Open
Close

Введение. Введение Нормативные правовые акты

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

А. Г. ВАЖЕНИН

ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕСТ80ЗНАНИЮ

Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионопьного образования

З-е издание, стереотипное

Москва Издательскии центр «Академия-

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

УДК 3(075.32)

Рецензенты:

доктор юридических наук. профессор кафедры методики преподавания общественно-политических дисциплин Московского государственного областного университета Е.А. Певцова;

заведующая днеВНЬПу1 отлелением , преподаватель Государственного образовательного учреждения

среднего профессионального образования «Московский политехнический колледж» Н. Б. Ходакова

Важенин А. г.

8129 Практикум по обществознанию : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. Г. Важенин. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 208 с.

IS8N 978-5-7695-5266-3

Практикум вместе с учебником ТО/о же автора «Обшсстнознание. состав­ ляет учебный комплект. В нем содержатся задания разного типа - репро­ луктинного и творческого, которые помогут студентам глубже и прочнее усвоить материал учебника, сформировать свою жизненную позицию В

сот ВС гстнии с моральными и ценностными нормами.

Дли с гулсигов образовательных учреждений среднего профсссиональ­ ного обра ювания.

УДК 3(075.32)

Учебное издание Важенин Алексей Геннадьевич

Практикум по обществознанию

Учебное пособие

Рсдактор с.А. Шаренкова. Технический редактор Н. И. Горбачева Компьютерная верстка: Л. М. Беляева

Корректоры В. Н. Рейбекель, О. Н. Тетерина

© Важенин А. г., 2006

© 06разовательно-издательекий центр «Академия.>; 2006

ISBN 978-5-7695-5266-3 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2006

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

ВВЕДЕНИЕ

Задания практикума рассчитаны на более прочное усвоение, повторение и закрепление знаний, полученных при изучении материала учебника. Некоторые задания содержат дополнитель­ ную информацию, расширяюшую кругозор учащихся.

Практикум включает в себя различные типы заданий.

Задания на установление соответствия между понятием и опре­ делением. В этих заданиях определения не совпадают с понятиями. Необходимо каждое из приведенных понятий соотнести с дан­ ным ему определением и, обнаружив ошибку, найти в ряду опре­ делений то единственное, которое раскрывает конкретное поня­

Задания на восполнение недостающих признаков понятий. В этих

заданиях из логического ряда исключены некоторые признаки ка­

кого-либо понятия. Следует дописать их, опираясь на те признаки

понятия, которые приведены в задании.

Задания на исправление ошибок в определениях. В них приводятся неверные утверждения. Нужно найти в учебнике подходящий ма­ териал и на его основе t1справить ошибку.

Задания на заполнение различных таблиц.

Задания на осмысление высказываний мыслителей, ученых, писа­ телей. Внимательно прочитав приведенные цитаты, нужно отве­ тить на вопросы, сформулированные в задании..

Задания на составление схем общественных явлений на основе предложенных понятий, взаимосвязь которых необходимо просле­ ДИТЬ по тексту соответствующего параграфа учебника. Схемы мо­ гут быть горизонтальными и вертикальными.

Например:

I Зкономическая I

I Lоциальная I

Политическая

I Духовная

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

Потребности

Первичные

Физиологические, потребность в безопасности

Вторичные

Социальные,

престижные,

духовные , I

Задания, связанные с решением правовых ситуаций.

Весь комплекс заданий поможет полнее усвоить материал учеб­ ника по каждой теме и позволит лучше ориентироваться в сфере обществознания.

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

ГЛАВА i

ОБЩЕСТВО

1. 1. Понятие общества

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­

Страна - это группа людей, складывающаяся на основе общ­ ности территории, экономических связей, языка, культуры, со­ знания своего внутреннего единства и отличия от подобных обра­ зований.

Государство - это определенная территория, имеющая госу­

дарственную принадлсжность.

Нация - это политическая организация, осуществляющая уп­ равление населением определенной территории.

Брачно-семейные отношения - это отношения в процессе про­ изводства и распределения материальных благ.

Производственные отношения - это отношения между различ­ ными социальными группами (например, богатыми и бедными людьми).

Социальные отношения - это отношения, возникающие в про­

цессе управления обществом и борьбы за власть. Аlежнацuоналъные отношения - это система связей, с ПОМОЩЬЮ

которых общество приобретает целостность и устойчивость. Политические отношения - это отношения между представи­

телями разных наций.

Общественные отношения - это личные отношения, связан­ ные с воспроизводством человека и воспитанием детей.

Задание 2. На основе rv1атериаJrа учебника охарактеризуйте пред-

ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

Американский социолог Э. Шилз выделил следующие при­ знаки общества:

браки заключаются между представителями объединения;

пополняется за счет детей представителей этого объедине­

....................................... ,

обладает собственной системой управления;

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, тра­ диции и пр.), которые находят выражение в определенной

культуре.

Популяции муравьев и пчел называют: социальными или общественными животными;

Разновидностями общественных отношений являются:

производственные отношения;

межнациональные отношения;

Структуру общества составляют:

социальные общности;

........................................,

в науке выделяют следующие социальные институты:

политическии;

...................................... ,

духовный.

Задание 3. Исправьте ошибки в приведенных ниже определениях понятия «общество».

Общество - это:

Продукт совместного времяпрепровождения людей.

Обособившийся от природы биологический вид со всей сово­ купностью заранее определенных форм СОВ!\1еСТJ!ОЙ деятельности

Определенная группа людей, объединившихся для совмест­ ного выполнения какой-либо трудовой деятельности.

Продукт материального обмена между людьми, определен­ ная организация их жизни, включающая многообразные эконо­

мические связи и отношения между ними.

Весь процесс исторического развития человечества. Политико-правовая организация данной страны, имеющая

определенную структуру.

Совокупность индивидов, имеющих общий интерес, на ос­ нове которого строятся их отношения, регулируемые необязатель­ ными правилами поведения (нормами), поддерживаемые и охра­ няемые государственной властью.

Задание 4. Прочитайте приведенные ниже высказывания. Сде­ лайте вывод о взаимодействии общества и человека.

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

Марк Аврелий об обществе и человеке: «Ты живешь в нем, им

и для него».

Сенека: «Мы рождены, чтобы жить совместно, наше обще­ ство - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не

поддержал другого».

Л. Н. Толстой: «Человек немыслим вне общества». Э.ДюркгеЙм: «Общество - это наиболее могущественный фо­

кус физических и моральных сил, какой только существует в мире. Нигде в природе не встречается такое богатство разнообразных материалов, сосредоточенных в такой степени. Не удивительно поэтому, что из общества выделяется своеобразная жизнь, кото­ рая, реагируя на элементы, ее составляющие, преобразует их и поднимает до высшей формы существования».

И. Гердер: <,В одиночестве человек - слабое существо, в едине­ нии с другими - сильное. Глубокий, проникающий в сердце взгляд

друга, слово его совета, его утешения раздвигают и поднимают

низко насевшее над ним».

К. Маркс: «Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуще­ ствленный натурализм человека и осуществленный гуманизм при­ роды»; «Прежде всего следует избегать того, чтобы снова проти­ вопоставлять "общество" как абстракцию индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни - даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллек­ тивного ... является проявлением и утверждением общественной

Л. Фейрбах: «Общение облагораживает и возвышает, в обще­ стве человек невольно, без всякого притворства держит себя ина­

че, чем в одиночестве».

Задание 5. Прочитайте суждение одного из ведущих американ­ ских социологов - Р. миллса. Какой смысл автор вкладывает в понятия «общество», «институт»? Какие общественные институ­ ты выделяет Р. Миллс? Приведите примеры функционирования

этих институтов.

«Под институтом Я понимаю общественную форму определен­ ной совокупности социальных ролей. Институты классифициру­ ются по выполняемым задачам (религиозным, военным, образо­ вательным и т.д.), образуют институциональный порядок. Ком­ бинация институциональных порядков образует социальную струк­

Общество - это конфигурация институтов, которые при сво­ ем функционировании ограничивают свободу действий людей. В современном обществе насчитываются пять институциональных порядков: 1) экономический - институты, организующие хозяй­ ственную деятельность; 2) политический - институты власти;

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

Урок предназначен для учащихся 10-11 классов. На уроке используются различные виды и приемы учебной деятельности, направленные на подготовку к ЕГЭ. В ходе урока учащиеся совершенствуют общеучебные умения и навыки, способствующие успешной подготовке к ЕГЭ, развивают умения применять в социальной практике полученные на учебных занятиях знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-практикум по обществознанию в 10 классе

Тема: Решение заданий с развернутым ответом при подготовке к ГИА

Цели:

  • совершенствование общеучебных умений и навыков обучающихся, способствующих успешной подготовке к ЕГЭ;
  • развитие умений применять в социальной практике полученные на учебных занятиях знания.

Методическая цель: использование различных видов и приёмов учебной деятельности, направленных на подготовку к ЕГЭ.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Формирование мотивированности и направленности на активное участие в будущем в общественной жизни;
  • Формирование ценностных ориентиров учащихся.

Метапредметные: Развитие умений:

  • сознательно организовать свою познавательную деятельность
  • объяснять явления и процессы социальной действительности
  • выполнять познавательные и практические задания
  • работать в парах, уметь договариваться
  • развитие способностей анализировать реальные социальные ситуации

Предметные:

  • Актуализация знаний учащихся о политико-правовой сфере жизни общества.

Тип урока: урок-практикум

Формы урока: фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование:

  1. Раздаточный материал: текст с заданиями, памятки
  2. Справочники по обществознанию по подготовке к ЕГЭ, словари.
  3. Конституция РФ.
  4. Компьютер, проектор, экран

План:

  1. Решение познавательной задачи (зад. 27).
  1. Организационный этап. Организованное начало урока.
  2. Мотивационно-целевой этап.

Сегодня мы с вами проведем практическое занятие, которое поможет вам сделать еще один шаг к успешной сдаче экзамена по обществознанию.

Умения и навыки, формируемые на таких практических занятиях, пригодятся не только на экзамене по обществознанию, но и по другим предметам.

На уроках мы уже неоднократно решали задания базового и повышенного уровня сложности: находили обобщающее понятие, исключали два «лишних» понятия, находили пропущенное слово, устанавливали соответствие между различными понятиями и примерами, находили верные суждения, верные выводы, общие черты каких-либо явлений и процессов, определяли, какие положения текста имеют фактический характер, характер оценочных суждений, характер теоретических утверждений, заполняли пропущенные слова в тексте.

Сегодня мы перейдем к решению заданий высокого уровня сложности.

  1. Решение составных заданий на анализ и интерпретацию источника (зад. 21-24).

Вторая часть экзаменационной работы начинается с текста, к которому даны четыре вопроса-задания разной степени сложности. Они проверяют умение извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по определенным темам. Тексты могут быть разными – правовыми, публицистическими, научно-популярными, художественными.

  • Ознакомление с текстом (текст в раздаточном материале и на слайде)

С какой содержательной линией связан текст? («Общество», «Человек», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера общества», Социальные отношения», «Политика», «Право »)

О чем данный текст? (О нормах права, о праве в системе социальных норм)

Какова его основная идея? (Правовые нормы регулируют общественные отношения во взаимосвязи и взаимодействии с другими социальными нормами, хотя и имеют свои особенности регулирования)

Переходим к вопросам. Отвечать на предложенные вопросы нужно по порядку, т.к. они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному».

  • Выполнение заданий (устно, форма работы – фронтальная)
  • Памятка
  1. Решение задания на определение смысла понятия и его применение в заданном контексте (зад. 25).

Задание:

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «конституционный строй» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о разделении властей в РФ, и одно предложение, раскрывающее действующий в РФ принцип идеологического многообразия.

Понятие – логически оформленная общая мысль о предмете (субъекте-объекте), явлении.

Алгоритм выполнения задания:

  • сначала определим смысл понятия «конституционный строй»

Строй – определенное устройство общества, система общественных отношений (например, первобытный строй, рабовладельческий строй и т.д.)

Конституционный строй – это система общественных отношений (экономических, социальных, политических), отражающих порядок, сложившийся в государстве и закрепленный в его Конституции , т.е. это способ организации государства.

  • проверка по справочнику

«Конституционный строй – система экономических, социальных и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией».

  • далее требуется составить два предложения: одно с информацией о разделении властей в РФ, другое – раскрывающее принцип идеологического многообразия, действующий в России. Следует обратить внимание на то, что при составлении предложений необходимо избегать «пустых» предложений и неинформативных суждений.
  • сначала вспомним принцип разделения властей
  • повторив теорию, теперь составим предложение:

«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

  • далее следует вспомнить понятие идеологии

Идеология - это система взглядов и идей: политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских, которые выражают интересы классов, партий, групп.

Т.е. идеологическое многообразие означает свободное существование в обществе различных идей и взглядов, а также установление запрета на признание какой-либо идеологии государственной или обязательной.

  • теперь составляем второе предложение. В предложении обязательно должно прозвучать словосочетание «принцип идеологического многообразия»

«Принцип идеологического многообразия, действующий в РФ, устанавливает запрет на признание какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной».

Критерии оценивания:

За полное и правильное выполнение этого задания можно получить 3 балла. При неполном правильном ответе выставляется 1 или 2 балла. Особенность: если смысл понятия не раскрыт или раскрыт неверно, выставляется 0 баллов, даже если выпускник составил верные предложения в этим понятием.

  • памятка
  1. Решение задания на конкретизацию (зад. 26).

Конкретизация – придание конкретного выражения определенному положению (понятию), его уточнение, более определенное, наглядное раскрытие. Средством конкретизации становятся примеры.

Под примерами понимаются показательные конкретные случаи, факты, социальные явления. Пространство, из которого могут черпаться примеры, очень большое и разнородное. Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность, реальные события и смоделированные ситуации.

Задание:

Назовите три органа высшей государственной власти в Российской Федерации и укажите одно из полномочий каждого органа.

Формулировка задания предполагает, что выпускник должен назвать три органа высшей государственной власти в РФ (не ветвей гос. власти, а названия конкретных органов власти) и указать по одному полномочию каждого органа. Источник информации для выполнения задания – Конституция РФ, главы 4-7.

Ответ может выглядеть следующим образом:

  1. Федеральное Собрание РФ – принятие законов, назначение выборов Президента РФ, утверждение изменения границ между субъектами РФ
  2. Правительство РФ – разработка и исполнение бюджета, управление федеральной собственностью
  3. Верховный Суд РФ – осуществление надзора над деятельностью судов общей юрисдикции, рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции, разъяснения по вопросам судебной практики

Могут быть также указаны Конституционный Суд РФ, Президент РФ.

Выполнение заданий на конкретизацию не допускает спешки, небрежности в формулировках. Особенно это важно, когда речь идет о положениях, зафиксированных в Конституции РФ и касающихся полномочий органов государственной власти в стране.

  1. Решение познавательной задачи (зад. 27)

В познавательной задаче представлена социальная ситуация. Познавательные задачи могут быть экономическими, правовыми.

Задание:

Граждане РФ Марианна и Аркадий накануне регистрации брака решили заключить брачный договор. По обоюдному согласию они включили в него пункты о разделении домашних обязанностей, о способах участия в доходах друг друга, о порядке несения каждым супругом семейных расходов, а также пункт об обязанности супруги обязательно согласовывать с супругом все вопросы, связанные с её передвижением по территории России. Нотариус, к которому они обратились за удостоверением брачного договора, указал на необходимость исключить два пункта.

О каких пунктах из перечисленных выше идёт речь? Свой ответ объясните. Какое условие необходимо, чтобы составленный в письменной форме и удостоверенный у нотариуса брачный договор вступил в силу?

В ответе должны быть представлены следующие элементы:

1) два пункта:

– о разделении домашних бытовых обязанностей;

– об обязанности супруги обязательно согласовывать с супругом все вопросы, связанные с её передвижением по территории России;

2) объяснение, например: брачный договор в РФ регулирует только имущественные отношения супругов;

3) ответ на третий вопрос: государственная регистрация брака.

  1. Решение задания на составление сложного плана развернутого ответа (зад. 28)

Задание:

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Система российского права». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При выполнении этого задания вам пригодится умение составлять кластеры.

Формулировки пунктов и подпунктов плана могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

При составлении плана вы можете воспользоваться универсальным алгоритмом :

  1. Понятие, сущность …
  2. Характерные черты, основные принципы…
  3. Специфические признаки …
  4. Важнейшие задачи, основные функции…
  5. Формы, виды, типы, классификации …
  6. Структура …
  7. Основные этапы, стадии развития …
  8. Особенности развития ….
  9. Тенденции развития … в современном мире, в РФ
  10. Значение …. в развитии общества, личности

Вариант плана:

1. Понятие системы права

2. Источники права:

а) правовой обычай

б) судебный прецедент

в) нормативно-правовой акт

г) нормативный договор

3. Структурные элементы системы права:

а) Норма права и ее структура

б) Институты права

в) Отрасли права

4. Деление системы права:

а) публичное право (конституционное, уголовное, административное и т.д.)

б) частное право (гражданское, семейное)

5. Основные принципы системы российского права

6. Основные тенденции развития системы российского права

  1. Рефлексия (Три «М»)

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

  1. Дом. задание:
  • творческое задание:

Составить задание на определение смысла понятия (задание 25):

«Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие … ?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию...,

и одно предложение, раскрывающее...»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Решение заданий с развернутым ответом при подготовке к государственной итоговой аттестации по обществознанию

Цель урока: совершенствование общеучебных умений и навыков обучающихся, способствующих успешной подготовке к ЕГЭ

Решение составных заданий на анализ и интерпретацию источника (задания 21-24) Умение извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по определенным темам

В реальной жизни нормы права существуют и опосредуют различные общественные отношения по общему правилу не только сами по себе, но и во взаимосвязи и взаимодействии с другими социальными нормами. При этом, когда в качестве регулятивных средств рассматриваются исключительно нормы права и иные юридические феномены, то исследователи в этих случаях обычно говорят о механизме правового регулирования. Во всех же остальных случаях, когда правовые средства регулирования общественных отношений дополняются иными, неправовыми социальными средствами, имеется в виду механизм социального регулирования… Многообразие отношений, существующих в обществе, порождает соответственно многообразие опосредующих их социальных норм. Причём речь идёт о многообразии не только правовых, но и неправовых социальных норм. Это прежде всего нормы морали, или нравственности. Это и обычаи (неправовые), и традиции. Это, наконец, нормы, содержащиеся в актах, принимаемых различными партийными и общественными органами и организациями. Нормы права (например, конституционного, административного, гражданского) закрепляют прежде всего основные, жизненно важные для всего общества, государства и граждан общественные отношения. Неправовые социальные нормы, опосредуя зачастую собой эти отношения, всё же большей частью регулируют весь остальной круг общественных отношений: межличностные, межгрупповые и др. Неправовые нормы возникают в результате нормотворческой деятельности политических партий, различных общественных объединений и организаций или же складываются в процессе самой общественной жизни, общественной практики, а также в быту. В отличие от них, нормы права содержатся в актах, устанавливаемых или санкционируемых государством, а точнее, уполномоченными на то государственными органами… В случае нарушения неправовых социальных норм следуют меры общественного воздействия. Причём эти меры далеко не всегда строго определены. Иначе обстоит дело, когда нарушаются нормы права. В данном случае не исключается применение мер общественного воздействия в виде общественного осуждения, партийного или профсоюзного взыскания и проч. Однако на первом плане стоят, имеют решающее значение всё же меры государственного принуждения, которые должны быть чётко сформулированы в санкциях правовых норм и иметь строго определённый характер.

Какие два механизма регулирования общественных отношений назвал автор? В чём он видит причину многообразия социальных норм? Какие три особенности правовых норм названы в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, укажите ещё одну любую особенность, не упомянутую в тексте. Приведите по одному примеру нормы: 1) конституционного права; 2) административного права; 3) гражданского права. Обязательно сначала указывайте соответствующую отрасль российского права, а затем приводите пример. В некоторых случаях моральная и правовая оценки одного и того же поступка противоположны. Смоделируйте подобную ситуацию. В чём состоит опасность подобной ситуации? (Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, дайте два объяснения.) Вопросы-задания к тексту

Прежде, чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» и определите его основную идею. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, т.к. они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Отвечайте точно на поставленный вопрос. Избегайте неполных ответов. Не упустите из виду указание на то, что должно быть положено в основу ответа: авторский текст, жизненный опыт или материал, изученный в курсе. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. Старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами (событиями, процессами, проявлениями, тенденциями). Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, подтверждающие ваши выводы. Памятка

Решение задания на определение смысла понятия и его применение в заданном контексте (задание 25) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «конституционный строй»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о разделении властей в РФ, и одно предложение, раскрывающее действующий в РФ принцип идеологического многообразия. Понятие – логически оформленная общая мысль о предмете (субъекте-объекте) , явлении.

При чтении задания обратите внимание, что и в каком количестве требуется назвать. Не приводите позиций больше, чем требуется в условии (иногда это порождает ошибки в ответе, что снижает оценку) Необходимо перепроверить свои ответы, отбросив сомнительные варианты. За полное и правильное выполнение этого задания можно получить 3 балла. При неполном правильном ответе выставляется 1 или 2 балла. Если выпускник только правильно раскрывает смысл понятия, то такой ответ оценивается 1 баллом. При неверном раскрытии смысла понятия (или если смысл понятия не раскрыт) ответ оценивается 0 баллов при любом количестве других элементов ответа. Памятка

Решение задания на конкретизацию (задание 26) Назовите три органа высшей государственной власти в Российской Федерации и укажите одно из полномочий каждого органа. Конкретизация – придание конкретного выражения определенному положению (понятию), его уточнение, более определенное, наглядное раскрытие. Примеры – показательные конкретные случаи, факты, социальные явления.

Решение познавательной задачи (задание 27) Граждане РФ Марианна и Аркадий накануне регистрации брака решили заключить брачный договор. По обоюдному согласию они включили в него пункты о разделении домашних обязанностей, о способах участия в доходах друг друга, о порядке несения каждым супругом семейных расходов, а также пункт об обязанности супруги обязательно согласовывать с супругом все вопросы, связанные с её передвижением по территории России. Нотариус, к которому они обратились за удостоверением брачного договора, указал на необходимость исключить два пункта. О каких пунктах из перечисленных выше идёт речь? Свой ответ объясните. Какое условие необходимо, чтобы составленный в письменной форме и удостоверенный у нотариуса брачный договор вступил в силу?

Решение задания на составление сложного плана развернутого ответа (задание 28) Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Система российского права». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Универсальный алгоритм Понятие, сущность … Характерные черты, основные принципы… Специфические признаки … Важнейшие задачи, основные функции… Формы, виды, типы, классификации … Структура … Основные этапы, стадии развития … Особенности развития …. Тенденции развития … в современном мире, в РФ Значение …. в развитии общества, личности

Вариант плана 1. Понятие системы права 2. Источники права: а) правовой обычай б) судебный прецедент в) нормативно-правовой акт г) нормативный договор 3. Структурные элементы системы права: а) норма права и ее структура б) институты права в) отрасли права 4. Деление системы права: а) публичное право (конституционное, уголовное, административное и т.д.) б) частное право (гражданское, семейное) 5. Основные принципы системы российского права 6. Основные тенденции развития системы российского права

Мысленно представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной темы. Разделите его на части по смыслу и озаглавьте их. Мысленно обоснуйте для себя логическую последовательность изложения материала по данной проблеме. Проанализируйте полученный план: А) Все ли аспекты проблемы были отражены в нем? Б) Корректны ли формулировки пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли? Памятка

Назовите три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока Предложите одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке

Домашнее задание Составить задание на определение смысла понятия (задание 25): «Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие … ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию..., и одно предложение, раскрывающее...»

Предварительный просмотр:

Готовимся к ЕГЭ по обществознанию.

Памятка для экзаменуемых

К заданиям 21-24 (анализ текста)

  1. Прежде, чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки для формулировки ответов содержатся в самом тексте.
  2. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией он связан («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Политика» и «Право»). Это поможет опереться на изученный материал при выполнении заданий к тексту.
  3. Дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» и определите его основную идею.
  4. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, т.к. они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.
  5. Вопросы читайте вдумчиво, стремясь уяснить каждое задание полностью.
  6. Отвечайте точно на поставленный вопрос.
  7. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов.
  8. Не упустите из виду указание на то, что должно быть положено в основу ответа: авторский текст, жизненный опыт или материал, изученный в курсе.
  9. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки.
  10. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.
  11. Старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами (событиями, процессами, проявлениями, тенденциями). Помните, что при конкретизации ответа можно прибегать к примерам из истории и художественных произведений (литературы, кинофильмов и т.п.)
  12. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, подтверждающие ваши выводы.

К заданию 25 (раскрытие смысла понятия и составление предложений)

  1. При чтении задания обратите внимание, что и в каком количестве требуется назвать (предложение с раскрытием смысла понятия и составление двух предложений с использованием этого понятия в заданном контексте)
  2. Не приводите позиций больше, чем требуется в условии (иногда это порождает ошибки в ответе, что снижает оценку, поскольку система оценивания этого задания предусматривает снижение балла при наличии в ответе ошибок наряду с верными позициями)
  3. Необходимо перепроверить свои ответы, отбросив сомнительные варианты.
  4. За полное и правильное выполнение этого задания можно получить 3 балла. При неполном правильном ответе выставляется 1 или 2 балла.
  5. Если выпускник только правильно раскрывает смысл понятия, то такой ответ оценивается 1 баллом. При неверном раскрытии смысла понятия (или если смысл понятия не раскрыт) ответ оценивается 0 баллов при любом количестве других элементов ответа.

К заданию 26

  1. В качестве примеров могут быть использованы факты прошлого и современности, отдельные случаи, почерпнутые из собственного опыта или известные широко, реальные события или смоделированные ситуации. Также могут использоваться примеры из школьного курса литературы, истории, экономической географии, окружающей современной жизни, СМИ.
  2. Желательно не приводить примеры, почерпнутые из одного источника.

К заданию 27 (познавательная задача)

  1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос.
  2. Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:
  1. определите, какая полезная информация содержится в условии
  2. подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения)
  1. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи:
  1. выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи
  2. сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить
  3. соотнесите эту информацию с условием задачи
  1. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
  2. Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.
  3. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:
  1. соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи
  2. если в задаче поставлено несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них
  3. нет ли противоречий между вашими аргументами
  4. нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению
  5. можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным
  1. Запишите ответ.

К заданию 28 (составление сложного плана)

  1. Мысленно представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной темы.
  2. Разделите его на части по смыслу и озаглавьте их.
  3. Мысленно обоснуйте для себя логическую последовательность изложения материала по данной проблеме.
  4. Проанализируйте полученный план:

А) Все ли аспекты проблемы были отражены в нем?

Б) Корректны ли формулировки пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли?

Предварительный просмотр:

(М.Н. Марченко)

В реальной жизни нормы права существуют и опосредуют различные общественные отношения по общему правилу не только сами по себе, но и во взаимосвязи и взаимодействии с другими социальными нормами.

При этом, когда в качестве регулятивных средств рассматриваются исключительно нормы права и иные юридические феномены, то исследователи в этих случаях обычно говорят о механизме правового регулирования. Во всех же остальных случаях, когда правовые средства регулирования общественных отношений дополняются иными, неправовыми социальными средствами, имеется в виду механизм социального регулирования…

Многообразие отношений, существующих в обществе, порождает соответственно многообразие опосредующих их социальных норм. Причём речь идёт о многообразии не только правовых, но и неправовых социальных норм. Это прежде всего нормы морали, или нравственности. Это и обычаи (неправовые), и традиции. Это, наконец, нормы, содержащиеся в актах, принимаемых различными партийными и общественными органами и организациями.

Нормы права (например, конституционного, административного, гражданского) закрепляют прежде всего основные, жизненно важные для всего общества, государства и граждан общественные отношения. Неправовые социальные нормы, опосредуя зачастую собой эти отношения, всё же большей частью регулируют весь остальной круг общественных отношений: межличностные, межгрупповые и др.

Неправовые нормы возникают в результате нормотворческой деятельности политических партий, различных общественных объединений и организаций или же складываются в процессе самой общественной жизни, общественной практики, а также в быту. В отличие от них, нормы права содержатся в актах, устанавливаемых или санкционируемых государством, а точнее, уполномоченными на то государственными органами…

В случае нарушения неправовых социальных норм следуют меры общественного воздействия. Причём эти меры далеко не всегда строго определены. Иначе обстоит дело, когда нарушаются нормы права. В данном случае не исключается применение мер общественного воздействия в виде общественного осуждения, партийного или профсоюзного взыскания и проч. Однако на первом плане стоят, имеют решающее значение всё же меры государственного принуждения, которые должны быть чётко сформулированы в санкциях правовых норм и иметь строго определённый характер.

(М.Н. Марченко)

  1. Какие два механизма регулирования общественных отношений назвал автор? В чём он видит причину многообразия социальных норм?
  2. Какие три особенности правовых норм названы в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, укажите ещё одну любую особенность, не упомянутую в тексте.
  3. Приведите по одному примеру нормы: 1) конституционного права; 2) административного права; 3) гражданского права. Обязательно сначала указывайте соответствующую отрасль российского права, а затем приводите пример.
  4. В некоторых случаях моральная и правовая оценки одного и того же поступка противоположны. Смоделируйте подобную ситуацию. В чём состоит опасность подобной ситуации? (Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, дайте два объяснения.)
  1. Какие два механизма регулирования общественных отношений назвал автор? В чём он видит причину многообразия социальных норм?

Баллы

1) два механизма (ответ на первый вопрос): механизм правового регулирования и механизм социального регулирования;

2) ответ на второй вопрос, например: причина многообразия социальных норм – в многообразии общественных отношений.

(Ответ на второй вопрос может быть представлен как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основного содержания соответствующего фрагмента текста.)

Правильно названы два механизма, дан ответ на второй вопрос

Правильно назван один механизм, дан ответ на второй вопрос.

ИЛИ Правильно названы только два механизма.

ИЛИ Правильно назван только один механизм

Правильно дан только ответ на второй вопрос.

ИЛИ Ответ неправильный

  1. Какие три особенности правовых норм названы в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, укажите ещё одну любую особенность, не упомянутую в тексте.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) три особенности по тексту:

– нормы права закрепляют основные, жизненно важные для всего общества, государства и граждан общественные отношения;

– нормы права содержатся в актах, устанавливаемых или санкционируемых государством, а точнее, уполномоченными на то государственными органами;

– когда нарушаются нормы права, имеют решающее значение меры государственного принуждения, которые должны быть чётко сформулированы в санкциях правовых норм и иметь строго определённый характер;

(Особенности по тексту могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.)

2) одна особенность не по тексту, например: нормы права имеют общеобязательный характер.

(Может быть указана другая особенность не по тексту.)

Правильно названы три особенности по тексту и одна не по тексту

Правильно названы любые две-три особенности

Правильно названа одна любая особенность.

ИЛИ Ответ неправильный

  1. Приведите по одному примеру нормы: 1) конституционного права; 2) административного права; 3) гражданского права. Обязательно сначала указывайте соответствующую отрасль российского права, а затем приводите пример.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть указаны отрасли права и приведены соответствующие примеры норм:

1) конституционное право, допустим: в Конституции РФ записано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

2) административное право, допустим: курение в общественных местах запрещено; гражданин В. был оштрафован за превышение установленной скорости движения при управлении автотранспортным средством;

3) гражданское право, допустим: Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; Правоспособность, т.е. способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Могут быть приведены другие примеры норм каждой из названных отраслей права.

Примеры без указания / с неверным указанием отрасли права не засчитываются при оценивании

Правильно приведено по одному примеру норм трёх отраслей права (при указании соответствующих отраслей права)

Правильно приведено по одному примеру норм двух отраслей права (при указании соответствующих отраслей права)

Правильно приведён пример нормы одной отрасли права (при указании соответствующих отраслей права)

Приведено любое количество примеров норм без указания /с неверным указанием соответствующих(-ей) отраслей(-и) права.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

В некоторых случаях моральная и правовая оценки одного и того же поступка противоположны. Смоделируйте подобную ситуацию. В чём состоит опасность подобной ситуации? (Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, дайте два объяснения.)

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) пример (модель) ситуации , допустим: предприниматель К., зная трудную жизненную ситуацию 16-летнего Андрея В. (родители-алкоголики, трое младших братьев), принял его на работу без обязательного медицинского обследования и разрешил ему задерживаться на сверхурочную работу после 22 часов. Предприниматель был привлечён к юридической ответственности за нарушение норм трудового законодательства (Андрей В. продолжил работать с соблюдением норм, регулирующих труд несовершеннолетнего работника, но заработки его существенно сократились), с моральной точки зрения действия предпринимателя могли быть оправданы как помощь человеку в тяжёлой жизненной ситуации;

(Может быть смоделирована другая ситуация.)

2) два объяснения, например: опасность подобной ситуации состоит в том, что:

– у граждан (в нашем примере у предпринимателя, Андрея В., их окружения) может сложиться установка, что в определённых ситуациях можно нарушать закон; в целом это негативно сказывается на правосознании граждан;

– соблюдение законов гарантирует стабильность сложившихся общественных отношений, нарушение законов даже во имя благой цели постепенно может привести к дестабилизации общественного порядка.

(Могут быть даны другие объяснения.)

Смоделирована ситуация, даны два объяснения

Смоделирована ситуация, дано одно объяснение

Только смоделирована ситуация

Ситуация не смоделирована (смоделирована некорректно) независимо от наличия других элементов ответа.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный


Обществознание. Практикум. 10 класс: профильный уровень. Боголюбов Л.Н. и др.

2-е изд. - М.: 2010. - 160 с.

Пособие содержит задания, позволяющие организовать по каждой теме курса обществознания профильного уровня все основные виды учебной и практической деятельности в соответствии с современными требованиями. Практикум может быть использован и при изучении базового курса.

Формат: pdf

Размер: 38 Мб

Смотреть, скачать: ноябрь .2019г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Просвещение" (см. примечание)

Оглавление
Введение 5
Глава 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность 9
1. Место философии в системе обществознания. Философия и наука
2. Древние мыслители о мире человека 14
3. Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время 17
4. Общественная мысль России 20
5-6. Основные профессии социально-гуманитарного профиля 23
Глава 2. Общество и человек 30
7. Происхождение человека и становление общества
8. Сущность человека как проблема философии 33
9. Общество и общественные отношения 38
10. Социальная система и ее среда 41
11-12. Типология обществ 44
13. Культура и цивилизация 50
14. Факторы изменения социума 56
15. Проблема общественного прогресса 61
16. Свобода выбора и ответственность за выбор 66
Глава 3. Деятельность как способ существования людей 70
17. Деятельность -
18. Деятельность в сфере духовной культуры 75
19. Трудовая деятельность 77
20. Политическая деятельность 83
Глава 4. Сознание и познание 87
21. Онтология и теория познания
22. Истина и ее критерии 90
23. Жизненный опыт и здравый смысл 93
24. Основные особенности научного мышления 96
25. Социальное познание 100
26. Теоретическое и обыденное сознание 104
27. Самосознание и развитие личности 106
Глава 5. Личность. Межличностные отношения 111
28. Индивид, индивидуальность, личность
29. Возраст и становление личности 115
30. Направленность личности 118
31. Общение как обмен информацией 124
32. Общение как взаимодействие 129
33. Общение как понимание 133
34. Малые группы 135
35. Групповая сплоченность и конформное поведение 139
36. Групповая дифференциация и лидерство 142
37. Семья как малая группа 146
38. Асоциальные и криминальные молодежные группы 151
39. Конфликт в межличностных отношениях 156

Практикум рассчитан на учащихся 10 классов, заинтересованных в углубленном изучении обществознания. Чтобы достичь в этом хороших результатов, потребуется не только тщательное изучение учебного текста, но и значительная самостоятельная работа, которая позволит полнее освоить научное содержание курса и приобрести предусмотренные программой умения. Эти знания и умения необходимы как для успешной сдачи экзаменов, открывающих путь в высшую школу, так и для эффективного освоения социальных и гуманитарных наук на студенческой скамье. Программа данного курса содержит минимальный перечень самостоятельных, лабораторных и практических работ, опыт выполнения которых обязательно должны приобрести все учащиеся. Ниже жирным шрифтом воспроизводится этот перечень с краткими комментариями.

ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ОБЩЕСТВО»

1вариант.

    Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

    Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме.

2 часть.

1.Выберите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Социальная революция , экономическая реформа , общественный прогресс , социальная динамика , коренные преобразования .

2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Природа , общество , экономика , политика , система

4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.

1) прогресс

2) структура

3) эволюция

4) реформа

6) стратификация

5.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный прогресс».

1) реформа

2) эволюция

3) революция

6.Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют пост­ин­ду­стри­аль­ное общество.

1) на­ту­раль­ное хозяйство

2) кол­лек­ти­вист­ские ценности

3) ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние мик­ро­про­цес­сор­ных технологий

4) пе­ре­ход к вы­пус­ку ма­ло­се­рий­ных изделий

5) пре­вра­ще­ние ин­фор­ма­ции в фак­тор производства

6) раз­ви­тие элек­трон­ных средств коммуникации

7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественных отношениях. В одном из предложений укажите виды общественных отношений. А в другом предложении укажите пример общественных отношений в одной из сфер общ. жизни.

8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобальные проблемы»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о глобальных проблемах. Одно предложение должно содержать информацию о видах глобальных проблем. А другое предложение должно содержать информацию о чертах глобальных проблем(путях решения глобальных проблем)

ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ОБЩЕСТВО»

2 вариант.

1.Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

2.Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме.


3.Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА

ФОРМЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Революция

Радикальное, качественное изменение, скачок в развитии общества, сопряжённый с открытым разрывом с предыдущим состоянием

Преобразование какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры

    Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме.

2 часть.

Социальный институт , общество как система , социальная группа , сфера об­ще­ствен­ной жизни , общественные отношения .

6.Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Со­ци­аль­ная революция , по­ли­ти­че­ская реформа , со­ци­аль­ная динамика , контр­ре­фор­ма в об­ла­сти образования , об­ще­ствен­ный прогресс

7.Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют по­ня­тие «аграрное общество».

1) традиционализм

2) коллективизм

3) фабрика

4) религия

5) боль­шая семья

6) сфера услуг

8.Ниже приведён ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, свя­за­ны с по­ня­ти­ем «глобализация».

1) интернационализация

2) протекционизм

3) интернет-сети

4) Все­мир­ный банк

5) ми­ро­вые рынки

6) на­ту­раль­ное хозяйство

9.Ниже приведён ряд терминов. Всё они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют тра­ди­ци­он­ное общество.

1) коллективизм

2) секуляризация

3) традиционализм

4) сословия

5) стабильность структуры

6) промышленный переворот

10. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественном прогрессе. Одно предложение, содержащее информацию о особенностях общественного прогресса; другое предложение о проявлениях общественного прогресса.9критериях общ. прогресса)

11. Используя обществоведческие знания, раскройте смысл понятия «социальный институт» ; составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об одном из социальных институтов в политической сфере жизни общества;(о признаках социального института),одно предложение, раскрывающее одну из функций любого социального института.

ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ОБЩЕСТВО»

Вариант 3.

1.Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице

ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ

2. Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме.

3.Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФОРМА ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Революция

Коренное качественное изменение всех или

большинства сторон общественной жизни,

затрагивающее основы существующего строя

Усовершенствование в какой-либо сфере

общественной жизни посредством ряда

постепенных преобразований, не

затрагивающих фундаментальных основ

4.Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме.

2 часть.

5.Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Социальная эволюция; общественное развитие; регресс общества; реформа; революция.

6.В приведённом ниже ряду най­ди­те понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных представленных понятий. За­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Социальный институт; семья; государство; бизнес; образование, рынок; политическая партия; СМИ.

7. Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, свя­за­ны с по­ня­ти­ем «прогресс».

1) со­ци­аль­ная реформа

2) модернизация

3) стагнация

4) рост про­дол­жи­тель­но­сти жизни

5) па­де­ние уров­ня образования

6) рост уров­ня бла­го­со­сто­я­ния населения

8. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характерным чертам традиционного общества.

1) натуральное хозяйство

2) индивидуализм

3) сословная структура общества

4) глобализация

5) обычное право

6) патриархальность

9. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характерным чертам постиндустриального общества.

1) индустриализация

2) глобализация

3) ресурсосбережение

4) компьютеризация

5) информатизация

6) патриархальность

10.Используя обществоведческие знания, раскройте смысл понятия «глобализация»; составьте два предложения: Одно предложение, содержащее информацию о проявлениях глобализации в политической сфере; одно предложение, раскрывающее отрицательные последствия глобализации в любой сфере.

11.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об обществе. Одно предложение, содержащее информацию о признаках общества, одно предложение, раскрывающее структуру общества (качественную характеристику общества).

Практикум предназначен для подготовки учащихся 10 класса к ЕГЭ. Может использоваться совместно с учебником А. Ф. Никитина, Г. И. Грибановой, А. В. Скоробогатько, Д. С. Мартьянова «Обществознание. 10 класс» и другими учебниками, входящими в Федеральный перечень. Пособие включает в себя систему методически отобранных и адаптированных разноуровневых заданий, составленных в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Предисловие.

Курс «Обществознание» призван сформировать у школьников познавательные и практические умения получать и осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать, оценивать полученные данные, решать познавательные задачи, соотносить практические ситуации и примеры с теоретическими положениями. Знания и умения курса помогают школьникам осваивать современный мир, активно участвовать в политической, экономической, социальной деятельности. Представленное вашему вниманию пособие предназначено для практической работы на уроке и дома с материалами курса «Обществознание» в 10 классе. Практикум может использоваться старшеклассниками, изучающими курс по учебнику А. Ф. Никитина и др. «Обществознание. 10 класс» (ООО «ДРОФА») или любому учебнику по обществознанию для 10 класса, входящему в Федеральный перечень учебников.

Предисловие.
ГЛАВА I. ЧЕЛОВЕК. ПОЗНАНИЕ.
ГЛАВА II. ОБЩЕСТВО.
ГЛАВА III. КУЛЬТУРА, МОРАЛЬ, ДУХОВНОСТЬ.
ГЛАВА IV. ПОЛИТИКА.
Ответы.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обществознание, практикум, 10 класс, Кишенкова О.В., 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Повторение и контроль знаний, обществознание, 10-11 классы, интерактивные дидактические материалы, Сорокина Е.Н., 2015
  • Обществознание, 10 класс, технологические карты уроков по учебнику под редакцией Боголюбова Л.Н., Буйволова И.Ю., 2015

Следующие учебники и книги: