Open
Close

Женатый священник 5 букв сканворд. Православный экзорцист сел за убийство

В книге Бытие сказано, что Бог сотворил женщину из ребра Адама: И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2 :21–22). Обычно, этот отрывок вызывает массу вопросов. Например, как воспринимать «ребро»: буквально или аллегорически? И если аллегорически, что стоит за этим образом? Можно ли истолковать этот сюжет как библейское обоснование «второсортности» женского пола? С этими вопросами «Фома» обратился к старшему преподавателю кафедры библеистики МДА, протоиерею Андрею Рахновскому.

«Мы пребываем во власти стереотипов, сформированных чтением художественной литературы»

В первую очередь нужно сказать, что «ребро», из которого была создана женщина, следует воспринимать как сложный образ, который для своего объяснения требует применения разных подходов. Можно предположить, что в первозданном человеке в равной степени присутствовало и мужское, и женское начало. Святитель Иннокентий Херсонский, например, пишет об этом: «Ребро или кость здесь не есть нечто простое. Оно должно означать целую половину существа, отделившегося от Адама во время сна. Как это происходило, Моисей не говорит и это - тайна. Ясно только то, что прежде нужно было образоваться общему организму, который потом разделился на два вида: мужа и жену».

Именно эта со-равность, единосущность женщины и мужчины Библия и пытается до нас донести, используя образ ребра. Но отчего был использован именно этот образ? И как понять, верно ли мы толкуем этот таинственный сюжет? Чтобы ответить на эти вопросы, придется совершить краткий экскурс в специфику самого библейского текста и попытаться проникнуть в мышление людей далекой древности, реконструировать культурный контекст, внутри которого они жили.

Дело в том, что сложности прочтения Священного Писания во многом связаны с тем, что сегодня мы пребываем во власти стереотипов, сформированных чтением художественной литературы. А эта - заметим, прекрасная - сфера приучает нас к тому, что все образы, характеры, события автор пытается раскрыть перед нами максимально широко и полно. И если замысел произведения подразумевает, что мы должны что-либо воспринимать иносказательно или домыслить, мы уже подготовлены к этому либо словами автора, либо жанром самого произведения, то есть мы заранее готовы к определенному подходу к восприятию текста. Никто же не станет истолковывать буквально текст басни.

С Библией же все не так однозначно. Здесь соседствуют исторические повествования, подразумевающие буквальное понимание, книги Притчей или Екклесиаста, написанные в поучительном жанре, и пророческие книги, в которых историческое изложение переплетается с мистическими фрагментами, толкуемыми только иносказательно.

Книга Бытие в части повествования о сотворении мира в этом смысле бьет все рекорды по сложности проведения границы между историческим и иносказательным пластами текста. Сотворение мира и человека - это, несомненно, историческое событие, и здесь мы имеем дело с реальностью, доступной восприятию. Но при этом тут присутствует и элемент таинственной, умопостигаемой реальности.

Во-первых, это событие - не только историческое, но и мистическое: Бог творит мир и человека с определенной высшей целью, которая не укладывается в рамки исключительно материального существования. Во-вторых, «таинственность» связана с самой расшифровкой образов. Она обусловлена тем, что пророк Моисей, который является автором книги Бытие, был вынужден и физическую реальность, и ее мистическую, невидимую сторону доносить до своей аудитории максимально понятным для его времени языком. Так же, например, впоследствии поступали святые отцы, излагая для языческой аудитории истины христианской веры в категориях знакомой ей греческой философии.

«Моисей использует грубые слова, приспособленные для нашей немощи»


Helmuts Rudzītis

Очень показательным в этом смысле является именно сюжет о сотворении Евы из ребра Адама. Сталкиваясь с ним, мы с полным основанием можем задаться вопросом, были ли в том культурном контексте, в котором существовал избранный израильский народ, символы и образы, способные послужить ключом к расшифровке этого рассказа.

Исследования и гипотезы ученых (например, ассиролога Жана-Венсана Шейля и шумеролога Самюэля Ноа Крамера) позволяют проследить такое влияние.

В шумерской поэме о Дильмуне (а шумерская цивилизация оказала мощное воздействие на культуру народов ближневосточного региона) есть сюжет о том, как богиня Нинхурсаг исцеляет умирающего бога Энки. В ходе врачевания Нинхурсаг для каждого из восьми больных органов Энки творит особую богиню, благодаря чему Энки постепенно исцеляется. Когда Энки на вопрос богини: «Что у тебя болит?» отвечает: «Мое ребро», она говорит: «Для тебя родила я богиню Нинти», что в переводе означает либо «госпожа ребра» либо «госпожа, дающая жизнь», так как шумерское слово «Ти» имеет оба этих значения. Заметим, что Ева, сотворенная из ребра Адама, тоже переводится с еврейского как «дающая жизнь» или, как сказано в Библии, «мать всех живущих».

И хотя в древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному, ученые предполагают, что в рассказе Моисея содержится отголосок древнего мифа об Энки и Нинхурсаг. Это не означает, что Моисей заимствовал шумерскую мифологию или был ее приверженцем - хотя бы потому, что шумерскую цивилизацию отделяют от времен создания книги Бытие около двух тысяч лет, да и само повествование Моисея наполнено идеями, абсолютно противоположными религиозному мировоззрению древних шумеров. Но сам характер такого рода «заимствования» говорит о том, что Моисей пользуется знакомой своим современникам языческой мифологической терминологией для выражения богооткровенных истин единобожия. И пусть нас не удивляет, что некий мифологический образ сквозь века дошел до времен Моисея, ведь мы встречаем целый комплекс подобных мотивов - взять хотя бы историческую память о Всемирном потопе, присутствующую как в шумерской мифологии, так и в Ветхом Завете.

Прибегая к образу ребра, Моисей пытается донести до израильского народа очень важную мысль: женщина происходит из существа мужчины и по природе является с ним одним целым.

Святитель Иоанн Златоуст в «Беседах на книгу Бытия» ясно дает понять, что рассказ о сотворении из ребра появляется по причине человеческой немощи и неспособности проникнуть в тонкие истины Откровения («Моисей использует грубые слова, приспособленные для нашей немощи»). И пристального внимания здесь заслуживает как раз акцент не на ребре, а на биологическом и душевном единстве Адама и Евы. Не следует придавать рассказу о ребре избыточного значения и видеть в нем какой-либо иной смысл помимо указания на это единство. В противном случае любой учебник анатомии можно использовать как доказательство несостоятельности библейского повествования, тогда как речь идет не о погрешностях в священном тексте, а о склонности человека к его примитивному пониманию.

Если использовать святоотеческий принцип толкования, а именно: объяснение Писания через само Писание, можно сказать, что толкованием образа ребра служат слова Адама о том, что жена «плоть от плоти моей и кость от костей моих», то есть «близкая, родная». В те времена это звучало отнюдь не банально, поскольку многие мифологические системы древности мыслили женщину как нечто, данное богами человеку извне, что позволяло в ряде случаев относиться к ней как к недочеловеку, как к очень полезному и красивому домашнему животному.

Библейский рассказ ставит отношения мужа и жены на совершенно иной уровень. Здесь женщина - помощник, равный мужу. Как впоследствии скажет апостол Павел: Ни муж без жены, ни жена без мужа (1 Кор 11 :11). Конечно, христианское благовестие подняло эти отношения на совершенно иную высоту, но и в Ветхом Завете, в отличие от мифологических систем Древнего Востока, мы видим образы женщин - не богинь, а земных исторических персонажей, - которые показывают равную с мужчинами смелость, отвагу и добродетель (Юдифь, Эсфирь, Руфь, Иаиль) и роль которых, вразрез с гендерно-культурными стереотипами Древнего Мира, находит свое признание в Священном Писании.

Брак является самым древним установлением, так как берет свое начало в Едемском саду от дней сотворения. Бог Сам сочетал первую брачную пару.

В шестой день творческой недели, превратив мир в весьма удобный дом для человека, Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (). Так Он и сделал. В Священном Писании говорится далее: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (ст. 27).

Как совершилось это чудо, рассказывается в следующей главе, из которой мы узнаем, что после сотворения Адама Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (). «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (ст. 21-24).

Очень часто многие не обращают должного внимания на эту великолепную сцену. Люди обычно усмехаются, читая рассказ о «ребре», словно это старая легенда или же глупая басня. Но как много они теряют!

На первый взгляд, действия Бога могут показаться странными. Сотворив землю посредством повеления: «Да явится суша»; создав леса: «Да произрастит земля зелень»; наполнив океаны рыбой: «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую»; почему не сказать следом: «Да явится женщина»? Почему Он этого не сделал? Зачем, создав Адама, это самое чудесное существо в удивительном новом мире, Он извлек из его совершенного тела ребро, чтобы из него сделать ему спутницу на всю жизнь?

Вероятно, для этого у Бога была какая-то веская причина. И она на самом деле была. Бог хотел, чтобы человек с самого начала понял, что его жена - это истинно часть его самого, и поступать с ней следует так, как поступаешь с самим собой.

В Библии говорится, что Бог сотворил Еву в качестве «помощницы» Адаму. Она должна была находиться постоянно рядом с ним, всячески помогать ему, вместе с ним работать, планировать будущее и делить радость жизни. Она должна была стать образцом, предшественницей таких помощниц мужчинам.

Бог наделил ее разумом, прекрасным здоровым телом, способностью видеть, слышать, обонять, чувствовать, думать, помнить, анализировать. Какими совершенными делает Бог черты ее лица, ее длинные волосы. С какой любовью и старанием вкладывает в ее ум и сердце всю нежность, мягкость, терпение и сострадательную любовь - все те качества, которые Он хочет видеть в каждой будущей матери! И вот, уже перед Ним предстает самое прекрасное из созданий; ее глаза сияют радостью жизни, а нежная улыбка, озаряющая ее лицо, придает ему невыразимую, несравненную красоту. Медленно, грациозно она делает свои первые шаги, когда Бог «приводит ее к человеку».

Адам открывает глаза. Перед ним стоит существо настолько прекрасное, настолько изысканное, благородное и милое, что ему даже не верится в реальность увиденного.

Это - любовь с первого взгляда. Тут же, в одно мгновение оба они осознают, что принадлежат друг другу. Взявшись за руки, они уходят прочь, получив благословение от своего Создателя.

Перечитывая эту дорогую для нас старую историю, мы вспоминаем о главной цели, которую преследовал здесь Бог. Она состояла в том, чтобы осчастливить двух людей. Когда Он соединил мужчину и женщину, то сделал это с самыми добрыми намерениями. Он знал, что в совместной жизни могут они насладиться всеми ее самыми лучшими благословениями.

На войне не только стреляют, но и спасают других. Неоценим подвиг врачей в рядах русской армии. А вот про священнослужителей известно гораздо меньше, хотя они всецело разделяли вместе с солдатами и офицерами тяготы боевых действий, были неоднократно отмечены государственными наградами, а некоторые пали смертью храбрых.

В военное время в их обязанности, помимо проповеди Евангелия и совершение Таинств, входили: поддержание дисциплины среди солдат и офицеров, помощь врачам в перевязке ран и организация выноса с поля боя убитых и раненных, извещение родных о смерти воинов, устройство походных библиотек, забота о содержании в порядке воинских могил и кладбищ.

При этом что характерно, полковые священники не брали в руки оружие - духовенству это запрещено церковными канонами.

Специально для полковых священников был учрежден золотой наперсный крест на Георгиевской ленте. Первым его был удостоен в 1790 году отец Трофим Куцинский, который, когда при штурме крепости Измаил убило командира Полоцкого пехотного полка, возглавил с крестом в руке колонну солдат, которые одержали победу.

В ходе Первой мировой войны более 200 священников были отмечены этой почетной наградой, а всего же за доблесть на поле боя были награждены тогда различными орденами около 2500 клириков. В том числе, и самыми высоко ценимыми регалиями военных - Георгиевскими крестами. Сегодня, в день окончания Первой Мировой войны, мы расскажем о нескольких кавалерах этого ордена.

Кавалер высших военных орденов России и Франции

Уроженец Новгородской губернии отец Андрей Богословский был принят на военную службу в 1893 году. Он стал священником при церкви Туркестанской стрелковой бригады. Во время Русско-японской войны 1904–1905 годов перевелся в действующую армию, где служил полковым священником и благочинным 9-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии.

За боевые заслуги отважный иерей был награжден орденами святой Анны 3-й и 2-й степени с мечами, святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, а также золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте.

После войны отец Андрей остался служить на Дальнем Востоке - вначале священником Сибирского флотского экипажа, а затем благочинным морских церквей Владивостока. В 1910 году получил сан протоиерея.

Перед Первой мировой войной Богословский был назначен полковым священником 6-го Финляндского полка и в качестве уважаемого человека направлен делегатом на 1-й съезд военного и морского духовенства, проходившего в июле 1914 года.

Когда Россия вступила в войну с Германией и Австро-Венгрией, священник бесстрашно выполнял свои обязанности на поле боя. В октябре 1915 года, отец Андрей стоял на возвышении и благословлял солдат и офицеров. После того как неприятель открыл стрельбу, протоиерей остался на прежнем месте. От смерти его спасла висевшая на груди дароносица, дав пуле, летевшей прямо в сердце, боковое направление. Клирик был награжден за храбрость и доблесть орденом святого Георгия 4-й степени.

Весной 1916 года Андрей Александрович в составе Русского экспедиционного корпуса отправился во Францию, став полковым священником 2-го Особого полка. Союзники по праву отметили его духовную деятельность на фронте, вручив орден Почетного легиона.

После того, как большевики подписали с немцами Брестский мир, Богословский остался в рядах тех, кто не изменил присяге, став священником Русского легиона чести (русский легион чести - особое формирование из военнослужащих Русской императорской армии, участвовавшее в Первой мировой войне в составе Вооруженных сил Франции).

2 сентября 1918 года 57-летний священник вместе со всеми двигался по открытой местности на врага. С развевающимися по ветру седыми волосами, высоко подняв крест в правой руке, он благословлял идущих в атаку - и русских воинов, и союзных. Французские солдаты-католики, видя православного священника, снимали каски и крестились, а ближайшие подбегали и целовали наспех крест.

Разорвавшимся снарядом Богословский был тяжело ранен, а когда санитары несли его на носилках на перевязочный пункт, отца Андрея прошила очередь с германского аэроплана. Посмертно русский священник был награжден французским Военным крестом с пальмовой ветвью.

Оставаясь с раненными до своего последнего часа

Иеромонах Антоний, в миру Василий Смирнов, родился в семье священника и происходил из Самарской губернии. С младых лет он чувствовал призвание к монашескому служению, однако принял постриг только в 38 лет. В 1882 году был рукоположен в иеромонахи. Последовали годы служения то в одном, то в другом монастыре.

В 1909 году священноначалие определило 65-летнего монаха для прохождения пятилетней службы на боевом корабле, поскольку, согласно традиции, военных моряков Русского флота окормляли исключительно иеромонахи.

Отец Антоний попал служить на бывший пароход Добровольного флота (Примечание : Добровольный флот - подконтрольное правительству российское и советское морское судоходное общество, основанное на добровольные пожертвования в 1878 году и в 1925 году включенное в состав Советского торгового флота.) «Москва», переделанный в минный заградитель «Прут». Его служение должно было завершиться в 1914 году, но тут грянула война. На Черном море основным противником России была Турция, подстрекаемая к боевым действиям кайзеровской Германией, которая укрепила флот союзника двумя своими линейными крейсерами.

Одним из них был Goeben, который формально числился в турецком флоте под названием Yavuz Sultan Selim («Султан Селим Грозный»). 29 октября 1914 года неподалеку от Севастополя «Прут» встретил грозного противника.

Goeben обстрелял русский заградитель и поджёг его. Командир корабля капитан 2-го ранга Георгий Быков приказал открыть кингстоны, чтобы затопить «Прут» - он не должен был достаться в качестве трофея врагу. Команда начала высаживаться на шлюпки, но отец Антоний уступил свое место на лодке матросу, не желая покинуть смертельно раненых, которых не представлялось возможным спасти.

70-летний иеромонах с тонущего корабля благословлял отплывающих. Затем он спустился внутрь и, надев ризу, вышел на палубу со Святым Крестом и Евангелием в руках и еще раз благословил своих духовных чад. Скоро «Прут» скрылся под водой. За свой духовный подвиг Антоний был посмертно награжден орденом святого Георгия 4-й степени.

Легендарный священник Русского экспедиционного корпуса

Полковой священник Сергей Соколовский родился в Новгороде, где закончил духовную семинарию и принял священнический сан. С 1903 года он служил благочинным в 7-м Финляндском стрелковом полку, дислоцировавшемся в Выборге.

С началом Великой войны (как тогда называли Первую мировую) полк участвовал в боях против австро-венгерской армии, а осенью 1916 года был направлен во Францию, против германских войск. В 1916–1917 годах отец Сергей Соколовский стал главным священником 6-го полка Русского экспедиционного корпуса на Французском фронте. За храбрость союзники прозвали его «легендарным священником».

За геройское поведение протоиерей был представлен командованием полка к награждению орденом святого Георгия - 1 марта 1914 года, несмотря на ранение винтовочной пулей в бедро, батюшка не оставил позиций. Но высокую награду он получил позже.

Всего же за годы войны Соколовский был ранен трижды, потеряв кисть руки. Это произошло под Шампанью в декабре 1916 года, во время атаки сводной роты на германские позиции для захвата пленных.

За свой подвиг священник был награжден Георгием - от России и орденом Почетного легиона - от Франции. Кроме этого он был удостоен орденов Святой Анны 2 и 3 степеней с мечами и Святого Владимира 3 и 4 степеней с мечами. Несмотря на то, что врачи считали его состояние безнадежным, протоиерей поправился.

Погибший в штыковой атаке

Выходец из крестьянской семьи Тверской губернии иеромонах Амвросий (Матвеев) был ветераном Русско-японской войны, в которой принимал участие в качестве солдата Отдельного корпуса пограничной стражи. После демобилизации принят послушником в Нило-Столбенскую пустынь, а затем пострижен в монахи.

В 1914 году был рукоположен в иеромонахи и в конце того же года направлен для исполнения пастырских обязанностей в 1-й стрелковый Его Величества лейб-гвардии полк, шефом которого был сам Николай II. В мае 1915 года отца Амвросия перевели в другую прославленную часть - 3-й гренадерский Перновский полк.

В начале лета 1915 года полк находился в резерве командования, но неожиданно был выдвинут на фронт. Под ударами германской армии начиналось стратегическое отступление русских частей из западных земель Российской империи для того, чтобы выиграть время для наращивания военной промышленности, подготовки и пополнения резервов.

Перновцы должны были поддержать соседний корпус. 7 июля 1915 года бой выдался ожесточенным и изматывающим, воины полка дрогнули, начали без приказа отступать. В этот момент пред ними предстал отец Амвросий. 35-летний клирик обратился к однополчанам с горячим пастырским словом.

Он устыдил малодушных и призвал всех помнить о своем воинском долге. Воодушевленные своим пастырем, гренадеры вернулись на позиции и бросились в штыковую контратаку против врага, нанеся ему большой урон. Бесстрашный иеромонах шел с поднятым крестом в руке в рядах атакующих и погиб в бою. Посмертно был удостоен ордена святого Георгия 4-й степени.

Любимый солдатами «Батя»

Иерей Александр Тарноруцкий родился в семье священнослужителя в Бессарабии, окончил духовное училище, а затем семинарию. Был рукоположен в диакона, а затем и в священника. К началу Первой Мировой войны у него вместе с женой Евдокией было трое детей. Однако патриотический настроенный священник не мог оставаться дома и попросился на фронт.

В январе 1915 года его утвердили в должности полкового священника 318-го Черноярского полка, и он приступил к своим обязанностям. Молодой клирик довольно быстро завоевал уважение среди бойцов, которые, несмотря на его худенькую комплекцию и впечатлительность, стали звать за глаза «Батей».

Уважение паствы отец Александр заслужил своими человеческими качествами. Неприхотливый и выносливый, священник всегда был ровен, спокоен, выдержан и доброжелателен - в походе ли, в окопах ли. В бою удивлял силой духа и презрением к смерти, под ураганным огнем неприятеля воодушевляя солдат и способствуя победе.

В октябре 1916 года германцы провели газовую атаку на участке 212-го Романовского полка и захватили русские позиции. Черноярский полк получил приказание выбить врага и восстановить прежнее положение. Воспользовавшись туманом и ночью, солдаты заставили противника отступить.

Однако немцы предприняли контратаку, и окопы пришлось оставить. Тяжелые бои растянулись на несколько недель. В залитых по пояс болотной водой траншеях черноярцы ожесточенно оборонялись и наступали. Их ряды таяли, а обещанного подкрепления все не было.

19 октября по нашим солдатам был открыт сильный минометный и бомбометный огонь, от которого негде было укрыться. Почти все офицеры погибли. Теряя людей, роты начали отступать на фланги, а немцы, прикрываясь ручными стальными щитами, стали теснить черноярцев.

В этот критический момент боя «Батя» собрал вокруг себя солдат и, воодушевляя их словом, с крестом в руке бросился вперед через болото на вражеские позиции, которые были захвачены, а ошеломленный враг был или уничтожен, или бежал. Однако 28-летний священник этого уже не увидел - раненный разрывной пулей в грудь, он скончался на руках у санитаров.

Посмертно был награжден боевым орденом святого Георгия 4-й степени и торжественно похоронен на малой родине. При этом останки любимого «Бати» были доставлены представителями полка, в котором служил и погиб отец Александр. Солдаты и офицеры присутствовали и на прощальной панихиде по геройски погибшему сослуживцу.

Всего же в 1914–1918 годах 40 военных православных священников были убиты или умерли от ран, более 200 - получили раны и контузии.

На заставке фрагмент фото: Православные священники в русской императорской армии в годы Первой мировой войны

Ровно 100 лет назад, 7/20 апреля 1915 года популярная петроградская газета «Вечернее время» рассказала на своих страницах о пастыре-герое, священнике 5-го Финляндского стрелкового полка Михаиле Семенове, удостоенном за свои подвиги ордена Св. Георгия 4-й степени. Как отмечало издание, награждение пастыря не солдатским «Георгием», а офицерским орденом, было случаем крайне редким.

До него, в царствование Императора Николая II этой почетной воинской награды удостоились лишь четверо представителей православного духовенства ‒ в 1904 году герой Тюренченского боя священник 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка о.Стефан Щербаковский ; в 1914-м (посмертно) священник заградителя «Прут», 70-летний иеромонах Антоний (Смирнов) и священник 9-го Казанского драгунского полка о.Василий Шпичек, верхом на лошади увлекший драгун в атаку; в марте 1915-го ‒ священник 7-го Финляндского стрелкового полка отец Сергий Соколовский, геройски проявивший себя в бою и получивший ранение. Всего же за время Первой мировой войны ордена Св. Георгия были удостоены 13 православных священников ‒ больше чем за все время существования этой награды с XVIII века (со времен Императрицы Екатерины II, учредившей эту воинскую награду и до 1914 года орден Св. Георгия заслужили лишь 5 пастырей). Но вернемся к священнику Михаилу Семенову, подвигам которого в газете 100-летней давности был посвящен приведенный ниже очерк.

К протопресвитеру военного и морского духовенства поступили сведения о награждении священника 5-го Финляндского стрелкового полка Михаила Семенова офицерским Георгиевским крестом.

Вот как изложены геройские подвиги этого пастыря в официальном сообщении:

«17 сентября в бою у О., о.Михаил был контужен, но несмотря на это, он вынес из-под огня тяжелораненого и доставил его на перевязочный пункт где причастил всех раненных, напутствовал умирающих и похоронил убитых.

18 сентября в 12 час. дня, противник стал сильно теснить левый фланг всего боевого расположения. Видя серьезность создавшегося положения, о.Михаил, не обращая внимания на непрерывный огонь, одев епитрахиль бросился вперед и увлек за собой войска, которые блестяще выполнили возложенный на участок задачу.

За время боев с 8 по 21 октября под дер. Б. и Г. о.Михаил все свободное время от исполнения своих обязанностей на передовом перевязочном пункте проводил на передовой позиции, где, не обращая внимания на огонь противника, выполнял свои пастырские обязанности и своим редким мужеством и хладнокровием, а также словом пастырского утешения, ободрял молодецкий дух стрелков. Во время боя 16 октября необходимо было доставить в передовые окопы патроны. Конюхи не решались проехать на позицию, так как дорога, проходившая около трех верст по открытому месту, обстреливалась в это время сильным огнем тяжелой и полевой артиллерии противника. Тогда о.Михаил принял под свою личную команду три патронных двуколки и, ободрив конюхов, смело провел все двуколки на передовые позиции, чем и обеспечил общий успех стрелков.

8 ноября, в дер. Г., когда командир полка со своим штабом и остальными офицерами вошли в помещение, предназначенное для них, там оказалась не разорвавшаяся немецкая бомба. Священник о. Михаил осторожно взял эту бомбу на руки, вынес ее из помещения и утопил в реке, чем оградил всех от угрожавшей им опасности».

О.Семенову всего лишь 30 лет. Окончил он Михайловское артиллерийское училище в 1905 г. и состоял офицером Выборгской крепостной артиллерии до 1911 года, когда был назначен штатным судовым священником учебного судна «Двина», а с 1912 г. - священником 5-го Финляндского стрелкового полка.

Подготовил Андрей Иванов , доктор исторических наук

Румынский священник приговорен к 14 годам тюрьмы за смерть душевнобольной послушницы, из которой он изгонял бесов при помощи пыток. Осуждены также четыре монахини, участвовавшие в ритуале. Румынская православная церковь ужесточила правила приема в монастыри.

В понедельник суд города Васлуи (северо-восток Румынии) приговорил настоятеля православного монастыря к 14 годам лишения свободы за ритуал изгнания нечистой силы, закончившийся смертью «очищаемой». За соучастие в убийстве также осуждены четыре монахини, они получили от пяти до восьми лет тюрьмы.

Как сообщает Associated Press, во время судебного процесса 31-летний священник Даниел Петру Корогеану не признал себя виновным и не выглядел раскаявшимся в содеянном.

Пятеро фигурантов скандального дела были арестованы летом 2005 года. Произошло это после того как в монастыре Святой Троицы, расположенном в отдаленной деревне Танаку, умерла 23-летняя послушница: Маричика Ирина Корничи не пережила процедуры экзорцизма. Настоятель монастыря, решивший, что она одержима дьяволом, о чем якобы свидетельствовали ее сильные крики, решил излечить ее.

Для этого послушницу приковали к кресту, заткнули рот тряпкой и оставили в сыром подвале монастыря на три дня без еды и питья.
Прибывшие в монастырь врачи и полиция нашли девушку мертвой на кресте после того как монахини вызвали «скорую помощь». Вскрытие показало, что послушница умерла от обезвоживания, истощения и удушья.

В ходе расследования выяснилось, что девушка выросла в детском доме, а в монастырь приехала всего за три месяца до гибели. По некоторым данным, она страдала шизофренией, из-за чего ее и сочли одержимой. Когда Корогеану спросили о том, допускает ли он, что послушница была просто психически нездорова и нуждалась в медицинской помощи, а не в ритуале экзорцизма, он ответил, что «дьявол не может быть изгнан из человека при помощи таблеток».

Настоятель признал, что девушку пришлось изолировать, чтобы обезопасить монахинь. Вместе с тем он отрицал, что ее морили голодом.
Похоронили Корничи в монастыре, по церковному обряду, которым руководил все тот же Корогеану, передает агентство Rompres.

Православная церковь осудила действия монаха и отстранила его от должности настоятеля. Были отлучены от церкви и помогавшие ему монахини. Однако отец Даниел отказывался прекращать работу в монастыре Святой Троицы. Он был задержан лишь через месяц после гибели девушки. Затем Корогеану и монахини в течение 11 часов давали показания, и в итоге им предъявили обвинение в убийстве с отягчающими обстоятельствами.

Смерть послушницы и тот факт, что Корогеану был посвящен в сан священника, несмотря на незавершенное теологическое образование, заставили церковь ввести более строгие правила приема в монастыри. Церковь заявила о необходимости реформ, включая психологические тесты для священнослужителей при приеме в монастыри.

Дело в том, что после падения коммунистического режима в Румынии открылось немало православных монастырей, куда среди прочих устремляются десятки не имеющих средств к существованию молодых людей, которых привлекает гарантия стабильной жизни в обителях.

На судебном процессе по этому делу в зале присутствовало множество сторонников Корогеану, молившихся в ожидании приговора, и его противники, призывавшие к справедливости и обвинявшие священника в том, что он опозорил православную церковь.

Адвокаты подсудимых намерены обжаловать решение суда, считая, что приговор служителям церкви слишком суров.

Текст: Майк Габриелян
http://www.gazeta.ru/2007/02/19/oa_232062.shtml