Open
Close

Все святые василии. Святитель василий великий, архиепископ кесарии каппадокийской (†379)

Традиция отмечать Старый Новый год идет от расхождения Юлианского календаря (или иначе календаря «старого стиля») и Григорианского календаря - того, по которому сейчас живет практически весь мир. Расхождение календарей в 20-21 веках составляет 13 дней.

Старый Новый год - это редкий исторический феномен, дополнительный праздник, который получился в результате смены летоисчисления. Из-за данного расхождения календарей мы отмечаем два «Новых года» - по старому и новому стилю. Таким образом, в ночь с 13 на 14 января каждый может позволить себе «допраздновать» самый любимый праздник. Ведь для многих верующих людей Старый Новый год имеет особое значение, поскольку от души отпраздновать его они могут лишь после окончания Рождественского поста.

Интересно, что разница между Юлианским и Григорианским календарями увеличивается каждое столетие, когда число сотен в году от Рождества Христова не является кратным четырем, на один день. Поэтому с 1 марта 2100 года эта разница составит 14 дней. А с 2101 года Рождество и Старый Новый год будут отмечаться на день позже.

Сегодня из года в год популярность Старого Нового года растет, и Россия не является исключением. Все больше людей относятся к нему, как к самостоятельному празднику, который продлевает очарование Нового года или же позволяет почувствовать это очарование впервые… Ведь этот праздник более спокойный, ему несвойственна суета, которая является неизбежным спутником Нового года.

Васильев день

Дата по старому стилю: 1 января

Васильев день, который до календарной реформы совпадал с началом нового года, отмечался в честь Василия Великого, известного также как Василий Кесарийский. Этот святитель в 4 веке был архиепископом Кесарии Каппадокийской и прославился как богослов, автор множества проповедей и создатель идеи иконостаса.

На Руси святой получил неблагозвучное прозвище - Василий Свинятник. Впрочем, под этим именем не подразумевалось ничего дурного. Дело в том, что в народе Василий считался покровителем свиней, а на Новый год прежде всегда готовили блюда из свинины - жареного поросенка, вареные окорока и другие. В этот день крестьяне даже колядовать ходили со специальными присказками, прося под окнами: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка»; «Кишку да ножки в верхнее окошко» .

Говорили, что «Василий пополам Святки делит» : с 7 по 14 января праздновались «святые вечера», а с 14 по 19 - «страшные». В этот день девушки особенно рьяно гадали о замужестве.

Также, согласно приметам, в этот день в доме полагалось обязательно иметь денежный запас; в долг же не давали - чтобы не «отдать» свой достаток. Еще один обряд - засевание зерен - должен был способствовать урожайности; дети рассыпали зерна на пол, а старшая женщина в доме собирала их и хранила до посева.

Об урожае судили и по приметам. Снег или сильный мороз в этот день обещали плодородный год. Ясное звездное небо сулило урожай гороха и ягод, а вьюга - хороший сбор орехов.

Именины в этот день

Александр, Богдан, Василий, Вячеслав, Григорий, Иван, Михаил, Николай, Петр, Платон, Трофим, Федот

День создания трубопроводных войск России

22 ноября 1951 года Председатель Совета Министров И.В. Сталин подписал Постановление об изготовлении опытного образца трубопровода нового поколения. Военному министерству СССР и Миннефтепрому было поручено провести совместные испытания трубопровода в полевых условиях.

14 января 1952 года на основании принятого Постановления военный министр СССР Маршал Советского Союза А.М. Василевский подписал директиву, в которой предписывалось сформировать первый отдельный батальон перекачки горючего. Именно дата подписания директивы и стала днем рождения трубопроводных войск.

Постепенно первые подразделения трубопроводных войск превратились в регулярные войска, а к концу 80-х годов были проведены лучшие в мире полевые сборно-разборные магистральные трубопроводы. В настоящее время трубопроводные войска входят в состав Центрального управления топлива и горючего и не имеют аналогов в иностранных армиях.

За несколько десятков лет конструкторами, инженерами, воинами-трубопроводчиками, рабочими были созданы, разработаны и приняты на вооружение различные комплекты полевых магистральных трубопроводов, не имеющие мировых аналогов, машины для их монтажа и подвижные средства перекачки. Сегодня основное «вооружение» войск составляют трубопроводы, трубомонтажная техника и другие средства механизации работ, а также специальные автомобили и средства связи. А главной их задачей является обеспечение непрерывной доставки горючего на значительные расстояния.

Серьезной проверкой боеготовности этих войск стала их работа во время войны в Афганистане, на территории которого были развернуты полевые магистральные трубопроводы общей протяженностью более 1200 км для подачи горючего российским войскам; а также в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе.

Оперативность и грамотная работа трубопроводных войск не раз подтверждались и в мирное время при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: тушении больших лесных пожаров и возгораний торфяников в последние годы, ликвидации землетрясения в 1989 году в Армении и ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, когда была обеспечена бесперебойная подача большого количества воды (до 4 тысяч кубометров) из ближайших водоемов для поддержания работы бетонного завода и других объектов на территории АЭС. К тому же все их действия помогли спасти множество человеческих жизней.

Обрезание Господне

По прошествии восьми дней,
когда надлежало обрезать Младенца,
дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом
прежде зачатия Его во чреве.
Евангелие от Луки, 2:21

С 4 века христиане празднуют событие, о котором сказано в Евангелии от Луки - обрезание Господне , совершившееся на восьмой день после рождения Иисуса Христа.

И теперь празднование этого события совершается на восьмой день после праздника Рождества Христова — то есть 14 января по новому стилю. Обрезание Господне считается великим праздником Православной Церкви.

Обрезание для древних иудеев определяло принадлежность к Богоизбранному народу. Необрезанный не был посвящен Единому Богу, Творцу и Создателю всех, считался иноверным, недостойным приносить Богу жертву, недостойным к Нему обращаться. Ветхозаветное обрезание было прообразом христианского крещения.

Пресвятая Богородица Мария и Ее обручник Иосиф, мнимый отец Иисуса, естественно, принесли младенца в храм для обрезания и там вместе с наречением имени - Иисус (Спаситель) - совершили этот обряд.

Православным христианам особенно важно в этот праздник вспоминать о том, что и Пресвятая Богородица, и Иосиф были истинными иудеями, почитавшими Тору. Потому что Тора предписывает иудеям совершать обрезание в знак обозначения себя как богоизбранного народа. Православные христиане благочестиво признают за иудеями это право богоизбранности, поэтому они с благоговением празднуют этот христианский праздник Обрезания Господня. Первые апостолы и христиане, происходившие из иудеев, также были обрезаны.

Праздник Обрезания для христиан важен еще и тем, что вопреки многим еретическим суждениям, которые искажают земной облик Иисуса Христа, подтверждает, что Богомладенец Иисус был мужского пола и обряды, предназначавшиеся для иудеев, над Ним также были совершены.

День защитников Родины в Узбекистане

День защитников Родины отмечается в независимом Узбекистане в честь создания собственных Вооруженных Сил. Сам праздник установлен на 14 января по решению Верховного Совета республики, принятого 29 декабря 1993 года.

14 января 1992 года Парламент Узбекистана принял решение о переходе всех частей и соединений, военных учебных заведений и других воинских формирований, дислоцированных на территории страны, под юрисдикцию Республики Узбекистан. Так было положено начало созданию собственных Вооруженных Сил страны.

Хотя в этот день поздравляют всех мужчин Узбекистана, ведь изначально каждый мужчина - это, прежде всего, защитник своей Родины. Но особенно теплые и торжественные слова звучат в адрес военнослужащих, для которых этот день является профессиональным праздником.

День защитников Родины - большой государственный праздник. По сложившейся традиции, эта дата в Узбекистане празднуется широко - на столичной площади Независимости звучит гимн Республики Узбекистан, под звуки военного оркестра по площади торжественным маршем проходят военные подразделения. Участники парада также возлагают венки к подножию Монумента Независимости. И, конечно же, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами произносит праздничное поздравление, адресованное защитникам Родины.

Также в этот день в Узбекистане чтят память земляка - одного из величайших завоевателей, полководца Тимура Тамерлана.

Новый год (старый стиль), Обрезание Господне и праздник Василия Великого – три важных праздника Русская Православная Церковь отмечает 14 января 2018 года, .

Новый год по старому стилю или, как чаще называют, Старый Новый год, отмечается в ночь с 13-го на 14 января. Россия вела свое летоисчисление по Юлианскому календарю, который и сейчас многие считают более точным, вплоть до 1918 года. И хотя сейчас светский календарь полностью совпадает с григорианским календарем, принятым в католических странах в XVI веке, РПЦ ведет счет времени по старому, отмененному ранее календарю. Этим объясняется разница в 14 дней между датами религиозных праздников по церковному и общему календарю. Поэтому церковное новолетие приходится сейчас на 14 января, с этого дня начинается отсчет чисел церковного года.

И в этот первый день нового года по церковному календарю, 14 января, отмечается значимый господский праздник Обрезание Господне.

Праздник Обрезание Господне отмечается в Православной Церкви с IV века. Он установлен в память обряда, который совершали над еврейскими мальчиками на восьмой день после рождения в знак Завета Бога с праотцем Авраамом и еврейским народом. Именно в этот день обряд был совершен над Младенцем, рожденным Девой Марией и Он был наречен Иисус (Спаситель), как было возвещено Архангелом Гавриилом ещё в день Благовещения.

Новый год (старый стиль), Обрезание Господне и праздник Василия Великого – три важных праздника Русская Православная Церковь отмечает 14 января 2018 года

Господь принял обрезание, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, принимавшим законы своего народа.

В ветхозаветное время обрезание было знаком, отличавшим богоизбранный народ от других. В новозаветное время таким знаком принадлежности к сынам Божиим стало Крещение.

В этот день 14 января Церковь вспоминает Василия Великого – Святого Отца Древней Церкви, который стоит у истоков церковной литургики.

Новый год (старый стиль), Обрезание Господне и праздник Василия Великого – три важных праздника Русская Православная Церковь отмечает 14 января 2018 года

Святитель Василий Великий был архиепископом города Кесарии Каппадокийской, а также церковным писателем и богословом. Кроме этого, именно ему приписывают обоснование устройства иконостаса – алтарной преграды, что отличает православные храмы. Василий Великий автор православной литургии, носящей его имя, которая служится 10 раз в году, согласно Богослужебному Уставу:

В день памяти Василия Великого - 1 (14) января
- В навечерие праздников Рождества Христова и Крещения. Или в сами праздники, если их навечерия выпадают на субботу или воскресенье
- На Великом Посту: В 1 (первое), 2 (второе), 3 (третье), 4 (четвертое) и 5 (пятое) воскресенье
- На Страстной Седмице: В Великие четверг и субботу

Вечером накануне служится Всенощное бдение с полиелеем, утром 14 января литургия Василия Великого.

Новый год (старый стиль), Обрезание Господне и праздник Василия Великого – три важных праздника Русская Православная Церковь отмечает 14 января 2018 года

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, "принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной, и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим", - так говорил современник святителя Василия, святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 344; память 23 ноября). Родился Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения Диоклитиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет. Мать святого Василия, Емилия, была дочерью мученика. Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии.

Григорий НисскийВ семье было десять человек детей, пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий, Макрина (память 19 июля) - образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, Григорий, впоследствии епископ Нисский (память 10 января), Петр, епископ Севастийский (память 9 января), и праведная Феозва - диакониса (память 10 января). Первые годы жизни святой Василий провел в принадлежавшем его родителям поместье на реке Ирисе, где воспитывался под руководством матери и бабки Макрины, высокообразованной женщины, сохранившей в памяти предание о знаменитом святителе Каппадокии - Григории Чудотворце (память 17 ноября). Первоначальное образование Василий получил под руководством отца, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже перешел в школы Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины - центр классического просвещения.

Три святителяПосле четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий Великий обладал всеми доступными знаниями: "Он так изучил всё, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому". Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, - "это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы". В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий Богослов восторженно говорил об этом времени: "Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном - в учении... Нам известны были две дороги: одна - к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая - к наставникам наук внешних".

Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Но вскоре, отказавшись от предложения кесарийцев, желавших поручить ему обучение юношества, святой Василий вступил на путь аскетической жизни.

Макрина - сестра Василия ВеликогоПосле смерти мужа мать Василия со старшей дочерью Макриной и несколькими девственницами удалились в фамильное поместье на реке Ирисе и вели подвижническую жизнь. Василий же, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Как истолкователь Священных Книг, он сначала читал их народу. Затем, "желая снискать руководителя к познанию истины", святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им. Раздав свое имущество бедным, святой Василий поселился недалеко от Емилии и Макрины на другом берегу реки, собрав вокруг себя иноков в общежитие. Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова. Святые Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании: в жилище их, без кровли, не было очага, пища была самой скудной. Они сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести. От больших трудов мозоли не сходили с их рук. Из одежды Василий Великий имел только срачицу и мантию; власяницу носил только ночью, чтобы ее не было видно. В уединении святые Василий и Григорий усиленно занимались изучением Священного Писания по руководствам древнейших толкователей и, в частности, Оригена, из произведений которого они составили сборник - Филокалия (Добротолюбие). В то же время Василий Великий по просьбе иноков написал сборник правил нравственной жизни. Своим примером и проповедями святитель Василий Великий содействовал духовному усовершенствованию христиан Каппадокии и Понта; многие устремились к нему. Образовывались мужские и женские монастыри, в которых Василий стремился соединить жизнь киновиальную с отшельническою.

Исаия пророкВ царствование Констанция (337 - 361) распространилось лжеучение Ария, и Церковь призвала к служению обоих святителей. Святой Василий вернулся в Кесарию. В 362 году он был рукоположен Мелетием, епископом Антиохийским в диакона, а затем, епископом Евсевием Кесарийским, в 364 году, посвящен в сан пресвитера. "Но видя, - как повествует Григорий Богослов, - что все чрезвычайно почитают и хвалят Василия за мудрость и святость, Евсевий, по человеческой немощи, увлекся ревностью к нему и начал выказывать нерасположение к нему". Монахи встали на защиту святого Василия. Чтобы не вызвать церковного разделения, он удалился в свою пустыню и занялся устройством монастырей. С приходом к власти императора Валента (364 - 378), решительного сторонника ариан, для Православия наступают тяжелые времена - "предстояла великая борьба". Тогда святой Василий спешно возвратился в Кесарию по вызову епископа Евсевия. По словам Григория Богослова, для епископа Евсевия он был "добрым советником, праведным предстателем, истолкователем Божия Слова, жезлом старости, опорой верным в делах внутренних, самым деятельным в делах внешних". С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии занимал он второе место. Проповеди говорил он ежедневно, и часто дважды - утром и вечером. В это время святой Василий составил чин Литургии; им написаны также Беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, второе собрание монашеских правил. Против учителя ариан Евномия, который с помощью аристотелевых построений придал арианской догматике научно-философскую форму, превращая христианское учение в логическую схему отвлеченных понятий, Василий написал три книги.

Святитель Василий ВеликийСвятитель Григорий Богослов, говоря о деятельности Василия Великого в тот период, указывает на "пропитание нищих, странноприимство, попечение о девах, писанные и неписанные уставы для монашествующих, чиноположения молитв (Литургия), благоукрашения алтарей и иное". По кончине епископа Кесарийского Евсевия, в 370 году, на его кафедру был возведен святой Василий. Как епископу Кесарийскому, святому Василию Великому были подчинены 50 епископов одиннадцати провинций. Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (память 2 мая), с радостью и благодарностью к Богу приветствовал дарование Каппадокии такого епископа, как Василий, прославившегося святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. В империи Валента внешнее господство принадлежало арианам, которые, по-разному решая вопрос о Божестве Сына Божия, были разбиты на несколько партий. К прежним догматическим спорам был присоединен вопрос о Святом Духе. В книгах против Евномия Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. Сейчас же для полного выяснения православного учения по этому вопросу, по просьбе святого Амфилохия, епископа Иконийского, святитель написал книгу о Святом Духе.

Три святителяОбщее печальное положение усугублялось для епископа Кесарийского еще и такими обстоятельствами, как разделение Каппадокии на две части при распределении правительством провинциальных округов; антиохийский раскол, вызванный поспешным поставлением второго епископа; отрицательное и высокомерное отношение западных епископов к попыткам привлечь их к борьбе с арианством и переход на сторону ариан Евстафия Севастийского, с которым Василия связывала тесная дружба. Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждал их веру, призывая к мужеству и терпению. Святым епископом написаны многочисленные письма к Церквам, епископам, клиру, частным лицам. Низлагая еретиков "оружием уст и стрелами письмен", святой Василий, как неутомимый защитник Православия, всю свою жизнь вызывал неприязнь и всевозможные происки ариан.

Василий Кесарийский и КаппадокийскийИмператор Валент, беспощадно отправлявший в изгнание неугодных ему епископов, насадив арианство в других малоазийских провинциях, явился в Каппадокию с той же целью. Он послал к святому Василию префекта Модеста, который стал угрожать ему разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью. "Всё это, - ответил Василий, - для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается всё мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? - Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь". Правитель был изумлен таким ответом. "Может быть, - продолжал святитель, - ты не встречался с епископом; иначе, без сомнения, услышал бы такие же слова. Во всем ином мы кротки, смиреннее всякого, и не только пред таким могуществом, но и пред всяким, потому что так предписано нам законом. Но когда дело идет о Боге и против Него дерзают восставать, тогда мы, всё прочее вменяя за ничто, взираем только на Него Единого, тогда огнь, меч, звери и железо, терзающее тело, скорее будут для нас удовольствием, нежели устрашат".

Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий БогословДоложив Валенту о непреклонности святого Василия, Модест сказал: "Побеждены мы, царь, настоятелем Церкви". Ту же твердость Василий Великий обнаружил и перед лицом самого императора и своим поведением произвел на Валента такое впечатление, что он не поддержал ариан, требующих ссылки Василия. "В день Богоявления, при многочисленном стечении народа, Валент вошел в храм и смешался с толпой, чтобы показать видимость единения с Церковью. Когда же в храме началось псалмопение, слух его поражен был как громом. Царь увидел море народа, и в алтаре и близ него благолепие; впереди же всех Василия, не воскланяющегося ни телом, ни взором, как будто в храме не произошло ничего нового, но обращенного только к Богу и престолу, а клир его в страхе и благоговении".

Три святителяСвятой Василий почти ежедневно совершал Богослужение. Он особенно заботился о строгом исполнении канонов Церкви, внимательно следя, чтобы в клир вступали только достойные. Неутомимо обходил он свои церкви, наблюдая, чтобы нигде не была нарушена церковная дисциплина, устраняя всякое лицеприятие. В Кесарии святой Василий устроил два монастыря, мужской и женский с храмом в честь 40 мучеников, где хранились их святые мощи. По примеру иноков, клирики митрополии святителя, даже диаконы и пресвитеры, жили в чрезвычайной бедности, трудились и вели жизнь чистую и добродетельную. Для клира святой Василий добивался освобождения от податей. Все свои личные средства и доходы своей церкви он употреблял в пользу бедных; в каждом округе своей митрополии святитель создал богадельни; в Кесарии - гостиницу и странноприимный дом.

Григорий БогословБолезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы святителя. Преставился святитель Василий 1 января 379 года в возрасте 49 лет. Незадолго перед кончиной святитель благословил святого Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры.

Собор Вселенских святителейПо преставлении святого Василия Церковь тотчас стала праздновать его память. Святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 394), в своем слове в день кончины святителя Василия Великого говорил: "Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством".

Тропарь святителя Василия
глас 1

Во всю землю изыде вещание твое, / яко приемшую слово твое, / имже боголепно научил еси, / естество сущих уяснил еси, / человеческия обычаи украсил еси, / царское священие, отче преподобне, / моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак святителя Василия
глас 4

Явился еси основание непоколебимое Церкве, / подая всем некрадомое господьство человеком, / запечатлея твоими веленьми, // небоявленне Василие преподобне.


1(14) января весь Православный мир отмечает Великий праздник - "Обрезание Господне".
Первые сведения о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви относятся к IV веку . С этого времени Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и "обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым " (Послание к Колоссянам,2:11).

Сущность Праздника.

В соответствии со Святым Писанием, на восьмой день после Рождения Иисус Христос принял обрезание. Пресвятая Богородица со своим мужем Иосифом, который считался мнимым отцом Иисуса, пришли в храм с младенцем на руках для совершения обрезания. Обрезание восьмидневных младенцев мужского пола было установлено в знамение Завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками:
"Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужской пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой"
(Быт.17:11-14) .
При совершении Обрезания, Божественный Младенец был наречен Именем Иисус, что означает Спаситель. Имя Иисус было возвещено Архангелом Гавриилом в день Благовещения Пресвятой Девы Марии. "По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. "(Евангелие от Луки, 2:21)

Для чего Иисус Христос принял Обрезание?

1. Обрезание Иисус, Творец закона, принял чтобы явить пример того, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить." (Евангелие от Матфея, 5:17).
2. Обрезание Господь наш Иисус принял для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти. "В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех" (Святитель Димитрий Ростовский). Празднованием Обрезания Господня Православная церковь признаёт то, что Иисус Христос есть Бог, принявший облик человека. Православная церковь считает, что Иисус Христос не нуждался в обрезании, так как являлся Сыном Божьим и Богом. И уподобляясь людям во всём, оставался при этом безгрешным. Но, чтобы показать всем людям пример, насколько важно для их блага законопослушное поведение, Иисус Христос принял обряд Обрезания, предписанный законом Божьим.

Обрезание - прообраз таинства Крещения.

Древние иудеи подвергались обряду обрезания, что определяло их принадлежность к Богом избранному народу. Только иудей - мужчина, подвергшийся обрезанию, считался посвященным Богу и мог совершать жертвоприношения. А Обрезание в те Ветхозаветные времена фактически было прообразом христианского Крещения. В Новозаветные времена обряд Обрезания превратился в таинство Крещения.
Праздник Обрезания сравним с "обрезанием сердца ", из которого отсекаются страсти и похотные предрасположения: "Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и всё, в чём прежде находили удовольствие, начнем с этого момента жить единственно для Бога во спасение своё " (Епископ Феофан Затворник ).

Богослужебные особенности.

14 января , ровно через восемь дней после светлого праздника Рождества христова, Православное христианство отмечает обрезание Господне. Помня и понимая, что Иосиф и Пресвятая Дева Мария, являлись иудеями, почитали Тору, которая предписывала иудеям мужского пола совершать обряд обрезания. Этот обряд обозначал иудеев богоизбранным народом. Благочестиво признавая это право за иудеями, христианство с благоговением отмечает Обрезание Господне, как Великий христианский праздник. Апостолы и первые христиане также были обрезаны, так как были выходцами из иудеев.
Праздник Обрезания Господня известен так же как Васильев день, так как соединяется с празнованием памяти святого Василия Великого архиепископа Кесарии Каппадокийской. Особенность праздника Обрезания Господня в первое время была в том, что его проводили в посте, как день печали и сетования. В 4 веке праздник Обрезания распространился во всех церквах. Праздник Обрезания и наречения Господа по плоти не имеет ни предпразднества, ни попразднества и продолжается один день. Богослужение в этот праздник совершается как в честь этого события, так вместе и в память св. Василия Великого.