Open
Close

Вертеп на улице. Как выглядит вертеп и что это такое

Рождественский Вертеп

У этого термина существуют и другие значения, см. Вертеп (значения).

Рождественский вертеп - воспроизведение сцены Рождества Христова средствами различных искусств (скульптура , театр и др.). Словом «вертеп», однако, не принято называть изображения, являющиеся предметом религиозного поклонения (например, икону , изображающую Рождество).

Формы вертепа:

  • Вертепная композиция - воспроизведение сцены Рождества с использованием объемных фигур или фигурок, выполненных из различного материала. В католических странах именно такой вертеп получил наибольшее распространение.
    • Механический вертеп - развитие формы вертепной композиции, в котором отдельные фигуры анимированы при помощи скрытого механизма.
  • Вертепный театр - рождественское представление средствами кукольного театра , иногда также с участием людей-актеров. Был распространен, преимущественно, на территории Польши , Украины , Белоруссии , в некоторых регионах России . Вертепом в этом случае называют также особый ящик, в котором показывается кукольное представление.
  • Живой вертеп - вертеп, в котором роль всех или некоторых персонажей исполняют живые люди.

Все виды вертепов связаны с праздником Рождества. Как правило, скульптурно-декоративные композиции выставляются для просмотра, а театральные представления разыгрываются только в период рождественских праздников.

Вертепная композиция

Неподвижные вертепы распространены повсеместно в странах католицизма, где они успели приобрести традиционные региональные особенности, и некоторых протестантских странах. В России популярность этого вида вертепов заметно возрастает в последние годы.

Персонажи и атрибуты

Вогезский вертеп начала XIX века, содержащий лишь базовые фигуры

Говоря о персонажах вертепа, необходимо упомянуть, что его композиция фиксирует, как правило, не какой-либо один момент Рождества Христова, но совокупность событий, чаще всего поклонение пастухов и поклонение волхвов , которые, согласно христианской традиции, произошли в разное время. В обширных многофигурных композициях в качестве отдельных сюжетов могут присутствовать и другие сюжеты Евангельской истории: Бегство в Египет , Избиение младенцев и др.

Неизменными персонажами вертепа являются Дева Мария , Младенец Иисус и (почти всегда) Святой Иосиф . В православных храмах вместо этих персонажей иногда используется икона Рождества, в то время как другие участники сцены представлены объемными фигурками. Младенец Иисус изображается лежащим в яслях, явно упомянутых у Апостола Луки : И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях . (). Если основным сюжетом вертепа является поклонение волхвов, то Иисус Христос изображается, в согласии с иконографической традицией, на руках у сидящей Матери.

Неаполитанский вертеп со множеством персонажей

Кроме того, в вертепе могут присутствовать следующие персонажи:

  • Вол и осел, которые, по преданию, согревали Младенца своим теплым дыханием. Несмотря на то, что в канонических Евангелиях данный элемент сюжета отсутствует, этих животных можно увидеть уже на ранних христианских изображениях, что связывают со словами Пророка Исаии : Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего ().
  • Пастухи с овцами; один из пастухов часто изображен несущим на плечах или в руках ягненка как символ Агнца Божия .
  • Три волхва . Согласно католической традиции, поклонение волхвов произошло в день Богоявления (6 января), и фигурки волхвов иногда прибавляются к композиции лишь в этот день.
  • Ангел или ангелы. В православной традиции весть о рождении Спасителя пастухам принес архангел Гавриил .

В зависимости от масштабов вертепа, региональных традиций и фантазий автора, в композицию вертепа могут быть включены и другие персонажи, например, слуги волхвов (иногда десятки фигур), их верблюды, лошади и даже слоны, многочисленные жители Иудеи, разные животные и птицы, вплоть до персонажей местного быта и фольклора. Так, в традиционном провансальском вертепе присутствуют так называемые «сантоны» - изображения представителей различных общественных слоев и профессий Прованса.

Несмотря на то, что рождение Иисуса в Пещере Рождества в настоящее время не подвергается сомнению большинством христианских конфессий, в канонических Евангелиях нет прямого упоминания пещеры. Говорится лишь о яслях, в которых лежал Младенец. Вероятно этим объясняется то, что в традиционных вертепах католических стран вместо пещеры зачастую изображается хижина или иное строение, которое могли использовать пастухи. В большинстве случаев оно несет на себе черты региональной архитектуры. В православной традиции неизменно изображается пещера, что определяется не только традициями иконографии, но и самим названием «вертеп». Следует заметить, что в западноевропейских языках название вертепной композиции производится не от слова, обозначающего пещеру, а от слов «ясли» (лат. praesepe , итал. presepe , фр. créche ) или «Вифлеем» (исп. belén ).

Иногда над всей композицией изображается Вифлеемская звезда .

Материалы и техника

Как материалы, так и техника исполнения могут быть очень различны. Обычно используются технологии, традиционные для данной местности: резьба по дереву, керамика и т. п. В качестве материалов могут использоваться также воск, бумага, пластмасса, металл и др.

Зачастую используются достаточно сложные и разнообразные методы. Так, в неаполитанских вертепах XVIII века лица фигур изготовлены из терракоты, глаза - из стекла, руки вырезаны из дерева, основой для туловища служит металлическая проволока, покрытая сшитой из различных тканей одеждой.

Нередко используются природные материалы: солома для покрытия пола пещеры, земля и растения для изображения окружающей природы, камень для стен пещеры. Иногда композиция украшается еловыми ветвями.

В настоящее время при изготовлении вертепов используется почти весь спектр технологий современных рукоделий.

Размещение и размеры

Фрагмент «Крызовых ясличек»

Размеры вертепной композиции могут быть весьма различны. Величина фигур варьируется от нескольких сантиметров до высоты человеческого роста. Кроме того, размер композиции определяется числом персонажей, которое может достигать нескольких сотен.

Выбор масштаба вертепной композиции зависит от ее предназначения. Вертепы небольшого размера размещаются в домах верующих как элемент праздничного декора. Более крупные вертепы демонстрируются в церквях, а также общественных зданиях. Ростовые фигуры предназначены, как правило, для размещения на улицах, площадях, на территории монастырей.

Стремление к разнообразию выразительных средств привело к появлению вертепов необычных размеров: миниатюрных (например, целиком умещающихся в скорлупе ореха) или наоборот, гигантских, с многометровыми фигурами. Самым крупным по размеру фигур, согласно Книге рекордов Гиннесса , был Рождественский вертеп, сооруженный в Монтеррее (Мексика) в 1999 году. Фигуры Девы Марии и Святого Иосифа достигали в высоту 5,3 метров .

Механические вертепы

Механический вертеп представляет собой, как правило, единую неразборную конструкцию, в которой часть фигур приводится в движение скрытыми механизмами под воздействием ручной силы или электромотора.

Традиция механических вертепов распространена также в Италии .

Вертепный театр

Белорусская батлейка

Вертепное представление - народное рождественское представление, разыгрываемое при помощи кукол в специальном ящике. Этот ящик также называют вертепом.

Кукольные вертепы были распространены на территории Польши, Украины, Белоруссии, России. В России и на территории большинства областей Украины использовалось название «вертеп», в Белоруссии «батлейка» или «бетлейка», в Польше и прилегающих к ней областях Белоруссии - «шопка», в Закарпатье - «бетлегем».

В широком смысле вертепным представлением может быть названо любое святочное действие об избиении младенцев или Рождестве, исполняемое как куклами, так и людьми .

Вертепный ящик

Ящик для вертепных представлений (вертеп) представляет собой переносную конструкцию с несколькими ярусами для демонстрации кукольного представления. Число ярусов могло составлять от одного до четырех . На территории Российской империи наиболее распространен был двухъярусный вертеп. Отмечено также существование стационарных вертепов.

Ярусы вертепа имели разное предназначение. Так, при двухъярусной организации верхний ярус представлял собой Пещеру Рождества, а на нижнем разыгрывались сцены, связанные с историей царя Ирода, а также комедийные сцены.

Оформление ящика могло быть различным. Некоторые вертепы имели форму архитектурных сооружений - церкви , усадебного дома .

Сюжет и персонажи

Представление обычно состояло из двух частей. Первая была посвящена собственно библейским событиям: Ангелы славят Рождество Христово, Младенцу Иисусу поклоняются пастухи, волхвы. Затем на нижнем ярусе разыгрывается история Избиения младенцев , смерти или самоубийства царя Ирода. Иногда сюжет попеременно разыгрывался на разных ярусах: вначале волхвы приходят к Ироду (нижний ярус), затем поклоняются Младенцу (верхний ярус), после чего действие вновь продолжается в нижнем ярусе.

Вторая часть представления представляла собой народную интермедию, обычно мало связанную с библейской историей. В ней могли присутствовать такие персонажи, как Иродиада , но преобладали образы народного фольклора: Дед и Баба, Солдат, Запорожец, Дьячок, Пономарь или Ксендз, Цыган и Цыганка, Жид, Барин и Мужик и др. Со временем сюжеты все более приобретали черты сатирической комедии. В завершении действия один из персонажей (Нищий, Дед, Цыган и т.п.) собирал деньги со зрителей.

В отдельных случаях вторая часть представления показывалась не куклами, а живыми актерами .

Традиция и современность

На территории Российской Империи вертепы были распространены преимущественно в XVIII-XIX веках. После 1917 года вертепные представления подвергались гонениям и запретам, будучи фактически приравнены к религиозной пропаганде. В связи с этим вертепная традиция стала угасать. Последняя на территории СССР фиксация вертепных текстов от очевидцев была сделана в 1980-е годы .

В последние десятилетия интерес к вертепам в странах бывшего СССР вновь возродился. Начиная с середины 1990-х годов, проводятся фестивали вертепных театров.

Живой вертеп

Живой вертеп (англ. Living Nativity Scene , исп. Belén Viviente , итал. Presepe Vivente ) - воспроизведение сцены Рождества с участием людей в роли всех или нескольких персонажей. Обычай живых вертепов получил распространение в некоторых странах католической и протестантской традиции.

Живые вертепы обычно представляют в декорациях, установленных под открытым небом. В качестве декораций могут использоваться также исторические здания или естественные пещеры; нередко в композиции присутствуют живые домашние животные. Иногда организуется целая «Рождественская (Вифлеемская) деревня», в которой многочисленные (до нескольких сотен) исполнители занимаются традиционными ремеслами и бытовыми делами. Зрители имеют возможность свободно перемещаться для осмотра вдоль композиции, а иногда и внутри нее.


Вертеп в Орвьето

В Италии существует древняя традиция перед Рождеством украшать дома вертепами (presepe), изображающими сцены Рождества Христова.
К этому мероприятию семья готовится заранее, покупая фигурки и создавая пещеру, звездное небо и ясли, которые остаются пустыми до 25 декабря.
Ровно в полночь в ясли положат младенца, который будет символизировать Христа.


Вертеп в Риме на площади Витторио Эмануэле II

Начало этой традиции положил святой Франциск Ассизский. В 1223 году в пещере Греччо недалеко от Риети он устроил представление перед верующими, создав живой вертеп. Он велел приготовить ясли, принести сена, привести осла и овец и отслужил мессу. С этого года ни одно Рождество в Италии не обходилось без вертепа.


Вертеп во Флоренции

Сначала вертепы изготавливали для храмов, их делали достаточно большими (например, мраморный вертеп работы Арнольфо ди Камбио, который находится в соборе Санта-Мария-Маджоре в Риме ).
Позже презепе полюбили иезуиты, посчитав, что наглядное изображение будет укреплять веру.
С XIV-XV вв. вертепы стали изготавливать не только монахи, но и ремесленники. Фигурки вырезались из дерева, из ткани шили одежду.


Настоящий рассвет мастерства наступил в XVII в., искусно выполненные фигурки, составляли сложные композиции, которые стали появляться в домах знати.
Самыми роскошными и искусными вертепами считаются неаполитанские. Первый вертеп появился в Неаполе в 1470 году, благодаря братьям Джованни и Пьетро Алеманно. Деревянные фигуры младенца Иисуса, Марии, Иосифа были выполнены в натуральную величину, композиция соответствовала библейскому тексту. В неаполитанских композициях всегда присутствует грот – граница между светом и тьмой, мост – знак перехода, река – символ рождения, крещения и смерти, постоялый двор – признак достатка и человеческое равнодушие.


Позже вертепы стали отражать быт и нравы, моду и обычаи современности. Одежды фигурок шились из дорогой ткани, украшались серебром и золотом.


Но, когда в XVIII-XIX вв. наступил упадок, вертепы опять стали более простыми.
Тем не менее, фигурки для вертепов и декорации до сих пор поражают своим разнообразием и искусностью исполнения. В каждом регионе Италии таинство рождества Христова представляют в соответствии со своими культурными традициями. Вместо пейзажей Вифлеема, здесь господствует природа Италии.
Римские вертепы селят Христа в район Трастевере , где рядом находится траттория и вывешены связки лука.


Маленькие здания похожи на настоящие, в окошках горит свет, женщины готовят обед, ремесленники заняты работой. Часто вертепы бывают не статичными: фигурки движутся благодаря механизмам, вода журчит, а в небе загорается звезда-лампочка.




Разыгрывать театрализованные, т.е. «живые» вертепы является чисто итальянской традицией, которая насчитывает ни одно столетие.
Один из самых известных в Италии «живых» рождественских вертепов можно увидеть в Греччо в храме Франциска. Здесь разыгрывается шесть сцен, повествующих о том, как Святой Франциск создавал свой первый вертеп.
Весь город превращается в живые декорации, на фоне которых появляются герои в костюмах времен Франциска Ассизского.

В городе Дженга (Genga) в регионе Марке разворачивается самый большой в мире театрализованный рождественский вертеп. Его устраивают в одной из пещер ущелья Фразасси. Впервые он был показан в 1981 году, и с тех пор ежегодно проходит два представление: 26 декабря в праздник Святого Стефано и 6 января на Благовещенье. В вертепе принимают участие 300 человек, которые воссоздают сценки, напоминающие о быте и традициях этой территории прежних времен.

Сицилия славится своими «живыми» рождественскими вертепами, из них самым известным является тот, что проходит в городе Кустоначи (Трапани). Представление разворачивается в известняковой пещере Гротта Манджапане, где селились люди со времен палеолита. Борго Скурати превращается в сказочное место, наполненный рождественскими мелодиями.

В Марконе (провинция Беневенто, Кампания) можно увидеть одно из самых известных итальянских рождественских представлений. Старинный городок, расположенный на склоне горы, похож на Святую Землю и практически не нуждается в дополнительных декорациях. Официально праздничное представление называется «Вертеп в вертепе» и состоит из двух актов. Сначала зрители окунаются в изысканную атмосферу исторического центра городка, где перед ними разворачиваются сцены, посвященные старинным ремеслам. Пройдя через весь город по рождественскому маршруту, зрители выходят через ворота Порта Сан Марко, и перед ними открывается потрясающий вид на окрестности, где разыгрывают вторую часть действа – сценки Рождества Христова, начиная с Благовещенья до самого Рождества и поклонения волхвов, которые появляются, освещенные сотнями факельных огней и ярким пламенем знаменитых факелов «ндоче» из Аньоне.

Традиционно в период Рождества в городе Матера библейские события разворачиваются на фоне улиц и домов в самом центре квартала Сассо Баризано в районе Сасси-ди-Матера. Перед зрителями предстают семь живых картин, связанных с темой Рождества Господня: благовещение, рынок, демонстрация старинных ремесел, встреча Марии и Елизаветы, двор Ирода, Рождество Христа. Сценки разыгрываются в пяти местах квартала Сассо Баризано (три в зарытых помещениях и две под открытым небом) с использованием фрагментов фильмов о жизни Христа, снятых в разное время в Матере.

Сказочно-красивый вертеп проходит в городе Триказе (Апулия). Рождественские сценки разворачиваются на холме Монте Орко, где загорается несколько тысяч огоньков, освещая ремесленников и крестьян. На самой вершине холма расположены ясли Младенца Христа.

Приближается волшебная рождественская пора. Ожидание чудесной елки, исполнения желаний, ощущение особого, неповторимого праздника... В нашей Детской - мастер рождественских чудес Александр Греф, художественный руководитель бродячего кукольного театра "Вертеп".

Подарите ребенку на Рождество то, что лучше всего на свете - театр! И не простой театр, а самый красивый, самый таинственный и самый древний - кукольный вертеп!

Представьте себе, что мы заглядываем в окошко маленького домика: в глубине сцены люлька, склонившиеся Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, ослик и вол согревают младенца дыханием... Плавно, словно чудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает Радостную Весть!.. Пастухи и волхвы кланяются младенцу... Огонек свечи, колеблемый замирающим дыханием зрителей; в неровной тени простенькие куклы оживают - и свершается чудо! Никто уже не скажет, что это сказка. Так было, именно так все и было!

Чудесное это действо живет в России более двухсот лет. Играли его на Святки от Рождества до Крещения по всему христианскому миру. Вертеп играли для себя и соседей, переходя из дома в дом, повторяя игру с песнями и колядками.

Вертепные ящики в старину делали очень большими: в два, даже три этажа, со сложными украшениями - и хранили затем как реликвии долгие годы. В них куклами управляли снизу, через специальные щели в дне ящика. Позднее появились одноэтажные вертепы, сделанные попроще, из подручных материалов - может быть, они не были предназначены для длительного хранения и каждый год изготавливались заново. В них кукловод управлял куклами сверху, с помощью прута.

Текст вертепного действа передавался из уст в уста с добавлениями и сокращениями, и за века в нем сплавились и языки, и обычаи. Но как дороги трепет и пиетет, с которыми наши предки относились к Рождественской истории! Никому не пришло в голову вложить текст в уста Пресвятой Богородицы или младенца Христа. Сцена Рождества - картина, икона, знак. Она освящает все действо. Мы знаем нарисованные сцены со Святым семейством, знаем выполненные в куклах - люди создавали их кто как умел, по силе своей любви. Если вы решили сделать двухэтажный вертеп, то Святое семейство должно быть помещено наверху, в одноэтажном вертепе - справа от сцены (слева для зрителей). Символика вертепного действа проста и строга: вверху (справа) - рай, внизу (слева) - ад. Никогда живущие в раю - Святое семейство, ангелы, пастухи, волхвы - не переходят вниз; никогда жители ада - черт, смерть, царь Ирод, его войско - не поднимутся наверх.

Замечательно готовить вертепное действо всем вместе, всей семьей и показать в Рождество самым маленьким. Вертеп можно - и нужно! - играть каждое Рождество, и потому действо год от года можно усложнять.

Вертеп: сценарий для детей

  1. Изображение Святого семейства, пастухов, яслей, животных, заглядывающих в окна, - в общем, изображение Рождественского вертепа. На фоне вертепа разворачивается первая сцена явления Ангела, возвещающего Благую Весть. Она повторяется в конце действа при зажигании Вифлеемской звезды.
  2. Внутренние покои дворца Ирода. Могут быть просто нарисованы на заднике. Царский дворец обозначается троном, у которого стоит или на котором сидит царь Ирод. Царь Ирод призывает к себе воинов и приказывает идти в Вифлеем - убить всех мальчиков, "сущих первенцев". "Ходили мы в Вифлеем, - отвечают воины, - избивали младенцев, но одна лишь Рахиль не дает свое чадо убить".

Входит Рахиль с младенцем на руках и просит у царя милости. Страшный царь велит "избить" и этого, как ему кажется, последнего младенца. Ибо не может знать царь земной, что те, кого он ищет, ушли нищими под покровом ночи в Египет. Воин наклоняется и пронзает копьем младенца на руках Рахили. О, ужас! Ужас! Ужас!.. Плачет Рахиль. Выходит ангел и утешает ее: "Не плачь, Рахиль, твое чадо на небе, у Царя Небесного в руках!".

Все уходят.

Ирода охватывает жестокий страх, и он пытается оправдать свое злодеяние необходимостью. Но не тут-то было! К нему является Смерть с косою. "Пора тебе, Ирод, сойти в ад!" - восклицает она и отсекает дрожащему царю голову. Со страшным шумом выскакивает Черт и утаскивает Ирода в ад! Ужас, тишина и пустота...

Но что это? Мы слышим тихое пение. Это ангел небесный славит спасенного Христа! Вновь выходят пастухи с овечками поклониться Святому семейству. Злу воздано, радость возвращается в мир! Гаснут свечи на сцене, и тихо-тихо загорается Вифлеемская звезда. Путеводная звезда надежды и веры!..

Все вертепное действо длится от 10 до 20 минут, в зависимости от текста и музыкального сопровождения.

Адаптированный текст вертепной драмы (по записи Н. Виноградова)

Явление 1

Из правой двери выходит Ангел и идет к пещере с пением.

Ангел . Дево днесь пресущественного рождает,
И земля вертеп к непреступному приносит,
Ангелы же с пастырями славословят,
Волствии же со звездою путешествуют,
Нам бо ради родися,
Отроча млада, предвечный Бог.

Ангел поклоняется и уходит.

Явление 2

Выход трех царей.

Цари . Шедше трие цари
Ко Христу со дары,
Ирод им предвластен,
Куда идут, спросити.
Идем к Рожденному,
Идем поклониться.
Идем поклониться,
Пред Царем явиться,
Аще поклонюся,
Пред Царем смирюся,
Где Христос родися,
Там звезда явися;
Звезда грянет чудно
С востока до полудня.

Явление 3

Выходит к ним Ангел.

Ангел . Идите иным путем,
К Ироду не ходите:
Ирод смущает,
Волхвов созывает,
Младенцев избивает.

Цари . Шедше трие цари
Во свои во страны,
Христа славословят,
Чая в небе быти,
На веки хвалити.

Цари и Ангел уходят.

Явление 4

Выходит царь Ирод, садится на царский трон.

Ирод . Аз есмь царь,
Кто может мя снидь?
Пошлю своя воины
В страны вифлеемския
Избить младенцев,
Сущих первенцев.

(Встает на троне с громким говором.)

Воины мои, воины,
Воины вооруженные,
Встаньте предо мной.

Явление 5

Воины входят и становятся перед царским троном.

Почто, царю, нас призываете,
Что творить повелеваете?

Ирод . Подите в страны вифлеемские,
Избейте всех младенцев,
Сущих первенцев.

Ваше царское величество,
Ходили мы в вифлеемские страны,
Избивали всех младенцев,
Сущих первенцев.
Одна госпожа Рахиль
Не дает своего чада убить,
А хочет идти
К вашей милости просить.

Ирод . Кто она такова?
Привести ее сюда!

Идем и приведем!

Воины уходят.

Явление 6

Воин приводит Рахиль к царю Ироду. Рахиль падает на колени и плачет.

Рахиль . О, царю,
Великий государю!
Помилуйте мое чадо-отрочате,
Чтобы не было чего на том свете отвечати!

Ирод . Воин, возьми его и убей,
Чтобы не было более душе и телу скорбей.

Рахиль . Царь, помилуй мое чадо!

Ирод . Воин, возьми и убей его!

Воин забирает младенца у нее из рук и убивает его пикой. Рахиль падает на землю и плачет.

Рахиль . Ах, увы! Ах, увы!
В горести, печали!
Ах, увы! Ах, увы!
В горести, печали!
Вижу младенца прободенную утробу
И предаюся гробу.

Плач повторяется два раза. Рахиль все время лежит на полу у трона.

Явление 7

К Рахили является Ангел в белой одежде, с крыльями, поднимает ее.

Ангел . Не плачь, Рахиль, восстань, Рахиль.
Увидишь свое чадо
У Царя Небесного в руцех.
Маленькое чадо
В рае будет радо!

Явление 8

В дверь входит Смерть.

Смерть . Полно тебе, Ирод,
Проклятый, безумный,
На сем свете жить.
Пора тебе, Ирод,
Во ад снить!

Смерть царю Ироду на троне голову снимает косой, тело падает с трона. Черт подбегает к телу царя Ирода.

Черт . О, проклятый Ироде,
За твоя превеликия злости
Поберу тя в преисподнюю бездну...

Хватает тело царя Ирода. Ирод проваливается вместе с Чертом в люк (в преисподнюю).

Явление 9

Пастушок и Ангелы выходят с пением поклониться младенцу Христу. Зажигается Звезда.

Пастушок . Нова радость стала,
Яко в небе хвала,
Над вертепом звезда ясна, светла воссияла.
Пастушки идут с ягнятком,
Пред малым Дитятком
На колени упадали,
Христа прославляли:
"Молим, просим, Христе-Царю,
Небесный Государю,
Даруй лето счастливое
Сему Господарю".

Вертеп: как сделать кукол своими руками

Куклы, управляемые сверху с помощью прута, изготавливаются из любого удобного вам материала: ткани, дерева, бумаги и даже глины.

Размеры кукол диктуются, конечно же, размерами сцены, вертепного ящика. Но в любом случае мы рекомендуем делать их не более кисти руки и не менее длины пальца.

Тщательность проработки деталей куклы - лица, украшений одежды, рук, ног и прочего зависит от вашего желания и вкуса. Однако вертепная драма - зрелище символическое и допускает использование очень условных кукол - без ног, часто без рук, если руки не действуют в сцене, без деталей лица, достаточно лишь глаз, волос и бороды, которые могут быть приклеены, нарисованы, пришиты, но в целом лишь обозначены.

Прут, на который вы будете крепить куклу, должен быть для удобства работы достаточно длинным - по крайней мере, в локоть длиною. При вождении куклы удобнее, когда прут упирается в пол сцены, иначе вам трудно будет определить высоту, на которой находится кукла; а вверху прута сделайте ручку, чтобы кукла не вертелась в пальцах. На уровне плеч куклы желательно изготовить крестовину, тогда будет легче прикрепить куклу к пруту, и она в самый неподходящий момент не начнет вращаться вокруг него.

Прут можно изготовить из проволоки или дерева, крестовину - из палочки, хорошенько обмотав ее ниткой, смазанной клеем.

Примечание. Здесь приводится сокращенный вариант вертепной драмы, и состав кукол сведен к минимальному.

Александр Греф,
художественный руководитель бродячего
кукольного театра "Вертеп", Москва

В канун Рождества Христова по благочестивой традиции православные храмы украшаются вертепами.

Слово «вертеп» соответствует латинскому термину «praesepe», означающему в переводе «ясли, кормушка для скота». В христианском восприятии этот термин получил обобщенное значение как место Рождества Христова. Вертеп не имеет никаких стандартов ни по размеру, ни по количеству персонажей, ни даже по времени (его основной сюжет может быть перенесен и в современность). Единственной константой в веках остается сцена у яслей, где лежит новорожденный младенец-Иисус. Кроме того, вертепом называют театральные постановки на рождественские темы.

На Руси вертеп был известен с XVII столетия. Однако истоки кукольного рождественского театра гораздо древнее. На Украине этот театр был известен с XVI века. Именно Малороссия подарила России такую уникальную традицию. Украинский вертеп, в свою очередь, стал преемником польской традиции. А в Польшу рождественский кукольный театр пришел из католической культуры Европы.

В начале десятого века в Риме существовала традиция представлять в храме сцены из жизни Христа. Это представление длилось несколько дней. Но сцена Рождества Христова никогда не разыгрывалась живым планом. Она присутствовала в храме на протяжении всего действа от Рождения до Смерти Спасителя. Богородицу, Иосифа и Младенца Христа изображали куклы, которых делали знаменитые скульпторы. Кукол, которым выпадала честь играть Деву Марию, в Италии называли марионетками.

Отсюда и пошла традиция устраивать в католических храмах рождественские вертепы. Затем стали изготавливать вертепы меньшего размера. Их помешали в ящики, изготовленные в виде храма. Так вертеп вышел из храма и пришел в дом человека. Западные вертепы были механическими, фигурки в них передвигались по кругу.

Устройство вертепа

Что же собой представлял рождественский вертеп? Вертеп был простым деревянным ящичком с прорезями. Делали этот театрик свободные от своего летнего земледельческого труда крестьяне долгими зимними вечерами. Сам вертепный ящичек представлял собой домик в два этажа. Верхний ярус этого домика, собственно, и представлял пещеру Рождества. В нем размещались маленькие ясли, в которых лежал спеленатый Младенец Христос; фигурки Иосифа и Девы Марии, склоненные над ясельками; вол и ослик, согревающие Спасителя своим дыханием.

Эти фигуры нельзя было назвать просто куклами: в них никогда не играли как в куклы, не произносили за них речи. Они изображали рождественскую сцену и были знаками, символами Рождества. Порой вместо фигурок в верхнем ярусе ставили икону праздника Рождества.

Соответственно этой рождественской сцене оформлялся и весь верхний ярус домика. Его оклеивали бумагой синего цвета или окрашивали в синий цвет. На крышу домика вырезалась рождественская Вифлеемская Звезда, возвестившая всему миру о чудесном рождении Сына Божия. Эта Звезда была сквозной. С внутренней стороны домика ее подсвечивали свечой. И она действительно сияла мерцающим светом во время рождественского представления.

С внутренней стороны ящик обклеивали белой заячьей шкуркой. Белый цвет символизировал чистоту. В то же время заячья шкурка скрывала прорези в ящике, по которым двигались фигурки.

Хозяин вертепа обычно сам говорил текст и водил кукол. Несколько хористов — мальчишек, певших на службе, распевали рождественские песнопения. А если в труппу входил музыкант, то он сопровождал пение и пляски игрой на своем инструменте.

Земное и небесное

Ярусы делили домик на два пространства. Верхний ярус обозначал пространство небесное. Ведь с небес сходит на землю Младенец Христос. А нижний ярус – земное, в котором живем мы, грешные люди, со всеми своими страстями, радостями и надеждами.

Вот на нижнем ярусе театрик и будет представлять само кукольное действие, которое расскажет, что произошло в год рождения Иисуса Христа в городе Вифлееме, – народную драму-мистерию о жестоком царе Ироде. Именно царя Ирода и его воинов народ выведет кукольными персонажами и будет за них говорить речи. Подразумевается еще и третий, нижний, ярус – преисподняя, куда утаскивал черт Ирода. Так простой кукольный домик разрастался до размеров Вселенной.

В течение нескольких веков в Москве за неделю до Рождества разыгрывалась принародно История «Пещное действо». Это был один из излюбленных сюжетов театрализованных представлений на Руси в XVI — XVII веках и до «Петрушки» Игоря Стравинского. Чин «Пещного действа» древняя и совершенно забытая сейчас традиция Церкви. Совершается он в день памяти пророка Даниила и трех святых отроков, то есть 18 декабря по старому стилю и 30 по новому. И если вертепный театр ставился в основном для детей, то «Пещное действо» не уставали смотреть из года в год все от мала до велика. Исполнители этих рождественских представлений не были профессионалами, они давали заработок тем, кто оставался на зиму без работы. В деревнях это были крестьяне, в городах — любители из мещан.

Но зрелищность кукольного действа так и не станет в вертепе главной. Вертепные фигурки останутся иллюстрацией к духовному содержанию текстов. Тексты в рождественских вертепах в народной традиции представляли отстраненно. Их или распевали в духовных стихах, или сказывали, или просто проговаривали без всякой интонации.

Вертепный театр был любимым развлечением для детей, которых в дореволюционной Росси в светские театры практически не возили. В течение года рождественские театрики-ящики, вместе с комплектами кукол хранились где-нибудь на чердаке или в сарае. Ходили с ними с 25 декабря в течение Святочной недели, а иногда и до самого Великого поста, но после Святочной недели духовную часть показывать запрещалось, оставалась только светская.

Не игра, а действо

Из какого же материала делали вертепных кукол? Здесь четких инструкций не было. В русской народной традиции кукол делали и объемными, из тряпочек, деревянных чурочек, и плоскими картонными фигурками. Но вот играть куклами так, как сейчас управляют ими в современных кукольных театрах, было нельзя. Народной православной этикой запрещалось привносить в вертепное действо индивидуальную, актерскую образную игру. Рождественский вертеп представлял народ верующий, православный. Индивидуальное же актерское ремесло несло в себе понятие неискренности и лжи. Плач Рахили, у которой убивают младенца, изображать в вертепе нельзя и, наконец, просто невозможно.

Все фигурки в вертепе из любого материала были статичными, передвигались по прорезям с помощью деревянного стержня, на котором крепилась фигурка. Сам механизм вождения фигурок был скрыт в ящичке потайным дном. Однако у зрителей во время самого действа возникало ощущение чуда: будто фигурки сами выплывали из дверей домика и, плавно скользя, вертелись по прорезям в деревянном ящичке.

Тексты к вертепам писали священнослужители на основе Священного Писания. А представляли вертепы на Святки и на Рождество школяры. Так в старину называли воспитанников духовных семинарий. Так как деревянный кукольный домик-вертеп был тяжелым, то школяры тащили его на носилках. И он словно плыл в рождественской морозной ночи над деревенской дорогой, как спасительный ковчег, защищая землю от всего тревожного и опасного, происходящего в мире.

Однако в отстраненности представления текста и вождения фигурок достигалась полная гармония целостного художественного впечатления. Необходимо упомянуть и то, что вертепы представляли поздно вечером при зажженных свечах. И горящая свеча была составным образом кукольного рождественского представления.

Как прикоснуться к чуду Рождества – особенно если в доме есть маленькие дети? Одно из возможных решений – сделать вертеп. Совместный труд вместе с детьми и другими домочадцами в любом случае подарит радость.

«Ясли, – так мечтал один ребенок, –

Можно склеить из цветных картонок,

Сделать из бумаги золотой

Пастухов с рождественской звездой.

Ослик, вол – какая красота! –

Встанут рядом с яслями Христа,

И Святой Младенец в этот час,

Он в сердцах у каждого из нас»…

Изготовление вертепа (разные варианты)

Для изготовления вертепа вам понадобится средних размеров коробка. Декорацию можно оклеить цветной бумагой или фольгой. Для данного случая, уместно задрапировать конструкцию тканью. В этом случае хорошо подойдет темно-синий праздничный материал для внешней стороны, красный для внутренней, серый или коричневый – для земли, пола.

В глубине вертепа, посредине, поставьте ясли с Младенцем, сделанные из маленькой коробочки и усланные соломой или сухой травой.

Справа от яслей посадите Марию, хорошо в красном или голубом одеянии, слева Иосиф в коричневом. Вокруг яслей животные. На переднем плане пастухи в сером одеянии и с посохами в руках. Если вертеп выполнен в виде домика, Ангела можно подвесить на ниточке к крыше конструкции, чтобы создать впечатление парения воздухе. Ясли у вертепа нет крыши, его можно поставить возле пастухов.

По вечерам в вертепе зажигается маленькая лампочка, и персонажи оживают… Для освещения подойдут новогодние гирлянды. Вечером, погасив свет можно будет, уютно устроившись около вертепа, рассказывать детками святочные истории…

Персонажи вертепа

Мария, Иосиф, Младенец, ангелы, пастухи, животные (ослик, овечки, барашки, корова, бык – можно не все, что найдется (если игрушки покупные), главное, чтобы по смыслу подходило). Три волхва, или «три царя», никогда не появляются по одному.

Нам понадобятся: соленое тесто (хотя эти поделки можно сделать и из пластилина или пластика), соломинка, скалка, чайная ложка, карандаш.

Мария

1. Скатайте короткую толстую колбаску для туловища, чтобы она выглядела коленопреклоненной.

2. Сделайте руки и голову, обозначьте рот и глаза. Раскатайте шарик из теста для покрова.

3. Накиньте покров на голову и туловище, чтобы он лежал складками сзади.

Иосиф и пастух

Сделайте им туловище чуть длиннее. Для пастуха скатайте на голову жгут.

Ясли

Скатайте толстую колбаску. Глубоко продавите центр фалангой пальца. Скатайте тоненькую колбаску для крестов с обоих концов.

Три царя

Ярко разрисуйте их одежду. Скатайте жгут на голову из шариков или скрученных колбасок.

Младенец Христос

Сделайте младенца Христа.

Скатайте шарик для головы и колбаску для туловища. Соедините. Поскребите вилкой в местах соединения.

Обозначьте глаза острием карандаша. Скатайте маленький носик.

Для покрывала раскатайте тесто по пленке. Сделайте отметки острием карандаша.

Удалите пленку и заверните ребенка в покрывало.

Запеките в духовке, а потом разрисуйте куклу. Фломастером нарисуйте рот.

Поместите младенца в ясли.

Овца

Для туловища скатайте толстую колбаску.

Прикрепите к туловищу четыре шарика-ножки.

Скатайте колбаску-голову и прикрепите ее к туловищу.

Чтобы получились ушки, сплющите две маленькие колбаски.

Карандашом отметьте ноздри и глаза. Вилкой обозначьте шерстку.

Для даров сделайте бруски из толстораскатанного теста и украсьте их узорами.

Украшение вертепа

Вертеп можно украсить еловыми веточками или шишками, искусственными цветами. На край вертепа можно повесить Рождественскую звезду. Внешние стороны вертепа можно украсить звездами из желтой бумаги или фольги.

Рождественский вертеп создаёт особенную атмосферу в доме: это и ощущение сказки, но при том и осознание величия события, годовщину которого весь мир отмечает в Рождественскую ночь.

Варианты изготовления вертепа своими руками

Итак, нам понадобится:

— картон и цветная бумага

— клей, ножницы

— двухсторонний скотч

— гуашь, кисть

— перепелиные яички

— кусочки ткани, узкая лента

— картонная коробка

— пряжа белая и коричневая

— зубочистки.

Из трех перепелиных яичек с помощью иглы извлекаем желток и белок. Красим одно в белый цвет, а два других — в телесный. Телесный цвет получится, если в белый цвет добавить каплю красного и охры. Для удобства окрашивания, я использовала палочки. Так цвет ложится ровнее, и яичко равномерно сохнет.

Из коричневого и синего картона вырезаем круги диаметром 15 см. Вырезаем из круга сегмент и сворачиваем конус.

От конуса отрезаем верхушку, чтобы головка-яичко держалось надежнее. Яичко к конусу крепим узкой полоской скотча. Приклеиваем ручки, вырезанные из цветного картона.

Из синего конуса получается фигурка Девы Марии. Закрепляем на головке накидку из кусочка ткани. Вокруг фигурки повязываем тонкий «поясок» — полосочку пайеток. Рисуем глаза. Фигурка готова.

Фигурку Иосифа делаем из коричневого конуса. Из коричневой пряжи мастерим волосы и бороду. Приклеиваем на двухсторонний скотч. (можно и на ПВА, но мне показалось, что со скотчем работать удобнее). Вокруг туловища обвязываем кусочек ткани и добавляем поясок. Фигурка готова.

Из белой пряжи сматываем клубок — туловище барашка. Крепим с помощью зубочистки к туловищу головку — белое яичко. Вставляем ножки-зубочистки. Приклеиваем к головке чёлку из пряжи. Рисуем глазки. Барашек готов.

Делаем ясли. Из прямоугольного кусочка пластилина делаем основу. Вставляем по периметру половинки зубочисток. Внутрь яслей насыпаем немного опилок.

Младенца Иисуса изображаем с помощью кусочка ваты, завернутого в ткань.

Обувную коробку ставим набок. Синей бумагой обклеиваем задний план. Приклеиваем «занавес» и Рождественскую звезду.

Осталось только расставить фигурки, и на дно коробки посыпать немного опилок.

Рождественский вертеп готов!

P.S. Схожую схему изготовления фигурок я использовала для Рождественского Ангела. Тот же картонный конус, куриное яйцо, кусочек ткани для плаща. Крылья выполнены из обклеенного ватными дисками картона. Волосы — новогодний «дождь».

Как рассказать ребенку о событиях Рождества Христова, чтобы он не только узнал, но и прочувствовал их? Попробуйте устроить вертеп! Об этом наша статья!

Что такое вертеп?

Вопросом организации вертепа задаются многие современные родители-христиане, призывая на помощь игру, музыку, иконопись, живопись. И конечно, детское Рождество невозможно представить без кукольного .

Есть версия, что самый первый вертеп придумал в XIII веке , который приходил с братьями-монахами в хлев к ослам и коровам петь рождественские песнопения, прославляя родившегося Спасителя. Позже появились резные деревянные вертепы со статичными сценами Рождества Христова (они назывались презепе) , которые устанавливали в католических храмах Западной Европы и на площадях крупных городов.

Собственно рождественским кукольным театром вертеп стал в Европе в XV веке, возникнув как упражнение учеников богословских школ в искусстве красноречия.

На русскую землю вертепный театр был принесен в XVII веке выходцами с Украины, учениками западно-русских духовных училищ, находившихся под значительным влиянием католической системы образования. Но, несмотря на это, ни идеи рационализма, господствовавшие в тогдашней Европе, ни, тем более, расхождения с католиками в вероисповедании, никак не коснулись русского вертепа. Русские школяры и их наставники взяли лишь привлекательную форму, наполнив ее своим родным содержанием. Вертепные спектакли стали у нас своеобразным жанром проповеди, наиболее доступным восприятию юных христиан.

photosight.ru. Фото: Еля Старикова

Ящик с секретом

С течением времени форма вертепных представлений менялась – от домашних спектаклей, которые демонстрировались за символическую плату, до выступлений на ярмарках при большом стечении публики. Форма самого театра – вертепа также изменялась, в зависимости от местных условий и степени состоятельности “вертепщиков”.

Обычно это был большой деревянный ящик (в половину роста взрослого человека), который ставился на подставку или возвышение. Сами актеры – кукловоды прятались за ящиком, разговаривая разными голосами за своих героев. На заднюю стенку ящика обычно прикреплялась икона Рождества Христова, боковые стенки расписывались рисунками или узорами. Передняя часть ящика закрывалась двустворчатыми дверками, игравшими роль занавеса.

Часто вертеп был двухэтажный, хотя встречались и одноэтажные, и трехэтажные варианты. Если в вертепе была всего одна сцена-этаж, то, как правило, разыгрывалось само событие Рождества Христова, и набор кукол был минимальным (обычно – ангелы, вырезанные из дерева или сшитые из лоскутков, посаженные на проволоку, при помощи которой через прорези в полу ящика передвигали фигурки).

Если же вертеп был двухэтажный, спектакль приобретал более сложные формы. Пространство символически делилось на горний, небесный мир (верхний этаж) и мир земной (нижний этаж). Наверху укреплялась икона Рождества, иногда располагались небольшие фигурки пастухов и ангелов. Внизу – дворец царя Ирода, куда приходили волхвы, а в конце спектакля Смерть срубала бумажной косой царскую голову.

В некоторых вертепах делали куклу Рахиль, плачущей о детях, куклы чертей и римских солдат-легионеров. Если в вертепе устраивали третий этаж (мезонин), туда помещали фигурку ангела, который возвещал о рождении Спасителя.

На самом верху ящика прикрепляли вифлеемскую звезду, вырезанную из картона, или небольшой деревянный крест. Текстом спектакля могли служить либо пересказ Евангелия, либо народные духовные стихи, посвященные Рождеству Христову. Тексты собственно рождественских драм стали появляться только в XVIII веке.

Вертеп. photosight.ru. Фото: consttt linoleum

«С каким нетерпением ждем мы Святок!»

С особенной радостью ждали вертеп маленькие дети, заранее предвкушая предстоящие переживания.

Вот как рассказывает о вертепе начала XIX столетия Николай Полевой в книге “Мои воспоминания о русском театре и русской драматургии”:

“Содержание было всегда одинаково: представляли мистерию Рождества; в верхнем этаже устраивали для этого вертеп и ясли, в нижнем трон Ирода. Куклы одеты бывали царями, и вертепы нашивали по улицам семинаристы и приказные в святочные вечера, ибо только о святках позволялось такое увеселение. Боже мой! С каким, бывало, нетерпением, ждем мы святок и вертепа! С наступлением вечера, когда решено “пустить вертеп”, мы, бывало, сидим у окошка и кричим от восторга… И вот несут вертеп, ставят полукругом стулья; на скамейках утверждают самый вертеп; раскрывают двери его – мишура, фольга, краски блестят, пестреют; является первая кукла – Пономарь. Он зажигает маленькие восковые свечки… И вот заскрипела скрипка; раздались голоса – являются Ангелы и преклоняются перед яслями… И каких потрясений тут мы не испытывали: плачем, бывало, когда Ирод велит казнить младенцев, задумываемся, когда смерть идет, наконец, к нему при пении: “Кто же может убежать в смертный час?” И ужасаемся, когда открывается ад, где черти пляшут над Иродом…”

В середине девятнадцатого – начале двадцатого столетия, когда вертепное искусство постепенно стало в России угасать, вертепные представления соединились со светскими комедиями, которые обычно показывали во второй части спектакля, что уже никак не совмещалось с образом домашнего духовного праздника.

Но самое замечательное, что традиция вертепных театров не исчезла, хотя уже, было, совсем умерла в начале двадцатого века. Еще в шестидесятые годы прошлого века, когда Хрущев обещал показать по телевизору “последнего попа”, трое мальчишек ходили по улицам одной украинской деревни с неказистым, склеенным ими самими вертепом и распевами колядки, славили Христа.

Где можно увидеть настоящий вертеп?

Современная практика вертепных театров еще только складывается, возродившись снова в Россию в начале девяностых годов прошлого века. Первоначально это было увлечение небольшой группы людей, а теперь существует целая Гильдия вертепщиков . Московский театр «Бродячий вертеп» под управлением Александра Грефа организует ежегодные фестивали самодеятельных вертепных театров (как правило, основные участники – семейные труппы или воскресные школы при храмах). Существует даже международный Фестиваль вертепных театров . И еще ни разу еще не было повторений, каждый вертеп в чем-то отличен от других. Каждый по-своему делится переполняющей радостью Рождества.

photosight.ru. Фото: Алла До

Как сделать вертеп самим?

Впрочем, можно сделать и свой собственный домашний вертеп. Конечно, чтобы соорудить классический двухэтажный вариант, потребуется много времени и сил и не в каждом доме найдется место, где можно было бы его хранить целый год даже в разобранном виде.

Мы с детьми придумали несколько разных «походных» вариантов, которые очень быстро собираются-разбираются, а ощущение таинственности и чуда не исчезает. И даже совсем маленькие принимают участие в его создании.

Мы взяли обычную коробку от ботинок, поставили ее набок и выкрасили внутри темно-синим и коричневым цветом, изображая пещеру и небо. В центр, на стенку коробки наклеили репродукцию картины Рождества. Внутри выстелили пол пещеры сухой травкой, которую насобирали во время прогулок. Сделали ограду из круглых морских камушков и пластилина и пустили туда всех игрушечных домашних животных, которые нашлись в детской. Сверху провели гирлянду и поместили вертеп под елкой, в центре.

Очень уютно было потом на Святках сидеть всем вместе под ёлкой и еще и еще раз рассказывать рождественскую историю. А когда Святки прошли, мы просто накрыли коробку-вертеп крышкой и убрали вместе с ёлочными игрушками.

Когда дети подросли, они, конечно, захотели сами играть в вертеп и показывать его родным и друзьям. И мы вырезали из картона контур пещеры, фигурки Богородицы с Младенцем на руках, пастухов, волхвов, овечек, воинов, царя Ирода, Смерти с косой и укрепили их на круглых картонных подставках, какие обычно бывают у игрушечных солдатиков. Взяли детский столик и стульчик, составили рядом, накрыли тканью – получился двухярусный вертеп. Сели вокруг прямо на пол, зажгли свечи, взяли в руки флейту, колокольчик и треугольник и изобразили нехитрый мотив. А дальше – пели рождественский тропарь и рассказывали историю Рождества своими словами, передвигая фигурки по сцене.

Еще как-то раз соорудили Вифлеем из пакетов от сока, обклеенных обратной стороной старых бумажных обоев. Получилось очень похоже – низенькие домики песочного цвета с плоскими крышами, как в настоящем Вифлееме. А внутрь снова провели гирлянду и в окнах горели огни.

А еще лепили домики из глины и вставляли в них зажженные свечи. А еще можно вылепить их из соленого теста. А еще…

photosight.ru. Фото: Захаров Валерий

Словом, было бы горячее желание прославить Христа и немного фантазии, и дети с радостью создадут вместе с нами собственный маленький домашний вертепный театр.

Вы прочитали статью Давайте устроим вертеп!