Open
Close

Заказ икону ручной работы в иконописной мастерской. Иконописная мастерская: взгляд изнутри

Иконописная мастерская во имя св. прп. Алипия Печерского работает при Храме иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке по благословению настоятеля храма, митрополита Волоколамского Илариона. Основатель и руководитель мастерской – Татьяна Владимировна Трубникова.

Истоки создания.

Иконописная мастерская была организована в 1991 году и начинала свою деятельность как школа для обучения молодых выпускников высших художественных учебных заведений, желающих стать иконописцами. Первое занятие мастерской состоялось в день памяти прп. Алипия Печерского. Важную роль в создании мастерской сыграли сотрудники центрального музея древнерусской культуры и искусства имени св. прп. Андрея Рублева: Кира Георгиевна Тихомирова и Геннадий Викторович Попов. Преподаваемая ими школа иконописи бережно хранится и передается в работах мастерской. В настоящее время главный художественный наставник мастерской - матушка Ирина Кулешова.

Разработка новых иконографий

Наиболее значимые работы мастерской создаются по благословению и в соавторстве с настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» митрополитом Волоколамским Иларионом. Владыка Иларион, как один из ярких богословов нашей Церкви, активно участвует в разработке новых иконографий. Один из примеров такого сотрудничества с Владыкой - иконы митрополита Филарета (Дроздова) и священномученика Константина Любомудрова. Хотя эти иконы писали разные мастера, они написаны, можно сказать, единым духом. Богословская разработка образов и содержания клейм принадлежит митрополиту Илариону: «Митрополит Филарет за писанием своих трудов», «Духовный диалог митрополита Филарета с А.С. Пушкиным», «Сцена расстрела отца Константина Любомудрова».

Вехи творческого пути

За годы существования в мастерской создано более 30 иконостасов. Некоторые работы выполнены в рамках сотрудничества с ОВЦС Московского Патриархата: иконостасы для Свято-Троицкого Ставропигиального Подворья Русской Православной Церкви в Брюсселе, для храма Святых равноапостольных Константина и Елены при
Генеральном посольстве РФ в Стамбуле, для храма Успения Пресвятой Богородицы при посольстве РФ в Пекине, для храмов в Карловых Варах, в Патрах и т.д. Также можно отметить работы в рамках сотрудничества с фондами (Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, Подарочный фонд Управления делами Президента РФ) и крупными компаниями (российская автомобилестроительная компания «Соллерс», российская нефтяная компания «Лукойл»).
Проекты для Московской епархии получают одобрение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Патриаршего наместника Московской епархии Русской Православной Церкви и епископа Балашихинского Николая. За особенно объемные работы для храма Святой Троицы Живоначальной в г. Реутове Владыкой Ювеналием была выдана благодарственная грамота сотрудникам мастерской.

Основы работы мастерской

Помимо написания и реставрации икон, мастерская выполняет проектные работы, настенную роспись, изготовление иконостасов, киотов и других предметов церковного убранства. Иконы пишутся в строгом соответствии с древней технологией - на липовых досках с дубовыми шпонками. Основа под живопись – 12-слойный меловой левкас. Краски (яичная темпера) – готовятся иконописцами вручную. Это растертые полудрагоценные камни (например, малахит, лазурит, гематит) в соединении с яичным желтком и вином. Последний защитный слой - льняная олифа. При создании церковного убранства каждый раз создается уникальный ансамбль, опирающийся на древние образцы и традиции, с учетом общей стилистики храмового комплекса. Художники мастерской, дипломированные специалисты, с большой ответственностью и на высоком уровне выполняют свою работу в сотрудничестве с духовенством, богословами, искусствоведами.

За тысячи лет иконопись выработала особое понятие о красоте, во многом отличное от светского, привычного для многих из нас. Аскетичные лица, большие серьезные глаза, удлиненные тела… Красота духовная здесь выше красоты телесной, и именно она привлекает внимание миллионов ценителей канонического иконописного искусства во всем мире.

Много веков назад князь Владимир “Красно солнышко”, выбирая для Руси веру, остановился на Православии. Конечно, в этом выборе было учтено многое, но немаловажным было незабываемое впечатление от благолепия богослужения в Софийском соборе, о котором поведали правителю послы. “Не знаем, – говорили они, – где мы были: на небе или на земле. Но знаем точно – там, с этими людьми пребывает Бог”. Расцветом иконописи считается эпоха Византийской империи XIV – XV века, а на Руси лучшие представители этой школы – Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. Написанные ими иконы отличаются особой чистотой стиля и цвета. Есть и сегодня в России продолжатели древних традиций.

Впервые попав в иконописную мастерскую екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря , я поймала себя на мысли, что больше всего меня изумляет здесь какая-то удивительная тишина. Тишина, наполненная светом, тишина мягкая, молитвенная, благоговейная.

Икона по крупицам

Уже больше десяти лет, то есть с момента возрождения обители, трудятся сестры-иконописцы над непростой задачей. Они стараются восстановить древнюю технологию написания икон в соответствии с лучшими византийскими образцами. По крупицам собирают материалы, фотографии, книги. Ездят в другие иконописные мастерские, в музеи и на выставки, в специальные “искусствоведческо-паломнические” поездки, обращаются к специалистам-византологам, и, конечно, постоянно учатся. Причем изучают не только особенности иконописи, но и анатомию, живопись, академический рисунок, цветоведение и другие вполне светские науки.

Как оказалось, мало только написать образ; для того, чтобы икона была как можно более долговечной, важно, чтобы все ее составляющие – – были проверенными, надежными. Весь процесс создания иконы соответствует древним традициям, проверенным веками.

… В мастерской тихо и светло. Здесь работают с молитвой. Одинаково благоговейно пишут маленькую икону для дорожного складня и ростовую для иконостаса. Работают каждый день, создавая удивительные образы, возрождая забытые традиции, принося в нашу жизнь частичку вечности.