кн.;

81. Психотерапия и духовные практики: Подход Запада и Востока к лечебному процессу. / Составитель В. Хохлов, Мн,: "Вида - Н", 1998. -320с. С. 296-311.

82. Лаврин А,П, Что такое смерть. //Психология смерти и умирания: Хрестоматия /Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест. 1998. - 656 с. С. 35 -182,

83. Лазарев Е. Призыв к бесстрашию./УНаука и религия. №10.1990.

84. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989.81 .Левин Кто умирает? К.; София, 1996,- 352 с.

85. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО ). М.:1. Смысл, 1992. -15 с.

86. Линдеманн Э. Клиника острого горя // Хрестоматия по патопсихологии , М., 1980,

87. Личность преступника: методы изучения и проблемы воздействия.1. М. 1988,1?

88. Логинова H.A. Развитие личности и ее жизненный путь. /У Принципыразвития в психологии, М.; Наука. 1978. С, 156 - 212.

89. Льюис Д.Р. Энциклопедия представлений о жизни после смерти. Ростов на - Дону, 1996.

90. Маклаков А.Г., Чермянин C.B., Шустов Е.Б. Проблемы прогнозирования психологических последствий локальных военных конфликтов // Психологический журнал. М., 1998. Т. 19. №2, с. 15 26.191

91. Мангасарян В.Н. От этики выживания к этике жизни.// Жизнь.

92. Смерть, Бессмертие; материалы научной конференции. СПб.Л 993.

93. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997. - 304 с.

94. Материалисты Древней Греции. М.Д955.

95. Мерабишвили В,Н, Заболеваемость населения Санкт-Петербурга злокачественными новообразованиями Н Актуальные вопросы онкологии, СПб, -1996,

96. Минеев В.В., Нефедов В.П. От смерти к жизни. Красноярск. 1989.

97. Михайлов Л А, Михеев ГД Военная психология; учебное пособие,

98. Вып.1. Психология личности военнослужащего /Под ред. В.П. Соколина СПб.: Образование. 1993.

99. Михлин А.С., Пирожков В.Ф. Отношение к совершенному преступлению и характеристика личности осужденного. М.; Изд-во Политотдел ИТУ МВД СССР, 1971.

101. Мэй Р. Любовь и воля. М.: Рэфл бук, Ваклер, 1997. - 376 с.

102. Наказание и исправление преступников / Под ред, проф. Ю,М. Анто-няна: Пособие. М.: НИИ МВД РФ, 1992. - 392 с.980 смерти и бессмертии, /7 Философия и жизнь. М, № 4, 1991.

103. Пайнз Д. Бессознательное использование женщиной своего тела.

104. СПб,: Восточно-европейский институт психоанализа. 1997.

105. Петрова Л.Н. Преодоление страха в религиозном сознании. // Жизнь. Смерть. Бессмертие: материалы научной конференции, Спб.,1993.л

106. Поливанова К, К. Психологический анализ кризисов возрастного развития. И Вопросы психологии. № 1. 1994. С. 115 -119.

107. По ту сторону смерти. М.; Летавр, 1994.Психология смерти и умирания: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1998.- 656 с,192

108. Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Подред. А.А, Бадхена, В,Е, Кагана, М.; Смысл, 1997. 298 с.

109. Практикум по психодиагностики . Психодиагностические материалы. /Под ред, A.A. Бодалева . М,: Изд-во МГУ, 1988, 141 с

110. Практическая диагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Шод ред. Д.Я. Райгородского Самара.; Издательский Дом "Бахрах", 1998-672 с.

111. Практическая психология / Под ред. М.К. Тутушкиной , М.; Изд-во Ассоциации строительных ВУЗов. СПб.: "Дидактика плюс". -1997.

112. Прямицин В.Н. Выход из кризиса как философская проблема. Ав-тореф. дисс. . к. филос. н. СПб., 1993. 22 с.

113. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории /Под ред. A.B. Брушлинского . М.: Изд-во "Институт психологии РАН ", 1997. - 576 с.

114. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е.

115. Тарас, К.В. Сельченок , Мн,: Харвест, 1999, - 480 с,

116. Психосоматика. Взаимосвязь психики и здоровья: Хрестоматия. -Мн,: Харвест, 1999, 640 с,

117. Радищев А.Н. Избранные философские сочинения. М.: Политиздат, 1949. 559 с.

118. Ранк О. Страх жизни и страх смерти. СПб.: Питер. 1997. -178 с.

119. Реан А.А, Личность преступника как криминальнопсихологическая проблема./ Вопросы борьбы с преступностью. Материалы VI Международного конгресса, М., 1998,

120. Рейну отер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом . М,: Прогресс. 1993, -240 с.

121. Роджерс К. К науке о личности./ В кн.: История зарубежной психологии, Тексты. М, 1986.193

122. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика.1976,-416 с,

123. Рязанцев С. Философия смерти. СПб.: Спикс, 1994. 319 с.

124. Саймонтон К., Саймонтон С. Возвращение к здоровью. Новый взгляд на тяжелые болезни. СПб.: Питер. 1995.

125. Сартр Ж.-П, Экзистенциализм это гуманизм /Сумерки богов. М., 1989.

126. Светлов П,Я, О страхе смерти. /У Киевлянин, № 25,1901.

127. Светлов П.Я. О смысле смерти. /У Киевлянин. № 53. 1901.

128. Семичев С.Б, Теория кризисов и психопрофилактика // неврозы и невроподобные состояния. Труды ЛНИПНИ им. В.М. Бехтерева. Т.63,1983, С. 98- 104,

129. Социально-психологическое обеспечение боевой деятельности военнослужащих: Материалы социально-психологического исследования в зоне военного конфликта. СПб.: BMA им. С.М. Кирова. 1998.

130. Ташлыков В,А. Психология лечебного процесса. Л.: Медицина, 1984. 191 с.

131. Тома Л,- В. Смерть. М,: Педагогика, 1990. 87 с.

132. Уголовный Кодекс Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1996, 181 с.

133. Федорова М.М. Образ смерти в западноевропейской культуре //

134. Психология смерти и умирания: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок , Мн.: Харвест, 1998. - 656 с. С. 8 - 35.

135. Фигуры Танатоса, Символы смерти в культуре,СПб., 1991.

136. Франки В. Человек в поисках смысла. М.: ПрогрессЛ 990. - 368 с.

137. Фрейд 3. Мы и смерть // Психология смерти и умирания: Хресто-матия/Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1998.- 656 с. С. 182 -198.

138. Фромм Э. Искусство любить, М,: Педагогика, 1990,-160 с.194

139. Харониан Ф. Подавление Высшего // В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А.А, Бадхена, В,Е, Кагана. М.: Смысл, 1997. 298 с. С. 92 -107.

140. Хуземан Ф, Об образе и смысле смерти. М.: Энигма. - 1997.

141. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608 с.

142. Хей Л. Исцели свою жизнь, свое тело. Силы внутри нас. Кишинев, 1996.

143. Цицерон. О старости; О дружбе; Об обязанностях. М.: Наука,1993, 245 с,

144. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смертии бессмертии. Древний мир эпоха Возрождения. М,: Республика, 1991.

145. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Философия XIX века. М.: Республика. 1995. 528 с.

146. Черепанова Е. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку, М.: Академия. -1997.

147. Шахнович М,М, Эпикурейское отношение к смерти и античное прикладное искусство.// Жизнь. Смерть. Бессмертие: материалы научной конференции. СПб., 1993,

148. Шварц Т. От Шопенгауэра к Хайдеггеру. М., 1964.

149. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. М.: Мысль, 1998. 606 с.

150. Шуте В. Глубокая простота. Основы социальной философии. СПб., 1993.X

151. Шуценберг А, Драма смертельно больного человека, пятнадцать лет работы с больным раком // Психодрама : вдохновение и техника. М.; Независимая фирма "Класс", -1997

152. Эриксон Э. Эго идентичность. М.: Педагогика. 1996. - 356 с195

153. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.

154. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия, М.; Независимая фирма "Класс". 1999. 685 с.

155. Angyal A, Neurosis and Treatment, N.Y.; Wiley, 1965.

156. Aries Ph. L"Homme devant la Mort.

157. Borst A. Zwei mittelalterliche Sterbefalle, /7 Mercur, 1980. Bd. 34, S, 1081 -1098.

158. Crisis; Intern, j. of suicide a, crisis studies/ Publ, under the auspices ofthe Intern, assoc. for suicide prevention (IASP).- Toronto etc.: Hogrefe &1. Huber publ, 1991.

159. Lifton R. Odson E. Living and dying. N.Y., 1974.

160. Lindemann E, Symptomatology and management of acute grief -Amer. Journ. of psychiatry, 1944, v. 101. №2.

161. Moos R„ Tsu V, D, The crisis of physical illness an overview // Coping with Phvsical Illness. N.Y. 1977. P. 152 210.

162. Reich W. The Function of the Orgasm: Sex-Economic Problems of Biological Energy. N.Y.: Farrar, Strauss & Giroux. 1961.

163. Sandvoss Ernst R, Gedanken uber den Tod von Heraklit bis Reinhold Messnor. Вейт, 1990.

164. Yacobson G, Programs and techniques of crises intervention // American handbook of psychiatry. N.Y. 1974. 825 p.т

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.


Проблемы жизни и смерти и отношение к смерти

в различные исторические эпохи и в различных религиях

Введение.

1. Измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия.

2. Отношение к смерти, проблемы жизни, смерти и бессмертия

в религиях мира.

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение.

Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, письма и дневники. Только раннее детство или старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем.

По сути дела, речь идет о триаде: жизнь - смерть - бессмертие , поскольку все духовные системы человечества исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов. Наибольшее внимание здесь уделялось смерти и обретению бессмертия в жизни иной, а сама человеческая жизнь трактовалась как миг, отпущенный человеку для того, чтобы он мог достойно подготовиться к смерти и бессмертию.

За небольшими исключениями у всех времен и народов высказывались о жизни достаточно негативно, Жизнь - страдание (Будда: Шопенгауэр и др.); жизнь сон (Платон, Паскаль); жизнь - бездна зла (Древний Египет); " Жизнь - борьба и странствие по чужбине" (Марк Аврелий); "Жизнь - это повесть глупца, рассказанная идиотом, полна шума и ярости, но лишенная смысла" (Шекспир); "Вся человеческая жизнь глубоко погружена в неправду" (Ницше) и т.п.

Об этом же говорят пословицы и поговорки разных народов типа "Жизнь - копейка". Ортега-и-Гассет определил человека не как тело и не как дух, а как специфически человеческую драму. Действительно, в этом смысле жизнь каждого человека драматична и трагична: как бы удачно не складывалась жизнь, как бы она не была длительна - конец ее неизбежен. Греческий мудрец Эпикур сказал так: "Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем".

Смерть и потенциальное бессмертие - самая сильная приманка для философского ума, ибо все наши жизненные дела должны, так или иначе, соизмеряться с вечным. Человек обречен на размышления о жизни и смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом. Смерть вообще - расплата за усложнение биологической системы. Одноклеточные практически бессмертны и амеба в этом смысле счастливое существо.

Когда организм становится многоклеточным, в него как бы встраивается механизм самоуничтожения на определенном этапе развития, связанный с геномом.

Столетиями лучшие умы человечества пытаются хотя бы теоретически опровергнуть этот тезис, доказать, а затем и воплотить в жизнь реальное бессмертие. Однако идеалом такого бессмертия является не существование амебы и не ангельская жизнь в лучшем мире. С этой точки зрения человек должен жить вечно, находясь в постоянном расцвете сил. Человек не может смириться с тем, что именно ему придется уйти из этого великолепного мира, где кипит жизнь. Быть вечным зрителем этой грандиозной картины Вселенной, не испытывать "насыщения днями" как библейские пророки - может ли быть что-то более заманчивым?

Но, размышляя об этом, начинаешь понимать, что смерть - пожалуй, единственное, перед чем все равны: бедные и богатые, грязные и чистые, любимые и нелюбимые. Хотя и в древности, и в наши дни постоянно делались и делаются попытки убедить мир, что есть люди, побывавшие "там" и вернувшиеся назад, но здравый рассудок отказывается этому верить. Требуется вера, необходимо чудо, какое совершил евангельский Христос, "смертию смерть поправ". Замечено, что мудрость человека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти. Как сказал Махатма Ганди: "Мы не знаем, что лучше - жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, ни трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим. Это идеальный вариант". А еще задолго до этого в "Бхагавадгите" сказано: "Воистину, смерть предназначена для рожденного, а рождение неизбежно для умершего. О неизбежном - не скорби".

Вместе с тем, немало великих людей осознавали эту проблему в трагических тонах. Выдающийся отечественный биолог И.И. Мечников, размышлявший о возможности "воспитания инстинкта естественной смерти", писал о Л.Н.Толстом: "Когда Толстой, терзаемый невозможностью решить эту задачу и преследуемый страхом смерти, спросил себя, не может ли семейная любовь успокоить его душу, он тотчас увидел, что это - напрасная надежда. К чему, спрашивал он себя, воспитывать детей, которые вскоре очутятся в таком же критическом состоянии, как и их отец? Зачем мне любить их, растить и блюсти их? Для того же отчаяния, которое во мне, или для тупоумия? Любя их, я не могу скрывать от них истины, - всякий шаг ведет их к познанию этой истины. А истина - смерть".

1. Измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия.

1. 1. Первое измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия - биологическое, ибо эти состояния являют по сути дела различные стороны одного феномена. Давно уже была высказана гипотеза панспермии, постоянного наличия жизни и смерти во Вселенной, постоянного их воспроизводства в подходящих условиях. Известно определение Ф. Энгельса: "Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел", акцентирует космический аспект жизни.

Рождаются, живут и умирают звезды, туманности, планеты, кометы и другие космические тела, и в этом смысле не исчезает никто и ничто. Данный аспект наиболее разработан в восточной философии и мистических учениях, исходящих из принципиальной невозможности только разумом понять смысл этого вселенского кругооборота. Материалистические концепции строятся на феномене самопорождения жизни и самопричинения, когда, по словам Ф. Энгельса, " с железной необходимостью" порождается жизнь и мыслящий дух в одном месте Вселенной, если в другом он исчезает.

Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым на планете, с ее биосферой, равно как и потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет огромное мировоззренческое значение.

Это идея святости жизни, права на жизнь для любого живого существа уже в силу самого факта рождения принадлежит к числу вечных идеалов человечества. В пределе, вся Вселенная и Земля рассматриваются как живые существа, а вмешательство в еще плохо познанные законы их жизни черевато экологическим кризисом. Человек предстает как малая частица этой живой Вселенной, микрокосмос, вобравший в себя все богатство макрокосмоса. Чувство " благоговения перед жизнью", ощущение своей причастности к удивительному миру живого в той или иной степени присуще любой мировоззренческой системе. Даже, если биологическая, телесная жизнь считается неподлинной, транзитной формой человеческого существования, то и в этих случаях (например, в христианстве) человеческая плоть может и должна обрести иное, цветущее состояние.

1.2. Второе измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия связано с уяснением специфики человеческой жизни и ее отличия от жизни всего живого. Уж более тридцати веков мудрецы, пророки и философы разных стран и народов пытаются найти этот водораздел. Чаще всего полагают, что все дело в осознании факта предстоящей смерти: мы знаем, что умрем и лихорадочно ищем путь к бессмертию. Все остальное живое тихо и мирно завершает свой путь, успев воспроизвести новую жизнь или послужить удобрением почвы для другой жизни. Человек же обречен на мучительные пожизненные раздумья о смысле жизни или ее бессмысленности, изводит этим себя, а часто и других, и вынужден топить эти проклятые вопросы в вине или наркотиках. Отчасти это верно, но возникает вопрос: как быть с фактом смерти новорожденного ребенка, который не успел еще ничего понять, или умственно отсталого человека, который не в состоянии ничего понимать? Считать ли началом жизни человека момент зачатия (который невозможно точно определить в большинстве случаев) или момент рождения.

Известно, что умирающий Л.Н.Толстой, обращаясь к окружающим, сказал,

чтобы они обратили свои взоры на миллионы других людей, а не глядели на одного

льва. Безвестная, и никого не трогающая кроме матери смерть, смерть маленького существа от голода где-нибудь в Африке и пышные похороны всемирно известных лидеров перед лицом вечности не имеют различий. В этом смысле глубоко прав английский поэт Д.Донн, сказавший, что смерть каждого человека умаляет все человечество и поэтому "никогда не спрашивай, по кому звонит колокол, он звонит по тебе".

Очевидно, что специфика жизни, смерти и бессмертия человека прямо связаны с разумом и его проявлениями, с успехами и достижениями человека в течение жизни, с оценкой его современниками и потомками. Смерть многих гениев в молодом возрасте, бесспорно, трагична, но при этом нет оснований считать, что их последующая жизнь, если бы она состоялась, дала бы миру нечто еще более гениальное. Здесь действует какая-то не вполне ясная, но эмпирически очевидная закономерность, выражаемая христианским тезисом: "Бог прибирает в первую очередь лучших".

В этом смысле жизнь и смерть не охватывается категориями рационального познания, не укладывается в рамки жесткой детерминистической модели мира и человека. Рассуждать об этих понятиях хладнокровно можно до определенного предела. Он обусловлен личной заинтересованностью каждого человека и его способностью к интуитивному постижению предельных оснований человеческого бытия. В этом отношении каждый подобен пловцу, прыгнувшему в волны среди открытого моря. Надеяться надо только на себя, несмотря на человеческую солидарность, веру в Бога, Высший разум и т.д. Уникальность человека, неповторяемость личности проявляется здесь в высочайшей степени. Генетики подсчитали, что вероятность появления на свет именно этого человека от данных родителей составляет один шанс на сто триллионов случаев. Если уж это свершилось, то какое же поражающее воображение многообразие человеческих смыслов бытия предстает перед человеком, когда он задумывается о жизни и смерти?

На протяжении жизни люди совершенно не задумываются, как их действия связаны с процессами в голове. Откуда приходят мысли, как происходит процесс их превращения в действие? Обычные знания о мозге никак не помогут ответить на этот вопрос. Все потому что мозг - это биологический орган людского организма.

Он контролирует практически все процессы. Но когда мы говорим о мыслях и действиях, тут речь идёт о психологии - сложном порождении мозга. Если говорить простым языком, то психологические процессы является не чем иным, как наглядным примером взаимосвязи действий и мозга, биологической части и внутренней, духовной. Тут же возникает ещё один, не менее интересный вопрос: что придаёт логику и упорядоченность нашим действиям? Этот фактор обеспечивается благодаря сознанию, точнее, его структурному элементу - рассудку.

Общее понятие термина

Что такое рассудок? Это тип мышления, часть сознания, часть психологии, это сознание - все трактовки верны и ложны одновременно. Классический вариант дефиниции термина включает в себя многие аспекты, каждый из которых в той или иной степени подтверждает вышеперечисленные утверждения. Рассудок - это незаменимая способность мозга, один из элементов сознания, позволяющий осмыслять окружающий мир, придавать смысл понятиям и вещам, соотносить их, переводить полученный опыт в категорию воспоминаний и, наоборот, составлять категории. Нужно отметить тот факт, что возникло понятие «рассудок» в психологии. Это открытие произошло неслучайно. Учёные шли к нему многие годы, пытаясь понять, что именно направляет наши действия в нужное русло. Тем не менее существует большое отличие рассудка от разума. Эти два мозговых феномена хоть и похожи друг на друга, но итоги их работы в корни разные, о чём будет рассказано ниже.

Особенности рассудка

Рассудок как психологическое свойство мозга обладает особыми характеристиками. Они включают в себя все особенности, присущие только этой особой форме сознания, например:

Рассудок помогает отделять понятия друг от друга путём выделения особых свойств. Полученные данные систематизируются, что существенно облегчает нагрузку на

Воспоминания классифицируются должным образом, без потери данных или присутствия ненужных факторов. Рассудок работает таким образом, чтобы знания, накапливаемые мозгом, были наиболее необходимыми. Это позволяет не перегружать мозг в процессе работы. Тем не менее эту функцию человек может развивать для содержания как можно большего объёма информации.

Систематизируются не только новые или старые знания. Когда человек чему-то учится, рассудок автоматически направляет полученный опыт в ту часть мозга, в которой этот опыт будет наиболее полезен.

Как мы видим, рассудок - это специфическая форма сознания, которую нельзя отождествлять с другими, подобными ей типами. Главная особенность состоит в том, что рассудок не может создавать новое знание или опыт. Его функция сугубо систематизационная. Действие рассудка также направлено на сохранение здравого смысла или же поддержание психического здоровья человека.

Философское понятие термина

Помимо психологии, следует рассматривать рассудок в философии. приобретает совершенно другой смысл, хотя оно во многом схоже с пониманием психологов. Тем не менее трактовка последних образовывает больше медицинское, чем научное понятие. Согласно учениям многих философов, рассудок - это тот механизм, при помощи которого люди познают этот мир. Также философами выделяется такая схема прохождения информации: рассудок - разум - душа. Таким образом, этап «рассудка» является самым первым. В этом проявляется схожесть с научным пониманием, так как в нём рассудок не является главным элементом в процессе познания и всецелого разбора информации.

Нужно отметить тот факт, что в любом понимании рассудок представлен в виде своеобразного буфера или же природного «мозгового фильтра». Рассудок в философии - это этап процесса саморазвития, притом самый первый.

Влияние рассудка на поведение человека

Учитывая все вышеприведённые факты, можно сделать вывод, что рассудок выполняет В процессе жизнедеятельности человека это самая важная деятельность мозга. Именно способность анализировать отличает человека от других живых существ, чьё поведение контролируется и направляется инстинктами.

Существует определённый тип людей, у которых функция анализа информации развита намного сильнее, чем у других. Они способны обрабатывать информацию во много раз быстрее. Подобный талант имеет название «холодный рассудок». Это особенный тип сознания, при котором информация внутри обрабатывается в несколько раз быстрее из-за биологических особенностей индивида. Подобных людей немного на сегодняшний день, но они существуют.

Помутнение рассудка - что это такое?

Как это ни парадоксально, но практически любой орган в теле человека может заболеть. Это касается и мозга.

Достаточно часто у людей возникает помрачение рассудка. Нельзя сказать, что этот недуг вызывается каким-либо конкретным расстройством мозга. Очень часто помрачение рассудка происходит по причине сильного душевного переживания. Проще говоря, человек Это может быть единичный случай или же патологический, когда расстройство принимает форму неизлечимого психологического заболевания. В психиатрии выделяют следующие формы помрачения:

Полезное безумие.

Меланхолия.

Истерика.

Некоторые учёные выделяют и другие формы, но всех их объединяет один факт: неспособность реализовать аналитическую функцию в той или иной степени. Существует понятие «здравый рассудок». Это характеристика полностью здорового мозга, в котором все процессы и формы сознания работают должным образом. Любой человек, не имеющий никаких психических заболеваний, имеет абсолютно чистый и здоровый рассудок.

Отличие разума от рассудка

Ни в коем случае нельзя отождествлять рассудок и разум. Рассудок - это исключительно анализ. В свою очередь, разум - это способ глубокого осознания информации. Этот вид сознания на выходе даёт совершенно новое знание.

Производится не только анализ, но ещё и объективное оценивание ситуации, предмета и т.п. Рассудок является «подготовительной» частью сознания, а разум - это «заключительная часть», на которой происходит осмысление и реализация этой информации.

Заключение

Итак, в статье было полностью раскрыто понятие рассудка. Рассудок - это первичный этап осознания, без которого люди не смогли бы реализовать свои функции в полной мере. Подобная форма осознания помогает конкретизировать и упорядочивать информацию внутри мозга для её дальнейшего эффективного использования.

Вы слышали о том, что влюбленные отказываются мыслить логически и могут на время терять рассудок? Все мы однозначно сталкивались с подобной фразой в различных жизненных ситуациях, но не всегда задумывались о ее истинном значении. Что значит слово "рассудок"? Это и стало темой данной статьи.

Рассудок: значение слова

Про людей, которые могут в любой ситуации принимать правильные решения, говорят, что они руководствуются рассудком. Что включает в себя это понятие? Давайте попробуем заглянуть в словарь, возможно, именно он раскроет все тайны слова.

Конечно, значение слова "рассудок" можно искать в различных справочниках, но лучше всего вам подойдет "Философский энциклопедический словарь". Да, да, именно философия лучше всего характеризует данное понятие. Не удивляйтесь, философы всегда пытались выяснить связь между рассудком и разумом и пытались дать ему точное определение. Труды многих знаменитых античных мыслителей были посвящены поискам понимания того, что такое рассудок. Это являлось одной из самых популярных тем и среди немецких философов Нового времени. Они внесли серьезный вклад в изучение данного вопроса.

Если суммировать определения из многочисленных научных работ, касающихся данной тематики, то можно сказать, что рассудок - это один из вариантов мыслительной деятельности человека, который позволяет оперировать готовыми представлениями - суждениями - выстраивая их в определенную цепочку. Многие философы называли подобное мышление низшей формой разума.

Характеристика рассудка

Как можно охарактеризовать данный мыслительный процесс? Обычно в представлении каждого человека существует такое понятие, как "холодный рассудок". Оно как нельзя точно характеризует данное слово. Ведь многие проводят параллель между рассудком и логикой. Между ними и вправду очень много общего:

  • апелляция к фактам;
  • отсутствие эмоциональной окраски;
  • умение находить взаимосвязь между различными предметами познания;
  • нахождение нужной модели поведения из полученного жизненного опыта.

Многие философы утверждают, что рассудок не несет познавательной деятельности, а просто соотносит новые факты с базой уже имеющихся информативных полей. Он выполняет упорядочивающую функцию, но довольно часто рассудочное суждение способно стать догматичным. Оно не получает новых образов извне и не способно порождать их.

Рассудок в трудах Канта и Гегеля

Множество научных трудов Канта посвящено рассудочному мышлению человека. Кант считал, что рассудок - это то, что превращает человеческое восприятие предмета в процессе познавательной деятельности, которой в равной степени может быть и ситуация, в опыт. Именно данный тип мышления способен объединить эти две категории и воссоздать взаимосвязи между ними.

Кант давал следующие характеристики рассудка:

  • отделение понятий друг от друга (они не сталкиваются и имеют четкие определения);
  • верная классификация всего того, что воспринимает разум относительно опыта, и отделение от эмоциональной составляющей;
  • систематизация знаний, умений и навыков в опыт.

Можно сказать, что он всегда находится на страже здравого смысла. Потерять рассудок - это значит лишиться возможности правильно воспринимать окружающий мир и принимать массу противоречивых решений, которые могут привести даже к гибели конкретного индивида или группы индивидов.

Деятельность рассудка

Рассудку свойственно абстрагирование. Он никогда не проникает в глубину проблемы или какого-либо предмета, а отдаляется от него и рассматривает немного свысока. Считается, что рассудок механизирует мышление, оно становится более сухим и напоминает деятельность по определенному выстроенному алгоритму действий. В реальности данный алгоритм не может быть абсолютно рациональным, так как он опирается на собственный уже приобретенный опыт. То есть в любом случае содержит определенную субъективность.

Рассудок и разум

Философы никогда не разделяли данные понятия. Рассудок и разум являются неотделимыми друг от друга и представляют собой две формы мыслительной деятельности человека. Но не стоит их путать, различия между этими формами мышления очевидны даже людям, которые никогда не увлекались философией и психологией.

Человек не может во всех жизненных ситуаций ориентироваться только на свой рассудок. В этом случае его жизнь превратится в череду формальностей и будет целиком и полностью подчинена рационализму. Все образы рассудка формальны, они не способны преобразовываться и трансформироваться. Из уже сложившихся форм никогда не образуется нечто новое, это попросту невозможно. Рассудок будет до бесконечности "доставать" из глубин своего хранилища одни и те же образы, примеряя их к новым ситуациям. В конечном итоге действия человека теряют спонтанность, живость и творческое начало. О людях, которые в своем большинстве руководствуются рассудком, говорят, что они "сухие" и "холодные".

Разум, в отличие от рассудка, оперирует образами различной степени. Он словно бы рассматривает предмет со всех сторон, познает его. В этом процессе участвуют нравственная, культурная и художественная составляющие. Каждое решение, принятое разумом, ведет к развитию человека, выводя его на новый уровень. Если рассудок и нравственное мышление предлагают диаметрально противоположные варианты решения проблемы, то разум в этом случае способен выйти на компромисс, объеденив все варианты в наиболее приемлемой форме.

Образы как инструмент разума и рассудка

Некоторые философы подчеркивают, что обе формы мышления пользуются образами. Но каждая из них приспособлена только для определенных мыслительных образов. Если упростить объяснение, то можно сказать, что разум позволяет себе массу различных вариантов образного мышления. Они бывают символическими с яркой эмоциональной окраской, что более свойственно воображению. А могут быть крайне строгими и четкими. Образы разума принято назвать разумениями.

Рассудок тоже оперирует образами, но они являются формальными. То есть они существенно отдаляются от жизни, становятся безжизненными и "сухими". Образы рассудка называются рассуждениями.

Рассудочное и разумное мышление: эволюция представлений в философии

Еще во времена античности философы четко разделяли оба вида мышления и видели между ними разницу. По суждениям многих древнегреческих мыслителей, рассудок способен познавать бытие и все то, что окружает человека. Он создан для суждений о земном, а разум открывает божественное и высшее.

Существует философская теория, согласно которой разум способен выхватывать из происходящего всю суть и объединять противоположности. В отличие от него, рассудок, наоборот, "раскладывает" все части единого по разным местам и "хранит" их по отдельности.

Большой вклад в сравнительный анализ и разработку теоретического определения разума и рассудка внес Иммануил Кант. Он утверждал, что рассудок принимает непосредственное участие в познании - без него процесс не может быть законченным. Любое знание проходит чувственный этап, затем рассудочный и только потом принимается разумом. В понимании Канта рассудок ограняет любое знание, он оттачивает его и ограничивает. Но разуму свойственно переходить за эти ограничения и менять пределы, он руководствуется чувственным восприятием, а не догматичными образами.

Гегель в своих трудах тоже не обошел вниманием тему мышления. Он доказывал тот факт, что разум представляется мышлением бесконечным, а рассудок имеет четкие границы и может являться только конечным мыслительным процессом. Разум воспринимается как свободная деятельность души или духа, ищущего и алчущего знаний.

Марксизм обращался в своих изысканиях к работам Канта и Гегеля, признавая их правоту в одних суждениях и опровергая другие. Учение подразумевает единство разума и рассудка, в тесной взаимосвязи они способны формировать теоретическое мышление. В их тандеме рассудок становится опорой разума, классифицируя и анализируя понятия.

Пример деятельности разума и рассудка

Довольно трудно представить, как происходят мыслительные процессы в той или иной ситуации и каким образом они задействуются. Давайте попробуем разобраться на крайне простом примере.

Представьте себе, что вы приходите к себе домой и обнаруживаете беспорядок в спальне, которого не было утром. Что происходит с вами в это момент? Правильно, после первоначального удивления вы начинаете думать. И в этот момент перед вами проходят различные образы, характеризующие возможные причины произошедшего. Ваши дальнейшие действия будут зависеть именно от того, какой вариант окажется правильным. Процесс выбора верного варианта является очень сложным и задействует массу граней мышления. Можно представить его поэтапно следующим образом:

  • Восприятие ситуации дает массу впечатлений. Это можно назвать подготовкой к разумному осмысливанию, в процессе которой образы пытаются трансформироваться во что-то знакомое и понятное. То есть мы пытаемся сравнить ожидаемую ситуацию с реальной увиденной.
  • На втором этапе происходит сравнение полученной картины с той, которая, по нашему пониманию, должна быть. Разум ищет возможность охарактеризовать данную ситуацию, определить, к чему ее можно отнести. В конечном итоге разумение относит картину в спальне к беспорядку.
  • Поиск причины тоже происходит разумом. В процессе подбираются несколько правдоподобных причин, которые могут объяснить ситуацию.
  • Рассудок начинает активно сопоставлять все причины с реальной картиной произошедшего, выстраивая логическую цепочку. В конце должна остаться только одна причина.
  • Выяснив причину, рассудок начинает составлять алгоритм действий, соотнесенный с личностью виновника и причиной. Выносится конечное суждение.

Конечно, данный пример не раскрывает всей сложности мыслительного процесса, он слишком прост. Но все же позволяет немного проникнуть в тайны разумений и рассуждений.

Фразеологизмы о рассудке

Многие фразы связаны с упоминанием рассудочного мышления человека. В разнообразных ситуациях они очень точно способны передать суть происходящего. Например, потеря рассудка представляется довольно печальным событием для конкретного человека в глазах окружающих его людей. Потерять рассудок можно в различных ситуациях, и обычно это связано с каким-нибудь трагическим для личности событием, в результате которого способность рассуждать здраво, подчиняясь логике, у человека пропадает. Обычно это ограничивается определенным промежутком времени, он зависит от масштабов события и особенностей психики индивидуума. В этом случае можно говорить про помутнение рассудка. Этот процесс воспринимается как временное и обратимое лишение здравомыслия.

В некоторых случаях потерянный рассудок ассоциируется с сумасшествием. В XVIII-XIX веке так говорили о людях, находящихся на лечении в психоневрологических клиниках. Чаще всего пациенты данных учреждений не имели шансов возвратить свой рассудок и встать в ряды здоровых людей. Исходя из этого, можно сделать вывод, что рассудок является неотъемлемой частью мыслительного процесса здорового человека. Последний отличается так называемым здравомыслием и может самостоятельно принимать решения благодаря своим умозаключениям. Индивид, потерявший рассудок, не может быть членом общества и нуждается в помощи.

Рассудок в литературных образах

Поэты и литераторы, стараясь донести до читателей свои душевные порывы, довольно часто использовали в произведениях сравнительные образы, применяя слово "рассудок". Оно хорошо характеризует некоторые грани человеческой души и эмоционально-чувственного восприятия. К примеру, так звучит строка из стихотворения Алексея Толстого: "Коль любить, так без рассудку…" Автор буквально в нескольких словах передал всю силу чувства любви, которое отметает все правила и преодолевает любые границы. Данная фраза вообще очень характерна для русского народа, который совершает множество поступков под влиянием душевных порывов и благодаря им.

Ведь любить без рассудку - это значит не анализировать свое чувство, не пытаться подчинить его правилам. При такой влюбленности человек полностью подчинен эмоциональному восприятию и руководствуется только чувствами. Его разум и рассудок в равной степени не влияют на восприятие предмета и объекта страсти.

В литературных образах довольно часто поступки главных героев оцениваются с точки зрения рассудочности. При этом отсутствие таковой признается в некоторых ситуациях за слабохарактерность и неумение принимать решение.

Рассудком обладает каждый человек, без него мы не могли бы совершать героические поступки, подниматься по карьерной лестнице и действовать в экстремальной ситуации. Он является символом здоровья и ума, но не забывайте в своих рассудочных суждениях о чувствах и эмоциях. Ведь они делают нашу жизнь ярче и интереснее, а голос рассудка всегда подскажет, когда нужно вовремя остановиться.

РАССУДОК

РАССУДОК

РАССУ́ДОК

рассудка, мн. нет, м.

1. Мыслительная способность, позволяющая логически осмыслять действительность, то же, что разум в 1 знач. (книжн.). Деятельность рассудка. Категории рассудка .

2. Нормальное, обычное состояние человеческого сознания. «Я не совсем еще рассудок потерял от рифм бахических, шатаясь на Пегасе.» Пушкин . Лишиться рассудка .

3. Общепризнанный здравый смысл, определяющий поведение человека. «Рассудку вопреки, наперекор стихиям.» Грибоедов . «Вот ты всегда так: не хочешь внять голосу рассудка.» Тургенев .


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "РАССУДОК" в других словарях:

    - – психическая деятельность, дающая материал для разума путем образования понятий, суждений, путем умозаключений (см. ИНТЕЛЛЕКТ). Рассудок является «мыслящей душой», способностью мыслить предметы и их связи посредством понятий (Вундт). Он… … Философская энциклопедия

    См. ум не имеющий здравого рассудка... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. рассудок разум, ум, интеллект; сметка, умственные способности, мыслительные способности, разумность … Словарь синонимов

    рассудок - (рассудок и разум) в философско психологической традиции два типа работы логического мышления. Рассудок, будучи одним из моментов движения мысли к истине, оперирует в пределах сложившегося знания данными опыта, упорядочивая их согласно твердо… … Большая психологическая энциклопедия

    РАССУДОК, дка, муж. 1. Способность к мыслительной деятельности, к осмыслению чего н. Деятельность рассудка. Лишиться рассудка (сойти с ума). 2. Здравый смысл, разумность. С рассудком поступать. Голос рассудка (разумная мысль). | прил. рассудочный … Толковый словарь Ожегова

    Англ. reason; нем. Vernunft. 1. Способность строго оперировать понятиями, правильно классифицировать факты и явления, приводить знания в определенную систему. 2. Здравый смысл. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    рассудок - РАССУДОК тип мыслительной деятельности, связанный с выделением и четкой фиксацией абстракций и применением сетки этих абстракций для освоения предмета мышлением. Выступая как необходимое условие работы мышления, его нормативного характера … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Рассудок - Рассудок ♦ Entendement Скромный и трудолюбивый разум, отвергающий как искушения интуиции и диалектики, так и соблазны абсолюта, тем самым определяя собственные средства познания. Способность к пониманию в ее конечной и определенной форме;… … Философский словарь Спонвиля

    Кантианство … Википедия

    рассудок - ▲ способность психики в отношении, мышление рассудок способность к мышлению; способность к логической деятельности; решение утилитарных задач, понимание окружающей обстановки; рассудок имеют все высокоорганизованные животные; способность к… … Идеографический словарь русского языка

    РАССУДОК - разум, способность к познанию. Отличается от суждения, применяющего абстрактные знания рассудка к конкретным жизненным ситуациям. Картезианские философы противопоставляют рассудок (способность к познанию) воле (способности судить и действовать).… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Книги

  • Рассудок. Разум. Рациональность , Н. С. Автономова. Монография посвящена рассмотрению проблематики рациональности в историческом и теоретико-познавательном плане. Соответственно в ней анализируются концепции, наиболее полно выразившие традиции…