Open
Close

Захоронения староверов. Староверы — отличие от православных

Ответственная и печальная обязанность проводов своих близких в последний путь неизбежна для каждого христианина. Итогом земной жизни всегда является смерть - это «врата, открывающие душе путь в Царствие небесное», и для души это есть «велие торжество». Родным же и близким положено исполнять все обряды по правилам Святой Церкви, возсылая свои молитвы Господу нашему Исусу Христу и Его святым угодникам, помня о том, что моление и милостыня - единственно необходимое для души усопшего.

У староверов-безпоповцев Древлеправославной поморской Церкви существуют свои традиции и обычаи поминовения усопших, связанные с отсутствием священства. Многие обряды не описаны в книгах и дошли до наших дней только в устном изложении настоятелей и уставщиков. В связи с историческими и территориальными особенностями расположения и существования общин безпоповцев на протяжении нескольких столетий в одних регионах обряды погребения и поминовения усопших могут не совпадать с традициями других.

О последнем вопрошании и напутствии умирающего

По обычаю староверов-безпоповцев находящиеся при смерти христиане должны получить последнее напутствие в загробную жизнь от своего духовного отца. Однако часто бывает, что духовный отец не может присутствовать в этот момент, поэтому последнее напутствие умирающему может сказать любой христианин.

  • Не желаешь ли сообщить нечто важное, выразить свою последнюю волю?
  • Не имеешь ли желания исповедать какой-либо ранее нераскаянный грех?
  • Не осталось ли в душе обиды на кого-либо из близких?

Так как время на совершение молебного пения обычно ограничено, то и чин его последования короче, чем у обычного молебна. Необходимо отметить, что Канона на исход души два: один написан святителем Андреем Критского; второй канон - творение святителя Иоанна Евхаитского. Оба этих канона читаются как бы от лица умирающего. Если времени на прочтение обоих канонов совсем не остается, то можно читать только первый. Основное содержание тропарей этих канонов - это просьба о помощи Божией и молитвенном заступничестве Пресвятой Богородицы в тяжелые минуты расставания души с телом. Святитель Кирил, архиепископ Александрийский, так пишет об этом тяжелом моменте:

Предстанут пред вами с одной стороны силы небесные, с другой - власти тьмы, злые миродержатели, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел…

Порядок чтения канона на исход души

По обычном семипоклонном начале («Боже милостив» и далее) читаем:

За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас (поклон ).

Аминь. Трисвятое и по отче наш, до Приидите поклонимся.

Псалом 50 - «Помилуй мя Боже… »

Молитва Исусова. Аминь.

Канон глас 6-ыи. Песнь 1. Ирмос. Яко по суху ходив Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поя вопияше .

Запев: Милостиве Господи, помилуй мя грешнаго (-ую) раба (-у) Своего (-ю) (с поклоном )

Приидите соберитеся вси, иже благочестно в житии живущии. И восплачитеся души отчужденныя славы Божия, и работавшия студным бесом всем тщанием.

Запев (без поклонов) . Ныне убо время всего моего живота, яко дым прейде. И предсташа ми прочее Ангели послании от Бога, окаянную мою душу ищуще немилостивно.

Запев . Се предста ми множество лукавых духов, держащее моих грехов написание, и зовут зело дерзостнее, ищуще смиренныя моея души.

Богородичен. Запев Богородице: Пресвятая Госпоже Богородице, спаси мя грешнаго (-ую) раба (-у) Своего (-ю ) (с поклоном ). Прочее к кому возопию, кто ми плач от болезни примет, и сердца воздыхание; токмо Ты Едина Пречистая упование християном, и всем грешным .

Об омовении тела

Тело усопшего омывают в честь его будущего воскресения и предстояния перед Господом в чистоте и непорочности. Обычай омовения усопших упоминается уже в книге Деяний апостольских, где одна из первых христианок, святая Тавифа, ученица святого апостола Петра, «была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она заболела и умерла. Ее омыли и положили в горнице» (Деян. 9, 20-21).

В христианских домах омовение производится на полу или на лавке, при этом используют чистую тканевую подстилку или простыню. Омывать христианина должен также христианин (лучше одного пола с усопшим), который перед омовением кладет семипоклонный начал и благословляется у наставника, присутствующих или перед иконами у Господа. Усопший при этом должен лежать головой на восток, т.е. к иконам.

Омывается усопший без мыла, теплой водой, которая находится в чистой небольшой посуде. По возможности вместо обычной стеклянной или металлической посуды необходимо использовать деревянную или тыкву (или другой подобный овощной плод), выдолбленную внутри и представляющую собой подобие посуды. Также при этом используется чистая тряпочка или губка. Вода при этом не должна попадать на пол или на одежду омывающего. Сосуд и тряпочку после омовения тела усопшего следует сжечь или закопать, воду выливают в нехожее место.

Сначала слегка омывается лицо (трижды) из руки омывающего. Затем тряпочку или губку макают в посуду с водой и над ней же тщательно отжимают. Омовение тела усопшего начинают с правой стороны головы, после чего тряпочку вновь макают в воду и отжимают. Омывающий тело непрестанно должен творить молитву: «» или молитву Исусову. Подобным образом омывается левая сторона головы. Затем, снимая одежду с умершего вниз (через ноги) до пояса (или разрезают, если снять ее невозможно), протирают правую сторону туловища и, вновь намочив и отжав тряпочку, левую сторону туловища.

Затем усопшего начинают одевать. Сначала надевается новый нательный крест и нижнее белье и пояс (описание смотри ниже), а под часть омытого уже тела подкладывают чистую подстилку, стараясь при этом, чтобы она и чистая одежда не соприкасались с грязной. Следом снимают оставшуюся одежду (также через ноги) и омывают (в последовательности: правая, левая сторона) части тела ниже пояса и ноги, и одевают далее.

После омовения и одевания омывающий должен положить начал и проститься у преставившегося: «Раб(а) Божий(я) (имя рек) , прости мя, Христа ради, и тебя Господь простит».

Об одежде для усопших

Главный смысл приготовления усопшего к погребению сводится к тому, что он окончил свой земной путь пред людьми и теперь ему предстоит встреча с Господом. Поэтому на усопшего надеваются моленные одежды, а телу придается молитвенная поза. По старообрядческим обычаям запрещается одевать покойных в светские костюмы и повязывать галстуки. У верующих имеется традиция - собирать смертовую одежду заранее, еще при жизни. Во многих общинах смертовую одежду шьют прихожане каждый сам себе, вручную.

Нательный крест должен быть новым. В исключительном случае надевают тот же крест, который был на усопшем при жизни. Он ополаскивается чистой водой и меняется гайтан - веревочка, ленточка

Существует древняя традиция, по которой готовящийся к смерти человек заранее приготавливает к своему погребению особый нательный крест - так называемый «кипарисовый» (деревянный). Кипарисовые кресты носили на теле иноки и инокини, принявшие пострижение в великую схиму, т.е. при жизни совершенно отрешившиеся от земной жизни и внешнего мира. Деревянный крест лучше использовать и по иной причине: как тело усопшего подвержено тлению, так и все находящееся в могиле должно со временем истлеть, чтобы в будущем не было поругано при раскопках.

Нижнее белье для мужчин представляет собой рубашку традиционного русского покроя (в виде косоворотки), для женщин - длинная рубашка с длинным рукавом. Белье должно быть новым и светлым, из натуральной ткани (льняной или хлопчатобумажной). То белье, которое принято носить при жизни, надевать не следует. Поверх рубашки умершего подпоясывают поясом - как мужчин, так и женщин.

На мужчин надевают темный моленный халат (кафтан, азям), на женщин - длинный сарафан. На ноги надеваются носки (женщинам чулки) и тапочки. Лучше плетеные лапти или вязаные следки, чтобы не было резиновой подошвы.

Усопшим девицам плетут одну косу (плетением вверх), женщинам - две косы (плетением вниз) и укладывают их на темя. Вначале на голову надевают чепчик или подвязывают косынку, а поверх белый однотонный платок, концы которого не завязывают узлом, а просто расправляют и закладывают друг за друга слева направо.

До положения во гроб тело укладывают на лавку или на сбитые доски, положенные на табуреты, застланные полотном. Тело должно лежать головой на восток, т.е. к иконам, а лицом обращено на запад (также устанавливается и гроб до самого отпевания).

Уста усопшего должны быть сомкнуты, глаза закрыты. Руки складываются на груди крестообразно, таким образом, как это принято во время богослужения - правая поверх левой. Пальцы правой должны изображать крестное знамение. В пальцы левой руки вкладывается белая (светлая) лестовка, и под ту же левую ладонь усопшего кладется белый подручник.

Тело усопшего покрывают светлым покровом во свидетельство того, что он находится под покровом Христовым и Пречистой Богородицы. Поверх покрова к рукам кладут икону (изображение креста или образ Пресвятой Богородицы) в знак веры усопшего в Богочеловека Исуса Христа.

Чело умершего украшают венчиком с надписанием молитвы: «Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас » и тремя изображениями креста со страстями. Венчик символизирует тот венец, о котором говорил святой апостол Павел: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4,8).

При положении во гроб на усопшего надевают саван, представляющий собой длинное (в рост усопшего) и широкое полотно, сложенное вдвое по длине и прошитое сверху. Гроб по возможности должен быть из чистых досок, не окрашенный - в него кладут чистые опилки, сухую траву или солому.

Под голову кладут небольшую подушечку, как правило, набитую сухой травой, чаще всего чабрецом, или, как его в народе называют, «Богородской травой», или опилками.

Посторонние предметы (книги, иконы, волосы и т. д.) в гроб класть недопустимо.

Заупокойный тропарь

Покой Господи, душу усопшаго раба Своего (имя рек) (поклон ).

Елика в житии сем яко человек согреши.

Ты же яко Человеколюбец Бог прости его и помилуй (поклон ).

Вечныя муки избави (поклон ).

Небесному царствию причастника учини (поклон ).

И душам нашим полезная сотвори (поклон ).

Чин положения во гроб

По приходном начале наставник берет кадило (кацею), кадит святые иконы и крест на умершем. После чего начинает кадить умершего с четырех сторон, начиная от главы с заупокойным тропарем: «Покой Господи… », затем с правой стороны: «И елико в житии сем.. .», от ног: «И вечныя муки избави.. ». И, поворачиваясь к иконам, кадит крест Господень: «И душам нашим.. .».

Затем начинается моление с пением заупокойных тропарей четвертого гласа, после которых поется «Господи помилуй» (40 раз). Затем произносят отпуст и певцы поют: «Аминь. Рабу(е) Божию (ей) преставльшемуся (ейся) (имя рек), ему (ей) же и во гроб положение творим. (В это время заранее подготовленные люди благоговейно кладут умершего во гроб). Вечная память. Вечная память. Вечная память ». Наставник кадит гроб с телом усопшего с четырех сторон трижды по вышеписанному.

Затем полагают заупокойный тропарь (трижды) и отходной начал (семипоклонный).

Чтение заупокойного псалтыря

Положив тело усопшего в гроб, присутствующие христиане начинают читать псалтырь особой заупокойной погласицей по следующему чину:

Приходный начал.

«За молитв святых отец наших… »

Аминь. От «Святыи Боже… » по «Приидите поклонимся… »

Псалом 90 «Живыи к помощи Вышняго… » Слава, и ныне. Аллилуйя (трижды), Господи, помилуй (трижды).

Тропарь: «Иже глубинами мудрости… » (единожды). Слава, и ныне «Тебе град и пристанище… ».

Псалом 50 «Помилуй мя Боже… »

Слава и ныне. Аллилуия (трижды). Господи, помилуй (трижды).

Заупокойный тропарь «Покой Господи…» (с пятью поклонами, единожды ).

B следующая «Слава» кафизмы.

По прочтении всех 20 кафизм и 10 пророческих песен читается канон за единоумершего:

Молитва Исусова,

Аминь. Ирмос: «Воду прошед… ».

По 3-й песни канона читается:

Заупокойный тропарь «Покой Господи… » (с пятью поклонами, единожды).

«Господи, помилуй » (трижды). Слава и ныне.

Седален «Покой Спасе наш… » Слава и ныне.

Богородичен «Иже от Девы.. .».

По 6-й песни канона:

Заупокойный тропарь «Покой Господи… » (с пятью поклонами, единожды ).

«Господи, помилуй » (трижды). Слава и ныне.

Кондак «Со святыми покой… » и икос «Ты един еси… ».

После 9-й песни канона:

«Достойно есть… » (с поклоном земным ).

Трисвятое, по Отче наш.

Молитва Исусова.

Аминь . Тропари «Сo духи праведными… », «В покоищи Твоем… ».

Слава «Ты еси Бог… ».

И ныне «Едина Чистая… ».

Заупокойный тропарь «Покой Господи…» (с пятью поклонами, единожды ).

« Господи, помилуй » 40 раз.

Слава и ныне. «Честнейшую.. .» (с поясным поклоном ).

«Именем Господним..

«За молитв. ..»

Аминь . Молитва «Помяни Господи Боже.. .».

«Честнейшую… » (с поясным поклоном ).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поясной поклон ).

И ныне, и присно, и во веки веком, аминь (поясной поклон ).

Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, благослови (поясной поклон ).

Отпуст за усопшего.

Аминь. Рабу Божию преставльшемуся (имя рек): Вечная память. Вечная память. Вечная память.

Заупокойный тропарь: «Покой Господи… » (трижды с 15 поклонами) .

Затем вновь начинается чтение псалтыря по вышеописанному: «За молитв… » и прочее.

Прощание с усопшим

Наставник, а затем певцы и все молящиеся при пении стихер «на целование» прощаются с усопшим следующим образом:

«Боже, милостив буди мне грешному » (поясной поклон перед иконой).

«Создавыи мя, Господи, и помилуй мя» (поясной поклон перед иконой).

Затем, повернувшись к усопшему, полагают три земных поклона без крестного знамения со словами:

«Раб (а) Божий (ия) (имя рек), прости мя Христа ради, и тебя Господь простит».

«Раб (а) Божий (ия) (имя рек), егда приидеши к Престолу Божию помолись о мне грешнем (ей), и о тебе помолится Пресвятая Госпожа Богородица».

«Раб (а) Божий (ия) (имя рек), благослови мы Христа ради, и тебя Господь благословит».

Затем, благословившись у наставника: «Отче, благослови Христа ради » и перекрестившись, целуют подножие Креста или правый нижний угол иконы, лежащей на персех (груди) усопшего, и венчик на лбу.

После полагают земной поклон с крестным знамением перед иконами: « Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мы грешнаго (ую) ».

Прощаются с наставником: «Отче, прости Христа ради », - и между собой и отходят от гроба.

После окончания пения стихер «на целование» икону, лежащую на персех усопшего, убирают, чтобы не допустить ее целования иноверными и случайной утери. Также не следует допускать и целования усопшего иноверными - они лишь могут поклониться ему со словами: «Раб Божий (имя рек), прости мя Христа ради ».

При выносе тела усопшего из дома или из церкви поется многажды «Святыи Боже… », пока гроб не установят в машину или не подойдут к ограде кладбища.

При выносе гроба впереди несут на пелене Животворящий Крест, затем крышку и гроб. Следом идет наставник с кадилом, певцы и все провожающие. Когда входят в ограду кладбища, певцы запевают стихеры 6-го гласа «Зряще мя безгласна… ». Затем читается псалом 23 «Господня есть земля… ». В это время наставник покрывает усопшего саваном с молитвой «Святыи Боже… » или Исусовой. Затем подают крышку гроба, держат ее над гробом и кадят усопшего. После чего гроб закрывают. Перед тем, как опустить его в могилу, наставник трижды кадит его с четырех сторон.

Под пение тропаря «Земле зинувши… » тело предают земле: гроб опускают в могилу. По «Вечной памяти » наставник трижды сыплет землю на гроб крестообразно со словами: «Вся от земли и вся в землю посылаеши, Господи, душу раба (ы) Своего (ея) (имя рек), его (ю) же прият, со святыми покой » (трижды ). И вся братия сыплет по три горсти земли в могилу с молитвой Исусовой или «Святыи Боже… ». После этого читается заупокойный тропарь трижды, с 15 поклонами.

Обустройство могил староверов-безпоповцев

Православное вероисповедание не допускает сожжения тел усопших, а только захоронение их по словам Господа Бога: «Из земли взят и в землю паки пойдеши». Желательно также, чтобы христианские захоронения располагались отдельно от еретических. Могила на христианских кладбищах должна быть ориентирована вдоль линии «восток-запад». Гроб устанавливается ногами на восток и в ногах устанавливается намогильный крест.

Не положено на могилах ставить железные и каменные кресты и памятники по иудейскому и армянскому обычаю, а только деревянные кресты из пород, не подверженных быстрому гниению (дуб, береза, сосна и др.). В случае, если из-за давности времени один крест приходится сменить другим, то первый необходимо сжечь либо закопать здесь же. Кресты необходимо делать по всем Церковным правилам, соблюдая все установленные пропорции. При установке креста нужно ориентировать горизонтальные перекладины по линии «север-юг».

Достойная память усопшему христианину - поминовения его в день кончины и день ангела, уход за могилой и посещение ее в дни родительских недель, но ни в коем случае не на праздники (Пасхи, Троицы, воскресный день и вечер субботы, а также в другие дни, когда совершается служба в Церкви).

Христианин, посещающий кладбище, должен с молитвой подходить к месту захоронения близких, положить поклоны с заупокойным тропарем. Поэтому таблички с фамилией и датами жизни рекомендуется располагать с тыльной стороны или ниже последней перекладины креста. Фотографии же вовсе не положено прикреплять к кресту.

Заупокойная лития

Это краткая молитва ко Господу нашему Исусу Христу и Пресвятой Госпоже Богородице о почивших православных христианах. Эту литию подобает молиться всегда, кроме дней праздников и Великого поста, но в разрешенные субботы, соборно, вместе и наедине за всех православных христиан, во благочестии скончавшихся, богоугодно поживших в мире.

Приходные поклоны с молитвой мытаря.

За молитв Святых Отец…

Тропарь, глас 2. Помяни, Господи, яко Благ рабы Своя, и елико в житии сем согрешиша, прости. Никто же бо без греха, токмо Ты могии преставленным дати покой.

Тропарь, глас 8. Иже глубинами мудрости, Человеколюбне, вся строя, и еже на пользу всем подавая, едине Содетелю, покой, Господи, душа усопших раб Своих, на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя и Бога нашего.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Кондак, глас 8. Со святыми покой, Христе, душа раб Своих, идеже несть Болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь вечная. (Кадят кутию или могилы).

И ныне и присно и вовеки веком. Аминь.

Богородичен. Тебе град и пристанище имамы, и молитвенницу благоприятну, к рождьшемуся из Тебе Богу, Богородице безневестная верным спасение.

Ектения: Господи, помилуй (40 раз). Слава и ныне.

«Честнейшую… » (поясной поклон ).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поясной поклон ).

И ныне, и присно, и во веки веком, аминь (поясной поклон ).

Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, благослови (поясной поклон ).

Отпуст за усопшего.

Аминь. Рабом Божиим преставльшимся (имя рек), о них же и поминание творим. Вечная память. Вечная память. Вечная память. В это время совершается каждение.

Заупокойный тропарь: «Покой Господи… » (трижды с 15 поклонами).

Исходные поклоны.

Уложения 1-го Всероссийского собора (1909 г.) о погребении и поминовении усопших

Ответ . С 12-ти часов ночи дня смерти.

Вопрос . Можно ли петь погребение и творить поминовение по христианам, которые умерли в замирщении, не успев покаяться, и которые скончались без покаяния, с обритой бородой или остриженной догола головой?

Ответ . Кто с еретиками общается по вере и смерть приимет без покаяния, то недостоит над ним петь погребение ни творить поминовения. По христианам, умершим без покаяния, с обритой бородой, не признавшим брадобритие за грех, погребения петь не следует. При этом для христиан, находящихся на военной службе, обритых по принуждению или по болезни, следует сделать исключение и погребение петь и поминовение творить. Если же покаявшийся брадобриец вскоре после покаяния умрет, то таковаго должно погребать и поминать.

Вопрос . Можно ли петь погребение и творить по христианам, скончавшимся не своей смертью (самоубийцы, от вина, убитые в разборе, на месте преступления и прочее)?

Ответ . Таковых не следует ни погребать, ни поминать.

Вопрос . Можно ли петь погребение и творить по христианам, умершим без покаяния случайной смертью (утонул, убился)?

Ответ . Таковых погребать и поминать должно.

Вопрос . Можно ли молиться за умерших раздорников, гордецов и прочих врагов Церкви?

Ответ . За умерших, если они не примирились и не покаялись, молиться нельзя. За живых должно.

Вопрос . Можно ли петь погребение и поминать христианина, жившего в еретическом доме, и в этом же доме принимать поминальный обед?

Ответ. Можно.

Вопрос . Можно ли молиться за умерших, которые признавали прелюбодейные браки за законные?

Ответ. Можно, если только они перед смертью в этом покаялись.

Вопрос . Можно ли молиться за иноверную, пожелавшую креститься и вынесшую правило, но перед крещением умершую?

Ответ . Оставить это в судьбах Божиих.

Вопрос . Можно ли поминать младенца, перекрещенного и погребенного в еретической церкви?

Ответ . Невозможно.

Ответ . Чтение псалтыря по усопшим в течение постов года Писанием не воспрещается и поэтому может быть разрешено.

Вопрос . Обязательно ли должна быть кутия из пшеницы и как её святить, и можно ли панихиду совершать без кутии, и сколько свещей ставить над кутией?

Ответ . Кутия должна быть из пшеницы, с растворенным медом, освящается каждением. Без кутии совершать панихиду невозможно. Свещей поставлять четыре вселенских и одну на частных панихидах.

Поминальный обед

По церковной традиции после служения «чина погребения» и «панихиды» молящимся поставляют поминальный обед.

Перед поминальным обедом моление обычное: «Отче наш… », а по молитве Исусовой читают трижды заупокойный тропарь, с пятнадцатью поклонами.

Перед началом трапезы хозяйка приглашает молящихся к столу со словами: «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас ».

Наставник: «Аминь ».

Хозяйка: «Питайтесь Христа ради » (то же повторяется перед принятием каждого блюда).

Перекрестившись трижды со словами: «Покой Господи, душу усопшаго (ия) раба (ы) Своего (ея) (имя рек) » перед поминальным обедом христиане едят кутию по три ложки со словами: «Блажени утешени рабу(е) Твоему(ей) (имя рек). Вечный покой, вечный покой, вечная память ».

Желательно, чтобы поминальный обед был «рыбный». В скоромные дни поставляются все продукты, кроме мяса. В пост - по уставу. На поминальном обеде не нужно излишнее изобилие, а по древним традициям он должен состоять из трех яств (блюд). На поминальный стол категорически запрещено выставлять спиртное.

Традиционный поминальный обед состоит из четырёх обязательных составляющих - хлеб, соль, вода, кутия (разваренная пшеница с медом). Они ставятся на стол всегда первыми. Затем рыбные пироги (если можно по Уставу), или с капустой, блины, куриная лапша или рыбная уха, или простой суп (смотря что можно в этот день по Уставу, но всегда без мяса, и в некоторых общинах еще и без картошки), сладкие пироги, компот. Затем хозяйка обходит по солнцу присутствующих на обеде, начиная с наставника, и раздает всем милостыню (обычно это крупы, фрукты, пироги, полотенца, деньги - все в одном пакете). Затем подают кисель («прибелочный» - на закваске из овса, не из картофельного крахмала).

Некоторые наставники на обеде сначала едят кусочек хлеба, посыпанный солью, и запивают ложкой воды из деревянной чашки, потом берут ложку кутии. В настоящее время многие уже забыли порядок традиционного поминального обеда, последовательность блюд и составляющие.

Во время поминального обеда за столом запрещается разговаривать. Поминание должно проходить тихо, с молитвой. Лучше если во время поминального обеда один из чтецов, благословившись, будет читать «Жертвенник», то есть поучение из учительных книг. Так за столом будет сохраняться благоговейная обстановка.

По окончании обеда хозяйка говорит: «Питались во славу Божию рабы Христовы ».

Наставник говорит: «Аминь ». И, перекрестившись трижды, все встают из-за стола.

По поминальном обеде поется на 6 глас «Слава и ныне… », «Содетелю и Творче, Зиждителю, Избавителю, ослаби, отпусти Христе Боже, и душу его (ея) помилуй, егда хощеши испытати. Тогда пощади, Милостиве, и приими душу его (ея), Владыко, сведыи тайная », далее «Достойно… » с поклонами в пояс и прочее.

Многие задаются вопросом: «Кто такие староверы, и чем они отличаются от православных верующих?». Люди по-разному интерпретируют староверство, приравнивая его то к религии, то к разновидности сект.

Попытаемся разобраться в этой чрезвычайно интересной теме.

Староверы — кто они такие

Староверчество возникло в 17 веке как протест против изменения старых церковных обычаев и традиций. Начался раскол после реформ Патриарха Никона, который ввел новшества в церковные книги и церковный уклад. Все, кто не принял изменений и радел за сохранение старых традиций, были преданы анафеме и подверглись гонениям.

Большая община староверов вскоре раскололась на отдельные ветви, которые не признавали таинств и традиций Православной Церкви и зачастую имели отличные друг от друга взгляды на веру.

Избегая преследований, староверы бежали в нелюдимые места, заселив Север России, Поволжье, Сибирь, обосновались на территории Турции, Румынии, Польши, Китая, добрались до Боливии и даже Австралии.

Обычаи и традиции староверов

Нынешний уклад жизни староверов практически не отличается от того, которым несколько веков назад пользовались их деды и прадеды. В таких семьях чтят историю и традиции, переходящие из поколения с поколения. Детей учат почитать родителей, воспитывают в строгости и послушании, чтобы в дальнейшем они стали надежной опорой.

С самого раннего возраста сыновей и дочерей приучают к труду, который у староверов в большом почете. Работать приходится много: староверы стараются не покупать продукты в магазине, поэтому выращивают овощи и фрукты на огородах, в идеальной чистоте содержат скотину, многое для дома делают своими руками.

Они не любят рассказывать о своей жизни посторонним людям, и даже имеют отдельную посуду для тех, кто нагрянет в общину «со стороны».

Чтобы вычистить дом, используют только чистую воду из освященного колодца или источника. Баню считают нечистым местом, поэтому крестик перед процедурой обязательно снимают, а когда заходят после парной в дом, обязательно умываются чистой водой.

Очень большое внимание староверы уделяют таинству крещения. Окрестить младенца стараются в течение нескольких дней после его рождения. Имя выбирают строго по святцам, причем для мальчика - в течение восьми дней после появления на свет, а для девочки - в диапазоне восьми дней до и после рождения.

Все атрибуты, используемые при крещении, некоторое время держат в проточной воде, чтобы они стали чистыми. Родителей на крестины не допускают. Если мама или папа станут свидетелями обряда, то это плохой знак, который грозит разводом.

Что касается свадебных традиций, то под венец не имеют права идти родственники до восьмого колена и родственники «по кресту». Во вторник и четверг свадьбу не играют. После бракосочетания женщина постоянно носит головной убор шашмуру, появиться без него на людях считается большим грехом.

Траур старообрядцы не носят. По обычаям, тело покойника омывают не родственники, а выбранные общиной люди: мужчину омывает мужчина, женщину - женщина. Тело кладут в деревянный гроб, на дне которого лежит стружка. Вместо крышки - простыня. На поминках покойного не поминают спиртным, а его вещи раздают нуждающимся как милостыню.

Есть ли сегодня староверы в России

В России сегодня насчитываются сотни поселений, в которых живут русские староверы.

Несмотря на различные течения и ветви, все они продолжают быт и уклад своих предков, бережно хранят традиции, воспитывают детей в духе нравственности и честолюбия.

Какой крест у староверов

В церковных ритуалах и богослужениях староверы используют восьмиконечный крест, на котором нет изображения Распятия. Кроме горизонтальной перекладины, на символе присутствует еще две.

Верхняя изображает табличку на кресте, где был распят Иисус Христос, нижняя подразумевает своеобразную «чашу весов», которая измеряет человеческие грехи.

Как крестятся староверы

В православии принято совершать крестное знамение тремя пальцами - троеперстием, символизирующем единство Пресвятой Троицы.

Староверы крестятся двумя перстами, как это было принято на Руси, произнося два раза «Аллилуия» и добавляя «Слава Тебе, Боже».

На богослужение облачаются в специальную одежду: мужчины надевают рубаху или косоворотку, женщины - сарафан и платок. Во время службы староверы скрещивают руки на груди в знак смирения перед Всевышним и отпускают земные поклоны.

Где находятся поселения староверов

Кроме тех, кто остался в России после реформ Никона, в настоящее время в страну продолжают возвращаться староверы, долгое время прожившие в изгнании за ее пределами. Они, как и прежде, чтут свои традиции, разводят скот, обрабатывают земли, воспитывают детей.

Очень многие воспользовались программой переселения на Дальний Восток, где много плодородных земель и есть возможность сложить крепкое хозяйство. Несколько лет назад в Приморье благодаря той же программе по добровольному переселению вернулись староверы из Южной Америки.

В Сибири и на Урале существуют деревни, где прочно обосновываются староверческие общины. На карте России много мест, где процветает старообрядчество.

Почему староверов называли беспоповцами

Раскол старообрядчества образовал две отдельные ветви - поповщину и безпоповщину. В отличие от староверов-поповцев, которые после раскола признали церковную иерархию и все таинства, староверы-беспоповцы стали отрицать священство во всех его проявлениях и признали только два таинства - Крещение и Исповедь.

Есть старообрядческие течения, которые также не отрицают таинства Брака. По мнению беспоповцев, в мире воцарился антихрист, и все современное священнослужение - ересь, от которой нет толку.

Какая у староверов Библия

Староверы считают, что Библия и Ветхий Завет в современной их интерпретации искажены и не несут первоначальной информации, которая должна нести истину.

В своих молитвах они используют Библию, которая использовалась до реформы Никона. До наших дней сохранились молитвенные книги тех времен. Их тщательно изучают и используют в богослужениях.

Чем отличаются староверы от православных христиан

Главная разница заключается в следующем:

  1. Православные верующие признают церковные обряды и таинства Православной церкви, верят в ее учения. Староверы считают истиной старые дореформенные тексты Священных книг, не признавая внесенных изменений.
  2. Староверы носят восьмиконечные кресты с надписью «Царь славы», на них нет изображения Распятия, крестятся двумя пальцами, бьют земные поклоны. В православии принято троеперстие, кресты имеют четыре и шесть концов, в основном держат поясные поклоны.
  3. Четки православных - это 33 бусины, старообрядцы используют так называемые лестовки, состоящие из 109 узелков.
  4. Староверы крестят людей троекратно, полностью погружая их в воду. В православии человека обливают водой и погружают частично.
  5. В православии имя «Иисус» пишется с двойной гласной «и», староверы верны традициям и пишут его как «Исус».
  6. В Символе Веры православных и староверов более десяти разночтений.
  7. Старообрядцы предпочитают деревянным медные и оловянные иконы.

Заключение

Оценку дереву можно дать по его плодам. Назначение Церкви - вести своих духовных детей к спасению, и дать оценку её плодам, результату её трудов, можно по тем дарованиям, которые стяжали её чада.

А плоды православной церкви - это сонм Святых мучеников, святителей, священников, молитвенников и других дивных Угодников Божьих. Имена наших Святых известны не только православным, но и старообрядцам, и даже не церковным людям.

Нынешнее православное молодое поколение, возможно, с удивлением воспринимает понятие староверы, старообрядцы и тем более не вникает, в чем разница между староверами и православными верующими.

Поклонники здорового образа жизни изучают жизнь современных отшельников, на примере семьи Лыковых, которые прожили 50 лет вдали от цивилизации, пока геологи не обнаружили их в конце 70-х прошлого столетия. Чем же не угодило староверам православие?

Староверы - кто они

Сразу оговоримся, что староверы - люди, придерживающиеся христианской веры дониконовских времен, а старообрядцы поклоняются языческим богам , существовавшим в народной религии до прихода христианства. Каноны православной церкви по мере развития цивилизации несколько видоизменялись. XVII век внес раскол в православии после введения новшеств патриархом Никоном.

По постановлению Церкви менялись обряды и традиции, все несогласные предавались анафеме, начались преследования поклонников старой веры. Приверженцев дониконовских традиций стали называть староверами , но и среди них не было единства.

Староверы являются адептами православного течения в России

Гонимые официальной церковью верующие стали селиться в Сибири, в Поволжье и даже на территории других государств, таких как Турция, Польша, Румыния, Китай, Боливия и Австралия.

Нынешняя жизнь староверов и их традиции

Найденное поселение староверов в 1978 году взбудоражило все пространство тогда еще существовавшего Советского Союза. Миллионы людей буквально «прилипали» к телевизорам, чтобы увидеть уклад отшельников, который практически не изменился со времен дедов, прадедов.

В настоящее время в России насчитывается несколько сотен поселений староверов. Староверы сами учат своих детей, старики и родители находятся в особом почитании. Все поселение усиленно работает, для питания все овощи b фрукты выращиваются семейством, обязанности распределены очень строго.

Случайного захожего гостя примут с доброжелательностью, но кушать и пить он будет из отдельной посуды, чтобы не осквернить членов общины. Уборка в доме, стирка и мытье посуды осуществляется только колодезной или родниковой проточной водой.

Таинство крещения

Староверы стараются обряд крещения младенцев провести в течение первых 10 дней, перед этим очень тщательно выбирают имя новорожденному, оно обязательно должно быть в святцах. Все предметы для крещения несколько дней перед таинством очищают в проточной воде. Родители на крестинах не присутствуют.

Кстати, баня у отшельников - нечистое место, поэтому крестик, полученный при крещении, снимают и надевают только после омовения чистой водой.

Венчание и похороны

Староверческая церковь запрещает вступать в брак молодым людям, которые являются родными до восьмого колена или связанные «крестом». Венчание проводится в любой день, кроме вторника и четверга.

Венчание у староверов

Замужние женщины не выходят из дома без головного убора.

Похороны не являются особым событием, у староверов нет траура. Тело покойника омывают люди одного пола, специально выбранные в общине. В сколоченный гроб насыпается стружка, на нее кладется тело и накрывается простыней. Крышки у гроба нет. После похорон нет поминок, все вещи покойных раздаются в селении в качестве милостыни.

Староверческий крест и крестное знамение

Церковные ритуалы и богослужения происходят около восьмиконечного креста.

На заметку! В отличие от православных традиций, на нем нет изображения распятого Иисуса.

Помимо большой перекладины, к которой были прибиты руки Спасителя, есть еще две. Верхняя перекладина символизирует табличку, на ней обычно писался грех, за который осужденный распинался. Нижняя маленькая доска - символ весов для взвешивания людских грехов.

У староверцев используется восьмиконечный крест

Важно! Нынешняя православная церковь признает право на существование староверческих церквей, а также кресты без Распятия, как знаки христианства.

Православные верующие современная Библия , а только дониконовское Писание, которое тщательно изучается всеми членами поселения.

Основные отличия от православия

Помимо непризнания традиций и обрядов современной православной церкви и вышеперечисленных отличий, староверы:

  • совершают только земные поклоны;
  • не признают четок из 33 бусин, используя лестовки, в которых 109 узелков;
  • крещение производится при троекратном погружении в воду с головой, в то время как в православии принято окропление;
  • имя Иисус пишут Исус;
  • признают иконы только из дерева и меди.

Многие староверы в настоящее время принимают традиции старообрядческих православных церквей, что нашло поощрение в официальной Церкви.

Кто такие староверы?

«Приспе время духовных подвиг начало» - эти слова слышим мы, братья и сестры, в канун святаго Великого поста. Святой апостол Павел в Послании к римляном, читаемом сегодня, пишет: «Ночь прошла, а день приблизился. Отложим дела тьмы и облечемся в оружие света». В преддверии Великого поста Церковь призывает нас с духовной радостью начать путь от греховной тьмы к свету обновления и очищения нашей души. Братие, присмотримся внимательно к самим себе, испытаем тщательно свою душу, нет ли в ней «дел тьмы», то есть ожесточения или нераскаянности, неверия или суеверия, лености или скупости - всех тех дел, которые боятся света обличения, света Божия, света нашей совести. Апостол Павел призывает «отложить» эти дела и больше их не делать. С наступлением светлых дней поста мы призваны обновить нашу душу, примириться с ближними, чтобы достойно и радостно встретить светлое Воскресение Христово. В прошлое воскресение Святая Церковь напоминала нам о Страшном Суде Христовом, чтобы наполнить душу нашу трепетом и ужасом от сотворенных грехов и привести к покаянию. В нынешнее воскресение вспоминается падение праотца Адама и все те беды, которые затем последовали для нас, его потомков. Как наше общее несчастье мы оплакиваем тот день и час, в который род человеческий стал перед Богом преступником Его заповеди, прогневав Его своим невоздержанием. Вспомним и мы, братие, тот день и час, в который Божиим правосудием человечество было осуждено на смерть и тление, изгнано из рая, послано в юдоль плачевную, где в поте лица и муках мы обречены пребывать в печали и воздыхании. Наш праотец Адам, извергнутый из рая, не удаляясь от пределов его, «седе прямо рая» плакался, почти девятьсот лет вспоминая потерянную «краснейшую доброту» образа Божия. Это наказание он понес, совершив лишь один грех ослушания. Как же мы должны плакаться и каяться при воспоминании множества наших грехов, прогневав Бога нашим невоздержанием и нечестием? «Милостиве Господи, помилуй мя падшего!» - вот молитва, исходившая с плачем из сокрушенного и смиренного сердца Адама. Многоскорбна наша земная жизнь. С криком и слезами мы являемся в мир, как бы предчувствуя ожидающие нас горести, болезни и утраты, ненависть и клевету. Все это и многое другое нам посылает Господь за ослушание прародителя Адама вместо утраченного блаженства в раю. В эти дни за богослужением мы слышим трогательную скорбную песнь «На реце вавилонстей» - песнь израильтян, тосковавших в Вавилонском плену о своем потерянном отечестве. Это песнопение призвано пробудить и в нас подобный плач о своем потерянном райском отечестве. Мы также находимся в тяжком плену нравственного падения и удаления от Господа. И не иначе можем возвратиться в отечество и освободиться из плена, как оплакивая обильными и искренними слезами свои грехи. Истощим до основания свои греховные наклонности и пагубные страсти, разбивая «младенцев» вавилонского блуда и скверны о камень веры и воздержания. Память о потерянном Иерусалиме ободряла дух израильтян среди бедствий и скорбей плена, побуждала их заслужить милость Божию и возвращение в отечество. Мы же, братия, подобно им будем хранить православную веру отцов и благочестие среди безверия и нечестия, любить наше горнее отечество, непрестанно помнить на протяжении нашего греховного плена на земле о своей небесной родине - горнем Иерусалиме, где нет ни бедствий, ни скорбей, ни воздыхания, а есть радость и жизнь вечная с Господом. Приступая к покаянию, будем молить Господа: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Не отрини от лица Твоего меня, окаянного, отверзи мне двери покаяния и милосердия Твоего, оживи меня, умерщвленного прегрешеньями и истлевшего в беззакониях!» Но разве эти двери такие тугие, что и нам самим их не открыть? Действительно, они бывают тугие и трудно открываемые. Нам иногда очень трудно бывает решиться покаяться в грехах, стыдно вспомнить о них, восплакать грехоомывательными слезами. Нам трудно прийти на исповедь, трудно от всей души покаяться. Оттого и тугие двери покаяния, что, как всякие двери, если их долго не отворять и долго не входить в них, то они ржавеют, и их непросто открыть. Так бывает и с дверьми покаяния: если долго не каяться в грехах, долго не ходить на исповедь, тогда тяжело будет заставить себя идти, трудно покаяться. Все хорошо, когда делается в свое время. И пятно на одежде, если вскорости не смоешь, не легко вывести, и огород, если долго не обрабатывать, зарастет травой и не скоро очистишь, и болезнь, если она застареет, сложно вылечить. Потому не будем давать застаревать в себе душевной болезни, не будем откладывать наше покаяние. Постараемся в наступающий пост сокрушением о грехах, плачем, скорбью душевною получить от Господа прощение и разрешение грехов наших. «Покаяния отверзи нам двери, Жизнодавче!» Возлюбленные братия и сестры! Нынешний день называется прощеным воскресением, потому что существует православный благочестивый обычай перед постом просить друг у друга прощения. Этот обычай вошел в церковную жизнь по слову Спасителя, заповедавшего нам в Евангелии, которое сегодня читалось за Божественной литургией, прощать согрешения друг другу, если желаем, чтобы и нам простил грехи Отец Небесный, Которого мы без числа огорчаем своими грехами. Вспомним слова Евангелия: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит вам и Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14). Господь говорит ясно: если ты на кого-то рассердился, если на кого-то держишь обиду и не попросишь у него прощения, то, значит, и Господь тебя тоже не простит. Не потому что Он злопамятен, а потому что твое сердце не умеет прощать и, следовательно, не может вместить в себя благодать Божию, дарующую нам прощение. Пока в сердце есть злоба, благодать Божия не может туда войти, и значит, мы не можем очиститься от греха. А очищение от греха - это и есть прощение Божие! Порой как тяжело сказать обидчику: «Прости Христа ради», когда мы услышали обидное или грубое слово, оскорбившее нас. Как хочется так же грубым словом, ответной обидой отомстить обидчику. С каким-то упорством мы подчас бережем и лелеем внутри себя обиду, несмотря на всю ее горечь и страдание души! Сберегая обиду в сердце, мы пытаемся воздать злом за зло, порой не понимая, что нам так же захотят отомстить. А потом мы опять будем гореть желанием мщения, и так без конца… В обиде мы пытаемся восстановить «справедливость» и сами вершим над обидчиком суд. Но это есть недоверие к Богу, к Тому Судии, Который все видит, все знает, каждому воздает по делам. Апостол говорит: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим господином стоит он или падает. И будет восстановлен, ибо силен Бог восстановить его» (Рим. 14, 4). Не осуждай обидчика, то есть чужого раба, это же не твой раб, а Божий. Смотри за собой, а не суди других, потому что они не твои, а Божии, и сам Господь знает, как каждого управить. Апостол Павел увещевает нас: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию; ибо написано: Мне отмщение и Аз воздам, говорит Господь» (Рим. 12, 19). Мы должны верить, что правда восторжествует. И если Господь сразу не наказывает нашего обидчика, то, может быть, Он дает ему возможность одуматься. Мы все грешники, и, следовательно, не только нашего обидчика может осудить Небесный Судия, но и нас самих, потому что и мы, возможно, кого-то обидели и не простились. Господь, Ходатай добра, зовет нас сказать от всего сердца: «Прости Христа ради», и тогда сможешь возрадоваться, ибо заживает от этого краткого слова рана обиды, увидишь, что враг твой пристыжен твоим великодушием, обезоружен и уже желает отплатить тебе тем же прощением, хотя, может быть, и не готов сделать это сразу. «Что воздам Господеви о всех, их же воздаст мне» (Пс. 115), - говорит пророк Давыд. Завтра мы вступаем в Великий пост, в котором можем сбросить с себя тяжкое бремя грехов. Господь учит: для того чтобы грехи наши были прощены, мы должны сами научиться прощать. Он требует от нас забвения обид, дружелюбия, любви к малому и великому досадителю. «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешившему против меня? До семи ли раз?» - вопрошает апостол Петр, на что Христос ему отвечает: «Не говорю тебе до семи, но до семижды семидесяти раз», то есть практически безконечно. Сам Христос, когда Его распинали, вбивая гвозди в руки и ноги, молился за распинателей: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23, 34). И первомученик архидиакон Стефан, умирая побиваемый камнями, молился: «Господи, не постави им сего во грех» (Деян. 7, 60). Страдалец за веру протопоп Аввакум после многочисленных притеснений и истязаний с великодушием пишет: «Люди то все добры до меня - это ведь лукавый их мучит». Вспомним, как умел прощать священномученик протопоп Аввакум, который в своем «Житии» писал, что воевода воздвиг «бурю»: «рассвирепев, прибежал ко мне в дом, бив меня, и у руки отгрыз персты, яко пес, зубами». А потом воевода наскочил на него с оружием, когда Аввакум шел в церковь, и хотел его застрелить, но пистоль не выстрелил. Далее Аввакум пишет: «Аз же, прилежно идучи, молюсь Богу, единою рукою осенил его и поклонился ему. Он меня лает, а я ему рекл: «Благодать во устнех твоих, Иван Родионович, да будет». Посем двор у меня отнял, а меня выбил, всего ограбя, и на дорогу хлеба не дал». А в «Челобитной», обращаясь к царю, Аввакум, сосланный в Пустозерск и посаженый в земляную яму, в вечную мерзлоту, «яко во гроб», - пишет царю: «И елико ты нас оскорбляеши больши и мучишь и томишь; толико мы тебя любим, царя, больши, и Бога молим о тебе и всех кленущих нас: спаси Господи, и обрати ко истине Своей». Вот образец смирения и прощения: царь его в ледяную яму, а потом на костер, а Аввакум ему пишет: «Чем больше ты нас мучишь, тем мы тебя больше любим и Бога молим о тебе». В умении прощать ненавидящих и обидящих святые выполняли завет Евангелия: «Любите враги ваша, благословите кленущих вас, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и изгоняющих вас» (Мф. 5, 44). И вступая в Великий пост, первое, что мы должны сделать, это простить: простить всех обидящих, простить от всей души, забыть все обиды и долги, дабы первая молитва христианина: «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим» - не обличила нас на Страшном Суде. Теперь обратимся к следующему в сегодняшнем Евангелии. Господь учит нас: «Когда поститеся, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но перед Отцем твоим, Который в тайне: и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 18). Эти слова Евангелия также приуготовляют нас к посту. И взаимное прощение, и воздержание без превозношения, способствуют приобретению смирения и силы воли в борьбе с грехами. Господь учит нас, что поститься надо втайне перед Богом, ради угождения Ему, а не людям. Постясь тайно от людей, мы несем явный труд перед Богом. Тайный пост избавляет нас от тщеславия, которое примешивается ко всякому доброму делу. Не случайно святые оплакивали даже свои добрые дела, превозносящие их над людьми. Всякий подвиг, всякое доброе дело, когда они творятся напоказ, приносят душе не пользу, а только вред. В житиях святых подвижников описывается такой случай. Пришли путешественники в один монастырь, сели за общую трапезу, а там, зная, что придут гости, приготовили вареные овощи. Один из гостей сказал: «Мы это не будем вкушать, мы едим только невареное». Им принесли другое кушанье. Когда закончилась трапеза, то старец сказал отказавшемуся от трапезы: «Лучше бы тебе есть сырое мясо, чем так говорить». Потому произнес это старец, что гость выставил напоказ свой подвиг и обидел братию отказом, этим перечеркнув весь свой пост. Когда мы осуждаем собрата за меру поста, превозносясь над ним, мы забываем, что можем видеть только внешние дела, не видя душевных, внутренних. Возможно, его покаянная молитва гораздо более угодна Богу, чем наша. Конечно, эти слова не оправдывают тех, кто нарушает посты, но мы должны быть снисходительны к ближним и строги к себе. Возможно, надо проявить снисхождение к тем, кто недавно пришел в церковь, к тем, кто прожил большую часть жизни без поста и молитвы. Для них строгий пост подчас является непосильным, так как их держит в плену многолетняя привычка и неправильно понимаемая забота о здоровье. Таких людей надо не осуждать, а поддерживать личным примером и словом назидания, увещевая: вы теперь живете надеждой на помощь Божию, на будущую светлую вечную жизнь, вы добровольно ушли от пустых и ненадежных мирских радостей и успехов. Мы, христиане, имеем Отцом своим Самого Бога и, соблюдая посты, будем Ему послушными детьми, которых воспитывает Он в труде и воздержании, строго и в тоже время милостиво. Поэтому призываю вас смелее приступить к посту: старых и молодых, слабых и сильных, а особенно тех, кто имеет тяжкие прегрешения и хочет покаяться в них. Пост есть воздержание и устранение не только от скоромной пищи, но и воздержание от употребления постной пищи в избытке, иначе это может быть насмешкой над постом, когда сытость от мясного и молочного заменяется обьядением другими, хоть и постными блюдами, что также толкает на грех, усиливая деятельность плоти. Особо хочется сказать, что в пост необходимо исключить спиртные напитки, которые хотя и произведены из постных продуктов, но вино способствует разжиганию похоти и толкает на грех блуда, то есть на нарушение поста. Нужен пост как воздержание от грубой чувственности, от безпорядочных мыслей и опрометчивых поступков, приводящих нас к смятению и нарушению запретов, а в итоге - ко греху. Пост учит нас воздержанию, начиная с самого простого - с пищи. Пусть будет этот малый шаг, но это шаг в сторону покорности и смирения. Воздержание в еде укрепляет нашу волю, а потом это усилие распространяется и на другое. Например, нам лень молиться, но, научившись управлять своей волей, мы все-таки встаем на молитву даже ночью; нам хочется, как обычно, побыстрее пробежать глазами текст молитвы, не вдаваясь в смысл, но мы делаем над собой усилие, стараемся сосредоточиться и истово молиться. Все начинается с малого: воздержаться от раздражения или от лакомого куска, уступить место в транспорте или помочь слабому. Это особенно относится к молодым, которые подчас расслабленны и своевольны и от того неспособны удаляться от греха. В детстве многим не привили, к сожалению, привычку к послушанию и терпению. А повзрослев, такой безвольный человек не способен сохранить семью, так как не может управлять своей волей. Почему сегодня переполнены тюрьмы, хотя времена репрессий прошли? Попадают в тюрьму в основном те, кто не смог в свое время отказаться от выпивки, от сигареты, когда все кругом пили и курили. Это в основном не закоренелые преступники, а, как говорят, севшие по глупости. Его ударили, и он ударил, вышла драка, и вот оказался в тюрьме. Вместо того, чтобы потерпеть, постараться уладить миром, промолчать - он на оскорбление отвечает тем же, так как не может стерпеть. А ведь терпение воспитывается именно постом. Господь призывает нас поститься, так как «плоть и кровь Царства Божия наследовать не могут», - говорит апостол (1 Кор. 15, 20), и потому что «царство Божие несть брашно и питие» (Рим. 14, 17). Плоть и кровь, пища и питие, как вещи грубые, земные, должны подвергнуться общей участи - тлению. А Царство Божие, где жизнь духовная, светоносная, где только «правда и мир и радость о Дусе Святе» (Рим. 14, 17), живет отдельно от похотей земного мира. Телесный пост установлен, чтобы душе нашей было легче войти в вечность, а это можно сделать, усмирив нашу грешную прихотливую плоть, освободив из под ее тяжести душу, как бы сообщая ей крылья для свободного парения к небу, к вечной жизни с Богом. Плоды истинного поста - тишина и просветленность нашей души; чистота и целомудрие помыслов; стремление к воздержанию от раздражения и гнева, от злых дел и нечистых помыслов; осознание своих грехов и сокрушение о них; радость очищения в покаянии и созидание в душе и теле храма Духа Святаго. «Не весте, яко телеса ваша храм живущего в вас Святаго Духа суть, Его же имате от Бога и несте свои? Куплены бо есте ценою» (1 Кор. 6, 19). Мы не свои, а Божии, потому что куплены дорогой ценой - кровию Сына Божия. Спаситель поучает нас в сегодняшнем Евангелии: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Господь учит нас стремиться, прежде всего, к духовной пользе, подчас в ущерб материальной. Ведь что наша жизнь? Пар, поднимающийся от земли, искра, взлетающая в небо от пламени, как говорят святые мудрецы. Поэтому Господь и говорит: «Собирайте сокровища на небесах». Небо - это Царство Божие, которое, по слову Евангелия, должно находиться внутри нас. Следовательно, Господь хочет, чтобы в наших душах и сердцах процвели нетленные добродетели: терпение, воздержание, милосердие, кротость, смирение, молитва, благость и как венец всех добродетелей - любовь. Но для этого нужно много потрудиться, постоянно борясь с грехом, осуждая свою раздражительность, уныние, сребролюбие, проливая слезы покаяния о своем несовершенстве. Много для этого главного труда в жизни нужно сил и времени. А если мы всю жизнь будем бегать по магазинам, смотреть телевизор, строить дачи, высчитывать пенсию, то есть жить в мирской суете, то у нас просто не хватит сил на духовную жизнь. Кого же мы выберем в этой краткой жизни? Бога или мамону? Светлый евангельский путь или власть чрева и похоти сего безумного мира? Святой Иоанн Златоуст свидетельствует: «Большой для тебя вред, если ты прилепишься к земному, будешь рабом вместо свободного, отпадешь от небесного, не в состоянии будешь помыслить о горнем, а только о деньгах, о долгах, о прибытках. Что может быть бедственней сего?! Такой человек впадает в рабство, тягчайшее рабства всякого раба, и что всего губительнее, произвольно отвергает благородство и свободу, свойственные человеку». Будем собирать сокровище на Небе, отдавая стремления души делам небесным: постоянной молитве, посещению больных, милостыне, утешению скорбящих, примирению враждующих. Начнем приобретать эти вечные сокровища в Великий пост и затем не оставим сих спасительных дел во все дни нашей земной жизни. Постараемся в наступающий пост уподобиться в воздержании инокам, то есть вести жизнь иную, отличающуюся от нашей греховной жизни. Будем прилежно молиться, отвергаться суеты, постараемся не раздражаться, не злиться, побольше читать душеполезные книги, не многословить, не осуждать, не присваивать себе чужого, не гордиться. К концу поста, надеюсь, жизнь в воздержании станет для нас привычной, и, думаю, нам будет жаль расставаться с постом. А ведь и не надо расставаться, надо всегда стараться жить такой духовной жизнью. Итак, братие, в сей прощеный день простим все прегрешения нашим ближним, простим искренне, от всего сердца. Будем нелицемерно поститься, как установила Святая Церковь. Будем помышлять о небесном нашем отечестве и молить Всеблагого Бога отженить, то есть отогнать, отторгнуть, отделить от нас, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия, и даровать нам целомудрие, смирение, терпение и любовь к ближним, любящим или ненавидящим нас. Научимся не осуждать, а миловать и жалеть ближних, дабы Господь ниспослал нам Свою благодать, чтобы мы очистились от грехов сокрушением сердечным и покаянием сподобились причаститься Святых Таин, и тем соделались причастниками Царствия Небесного милостию и щедротами Господа нашего Исуса Христа. В заключение вспомним слова великопостного песнопения: «Покаяния отверзи ми двери, Живодавче, утренюет бо дух мой к Церкви Святей Твоей. Церковь ношу телесную, всю осквернену, но яко щедр очисти, благоутробным си милосердием». А теперь, братие и сестры, я усердно прошу всех вас, здесь присутствующих, и всех тех, которых здесь нет, простить меня за мои прегрешения, содеянные словом, или делом, или помышлением. Простить мои грехи, которые я совершил вольно или невольно, по рассеянию и по забывчивости, по лени и немощи, по невоздержанию или маловерию. Простите меня Христа ради, и вас Бог простит. И этим взаимным прощением откроем путь к получению прощения от Бога. Испросим же прощение у Бога за нарушение нами Его заповедей, за наше маловерие и невоздержание, за наше оскорбление Господа грехами. Простим друг друга, братие и сестры, вступая на путь святого Великого поста, ведущего к обновлению и Воскресению, к новой жизни с Господом нашим Исусом Христом! Митрополит Московский и всея Руси Корнилий

Очень интересное фото Натальи Тыриной. Могилка младенца на староверском кладбище в с. Усть-Цильма. Проживают там старообрядцы поморского безпоповского согласия.
Конечно же, домовины и голбцы, ето отголоски язычества. Чтобы совместить с христианством, в них стали врезать медные иконки или кресты. К сожалению сейчас, почти со всех старых кладбищ, их украли... чтоб у воришек руки отсохли.
По могиле, можно как по компасу, понять расположение по сторонам света. Крест или голбец, ставится на восточную сторону в ноги, а покойника кладут к нему лицом, то есть- головой на запад. Жалко не видно, целиком детской домовинки, есть ли окошко на торце... у "взрослых" почти всегда делают или с торца, или на крышке, чуть вправо от головы (кстати, в глубине на фото видно).
В дохристианской традиции, в окошко приносили и еду покойнику, и вещи клали, например кузнецу- молот и щепцы, мельнику- мешки и т.д. Для младенца, отец измерял себя ниткой, и тоже клали ему через оконце, чтобы он знал, до каких размеров ему надо вырасти, когда он предстанет на Страшный Суд. Вообще то, уход человека из временного нахождения в етом мире, в Мир Вечный, дело не шуточное, сами подумайте- тут вы в среднем 70 лет прибываете, а там- вечность! В разных местностях, традиции немного разнятся, создано множество апокрифов и мифов, но в целом, смысл один- чтоб душа "не застряла" тут и спасение от вечных мук, за грехи наши... и если Вы християнин, то спасет вас, только Спаситель- Исус Христос, а если вы- атеист, то уж думайте сами...куда вам дальше.

Когда человек умирал, то его родственники приходили к мастеру и говорили: "Сделай нашему тятеньке новый домик, в старой хате не хочет больше жить".

классическое поморское кладбище начала 20 века.

Еще сохранилась традиция от первых русских поселенцев на Аляске. Хотя местные аборигены, красят их в соответствии с цветами своего рода. В старой традиции- не принято шибко ухаживать за домовиной... земля- дала, земля и забрала.

Не подумайте, что покойного клали прям в етот домик, гроб делался из целой колоды и чаще всего заранее и ето кстати, считалось хорошей приметой. Так же принято было держать его на чердаке и хранить в нем зерно. Делали его точно под свой размер, так как, если тесно- то покойник часто снился, жаловался на неудобство... если слишком велика, то зазывал к себе близких на свободное место, считали что кто то в скорости умрет.
Да вот, все покойники- увеличиваются в росте, примерно на 10-15 см. Горбатые люди- еще больше распрямляются... от сюда и пословица "Горбатого могила исправит", так что опытный мастер- должен расчитать.

Гроб из дома выносили через дверь (ногами вперед)стараясь не задеть за косяк дверного проёма...чтобы не запомнил дорогу обратно. Проем двери- перекрещивали (колдунов выносили через специальный проем, который потом заделывали). Обычно, даже летом, покойника везли на санях, сани на время оставляли возле кладбища, перевернутыми и оглоблями в сторону погоста... захотел покойник вернуться домой, подошел к саням, ну и делать нечего -вернулся обратно. Так же переворачивают стулья и лавки на которых ставили гроб-домовину, чтоб не вернулся посидеть. Омовение делают, только- одноверцы. По христианской традиции, староверов хоронят в посмертной рубахе (многие шьют сами) и в новой неодеванной одежде (кафтан, сарафан), в конце заворачивают в саван, обязательно с новым нательным крестом и лучше с деревянным (тело истлеет и все вещи) в левую руку вкладывается лестовка (символ восхождения на Небо), в правую- Крест. Не кладут в гроб - иконы, книги, вещи и т.п.
Усопшим девицам плетут одну косу (плетением вверх), женщинам — две косы (плетением вниз). Вначале на голову надевают кичку или подвязывают косынку, а поверх белый однотонный платок, концы которого не завязывают узлом, а просто расправляют и закладывают друг за друга слева направо. Не женатых, одевали в одежду жениха или невесты.

семейские мужики рубят домовину.

Так как в библейской традиции, гроб ето пещера с заваленным камнем входом, то иногда клали на холм- камушек. Хотя в языческой традиции, большим камнем придавливали могилу- колдунов, воров, самоубийц... чтоб не болтались по етому свету.
Как и у любого дома, у домовины- окно. Почему справой стороны? Нуууу, в церкви справа стоят мужики, кафтан застегивается- правой стороной на верх, руки скрещиваются- правая сверху... "Наше дело правое, мы победим!" (с) -)))

В случае если крест приходится сменить другим, то первый необходимо сжечь или закопать тут же. При установке креста нужно ориентировать горизонтальные перекладины по линии «север-юг».
Хоронят на третий день, поминают на 3-ий, 9-ый и 40-ой дни с момента смерти.
Потом принято поминать покойного в его день кончины и день ангела, уход за могилой и посещение ее в дни родительских недель, но ни в коем случае не на праздники (Пасха, Троица, воскресный день и вечер субботы, а также в другие дни, когда совершается служба в Церкви).
И кратенько о поминках. Желательно, чтобы поминальный стол был «рыбным». На поминальном обеде не хорошо излишнее изобилие и по старым традициям он должен состоять из трех блюд. На поминках категорически запрещено пить спиртное! Не в коем случае! и ни каких,накрытых хлебом, стаканов с водкой.
По традиции сначала ставят — хлеб, соль, вода, кутия (разваренная пшеница с медом). Затем рыбные пироги (если можно в етот день по Уставу), или с капустой, блины, куриная лапша или рыбная уха, или простой суп (смотря что можно по Уставу, но всегда без мяса), сладкие пироги, компот. В конце хозяйка обходит посолонь (по солнцу) присутствующих, начиная с попа или наставника, и раздает милостыню (обычно - крупы, фрукты, пироги, полотенца, деньги — все в одном мешке). Затем подают кисель («прибелочный» — на закваске из овса).
Во время поминального обеда за столом запрещается громко говорить, лучше вообще молчать. Хорошо бы, если во время поминок, чтец, благословившись, будет читать «Жертвенник» (поучение из учительных книг).
Пижма.2014

п.с. на всякий случай,напомню- приносить еду для покойника, устраивать трапезу на кладбище...тем более бухать там, приносить вещи- ето языческие обычаи и христианством отвергаются. Лучшая помощь душе усопшего- ето милостыня бедным, поминание и молитва за безсмертную душу человека. У староверов принято читать Заупокойный тропарь:

Покой, Господи, душа усопших раб Твоих (поклон) (называй имена, за кого молишься).
И елика в житии сем яко человецы согрешиша, Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости их и помилуй (поклон).
Вечныя муки избави (поклон).
Небесному царствию причастники учини (поклон).
И душам нашим полезная сотвори (поклон).

Читается 3 раза подряд, поклонов всего 15-ть. (поклон имеется ввиду- перекреститься и поклониться в пояс)