Open
Close

В какой день страстной недели причащаться. Вопрос о причащении в страстную и светлую седмицы

Уважаемый Владыка, Церковь говорит о том, что надо проживать все события Страстной седмицы так, как будто они происходят вот сейчас и впервые. То есть, с одной стороны, мы уже знаем, что Христос воскрес заранее, что все будет хорошо, вроде как переживать не о чем. А с другой стороны, когда Церковь находится в этом состоянии скорби, страха, неопределенности, и мы, верующие христиане, должны находиться в том же состоянии. А как, если уже и куличи дома, и уборка произведена, яйца красятся, уже предвкушение праздника. Можно ли как-то эти состояния совместить?

Думаю, да. Это тоже, до некоторой степени, аскетическое упражнение, потому что праздник, безусловно, надо встречать и к нему надо готовиться: и куличи печь, и яйца красить, и дома убраться. Но все же главное не в этом.

Главное — в тех переживаниях Страстной седмицы, к которым призывает человека Церковь. Ведь удивительные богослужения Страстной недели действительно как бы поставляют человека в сердцевину евангельских событий, внутрь Священной истории. Мы вместе со Христом присутствуем в Гефсиманском саду, видим ту толпу, которая идет взять Его под стражу, следуем на суд Пилата и на Голгофу, вместе с учениками снимаем Его со Креста… Это совершенно удивительное время, которое не имеет аналогов в течение всего богослужебного года и которое нужно обязательно не просто пробыть в храме, а прожить вместе с Церковью, оставив все-таки куличи и крашенные яйца на второй и третий план. К этому надо себя приучить. Для этого нужно почувствовать и смысл, и красоту, назидательность богослужебных переживаний, почувствовать, если угодно, вкус к ним. Это гораздо важнее хорошо пропеченных куличей.

Впереди светлый праздник Пасхи. Как встретить его правильно?

Встретить его необходимо в Церкви. В первую очередь, Пасха должна быть праздником духовным, а не просто поводом для застолья. Я всегда призываю людей меньше времени, сил и внимания уделять внешним вещам. Знаете, есть целый ряд благочестивых суеверий: мол, в Чистый четверг надо обязательно искупаться, окна помыть, шторы постирать, все вычистить. На самом деле этот четверг называется Чистым и еще Великим из-за величия тех событий, который в этот день вспоминаются Церковью. Всякие кулинарные изыски, куличи, пасхи - все это очень хорошо, но должно занимать совсем небольшое место в жизни христианина. Плохо, когда ради этого оставляется все остальное, и человек не идет на службу, потому что он еле живой от всех этих уборочно-кулинарных подвигов. Надо постараться провести по-христиански не только сам день Пасхи, но и в последующие дни Светлой недели сходить в храм, помолиться. И тогда Пасхальная радость надолго сохранится в сердце верующего человека, чего я от души всем желаю.

Уважаемый Владыка! Прошу пояснения, как правильно готовиться ко Святому Причащению, если причащаешься несколько Литургий подряд. Нужно ли читать каноны каждый раз, или достаточно последования? И как часто и правильно можно приступать ко Причащению в Страстную и Светлую седмицы? Однозначного ответа не получала, уважаемые священники отвечают по-разному. Один разрешает приступать на Пасху и в Светлую седмицу без исповеди, но прежде читать три раза канон Пасхи, другой не рекомендует вообще Причастие на Светлой седмице, так как покаяние заменяется ликованием, а без исповеди приступать нельзя. И в отношении подготовки и частоты тоже разные получала наставления. Доходило даже до того, что прислушиваясь к совету одного, вводила в недоумение другого. Прошу Вашего благословения и молитв, Наталия

Уважаемая Наталия! Вопросы подготовки ко Святому Причащению очень подробно рассмотрены в документе «Об участии верных в Евхаристии» . Этот документ прошел очень широкое обсуждение, был одобрен Архиерейским совещанием и утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви в 2015 году. Я еще раз рекомендую не только Вам, но и всем прихожанам очень внимательно с ним ознакомиться.

Самое главное: каждый раз, когда мы приступаем ко Святому Причащению, нам нужно подготовиться. Эта подготовка включает в себя молитвенное правило, присутствие на богослужении суточного круга, предваряющем Литургию, и очищение своей совести исповедью. Что касается правила, в документе подчеркивается: «Неизменной частью молитвенной подготовки является последование ко Святому Причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа» в Следованной Псалтири). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко Святому Причащению».

Что касается частого причащения - думаю, оно может быть правильным в исключительных случаях. Скажем, на Страстной седмице можно причаститься и в Великий Четверг, и в Великую Субботу, и на Пасху. Полагаю, этого достаточно для человека, живущего в миру, работающего и обремененного семьей. Монашествующим я бы советовал причащаться во все дни Страстной седмицы. Но для мирян это сложно.

Что касается исповеди — необходимо испытывать свою совесть и, если в этом есть необходимость, то надо приступать к исповеди хоть перед каждым причащением.

В дни Светлой седмицы христиане, соблюдавшие Великий пост, приступают ко Святому Причастию, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Исповедь — опять же, по необходимости. Всякие разговоры о том, что «покаяние несовместимо с ликованием» и прочее — это доморощенное богословие того разряда, о котором апостол сказал: «Негодных же и бабьих басен отвращайся» (1 Тим. 4, 7). К сожалению, к этому склонны некоторые наши священники, особенно пожилые. У молодых встречается другая крайность: «А, давайте причащайтесь без разбора, когда угодно и как угодно». Это тоже неправильно.

Думаю, что критерием частоты причащения для человека, живущего в миру, может быть следующее: «Я могу причаститься, если накануне смогу прийти на вечернее богослужение и нормально, как положено по Уставу, подготовиться ко Причастию, не пренебрегая своими семейными и должностными обязанностями». То есть, если Вы можете на Светлой седмице каждый день утром и вечером ходить в храм, читать канон Пасхи (один раз, а не три, как Вам кто-то сказал) и правило ко Причащению, и при этом Ваша семья — муж, дети, старшие родственники — не будет негодовать, что Вы их забросили, а сами только ходите в церковь,— пожалуйста, причащайтесь каждый день.

Со 2 апреля 2018 года наступает Страстная неделя (седмица), завершением которой является великий праздник Светлого Воскресения Христова - Пасха, которая выпадает на 8 апреля. В течении недели Церковь и верующие вспоминают последние дни земной жизни Христа, Его страдания, распятие на кресте и погребение. Богослужения Страстной седмицы исполнены особым молитвенным духом.

Что нельзя делать на страстной неделе 2018:

Все дни Страстной недели называются Великими . В эти святые дни не совершаются ни поминовения усопших, ни молебные пения, ни памяти святых. Седмица посвящена последним дням земной жизни Христа, Его страданиям – «страстям», распятию, мучительной крестной смерти ради нашего спасения.

Оставить все суетное и мирское призывает нас в эту неделю Святая Церковь. Пост в эти дни особенно строг, молитва – усилена. Стараемся свести к минимуму все домашние дела и встречи. Молчание, молитва, добрые дела и посещение богослужений – вот как должны мы провести эти дни по возможности.

Когда причащаться на страстной неделе, когда ходить на службы: советы священника

Причащаться, как минимум, следует в Великий Четверг, Субботу и на Пасху .

Первые три дня Страстной недели совершаются литургии Преждеосвященных Даров. В эти дни достаточно проблематично бывать на всех богослужениях.

Но начиная со среды вечера нужно быть постоянно в храме: в среду вечером быть в храме, в Великий Четверг причаститься пречистых Тела и Крови Христа, которые Он заповедовал нам принимать во исцеление души и тела, во оставление грехов и жизнь вечную.

В Великую субботу каждому христианину тоже нужно причаститься.

Посещение богослужений даёт возможность, пронзая пространство и время, быть сопричастниками последних дней земной жизни Спасителя, грядущего на смерть. Сопереживая Ему, следовать за Ним с благоговением.

Что делать если не можешь сходить на службу на страстной неделе

Тому, кто не может посещать храм в эти дни, можно: найти в Евангельском синопсисе чтения на каждый день Страстной седмицы; вычитывать в любую свободную минуту выдержки из Триоди постной Службы Страстной седмицы.

Молитвенное общение с Богом в эти дни должно быть превыше всего . Страстная седмица готовит нас к празднику Пасхи и показывает путь к Воскресению. Этот путь проходит через крест и страдания. И важно, чтобы предпасхальные приготовления: забота о подарках, пасхальных яствах, уборка в квартире не затмили собой главное - ожидание Пасхи как Христова Воскресения .

Пост в страстную неделю 2018: что можно есть по дням

Страстная неделя в этом году длится со 2 до 8 апреля. В течение этих семи дней нужно особенно соблюдать пост.

Как питаться в страстную неделю 2018 года - календарь питания по дням.

Страстной понедельник

В понедельник можно кушать сырые овощи и фрукты, а также хлеб, мед и орехи. Рекомендуется есть один раз в сутки – вечером.

Страстной вторник

Так же как и в предыдущий день, разрешены сырые фрукты и овощи, мед, орехи и хлеб. Желательно кушать только вечером.

Страстная среда

Можно также есть хлеб, овощи и фрукты, холодную сырую пищу без масла.

Чистый четверг

В этот день разрешается есть горячую растительную пищу с растительным маслом два раза в день.

Страстная пятница

В страстную пятницу вообще воздержаться от приема пищи.

Великая Суббота

В субботу можно один раз в день поесть горячей растительной пищи, но без масла.

Пасхальное воскресенье

Страстная неделя 2018: что делать, традиции

Понедельник - первый день Страстной недели

В понедельник на Страстной неделе начиналась большая уборка в доме. Выносилось все ненужное и громоздкое. Старые вещи выбрасывались или раздавались бедным людям. Помещение должно было быть светлым и просторным, чтобы свежий ветер наполнил его Духом Святым.

Вторник Страстной недели перед Пасхой

Во вторник закупались необходимые продукты для празднования Пасхи. По необходимости женщины готовили лечебные настои. А вот мужчины не должны были даже касаться ни трав, ни порошков из них, ни настоев.

Среда на Страстной неделе - третий день

В среду Страстной недели стирали, мыли, чистили и скоблили (полы). Тщательно от пыли выбивали ковры.

Среда на Страстной неделе ожидалась для проведения особого обряда против телесных недугов. Из бочки или колодца зачерпывали кружкой воду. Крестились три раза и накрывали ее новым полотенцем (можно просто чистым). Вставали ночью в два часа снова трижды крестились, и обливали себя с головы. В кружке немного оставляли жидкости. Не вытирались, а сразу на мокрое тело надевали чистую одежду, и поливали оставшейся водой (успеть нужно до з часов) цветы или куст на улице. Считалось, что после такого обряда тело заново нарождалось.

Чистый четверг на Страстной неделе

В Великий Четверг на Страстной неделе перед Пасхой первый раз подстригали годовалых детишек. Было грехом стричь их до года. Чтобы волосы стали здоровыми и красивыми, густыми и длинными, девушки стригли кончики кос. Не оставляли без внимания и домашнюю скотину, у которой также выстригали клок шерсти на здоровье и благополучие.

Хозяйки в четверг на страстной неделе обязательно готовили четверговую соль, прокаливая на сковороде, чтобы обычная соль приобрела целебные свойства. Со сковороды все члены семьи брали по горсточке и ссыпали в пакет. Затем освящали ее в Храмах. Четверговая соль – лечебная. Она исцеляет недуги, оберегает семью, дом, скот, огород от негативной энергетики.

Великий Четверг называли «чистым» и очищали тело водой до восхода солнца, обливаясь, купаясь в водоемах. Очищались и духовно, что было главным в этот день. Все причащались, принимали установленное Христом таинство.

В Чистый Четверг умывались до зари, приговаривая:

«Смываю то, что на меня напустили, то, чем душа и тело мается, все Чистым Четвергом снимается».

От женских болезней советовали женщинам в полночь Великого Четверга окатить себя водой, заготовленной с вечера.

С Чистого Четверга в воду, которую предусмотрительно оставляли до Пасхи, клали серебряные изделия. Девушки и женщины утром ополаскивали лицо. Считали, что такая процедура даст коже свежесть и гладкость, принесет красоту и богатство.

Незамужние так же ждали день Чистого Четверга. После умывания, они вытирали лицо новым полотенцем, а на Пасху отдавали его вместе с крашеными яйцами и куличом тем, кто просил милостыню. Обряд приближал свадебное торжество.

По традиции в Великий Четверг страстной недели все домочадцы продолжали наводить порядки в доме. Но полы уже не мели до Пасхи.

Детвора приносила веточки можжевельника, которыми окуривались все помещения в жилище и хлев. Дым можжевеловый – целебный. Он защищал от нечисти и хворей человека, и домашний скот.

Яйца, снесенные в четверговый день берегли и съедали на Пасху. Скорлупу зарывали в землю на своих пастбищах, чтобы животину не сглазили.

Из всех даров, врученных священству, наибольший - тайносовершение, и прежде всего - Божественная литургия. Это дар, данный Церкви, всем верующим. Священник - не хозяин этого дара, но раздаятель его, отвечающий перед Богом за то, чтобы никто не остался лишним на «пиру веры». Самое отрадное в нашей церковной жизни - «евхаристическое возрождение», предуказанное еще праведным Иоанном Кронштадтским.

Мы не имеем права отказывать христианам, желающим приобщиться святых Христовых таин. Единственным препятствием здесь является длящееся состояние смертного греха. Причастие должно быть глубокой внутренней потребностью. Недопустимо причащаться формально, по внешним причинам: потому что Шмеман велит причащаться каждое воскресенье, или потому что мама попросила, или потому что все идут…

Причастие - дело личное, самое главное событие в жизни человека. Священник должен напоминать прихожанам о важности причащения. Но не нужно требовать полного единообразия. Когда ко мне приходит так называемый малоцерковный человек, я говорю ему, что непременный долг христианина - ежегодное причащение. Имеющим обыкновение ежегодного причащения я говорю, что неплохо бы причащаться во все многодневные посты и в день ангела. Ходящим в церковь регулярно и ищущим духовного руководства я говорю о желательности причащения раз в месяц или раз в три недели. Кто хочет чаще - может и каждую неделю и еще чаще. Есть люди, стремящиеся причащаться ежедневно. Это люди одинокие, немолодые, немощные. Я не могу им отказывать, хотя считаю, что даже они должны всякий раз исповедоваться.

Нормы поста и воздержания для каждого определяются индивидуально. Если человек причащается раз в год, почему бы ему не поговеть неделю, как это было раньше? Но если причащаются каждую неделю, поститься, наверное, можно не более трех дней. При этом трудно заставлять поститься в субботу, помня, сколько было пролито чернил для осуждения латинского субботнего поста.

Здесь встает и проблема «двойной морали»: священнослужители не постятся ни в субботу, ни в другие непостные дни, когда на следующий день они причащаются. Очевидно, что церковный порядок не требует от священнослужителя поста перед причащением не потому, что он «лучше» мирянина, а потому, что он причащается чаще мирянина. Трудно предписывать другим то, чего сам не исполняешь, и представляется, что единственный здравый способ изживания «двойной морали» - приближение меры поста часто причащающихся мирян к мере духовенства, в соответствии с этой самой частотой. Не имеют канонических оснований распоряжения тех настоятелей, которые решают проблему в обратном направлении, обязывая подчиненных клириков воздерживаться от мяса определенное число дней перед причащением.

Безотносительно к причащению мера поста различна у разных людей. Нельзя требовать строгого поста от больных, детей, беременных и кормящих матерей. Нельзя его требовать и от не имеющих привычки к посту или от находящихся в стесненных жизненных условиях: живущих в неверующих семьях, находящихся в армии, в больнице, в тюрьме. Во всех этих случаях пост или смягчается (и здесь есть возможность многостепенной градации) или совсем отменяется.

Вряд ли целесообразно требовать воздержания от пищи и пития от младенцев до семилетнето возраста: момент мистической встречи со Христом, которую не может не ощущать детская душа, не должен заслонять и омрачаться голодом для ребенка не только тягостным, но и совершенно непонятным. Бывает, что человеку необходимо срочно принять лекарство: в случае сердечного приступа, головной боли и т.д. Это никак не должно быть препятствием к причащению. Для страдающих диабетом необходим частый прием пищи, что тоже никак не лишает их права приобщаться святых таин.

В наши дни большое развитие получили паломнические путешествия. Часто они приурочены к большим праздникам. Бывает жалко, когда христианин не может причаститься в праздник из-за того, что в пути он не мог соблюсти пост по всей форме. В таких случаях также необходимо послабление.

Есть и проблема супружеского поста. Это деликатная сфера, и, наверное, не следует подвергать прихожан допросам на эту тему. Если же они сами хотят исполнить все правила, нужно им напоминать слова апостола языков, что у супругов пост должен быть только по взаимному согласию. Если один из супругов - неверующий или даже если они находятся на разном духовном уровне, оба будучи православными, навязывание воздержания менее духовному супругу может иметь очень тяжелые последствия. И если верующий человек, состоящий в браке, хочет причащаться, невоздержность его мужа или жены не должна быть препятствием к причащению.

Проблемой является и молитвенная подготовка к причащению. Вспомним, что в наших литургических книгах делается различие между грамотными и неграмотными, и последним разрешается не только все келейные правила, но даже церковные службы (вечерню, утреню…) заменять Иисусовой молитвой. В наше время неграмотных, вроде бы, и нет, но зато есть люди, только начинающее осваивать церковные книги. Современный человек погружен в круговращение мирской суеты гораздо больше, чем это было лет 300 назад. Многим современным людям трудно читать монашеское правило: три канона и акафист. Целесообразно требовать чтения Последования к причащению или по меньшей мере десяти молитв из него. Иначе прихожанин начинает добросовестно вычитывать три канона, а до Последования по недостатку времени так и не доходит. Но если человек не успел вычитать и Последование, но искренно хочет причаститься, трудно ему отказать.

Не всем и не всегда легко быть на богослужениях накануне причащения. Вряд ли кто будет требовать этого от старушки, которая только несколько раз в году собирается с силами, чтобы пойти в церковь и причаститься. Но это трудно также и рабочему, трудящемуся в вечерние смены, и матери маленьких детей. В общем, в наши дни трудно требовать посещения вечернего богослужения накануне причащения от всех, хотя, конечно, это нужно поощрять и приветствовать.

Практика исповеди перед каждым причащением в общем и целом себя оправдывает. Это требует, при частом причащении прихожан, большого напряжения сил от священников. К сожалению, в некоторых случаях это оборачивается тем, что священник, для облегчения своей жизни, препятствует частому причащению своих прихожан, ограничивая причащение постными периодами, препятствуя причащаться на Пасху, в другие праздники, хотя церковное правило (66-е VI Вселенского собора) предписывает причащаться каждый день Светлой седмицы (о посте, естественно, в этом случае не может быть речи).

Пасха и Рождество - праздники, когда в церковь приходит множество людей «нецерковных». Наш долг - уделить им все возможное в такие дни внимание. Поэтому прихожан нужно исповедовать накануне, скажем, в первые три дня Страстной седмицы. Разумеется, исповедавшийся и причастившийся в Страстной четверг может причаститься и на Пасху. Вообще говоря, причащение на Пасху - отрадное достижение нашей церковной жизни последних десятилетий. Но, к сожалению, это достижение - не всеобщее. Некоторые настоятели вообще не причащают народ на Пасху (вероятно, чтобы не перетрудиться), а другие согласны причащать только тех, кто исправно пропостился всю святую Четыредесятницу. В таком случае чтение Пасхального слова святителя Иоанна Златоуста, где к причащению призываются постившиеся и непостившиеся, превращается в пустую и лицемерную формальность. Пасха - день, когда многие наши современники приходят в церковь первый раз. Мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы встреча этих людей со Христом состоялась. Их необходимо исповедовать, если они того хотят, и, может быть, также причастить.

Несомненно, положительно изживание в наши дни «общей исповеди». Однако если прихожанин, хорошо известный священнику, подходит к аналою и говорит, что хочет причаститься, священник, наверное, может ограничиться чтением разрешительной молитвы.

Нельзя отрицать важного значения епитимии в деле духовного возрождения человека. В некоторых случаях может применяться и отлучение от причащения на определенный срок. В современных условиях этот срок не должен быть продолжителен. В то же время, никоторые самопровозглашенные старцы практикуют годовое и даже двухлетнее отлучение не только от причащения, но и от посещения храма. В наше время это приводит к расцерковлению людей, которые до этой неудачной епитимии уже успели привыкнуть к регулярному посещению богослужения.

В заключении хотелось бы привести цитату из святителя Иоанна Златоуста, отвечающую на многообсуждаемый в наше время вопрос о частоте причащения. Как видим из этих слов святителя, и в его время сталкивались различные практики причащения: кто-то причащался весьма часто, а кто-то - раз или два в году (и не одни только отшельники и пустынники).

«Многие причащаются этой Жертвы однажды во весь год, другие - дважды, а иные несколько раз. Слова наши относятся ко всем, не только к присутствующим здесь, но и находящимся в пустыне, потому что они причащаются однажды в год, а иногда и через два года. Что же? Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью. Такие пусть всегда приступают. А не такие - ни однажды… Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более желая, чтобы вы непрестанно приступали к святым тайнам».

Таким образом, святитель не объявляет формально обязательной одну из существовавших в его время практик причащения, как это делают некоторые модные ныне доктрины, но устанавливает внутренний, духовный критерий.

Великий Пост для того нам и дан, чтобы мы упражнялись в причащении Святых Христовых Тайн. Я людям рекомендую причащаться каждое воскресенье Великого Поста. Тем более нужно причащаться на Страстной седмице.

Епископ Обуховский Иона

Все службы этой Седмицы очень глубоко связанны с воспоминанием Тайной Вечери, собственно дня установления Евхаристии. Если у человека есть возможность отпроситься на работе, есть возможность взять какие-то отгулы и освободить какое-то время, чтобы как положено провести Страстную седмицу, лучше причащаться на всех литургиях, которые на этой седмице совершаются.

Первые три дня Страстной недели совершаются литургии Преждеосвященных Даров. В эти дни достаточно проблематично бывать на всех богослужениях.

Но начиная со среды вечера нужно быть постоянно в храме: в среду вечером быть в храме, в Великий Четверг причаститься пречистых Тела и Крови Христа, которые Он заповедовал нам принимать во исцеление души и тела, во оставление грехов и жизнь вечную.

В Великую субботу каждому христианину тоже нужно причаститься. Стоит сказать, что литургия Великой субботы – это моя самая любимая в богослужебном году, не только у меня, а и у многих священников. Только в этот день чувствуется такая тихая и возвышенная пасхальная радость. Сам праздник Пасхи – это такое яркое, бурное торжество, оно больше действует на наши душевные рецепторы.

Духовные чувства предельно обострены именно на литургии Великой субботы, когда с одной стороны Спас уже во Гробе, но с другой стороны мы знаем, что Христос уже победил Ад. Мы знаем, что Христос вот-вот уже воскреснет и явится апостолам. И эта тихая пасхальная радость очень и очень чувствуется именно в литургии Великой субботы.

На этой литургии есть такой очень символичный момент, когда во время пения прокимна снимаются темные постовые облачения и заменяются уже светлыми предпасхальными одеждами. Это тоже настраивает на пасхальную радость.

По богослужебному уставу православным христианам предписывается пребывать в храмах в течение всей Светлой седмицы, ежедневно причащаясь Святых Христовых Тайн. Если есть возможность, если это время удается освободить от повседневных забот, от суеты, от работы, то было бы желательно каждый день приступать к таинству причастия.

Чин подготовки к этому Таинству в пасхальные дни значительно короче, для этого нужно прочитать только пасхальные часы и последование ко Святому Причащению. Службы достаточно короткие, очень динамичные, очень бодрые и радостные. Это в тягость никоим образом не будет, но это будет настоящее празднование Пасхи. Ведь мы причащаемся Плоти распятого, погребенного и воскресшего Христа, и когда как не в праздник Пасхи, когда как не в Светлую седмицу нам причащаться Плоти Христа, который воскрес для нашего спасения.

Для некоторых является камнем преткновения вопрос, как поститься перед причащением на Светлой седмице. Мое мнение, что Светлая седмица – это время, которое Церковь особенно выделяет из всего богослужебного года. Это время, когда пост прямо запрещен богослужебным уставом. И для подготовки к причастию поститься никоим образом не должно. Это дни особой радости, это дни, когда мы живем во Христе, когда буквально мы купаемся в пасхальной радости. И так как в эти дни пост категорически запрещен уставом, а причастие предписывается уставом, то в эти дни для того, чтобы причаститься поститься не нужно.

Я подчеркиваю, что это мое мнение.

Правильное мнение – это мнение Вашего духовника. И каждому христианину необходимо иметь духовника, и в вопросах подготовки к исповеди, к причастию и вообще во всех вопросах духовной жизни нужно советоваться с ним.

Мои рекомендации нужно воспринять только как мое мнение, но обязательно нужно посоветоваться с вашим духовником, со священником, который хорошо вас знает, который знает все особенности вашей духовной жизни, и поступать именно так, как он посоветует вам.

Протоиерей Владимир Новицкий: Готовность – в сокрушенном состояним сердца

Правильно причащаться, исповедоваться – это всегда тогда, когда мы причащаемся и исповедуемся со страхом Божьим и с сокрушением в сердце, с чувством недостоинства своего.

Не с чувством выполненного долга, что мы весь пост пропостились, и теперь имеем право на причащение, теперь уже достигли некоторой высоты и совершенно законно входим в Страстную и приближаемся к Пасхе. Вот это будет совершенно недостойно перед Богом.

А достойно – всегда с сокрушением в сердце, со смирением, с чувством своей греховности, с истинным раскаянием. И причащаться мы можем тогда, когда есть это чувство, этот признак готовности.

Готовность заключается не в количестве прочитанных молитв, хотя это тоже хорошо. Это средство, которое помогает нам смириться, но, прежде всего, готовность заключается в смиренном, в сокрушенном состоянии сердца. Тогда можно причащаться часто, без ограничений.

Записали Лариса Бойцун, Тамара Амелина
Видео: Вячеслав Грабенко, Виктор Аромштам

Наступила Страстная седмица. Что самое главное для христианина в эти дни? Как провести их, чтобы достойно встретить ? С этими вопросами мы обращаемся к нашим пастырям.

Епископ Тихон (Шевкунов ) , наместник московского Сретенского монастыря:

В Страстную седмицу надо постараться быть на всех службах, чтобы услышать и помнить обо всем том, что читается и поется в храме.

, ректор Российского православного университета:

И Светлая седмицы, объединяемые , обладают неповторимым духовным потенциалом, который, будучи использован хоть в малой мере, способен изменить любого человека. Богослужения, традиции духовной жизни в эти особые дни церковного календаря приобщают христианина к самому главном в его жизни - тайне Спасения и Вечной жизни.

​ Страстная и Светлая Седмицы неотделимы одна от другой. С первого дня и до последнего мы видим и сопереживаем со Христом и Его учениками Его спасительную жертву, мы радуемся Его Воскресению и освобождению от адского тлена рода человеческого. Эти 14 дней со всей очевидностью показывают всем нам смысл нашей жизни, смысл мироздания, ясно показывают путь, которым мы можем войти в Царствие Небесное. Непродолжительный период времени, но достаточный для получения опыта такой силы, чтобы потом год питаться его духовными плодами.

Тех, кто не постился, и вот теперь, на последней неделе, решил подготовиться к празднику Пасхи, мы с радостью приветствуем. Господь приготовил богатую трапезу и ждет каждого с любовью. Если человек не постился или постился худо, это не препятствует ему подготовиться к празднику Воскресения Христова в течение Страстной Седмицы и причаститься в светлый день Пасхи.

Случается, что некоторые из тех, кто не постился в Великий пост или постился, по их мнению, недостаточно усердно, думают, что если отказаться от пищи, посидеть на воде и хлебе в Страстную Седмицу - то значит весь пост «зачтется». Едва ли это правильно. Нельзя подходить в посту как к экзамену или зачету, когда у многих получается в последнюю ночь все выучить и сдать, получив хорошую оценку. В духовной жизни действуют иные правила и законы, здесь нет необходимости «нагонять» кого-то. Откройте свое сердце Господу и присоединяйтесь к постящимся христианам. Как на протяжении всего Великого поста, так и в Страстную седмицу пост должен совершаться с рассудительностью и своей мерой для каждого.

Если у кого-то не получилось в полной мере совершить с Церковью подготовку к Пасхе, то и тогда не отказывайтесь от нашей общей радости о Воскресении Господа. Христос ждет и примет в свои объятья каждого, кто нуждается в Нем.

, настоятель Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Общественной палаты Челябинской области:

Дни великие и святые - имеют силу отсечь нас от повседневной суеты и целиком погрузить в ожидание Пасхального торжества. Но готовиться к проживанию вместе с Церковью этих дней совсем непросто. Непросто, хотя средства и просты, и известны. Всю Святую Четыредесятницу мы взывали к душе своей, пробуждая её. Очищались внутренне молитвой. Стоит, проделав уже путь Великого Поста, ещё пристальнее взглянуть внутрь себя, собраться, сосредоточиться и избрать богомыслие спутником на это время. Тут следует быть готовым и к преодолению всевозможных проблем, которые, как правило, необыкновенно усиливаются на Страстной неделе, и понадобится вся трезвость и ума, и души, чтобы не испытать горечь от недостойно проведённого времени. В Страстные дни нам поможет бесстрастие. Не поддадимся унынию и пустым тревогам. Не спасуем перед искушениями. В эту неделю нет ничего главнее сопереживания событиям Священного Писания, событиям нашего спасения - Тайной Вечери, суда, распятия, Креста Христова. Но слёзы на наших глазах не есть признак смятенной души, но знак глубокой любви, благодарности и искреннего христианского чувства. Прожив каждый день Страстной недели до конца, без остатка, мы и Пасху Господню встретим в духовном торжестве, а не в истерическом исступлении, как порой можно замечать. Ведь не обильного разговения мы ожидаем в конце концов, а радости Воскресения и победы над смертью и грехом.

, клирик храма святителя Николая на Рогожском кладбище г. Москвы:

Помню, когда на экраны вышел фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы», на многих, особенно нецерковных людей, он произвел огромное впечатление. Один мой знакомый пошел смотреть эту картину в кинотеатр, а после рассказывал, что молодежь, которая как всегда перед сеансом заготовила попкорн и разные напитки, чтобы приятно провести время, до самого конца фильма не смогла съесть ни крошки. Все в оцепенении просидели молча весь сеанс. Известны случаи прихода к вере, крещения людей после просмотра этого фильма. Зарубежом были случаи, когда люди, много лет назад совершившие преступления и ушедшие от наказания, каялись и приходили сдаваться в руки правосудия. Такое впечатление на них произвели события Страстной седмицы, описанные в картине. Они осознали: какая страшная жертва принесена за нас и как велики были страдания Христовы. Но Гибсон как католик, конечно, сделал главный акцент на человеческих страданиях Спасителя. Это вообще особенность католической доктрины «компассио», то есть сострадание. Переживание в месте со Христом Его мучений как Человека. И поэтому западное церковное искусство настолько натуралистично и реалистично. Пот, кровь, истерзанная плоть Господа в фильме представлены очень реально. Но нам, православным, дано гораздо большее. Любой верующий, который молится на службах Страстной недели, может испытать гораздо большее потрясение и переживание, чем после просмотра «Страстей Христовых». И это переживание будет совсем другого, духовного характера. Нам дано представить и увидеть величие Жертвы. Не просто сострадание к избитому и распятому человеку появляется в нашем сердце, а священный трепет перед Творцом вселенной, Который из любви к нам висит сейчас на кресте. И, конечно, любовь и благодарность распятому за нас Богу. «Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый…» И в нашей православной службе, в наших песнопениях Жертва Христова предстает во всем ее величии. И поэтому, когда в Великую пятницу после проповеди прихожане подходят прикладываться к плащанице, у многих в глазах стоят слезы.

Великую пользу для души можно получить, если посещать богослужения . Воспоминание предательства Иуды, Тайная Вечеря, чтение 12 Евангелий, вынос Плащаницы и чин погребения - все эти службы наполняют душу особыми чувствами, и, молясь за богослужениями страстной седмицы, с особой радостью встречаешь и Пасху Христову. Ведь вся святая четыредесятница лишь готовит нас к воспоминанию Страстей Христовых, а страстная седмица готовит к Празднику праздников, к Пасхе. Во время шестопсалмия, которое есть воспоминание ночи перед Рождеством, гасятся светильники, чтобы в полумраке, тишине и сосредоточенной молитве встретить приход в мир Спасителя: «Бог Господь и явися нам!» Так и перед Воскресением Христа Церковь особенно усиленно молится и готовится к празднику.

В дни Страстной седмицы нужно стараться почаще бывать на службах, а также усилить свой личный постный подвиг.

Неоднократно замечал, что Страстная - время особых искушений, поэтому следует быть особенно внимательными к своей душе, чтобы не погубить весь труд поста. Постящийся должен быть внимательным и бдительным как часовой на посту , чтоб и на выстрел не подпускать духов праздности, уныния, гнева и ссоры. Желаю всем крепости, помощи Божией и сил для прохождения страстной седмицы. Дай Бог дожить до Пасхи!

, благочинный Малоярославецкого округа Калужской епархии:

Заканчивается Великий Пост, и Святая Церковь обращается к нам, воспевая: «Душеполезную совершив четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». И этот призыв есть для нас итог и напоминание о том, что наш личный постный подвиг являлся, в первую очередь, приготовлением нашей души и сердца для таинственного погружения в события Страстной седмицы, когда ради нас и нашего ради спасения совершается великая тайна Искупления человеческого рода от власти смерти и страшного рабства диаволу.

Сегодня на наших глазах духовное поле христианства стремительно сужается, и нам все осязательно ближе и понятней становится тот ужас и та тоска учеников Господа, ощутивших совсем нежданно-негаданно свое беззащитное одиночество посреди власти тьмы и греха, воцарившихся в мире после крестной смерти Спасителя. То, что произошло 2000 лет назад в Иерусалиме, - это не история, это всегдашнее сегодня. Церковь же обладает силой делать это видимым и явным.

И потому сопребывание с Апостолами и в Сионской горнице, и в Гефсимании, и во дворе Каиафы, и на Голгофе - не простое участие в богослужениях - это наш «пропуск» в Пасху. Для каждого христианина это сопереживание - «вчера спогребохся Тебе, Христе» - является удостоверением участия в другом событии - «совозстаю днесь воскресшу Тебе», условием вхождения в радость Воскресения Христова. В Страстные дни вся наша жизнь, ее смысл и наше сердце должны быть здесь, у ног Спасителя, рядом с блудницей, рядом с учениками, только бы подальше от Иуды и его соблазнительного ковчежца. И потому позаботимся не дать себя увлечь безвозвратно в эти святые дни и ночи неизбежной предпасхальной суетой, приготовлением явств, уборкой дома - вещами насколько необходимыми, настолько и душевно расхищающими. Оградим наш дом от пустословия, от символа мира сего - телевидения, задернем шторы, откроем очи нашей души, омоем их слезами «яже к Тебе любви».

Старое поколение церковных людей, с особой ревностью ценивших все бытовые подробности празднования пасхальных дней, неизменно рассчитывали свое время таким образом, чтобы уложить все главные домашние хлопоты в первые дни Страстной седмицы. И завершив неизбежные земные заботы, начиная с вечера Великой среды приступали к самому главному - безмолвному и скорбному предстоянию Кресту Господню. Да и что иное может делать христианин, видя распинаемого Бога - ничто земное в себе помышляя … И хотя это предстояние исключительно мучительно для любящего сердца, но эта мука любви, веры и надежды, без которой нет христианской жизни… И если не хватит нам любви и святой боли в эти дни - согреемся теплой молитвой и покаянным чтением Слова Божия, чтобы холод нашего сердца не превозмог огня и света Вечной Христовой Пасхи.

, секретарь Сумской епархии Украинской Православной Церкви:

В дни завершения собственно Великого Поста и в преддверии особых дней Страстной седмицы важно решить: что я должен усвоить из того, что предлагает для моего восприятия и спасения Церковь Христова?

Современному православному христианину важно подготовить себя к личному переживанию всего того, чему будут посвящены каждый из дней предстоящей недели. За каждодневной суетой нужно не утратить способности в Великий Понедельник вспомнить об участи бесплодной смоковницы, повергнутой в огонь, спросив себя о плодах своей духовной жизни. В Великий Вторник вслушаемся в притчи, через которые Спаситель обличал книжников и фарисеев, чтобы найти для себя правильный путь духовной жизни. В Великую Среду вместе с женой, омывшей слезами и драгоценным миром ноги Спасителя, обретем решимость сокрушения сердца и отвергнем слова Иуды, который через мнимую заботу о нищих явил свое сребролюбие. Будем с особым благоговением готовиться ко дню Тайной Вечери - Великому Чистому Четвергу, помня, что участвуем в той самой Тайной Вечере в Сионской горнице. Умилительный Чин омовения ног, когда архиерей, уподобляясь Спасителю, омывает ноги священникам, пусть станет нам назиданием Христовой любви и кротости. Вечером же, возжегши свечи, вслушаемся в слова Страстных чтений Евангельских, в которых описана вся трагедия распятия Сына Божия. Возвращаясь домой со своей страстной свечкой, вспомним, что христиане призваны быть светом миру, рассеивающим темноту ночи. В Великую Пятницу преклоним колени перед святой Плащаницей, вознесем свои молитвы во время Плача Богородицы, рыдающей у гроба Своего Божественного Сына. Богослужения Великой Субботы пусть станут для нас молчаливым ожиданием Воскресения сошедшего во ад Спасителя.

Еще раз скажу: очень важно выяснить для себя, где же я в этом сюжете событий, переживаемых в течение недели? Насколько решительно я готов отвергнуться неправды и греха и стать сопричастным торжеству Воскресшего Спасителя? Когда каждый из нас осознанно переживет эти великие и трагические дни, тогда появится настоящий повод для духовной радости: ведь Христос действительно воскрес! Пережив схватку с собственными греховными навыками и устремлениями, вкусим же радость освобождения от греха и сопричастности великому и славному Воскресению Христову!

, настоятель храма настоятель храма Иконы Божией Матери Державная:

В Церкви помогает нам приблизиться к Богу, прикоснуться к самой сути Христианства, к тайне жизни.

Суть Христианства - в этой Седмице. В Страстях Господних - тайна нашего спасения.

Тайна - в том, что Крест и смирение в наибольшей степени изменяют мир. Крест - это оружие мира, непобедимая Победа .

Тайна - в том, что и наше самоотречение, наши страдания ради Христа не остаются только страданиями, но приносят плоды.

Если мы в эти дни будем в Церкви, будем при Кресте Господнем, то наша душа получит великую пользу. Она прикоснется к страданиям Спасителя. Она станет другой. В этом - цель Страстной седмицы.

Хорошо бы отложить на это время все обычные дела, не входить в Интернет, даже на православные сайты, и постараться прожить эти дни совсем иначе, чем все остальные недели года, потому что дни этой недели - совершенно особенные. Каждый из них именуется в Церкви Великим: Великий понедельник, Великий вторник… Великая суббота. Все эти дни, начиная уже с Лазаревой субботы, соответствуют последним дням земной жизни Спасителя. Таких дней в Церкви в течение года больше нет. Поэтому лучше всего прожить эти дни в храме, желательно быть на всех службах, а то и уехать на это время в монастырь. Лучше в эти дни ничего не сделаешь.

Поэтому еще до наступления Великого поста хорошо бы продумать, как лучше организовать свою жизнь в это великое спасительное время «генеральной уборки» нашей души. Недаром в Церкви есть подготовительные недели перед Великим постом, когда читаются соответствующие воскресные Евангельские чтения, потом начинаются песнопения и чтения Постной триоди, потом - масленица с ее Евангельскими чтениями Страстной седмицы, и только потом мы вступаем в Великий пост. Лучше всего, помолившись, постараться взять отпуск на первую и Страстную седмицы - скажем, очередной (куда полезнее, чем лежать на пляже летом: там только тело потемнеет, здесь - просветлеет душа). Не получится очередной - попросить за свой счет.

Что касается куличей и пасох, крашеных яиц, подарков к празднику, предпраздничной уборки, даже в храме, - то все эти хлопоты лучше всего закончить еще на шестой седмице поста, с тем, чтобы на Страстной только ходить на службы.

Когда-то в Москве, на Большой Ордынке, в храме, где находится чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих радость», почетным настоятелем был архиепископ Киприан (Зёрнов: 1911-1978; Царство ему Небесное!) Он как-то говорил прихожанам:

Если вы хоть одну службу Страстной седмицы пропустите, Господь ваших куличей не примет.

Службы в храмах в эти дни будут идти ежедневно утром и вечером, а в Страстную пятницу даже трижды в день.

В первые три дня единственный раз в году в храмах прочитываются четыре Евангелия (первые три - полностью).

В Великий четверг - день воспоминания Тайной вечери Спасителя с учениками - причащаются все православные (единственный день Страстной седмицы, когда разрешается растительная пища с растительным маслом).

В Страстную пятницу, самый строгий постный день года, единственный день Страстной седмицы, когда не совершается даже Литургия Преждеосвященных Даров, мы поклоняемся Великим Спасительным Страданиям Господа, мы пребываем при Его Кресте с Божией Матерью и апостолом Иоанном Богословом. Лобызаем Его святую Плащаницу.

Великая суббота - этот Великий день, когда в Иерусалиме совершается чудо схождения Благодатного огня на Гроб Господень, - не просто день подготовки к Пасхе, это неповторимый богослужебный день, исполненный великой духовной радости, хотя еще продолжается строгий пост. Как и в Великий четверг, в этот день - последний раз в году - служится Божественная Литургия святителя Василия Великого. В храмах оставляется всё черное, преображается в белое. За Литургией читается Евангелие о Воскресении Спасителя, хотя для нашего телесного взора Он лежит еще, плотию уснув, яко мертв . Но Победа над адом, над смертью уже совершилась!

, настоятель Сергиевского храма при областной больнице г. Херсона, доцент кафедры экологии и географии Херсонского государственного университета:

- «Угодно Святому Духу» (Деян., 15, 28), чтобы душа, очищенная покаянием во время Великого поста, пережила события . Без этого не возможно восхождение на вершины духа.

Подвиг Богочеловека Иисуса Христа простирается в вечность. Разум и сердце всегда удивляет возможность, которую дарует Церковь, не просто вспомнить обо всем, что произошло в течение нескольких последних дней земной жизни Спасителя, но стать их участником. Все Церковные службы, пронзая пространство и время, переносят нас туда, где все происходило.

Ничто не действует на душу так благотворно, как стояние у подножия Креста Господня. Только здесь по-настоящему понимаешь умом и ощущаешь сердцем бесконечную любовь Божью. Здесь распускаются чистые цветы благодарности Господу.

Современному человеку, отягощенному множеством забот, трудно посетить все церковные службы Страстной седмицы, но побывать хотя бы на одной из них нужно непременно. Без этого нельзя ощутить всю красоту и величие праздника Пасхи Христовой. Хорошо бы дома в это время почитать Страстные Евангелия и акафист Святым Божественным Страстям Христовым. И, конечно же, соблюсти пост в ту меру строгости, которую может понести человек.

клирик храма Трех святителей г. Симферополя:

Сострадание Христу, участие в Его скорбях и смерти - необходимое условие нашей пасхальной радости. Это верно как в отношении всей жизни, так и в отношении предстоящей и грядущего за ней Светлого Воскресения. Но как же мы можем сделаться участниками Христовых страданий и смерти? Святая Церковь призывает нас провести эти дни в усиленном посте и молитве, и это именно то, что позволяет нам приобщиться Христу.

Воздержание в пище утончает плоть и обостряет духовные чувства. В первые три дня Страстной седмицы Церковь призывает нас к строжайшему посту, правда, в четверг, ради Тайной вечери, допускается малое утешение, но в пятницу предлагается полное воздержание от пищи, в воспоминание крестных мук и смерти Спасителя.

Но требование воздержания относится не только к пище, а ко всему вообще, что питает нашего плотского, ветхого человека. Ко многим вещам мы так привыкли, что не мыслим без них своё существование. Мы не следим за своей внутренней жизнью, в то время как святыми отцами заповедана непрестанная брань с греховными помыслами и чувствами, противление им молитвой. Мы не следим за выражением своих эмоций, говорим много лишнего, осуждаем, раздражаемся или, наоборот, веселимся без удержу. Мы привыкли искать забвения во всевозможных развлечениях от телевизора до интернета. Всё это отвлекает нас от иной, духовной реальности, и от всего этого можно и нужно воздержаться хотя бы в Страстную седмицу. И тогда в образовавшейся тишине мы сможем услышать возвышающий душу голос вечности, голос Христа.

В Церкви в эти дни совершаются особенно умилительные, проникновенные службы: В первые три дня служатся литургии преждеосвященных Даров, в Четверг - в воспоминание Тайной вечери и установления таинства Причащения - служится литургия Василия Великого, вечером читается 12 Евангельских текстов, посвящённых страданиям Господа. В пятницу днём совершается вынос Плащаницы, а вечером - торжественный чин Погребения. В субботу - преддверие Светлого Воскресения, день, когда «да молчит всякая плоть человеча», - служится литургия Василия Великого. Все эти службы помогают сосредоточиться на событиях Страстной седмицы, пережить их с Господом.

Но не у всех есть возможность бывать в эти дни в храме. В любом случае, нужно помнить о содержании этих святых дней и стараться вести себя соответственно. И препятствием в этом не может быть ни работа, ни семейные обязанности, потому что наша цель не в исполнении какого-то ритуала, а в сопричастности Христу.

Когда близкий человек страдает, нам не нужно говорить о необходимости поста, потому что кусок не лезет нам в горло, нам не нужно напоминать о необходимости воздержаться от развлечений, потому что ничто нас не радует, нас не нужно призывать к собранности, потому что сама любовь, скорбь о родном человеке делает нас отрешёнными от всего на свете.

По настоящему нам нужно только одно - быть со Спасителем, и в эти дни особенно, а для этого нужно прислушиваться к своему сердцу, помнить о Христе, искать Его, обращаться к Нему в молитве.

И простейшая из них: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!» - всегда может быть с нами. Эту молитву можно произносить в уме независимо от обстоятельств места и времени. Главное, чтобы слова молитвы сочетались с искренним, покаянным устремлением к Богу, свидетельствовали о нашем желании быть со Христом. И на это желание Господь обязательно ответит, дав нам почувствовать хоть частичку Его скорби, чтобы мы затем познали и всю полноту Пасхальной радости.

, руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии:

Для христианина главное - Христос. Для любого христианиниа, в любые дни, при любых обстоятельствах.

Но наше движение к Нему - разное в разные дни, в разных обстоятельствах, и особенно - для разных лиц. Очень неразумно и прямо опасно навязывать людям те рецепты практического поведения, которые прописаны не для них: то же самое бывает иной раз, когда невежды-больные делятся друг с другом своими лекарствами...

Поэтому я отвечу на Ваш вопрос применительно лишь к одной жизненной картинке: вы легко ее распознатете. Я и сам вписывался некогда в такую картинку и был благодарен, когда мне дали такой совет: остановись и смолкни.

Постарайтесь свести к минимуму перечень и объем выполняемых вами дел и внешних контактов. Необходимые домашние дела - как правило, это уборка дома - сделайте все вместе, но без лишней скрупулезности. Особенную же сдержанность проявите на кулинарном фронте... Будьте друг с другом, мужья и жены, родители и дети, но не надо лишних слов. Пусть из вашего молчания вырастает ваша молитва и воскресает ваша любовь к Воскресающему Богу.

, председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля «Вечевой колокол», клирик Войскового Собора св. Александра Невского г. Краснодара:

Та, к которой нас готовил Великий пост или святая Четыредесятница. Это воспоминание и сопереживание последних дней земной жизни Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа. Все дни называются великими. В Понедельник суд над смоковницей, её проклятие, чудо, напоминающее о будущем Страшном суде, где будут оправданы праведники и прокляты души, не приносящие духовного плода. Вторник - обличение фарисеев в лицемерии. Среда - предательство Иуды. Четверг - воспоминание Тайной вечери, на которой было установлено Таинство Евхаристии - Причастие; вечером чтение в храме Страстных Евангелий. Пятница - смерть Богочеловека на Кресте, вынос Плащаницы и чин погребения Спасителя. Суббота - воспоминание сошествия во ад и победы над ним Христа. Характер этого дня выражается словами: «Да молчит всякая плоть человечья и ничего суетного в себе не помышляет».

В Страстную седмицу важно побывать на всех богослужениях со среды и провести это время максимально в благоговении. Сострадая Христу сердечной верой и любовью в церковных службах, мы с Ним и совоскреснем!

, духовник Калужского православного миссионерского общества, администратор Калужской добровольческой службы «Милосердие», секретарь Миссионеркой комиссии Калужской епархии:

Перво-наперво нужно постараться понять, что и Светлая седмицы означают лично для каждого из нас. Чтобы что-то предпринять, нужно оценить практическую значимость этих дней. Чаще всего мы не отдаем себе отчет в том, что в посте и в празднике для нас наибольшее значение имеет либо гастрономический аспект (запрещение-разрешение определенных продуктов), либо обрядово-бытовой (выпечка куличей, покраска яиц, уборка, нанесение крестов копотью свечей). А собственно вероучительный, аскетический и литургический смыслы остаются зачастую вне нашего внимания. Но ведь это и есть самое главное. Практически можно позволить себе иногда вообще забыть о гастрономических и обрядово-бытовых вопросах и сосредоточиться на главном. Как это можно сделать?

Достойно можно встретить Воскресение Христово только в святости. С нашими грехами, приходя к празднику Пасхи, невозможно думать о достоинстве. Можно только глубже и глубже переживать свое недостоинство и никудышность. Именно этому переживанию и должна была способствовать прошедшая Четыредесятница. Иначе зачем мы молились: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения...» и «Покаяния отверзи ми двери...»? Именно здесь - в глубине переживания недостоинства и рождается пасхальная радость. И только осознание нами собственного недостоинства может раскрыть нам понимание Страстной седмицы. Ибо Страстная седмица - это свидетельство Церкви о величайшем добровольном самоумалении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, с тайной которого мы должны соприкоснуться в эти дни. В смирении и умалении себя по образу нашего Спасителя заключается и наше достоинство.

Страстная и Светлая седмицы - это литургическая икона нашего спасения. Практическая задача каждого верующего в эти дни - запечатлеть эту икону в своем сердце и сохранить ее там, сделав основной парадигмой своей жизни. Именно к этому призывает Церковь в эти дни каждого крещеного человека! Вспомним слова апостола Павла:

«…все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху…» (Рим. 6:3-6).

Молитвенное соумирание Христу и совоскресение с Ним не завершаются таинством крещения. Оно продолжается в повседневной жизни и особенно — в опыте переживания Страстной и Светлой седмиц. Поэтому в древности оно было вплетено в богослужение Страстной Седмицы. Так что даже если человек крещен во младенчестве, он все равно не лишается возможности в сознательном возрасте молитвенно пережить Таинство вхождения в Церковь.

Сейчас у нас есть возможность возвратиться, переосмыслить всю свою духовную жизнь и прожить Страстную седмицу и Пасху так, как бы мы хотели провести дни своего крещения.