Open
Close

В какой праздник происходит схождение благодатного огня. Чудеса схождения благодатного огня в храме гроба господня в иерусалиме

«Почему Благодатный огонь сходит только на православную Пасху?» — интересуются некоторые люди. Пасхальный огонь, который называют также Благодатным, символизирует свет Божий, просвещающий все народы после Воскресения Христа.

Как и откуда сходит благодатный огонь на Пасху? Каждый год накануне Великой Субботы на православную Пасху этот огонь зажигается на богослужении, совершаемом в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме. В 2019 году это произойдет 27 апреля.

Эту церковную службу проводят иерусалимский патриарх, армянское, коптское и сирийское православное духовенство. Верующие молятся, и через некоторое время внутри Кувуклии появляется свет, затем в храме раздается колокольный звон.

Это богослужение транслируется в прямом эфире во многих странах, в том числе в России. Затем на самолетах огонь доставляют в Россию, Украину, Молдавию, Сербию, Грецию и другие государства.

Благодатный огонь встречают церковные деятели и государственные лидеры. После прибытия из Иерусалима его торжественно разносят по православным храмам в крупных городах. Лампады, которые зажигают от этого огня, верующие несут домой.

Почему Благодатный огонь сходит только на православную Пасху?

В прежние времена, до изгнания в 1187 году крестоносцев из Иерусалима, католические священники также принимали «участие в церемонии схождения Благодатного огня и одновременно с православными вели в храме свою службу».

Подобный обряд по сей день существует в римско-католической церкви. В католических храмах перед началом богослужений на пасхальной неделе зажигают пасхальную свечу – Пасхал. Все верующие зажигают от нее свечи.

В Германии разводят пасхальные костры для символического сожжения Иуды. Этот костер также является символом огня, у которого грелся апостол Петр, поэтому возле него могут греться все желающие.

Первые свидетельства о появлении чудесного огня в Храме Гроба Господня относятся к IХ веку. Многие верующие считают, что этот огонь, появляясь сверхъестественным образом, снисходит свыше.

Однако официальными источниками церквей, проводящих праздничную церемонию, это не подтверждается. Католическая церковь также не признает чудесный характер схождения Благодатного огня.

Одной из причин верований в схождение Благодатного огня на православную Пасху является убеждение в правильности юлианского календаря.

В православной церкви Пасха всегда отмечается после иудейской пасхи, так как Иисус Христос воскрес в первое воскресенье после нее. По григорианскому же календарю, принятому в католицизме, христианская Пасха иногда отмечается в один день с еврейской или даже раньше.

Документального подтверждения того, откуда и как на Пасху сходит благодатный огонь, нет. Однако многие паломники, посещавшие на Пасху храм в Иерусалиме, свидетельствовали о происходящих в Великую Субботу чудесных явлениях: самовозгорании свечей, вспышках, молниях и др. Подобные рассказы передаются из уст в уста на протяжении столетий.

С раннего Средневековья появился обычай. по которому накануне Пасхи иерархи Православной Церкви зажигали огонь в иерусалимском и благословляли его в честь главного праздника верующих. Однако с конца первого тысячелетия, судя по сообщениям религиозных историков того времени, появилось о схождении священного огня, то есть о том, что огонь накануне Пасхи дается верующим Богом. Многочисленные свидетельства о схождении огня относятся к X веку, причем об этом чуде писали не только христианские, но и историки. Первоначально огонь зажигался утром, причем сам обряд описывается по-разному, чаще всего упоминается появление молнии. Неизменным остается только место - храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Некоторые очевидцы событий X века писали о том, что огонь был принесен непосредственно ангелом.

Современный обряд схождения огня

К XIX веку церемония схождения Благодатного огня приобрела современные черты. Она даже была закреплена специальным документом, изданным правительством Османской империи. Это было сделано во избежание конфликта между представителями различных православных , а также православных с мусульманами.

Ключи от часовни Гроба Господня много поколений хранятся в одной арабской семье, представитель которой и передает раз в год ключи патриарху.

Службу в день схождения огня проводит иерусалимский патриарх. Вместе с ним имеют право находиться и священнослужители других православных церквей, например, армянской. Священники надевают праздничные белые одежды, а затем обходят крестным ходом вокруг храма, вознося молитвы. После этого патриарх вместе с представителем духовенства может в маленькую древнюю часовню, над которой был надстроен храм Гроба Господня. С собой они берут свечи, которые позднее будут зажжены от Благодатного огня.Патриарх возносит специальную молитву непосредственно у Гроба Господня. В это время верующие ждут схождения огня как в самом храме, так и за его пределами. Также ведется телевизионная трансляция во многих странах, в том числе в России. После появления огня патриарх зажигает от него свечи, от которых, в свою очередь, может зажечь огонь любой желающий. После церемонии Благодатный огонь

На протяжении без малого двух тысяч лет Православные Христиане встречают свой величайший праздник - Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господнего в Иерусалиме.

Каждый раз, все, кто находятся внутри и поблизости с Храмом, на Пасху становятся свидетелями схождения Благодатного Огня.

Благодатный Огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из апостолов: "Петр предста ко Гробу и свет зря во гробе ужасашеся," - пишет Св. Иоанн Дамаскин. Евсевий Памфил повествует в своей "Церковной истории", что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы.

Литания (церковная церемония) Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи. В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Среди присутствующих всегда много инославных христиан, мусульман, атеистов, за церемонией следит еврейская полиция. В самом храме вмещается до 10 тысяч человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также оказываются заполнены народом - количество желающих гораздо больше возможностей храма, поэтому паломникам бывает нелегко.

На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям - прокладывается лента. Так приготовленная, после осмотра турецких стражников, а ныне - еврейской полиции, Кувуклия (Часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается местным ключником мусульманином.

Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышки Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма - от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады находящиеся по бокам Кувуклии (за исключением 13 католических). Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова. В это же время двери Гроба открываются и выходит Православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь.

Как же загорается Благодатный огонь во Гробе Господнем?

"...Наиболее яркое описание относится к 1892 г., где приводится чудесная картина возгорания Благодатного огня со слов Патриарха. Он рассказывал, что иногда, войдя в Кувуклию, и не успев прочесть молитву, уже видел, как мраморная гробовая плита покрывалась мелким разноцветным бисером, похожим на маленькие жемчужины. А сама плита начинала издавать ровный свет. Патриарх сметал куском ваты этот жемчуг, который сливался подобно каплям масла. Он чувствовал в вате теплоту, и касался ею фитиля свечи. Фитиль вспыхивал, подобно пороху - свеча загоралась. На плиту предварительно кладут хлопковую вату. По свидетельству очевидцев, иногда это делают иноверцы, чтобы исключить сомнения на этот счет.

Имеется и другое свидетельство. Митрополит За-Иорданский, принимавший Благодатный Огонь не раз, рассказывал, что когда он входил в Кувуклию, то лампада, стоящая на Гробе, горела. А иногда - нет, тогда он падал и со слезами начинал просить милости от Бога, а когда поднимался лампада уже горела. От нее зажигал два пучка свечей, выносил и подавал огонь ожидавшим его людям. Но сам он никогда не видел, как загорается огонь.

После того как Патриарх выходит из Кувуклии, вернее его уводят в Алтарь, народ бросается во внутрь Гроба - прикладываться. Вся плита мокрая, как будто дождем смочена". Отрывок взят из книги: Благодатный Огонь над Гробом Господним, 1991г.

По словам очевидцев огонь не жжет первые минуты после схождения. Вот, что они пишут:

"Да и я многогрешный раб от митрпоолита из рук возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем же не тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило, а я окаянный, не веря, что небесный огнь и послание Божие, и тако трижды возжегше свещи свои и гасиша, и перед митрополитом и пред всеми греками о том прощахся, что похулил Божию силу и огнь небесный назвах, что греки соделывают чародейством, а не Божие создание; и митрполит меня в том во всех простих и благослових". Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлевича Гагары (1634-1637 гг.).

"Отец Георгий все снимает на видеокамеру, фотографирует. Я тоже делаю несколько снимков. У нас с собой заготовлено десять пачек свечей. Протягиваю руку со свечами к горящим пучкам в руках у людей, зажигаю. Зачерпываю ладонью это пламя, оно большое, теплое, светло-светло-желтое, держу руку в огне - не жжет! Подношу к лицу, пламя лижет бороду, нос, глаза, ощущаю только тепло и нежное прикосновение - не жжет!!!" Священнослужитель из Новосибирска.

"Удивительно... Первое время Огонь не обжигает, он просто теплый. Им умываются, водят по лицу, прикладывают к груди - и ничего. Был случай, у одной монахини загорелся апостольник, и - следа не осталось. Другая рясу прожгла. Несла домой с дыркой, а пришла - дырки-то и нет". Архимандрит Варфоломей (Калугин), насельник Троице-Сергиевой лавры, 1983г.

"Пытаюсь взять Огонь в ладонь и обнаруживаю, что он вещественный. Его можно трогать, в ладони он ощущается как материальная субстанция, он мягкий, не горячий и не холодный". Прихожанка храма святителя Николая в Бирюлево Наталия.

Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые и ни с чем несравнимое по своей глубины чувство радости и духовного успокоения. По словам тех, кто побывал на площади и в самом храме при снизшествии огня, глубина чувств переполнявших людей в этот момент была фантастической, - из храма очевидцы выходили как бы заново родившимися, как они сами говорят, - духовно очистившимися и прозревшими.

Многие инославные, когда впервые слышат о Благодатном Огне пытаются укорить православных: откуда Вы знаете, что он дарован именно Вам? А что если бы его принимал представитель иной Христианской конфессии? Однако попытки силой оспорить право получения Благодатного Огня со стороны представителей других конфессий были и случались не единожды.

Самый знаменательный случай произошел в 1579 г. Владельцами Храма Господня являются одновременно представители нескольких Христианских Церквей. Священникам армянской церкви, вопреки традиции, удалось подкупить султана Мурата Правдивого и местное градоначальство, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный Огонь. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были удалены не только от кувуклии, но и вообще из Храма. Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении Огня, скорбя об отлучении от Благодати. Армянский Патриарх молился около суток, однако, несмотря на его молитвенные усилия, никакого чуда не последовало. В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снизшествии Огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный Огонь. Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника. "Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: "Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера - вера православных христиан" - пишет инок Парфений. В это же время на анфиладах построек прилегающих к храмовой площади находились турецкие солдаты. Один из них, по имени Омир (Анвар), увидев происходящее воскликнул: "Единая вера Православная, я - христианин" и спрыгнул вниз на каменные плиты с высоты около 10 метров. Однако юноша не разбился - плиты под его ногами растопились как восковые, запечатлев его следы. За принятие христианства мусульмане казнили храброго Анвара и пытались соскоблить следы, столь явно свидетельствующие о торжестве Православия, однако им это не удалось, и приходящие в Храм до сих пор могут видеть их, как и рассеченную колонну у дверей храма. Тело мученика было сожжено, однако греки собрали останки, которые до конца XIX века находились в женском монастыре Великой Панагии, источая благоухание.

Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня. Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор.

Благодатный Огонь - величайшее чудо Божие для всех людей. Для верующих - неописуемое блаженство и радость о Христе, для неверующих - возможность увидеть и уверовать!

Схождение Благодатного огня – чудесное и пока необъяснимое учёными явление, которое ежегодно происходит в канун Пасхи. Появляющееся само собой пламя, первым которое свыше двух тысяч лет назад увидел апостол Пётр, сегодня является зримым свидетельством Воскресения Иисуса Христа. Где и как зажигается Благодатный огонь? Когда будет схождение Благодатного огня в 2018 году? К чему следует готовиться человечеству в том случае, когда огонь не сойдёт?

Где и когда сходит Благодатный огонь?

Благодатный огонь является предвестником Светлого Христова Воскресения. По традиции он сходит в канун Пасхи в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, построенном в 335 году н.э. В 2018 году Священный огонь должен будет сойти в субботу 7 апреля. Появляется он сам собой, посредством молитвы греческого Патриарха возле мемориальной плиты Спасителя.

Что же касается времени, когда сходит Благодатный огонь, то это традиционно происходит в полдень, пределах 12:55 – 15:00 часов дня. При этом никто не знает, когда появится огонь. В одно время он сходит спустя десять минут, а в другое – после 2-ух часовой молитвы патриарха.

Вековые традиции ритуала

Церемония схождения Благодатного огня, которая существует уже больше тысячи лет, строго регламентирована и прописана до мельчайших подробностей.

10:15 Обход Кувуклии (часовни) процессией во главе с армянским патриархом Иерусалима
11:00 Замыкание и опечатывание мраморной часовни Гроба Господнего
11:30 Появление эмоциональной арабской христианской молодёжи
12:00 Прибытие в Храм греческого патриарха
12:10 Обращение представителей армянского духовенства, а также Коптской и Сирийской православных церквей к патриарху
12:20 В Гроб Господень вносят закрытую лампаду, в которой должен разгореться огонь
12:30 Крестный ход греческого духовенства с троекратным обходом Кувуклии
12:50 Вход в Гроб Господень Патриарха и армянского архимандрита
12:55 – 15:00 Выход патриарха со Священным огнём

Традиционно храм Воскресения Христова в Иерусалиме заполняют паломники с разных уголков мира. Именно они первыми узнают, зажегся ли Священный огонь и первыми имеют возможность прикоснуться к пламени, которое не обжигает.

Сам храм может вместить не более 8 -ми тысяч человек, но желающих лицезреть чудо может насчитываться до 70-ти тысяч человек. Для остальных отводиться территория, прилегающая к храму. Каждый из прихожан держит в руках связку из 33-ёх свечей, которые обозначают земной возраст Иисуса Христа.

Патриарх Иерусалимской православной церкви отправляется в часовню храма Воскресения Христова — Кувуклию в одном подряснике. Данное помещение перед этим тщательно проверяется израильскими полисменами на предмет нахождения в нём спичек, зажигалок или других предметов, которые могут дать огонь.

В процессе ожидания схождения Благодатного огня в храме:

  • гасятся все источники света,
  • стоит гробовая тишина.

Паломникам в это время следует молиться и искренне покаяться в своих грехах перед Господом.

Вышедший из часовни Патриарх, первым делом зажигает свечи представителей каждой из религиозных конфессий. После этого огонь распространяется между многотысячной толпой паломников. Полиции зачастую трудно удержать всех тех, кто хочет быстрее остальных получить частичку пламени, ведь согласно преданию именно первым отпускаются все мирские грехи.

Несколько интересных фактов о Благодатном огне:

  1. Схождение огня символизируют вспышки в виде голубых огненных шаров у купола храма.
  2. Огонь некоторое время не обжигает ни тело, ни волосы человека.
  3. Святое пламя никогда не было причиной пожара.
  4. Воск свечей, которые были зажжены от Благодатного огня нельзя вывести с одежды.
  5. Чудо схождения Благодатного огня до сих пор остаётся загадкой.

Как и где можно увидеть схождение Благодатного огня?

Лицезреть схождение Благодатного огня можно не только находясь в иерусалимском храме. Столь удивительное и необъяснимое явление активно освещают масс-медиа со всего мира.

В России в 2017 году прямая трансляция схождения Благодатного огня велась каналом НТВ. Кто будет освещать предстоящее событие в этом году пока неизвестно, но в любом случае за тем, как появляется Благодатный огонь можно наблюдать в онлайн-режиме через интернет.

Видеозаписи столь необычного и редкого явления прошлых лет, а также фото очевидцев с места события можно легко отыскать в интернете. Также фрагменты видео о чудесном появлении Святого Света, как ещё называют Благодатный огонь, будет показано в тот же день в вечерних новостях всех без исключения телевизионных каналов.

Распространение Благодатного огня по миру

Сразу же после того, как представители всех церковь и конфессий зажгли свои лампады от Благодатного огня, они отправляются по своим странам, дабы передать частичку пламени во все города и селения государства.

Огонь перевозится чартерным рейсом в специальной капсуле. Стараясь успеть к десяти вечера, когда в главных храмах столицы начинаются вечерние богослужения, представители конфессий пытаются как можно быстрее доставить священное пламя к месту службы.

Говорят, что если огонь не сошел, то это бы стало ужасным предзнаменованием для всего человечества. Начнётся Апокалипсис и Страшный суд от которого не скроется никто. Тогда храм Гроба Господнего будет разрушен, а люди, живущие на Земле, погибнут. Несмотря на то, что из года в год Благодатный огонь появляется, всегда существует вероятность того, что однажды он не сойдёт…

Величайшее чудо с волнением ожидают не только православные христиане, но и представители самых разных конфессий. Поэтому, в этот день со всего мира к Храму Гроба Господня стекаются десятки тысяч паломников, чтобы умыться его благодатным светом и получить Божье благословение.

История

О чуде схождения благодатного огня на Гробе Господнем известно издревле, сошедший огонь обладает уникальным свойством — он не обжигает первые минуты.

Первым свидетелем схождения благодатного света во Гробе Господнем явился, по свидетельствам святых Отцов, апостол Петр. Прибежав ко Гробу после известия о Воскресении Спасителя, он, помимо погребальных пелен, как сказано в Библии, увидел внутри Гроба Христова удивительный свет.

Самое раннее письменное свидетельство очевидца явления благодатного огня на Гробе Господнем относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом.

© photo: Sputnik / Целик

Репродукция картины "Голгофа" М. ван Хемскерка

Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам появления благодатного света могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение благодатного огня накануне праздника Светлого Христова Воскресения, в Великую субботу.

На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и другими), а также представителями иных нехристианских религий.

Одно из самых древних описаний схождения благодатного огня принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106—1107 годах.

© photo: Sputnik / Юрий Кавер

Церковная церемония

Приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи начинается церковная церемония. Чтобы увидеть чудо схождения благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой пятницы. Многие остаются здесь сразу же после крестного хода, совершаемого в память событий этого дня.

Само схождение благодатного огня происходит в Великую субботу днем.

Где-то к десяти часам дня Великой субботы тушатся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма.

Храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия (что означает царская опочивальня) — часовня, находящаяся непосредственно над пещерой, где было погребено тело Иисуса, Кафоликон — кафедральный храм Иерусалимского патриарха, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены, несколько приделов — маленьких храмов со своими собственными престолами. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей.

Nazi Zhorzholiani

Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении огня присутствуют три группы участников.

Прежде всего — патриарх Иерусалимской православной церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению, игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного, и — местные православные арабы.

Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем врывается в храм и начинает петь и плясать. Их возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке о ниспослании благодатного огня, обращенные ко Христу и Божией Матери, Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Их эмоциональные молитвы длятся обычно в течение получаса.

Около 13 часов начинается непосредственно литания (по-гречески молитвенная процессия) благодатного огня. Впереди процессии шествуют хоругвеносцы с 12 хоругвями, за ними юноши, клирик-крестоносец, в конце процессии идет православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей.

Процедуры

Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, грузин, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира — в напряженном молчании следят за Патриархом.

Патриарх разоблачается, и полицейские тщательно обыскивают его и Гроб Господень, ища хоть что-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы).

Незадолго до патриарха подризничий (помощник ризничего — заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя. Только после этого Патриарх в одном длинном ниспадающем хитоне заходит в часовню и коленопреклоненно молится.

Схождение

Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с огнем в руках. В разные годы ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо.

И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.

Nazi Zhorzholiani

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и распространяются по площади среди паломников. Одновременно с этим сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам часовни, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света.

В это же время двери пещеры открываются, и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся. Патриарх Иерусалимский передает благодатный огонь верующим, которые утверждают, что огонь совершенно не жжет в первые минуты после схождения, независимо от какой свечи и где он был зажжен.

Трудно представить себе, какое ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, огонь передается от одного пучка свечей к другому, и через минуту — весь храм в огне.

Позднее от благодатного огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Рассказывают, что в близлежащих к Храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами. Специальными авиарейсами Огонь доставляют на Кипр и в Грецию, откуда он развозится по всему миру.

С недавнего времени непосредственные участники событий стали привозить благодатный огонь и в Грузию.

Святой огонь нисходит в храм Гроба Господня только в Великую субботу — накануне православной Пасхи, хотя празднуется Пасха каждый год в разные дни по старому Юлианскому календарю. И еще одна особенность — благодатный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха.

© photo: Sputnik / Виталий Белоусов

Благодатный огонь исцеляет

Капельки воска, которые падают от свечек прихожане называют Благодатной росой. Как напоминание о Чуде Господнем они останутся на одежде свидетелей навсегда, никакие порошки и стирки их не возьмут.

Православные христиане верят, что священный огонь, который исходит из могилы Христа, представляет собой пламя силы Воскресения. Считается, что год, когда Небесный Огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и власть антихриста.

Одно из пророчеств, хранящихся в Иерусалимской православной церкви, гласит: "Коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне и настанут для Церкви Христовой особенно тяжкие времена".

С точки зрения православия, благодатный огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: "Я есмь с вами во все дни до скончания века".

Традиции и обычаи

Именно в Великую субботу вечером в церквях начинаются пасхальные службы. Большинство верующих в Грузии встречает Пасху в церквях, чтобы отнести кусочек божественного огня, доставленного со Святой земли, в свои дома. Благодатный огонь привозят в Тбилиси и затем во время службы распределяют по всем церквям.

Тем, кто по каким-то причинам не смогли прийти на службу, церковные служители рекомендуют в эту ночь зажечь свечу перед иконой Иисуса Христа и помолиться.

© photo: Sputnik / Михаил Мокрушин

Великая суббота — день доброты, примирения и всепрощения. Поэтому в этот день обязательно нужно попросить прощения у всех, кого вы могли обидеть. Помириться со всеми, с кем были в ссоре, чтобы не омрачать наступающий праздник негативными чувствами и эмоциями.

Также в субботу перед Пасхой обязательно нужно раздать милостыню всем нуждающимся, которых вы встретите на своем пути. А также подарить пасхальные подарки родственникам и близким.

В Великую субботу продолжается пост. В этот день можно готовить праздничные пасхальные блюда, но есть их еще нельзя. С самого утра хозяйки принимаются за приготовление яств к богатому пасхальному столу. Согласно традициям, в праздник Воскресения Христова на столе должно быть не меньше 12 блюд.

Как и на протяжении всей Страстной недели, в Великую субботу нельзя справлять свадьбы, дни рождения, различные торжества и вообще веселиться. Согласно поверьям, если свадьбу сыграли на Страстной неделе, то молодые вместе долго жить не будут.

Вечером в Великую субботу в церквях и храмах начинают освящать пасхальные куличи, крашенные яйца и продукты к пасхальному столу, которые хозяйки приносят в церковь в специальных корзинках.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

Приметы

Как и в предшествующие два дня, в субботу перед Пасхой ничего нельзя отдавать из дома, кто бы у вас что ни попросил. Таким образом вы можете отдать свое здоровье, благополучие, удачу.

В этот день можно убирать могилы на кладбище, однако поминать в субботу нельзя.

Если погода в Великую субботу будет теплой и ясной, то и лето будет жаркое и засушливое. А если в этот день холодно и дождливо, то и лето будет прохладным.

© photo: Sputnik / Maria Tsimintia