Open
Close

В какой день почитают бога велеса. Зимний и летний день снопа Велеса — заговоры, молитвы и славления

Во времена двоеверия на Руси наши предки праздновали 11 февраля один из самых значимых славянских праздников - день Велеса или святого Власия, покровителя скота. Он приходится на самую суровую (лютую) зимнюю пору: люди его очень ждали и верили, что придет Велес и “сшибет рог Зиме”, а значит пойдут на спад морозы, и наконец наступит Весна. В деревнях Бога Велеса еще величали “Скотий Бог” или “Велес Корович”, оберегающий домашних животных от смерти и болезней. Традиции наших предков наполнены огромным смыслом и поэтому, о них будет полезно узнать каждому. Редакция ТМ “Плацент Формула” и “Ланьер” подготовила много всего интересного об этом особенном празднике, не пропустите!

11 февраля в деревнях праздновали Большой Велесов день, делали оберег для домашних животных и всего дома, просили защиты и покровительства для самих хозяев и всего имущества, процветания и приплода. В этот день, чтобы “коровья смерть” не одолела скотину, освящали ее водой, приговаривая: “Велес, скотий бог! Дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков: чтоб со двора шли-играли, а с поля шли-скакали”.

Традиции и обряды празднования Велесова дня

Одна из народных примет - если наступает оттепель на день Велеса, ждите теплой весны. В противном случае, зима (Морена-Зима) будет еще долго буйствовать суровыми морозами. Но на то и Велес, который дает людям силы пережить стужу.

Как же праздновали день Велеса наши предки? Начинали приготовления заранее. Накануне праздничного дня, вечером, хозяюшки разливали молоко по кувшинам, а по всему дому расстилали шкуры и раскладывали высушенные и очищенные коровьи рога.

В день праздника главным угощением была каша, от всей души приправленная маслом. Запрещалось подавать говядину или телятину: по поверьям матерью могучего Быкоголового Велеса была Небесная Корова Земун.

На стол также ставили крепкий медовый напиток. Его пили молодицы, “чтобы скотина ласковой была”, а своих мужей “били” прялкой для льна, чтобы “бычки были здоровыми и послушными”. Заканчивалась трапеза молитвой к Велесу.

Мужчинам в это день надо было сидеть дома и не выходить “на беду великую”. Обряд отгона “коровьей смерти” совершался женщинами и специально выбранной повещалкой. Несмотря на мороз, они в одних рубахах, с распущенными волосами, с дубинами и серпами шли на Капище. Если на на пути встречался человек или животное - били, не жалея, так как верили, что в них прячется “коровья смерть”.

Велес - Великий славянский бог

Если Перун у славян считался покровителем воинов, то Велес был защитой мирным людям, всей Русской земле. Его признавали владыкой дикой природы, поэтому называли “Скотий бог”. Он также был покровителем путешественников и торговли, бог удачи, Великий волшебник. Много других разных обликов было у Велеса, все они были тем, как воспринимал его народ.

Обращаться к нему за поддержкой и помощью мог любой человек. Например, для людей, которые заняты физическим трудом (земледельцы, фермеры и пр.) Велес предстает, как хозяин Природы, Скотий Бог. Для деловых людей - он становится богом богатства и покровителем торговли, разрушителем любых препятствий.

Велеса считали могучим богом, объединившем в своем Начале такие главные понятия, как Величие, Власть, Воля. Он - это Творец, Защитник и Разрушитель, Вещий наставник и Владыка всей Природы.

Считалось, что именно этот день лучше всего подходит для гадания . 11 февраля все девушки собирались и гадали на любовь, удачу и благополучие. Если и вы хотите узнать, что вам преподнесет судьба в ближайшее время, предлагаем прочитать статью “ ”. В этой статье мы откроем вам секреты наших предков, которые могли не только увидеть своего суженного, но и правильно растолковать вещие сны и сделать для себя мошнейший оберег.

Счастья, здоровья, мира и процветания всем вам! ТМ “Плацент Формула” и “Ланьер”

Велесов день - один из главных славянских праздников. 24 февраля наши предки совершали обряды на процветание и благополучие. В современном мире это время также можно использовать для привлечения достатка и удачи.

Велесов день считался серединой зимы, когда стужа и холод сковывали Землю, не давая ей пробудиться от долгой зимней спячки. Бог Велес начинал свое шествие, прогоняя Марену, властительницу стужи, насылающую болезни на скот. Он пробуждал людей от зимней пассивности, давал защиту и покровительство всему живому на Земле, а особенно - домашней скотине. 11 февраля по старому стилю люди проводили специальные обряды, чтобы задобрить сурового Бога.

Обряд, направленный на защиту домашнего скота

Традиционно в этот день прогоняли напасти и болезни, одолевающие скотину. Мужчины оставались дома, а их жены выходили на улицу с распущенными волосами, в просторных рубахах. Одна из женщин шла впереди толпы, стуча в жестяной таз или сковороду, а остальные вооружались домашней утварью. Толпа с громкими криками шла через всю деревню, прогоняя Марену, насылающую болезни на скот. Также этот обряд помогал отогнать негатив и несчастья от всей деревни.

В современном мире призывают на защиту Велеса, обходя вокруг свое жилище. Следует взять святую воду или соль и оставлять их на своем пути. Замкнув круг, возвращаются домой, где также окропляют все жилье святой водой со словами:

«Велес, уведи зиму. Защити меня, мой дом и всех обитающих в нем».

Обряд на процветание семьи

Для того, чтобы привнести в дом сильную защитную энергетику Велеса, делали обереги с его знаком. Считалось, что лучшими охраняющими качествами, отводящими беды и неудачи, обладают костяные изделие в виде клыка. Оберег вешали дома у входной двери со словами:

«Велес, защити, да от бед убереги».

Сейчас также можно сделать оберег своими руками и повесить его около двери или носить с собой на удачу.

Обряд на достаток

На деревенском пиру, после того, как женщины прогоняли Марену, говядина была под запретом. В Велесов день 24 февраля покровитель домашнего скота мог разгневаться на людей и лишить семьи достатка. Поэтому девушки на праздновании пили крепкий мед, приговаривая:

«Чтоб коровушка была ласкова, давала много молока, телилась исправно, не болела».

В качестве дара Богу относили на капище сливочное масло, взбитое накануне.

Сейчас также можно заручиться поддержкой Велеса, попросив его о финансовом благополучии. На семейном обеде или ужине стоит поднять бокал с медовухой или красным вином и проговорить свое желание вслух. Если есть возможность, можно отправиться за город и оставить кусочек сливочного масла под елью со словами: «Кушай, Велес, наше подношение, даруй нам достаток и богатство, процветание и счастье».

Славянские обряды , направленные на благополучие, испокон веков считались залогом счастливой жизни. И в современном мире многие вспоминают языческих богов. Известно, что божество живет, пока о нем помнят. Поэтому вспоминая Велеса, принося ему дары и прося покровительства, мы не даем ему покинуть наш мир и в 2017 году. Желаем вам достатка и благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и

23.02.2017 04:05

В древности каждому новорожденному человеку присваивался чертог по славянскому астрологическому календарю. Он отражал не только...

Могуч и славен… Велес-бог! Вот так и никак иначе!

Велес (Волос) один из старших богов славянского пантеона, внук Перуна, сын Сварога, брат Даждьбога – Ярилы.

Как же получилось, что называют его «Тёмным Богом»?

Почему славят его, коли он – тёмный?

В привычном для нас понятии, слово «тёмное» ассоциируется с чем-то страшным, неразумным, животным началом. А тут – Бог! Да ещё из «эшелона верхней власти», так сказать. Давайте разбираться!

Началось всё давным-давно.

После того, как Лада разделила поднебесный мир на свет и тень.

Был свет и была тень.

Но день не сменялся ночью, в одной половине был вечный день и вечное лето, в другой половине – вечная ночь и вечная зима.

Вот тут и задумали боги, как сделать так, чтобы всего в людском мире было поровну. И поручили эту задачу Велесу. Кто лучше бога-оборотня смог бы справиться с этим?

Обернулся Велес в чудовищно-огромного крылатого змея, взлетел, как мог высоко, да и с этой высоты ввинтился в землю. Словно гигантским коловоротом пробивал он в толще земли ходы и пещеры, выбрасывая за собой огромные камни, заставляя сдвинуться неподвижную твердь.

Могутной его силе его толчков уступила неподвижная до селе земля и… повернулась!

С тех пор, раскрученная Великим Змеем она так и крутится, сменяя день ночью, а ночь – ясным днём.

В какую сторону рыл Велес, в ту сторону и начала вращаться земля.

С того времени день стал сменятся ночью; за зимою проходили весна и лето, сменяясь на осень и зиму…

Вот так: вдох – выдох; радость – печаль; жизнь – смерть.

Это даже не однообразное повторение одних и тех же циклов, это – основа всей жизни.

Происходит это коловращение вслед за движением солнца по небесному своду – посолонь, по часовой стрелке. Значит, против часовой стрелки будет – осолонь.

Вот этот-то закон правильности движения и дал всем живущим на земле Великий Велес, это он привёл сотворённый Родом мир в движение.

Выброшенные им на поверхность камни стали горами, а там, где извивалось в могутной натуге тело змеево, пролегли русла рек.

Потому и славят Велеса, брата Хорса, как Великого Бога, Бога Всего Сокрытого, Тёмного Бога.

Вплоть до IX в. стоял на Чудском озере Тёмный Храм – капище Велесово, о чём рассказал нам летописец в житие Авраамия Ростовского: «Чудские люди ходют поклоняться идолу камену, называют его Велесом Великим и Великим Змием. Одевают его в шкуры волчии, а голову режут медвежию.»

Существовало капище и недалеко от г. Владимира на реке Колочке, где впоследствии и был основан Николаевский монастырь, который люди ещё долгое время называли «Волосовым монастырём».

В Македонии есть город Велес, расположенный под холмом Ильи-пророка. Тут надо сказать, что Илья-пророк в христианстве «принял на себя обязательства» Перуна.

А в Хорватии есть небольшой городок Волоско, расположенный как раз под горой Перун.

Стоял кумир Велеса и в пантеоне князя Владимира.

Только стоял он опричь других богов, не на возвышенности, а под нею, на Подоле, на самом берегу реки Почаины.

Почему же столь почитаемого бога не ставили на возвышенностях, как других богов, а отводили ему место внизу, словно изгнаннику?

Никакого изгнания нет! Велес – не просто бог-брат Богу-Солнцу, он сам Правитель Нижнего мира – Нави, Бог Луны, страж реки Смородины (Ра-река) и хранитель Чёрного камня Познания.

А Солнце с Луной вместе не встречаются, потому и стоит Велесов идол супротив идола Даждьбога и отца их – Перуна.

Надо сказать, что понятия «Правь», «Явь» и «Навь» - единая триада нерушимости мира. Грубо можно объяснить так: «Явь» - это реальность, в которой мы живём; «Правь» - истинные законы, которые управляют Вселенной; «Навь» - потусторонний мир, который совершенно не является миром мёртвых, как многие себе представляют, мир мёртвых находится в Нави, как и множество других, «тонких» недоступных нашему пониманию, миров.

Во всяком случае, именно так трактует эти понятия историк, знаток древнеславянского фольклора, активный участник перевода «Велесовой книги» Ю.П. Миролюбов.

И всё это обширное «хозяйство» управляется одним-единственным Тёмным (Скрытым) богом – Велесом.

Согласно ведическим учениям, после смерти человека, его душа 9 дней ищет лунный луч, по которому сможет прийти к вратам Нави, где её встретит Навий Бог, которому повинуются все низшие боги.

Дни общего поминания покойных на Руси назывались Навьими днями, и приходились они либо на воскресенье, либо на понедельник, либо на вторник Фоминой недели (Радоница, Красная горка).

До наших времён сохранилось поверье, что перед Новым Годом ворота между Навью и Явью широко открываются, и умершие предки приходят невидимо в наш мир, посмотреть на нас, своих потомков.

Отсюда и обычай богато накрывать праздничный стол – радовать достатком и хлебосольством предков.

Но строгий Бог Всего Сокрытого мог смиловаться и отпустить душу и в неурочный день, допустим, рано умерших родителей к свадьбе их ребёнка.

Вот так поётся об этом в одной из старинных песен-причитаний:

Пусти меня, Месяц, пусти меня, Ясный, на деревню тучкою!

На деревню тучкою, частым тёплым дождичком!

Частым тёплым дождичком, красною зарёю!

Дай увидеть, Месяц мой, Свет-звезда блескучая,

Как украсят к свадебке милое дитя!

Теперь понятно, почему считается доброй приметой, когда во время венчания, или на свадебном пиру прольётся частый мелкий дождик?

Так что приходилось Велесу заниматься и многими земными делами.

Почитали его и как Владыку лесов и животных.

Кому, как не ему, могущему обращаться и в волка, и в змея, и в медведя понимать язык и чаяния всех гадов земных и тварей бессловесных?

Но нужна была ему и добрая жена-хозяюшка, самому ему в помощь.

Была, была такая красавица! Звали её Асова (Азова), была она покровительницей и духом Азовского моря.

А свою земную резиденцию установил Волос на острове Буяне (Руяне), ибо такова была воля его светлоокой супруги. Почему?

Потому, как лежал на этом острове Бел-горюч камень, который не позволял Тёмному Богу «оборачиваться» в зверьё всякое.

Этих «оборотов» побаивались не только обычные люди, но и сама Азовушка, т.к. часто случалось, что в образе зверя переставал Велес различать чёрное и белое, и был способен принести не столько явной пользы, сколько сотворить страшное зло…

Но как случилось, что стали называть Велеса «скотьим богом», если изначально был он покровителем лесного зверья и Охочьим (Охотничьим) богом? А все божества плодородия, скотоводства и растениеводства находились под волею Яра, так как он являлся подателем всех земных благ? Даже день первого выгона скота на пастбища приурочивали ко дням празднования Ярилиных гулянок!

О! Это целая история!

Как все мы помним, у брата его – Даждьбога была колесница, влекомая белоснежными, златокрылыми то ли конями, то ли волами, то ли львами. Так вот, Великий Велес как-то раз этих, то ли коней, то ли быков украл! Показалось-де Волосу, что плохо присматривает братец за своей скотинкою.

Украл он тех коней-волов и отогнал их в Кавказские горы.

И наступила на земле великая засуха.

Обратились люди с мольбою к Небу вернуть им тучи-волы, иначе ждёт всё живое на земле погибель мучительная.

Крепко тогда поссорились братья-боги, так крепко, что пришлось вмешиваться их родителю – Перуну.

Задал он большую трёпку обоим, отбил у Велеса коней-волов, и Даждьбог успел напоить иссушенную землю.

Помнят об этом люди и славят победу Хорса в день первой майской грозы, прося его получше охранять скотину «от похитчиков: от медведя лютого, да от волка хищного!»

А Велесу, чтобы не повторялось больше подобного, передал Перун заботу над «всем скотьём, и над диким, и над домашним».

Так Тёмный Бог Всего Сокрытого стал ещё и богом материального благополучия.

У многих народностей бытовал обычай спрашивать вместо обычного приветствия: «Добры ли твои стада? Полны ли табуны? Не пусты ли нетели?»

Другое название богатства и достатка – «скотъ».

В Древней Руси, впрочем, как и в других краях, скот, как и хлеб, был самой жизнью, олицетворением производящих сил, плодородия и богатства, а так же – важным объектом торговли.

О состоятельности человека судили и по количеству скота, которым он владел.

Вот и вышло, что Волос стал не только богом скотоводов, но и богом торговли и богатства. По сему, в культе Велеса важную роль играют шерсть, волос, перо и жир.

Как отмечал один из крупнейших исследователей славянского язычества и культуры академик Б.А. Рыбаков: «Ранее, до самого средневековья, слово «скотъ» означало «имущество, деньги». «Скотником» именовался *финансовый чиновник*, стоящий между старостой поселения и казной – «скотней».

А непосредственно сама домашняя скотина именовалась «худоба», это, так сказать, «для отвода злого глаза».

Боги – богами, но… На Аллаха надейся, а верблюда привязывай!

Во время свадебного обряда молодых сажали на тулуп, вывернутый шерстью наружу, на брачную постель стелили шкуры, чтобы супруги жили богато.

В деревнях «Волосовой бородкой» называли последний пучок несжатых колосьев, которые специально оставляли в поле в дар полевым божествам.

Волхвы – первоначально жрецы только бога Велеса, называются так от слова «волохатый», то есть «мохнатый» или «волосатый», из-за обычая этих жрецов совершать обряды в шкурах или шубах, вывернутых мехом наружу, в подражание самому Велесу.

У западных славян встречается название Велеса-Волоса, как «Волховец»; у восточных – «Волох».

Амулеты в виде медвежьей или волчьей лапы, головы, а так же медвежью и волчью шерсть было принято вешать не на себя, а в хлеву, чтобы скот приносил больше приплода и чтобы уберечь его от злых сил.

Согласно «христианско-славянскому обычаю», после крещения Руси, функции Тёмного Бога взяли на себя аж двое святых!

В народных верованиях задачи Велеса по уходу за скотом «унаследовал» св. Власий.

В день св. Власия, который частенько называют «коровьим» или «воловьим» праздником, к этому святому обращаются с просьбами: «Святый Власий! Дай в дом на счастье гладких телушек, да толстых бычков!»

Вплоть до середины ХIX века, если случался падёж скота, то икону св. Власия обносили вокруг всего села трижды.

До этого же времени сохранялся праздник «Волоссе» или «Волосье» - этот праздник справляли, чтобы скот был тучным, а лён – высоким.

Есть ещё одно название этого же праздника – «День льняного волоса» или просто «Льняной день».

Праздник приходится на один из дней Масленицы.

Тягловый скот в этот день получает «освобождение от работ», ему несут всякую *вкусняшку*, перестилают подстилку, вычёсывают и лелеют.

Молодёжь развлекается объезжанием молодых лошадей или бычков, а люди постарше заготавливают к ночным Велесовым, пардон, Власьим святкам много жирной, мясной пищи, хотя на масленичной неделе мясо есть ещё не положено.

Но готовят столько, чтобы хватило и родне, и соседям, и гостю случайно зашедшему, и отнести на перекрёсток дорог, чтобы удача спешила со всех сторон!

(Кстати, Повелителя Нави ещё величали Властителем трёх дорог… Ну, да это я к слову!)

В этот день пекут оладьи. Пекут, да приговаривают: «Пеку оладки, чтобы тёлки были гладки!», а большие вареники, которые называют «волами» или "валуями", обильно поливают сметаною или маслом, чтобы новорожденные хорошо сосали и молока хватало.

Блины так же не оставались "пустыми". В них заворачивали начинку из яйца, из творога, мясную, овощную, крупяную. Закатывали блины трубочкой и выкладывали по кругу. Называлась такая красота - "скиба", "скибочка".

Второй святой, которого мы знаем – св. Николай.

Празднуют его 19 декабря по ст.ст. Прежде всего св. Николай – покровитель охоты и лесных жителей, а уж только потом – Санта Клаус! «На Николу и медведь в лесу – добрый хозяин!» Интересно, а почему такое совпадение?

А ещё св. Николай покровитель ростовщиков и всяческой торговли. Опять совпадение? А что тогда делать с «Николеной бородой», которую оставляют на поле точно так же, как и «Волосову»? Оставляют, да приговаривают: «Вот волос Миколе на бородку!»

Сейчас уже можно спорить, откуда взялись смутные воспоминания о 9-ом дне и о 11 февраля. К каким дням относятся Малые Велесовы Святки, а к каким – Большие?

В памяти народной остались лишь особо памятные Велесовы дни: 22-25 декабря, само собой – 31 декабря; 2, 6 января (Никола-зимний); 24 февраля (Никола-поворотник); 22 мая (Никола-вешник); 12 июля (Власий-косник); 18-20 августа (Николина борода).

В России «День охотника» отмечают 2 октября, по странному стечению обстоятельств в этот же день славяне отмечали «Вуков (Волков) день», после чего начинался охотничий сезон.

А на одной весьма любопытной иконе рядом со св. Власием изображено загадочное существо с медвежьей головой.

А клятву Святослава помните?

Клялись воины и гневом Велеса, ибо гнев тот был страшен.

«Если предам я клятву свою, то пусть стану золотом!» Это не просто слова.

Золото – это то, чем безраздельно владеет Бог земных недр, Великий Змей, Правитель Нави.

Фактически обозначает эта клятва одно: «Пусть смерть моя будет безвременной, пусть стану я вечным рабом Тёмного бога!»

А, учитывая тот факт, что Велес был ещё и покровителем воинских доспехов…

Слишком глубоко ушёл в подсознание культ Великого Бога.

Многое забылось, многое исказилось.

Но неужели мы не вспомним о том, что был этот «тёмный», расчётливый, а иногда и теряющий разум бог, – покровителем поэзии и музыки?

Кому, как не теряющему разум, писать по ночам стихи и сливаться в своих мечтах с текущей от лунного света музыкой?

«Чу ли воспети было, веще Бояне, Велесов внуче…»

(ВЕЛИКИЙ ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ) - Святодень, посвящённый Велесу Сивому Яру (Велесу Зимнему). О сию пору Велес «сшибает рог Зиме», в деревнях празднуют Коровий праздник (ибо Велес не только Бог Мудрости, но ещё и Скотий Бог - Владыка всякого живота), творят обереги на скот и двор, просят у Велеса покровительства да защиты, а скоту да добру всякому - приплоду. Вещие волхвы, вдохновенные сказители, буйные скоморохи чтут Велеса - Премудрого Бога, своего Вышнего Покровителя - особо: волхованиями да прорицаниями, воспеваниями да славлениями, а паче того - обретаемыми в радениях Духовными прозрениями... В пору двоеверия на Руси 11 лютеня/февраля отмечали день святого Власия - покровителя скота, «Коровьего Бога».

О сём в народе говорили: «Власьев день - Коровий праздник», «Власий - сшиби рог с Зимы», «У Власия и борода в масле». Сразу после Власия начинались суровые Власьевские морозы. Вскоре после Власия отмечали Онисима Зимобора (Онисима Овчара) - 15 лютеня/февраля. В этот день «зиме время вспять поворотить»; ночью «окликали» звёзды, чтобы овцы лучше ягнились, а поутру бабы «зорнили пряжу» - выставляли первый моток пряжи «на зорю», дабы вся пряжа (равно как и судьба, которую «прядёт» Богиня Макошь) была бела, чиста и крепка.

Масло (равно как и молоко) издревле входило в требы, приносимые Велесу.

Велесовы дни месяца лютеня/февраля

  1. Месяц лютень - Кологодный удел Велеса

В Лета Вращении месяцу лютеню (февралю) покровительствует Велес - Вещий Бог. О сию пору выделяют два Велесова Святодня:

    Большой (Великий) Велесов день - 11 лютеня;

    Предшествующий ему Малый Велесов день - 3 лютеня.

Также Велесу посвящены семь дней - вторые Велесовы, или Волчьи, Святки (Малые Зимние Святки) - между Велесом Малым (3 лютеня) и Велесом Великим (11 лютеня):

3 лютеня - Велес Велес Волчий Сват (или Велес Сбруйник),

4 лютеня - Велес Студёный,

5 лютеня - Велес Корович (или Велес Коровятник),

6 лютеня - Велес Телятник,

7 лютеня - Велес Лукавый,

8 лютеня - Велес Серповидец,

9 лютеня - Велес Житный Дед,

10 лютеня - Велес Зимобор,

11 лютеня - Велес сшиби рог с Зимы.

Вскоре после них празднуются:

15 лютеня - Велес Овчар,

16 лютеня - Ярило-с-Вилами и Именины Кикиморы (Марин день).

  1. Празднование Велесовых дней в эпоху двоеверия

В эпоху двоеверия на Руси отмечали:

3 лютеня - Симеон и Анна, а тако же Малый Власий («Семён с Анной сбрую починяют», «Власий коней седлает») - по поверьям, на Власия Домовой «заезжает» лошадей, и чтобы этого не допустить, на ночь к лошади привязывали кнут, рукавицы и онучи;

4 лютеня - Никола Студёный («На Студёного Николу снегу навалит гору», «Никола Студный - Волчий Сват, маковый закат») - время «звериных свадеб»;

5 лютеня - Агафья Коровятница («На Агафью Коровья Смерть по сёлам ходит») - в деревнях творили обереги на скот;

6 лютеня - Вукол Телятник («На Вукола телятся жуколы»);

7 лютеня - святой Лука («Пришёл Лука - пеки пороги с луком») - луковым духом отгоняли болезни и всякую нечисть;

8 лютеня - Захарий Серповидец («На Захария Серповидца гляди серпы на лето», «Захарию Серповидцу молятся бабы-жницы»);

9 лютеня - Никифоры-Панкраты («Пришёл Панкрат - хлебом не богат», «На Панкрата Зима убегает тёмными ночами», «На Никифора лапти плетут»);

10 лютеня - Прохор («На Прохора Зима заохала», «Пришли Прохор да Влас - никак, скоро весна у нас»).

11 лютеня - день святого Власия - покровителя скота («Власьев день - коровий праздник», «Власий - сшиби рог с Зимы», «У Власия борода в масле»). Сразу после Власия начинались суровые Власьевские морозы.

Вскоре - 15 лютеня - отмечали Онисима Зимобора, или Онисима Овчара - покровителя овец («На Онисима Овчарника Зима становится безрогой», «На Онисима Зимобора - Зиме время вспять поворотить»).

16 лютеня - отмечали Маремьяну Праведную, или Меремьяну-Кикимору, как её называли в народе. В этот день особливыми подношениями старались задобрить Кикимору, чтобы она не путала пряжу и не проказила по ночам. Тако же в народе говорили: «На Маремьяну Ярило - с вилами». Ибо, по поверьям, о сию пору Младой Ярило - Сын Велесов - «воздевает Зиму на вилы».

  1. Празднование Велесовых дней в современном Родноверии

Большой Велесов день - 11 лютеня - широко празднуется большинством современных Родноверческих Общин. Это один из наиболее значимых Святодней в году, и о нём уже написано немало. Подробнее об Уряде празднования Велесова дня - см., напр., наши: «Коло года», «Велесов день», «Славление Велеса» и др. Малый Велесов день - 3 лютеня - празднуется более узко и преимущественно теми Общинами, которые почитают Вещего Бога своим Вышним Покровителем.

Каждый человек, чтящий обычаи Предков и живущий по Родовому Искону, предстоя пред Велесом во Святодень Его, может в первую очередь обращаться к тому Лику Вещего Владыки, который наиболее соответствует складу его души. Так, например, для людей, живущих преимущественно плотскими интересами (Труженическое Сословие), Велес - Скотий Бог - является, прежде всего, Владыкой Живой Природы, а также Покровителем животного («скотьего») начала в самом человеке, связанным с физическим выживанием, продлением своего Рода и т.п. Для тех «деловых» людей, жизненные интересы которых сосредоточены преимущественно на обретении богатства и мирской выгоде (Купеческое Сословие), - Велес является, прежде всего, Богом-Подателем богатства, Покровителем торговли, выгодных сделок и т.п. Как писал один из крупнейших исследователей Славянского Язычества и культуры Древней Руси академик Б.А. Рыбаков: «Вплоть до средневековья слово "скот" означало не только домашних животных, но и имущество, деньги, богатство. Слово "скотолюбие" означало "корыстолюбие"; "скотник" - финансовый чиновник, стоящий между посадником и старостой; "скотница" - казна».

Для тех, в чьей жизни главными целями является не материальная выгода, а Честь и Слава (Воинское Сословие), - Велес является, прежде всего, Грозным Разрушителем Препятствий (Велес - Третий Лик в Великом Сварожьем Триглаве, объединяющем Сварога-Творца, Перуна-Охранителя и Велеса-Разрушителя всего сущего), Могучим Богом, с Чьим Именем связаны такие понятия, как Воля, Власть, Величие и т.п. И, наконец, для тех, в чьей жизни Духовные цели главенствуют над всеми остальными (Жреческое Сословие), - Велес является, прежде всего, Духовным Началом (как во Всемирьи, так и внутри самого человека), владычествующим над животной («скотьей») природой, Вещим Наставником, ведущим следующих Его Стезями по Духовному Пути Самопознания...

Слава Роду!

Велесов день

Велесе зимний во шкуре сивой, Со турьим рогом, с белой дорогой, Храни во поле, храни во боре, Отведи горе, а дажди доли, Во Ночи Года - оберег Роду! Гой, Вещий Сиве! Гой, Пастырь зиме! Велесу - слава! Гой!

ВЕЛЕС СИВЫЙ - ЗИМНИЙ. Отмечается 11 лютеня/февраля-месяца.

Во Святодень сей, по поверьям, Велес сшибает один рог Зиме, творит оберег скоту - гонит Коровью Смерть и даёт силу людям пережить грядущие Велесовы (Власьевские) морозы (как правило, весьма и весьма суровые), после коих зима заметно идёт на отступ. В народе об эту пору примечают: если вместе с Велесовым днём наступает оттепель, то весна ожидается тёплая; если же нет, то Морена-Зима ещё долго будет крепка во праве своём...

Готовиться к Велесовому празднику начинают заранее - с вечера предшествующего дня. Разливают по освящённым кувшинам молоко, расстилают по дому шкуры, на которые кладут коровьи рога, очищенные и высушенные.

На Капище (либо в месте, указанном сведущими людьми особливо) начинают оборудовать жертвенник, заранее готовя шкуры и окуривая место дымом горящего бычьего волоса. Иногда на шестах, стоящих вдоль священной ограды Святилища, выставляются бычьи и коровьи черепа, олицетворяющие собой связь с Иным миром, а также являющиеся мощными оберегами от всякой нечисти.

Ночью волхвы отправляются туда в одиночестве и творят там особые священнодействия, дабы узнать волю Вещего Бога. Девушки тем временем гадают, расчёсывая гребешками бычий волос. Перед тем, как лечь почивать, рекут наговор-оберег на сон грядущий:

Храните, все Боги, а боле - Велесе, Мой сон-почивание! Лодьею быстрою, лёгкою мыслею, В отдохновение от трудов праведных, Перенесите мя в Ино Заречное. Мару да Морока, страхи, притороки, Чары кикиморы, навии, иновы Узы да наузы смойте-отведите. В ладе, в усладе со мною пребудьте, Чтоб в здраве проснуться, В Явь возвернуться! Гой!

Сны, дарованные Велесом в эту ночь, считаются провидческими - вещими и, по поверьям, всегда сбываются...

Мудр и могуч Быкоголовый Велес - Вещий Бог! Всяк живот приветствует его: славься, наш Защитник! Хвала тебе, Велемудрому! Даже бестелесные навии, блуждающие где-то за Кромкой (границей, разделяющей Явь и Навь) по неведомым тропинкам Велесовых Пастбищ, ликуют, славят Великого Бога - своего Повелителя. В отличие от Светлых Сварожичей, детей Небесного Огня, Велес нисколько не враждебен к обитателям Нави, он не гонит их палящим жаром Солнечных лучей, как Даждьбог, или жгучими стрелами-молниями, как Перун, но ни один обитатель Нижнего мира не смеет противиться воле Волохатого Владыки!..

И вот, наконец, наступает день праздника. В каждом доме готовится обрядная еда - каша, обильно приправленная маслом: «У Велеса (Власия) - борода в масле!» - рекут о сём в народе; ставятся на столы заранее сваренные питные меды... Лишь говядину и телятину строго запрещено употреблять в пищу в день Велеса - Коровьего Сына (по поверьям, рождённого на Заре Мира Небесной Коровой Земун).

Приготовленная еда освещается на жертвеннике, после чего подаётся к столу. Рядом с Капищем, в нарочно приготовленной для этого избе, устраивается совместная трапеза общинников.

Много трудов в Велесов день выпадает на долю волхвов (коим Велес покровительствует особливо) и их потворников. Помимо совершения обрядов прославления Бога, жертвоприношений, когда ручьём течёт по жертвеннику освящённое молоко, помимо принесения треб, творимых как от лица всей общины, так и приносимых частным образом, на их плечах лежит организация самого празднования, кое открывается речением обрядовых кощун, например:

Се - Кощно время, зима трескучая, Солнце скрыто до весны хмарью-тучами, Ходят-бродят по земле блазни-мороки, Сторожат шалые духи уснувший бор. Не красен огонь, не свет-пересвет, - Одела Зима ледяной браслет, Белы рученьки Её - в инее, Хладом сковано небо синее. А в ночи в лесу - пляски мороков, Ходит Марушка белым облаком... А где-то там, за полями белыми, За крепями лесными ледян терем стоит, Белый хорт круг него бежит, Хвостом след метёт, таку песнь поёт: Гой ты, Мороз-братец, ходи до полатей, Замки свои отопри, ворота свои распахни, Пошире их растворяй да Гостюшку поджидай: Сивый Бог грядёт, медведя ведёт, Речёт тайно слово, что людям опора, В холода подмога да в ночи дорога! Славьте же Бога Вещего! Гой!

Также Святодень сей считается весьма благоприятным для лечения всевозможных болезней: как недугов людей, так и хворей скотины. Хорош он также и для изготовления оберегов из коровьих рогов, воплощающих собой жизненную силу Природы, и из пучков бычьей шерсти, наделяющих, по поверьям, их обладателей крепким здоровьем и богатством. Полагают, что все обереги и обережные обряды, сотворённые в Велесов день, обладают особой силой. И кому, как не волхвам, ученикам Мудрого Велеса, их Вышнего Покровителя, надлежит заботиться о том, чтобы всё, посвящённое Вещему Богу, было сделано должным образом?..

Немыслим праздник и без Велесовой боротьбы, называемой иначе Медвежьей (ибо медведь является одним из священных животных, посвящённых Велесу, а также, по поверьям, в образе Лесного Хозяина воплощён один из ликов самого Скотьего Бога).

В отличие от яростных воинских поединков, творимых на Перунов день, поединок борцов Велесовой боротьбы не изобилует множеством приёмов, являя собой, по преимуществу, добродушное любование той силой, коя даруется человеку самой Землёй-матушкой не для истребления себе подобных, но ради созидательного труда на честной ниве. Обычно на круг перед Чуром (священным Капищным изваянием) Велеса выходят два дюжих мужика, раздетых по пояс, охватывают друг друга руками и, кряхтя и упираясь изо всех сил, стараются завалить противника в снег. Волхвы при сём рекут наговор на волотову силу:

Велесе-Боже! До ны сниди, Волотову силу [имярек] дажди! Гой!

Тут же кто-нибудь из зрителей непременно вспомнит стародавнюю быль о борцах: дескать, когда-то жил в соседней деревне один мужичок, хилый с виду, но перед каждым поединком ложился он наземь, лицом в снег, и просил Мать Сыру Землю даровать ему хотя бы самую малую толику силушки её необоримой, после чего побеждал любого здоровяка - чем и вызывал ликованье всего честного народа, присутствовавшего на состязании... Борца-победителя чествуют всем миром, угощают пивом и нарекают «Велесовым избранником» - во славу Могучего Бога, неиссякаемой силы земли и только начинающей пробуждаться, ещё не зримой воочию весенней Солнечной яри...

Ночь, следующая за Велесовым днём, считается благоприятной для зачатия сильных телом и духом детей. Перед тем, как лечь в супружескую постель из настланных шкур, женщины расчёсывают своим мужьям волосы заговорёнными гребешками, что должно уберечь их в течение года от различных недугов и наделить силой и мудростью самого Велеса. Волхвы же одни уходят в ночь, глядящую на них ясными звёздами - очами Предков, во самую крепь лесную, где ставят шест с водружёнными на него бычьими рогами и радеют до самого до утра, во кобны-бубны звонкие свои бия, Вещего Бога воспевая, колославу сию многократно повторяя:

Веле-Веле-Велесе го-о-ой, Веле-Веле-Велесе гой! Веле-Веле-Велесе го-о-ой, Веле-Веле-Велесе гой! Велесе есе го-о-ой, Велесе есе гой! Велесе есе го-о-ой, Велесе есе гой!..

О сию пору Лесной Хозяин поворачивается в берлоге на другой бок, Дева-Весна встречается на пограничье Мироколицы со Старухой-Зимой и даёт ей первый бой (2 лютеня-месяца - на Громницу), а Русско-Славянская Родноверческая Община «Родолюбие» (коя была основана на Велесов день в лето 1998 от н.х.л.) празднует свой день рождения...

Велесов День (День Велеса, День Власия) – славянский праздник 11 февраля, посвященный Богу Велесу в ипостаси покровителя домашнего скота. Встарь для славян, живущих в ладу с природой и обретающих достаток собственными трудами, со скотиной на подворье связывали богатство. Потому в Велесов День обращаются к славянскому Богу Велесу как к Богу, помогающему обрести и приумножить достаток.

Велесов День наступает сразу после Малых Велесовых Святок. Об этом празднике можно больше прочесть в нашей статье «Велесовы Святки – таинственные дни, посвященные Богу Велесу ».

Славянские мифы рассказывают, что однажды Морена , Богиня Зимы и Смерти, решила уморить всех коров в деревнях да создала страшного духа коровью смерть. Было это в феврале, когда приходит пора зиме отступать. С начала Малых Велесовых Святок ходит коровья смерть по дворам и только после Дня Велеса покидает мир Яви.

Когда явилась впервые коровья смерть, Велес прознал про то, посоветовался с Богиней Макошь да другими Богами и научил деревенских женщин, как прогнать коровью смерть. С тех пор повелось, что празднуют в деревнях Малые Велесовы Святки и День Велеса, проводят обряды на защиту домашнего скота, прогоняют коровью смерть, и сказывают, что «Велес сшибает рог зиме» – зимней стуже скоро придет конец.

Славянские обряды на Велесов День

Утром в День Велеса может проводиться обряд изгнания из деревни коровьей смерти, иногда этот обряд проводят раньше, в один из дней Малых Велесовых Святок. В обряде участвуют только женщины, мужчины и дети не выходят из избы, пока женщины не вернутся после обряда домой. Деревню опахивают, создавая вокруг неё снежную борозду, которую не может переступить коровья смерть.

В Велесов День проводят обряды на здоровье домашнего скота. Обязательно дают скотине лучший корм. Часто выпекают особый хлеб, который посвящают Богу Велесу, и кормят скотину им. В муку для выпечки этого хлеба может быть подмешано немного зерна из колосьев «Велесовой бороды» – особого снопа, который посвящают Велесу при уборке урожая. При этом приговаривали:

Велес, будь счастлив на гладких телушках, на толстых бычках, чтобы со двора шли - играли, а с поля шли - скакали.

Иногда в Велесов День выставляли утром на мороз и оставшиеся колосья от «Велесовой бороды», чтобы позже при посеве зерна добавить их к остальному зерну. Славяне верили, что так урожай будет богаче. Женщины также выставляли на мороз непряденый лён, чтобы пряжа получалась ровнее, тоньше.

Хозяйки в Велесов День пекут сдобные пышки на молоке да подают их со свежим маслом. Такое блюдо появляется на столе впервые за зиму, потому что только в начале февраля коровы рожают телят и появляется свежее молоко.

В сам Велесов День не выполняют работы, кроме ухода за домашним скотом. Славяне считали, что работа в День Велеса может навлечь болезни на коров.

Приметы на Велесов День

Про день Велеса есть такие приметы да поговорки в народе:

  • У Велеса и борода в масле (в начале февраля коровы начинают рожать телят, появляется свежее молоко и масло).
  • Прольет Велес маслица на дороги, зиме пора убирать ноги.
  • Если в день Велеса оттепель, суровых морозов больше не будет.
  • Велес рог зиме сшибает.
  • Велес не обманет, от всякой прорухи упасёт! (говорили, отправляясь на торг, с Велесова Дня начиналась продажа скота).