Open
Close

Живые будут завидовать мертвым откуда фраза. "И тогда живые позавидуют мёртвым"

Кто это сказал? В ходу три основные версии:

1. Одноглазый Джон Сильвер в «Острове сокровищ».

2. Апостол Иоанн в «Апокалипсисе».

3. Никита Хрущев, угрожая американцам во время Кубинского кризиса.

Все три версии верны - и все три неверны.

Открыв «Остров сокровищ» в переводе Николая Чуковского, читаем: «Через час я подогрею ваш старый блокгауз, как бочку рома. Смейтесь, разрази вас гром, смейтесь! Через час вы будете смеяться по-иному. А те из вас, кто останется в живых, позавидуют мертвым!» Последняя фраза запомнилась по советским экранизациям романа, а было их целых четыре, включая мультфильм с Джигарханяном - Сильвером.

Однако у Стивенсона нет ни слова «живые», ни слова «позавидуют». У него сказано лишь: «Тем, кто умрет, еще повезет» («Them that die’ll be the lucky ones»).

Зато у наших писателей этот оборот встречался задолго до Стивенсона. В повести Карамзина «Марфа-Посадница» (1803) Марфа предупреждает новгородцев перед битвой с московским войском: «Если возвратитесь побежденные, (...) тогда живые позавидуют мертвым!» Позже, в «Истории государства Российского», Карамзин напишет о нашествии Батыя: «Живые завидовали тогда спокойствию мертвых».

Летом 1812 г., во время нашествия семидесяти языков, ржевский помещик Петр Демьянов пророчествовал: «Скоро приидет бо час, егда живые позавидуют мертвым» (согласно «Письмам русского офицера» Федора Глинки).

В «Святочных рассказах» Николая Полевого (1826) речь прямо идет о светопреставлении: «Будет (...) время, когда живые позавидуют мертвым».

Стало быть, изречение взято из Библии? В Библии буквально этих слов нет, хотя есть нечто очень близкое: «В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них» (Апокалипсис, 9:6); «И ублажил я мертвых (...) более живых» (Екклесиаст, 4:4).

Но кроме библейских пророчеств, у этого оборота мог быть еще один источник - «Иудейская война» Иосифа Флавия. Сочинение Флавия об осаде и разрушении Иерусалима римлянами было излюбленным чтением в Древней Руси. О «леворадикальной», как сказали бы мы, группировке зелотов здесь говорилось: «Зелоты (...) одинаково лишали погребения как убитых на дорогах, так и замученных в городе (...). Кто похоронил одного из своих близких, тот был наравне с перебежчиками наказан смертью (...). От живых их гнев переходил на убитых, а от мертвых опять на живых. Уцелевшие считали блаженными изведенных раньше». В раннем английском издании «Иудейской войны» (1767 г.) переведено: «Это заставляло живых завидовать мертвым».

По-настоящему популярным на Западе это изречение стало с появлением ядерного оружия. В 1960 г. вышел в свет трактат американского футуролога Германа Кана «О термоядерной войне». 2-я глава книги называлась: «БУДУТ ЛИ ВЫЖИВШИЕ ЗАВИДОВАТЬ МЕРТВЫМ?» Вопрос этот рассматривался обстоятельно, с таблицами и диаграммами, а ответ давался, в общем-то, отрицательный: окончательной катастрофы не произойдет, процент погибших от прямых и отдаленных последствий войны будет гораздо меньше, чем думают. Кан, вероятно, хотел дать отпор «пораженческим» настроениям в западных обществах («лучше быть красным, чем мертвым»).

Кубинский кризис, поставивший мир на грань ядерной войны, случился осенью 1962 г. А летом следующего года Хрущев, уже окончательно рассорившийся с Мао, заявил: «Когда говорят, что народ, совершивший революцию, должен начать войну, (...) чтобы (...) на развалинах мира создать более процветающее общество, - это невозможно понять, товарищи! (...) Произойдет такое заражение земной атмосферы, что неизвестно, в каком состоянии будут оставшиеся в живых люди - не будут ли они завидовать мертвым?» (речь в Москве 19 июля 1963 г.).

Хрущев, стало быть, не запугивал американцев, а возражал китайцам. Это заявление было встречено в Америке с пониманием. После убийства Джона Кеннеди его вдова Жаклин писала Хрущеву: «Он не раз цитировал в своих речах Ваши слова: “В будущей войне оставшиеся в живых будут завидовать мертвым”».

На Западе этот оборот еще и теперь нередко считают цитатой из Никиты Сергеевича.

У нас же решительно преобладает мнение об авторстве одноглазого Сильвера.

Вот такой разнобой.

Константин Душенко

Иоанн Богослов - один из 12-ти апостолов, вероятный автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет.

Память апостола Иоанна совершается в Православной церкви (по юлианскому календарю): 8 мая, 30 июня (Собор Двенадцати апостолов), 26 сентября (преставление), в Католической церкви и других западных церквах - 27 декабря.

Стрелка достигнет нулевой отметки и наступит Апокалипсис...

Он начнётся с явления, которое достойно научно-фантастического романа... Вознесение... Если мир появился с большим хлопком, то он может исчезнуть беззвучно... единственным признаком будет то, что все христиане на Земле исчезнут... в мгновение ока окажутся на небе... Фундаменталисты, которые верят в скором наступлении Конца Света, называют это - Вознесением...(Хотя слово "Вознесение" в Библии не встречается, но многие верующие предерживаются именно этому развитию событий Конца...)

Оставленным на Земле миллиардам неверующих предстоит увидеть...Конец Света...

В течении Семи лет катастрофы будут сотрясать планету... землетрясения снизу... огонь с небес...

"...и зделалось Великое землетрясение какого не бывало с тех пор как люди на Земле...такое землетрясение... такое Великое..." - Откровения Иоанна Богослова (глава 16 стих 18)

"...и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек, и на источники вод...и многие из людей умерли..." - Откровения Иоанна Богослова(глава 8 стих 10.11)

Эти события, верующие описывают несколькими словами: "живые будут завидовать мёртвым..."

И эти кошмарные бедствия символизируют четыре ужасные фигуры... они появятся сразу... Четыре всадника Апокалипсиса...

"...я взглянул и вот конь белый, и на нём всадник имеющий лук, и дан был ему венец, и вышел он как победоносный, и чтобы победить..." - Откровения Иоанна Богослова (глава 6 стих 2). Белый всадник означает - завоевание. Красный всадник означает - Войну. Чёрный всадник с весами в руке, означает - Экономический калапс, голод и жажду... Последний всадник самый страшный: "...и я взглянул, и вот конь бледный, и на нём всадник, которому имя смерть... и ад следовал за ним..."- Открования Иоанна Богослова (глава 6, стих 8)

Появление этих четырёх всадников и будет началом Конца... Хаос и разрушение семи лет бедствий...и более половины населения Земли умрёт за этот семилетний период...

Эти четыре всадника прокладывают дорогу самой мрачной среди них фигуре... Библия называет его - "зверем" , верующие называют его - Антихристом. Он приведёт человечество к последней битве - Армагедону..., Антихрист появится как дьявол, скрытый под маской, как говорят верующие. Он станет самой популярной личностью когда либо известной миру, иными словами - суперзвездой. Он будет править миром и вызовет такие страдания, какие небыли известны до этого. Его личность потом станет известна, но будет уже слишком поздно...

"...и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами... на рогах у него было десять деодим, и на рогах у него имена богохульные..." - Откровения Иоанна Богослова (глава13 стих 1)

После вознесения, которое займёт долю секунды и семилетних бедствий, человечество окажется бессильным перед лицом Антихриста...начнётся мировое владычество зверя " ...и дана была ему власть над всяким коленом и народом, языком и племенем, и поклонятся ему все живущие на Земле..." - Откровения Иоанна Богослова(глава14 стих 7.8)

Когда уже кажется что победа на стороне Антихриста... небеса раскрываются и силы самого Господа Бога спускаются с небес... это будет последнее столкновение между Христом и Антихристом.

"...и увидел я отвёрстое небо, и увидел я зверя, и царей Земных, и воинство их, собранные чтобы сразиться... и схвачен был зверь..." - Откровения Иоанна Богослова (глава 19 стих19.20) после периода бедствий - вечный мир. "...и увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали... и моря уже нет..." - Откровения Иоанна Богослова (глава 21 стих 1)

В разделе на вопрос Где в библии сказано: живые позавидуют мертвым? заданный автором Беспросветный лучший ответ это И приказано было саранче не убивать их, а мучить болью в течение пяти месяцев. И боль та была подобна боли, которую причиняет скорпион, когда ужалит человека. И всё это время люди будут искать смерти, но не смогут найти её. Они пожелают смерти, но она не придёт к ним. (Откр. 9:5,6)

Ответ от Павел Жданов [гуру]
нет там такого


Ответ от Rtioma artiomian [гуру]
Что происходит, когда человек умирает?
Почему люди умирают?
Утешительно ли знать правду о смерти?
1-3. Какие вопросы задают люди о смерти и чему учат разные религии?
ВОТ уже не одну тысячу лет людей волнуют эти вопросы. Они очень важны, ведь ответы на них затрагивают каждого из нас, независимо от того, кто мы и где мы живем.
2 В предыдущей главе обсуждалось, как искупительная жертва Иисуса Христа открыла путь к вечной жизни. Мы также узнали, что в Библии говорится о времени, когда «смерти уже не будет» (Откровение 21:4). Но сейчас люди умирают. Мудрый царь Соломон сказал: «Живые знают, что они умрут» (Экклезиаст 9:5). Нам хочется жить как можно дольше. И все же нас волнует вопрос: что происходит, когда человек умирает?
3 Смерть близких приносит много горя. Возможно, нам не дают покоя вопросы: где находятся наши близкие? Страдают ли они? Видят ли они нас? Можем ли мы им помочь? Увидим ли мы их вновь? Религии по-разному отвечают на эти вопросы. Кто-то считает, что хорошие люди пойдут на небо, а плохие - будут мучиться в огне. Другие утверждают, что после смерти люди попадают в мир духов, где находятся их предки. Есть и такие, кто говорит, будто мертвые оказываются в подземном царстве, чтобы
предстать перед судом, а затем переродиться в другое существо.
4. В чем сходятся многие религии относительно смерти?
4 Чему бы ни учили религии, почти все они сходятся в одном: какая-то часть человека переживает смерть тела. Во все времена люди верили, что после смерти мы продолжаем жить и каким-то непостижимым образом сохраняем способность видеть, слышать и думать. Но возможно ли это? Чувства и мысли связаны с работой мозга. Когда человек умирает, мозг перестает работать. Со смертью мозга наши воспоминания, чувства и переживания просто исчезают. Они не могут существовать сами по себе.


Ответ от Европейский [гуру]
Вымысел... Художественный..


Ответ от Особенность [гуру]
формулировка "живые будут завидовать мертвым" действительно очень известна и у нас, и на западе (англ. версия - The living will envy the dead), и ее авторство приписывается Никите Сергеевичу Хрущеву. После того как он так выразился о последствиях ядерной войны, эту фразу подхватили многие западные средства массовой информации, и она стала крылатой.

В бизнесе вместе с весной происходит не самое лучшее пробуждение. На очереди новые ещё более сильные волны увольнений. В конце 2008 года компании оптимизировались с целью получения максимальной прибыли за счёт сокращения затрат. Получить запланированную прибыль без этих мер было учитывая кризис не возможно, так как продажи пошли с отрицательным трендом. Поэтому компании подрезали численность и административные затраты. Это позволило зафиксировать запланированную прибыль по 2008.
2009 не имеет таких преференций как 2008. Бюджетного жира нет, с первых месяцев по операционной деятельности фиксируются убытки и отрицательный тренд прогнозируется вплоть до 4 квартала. А это значит, что вместе с подведением итогов по первому кварталу инвесторы спросят – «за чей счёт банкет?» и в этот момент мы почувствуем настоящую волну сокращений...

"– Как вам угодно, – сказал он. – Думайте, что хотите, я запрещать вам не стану… Вы, кажется, собираетесь закурить трубку, капитан. И я, если позволите, сделаю то же.
Он набил табаком свою трубку и закурил. Двое мужчин долго молча сидели, то взглядывая друг другу в лицо, то затягиваясь дымом, то нагибаясь вперед, чтобы сплюнуть. Смотреть на них было забавно, как на театральное представление.
– Вот наши условия, – сказал наконец Сильвер. – Вы нам даете карту, чтобы мы могли найти сокровища, вы перестаете подстреливать несчастных моряков и разбивать им головы, когда они спят. Если вы согласны на это, мы предлагаем вам на выбор два выхода. Выход первый: погрузив сокровища, мы позволяем вам вернуться на корабль, и я даю вам честное слово, что высажу вас где нибудь на берег в целости. Если первый выход вам не нравится, так как многие мои матросы издавна точат на вас зубы, вот вам второй: мы оставим вас здесь, на острове. Провизию мы поделим с вами поровну, и я обещаю послать за вами первый же встречный корабль. Советую вам принять эти условия. Лучших условий вам не добиться. Надеюсь, – тут он возвысил голос, – все ваши люди тут в доме слышат мои слова, ибо сказанное одному – сказано для всех.
Капитан Смоллетт поднялся и вытряхнул пепел из своей трубки в ладонь левой руки.
– И это все? – спросил он.
– Это мое последнее слово, клянусь громом! – ответил Джон. – Если вы откажетесь, вместо меня будут говорить наши ружья.
– Отлично, – сказал капитан. – А теперь послушайте меня. Если вы все придете ко мне сюда безоружные поодиночке, я обязуюсь заковать вас в кандалы, отвезти в Англию и предать справедливому суду. Но если вы не явитесь, то помните, что зовут меня Александр Смоллетт, что я стою под этим флагом и что я всех отправлю к дьяволу. Сокровищ вам не найти. Уплыть на корабле вам не удастся: никто из вас не умеет управлять кораблем. Сражаться вы тоже не мастера: против одного Грея было пятеро ваших, и он ушел от всех. Вы крепко сели на мель, капитан Сильвер, и не скоро сойдете с нее. Это последнее доброе слово, которое вы слышите от меня. А при следующей встрече я всажу пулю вам в спину. Убирайтесь же, любезный! Поторапливайтесь!
Глаза Сильвера вспыхнули яростью. Он вытряхнул огонь из своей трубки.
– Дайте мне руку, чтобы я мог подняться! – крикнул он.
– Не дам, – сказал капитан.
– Кто даст мне руку? – проревел Сильвер.
Никто из нас не двинулся. Отвратительно ругаясь, Сильвер прополз до крыльца, ухватился за него, и только тут ему удалось подняться. Он плюнул в источник.
– Вы для меня вот как этот плевок! – крикнул он. – Через час я подогрею ваш старый блокгауз, как бочку рома. Смейтесь, разрази вас гром, смейтесь! Через час вы будете смеяться по иному. А те из вас, кто останется в живых, позавидуют мертвым!" Остров сокровищ. Стивенсон

Новости и анонсы


01.10.2009

В № 8/9 (август-сентябрь) журнала «Читаем вместе» за 2009 г. опубликована статья Константина Душенко «Живые позавидуют мертвым» из цикла «История знаменитых цитат»

Живые позавидуют мертвым

Кто это сказал? В ходу три основные версии:

1. Одноглазый Джон Сильвер в «Острове сокровищ».

2. Апостол Иоанн в «Апокалипсисе».

3. Никита Хрущев, угрожая американцам во время Кубинского кризиса.

Все три версии верны — и все три неверны.

Открыв «Остров сокровищ» в переводе Николая Чуковского, читаем: «Через час я подогрею ваш старый блокгауз, как бочку рома. Смейтесь, разрази вас гром, смейтесь! Через час вы будете смеяться по-иному. А те из вас, кто останется в живых, позавидуют мертвым!» Последняя фраза запомнилась по советским экранизациям романа, а было их целых четыре, включая мультфильм с Джигарханяном — Сильвером.

Однако у Стивенсона нет ни слова «живые», ни слова «позавидуют». У него сказано лишь: «Тем, кто умрет, еще повезет» («Them that die’ll be the lucky ones»).

Зато у наших писателей этот оборот встречался задолго до Стивенсона. В повести Карамзина «Марфа-Посадница» (1803) Марфа предупреждает новгородцев перед битвой с московским войском: «Если возвратитесь побежденные, (...) тогда живые позавидуют мертвым!» Позже, в «Истории государства Российского», Карамзин напишет о нашествии Батыя: «Живые завидовали тогда спокойствию мертвых».

Летом 1812 г., во время нашествия семидесяти языков, ржевский помещик Петр Демьянов пророчествовал: «Скоро приидет бо час, егда живые позавидуют мертвым» (согласно «Письмам русского офицера» Федора Глинки).

В «Святочных рассказах» Николая Полевого (1826) речь прямо идет о светопреставлении: «Будет (...) время, когда живые позавидуют мертвым».

Стало быть, изречение взято из Библии? В Библии буквально этих слов нет, хотя есть нечто очень близкое: «В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них» (Апокалипсис, 9:6); «И ублажил я мертвых (...) более живых» (Екклесиаст, 4:4).

Но кроме библейских пророчеств, у этого оборота мог быть еще один источник — «Иудейская война» Иосифа Флавия. Сочинение Флавия об осаде и разрушении Иерусалима римлянами было излюбленным чтением в Древней Руси. О «леворадикальной», как сказали бы мы, группировке зелотов здесь говорилось: «Зелоты (...) одинаково лишали погребения как убитых на дорогах, так и замученных в городе (...). Кто похоронил одного из своих близких, тот был наравне с перебежчиками наказан смертью (...). От живых их гнев переходил на убитых, а от мертвых опять на живых. Уцелевшие считали блаженными изведенных раньше». В раннем английском издании «Иудейской войны» (1767 г.) переведено: «Это заставляло живых завидовать мертвым».

По-настоящему популярным на Западе это изречение стало с появлением ядерного оружия. В 1960 г. вышел в свет трактат американского футуролога Германа Кана «О термоядерной войне». 2-я глава книги называлась: «БУДУТ ЛИ ВЫЖИВШИЕ ЗАВИДОВАТЬ МЕРТВЫМ?» Вопрос этот рассматривался обстоятельно, с таблицами и диаграммами, а ответ давался, в общем-то, отрицательный: окончательной катастрофы не произойдет, процент погибших от прямых и отдаленных последствий войны будет гораздо меньше, чем думают. Кан, вероятно, хотел дать отпор «пораженческим» настроениям в западных обществах («лучше быть красным, чем мертвым»).

Кубинский кризис, поставивший мир на грань ядерной войны, случился осенью 1962 г. А летом следующего года Хрущев, уже окончательно рассорившийся с Мао, заявил: «Когда говорят, что народ, совершивший революцию, должен начать войну, (...) чтобы (...) на развалинах мира создать более процветающее общество, — это невозможно понять, товарищи! (...) Произойдет такое заражение земной атмосферы, что неизвестно, в каком состоянии будут оставшиеся в живых люди — не будут ли они завидовать мертвым?» (речь в Москве 19 июля 1963 г.).

Хрущев, стало быть, не запугивал американцев, а возражал китайцам. Это заявление было встречено в Америке с пониманием. После убийства Джона Кеннеди его вдова Жаклин писала Хрущеву: «Он не раз цитировал в своих речах Ваши слова: “В будущей войне оставшиеся в живых будут завидовать мертвым ”».

На Западе этот оборот еще и теперь нередко считают цитатой из Никиты Сергеевича.

У нас же решительно преобладает мнение об авторстве одноглазого Сильвера.

Вот такой разнобой.

Константин Душенко