Open
Close

Воздействие на общественное развитие оказывает социальная революция. Какое влияние оказывают на развитие социально-культурной деятельности экономические и общественно-политические факторы

Чем социальные революции отличаются от реформ? Чем характеризуется постиндустриальное общество?

Подумай: Что общего между развитием общества и эволюцией в мире природы? Можно ли считать революции "локомотивами истории"? В чем состоят глобальные проблемы человечества?

Изменчивость и стабильность . Па уроках истории вы неоднократно убеждались в том, что с течением времени усложняются формы общественного устройства, меняется образ жизни людей, совершенствуются технологии. Это свидетельствует о развитии общества. При этой источники этого развития находятся в самом обществе. Рассматривая на уроках истории крупные событии, значимые социальные процессы, ведущие к преобразованию общественной жизни, вы всегда выявляли их причины, основные движущие силы.

Интенсивность, глубина общественных изменений оценивались по-разному. Многие философы, социологи, историки поддерживали идею эволюционного развития. Сторонники эволюционизма подчеркивали постепенность изменений, преемственность в развитии различных сторон общества. Проявлением преемственности может служить следование традициям, которые существуют в каждом обществе.

Есть традиции, сложившиеся столетия назад, есть возникшие сравнительно недавно. К последним можно отнести, к примеру, ежегодное новогоднее обращение главы нашего государства к народу.

Отрицать постепенный, эволюционный характер многих изменений в обществе не приходится. Вместе с тем проведение прямых аналогий между обществом и природой не позволяет понять специфику общественных явлений. Так, вряд ли к обществу в полной мере применимо положение о необратимости изменений. История знает примеры регресса, упадка, возврата к более примитивным формам организации. (Вспомни такие факты из курса истории.) В отдельных случаях возврат к более простым структурам служил гарантией выживания: именно печка, колодец и собственный огород, а не городская квартира без тепла и света помогали выжить людям в годы военного лихолетья.

Иной взгляд па проблему отстаивали последователи марксизма. Согласно этому учению решающую роль в обновлении общества играют социальные революции. Именно их К. Маркс называл "локомотивами истории". Истоки революции, по его мнению, лежат в непримиримом конфликте тех социальных сил, которые олицетворяют уходящий экономический строй, с классами, заинтересованными в утверждении новых порядков. В ходе революции передовой класс свергает реакционный строй, берет власть в свои руки и осуществляет назревшие перемены во всех сферах жизни общества. Таким образом происходит качественный скачок в развитии общества.

Теория выглядит достаточно абстрактной, по сами революции, как вы знаете из курса истории, вполне реальные события, которые имели место во многих странах и часто коренным образом меняли сложившийся порядок. Не случайно ряд революций назвали великими (вспомни какие). Однако, хотя революционные изменении были значительными, они не всегда отвечали интересам широких слоев общества, а нередко расходились с представлениями самих "застрельщиков революции". Нередко революционные действия и политика новых властей усиливали трудности, уже существовавшие в обществе, утверждались диктатуры, превосходящие по своей жестокости прежние режимы. Эти черты социальных революций заставили историков и политологов отнестись более сдержанно к оценке позитивной роли революции в истории, а политиков если и призывать к революциям, то только "бархатным", лишенным элементов гражданской войны и диктаторских замашек лидеров. В современной науке эволюционная теория развития общества и теория качественных скачков не противоречат, а дополняют друг друга.

Одной из очевидных закономерностей общественных изменении является возрастание их темпа за последние два-три века.

Социологи иллюстрируют тенденцию к ускорению социальных изменений следующими расчетами: если представить себе историю человечества как одни сутки (т. е. 24 ч), то окажется, что земледелие было изобретено в 23 ч 36 мин, цивилизация появилась в 23 ч 5 7 мин, а современные общества - в 23 ч 59 мин 30 с. Однако за эти 30 с произошло, возможно, столько же изменений, сколько за весь «день человечества».

Оглянитесь вокруг себя - подавляющее большинство вещей, с которыми вы имеете дело в повседневной жизни, создано не ранее середины прошлого века.

Мнения. При оценке процесса ускорения общественного развития высказываются различные точки зрения. Один считают, что это явление - свидетельство общественного прогресса: люди создают более комфортную для себя среду существования (сокращают расстояния, облегчают коммуникацию, производят все больше удобных и красивых вещей). Другие уверены, что ускорение общественного развития приходит в противоречие с практически неизменными физиологическими и психологическими свойствами человека. В результате люди перестают справляться с творениями собственной деятельности, увеличивается число техногенных аварий и катастроф, мир становится менее безопасным.

? А какого твое мнение по этому поводу?

Факты. За минувшее столетие мировое потребление воды возросла в 6 раз. Почти 90 % сточных вод не подвергается очистке. По данным ООН, более полутора миллиардов человек лишены возможности пить чистую воду.

Большое опасение вызывает наступающее глобальное потепление. В ряде стран летняя температура бьет все рекорды, все чаще возникают тайфуны и штормы, растет их разрушающая сила.

Человечество ищет пути разрешения экологического кризиса. Отдельные страны и регионы осуществляют практические меры, направленные на восстановление лесов, снижение загрязняющих выбросов в атмосферу, борьбу с опустыниванием земель и т. д. Однако эту глобальную проблему, как и другие, без общих усилий не решить. В начале 1990-х гг. был провозглашен новый подход к решению экологических проблем, основанный на идее устойчивого развития. Среди принципов этого подхода выделим следующие:

Необходимо удовлетворять элементарные потребности всех людей; одна из главных причин экологического кризиса - нищета;
- необходимо согласовывать образ жизни тех, кто располагает большими материальными средствами, с экологическими возможностями планеты, в частности относительно потребления энергии;
- размеры и темпы роста населения должны быть согласованы с меняющимся потенциалом экосистемы Земли.

От людей сегодня требуется признать ограниченность ресурсов планеты и изменить свой образ жизни с учетом зтого факта. (Разделяешь ли ты этот призыв? Что лично ты готов сделать для этого?)

Появление общемировых проблем показало взаимозависимость стран и регионов. Начавшаяся в конце минувшего века глобализация усилила ее. При этом отдельные глобальные проблемы приобрели еще большую остроту.

Проверь себя

1. В чем выражается эволюционный характер развиния общества? чем эволюция в обществе отличается от эволюции в природе?
2. Какое воздействие на общественное развитие оказывает социальная революция?
3. Чем может быть вызвана необходимость проведения реформ?
4. Каковы основные отличия реформ от революций?
5. Что способствовало глобализации в различных сферах общества ?
6. К каким последствиям ведет прогресс глобализации?
7. Какие проблемы относят к глобальным?
8. Способствует ли процесс глобализации решению общемировых проблем? Обоснуй свой вывод.

В классе и дома

1. Приведи примеры революций, известных тебе из курса истории. Есть ли что-то общее в причинах, проявлениях революционных событий в различных странах? Если да, назови.
2. Как повлияли революционные события в стране на ее последующее развитие? Покажи на любом примере.
3. С момента изобретения радио понадобилось 40 лет, чтобы число слушателей в США достигло 50 млн. Число пользователей персональными компьютерами достигло этой цифры через 15 лет после их разработки, 50 млн человек стали использовать сеть Интернет менее чем через 5 лет после ее появлении.
Какой процесс в общественном развитии иллюстрируют эти факты?
4. По мнению ряда исследователей, истоки современной глобализации следует искать в XVI в.- в эпохе Великих географических открытий. Попробуй обосновать или опровергнуть этот тезис.
5. Некоторые называют глобализацию не «всемирным братством», а «всемирным пиратством». Справедлива ли такая оценка? Обоснуй свой вывод.

Говорят мудрые

«Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменить себя, чтобы жить в этом новом окружении».

И. Випер (1894-1964). американский ученый

Общество - это динамическая система взаимодействия людей. Это одно из определений. Ключевое слово в нем - система, то есть сложный механизм, который состоит из сфер общественной жизни. В науке выделяется четыре таких сферы:

  • Политическая.
  • Экономическая.
  • Социальная.
  • Духовная.

Все они не обособлены друг от друга, а, наоборот, взаимосвязаны. Примеры взаимодействия разберем подробнее в данной статье.

Политическая сфера

Сферы - это области, в которых удовлетворяются основные потребности общества.

Политическая включает органы государственной власти и управления, а также различные политические институты. Она напрямую связана с аппаратами принуждения и подавления, которые легитимно применяют силу с одобрения всего общества. удовлетворяет потребности в безопасности, охране, поддержании правопорядка.

К ней относятся:

  • Президент.
  • Правительство.
  • Органы государственной власти на местах.
  • Силовые структуры.
  • Политические партии и объединения.
  • Органы местного самоуправления.

Экономическая сфера

Экономическая сфера призвана удовлетворить материальные потребности общества. Если в политической жизни принимают участие только совершеннолетние граждане, то в этой - абсолютно все, в том числе старики и дети. Все люди - потребители с экономической точки зрения, а значит, прямые участники рыночных отношений.

Ключевые понятия в экономической сфере:

  • Производство.
  • Обмен.
  • Потребление.

В производстве участвуют фирмы, заводы, фабрики, шахты, банки и проч.

Взаимодействие политической и экономической сферы

Приведем примеры взаимодействия сфер общества между собой. Государственная дума РФ принимает законы, которые обязаны исполнять все граждане. Некоторые принимаемые нормативно-правовые акты могут влиять на изменение отраслей экономики. Например, лицензирование некоторых видов деятельности приводит к удорожанию определенной продукции вследствие дополнительных затрат, связанных с нововведением.

Конкретные примеры взаимодействия сфер общества можно проиллюстрировать в свете недавних событий. Против Российской Федерации ввели международные экономические санкции. В ответ власти нашей страны ввели контрсанкции. В результате некоторые европейские продовольственные товары и медикаменты не поступают на российский рынок. Это привело к следующим последствиям:

  • Удорожание продуктов.
  • Отсутствие на полках многих товаров, аналогов которых в России не изготовляют.
  • Развитие некоторых секторов экономики: животноводства, садоводства и т. д.

Но ошибочно полагать, что только власть влияет на бизнес, иногда бывает наоборот. Обратные примеры взаимодействия сфер общества, когда экономисты диктуют условия политикам, можно привести на практике лоббирования законов. Недавний пример - так называемый закон Ротенберга в России, по которому миллионерам, попавшим под санкции Запада, будут выплачены компенсации из государственного бюджета.

Социальная сфера

Социальная сфера удовлетворяет потребности общества в образовании, медицине, обслуживании, досуге и развлечениях. В нее входит повседневное общение граждан и больших групп людей.

Политическая и социальная сферы

Политика может повлиять на социальную жизнь страны. Можно привести следующие примеры взаимодействия сфер общества. Местные власти города запретили открывать любые увеселительные заведения: клубы, ночные бары и кафе в одном из криминальных районов на окраине города. В результате уровень преступности в нем упал, но жителям приходится добираться дольше до мест отдыха и развлечений.

Следующий пример: в кризис районный муниципалитет испытывает С целью уменьшить затраты он решает закрыть одну из школ. В результате происходит сокращение педагогических работников, детей перевозят в другой населенный пункт каждый день, а деньги экономятся на содержание объектов, так как по закону все затраты на их обслуживание ложатся на местные власти.

Социальная и экономическая сферы

Экономическое развитие страны сильно влияет на социальную жизнь. Вот лишь некоторые примеры взаимодействия сфер общества. Финансовый кризис сократил реальные доходы населения. Граждане стали меньше тратить на развлечения и досуг, ограничивая походы в платные парки, спортивные клубы, стадионы, кафе. Потеря клиентов привела к разорению многих компаний.

Взаимосвязь существует также между политикой, экономикой и социальным развитием страны. Приведем примеры взаимодействия сфер общества между собой. Нестабильность на Ближнем Востоке и ослабление курса рубля в два раза в совокупности с активным развитием привели к тому, что многие отменили традиционные поездки в Египет и Турцию и стали отдыхать в России.

Этот пример можно разобрать на составляющие:

  • Политическая - нестабильность на Ближнем Востоке, меры властей по увеличению внутреннего туризма.
  • Экономическая - девальвация рубля привела к значительному увеличению цен на путевки в Турцию и Египет при сохранении внутренних цен.
  • Социальная - туризм относится именно к этой сфере.

Духовная сфера

Многие ошибочно предполагают, что духовная сфера относится к религии. Это заблуждение приходит из курса истории, где под соответствующими темами разбирают церковные реформы определенных периодов. На самом деле религия хоть и относится к духовной сфере, но не является ее единственной составляющей.

Помимо нее, сюда относятся:

  • Наука.
  • Образование.
  • Культура.

Что касается образования, то наиболее внимательные читатели зададут справедливый вопрос о том, что ранее мы относили его к социальной области, когда разбирали примеры взаимодействия сфер общества между собой. Но к духовной относится образование как процесс, а не как взаимодействие людей. Например, посещение школы, общение со сверстниками, учителями - все это относится к социальной области. Получение знаний, социализация (воспитание), самореализация и самосовершенствование - это процесс духовной жизни, который призван удовлетворить потребности в познании, совершенствовании.

Духовная и политическая сферы

Иногда на политику оказывает влияние религия. Приведем примеры взаимодействия сфер между собой. Сегодня Иран - религиозное государство: вся внутренняя политика, законы принимаются исключительно в интересах мусульман шиитского толка.

Приведем исторический пример взаимодействия сфер общества. После Октябрьской революции 1917 года многие храмы были взорваны, а религия признавалась «опиумом для народа», то есть вредным наркотиком, от которого необходимо избавляться. Многие священники были убиты, храмы разрушены, на их месте образовывали склады, магазины, мельницы и т. д. Это отразилось и на социальной жизни: наблюдался духовный упадок населения, люди перестали чтить традиции, не регистрировали браки в церквях, вследствие чего союзы стали распадаться. Фактически это привело к разрушению института семьи и брака. Свидетелем свадьбы являлся не Бог, а человек, что, согласимся, разница огромная для верующего человека. Так продолжалось до Великой Отечественной войны, пока Сталин официально не восстановил деятельность Русской Православной Церкви на законных основаниях.

Духовная и экономическая сферы

Экономическое развитие влияет и на духовную жизнь страны. Какие примеры взаимодействия сфер общества между собой это доказывают? Психологи отмечают, что в период экономических кризисов наблюдается депрессивное состояние населения. Многие люди теряют работу, сбережения, их фирмы разоряются - все это приводит к психологическим проблемам. Но в России не развита практика частных психологов, как, например, в США. Поэтому возникают религиозные секты, которые втягивают «заблудшие души» в свои сети, из которых порой очень трудно вырваться.

Другой пример - Южная Корея. Отсутствие полезных ископаемых и других ресурсов повлияло на то, что эта страна начала развивать науку и туризм. Это дало свои результаты - сегодня эта страна лидер в области электроники и входит в десятку самых развитых стран мира. Здесь столкнулись сразу политика, экономика и социальное развитие.

Духовная и социальная сферы

Грань между духовной и социальной жизнью очень тонкая, но мы попробуем разъяснить ее через примеры взаимодействия сфер жизни общества. Посещение учениками школы, поступление в институты - все это взаимоотношения двух сфер, так как люди общаются (социальная) и совершают различные обряды (духовная).

Примеры взаимодействия сфер общества из истории

Немного вспомним историю. Она также содержит примеры взаимодействия различных сфер общества. Возьмет реформы Столыпина в начале 20-го века. В России отменили общину, создали Крестьянские банки, которые выдавали кредиты переселенцем, сделали льготный проезд за счет государства, создали небольшую инфраструктуру в Сибири. В результате тысячи крестьян с малоземельного Юга и Поволжья хлынули на Восток, где их ждали заветные гектары свободной земли. Все эти меры позволили:

  • ослабить крестьянское безземелье в центральных губерниях;
  • освоить пустующие земли Сибири;
  • накормить хлебом людей и пополнить государственный бюджет налогами в будущем.

Это служит ярким примером взаимодействия политики, экономики и социальной жизни страны.

Другая ситуация - раскулачивание крестьян, в результате которого многие трудолюбивые рациональные хозяева остались без средств к существованию, а их место заняли тунеядцы из комбедов. В результате многие погибли от голода, а сельское фермерское хозяйство было разрушено. Этот пример показывает влияние необдуманных политических решений на экономику и социальную жизнь.

Взаимодействие сфер общества: примеры из СМИ

«Первый канал» объявил о принятии российскими властями решения бомбить террористов запрещенного в России « Исламского государства » . Также Федеральный канал сообщил, что власти намерены возобновить переговоры по турецкому газовому трубопроводу в Европу.

Вся информация из источника, который относится к Она иллюстрирует примеры взаимодействия разных сфер общества. В первом случае политической и социальной, так как решение руководства нашей страны приведет к последствиям на Ближнем Востоке. История с показывает взаимосвязь политики и экономики. Соглашение между странами разовьет газовую отрасль и пополнит бюджеты обеих стран.

Вывод

Примеры взаимодействия между сферами общества доказывают, что мы живем в сложной системе. Изменение в одной подсистеме обязательно влияет на другие. Все сферы взаимосвязаны, но ни одна из четырех не является главной, доминантной, от которой зависят все остальные.

В качестве надстройки выступает право. Оно не входит ни в одну из четырех, но и не выделяется в пятую. Право - скрепляющий инструмент над ними.

Подробное решение Параграф § 4 по обществознанию для учащихся 8 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова 2016

Вопрос 1. Что такое социальные нормы? Чем социальные революции отличаются от реформ? Чем характеризуется постиндустриальное общество?

Социальные нормы – это правила поведения человека в обществе, которые установились благодаря общественным отношениям и сознательной человеческой деятельности.

Революция - коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.

Революция - радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии, как более быстрые и существенные изменения, отличают и от эволюции (где развитие происходит более медленно) и от реформы (в ходе которой производится изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ).

Реформа - изменение в какой-либо сфере жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путем. В частности, процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы - укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот - увеличение доходов.

Постиндустриальное общество - общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности, а также более высокой долей населения занятого в сфере услуг нежели в промышленном производстве.

В постиндустриальном обществе эффективная инновационная промышленность насыщает потребности всех экономических агентов, потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста и наращивая качественные, инновационные изменения.

Научные разработки становятся главной движущей силой экономики - базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника.

Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал - профессионалы, высокообразованные люди, наука и знания во всех видах экономической инновационной деятельности.

Вопрос 2. Что общего между развитием общества и эволюцией в мире природы? Можно ли считать революции «локомотивами истории»? В чём состоят глобальные проблемы человечества?

Биологическая эволюция - естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

Эволюция – Развитие, процесс постепенного непрерывного количественного изменения кого-чего-н., подготавливающий качественные изменения.

Социальное развитие – это изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Характерными признаками социального развития являются три черты: необратимость, направленность и закономерность.

Но во всех случаях революция – это локомотив истории, ускоритель ее развития, ибо, спасая уже созданные производительные силы от разрушения, она вместе с тем утверждает новые, эффективные стимулы их быстрого роста.

Глобальные проблемы современности - это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран.

Список глобальных проблем:

Нерешённость проблемы отмены старения у людей;

Проблема «Север-Юг» - разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность;

Угроза термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;

Катастрофическое загрязнение окружающей среды;

Снижение биоразнообразия;

Обеспечение человечества ресурсами, исчерпание нефти, природного газа, угля, пресной воды, древесины, цветных металлов;

Глобальное потепление;

Озоновые дыры;

Проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа;

Демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых), возможный голод;

Терроризм;

Астероидная опасность;

Недооценка глобальных угроз существованию человечества, таких как развитие недружественного искусственного интеллекта и глобальных катастроф;

Социальное неравенство - разрыв между 1 % самых богатых и остальным человечеством;

Парниковый эффект;

Кислотные дожди;

Загрязнение морей и океанов;

Загрязнение атмосферы.

Вопрос 3. В чём выражается эволюционный характер развития общества? Чем эволюция общества отличается от эволюции в природе?

Эволюционный путь – путь мирного ненасильственного преобразования общества состоял в том, чтобы спокойно, без рывков и попыток «перепрыгнуть через время», помогать прогрессу, т. е. улавливать его основные направления и всемерно их поддерживать, быстро перенимать передовой опыт других государств.

Эволюционное развитие общества в отличии от природы – целенаправленный процесс, которым управляет человек.

Сторонники эволюционизма подчёркивали постепенность изменений, преемственность в развитии различных сторон общества. Проявлением преемственности может служить следование традициям, которые существуют в каждом обществе.

Вопрос 4. Какое воздействие на общественное развитие оказывает социальная революция?

Социальная революция - это скачок, знаменующий переход от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой, переход общества из одного качественного состояния в новое качественное состояние, движение общества к качественно новому, более высокому этапу развития.

Согласно марксизму решающую роль в обновлении общества играют социальные революции. Именно их К. Маркс называл «локомотивами истории». Истоки революции, по его мнению, лежат в непримиримом конфликте тех социальных сил, которые олицетворяют уходящий экономический строй, с классами, заинтересованными в утверждении новых порядков. В ходе революции передовой класс свергает реакционный строй, берёт власть в свои руки и осуществляет назревшие перемены во всех сферах жизни общества. Таким образом происходит качественный скачок в развитии общества.

Вопрос 5. Чем может быть вызвана необходимость проведения реформ?

Группы людей, входящих во властные органы или призванных властью, осознавшей необходимость перемен, определяют основные направления и характер реформ, средства и методы их проведения, анализируют возможные последствия преобразований. На этой основе власть принимает нужные решения (царские манифесты, президентские указы), дающие толчок преобразованиям.

Нередко в словарях реформу определяют как изменение какой-либо стороны жизни общества при сохранении существующего строя. Однако известно, что в истории различных стран бывали реформы, менявшие устои сложившейся общественной жизни.

Часто на первом этапе реформы приводят не к улучшению, а к ухудшению условий жизни значительной части населения. Сказывается элемент дезорганизации (прежние связи нарушены, новые ещё не налажены), непоследовательность действий реформаторов, необходимость «затягивания поясов» для того, чтобы высвободить необходимые для преобразований средства. Кроме того, приспосабливаться к новым условиям жизни очень непросто, особенно для людей старшего поколения.

Вопрос 6. Каковы основные отличия реформ от революций?

Революция - это попытка внесения изменений в ход общественного развития. Другой формой сознательного преобразования общества выступают реформы. Вместе с тем реформа отличается от революции более мягким характером воздействия на общественные отношения, большей продуманностью и организованностью со стороны властей.

Вопрос 7. Что способствовало глобализации в различных сферах общества?

Одной из особенностей современного общественного развития является заметное ускорение его темпов. Другой важнейшей чертой развития современного общества является его глобализация. Сам этот термин в значении усиления связей и взаимозависимостей людей, народов, государств стал использоваться в науке сравнительно недавно.

Глобализация проявляется в различных сферах жизни, но более всего затрагивает экономику. Национальные компании объединяются в международные транснациональные корпорации. Эти компании организуют производство своей продукции в тех регионах планеты, где это является наиболее выгодным.

В ещё большей степени глобализация охватила финансовые. рынки. Сегодня на глобальных валютных рынках обращаются суммьь намного превышающие триллион долларов США. Такой размах и глобальность финансовых операций оказались возможны во многом благодаря появлению так называемых электронных денег, существующих только в виде цифр на экране компьютера.

Вопрос 8. К каким последствиям ведёт процесс глобализации?

Глобализация подводит нас к ещё одной особенности развития современного мира - информационной революции. Научно-технические открытия и изобретения последних десятилетий существенно изменили нашу жизнь. Её уже трудно представить без телевизора, компьютера, мобильного телефона. Большинство из нас являются постоянными телезрителями, многие отдают немало времени «прогулкам» по Интернету, следовательно, мы активно включаемся в мировое информационное пространство. Собственно экономическая или культурная глобализация была бы невозможна без этих новых средств связи и коммуникации.

Вопрос 9. Какие проблемы относят к глобальным?

О глобальных проблемах человечество узнало раньше, чем о глобализирующемся обществе. Само понятие «общемировые глобальные проблемы» появилось в середине XX в. и было связано с угрозой новой разрушительной мировой войны в условиях противостояния двух военных блоков - Варшавского договора и НАТО. В конце 1960-х гг. человечество осознало ещё одну опасность - загрязнение и разрушение природной среды обитания человека. Группа учёных выступила с докладом, в котором, во-первых, показала мировой уровень проблемы ухудшения природной среды, во-вторых, обосновала необходимость серьёзно и безотлагательно взяться за её решение. С того времени список глобальных проблем пополнился такими вызовами и угрозами, как разрыв между «богатым Севером» (наиболее развитые страны мира) и «бедным Югом» (экономически отсталые страны), увеличение числа техногенных катастроф, угроза мирового терроризма, проблема народонаселения.

Одной из наиболее острых по-прежнему остаётся экологическая проблема. Приостановить неблагоприятные процессы, вызванные экологическим кризисом (опасные изменения климата, исчезновение различных видов животных и растений, рост заболеваемости людей, связанный с деградацией естественной среды их обитания, и др.), человечеству пока не удаётся. Происходит истощение невозобновляемых природных ресурсов - нефти, угля, газа. Продолжают мелеть крупные реки и озёра.

Большое опасение вызывает наступающее глобальное потепление. В ряде стран летняя температура бьёт все рекорды, всё чаще возникают тайфуны и штормы, растёт их разрушающая сила.

Вопрос 10. Способствует ли процесс глобализации решению общемировых проблем? Обоснуй свой вывод.

Появление общемировых проблем показало взаимозависимость стран и регионов. Начавшаяся в конце минувшего века глобализация усилила её. При этом отдельные глобальные проблемы приобрели ещё большую остроту.

Вопрос 11. Приведи примеры революций, известных тебе из курса истории. Есть ли что-то общее в причинах, проявлениях революционных событий в различных странах? Если да, назови.

Французская революция 1846 года и Социалистическая революция 1917 года, обе эти революции бедных против богатых, революции против Монархии и правительства, знати.

Вопрос 12. Как повлияли революционные события в стране на её последующее развитие? Покажи на любом примере.

Образованное на 2-м Всероссийском съезде Советов Советское правительство под руководством Ленина возглавило ликвидацию старого государственного аппарата и строительство, опираясь на Советы, органов Советского государства.

Декрет от 15(28) января 1918 года положил начало созданию Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), а декрет от 29 января (11 февраля) 1918 года - Рабоче-крестьянского Красного флота.

Были введены бесплатное образование и медицинское обслуживание, 8-часовой рабочий день, издан декрет о страховании рабочих и служащих; ликвидированы сословия, чины и звания, установлено общее наименование - «граждане Российской Республики». Провозглашена свобода совести; церковь отделена от государства, школа - от церкви. Женщины получили равные права с мужчинами во всех областях общественной жизни.

В январе 1918 года были созваны 3-й Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов и 3-й Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов. 13(26) января произошло слияние съездов, что способствовало повсеместному объединению Советов крестьянских депутатов с Советами рабочих депутатов. Объединённый съезд Советов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая провозглашала Россию Республикой Советов и законодательно закрепляла Советы как государственную форму диктатуры пролетариата. Съезд принял постановление «О федеральных учреждениях Российской Республики» и оформил создание Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (РСФСР). РСФСР учреждалась на основе свободного союза народов как федерация советских национальных республик. Весной 1918 года начался процесс оформления государственности народов, населявших РСФСР.

Вопрос 13. С момента изобретения радио понадобилось 40 лет, чтобы число слушателей в США достигло 50 млн. Число пользователей персональными компьютерами достигло этой цифры через 15 лет после их разработки, 50 млн человек стали использовать Интернет менее чем через 5 лет после его появления. Какой процесс в общественном развитии иллюстрируют эти факты?

Люди стали чаще применять в своей жизни новые изобретения и технические открытия. Это связано с процессом ускоряющегося развития и глобализацией.

Вопрос 14. По мнению ряда исследователей, истоки современной глобализации следует искать в XVI в. - в эпохе Великих географических открытий. Попробуй обосновать или опровергнуть этот тезис

Нет. Они, конечно, открывали новые земли, т.е. делали прорыв в истории, но процесс глобализации подразумевает открытия технического назначения, усовершенствование технологий, научно-технический прогресс.

Вопрос 15. Некоторые называют глобализацию не «всемирным братством», а «всемирным пиратством». Справедлива ли такая оценка? Обоснуй свой вывод.

Справедлива. Корпорации уничтожают любых конкурентов. крупные монополии обворовывают более бедные страны при этом зарабатывая деньги.

Социальная революция - способ перехода от исторически изжившей себя эпохи к более прогрессивной; коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества. Вопрос о роли революций в общественном развитии является предметом острой идеологической борьбы. Многие представители «социологии революции» утверждают, что революция как форма социального развития неэффективна и бесплодна, связана с колоссальными издержками и во всех отношениях уступает эволюционным формам развития. Представители марксизма, наоборот, называют социальные революции «локомотивом истории». Они настаивают на том, что только в революционные эпохи совершается общественный прогресс. Таким образом, в марксизме всемерно подчеркивается прогрессивная роль социальных революций:

  • 1) социальные революции разрешают многочисленные противоречия, медленно накапливающиеся в период эволюционного развития, открывают больший простор для прогресса производительных сил и общества в целом;
  • 2) приводят к революционизирующемуся освобождению сил народа, поднимают народные массы на новую ступень активности и развития;
  • 3) освобождают личность, стимулируют ее духовное и нравственное развитие, увеличивают степень ее свободы;
  • 4) отбрасывают устаревшее, сохраняют из старого все прогрессивное, тем самым социальные революции являются прочной основой для успешного поступательного развития общества.

В реальных процессах развития эволюция и революция одинаково являются необходимыми компонентами и образуют противоречивое единство. При описании социальной революции выделяются две наиболее характерные черты:

  • 1) социальная революция как перерыв постепенности, как качественный переход к следующей ступени развития, как проявление творчества масс и революционных элит (марксистское учение о социальной революции как качественном скачке при переходе общества на более высокую ступень развития);
  • 2) социальная революция как быстрые и масштабные преобразования в обществе (здесь революция противопоставляется реформам).

В социальной жизни к понятиям эволюции и революции добавляется термин «реформа».

Реформа (от лат. - преобразование) - изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, которая не уничтожает основ существующей социальной структуры. С формальной точки зрения, под реформой подразумевается нововведение любого содержания, однако на практике под реформой обычно понимается прогрессивное преобразование.

Социальный (общественный) прогресс. Большинство социологических теорий XIX века испытали на себе влияние концепции социального прогресса. Представления о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникли еще в глубокой древности. При этом прогресс противопоставлялся регрессу - в том смысле, что прогрессивное движение характеризуется как переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Были предприняты попытки найти лежащие в основе прогресса законы эволюции. Г. Спенсер и другие сторонники социального дарвинизма рассматривали социальную эволюцию в качестве аналогии биологической эволюции. При этом эволюция трактовалась как однонаправленный переход общества от однородных и простых структур ко все более разнообразным и взаимозависимым. Основными законами развития общества считались дарвиновские «борьба за существование» и «выживание наиболее приспособленных». Эти законы природы уподоблялись законам свободной конкуренции.

Итак, социальный прогресс означает восхождение к более сложным формам общественной жизни. В применении к обсуждаемой теме это означает нарастание прогрессивных социальных изменений: улучшение условий жизни, развитие науки, техники и образования, появление большего количества прав и свобод и т.д. Однако в отношении многих социальных явлений трудно говорить о прогрессе, так как развитие некоторых феноменов общественной жизни носит нелинейный характер. Например, в рамках искусства, религии и некоторых других социальных явлений высшие образцы развития были созданы уже несколько столетий или даже тысячелетий назад. Вместе с тем, в отношении таких явлений, как техника, технология и т.д. можно вполне однозначно говорить как о постоянно прогрессирующих явлениях. Поэтому о социальном прогрессе говорят как о триединстве нескольких тенденций (прогрессивность, регрессивность, движение по кругу). Все зависит от того, какая из этих тенденций (в применении к конкретному социальному явлению) преобладает.

Социальные изменения -- это переход общества из одного состояния в другое. Изменение, в ходе которого происходит необратимое усложнение общественной структуры, называют социальным развитием . Различают эволюционный и революционный путь развития.

С понятием социальной эволюции связывают:

  • · постепенное накопление изменений;
  • · естественно обусловленный характер этих изменений;
  • · органический характер процессов, обусловливающий развитие всех процессов на основе естественных функциональных взаимосвязей.

С понятием социальной революции связывают:

  • · относительно быстрые изменения;
  • · субъективно направляемые изменения на основе знания;
  • · неорганический характер этих процессов.
  • 1. Развитие общества имеет линейно-восходящий характер. Предполагается, что общество проходит ряд последовательных стадий развития, на каждой из которых используются особые способы накопления и передачи знаний, коммуникации, добывания средств жизнеобеспечения, а также разные степени сложности структур общества.

Одной из наиболее известных социологических концепций данного типа является схема развития общества, которую попытался построить

К. Маркс, опиравшийся в своих размышлениях на концепцию истории Гегеля. Он предложил выделить несколько следующих друг за другом общественно-экономических формаций, причем основанием для этого были уровень развития производительных сил и производственных отношений. В соответствии с этим были описаны первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации. Другим хрестоматийным примером такого способа рассмотрения социальных, равно как всех остальных, изменений является идея эволюционизма, которая в науке об обществе получила название «социального дарвинизма».

Данный тип объяснения, а точнее, описания и представления социальных процессов имеет глубокие истоки в христианской традиции, в соответствии с которой мир был создан богом и впоследствии -- после Страшного суда -- прекратит свое существование.

Основным положением подобных подходов к описанию развития общества является утверждение о наличии постепенных глобальных изменений, которые претерпевают все общественные системы. Следовательно, это уникальный вопрос, который не знает исключений. Можно выделить несколько направлений, в которых происходят такие изменения: социальный революция общество

-- изменение способов накопления и передачи социального опыта:

с этой точки зрения можно различать дописьменные и письменные способы (иногда этот перечень дополняют электронными технологиями);

  • -- изменения способов добычи средств существования: здесь различают общества, обеспечивающие жизнь: а) охотой и собирательством,
  • б) скотоводством и земледелием, в) промышленным производством,
  • г) высокими технологиями, которые свойственны так называемому постиндустриальному обществу; термин «постиндустриальное общество» был предложен социологом Д. Беллом;
  • -- уровень сложности общества.

Сторонниками данного подхода к описанию социальных изменений были Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис, А. Тоффлер, Д. Белл и др.

Г. Спенсер, Э. Дюркгейм рассматривали развитие общества как постепенный переход от неразвитого состояния, характеризующимся отсутствием значительной дифференциации внутри подсистем, к более сложным дифференцированным системам. В настоящее время крайне популярной среди социологов является концепция индустриального общества. Она предполагает, что к настоящему моменту общество прошло три стадии: доиндустриальную (аграрную), индустриальную и постиндустриальную (то есть стадию, на которой мы сейчас находимся). Если индустриальное общество характеризуется развитой автоматизацией и механизацией, то в постиндустриальном обществе наибольшую ценность приобретают информация, интеллект, знание. Авторами этой концепции являются Р. Арон и У. Ростоу.

2. Развитие общества имеет циклический, повторяющийся характер.

В данном случае модель, описывающая развитие общества и его изменения, опирается на аналогию между обществом и природой, в которой циклические процессы очень распространены (смена дня и ночи, времен года, рождение и смерть и т. д.).

Соответствующим образом выделяются и циклы в жизни общества. Так, например, период социальной стабильности сменяется периодом упадка, а на смену периоду упадка приходит период социальной стабильности и т. д.