Open
Close

В Курской митрополии состоялся крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной. Святыне поклонились стар, и млад

08 июня 2018 года на Архиерейском подворье с.Маколово по традиции в девятую пятницу по Пасхе совершается память святой великомученицы Параскевы Пятницы. Ежегодно накануне совершается на котором в начале ХХ-века была обретена икона святой великомученицы. В крестном ходе приняли участие священослужители из разных уголков Мордовской митрополии - из Саранской, Краснослободской и Ардатовской епархий. На всем протяжении крестного хода священнослужители несли особо чтимую икону великомученицы Параскевы, написанную сестрами Свято-Троицкого Чуфаровского монастыря и подаренную приходу в 1898 году. На источнике был отслужен водосвятный молебен с чтением акафиста святой великомученице. Его возглавили старейшие клирики Мордовской митрополии: Протоиерей Аристарх Кабанов из Краснослободской епархии и Протоиерей Георгий Щербаков из Ардатовской епархии. По совершении молебна, священнослужители окропили паломников освященной водой. После чего, все желающие имели возможность искупаться в купели источника. По окончании крестного хода в храме подворья Преосвященнейший Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский совершил Всенощное бдение. Во время полиелея Владыка Вениамин помазал освященным елеем многочисленных паломников.

В день праздника Преосвященнейший Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский совершил Божественную литургию. Архипастырю сослужили многочисленные священнослужители трех епархий Мордовской митрополии - Саранской епархии, Краснослободской епархии и Ардатовской епархии. За Божественной литургией Архипастырь совершил иерейскую хиротонию над иеродиаконом Петром (Поляевым). По завершении богослужения Архипастырь поздравил многочисленных паломников с праздничным днем и поблагодарил настоятеля архиерейского подворья игумена Никона (Железникова) за сохранение и приумножение славной традиции чтить память великомученицы Параскевы Пятницы.

В субботу 30 июня в подмосковном посёлке Шувое состоялся местночтимый праздник во имя Шувойско-Губинской иконы Пресвятой Богородицы . Уже в седьмой раз, после более чем пятидесятилетнего перерыва, по улицам посёлка вновь прошёл Крестный ход с иконой Богородицы к месту старообрядческого монастыря-скита, разрушенного в 1930-е годы.

История Губинской иконы Пресвятой Богородицы началась в XIX веке, когда случилось чудесное избавление от холеры деревни Слободищи. После этого чудотворная икона прославилась в Гуслице и близлежащих селениях. Тогда и была установлена традиция — отдавать икону в установленные числа каждой деревне или селу. Появились списки губинского образа Богородицы в старообрядческих храмах. Крестными ходами народ встречал и провожал Губинскую икону Пресвятой Богородицы, а на фабриках в это время даже останавливали работу. Поселка Шувое икона достигала всегда 30 июня, именно в этот день здесь совершалось торжество.

Помнят о тех событиях и сегодня. В этом году на торжественное богослужение в собралось около ста человек. За богослужением владыка Евмений (Михеев) возвел в сан чтеца Илью Андреева . На клиросах было множество певчих, а храм был полон молящихся. После богослужения собравшиеся Крестным ходом проследовали по всему поселку на окраину в лес к месту, где некогда был старообрядческий монастырь. Уже в наше время по инициативе о. Максима Андреева Шувойской общиной на памятном месте был установлен поклонный крест с надписью:

На сем месте располагался монастырь-скит и кладбище иноков подвижников, православных христиан старообрядцев в XVII-XX вв.

Возглавил крестный ход епископ Кишиневский и всея Молдавии Евмений (Михеев), для которого Шувое является родиной.

В этом году в торжестве приняли участие 7 священников: о. Максим Андреев (пос. Шувое), о. Андрей Андреев (г. Ржев), о. Димитрий Чунин (г. Ржев), о. Василий Кадочников (г. Егорьевск), о. Иоанн Гусев (пос. Давыдово), о. Алексей Михеев (пос. Устьяново), дьякон Василий Андроников, а также 7 чтецов. Множество людей выглядывали из окон и калиток на проходящий по улицам села крестный ход. Дорожная полиция контролировала движение автомобилей, проезд для которых был запрещен на время следования крестного хода. Был очевиден интерес людей, случайно ставших свидетелями торжества: фотографировали, снимали на камеры, записывали на диктофон пение ирмосов, а некоторые случайные прохожие присоединялись к общему шествию.

Ниже представляем фотоподборку:

2 октября 2016 г., в Неделю по Воздвижении, в с. Дубровка Терновского района (Грибановское благочиние) состоялся Крестный ход.

По окончании Божественной литургии прихожане храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» вместе с настоятелем иереем Сергием Мерзликиным совершили молитвенное шествие к Поклонному кресту в соседнее село Кисельное. Среди участников крестного хода были представители сельской администрации, редакции районной газеты «Савальские зори».

Поклонный Крест был установлен и освящен в сентябре 2014 года на месте разрушенного в 30-е годы ХХ века храма в честь Архистратига Михаила.

Стало доброй традицией ежегодно совершать молитвенное шествие к этому святому месту. В этом году оно состоялось уже в третий раз.

После молебна, совершенного у Поклонного креста, была организована трапеза, на которой присутствовали все участники крестного хода, в том числе и пожилые жители сёл.

К этому праздничному мероприятию была приурочена акция «Евангелие в каждый дом». Матушка Марина Мерзликина вместе с учениками Дубровской школы раздавала Четвероевангелие всем желающим.




По материалам СМИ

От Дубровки до Кисельного — крестным ходом

Люди поклонились памяти церкви, разрушенной в тридцатые годы прошлого века.

1 октября, в воскресенье, более ста человек приняли участие в праздничном шествии до Поклонного креста, установленного на месте стертой с лица земли православной святыни. Когда мы приехали в Дубровку, еще шла воскресная служба. Около храма стояла группа юных прихожан с книгами в руках.

По благословению епископа Борисоглебского и Бутурлиновского Сергия мы проводим акцию «Евангелие — в каждый дом». Эти книги бесплатно раздадим всем желающим, — пояснила матушка Марина. Она рассказала историю возникновения традиции проведения ежегодного крестного хода во время празднования Воздвижения Креста Господня.

Восстановили память о разрушенном храме

Два года назад жители Кисельнского сельского поселения решили поставить поклонный крест на том месте, где когда-то стоял храм в честь Архангела Михаила. Его разрушили так, что не осталось никаких следов. Но старожилы села уверены — находился он рядом со зданием бывшей Кисельнской школы. 27 сентября 2014 года настоятель Дубровского храма отец Сергий освятил Поклонный крест. Тогда к нему был организован первый крестный ход, после которого состоялись молебен и трапеза под открытым небом.

За три года до установки креста произошло чудо, — вспоминает матушка Марина. — В ноябре, в праздник Архангела Михаила, священник перед утренней службой обнаружил на пороге нашего храма три абсолютно новых колокола разных размеров, неизвестно откуда взявшиеся. Служители церкви не стали разыскивать того, кто сделал пожертвование. Значит, человек или группа людей пожелали оставить это в тайне. На одном из колоколов написано отлитыми буквами «В память о разрушенном храме в с. Кисельное», на другом — «Пресвятая Богородица, сохрани селения сея: Дубровка, Кисельное, Луначаровка, Александровка, Вознесеновка».

Святыне поклонились стар, и млад

С большим крестом во главе шествия, с иконами, хоругвями и молитвенным песнопением люди прошли пять километров по грунтовой дороге до Кисельного. Среди собравшихся было много детей и пожилых. Младшей участнице процессии еще не исполнилось шести лет, а старшей — далеко за 80. Участников крестного хода встретили местные жители, занимавшиеся подготовкой площадки около Поклонного креста к праздничному богослужению и трапезе.Настоятель храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» отец Сергий провел молебен и обратился к прихожанам:

Мы должны помнить о том, что вся духовная жизнь наших предков совершалась в храме, где крестили младенцев, венчали молодоженов, прощались с близкими. Память о наших корнях сохраняется и через такие события, как появление Поклонных крестов на месте разрушенных святынь.

Произнося проповедь, батюшка попросил прислушаться к словам стьихотворения:

В каждый храм при построеньи

Бог по ангелу дает,

И находится в служеньи

В новом храме ангел тот.

Даже если храм разрушен -

Кирпичи да лебеда,

Воли Божией послушен

Будет ангел здесь всегда.

Освятив трапезу, отец Сергий и его помощники пригласили народ к столам с угощениями, приготовленными местными хозяйками. Каких только блюд здесь не было.

От души готовились, ожидая гостей. Каждое подворье внесло свою лепту. И пенсионеры, и молодые помогали, — сказала организатор всех православных мероприятий в Кисельном Вера Кочеткова.

Пока народ трапезничал

С матушкой Натальей и отцом Сергием мы прошли в молельную комнату, расположенную в здании школы. Здесь хранится единственная святыня, уцелевшая при разрушении церкви. Как выяснилось, старинную икону с ликом Спасителя предала сюда пенсионерка Тамара Есина. Ее мать когда-то успела тайком вынести икону из храма и спрятать у себя. Мы встретились с бывшим главой Кисельнского поселения Василием Ефремовым. По его инициативе, с благословения священника были проведены работы по установке Поклонного креста. Изготовил его своими руками Николай Маркаданов. Помогали обустраивать территорию и делать ограждение Анатолий Каданин, Сергей Земцов, Вячеслав Кочетков и Анатолий Попов. Деньги на материалы для заборчика выделяло сельхозпредприятие «Победа».

Замечательно, что у нас есть такие активисты. В дальнейшем подумаем, как еще лучше облагородить это святое место, где стараемся поддержать порядок, — сказала глава поселения Людмила Курьянова. Прощаясь с прихожанами, отец Сергий благодарил всех, кто участвовал в крестном ходе и готовил трапезу. Люди не скрывали своего приподнятого настроения.

Не передать какая благодать на душе! Большой праздник у нас сегодня. наверное, поэтому и погода такая хорошая, — поделилась своими эмоциями 87-летняя Мария Объедкова. - В Михайло-Архангельскую церковь ходили наши отцы и матери. Слава Богу, что мы можем хоть помолиться на этом месте.

Лилия Пашаева

© Борисоглебск православный, 2006-2016

Что такое Крестный ход и для чего верующим надо идти в молитвенное шествие с иконой? Чтобы правильно пройти Крестный ход, надо понимать его смысл. Наша жизнь – это длинная дорога и, следуя по этому пути, мы можем, как возрастать в благочестии, так и совершать грехи. Многие события требуют самоотречения, умения преодолевать трудности, идти по длинному жизненному пути с молитвой. Крестный ход – это символическое шествие по жизненному пути. Мы говорим себе и другим, что хотим идти путем Христа, потому что пребывать с Господом – и есть главная цель нашей земной жизни. В это время мы не просто идем, надеясь, что шествие с иконой святого может каким-то волшебным образом подействовать на нас, мы молимся. Крестный ход – время молитвы и размышления о своей жизни, о своем пути и его смысле. Иисус сказал: “Там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них”. Это также “общение святых”, возможность ощутить единение со своими единоверцами. Проявить любовь и милосердие к тем, кому трудно идти. Вместе молиться. Крестный ход важен для верующих.

Люди организуют шествие с иконами, другими православными святынями, чтобы прославить Господа. Иконы несутся впереди, чтобы святые “возглавляли” шествие с молитвой. Крестные ходы могут проходить по любому маршруту. Иногда ими освящаются участки, которые печально известны трагическими событиями, иногда Крестный ход проходит по маршруту, который имеет для православных некое символическое значение. Но его суть не в расстоянии от точки А к точке Б, а в стремлении прославить Бога и святых Его, в молитве. Крестный ход иногда – прошение (о дожде, об улучшении жизненных условий, о помощи болящих, об упокоении усопших).

Православный Крестный ход: история и традиции на Руси

Древняя традиция Крестного хода начала возрождаться в России совсем недавно. До революции молитвенное шествие было распространенным явлением. В тяжелые времена русских людей поддерживали крестные ходы с иконой святых. Шли тогда не только простые богомольцы, но и высшее церковное духовенство, как это происходит и сейчас. Люди шли за поддержкой к Преподобному Сергию, к Соловецким угодникам, в монастыри и храмы. Великорецкий Крестный ход шел к месту явления иконы Николая Чудотворца. Этот Крестный ход – наверное, самый трудный в истории России. Люди 150 км идут по плохим дорогам, в тяжелых условиях, часть пути проходит по лесу, где дороги отсутствуют совсем. Во времена богоборчества паломников, которые собирались на крестный ход, задерживала милиция. Он был малочисленным. Сейчас же это – напротив одно из самых многочисленных собраний верующих.

Традиции Великорецкого крестного хода 600 лет. Она связана с историей православного чуда. Считается, что некий благочестивый человек проходил около Великой реки и вдруг увидел Небесный свет, напоминающий пламя горящих свечей. В благоговейном страхе он не решался приблизиться к этому месту. Но, возвращаясь домой, он увидел, что свет все еще горит. Он перекрестился и, преодолевая страх, отправился к этому месту. Оказалось, что рядом с небольшим источником находится образ Святителя Николая. Благочестивый человек, которого звали Семен Агалаков в 1383 году помог Церкви обрести Великорецкий образ Николая Чудотворца.

После этого события в близлежащей деревне стали происходить удивительные вещи: исцеления болящих. И к иконе началось паломничество. Сначала люди ходили по одному, а потом вместе. Стали приезжать люди и из других мест, услышав о чуде. Икону, в конце концов, перенесли в Хлынов, но люди ежегодно приносят ее Крестным ходом с молитвенным шествием на место чудесного обретения. Маршрут настолько тяжел, что первые Крестные ходы совершались по воде.

Современные паломники окунаются и в воду святого источника на месте обретения иконы, когда совершают крестный ход. Там же построена небольшая часовня. А жители сел Медяны и Мурыгино стоят на коленях и осеняют себя крестным знамением, когда молитвенное шествие проходит мимо.

Отец Александр Зверев, настоятель Великорецкой церкви с 1994 по 2005 год рассказывал, что произошло еще одно древнее чудо, когда строители, заложившие церковь на месте явления иконы на утро обнаружили бревна далеко от этого места. Так повторялось несколько дней. И еще одно удивительное событие: в 1554 году большой пожар уничтожил собор, в котором находилась Великорецкая святыня, но икона не пострадала. Год спустя, образ совершил свой первый путь к месту обретения иконы Крестным ходом. Великорецкую икону провожали с большим почетом. Она побывала в Казани, в Нижнем Новгороде. В столице образ встречал Иван Грозный. Царь решил освятить придел собора Василия Блаженного в честь Вятского святого. Михаил Федорович Романов в непростые годы русской смуты также просил принести образ в Москву.

Виды Крестного хода

Крестный ход может быть посвящен тому или иному чудесному событию, важной дате. Церковному празднику (например, на Пасху). Может проходить по важному для людей участку, чтобы освятить его всеобщей молитвой

Он может отличаться по маршруту. Как по длине маршрута, так и по форме. Так иногда верующие ходят по кругу. Такое шествие с иконой совершается не случайно. Круг – это символ бесконечности, Вечной жизни, которую дарует нам Господь.

Но Крестный ход может иметь и конечную точку. Как путь Христа на Голгофу, когда его сопровождали ученики или путь жен мироносиц ко Гробу Христа.

Вместе с иконами на молитвенном шествии впереди люди несут Крест. Поэтому ход и называют “крестным”. Этот обычай есть не только в православной, но и в католической церкви.

Крестный ход у католиков

Самым первым Крестный ход, не осознавая этого, совершил император Константин I великий. Он увидел в небе Крест и слова “Сим победиши”. Император приказал изготовить знамена и щиты с изображением Распятия, и так его войско пошло на врага. Сейчас эту роль исполняют во время Крестного хода хоругви.

В основном Крестные ходы совершают:

  • На большие церковные праздники
  • Для освящения мест, где произошли православные чудеса
  • Для погребения усопших
  • Для просьбы о спасении в трудные времена или во времена засухи на местах, где необходим дождь (для примера)

Отдельную роль играет и миссионерство. Так, благодаря Великорецкому крестному ходу, многие местные жители из близлежащих сел, могли приобщиться к древней церковной традиции и помолиться.

Крестный ход обычно идет против солнца.

Молитвенное шествие сейчас совершается не только пешком. Так Крестный ход проводят православные , трудные участки , а водные пути проплывают на катерах. Поэтому в данном случае слово “ход” имеет только формальное значение.

Крестный ход может быть не только взрослым, но и детским. В некоторых епархиях проводят специальный .

Совершается он и для . В Курской епархии проводится крестный ход с сурдопереводом для глухих и слабослышащих.

Ежегодные Крестные ходы в России

Крестный ход – молитвенное шествие с иконой

Великорецкий крестный ход

Обычно самый многочисленный. Он проводится с 3 по 8 июня каждого года. Число паломников исчисляется десятками тысяч. Так в 2008 году насчитали 30 тысяч человек. Стартует Крестный ход из Кирова, идет в село Великорецкое и возвращается снова в Киров. Этот крестный ход считается самым трудным по протяженности и особенностям маршрута.

Георгиевский крестный ход

Ежегодно совершают в Санкт-Петербурге. Молитвенное шествие с иконой святого Георгия проводят, чтобы почтить память погибших в Великой Отечественной войне.

Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских проводит Саратовская епархия. Он посвящен памяти погибших во времена гонения на Церковь советской власти. Тогда были убиты насельники пещерного монастыря.

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия»

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия» идет по Радонежской земле. Молитвенное шествие с иконой Преподобного Сергия Радонежского проходит по местам, которые связаны с земной жизнью и чудесами по молитвам святому Сергию.

Волжский крестный ход

Волжский крестный ход организуется в Тверской епархии. Он идет от истока Волги к Днепру и Западной Двине, первый Волжский крестный ход проходил по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Пасхальный Крестный ход: правила и значение

Богослужение начинается еще вечером Страстной Субботы. Сначала совершает Полунощница. Эта часть службы исполнена скорбью о земных страданиях Спасителя. Плащаницу Христа (плат с образом Христа во Гробе) окуривают кадилом и перемещают в алтарь. На престоле она пробудет до праздника Вознесения. Далее следует Пасхальная заутреня. Радостный и торжественный звон колоколов возвещает грядущее Воскресение Христово.

Крестный ход проводится и на Пасху

Именно тогда начинается молитвенное шествие на Пасху. Храм обходят трижды, делая остановки у его дверей. Крестный ход стоит у дверей храма. Двери закрыты. Это – символ камня, которым был загорожен вход во Гроб Господень. На третий раз двери храма отворяются, камень падает, и мы слышим Светлую Заутреню. Праздничное пение колоколов во время Крестного хода на Пасху – один из самых сложных видов колокольного звона, который называют “трезвоном”. Если вы слышали выражение “трезвон колоколов”, то речь идет в первую очередь о Пасхальной службе и звоне во время молитвенного шествия. Колокола в храме “трезвонят” далеко не всегда.

Значение Крестного хода для православного человека

В Церковной жизни существуют внешние традиции и обряды, которые способствуют духовному росту внутри, в душе человека. Молитвенное шествие с иконой (крестный ход) – это новый духовный опыт для христианина, возможность многое переосмыслить, попросить у святых заступничества перед Господом, исцеления или ответа на вопросы, которые терзают человека. Этот опыт невозможно приобрести силой мысли, никакие знания не могут его дать, опыт, который даруют молитвы и единение с братьями и сестрами по вере абсолютно уникален. Во многом Крестный ход – это и жертва, которые христиане приносят Господу.

150 км пути Великорецкого крестного хода – непростое испытание. Крестный ход пробуждает в душах даже людей особое религиозное чувство. Нельзя оставаться христианином только на литургии, христианин верит в Господа и старается жить по его заповедям даже вне стен церкви. И, когда церковная жизнь выходит за стены храма, например, в молитвенное шествие с иконой, даже, если это трудный путь, верующему полезно в нем участвовать.

В православных церквях, а также в католических, но исполняющих в своей религиозной жизни восточные литургические обряды, вошло в традицию устраивать торжественные шествия с хоругвями и иконами, впереди которых обычно несут большой крест. От него подобные процессии получили название крестных ходов. Это могут быть шествия, устраиваемые в Пасхальную неделю, в Крещение или по случаю каких-либо знаменательных церковных событий.

Рождение традиции

Крестные ходы ─ это традиция, пришедшая к нам из первых веков христианства. Однако во времена гонений на последователей евангельского учения они были сопряжены с немалым риском, а поэтому совершались втайне, и сведений о них почти не сохранилось. Известны лишь отдельные рисунки на стенах катакомб.

Наиболее раннее упоминание о совершении подобного обряда относится к IV веку, когда первый император-христианин Константин I Великий перед решающей битвой увидел в небе знамение креста и надпись: «Сим победиши». Приказав изготовить знамёна и щиты с изображением креста, ставшие прообразом будущих хоругвей, он двинул колонну своих войск на врага.

Далее летописи сообщают, что столетие спустя епископ Газский Порфирий, прежде чем возводить на месте разорённого языческого капища очередной христианский храм, совершил к нему крестный ход чтобы освятить землю, поруганную идолопоклонниками.

Император во власянице

Известно также, что последний император единой Римской империи Феодосий I Великий имел обыкновение каждый раз, отправляясь в поход, совершать со своими воинами крестные ходы. Эти процессии, впереди которых шёл император, облачённый во власяницу, всегда завершались возле гробниц христианских мучеников, где честное воинство повергалось ниц, испрашивая их ходатайства перед Небесными Силами.

В VI веке крестные ходы в церквях были окончательно узаконены и вошли в традицию. Им предавалось столь большое значение, что византийский император Юстиниан I (482-565 гг.) издал особый указ, согласно которому запрещалось совершать их мирянам без участия духовных лиц, поскольку благочестивый правитель усматривал в этом профанацию священного обряда.

Наиболее распространённые виды крестных ходов

Став со временем неотъемлемой частью церковной жизни, крестные ходы сегодня имеют самые разнообразные формы и совершаются в целом ряде случаев. Среди них наиболее известны:

  1. Пасхальный крестный ход, а также все прочие шествия, связанные с этим главным праздником годового православного круга. Сюда относится крестный ход в Вербное воскресенье ─ «хождение на осляти». В Страстную субботу прообразом крестного хода является вынос плащаницы. Совершается он на Пасхальной заутрени (подробнее об этом будет рассказано ниже), а также ежедневно в течение Светлой седмицы и каждое воскресенье до дня отдания Пасхи.
  2. Крестные ходы во дни больших православных праздников, а также престольных, отмечаемых общиной какого-либо конкретного прихода. Подобные процессии часто организуют в честь освящения храмов или торжеств, посвящённых особо почитаемым иконам. В этих случаях маршрут крестного хода пролегает из села в село, или из храма в храм.
  3. Для освящения воды различных источников, а также рек, озёр и т. д. Совершаются они в день Крещения Господня (или в предшествующий ему сочельник), в пятницу Светлой седмицы ─ праздник Живоносный источник, и 14 августа в день Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня.
  4. Погребальные крестные ходы, сопровождающие покойных на кладбище.
  5. Связанные с какими-либо, как правило, неблагоприятными жизненными обстоятельствами, например, засухой, наводнениями, эпидемиями и т. д. В подобных случаях, крестный ход ─ это часть молебна о заступничестве Небесных Сил и ниспослании избавления от постигших бедствий, к числу которых относятся также техногенные катастрофы и военные действия.
  6. Внутри храма, совершаемые в ряде праздников. Разновидностью крестного хода считается также и лития.
  7. Совершаемые по случаю каких-либо государственных праздников или крупных мероприятий. Например, за последние годы вошло в традицию отмечать крестными ходами День народного единства.
  8. Миссионерские крестные ходы, проводимые с целью привлечения в свои ряды неверующих или последователей иных религиозных учений.

Воздушные крестные хода

Любопытно отметить, что в наш век научно-технического прогресса появилась абсолютно новая неканоническая форма проведения крестного хода с использованием технических средств. Под этим термином обычно подразумевается перелёт, совершаемый группой священников с иконой на самолёте, совершение ими молебнов в определённых местах.

Начало ей было положено в 1941 году, когда таким образом был обнесён вокруг Москвы чудотворный список Тихвинской иконы Божьей Матери. Эту традицию продолжили уже в перестроечные годы совершив облёт границ России, приуроченный к 2000-летию Рождества Христова. Считается, что, сколько длится крестный ход, совершаемый на самолёте, столько времени благодать Божья ниспосылается на землю.

Особенности совершения крестного хода

Согласно православной и восточнокатолической традиции, Пасхальный крестный ход, как и любой другой, совершаемый вокруг храма, шествует в направлении, противоположном движению солнца, то есть против часовой стрелки ─ «противосолонь». Православные же старообрядцы совершают свои крестные ходы, двигаясь в направлении солнца ─ «посолонь».

Весь участвующий в нём церковный клир идёт попарно в облачении, соответствующем данному случаю. При этом ими поётся молитвенный канон. Обязательным атрибутом крестного хода является крест, а также возжжённые кадильницы и светильники. Кроме того, во время шествия несут хоругви, древним прототипом которых являются военные знамёна, ставшие когда-то частью священных обрядов, поскольку в них принимали участие императоры. Также из глубины веков пришла традиция нести иконы и Евангелие.

Когда бывает начало крестного хода на Пасху?

Среди множества вопросов, интересующих всех, кто только начинает свой «путь к храму», в преддверии Светлого Христова Воскресения этот задаётся наиболее часто. «Во сколько крестный ход на Пасху?» ─ спрашивают в основном те, кто посещает церковь не регулярно, а лишь во дни главных православных праздников. Ответить на него, назвав точное время, нельзя, поскольку происходит это около полуночи, и некоторые отклонения как в одну, так и в другую сторону вполне допустимы.

Полунощница

Праздничная церковная служба, во время которой совершается крестный ход, начинается вечером в Страстную субботу в 20:00. Первая её часть называется Полунощницей. Она сопровождается печальными песнопениями, посвящёнными крестным страданиям и смерти Спасителя. Священник и дьякон совершают каждение (окуривают кадилом) вокруг Плащаницы ─ матерчатого плата с изображением, положенного во гроб, Христа. Затем с пением молитв, они уносят её в алтарь, и кладут на Престол, где Плащаница будет находиться 40 дней вплоть до праздника Вознесения Господня.

Главная часть праздника

Незадолго до полуночи наступает время Пасхальной заутрени. Все священники, стоя у Престола, совершают молебен, в конце которого слышен звон колоколов, возвещающих приближение светлого праздника Воскрешения Христова и начало крестного хода. По традиции, торжественная процессия трижды обходит храм, каждый раз при этом останавливаясь у его дверей. Независимо от того, сколько длится крестный ход, они остаются закрытыми, символизируя тем самым камень, преграждавший вход во Гроб Господень. Лишь на третий раз двери открываются (камень отброшен), и процессия устремляется внутрь храма, где совершается Светлая Заутреня.

Праздничное пение колоколов

Важной составляющей торжественного шествия вокруг храма является колокольный звон ─ во сколько крестный ход на Пасху выходит из дверей храма, во столько же начинают раздаваться его радостные звуки, именуемые «трезвоном». Сложность этого вида колокольного звона заключается в том, что он включает в себя три самостоятельные части, постоянно чередующиеся и разделённые лишь небольшой паузой. Испокон века считалось, что именно во время крестного хода звонарям выпадает наиболее благоприятный случай блеснуть своим мастерством.

Завершается праздничное Пасхальное богослужение обычно не позднее 4 часов утра, после чего православные разговляются, вкушая крашеные яйца, пасхи, куличи и прочую снедь. В продолжение всей Светлой седмицы, оглашаемой радостным звоном колоколов, было принято веселиться, ходить в гости и принимать у себя родных и близких. Одними из главных требований к каждому хозяину дома были щедрость и хлебосольство, столь распространённые на православной Руси.