Open
Close

В россии появятся доктора теологических наук. Профессор иеромонах Николай (Сахаров), доктор богословия

Богословие и смежные предметы.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В Великобритании степень доктора богословия - англ. Doctor of Divinity (D.D.) - традиционно является самой престижной из докторских степеней степенью «Доктора Университета», примерно соответствующей российской степени доктора наук. Её не следует смешивать со степенью доктора теологии - англ. Theology Doctor, ThD (D.Theol.) - первоначальный докторат, присваеваемый за исследования, и примерно соответствующий российской степени кандидата наук, в данном случае - богословия.

    Далее по важности следуют степени доктора юриспруденции (Legum Doctor) (или доктор гражданского права - Doctor of Civil Law), доктора медицины (Medicinæ Doctor), доктора гуманитарных наук (Litterarum doctor), доктора естественных наук (Scientiæ Doctor) и доктора музыки . Своим высоким статусом степень Divinitatis Doctor обязана традиционной связи британских университетов с христианской церковью. По мере секуляризации университетов в XX веке степень Divinitatis Doctor утрачивает своё прежнее значение, хотя официально всё ещё является высшей докторской степенью в английских университетах в Оксфорде, Кембридже, Дареме , а также в шотландских университетах св. Андрея, Глазго, Абердина .

    США

    В США степень Divinitatis Doctor чаще всего даётся honoris causa . В США не существует системы «высших докторских степеней» («higher doctorates»), поэтому высшие степени в академическом богословии - доктор философии и доктор богословия (Doctor of Theology) или доктор священного богословия (Doctor of Sacred Theology).

    Другие докторские степени в области богословия - Doctor of Biblical Studies , Doctor of Practical Theology , Doctor of Ministry .

    Российская империя

    В Российской империи учёные степени в духовных учебных заведениях были учреждены в начале XIX века .

    Доктором богословия мог стать магистр академии. Для получения степени доктора магистр должен был написать сочинение на латинском или русском языке , которое вносилось в конференцию в установленном порядке. Сочинение должно было состоять: «a) или из ответа на одну какую-нибудь из задач, конференцией предложенных к разрешению; b) или из открытия новых способов улучшить которую нибудь из наук к духовной учености относящихся: c) или из произвольно избранного сочинителем содержания, которое может иметь особенное влияние на пользу церкви».

    «Пространство предложенного сочинения достаточным, а достоинство онаго уважительным признается: а) когда сочинитель обдумал избранный им или от конференции назначенный ему предмет со всех возможных сторон: b) когда столько написал об оном, сколько должно было написать; с) когда таким точно слогом изъяснился, какой сроден сущности предмета».

    Устав также определял, что звание доктора не должно даваться за: «a) За переводы. b) За проповеди, разве бы кто постоянным упражнением в сем роде, и чистотой христианского учения, отличился особенно и заслужил общее одобрение. c) За сочинение, без особливого труда выбранные из других книг отечественных, или иностранных». В Уставе были прописаны нравственные требования к претендентам на звание доктора.

    «Никакое совершенство сочинения не должно доставить звания доктора тому, кто чистым и неукоризненным образом жизни не засвидетельствовал о себе вышнего звания быть учителем христианским. Конференция всемерно должна стараться иметь о сем верные сведения».

    Современное использование

    Степень Divinitatis Doctor чаще всего даётся honoris causa людям, чьи выдающиеся труды связаны с религией. В большинстве англоязычных университетов студенты, защитившие диссертацию на соискание докторской степени, получают степень доктора богословия (Doctor of Theology), а не Divinitatis Doctor. Согласно мнению Национального научного фонда США, эта степень эквивалентна в настоящее время степени доктора философии .

    В России

    В настоящее время на территории Российской Федерации присвоение учёной степени «доктор богословия» не относится к компетенции Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации .

    В России и на Украине степени доктора богословия присваиваются в следующих образовательных организациях:

    • Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия - совместная программа с западными университетами с присвоением степени «Доктор теологии II степени» или «англ. Doctor of Divinity » (в европейской классификации)
    • Славяно-Греко-Латинская Академия - совместная программа с западными университетами с присвоением степени «Доктора богословия англ. Doctor of Theology »
    • Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет - только «Кандидат богословия ».

    Законодательство РФ о богословских степенях.

    11 октября 2015 года в России был принят Паспорт научной специальности по направлению теология, предполагающий защиту кандидатских и докторских диссертаций по данному направлению . В соответствии с ним будут присваиваться степени кандидатов и докторов только по философским, историческим, филологическим, педагогическим, культурологическим и искусствоведческим отраслям наук. Кандидатов и докторов теологии в соответствии с данным паспортом специальности не присваивают.

    Вместе с тем, согласно Закона об образовании в Российской Федерации, Положений об лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации, Федеральным образовательным стандартам по направлению теология - богословские степени и богословские звания, присужденные и (или) признанные на территории Российской Федерации или за рубежом признаются . Присуждение и (или) признание богословских степеней на территории Российской Федерации законодательно не регламентировано, в связи с чем де-юре и и де-факто признаются богословские степени, присужденные за рубежом и подтвержденные Апостилем , государства выдавшего богословскую степень (Doctor of Divinity и Doctor of Theology). Также де-факто признаются богословские степени выданные образовательными организациями, принимающими защиту богословских степеней в рамках дополнительного образования, однако в рамках действующего законодательства, они могут быть легитимны в статусе почетной степени Honoris Causa по богословию.

    См. также

    Примечания

    1. https://www.ox.ac.uk/sites/files/oxford/field/field_document/Degree%20ceremony_201617_web.pdf
    2. Криворученко В. К. // Официальный сайт Московского гуманитарного университета . Автор - доктор исторических наук , профессор кафедры истории

    Антихрист, который грядет в теле, спровоцирует последние разоблачения в мире, как судья. Мир создает себе судью по своему образу и подобию, и судья тот не только показно простит, но даже и одобрит то, что любой последний негодяй в глубине души считает не подлежащим оправданию и прощению. Сущность такого судьи – лютый иудейский деспотизм после временного псевдорусского великодушия, сакрализация всей собственности, – господство Единицы над всем и вся.
    Все обещания будут даны с условиями. Баш на баш, ты мне – я тебе – вот основной принцип его власти. Главная цель Антихриста - захватить в свои руки мировую власть над всеми без исключения народами. Стремление к мировому господству присуще было всем предтечам Антихриста, с коими у последнего имеются общие черты и сходство во внешнем виде, характере, стиле поведения, манере разговора.
    На первом этапе Антихрист стремится к достижению популярности среди иудеев, примет все старания для того, чтобы иудеи признали его своим вождем, своим обетованным Мессией из Торы, своим Мошиахом. Будет, как в сказке о глупом мышонке петь песни и русским, которых легко обмануть - обещать воскресение России, убеждать, что восстановление счастья народа возможно.
    «Когда услышите, что пришел на землю или явился на земле Христос, то знайте, что это Антихрист» - предупреждал преподобный Зосима своих учеников.
    Антихрист – это некая отрицательность, зона отчуждения, обрамленная во многие правильные, умные, но не наполненные любовью слова, пустота, которая буде засасывать и пожирать души.
    Антихрист как некоторое «ничто» несамостоятелен, он питается и растет от обращенных на него взглядов, от искренних слов и внимания, он получает значительность от вкладываемого в него значения, сияет в лучах поклонения, уважения, хорошеет только тогда, когда чахнут другие.
    Как в «Ревизоре» великого пророка России Н.В.Гоголя, мир сам породил из себя самого подходящего для себя прохвоста и, подпадая постепенно под власть этого князька, напитал его собой и взрастил для себя с целью дать ему все и получить взамен более, чем все.
    «Возьми нас, но только спаси нас» - скоро скажет мир, и Антихрист купится на выгодную сделку, милостиво согласится стать Единым господином. Он называет себя Судьей, Христом, но мир знает, что настоящий судья неподкупен.
    «Овладевает свободой людей лишь тот, кто успокаивает их совесть» - сказал пророк России Ф.М. Достоевский. Его Великий Инквизитор, прототип грядущего Хама, который и есть Антихрист – раскрывается перед Самим Христом: «Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, пред кем преклониться. Но ищет человек преклониться перед тем, что уже бесспорно, столь бесспорно, чтобы все люди разом согласились на всеобщее пред ним преклонение…и чтобы непременно все вместе».
    Грядущий Антихрист – не кот в мешке, его знают все и авторитет его бесспорен.
    «Я не хочу любви Твоей, потому что сам не люблю Тебя!» - кричит Антихрист в лицо Христу. «Мы не с Тобой, а с ним – вот наша тайна!» «Но мы скажем, что послушны Тебе и господствуем во имя Твое. Мы их обманем опять, ибо Тебя мы уже не пустим к себе»./Ф.М.Достоевский/

    «Принудительное всемирное счастье, бесспорный, общий и согласный муравейник» - ожидают на недолгий срок человечество «ибо кому владеть людьми, как не тем, которые владеют их совестью и в чьих руках хлебы их».
    Кроткий, как агнец, ненавистник неправды, пропагандист благочестия, обличитель лжи –таким предстает Антихрист в истории своего возвышения над миром в «Краткой повести об Антихристе» еще одного пророка России Вл. Соловьева. Ко всем ласковый, кроткий, угодный, благообразный, Антихрист искренне желает помочь людям, но никого не любит, кроме самого себя. В сфере человеческих схем общения нет формул, способных смутить, озадачить Антихриста, выбить его из колеи, расстроить. Он толерантен и всегда на высоте. Он почти надмирен. Для него нет ничего невозможного кроме исповедания Сына Божия Иисуса Христа. Антихрист не может прочесть Символ Веры, не может причаститься, не терпит разговора о Евхаристии, считает необходимым запретить «детское кормление из ложечки» и требует от верноподданных полагать за истинное причастие – принятие его учения и исполнение его личной воли, как воли Бога.
    Он выдает себя за Бога, он действительно считает себя Богом, много говорит о любви, но любви в нем нет и быть не может.
    Антихрист будет приятен и привлекателен для нечестивых и ужасно мерзок и голосом, и лицом, и всей своей наружностью - для благочестивых людей.
    Антихрист придет для окончательной брани против церкви Христа. Это последнее время безошибочно узнается каждым по величайшему напряжению сил зла и по внезапному ослаблению личного стремления к Богу.
    «Прежние мученики с одними людьми сражались, а мученики при Антихристе с самим сатаною будут вести войну» /Св. Кирилл/. И никто не сможет окончательно победить Антихриста, кроме Христа.
    Священство станет союзником Антихриста в гонениях на верных христиан, епископов, священников, мирян. Верные сохранятся внутри православной церкви – Филадельфийская церковь последних времен - Святая Русь – сохранится «не только в ребрах, но и в бревнах».
    Главное в тайне беззакония – не то, как долго будет править Антихрист, а сколько душ он заберет в ад. Заберет по предсказаниям старцев – почти всех. Править будет 3,5 года.
    Еще две составляющие великой тайны беззакония – Антихрист сомневается сам в себе, но не желает верить, что отец его – дьявол. Он считает себя сыном Бога, Его единственным наследником, а Господа нашего Иисуса Христа полагает лишь за своего предтечу.
    Возомнив себя главным, долгожданным, великим и единственным уполномоченным Судьей мира, ради которого писалась многовековая история человечества, спасителем и воскресителем мертвых душ, он планирует занять Престол Самого Отца небесного и считает концом /целью/ существования света свое собственное воцарение по воле Бога на Престоле мироздания в Царствии Небесном.

    «Ты доживешь до времени, когда будет Антихрист. Не бойся, а говори всем, что это «он», и не нужно бояться» /пр. Лаврентий/. Святые отцы православной церкви указали единственный путь спасения в последние времена – бесстрашие. Оставил нам свое краткое духовное завещание и патриарх Пимен:
    1.Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль – юлианский календарь, по которому она преемственно молится уже тысячелетие.
    2. Россия, как зеницу ока призвана хранить завещанное нам нашими святыми предками Православие во всей чистоте. Христос – наш путь, истина и жизнь. Без Христа не будет России.
    3. Свято хранить церковнославянский язык молитвенного обращения к Богу.
    4. Церковь зиждется на семи столпах – семи Вселенских Соборах. Грядущий восьмой Собор страшит многих, но да не смущаемся этим, а только несомненно веруем Богу. И если будет на новом соборе что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять.
    Сегодня нечистые попытки внутри Церкви изменить календарь и язык богослужения убеждают нас о том, что кто-то пытается приблизить конец света истины, а цель Антихриста почти достигнута. Он проник в церковь. Антихрист идет не через Кремль, а через РПЦ МП.

    В 1916 года окончил гимназию в Жмеринке. В 1916 году по желанию отца, преподававшего физику и математику в гимназии, поступил в Киевский политехнический институт. Но проучился там недолго, и поступил на историко-филологический факультет Киевского Университета.

    Вступил в Белое движение, сражался боевым офицером в армии Корнилова и Деникина. С остатками разбитой армии барона Врангеля в 1920 году он покинул родину. В Константинополе он перебивался заработками ночного сторожа и помощника повара.

    В 1923 году получил стипендию, позволившую ему продолжить образование в Берлине. Поступил на отделение экономики Русском научный институте, где слушал Н. А. Бердяева, Л. П. Карсавина, А. А. Кизеветтера, В. А. Мякотина и В. В. Стратонова.

    В 1925 году поступил в Университет Фридриха Вильгельма, где изучал историю России, историю Русской Церкви, и нашел там себе покровителя и друга, в лице знаменитого учёного-слависта Макса Фасмера, автора «Этимологического словаря русского языка». По замечанию самого Смолича, дружба с Фасмером сильно повлияла на всю его дальнейшую научную деятельность.

    Был активным прихожанином Воскресенского кафедрального собора в Западном Берлине и членом Русского студенческого христианского движения (РСХД), с 1925 года — казначей Германского отделения РСХД. В это же время Смолич активно сотрудничал в религиозно-философских журналах «Путь» и «Вестник РСХД», что принесло ему известность в русских церковных кругах.

    В 1936 году была опубликована его первая крупная работа — «Жизнь и учение старцев», посвящённая русскому старчеству. В нём Смолич исследовал аскетический опыт Оптинских старцев, их влияние на различные круги русского общества. Затем он защитил докторскую о жизни и мировоззрении Ивана Васильевича Киреевского, который был тесно связан с оптинскими старцами.

    После войны, когда в Германии была безработица, голод, Смолич зарабатывал на жизнь, торгуя книгами. А потом, когда положение в Германии стабилизировалось, он стал сотрудником Восточноевропейского института при Свободном университете в Западном Берлине. Он входил в НИИ этого университета, где продолжал изучать историю.

    В это время Смолич являлся прихожанином Воскресенского собора в Западном Берлине, кафедрального собора Германской епархии Московской патриархии.

    Целью научных трудов Игоря Смолича было создание монументального свода по Истории Русской Церкви. Сам он писал о том, что, исходя из насущных церковных потребностей, он решил «предпослать истории более раннего периода церковную историю XVIII—XIX веков, то есть периода, начатого глубокими преобразованиями Петра Великого». Однако именно этот труд по истории Синодального периода стал вершиной его научной деятельности.

    За свою научную деятельность историк получил степень доктора философии, а в 1964 году Свято-Сергиевский Богословский институт присудил ему звание доктора богословия honoris causa.

    Ему не суждено было осуществить свой всеобъемлющий замысел. В 1970 году историк почувствовал все увеличивавшийся упадок сил и с большим трудом почти сумел завершить второй том своей Истории Синодального периода. Работа над церковной историей России от Крещения до 1700 года так и осталась на подготовительной стадии.

    Скончался 2 ноября 1970 года в Берлине. Похоронен на православном кладбище Тегель в Западном Берлине.

    До начала XIX года стройной общей системы аттестации в православных духовных учебных заведениях Русской Церкви не было и ученые степени присуждались в каждой школе в соответствии со своим уставом. Первая попытка согласования уставов духовных академий с общегосударственными нормами присвоения ученых степеней произошла в года. В результате священнослужителям по единым правилам стали присуждать ученые степени "кандидат богословия ", "магистр богословия " и "доктор богословия ". Первые две из них присваивались выпускникам духовных академий по результатам учебы и полученным знаниям. Степень доктора богословия могла быть присуждена только на основании защиты диссертации.

    В году был принят новый устав духовных академий, а с ним и новый порядок присвоения степеней. Степень кандидата богословия стала присваиваться студентам, окончившим три, а магистерская – четыре курса обучения. Эти степени обозначили лишь разные классы академических дипломов.

    С года наиболее успешно окончившим духовные академии присваивались степени, а остальным - звания "действительный студент ", что было идентично университетским дипломам. Магистерская степень в этом случае была свидетельством получения высшего богословского образования. С года по результатам защиты диссертаций присуждались степени: "доктор богословия ", "доктор церковной истории " и "доктор канонического права ", хотя были и исключения.

    В англоязычном мире

    В ряде православных учебных заведений возникших в англо язычном мире вошла в употребление общепринятая местная система религиозных учебных степеней. Обыкновенно в ходу трехступенчатая система - "бакалавр ", "магистр " и "доктор ", с присовокуплением сферы специализации. Так, на год одна из наиболее значительных православных высших духовных школ англоязычного мира - Свято-Владимирская духовная семинария в Крествуде , штат Нью-Йорк - предлагала три магистрские и одну докторскую программы с четырьмя специализациями: богословие (Theology), пастырство (Divinity), искусство (Arts) и служение (Ministry)

    Стать доктором теологических (или богословских) наук до недавнего времени в России было невозможно. Конечно, ученые степени присваивались диссертационными учеными советами духовных академий и университетов РПЦ, но никакой юридической силы на территории РФ они не имели.

    Однако в сентябре прошлого года по решению Высшей аттестационной комиссии (ВАК) России теология стала новой научной специальностью, получив шифр «26.00.01». А 30 мая в системе Минобрнауки был создан первый объединенный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по специальности «теология». И теперь в абсолютно законных рамках можно защитить научную работу по теологии и получить научную степень кандидата или доктора.

    Сейчас в рамках ВАК формируется экспертный совет по теологии. А ранее соглашение о создании объединенного диссертационного совета по теологии было подписано ректорами РАНХиГС, МГУ им. М.В. Ломоносова, Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ).

    В России около 50 государственных и негосударственных вузов имеют аккредитацию по специальности «теология». В этом году будет выпущено около 200 студентов на уровне бакалавриата и примерно столько же магистров. Сколько из них выберут аспирантуру, пока непонятно. Но в диссертационном совете по теологии готовы к приему научных работ.

    У совета есть полномочия принимать к защите работы, их рассматривать и выступать с рекомендацией, - пояснили «Известиям» в совете.

    Споры о том, является теология наукой или нет, ведутся еще с 1991 года, когда правительство сначала включило теологию в перечень научных специальностей, а потом исключило ее.

    Я высказываю личное мнение как доктор философских наук и академик Академии образования, - говорит первый зампред комитета по образованию Госдумы Олег Смолин. - С моей точки зрения, светской теологии как науки нет и быть не может. Наукой могут быть религиоведение и другие дисциплины, изучающие религию. Я вполне понимаю, например, что Свято-Тихоновский университет успешно несет в массы слово Божие в помощью современных технологий. Но совершенно не понимаю, когда в ядерном университете открывается кафедра теологии. Ломоносов еще в ХVIII веке повторил идею двойственной истины. Смысл ее предельно прост: богословам нечего делать в науке, а ученые не должны заниматься богословием. Каждый должен заниматься своим делом.

    Между тем появление диссертационного совета по теологии облегчит жизнь ученым, чьи работы не вписывались в рамки философии или истории религии.

    Я зампредседателя диссертационного совета по философии религии и религиоведению при РАНХиГС. Религиоведение в России отнесено к философским наукам, а также к историческим, - рассказывает религиовед, профессор кафедры национальных и федеративных отношений Института госслужбы и управления РАНХиГС, заведующий Межвузовской кафедрой религиоведения, этнокультурологии и проблем евразийской интеграции Московского православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета Вильям Шмидт. - И в силу специфики нашего совета, мы традиционно принимали работы, которые шли на стыке наук. Например, культурологии, социологии, политологии, права. Иногда их было тяжело квалифицировать как философские работы, потому что религиозный дискурс указывал на то, что это предметная область теологии. Но теологии-то не было, поэтому кандидатские и докторские возвращали на доработку. А некоторые вообще отклоняли.

    С такой ситуацией Шмидт столкнулся лично, когда в 2000 году в МГУ, а затем в 2007 году в РАГС защищал работу, посвященную наследию патриарха Никона, - кандидатскую и докторскую.

    Некоторые доктора наук выдвинули к ней претензии - они считали, что в работе усилена богословская составляющая. И говорили: «А почему мы должны защищать ее по философским наукам, даже если предметная область - религиоведение?», - вспоминает Шмидт.

    Как подчеркивают эксперты в области теологии и религиоведения, речь идет не только о христианской теологии, но и мусульманской, иудейской, буддистской и др.

    Нет просто теологии - теология всегда конкретна и соответствует той или иной религиозной традиции, - поясняет Шмидт.

    По мнению экспертов, уровень теологов в России сейчас чрезвычайно низкий, поскольку еще не сформированы критерии.

    Олег Смолин считает, что духовные лица вполне могут получать ученую степень. Но не по теологии.

    Мне кажется, что если духовный деятель хочет иметь светскую ученую степень, он может защититься, например, по истории церкви. Или по каким-то другим темам, но в рамках светских наук, а не по теологии, - говорит депутат. - Потому что если, скажем, во время защиты диссертации сойдутся атеист, религиозный деятель и агностик, то, скорее всего, восторжествует формула Канта. А она звучит примерно так: существует три основных доказательства бытия Божия, но ни одно из них с научной точки зрения доказательством не является. Поэтому каждому свое.

    Однако Вильям Шмидт убежден, что это не совсем корректно, поскольку теолог и религиовед - это разные научные специальности. Сегодня дискутируется вопрос о придании теологии статуса научной отрасли.

    Да, у этих наук объект исследования разный. Религиоведение не занимается исследованием проблем Бога. А теология как раз занимается именно этим. Предельный объект теолоогии - это Бог и его проявления в мире. А религиоведение занимается религией как социальным явлением, феноменом, - говорит Шмидт. - Но неспециалистам кажется, что это одно и то же.

    Сейчас в аспирантурах религиозных вузов по специальности «теология» в общей сложности обучается чуть более 50 человек. И теперь у каждого из них есть возможность стать кандидатом наук.